Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника. Проектная деятельность в работе с семьей

Формы взаимодействия педагогов с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Чтобы ответить на этот вопрос “Что такое взаимодействие педагога с родителями”, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

Основная цель всех форм взаимодеи?ствия ДОУ с семьеи? установление доверительных отношении? между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. В педагогической литературе термина «нетрадиционные формы общения с родителями» нет, многие дошкольные учреждения их используют. Под нетрадиционными формами подразумевается использование элементов развлечений, игровое моделирование, совместные с родителями практикумы и другие, направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду».

В настоящее время помимо поиска новых форм педагогического просвещения меняется и его содержание.

Часто в ДОУ проводятся мероприятия по принципу развлекательных программ-КВН, «Педагогическое поле чудес» и др. Несмотря на их многообразие для таких форм характерно создание не принужденной обстановки, и детактивное привлечение к этой работе. Но, как показала практика, педагогическое содержание часто отходит на второй план и работа с родителями сводится лишь к совместному проведению досуга. На мой взгляд, важно строить общение с родителями, чередуя традиционные и нетрадиционные формы.

Цель нетрадиционных форм - заинтересовать родителей проблемами воспитания своего ребенка, сформировать у них уважительное отношение к труду воспитателей, приобщить к жизни детского сада. Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют свое отношение к детскому саду. Они стараются помочь в организации мероприятий, создается доверительная домашняя обстановка, и что не менее важно родители сближаются со своим ребенком, начинают лучше его понимать.

Кротовой Т.В. разработана классификация нетрадиционных форм. Автор относит к ним информационно - аналитические («почтовый ящик»), досуговые (совместные досуги, праздники), познавательные (семинары - практикумы, устные педагогические журналы), наглядно - информационные (дни открытых дверей, информационные проспекты для родителей).

Смысл, назначение нетрадиционных форм в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, они способствуют пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» родителей в жизнь ДОУ способно продемонстрировать им особенности воспитания и обучения детей в детском саду.

В детском саду нередко проводятся разнообразные аналогичные формы: «Педагогические гостиные», «Посиделки» и т.д. В литературе говорится о методическом аспекте работы, т.е. о проведении с воспитателями специальных деловых игр, которые помогут перейти им от традиционных к более открытым формам сотрудничества с родителями на основе партнёрства.

В последнее время в ДОУ внедрена и активно используется новая форма работы - проектная деятельность. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. В детском саду проекты могут быть только взросло - детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты ДОУ.

Сущность понятия "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями как "проект", "деятельность", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта .

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и образование.

Проектная деятельность - форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели.

Проектная деятельность - это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:

ь способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;

ь способ взаимодействия с окружающей средой;

ь поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.). Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться:

ь самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;

ь ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.

Воспитатели знают, что обычно замысел дошкольника опережает его возможности и ребенку необходимо помощь взрослого, поэтому к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепляет детско - родительские отношения.

Еще одна важная особенность проектной деятельности состоит в том, что она носит адресный характер как в процессе общения, так и в конечном результате. Как считает Н.Е. Веракса, “проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге становится одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику”.

Проектная деятельность приучает дошкольника к ответственности за проделанную работу, повышает его авторитет перед сверстниками и собственную самооценку.

Несмотря на общие особенности структуры, Веракса Н.Е. выделяет три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную, каждый из них обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. Проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи.

В детских садах чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, направленные на развитие познавательных и коммуникативных способностей дошкольников. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершенствованию детско - родительских отношений.

В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

По мнению А.Густомясовой, дошкольное учреждение является институтом общества, специально созданным для социализации дошкольника. Одновременно доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и самореализуется. При этом успешность заключается не в дублировании и не в замене функций одного института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.

А.Густомясова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:

1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.

Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не столько учить, сколько помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижения и таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.

  • 2. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей.

Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

3. Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.

Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению.

Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.

4. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Благодаря этому возникает общее настроение энтузиазма всех участников проекта.

Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка (что доказано отечественными и западными учеными).

Основным ориентиром при организации проектной деятельности для нас являются важнейшие психологические потребности детей (Л.Семенова), в числе которых:

ь потребность в любви, нужности другому;

ь потребность в понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей, действий;

ь потребность в доверии к окружающему миру, другим людям;

ь потребность в новых впечатлениях, притоке информации;

ь потребностьдетей в самостоятельности.

Для эффективности работы я адаптировала алгоритм реализации проектов, предложенный А.Густомясовой, к условиям ДОУ.

  • 1 этап - подготовительный. Основные задачи: мотивация родителей и их детей на предстоящую деятельность; накопление у детей необходимых знаний (с детьми обсуждается тема проекта, создается мотивация к предстоящей деятельности); знакомство родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами; подготовка методической и материально-технической базы, разработка сценария финала.
  • 2 этап - исполнительский, собственно проектная деятельность родителей и детей. Основные задачи: развитие социальной компетентности ребенка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребенка; формирование привычки у родителей в содержательном проведении семейного досуга.

Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи.

3 этап - презентация проектов. Основная задача: получение чувства удовлетворения от проделанной совместно работы. Форма проведения: досуг, праздник, марафон.

Родители и дети рассказывают, как они работали над темой проекта, демонстрируют результат совместной деятельности, делятся наблюдениями и переживаниями, оценивают свои достижения, успехи, открытия. Участники проекта награждаются аплодисментами, благодарственными письмами, сладкими призами.

Таким образом, совместную проектную деятельность мы определяем как важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.

«Совместная проектная деятельность учащихся и родителей как одна из эффективных форм патриотическоговоспитания».

У русского народа идея патриотизма всегда рассматривалась в широком диапазоне. Свидетельства о патриотизме встречаются ещё с той поры, когда появились военно-исторические документы и летописи. Вспомните «Слово о полку Игореве».

Патриотизм носит всегда личностный характер и проявляется в преданности и служении своей Родине. В "Уставе ратных и пушечных дел" (1607-1621 гг.) патриотизм закреплялся законодательно и ставился выше всех ценностей и добродетелей. Сейчас эта идея, главным из принципом которой стало "служение Отечеству и своим ближним" стало немного размытым понятием.. Поэтому так необходимо брать опыт предшествующих поколений, развивать этот опыт и доказывать на деле свой патриотизм. Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. Так, А.Н. Радищев отмечал, что "истинный человек и сын Отечества есть одно и то же".

Я не ставлю высоких целей, а начинаю с малого, начинаю прививать любовь к Родине с познания и любви к своей семье. Не случайно патриотизм включает в себя:

·чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

заботу · об интересах семьи;

гордость за свою семью;

уважительное отношение к прошлому семьи, его обычаям и традициям;

ответственность за судьбу семьи, её будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету семьи;

гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности по отношению к своей семье. Если воспитать в ребёнке эти качества, он научится любить и свою Родину.

Наша работа направлена на то, чтобы все наши дела и проекты прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма. Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.

Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения.

Что бы ни говорили, все люди руководствуются в жизни не только фактами, сколько переживаниями, а дети - тем более. Всё, что не затрагивает их переживания, не оставляет след в душе, ими не принимается, принимается только то, что доставляет радость. Жизнь - это постоянное взаимодействие с окружающими людьми. Сблизить ребёнка с семьёй могут общие интересы, общие проблемы, общее дело. Как найти это общее дело, как сделать, чтобы сближение с семьёй было не формальностью, как привлечь родителей в школу, как сделать эти интересы общими? Эти вопросы не давали мне покоя.

Четыре года назад мы решили попробовать совместную форму взаимодействия - проект. Мы (это родители и ученики) стали участниками социального проекта компании РУСАЛ «100 классных проектов». Большей частью этот проект и стал той счастливой случайностью, который сблизил нас, а когда мы его реализовали, нам захотелось опять что- то совместно делать, жить одними проблемами, вместе их решать. И так уже 4 года.

С чего всё началось? А началось с разногласий. Ведь часто ребёнок слышит фразу от родителей: « А вот мы…, а вот в наше время…». Тогда мы решили узнать, описать и сохранить историю разных поколений людей, когда им было 13-14 лет, создать летопись Памяти, передвижной стенд в классе, организовать праздник-общение. Проект задуман для организации общения, взаимодействия, с родителями.

Нам стало интересно, какими были разные люди из разных поколений, когда им было 13-14 лет, ведь они жили в другой стране, в другом веке. Мы хотели узнать, какие традиции были у них, какие символы; какие вещи они носили, какие добрые дела совершали, какие песни пели, как проводили досуг, какие традиции соблюдали, к каким идеалам стремились, о чем мечтали, как любили Родину, свой город и свою семью. На эти вопросы предстояло нам ответить. Родители подключились к этой работе. Мы вместе писали Летопись Памяти.

Собрали некоторые атрибуты, вещи, предметы и сделали стенд (это был наш передвижной мини-музей в классе). На стенде были рассказы, сочинения, стихи о разных поколениях, фотографии взрослых, когда им было 13-14 лет, а если не было некоторых фотографий (они не сохранились), то наши художники создавали образ по описанию и рассказам.

Когда проект был завершён, то состоялся Праздник поколений «Все мы родом из детства».

На Празднике были подведены итоги, состоялся обмен впечатлениями, экскурс в историю: познакомились и прочитали Летопись Памяти, рассказали, что мы узнали и увидели (это наш маленький стенд-музей). Каждое поколение показывало свой традиционный праздник из детства. Мы показали, рассказали, а может, даже и доказали, что мы - достойное поколение.

Потом был проект « Связь времён и поколений», « Тайны создания домашнего очага, « Милой мамочки портрет». Всё это были проекты, которые мы делали вместе с родителями.

Сегодня мы уже в 10 классе. Мы стоим на пороге выбора профессии, поэтому и проект, который задумали и воплощаем в жизнь, называется «Профессия моих родителей и мой выбор».

Работа над проектами стала ярким событием в жизни, сделав единомышленниками педагога, родителей и детей.Мы хотели показать, рассказать, а может, даже и доказать, что мы разные, но каждое поколение - достойное поколение.

Все это делаем ради поиска истины и связи времен, чтобы сохранить историю, оставить память о себе и о своих близких, получить опыт общения и взаимоуважения, возродить традиции, привлечь внимание других детей к истории своих семей, близких людей, к истории своей страны. Ведь любовь к Родине, по нашему глубокому убеждению, начинается с семьи, с близких людей, с людей, которые живут с нами рядом.

Теперь мы всегда вместе, у нас есть общие заботы, проблемы, но мы их научились решать сообща. И я теперь уверена в том, что совместная проектная деятельность учащихся и родителей - это одна из эффективных форм патриотического воспитания.

Ирина Саюшова
Виды проектов в ДОУ и роль взрослых в совместной проектной деятельности детей, родителей, воспитателей

В настоящее время основная задача ДОУ и семьи - развитие познавательной инициативы ребенка, мотивационной готовности к обучению, развитие качеств, позволяющих ребенку уметь отстаивать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми .

Успешно осуществить эту задачу возможно лишь совместными усилиями ДОУ и семьи, ведь родители – это первые и главные воспитатели ребенка с рождения и на всю жизнь. Родителям следует помнить , что детский сад – помощник в воспитании ребенка . Главное условие успешного воспитания , обучения и развития ребенка – взаимодействие семьи и ДОУ, партнерские отношения педагогов и родителей , включение семьи в жизнь детского сада, единство методов воспитания и обучения .

Одним из методов такого взаимодействия является совместная проектная деятельность детей , родителей и воспитателей . Проектная деятельность оказывает большое значение для разностороннего развития ребенка :

1. Расширяются знания ребенка об окружающем мире.

2. Развиваются познавательные и коммуникативные способности.

3. Развивается умение регулировать свое поведение.

4. Развивается умение определять этапы реализации проекта , следовать задуманному плану.

5. Ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

6. Проектная деятельность позволяет воспитывать активного деятеля , а не исполнителя.

Анкетирование, которое мы провели в начале учебного года, показало, что из опрошенных 25 семей 16 семей назвали наиболее интересными формами взаимодействия , 24 семьи готовы участвовать в проектной деятельности в новом учебном году.

1 Вопрос :

Какие проекты , организованные в прошлом году, Вам показались наиболее интересными?

2 Вопрос :

Что такое проектная деятельность ?

3 Вопрос :

Какое значение, по Вашему мнению, имело участие в проектной деятельности для Вашего ребенка в прошлом учебном году?

Сегодня я расскажу о видах проектов по тематике , которые мы используем в образовательной работе с детьми.

Классификация проектов по тематике такова :

1. Информационно – социальные проекты . В ходе реализации этого проекта дети собирают и изучают информацию из книг, журналов, в системе интернет и т. д. Результаты оформляются в виде доклада, видеофильма, газеты, папки – раскладушки.

2. Практико-ориентированные или нормативные проекты . В процессе этого проекта создается свод правил, которые можно использовать в жизни группы, детского сада. Результаты оформляются в виде памятки, альбома, рисунков, модели.

3. Творческие проекты . Дети овладевают видами творческой деятельности . Оформление результатов происходит в виде праздника, концерта, дизайна, видеофильма, драматизации, альбома, совместной газеты .

4. Исследовательские проекты . Дети получают ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей.

5. Игровые проекты . Дети входят в образ персонажа сказок и решают по-своему поставленные проблемы.

4 Вопрос :

Определите вид проекта по тематике :

- «Какая бывает вода?» - (исследовательский) .

- «Дорожная азбука» - (нормативный) .

- «Осенние фантазии» - (творческий) .

-«Мой домашний питомец» - (информационно- социальный) .

Проектной деятельности дошкольников имеет свои особенности. Особенностью проектной деятельности в ДОУ является то , что ребенок в силу ограниченного кругозора еще не может самостоятельно найти противоречие в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно -образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги ДОУ и на добровольной основе вовлекаются родители . Дошкольник, по словам современных исследователей (О. Газман, В. Бедерханов и др., еще не может быть автором, организатором проектной деятельности . Он нуждается в помощи взрослых . По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребенку найти необходимые средства и способы, знакомит с новым. Опираясь на помощь взрослых , дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям , совместный поход в библиотеку , чтения детских познавательных и справочных книг, работу в поисковой системе Интернет, наблюдений, экскурсий. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности : оформление альбомов, рисование, лепка.

5 Вопрос :

Назовите особенности проектной деятельности детей .

(Кругозор ребенка, уровень его навыков, умений не позволяет рассчитывать на высокую степень самостоятельности, поэтому необходима помощь взрослого ).

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов :

Выбор темы проекта ;

Определение цели, задач проекта ;

Реализация проекта ;

Презентация проекта .

Давайте рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта .

6 Вопрос :

Какую тему выбрать для проекта ? (Тема должна быть интересна ребенку, соответствовать его возрастным особенностям, может быть связана с содержанием тематического планирования или с событиями, праздниками).

Задача родителей на данном этапе – осуществить с детьми выбор темы, интересной для детей , составить план познавательной деятельности . Один из способов введения в тему – модель «трех И» :

1-ая И – и (звестно) - Что знаем?

2-ая И – и (нтересно) -Что хотим узнать?

3-я И – и (зучили) – Что узнали?

В процессе обсуждения данных вопросов происходит развитие речи ребенка, стимулируется его познавательная активность. Задача взрослых – создать условия для реализации познавательной деятельности .

Следующий этап : определение цели и задач проекта .

Цель проекта ставится на основе проблемы, наиболее актуальной для детей на данном отрезке времени.

Задачи проекта должны обеспечивать психологическое благополучие детей , развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков, творческого мышления и воображения, поддерживать детский интерес к данному проекту .

Задача взрослых на этом этапе – создать условия для осуществления детских замыслов. Реализация проходит в различных видах деятельности : творческой, экспериментальной, продуктивной. В процессе реализации проекта у ребенка происходит развитие всех психических процессов.

Сегодня мы с вами разработаем примерный алгоритм действий взрослых на данном этапе проектной деятельности .

7 Вопрос :

Как вы считаете, с чего следует начать работу :

А. –Создать развивающую среду.

Б. – Подсказать интересную тему.

8 Вопрос :

Что входит в развивающую среду?

(Книги, пособия, энциклопедии, игры, предметы) .

9 Вопрос :

Какова дальнейшая роль взрослых ?

(Помогают спланировать деятельность : к кому обратиться за помощью, в каких источниках найти информацию, что использовать. При необходимости взрослые оказывают практическую помощь.)

Взрослый «наводит» ребенка, помогает обнаружить проблему, провоцирует ее возникновение, вызывает интерес к проблеме, «втягивает» в совместную проектную деятельность . Но надо помнить – главное не переусердствовать с помощью и опекой, чтобы не подавить детское творчество и стремление к самостоятельности. Взрослому надо обязательно замечать первые попытки самостоятельно решить проблему : «Ты молодец, быстро придумал!» , «Хорошо, что ты вовремя помог!» .

Следующий этап – презентация проекта .

Важно, чтобы в основу был положен материальный продукт, имеющий ценность для ребенка. Презентации могут быть разных видов : оформление альбомов, выставок, стендов, папок-раскладушек, создание мультимедийных фильмов, проведение концертов, показ спектаклей. В процессе презентации раскрывается творческий потенциал ребенка, находят применение сведения, полученные в ходе реализации проекта .

10 Вопрос :

Какова роль взрослых на данном этапе ?

(Задача взрослых – создать условия для того, чтобы дети могли рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за свои достижения.)

Таким образом, деятельность взрослых можно оформить в виде такой таблицы - памятки, предлагаем ее вашему вниманию :

Этапы Деятельность взрослых Деятельность детей

1 Формируют проблему (цель) .

Подбирают методическую и справочную литературу, пособия, игры.

Вводят в игровую ситуацию.

Формируют задачу. Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задач.

2 Помогают в решении задач.

Помогают спланировать деятельность : к кому обратиться за помощью, в каких источниках найти информацию, что использовать.

Организуют деятельность разных видов (НОД и совместные виды деятельности ) . Объединение детей в рабочие группы .

Распределение работы по проекту .

3 Оказывают практическую помощь по необходимости.

Направляют и контролируют осуществление проекта . Формирование специфических знаний, умений, навыков.

4 Готовят к презентации.

Помогают провести презентацию. Готовя продукт деятельности к презентации .

Проводят презентацию зрителям или экспертам.

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка, и для нас, взрослых . Задача родителей - знать суть этой проектной деятельности , её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью. Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество и ваше активное участие в совместной проектной деятельности .

Цель : Формирование у родителей представлений о методах взаимодействия с детьми в процессе проектной деятельности .

Задачи :

1. Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность .

2. Познакомить родителей с видами проектов по тематике .

3. Совместно разработать алгоритм деятельности взрослых при разработке , реализации и презентации проектов .

Выступление на второй международной научно-практической конференции "Опыт, проблемы и перспективы реализации современных педагогических технологий в системе образования" и публикация в сборнике материалов конференции. В статье и выступлении представлен практический опыт организации совместной проектной деятельности в условиях детского дома.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В свете введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта для успешной социализации воспитанников в обществе и их духовно-нравственном воспитании педагогу необходимо переходить к реальным действиям в выборе эффективных средств и форм воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод совместной проектной деятельности. СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Совместная проектная деятельность – коллективная творческая работа, имеющая социально значимый результат, может применяться и как воспитательное средство, обеспечивающее отношение сотрудничества взрослых и детей эффективное средство воспитания

Особое значение совместная проектная деятельность приобретает в нашем учреждении для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, где несущим стержнем воспитательного процесса является содействие формированию адекватных моделей восприятия окружающей действительности, снятии агрессии, вовлечение воспитанников в социально-значимую деятельность. СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Совместно с воспитанниками детского дома были реализованы проекты: « Я - организатор», «Сказочный городок», «Бюро добрых дел», «Болеем за наших» и другие, основная цель которых направлена на установление новых способов социального взаимодействия с миром взрослых и формирование своей Я - концепции и мировоззрения. СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА Я - ОРГАНИЗАТОР БЮРО ДОБРЫХ ДЕЛ ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА НАС НЕ ДОГОНЯТ БОЛЕЕМ ЗА НАШИХ СКАЗОЧНЫЙ ГОРОДОК

Проект «Сказочный городок» был направлен на создание эмоционально - благоприятных условий для личностного развития воспитанников через озеленение и благоустройство территории детского дома. ПРОЕКТ «СКАЗОЧНЫЙ ГОРОДОК

ПРОЕКТ «СКАЗОЧНЫЙ ГОРОДОК

В ходе реализации проекта повысился уровень социальной компетентности воспитанников, укрепилась их заинтересованность в сотрудничестве с педагогами, произошла обоюдная реализация творческих способностей. ПРОЕКТ «СКАЗОЧНЫЙ ГОРОДОК

ПРОЕКТ «СКАЗОЧНЫЙ ГОРОДОК

Целью проекта «Визитная карточка группы» стало воспитание доброжелательных отношений в коллективе воспитанников. Итоговым мероприятием явилось создание уголка «Наша жизнь», альбома «Наши традиции», талисманов « Берегиня », «Добрыня» и эмблемы группы. ПРОЕКТ «ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА»

ПРОЕКТ «ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА»

Проект «Бюро добрых дел» Создание проекта «Бюро добрых дел», способствовало воспитанию добросердечности у воспитанников. Все это происходило во время посещения дома для престарелых и инвалидов, через участие в акциях по сбору добровольных пожертвований в пользу онкологических больных детей, изготовление открыток к дню доброты и уважения, сувениров, поздравительных плакатов шефам, слушание аудиозаписей «Уроки доброты» Юрия Куклачева, чтении и обсуждения православных притч о воспитании милосердия и сострадания, посещения воспитанниками воскресной школы.

Проект «Бюро добрых дел» Посещение дома-интерната для престарелых и инвалидов Встреча ветеранов ВОВ в праздник ПАСХИ Выполнение открыток к дню добра и уважения Уроки доброты с ЮРИЕМ КУКЛАЧЕВЫМ Забота о птицах

Проект «Бюро добрых дел» Посещение воспитанниками ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект « Я - организатор» предусматривал создание воспитанниками презентаций - «Мои достижения», «Мои любимые лошадки», «Мой любимый салат» и других результатов деятельности детей. В данных проектах на первое место выходят самостоятельные работы воспитанников, основанные на применении полученных знаний и навыков, умение ориентироваться в окружающем мире. Проект « Я - организатор»

Проект «Я – организатор» презентации стенгазеты рисунки поздравления

В этой связи нами был создан видео клип «Модница» В результате работы над проектом воспитанники получили эмоционально положительный заряд, чувство удовлетворенности продуктом своей деятельности и в полной мере ощутили раскрытие своего таланта. Проект « Я - организатор»

Проект « Я - организатор»

Проект «Болеем за наших» способствовал воспитанию гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю. В ходе проекта воспитанники знакомились с историческими фактами и значимыми событиями в проведении Олимпийских игр, повысили уровень познавательной активности в процессе поиска информации для создания презентации «Сочи-2014», участвовали в выпуске стенгазеты «Медальный зачет», в строительстве снежного городка «Олимпийский», в конкурсе «Репортажи с кормушки», посвященного проведению Эстафете Паралимпийского огня в городе Архангельске, познакомились с именами спортсменов нашего края, представлявших Россию на Олимпиаде. Проект «Болеем за наших»

Проект «Болеем за наших»

Предварительный просмотр:

Таким образом, мы пришли к выводу, что совместная проектная деятельность в воспитании занимает особое место и служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию. Можно с уверенностью сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдал себя, позволяет реализовывать задачи воспитания через совместную деятельность педагога и воспитанника. Мы планируем и дальше развивать совместную проектную деятельность. В перспективе заложен проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ

Проекты: «Дружба без границ»

В перспективе заложен проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. ПРОЕКТ « ВАХТА ПАМЯТИ»

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ