Театрализованная деятельность. Театральная деятельность как средство воспитания и развития дошкольников

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.

Т.Н. и Ю.Г. Караманенко разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пособия, а затем - работы Г. Генева арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н.Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошнининой, Р. Сигуткиной, И. Реутской, Л. Бочкаревой, И Медведевой, Т. Шишовой и др.

Под театрализованными играми ученые понимают "игры в театр", "сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям". (Приложение 2)

Было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми - представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация. мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Н. Карпинской была предложена методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях. Работа эта строится поэтапно:

На первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;

На втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;

На третьем этапе дети выполняют рад творческих заданий(выразить радость, страх и т.п.);

На четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.

Ученые также установили, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов.

Несомненный интерес для практических работников представляет методические рекомендации по театрально-игровой деятельности дошкольников разработанной Л.П.Бочкаревой.

На основе анализа научной и методической литературы автор описывает виды театрализованных предметных игр и дает подробную характеристику каждого их них. Естественно, что виды театрализованных игр разнообразны. Они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделать жизнь ребенка ярче богаче и разнообразнее.

В этих рекомендациях затронут еще один очень важный аспект работы с детьми, связанный с изготовлением игрушек для театрализованной деятельности и созданием предметно-игровой среды в группе и на участке. Дается примерное перспективное планирование этой работы, начиная с четвертого года жизни.

Автору рекомендаций, безусловно, хорошо известны реальные трудности, с которыми сталкиваются практические работники при организации и проведении театрализованной деятельности. В первую очередь это связанно с недостатком учебного времени, именно поэтому, работа с детьми в данном направлении осуществляется в тесной взаимосвязи с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и изобразительной деятельности.

Анализ методической литературы и опыт работы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали особое внимание на развитие детского творчества. В результате были найдены интересные методические приемы, например:

Предложить детям самостоятельно придумать сюжет с двумя воображаемыми игрушками и обыграть его; прочитать детям знакомую сказку и предложить им придумать новую, но с теми же персонажами (О. Лагуткина);

Предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей - Деда Мороза и Лягушки, Снегурочки и Петрушки (Т. Неменова);

Предоставить детям возможность для исполнения контрастных ролей - строго медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка (Г. Прима).

Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.

В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности. Рассмотрим некоторые из них.

Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э.Г.Чуриловой.

Программа ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Содержание программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.

Цель программы развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в гармонизации отношения ребенка с окружающем миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

Основные задачи программы: развитие эстетических способностей; развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; овладение навыками общения и коллективного творчества.

Программа состоит из пяти разделов работы с детьми старшей и подготовительной групп детского сада:

1. Театральная игра. Не столько приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях. Игры этого раздела условно делятся на развивающие, специальные, театральные.

2. Ритмопластика. Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

3. Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В раздел включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие игры со словом.

4. Основы театральной культуры. Овладение детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Основные темы раздела: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; рождение спектакля; театр снаружи и изнутри; культура зрителя.

5. Работа над спектаклем - вспомогательный раздел, базирующийся на авторских сценариях, включает темы: знакомство с пьесой; от этюдов к спектаклю.

Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А.

Антипиной.

Цель программы - развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи и методы: последовательное знакомство с видами театра; поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков детей; раскрепощение ребенка; работа над речью, интонациями; коллективные действия, взаимодействия; пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать, сопереживать.

Принципы: импровизационность, гуманность, систематизация знаний, учет индивидуальных способностей.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; упражнения для социально-эмоционального развития детей; коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности); игры- превращения, образные упражнения; упражнения на развитие пластики; ритмические минутки (логоритмика); пальчиковый игротренинг для развития моторики рук; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимики; театральные этюды; отдельные упражнения по этике вовремя драматизаций; подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций; знакомство с текстом сказки, средствами ее драматизации -жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой.

Программа развивает артистические способности детей.

«Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И.Мерзляковой - модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет.

Занятия модуля «Театр и театрализованная деятельность» ставят задачи, конкретизирующиеся с учетом возраста и вида игр:

Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

Приобщать детей к театральной культуре;

Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе;

Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими и др.).

Театрализованная деятельность включает работу по двум основным блокам: театральная азбука и театрально-игровая деятельность (игры в кукольный театр, игры-драматизации, игры-спектакли, мастерим для театра).

Театрально-игровая деятельность связана с другими видами художественной деятельности. Театрализованные игры могут быть включены в другие виды детской деятельности. Выявлено взаимовлияние изобразительной и театрально-игровой деятельности на эстетическое воспитание детей: во-первых, при оформлении декораций, во-вторых, при возникновении образов у детей (Е.Л.Трусова, С.И.Мерзлякова). Смотри рис.1.

Рис. 1.

Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Смотри рис.2.


Рис.2.

Взаимосвязь изобразительного и театрального искусства в педагогическом процессе, по мнению С. И. Мерзляковой проявляется, во-первых, в усвоении дошкольниками литературного текста как первоосновы игры-драматизации и сюжетного изображения, накоплении и углублении знаний об окружающей действительности, применении умений, навыков создания образов в процессе художественной деятельности, появления новой продукции - сюжетного рисунка, персонажа. Во-вторых, формируются чувства формы, ритма, цвета, композиции, выразительной речи. В-третьих, четко проявляются три этапа развития художественно-творческого образа: первичное формирование образа на основе литературного произведения; обогащение, конкретизация образа в продуктивной форме; взаимообогащение его переносом выразительных средств из одного вида эстетической деятельности в другой. А.Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры к своеобразной «предэстетической деятельности» ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности. Смотри рис.3.


Рис. 3.

В основе занятий любого типа лежит индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его возможности.

Успешность и результативность театральных занятий зависит от сотрудничества театрального педагога с музыкальным руководителем, поскольку без развития музыкальных способностей, умения ритмично и выразительно двигаться, определенных вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно; с педагогом по изобразительной деятельности, который помогает детям создавать эскизы декораций и костюмов к спектаклям; с другими специалистами. Театральные игры с успехом могут быть использованы на занятиях по художественной литературе, познавательного цикла и др.


Рис. 4.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытных педагогов дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и

т. д. Возможности приобщения дошкольников к творческой художественной деятельности в процессе подготовки театрализованной игры и ее хода чрезвычайно высоки. Причем чем выше, тем способнее педагог, потому, что в деятельности, которая у него, хорошо получается, которая помогает раскрыться его индивидуальным особенностям, легче увлечь детей, развить их таланты.

Театрализованная деятельность - как средство развития способностей детей.

Введение.

Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения.

Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер. Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Цель и задачи
Цель педагогической деятельности - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
обогащать и активизировать словарь;
развивать диалогическую и монологическую речь;
воспитывать гуманные чувства у детей.
Методы и приёмы организации театрализованной деятельности
Принципы проведения театрализованной деятельности:
- наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);

- доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному);

- проблемность – направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций;

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Методы работы по организации игр – драматизаций:
метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

метод творческой беседы

Метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой - драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Правила драматизации:

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием с детьми обсуждается, «проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Виды драматизации:
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Методы работы:
метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой - драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

Наталья Емельянцева
Опыт работы «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»

Введение. Актуальность опыта работы . …1-4

Глава 1. Особенности .

1.2. Сущность театрализованной деятельности в развитии дошкольников … .7-10

11-12

Глава 2. .

2.1. Развитие театрализованной деятельности… .…. 13

2.2. Система работы по театрализованной деятельности с дошкольниками

средней группы… …14-26

2.3. Результат уровня развития детей средней группы через театрализованную деятельность… . 27-28

Заключение….29

Введение.

«Театрализация – это волшебный мир ,

в котором ребенок радуется, играя,

а играя, познает окружающее.»

О. П. Радынова

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающая, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально-волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Существует мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью : «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

С. Я. Рубинштейн писал : «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий : его лицо, он сам». Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития .

Является источником развития чувств , глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) .

Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых Федеральных государственных требований и нашло отражение в программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

Актуальность опыта .

Опыт актуален для работы с дошкольниками в современном детском саду тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Развивает память , мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.

Знакомясь с различными видами театра , а так же участвуя в , дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии

через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Глава 1. Особенности развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста .

Данный опыт состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются задача, формы и методы работы , содержание занятий описаны исследования с использованием диагностик. Изложена коррекционная работа с детьми по устранению выявленных недостатков. По результатом проделанной работы сделаны выводы , предложены рекомендации для родителей. Практическая часть работы подтверждает теоретическую обоснованность опыта .

Цель : развитие эмоциональной сферы дошкольников , творческих способностей, развития словарного запаса , устной речи.

1. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности .

2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.

3. Расширять представления детей об окружающей действительности.

4. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров .

5. Обогащать и активизировать словарь детей.

6. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

7. Развивать диалогическую и монологическую речь.

8. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

9. Развивать память , мышление, воображение, внимание.

10. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

11. Воспитывать желание играть театральными куклами .

12. Развивать умение использовать игровые импровизации в

самостоятельной деятельности .

Формы и методы работы

1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2. Игры драматизации.

3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей .

4. Коррекционно-развивающие игры .

5. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) .

6. Задания для развития речевой интонационной выразительности.

7. Игры – превращения («учись владеть своим телом» , образные упражнения.

8. Упражнения на развитие детской пластики .

9. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук .

10. Упражнения на развитие выразительной мимики.

11. Упражнения по этике во время драматизаций.

12. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

13. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

1.2. Сущность театрализованной деятельности в развитии дошкольников .

Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.

Театрализация тесно связана с другими видами деятельности – пением , движением под музыку, слушанием и т. д., необходимо систематизировать её в едином педагогическом процессе.

В сфере познавательного развития :

-развитие разносторонних представлений о действительности;

Наблюдение за явлениями природы, поведением животных;

Обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы;

-развитие памяти , предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

В сфере социального развития :

Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности ;

Воспитание культуры познания взрослых и детей;

Воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;

-развитие эмоций .

В сфере речевого развития :

Содействие развитию монологической и диалогической речи;

Обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;

Овладение выразительными средствами общения.

В сфере эстетического развития :

Приобщение к высокохудожественной литературе;

- развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа;

Приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

Создание выразительного художественного образа;

-развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата;

Организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

Обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

В сфере развития движений :

Согласование действий и сопровождающей их речи;

-развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа ;

Поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает ребенку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

1.3. Изучение и анализ методической литературы по театрализованной деятельности .

В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности , что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности .

Программа «Театр-творчество-дети : играем в кукольный театр »

Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.

Основные задачи : последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет) .

Программа «Театрализованная деятельность в детском саду » Е. А.

Антипиной.

Цель программы – развитие артистических способностей детей через .

Таким образом, рассмотренные мною программы и технологии

направленны на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его

коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают

выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира

посредством театрализованной деятельности .

Глава 2. Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников .

2.1. Развитие детей средней группы средствами театрализованной деятельности .

Работая в детском саду «Радуга» , я очень долго наблюдала за детьми средней группы. Наблюдая за играми дошкольников , обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Влюбленная в театрализованные игры , я решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников , творческих способностей, развития словарного запаса , устной речи.

Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для внедрения их в практику своей группы, а также пришла к выводу, что используя данный материал, можно повысить интерес к театрально-игровой деятельности , расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

Деятельность работы с детьми строится на следующих принципах :

1. Принцип создания развивающей среды – создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей .

2. Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.

3. Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.

4. Принцип наглядности – имеет особо важное значение в обучении дошкольников , потому что мышление носит наглядно – образный характер.

5. Принцип индивидуального подхода к детям – педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.

6. Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.

2.2. Система работы по театрализованной деятельности с дошкольниками средней группы .

В начале года я провела констатирующую диагностику. Диагностика была проведена с группой детей 4-го года жизни в количестве16 человек.

В качестве критериев я использовала следующие положения :

Устойчивый интерес к театрализованной деятельности ;

Умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности ;

Владение выразительностью речи;

Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё;

Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц;

Умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

Каждый критерий я оценивала :

Высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;

Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность . Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;

Низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности . Не способен к самостоятельности.

Результаты диагностики 16-ти исследуемых детей показали :

1. Интерес к театрализованной деятельности :

Средний уровень - 6 человек (36%,

Низкий уровень - 10 человек (64%,

2. Умение давать оценку поступкам :

Средний уровень - 10 человек (72%,

Низкий уровень - 6 человек (28%,

Высокий уровень - не выявлено;

3. Владение выразительностью речи :

Средний уровень - 4 человека (12%,

Низкий уровень - 12 человек (88%,

Высокий уровень - не выявлено;

4. Понимать эмоциональное состояние :

Средний уровень - 3 человека (20%,

Низкий уровень - 13человек (80%,

Высокий уровень - не выявлено;

5. Сопереживание героям сказок :

Средний уровень - 8 человек (60%,

Низкий уровень - 6 человек (40%,

Высокий уровень - не выявлено;

6. Вживание в образ :

Средний уровень - 5 человек (28%,

Низкий уровень - 11 человек (72%,

Высокий уровень - не выявлено. (Приложение №1)

Проанализировав результаты констатирующей диагностики, я сделала вывод, что дети моей группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности , слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё, умением вживаться

в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи :

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности .

2. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.

3. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров .

5. Обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности .

6. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых .

Свою практическую работу я построила следующим образом :

1. Работа с детьми .

2. Работа с родителями .

3. Работа с воспитателями .

4. Создание развивающей среды .

В начале своей работы по данной теме я изучила и проанализировала методическую литературу, взяла на вооружение советы, рекомендации авторов. Составила перспективный план работы с детьми по теме : «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников » в соответствии с календарно-тематическим планом. (Приложение №2) . При составлении плана руководствовалась примерной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и дополнительными программами (частично) «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханёва, «Театр - творчество - дети » Н. Ф. Сорокиной.

Учитывая принцип интеграции образовательной области «Социализация» (развитие игровой деятельности детей и приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, я включала театрализацию во все виды детской деятельности .

Методы применяемые в работе с детьми :

1 .Игровые.

2. Наглядные.

3. Словесные.

Приёмы применяемые в работе с детьми :

1 .Чтение художественнойлитературы.

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Дидактическая игра.

4. Театрализованные игры и драматизация .

5. Танцевальное и песенное творчество.

6. Литературные игры и викторины.

7. Художественное творчество.

8. Подвижные игры.

Для улучшения памяти детей, в своей практике, я использую приемы мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Этот метод направлен на развитие памяти (разные виды : слуховая, зрительная, двигательная, тактильная, мышления, внимания, воображения, развитие творческого познания.

В младших группах используются мнемодорожки. Мнемодорожка несет обучающую информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения. (Приложение №3) .

В группе оборудован уголок «ряженья» , где ребёнок может выбрать себе понравившийся костюм, маску и т. д. В зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра :

Пальчиковый театр .

Театр кружек .

Театр игрушек Би- ба – бо .

Деревянный настольный театр .

Тетра на фланелеграфе.

Театр теней .

Театр на лопатках и на ложках.

Ребята самостоятельно воспроизводят известные сюжеты сказок, часто их переделывают на свой лад, придумывают свой конец сказки, зачастую полностью придумывают свою сказку, используя известные персонажи и сказочные слова : «Жили - были.» , «В некотором царстве, в некотором государстве.» и т. д. В свободное время мы с детьми часто разыгрываем – песенки, потешки, короткие стишки, знакомые им с детства; учим пословицы и поговорки; изображаем различные эмоциональные состояния. (Приложение №4) .

аботая над театрализацией сказки , я использовала следующий план :

I. 1. Чтение сказки.

2. Беседа по содержанию.

II. 1. Рассказывание сказки по ролям.

2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки

III. 1. Работа с артистами :

а) выразительное чтение;

б) игровые движения;

в) мимика.

2. Индивидуальная работа по ролям .

3. Закрепление.

IV. 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.

2. Закрепление.

V. Генеральная репетиция.

VI. Премьера.

Так же организовывала выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики , развитие речи , интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти.

И это дало свои результаты. Родители стали интересоваться театрализацией . Стали спрашивать советы, какие сказки читать и как правильно это делать. В какие ролевые игры дома с ребёнком лучше играть. Мамы детей начали помогать шить костюмы, а папы делать декорации.

В уголок для родителей помещаю список детской литературы для домашнего чтения детям.

Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.

Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Основы драматизации и актёрского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности , на праздниках и развлечениях . (Приложение № 6) .

В конце учебного года была проведена контрольная диагностика .

Результаты оказались следующими :

1. Интерес к театрализованной деятельности :

Средний уровень - 12человек (68%,

Низкий уровень - не выявлено,

Высокий уровень - 4человека (32%) ;

2. Умение давать оценку поступкам :

Средний уровень - 12 человек (68%,

Низкий уровень - 1 человек (8%,

Высокий уровень- 3 человека (24%) ;

3. Владение выразительностью речи :

Средний уровень - 8 человек (44%,

Низкий уровень- 2 человека (16%,

(40%) ;

4. Понимать эмоциональное состояние :

Средний уровень -12 человек (68%,

Низкий уровень - 1 человек (12%,

(20%) ;

5. Сопереживание героям сказок :

Средний уровень - 9 человек (56%,

Низкий уровень - 1 человек (4%,

Высокий уровень - 6 человек (40%) ;

6. Вживание в образ :

Средний уровень – 10 человек (60%,

Низкий уровень -3 человека (20%,

Высокий уровень - 3человека (20%) .

(Приложение №1) .

2.3. Результат уровня развития детей средней группы через театрализованную деятельность .

Благодаря проделанной работе :

1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности .

2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.

3. Расширились представления детей об окружающей действительности.

4. Обогатился и активизировался словарь детей.

5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

6. Развивалась память , мышление, воображение, внимание детей.

7. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

8. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.

1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.

2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.

3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.

4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти , мышления, выразительной речи, мимики, жестов.

5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.

6. Посещение театров .

7. Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях .

Наблюдая положительную динамику проводимой работы , считаю целесообразным продолжать начатую работу с детьми . В дальнейшем буду больше использовать нетрадиционные методы работы с театром , расширять кукольный арсенал, создания музея театральной игрушки в детском саду, больше

привлекать родителей к совместной деятельности с детьми . Ведь театр не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений и народов.

Считаю и надеюсь, что накопленный мною опыт разнообразит деятельность педагогов в работе с детьми дошкольного возраста по театрализованной деятельности и позволяет мне дать несколько советов педагогам, работающим в этом направлении .

Воплощайте в действительность свои творческие способности и желания.

Создавайте условия для формирования своего творческого потенциала и ребёнка.

Открывайте в ребёнке маленького артиста.

Учите ребёнка слышать, слушать, видеть, чувствовать, сопереживать, любить.

Заключение.

В заключение следует отметить, что развитие детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели в театрализованной деятельности .

Перспективу я вижу в продолжении дальнейшей работы по данной теме ; изучении, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомлении с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать работу с детьми , ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады.

Детское творчество – основа для гармоничного развития ребенка. Одним из эффективных видов малышей является театрализованная деятельность в детском саду.

Театральные постановки близки и понятны детям, потому что в их основе лежит игра – основа детской сущности. Малыши в детском саду принимают участие в театрализованных представлениях с большим энтузиазмом.

Кроме того, театр способствует всестороннему развитию ребенка, помогая решать многие проблемы современной педагогики. Также развивает интеллект, формирует художественное и эстетическое восприятие.

В чем заключается польза от театрализованных занятий в детском саду?

Благодаря подобным занятиям происходит:

  • расширение знаний об окружающей среде;
  • формирование самостоятельности и творческой активности;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие памяти, образности мышления и фантазии;
  • улучшение координации движений, плавности и гибкости;
  • повышение выразительности речи и дикции;
  • приобретение навыков внешнего выражения чувств героев через мимику, жесты и интонацию;
  • умение работать в коллективе.

Театрализованная постановка в детском саду способствуют нравственному воспитанию дошкольников. Ведь каждое представление основывается на определенном литературном произведении или сказке, которое несет духовно-нравственную составляющую.

Через эмоциональное восприятие, ребенок постигает такие важные понятия как дружба, честность, смелость, предательство, добро, зло и т.д.

Театрализованная сказка в детском саду помогает ребенку преодолеть робость и застенчивость. Постепенно малыш приобретет уверенность в своих силах, и его самооценка неуклонно растет.

Как правило, сначала педагог знакомит малышей с разновидностями театра. Существенно облегчают эту задачу наличие театрализованных уголков в детском саду. Они могут включать в себя такие виды театра: кукольный, масок, матрешек, настольный, театр из пластилина или игрушек и т.д.

Для младших дошкольников кукольный или пальчиковый театр – завораживающее зрелище. Постепенно дети вовлекаются в театрализованные игры. Затем игровые задания постепенно усложняются.

Старшие дошкольники уже могут принимать непосредственное участие в спектаклях. Первые выступление на сцене перед зрительным залом – непростое испытание для ребенка. Важно, чтобы родители верили в своего малыша и всячески его поддерживали и подбадривали. И тогда страх и застенчивость постепенно сменится уверенностью и радостью от игры.

Театр для детей – это веселье и множество позитивных эмоций. А так как театрализованная деятельность неразрывно связана с музыкой и танцами – это еще больше усиливает детские впечатления и делает игру еще более привлекательной.

В то же время, театрализованная деятельность в детском саду может принести немало хлопот родителям. Ведь очень часто юному актеру или актрисе необходимо изготавливать или брать в прокат костюмы для игры. Также нужно постоянно помогать и поддерживать любимое дарование. Но, несмотря на все возможные трудности, результат превзойдет все ваши ожидания.

Глаза ребенка буду светиться от счастья, а родители буду испытывать чувство радости и гордости за подрастающее чадо.

Театрализованная деятельность в детских садах учит детей видеть красоту окружающего мира. Кроме того, детский театр вызывает интерес у малышей к своей культуре, театру и литературе. А в ходе театрализованной игры, происходит постепенное раскрепощение ребенка, которое помогает развить творческую активность и умение импровизации.

В этой статье раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников. Она является самым распространенным видом детского творчества и должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствовать всестороннему развитию детей. В статье описывается опыт работы педагога детского сада «Катюша», города Сургута, Ханты-Мансийского автономного округа.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение . Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие. Таким образов, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость .

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д. .

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

  • приобщать детей к театральной культуре;
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности;
  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Я организовываю театрализованную деятельность в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включаю в различные другие занятия (музыкальное, познанию и др.) Одним из основных средств развития личности ребенка, является среда. Причем предметно-развивающая среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной его формой самообразования .

Таким образом, театрализованная деятельность очень увлекает детей моей группы своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Она приобщает детей к театру, а они любят это искусство необычность тех зрелищ, которые развертываются мною или самими детьми, захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир. Театрализованная деятельность не копирование, а творческий процесс создания образов, декораций, пьес. Это деятельность доступна детям с младшего возраста. Мы играем с детьми в театрализованные игры и они доставляют удовольствие, радость, вызывают хорошее настроение. Но не только в этом воспитательные возможности этого вида деятельности. Через такую игру дети получают образец дружбы, правдивости, отзывчивости через положительные персонажи спектакля. Театрализованная деятельность должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствовать творческому развитию детей, формированию у них базиса личностной культуры .

Наш детский сад работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, дополняя ее различными современными парциальными программами. Анализируя существующие программы, рекомендованные для работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи стоящие перед нами - педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщение детей к театрализованной деятельности и развитие творческих способностей детей.

В нашем детском саду в каждой группе созданы зоны для театрализованных игр, где собран богатый дидактический материал: оформлены папки «Детям о театре», «Театральные профессии», «Виды театра» и др.; разработаны картотеки: «Упражнения и этюды», «Игры на превращения», «Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий», «Ритмопластика», «Игры на развитие двигательных способностей» и др. А также имеются картотеки игр и упражнений на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, зарядка для шеи и челюсти, игры и упражнения на расширение диапазона голоса, творческие игры со словами. Яркие альбомы с иллюстрациями и картинками к сказкам привлекают внимание детей. В создании театрализованных уголков родители принимали самое активное участие. В результате совместной работы появились разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой театр, театр ростовых кукол, театр «Щелкающей головки», театр «Забавная перчатка» и др. Были подобраны разнообразные материалы и лекала для самостоятельного изготовления детьми атрибутов и элементов костюмов к спектаклям.

Театрализованные зоны стали одними из любимых уголков, где дети с большим удовольствием разыгрывают полюбившиеся сюжеты сказок, репетируют роли, рассматривают иллюстрации. Все это дает детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.

Хорошей традицией в нашем детском саду стало проведение спектаклей для малышей. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, декорации к спектаклям, учат роли. Учувствуют в проектах, которые мы организуем совместно. Родители выступают с презентациями своего опыта «Театр дома» на родительских собраниях. А так же сами в рамках проекта «Театр каждый день», приходят и совместно с детьми учувствуют в инсценировке русских народных сказок. Все это способствует сближению и взаимопониманию в семьях воспитанников.

Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводим в тесном контакте с музыкальным руководителем, и родителями. В подготовке театрализованных представлений участвует весь коллектив детского сада: совместно с воспитателями готовим декорации, афиши, разрабатываем эскизы костюмов. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Делимся своим опытом с коллегами. Показываем театр для детей младших групп.

Итак, одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка является театрализованная деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  1. В процесс театрализованной игры дети узнают об окружающем мире.
  2. Развиваются психические процессы.
  3. Развивается речь.
  4. Совершенствуется моторика.
  5. Развивается эмоционально-волевая сфера.
  6. Происходит коррекция поведения.
  7. Развивается чувство коллективизма.
  8. Происходит развитие творческих способностей.

Список литературы:

  1. Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24.
  2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993. - 48 с.
  3. Кошманская И. П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 320 с.
  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004. - 128 с.
  5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М.: Школьная пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12), 2000. - 128 с.
  6. Царенко Л. И. От потешек к Пушкинскому балу... - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 160 с.
  7. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет / под ред. О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с.