Деды морозы россии. Какие Деды Морозы живут в России (Публикую по просьбе читателей) Дед мороз в бурятии как зовут

Каждый год с момента появления флешмоба «Гло­бальный ёхор» большое участие принимает в нём Белый Старец Сагаан Убгэн. Кто же он на самом деле? Сколько ему лет и как он появился в Бурятии? Разбиралась газета «Бурятия».

Заслуженный артист Рос­сии Дамбадугар Бочиктоев играет на сцене Бурдрамы уже 47 лет, из них 12 лет является Сагаан Убгэном. Ис­полнял эту роль он и рань­ше в представлениях.

«Создание местного но­вогоднего персонажа тогда было предложено город­ским отделом туризма, его поддержал республикан­ский комитет по туризму. Моя кандидатура была не единственной, выбрали из нескольких человек», - от­мечает Дамбадугар Доржи­евич.

Трое внуков артиста зна­ют, что дедушка – это Сагаан Убгэн, так как часто видят, как он надевает его наряд.

Представители туротрас­ли Бурятии получили раз­решение и благословение Сангхи на использование образа Сагаан Убгэна для проведения мирских ново­годних торжеств, и с 2008 года в Улан-Удэ реализу­ется проект «Сказочный Сагаалган». При этом орга­низуются различные культурные, этнотуристские и социальные мероприятия с участием Сагаан Убгэна (Бе­лого Старца) и приглашён­ных сказочных персонажей из других регионов и стран.

В дни Белого месяца Улан-Удэ в разные годы посещали Владыка холода - Чысхан из Якутии, Деды Морозы и Снегурочки из Салехарда, Костромы, Бе­лоруссии, Санта-Клаусы из Южной Кореи и Японии, монгольский «коллега» Ув­лин Увгун, святой Микулаш из Словакии и китайский Царь обезьян Сунь Укун. Дважды, в 2008 и 2017 го­дах, Бурятию посетил хо­роший друг Сагаан Убгэна – Дед Мороз из Великого Устюга.

Кстати, интересным фак­том стало то, что Сагаан Убгэн старше российского Деда Мороза примерно на 800 лет. Первое упомина­ние о нём относится где-то к 600-му году до Рождества Христова. А Дед Мороз – это прообраз Святого Николая, жившего гораздо позже.

На Сагаалган по пригла­шению Сагаан Убгэна никог­да не приезжают ряженые артисты. Все они – офици­альные представители ре­гионов и стран. В некоторых случаях по посещениям даже проводятся междуна­родные переговоры.

Деньги на дорогу в сказку

Наш Сагаан Убгэн тоже ездит в гости к своим «кол­легам», например, ездил к Деду Морозу в Великий Устюг, побывал на разных фестивалях – параде «На­Шествие Дедов Морозов» в Рыбнинске, которое прохо­дит там уже 9 лет, в Яма­ло-Ненецком округе у Ямар Ири, в Ярославле на проекте «Путешествие Деда Моро­за».

Как отмечает Дамбадугар Бочиктоев в образе Сагаан Убгэна он много ездил по стране, поэтому есть с чем сравнить.

«У нас каждый раз про­блемы с финансами, при­ходится то тут, то там клянчить, это плохо. Надо преодолевать непонимание отдельных чиновников, ко­торые вообще не понимают сущности Сагаан Убгэна», - говорит актёр.

Как он отмечает, Сагаан Убгэну нужен был бы свой бюджет. По сути, все годы проект осуществляет один спонсор – туристическая фирма «Спутник-Бурятия» под руководством Андрея Измайлова .

В прошлом году проект поддержал мэр Улан-Удэ Александр Голков , в этом – Глава республики Алексей Цыденов . Также Сагаан Уб­гэну часто оказывает под­держку предприниматель Вадим Бредний .

На поездку Старца на «Поле Чудес» также собира­ли всем миром, кто-то под­держал подарками, кто-то помог с проездом.

«Тогда в Москву пригла­сили региональных Дедов Морозов в количестве 9 человек, играют ведь по тройкам. Было 8 разных представителей регионов, разных Дедов Морозов, и Саган-Убгэн, который по своей сути не является Де­дом Морозом как таковым, он – божество добра и благоденствия, хозяин земли, покровитель всего живого на земле. Считается, что он приносит мир, покой и равновесие во всех делах и начинаниях тем, кто его почитает. Мы приняли приглашение, так как это был хороший повод «засветить­ся» на всю Россию, стать ещё более узнаваемым», - рассказывает Дамбадугар Бочиктоев.

Проект развивает инфраструктуру

В 2013 году в Этнографи­ческом музее народов За­байкалья торжественно от­крылась резиденция Белого Старца Сагаан Убгэна. Здесь была установлена «Сказоч­ная верста» - путевой знак, указывающий направление и расстояние до мест про­живания других сказочных героев в рамках федераль­ного проекта «Сказочная карта России». Этот ука­затель первый в Сибири, и всего таких «сказочных вёрст» по России пять.

Белый Старец в исполне­нии Дамбадугара Бочик­тоева признан почётным академиком Сказочной Академии «Лукоморье», учреждённой сказочными героями России в 2013 году.

В 2014 году межрегио­нальный проект «Сказоч­ный Сагаалган» был удосто­ен премии Правительства России в области туризма. Тогда его выдвижение под­держал Бурятский республиканский союз туринду­стрии.

За годы реализации про­екта образ Белого Старца стал известен далеко за пределами Бурятии. Теперь он почётный гость на всех праздничных мероприяти­ях, главным образом дет­ских. Высока и социальная значимость проекта. Сей­час Сагаан Убгэн с коман­дой выезжает на встречи с детьми не только по городу Улан-Удэ, но и в районы. Мероприятия проводятся для воспитанников детдомов, домов-интернатов, социально-реабилитаци­онных центров. Привлека­ются средства спонсоров для улучшения матери­ально-технической базы детских социальных учреж­дений, для приобретения подарков для детей, вруча­емых зимними сказочными волшебниками, проводятся конкурсы.

В начале 2018 года анали­тическое агентство ТурСтат составило рейтинг самых популярных Дедов Морозов в России. Рейтинг составлен по результатам анализа по­пулярности посещений ту­ристами резиденций Дедов Морозов.

В топ-5 попали Деды Мо­розы из Великого Устюга, Кыш Бабай (Татарстан), Пак­кайне (Карелия), Тол Бабай (Удмуртия). Бурятский Сага­ан Убгэн, или Белый Старец, в рейтинге занял четвёртую позицию.

Затем по посещаемости идут Деды Морозы из Юшто Кугыза (Республика Марий Эл), Якшамо Атя (Мордовия), ХельМучи (Чувашия), Ямал Ири (Ямало-Ненецкий АО) и Соок Ирей (Тыва).

«О бренде Сагаан Убгэна я всегда говорю, что его надо воспринимать не столько экономически, а сквозь при­зму продвижения Бурятии в Российской Федерации и за рубежом, - отмечает руко­водитель проекта «Сказоч­ный Сагаалган» Андрей Из­майлов. – Это как в культуре - спектакль может не оку­пить вложенных средств, но становится событием для мировой общественности. Ему начинают следовать, он становится культовым. Наш проект, так же, как и флеш­моб «Глобальный ёхор», сплачивает людей, служит хорошим информационным поводом, знакомит с тра­дициями и культурой, при­влекает туристов приехать в республику. Во время про­ведения встречи сказочных героев мы рассказываем о многих объектах туризма в республике, путешеству­ем в сёла. Так, гости с нами были не только в резиден­ции, но и в Кяхте, Заиграево».

С этим трудно не согла­ситься, каждый раз проект освещают многие феде­ральные СМИ, люди, прочи­тав о празднике, начинают интересоваться Бурятией в целом и приезжают в гости не только зимой, но и летом.

«Большую роль Сагаан Убгэн играет при создании положительного образа республики. Ведь зачастую на российском информа­ционном пространстве Бурятия может проходить через негативные примеры – убийства, драки, другой криминал, а такие сказоч­ные персонажи рассказы­вают о хорошем. Каждое наше мероприятие форми­руется на детское воспри­ятие, а дети – это будущие туристы. В своё время как минимум 150 тысяч подпис­чиков японского Санта Кла­уса узнали о нашей Бурятии, для японцев Бурятия стала открытием», - рассказал Ан­дрей Измайлов.

Проект со временем стал рождать другие, с новыми персонажами. Так, в Буря­тии появилась эвенкийская Матушка Зима Тугэни-Эни­кан, семейские Иван Трав­ник и Марья Крапивница со своими туристическими программами.

«Стоит появиться объек­ту, как вокруг него начинает расти своя инфраструктура, активизируются гостиницы, заполняются точки обще­пита, наш проект помогает развитию добрососедских отношений. На встречу приезжают представители Иркутской области, Деды Морозы ездят в отдаленные сёла с представлениями для детей. Так было в своё время с одним из проектов - Усан Лопсон Убгэном, в 2006 году в селе Дулан Кабан­ского района установили его статую. Теперь он давно живёт своей жизнью, во­круг него сразу появились ларьки, где туристы могли купить сувениры, поесть. Со временем это все более совершенствуется. Иркутя­не, понаблюдав за нами, со­здали своего Байкальского Деда Мороза в Слюдянке. Построили его резиденцию и развивают», - говорит Ан­дрей Викторович.

В этом году одним из гостей Сагаалгана будет финский Санта Клаус – Йо­улупукки. Как рассказал Андрей Измайлов, он сам выразил желание прие­хать. Об этом попросили его представители через Деда Мороза из Великого Устюга.

Он участвовал в от­крытии праздника на пло­щади Советов в 12 часов дня, потом в 12:45 в детском концерте-представлении в ФСК, затем снимется в праздничной передаче БГТРК и обязательно стан­цует в флешмобе «Глобаль­ный ёхор» на Театральной площади. В следующие два дня гостей ждёт экскур­сия в Иволгинский дацан, праздничные мероприятия в резиденции Сагаан Убгэна на Верхней Берёзовке, по­ездка в Кабанский район в резиденцию Усан Лобсона с представлением для детей.

Главную цель «Сказоч­ного Сагаалгана в Буря­тии» - пропаганду туризма в республике и как один из поводов «событийного» туризма - Сагаан Убгэн вы­полняет честно.

Но и сейчас его резиден­ция (эта одна юрта, речи о специальном комплексе, как в других регионах, нет) не может принимать гостей круглогодично. Для её раз­вития и постоянного функционирования требуются вложения.

Приветствую вас, дорогие мои постоянные читатели и гости бога «Секреты домового». Приближается весёлый Праздник Новый год. Вновь чудесные подарки, пушистые ёлки, весёлые хороводы, народные гуляния. Мне очень жаль, что мы забываем свои традиции и нашего доброго Деда Мороза вытесняет западный Санта – Клаус. Хочу рассказать о нашем добром дедушке и его братьях, живущих у нас в России. Деды Морозы России – сколько их? На этот вопрос вы не найдёте точного ответа. Много народов населяют нашу страну, и у каждого может быть свой национальный Дед Мороз. Как правило, эти Дед Морозы – герои национального эпоса, некоторым из них более сотни лет. Давайте познакомимся с ними поближе.


Наш родной Дед Мороз – великий русский языческий бог, персонал славянских сказок – олицетворение жутких зимних морозов, метелей и снегопадов, дух зимы, повелитель стужи и холода, снега и ветра.

Он дважды спасал Русь от врагов. Дед Мороз в трудную годину, когда враг подступал к Москве, превращался в отважного Генерала Мороза и спасал страну. Генерал Мороз напустил невиданные холода и метели, и две мощные по тем временам армии (Наполеон и Гитлер) потерпели крах.

Узнать русского деда Мороза можно по одежде. Как правило, это высокий статный пожилой мужчина с белой бородой до пупа, одетый в длинную боярскую шубу до земли, на ногах обязательно валенки, штаны заправлены в валенки. На голове у настоящего Деда Мороза боярская шапка, а не какой-то красный колпак. Очков у Деда Мороза нет.

Обязательно в руках русского Деда Мороза должен быть посох в виде прямой палки, на ней может быть набалдашник как звезда, но не закругленный посох, как у католического епископа.

Передвигается наш дед по земле, точнее по пушистому снегу на тройке коней, символизирующих три зимних месяца, а не летает по небу как Санта.

Подарки наш Дед Мороз оставляет под елкой. Об истории Рождественской елки рассказано Раздавать подарки помогает ему внучка Снегурочка.

У главного волшебника новогодней ночи много братьев, которые живут в разных уголках нашей огромной страны.

Бурятский Дед Мороз — Саган Убугун — Белый Старец


В Бурятии поздравляет детей с новым годом сказочный фольклорный персонаж Саган Убугун, (в переводе Белый Старец) – сказочный символ зимы.

Есть легенда, согласно которой Саган Убугун – добуддийское божество сразу родился столетним стариком с белой бородой. Так высшие боги наказали его мать за то, что она пренебрегла ими, не напоив их водой.

В Древних бурятских мифах его называют богом — супругом Земли. Его культ был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет еще до буддизма. Саган Убугун покровительствовал семейному благополучию, долголетию, счастью, богатству, продолжению рода, плодородию. Он владыка гор, земли и воды, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, духов земли и воды.

Отличительными чертами Саган Убугун являются белые одежды, четки на шеи и своеобразный волшебный посох, на вершине которого находится голова мифического водяного чудовища (макара), имеющего черты крокодила и дельфина. Прикосновение к посоху Белого Старца дарит долгую жизнь.

Поздравления и подарки Белый Старец дарит вместе с Матушкой Зимой, зовут её Тугэни Энёкэн.

Карельский Дед Мороз — Паккайне — Морозец


Карельский Дед Мороз — Паккайне — Морозец

Карельский Дед Мороз – самый молодой из российских Дедов Морозов. Его даже трудно назвать дедом. Это молодой, весёлый, вечно холостой парень, у которого даже нет бороды, но есть подруга Луминайне.

Появился он в сказочном мире в 1999 году в Олонце.

Согласно легенде Паккайне появился на свет морозной зимой, когда торговый обоз возвращался в его родной город Олонец (Карелия) с ярмарки. Стужа не навредила младенцу, он родился крепким, здоровым и весёлым, поэтому его назвали Паккайне, что в переводе с карельского означает Морозец. Рос мальчик не по дням, а по часам, обгоняя своих сверстников. Через неделю он достиг размеров трехлетнего ребенка, а всего через месяц — превратился в завидного жениха. Отец ссудил его деньгами и отправил торговать в разные страны.

Паккайне любил красоваться перед зеркалом, но все его отражения оживали и оставались в тех городах, где он бывал, но до определённой поры. К началу зимы все они собирались в родном городе Олонце и утраивали состязания, кто же из них настоящий Морозец. Паккайне тоже участвовал в играх, но 1 декабря превратился в младенца, который быстро рост и становился снова женихом.

У Паккайне есть как праздничная, так и будничная одежда. На праздник он облачается в красную шубу и красную накидку, а в обычный день надевает синий кафтан. На голове – красная шапка. На поясе небольшой мешочек с различными сувенирами.


Не так давно (всего пять лет назад) в России появился новый сказочный персонал – Всемирный Казачий Дед Мороз. Его задача не только дарить детям новогодние и рождественские подарки, но прививать им любовь к Родине, приобщать их к истокам национальных традиций и духовности, а также оказывать адресную помощь сиротам и детям — инвалидам.

В истории казачества появился новый символ. Символ добросердечия и милосердия, объединения, преданности и верности Православной вере и своему Отечеству – Матушке России.

Прародителем образа Всемирного Казачьего Деда Мороза является благотворитель — Святитель Николай Чудотворец, а прототипом преподобный Илия Муромец — воин-патриот.

По легенде казачий Дед Мороз жил и не тужил в своей Пещере Вечной мерзлоты под Железноводском. Но Главный Дед Мороз страны, проезжая из Великого Устюга заглянул на Ставрополье и попросил младшего брата помочь ему в важном деле – развести подарки детям.

Казачьего Деда Мороза ни с кем не спутаешь. В его облачении присутствуют детали национального казачьего костюма: терская папаха, эполеты, аксельбант, газыри, башлык, шашка и кинжал.

Сопровождает его внучка Снегурочка, новогодник – мальчик Новый год, скоморохи, казак с казачкой, ручной медведь.

Марий Эл Дед Мороз — Йушто Кугыза и Лумудыр


В марийском фольклоре свой Дед Мороз — Йушто Кугыза «живет» примерно уже десять веков. Его ещё называют «Холодный Дедушка». У марийцев «кугыза» обозначает «старик» или «дедушка». Именно так они называют своих духов. Есть дух дома — Сурт Кугыза, дух заморозков — Покшым Кугыза, горный старик — Курык Кугыза.

Раздавать подарки ему помогает внучка Лумудыр. Узнать Йушто Кугыза легко по его одеянию: тёплый зипун, меховая шапка с белым верхом, рукавицы вышиты национальным орнаментом, на поясе красный кушак, в руках белый посох и красный мешок.

Марийский Дед Мороз живет в северной части республики, в селе Кукнур в Сернурском районе.

Мордовский Дед Мороз – Мороз — Атя


Высшим богом в мордовской мифологии считается. Нишке. Он сотворил землю и небо, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится наша земля, насадил леса, создал человеческий род, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой.

Мордве известно, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном из них живет Дед Мороз – Мороз-Атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвертом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать никак нельзя, и поэтому никому не известно, что там находится.

В праздничные дни Мороз-Атя живёт в своей усадьбе в Ульяновской области

Татарский Дед Мороз – Кыш Бабай



Татарский Дед Мороз – мифический герой, живущий в чудесном лесу, в селе Новый Кырлай Арского района в музейном комплексе известного татарского поэта Габдуллы Тукая — «татарского Пушкина»всего в 80 километрах от Казани.
Согласно легенде в самую долгую ночь декабря тюрки отмечали начало обновления жизни. Они считали, что именно этой ночью появился Верховный Бог Тенгре. Он управляет всем миром и божествами. Зимой управляет Кыш Тенгресе или зимнее божество, которого в народе прозвали Кыш Бабай. Именно он отвечает за весёлую встречу Нового Года. Гулянья идут с 21 декабря по 1 января – праздник Нардуган.
Кыш Бабая можно узнать по особым приметам. На нём может быть синий или зелёный кафтан с национальными орнаментами, золотой пояс, вместо шапки — мохнатая тюбетейка, на ногах сапоги из овечьей шерсти. Кыш Бабай достаёт подарки детям из красивого расписного мешка.
У татарского Деда Мороза большая свита из 14 сказочных персонажей. Прежде всего, дочка – Кар Кызы, Баба Яга – Убырлы, Зухра и Тахир (герои восточной легенды о любви), Златовласка – Алтынчэн, Батыр и Шурале (герои сказки «Шурале» Габдуллы Тукая), шайтаны (черти), снеговики. Все они живут вместе с татарским Дедом Морозом. Ожившие герои поэта Габдуллы Тукая пропагандируют его наследие.

Удмуртский Дед Мороз — Тол Бабай



Тол Бабай – удмуртский Дед Мороз – фольклорный герой.

Согласно легенде Тол Бабай – самый младший из великанов, живших на Кар – Горе. Они жили ещё тогда, когда на земле не было людей. Но когда на горе появились люди, великаны не хотели иметь с ними ничего общего и постарались спрятаться в яме на вершине горы, а Тол Бабай не успел, переход в параллельный мир закрылся и маленький великан остался один. Долго скитался Тол Бабай в окрестностях Кар – Горы, изучил язык зверей и птиц, узнал целебные силы растений и однажды зимой он встретился с детьми. Они не испугались его, а наоборот подружились с ним, играли в разные игры, смеялись и веселились. В благодарность великан одарил детей подарками. Ребята обрадовались и прозвали великана Тол Бабаем, что означает Снежный дед. Теперь каждый год приходит Тол Бабай к детям и дарит им новогодние подарки.
Волшебной силой обладает и его посох, тот, кто к нему прикоснется, получит исполнение желаний в Новом Году. Как правильно загадать новогоднее желание узнайте
Шуба Удмуртского Деда Мороза – фиолетовая – это любимый цвет его родины — Шарканского района. В руках погнутый посох, Удмуртский Дед много ходил пол белому свету, и посох сильно погнулся. Подарки детям Тол Бабай носит за спиной в берестяном коробе.
К людям он приходит не только на Новый год. Все 365 дней в году он рядом, рассказывает людям о природе своего любимого края, о целебных растениях, зверях и птицах.

Якутский Дед Мороз — Чисхан и Эхээ Дыыл

В Якутии живут сразу два Деда Мороза – оба герои фольклора – Чисхан и Эхээ Дыыл.
Чисхан – хранитель холода. Он живет в самой северной части России в Оймяконе – полюсе холода. Он хозяин вечной мерзлоты. Именно к нему накануне Нового Года приезжают все Деды Морозы для благословения и получения настоящего январского морозца. Это злой Дед Мороз. Он несет с собой холодный ветер и несчастья.
Своеобразен костюм зимнего волшебника из Якутии: необычная шапка с рогами быка, роскошно расписанная стразами, бисером, стеклярусом синяя шуба, белый посох.
Второй Дед Мороз — Эхээ Дьыл – повелитель времени и хозяин года, его ласково называют Дедушка Мороз. Живет он в Верхоянске. У него большое семейство: жена – Королева Зимы (КыхынХотун), три дочери Осень (Кухуунэй), Весна (Саасчаану), Лето (Сайыыну), а также внук Ветерок (Тыалчаан) и внучка Снегурочка (Хаарчаана). Все они отвечают на письма к Якутскому Деду Морозу, дарят детям подарки.

Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — дедушка Ямала


Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — сказочный персонаж, описанный в мифах коренных северных народов.

Как правило, это седовласый пожилой старец, одетый в национальную одежду - кисы (меховые сапоги) и малицу (шубу из оленьих шкур), да пояс, украшенный костью мамонта.

Кроме посоха у него есть заветный бубен, с помощью которых он проводит волшебные обряды и ритуалы, отгоняет злые силы, помогает осуществить мечту, исполнить желание, приобрести счастье.

Есть у него и постоянная прописка — посёлок Горнокнязевск Приуральского района в 15 километрах от Салехарда.

Вот какие разные Деды Морозы живут на просторах нашей страны. Я рассказала не обо всех Дедах Морозах России. Есть еще Алтайский Дед Мороз — Соок-Таадак, Кабардино-Балкарский Дед Мороз – Уэс — Дадэ, Калмыцкий Дед Мороз — аав Киитн (дед Холод), Чувашский Дед Мороз — Хĕл Мучи (дед Зима).

Дорогие мои читатели, поздравляю вас с Наступающим Новом Годом и Рождеством. Оставьте в этом году всё грустное, плохое, несостоявшееся и смело шагайте в новый год. Счастья, здоровья, любви вам и вашим близким. Берегите друг друга, цените время, которое можете проводить вместе, потому что, потому что именно наши близкие, друзья и благополучие в наших семьях – самое ценное в жизни. Пусть в ваших домах будет всегда уютно и тепло, а над головой мирное чистое небо.

С уважением, Надежда Карачева

О том, что в Великом Устюге живёт Дед Мороз со своей внучкой Снегурочкой, знает каждый ребёнок. Именно ему письма с самими сокровенными желаниями пишут дети со всей страны.

С недавних пор в нескольких российских регионах появились собственные новогодние национальные герои. Вот, вы знали, что карельский новогодний волшебник - это вовсе не дедушка, а молодой человек? А в Калининграде базируется резиденция казачьего Деда Мороза, который воспитывает в детях патриотизм? Сегодня поговорим, какие ещё живут в России новогодние герои, в преддверии Дня рождения Всероссийского Деда Мороза, 18 ноября.


Вотчина Деда Мороза в Великом Устюге

Всероссийский Дед Мороз

  • Страна: Россия
  • Место жительства: Вологодская область, город Великий Устюг

Вообще, до сих пор так и не выяснили, сколько лет главному Дедушке Морозу страны. Есть только день его рождения, который с 2005 года отмечается 18 ноября. По наблюдению синоптиков, примерно в это время наступает в Великом Устюге настоящая зима.

Говорят, что прообразом Деда Мороза стал почитаемый на Руси Николай Чудотворец. Но ассоциировать Новый год с белобородым старцем в красной шубе и посохом в руке стали лишь в начале прошлого столетия. Это произошло под влиянием западной культуры: в России тоже хотелось иметь своего Санта Клауса.

С приходом советской власти, Дед Мороз поначалу был вне закона. Но в 1935 году в газете «Правда» была опубликована статья, в которой было предложено организовать для детей празднование Нового года. Тут-то всё и началось. И теперь уже трудно себе представить новогодние праздники без весёлого новогоднего Дедушки Мороза.


Татарский дед Мороз и Кыш Бабай

Кыш Бабай

  • Регион: Татарстан, Башкортостан
  • Особые приметы: синий кафтан, вместо шапки - мохнатая тюбетейка
  • Место жительства: Татарстан, Арский район, деревня Яна Кырлай

Как гласит легенда, именно Кыш Бабай в древности отвечал за весёлое празднование прихода Нового года. Праздничные обряды совершались с 21 декабря по 1 января. А праздник этот назывался Нардуган.


Якутский Дед Мороз

Эхээ Дьыыл

  • Регион: Республика Саха (Якутия)
  • Особые приметы: синий кафтан, расшитый дорогими стразами, стеклярусом и бисером. На голове - шапка с длинными рогами.
  • Место жительства: Республика Саха, Оймяконский улус, село Оймякон

А вот в Якутии живёт сразу два Деда Мороза. Один - злой, как холодный таёжный ветер. Якуты верят, что Чысхаан несёт с собой несчастье. Второго ласково называют Эхээ Дьыыл, то есть Дедушка Мороз. Кстати, этот самый дедушка вполне реальный человек. По паспорту его величают Гавриил Спиридонович Угаров. В свободное от «дедморозовских» дел, профессор, доктор биологических наук преподаёт в медицинском университете. Гавриил Угаров - автор фантастических рассказов и сказок. Именно он придумал образ доброго новогоднего волшебника, который, как и его заграничные коллеги, разводит подарки для малышни на санях, запряжённых оленями.

Как и положено, у Деда Дыыла есть своя Снегурочка - Харчаана. Резиденция находится на полюсе холода в Оймяконе, где зимой температура воздуха опускается до минус 72 градусов Цельсия. Отправиться туда решиться не каждый, поэтому гостей дедушка с внучкой принимают в Якутске. Эхээ Дьыыл официально включён в список мировых Дедов Морозов.


Белый старец в Бурятии

Сагаан Убугун

  • Регион: Бурятия, Калмыкия
  • Особые приметы: У старца белая одежда, белая борода, а в руках посох с головой дракона.
  • Место жительства: Бурятия, город Улан-Удэ

Бурятский Дед Мороз - один из богов в буддистском пантеоне. Величают его Белым Старцем. Буряты свято верят в то, что Сагаан Убугун встречался даже с самим Буддой Шакьямуни. Если прочитать сутру Белого Старца, станет понятно, что именно он наказывает людей за плохие поступки.

«Навожу на них болезни, воров, раны, сыпи и дурные сновидения в таком обилии, как дождь», - так гласит писание.

Вместе с этим, Белого старца почитают как покровителя земледельцев. А ещё говорят, что Сагаан Убугун уже родился стариком. Так волшебники наказали его мать за то, что не дала им напиться воды.

Новый год в Бурятии празднуют по лунному календарю - 3 февраля. Отметить праздник Белого месяца, или Сагаалган, Белый Старец приглашает гостей на озеро Байкал. Если на празднике встретить его и рассказать ему о том, сколько добрых дел совершил за прошедший год, то Белый Старец может щедро одарить здоровьем, любовью близких и материальным благополучием в году грядущем.

Роль Белого Старца уже пятый год играет известный бурятский актёр Дамбадугар Бочиктоев, который был даже награждён за свой талант орденом-медалью «За заслуги перед Отечеством II степени».


Карельский Дед Мороз

Паккайне

  • Регион: Карелия
  • Особые приметы: карельский Дед Мороз вовсе не старичок, а молодой красивый парень.
  • Место жительства: Карелия, город Олонец

В Карелии новогоднего героя назвать Дедом Морозом - язык не поворачивается. Паккайне - Морозец, так с карельского переводиться имя молодого весёлого паренька. В декабре 2000 года он стал символом «Олонецких игр», на которые съезжаются Деды Морозы со всей страны. Кстати, в прошлом году победителем стал новогодний волшебник из Набережных Челнов.

Более пяти лет назад Паккайне назвали младшим братцем российского Деда Мороза.

Как-то в начале зимы возвращался с ярмарки в Олонец торговый обоз, - так начинается легенда о Паккайне.

Мороз крепчал, а тут жена одного из купцов некстати начала рожать. Стужа закалила ребёнка, и он родился здоровым и крепким. За что и назвали его Морозцем.

Паккайне рос и развивался гораздо быстрее своих сверстников. За неделю он достиг размеров трёхлетнего ребёнка, а уже через месяц - превратился в завидного жениха. Отец ссудил его деньгами, чтобы тот взялся за торговлю. Паккайне скупал у олонецких мастериц кружева, выгодно продавал их в других городах, а в свою лавку привозил заморские сладости и разные диковинки. Когда становилось ему скучно, отравлялся путешествовать.

До чего же любил Паккайне красоваться перед зеркалом! И в какое бы зеркало не заглядывал, отражение в нём оживало и продолжало жить в том городе, в котором останавливался паренёк. С наступлением зимы все они отправлялись на родину Паккайне - в Олонец, где устраивали между собою состязания. Так они каждый раз выясняли, кто из них настоящий Морозец.

Сам Морозец тоже участвовал в играх. Однако 1 декабря, в день своего рождения, он неожиданно превращался в младенца, который начинал стремительно расти, опять превращаясь в завидного жениха.


Ямальский Дед Мороз

Ямал Ири

  • Регион: Ямало-Ненецкий АО
  • Особые приметы: у Деда Мороза ненцев - длинные седые волосы. Носит он национальную северную одежду - малицу и кисы.
  • Место жительства: Ямало-Ненецкий АО, Приуральский район, посёлок Горнокнязевск

Образ Дедушки Мороза придумали местные ребятишки. У толстячка Ямал Ири, кроме чудесного посоха, есть ещё волшебный бубен из оленей шкуры для проведения обрядов. Говорят, что звуки бубна отгоняют злых духов от тех, к кому дедушка приходит в гости, дают заряд бодрости и положительной энергии.

Несмотря на то, что живёт он у самого края земли, это самый продвинутый новогодний старец: легко управляет не только оленьей упряжкой, но и снегоходом. Ямалу Ири можно позвонить на мобильный телефон. Работает персональный сайт Ямал Ири, где можно поиграть в игры, узнать новости из жизни дедушки.


Удмуртский Дед Мороз

Тол Бабай

  • Регион: Удмуртия
  • Особые приметы: шуба у него фиолетовая, а посох кривой - от долгих путешествий по миру. Свои подарки волшебник носит в берестяном коробе.
  • Место жительства: Удмуртия, Ширканский район, деревня Титово

А вот в умственных способностях Тол Бабая удмурты поначалу сомневались, поэтому так его и звали - Алангасар. По легенде, жили соплеменники глупого великана на Кар-горе, но потом туда пришли люди. Алангасары испугались и решили спрятаться от них в яме на вершине той самой горы. Но один самый маленький великан по имени Тол Бабай замешкался, и яма исчезла.

И пошёл Алангасар тогда бродить по свету ума набираться. Пока ходил, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. А потом познакомился с Лымынылу и предложил стать его помощницей. Однажды маленький великан повстречал детей, только они не испугались его, а наоборот, стали с ним играть. За это Тол Бабай стал одаривать ребятню красивыми шишками и лесными ягодами, грибами. С тех пор дружба великана и детей только крепнет.


Казачий Дед Мороз

Всемирный Казачий Дед Мороз

  • Страна: Россия
  • Особые приметы: кафтан с золотыми эполетами, вместо пояса - кушак, на нём - кавалерийская шашка.
  • Место жительства: г. Калининград

Если вы встретите этого чудаковатого старичка, не удивляетесь, когда он представится следующим образом: «Всемирный Казачий Дед Мороз Василий Петрович Пестряк-Головатый». Да-да именно он, генерал-майор Казачьих войск, придумал образ казачьего Деда Мороза. Он же эту роль волшебника играет.

На детсадовских ёлках Пестряка-Головатого редко встретишь, чаще всего - на новогодних утренниках в кадетских корпусах и суворовских училищах, где будущим защитникам Отечества рассказывает о патриотическом воспитании, ведь «воспитание любви к Родине у подрастающего поколения на основе традиционных и общечеловеческих ценностей» - одна из семи целей, которые ставит перед собою Всемирный Казачий Дед Мороз. Вот поэтому решил Василий Петрович, что резиденция патриотически настроенного Деда Мороза должна базироваться исключительно на территории самого западного анклава России, то есть в Калининградской области.


Марийский Дед Мороз

Йушто Кугыза и Лумудыр

  • Регион: Марий Эл

В марийском фольклоре свой Дед Мороз - Йушто Кугыза «живёт» примерно уже десять веков. Его ещё называют «Холодный Дедушка». У марийцев «Кугыза» обозначает «старик» или «дедушка». Именно так они называют своих духов. Есть дух дома - Сурт Кугыза, дух заморозков - Покшым Кугыза, горный старик - Курык Кугыза.

Раздавать подарки ему помогает внучка Лумудыр. Узнать Йушто Кугыза легко по его одеянию: тёплый зипун, меховая шапка с белым верхом, рукавицы вышиты национальным орнаментом, на поясе красный кушак, в руках белый посох и красный мешок.

Марийский Дед Мороз живёт в северной части республики, в селе Кукнур в Сернурском районе.


Мордовский Дед Мороз

Мороз-Атя

  • Регион: Мордовия

Высшим богом в мордовской мифологии считается Нишке. Он сотворил землю и небо, выпустил в мировой океан трёх рыб, на которых держится наша земля, насадил леса, создал человеческий род, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам - домашней работой.

Мордве известно, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном из них живёт Дед Мороз - Мороз-Атя, в другом - Дед Мякина, в третьем - пятница, в четвёртом - воскресенье, в пятом - зима, в шестом - лето, а седьмой открывать никак нельзя, и поэтому никому не известно, что там находится.

В праздничные дни Мороз-Атя живёт в своей усадьбе в Ульяновской области.

Где живет Дед Мороз? Ответ на этот вопрос известен, наверное, всем: родина главного зимнего волшебника – Великий Устюг. Это действительно так, вот только родина эта – основная, всероссийская, но… не единственная.

Городом с главной резиденцией дедушки с 1999 года считается Великий Устюг в Вологодской области. Именно здесь зажигается самая первая елка, отсюда волшебник ездит по стране с обязательным посещением праздника в Кремле. Вотчина Деда Мороза, расположенная в окружении соснового бора, внушительная – с большим теремом, собственным зоопарком, зимним садом, кузницей, ледяными горками, отдельной городской резиденцией и почтой.

Татарский Кыш Бабай

Вообще, Кыш Бабай, который вместе с дочкой Кар Кызы живет в селе Яна Кырлай Арского района, — не копия Деда Мороза, а совершенно другой персонаж, герой тюркских мифов. По легенде, именно он, как зимнее божество, отвечал за то, чтобы празднование Нового года было веселым. У Кыш Бабая есть не только загородный дом, но и городская резиденция в Казани, в комплексе Туган Авылым.

Удмуртский Тол Бабай

Удмуртского Деда Мороза зовут Тол Бабай, а его внучку – Лымы Ныл. По легенде, Тол Бабай – это один из великанов, которые давным-давно жили на удмуртской земле. Когда здесь появились люди, великаны спрятались под землю. Остался лишь один, самый романтичный: он не успел прыгнуть в яму, потому что решил попрощаться с родными краями. Бродил он по свету, пока не встретил детей, с которыми быстро нашел общий язык благодаря своим волшебным способностям (например, растапливать посохом снег). Тол Бабай живет в деревне Титово Шарканского района.

Якутские Деды Морозы

Пожалуй, Якутия — самый подходящий регион для Деда Мороза, ведь здесь находится полюс холода, Оймякон. Наверное, именно поэтому здесь живут сразу два дедушки – Эхээ Дыыл с женой, тремя дочерьми, внуком и внучкой, и Чысхаан.

Первого придумал писатель Гавриил Угаров, опираясь на легенду о рогатом деде Дыыле, который с наступлением зимы выходит из моря. Появление второго тоже связано с мифом о рогатом существе, которое лишь недавно, благодаря усилиям маркетологов, стало похожим на человека и начало по-доброму общаться с детьми. Чысхаан живет в Якутске, в комплексе «Царство вечной мерзлоты» , который расположен внутри ледника.

Карельские Паккайне и Талви Укко

Карельский Мороз – вовсе не дед, а молодой юноша, почти мальчик – Паккайне (морозец). Легенда о нем появилась в городе Олонец, который когда-то был крупным купеческим центром. Она гласит, что жена одного из купцов родила сына прямо в санях, на морозе, и назвала мальчика «Морозец».

Паккайне, который вырос в красивого юношу, очень любил смотреться в зеркало. Он стал купцом, разъезжал по всей стране и в каждом городе непременно прихорашивался возле зеркала, оставляя свое отражение. А с началом зимы все его отражения возвращались в Олонец, где участвовали в состязаниях. И сегодня резиденция Паккайне находится в этом городе. А в начале зимы он ежегодно принимает у себя Дедов Морозов со всей страны.

Еще один карельский «дедушка» — Талви Укко. Его вотчина находится в поселке Чална в Пряжинском районе. Талви встречает гостей не один, а с массой помощников, в том числе четвероногих: здесь находится питомник ездовых собак и оленья ферма. Гости могут покататься по заснеженным просторам, а потом согреться в Чайном домике, выпив горячего чаю с традиционными карельскими пирожками-калитками.