Вьетнамская национальная одежда. Вьетнамский национальный костюм аозай

Женским национальным костюмом во Вьетнаме считается платье Ао Зай (Ao Dai). Если перевести дословно, то получится незамысловатое название «Длинное платье».

Ao Dai – это шелковая облегающая блуза с длинными до пола полями с разрезами до талии и брюки из более плотного материала.

У вьетнамок считается белый (не загорелый) цвет кожи признаком аристократизма. Именно поэтому у Ао-Зай длинные рукава у блузы.

Сейчас это платье бывает различных фасонов:

  • — с длинными рукавами;
    — с рукавами до середины локтя;
    — с воротником-стойкой;
    — без воротника;
    — с вышивкой и без;
    — однотонное и с рисунком.

Девушки носят его в старшей школе, институте, на работу, и даже на торжественные мероприятия

Никто не знает точного происхождения вьетнамского национального платья. Известно только, что в VIII веке повелитель Нгуен провозгласил Ao Dai национальным костюмом всего Вьетнама.


Особое внимание уделяется цвету платья. Чем девушка старше, тем ярче у нее платье. А у молодых девушек Ао Зай без украшений и совсем белое, символизирующее их чистоту. Влюбленные носят фиолетовое платье, а невесты красное. Чиновники или просто уважаемые люди носят синее.

Во Вьетнаме есть целые деревни, которые занимаются шитьем национального платья Ао Зай.

В Муйне можно пошить себе такое платье в ателье, нужно только выбрать ткань. К вопросу по выбору ткани надо подойти очень ответственно, ведь именно от того, какой щелк вы выберете, зависит, будет ли это праздничный костюм или повседневный.

Я шила себе Ао Зай в ателье «Roxy-Tailor» из щелка специально подобранного в далатской щелоковой фабрике (). Так что, если вы хотите быть оригинальными и выделяться не стоит выбирать ткань в самом ателье. Тут она стандартных расцветок, что говорится как у всех.

Это я поняла, когда развернула в ателье свою ткань. Я еще не смотрела, какой ассортимент предлагают в ателье, но все дамы, находящиеся в ателье «Roxy-Tailor» , начали спрашивать, где и почем я купила эту ткань. А лдна женщина узнала меня даже в Фантьете (запомнила же меня, хотя видела всего 5 минут в «Roxy-Tailor» ) и расспрашивала про магазины тканей и про то, что еще и главное где интересного стоит посмотреть.

Так что, если вы хотите себе оригинальный костюм стоит съездить в Далат или на городской рынок в Фантьет, там, в магазинчике около рынка, я тоже видела красивую ткань.

Аоза́й - национальный женский вьетнамский костюм, представляющий собой длинное платье с двумя разрезами, одетое поверх штанов.

Принято считать, что история аозай берёт начало в 1744 году. Как следует из одних источников, именно тогда король Ву Выонг Нгуен Фук Хоат, борясь с китайским влиянием в культуре, придумал национальный вьетнамский костюм, состоящий из платья с четырьмя полами, а также из брюк (до этого во Вьетнаме было принято носить юбки). Другие же источники утверждают, что сделал он это в целях "преодоления отсутствия единообразия в одежде в разных частях страны после конфликта феодальных правителей".

Но, как бы то ни было, в ту пору аозай стали носить не только женщины, но и мужчины (сейчас мужчины очень редко надевают аозай, как правило, только на важных церемониях). В начале 19-го века у аозай появилась пятая пола.Четыре основные полы аозая символизируют родителей супружеской пары, а пятая - самого́ носящего. Пять пуговиц символизируют пять элементов воспитания человечности по конфуцианской философии: доброта, вежливость, благородство, разум и преданность. Они также служат символом пяти известных в то время планет солнечной системы: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн.

Начиная с 1930-х годов под влиянием западной культуры женский аозай начал стремительно меняться: чтобы подчеркнуть грудь, были убраны пуговицы спереди и появилась застёжка сбоку; также у аозай остались только две полы вместо пяти. После раскола Вьетнама в 1954 году аозай перестал использоваться в Северном (социалистическом) Вьетнаме как слишком дорогая и не слишком удобная в работе одежда, но в Южном Вьетнаме аозай был по-прежнему в моде, чему немало способствало то, что аозай любила носить первая леди Южного Вьетнама мадам Нху. После воссоединения Вьетнама в 1975 году аозай выходит из моды, однако обретает новое рождение в 90-е годы. Сейчас аозай является как повседневной, так и праздничной одеждой вьетнамок. Аозай используется как школьная форма. В аозай, как правило, одеты вьетнамские работницы банков, гостиниц, ресторанов, музеев, аэропортов и других общественных мест.

Современный аозай часто отступает от канонов: может быть с традиционным высоким воротником, но может быть и с низким воротником или вовсе без воротника; аозай может быть закрытым, но может иметь вырез; варьируется длина рукавов, а также длина самого платья и высота разреза на платье.

Прежними остаются взгляды на цвета и цели применения аозай. В аозай ходят в учебные заведения грациозные школьницы и студентки. Молодые девочки носят белые аозай без украшений, символизирующие их чистоту. Аозай предпочитают носить молодые женщины-служащие в современных офисах, работницы банков, гостиниц, ресторанов, музеев, аэропортов и других общественных мест. И продавщицы на базаре в нем иногда ходят, особенно в праздничные дни или перед Новым годом.

В новогодние праздники обычно носят яркие платья. Во время проведения поминок или традиционных обрядов часто носят коричневые, фиолетовые, сине-фиолетовые, кофейно-молочные платья с узорами. В дождливую погоду носят темные платья, а в солнечную – светлые с прозрачным водяными узорами.

Традиционные костюмы Вьетнамского народа, как правило, простые и скромные. Мужчины носят коричневые рубашки и белые брюки. Их головные уборы представляют собой простой кусок ткани, обернутый вокруг головы, а обувь - пара простых сандалий.

На официальных церемониях мужчины одевают два дополнительных элемента одежды: длинное платье с разрезами по бокам, и тюрбан, обычно черный или коричневый, - из хлопка или шелка. В феодальные времена, когда город Хюэ был столицей, во Вьетнаме преобладал строгий дресс-код. Простые люди не имели права носить одежду с красителями, и их одежда состояла из черного, коричневого или белого цвета. Костюмы в желтых тонах были разрешены только императорской семье. Фиолетовые и красные тона были предназначены для высокопоставленных чиновников и судей, в то время как одежда из синих тонов была исключительно для мелких чиновников и судей. Мужская одежда постепенно менялась вместе с социальным развитием общества.

Традиционный набор длинное платье и тюрбан, уступили место более современным дизайнерским костюмам, в то время как в бизнесе - рубашки и брюки пришли на смену традиционной рубашке с длинными рукавами и широкими брюками. Традиционные костюмы по-прежнему существуют и в последнее время набирают популярность, что связано с желанием правительства и общества восстановить традиционные праздники и развлечения, которые в обязательном порядке включают традиционные костюмы.

Молодые женщины предпочитают светло-коричневого цвета, короткие рубашки с длинными черными юбками. Их головной убор - это символические Вьетнамские конические шляпки. Чтобы визуально сделать свою талию меньше, они плотно закрепляют на ней длинный кусок ткани, - розового или фиолетового цвета. На официальных мероприятиях они носят специальное трехслойное платье называемое "ao dai", - длинное платье с разрезами по бокам.

Первая часть платья - особое шелковое платье называемое "ao tu than" , которое выполнено в коричневых или светло-коричневых тонах, с четырьмя прорезями, делящие платье поровну на его верхнюю и нижнюю часть. Второй слой, - платье в светло-желтых тонах и третий слой - розовое платье. Когда женщина надевает все три платья, то она крепит их специальными кнопками по бокам, а на груди оставляет расстегнутыми так, что бы они образовывали форму воротника. Это позволяет ей демонстрировать разные цвета в верхней части платья.

Со временем традиционные платья "ao dai" прошли через ряд определенных изменений. Длинные платья в настоящее время тщательно адаптированы (подогнаны) под тело вьетнамских женщин. Полосы длинных разрезов вдоль боков позволяют платью иметь две свободные друг от друга «плавающие» части. Данные части платья очень долго подвергают обработке паром для придания им «воздушности».

Изящно выглядящую коническую пальмовую шляпку, которая традиционно известна как "non bai tho" (шляпа со стихами, написанными на ней), носят как часть вечернего женского костюма. Эта традиционная коническая шляпа особенно хорошо подходит для тропической страны, такой как Вьетнам, где постоянно палящее солнце и краткосрочные дожди. Чтобы сделать коническую шляпу, производители шляп выбирают молодые пальмовые листья, которые затем длительное время высушивают под солнцем. Далее, под почти прозрачные слои высушенных пальмовых листов подкладывают рисунок. Ниже рисунка есть отрывок из поэзии, который будет рассказывать окружающим определенную информацию о владельце шляпы.

В последние годы эхо современной зарубежной моды донеслось и до Вьетнама, особенно это отчетливо видно в крупных городах - Ханой и Хошимин , однако женщины в городских и сельских районах предпочитают традиционные платья "ao dai". Вообще, вьетнамская одежда очень разнообразна. У каждой этнической группы во Вьетнаме есть свой собственный стиль в одежде. Более чем тысячи лет, традиционная одежда всех этнических групп во Вьетнаме подвергалась изменению, но каждая этническая группа поддерживала собственные традиции в национальной одежде.

В горных районах, люди живут в домах, построенных на сваях, носят брюки или юбки с майками, выполненными в индиго дизайне, с мотивами имитирующих диких зверей и цветов. В Северных возвышенностях и Центральном нагорье, молодые женщины носят юбки и майки с красивыми и разноцветными декорациями в одежде, которые удобны для работы на ферме, в террасовых полях и путешествии по холмистым склонам и горным ущельям.

Какая одежда есть во Вьетнаме и где лучше купить?

Если вы собираетесь отдохнуть во Вьетнаме, то, помимо прочих развлечений, получите прекрасную возможность заняться шопингом. Вьетнам постепенно превращается в международного поставщика номер 2, уступая только Китаю по объёму экспорта продуктов народного потребления. Одежда, обувь и многие другие изделия, изготовленные во Вьетнаме, появляются в магазинах всего мира. Шопинг во Вьетнаме невероятно популярен: широкий выбор и низкие цены привлекают туристов.

Вьетнамская одежда, как правило, изготавливается из натуральных материалов, особенно распространён шёлк. Рабочая сила в стране недорогая и крупные западные компании, выпускающие одежду, разместили здесь своё производство. Здесь есть такие гиганты индустрии, как «Найк» и «Адидас», имеют здесь свое производство. Таким образом, на вьетнамский рынок изделия поступают почти без наценки.

Кроме того, здесь представлен огромный выбор. Во Вьетнаме также основаны предприятия, ориентированные на локальный рынок. Принимая во внимание невысокие доходы местного населения, стоимость одежды находится на минимальном уровне.

Вьетнамские ткани

Характерной особенностью для вьетнамской лёгкой промышленности является широкое применение органического шелка и почти полное отсутствие своего хлопка. Хлопчатобумажная ткань, как правило, импортируется. Однако в скором времени Вьетнам может оказаться в выгодном положении, так как имеет большие бамбуковые плантации. Дело в том, что недавно созданная специалистами технология изготовления одежды из бамбука получила широкое распространение.


Ткань из бамбуковой пряжи по многим характеристикам соперничает с применяемыми ранее материалами, и превосходит их по своему качеству. Использование бамбуковой ткани наращивает обороты. Например, в Германии недавно был разработан материал, содержащий 25% бамбуковой нити. Для производства летней одежды часто используется ткань, состоящая из комбинации бамбуковых и хлопковых волокон.

Выбор эксклюзивной одежды: традиционная и брендовая

Традиционная одежда для вьетнамцев, изготовленная из натурального шелка, очень популярна у туристов. Это могут быть, например, платья, галстуки и платки, шарфы. Туристический шопинг, вообще, не может обойтись без приобретения местных изделий. Если вы собрались купить традиционную местную одежду во Вьетнаме, то знайте, что авторская работа стоит дороже, чем продукт массового производства. Хотя это характерно не только для Вьетнама. И, конечно, продукты ручной работы продаются туристам ещё по более высокой цене. Но будьте внимательны: сориентируйтесь перед тем, как покупать эксклюзивный продукт. Иначе вместо эксклюзива у вас в руках останется подделка.



Для тех, кто предпочитает продукцию известных брендов, она здесь предлагается по сниженным ценам. Различные модели одежды, разработанные известными дизайнерами, шьются во Вьетнаме из натуральных тканей. И эти вещи имеют оптимальное соотношение цена─качество.

Нужно сказать, что помимо стандартного ассортимента (повседневные вещи), во Вьетнаме было освоено производство различных моделей одежды и аксессуаров, которые имеют узкую специализацию. К примеру, в стране развито производство спортивной одежды, используемой сноубордистами и сёрфингистами. Изделия известных брендов продаются в крупных магазинах и торговых центрах.

Некоторые вьетнамские компании ведут успешную конкуренцию с западными фирмами. К примеру, Garment Company выпускает костюмы прекрасного качества в сочетании с доступной ценой.

Одежда на заказ

Во Вьетнаме есть много мастерских различного уровня пошива. Они могут делать индивидуальную одежду на заказ. Большую известность завоевал курортный город , расположенный в центральном Вьетнаме. В городке работают более тысячи портных, а также имеется почти 500 магазинов одежды. Кроме того, там появились ателье, изготавливающие эксклюзивные модели.


Пошив одежды на заказ чрезвычайно популярен у туристов. В курортных городах, таких как Нячанг, можно найти множество недорогих ателье. Изделия шьются очень быстро, не более трёх дней. В магазинах и на рынках имеется огромный ассортимент всевозможных тканей, и диапазон цен на материалы довольно большой. Модели можно выбирать из каталогов или объяснить самостоятельно. За работу берут немного, примерно 15 долларов за изделие. Оплата обычно производится после выполнения заказа, если материал был ваш.

Аоза́й (вьетн. Áo dài) — вьетнамский национальный костюм, преимущественно женский. В современной форме это длинная шелковая рубаха, одетая поверх штанов. На вьетнамском языке слово «аозай» означает длинную рубаху или платье. В современной жизни аозай носят вьетнамские женщины на праздничных мероприятиях, в торжественной обстановке, и оно также является форменным костюмом школьниц, студенток и сотрудниц многих компаний во Вьетнаме.

Аозай у хюэских школьниц

История

Аозай с четырьмя полами (до XVII века)

До настоящего времени никто не знает точного происхождения аозай. Судя по рисункам, вырезанным на бронзовых барабанах Нгок Лу десятками веков тому назад, первое аозай было сделано из шкуры зверей и перьев птиц до династии двух Сестёр Чынг (38—42 гг.). Из-за чувства уважения к двум героиням вьетнамские женщины в тогдашнее время не носили аозай с двумя полами, а заменяли его на платье с четырьмя полами, символизирующее двух своих родителей и двух сестёр Чынг.

Аозай с пятью полами (XVII-XIX века)

При короле Зя Лонге (1802—1819 гг.) в фасоне аозай с четырьмя полами было сделано изменение, заменившее 4 полы на 5. Платья с пятью полами пользовались большой популярностью среди представителей дворянства и городских жителей. По значению, 4 основные полы аозай символизируют 4-х родителей, своих и у супруги, а пятая добавочная — самого носящего. Его 5 пуговиц символизируют 5 элементов воспитания человечности по конфуцианской философии: Доброта, Вежливость, Благородство, Разум и Преданность. Они также служат символом 5 планет солнечной системы: Венера, Юпитер, Меркурий, Марс и Сатурн. В то время, в сочетании с аозай черного или коричневого цвета входил разноцветный пояс. Как обязательные предметы национальной культуры, на праздниках женщины носили аозай в комплекcе с широкоплоской шляпой и маленькими полями (нон куаи тхао) и с черным головным платком мокуа (В то время шляпы конусовой формы нон еще не было).

Аозай моделей Ле Мур и Ле Фо (1932—1935)

В начале XX века, вместе с изменением в экономике появился новый подход к выбору ткани и фасону женской одежды. Цветные, разнообразные ткани, заменившие черные и традиционно темные материалы, получили признание у вьетнамских женщин. Настоящей революцией в истории аозай можно назвать ряд новшеств, внесенных в 1934-ом году под влиянием западной культуры художником Ле Мур (Нгуен Кат Тыонг, Nguyễn Cát Tường). Изданием журнала «Красота 1934 г», организацией публичных показов новых более современных и привлекательных моделей аозай, проведением множества мероприятий по популяризации косметических и прочих принадлежностей к женской одежде, Ле Мур вносил существенный вклад в развитии аозай.

В этот период, другой художник Ле Фо (Lê Phổ) нашел более приемлемый поход к изменению аозай. Его заслуги были в оптимальном сочетании традиционных красивых черт аозай с современными возможностями. Бесспорно, благодаря этому правильному решению аозай приобрело новый вид не потеря свою традиционную красоту и характерную женственность.

С более современной и значимой одеждой место вьетнамских женщин в обществе как-то определилось. В определенной степени эти изменения в женской одежде способствовало установлению равноправия между полами в тогдашнем обществе.

Аозай с открытым воротником (с 1958-го года)

В конце 1958-го года аозай с открытым воротником впервые появились на юге Вьетнама, в городе Сайгоне (бывшее название города Хошимина) и с тех пор такой фасон аозай считают современной молодежной одеждой у вьетнамских женщин. Цвет таких аозай очень разнообразный, от чёрного, коричневого до самой светлой цветовой гаммы, как красный, голубой, белый. Ткань для пошива одного такого аозай разноцветная и с узорами, поэтому она довольно дорогая по сравнению с обычной одеждой.

Особенности аозай

В отличие от японского кимоно или корейского ханбок вьетнамское аозай показывает как традиционные, так и современные черты своей нации.

По природе вьетнамские женщины некрупные, в обиходной жизни их походка гибкая, движение небыстрое. Своя традиционная женственность показывается самым удачным и лучшим образом, когда они носят аозай.
Боковой разрез на платье аозай зависит от региона, возраста, а также меняется в течение истории страны. У женщин центрального региона Вьетнама этот разрез низкий, обычно на несколько сантиметров ниже пояса, а у южанок — на такое же расстояние выше пояса.

Кроме того, из-за множеств соответствующих собственной фигуре параметров, производство аозай нельзя поставить на поток в промышленном масштабе. Каждое платье шьют индивидуально для одного клиента в данный период времени, а при маленьком изменении фигуры нужно заказать другое, так как фактически невозможно исправить или отремонтировать аозай.

Аозай — символ Вьетнама

В современной международной жизни аозай известно как символ вьетнамских женщин. Аозай с высоким воротником и двумя полами, подшивочное тканями из шёлка и вуали, обычно украшается вышивкой разных фигур, как цветов, птицы, дома… Аозай вместе с широкими штанинами и национальной шляпой нон является одним из символов современного Вьетнама.

Вьетнамские женщины носят аозай на торжественных мероприятиях, на празднике Новый год или свадьбе. Для таких случаев обычно выбирают платье красного цвета, символизирующего счастье и удачу, а их фасон в определенной степени зависит от профессии, возраста и значимости самого праздника. Во многих компаниях аозай входит в их сортимент форменных атрибутов или обязательной формы при приеме гостей. В учебных заведениях аозай белого цвета, символизирующего душевную чистоту, является форменным костюмом вьетнамских школьниц и студенток. А в обиходе, у себя дома или на улицах, довольно часто видят вьетнамских женщин в разнообразных моделях аозай.
По традиции во Вьетнаме ещё существует платье аозай для мужчин. Мужское аозай намного отличается от женского. Материал не такой тонкий, как у женского, и пошив без талии делает такое мужское аозай более практичным. В торжественных приемах вьетнамские мужчины носят аозай как предмет национальной символики. В 2006-ом году, в организованной во Вьетнаме саммите АТЭС, руководители из разных стран носили традиционное вьетнамское аозай.

Аозай в искусстве

Благодаря своей симпатичности и поэтичности вьетнамское национальное платье аозай присутствует в живописи, поэзии и музыке. Вместе с природной красотой и народными ценностями аозай является элементом национальной культуры Вьетнама.

Многие вьетнамские поэты написали известные произведения о неповторимой красоте аозай. Песни популярных композиторов Фам Зуй, Чинь Конг Шон и других об аозай можно встречать в репертуаре многих концертов. Известное стихотворение «Шелковое аозай Хадонг» (вьетн. Áo lụa Hà Đông) является вдохновением современного поколения вьетнамцев. Оно с такими строчками было взято в качестве основной песни одного художественного фильма:

В сайгонской жаре мне вдруг стало прохладно
Потому, что у тебя шелковое аозай Хадонг

Картина «Девушка у лилии», написанная в 1943-ем году художником То Нгок Вамом, стала самой известной в современной живописи Вьетнама.