Занятия по окружающему миру в подготовительной группе. Ознакомление с окружающим миром

Маленький человечек, только что появившийся на свет, сам того еще не осознавая, начинает знакомиться с окружающей его средой: малыш впервые видит маму, слышит звуки, чувствует тепло и постигает еще очень многие другие неизведанные тайны вокруг себя. С каждым годом такие познания становятся глубже, а методы исследования - сложнее. Несомненно, проводниками в таком процессе открытия мира ребенком становятся взрослые. В первые годы жизни это - родители и люди из ближайшего окружения, а начиная с ясельного возраста, раскрытие «тайн» вокруг малыша является профессиональной задачей воспитателей дошкольных и внешкольных учреждений. В связи с этим в детских садах включены в программу занятия по окружающему миру. В подготовительной группе уделяется особое внимание этому разделу программы. Мы расскажем, какие особенности должен учесть воспитатель при работе с данной возрастной категорией и как реализовать поставленные образовательные задачи.

Цели занятий по окружающему миру

Если ранее были поставлены четкие рамки и цели, которые должен был осуществлять воспитатель в своей профессиональной деятельности, то с введением федерального государственного образовательного стандарта ситуация изменилась с точностью до наооборот. Сегодня задача педагога - не столько дать конкретные знания детям, сколько развивать у своих воспитанников познавательную активность, способность к исследованию, анализу, обобщению знаний. Соответственно, теперь принимают творческую форму Ознакомление с природой проводится таким образом, чтобы дети стали активными участниками «открытия» новой информации.

Объясним на примере занятия по окружающему миру на тему: «Осень». Если раньше достаточно было показать детям картинки листопада, дождика, рассказать об изменениях в жизни животных и людей в это время года, то сегодня наиболее эффективной формой проведения такого урока станет экскурсия, в процессе которой дети самостоятельно (под ненавязчивым руководством воспитателя) определят изменения в окружающей среде. Например, соберут букеты из опавших листьев (которые затем можно применить для закрепления знаний на эстетических занятиях), будут измерять температуру воздуха термометром, наблюдать за поведением птиц, насекомых и многое другое.

Роль занятий по окружающему миру в подготовительной группе

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе занимают важное место во всем образовательном процессе. Это связано не только с тем, чтобы максимально подготовить будущих первоклассников к самостоятельной деятельности и ориентированию в школьном коллективе, но и с возросшими возможностями самих детей. И сегодня воспитателям открываются широкие возможности по выбору методов и приемов подачи материала, а их воспитанники являются активными участниками познания.

Интеграция знаний

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе - это широкий спектр самых разных знаний. Начиная с трех лет, дети начинают активно интересоваться всем, что происходит вокруг них самих. Именно поэтому в таком возрасте детей называют «почемучками». Для воспитанников подготовительной группы познание окружающей среды также очень важно. Подросшие дети уже могут самостоятельно узнавать и разгадывать секреты неизведанного. Задача воспитателя на этом этапе - развивать любознательность, познавательную активность, направлять малышей на правильные выводы и умозаключения, непосредственно координировать процесс познания.

Проводятся на такие темы занятия по окружающему миру в подготовительной группе:

  1. Ознакомление с животными и растениями.
  2. Времена года, месяцы, дни недели. Время.
  3. Пространство вокруг нас. Элементарные географические знания. Космос.
  4. Предметы и их назначение. Профессии.
  5. Сенсорика. Направление. Ориентирование в пространстве.
  6. Общество: детский сад, семья, страна.
  7. Понятие собственного «Я».
  8. Трудовая деятельность человека.
  9. Самообслуживание.
  10. Этикет.
  11. Эстетическое развитие.
  12. Речь и коммуникация.

Ежедневно пребывая в дошкольном учреждении, ребенок открывает для себя что-то новое из вышеперечисленных областей знаний, закрепляя и расширяя тем самым уже имеющийся багаж информации о мире вокруг.

В подготовительной группе следует выбирать иные, чем в младших группах, методы и приемы. Такая рекомендация связана с возрастными особенностями детей, а также целями образовательно-воспитательной программы.

Во время занятий по окружающему миру воспитанникам, что называется, не сидится на месте. Поэтому эффективными и интересными для детей являются такие формы проведения занятий, как прогулка, экскурсия, путешествие, исследование, эксперимент, игра-квест. В качестве примера можно привести занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему: «Осень». Можно придумать «станции», на которых подаются сведения и задания по конкретному явлению: дожди, листопад, поведение животных осенью, труд людей.

Полученные знание требуется в дальнейшем ежедневно закреплять не только на других занятиях (например, по теме «Осень» на занятии по изобразительному искусству рисуют листопад или выполняют аппликацию), но и прилагая практические навыки и умения (дети каждое утро измеряют температуру воздуха, ведут дневники осадков и т.п.).

Формирование экологических представлений

Перед педагогом стоит задача воспитать у детей бережное ответственное отношение к окружающему миру и живой природе. Для реализации таких целей немаловажным аспектом является наличие необходимого материально-технического оснащения в группе. Кроме методического материала, рекомендуется совместно с детьми создать «уголок живой природы». Благодаря ему воспитанники не только будут ежедневно с большим удовольствием наблюдать за животными и растениями, учиться ухаживать за ней и оберегать, но и практиковаться в общении, взаимодействию в коллективе, формировать дружбу.

Уголок природы на прогулке

На прогулке можно организовать выращивание клумбы или огорода, построить скворечник и кормить птиц. Дети получают знания непринужденно и естественно благодаря такой форме занятия по окружающему миру в подготовительной группе. Ознакомление с секретами живой природы проводится практическими методами, давая возможность ребенку проявить свои умения и способности, самореализоваться.

Формы занятий

В детских садах применяются различные формы проведения занятий по окружающему миру: индивидуальные, фронтальные и групповые. Так, например, наблюдать за поведением рыбок в аквариуме можно всем вместе, а отвечать за полив цветов будут в один день только несколько человек - дежурные, поручить кормление можно одному ребенку.

Развитие речи на занятиях по окружающему миру

Развитие правильной грамотной речи — всеобщая задача образовательной программы детского сада. Нельзя забывать об этом аспекте и на занятиях по окружающему миру. Сегодня, благодаря технологическому развитию, воспитателю не составит труда найти литературные произведения разных жанров и соответствующие любой тематике.

Основными формами являются стихи и сказки. Так, проводятся занятия по окружающему миру в подготовительной по развитию речи с применением несложных для запоминая стихотворных форм, которые дети тут же разучивают наизусть. А, значит, материал усваивается быстрее, естественнее и запоминается надолго. Интересной формой являются рифмованные подвижные игры или театральные экологические постановки.

На занятиях по окружающему миру для подготовительной группы следует расширять словарный запас детей: вводить новые для воспитанников термины, включать прилагательные и сложные предложения. Можно предложить детям описать природу вокруг или цветок, увиденный на улице, при этом просить малышей употреблять разные формы слов, словосочетаний и предложений. Например, предложите такую игру в мячик: дети становятся в круг; передавая мяч соседу, нужно ответить на вопрос воспитателя о том, какая сегодня погода (солнечная, ясная, дождливая, хмурая, прохладная, ветряная и т. д.).

Эстетическое и художественное развитие

Несомненно, познания окружающего мира выражаются в эстетическом и художественном проявлении. Кроме того, таким образом закрепляются предыдущие занятия по окружающему миру в подготовительной группе. Ознакомление с рисованием, аппликация и лепка тематически перекликаются с познавательным материалом. При этом у детей развиваются эстетические способности, мелкая моторика (которая, в свою очередь, непосредственно связана с речью), формируется индивидуальное мировосприятие, происходит самореализация и самовыражение ребенка.

Трудовая деятельность

Несмотря на то что по ФГОС не рекомендуется детям проводить большинство педагогов склоняется к тому, что такой процесс дисциплинирует, развивает и обучает одновременно. Действительно, полив цветы, ребенок не столько «поработал» физически, сколько проявил заботу о живой природе, реализовал себя в самостоятельной деятельности, получил поощрение коллектива. Важно лишь обратить внимание на то, чтобы деятельность доставляла удовольствие ребенку, не была принудительной и уж тем более не являлась средством порицания. Если воспитатель требует от ребенка в авторитарном тоне убрать за собой, например опрокинутый хлеб, то пользы от такой деятельности будет немного, а точнее сказать - никакой. Эту же ситуацию можно решить совершенно иным способом. Например, в этот же день провести занятие по окружающему миру на тему: «Как выращивается хлеб?»

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада - это процесс творческий, каждый воспитатель выбирает подходящие методы и приемы работы со своими малышами. Важно дать детям возможность проявить чувства, переживания. Пусть малыши «притронутся» к природе сердцем и душой, только тогда возможно добиться поставленных перед образованием задач.

Внеурочное занятие по окружающему миру "Обитатели наших цветников" для начальной школы

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №47 городской округ Самара
Описание материала Материал можно использовать учителям начальных классов и воспитателям на внеклассных мероприятиях для учащихся начальной школы.
Цель Знакомство с растениями цветников.
Задачи:
-Прививать эстетическое отношение к природе в городе, стремление украсить свой мир;
-Учить называть растения цветников;
-Развивать речь учащихся, мышление, творческие способности учащихся;
-Обобщить и расширить сведения о цветах, полученные на уроках.
Подготовка Детей разделить на команды(группы), они выбирают цветы, о которых подбирают материал (загадки, стихи, рассказы, фотоматериал)

Ход занятия

Цветовод
Добрый день, ребята! Сегодня я пришёл к вам в гости на занятие. Чтобы вы узнали, кто я такой, отгадайте загадку:
Мамочка разводит розы,
Астры, кактусы, мимозы.
Не работа - дивный сад!
Я за маму очень рад!(Цветовод)
Ответы детей
Цветовод
Да, все правильно. Я цветовод.


Цветоводство – это одно из самых удивительных и интересных занятий, которому можно посвятить свое свободное время. Благодаря своей красоте и своим прекрасным ароматам цветы всегда привлекали внимание людей. Путешественники и ученые распространяли по странам и континентам различные виды цветов (в том числе и редкие), размножая их по всему миру.

Наша клумба - загляденье!
Полюбуйтесь на неё!
Поднимает настроенье
Всем, кто к ней ни подойдёт.


Сколько здесь цветов душистых!
Сколько нежных лепестков:
Шелковистых и пушистых.
Тонких, гибких стебельков.

Столько красок уместилось,
Просто глаз не оторвать!
Будто радуга спустилась
К нам цветы разрисовать.

Топинамбур и ромашка,
Синеглазки и укроп,
Одуванчик, клевер-кашка:
Дружный тут живёт народ.

Мы цветочки рвать не будем,
И другим сказать спешим:
Пусть приносят радость людям,
Всем - и крохам, и большим!
Учитель
Какие цветы названы в стихотворении?
Ответы детей
Учитель
Думаю, вы догадались, что гость нашего занятие пришел не просто так. Он предлагает поговорить сегодня о цветах наших клумб, цветников.
Как вы думаете, для чего нужны цветы?
Ответы детей
А знаете ли вы как они появились на Земле? Давайте послушаем.
Цветовод
Про то, как пришли на Землю цветы, в народе вот что сказывают... Возвращался будто бы Иван-Царевич от Бабы Яги.


Доехал до большой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону - повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег.


Махнул два раза в левую сторону - радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком.


Бросилась Баба Яга за Иваном-Царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми да и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколки-цветочки. Одни цветы были добрые - от следов Ивана-царевича, а другие, злые и ядовитые, - это там, где Баба Яга ступала...
“Сказка - ложь, да в ней намек”, - говорит народ.
Учитель
А какие цветы вы знаете?
Ответы детей
Учитель
А теперь, я предлагаю, послушать что же узнали о цветах, которые выбрали команды.
Сообщение 1-й команды

1 ученик
Василий Жуковский
О дивной розе без шипов
Давно твердят в стихах и прозе;
Издревле молим мы богов
Открыть нам путь к чудесной розе:
Ее в далекой стороне
Цветущею воображаем;
На грозной мыслим вышине,
К которой доступ охраняем
Толпой драконов и духов,
Средь ужасов уединенья -
Таится роза без шипов;
Не то обман воображенья -
Очаровательный цветок
К нам близко! В райский уголок,
Где он в тиши благоухает,
Дракон путей не заграждает
Его святилище хранит:
Богиня-благость с ясным взором,
Приветливость сестра Харит -
С приятным сладким разговором,
С обворожающим лицом -
И скромное Благотворенье
С тем очарованным жезлом,
Которого прикосновенье
Велит сквозь слез сиять очам
И сжатым горестью усиам
Улыбку счастья возвпащает.
Там невидимкой расцветает
Созданье лучшее богов -
Святая роза без шипов.
2 ученик
Бесчисленное множество старинных историй, сказаний и легенд рассказывает о розах, которые с незапамятных времен воспеваются поэтами на всевозможных языках. Может быть именно розы были первыми растениями, которые человек стал разводить ради их красоты.
Как известно из истории, ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. В Древней Греции розами украшали невесту, ими усыпали путь победителей, когда они возвращались с войны; их посвящали богам, и многие храмы были окружены прекрасными садами роз.
3 ученик
При раскопках ученые нашли монеты, на которых были изображены розы. А в Древнем Риме этот цветок украшал дома только очень богатых людей. Когда они устраивали пиры, то гостей осыпали розовыми лепестками, а их головы украшали венками из роз.


Богачи купались в ваннах с розовой водой;


из роз делали вино, их добавляли в кушанья, в разные сладости, которые до сих пор любят на Востоке.


А потом розы стали выращивать и в других странах.
По археологическим данным роза существует на Земле уже около 25 млн. лет, а в культуре выращивается уже более 5000 лет и большую часть этого времени она считалась священным символом. Аромат роз всегда связывался с чем-то божественным, вызывающим благовение.
Ее выращивали еще в садах Востока несколько тысячелетий назад и самые первые сведения о розе встречаются в древнеиндийских сказаниях, хотя родиной считается Персия.. В древнеперсидском языке слово "роза" буквально означает "дух". Иран поэты древности называли Г ю л и стан, т.е. страна роз. Бенгальские розы родом из Индии,


чайные - из Китая.


4 ученик
По одной легенде, роза впервые расцвела, когда из волн моря появилась на свет богиня любви Афродита. Едва она вышла на берег, как хлопья пены, сверкающие на ее теле, стали превращаться в ярко - красные розы


Королеву цветов ценили привилегированные особы. Разводили розы при Петре Первом и Екатерине Второй. В 17 веке роза впервые попала в Россию. Ее привез немецкий посол в дар государю Михаилу Федоровичу. В садах же разводить ее стали только при Петре Первом.
Учитель
Слово предоставляем второй команде.
Сообщение второй команды


1 ученик
Первые письменные упоминания о тюльпане относят к XI-XII векам. Его изображения были обнаружены в рукописной Библии того времени. В древних литературных персидских произведениях цветок был назван "дюльбаш" - тюрбан, так называли на Востоке головной убор, напоминающий по форме цветок.


2 ученик
Легенда о тюльпане гласит, что именно в бутоне желтого тюльпана было заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так как бутон не раскрывался, но однажды желтый цветок в руки взял маленький мальчик и тюльпан сам раскрылся. Детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон.


Первой страной, где тюльпаны ввели в культуру, скорее всего, была Персия. Европейцы впервые познакомились с тюльпаном в Византии, там и до сих пор этот цветок является одним из символов преемницы Византийской империи - Турции.
Первоначально тюльпаны разводили при королевских дворах, они стали символом богатства и знатности, их начали коллекционировать. Страстными любителями тюльпанов были Ришелье,


Вольтер,

Австрийский император Франц II, французский король Людовик XVIII.
3 ученик
На Руси дикие виды тюльпанов были известны ещё в XII веке, но луковицы садовых сортов впервые были завезены в Россию в эпоху царствования Петра I в 1702 году из Голландии. В России страстными любителями и коллекционерами цветов были князь Вяземский,
графиня Зубова,


П. А. Демидов,
граф Разумовский.

Луковицы тюльпанов в то время стоили дорого, поскольку завозились из-за границы вплоть до конца XIX века и выращивались в усадьбах только состоятельных людей.
4 ученик

Происхождение черного тюльпана связывают с заказом чернокожих жителей Гарлема на именно такой сорт, который должен был олицетворять красоту людей с черной кожей. Было объявлено весьма достойное вознаграждение тому, кто выведет такой цветок. Над этим заказом долго бились и вот в 1637 году 15 мая появился черный тюльпан.
Физминутка


На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны,
В солнышке утонут.
(Дети сидят на корточках лицом в круг.
Медленно встают.
Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе
Соединяют ладошки над головой
Раскрывают ладошки-бутоны.)

Учитель
Спасибо! Слушаем команду № 3.
Сообщение 3-й команды


1 ученик
Уже прохладное дыханье
Колышет кроны тополей,
Принёс октябрь увяданье
Для скверов, парков и аллей.

Но в октябре свои поэмы
Читает нам осенний сад,
И ветку белой хризантемы
Зовёт на танго листопад.

Прошедших дней воспоминанья
Дымят над углями мостов,
Вам, о моих в любви признаньях,
Расскажет музыка цветов.
Цветы хризантемы как бы соединяет легкий холод зимы и теплое дыхание лета. Ее по праву считают царицей осени. Этот неприхотливый осенний цветок поистине царского происхождения. Ведь когда-то на Востоке в его честь устраивали роскошные пиры, изображение хризантемы служило символом знатности, счастья и считалось священным. Ему посвящено много стихов, мифов и легенд.
2 ученик
Одни утверждают, что родина цветка - Япония, другие говорят, что Китай, третьи - что Восточная Азия. В Японии, на родине хризантемы, ее изображение входит в национальный герб, она является символом солнца. Орден хризантемы - высшая награда этой страны.
Название цветка, которое происходит от греческих слов "хризос" - золотой и "антемос" - цветок (золотой цветок) не случайно, предки хризантемы были исключительно желтыми. По японски она называется "кику" - солнце. В день "кику" в императорском дворце придворные любовались цветами, пили особое хризантемное вино, слушали музыку и писали стихи. Хризантему считали символом высокого положения.
3 ученик
В Японии ежегодно устраиваются красочные праздники хризантем, где на кукол в человеческий рост надевают исторические одежды из цветков хризантем.


В этот день японцы пьют саке с лепестками этого чудесного цветка – символом счастья и долголетия. Участники праздника передают друг другу чашечки с напитком, желая долгих лет счастливой жизни.
Хризантеме в Китае и в Японии посвящен 9-й день 9-го месяца, и цветок, сорванный в этот день, наделен магической силой. Во Вьетнаме хризантемы олицетворяют душевную чистоту и ясность разума. В Италии хризантема - символ любви; символ глубокой безмолвной печали; символ смерти. В Англии хризантемы являются не столько цветами для букетов, сколько похоронными. В Европе белые хризантемы считаются траурными цветами и символом глубокой печали. Венки из них во Франции возлагают на могилы.
4 ученик
В Европе хризантема появилась в 1676 году. Ее завезли из Японии в Англию и сделал это голландец Рееде. Однако французы считают, что хризантемы впервые появились в Марселе в 1789 году и доставил их французский путешественник Пьер Бланкшир.
Со временем этот цветок можно было увидеть практически в каждом английском саду - хризантемы прекрасно переносили английские туманы и цвели даже до наступления легких заморозков. Во время празднования дня рождения Шиллера в 1859 году бюст писателя был окружен тысячами хризантем, самых разнообразных по цвету и форме, какие тогда только существовали.
Учитель
И в заключении послушаем 4-ю команду.
Сообщение 4-й команды

1 ученик
Угадайте, что это за цветок?
Много-много лепестков,
Нежно-сказочных цветков,
Кустом растёт,
С мая по июнь цветёт!
Ответ: Пион
2 ученик
В Древней Греции пион считался символом долголетия. Родовое название цветка образовано от греческого слова "paionios" - целительный, врачующий. В древности корень растения считали чудодейственным, способным изгонять злых духов, наваждения, успокаивать судороги. Для этого кусочки его корней нанизывали, подобно бусам и носили на шее.
Согласно другому преданию, растение получило свое название от фракийской местности Пеонии, где оно росло в большом количестве.
3 ученик
В Китае пион символизирует богатство, знатность, благополучие и преподносят его друзьям как знак добрых пожеланий.

В китайских сказках, если герой достигает вершины богатства и могущества, то он непременно сажает в своих садах пионы, "которые четыре раза на дню меняют цвет". Как декоративное растение этот цветок культивируется в Китае уже 1500 лет и является таким же любимым национальным растением, как хризантема у японцев и роза у европейцев.
4 ученик
В средние века в Европе пион по пышности и красоте цветка считали соперником розы. Якобы пытался он однажды перещеголять красавицу розу, если не окраской и ароматом, то хотя бы величиной: пыжился, надувался, да таким и остался.
Миф так и остается мифом, но по красоте форм и окраске цветов, аромату и нарядной зелени пионам принадлежит по праву одно из первых мест среди лучших садовых многолетников.
Цветовод
Я очень рад, что вы узнали и рассказали очень много интересного о самых известных обитателях наших цветников. А теперь, я предлагаю вам угадать загадки о цветах:
Словно шишечкой цветок,
Распускает свой бутон,
Любят взрослые и дети,
Как зовётся он на свете?
Ответ: Пион

Белая, жёлтая, красная,
Холод переносит прекрасно,
Сорок дней цветёт и пахнет,
И цветок зовётся …
Ответ: Астрой

Его любят садоводы,
Он как принц среди цветов,
Но при этом не капризен,
Привезён из-за границы!
Ответ: Тюльпан

Жёлтый колокольчик,
В белых лепесточках,
Голову склоняет,
Солнце обожает!
Ответ: Нарцисс

Вот и осень на пороге,
И цветы все отцвели,
Ну, а эти продолжают,
Нас всё ж радовать цветы!
Ответ: Хризантемы

Это, что за пышный куст,
В сочной зелени прижух,
И на нём цветков не счесть,
Догадайся, кто он есть?
Ответ: Пион

Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки -
Только тронь мои цветки!
(Роза)

По легенде, мой цветок
Клады открывает.
Говорят, что раз в году
Чудо то бывает.
Но скажу начистоту:
Я вообще-то не цвету!
(Папоротник)

Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.
(Ландыш)
Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
(Роза)
А теперь предлагаю поиграть:
Игра «В поле выросли цветы»
Описание
В разных углах зала размещаются цветы.
Дети получают 1 лепесток и занимают место вокруг цветка соответствующего цвета, присев на корточки. Далее согласно тексту:
«В поле выросли цветы, дети медленно встают,
Распустили лепестки. поднимают свои лепестки вверх,
Вдруг повеял ветерок, покачивают руками вправо-влево,
Закружился лепесток. покружились на месте,
Ветерок их оторвет… разлетелись врассыпную….
(пауза)
И на землю вновь вернёт. » вернулись к своему цветку.
Игру можно усложнить перемещая цветы в пространстве в то время, когда дети бегают по залу. Затем предложить детям поменяться лепестками и продолжить игру.
Цветовод
Спасибо, дорогие ребята, за ваш праздник цветов. Мне было очень интересно у вас. Хотелось бы узнать, а знаете ли вы, что с давних времен существует традиция дарить цветы. И с тех же пор на основании многолетних наблюдений сложился целый язык, предписывающий, когда и какие цветы нужно дарить в тех или иных случаях. Так, считается нехорошим знаком дарить красные или бордовые цветы близким людям, потому что это очень быстро приведет к расставанию и беде.
Язык цветов еще с древних времен играет важную роль во многих мировых культурах. Цветами можно выразить чувства, которые по той или иной причине не могут быть выражены вслух.
1 цветок означает одно сердце, в желтом или оранжевом цвете – одинокое сердце;
3 цветка – я тебя люблю;
4 и 7 цветков дарить не принято;
5 цветков – счастье, благо, удача (дословный перевод: 5 благ вам на порог), чтобы дома у вас всегда было счастье и сопутствовала удача;
10 цветков – десять раз золотая, десять раз красивая (выражает восхищение любимой женщиной);
11 цветков – одно сердце, один смысл на двоих (обычно – подарок от любящего мужа любимой жене и наоборот);
12 цветков – из месяца в месяц преподносить свое любящее сердце (уместно дарить на юбилей знакомства, первой встречи или свадьбы);
16 цветков – желаю счастья (для друга, кровного родственника);
19 цветков – всю жизнь вместе (принято дарить на свадьбу);
21 цветок – самой любимой, любовь до самозабвения;
25 цветков – признание в любви;
27 цветков – я люблю жену;
29 цветков – вечно любимая;
36 цветков – пусть каждый день будет радостным;
101 цветок – ты моя единственная!
Учитель
Огромное спасибо всем за ваши интересные рассказы о цветах. Мы все любим цветы, ведь они украшают Землю и делают нашу жизнь счастливее. Так давайте оберегать красоту нашей природы.
А на клумбе под окошком
Распускаются цветы.
Разноцветные головки
Тянут к солнышку они.
Я цветы срывать не стану,
Полюбуюсь, погляжу,
И волшебную поляну
Моей маме покажу…
Расскажу ей тайну эту,
Что я прятала от всех -
Те цветы тайком смеются,
Когда слышат детский смех.
Есть средь них цветочек алый,
Его знают все, без слов.
В сердце держит стар и малый…
Называется - Любовь…
Рекомендации для занятий дома
Вместе со взрослыми найти информацию об обитателях цветников, подготовить презентацию о понравившемся цветке.

ОКСАНА СОТНИКОВА
Конспект занятия по окружающему миру «Тело человека»

Цель :

Сформировать первые понятия о своем теле, организме. Помочь детям осознать себя как человека , находить общее с другими людьми. Воспитывать интерес к своему телу.

Закрепить знание об органах чувств.

Оборудование :

1. Кукла – Малыш.

2. Флажок.

3. Тарелка с дольками чеснока.

4. Тарелка с дольками апельсина.

5. Кроватка для куклы.

Ход занятия:

Воспитатель : Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях малыш.

Достаёт куклу малыша, одетого в песочник или трусики.

Воспитатель : Ребята, посмотрите какой хороший малыш. Он похож на вас?

Дети : Да

Воспитатель : Ребята, Чем же похож на нас малыш? Какие части тела есть у малыша, назовите?

Педагог показывает каждую часть туловища куклы, а дети называют их.

Воспитатель : Молодцы ребята! А сейчас мы малышу расскажем и ручками покажем, что есть у вас.

Игра “Это Я”.

Это глазки. Вот. Вот---Показывают сначала левый, потом правый глаз.

Это ушки. Вот. Вот--- Берутся сначала за левое ухо, потом - за правое.

Это нос. Это рот. --- Левой рукой показывают рот, правой нос.

Там спинка. Тут живот--- Левую ладошку кладут на спинку, правую на живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп--- Два раза хлопают.

Это ножки. Топ, топ. --- Два раза топают.

Ой, устали. Вытрем лоб. --- Правой рукой вытирают лоб.

Воспитатель : Ребята, покажите, где ваши глазки. Давайте закроем глаза. Ничего не видно темно. Ребята, для чего нужны нам глаза?

Дети : Чтобы смотреть, рассматривать книжки, рисовать, читать.

Воспитатель : Правильно, ребята, а чтобы наши глазки хорошо видели их надо постоянно беречь. А расскажите малышу, как надо беречь глаза?

Дети : Их нужно мыть водичкой. Нельзя кидать в глаза песок, тереть глаза грязными руками, надо делать зарядку для глаз, чтобы они не болели.

Воспитатель : Правильно ребята, а давайте покажем малышу, как мы с вами делаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель : Поморгайте (быстро закрыть и открыть глаза.) - 10 раз.

Посмотрите на красный флажок, сейчас я буду перемещать его, двигаются только глаза.

Воспитатель двигает флажок вправо, затем влево, верх, вниз. Повторить 3 раза

А сейчас вращайте глазами сначала влево, затем вправо, смотрим на флажок. Повторить 3 раза.

Поморгайте 5 раз.

Крепко закройте глаза, откройте.

Закройте один глаз, посмотрите на флажок.

Закройте другой глаз, посмотрите на флажок.

Поморгайте 10 раз.

Воспитатель : Молодцы ребята все так старались, выполняли правильно

упражнения. Ребята, а сейчас покажите малышу свои носики?

Есть прямые носики

Есть носики - курносики

Очень нужен всякий нос

Раз уж он к лицу прирос.

Ребята, а зачем нам нужен нос?

Дети : Чтобы дышать, нюхать

Воспитатель : Правильно, нос нужен, чтобы дышать, и различать запахи.

Понюхайте, чем пахнет? Что это?

Дети : чеснок

Воспитатель : А это что? Понюхайте.

Дети : Апельсин

Воспитатель : Разные запахи или одинаковые?

Дети : Разные.

Воспитатель : Вот видите, без носа нам не прожить.

Как же нос надо беречь? Если вы заболели и начался насморк, что нужно делать?

Дети : лечить его, капать капельки.

Воспитатель : правильно ребята, а чтобы наши носики никогда не болели, мы сейчас с вами подышим носиком.

Дыхательная гимнастика «Ветер» (упражнение выполняется стоя.) Мед-ленно поднимая руки в стороны, сделать глубокий вдох через нос. Опуская руки, произвести медленный выдох через рот. Упражнение повторить 3-4 раза.

Воспитатель : Молодцы ребята! Ребята, а ушки у вас есть?

Дети : Да

Воспитатель : Покажите, где же у вас ушки. А зачем они вам?

Дети : Чтобы слушать

Воспитатель : Сейчас вы закроете уши, а я скажу слово и посмотрю, услышите вы его или нет. Воспитатель говорит слово «машина»

Воспитатель : Ну что вы услышали, какое слово я сказала?

Дети : Нет

Воспитатель : А теперь откройте ушки и послушайте, что я вам скажу? Воспитатель говорит слово «машина» . Ну что услышали? Какое слово я вам сказала?

Дети : Машина

Воспитатель : Вот видите ребята, уши нам нужны, чтобы слышать окружающие звуки . А еще их нужно беречь и одевать в ветреную погоду шапочку, нельзя громко кричать и ничего не засовывать в уши.

Ребята, а ручки у вас есть?

Дети : Да

Воспитатель : А ножки у вас есть?

Дети : Да

Воспитатель : А что умеют делать ваши руки?

Дети : одеваться, играть, умываться, рисовать, лепить

Воспитатель : А что умеют делать ваши ноги?

Дети : Бегать, прыгать, ходить

Воспитатель : А давайте покажем малышу, как умеют играть ваши ручки и ножки?

Игра “Пляшут наши детки! ”

Где же, где же наши ручки?--- Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга.

Нету наших ручек! --- Прячут руки за спину.

Вот, наши ручки! --- Выставляют руки вперёд.

Пляшут, наши ручки! --- Показывают фонарики.

Где же, наши ножки?---Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга

Нету наших ножек! --- Обхватывают ноги руками

Вот наши ножки! --- Ритмично хлопают ладошками по ногам.

Пляшут, наши ножки! --- Ритмично топают ногами.

Где же, наши детки?---Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга

Нету наших деток! --- Закрывают лицо ладошами.

Вот наши детки--- Встают в полный рост, разводят руки в стороны.

Пляшут, наши детки! --- Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя .

Воспитатель : Ой, ребята, посмотрите, наш малыш устал, он хочет спать. Давайте положим его в кроватку. Воспитатель кладет малыша в кроватку. Малышу, ребята, было с вами интересно, весело и когда он проснется, мы расскажем и покажем ему, как

Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру «Деньги» Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья Борисовна. Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить вам нужно отгадать загадки, и догадаться.

Конспект занятия по окружающему миру для средней группы «Экскурсия в лес» Подготовила: Лагойда Н. С. воспитатель МБДОУ №4 «Росинка» г. Тихорецк. Тема: «Экскурсия в лес» Цель: создавать условия для расширения представлений.

Конспект занятия по окружающему миру «Голубые глаза планеты» Занятие "Голубые глаза планеты!" Цель: Расширение кругозора детей о водах своей местности, а также своей страны. Результаты.

Конспект занятия по окружающему миру «Матрешки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Перелетные птицы» Программное содержание: Знакомить с сезонными изменениями в жизни птиц в осенний период. Познакомить детей с перелетными птицами. Учить.

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром

Тема: Путешествие по весеннему лесу

Цель: дать представление об изменениях в жизни диких животных весной.

Задачи:

Закрепить знания о признаках весны;

Расширить словарный запас за счёт существительных-названий

детёнышей животных, профессий людей (егерь);

Учить отвечать на вопросы полными ответами;

Развивать логическое мышление через отгадывание загадок;

Развивать слуховое и зрительное внимание, память;

Заложить основы экологического воспитания.

Оборудование: презентация к уроку, природоохранные знаки, корзина с «угощением» для зверушек, разрезные картинки.

Ход занятия.

    I. Эмоциональный настрой

Учитель: Я хочу подарить вам свою улыбку! Улыбнёмся друг другу. Введение в тему занятия

Учитель:

Мне очень нужна ваша помощь. Когда я шла в школу, то на улице заметила следы! Но вот я никак не пойму, кто же их оставил? Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?

Кто прошел так тихо-тихо

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла…(Весна).

    II. Беседа о весне.

Так вот, кто следы оставил! Расскажите, какие следы весна оставляет на улице?

Без чего не может наступить весна? (без солнышка)

Но ведь зимой тоже светит солнышко.

Расскажите, какое солнышко вы любите?

IV. Упражнение на релаксацию.

Учитель: А сейчас закройте глазки, поднимите головки к солнышку, подставьте солнышку свои ладошки.

Наше солнышко взошло,

Стало здесь нам всем тепло.

Солнышко греет нам щёчки,

носик, подбородок, ладошки.

Вы чувствуете?
А пока мы отдыхали, нам пришло письмо.

Как вы думаете, от кого?

А хотите узнать? Помогите открыть конверт. (Дети помогают учителю открыть конверт. В конверте приглашение в гости от зверей).

Учитель: Мы сегодня отправимся с вами в весенний лес.

Как вы думаете, на чём лучше всего путешествовать по лесу?

Дети предлагают разные варианты, а учитель старается выбрать самый приемлемый способ. Например, ребёнок предлагает отправиться в путешествие на поезде, учитель с учениками приходят к выводу, что колёса громко стучат, они распугают всех животных. На самолёте мы тоже ничего не увидим, так как он быстро летит. И так далее. В конце концов дети приходят к выводу, что лучше всего путешествовать по лесу пешком.

    Физкультминутка «По дорожке к лесу»
    (Дети выполняют движения за учителем)

Шагаем

Перепрыгиваем через ручеёк

Ходьба по камешкам

Подлезание под веточками

    IV. Повторение правил поведения в лесу.

На экране появляется маленькая картинка леса .

Учитель: Ребята, а лес нас не хочет пускать к себе. Он боится, что мы потревожим его жителей. А давайте-ка расскажем ему о том, как надо вести себя в лесу.

Сделайте шаг вперёд (на полу картинки с природоохранительными знаками. Дети берут по одной картинке и объясняют, почему надо ходить в лесу по дорожкам, почему нельзя подходить близко к гнёздам и т.д.)

А теперь посмотрим на экран, впустит нас лес?

(Открывается картинка лесной поляны, звучат голоса птиц)

- Как дышится в лесу? (легко, там чистый воздух)

- Чем пахнет в лесу? (травой, грибами, цветами……)

- А кто нас встретит в лесу? Давайте подумаем, какие животные будут нас встречать?

1. Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живет, кур в деревне крадёт .(лиса)
2. Чьи это следы на экране? Картинка на экране(заячьи )

3. Чей это голос? Звучит голос волка ( волчий )

4. А чьи это запасы? На экране шишки, грибы, жёлуди )

VI. Работа в группах

Соберите разрезные картинки (медведь, ёж, барсук)

( На экране все животные, о которых загадывались загадки и составлялись картинки)

А как вы думаете, чем занимаются звери в лесу весной?

VII. Показ презентации «Дикие животные весной»

Весной от зимней спячки просыпаются медведи. Медведь оголодал, исхудал за зиму. Он ходит по лесу и ищет себе пищу.

Ест всё, что ему попадётся: прошлогодние жёлуди, орехи, траву, коренья растений.

Из животной пищи ест насекомых, раков, птиц и их яйца, муравьёв (при этом разрушает муравейники), мелких зверьков. А также очень любит рыбу.

В конце зимы, в самую лютую стужу у медведиц рождаются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего полкило. Греются малыши возле матери и молочко посасывают. Так и лежат до весны. А весной медведица выводит своих медвежат из берлоги. Она учит их находить себе корм.

Учитель: А какие ещё животные просыпаются весной?

Рано весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они тоже похудели. Весной ежи начинают усиленно питаться насекомыми, сверчками, тараканами, разными жуками.

Они поедают также дождевых червей, птичьи яйца, лесных и полевых мышей.

Весной ежиха выводят потомство. Она готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Своих детёнышей ежиха кормит молоком.

Учитель: Ребята, что общего в жизни медведя и ежа?

Теперь мы с вами поговорим о белке.

Целыми днями перепрыгивает она с ветки на ветку. А кто знает, чем питается белка?

Поздней весной белка выводит потомство. А как называются детки белочки? А какая окраска у белочки?

Знаете ли вы ещё зверя, который меняет свою окраску?

Да, заяц-беляк меняет цвет своей шёрстки в зависимости от времени года. Зимой он покрыт белой шерстью, а в другие времена года серо-коричневатый.

Весной у зайчихи появляется потомство. Зайчата рождаются зрячими, в тёплых шубках. Мама-зайчиха покормит их и убегает от них. А зайчата разбегаются и прячутся под кустами. Лежат там тихонечко, не пищат. А то вдруг ястреб заметит или лиса на след нападёт. Вот бежит другая зайчиха. Увидела зайчат, накормила их и дальше побежала. Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считают.

Весной рождаются детёныши и у лисы. Лиса роет или находит себе готовую нору. В ней и выводит своё потомство.

А как называются детки у лисы?

И у волчицы в логове появляются 2-3 волчонка. Как и все звери, она вскармливает их молоком. Когда молодые звери подрастают, родители учат их охотиться и скрываться от врагов.

Все звери весной линяют. Свою теплую зимнюю шубу они меняют на лёгкую летнюю.

VIII. Закрепление.

1. Игра «Правда-неправда»

(Учитель произносит предложения, а дети, если согласны с ним, то хлопают в ладошки. Если не согласны, то топают ногами)

- Весной животные линяют.

- Зайчата рождаются слепыми и голыми.

- У белки и зайца меняется окраска шерсти.

- Многие животные весной выводят потомство.

- Ежи весной впадают в спячку.

- Весной после долгого зимнего сна просыпаются медведи, ежи, ящерицы, змеи, лягушки.

2. Угадай, чей домик?

А чьи это дома? (На экране нора, берлога, дупло, куст)

А какое у вас мнение насчёт того, как мы должны обращаться с животными?

В лесу есть люди, которые заботятся о лесе и следят за порядком. Их называют егерями. ЕГЕРЬ – это человек в охотничьем хозяйстве России. Он и сам охотник, а также помогает другим охотникам-любителям. Но главная его работа – это охрана леса и его обитателей. Он следит за тем, чтобы люди соблюдают правила поведения в лесу, а также закон об охоте. Весной у него особенно много работы. Он следит за тем, чтобы люди не охотились на животных, так как охота весной запрещена. Ведь у многих животных появляется в это время потомство. Если убьют родителей, то погибнут и их детёныши. Да и шерсть в это время у них некрасивая, так как они линяют.

Учитель: Ребята, егерь прислал нам вот эту корзину.

Как вы думаете, это для кого угощение?

(Учитель показывает детям большую корзинку, в которой лежат молоко, кора дерева, грибы, орехи, мёд, мясо и др. Дети садятся вместе с учителем на ковёр, разбирают корзину и предлагают, какому зверю что отдать)

X. Подведение итогов:

Кого встречали в лесу?

Как их назвать одним словом? (звери )

Чем отличаются звери от других животных? (4 ноги, тело покрыто шерстью)

Подготовленные заранее дети читают стихи об охране животных.

А теперь давайте тихо уйдём из леса так, чтобы не потревожить животных. А корзинку оставим зверюшкам. (Дети тихо на цыпочках покидают группу)

Задачи:

1. Закрепить знания о разных видах деревьев и кустарников, птицах, насекомых и зверях. Показать их роль в жизни человека.

2. Развивать умение фантазировать, художественное творчество, память.

3. Воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.

Предварительная работа:

Наблюдение в природе за птицами и насекомыми, рассматривание иллюстраций, чтение книг, прослушивание музыкальных произведений. Загадывание и отгадывание загадок, разучивание пословиц, стихов.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: парк, деревья, цветы, план-карта. Раздаточный: листья, аппликация цветов.

Словарная работа:

Активный словарь: лекарственные растения, дерево, кустарник, трава, цветы, звери, птицы, насекомые.

Пассивный словарь: ярус, планета, мята, липа, ромашка, шиповник.

Образовательные области:

Социализация, познание, здоровье, безопасность, музыка, художественное творчество, труд, художественная литература, физкультура.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Лес – это зеленое богатство Родины. Лес – это красота, здоровье, радость и отдых. Ребята, сейчас мы пройдем по экологической тропе. Пройдя по ней, вы узнаете много интересного о природе нашего края: кустарниках, травах, о птицах и насекомых. Узнаете, что природа дарит человеку, и как должен человек охранять все живое. Пройдите! Посмотри

те! Прочувствуйте!

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

(Детям показывается план тропы, где отмечены остановки маршрута) .

Воспитатель: Природа дает человеку все необходимое для его жизни – пищу, жилье, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою лю

бовь и защиту. Ребята, каждый из вас должен уметь вести себя в природе, а давайте вспомним эти правила поведения. (Ответы детей: передвигайся по тропинке в лесу и роще; не топчи зря поляну; не сори в лесу, на полянке, у реки; береги деревья от повреждений) .

Ребенок: Много леса – береги. Мало леса – не губи. Нет леса – посади!

Первая остановка «Молодой лес».

Воспитатель: Послушайте, как красиво говорит о лесе русский народ, какие пословицы и поговорки он сложил: «Лес – наше богатство», «Лес – это зеленый наряд Земли», «Рощи и леса всему свету краса». А какие пословицы и поговорки знаете вы? (Ответы детей) .

Воспитатель: Растения в природе располагаются ярусами: первый ярус – трава, второй – кустарники, третий – деревья. Человек использует растения для своей жизни. А как? Вы, знаете? (Они дают пищу, кров, обогащают кислородом воздух, летом укрывают от жары, а зимой спасают то холода) .

(Вдруг на поляне появляются Баба Яга и Леший, разводят костер, едят, разбрасывают мусор, громко кричат и уходят, оставляя после себя беспорядок. Появляется Лесовичок, вздыхая и охая:»Ох-ох-ох, что делается? »

Воспитатель: Что вы так громко вздыхаете, старичок Лесовичок? Что случилось?

Лесовичок: Расскажу я вам, друзья: о, мой лес, мой чудный лес, был высок он до небес, пели птицы до зари, заливались соловьи. Все это было, а теперь тут птицы не поют, только мусор да склянки кругом. Баба Яга и Леший решили весь лес извести: птиц распугать, зверей перебить, свои по

рядки в лесу установить.

Воспитатель: Не расстраивайся, Лесовичок, мы тебе поможем и наведем порядок на лесной поляне. (Дети вместе с воспитателем идут по маршруту, убирают мусор в корзины) .

Лесовичок: Спасибо! Вы, наверное, очень любите природу и заботитесь о ней.

Ребенок: Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

Лесовичок: Молодцы, ребята. Мне пора идти. До свидания.

(Дети вместе с воспитателем идут по маршруту) .

Вторая остановка «Лесная музыка».

Воспитатель: Ребята, вслушайтесь. Что, вы слышите?

Дети: Пение птиц.

Воспитатель: Скажите, а птицы умеют разговаривать? Почему птицы по- ют песни? О чем они поют? Да, ребята, с помощью песен птицы передают друг другу различные сигналы. С помощью песен птицы передают и ра

достное настроение. Давайте, дети, присядем вот на эту полянку, и послу

Третья остановка «Лесная аптека».

Воспитатель: Ой, посмотрите, кто к нам пришел. Здравствуйте, доктор.

Доктор: Здравствуйте! Я, доктор Ромашкин.

Погода расплакалась – просто беда,

На небе - вода, под ногами – вода,

И хлюпает нос, и в горле першит,

Но доктор Ромашкин на помощь спешит.

Я разные травы для вас собирал.

Приду и скажу вам: «Дружок, не скучай,

А выпей целебный, душистый мой чай! »

Какие лекарственные растения вы знаете? (Дети называют) .

Доктор: Я принес вам чай, а сможете вы на цвет и вкус определить, из каких лекарственных растений он приготовлен?

(Дети пробуют чай и называют: мята, липа, ромашка, шиповник) .

Доктор: Молодцы! Я желаю вам поменьше болеть, а если вы все-таки простудитесь, то лучше используйте лекарственные растения, чем таблетки. Ведь сама природа позаботилась о вашем здоровье. До свидания!

Четвертая остановка «Лесная полянка».

Воспитатель: Вперед, ребята! Нас ждут новые открытия.

(Прилетает пчёлка) .

Пчелка: Ой, куда я попала?

Дети: В детский сад.

Пчелка: Здравствуйте, ребята! Какие вы красивые, нарядные, опрятные.

Дети: Спасибо за добрые слова.

(Пчелка просит детей рассказать о пользе насекомых, пчел) .

Пчелка: Скажите, а можно меня и моих подружек брать в руки?

Дети: Нет. Пчелка может больно ужалить, и на помощь может позвать своих подружек и они сильнее ужалят. Насекомые очень маленькие, их можно раздавить.

Пчелка: Правильно, ребята, насекомых никогда нельзя брать в руки. А давайте поиграем в игру «Цветы и пчелы» (Дети играют). Молодцы, ребята. Я так рада! Мне пора собирать нектар. До свидания.

Воспитатель: Неповторимая красота лесов–неиссякаемый источник творчества, здоровья и бодрости человека. Среди зеленых насаждений людям легче дышится, им не досаждает зной и пыль. Мы с радостью вдыхаем аромат цветов и трав.

(Дети читают стихи о цветах, исполняется танец цветов) .

Красная Шапочка (выходит) : Здравствуйте, дети! Здравствуйте, собаки, кошки, рыбки, птицы! Здравствуйте, деревья, травы, цветы! Здравствуй, солнышко!

(Навстречу Красной Шапочке идет волк, пряча за спиной букет) .

Волк: Здравствуй, Красная Шапочка! Это тебе (протягивает ей цветы) .

Красная Шапочка: Ну, зачем, мне столько цветов?

Волк: Чтобы тебя порадовать!

Красная Шапочка: Если хочешь знать, Волк, я люблю живые цветы, которые растут на полянах и лугах. Они улыбаются мне и даже говорят со мной.

Волк: Ерунда! Цветы не могут говорить (прячет букет за спиной) .

Красная Шапочка: Ничего ты не понимаешь, Волк! У тебя нет сердца.

Волк: Этой Красной Шапочке никак не угодишь! Что бы еще придумать, чтобы с ней подружиться? (Уходит) .

Красная Шапочка: Ребята! Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни птицу. Заболеет лес или река и нам будет плохо! Не обижайте друг друга! Когда вы добры и вежливы, вы так похожи на утят, пушистых котят, прекрасных бабочек. Любите все живое! Я вам подарки принесла – цветы-аппликация. До свидания, ребята мне пора идти к бабушке. (Уходит) .

Воспитатель: И нам пора, ребята, идти в садик. Скажите, понравилось вам экскурсия в природу. Что нового вы узнали сегодня (Ответы детей) .

Конспект прогулки для детей раннего возраста «У цветочной клумбы»

Цель: познакомить детей с названиями нескольких цветов (астра, ноготки, учить детей любоваться ими, знакомить с понятием высокий, низкий.

Ход прогулки:

Дети выходят на улицу с воспитателем и подходят к клумбе с цветами, любуются ими, свободно высказываются. Воспитатель сначала узнаёт, какие цветы уже знакомы детям, затем говорит как называются эти цветы. "Красивая у нас клумба, большая. Мы идём вокруг неё, любуемся цветами"Воспитатель читает детям стихотворение про цветы.

Бывают осенью цветы

Так неприметны, так чисты,

Что их увидит только тот,

Кто, как дитя, в луга придёт,

Придёт, как маленький, опять

Им удивиться, их сорвать,

Собрать в невиданный букет,

Чтобы нести в ладонях свет,

Подобно ангелу, когда

В его руке горит звезда.

Посмотрите дети одни цветы низкие, другие высокие. А теперь давайте обойдём вокруг клумбы и покажем низкие и высокие цветы. На примере одного цветка предложить рассмотреть строение цветка. Дать понятие как стебель, листья. Предложить детям понюхать цветочки. После наблюдения за цветами предложить детям поиграть с осенними листьями. В конце прогулки можно срезать несколько цветов, сделать букет и поставить в группе.

Занятие по экологическому воспитанию «Я здоровье берегу»

Программное содержание.

Обучающие:

продолжать учить детей следить за своим здоровьем и укреплять его, соблюдать правила личной гигиены.

Продолжать учить детей находить предмет по заданным свойствам, используя блоки Дьенеша.

Развивающие:

развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, развивать творческие способности, воображение, слуховое и зрительное внимание, память.

Воспитывающие:

воспитывать интерес к познавательным занятиям, воспитывать стремление оказывать помощь друзьям, которые оказались в трудной ситуации, воспитывать дружеские отношения между детьми.

Методы.

Создание игровой ситуации, беседа, использование художественного слова, технические средства, использование моделей-подсказок, подвижные игры, дидактические игры, экспериментальная деятельность.

Материалы и оборудование.

Игровые персонажи Крош и Лосяш, тарелка со снегом, микроскоп, компьютер, цветные карандаши, бумага, бумажные снежинки, карточки для дидактической игры «Если хочешь быть здоров», обручи, карточки для работы по блокам Дьенеша, муляжи овощей и фруктов.

Индивидуально-дифференцированный подход:

в дидактической игре: «Если хочешь быть здоров» предложить карточки детям со среднем уровнем, при работе с блоками Дьенеша - карточки детям с высоким уровнем развития.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, использование дидактических игр, подвижных игр, сюжетно-ролевая игра, экскурсии, экспериментальная работа.

Ход занятия.

Шум за дверью. Входят Крош и Лосяш, здороваются с детьми.

Лосяш: «А я говорю перестань облизывать варежки, снег грязный».

Крош: А я еще и в кармане снежок принес, про запас. Он же, такой вкусный.

Лосяш: Перед тем как возвращаться с прогулки всю одежду надо отряхнуть от снега, чтобы она была чистой и сухой. А снег есть нельзя, он грязный, там много микробов, можно простудиться и заболеть, вы, ребята, тоже так делаете?

Дети: Нет! Снег очень грязный, его кушать нельзя.

Воспитатель: Хотите посмотреть какой снег грязный. Давайте положим в тарелку принесенный вами снежок, он быстро растает.

Лосяш: Ой, сколько на дне грязи! И эту грязь ты, Крош, съел. Теперь у тебя в животе червяки заведутся.

Воспитатель: И не только, давайте посмотрим образовавшуюся воду под микроскопом.

Дети рассматривают под микроскопом капельки воды, видят много микробов. Изображение выводится на монитор «компьютера». Дети зарисовывают изображение на бумагу и дарят Лосяшу и Крошу.

Крош: А как же эти вирусы попадают на снег?

Дети: При разговоре, при кашле, при чихании, а при движении воздуха они поднимаются вверх и вдыхаются другими людьми.

Крош: А разве воздух движется?

Дети: Конечно.

Показывают опыт со «снежинкой». Дуют на «снежинку», она колышется. Дети встают в круг и проводят муз. игру «Карусель».

Крош: А я не хочу простужаться, а что для этого нужно сделать?

Воспитатель: Наши дети сейчас об этом расскажут.

Дети показывают карточки дидактической игры «Если хочешь быть здоров»

1. Отходи как можно дальше от человека, который чихает или кашляет.

2. Не обнимай и не целуй больного простудой.

3. Постарайся никогда не ходить с мокрыми ногами и во влажной одежде.

4. Если ты вспотел на прогулке, нужно скорее переодеться в сухую одежду.

5. Не накутывайся.

6. Употребляй в пищу как можно больше витаминов.

7. Сделай своевременно прививку от гриппа.

8. Закаляйся

Воспитатель: А я предлагаю пойти в магазин витаминов.

Воспитатель берет карточки-символы, которые обозначают цвет, форму, размер и рассматривают их вместе с детьми. Детям предлагается разложить фигуры так, чтобы внутри одного обруча были все синие и маленькие, а в другом - все большие и зеленые. Другой вариант: фигуры красные, круглые, большие и зеленые, маленькие, треугольные.

Загадываются загадки.

1. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (слива)

2. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)

3. Он круглый и красный, как глаз светофора. Среди овощей нет сочней. (помидора) .

Дети: Приглашают гостей в спортивный зал на экскурсию. В этом зале мы развиваемся, учимся быть ловкими, сильными, умелыми. И предлагают подвижную игру «Обезьянки и охотники». Участники делятся на 2 подгруппы, обезьянки забираются на спортивные лесенки, охотники остаются на «лужайке» и выполняют танцевальные движения: подскоки, боковой галоп, веревочка и т. д. и уходят. Обезьянки слезают с лестниц и должны точно повторить движения охотников. Охотники ловят обезьян.

Дети возвращаются в группу, приглашают на прогулку гостей покататься с горки.

Литература:

1. Горькова Л. Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва 2007г.

2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика» Учитель. Воронеж ТЦ 2010г.

3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. » Учитель. Воронеж ТЦ 2010г.

4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» Москва 2009г.

5. Мардоголимова С. Н. «ОРЗ» из сериала «Смешарики» ООО Издательство «Эксмо» 2007 г.

6. Роберт Ротенберг «Расти здоровым» Детская энциклопедия здоровья. Москва «Физкультура и спорт» 1996г.

7. Осокина Т. И. «Детские подвижные игры» Москва «Просвещение» 1988г.

.

Конспект занятия-прогулки

«Золотая осень»

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с характерными признаками осени;

- формирование умения двигаться по кругу в хороводе, выполнять простейшие перестроения.

Развивающие:

- развитие умения рисовать предметы круглой формы, закрашивать их;

- развитие творческих способностей.

Воспитательные:

- воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Ход занятия:

Предлагает послушать стихотворение об осени Плещеева «Осень наступила»:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Обращает внимание детей на то, что на участке, не смотря на листопад, почти нет опавших листьев. Отметить труд дворника. Предлагает подгруппе детей помочь опавшую листву на участке. Второй подгруппе детей предлагает навести порядок на веранде: убрать игрушки, подмести пол. Собирают листву, наводят порядок и чистоту на веранде.

Предлагает детям вспомнить какие овощи собирают на огороде, рассматривают иллюстрации овощей. Предлагает детям нарисовать овощи цветными мелками на асфальте. Несколько детей рисуют на асфальте мелками овощи.

Рассматривает вместе с детьми какие овощи нарисовали на асфальте. Хвалит детей, отмечает вместе с детьми, что лучше всего получилось. Предлагает детям поводить хоровод «Есть у нас огород». Вместе с воспитателем водят хоровод, придумывают движения, поют хороводную песню.

Ребята, а ведь не только люди собирают урожай. Звери тоже готовятся к зиме. Кто мне расскажет, как звери готовятся к зиме? Давайте поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору», какие правила этой игры? Дети проговаривают правила игры, выбирают с помощью считалки ведущего и играют в подвижную игру

Ребята, давайте с вами попрыгаем на одной ножке, поиграем в игру «По ровненькой дорожке на одной ножке»

Вместе с воспитателем и детьми играют в игру.

Предлагает детям выбрать себе занятие по душе. Организовывает с подгруппой детей сюжетно-ролевую игру «Овощной магазин».

Проводит индивидуальную работу с …. – закреплять умение энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках; с …. – составлять небольшой рассказ о предмете.

Самостоятельная деятельность.

Организует уборку инвентаря, уход детей в группу.

Конспект занятия-прогулки

«Рассматривание осеннего дерева»

Задачи:

Образовательная: уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья);

Развивающая: упражнять в различении листьев по цвету, величине, форме. Ввести в активное пользование слова: дерево, ветки, листья, красивое, зеленые, желтые, оранжевые, толстый, тонкий.

Воспитательная: вызвать эстетические переживания от восприятия красоты осеннего дерева.

Организация занятия: Предварительно выбираю отдельно стоящее дерево, к которому можно подойти со всех сторон.

Ход занятия:

Собираю детей вокруг себя и загадываю загадку:

Весной веселит,

Летом холодит.

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево).

- Правильно, дерево. Ребята, посмотрите, какое красивое дерево. Ребята, кто скажет мне, какие части есть у дерева? (Ствол, ветки).

- Какого цвета ствол у дерева?

- Правильно, ствол белого цвета. А кто знает, у какого дерева такой белый ствол с черными пятнышками? (Ответы 3-4 детей).

- Правильно ребята, это береза.

Подвожу детей к березе и читаю стихотворение:

Белая берёза косы распустила,

Белая берёза ветки опустила.

Желтые листочки косы украшают,

И на землю тихо, тихо опадают.

- Понравилось вам стихотворение? Это стихотворение и о нашей березе. Она такая же кудрявая.

- Посмотрите сколько у нее много красивых развесистых веток. (Предлагаю детям дотянуться до нижней ветки).

- Кто сможет дотянуться до нижней ветки? Видите, какое оно высокое, даже трудно дотянуться до самой нижней ветки.

Наклонив ветку, даю возможность поближе рассмотреть листья, обращаю внимание на форму листьев.

- Какого цвета листья? (зеленые).

- Правильно, зеленые, а еще какого цвета есть листочки? (Желтые, оранжевые).

- Дети, а листочки у березы маленькие или большие?

- Правильно, листочки у березы маленькие, но бывают и большие. Далее предлагаю детям найти под деревом зеленые, желтые, оранжевые листья. Прошу детей принести 2-3 маленьких и больших листа и рассказать о том, что они принесли.

- А теперь, кто мне скажет, где у дерева ствол? Правильно.

- А ствол только внизу или он тянется до самой верхушки дерева?

- А можно ли обхватить дерево руками? Попробуйте ребята. (детям предлагаю попробовать обхватить ствол березы).

- Почему пальчики нее достают друг друга? (потому что ствол у березки толстый).

- А теперь, посмотрим, можно ли обхватить веточку.

- Да, можно обхватить, даже только одними пальчиками. А почему?

- Правильно, потому что веточки тонкие. Предлагаю детям обхватить веточки пальцами.

- А теперь давайте поиграем в игру. Дети встают вокруг дерева и делают соответствие словам движения:

Ветер дует нам в лицо (помахать в лицо руками)

Закачалось деревцо. (покачиваться в стороны, руки наверху)

Ветерок все тише, тише… (приседание)

Деревцо все выше, выше. (тянуться вверх за руками) .

В заключение отвожу детей на некоторое расстояние и снова предлагаю полюбоваться деревом. Спрашиваю, как называется? Из каких частей состоит? Какого цвета листочки?

Отмечаю наиболее активных детей.

Конспект открытого занятия в средней группе

по окружающему миру на тему:

"Вода и ее свойства."

(Средняя группа)

Подготовила: Митенко Г.М.

Конспект открытого занятия по окружающему миру для детей средней группы:

Тема: «Вода и ее свойства».

Программное содержание:

1. Обогащать знания детей о свойствах воды (бесцветная, безвкусная, прозрачная жидкость).

2. Развивать у воспитанников мышление, любознательность, познавательный интерес в процессе самостоятельного выполнения опытов.

3. Формировать социальные навыки у детей: умение работать в группе, формулировать свое мнение. Приобщать детей к бережному отношению к воде.

Словарная работа: ввести в активный словарь слова: жидкость, бесцветный безвкусный, прозрачный.

Материалы и оборудование:

  1. Инвентарь для опытов: стаканы с чистой водой, стакан с молоком, гуашь, кисточка, сахар, соль, одноразовый пакетик чая, цветки тимьяна, заворной чайничек, чайные ложки, салфетка.
  2. Схемы-символы, обозначающие свойства воды.
  3. Эмблема «Помыл руки – закрой плотно кран».

Предварительная работа:

  1. Чтение «Сказка о капельке» - авторы: Мария Шкурина и Наталия Кириленко.
  2. Беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?», «Кому необходима вода?».
  3. Рассматривание иллюстраций о воде.
  4. Проведение опытов (превращение воды в лёд, льда в воду).

Методы и приемы:

  1. Словесные методы - (художественное слово, вопросы поискового характера, беседа).
  2. Методы повышения познавательной активности – экспериментирование.
  3. Наглядные: иллюстрации, символы.

Ход занятия.

Водная часть:

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает кто такие ученые?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ученые это такие люди, которые изучают все вокруг. Как работает машина, как светит солнце, как идут часы, почему светят ночью звезды и много многое другое. Я вам предлагаю поиграть сегодня в ученых- исследователей. Согласны?

Воспитатель: А что мы будем исследовать, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без...

Дети: Без воды

Основная часть:

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы правильно отгадали загадку. Сегодня мы будем исследовать воду и познакомимся с ее свойствами. Но сначала, предлагаю вам вспомнить,где живет вода? Где мы можем ее увидеть?

Ответы детей.

Воспитатель: Кому необходима вода?

Ответы детей.

Воспитатель: помогаю сформулировать ответы детей, уточняю значение воды для всего живого.

Воспитатель: Воду можно налить в любую посуду, в стакан, в тарелку и она будет менять свою форму, то есть растекаться.А если воду налить на стол, на пол, то она будет похожа на лужу.(Демонстрирую все эти действия с водой) . Вода – это жидкость.

Воспитатель: Ребята а как вы думаете дождик - это вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно ребята дождик состоит из капель воды. Давайте разомнемся перед нашими исследованиями?

Физкультурная минутка «Дождик».

Дождик, дождик, что ты льешь? - 4 хлопка,

Погулять нам не даешь. - притопы.

Дождик, дождик, полно лить, - 4 хлопка

Деток, землю, лес мочить. - Прыжки на месте.

После дождика на даче - Ходьба.

Мы по лужицам поскачем. - Прыжки "через лужицы”

Воспитатель : Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно вода бесцветная, сейчас мы это проверим.

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

Воспитатель: Какого цвета молоко? (Белого). Какого цвета лист бумаги? (Белого). Можно ли сказать про воду, что она белого цвета?

Ответы детей.

Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветна.

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может менять свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Ответы детей.

На столе стоит 2 стакана с водой, гуашь и молоко.

Воспитатель : Давайте попробуем изменить цвет воды, опустите кисточку с гуашью и посмотрим, что произойдет с водой. Изменила ли свой цвет вода?

Ответы детей.

Воспитатель: А в другой стаканчик с водой давайте нальем молоко и посмотрим, что произойдет с водой в этом стакане. Изменила вода свой цвет?

Ответы детей.

Вывод: Вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Воспитатель: Ребята давайте подойдем к другому столу. Перед вами стоят стаканчики с водой. Попробуйте какой вкус у воды?

Ответы детей.

Вывод: Вода не имеет вкуса, вода безвкусная.

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю понюхать воду в стаканчиках, пахнет ли вода чем- нибудь?

Ответы детей.

Вывод: Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха

Воспитатель: А как вы думаете может ли вода одновременно изменить свой цвет, вкус, и запах?

Ответы детей:

Воспитатель: Сейчас ребята я вам докажу что вода может поменять свой цвет, вкус и запах.

Воспитатель: В чайник для заварки чая,наливаю кипяченную воду,добавляю пакетик чая,листья тимьяна накрываем салфеткой наш чайничек и даю настоятся. А мы с вами в это время поиграем.

Пальчиковая игра "Чайник и чашки"

Мы замёрзли! Ай-яй-яй! (грозим указательным пальцем)
Чайник, чайник, выручай, (чайник: сжимаем руку в кулак, выпрямляем мизинчик)
В наши чашки наливай (чашка: ладонь полуоткрыта)
Тёплый, тёплый, тёплый чай! (одна рука изображает чашку, другая - чайник, наливающий в чашку чай).

Воспитатель: Давайте ребята посмотрим во что превратилась наша вода?

Наливаем каждому ребенку в кружку чай.

Воспитатель: Какая она?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы дети, правильно вода поменяла цвет.

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь понюхайте воду. Есть ли какой ни будь запах у нашей воды?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, наша вода приобрела приятный запах - это запах тимьяна.(лекарственная трава, которая имеет множество витаминов.)

Детям раздаются пиалы с сахаром и ложечки.

Воспитатель: Сейчас ребята положите в кружечки вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, что вы добавили в воду?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие вы молодцы, правильно это вещество сахар. И так ребята из нашей воды получился очень вкусный чай. Правда?

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, ребята, пройти на стульчики. Мы сегодня много говорили о воде, много о ней узнали, напились вкусного полезного чая, давайте об этом расскажем.

Вода имеет свои свойства:

  1. Вода – это жидкость, ее можно налить, перелить, вылить.
  2. Вода – бесцветная.
  3. Вода – безвкусная.
  4. Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Но не забывайте ребята, вода может менять свойства в зависимости от того что в нее добавили.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воду надо беречь? (ответы). Когда моешь руки, нужно закрывать кран.

Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому, воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

Ручей засох, родник ослаб,

А мы из крана кап-кап-кап,

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря,

А то пройдет немного лет-

И нет водицы – нет, нет, нет…

Воду необходимо беречь. А чтобы вы, ребята, об этом не забыли, вот вам напоминание «Помыл руки – плотно закрой кран»