Занятие по декоративной лепке по мотивам народной пластики-дымковской игрушки «Нарядный индюк. Лепка на тему «Птицы» в подготовительной группе

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА - УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В РУССКОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.

История возникновения глиняной игрушки – уникальное явление в русском декоративно-прикладном искусстве. Это один из известных и популярных народных промыслов страны. Без веселых нарядных игрушек из глины уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народных художественных промыслов. Первые глиняные изделия и игрушки были извлечены из земли путем археологических раскопок, датированы 6-7 вв. В игрушке отчетливо звучит тема народной жизни, быта, духовная и физическая гармония земляков – тружеников. Изготовлением глиняной игрушки занимались люди во многих областях нашей страны, и в каждой местности игрушки имеют свой особый вид. Изготавливались игрушки из белой, красной глины, в зависимости от того, какой глиной был богат край.

Дымковская игрушка является образцом изящества, славится кружевной росписью ярких красок по белому полю изделий.

Деревня Дымково была известна еще в 1678 году изготовлением глиняной посуды. Фигурки людей – барышень, барынь, матерей с детьми, няней с ребенком на руках, являлись самыми трудоемкими - верхом сложности.

Ловкими движениями пальцев вылепливались из куска глины небольшие изящные фигурки.

Слепленные игрушки просушивались в домашних условиях, потом обжигались в печах.

Остывшие фигурки белили мелом, разведенным на молоке, и расписывали красками, растертыми на яичном желтке. Для росписи применялись самодельные кисти из тряпок и лучинок, палочки для наведения глаз и бровей. Готовые побеленные игрушки отличались чистотой, певучестью линий, плавными переходами объемов, отсутствием швов и стыков. В пластическом выражении фигурка получалась монолитна и лаконична.

Краски были приглушенных оттенков, мягких пастельных тонов: красный, желтый, зеленый, синий, синька – ультрамарин, черный – сажа. Методическая последовательность изготовления игрушки сохранилась с ранних времен до настоящего времени, различные приемы удобной и эффективной исполнительской работы отрабатывались мастерами.

Работа над творческим замыслом.

  • Выбор темы для творческой работы.
  • Сбор информации, исторических данных по теме.
  • Подбор наглядных пособий, иллюстраций с изображением сюжетных композиций дымковских мастеров.
  • Разработка технологии выполнения (выбор и обсуждение с педагогом наиболее рациональных и технически правильных приемов работы, подбор сопутствующих материалов).
  • Практическая работа.

Технология изготовления творческой работы.

Проектирование отдельных элементов объемной композиции творческой работы, определение очередности выполнения работы. Работа с глиняной массой: лепка основной фигуры композиции; лепка персонажей композиции. Сборка изделия: компановка деталей; размещение персонажей композиции на основе. Роспись изделия. Декоративная отделка золотом.

Информационно-изобразительный ряд, иллюстрирующий этапы изготовления творческой работы «Индюк».

Продолжаем работу - верховыми лепными деталями украшаем основную форму.

Дальнейшая наша деятельность связана с красками. Работаем гуашью. Роспись начинается с самых крупных и ярких цветовых пятен.




Вот какой Индюк-красавец у нас получился!

Работа над изделием продолжалась два года. Немало времени было посвящено ваянию из глины, пока не была достигнута нужная форма - хрупкая и в то же время монументальная, удерживающая массивный хвост, статную и величественную шею, по-царски посаженную голову, хрупкие крылья, служащие так же и точками опоры, резные птичьи лапки. Пока создавалась форма, выстраивались в сознании картинки узоров и цветовая гамма росписи. Расписывалась работа весело и быстро, завершилась отделкой золотом.

МКДОУ «Детский сад посёлка Пристень» Пристенского района Курской области

Занятие декоративное рисование

В старшей группе

«ДЫМКОВСКИЙ ИНДЮК»

Провела: воспитатель Кротова Л. А.

2015год

Цель: продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.

Задачи:

  • Образовательные:

Закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;

Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи при украшении заданной формы;

Совершенствовать речь как средство общения;

Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки.

  • Развивающие:

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;

Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора;

Развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию;

Развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.

  • Воспитательные:

Воспитывать у детей уважительное отношение к труду народных мастеров, испытывать гордость за мастерство русского народа;

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Предварительная работа: ознакомление детей с русскими народными промыслами в образовательном процессе в ДОУ; проведение дидактических игр по закреплению знаний о русских народных промыслах,

Словарная работа: большак, древний, важно распустить, напыщен, горделив.

дымковские игрушки, кукла – перчатка «Петрушка», индюки вылепленные из соленого теста, материалы для продуктивной деятельности (кисти нескольких размеров, гуашь, салфетки).

Ход занятия

На столах заранее приготовлены материалы для работы детей.

Дети входят в группу под звуки русской народной музыки,

их встречает воспитатель с надетым на руку Петрушкой.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие. Милости просим к нам!

Это Петрушка он живет в большом селе. Как красиво - то у них зимой!

Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река,

Скованая льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали.

И село большое

Дымково назвали.

У нас любят песни, пляски,

В селе рождаются и чудо – сказки.

Вечера зимою длинны

И лепят там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно – расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Казалось бы, простой узор,

Но отвести не в силах взор!

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Вот и вам я приготовил подарочки – наши замечательные игрушки.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любят их и стар, и млад,

Каждый тем игрушкам рад!

Каждая игрушка показывается детям и сопровождается небольшими присказками.

Игрушки – барыни и кавалеры

Наши руки крендельком, Мы - игрушки расписные,

Щеки, словно яблоки, Хохотушки вятские,

С нами издавна знаком Щеголихи слободские,

Весь народ на ярмарке. Кумушки посадские.

Дымковские барыни

Всех на свете краше,

А гусары – баловни

Кавалеры наши!

Игрушка конь

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Игрушка птичка

С виду, птичка – невеличка.

Только птичка не порхает –

В небеса не улетает.

Красотою удивляет!

Игрушка свистулька

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка –

Родился в веселый час

Вятский праздник – «Свистопляс».

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы:

Расписные сани,

Медведь с гармошкой,

Солдат с усами.

Козёл – золотые рожки

Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Воспитатель: Ну, как, ребята, понравились вам игрушки.(Дети отвечают). Ой, заигрался я тут с вами. А мне еще по хозяйству управиться надо. Оставайтесь, гости дорогие. А мне пора!

2.Основная часть.

Воспитатель: Замечательные игрушки! А знаете, дети, когда дымковская игрушка только появилась, то каждый узор, который мастер наносил на поверхность игрушки имел свое значение. Круг и крест – это символы солнца. Зигзагообразная линия или узор, состоящий из ромбов, изображают засеянное поле. Волнистые линии символизируют потоки воды. Рисуя эти узоры, древний художник думал о том, что незатейливая игрушка должна принести своему обладателю благополучие, хороший урожай, теплое не засушливое лето. Мы же сейчас, рассматривая игрушку, совсем не думаем об это. Мы просто любуемся ее красотой.

Назовите цвета красок. (Ответы детей: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, розовый).

Какое настроение создают дымковские игрушки? (Веселое, праздничное, радостное настроение).

А какой же праздник без веселья и игры! Приглашаю всех поиграть.

Проводится динамическая пауза «Лошадки»

Эй, лошадки, все за мной! Двигаются подскоками по кругу, вытянув Поспешим на водопой. одну руку вперед, другую – подняв вверх.

Вот река, широка и глубока, Останавливаются, плавно разводя руки в Не достанешь ты до дна. стороны и наклоняясь вперед.

А водица вкусна! Пейте! Подносят ладони сложенные лодочкой к

Хороша водица! лицу.

Постучим копытцем! Притоптывают ногой, вытянув

Эй, лошадки, все за мной! одну руку вперед, другую – подняв вверх.

Поскакали домой! Двигаются по кругу.

Гоп – гоп – гоп!

3.Объяснение нового или расширение имеющихся знаний.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как называется учреждение, где хранятся ценные предметы культурного наследия. (Ответы детей).

Правильно, это музей. По всей нашей стране создано множество музеев народной игрушки, где можно увидеть различные игрушки, изготовленные руками народных умельцев. Есть такой и в нашем городе. Расположен он на территории Тульского кремля. Здесь представлены и народные игрушки.

4.Мотивация на деятельность.

Воспитатель:

А сейчас я предлагаю вам немного подумать.

Дидактическая игра «Выбери игрушку»

(из предложенных игрушек выбрать дымковскую и обосновать свой выбор)

Перед вами несколько народных игрушек. Найдите и назовите среди них дымковскую. (Дети называют игрушку – дымковского индюка). Как называется игрушка? Как вы определили? Что вам помогло?

Послушайте стихотворение об этой игрушке:

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Краской яркою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная - индюк.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? (Да).

Сегодня мы с вами будем расписывать дымковского индюка. Каждую игрушку мастер расписывал по своему вкусу, как ему нравилось, поэтому народные игрушки не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по -своему. Раскрашивайте каждый своего индюка, как вам хочется. Но прежде подумайте немного о том, каким узором вы распишите свою игрушку. Полоски и точки мы рисуем кончиком кисти, а круги делаем тычками. Не забывайте о том, как правильно держать кисточку. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. У хорошего мастера всегда чистота и порядок.

5.Практическая часть

Перед тем как дети приступят к работе проводится пальчиковая гимнастика.

пальчиковая гимнастика

«Солнце, заборчик, камешек»

(по аналогии – «Кулачок, ребро, ладошка»).

Воспитатель в произвольном порядке произносит слова «солнце», «заборчик», «камешки». Дети руками показывают «солнце» - ладони с растопыренными пальцами, «заборчик» - пальцы вместе, «камешки» - пальцы сжаты в кулачки. Сначала игра проводится медленно, затем с постепенным увеличением темпа. Звучит тихая музыка, дети начинают работать, воспитатель обращает внимание на осанку детей, следит что бы дети правильно сидели.

6. Выход из деятельности.

Работы выставляются на стол

Воспитатель: Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы? Какой индюк вам больше всего понравился? Расскажите, почему? Дети называют понравившуюся работу и обосновывают свой выбор.

Критерии для оценки:

Соответствие цветовой гамме;

Соответствие элементов;

Аккуратность работы.

Молодцы, ребята! Кто трудился от души – веселись теперь, пляши! Занятие окончено.

Лепка индюка по дымковской игрушке в подготовительной группе

Цель: научиться лепить дымковского индюка конструктивным способом, используя в украшении игрушки налеп.

Задачи: «Петух» (Индюк) - Учить передавать детей в лепке образ дымковского петуха (индюка). Упражнять в лепке основные формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки. Развивать эстетическое восприятия, творческие способности, фантазии и мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке

Материал: пластилин, стеки, доски, дымковские игрушки образцы.

М и п: Рассматривание, оценка.

Предварительная работа: Знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, лепка птиц.

Ход:

Дети, а вы хотите пойти на выставку игрушек?

Как называются эти игрушки (Дымковские)

Найдите самую нарядную игрушку

(индюк)

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Краской яркою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная - индюк.

А вы хотите, тоже стать дымковскими мастерами и устроить выставку для своих родителей.

Ставит перед детьми дымковского индюка на поворотный круг или дощечку.

Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка? (Рассмотреть со всех сторон.)

А вы хотите стать дымковскими мастерами и вылепить такого же дымковского индюка?

Из каких частей состоит индюк? (тело, голова, хвост, крылья, корона)

Индюк - птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц.

Какое же оно? (Овальной формы.)

Посмотрите на голову и шею индюка.

Какая голова и шея?

Дети: Голова у него маленькая, незаметно переходит в шею.

А какая шея? (Длинная, гибкая, у тела немного расширяется.) Что вы заметили интересного на голове и шее индюка? (Высокий круглый гребень, как корона, веерообразный и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.)

Какие по форме крылья и хвост? (круглой)

(Волнистые крылья и края хвоста)

Видно ли тело индюка? (Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.)

Во время рассматривания индюка педагог медленно поворачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращает их внимание на толстые ноги и подставку сзади возле хвоста для устойчивости фигурки.

А теперь я приглашаю вас в мастерскую и вылепить точно такого же индюка.

Что же нужно сделать после рассматривания индюка?

(Разделить пластилин на части и сделать из них исходные формы для лепки.)

С деления пластилина на большой кусок, для туловища, и поменьше, для крыльев и гребешка.

Как будем лепить птицу?

Дети: Сначала лепится овальное туловище, затем один конец делаем тоньше, чтобы загнуть вверх, оттягиваем голову с шеей. Толстый конец с другой стороны сплющиваем, чтобы прикрепить к нему хвост. Затем делим другую часть пластилин на з части (два маленьких шарика –для крыльев и один большой – для хвоста) .

А как мы будем лепить крылья? (лепим шарики и сплющим их между ладонями. Затем делаем пальцем углубление по краю, чтобы получились волнистые края). Потом лепим веерообразный гребешок и длинную бородку.

На какой части индюка самый богатый узор? (на хвосте)

Украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого нелепы, стеку.

В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачивает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спине индюка. Обращает внимание детей на позу птицы: шея прямая, слегка откинута назад, что придает индюку важность. Хвост слегка выгнут вперед.

Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой индюк вы думаете больше всего похож? Расскажи, чем тебе понравилась работа. Какими элементами украшен индюк? (Ответы 2-3 детей).

Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой!

Дети: У индюка волнистые крылья, длинная, гибкая шея, веерообразный гребешок, крылья важно распушены, нарядный хвост и крылья, длинная похожая на гроздь или кисть ягод бородка, пышный красочный хвост.

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности

Сербиненко Марины Валентиновны

Дата: февраль- март

Группа : подготовительная

ДОУ:

Образовательная область: Художественное творчество

Вид НОД: рисование,

Тип НОД: Комбинированный.

Тема НОД: нарядный индюк (по мотивам дымковской игрушки)

Цель : формирование навыка украшения объемной формы элементами декоративной росписи.

Задачи:

Образовательная: развитие продуктивной деятельности детей.

Изобразительная: учить детей украшать фигурки элементами дымковской росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).

Техническая: совершенствовать технику рисования гуашевыми красками, рисовать кончиком кисти на объемной форме.

Композиционная: совершенствовать умение ритмично располагать узор по объёмной игрушке.

Цветовая: Закреплять умение при составлении декоративной композиции использовать сочетание цвета в соответствии с дымковской росписью.

Развивающая: развивать внимание, память, воображение, мышление, речь, наблюдательность, способность замечать характерные особенности зависимости узора от формы изделия.

Воспитательная ; воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

Принципы воспитания

  1. Создание положительного эмоционального подъёма
  2. Воспитание через взаимодействие
  3. Воспитание через творчество

Принципы обучения

  1. Принцип наглядности
  2. Принцип доступности
  3. Принцип систематичности и последовательности

Методы воспитания. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

  • Беседа
  • Художественное слово
  1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
  • Создание ситуации успеха
  • Поощрение и порицание
  • Игровые ситуации

Методы обучения:

  1. По источнику получения знаний:
  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
  1. По дидактическим целям:
  • Методы приобретения новых знаний
  1. На основе методологии целостного подхода к деятельности:
  • Методы контроля и самоконтроля

Формы организации : фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства:

Демонстрационные: технологические карты с элементами дымковской росписи и характерными цветосочетаниями, варианты узоров на индюках.

Раздаточные: вылепленные из скульптурного пластилина индюки, гуашевые краски, кисточки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, поворотные диски.

Связь НОД с другими образовательными областями: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание»

Предварительная работа : (рассматривание дымковских игрушек, беседы о них; рассматривание альбома Дымковские игрушки, рисование элементов дымковского узора, просмотр презентаций).

Предполагаемый результат: овладевший необходимыми умениями и навыками любознательный, активный, эмоционально отзывчивый.

Список литературы: Веракса, Н. Е. программа «От рождения до школы» [текст]- М. 2010

Изобразительная деятельность в детском саду/учебно-методическое пособие /под редакцией И.А.Лыковой.

План НОД:

1. Организационный момент

2..Мотивационно – целевой этап

3. Восприятие предмета

4. Объяснение приёмов работы

5. Физкультминутка

6.Вопросы на уточнение

7. Индивидуальная и практическая работа детей совместно с воспитателем

8.Анализ детских работ

9. Подведение итогов

ход НОД

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Организационный момент

Задача: собрать внимание детей

Ребята, мы хотели украсить наши игрушки и организовать выставку для наших пап, мам, бабушек и дедушек. Пусть ваши родные побывают на выставке «Дымковских игрушек» созданных в нашей мастерской. Ребята предлагаю вам пройти со мной в нашу мастерскую.

«Любознательный, активный»

2.Мотивационн-

целевой

Задача: смотивировать детей на дальнейшую деятельность

Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, точками,кольцами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц своих детей и внуков, а те своих детей и внуков. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

Точно солнечный цветок.

Его высокий гребешок,

Краской яркою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная - индюк.

- И чем мы сейчас с вами будем заниматься?

«Любознательный, активный»

«Эмоционально отзывчивый»

1реб

2реб

3реб

4реб

3.Восприятие предмета

Задача: создать зрительный образ

Показываю варианты оформления индюков по мотивам дымковской игрушки.(игрушки или рисунки, таблицы)

Предлагаю детям рассмотреть дымковские узоры.

Скажите мне, ребята, какие краски используют дымковские мастера?

Правильно ребята все цвета яркие, нарядные, праздничные. А еще ребята есть немного черного цвета для прорисовки глаз и тонкой сеточки на крыльях.

Самое красивое и сложное у дымковского индюка – это хвост. Хвост индюка имеет форму круга или полукруга и напоминает веер. А дымковские мастерицы часто сравнивают нарядный хвост индюка с солнышком, поэтому и оформляют его так: по центру рисуют солнце, а пышную оборку раскрашивают будто это лучи. Иногда делают двойную оборку и тогда одну из них раскрашивают синим цветом, будто это небо, а вторую –красным или желтым, будто это солнечные лучи.(показ вариантов узоров на полукруге).

Крылья индюка похожи на хвост по своей форме, но меньше по размеру, поэтому узор на них может быть не таким сложным: оборка одного цвета по краю и сеточка из тонких пересекающихся линий на полукруге(черного или синего цвета) .Можно нарисовать веточки или цветы. Грудка индюка обычно украшена одним крупным цветком или солнцем из кругов, точек и волнистых линий. По спинке идет простой узор из ягодок или листочков.

Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали веселые мастера или грустные?

Что общего во всех игрушках?

Из чего состоит узор?

Ребята давайте, и мы станем мастерами дымковской игрушки.

Я буду вашим старшим мастером, а вы моими помощниками.

«Любознательный, активный»

4.Объяснение приёмов работы

Задача: рассказать технологию выполнения работы.

Сначала берем тонкую кисточку, набираем красную краску и аккуратно оформляем бородку и корону индюка. Теперь берем синюю краску и оформляем оборки на хвосте и крыльях. Затем рассматриваем индюка со всех сторон и придумываем для него наряд. Вы помните что самое сложное –это хвост. Поэтому сначала продумываем узор для хвоста.

Крылья индюка похожи на хвост, но меньше по размеру мы можем нарисовать на них сеточку или цветок.

На грудке рисуем солнце из круга точек и волнистых линий.

По спинке простой узор из пятнышек. Мы используем с вами для этого тычек.

«Овладевший необходимыми

умениями и навыками»

5. Физ пауза

Задача: снять мышечное напряжение.

Физминутка «Индюк»

Ходит по двору индюк

(Шаги на месте)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

(Остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

(Потопать ногами

Крыльями захлопал

(Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар

(Руки на поясе)

Или медный самовар

(Сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою

(Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)

Понесся стрелою.

(Бег на месте)

«Физически развитый,

овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

6. Вопросы на уточнение Задача: предупредить предполагаемые ошибки.

Ребята, с чего мы будем начинать расписывать нашу игрушку?

Давайте вспомним план работы.

Молодцы.

«Овладевший универсальными

предпосылками учебной деятельности»

7.Практическая работа

Задача: корректировать предполагаемые ошибки во время деятельности.

Теперь мои мастера пора нам с вами приступить к росписи нашей дымковской игрушки.

Осуществляю контроль и помогаю детям, у которых есть затруднения.

«Овладевший необходимыми

умениями и навыками»

«Способный решать интеллектуальные

и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

8. Анализ работ

Задача: напомнить детям о цели и задачах НОД.

Вот наши игрушки засветились и стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. Даже на душе стало радостно. Какая красота. Я думаю вашим папам и мамам очень понравится выставка.

Кем ребята мы с вами сегодня были?

Какую игрушку вы расписывали?

Ребята, что вам больше всего понравилось? Что показалось трудным?

«Эмоционально отзывчивый»

«Любознательный, активный»

«Овладевший необходимыми

умениями и навыками»

9. Подведение итогов

Задача: подвести итог НОД, похвалить отличившихся детей.

Ребята вы молодцы у всех получились красивые игрушки. Вечером оформим с вами нашу выставку дымковской игрушки для наших родных.

«Овладевший необходимыми

умениями и навыками»


Светлана Юркевич

Лепка декоративная. По мотивам народной пластики.

Тема: «Нарядный индюк»

Задачи:

Продолжаем знакомство детей с дымковской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства. Учимся лепить конструктивным способом из конуса и дисков.

Развиваем глазомер, чувство формы и цвета, а так же творческое мышление.

Воспитываем самостоятельность и любовь к русскому народному декоративно- прикладному творчеству.

Интеграция видов деятельности:

Рассматривание репродукций дымковских игрушек. Беседа о народных промыслах. Декоративное рисование изобразительных элементов дымковской игрушки.


Материалы, инструменты, оборудование.

Пластилин (глина - при наличии, дощечка, стек, салфетки бумажные. Для педагога - фигурка индюка

вылепленная из пластилина, схема с показом способа лепки, пластилин для показа техники лепки.

Ход занятия.

Орг. момент. Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжаем с вами знакомиться с русским народным творчеством.

Приготовьте, детки, ушки,

Это интересно знать:

Все о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать

В Дымково, вблизи от Вятки,

Лет четыреста назад

К празднику весны «Свистунье»,

Их лепили, стар и млад.

Эти вятские игрушки,

Словно радуга весной.

Посмотрите, вот индюшка

Хвост как веер расписной,

Удлиненная бородка,

Как султанчик гребешок,

Крылья с яркою подводкой-

Вся игрушка как цветок.

Педагог показывает репродукцию игрушки (при наличии игрушку).

Тема нашего занятия «Нарядный индюк». Ребята, посмотрите, какой он красивый, величавый. Давайте вспомним, какие цвета используются в росписи дымковской игрушки.

Дети называют (белый, желтый, красный, алый, голубой). Правильно, молодцы!

Педагог предлагает рассмотреть игрушку из пластилина и определить, как лучше вылепить индюка. Дети озвучивают варианты, педагог уточняет и дополняет ответы детей и более подробно рассказывает последовательность выполнения работы. Дети начинают лепить. Педагог выполняет индюка вместе с ними, комментируя свои действия. В процессе работы учитель проходит по рядам и при необходимости корректирует действия детей не справляющихся с заданием. Выполняя фигурку индюка, педагог предлагает детям самостоятельно выбирать выразительные средства и цвет, давая возможность проявить творческие способности. В конце занятия проводится выставка детских работ.


Подведение итогов.

Публикации по теме:

Тема: Дымковская (вятская) игрушка. Задачи: Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" 1. Продолжать прививать любовь.

Конспект ООД по лепке в старшей группе «Петух» (по мотивам дымковской игрушки) Конспект ООД по лепке в старшей группе. Тема: «Петух» (по мотивам дымковской игрушки) Цель: Формировать умения лепить птиц по типу дымковской.

Конспект занятия по декоративной лепке «Пирожное» в старшей группе Цель: формированиестремления делать что-то для других, творческих способностей у детей. Задачи: 1- Закреплять умения у детей лепить знакомые.

Мастер-класс по декоративной лепке из пластилина «Веселые лошадки» В детском возрасте, когда ребенок особенно эмоционально относится к.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Лепка по мотивам дымковской игрушки» Задачи: Образовательные: 1. Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками.

НОД по лепке в старшей группе. Тема: Лепка птиц по мотивам дымковской игрушки. Тема: "Лепка птиц по мотивам дымковской игрушки ". Цель: продолжать учить детей лепить птиц по мотивам дымковских народных игрушек, подмечать.