Что должен уметь логопед дефектолог. Кто же такой дефектолог? Как понять, что пора обращаться за помощью

Дефектолог - это специалист, который помогает детям, имеющим психические и физические недостатки, адаптироваться в обществе. Данную профессию можно отнести к группе педагогов, деятельность которых связана с психологией, социологией и медициной.

Особенности специальности

Профессия «дефектолог» – отдельная специальность, не связанная с логопедами, которые занимаются коррекцией речи здоровых школьников. Дефектология предполагает работу с детьми, страдающими от задержек речевого развития, болезней центральной нервной системы. Далее мы расскажем об этом подробнее.

Условная классификация

Согласно классификации, дефектолог - это специалист, который занимается научной работой, либо является практикующим коррекционным педагогом. Выделяют некоторые направления дефектологии, определяющие сферы деятельности педагога:

  1. Логопед - изучает проблемы речевого развития, занимается их исправлением.
  2. Сурдопедагог и тифлопедагог - работают с людьми, имеющими проблемы со слуховым и зрительным аппаратом.
  3. Амблиолог - работает с пациентами, обладающими нарушениями зрения, а также со слепыми детьми.
  4. Олигофренопедагог и ортопедагог - занимаются с ребятами, которые имеют проблемы умственного развития, а также опорно-двигательного аппарата, соответственно.

Учитель-дефектолог, который работает с любым из направлений, указанных выше, связан не только с коррекцией поведения, но и адаптацией пациентов в обществе, их обучением, воспитанием, реабилитацией. Такой специалист обязан любить и понимать своих воспитанников, иначе он не сможет трудиться в данной области.


Специфика деятельности

Учитель-дефектолог должен развивать навыки, которые позволят ребенку найти в будущем свое место в обществе, адаптироваться в социуме.

Дефектологи постоянно контактируют с ребятами, их родителями, ведут научную деятельность, консультируются с коллегами, связанными с медициной, социологией, педагогикой. Они помогают своим маленьким и взрослым воспитанникам найти в мире свое место.


Основные обязанности

Дефектолог в школе выполняет определенные функции:

  • осматривает пациентов, оценивает их состояние, уровень развития;
  • работает с медицинскими картами пациентов;
  • выбирает определенные методические материалы, составляет индивидуальные программы, учитывая особенности детей;
  • проводит работу, направленную на коррекцию недостатков в поведении и развитии воспитанников;
  • занимается регулярными обследованиями, корректировкой индивидуальной программы по полученным результатам обследования;
  • ведет работу с родителями детей, педагогами.

Такой сотрудник изучает увлечения, склонности детей, помогает им выбирать профессию, адаптироваться в обществе.

Дефектолог для детей постоянно в своей работе применяет современные методики, занимается научной деятельностью.


Преимущества и недостатки профессии

Отметим некоторые отличительные черты данной специальности. Начнем с ее положительных характеристик:

  1. Дефектолог - это человек, который оказывает реальную помощь детям и подросткам.
  2. В профессии существует отличная перспектива карьерного роста, совмещения практики с научной деятельностью.
  3. Такие специалисты востребованы на рынке труда, они получают полный социальный пакет, государственные гарантии.

Минусы же таковы:

  • Консультация дефектолога предполагает постоянное общение с разными людьми, по-разному реагирующими на методы его деятельности.
  • В процессе общения с детьми появляются сложности, к тому же, постоянно имеются серьезные психоэмоциональные нагрузки.
  • Дефектолог - это специалист, труд которого не слишком высоко оплачивается.
  • Также среди минусов можно отметить существенное количество должностных обязанностей, постоянную зависимость от родителей, врачей, педагогов, курирующих ребенка.

Личностные качества

  • терпением;
  • любовью к подрастающему поколению;
  • ответственностью;
  • строгостью;
  • уравновешенностью;
  • терпением;
  • объективностью;
  • лидерскими качествами;
  • внимательностью;
  • креативностью.

Каждый день коррекционные педагоги сталкиваются с грустью и радостью, конфликтными ситуациями, поэтому они должны всегда сохранять выдержку, внутреннее спокойствие, гармонию.

Настоящий профессионал обязан быть миролюбивым, доброжелательным, увлеченным своей профессией человеком, готовым всегда прийти на помощь больным детям.

Как получить профессию

В настоящее время работать дефектологом, не имея высшего образования, невозможно. Именно поэтому абитуриент, который принял решение связать свою будущую жизнь с дефектологией, должен подавать документы в такое учебное заведение, где есть специальность 44.03.03.

Для того чтобы попасть на факультет дефектологии, необходимо сдать экзамены в форме ЕГЭ по русскому языку, биологии, математике.

Также можно переквалифицироваться в дефектолога тем людям, которые обладают профильным образованием в сфере психологии или педагогики. В таком случае продолжительность обучения составит всего несколько месяцев. Переподготовку можно пройти дистанционно, получив сертификат установленного государственного образца.

Длительность курсов составляет от 500 до 1000 часов, предполагается стажировка, плановые зачеты. На протяжении всего курса переподготовки студенты имеют доступ к специальным обучающим материалам.


Место работы

Работать дипломированные специалисты могут в различных частных и государственных образовательных заведениях:

Во многих государственных школах есть кабинет дефектолога, оборудованный специальной компьютерной техникой, укомплектованный методическими пособиями.

Опытные дефектологи ведут и частную практику, работая с одним ребенком или группой воспитанников. Востребованы коррекционные педагоги в тех учреждениях, которые специализируются на лечении, обучении, социализации школьников и подростков.

Среди профессиональных знаний, которыми должен обладать такой специалист, выделим владение коррекционно-педагогическими методиками. Сложно представить себе дипломированного дефектолога, не имеющего базовых психологических и медицинских знаний.


Что входит в область знаний дефектолога

Дефектология является наукой о психофизиологических особенностях развития ребенка с физическими и психическими недостатками, а также о закономерностях их обучения и воспитания.

Именно поэтому коррекционный педагог – это широкое понятие. В качестве дефектологов выступают педагоги, которые специализируются на работе с детьми, обладающими различными отклонениями в развитии. В своей работе они применяют разные средства, способствующие коррекции и компенсации недостатков.

Коррекция предполагает исправление проблем, которые не предполагают серьезных изменений. Компенсация утраченного либо нарушенного анализатора, функции, осуществляется за счет сохраненного качества.

Помимо педагогических дисциплин, будущие специалисты-дефектологи обязательно изучают некоторые медицинские предметы, патопсихологию, специальную и общую педагогику. Они не являются дипломированными врачами, но могут работать в разных реабилитационных медицинских центрах, поселениях для взрослых инвалидов.

Сначала необходимо изучить степень выраженности какого-то дефекта. Для этого специалистом проводится диагностика психических высших функций, оценивается внимание, мышление, воображение, восприятие, речь, память. В зависимости от полученной специализации, дефектолог делает акцент на зрении, слухе, интеллектуальном развитии, восприятии.

После завершения диагностики, он определяет направления коррекционной работы, выбирает необходимые приемы, методы работы, составляет план коррекционного воздействия на пациента.

В зависимости от возраста и особенностей человека, дефектолог подбирает условия воспитания, обучения. После консультации с другими специалистами, подбираются конкретные лечебно-оздоровительные мероприятия.

Пациент проходит дополнительное обследование у специалистов: психиатра, невролога, ортопеда, ортодонта, окулиста, ортопеда. Работу дефектолог выстраивает с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого человека, ориентируется он на степень выраженности дефекта. В последние годы термин «дефектолог» используется редко, его подменяют словосочетанием «социальный педагог». На самом деле это абсолютно разные понятия, которые нельзя совмещать в одно определение.

Например, в обычной общеобразовательной школе нет дефектолога-сурдопедагога, работающего со слабослышащими, глухими, глухонемыми детьми. Такие специалисты – это узкая профессия, они трудятся в коррекционных школах-интернатах. От профессионализма таких сотрудников, любви и сострадания их к больным детям, зависит возможность успешной социализации инвалидов, частичная коррекция определенных умений и навыков, а также приобретение новых коммуникативных качеств, позволяющих общаться со здоровыми людьми.

Почему слово “дефектолог” звучит пугающе?

Направление ребенка к дефектологу порождает всевозможные страхи, прежде всего у родителей. Поэтому в общении с ними рекомендуется использовать термин «коррекционный педагог», хотя это обобщенное понятие, которое включает в себя тифлопедагогов, и сурдопедагогов, и олигофренопедагогов.

Исходная установка, которая пугает, - дефектолог работает с детьми, у которых есть выраженные трудности, «дефекты». При этом и педагоги, и родители не очень хорошо понимают, в чем специфика работы дефектолога. А ведь это специалист, владеющий очень широким спектром различных дидактических приемов, технологий, методик работы с разными категориями детей. Специалист, обученный особым образом представлять суть программного материала, - не так, как это делает учитель-предметник.

Относительно работы дефектолога существует ряд мифов.

Миф первый - дефектолог работает только с детьми с тотальными недоразвитием психических функций. А это далеко не так. Дефектолог в состоянии оказать помощь любому неуспевающему ученику. Просто он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребенка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы.

Второй миф – уж если дефектолог начал заниматься с ребенком, это будет продолжаться вечно. Что тоже правдой не является. В случае детей с негрубыми нарушениями психических функций, дефектолог своими методами может что-то изменить: «подтянуть» по программе, подключить наглядность, телесность и таким образом минимизировать пробелы в знаниях и развитии. И дальше ребенок может справляться с учебной программой без участия дефектолога.

В последнее время, детей с проблемами в обучении все больше, и психологи часто не в силах им помочь. Как быть?

Прежде всего, разумно «использовать» такого специалиста, как дефектолог. Один вариант: у ребенка действительно есть выраженное недоразвитие тех или иных психических функций, и психолог понимает это. Тогда он рекомендует родителям обратиться в то учреждение, где есть нужный специалист для продолжительных коррекционных занятий.

Но если у школьника возникли временные трудности, то надо просто проконсультироваться у дефектолога. Сюда можно отнести самые часто встречающиеся в начальной школе проблемы: дислексия (нарушение чтения), дисграфия (нарушение письма), дискалькулия (нарушение счета). Нередко они базируются на пропусках программного материала. В этом случае помогает простая консультация и определение направления работы с ребенком.

И третье, самое кратковременное «использование дефектолога: для проведения педагогического тестирования. Дефектолог может посмотреть ученика четвертого класса и определить, что он знает по программе своего и предыдущих годов обучения. Такой специалист знает программный материал блестяще и у него есть свои диагностические приемы. Учитель тоже умеет это делать, но он обычно прибегает только к контрольным заданиям.

Может ли педагогическим тестированием заниматься психолог?

Психолог не имеет права проводить педагогическое тестирование. К тому же он не может досконально знать образовательную программу . Дефектологи - это педагоги. Их учат методике преподавания математики, русского языка иными, чем обычных учителей-предметников, средствами, причем по программе как коррекционной школы V, VI, VII, VIII видов, так и массовой школы.

Но ведь психологи научены диагностировать развитие у ребенка тех или иных познавательных процессов и проводить развивающие занятия. Достаточно ли эффективна такая работа?

Если взять отдельный симптом, например проблему внимания, и не смотреть, что за этим стоит: беспокойство, тревога, низкие познавательные возможности ребенка, связанные с его соматическим или неврологическим уровнем, дефицит внимания с гиперактивностью или без нее, то эффективность таких коррекционных занятий будет очень невысокой. Психологи, должны обязательно понимать причины и механизмы, приведшие к особенностям в развитии ребенка . А дальше, если психолог видит себя как коррекционный специалист, он может работать по программам, направленным на минимизацию симптома. В каких-то случаях это может быть эффективно, но в целом коэффициент полезного действия таких занятий невелик, учитывая, что они отнимают очень много времени. А дефектолог работает по программам, которые позволяют быстро снять причину отставания по тому или иному предмету.

Бывает, что проблемы ребенка связаны с его низкой работоспособностью и истощаемостью. Здесь надо звать на помощь невролога или невропатолога, которые могут помочь в решении именно этой проблемы. Каждый раз психолог должен очень четко определять, где его «ниша», а когда надо обращаться за помощью к другим специалистам.

Если говорить о базовых механизмах психического развития, то здесь существуют механизмы дизрегуляции, которые способствуют возникновению множества проблем в обучении. Например, из несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование этих механизмов регуляции, так и развитием пространственных представлений у ребенка. Это действительно будет коррекционная работа психолога. Но она эффективна, если ребенку не больше шести лет и есть еще время для формирования базовых предпосылок к обучению и базовых составляющих психического развития. В этом случае можно надеяться на то, что ребенок в конце первого класса выйдет на нормальный уровень обучения. Но если ребенку девять лет и у него накопилась масса проблем в освоении программного материала, выработался некий механизм защиты от неудач, то такая психологическая коррекция неэффективна. Как правило, в этих случаях все заканчивается тем, что ребенку ставят диагноз ЗПР, не разбираясь в природе явления.

А дальше получается замкнутый круг: в массовой школе такой ученик хронически не успевает, но отказать ему в обучении никто не имеет права. Школ для детей с ЗПР, как правило, нет, а о направлении в коррекционную школу родители не хотят даже слушать. В результате такого ученика просто «перетаскивают» из класса в класс, а проблемы лишь накапливаются. Данные, приводимые специалистами из различных регионов страны, указывают на то, что в некоторых школах до 60% детей не усваивают программный материал.

Но существует и другая крайность: школьных психологов вообще не привлекают к выяснению причин плохой успеваемости детей. А ведь проблемы могут объясняться не только недоразвитием познавательных процессов, но и заторможенностью ребенка или его неуверенностью в себе. А это уже чисто психологические проблемы. Психолог должен помогать ребенку с трудностями в обучении, если он чувствует себя вправе работать с этими проблемами и оценивает свою компетенцию достаточно высоко.

К сожалению, напрашиваются неутешительные выводы, что говорить об эффективной работе отдельно взятого школьного психолога с проблемными детьми практически невозможно...

Да, это очень сложно, особенно если необходимо вмешательство в процесс обучения. Но можно найти различные варианты комплексной, в том числе и дефектологической, помощи ребенку.

Но для специалистов школ существуют курсы повышения квалификации, где психологам и педагогам можно получить необходимые знания. И совсем не обязательно делать это официально, через институт повышения квалификации.

Очень полезно (и в плане просветительской работы) посещать открытые уроки в коррекционных школах. Это повышает их статус в глазах психологов, педагогов и родителей. Там действительно работают грамотные специалисты, которые очень много делают для детей. И что самое главное - там детям эмоционально тепло. Об этом говорит хотя бы тот факт, что сами учителя и психологи часто отдают своих детей в коррекционные учреждения, понимая, что там с детьми будут заниматься и общаться адекватно их возрасту, что ребенку будет просто хорошо.

Вообще, как и в решении любых проблем, здесь многое зависит от инициативы и желания самих психологов. Можно установить тесное взаимодействие с нужными специалистами через совместные методические объединения. А можно учиться друг у друга неформально и получать при этом для себя то, что никогда не получишь на официальных курсах.

У психолога можно получить знания об особенностях разных категорий детей, но конкретным приемам работы с ними можно обучиться только у дефектолога. Важно, чтобы в своем желании помочь ребенку психолог не конкурировал с дефектологом. У них разные методы, но одна цель: помочь ребенку, сделать его из менее успешного более успешным, адаптировав его как ученика.

Задача психолога может заключаться и в том, чтобы разъяснить администратору или чиновнику необходимость сотрудничества с различными специалистами, в том числе и с дефектологом.

Главное партнерство, где ты можешь не только дать, но и взять. Многие психологи используют дефектологические программы, логопеды используют элементы психомоторной коррекции. И такое взаимопроникновение идет на пользу всем. Ведь именно на стыках наук возникает все самое интересное. А у союза психологии и дефектологии большое будущее!

Дефектолог - это специалист, который помогает детям, имеющим психические и физические недостатки, адаптироваться в обществе. Данную профессию можно отнести к группе педагогов, деятельность которых связана с психологией, социологией и медициной.

Особенности специальности

Профессия «дефектолог» - отдельная специальность, не связанная с логопедами, которые занимаются коррекцией речи здоровых школьников. Дефектология предполагает работу с детьми, страдающими от задержек речевого развития, болезней центральной нервной системы. Далее мы расскажем об этом подробнее.

Условная классификация

Согласно классификации, дефектолог - это специалист, который занимается научной работой, либо является практикующим коррекционным педагогом. Выделяют некоторые направления дефектологии, определяющие сферы деятельности педагога:

  1. Логопед - изучает проблемы речевого развития, занимается их исправлением.
  2. Сурдопедагог и тифлопедагог - работают с людьми, имеющими проблемы со слуховым и зрительным аппаратом.
  3. Амблиолог - работает с пациентами, обладающими нарушениями зрения, а также со слепыми детьми.
  4. Олигофренопедагог и ортопедагог - занимаются с ребятами, которые имеют проблемы умственного развития, а также опорно-двигательного аппарата, соответственно.

Учитель-дефектолог, который работает с любым из направлений, указанных выше, связан не только с коррекцией поведения, но и адаптацией пациентов в обществе, их обучением, воспитанием, реабилитацией. Такой специалист обязан любить и понимать своих воспитанников, иначе он не сможет трудиться в данной области.

Специфика деятельности

Учитель-дефектолог должен развивать навыки, которые позволят ребенку найти в будущем свое место в обществе, адаптироваться в социуме.

Дефектологи постоянно контактируют с ребятами, их родителями, ведут научную деятельность, консультируются с коллегами, связанными с медициной, социологией, педагогикой. Они помогают своим маленьким и взрослым воспитанникам найти в мире свое место.

Основные обязанности

Дефектолог в школе выполняет определенные функции:

  • осматривает пациентов, оценивает их состояние, уровень развития;
  • работает с медицинскими картами пациентов;
  • выбирает определенные методические материалы, составляет индивидуальные программы, учитывая особенности детей;
  • проводит работу, направленную на коррекцию недостатков в поведении и развитии воспитанников;
  • занимается регулярными обследованиями, корректировкой индивидуальной программы по полученным результатам обследования;
  • ведет работу с родителями детей, педагогами.

Такой сотрудник изучает увлечения, склонности детей, помогает им выбирать профессию, адаптироваться в обществе.

Дефектолог для детей постоянно в своей работе применяет современные методики, занимается научной деятельностью.

Преимущества и недостатки профессии

Отметим некоторые отличительные черты данной специальности. Начнем с ее положительных характеристик:

  1. Дефектолог - это человек, который оказывает реальную помощь детям и подросткам.
  2. В профессии существует отличная перспектива карьерного роста, совмещения практики с научной деятельностью.
  3. Такие специалисты востребованы на рынке труда, они получают полный социальный пакет, государственные гарантии.

Минусы же таковы:

  • Консультация дефектолога предполагает постоянное общение с разными людьми, по-разному реагирующими на методы его деятельности.
  • В процессе общения с детьми появляются сложности, к тому же, постоянно имеются серьезные психоэмоциональные нагрузки.
  • Дефектолог - это специалист, труд которого не слишком высоко оплачивается.
  • Также среди минусов можно отметить существенное количество должностных обязанностей, постоянную зависимость от родителей, врачей, педагогов, курирующих ребенка.

Личностные качества

  • терпением;
  • любовью к подрастающему поколению;
  • ответственностью;
  • строгостью;
  • уравновешенностью;
  • терпением;
  • объективностью;
  • внимательностью;
  • креативностью.

Каждый день коррекционные педагоги сталкиваются с грустью и радостью, конфликтными ситуациями, поэтому они должны всегда сохранять выдержку, внутреннее спокойствие, гармонию.

Настоящий профессионал обязан быть миролюбивым, доброжелательным, увлеченным своей профессией человеком, готовым всегда прийти на помощь больным детям.

Как получить профессию

В настоящее время работать дефектологом, не имея высшего образования, невозможно. Именно поэтому абитуриент, который принял решение связать свою будущую жизнь с дефектологией, должен подавать документы в такое учебное заведение, где есть специальность 44.03.03.

Для того чтобы попасть на факультет дефектологии, необходимо сдать экзамены в форме ЕГЭ по русскому языку, биологии, математике.

Также можно переквалифицироваться в дефектолога тем людям, которые обладают профильным образованием в сфере психологии или педагогики. В таком случае продолжительность обучения составит всего несколько месяцев. Переподготовку можно пройти дистанционно, получив сертификат установленного государственного образца.

Длительность курсов составляет от 500 до 1000 часов, предполагается стажировка, плановые зачеты. На протяжении всего курса переподготовки студенты имеют доступ к специальным обучающим материалам.

Место работы

Работать дипломированные специалисты могут в различных частных и государственных образовательных заведениях:

  • в школах-интернатах;
  • детских центрах;
  • в санаториях;
  • в специализированных школьных учреждениях;
  • в медицинских центрах.

Во многих государственных школах есть кабинет дефектолога, оборудованный специальной компьютерной техникой, укомплектованный методическими пособиями.

Опытные дефектологи ведут и частную практику, работая с одним ребенком или группой воспитанников. Востребованы коррекционные педагоги в тех учреждениях, которые специализируются на лечении, обучении, социализации школьников и подростков.

Среди профессиональных знаний, которыми должен обладать такой специалист, выделим владение коррекционно-педагогическими методиками. Сложно представить себе дипломированного дефектолога, не имеющего базовых психологических и медицинских знаний.

Что входит в область знаний дефектолога

Дефектология является наукой о психофизиологических особенностях развития ребенка с физическими и психическими недостатками, а также о закономерностях их обучения и воспитания.

Именно поэтому коррекционный педагог - это широкое понятие. В качестве дефектологов выступают педагоги, которые специализируются на работе с детьми, обладающими различными отклонениями в развитии. В своей работе они применяют разные средства, способствующие коррекции и компенсации недостатков.

Коррекция предполагает исправление проблем, которые не предполагают серьезных изменений. Компенсация утраченного либо нарушенного анализатора, функции, осуществляется за счет сохраненного качества.

Помимо педагогических дисциплин, будущие специалисты-дефектологи обязательно изучают некоторые медицинские предметы, патопсихологию, специальную и общую педагогику. Они не являются дипломированными врачами, но могут работать в разных реабилитационных медицинских центрах, поселениях для взрослых инвалидов.

Сначала необходимо изучить степень выраженности какого-то дефекта. Для этого специалистом проводится диагностика психических высших функций, оценивается внимание, мышление, воображение, восприятие, речь, память. В зависимости от полученной специализации, дефектолог делает акцент на зрении, слухе, интеллектуальном развитии, восприятии.

После завершения диагностики, он определяет направления коррекционной работы, выбирает необходимые приемы, методы работы, составляет план коррекционного воздействия на пациента.

В зависимости от возраста и особенностей человека, дефектолог подбирает условия воспитания, обучения. После консультации с другими специалистами, подбираются конкретные лечебно-оздоровительные мероприятия.

Пациент проходит дополнительное обследование у специалистов: психиатра, невролога, ортопеда, ортодонта, окулиста, ортопеда. Работу дефектолог выстраивает с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого человека, ориентируется он на степень выраженности дефекта. В последние годы термин «дефектолог» используется редко, его подменяют словосочетанием «социальный педагог». На самом деле это абсолютно разные понятия, которые нельзя совмещать в одно определение.

Например, в обычной общеобразовательной школе нет дефектолога-сурдопедагога, работающего со слабослышащими, глухими, глухонемыми детьми. Такие специалисты - это узкая профессия, они трудятся в коррекционных школах-интернатах. От профессионализма таких сотрудников, любви и сострадания их к больным детям, зависит возможность успешной социализации инвалидов, частичная коррекция определенных умений и навыков, а также приобретение новых коммуникативных качеств, позволяющих общаться со здоровыми людьми.

В современном мире есть масса профессий, которые направлены на оказание помощи людям: спасатели, медики, работники социальных служб. Сегодня мы поговорим о профессии дефектолог, представители которой занимаются с детьми, имеющими отклонения от нормального физического и психологического развития.

Именно эти специалисты дают шанс аномальным детям социализироваться в обществе и изменить судьбу в лучшую сторону.

Чем занимается дефектолог

Чем занимается и что делает дефектолог? Специалистов принято разделять на две категории: тех, кто обучает и воспитывает детей с психологическими отклонениями и тех, кто работает в области коррекционной педагогики.

Дефектология как наука появилась относительно недавно. В этом нет ничего удивительного, ведь раньше аномальных детей никто не лечил, от них попросту избавлялись. В компетенцию современного специалиста входит не только непосредственная работа с детишками, но и изучение особенностей и закономерностей тех или иных отклонений.

За последние 20 лет дефектология получила дополнительный импульс к развитию. Начав свое развитие в качестве теоретической дисциплины, она превратилась в практическую концепцию, направленную на внедрение эффективных методов лечения врожденных и приобретенных дефектов.

Работа с детьми требует от специалиста определенных качеств. Среди них:

  • терпение;
  • стрессоустойчивость;
  • отличная память;
  • дружелюбие;
  • развитая способность к сопереживанию.

Простому обывателю кажется, что дефектолог работает только с детьми, у которых наблюдаются физически и психоэмоциональные отклонения. Это не совсем так. В обязанности специалиста входит подбор методик для детей с проблемами успеваемости, понимания предметов в школе.

Занятия со специалистом длятся согласно разработанного плана в течении определенного времени. Когда пробелы в знаниях заполнены, занятия прекращаются.

Плюсы и минусы профессии дефектолог

Преимущества:

  • социально важная профессия. Специалисты дарят детям шанс на счастливую жизнь;
  • востребованность профессии на рынке труда;
  • возможность совмещать работу и частную практику.

Недостатки:

  • психологически сложная работа. Специалист подвержен риску переутомления, проявлений депрессии;
  • скромная оплата труда в госучреждениях.

Зарплата дефектолога

Зарплата дефектолога колеблется в диапазоне 25-35 тыс. рублей. Исследования рынка труда показали, что самые высокие зарплаты готовы предложить работодатели Камчатского края и Московской области:

Где учиться на дефектолога? Как мы отмечали выше, данная профессия – это симбиоз наук, где педагогика является основополагающей. Если Вы решили стать дефектологом, присмотритесь к педагогическим ВУЗам, на базе которых есть факультет дефектологии.

Среди простых обывателей бытует мнение, что освоить профессию можно на специализированных курсах. Это заблуждение, что бы стать специалистом, необходимо поступать в университет.

Чем отличается логопед от дефектолога?

В чем разница дефектолога и логопеда? Основное отличие – это сфера компетенции специалиста. предполагает работу с детишками, у которых наблюдается нарушение произношения звуков, сложных слов. Логопед корректирует невнятную речь ребенка, показывает правильное произношение сложных звуков. Зачастую специалист работает с детьми от трех до шести лет.

Дефектолог занимается общим развитием ребенка, борется с психофизическими проблемами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, развивает эмоционально-волевую составляющую.

Сурдопедагогика, логопедия, тифлопедагогика, олигофренопедагогика Словарь русских синонимов. дефектология сущ., кол во синонимов: 6 логопедия (3) … Словарь синонимов

дефектология - (от лат. defectur недостаток и греч. logos понятие, учение) см. специальная психология. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

ДЕФЕКТОЛОГИЯ - (от дефект и...логия), отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, обучения и воспитания детей с физическими и психическими недостатками (нарушениями движений, зрения, слуха, речи, интеллекта) … Современная энциклопедия

ДЕФЕКТОЛОГИЯ - (от дефект и...логия) педагогическая наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Включает логопедию, олигофренопедагогику, сурдопедагогику, тифлопедагогику … Большой Энциклопедический словарь

ДЕФЕКТОЛОГИЯ - ДЕФЕКТОЛОГИЯ, и, жен. Раздел педагогики, занимающийся особенностями развития, воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. | прил. дефектологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ДЕФЕКТОЛОГИЯ - (от лат. defectus нехватка и греч. logos слово, учение) англ. defectology; нем. Defektologie. Научная дисциплина, занимающаяся изучением проблем, связанных с людьми, имеющих дефекты (напр., зрения, слуха, органов движения), т. е. прежде всего их… … Энциклопедия социологии

Дефектология - (от дефект и...логия), отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, обучения и воспитания детей с физическими и психическими недостатками (нарушениями движений, зрения, слуха, речи, интеллекта). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ДЕФЕКТОЛОГИЯ - (от лат. defectus недостаток и греч. logos слово, учение), наука о психофизиол. особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика (обучение и… … Российская педагогическая энциклопедия

Дефектология - I Дефектология (от лат. defectus недостаток и...Логия) научная отрасль, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. В Д. входят специальные… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Дефектология: конспект лекций , Титов, Вячеслав Александрович. Учебное пособие содержит необходимые знания по курсу «Дефектология» в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом Российской Федерации. Рекомендуется для студентов и… Купить за 334 руб
  • Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология. Курс лекций , Вадим Петрович Глухов. В пособии представлен курс лекций по учебной дисциплине «Дефектология (специальная педагогика и специальная психология)». Данная дисциплина изучается студентамифакультетов дошкольного…