Душе скребут кошки что. Как сохранить работоспособность, если на душе кошки скребут

Текущая страница: 1 (всего у книги 15 страниц)

Фома Кемпийский
О подражании Христу
(перевод с латинского К. П. Победоносцева)

Предисловие

Среди знаменитых школ эпохи позднего Средневековья прославилась Виндесгеймская обитель (Windesheim), находившаяся на территории Ренании, близ города Майнца. Она дала миру одно из самых замечательных духовных руководств, когда-либо написанных рукой человека – «О подражании Христу» (Imitatio Christi). По мнению авторитетных исследователей автором ее является фламандский иеромонах Фома Кемпийский (1379–1471). В своих трудах и проповедях он описывает монашескую жизнь, ее добродетели, жизнь и страдания Христа, Божи Матери, мистическое соединение с Богом. В них чувствуется влияние предшественников, особенно св. Бернара. Отец Фома, как и другие подвижники этой обители выражает свои мысли в форме советов Книга содержит 4 раздела: в двух первых даются общие советы для духовной жизни, в 3-м (книге «внутреннего утешения») рассматривается духовная жизнь в ее вершинных проявлениях, в 4-м описывется ис освящения души – таинство Святой Евхаристии. Лучший русский перевод этой книги был сделан в XIX веке в несколько сокращенной форме К. П. Победоносцевым; его мы и предлагаем нашим читателям.

Книга первая
Наставления полезные для духовной жизни

Глава I. О подражании Христу и о презрении мира и всей суеты его

1. . Ходяй по Мне не имать ходити во тьме (Иоан. VIII, 12), глаголет Господь. Сими словами зовет нас Христос подражать жизни и нравам Его, если хотим воистину просветиться и избавиться от всей слепоты сердечной. Итак да будет нам главное попечение – поучаться в жизни Христа Иисуса.

2. . Его учение превосходнее вся кого учения святых, и кто имел бы духа в себе, тот нашел бы в том учении манну сокровенную (Апок.11,17). Но со многими бывает, что они и часто слышат Евангелие, однако же мало чувствуют желания, потому что Духа Христова не имеют. А кто хочет в полноте и сладости уразуметь слова Христовы, тот пусть постарается всю свою жизнь сообразить со Христом.

3. . Что пользы тебе высоко мудрствовать о Троице, когда нет в тебе смирения, и оттого ты Троице не угоден? Истинно, не высокие слова творят святым и праведным, а жизнь добродетельная творит угодным Богу. Пусть не умею определить, что есть благоговение: лишь бы я его чувствовал. Если знаешь всю Библию и все изречения мудрецов, что пользы во всем том, когда нет любви и благочестия? Суета суетствий, и все суета (Еккл. 12), – разве любить Бога и служить Ему Единому. Презирая мир, взирать на небесное царствие – вот в чем состоит верховная мудрость.

4. . Суета – искать богатства гибнущего и на него возлагать упование. И то суета – гоняться за почестями и подниматься на высоту. Суета – прилепляться к желаниям плоти и того желать, от чего после надо понесть тяжкое наказание. Суета – желать долгой жизни, а о доброй жизни мало иметь попечения. Суета – о настоящей только жизни заботиться, а в грядущий век не прозирать нисколько. Суета – возлюбить, что скоро проходит, и не спешить туда, где пребывает вечная радость.

5. . Попекись же отвлечь свое сердце от любви к видимому, ибо кто слушает своих чувственных желаний, тот оскверняет совесть и теряет благодать Божию.

Глава II. О смиренном чувстве

1. . Всякий человек по природе желает знать; но в знании без страха Божия какая важность? Лучше, поистине, смиренный поселянин, кто Богу служит, чем гордый мудрец, кто, о себе не помышляя, исследует ход небесных светил. Кто себя самого в правду знает, тот о себе самом низко думает и не услаждается человеческими похвалами. Если знаю все, что есть во вселенной, а в любви не пребываю, что пользы мне в том пред Богом? Бог по делам будет судить меня.

2. . Успокой в себе излишнее желание знаний; от него тебе прибудет великое рассеяние и обольщение. Знающие любят, чтоб их почитали мудрецами. Много есть такого знания, от которого мало пользы душе или никакой пользы не бывает, и весьма безумен, кто наиболее печется о том, что не служит к его спасению. Множеством слов не насытится душа, а благою жизнью мысль освежается, и чистая совесть дает крепкую уверенность в Боге.

3. . Чем больше и чем совершен нее знаешь, тем строже судим будешь от знания, если не прибудет тебе от него святости в жизни. Не превозносись-же никаким искусством и никаким знанием, а скорее убойся данного тебе ведения. Если кажется тебе, что многое знаешь и разумеешь достаточно, уверься, что несравненно больше еще того, чего не знаешь. Не высоко мудрствуй (Рим. XII 16), но лучше признавай свое неведение. К чему желаешь превозноситься пред кем-либо, когда столько найдется людей ученее тебя и искуснее в законе? Если хочешь что на пользу знать и на пользу чему научится, желай, чтоб не знали тебя и ни во что вменяли.

4. . Себя самого в правду знать и презирать себя – вот выше всего и всего полезнее знание. Себе самому ничего не присваивать, а о других всегда думать доброе и высокое – вот великая мудрость и совершенство. Когда видишь, что другой явно согрешает или что тяжкое совершил, не думай, что ты лучше его. все мы бренные, а ты ни о ком не думай, что он тебя слабее.

Глава III. Об учении истины

1. . Блажен, кого истина сама собою учит, не преходящими образами и звуками, но так, как сама есть. Свое мнение и свое чувство часто нас обманывает и немного видит. Что пользы высоко умствовать о скрытых и темных предметах, о чем и не спросят нас на суде, зачем не знали? Великое безумие, что, оставив полезное и нужное, все старание прилагаем к любопытному и предосудительному. Очи имеем и не видим.

2. . И что нам во всяческих родах и видах? Кому глаголет вечное Слово, тот свободен от многоразличных мнений. От единого Слова все, и все говорит о едином, и в нем Начало глаголющее нам. Без него никто не разумеет, никто не судит право. Кому вся суть едино, и кто все к Единому приводит и все в Едином видит, тот может быть постоянен сердцем и в Боге пребывает мирен. О Боже истина, даруй мне быть единому с Тобою в любви непрестанной. Часто скука нападает на меня от многого чтения и слышания: в Тебе все, чего хочу и желаю. Да умолкнут все ученые, да умолкнут все твари пред лицом твоим. Ты един мне глаголи.

3. .Чем кто более внутрь себя и сам в себе прост будет, тем больше и совершеннее без труда уразумеет, ибо свыше получит свет разумения. Чистый, простой и твердый дух во многих делах не рассеевается, ибо все делает во славу Божию и старается в себе пребывать, ни в чем своего не изыскивая. Что тебя всего более тяготит, всего более тебе мешает? Свое, неумерщвленное сердечное желание. Добрый и благочестивый человек прежде внутри себя располагает свое дело, какое должен вне себя делать. Не дело то влечет его к желанию порочною склонностью, но сам он склоняет свое дело к суду правого намерения и правого разума. – Не тому ли всего труднее борьба, кто старается победить себя самого? И вот какое должно быть наше дело: себя самого побеждать и каждый день от того становится сильнее и восходить на лучшее.

4. . Ко всякому совершенству в этой жизни какое-либо несовершенство привязано, и всякое умозрение наше не без темноты бывает. Смиренное самосознание вернее ведет к Богу, чем глубокое исследование в науке. Не требуется осуждать науку или познание о вещах: знание само по себе добро и от бога установлено; но всегда предпочитать ему должно добрую совесть и жизнь добродетельную. Многие заботятся больше о знании, чем о доброй жизни; оттого часто заблуждаются и мало приносят плода, либо вовсе остаются без плода.

5. . О когда бы такое же старание прилагали к искоренению пороков и к водворению добродетелей, какое прилагают к возбуждению споров! Не было бы столько зла и соблазнов в народе, не было бы такой распущенности в общежитиях. Верно, когда придет день суда, не спросится у нас, что читали мы, а спросится, что мы делали, не спросится, хорошо ли мы говорили, а спросится по вере ли жили мы. Скажи мне только, где те наставники и учители, кого хорошо знал ты, покуда они были еще в живых и процветали в науке? и уделом их уже другие владеют – и не знаю, вспоминают ли о них. Покуда жили они, казались еще чем-то, а теперь и не говорят о них.

6. . О как скоро слава мира про ходит! Когда бы жизнь их согласна была с их наукою, тогда бы по правде изучали они науку и по правде читали бы: Как много погибающих в нынешнем веке от суетной науки, оттого, что мало заботились о служении Богу. Оттого, что хотели быть великими, а не смиренными, оттого исчезоша в помышлениях своих (Рим. 1, 21). – Истинно велик, кто любовь имеет великую. Истинно велик, кто сам в себе мал и ни во что вменяет самый верх почести. Истинно благоразумен, кто все земное за уметы почитает Да Христа приобщает (Филипп. III, 8). Истинно ученый тот, кто творит волю Божию, а свою волю оставляет.

Глава IV. О благоразумии в действиях

1. . Не следует верить всякому слову или внушению, но всякое дело должно обсуживать осторожно и терпеливо, в разуме Божием. Вот горе: часто верится и говорится о другом скорее злое, чем доброе; такова наша немощь! Но муж совершенный не будет легковерен ко всякому рассказу, ибо знает бренность человеческую и немощь, как она податлива ко злу и как наклонна к падению в слове.

2. . Великая мудрость – не быть стремительным в действиях и не упорствовать в возбужденном ощущении. Кто имеет эту мудрость, тот не станет верить без рассуждения каким бы то ни было речам человеческим, а что слышал и чему поверил, не спешит передавать в слух другим. С мудрым и рассудительным человеком веди совет свой; ищи, кто лучше тебя – с ним посоветоваться прежде чем станешь следовать совету своей мысли. Добрая жизнь делает человека мудрым по Божью и многоопытным. Кто сам в себе больше смиряется и покоряется Богу, в том изо всех больше будет мудрости и мира.

Глава V. О поучении в писаниях

1. . Истины надобно искать в Священных Писаниях, а не красноречия. Всякое Священное Писание должно читать в том духе, в котором оно писано. Мы должны искать в Писании полезного прежде, чем тонкости слова. Также охотно должны читать благочестивые и простые книги, как и книги глубокие и возвышенные. Не соблазняйся именем писавшего, великую, ли малую, ли славу оно имеет между писателями: пусть одна любовь к чистой истине влечет тебя к чтению. Не спрашивай. кто сказал, внимай тому, что сказано.

2. . Люди преходят, но истина Господня пребывает во веки (Пс. 116, 2). Не взирая на лица – многообразно глаголет нам Бог. Любопытство наше часто мешает нам в чтении Писаний, когда хотим выразуметь и обсудить там, где надо пройти простою мыслью. Если хочешь почерпнуть пользу, читай во смирении, в простоте, в вере, и никогда не гоняйся за именем знания. Спрашивай охотно и слушай в молчании речи святых: не пренебрегай и притчами старейших ибо не без причины они предложены.

Глава VI. О беспорядочных желаниях

1. . Как только человек беспорядочно чего-либо желает, тотчас становится беспокоен. Гордый и жадный никогда не покойны. Бедный и смиренный духом живут в изобилии мира. Тот человек, кто еще не совершенно умер для себя, скоро искушается и побеждается в малом и презренном. Кто слаб духом и отягощен еще плотью и наклонен к чувственному, тому весьма трудно совсем отвлечь себя от земных пожеланий. И оттого, уклоняясь от них, часто впадает он в печаль, и скоро огорчается на того, кто ему поперечит.

2. А если бы достиг он того, чего так желает тотчас чувствует тяжесть от суда совести: зачем последовал страсти своей, – страсть не может дать ему мира, которого он искал. Итак, истинный мир сердцу найдем в сопротивлении страстям, а не в служении им. И нет мира в сердце у плотского человека, ни у человека преданного внешнему: мир в ревностном и духовном человеке.

Глава VII. Об уклонении от суетных надежд и от гордости

1. . Суетен, кто надежду свою полагает в людях или в тварях. Да не будет стыдно тебе служить ближним по любви к Иисусу Христу и казаться бедным в нынешнем веке. Не опирайся сам на себя, но в Боге утверди надежду свою. Делай сколько можешь, и Бог пособит доброй воле твоей. Не полагай веры на свое знание, ни на искусство. смертного человека, кто-б он ни был, но уповай на благодать Божию. Бог поможет смиренным и смиряет мечтающих о себе.

2. . Не величайся ни богатством когда есть богатство, ни друзьями, когда есть сильные друзья, но Богом хвались, Кто все дарует, и превыше всего – Себя Самого дать нам желает. Не величайся крепостью или красотою тела, ибо малая болезнь разлагает его и безобразит. Не услаждайся сам своим искусством или умом своим, чтобы не стать неприятным Богу, – ибо от Него все, что можешь ты иметь по природе доброго.

3. . Не почитай себя лучше других, чтоб не явится мерзким Богу, ведающему все, что есть в человеке. Не гордись добрыми делами, ибо не таков суд Божий, каков суд человеческий, и Богу многое неприятно. что нравится людям. Если есть в тебе что доброго, думай, что у других доброго больше, да сохранится смирение. Не будет тебе вреда, если ниже людей себя поставишь, но вред большой, когда хотя над одним возвысишь себя. Смиренный пребывает в мире, а в сердце у гордого ревность и негодование.

Глава VIII. Об уклонении от близкого обхождения

1. . Не всякому человеку открывай сердце свое (Сир. VIII, 22), но с мудрым и богобоязливым рассуждай о своем деле. С молодыми и с мирскими людьми не бывай часто. Не угождай богатым и не привыкай являться к вельможам. Сходись со смиренными и простыми, с благоговейными и с благонравными; с ними беседуй о том, что служит к назиданию. Не сходись близко ни с одной женщиной, но всех вообще добрых жен поминай перед Богом. Единому Богу и ангелам Его желай быть близок, но у людей избегай известности.

2. . Любовь ко всем иметь надобно, но близкое обхождение не годится. Случается иногда, что покуда не знают человека, сияет добрая его слава, а когда появится, то помрачается око, на него глядя. Мы думаем больше понравиться людям, когда близко живем с ними, и тут, напротив, становимся им неприятны, когда распознают в нас нравы недобрые.

Глава IX. О послушании и подчинении

1. . Великое дело быть в послушании, жить под начальником и не иметь своего права. Гораздо безопаснее быть в подчинении, чем начальствовать. Многие остаются в повиновении больше из неволи, чем по духу любви: таким людям тяжко, и они малодушно ропщут. Не войдут они в свободу духа, покуда не подчинят себя всем сердцем, ради Бога. Сколько ни метайся в разные стороны, в одном найдешь покой: в смиренном подчинении под правилом у начальника. Мечтая о местах и меняя места, многие обманулись.

2. . Правда, что всякий охотно действует по чувству своему и склоняется более к тем, кто с ним согласно чувствует. Но если Христос посреди нас, тогда необходимо нам оставить даже привычку чувствовать по своему, ради блаженного мира. Кто так премудр, что все в полноте знать может? Итак, не полагайся чрез меру на свое чувство, но пожелай прислушаться и к чувству других людей. Если и благое свое чувство ты ради Бога оставишь и за другим последуешь, получишь великую от того пользу.

3. . Часто слыхал я, что безопаснее выслушивать и принимать совет, чем давать его. Может случиться, что каждому свое чувство благим кажется, но не соглашаться упорно с другими, когда рассудок или дело того требует, – это признак гордости или упрямства.

Глава X. Об излишестве в словах

1. . Берегись мятежа человеческого, сколько можешь: много мешают толки о делах мирских, даже и тогда, когда в простоте мысли толкуем, ибо скоро входит суета и оскверняет и пленяет нас. Желал бы я теперь, чтобы прежнее время чаще доводилось мне молчать и реже бывать между людьми. Но отчего, когда так редко возвращаемся мы к молчанию с спокойной совестью, отчего все таки так часто вступаем в разговоры и рассказываем басни друг другу? Оттого часто разговариваем, что многими толками ищем друг друга утешить и облегчить хотим сердце, отягченное разными мыслями. С великой охотою говорим о том, что любим или чего желаем или что противно нашему чувству.

2. . Но увы! Суетно хотим, напрасно ищем; Все это – внешнее утешение и немалая помеха внутреннему и божественному утешению. Итак надобно блюсти над собой и молиться: чтобы не проходило время в праздности. Если прилично говорить и пришло время слову, говори, что служит к назиданию. Дурная привычка и небрежение о том, что нам на пользу, – вот что всего больше мешает положить хранение устам нашим. Но благочестивая беседа о вещах духовных немало служит нам на духовную пользу, особливо там, где одной мыслью и одним духом связанные в Боге между собою сообщаются.

Глава XI. О искании мира и о ревности к преуспеянию

1. . Много можем иметь мира, когда захотим не заниматься чужими словами и делами, и тем, что к попечению нашему не относится. Как можно оставаться долго в мире тому, кто вмешивается в чужое попечение, кто вне себя ищет событий, кто мало или редко внутрь себя собирается? Блаженны простые сердцем, ибо много мира иметь будут.

2. . Отчего некоторые из святых стали так совершенны и так способны к созерцанию? Оттого, что старались вовсе умертвить в себе все земные желания: и потому возмогли они всем сердцем прилепиться к Богу и со всею свободою внимать себе. А мы слишком заняты собственными страстями, слишком много о преходящем заботимся. Редко умеем и один порок победить совершенно и не радеем о ежедневном преуспеянии: оттого и остаемся мы холодны и равнодушны.

3. .Когда бы мы совершенно углу бились сами в себя и не опутывались бы внешними заботами, могли бы разуметь и божественное, могли бы вкусить и от небесного созерцания. Всего более и вполне мешает нам то, что мы не свободны от страстей и похотей и не имеем в предмете вступить на путь совершенный святых. Когда случится и небольшое несчастье, тотчас падаем духом и обращаемся к человеческим утешениям.

4. . Когда бы твердо решились мы стать на брань, как подобает крепкому мужу брани, конечно, увидели бы над собою помощь от Господа с небес. Он посылает нам случаи к брани на победу. Он же Сам готов и помогать борющимся и уповающим на благодать Его. Если только во внешней обрядности полагаем свое преуспеяние в религии, скоро придет конец нашему благочестию. Но у самого корня положим секиру, чтобы, очистившись от страстей, снискать себе промысел мирный.

5. . Когда бы в год успели мы один порок истребить в себе, скоро достигли бы в мужа совершенна. Но, совсем напротив, часто чувствуем, что в начале обращения сами себе казались лучше и чище, нежели после многих годов упражнения. С каждым днем следовало бы возрастать ревности нашей и преуспеянию, а ныне и то кажется великим, когда кто успел удержать в себе хотя долю первоначальной ревности. Когда бы в начале мы себя принуждали хотя немного, потом все могли бы делать легко и с радостью.

6. . Тяжело оставлять привычное, и еще тяжелее идти против собственной воли! Но если в малом и легком не победишь себя, то когда превозможешь в том, что труднее? Запрещай своей склонности в начале и покинь дурную привычку, чтоб она потом мало-помалу не привела тебя к большим затруднениям. О, когда бы ты размыслил, сколько можешь принести мира себе и другим радости доброй жизнью – тогда, думается, был бы ты заботливее о духовном преуспеянии.

Глава XII. О пользе от несчастья

1. . Благо нам, что имеем иногда некоторые печали и бедствия, ибо часто возвращают они человека на душу свою чтобы познал он себя в изгнании и не полагал своего упования ни на что в здешнем мире. Благо нам, что терпим иногда противоречия, что злое об нас думают и не вполне нас разумеют, когда у нас и в деле и на мысли все доброе. Часто служит это к нашему смирению и предохраняет нас от тщеславия, ибо тогда усильнее ищем внутреннего свидетеля Бога, когда во внешнем мире люди нас презирают и не дают нам доброй веры.

2. . Итак, должно было бы человеку всего себя утвердить в Боге, чтоб не имел он надобности искать многоразличных утешений. Когда человек в добром изволении смущается или искушается или расстраивается от дурных помышлений, тогда сильнее чувствует, как Бог ему нужен, и сам себе свидетельствует, что без Бога он вовсе ничего не может; тогда стенает и молится, страдая от боли, и тяготит его жизнь, и смерти хочет, желая разрешитися и со Христом быти (Филипп. I, 23). Тогда видит он ясно, что не может быть в мире безопасного и и полного мира.

Среди знаменитых школ эпохи позднего Средневековья прославилась Виндесгеймская обитель (Windesheim), находившаяся на территории Ренании, близ города Майнца. Она дала миру одно из самых замечательных духовных руководств, когда-либо написанных рукой человека – «О подражании Христу» (Imitatio Christi). По мнению авторитетных исследователей автором ее является фламандский иеромонах Фома Кемпийский (1379–1471). В своих трудах и проповедях он описывает монашескую жизнь, ее добродетели, жизнь и страдания Христа, Божи Матери, мистическое соединение с Богом. В них чувствуется влияние предшественников, особенно св. Бернара. Отец Фома, как и другие подвижники этой обители выражает свои мысли в форме советов Книга содержит 4 раздела: в двух первых даются общие советы для духовной жизни, в 3-м (книге «внутреннего утешения») рассматривается духовная жизнь в ее вершинных проявлениях, в 4-м описывется ис освящения души – таинство Святой Евхаристии. Лучший русский перевод этой книги был сделан в XIX веке в несколько сокращенной форме К. П. Победоносцевым; его мы и предлагаем нашим читателям.

Книга первая

Наставления полезные для духовной жизни

Глава I. О подражании Христу и о презрении мира и всей суеты его

1. . Ходяй по Мне не имать ходити во тьме (Иоан. VIII, 12), глаголет Господь. Сими словами зовет нас Христос подражать жизни и нравам Его, если хотим воистину просветиться и избавиться от всей слепоты сердечной. Итак да будет нам главное попечение – поучаться в жизни Христа Иисуса.

2. . Его учение превосходнее вся кого учения святых, и кто имел бы духа в себе, тот нашел бы в том учении манну сокровенную (Апок.11,17). Но со многими бывает, что они и часто слышат Евангелие, однако же мало чувствуют желания, потому что Духа Христова не имеют. А кто хочет в полноте и сладости уразуметь слова Христовы, тот пусть постарается всю свою жизнь сообразить со Христом.

3. . Что пользы тебе высоко мудрствовать о Троице, когда нет в тебе смирения, и оттого ты Троице не угоден? Истинно, не высокие слова творят святым и праведным, а жизнь добродетельная творит угодным Богу. Пусть не умею определить, что есть благоговение: лишь бы я его чувствовал. Если знаешь всю Библию и все изречения мудрецов, что пользы во всем том, когда нет любви и благочестия? Суета суетствий, и все суета (Еккл. 12), – разве любить Бога и служить Ему Единому. Презирая мир, взирать на небесное царствие – вот в чем состоит верховная мудрость.

4. . Суета – искать богатства гибнущего и на него возлагать упование. И то суета – гоняться за почестями и подниматься на высоту. Суета – прилепляться к желаниям плоти и того желать, от чего после надо понесть тяжкое наказание. Суета – желать долгой жизни, а о доброй жизни мало иметь попечения. Суета – о настоящей только жизни заботиться, а в грядущий век не прозирать нисколько. Суета – возлюбить, что скоро проходит, и не спешить туда, где пребывает вечная радость.

5. . Попекись же отвлечь свое сердце от любви к видимому, ибо кто слушает своих чувственных желаний, тот оскверняет совесть и теряет благодать Божию.

Глава II. О смиренном чувстве

1. . Всякий человек по природе желает знать; но в знании без страха Божия какая важность? Лучше, поистине, смиренный поселянин, кто Богу служит, чем гордый мудрец, кто, о себе не помышляя, исследует ход небесных светил. Кто себя самого в правду знает, тот о себе самом низко думает и не услаждается человеческими похвалами. Если знаю все, что есть во вселенной, а в любви не пребываю, что пользы мне в том пред Богом? Бог по делам будет судить меня.

2. . Успокой в себе излишнее желание знаний; от него тебе прибудет великое рассеяние и обольщение. Знающие любят, чтоб их почитали мудрецами. Много есть такого знания, от которого мало пользы душе или никакой пользы не бывает, и весьма безумен, кто наиболее печется о том, что не служит к его спасению. Множеством слов не насытится душа, а благою жизнью мысль освежается, и чистая совесть дает крепкую уверенность в Боге.

3. . Чем больше и чем совершен нее знаешь, тем строже судим будешь от знания, если не прибудет тебе от него святости в жизни. Не превозносись-же никаким искусством и никаким знанием, а скорее убойся данного тебе ведения. Если кажется тебе, что многое знаешь и разумеешь достаточно, уверься, что несравненно больше еще того, чего не знаешь. Не высоко мудрствуй (Рим. XII 16), но лучше признавай свое неведение. К чему желаешь превозноситься пред кем-либо, когда столько найдется людей ученее тебя и искуснее в законе? Если хочешь что на пользу знать и на пользу чему научится, желай, чтоб не знали тебя и ни во что вменяли.

4. . Себя самого в правду знать и презирать себя – вот выше всего и всего полезнее знание. Себе самому ничего не присваивать, а о других всегда думать доброе и высокое – вот великая мудрость и совершенство. Когда видишь, что другой явно согрешает или что тяжкое совершил, не думай, что ты лучше его. все мы бренные, а ты ни о ком не думай, что он тебя слабее.

Глава III. Об учении истины

1. . Блажен, кого истина сама собою учит, не преходящими образами и звуками, но так, как сама есть. Свое мнение и свое чувство часто нас обманывает и немного видит. Что пользы высоко умствовать о скрытых и темных предметах, о чем и не спросят нас на суде, зачем не знали? Великое безумие, что, оставив полезное и нужное, все старание прилагаем к любопытному и предосудительному. Очи имеем и не видим.

2. . И что нам во всяческих родах и видах? Кому глаголет вечное Слово, тот свободен от многоразличных мнений. От единого Слова все, и все говорит о едином, и в нем Начало глаголющее нам. Без него никто не разумеет, никто не судит право. Кому вся суть едино, и кто все к Единому приводит и все в Едином видит, тот может быть постоянен сердцем и в Боге пребывает мирен. О Боже истина, даруй мне быть единому с Тобою в любви непрестанной. Часто скука нападает на меня от многого чтения и слышания: в Тебе все, чего хочу и желаю. Да умолкнут все ученые, да умолкнут все твари пред лицом твоим. Ты един мне глаголи.

3. .Чем кто более внутрь себя и сам в себе прост будет, тем больше и совершеннее без труда уразумеет, ибо свыше получит свет разумения. Чистый, простой и твердый дух во многих делах не рассеевается, ибо все делает во славу Божию и старается в себе пребывать, ни в чем своего не изыскивая. Что тебя всего более тяготит, всего более тебе мешает? Свое, неумерщвленное сердечное желание. Добрый и благочестивый человек прежде внутри себя располагает свое дело, какое должен вне себя делать. Не дело то влечет его к желанию порочною склонностью, но сам он склоняет свое дело к суду правого намерения и правого разума. – Не тому ли всего труднее борьба, кто старается победить себя самого? И вот какое должно быть наше дело: себя самого побеждать и каждый день от того становится сильнее и восходить на лучшее.

4. . Ко всякому совершенству в этой жизни какое-либо несовершенство привязано, и всякое умозрение наше не без темноты бывает. Смиренное самосознание вернее ведет к Богу, чем глубокое исследование в науке. Не требуется осуждать науку или познание о вещах: знание само по себе добро и от бога установлено; но всегда предпочитать ему должно добрую совесть и жизнь добродетельную. Многие заботятся больше о знании, чем о доброй жизни; оттого часто заблуждаются и мало приносят плода, либо вовсе остаются без плода.

5. . О когда бы такое же старание прилагали к искоренению пороков и к водворению добродетелей, какое прилагают к возбуждению споров! Не было бы столько зла и соблазнов в народе, не было бы такой распущенности в общежитиях. Верно, когда придет день суда, не спросится у нас, что читали мы, а спросится, что мы делали, не спросится, хорошо ли мы говорили, а спросится по вере ли жили мы. Скажи мне только, где те наставники и учители, кого хорошо знал ты, покуда они были еще в живых и процветали в науке? и уделом их уже другие владеют – и не знаю, вспоминают ли о них. Покуда жили они, казались еще чем-то, а теперь и не говорят о них.

Кошки Во дворе живет бездомная кошка с котятами, ее кормит Филлип. Он зовет ее «мама-кошка». Ее собираются забрать в дом к матери Филлипа. Филлип уже пристроил всех котят, кроме одного, которого он держит на привязи на заднем дворе. Он назвал его Блэкджек. Котенок очень

Кошки

Из книги Карта желаний. Заказывай. Все сбудется! автора Рунова Олеся Витальевна

Кошки Очень интересно влияние кошек на энергетику дома. Кошки любят гулять сами по себе, то есть это довольно своенравные животные с ярко выраженным характером. Кошка не признает хозяев, а если и позволяет вам с ней поиграть, то лишь потому, что сама так хочет, не более

321. Кошки

Из книги 365. Сны, гадания, приметы на каждый день автора Ольшевская Наталья

321. Кошки В Англии считалось, что если черная кошка перебежит дорогу – это добрая примета, если она забежит в дом или в комнату – хозяина ждет радость, если чихнет неподалеку от невесты – молодоженам обеспечена счастливая жизнь.У английских моряков существует такая

Кошки

Из книги Викканская энциклопедия магических ингредиентов автора Росеан Лекса

Кошки Правитель: Баст. Тип: животное. Магическая форма: живые; усы, шерсть. Зачастую эти животные тесно связаны с ведьмами. Кошки очень чувствительны к оккультной работе и обладают

Ох уж эти кошки…

Из книги Алексеевы автора Балашов Степан Степанович

Ох уж эти кошки… После переезда на новую квартиру, одолеваемые крысами, мы были вынуждены искать, где бы купить кошку, что было не просто, так как за послереволюционные годы почти всех собак и кошек голодающие горожане съели.Наконец кто-то из знакомых удружил, и мама

Кошки

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

Кошки

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Кошки Общеизвестно, что кошки - большие любители умываться. После сна умываются, поели - умываются, погуляли - умываются, устраиваются спать - снова умываются, и так весь день. Прямо патологические чистюли какие-то! Но дело не только в чистоте. Кошки постоянно слизывают

кошки

Из книги «Афганский» лексикон. Военный жаргон ветеранов афганской войны 1979-1989 г.г. автора Бойко Б Л

кошки саперные ~ - приспособление для извлечения мин из грунта …он выпростал из грунта ребристый бочонок. Оглядел его и стал осторожно прилаживать к корпусу цепкие лапки «кошки». Все в бронежилетах, касках, автоматы на боевом взводе, у пояса гранаты, шашки тротила

Кошки

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Кошки Общеизвестно, что кошки - большие любители умываться. После сна умываются, поели - умываются, погуляли - умываются, устраиваются спать - снова умываются, и так весь день. Прямо патологические чистюли какие-то! Но дело не только в чистоте. Кошки постоянно слизывают

Кошки

Из книги Полная энциклопедия домашнего хозяйства автора Васнецова Елена Геннадьевна

Кошки Выбор Прежде всего, выбор определяется тем, зачем вам нужно животное: для создания уютной атмосферы в доме или для разведения и участия в выставках. Соответственно, и требования к кошкам будут разные. Затем желательно решить, каким образом приобрести питомца: по

Кошки

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

109. Кошки

Из книги Научные фокусы и загадки автора Перельман Яков Исидорович

109. Кошки В квартире держали несколько совершенно одинаковых кошек; у одной из них родились котята. Стали их взвешивать, и оказалось следующее:Четыре кошки и три котенка весят вместе 15 килограммов.Три кошки и четыре котенка - 13 килограммов.Можете ли вы определить, сколько

КОШКИ НА ДУШЕ СКРЕБУТ

Из книги Великая смута автора Плахотный Николай

КОШКИ НА ДУШЕ СКРЕБУТ

СКРЕБУТ ОТОВСЮДУ

Из книги 2008_4 (553) автора Газета Дуэль

СКРЕБУТ ОТОВСЮДУ Сотрудники израильского правительственного Бюро по связям с еврейством в СНГ «Натив» намерены приступить к работе по вербовке проживающих в ФРГ еврейских переселенцев из числа выходцев из бывшего СССР с тем, чтобы побудить их переехать на жительство в

Глава 1. Вреднее кошки зверя нет (как кошки подвели русских артиллеристов)

Из книги Чудо-оружие Российской империи [с иллюстрациями] автора Широкорад Александр Борисович

Статья дает возможность лучше разобраться в том, что представляет собой данное распространенное выражение, а также предлагаются ответы на не менее интересные и часто задаваемые вопросы.

Кошки скребут на душе почему и значение фразеологизма, что делать в таком случае

Когда одиноко, грустно и беспокойно, вроде и нет причины расстраиваться, но возникает какая-то постоянная тревога, говорят: «Кошки на душе скребут». Происхождение этого фразеологизма относят к средневековым временам, когда были сильны суеверия и приметы. Кошки олицетворяли темные силы, и выражение «кошки скребут на душе» означало склонение человека на служение сатане.

Еще одной версией происхождения фразеологизма считается наличие у животного острых когтей, которые могут поранить душу человека (в фигуральном выражении). Или звук, который издает кошка, когда скребет своими когтями, напоминает ощущение тревоги и беспокойства.

От чего на самом деле произошло выражение, никто не знает, но, если на «душе скребут кошки», лучшим вариантом является взять своего питомца на руки, почувствовать его ласку и нежность, получить позитивный заряд энергии.

Зачем кошка, кот или котенок скребет пол возле миски с едой

Это считается древним инстинктом по созданию запасов. Котенок уже наелся, но хочет спрятать еду на будущее.

Кошка скребет входную дверь примета и как отучить

Если кошка неожиданно взялась скрестись во входную дверь, возможно дому есть какая-то угроза. Ясновидящие советуют покинуть дом, т. к. в нем есть опасность.

Если кошка делает это постоянно, она просто не любит закрытые двери, это ограничивает ее пространство и свободу передвижения.

Отучить котика от этого занятия не просто, можно постричь ему ногти, или прикрепить на дверь клеенку, чтобы изменить эффект от скрежета. Некоторые хозяева отучают животных при помощи битья по лапам в то время, когда он скребет. Каждый владелец кошки вырабатывает меры защиты в зависимости от характера своего питомца.

Зачем кот скребет зеркало и лапами по стеклу

Видя свое отражение в зеркале, кошка принимает его за равнозначное животное, пытаясь с ним поиграть или показать, кто в доме хозяин. Видя, что ответной реакции не наступает, котику становится не интересно, и он перестает обращать внимание на свое отражение.

Почему кот скребет когтями линолеум около туалета

У кота развит сильный природный инстинкт, ему необходимо прятать свой запах от других животных, причем совершенно не имеет значение, есть ли в доме еще животные. Можно попробовать поставить около туалета поглотитель запахов или использовать специальный дезодорант.

Кошка скребет обои что делать

Хорошим способом является установление в месте, выбранном кошкой, ногтеточки. Если это невозможно, обои обрабатываются специальным спреем, который отучает животное от этого места.

Сейчас в продаже появились специальные антицарапки, которые одеваются на когти животного, и он не может скрести. Некоторые владельцы удаляют когти животному.

В данном вопросе у многих возникают неясности, с которыми можно разобраться в материале данной статьи, сделанной в формате вопросов и ответов. Если ос...

Среди последних новинок, которые были подготовлены для домашних питомцев, стоит обратить внимание на новое решение по перевозке собак в автотранспорте...

Каждому из нас знакома фраза о кошках, которые на душе скребутся. Почему же так говорят? Фразеологизмы и крылатые выражения чаще всего приходят из фольклора. Люди используют их, говоря о своих эмоциях и чувствах. Подобные фразы нужны для того, чтобы украшать нашу речь. И сегодня мы хотим рассказать вам о кошках и о том, почему они скребут нашу душу.

Откуда пошло выражение

Сложно найти истоки у любого фразеологизма, но мы попытаемся. Считается, что фраза "кошки скребут на душе" своими корнями уходит в Средневековье. Именно в то время, когда церковь вела свою активную пропаганду, люди привыкли делить мир на черное и белое. И хуже всех в этой ситуации пришлось невинным кошкам, имевшим черный окрас. Их считали спутником дьявола и ведьм.

Конечно, со временем это фанатичное суеверие позабылось, но люди все равно стали настороженно относиться к кошкам. Это домашние животное было и остается слишком непредсказуемым. Когда кошке скучно, то она начинает точить когти.

Ведь именно благодаря этому своему оружию, ночной хищник имеет возможность охотиться. Так вот люди и заприметили: если кошка точит когти, жди, что сейчас она принесет неприятности: то банку собьет, то подсвечник свалит. Так и осталось в народе выражение. Да и звук, сопровождающий раздражает нервы и душу.

Фразы совместились, и получилось такое знакомое нам выражение «кошки скребут на душе».

Значение выражения

Происхождение фразы мы поняли, теперь подумаем о скрытом в ней смысле. Если описать значение фразеологизма «кошки скребут на душе» одним словом, то получится "тоска". Конечно, можно подобрать много других синонимов: грусть, печаль, страх и другие чувства, связанные с не лучшими человеческими переживаниями. Чаще всего выражение «кошки скребут на душе» используется тогда, когда человек не может что-то решить или на что-то решиться.

Но здесь не имеется в виду, что ученик не может вычислить математическое уравнение, это скорее схоже со страхом перед отъездом в другую страну. Вроде и нет причин, чтобы волноваться, но все равно неизвестность пугает, и человек чувствует беспричинное волнение и беспокойство.

Почему так говорят?

К сожалению, не все в нашей жизни бывает идеально. Иногда человеку становится тоскливо. На душе лежит непонятное смятение. Хочется что-то сделать, но как исправить ситуацию, которая еще не началась? Именно в минуты волнения и используют этот фразеологизм. Он хорошо выражает душевное состояние.

Да и вообще, крылатые выражения, пришедшие из фольклора, используются для того, чтобы люди лучше понимали друг друга. Не всегда ведь можно выразить словами то, что чувствуешь. Как описать смятение, волнение и грусть одновременно? Фразеологизм «кошки на душе скребутся» справляется с этой задачей великолепно. Люди слышат знакомое с детства выражение и могут себе представить то волнение и тревогу, которые испытывает их оппонент.

Почему кошки скребут именно душу?

Мало кто замечал, как много в русском языке устойчивых сочетаний, в которых упоминается душа. Если подумать, то на память приходит всего одна, ну максимум три. А вот посмотрите на этот внушительный список:

  • душа не на месте;
  • тянуть за душу;
  • душу вымотать;
  • болеть душой;
  • бередить душу;
  • чужая душа - потемки;
  • душа меру знает.

Стоит заметить, что это лишь малая часть, в которых страдает наша душа. Почему именно она? Человек может использовать выражение «сердце защемило» в переносном значении, но все-таки такое редко практикуется, ведь многие считают, что мысли материальны. Именно поэтому издревле, когда человек чувствует себя плохо морально, а не физически, он говорит, что у него нездорова душа. В связи с этим, неудивительно, что мистическое животное, по народному преданию, скребет именно душу.

Аналоги в других языках

А есть ли аналогичные выражения на других языках? Удивительно, но нет. Хоть кошка считалась мистическим животным не только в России, но и во всей Европе, почему так говорят только в нашей стране, непонятно. Возможно, что только у русских такая большая душа, в которую может забраться кошка.

В Англии непонятное волнение передается словосочетанием pit in my stomach , что буквально означает "яма в животе". В принципе, это но каждому понятно, что речь идет именно о том чувстве, которое возникает в животе в период сильного волнения.

Французы передают свою грусть выражением sembler avoir un coeur lourd , что в переводе означает "тяжело на сердце". То есть они считают, что именно этот орган отвечает за все внутренние переживания человека.

Испанцы - очень открытые люди, поэтому кошки их души не беспокоят. Вместо этого у них используют выражение cuando estoy triste , которое в переводе обозначает "мне нужно кому-то высказаться".

Как задобрить кошек в душе

Чтобы не чувствовать неприятного волнения, нужно научиться расслабляться. Нет смысла волноваться о прошлом и о будущем. Если человек может изменить ситуацию, значит, он должен действовать, а если не может, то не стоит попусту бередить душу бесполезными переживаниями.

Безусловно, у каждого случаются в жизни моменты, когда «выключить» волнения просто не получается. Но стоит помнить, что ваша одинокая душа не так уж и одинока. Всегда есть рядом близкие люди, которым можно рассказать о своих тревогах.

Как бы это странно ни звучало, но когда о переживаниях рассказываешь другому человеку, самому становится гораздо легче. Если нет желания грузить своими тревогами окружающих, то можно поведать о них листу бумаги. Часто бывает такое, что написанные тревоги смотрятся уже не так страшно, как те, которые в беспорядке роятся в голове.

Однако лучшим лекарством от переживаний является труд. Занимаясь любым делом, можно не только отвлечься от ненужных мыслей, но даже излечить душу. Конечно, это должна быть не а активная мозговая деятельность. Именно так, переключая свои мысли в другое русло, можно практически моментально забыть о том, что вас сильно беспокоило. Но все же нужно научиться не убегать от своих проблем, а понимать их причину.

Помочь себе каждый человек может только сам. Если душа находится в гармонии, то ее потревожить сложно, а вот когда внутри кавардак, то, конечно, в темном углу может и завестись черная кошка, которая по делу и без него будет выбегать из своего убежища и точить острые коготки.