Работы лалика. Рене Лалик – непревзойденный ювелир и стеклянных дел мастер

29.06.2017

Стеклянные бусы – безделушка, способная удивить лишь дикарей. Но все меняется, если эти бусы сделаны французским ювелирным домом Lalique. Музеи мира выстраиваются в очередь, чтобы показать украшение на выставках. Селебритис тратят миллионы, мечтая заполучить его в свои коллекции. В чем же дело?

Для светской дамы XIX века было немыслимо появиться в обществе без бриллиантов – в колье, кольцах, серьгах, подвесках, диадемах. Чем больше бриллиантов, тем интереснее позиционировалась дама. Разбавлять бриллианты разрешалось, к примеру, изумрудами и сапфирами. И, конечно, побольше золота.

Можно себе представить возмущение общественности, когда некто Рене Лалик – молодой ювелир из Парижа – всерьез начал изготавливать украшения неизвестно из чего! Какие-то полудрагоценные камни, дешевый перламутр, слоновая кость, рог, непонятные металлические сплавы, стекло. Да и сами изделия выглядели странно: кулоны и броши в виде бабочек, стрекоз, змей и лягушек, полуобнаженных барышень с прозрачными крыльями, а также ящериц, павлинов, ласточек и прочей живности. Ну какая великосветская львица добровольно посадит себе на голову… паучка или лягушонка? Между тем на такой рискованный для репутации шаг ювелир пошел сознательно.

Рене Лалик родился в 1860 году в провинции Шампань. Родители – виноторговец и портниха – сумели дать юноше хорошее образование. За его плечами – престижная Высшая национальная школа декоративного искусства в Париже (Ecole des arts decoratifs), Колледж искусств Сиденхама в Лондоне.

Рене был прекрасным рисовальщиком, получал за свое мастерство высокие награды. Закончив обучение в возрасте 20 лет, стал брать частные заказы – придумывал дизайн обоев, внештатно трудился в нескольких ювелирных компаниях. Все бы хорошо, но Лалика не вполне устраивала тогдашняя концепция, доминировавшая в ювелирном искусстве: бриллианты должны быть крупными, и их должно быть много. Эстету и выдумщику Лалику было скучно работать с большими драгоценными камнями: они казались ему грубыми.

В 1885 году Лалик открыл первую студию и стал творить в свое удовольствие. Экспериментировал с эмалями и металлами, создавал удивительные формы, сочетал разные фактуры. Бриллианты у него соседствовали с янтарем, золото с лунным камнем, стекло с древесиной. Бабочки и стрекозы, казалось, сейчас взлетят, птицы запоют. Наряду с насекомыми и цветами, в украшениях Лалика возникали изображения чертополоха, мха, грубых древесных корней, еловых лап с шишками.

Брошь-кулон с изображением Алисы Ледрю, жены Рене Лалика. 1900 г.

Но основной лейтмотив его творчества – юные красавицы в томных и страстных позах. Лалик украшал их образами броши и вазы, флаконы для духов и гребни, мебель и даже фигурки на автомобильных радиаторах.

Как в 1925 году Рене Лалик сказал французскому искусствоведу Максимилиану Готье, бравшему у него интервью: «Женщины и природа – мой главный источник вдохновения».

«Люди над вами потешаться будут»

1 августа 1888 года считается официальной датой рождения ювелирного дома Lalique. Рене Лалик регистрирует собственный товарный знак – эмблему с инициалами и мечом. Отныне этот знак будет стоять на всех его произведениях.

Ювелир работал с любым материалом, который был способен создать нужный ему эффект. Часто использовал полудрагоценные камни – не из соображений экономии, а из-за цвета и прожилок. Богатство фактур придавало творениям Лалика настоящий 3D-эффект. Украшения получались объемными и многослойными за счет тональных переливов и множества оттенков.

У Лалика стали появляться поклонники, в основном из мира богемы. Однако серьезные Дома не спешили с его признанием. По легенде, Рене Лалик пришел к директору ювелирного дома Boucheron с эскизом нагрудного украшения, на котором были изображены две летящие ласточки. Директор посмотрел, скривился и пояснил молодому мастеру, что это, мол, хоть и красиво, но «люди над вами потешаться будут». Слишком экстравагантно. Но после того как Лалик все-таки изготовил украшение, потрясенный директор немедленно выкупил его за большую сумму.

Украшение для корсажа «Стая ласточек». Около 1886–1887 г.

Рене Лалик, как сказали бы мы сегодня, попал в тренд, причем с точностью снайпера. В последние десятилетия XIX века в европейском искусстве набирал обороты стиль ар-нуво с его любовью к растительному миру, женским образам, гротеску, экзотическим сюжетам и плавным формам. Лалик по сути стал первым художником, реализовавшим этот стиль в ювелирном деле.

Эксцентричная муза

Перелом в судьбе художника, когда его буквально накрыло славой, случился в 1889 году, во время Всемирной выставки в Париже (той самой, для которой была построена Эйфелева башня). Украшения Лалика заметила Сара Бернар – именитая актриса так впечатлилась, что купила все оптом. Лучшего рекламного хода придумать было нельзя. Бернар всегда была на виду. Гениальная актриса любила щекотать публике нервы - и своим внешним видом, и экстравагантной личной жизнью. Теперь все это она делала в изящных украшениях, созданных Лаликом. Сара стала главной клиенткой его ювелирной студии.

Встреча с Сарой Бернар оказалась для ювелира судьбоносной. Это был тандем двух эксцентриков. Рене Лалик делал для Бернар роскошные «ошейники», массивные серьги, диадемы и сценическую бижутерию. Одна из самых известных работ, посвященных актрисе – брошь «Женщина-стрекоза» (Dragonfly), в которой женская красота подана как нечто прекрасное и опасное. У женщины-стрекозы, как будто дремлющей в ожидании жертвы, прозрачные невесомые крылья, инкрустированные драгоценными камнями, и массивные золотые когти. С учетом большого размера броши (23 х 26,5 см) крылья крепились на миниатюрных шарнирах и могли двигаться.

Рене Лалик. Украшение для корсажа «Женщина-стрекоза». 1897–1898 г.

В этом была некоторая извращенность – украшать женские наряды гадами и насекомыми. Но таковы были требования ар-нуво: жизнь кокетничала со смертью, красота любила уродство. Образы художников той эпохи часто совпадали. Неслучайно женщины-насекомые в работах Рене Лалика так похожи на утомленных красоток Густава Климта. Ювелирные изделия тогда вообще воспринимались как своего рода живописные картины, только написанные не маслом на холсте, а изумрудами на золоте. Или на стекле, как в случае с Лаликом.

Кстати, еще одним любимым дизайнером украшений Сары Бернар был чешский художник Альфонс Муха. Он не только рисовал для актрисы афиши, но и создавал эскизы украшений, которые затем воплощал в жизнь ювелир Жорж Фуке – главный соперник Рене Лалика.

Стрекоза на груди

В 1897 году после участия во Всемирной выставке в Брюсселе Лалик был награжден орденом Почетного Легиона. А через три года, в 1900-м, его стенд на Всемирной выставке в Париже (самой грандиозной в истории человечества; ее посетило 48 млн человек) произвел фурор. Этот стенд Лалик проектировал лично. Кованая решетка из нагих женщин-бабочек служила оградой. Внутри – самое лучшее из того, что создал мастер: эмали, бриллианты неправильной формы, бронзовые кубки, серебро, стекло, гребни, жуки и стрекозы.

Эскиз пекторали «Скарабей с распростертыми крыльями». 1898 г.

Лалик стал главным ювелиром ар-нуво и одним из самых смелых новаторов века. Его заказчиками были августейшие особы – и в их числе русская императрица Александра Федоровна, супруга Николая II. Женщины сходили с ума от его украшений. Мода стремительно менялась, ради Лалика увеличивали декольте: женщинам хотелось подчеркнуть красоту груди, на которой красовалась стрекоза.

Облака – это стекло

Еще в начале своей ювелирной карьеры Лалик столкнулся с проблемой. Он мог изобразить любую природную деталь – цветы, животных, насекомых. Но ему никак не давались облака. Наконец, художник понял: облака – это же стекло и хрусталь!

Любовь к стеклу – особая страница в биографии Рене. Он так любил этот материал, что в 1891 году придумал и запатентовал свой способ работы с ним - «pâte de verre» («стеклянная паста»). А с 1907-го начал делать флаконы для духов знаменитого парфюмера Франсуа Коти и других известных Домов – Worth, D’Orsay, Roger & Gallet. (Nina Ricci и сегодня использует хрустальные флаконы Lalique). Каждый флакон – отдельное произведение искусства, в каждом «замурован» любимый Лаликом образ: нагая девушка, стрекоза или бабочка.

Окончательный поворот к стеклу случился к 1912-му. Лалик решил полностью порвать с ювелирной темой и стать стеклодувом. Он приобрел сначала небольшой заводик в Комб-ла-Виль, а затем крупный – в Эльзасе, в местечке Винжен-сюр-Модере. Экспериментировал со стеклом сутки напролет, но обращая внимания на нормы и каноны, как когда-то с ювелирными изделиями. Попутно изобрел несколько новых методов работы с этим материалом, придумал рецепт опалесцентного стекла (до сих пор это секрет фирмы). Само собой, его вазы украшают фигурки нагих вакханок, а на пудреницах сидят стрекозы.

Надо сказать, что и тут Лалик угадал с трендом. К тому времени стиль ар-нуво начал угасать: в век технического прогресса восторгаться природой стало не модно. Рене Лалик переключился на технику: делал стеклянные скульптуры для радиаторов автомобилей (первым заказчиком стал Анри Ситроен), оформляет вагоны Восточного экспресса и столовую 1 класса парохода «Нормандия».

Если в юности Рене Лалик тяготел к миниатюрам, то в поздние годы его стали занимать крупные формы. Он проектировал фонтаны и оформлял рестораны, изготавливал световые панели для отелей и создавал хрустальные светильники. В ХХ веке на смену романтическим стрекозам пришли практичные вещи.

Лалик, Рене

Лалик, Рене
René Jules Lalique

Род деятельности:

ювелир, стеклянных дел мастер

Дата рождения:

Создавал динамичные, необычных форм произведения. После Первой мировой войны Лалик на двух фабриках (в Комб-ла-Виль с 1910, а затем, после приобретения в 1918 году другого, более крупного завода - в Винжен-сюр-Модере (Эльзас)) занимался производством разнообразных стеклянных изделий, в том числе ваз, осветительных приборов, ювелирных украшений с использованием цветного стекла, и фигур-символов для автомобильных радиаторных решёток (первое из них было сделано по заказу Анри Ситроена).

Среди наиболее известных произведений Рене Лалика - вазы Вакханки (Bacchantes), Лучники (Archers), Неразлучники (Perruches), хрустальные скульптуры Сюзанна (Suzanne), Таис (Tais), Флореал (Floreal), украшения для автомобильных радиаторов (впоследствии многие из них стали просто интерьерными объектами и выпускаются поныне) - Кризис (Chrysis) , Скорость (Vitesse), Победа (Victoire), Лоншамп (Longchamps) и многие другие.

Рене Лалик много экспериментировал со стеклом. Если первые его работы были выполнены методом «исчезающего воска» (взятым им из ювелирных техник), то затем он разработал и внедрил на заводе в Винжен-сюр-Модере метод литья под давлением. Так были выполнены многие его скульптуры и вазы.

Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) - характерная особенность произведений Лалика. Рецепт знаменитого опалесцентного стекла Лалика до сих пор является «секретом фирмы».

Свой талант Лалик приложил и к созданию хрустальных флаконов для парфюмерной компании Коти и других (Nina Ricci и сегодня пользуется хрустальными флаконами Lalique). Сегодня у бренда Lalique есть собственные ароматы, как например: Lalique De Lalique, Lalique Pour Homme или Amethyst.

В последние годы жизни Рене Лалик много занимался «крупными формами» - оформлением гостиниц, церквей, ресторанов. Пароход Нормандия оформлен фирмой Лалик. Световые панели, люстры, бра, панели дверей, колонны, предметы сервировки, посуда, интерьерные украшения, фонтаны и многое другое выпущено фирмой в 1930-40 годы.

После смерти Рене Лалика его фирму возглавил сын - Марк Лалик, а затем внучка, Мари-Клод. В 2010 г. крупная выставка произведений Лалика прошла в Московском Кремле .

Галерея

Литература

  • René LALIQUE catalogue raisonné de l" œuvre de verre (3° édi) by Felix Marcilhac , ISBN 978-2-85917-402-6 , 2004
  • Оксфордская иллюстрированная энциклопедия . Т.5. Искусство. - М.: Инфра-М; Весь Мир , 2001.
  • Warman’s Lalique by Mark Moran , ISBN 978-0-87349-787-9 ,Krause Pubns Inc, 2004
  • LALIQUE: A COLLECTOR’S GUIDE by Christopher Van Percy , 1989

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 6 апреля
  • Родившиеся в 1860 году
  • Умершие 5 мая
  • Умершие в 1945 году
  • Ювелиры Франции
  • Умершие в Париже
  • Персоналии XX века

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Идиотизм
  • Яворники

Смотреть что такое "Лалик, Рене" в других словарях:

    Лалик Рене - (Lalique) (1860 1945), французский ювелир и художник по стеклу. Учился в Школе декоративных искусств в Париже. Выполнял украшения в стиле модерн из благородных металлов, жемчуга, драгоценных камней, эмали, черепахового панциря, рога,… … Художественная энциклопедия

    Лалик Рене - (Lalique) (1860 1945), французский ювелир и мастер художественного стекла. Используя растительные мотивы, стилизованные изображения птиц, животных и др., создавал украшения и изделия из стекла в стиле модерн. * * * ЛАЛИК Рене ЛАЛИК (Lalique) Рене … Энциклопедический словарь

    Лалик Рене - Фигурка для автомобильного радиатора Рене Лалик (фр. René Jules Lalique; 6 апреля 1860 5 мая 1945, Париж) французский ювелир и стеклянных дел мастер, один из выдающихся представителей ар нуво. Вопреки мещанским вкусам своего времени создавал… … Википедия - (1860—1945), французский ювелир и мастер художественного стекла. Используя растительные мотивы, стилизованные изображения птиц, животных и др., создавал украшения и изделия из стекла в стиле модерн … Большой Энциклопедический словарь

    Лалик Р. - ЛАЛИ́К (Lalique) Рене (1860–1945), франц. ювелир и мастер худ. стекла. Используя растит. мотивы, стилизованные изображения птиц, животных и др., создавал украшения и изделия из стекла в стиле модерн … Биографический словарь

    ЭМАЛЬ (в прикладном искусстве) - ЭМАЛЬ (финифть) (франц. email, от франкского smeltan плавить), техника, применяемая в ювелирном искусстве, а также сами изделия с такой техникой. Эмали используются для украшения золотых, серебряных и медных изделий, стекла, керамики. Техника… … Энциклопедический словарь

    ювелирное искусство - вид декоративно прикладного искусства: изготовление художественных украшений, предметов быта и др. из драгоценных металлов (золота, серебра), часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями и пр.; художественные изделия из других металлов… … Энциклопедический словарь


Рене Лалик

Рене Лалик (1860-1945) - французский ювелир, выдающийся французский художник, имя которого в европейском ювелирном искусстве рубежа XIX - XX веков связано с рождением одних из самых романтических стилей в мировой художественной культуре - Модерн. Ар деко. Ар Нуво

Рене Лалик - великолепный ювелир, мастер золотого и серебряного дела, прекрасный рисовальщик, блестящий стилист, дизайнер и мэтр художественного стекла - принадлежит к плеяде лучших художников своего времени. Его творения еще при жизни стали классикой XX столетия.

Его без преувеличения можно назвать революционером ювелирного искусства.

Он являлся смелым экспериментатором в работе с цветными камнями, эмалями и различными сплавами металлов. В истории ювелирного искусства имя Рене Лалика стоит в одном ряду с прославленным российским мастером Карлом Фаберже, знаменитыми французскими ювелирами Фредериком Бушероном и Луи Франсуа Картье, известным американским художником и дизайнером Луи Тиффани.

Некоторые произведения художника, выполненные в 1896-1897 годах по заказу французского правительства, служили официальными памятными подарками во время визита императора Николая II во Францию в 1896 году и президента Французской Республики Феликса Фора в Россию в 1897 году, олицетворяя собой дружественные отношения двух держав.

У Лалика заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна, супруга Николая II, его произведения пользовались большим спросом у модниц Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов мира.

Рене Лалик создавал ювелирные украшения с использованием цветного стекла. Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) — характерная особенность произведений Лалика. Рецепт
знаменитого опалесцентного стекла Лалика до сих пор является «секретом фирмы».

Рене Лалик вносил в свои произведения невиданный для этого вида искусств острый драматизм: помимо прихотливо вьющихся женских волос и драпировок, цветов и павлинов излюбленными его мотивами были мерцающие змейки и насекомые. Вводил и мифологические гротески.


В его ювелирных изделиях из драгоценных и поделочных камней и металлов удивительным образом сочетаются черты уходящего историзма и японского искусства, которым увлекались многие европейские художники конца XIX — начала XX столетия. Мастер смело экспериментировал с полудрагоценными камнями, загадочными сплавами эмалей и металлов.


Богатая гамма оттенков янтаря, от белого до густого вишневого и черного, соседствует с матовостью черепахового панциря. Элегантность слоновой кости, кажущаяся простота прозрачного стекла, сияние жемчужного перламутра причудливо сочетаются в изделиях Лалика. Эти материалы увлекали мастера, приглашая к экспериментам, великолепные результаты которых и сегодня вызывают ассоциации с Востоком — Сингапуром, Вест-Индией, Китаем.

Необычные материалы, которые использовал Лалик, создавали поистине безграничные возможности для творческого поиска. Недомые ранее изысканные оттенки, новый стиль поражали зрителей. В изделиях мастера господствовали текучие плавные линии, позаимствованные как будто у самой природы.

Известно, что в первой половине последнего десятилетия уходящего XIX века художник создавал драгоценности для прославленной актрисы Сары Бернар. Это для нее он создает знаменитые «ошейники» из перламутра, драгоценностей, керамики или металла. Она заказывает ему колье, браслеты, брошки и гребни для каждого отдельного спектакля. Лалик даже придумывает для нее прически.

Так же Сара Бернар познакомила Рене Лалика с Робером де Монтескью, который ввел Лалика в круг символистов, а заодно и аристократов Парижского пригорода Сен-Жермэн.

Не все решаются носить зачастую громоздкие подвески Рене Лалика, целые гроздья змей или же гигантские медальоны из прозрачной эмали, окаймленной золотом. Мотивы резьбы по камню - женские головы и фигурки, прозрачные, меняющиеся в зависимости от освещения. Сара Бернар не боялась быть особенной. Она стала его поклонницей и живой моделью.

Для нее он создает сценические украшения — роскошные ошейники-колье, широкие браслеты, массивные серьги и диадемы. Она капризна, разборчива в предпочтениях и очень богата. Появляется на сцене «Одеона» в костюмах столь эксцентричных, что они могут идти только ей. Играет египетскую царицу и мальчика-подростка, легкую кокетку и откровенную даму. Среди поклонников — отец и сын Дюма, пресыщенный аристократ по фамилии Пруст, словом, лучшие. О Саре говорят во всех салонах. Рене Лалик встречает Сару в то время, когда уже отгремели ее первые российские гастроли, когда она тратит на капризы все больше и больше. В паре с Бернар Лалик становится настолько известен, что отныне в нем видят только художника, а не ремесленника.

По одной из версий, именно она познакомила художника с Калустом Гюльбенкяном, армянином по происхождению, кувейтским магнатом, ставшим меценатом Р.Ж. Лалика.
Коллекция работ ювелира в Музее Калуста Гюльбенкяна в Лиссабоне насчитывает сегодня около 150 предметов и является одной из самых крупных в мире.

Близкие о Рене всегда говорили, что он любит природу, как ребенок. Ему до последних дней нравилось следить за тем, как солнечные лучи преломляются на крылышках стрекоз. Он постоянно делал зарисовки в одном из блокнотов.


Неудивительно, что новое искусство фотографии завораживало Рене. С его помощью можно было ловко поймать в объектив и связанные между собой травинки, и пчелу, припавшую к цветку, и бабочку в полете...

В своих работах Лалик, как одержимый фотограф, тяготел к точности. Его знаменитая брошь-орхидея даже вблизи более совершенна, чем живой цветок. Взаправду кажется, что когда музейный смотритель вечером выключит свет, она пугливо свернет свои лепестки.


Маэстро за работой



Известный московский декоратор Ирина Алексина поделилась своими впечатлениями о посещении виллы Рене Лалик и одноименного музея с интерьерным Журналом Casa Ricca.

Эстетическая вселенная Рене Лалика настолько необъятна и экстраординарна, насколько и талантлива. Его имя в мировом ювелирном искусстве фактически отождествляется со стилем ар-нуво, а его работы являются эталонными образцами.

Лалик был уникальным и фантастически успешным ювелирным художником и, безусловно, легендарным мастером стекольных дел. Имя этого человека в истории мирового ювелирного искусства находится в одном ряду с именами таких всемирно известных мастеров как К. Фаберже, Ф. Бушерон, Л.-Ф. Картье, Л. Тиффани. Сара Бернар выступала в драгоценных украшениях, созданных для неё Лаликом, вызывая неизменное восхищение публики. У Рене Лалика заказывала украшения русская императрица Александра Фёдоровна и многие другие представители русской и европейской аристократии.

Рене Лалик (1860 – 1945).

Эскиз к первым украшениям, созданным в духе античности и японизма.

Изысканность и утончённость его стиля, новизна используемых материалов раскрывает философию Лалика – «Лучше искать красоту, чем выставлять напоказ роскошь».

Будучи революционером ювелирного искусства, мастер сочетал неканонические ювелирные материалы: драгоценные камни, золото, платину с эмалью, стеклом, рогами животных и так далее. При этом он был необычайно успешным бизнесменом, создавая и осваивая новые ниши массового производства предметов роскоши. Начиная с 1896 года, Лалик персонифицирует свои изделия изящной гравировкой “Lalique”, которая наносится и по сей день на продукцию фабрики вручную.

В 1905 году художник после заключения контракта с «Коти» начинает разрабатывать дизайн парфюмерных флаконов.

После смерти жены Лалик фактически полностью переключается на стекло. Здесь ему так же, как и в ювелирных украшениях суждено стать выдающимся дизайнером. Полностью посвятив себя стеклу, Лалик создаёт изумительной красоты вещи: скульптуры, часы, шкатулки, флаконы, аксессуары для автомобилей, занимается оформлением общественных и жилых помещений, декорированием ресторанов, интерьеров самых современных и фешенебельный транспортных средств таких, как знаменитый поезд «Восточный экспресс», лайнер «Нормандия » и, конечно, мастер создаёт свои знаменитые вазы, лампы, мебель. Успех был сенсационным. Лалик просто фонтанировал идеями, удивляя публику и экспертов.

Лайнер «Нормандия», поезд «Лазурный берег - Пульман экспресс»

Он постоянно учился, экспериментировал, постигал новое и создавал своё. Его знаменитый рецепт опалесцентного стекла является «секретом фирмы» и сегодня. Мастерски исполненные изделия завораживают, магически притягивая взгляд. Лучшие музеи мира и самые взыскательные клиенты были счастливы иметь в своих коллекциях его работы, отражающие феноменальное преображение материала. Это было воплощение роскоши нового типа – художественной.

Прижизненное признание мастера в профессиональной сфере было грандиозным: широкая известность после Всемирной выставки в Париже , объявление Лалика лучшим ювелиром Франции, награждение орденом Почетного легиона – являются примерами общественного успеха.

У Лалика существовало концептуальное правило, отражающееся в любых его работах – это правило 3-х F – «Femme, Faune, Flora» - «Женщина, фауна, флора» . Замечательно, что новые коллекции современного дома Lalique демонстрируют преемственность этих принципов эстетики.

В начале 1920 годов Лалик поселился в Эльзаском регионе в Винген-Сюр-Модер, где хрустальное и стекольное производство имеют вековые традиции. Там расположены его завод и знаменитая вилла, которая сейчас отреставрирована и преобразована в фешенебельный отель с 6 номерами , декорированными элегантной мебелью и аксессуарами, производимыми компанией Lalique, продолжающей успешно развивать традиции великого мастера.

Вилла Лалик в Вингене

И когда мне выпала счастливая возможность посетить музей и виллу Лалика в Вингене, то я с удовольствием там побывала. Чудесным солнечным сентябрьским днём казалось, что сама природа вокруг дышит спокойствием и безмятежностью, такое же ощущение умиротворения и покоя в сочетании с самым изысканным комфортом создавал интерьер виллы. Дизайнеры дома Lalique Леди Тина Грин и Пьетро Мингарелли бережно провели реконструкцию фасада фахверкого дома в эльзаском стиле с черепичной крышей, сохранив очарование этой загородной виллы.

Атмосферу аутентичности создают аксессуары и графические работы, эскизы Лалика, образ завершают семейные фотографии.


Интерьер сьюта на вилле Lalique

Дизайнеры Lalique Maison , вдохновленные эстетикой мэтра, создали мебель, в которой отражаются традиции эстетики Лалика. Они сделали это так эффектно и органично, что интерьер получился элегантным и совсем не старомодным, а, наоборот, выглядит цело и свежо. Орнаменты, придуманные Лаликом, перешли на лампы, текстиль, мебель.

Музей Lalique

Двери музея открылись совсем недавно - в 2011 году в Вингене, где в 1921 году Рене основал свой завод. Музей был спроектирован бюро французского архитектора Жана-Мишеля Вильмотта . В экспозиции представлены вещи из коллекций внучки Лалика Мари-Клод и нового хозяина предприятия швейцарского бизнесмена Сильвио Денца .

Музей Lalique

Экспозиция музея разделена по разделам: ювелирное искусство, парфюмерия, выставки, жилые и общественные интерьеры. В ней, например, воссозданы интерьеры поезда «Лазурный берег - Пульман экспресс» и представлено множество фотографий.

Также демонстрируются фильмы о творческом пути Рене Лалика и о современном производственном процессе. Виден весь процесс эволюции изделия – от создания эскиза, макета и формы до отлива, шлифовки, декорирования, приёмки и нанесения логотипа. Каждое изделие проделывает этот многодневный путь – от расплавленной хрустальной массы, изящно называемой мёдом, до завершенного, сверкающего произведения искусства.

LALIQUE René, Broche Fée, vers 1897-98. LALIQUE René, Pendentif Guêpes et prunus, vers 1904.

LALIQUE Marc, Motif Deux Poissons, 1953

Обновление коллекций происходит каждый сезон, и последняя коллекция демонстрирует это утверждение. Так для коллекции Chrystal Architecture работает целый ряд известных архитекторов, например, ныне покойная Заха Хадид создала изумительные по своей пластике вазы.

Вазы Lalique, дизайн Заха Хадид

Сегодня компания динамично развивается, удивляя спектром новых коллабораций: сотрудничество с российским брендом Beluga привело к созданию уникального декантера.

Запущен благотворительный проект с Элтоном Джоном , появилась серия художественных панно с Демьяном Хёрстом , хрусталем Lalique была украшена специальная модель рояля Steinway .

Если вы любите утонченную роскошь, отправляйтесь в путешествие в Винген, отдохните на вилле Lalique и окунитесь в настоящее искусство, посетив одноименный музей.

Текст: Ирина Алексина (декоратор)

Фотоматериалы: lalique.com

Французский дизайнер и предприниматель, представитель модерна, корифей ювелирного искусства и художественного стеклоделия. Родился в городке Ай (департамент Марна) 6 апреля 1860.


Он создавал драгоценности для неповторимой Сары Бернар. У него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна. Его произведения пользовались спросом у модных парижанок и жительниц других столиц мира. Рене Жюль Лалик, ювелир и художник по стеклу, по праву считается одним из лидеров стиля ар нуво.

Р.Ж. Лалик. Кулон Клубок змей с цепочкой. Франция. 1898–1899. Золото, жемчуг, эмаль; чеканка. 11,0 х 5,9 см. Поступил из Первого филиала Государ-ственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица) в 1924–1925 гг.

Больше ста лет тому назад, 26 января 1903 года, в Санкт-Петербурге открылась выставка "Современное искусство", инициаторами и организаторами которой стали русские меценаты - князь Сергей Щербатов и Владимир фон Мекк. В экспозиции были работы

К. Коровина, А. Бенуа и других членов объединения "Мир искусства". Рене Жюль Лалик был также приглашен в столицу Российской империи и представил несколько десятков ювелирных изделий. Большинство предметов было прод но автором прямо на выставке и, возможно, многие из них и сегодня сохранились в частных собраниях в России.

Имя Р.Ж. Лалика в истории мирового ювелирного искусства стоит в одном ряду с именами таких всемирно прославленных мастеров, как Карл Фаберже, Фредерик Бушерон, Луи-Франсуа Картье, Луис К. Тиффани.

В его ювелирных изделиях из драгоценных и поделочных камней и металлов удивительным образом сочетаются черты уходящего историзма и японского искусства, которым увлекались многие европейские художники конца XIX - начала XX столетия. Мастер смело экспериментировал с полудрагоценными камнями, загадочными сплавами эмалей и металлов. Богатая гамма оттенков янтаря, от белого до густого вишневого и черного, соседствует с матовостью черепахового панциря. Элегантность слоновой кости, кажущаяся простота прозрачного стекла, сияние жемчужного перламутра причудливо сочетаются в изделиях Лалика. Эти материалы увлекали мастера, приглашая к экспериментам, великолепные результаты которых и сегодня вызывают ассоциации с Востоком - Сингапуром, Вест-Индией, Китаем.

Необычные материалы, которые использовал Лалик, создавали поистине безграничные возможности для творческого поиска. Недомые ранее изысканные оттенки, новый стиль поражали зрителей. В изделиях мастера господствовали текучие плавные линии, позаимствованные как будто у самой природы.

Известно, что в первой половине последнего десятилетия уходящего XIX века художник создавал драгоценности для прославленной актрисы Сары Бернар. По одной из версий, именно она познакомила художника с Калустом Гюльбенкяном, армянином по происхождению, кувейтским магнатом, ставшим меценатом Р.Ж. Лалика. Коллекция работ ювелира в Музее Калуста Гюльбенкяна в Лиссабоне насчитывает сегодня около 150 предметов и является одной из самых крупных в мире.

Р.Ж. Лалик. Гребень. Франция. 1900–1902. Рог, золото, серебро; резьба, шлифовка. 10,6 х 10,4 см. Поступил из Первого филиала Государственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица) в 1924 г.

В упомянутом собрании находится украшение для корсажа "Женщина-стрекоза", отличающееся ярким колористическим решением. Подобно тончайшему кружеву, рисунок изделия соткан из эмалей, бриллиантов и полудрагоценных камней, оправленных в тонкий контур из золота. Изображение стрекозы было одним из любимых мотивов Лалика, наряду с экзотическими и сказочными птицами и насекомыми.

В галерее "Мунстон" хранится более сдержанная по цветовым сочетаниям, выдержанная в холодных зеленых тонах брошь "Стрекоза". В изысканном изделии Р.Ж. Лалик вновь создает образ прекрасной женщины-стрекозы. Ее торс словно вырастает из длинной вертикали хвоста, который ассоциируется с облегающими женскими туалетами эпохи модерна. Украшение выполнено из золота, эмали, хризопраза и бриллиантов.

Начиная с 1896 года, мастер на своих изделиях гравировал автограф: "Lalique". Изделия, созданные по его проектам, приобретают не только частные лица, крупные коллекционеры, но и музеи разных стран мира, достоянием которых они остаются и сегодня. В 1902 году агенты петербургского Училища технического рисования барона Л.К. Штиглица приобрели у Лалика 5 работ за 4500 франков. В собственности училища произведения французского мастера находились на протяжении двадцати одного года. А в 1923 году эти вещи перешли в собрание Государственного Эрмитажа.

Среди экспонатов крупнейшего российского музея - знаменитая подвеска 1900–1901 годов "Клубок змей" из золота и выемчатой опаловой эмали. Надо отметить, что к игре опаловых оттенков Р.Ж. Лалик испытывал особое пристрастие на протяжении всей жизни. В прославленной эрмитажной коллекции находится стопа желтого стекла в серебряной оправе, чеканенной листьями и цветами чертополоха - повторение стопы из Лиссабонского музея.

В 1956 году в собрание Эрмитажа поступила хранившаяся до войны в Александровском дворце Царского Села камышовая трость с серебряным набалдашником, украшенная золотой фигуркой изящной девушки-стрекозы, вероятно, принадлежавшая до революции кому-то из членов царской семьи. По имеющимся данным, трость также была выполнена французским ювелиром.

В 1904 году Р.Ж. Лалик увлекся художественным стеклом. Он делал вазы, завораживающие одновременно волшебством древнейшего в мире рукотворного материала и богатством его трактовок. То прозрачные, то матовые, вазы от Лалика отличаются тонкостью рисунка и изысканной пластикой форм. Иногда они удивляют возникающим словно из глубин хрупкого материала высоким рельефом. Многие произведения Лалика завораживают необыкновенной красотой опалового стекла, которое он использовал в своих изделиях. Этот период стал переломным для творческой манеры мастера. Из его мастерской теперь выходили стеклянные броши и подвески самых неожиданных форм - круглые, квадратные, вытянутые или напоминающие падающую каплю воды, декорированную изображением рыбки. Р.Ж. Лалик начал использовать стеклянные вставки и при изготовлении большинства своих ювелирных произведений.

Р.Ж. Лалик. Стопа. Париж. 1902. Серебро, стекло; литье, чеканка. Высота 16,0 см, диаметр 9,0 см. Поступила из Первого филиала Государственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица) в 1924 г.

В коллекции Государственного Эрмитажа в Петербурге есть брошь, созданная в 1903–1905-х годах, со вставкой голубого стекла, под которое подложена фольга, усиливающая игру света и тени. Простая металлическая оправа делает ее образцом недорогого украшения того времени.

В 1905 году художник, заключив контракт с известной французской фирмой "Коти", начал разрабатывать дизайн парфюмерных флаконов. С 1918 года он работал только со стеклом. Поздний период творчества позволяет отнести Рене Лалика к числу крупнейших дизайнеров стекла первой половины ХХ столетия. Его изделиям из стекла, как и ювелирным украшениям, суждено было оказать существенное влияние на формирование и дальнейшее развитие декоративно-прикладного искусства нового XX века.

Прижизненная слава Р.Ж. Лалика была велика. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже ему присудили Гран-при и наградили орденом Почетного Легиона. Работы парижского ювелира входили в экспозиции многих стран Европы. На Всемирной выставке 1926 года у него уже был собственный павильон.

Фирма Lalique продолжила существовать и после смерти великого мастера, который скончался 5 мая 1945 года в Париже на восемьдесят шестом году своей долгой и яркой жизни. И сегодня модницы всего мира высоко ценят неподражаемые ювелирные украшения, таинственно-элегантные флаконы для духов, фантастические вазы и даже…. незабываемые ароматы духов.