Игры для группы детей 3 лет. Использование игр в детском саду

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОТ И МЫШИ (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети – «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» - воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

Правила:

  1. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети выбегали из норок.
  2. Воспитатель может использовать в игре – кошку – игрушку.

Варианты : Мышки перепрыгивают через ручеек, преодолевают препятствия, идут по мостику.

Художественное слово : Котик мышек не нашел и поспать к себе пошел,

Только котик засыпает, все мышата выбегают!

ПТИЧКИ И КОШКА (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

Описание: На земле чертится круг (диаметр – 7 м.) или кладется шнур, концы которого связаны. Воспитатель выбирает одного играющего, который становится в центре круга. Это – кошка. Остальные дети – птички, находятся за кругом. Кошка спит. Птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички спешат вылететь из круга, тот, кого коснулась кошка в то время, когда он находился в кругу, считается пойманным, идет на середину круга. Когда кошка поймает 2-3 птичек, воспитатель выбирает новую кошку. Пойманные ранее птички присоединяются к играющим.

Правила:

  1. Кошка ловит птичек только в кругу.
  2. Кошка может только касаться птичек, но не хватать их.

Варианты : Птички влетают на гимнастическую стенку; вводится вторая кошка, кошка подлезает под воротики, дугу.

НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и в подлезании.

Описание: Дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку. На одной стороне площадки огорожено место – дом, где находятся цыплята с наседкой (натягивается веревка между стойками на высоте 50 см. от пола). Сбоку, в стороне, помещается «большая птица». Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят – «ко-ко-ко». По сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют пол площадке. Воспитатель говорит – «большая птица», все цыплята бегут домой.

Правила:

  1. По зову наседки все цыплята выбегают из дома, подлезая под веревку.
  2. По сигналу «большая птица» цыплята должны возвращаться домой

Варианты : Цыплята взбираются на насест – скамейку, натягиваются 2 шнура на расстоянии друг от друга, роль наседки поручается самим детям.

ПОЙМАЙ КОМАРА (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).

Описание: Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной – 1- 1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура – 50 см. Воспитатель обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит «Я поймал!». Затем воспитатель снова обводит прутом круг.

Правила:

  1. Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.
  2. Ловить комара нужно не сходя с места.

Варианты : Можно бежать впереди, держа в руках прут с комариком, дети бегут его догонять.

ПРИНЕСИ МЯЧ (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу (по слову воспитателя), наблюдательность, сообразительность (выбрать тот мяч, который удобнее взять). Упражнять детей в беге по определенному направлению.

Описание: Дети сидят на стульях вдоль стены. На расстоянии 3-4 шагов от сидящих проводится черта, за которой по назначению воспитателя становятся 5-6 детей спиной к сидящим. Рядом с ними стоит воспитатель. В руках у него ящичек с небольшими мячами, по количеству стоящих детей. «Раз, два, три – беги!» - говорит воспитатель и выбрасывает вперед все мячи из ящика. Стоящие дети бегут за мячами, каждый догоняет какой-нибудь из мячей, бежит с ним к воспитателю и кладет его в ящичек. Затем дети садятся на свои мест, а за чертой становится другая группа. Игра заканчивается, когда все дети пробегут за мячом.

Правила:

  1. Бежать за мячом можно только после слова «беги».
  2. Поднимать и класть в ящик нужно только один мяч.

Варианты: Кто быстрее принесет мяч, преодоление преграды через набивное бревно.

МЫШИ В КЛАДОВОЙ (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в подлезании, в беге.

Описание: Дети – мыши сидят в норках, на скамеечках. На противоположной стороне площадки натянута веревка на высоте 50 см. Это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка – воспитатель. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую. Проникая в нее они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухарики или другие продукты. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки. Возвратившись на место, кошка засыпает и игра возобновляется.

Правила:

  1. Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет.
  2. Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает.

Варианты : Мышки подлезают под дугу, убегая в норки, вводится вторая кошка.

ВОРОБЫШКИ И АВТОМОБИЛЬ (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

Описание: Границы площадки отмечаются флажками. На одном конце площадки на скамейках воробушки. На другом конце обозначается место для автомобиля – гараж. Автомобиль – воспитатель. «Воробушки вылетают из гнезда!» - говорит воспитатель, и дети начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны. Появляется автомобиль. Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж.

Правила:

  1. Нельзя убегать за границы площадки
  2. Вылетать из гнезда только по сигналу воспитателя.
  3. Возвращаться в гнезда при появлении автомобиля.

Варианты : Детям, изображающим в игре автомобили, дать в руки руль или флажки. Воробушки могут помещаться в гнездышках - кружочках, начерченных на земле. Воробушки могут стоять на скамеечках и спрыгивать с них.

МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение прыгать ритмично, в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, в подпрыгивании на 2 ногах.

Описание: Дети сидят на стульях, поставленных в разных местах комнаты. Воспитатель находится в центре. Берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря: «Мой веселый, звонкий мяч…». Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать как мячики. Дети прыгают в том же темпе. Воспитатель кладет мяч и повторяет стихотворение, делая движение рукой, так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню!». Дети убегают.

Правила:

  1. Убегать можно только после слов: «Догоню!»

Варианты : Воспитатель имитирует отбивание движение мяча, показывая на детях (они мячики, затем они катятся, бегут в разных направлениях). Можно поставить рядом с собой несколько детей, которые будут вместе с ним отбивать свои мячи, затем ловить убегающих.

УГАДАЙ, КТО КРИЧИТ (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей наблюдательность, внимание, активность.

Описание: Дети сидят полукругом на стульях, перед ними на расстоянии нескольких шагов ставится ширма. Воспитатель называет кого-нибудь по имени, и тот идет за ширму, договориться, какое животное или птицу ребенок будет изображать. За ширмой раздается мычание коровы, лай собаки и т.д. Воспитатель предлагает одному из детей отгадать, кто кричит.

Правила:

  1. Отгадывать животных или птицу может только тот ребенок, на которого укажет воспитатель.

Художественное слово: Вот какой красивый дом.

Кто же в домике живет?

Тук-тук, кто же в домике живет?

Варианты : Включить запись голосов животных.

НАЙДИ ФЛАЖОК (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей наблюдательность, выдержку (не открывать глаза до сигнала «пора»).

Описание: Дети сидят на стульях, по слову воспитателя дети встают и поворачиваются лицом к стене, воспитатель прячет флажки по числу детей. «Пора!» - говорит воспитатель. Дети поворачиваются к нему лицом и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все флажки найдены. Дети идут вдоль площадки. Держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу «На места!» дети садятся на стулья и игра начинается снова.

Правила:

  1. Поворачиваться лицом к воспитателю можно только после слова «пора!».

Варианты : Вместо словесного указания использовать колокольчик. Кто первый найдет флажок, тот его и прячет. Летом прячут флажок в кустах, за деревьями.

БЕГИТЕ КО МНЕ (II младшая группа)

Задачи: Учить детей действовать по сигналу. Упражнять в ходьбе и беге в прямом направлении.

Описание: Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты. Воспитатель отходит к противоположной стене и говорит «бегите ко мне!». Дети бегут к воспитателю. Воспитатель приветливо их встречает. Затем он переходит на другую сторону площадки и говорит «бегите ко мне!» На слова воспитателя «Бегите домой!» дети садятся на стульчики и отдыхают.

Правила:

  1. Бежать к воспитателю только после слов «Бегите ко мне!»
  2. Дети бегут к стульям и садятся только после слов «Бегите домой!»

Варианты : Вначале дети могут занимать любой стул, а затем находить свое место. Внести колокольчик. Позвонить, сигнал «Побежали!».

ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами, находить свое место. Упражнять в ходьбе, прыжках, приседаниях, беге.

Описание: Дети сидят на стульях, воспитатель предлагает им пойти гулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну. Воспитатель говорит «по ровненькой дорожке, шагают наши ножки, раз-два, раз-два, по камушкам, по камушкам, в яму - бух». При словах «По ровненькой дорожке..» дети идут шагом. «По камешкам» прыгают на двух ногах слегка продвигаясь вперед. «В яму бух» - присаживаются на корточки. Вылезли из ямы – дети поднимаются. После 2-3 повторов воспитатель произносит «по ровненькой дорожке устали наши ножки, вот наш дом – там мы живем».

Правила:

  1. Движения должны соответствовать тексту.
  2. Вставать с корточек после слов «Вылезли из ямы».
  3. Убегать домой только после слов «там мы живем».

Варианты : Пройти по скамейкам, поставленным вдоль стены. Спрыгивание в глубину на мягкую дорожку.

ЗАЙКА (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движение со словами. Упражнять в беге. В подпрыгивании на двух ногах, нахождении своего места. Способствовать развитию речи.

Описание: На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст:

Зайка беленький сидит и ушами шевелит, - дети стоят в кругу,

Вот так, вот так он ушами шевелит! – шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать

Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте.

Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам.

ПУЗЫРЬ (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Упражнять детей в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям.

Описание: Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят: «Раздувайся пузырь! Раздувайся большой! Оставайся такой, да не лопайся». Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет – «Пузырь лопнул», все дети опускают руки, и хором говорят «Хлоп!» и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, игра возобновляется.

Правила:

Говорить хором «Хлоп!» и приседать на корточки только после слов «Пузырь лопнул».

Варианты : Выполнять маховые движения руками, сначала шарик маленький, затем большой – широкие взмахи руками. После слов «Да не лопайся!» воспитатель говорит «Полетели пузыри!», дети разбегаются кто куда хочет.

БЕГИТЕ К ФЛАЖКУ (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета. Учить действовать по зрительному сигналу. Упражнять в беге и ходьбе.

Описание: Дети получают флажки двух цветов – одни красные, другие синие. Воспитатель встает на одной стороне площадки и держит в одной руке синий, в другой красный флажок. Дети с синими флажками группируются около синего, с красными – около красного. Затем воспитатель предлагает детям погулять. Дети ходят и бегают по площадке. Воспитатель переходит на другую сторону и говорит: «Раз, два, три – сюда скорей беги!». Он протягивает руки в стороны, дети бегут к воспитателю и группируются около флажка соответствующего цвета. Когда все дети соберутся, он предлагает помахать флажками.

Правила:

  1. Расходиться по площадке можно только по слову воспитателя «Идите гулять!».
  2. Собираться около воспитателя можно только после слов «Раз, два, три – сюда скорей беги!».

Варианты : Взять вместо флажка ленточку или платочек, затем поплясать с ним. Ввести по 2 красных и синих флажка. Воспитатель может менять флажки, перекладывая их из одной руки в другую. Включить добавочный сигнал «Стоп!» (все закрывают глаза).

СОЛНЫШКО И ДОЖДИК (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе и беге.

Описание: Дети сидят на стульях вдоль комнаты, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит «Какая хорошая погода, идите гулять!». Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел, бегите домой!» - говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит «Идите гулять. Дождь перестал!».

Правила:

  1. Дети уходят из дома по сигналу «Идите гулять!».
  2. Бегут домой на сигнал «дождь пошел!».

Варианты : Дети вначале занимают любой стул, затем только свой. Вместо домика устроить переносной навес – прятаться от дождя. Во время прогулки могут собирать «грибы и ягоды». Ходьбу можно заменить пляской.

ПОЕЗД (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну по одной стороне площадки. Первый – паровоз, остальные вагоны. Воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем – быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу – чу – чу!». «Поезд подъезжает к станции» - говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

Правила:

  1. Двигаться можно только после гудка, т.е. по сигналу воспитателя.

Варианты : Ввести остановку. Дети выбегают на полянку. Собирают «грибы и ягоды», танцуют.

ВОРОБУШКИ И КОТ (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение размещаться в пространстве и двигаться в коллективе, не задевая друг друга. Действовать по сигналу, упражнять в прыжках в глубину, с места в длину, в быстром беге.

Описание: Дети вдоль стен: на скамейках, на больших кубах или в обручах. Это воробушки на крыше или в гнездышках. Поодаль сидит кошка – воспитатель. «Воробушки полетели!» - говорит воспитатель. Воробушки спрыгивают с крыши, расправив крылья – руки в стороны. Бегают в рассыпную по всей комнате. «Кошка спит». Просыпается, произносит «мяу – мяу!», бежит догонять воробушков, которые прячутся, заняв свои места. Пойманных воробушков кошка отводит к себе в дом.

Правила:

  1. Воробушки спрыгивают по сигналу воспитателя «Воробушки, полетели!».
  2. Воробушки возвращаются на места. Когда кошка произносит «Мяу!».

Варианты : Ввести второго кота. Воробушки клюют зернышки.

ДОГОНИТЕ МЕНЯ (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, двигаться в коллективе, не толкаясь. Упражнять детей в беге в прямом направлении.

Описание: Дети сидят на стульях на одной стороне площадки. «Догоните меня!» - предлагает воспитатель и бежит к противоположной стороне площадки. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Затем воспитатель говорит «догоните меня!», и бежит в противоположную сторону. Дети снова его догоняют. После двух раз дети садятся на стулья и отдыхают, затем продолжают игру.

Правила:

  1. Бежать за воспитателем только после сигнала «Догоните меня!».

Варианты : Внести мягкую игрушку и догонять ее. Убегать от игрушки.

ЧТО СПРЯТАНО? (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей зрительную память, внимание.

Описание: Дети сидят на стульях, на полу, по одной линии. Воспитатель кладет в центре круга три – пять предметов и предлагает их запомнить. Затем играющие встают и поворачиваются спиной к центру или к стене и закрывают глаза. Воспитатель прячет один предмет, лежащий в центре круга и говорит «Посмотрите». Дети открывают глаза, поворачиваются лицом к центу и вспоминают, какого предмета нет. Воспитатель подходит к детям и каждый из них на ухо говорит ему, что спрятано. Когда большинство играющих даст правильный ответ, воспитатель громко называет спрятанный предмет. После этого игра возобновляется.

Правила:

  1. Когда воспитатель прячет предмет, играющие поворачиваются спиной и закрывают глаза
  2. По сигналу «Посмотрите!», играющие открывают глаза и снова поворачиваются лицом к центру круга.

Варианты : Закрепить знания основных цветов, взять кубики или флажки. Вызывать одного играющего. Убирать по 2 предмета.

ПТИЧКИ И ПТЕНЧИКИ (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, запоминать свое место, упражнять в беге в разных направлениях, не задевая друг друга.

Описание: Дети делятся на 3-4 группы по 5-6 человек, каждая группа имеет свой домик – гнездо. Дети изображают птенчиков. У каждой группы есть птичка – мать. По слову воспитателя «Полетели!» - птенчики вылетают из гнезда. Летают около дома, помахивая руками – крыльями. Птички – матери улетают подальше, за кормом. По слову воспитателя «Домой!» - птички – матери возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок и птичка – мать кормит их воображаемыми червячками.

Правила:

  1. Птички и птенчики вылетают по слову воспитателя «Полетели!».
  2. Птенчики возвращаются домой по зову птички – матери.
  3. Птички – матери возвращаются домой по слову воспитателя «Домой!».

Варианты : Предложить птичкам взлетать на возвышенность. У каждой птички свой цвет домика – гнезда. Можно менять домики местами.

НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ (II младшая группа)

Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета, действовать по сигналу. Упражнять в беге, ходьбе.

Описание: Дети получают флажки 3-4 цветов и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты, в каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок. По сигналу воспитателя «Идите гулять!» дети расходятся по площадке. На слова «Найди свой цвет!» - дети собираются возле флага соответствующего цвета. Воспитатель отмечает, какая группа быстрей собралась.

Правила:

  1. Выходить из домиков можно по сигналу воспитателя «Идите гулять!».
  2. Бежать и собираться возле флажка соответствующего цвета только после слов «Найдите свой цвет!»

Варианты : Предложить закрыть глаза, переставить флажки, стоящие в углах комнаты.


Людмила Савельева

Подвижные игры для детей 3-4 лет (Вторая младшая группа )

Цель : Научить детей становиться в круг , делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят :

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг.

Он летел, летел, летел

И на ветку налетел.

Пш-ш-ш, и лопнул!

После последних слов все дети опускают руки и присаживаются на корточки. Игру можно повто ить 3-4 раза.

"СОЛНЫШКО И ДОЖДИК"

Цель : Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя

Дети встают по кругу.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку. Идут по кругу.

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку. Хлопают стоя на месте.

Топ-топ-топ-топ!

Топ-топ-топ-топ! Ритмично притопывают на месте.

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Хлоп-хлоп-хлоп Ритмично хлопают в ладоши,

На сигнал «Дождь идет, скорей домой!» дети убегают. Затем педагог говорит : «Солнышко светит!» , - игра повторяется .

«МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ»

Цель : Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Дети становятся в круг, педагог с корзиной маленьких мячей в центре. Все вместе произносят слова :

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

По окончанию слов педагог подбрасывает мячи вверх так, что бы они разлетелись в разные стороны. Дети должны быстро собрать их назад в корзину.

«РОВНЫМ КРУГОМ»

Цель : Развивать у детей согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, внимание.

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говорят :

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг, стой на месте!

Дружно вместе сделай вот так!»

По окончанию слов останавливаются и повторяют движения , которые показывает педагог, например, повернуться, наклониться. Нужно ритмично идти по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг.

«САМОЛЁТЫ»

Цель : Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту» , показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать» . Воспитатель говорит : «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети дела-ют вращательные движения руками перед грудью и произносят звук : «Р-р-р» . После сигнала воспитателя : «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя : «На посадку!» - дети садятся на скамейку.

"НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА"

Цель : Учить детей подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей , помогать им.

Дети изображают «цыплят» , педагог - «наседку» .

На одной стороне площадки огорожено веревкой место - «дом» , где помещаются цыплята с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40-50 см).

Наседка переступает через веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят : «Ко-ко-ко-ко» . По этому сигналу все цыплята перелезают через веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.

Когда педагог говорит «большая птица» , все цыплята бегут домой.

Педагог говорит «большая птица» только после того, как все дети перешагнули через веревку и не-много побегали по площадке.

"ВОРОБУШКИ И КОТ"

Цель : Учить детей мягко спрыгивать , сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными , занимая место, не толкать товарище

Дети стоят вдоль стен комнаты на скамеечках, на больших кубиках или в обручах, положенных на пол. Это - «воробышки на крыше» или в «гнездышках» . Поодаль сидит «кошка» , роль которой исполняет один из детей . Педагог говорит : «Воробышки полетели» . Воробышки спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнездышка и, расправив крылья, бегают врассыпную по всей комнате. Кошка тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит догонять воробышков, которые должны спрятаться от нее на крыше или в гнездышках, заняв свои места. Пойманных воробышков кошка отводит к себе «в дом» .

"ЛЯГУШКИ"

Цель : Учить детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.

Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группка детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по одной стороне площад-ки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, педагог говорит следующие стихи :

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки,

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Скачут, вытянувши ножки.

Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая «лягушек» . По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают лягушек) ; лягушки прыгают в «болотце» - перепрыгивают через черту - и тихонько присаживаются на корточки. При повторении игры роли меня-ются .

"ШИРЕ ШАГАЙ"

Цель : Упражнять в ходьбе по ограниченной площади,прыжке,приучать действовать по сигналу

На площадке в 2-3 ряда раскладываются обручи (пластмассовые или плоские из фанеры диаметром 60 см, в каждом ряду 5-6 обручей. 2-3 детей по сигналу шагают из обруча в обруч. Дойдя до кон-ца, подпрыгивают, хлопают в ладоши и возвращаются.

Правила : идти с промежуточным шагом в обруче, но, не выходя за его края, не задевать за обручи.

«МЫШИ И КОТ»

Цель : Учить детей бегать легко , на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Дети-«мышки» сидят в «норках» - на стульчиках или скамейке, поставленной вдоль одной стены комнаты, или по сторонам площадки; в одном из углов площадки сидит «кошка» , роль которой исполняет педагог. Кошка засыпает, и только тогда мышки разбегаются по комнате. Но вот кошка просыпается, мяукает и начинает ловить мышат, которые бегут в свои норки и занимают свои места на стульчиках. После того как все мышки вернулись на свои места, кошка еще раз проходит по комнате, а затем возвращается на свое место, засыпает и игра повторяется .

«ПОЕЗД»

Цель : Учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Дети стоят в колонне по одному по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне - «паровоз» , остальные «вагоны» . Педагог дает гудок, и дети начинают двигаться вперед; вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении могут произносить звук «чу-чу-чу» ). «Поезд подъезжает к станции» , - говорит педагог. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются.

Педагог регулирует темп, направление и продолжительность движения детей .

Первое время педагог сам ведет колонну, а затем ставит впереди более активного ребенка.

«ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКАХ»

Цель : Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

В разных концах площадки или сторон комнаты устанавливается 3-4 «гнезда» (можно поставить стульчики, положить обручи или начертить большие круги) . Дети-«птицы» размещаются в гнездах. По сигналу педагога птицы вылетают из своих гнезд и разлетаются по всей площадке. Педагог «кормит» птиц то на одной, то на другой стороне площадки. Дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям (клюют корм) . После слов педагога «Птицы в гнезда!» дети бегут на свои места.

«У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

Цель : Развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге .

На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой, на расстоянии 3-2 шагов от нее, очерчивается место для медведя. На противоположной стороне обозначается линией «дом детей » . Педагог считалкой выбирает медведя. Педагог говорит : «Идем гулять» . Дети идут и говорят слова :

У медведя во бору

Грибы, ягоды бегу,

А медведь не спит,

Все на нас рычит.

Медведь должен сидеть на своем месте. Когда играющие произносят последнее «рычит» , медведь с рычанием встает и догоняет детей , которые бегут к себе «домой» . Пойманного, медведь ведет к себе.

После того как медведь поймает 3-2, выбирается новый медведь.

«ЛОХМАТЫЙ ПЕС»

Цель : Учить детей

Один из детей изображает «пса» . Остальные дети тихонько подходят к нему, шепотом проговаривая слова :

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Пес вскакивает, начинает лаять - дети разбегаются. Пес пытается их догнать. Когда все дети разбе-гаются и прячутся, пес опять ложиться на коврик. Игра повторяется с новым водящим .

«ОГУРЕЧИК»

Цель : Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бе-гать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

В одном конце площадке – педагог-«ловишка» , в другом дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах проговаривая слова :

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик :

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

По окончанию слов дети убегают на свои места, ловишка их ловит.

«НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ»

Цель : Учить детей

Дети получают флажки 3-4 цветов : одни - красного, другие – синего, третьи – желтого, и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты. В каждом углу педагог ставит на подставке цветной флажок (красный, синий, желтый) .

По сигналу педагога «Идем гулять!» дети расходятся по площадке группками или в одиночку . По сигналу педагога «Найди свой цвет!» дети бегут к флажку соответствующего цвета.

«НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

Цель : Учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать лов-кость

Для игры нужно приготовить флажки по количеству детей . Половина флажков одного цвета – остальные другого. Дети получают по одному флажку. По сигналу педагога дети разбегаются по площадке. По другому сигналу дети, имеющие одинаковые флажки, находят себе пару.

В игре должно принимать нечетное количество детей , чтобы один из играющих оставался без пары. Обращаясь к оставшемуся без пары, все играющие хором говорят :

Ваня, Ваня, не зевай себе пару выбирай.

Затем по удару бубна дети опять разбегаются, игра повторяется .

«ТРАМВАЙ»

Цель : Учить детей двигаться парами , согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение

Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадке в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободной рукой они держат шнур, концы которого связаны (один держит правой рукой другой левой) . Педагог находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флага (круга, карточки) – желтый, красный, зеленый. Воспитатель поднимает флаг зеленого цвета, и дети бегут, трамвай двигается. Добежав до педагога, дети смотрят, не сменился ли цвет флага : если поднят зеленый, движение продолжается, если появился желтый или красный флаг, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет, чтобы можно было снова двигаться.

«ЛОШАДКИ»

Цель : Учить детей двигаться вдвоём один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.

Дети становятся парами. В паре один – «лошадка» . Другой – «возчик» . Используются вожжи, или дети держат друг друга за поясок. Воспитатель говорит :

Поехали, поехали, с орехами, с орехами

К дедке по репку, по пареньку,

по сладеньки, по горбатеньки.

С окончанием текста дети продолжают бежать в том же ритме под проговаривание педагога : «Гоп, гоп» , бегут до тех пор, пока воспитатель не скажет : «Тпру- у» .

«КОННИКИ»

Цель : Учить детей бегать , не наталкиваясь друг на друга, ускорять или замедлять движения, ориен-тироваться в пространстве.

Группа детей становится у одного края площадки. Педагог дает каждому палку длинной 50-60 см. Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки, изображая конников, стараясь не наталкиваться друг на друга, и не задевать предметы, оборудование находящиеся на площадке.

Во время игры педагог может предложить детям двигаться быстрее или медленнее в разных направлениях. Когда дети научатся быстро бегать, можно устроить соревнования.

«ТАКСИ»

Цель : Учить детей двигаться вдвоём , соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнёрам по игре.

Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1м, держат его в опущенных руках : один – у одной стороны обода, другой – у противоположной, друг за другом. Первый ребенок – водитель так-си, второй – пассажир . Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.

Одновременно могут играть 2-3 пары детей , а если позволяет площадь, то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, педагог может дать задание бегать в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой садится.

«ЗАЙЦЫ И ВОЛК»

Цель : Учить детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.

Дети - зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу педагога : «Волк идет!» - зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревья. Волк пытается догнать их. В игре можно использовать небольшой тест :

Зайки скачут, скок-поскок,

на зеленый на лужок.

Травку щиплют кушают.

Осторожно слушают,

Не идет ли волк.

Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием слов появляется волк и начинает ловить зайцев.

«КРОЛИКИ»

Цель : Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять детей в подлезании , в беге и приседанию.

В одной стороне комнаты полукругом расставлены стулья, сидениями внутри полукруга. Это клетки кроликов. На противоположной стороне дом сторожа. Посередине находится лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Дети становятся за спинками стульев, по указанию педагога они присаживаются на корточки - кролики сидят в клетках. Педагог – «сторож» подходит к клетке и выпускает кроликов на лужок : дети один за другим выползают из-под стульев, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу педагога «Бегите в клетки!» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.

Педагог должен следить за тем, чтобы дети, проползая под стульями, старались не задевать их спи-нами. Вместо стульев можно использовать дуги для подлезания или, положенные на сиденья стульев палки, рейки.

«НЕ ОПАЗДЫВАЙ»

Цель : Учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать лов-кость, внимание.

Педагог раскладывает на полу кубики. Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они разбегаются по всей комнате, по сигналу «Не опаздывай!» бегут к кубикам. Первоначально дети могут подбегать к любому свободному предмету, постепенно они привыкают занимать свое место. При повторении игры можно предложить детям бегать как лошадки.

Во время игры педагог следит , чтобы дети дальше убегали от кубиков, не наталкивались друг на друга, помогали друг другу найти свой кубик, когда прозвучит сигнал.

«КУРЫ В ОГОРОДЕ»

Цель : Развивать координацию движений, быстроту реакции; упражнять в беге, приседании и подлезании.

Посередине площадки ограничивается большое пространство – огород. С одной стороны сторожа, с другой – курятник, в нем «куры» - дети. Роль сторожа выполняет педагог или один из детей . По сиг-налу «Куры гуляют» дети подлезают под шнуры, ходят в огороде, ищут корм, бегают. Сторож заме-чает кур в огороде и гонит их – хлопает в ладоши, приговаривая «кыш-кыш» . Куры убегают, подлезают под шнур, прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой.

«НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»

Цель : Учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать быстроту, ловкость

Каждый ребенок выбирает себе домик. Это может быть плоский обруч …. По сигналу дети выбегают на площадку и бегают в разных направлениях. По сигналу «Найди свой домик!» занимают домики.

«СКОРЕЕ В КРУГ»

Цель : Учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; упражнять в беге, развивать быстроту, ловкость

Дети должны бегать легко, в разных направлениях, не наталкиваться; не подбегать к домику до сиг-нала «Скорее в круг!»

На площадке чертят круг диаметром 4 метра в середине – круг поменьше диаметром 2 метра. Дети ходят друг за другом за большим кругом. Между большим и малым кругом ходит педагог. На сигнал «Скорее в круг!» дети стараются вбежать в маленький круг, педагог ловит их, пойманные останавливаются на месте. Затем они снова становятся в круг.

«У РЕБЯТ ПОРЯДОК СТРОГИЙ»

Цель : Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; по сигналу находить свое место в шеренге.

По первому сигналу играющие разбегаются из шеренги врассыпную и произносят речевку : «У ребят порядок строгий, знают все свои места, ну, трубите веселее : тра-та та, тра-та- та». По второму сигналу все быстро строятся в шеренгу.

Сначала можно вставать на свободные места, но к концу года на свое место.

«АКУЛА И РЫБКИ»

Цель : Развитие умения у детей бегать в определённом направлении; ориентироваться в пространстве.

Дети – «рыбки» «плавают» . По сигналу воспитателя : «Акула» - дети прячутся, «уплывают» в укрытие (домик из каната) .

Ольга Майорова
Подвижные игры для детей 3–4 лет

Я работаю воспитателем 26 лет и люблю играть с ребятами. Особенно мне нравятся подвижные игры . Для этих игр нужно только желание и хорошее настроение. Предлагаю вашему вниманию картотеку подвижных игр для детей младшего возраста . Дети старшего дошкольного возраста тоже любят играть в них. Эти игры проверены временем , т. к. в некоторые игры дети отказываются играть. Вы удивились, но это встречается в наше время. Надеюсь, что моя картотека поможет Вам в работе.

Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует ребенка, а подвижная игра с многообразными моментами веселой неожиданности особенно благотворна для возникновения положительных чувств. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.

Подвижные игры для детей 3-4 лет .

Хороводная игра. Один ребенок в центре круга.

На Сережин день рождения Идут по кругу, взявшись за руки.

Испекли мы каравай. Останавливаются, приподнимаются на носки,

Вот такой вышины, одновременно поднимая руки.

Вот такой низины, Присаживаются на корточки.

Вот такой ужины, Сходятся к центру

Вот такой ширины. Отходят назад, расширяя круг.

Каравай, каравай, Хлопают в ладоши.

Кого хочешь, выбирай! Стоящий в кругу выбирает другого.

Тот встает в центр.

Игра повторяется.

Правила : выполнять разнообразные движения в соответствии с предложенным текстом.

Дети идут в обход площадки в колонне по одному

«Тишина у пруда.

Не колышется вода,

Не шумят камыши,

Засыпайте, малыши».

На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза (10 с) .

Правила : присев, не шевелиться, соблюдать тишину. Нарушивший это требование становится в конец колонны.

Ровным кругом. (вариант№1)

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря :

«Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!»

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть.

Правила : ритмично идти по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг,

Ровным кругом. (вариант№2)

Усложнение : 1. Внутри круга стоит ребенок, Дети идут по кругу и говорят!

«Ходим кругом

Друг за другом

Эй, ребята, не зевать!

То, что Дима нам покажет,

Будем дружно повторять!»

Дети выполняют движения за водящим.

2. Заранее водящего не выбирают, его называет воспитатель после слов :

«Ровным кругом -

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Ну-ка, Валя, выходи,

Что нам делать, покажи!»

Правила : каждый водящий показывает новое движение, не повторяя выполненное ранее.

Кто соберет больше шишек (предметов) .

На площадке раскладывают шишки, камешки. Дети ходят, стараясь не задевать предметы. На сигнал «бери» стараются быстро поднять шишки, Отмечается тот, кто собрал больше.

Правила : собирать после сигнала; нельзя отбирать предмет у товарища.

Поездка на дачу.

Дети распределяются на две группы : одна, например, ожидает поезд в намеченном месте на станции; другая изображает поезд (дети двигаются по площадке друг за другом или держась за веревку) . По сигналу поезд приближается к станции, останавливается. Дети размещаются в нем и двигаются уже все вместе. Если группа разновозрастная, то старшие изображают поезд, держа длинные рейки с двух сторон. Малыши заходят внутрь.

Правила : дружно действовать по сигналу.

Пройди в ворота.

Делают воротики (из палок, флажков на подставках, стульев) . Дети распределяются на четыре подгруппы. Каждая стоит перед одними воротиками, в правой руке у детей флажки . В середине площадки воспитатель с барабаном (бубном) . Дети шагают на месте и размахивают флажками в ритм ударов барабана или под следующие слова :

«На зарядку утром рано

Мы выходим с барабаном.

Он гремит, гремит, гремит,

В ногу всем шагать велит».

С окончанием слов или ударов в барабан дети проходят в во-ротики и, сделав небольшой круг, возвращаются в первоначальное построение.

Правила : в ходьбе на месте шагать энергично, поднимая колени.

У ребят порядок строгий.

Играющие стоят в колонне по росту. По сигналу расходятся по площадке в любом направлении, повторяя за воспитателем следующие слова :

«У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселей :

Тра-та-та, тра-та-та!»

На сигнал воспитателя «становись» дети снова встают в колонну по росту.

Правила : идти ритмично; слова произносить четко, дружно; строиться в колонну быстро, не толкаясь.

Пойдем в гости.

Дети располагаются двумя подгруппами на разных сторонах площадки. Воспитатель предлагает одной подгруппе «пойти в гости» к другим детям. Ребята переходят на противоположную сторону площадки, каждый подходит к кому хочет. Образовав пары, дети прыгают, кружатся, пляшут. Затем первая подгруппа возвращается на место. К ним подходят дети второй подгруппы.

Правила : переходить площадку, придерживаясь прямолинейного направления, сохраняя хорошую осанку, естественный легкий шаг.

Дети стоят друг за другом. Одной рукой они держатся за шнур с колокольчиком на конце. Ребенок, стоящий последним, дает звонок, трамвай трогается. Вначале роль вожатого берет на себя воспитатель, позднее первым можно поставить кого-нибудь из детей .

Правила : двигаться по сигналу дружно, не отставать.

Варианты : сделать 2-3 трамвая, которые могут двигаться по очереди; на пути движения трамвая поставить какое-либо препятствие : доску (мостик) - дети проходят по доске,

Огуречик.

Один ребенок - водящий - находится в стороне от всех детей . Играющие ритмично приседают и говорят :

«Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет».

С окончанием слов дети разбегаются, водящий ловит.

Правила : бежать по окончании произнесения слов; водящий ловит до установленного места.

Мыши и кот.

Дети - мышки на одной стороне площадки, кот - воспитатель -на другой. Кот засыпает, мышки бегают по площадке. Кот просыпается, мяукает и начинает ловить мышей. Они убегают. Когда игра усвоена, роль кота исполняет ребенок.

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть который час.

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Побежали мышки вон!

Усложнение : мышки подлезают под натянутой веревкой.

У медведя во бору.

Играющие располагаются на одной стороне площадки, на другой стороне - медведь (ребенок) . Дети идут к нему и говорят :

«У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь рычит,

Он на нас сердит».

После этого медведь бежит за играющими, а те убегают от него в дом.

Правила : доходить до берлоги медведя, не отставать; убегать по окончании слов.

Быстрей к своему листу.

Дети распределяются на две подгруппы. В них каждый ребенок берет по одному одинаковому листу. Например, в одной подгруппе листья клена, в другой - березы. Подгруппы встают на противоположных сторонах площадки (на расстоянии примерно 10 м) . Воспитатель с двумя листьями в руках стоит посередине ее. Он поднимает лист и называет его. К нему подбегают дети с таким же листочком, кружатся на месте и возвращаются обратно. Затем подбегает следующая подгруппа.

Правила : бежать только по сигналу; находить свободное место для бега.

Быстро возьми предмет.

Дети идут, затем бегут по кругу, образованному положенными на площадке предметами (кубиками, шишками, камешками, которых должно быть на 1-2 меньше, чем играющих. На сигнал «бери» дети быстро останавливаются у предмета и поднимают его вверх. Тому, кто не успел, воспитатель говорит (называя имя ребенка) : «Таня, Таня, не зевай, быстро кубик поднимай!»

Куры в огороде.

Посередине площадки шнурами ограничивается небольшое пространство - огород. С одной стороны его - дом сторожа, с другой - курятник, в нем куры - дети. Роль сторожа выполняет воспитатель или один из детей . По сигналу «куры гуляют» дети подлезают под шнуры и ходят в огороде, ищут корм, бегают. Сторож замечает кур и гонит их - хлопает в ладоши, приговаривая «кыш, кыш» . Куры убегают - подлезают под шнуром и прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой.

Найди свой домик.

Каждый ребенок выбирает себе домик. Это может быть плоский обруч, пенек, фанерка, начерченный на земле кружок. По сигналу дети выбегают на площадку и бегают в разных направлениях. На сигнал «найди свой домик» занимают домики.

Правила : бегать легко, в разных направлениях, не наталкиваясь; не подбегать к домику до сигнала.

Не отдам!

Дети стоят по кругу ноги врозь, между ног лежит палочка, шишка, снежок, листок. Воспитатель в центре. Он делает вид, что пытается взять предмет, приближаясь по очереди то к одному, то к другому ребенку. Каждый прыжком соединяет ноги вместе и говорит : «Не отдам!»

Правила : прыжком соединять ноги вместе впереди предмета и снова прыжком поставить ноги врозь; прыгает только тот, к кому приближается воспитатель.

Дети стоят шеренгой, воспитатель напротив на расстоянии 15-20 шагов. Педагог произносит текст потешки, дети, приближаясь, выполняют соответствующие движения.

«Ножки, ножки бежали Бегут.

по дорожке. Прыгают на двух ногах вперед.

Бежали лесочком Бегут.

Прыгали по кочкам. Прыгают на двух ногах

Прибежали на лужок, на месте и останавливаются.

Потеряли сапожок. Все бегут назад к исходной

Нашли сапожок». линии.

Правила : ритмично, легко прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, и на месте.

Прыгай к флажку!

На одной стороне площадки 5-6 детей . На противоположной на расстоянии 2,5-3 м лежат 5-6 флажков. Воспитатель и остальные дети говорят слова, вызванные дети прыгают

«Прыг-скок, прыг-скок, Вот он, твой флажок» .

С окончанием слов малыши поднимают флажки вверх, машут ими, кладут и идут обратно. Выходят следующие 5-6 детей .

Правила : продвигаться к флажку прыжками на двух ногах, бежать нельзя; в прыжках соблюдать направление, брать свой флажок; выигрывает поднявший флажок первым.

Птички в гнездышках.

На площадке раскладываются плоские обручи (из фанеры, картона или сделанные из гибкого прута, веревки, в каждый встает ребенок. «Поднялось солнышко, вылетели птички из гнезд» ,- говорит воспитатель. Дети выпрыгивают из обручей и разбегаются по площадке. «Вечер насту-пил. Птички, домой!» - Каждый быстро занимает обруч.

Правила : по сигналу выпрыгивать на двух ногах; задевший обруч остается в нем до следующего повторения игры ; после бега можно занимать любой обруч.

Усложнение : прибежав к обручу, надо остановиться и впрыгнуть в него толчком двух ног; сделать обручи побольше, в каждом - два птенчика.

Играющие - лягушки. Они выполняют движения в соответствии с текстом.

«Вот лягушки по дорожке Прыгают вперед на двух ногах.

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Скачут, вытянувши ножки,

Вот из лужицы на кочку, Влезают на бревна, пеньки,

Да за мушкою вприскочку скамейки, кубика.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Да за мушкою вприскочку.

Есть им больше неохота, Спрыгивают вниз.

Прыг опять в свое болото».

Правила : выполнять прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами; спрыгивать мягко; уметь занять свободное место на бревне или пеньке.

Игры, в которыенаши воспитатели играют с детьмив детском саду, не требуют большой наглядности, а картинки, книжки, журнальные вырезки найдутся в каждом доме.

Поэтому, мы вам, уважаемые родители, предлагаем создать дома свою «лекотеку» - игры и упражнения, в которые можно играть с ребенком всюду, дома, на прогулке, предложить их в гостях – детской или взрослой аудитории.

Вот эти игры предназначены малышам от 3 до 4 лет:

«Хорошо – плохо»

Игра должна стать повседневной для каждой семьи, т.к. она постепенно, без напряжения учит ребёнка видеть противоречия в мире природы: зимой -хорошо – можно кататься на санках, но зимой- плохо – холодно; снег – хорошо – можно слепить снежную бабу, но снег – плохо – от снега мёрзнуть пальцы и т.д. (и так, о любом природном явлении или объекте, доступном пониманию малыша).

«Волшебник Оживлялка»

Волшебник Оживлялка может рассказать ребёнку от имени дерева или цветка, или травинки о его жизни, - что любит дерево или цветок, чего боится, чем он помогает людям.

«Волшебная дорожка»

Нарисуйте на песке или на листке дорожку, разделив её на три части, и рассмотрите с её помощью любой живой объект, растение: маленькое дерево (с тоненьким стволом) – молодое дерево (ствол не очень толстый) – старое высокое дерево (с толстым стволом). Животное: маленький котёнок -котёнок побольше - взрослый кот. Цветок: бутон у розы – роза расцвела – роза завяла.

«Части – целое»

Взрослый называет части, а малыш узнаёт загаданный объект:

- Мягкие лапки, пушистая шёрстка, хвостик.

- Это лиса.

- Похоже, но я загадала не лису. Скажу ещё, что это животное любит молоко.

- Это кошка.

Взрослый:

- А ещё! Сам большой, уши большие, хобот – нос длинный…

- Это слон.

Второй вариант игры – взрослый и ребёнок меняются ролями: ребёнок называет части, а взрослый – целое. При этом желательно, чтобы взрослый не сразу догадался о ком идёт речь, провоцируя ребёнка назвать как можно больше его характерных признаков, повадок.

«Почемучка»

Взрослый на первом этапе объясняет причину и следствие. Например, если собаке положить ладошку в пасть, она может укусить? Зимой нельзя есть снег и сосульки – заболит горло. Без панамки нельзя ходить в жару – будет болеть голова и т.д.

На втором этапе взрослый приглашает к этому действию малыша; при этом он не может назвать следствия, а у ребёнка спросить причину. Например, собака укусит, если… (её дразнить, совать ладошку в пасть – отвечает ребёнок)

«На что похоже?»

Яблоко такое же круглое, как …(как мячик, как апельсин…). Лук такой же горький, как…(лекарство, как горчица, как перец…). Морковь такая же оранжевая, как…(апельсин, рыжие волосы, шуба у лисы…).

«Кто такой же?»

- У кошечки шерсть, какая? (Мягкая, пушистая).

- А у кого такая же? (У зайчика, у лисички, у пуделя, у игрушечного мишки).

- Кто ещё кусается как собачка?

- Кто ещё любит молоко как кашка?

- Кто ещё маленький как воробышек?

Как вариант игры - можно сравнить два похожих по внешним признакам животных и найти не только сходство, но и их отличие. Например: рассмотрев на картине волка, лису, можно отметить, что у них обоих острые мордочки и зубы, длинные хвосты, и оба они любят, есть зайцев, мелких зверушек в лесу. Но у лисы шубка рыжая, а у волка серая.

«Найди друзей»

Расширяет словарный запас за счёт описательных прилагательных, характеризующих природные объекты. Упражняет в подборе словосочетаний: колючий ёжик – колючая ёлка; зелёный листок – зелёная лягушка, зелёный кузнечик, зелёный огурец и т.д.

Колючий – ёжик, ёлка, иголка.

Зелёный – листок, лягушка, кузнечик, огурец.

Круглый – мячик, солнце, яблоко, воздушный шар.

Холодный – снег, лёд, мороженое.

«Угадай, кто я?»

Взрослый имитирует движения, жесты, голос различных животных, но только тех, кого ребёнок в состоянии узнать (собака, кошка, волк, лошадь, поросёнок, корова, петух, гусь и др.)

На втором этапе необходимо побуждать малыша самого к подобной имитации, а взрослый обязательно поощряет и подыгрывает ему.

«Фотоальбом»

Пользуясь тем, что малыши часто любят рассматривать фотографии, превратите это занятие в ненавязчивое обучение в форме игры.

1 вариант. Для того чтобы проследить генетическую линию какого-либо члена семьи. Вместе с ребёнком разложите фотографии от младенческих, детских до взрослых, а может быть, даже до старческого возраста, обязательно при этом отмечая, как менялся изучаемый человек с возрастом. Затем, перемешайте фотографии и предложите ребёнку попытаться выложить их в той же последовательности, но самостоятельно.

2 вариант. По ходу рассматривания фотографий членов семьи обязательно называйте, кем он ребёнку доводится (бабушка, дедушка, дядя, тётя).

3 вариант. Выкладывая фотографии членов семьи в различном порядке каждый раз вместе с ребёнком называйте их функции:

- Мама что обычно делает?

-Учит детей в школе, стирает, гладит, варит еду…

- Папа что делает?

- Делает машины на заводе, ремонтирует игрушки, смотрит телевизор…

- Брат что делает?

- Ходит в школу, делает уроки, играет, помогает маме…

4 вариант. Уточните, где сделан снимок…

- Видишь, это мы во дворе, а это в лесу, а это на речке, а это бабушки дома…

«Что для чего?»

Взрослый:

- Где у тебя ротик? А для чего тебе нужен ротик?

- Чтобы кушать, пить сок, грызть орешки, откусывать что-нибудь, разговаривать.

- А ещё он тебе помогает петь. А ещё?

- А ещё плакать, кричать, смеяться.

И так про глаза, уши, нос, руки, ноги, живот.

«Угадай, какое настроение»

Взрослый показывает ребёнку фотографии его самого, где он смеётся, плачет, задумчиво смотрит, хитро улыбается, сердится и называет эти состояния сначала в форме глагола (ты здесь плачешь, смеёшься, грустишь, радуешься…), а затем в форме прилагательного (ты здесь грустный, весёлый, задумчивый, хитрый…)

Далее взрослый предлагает рассмотреть книги с иллюстрациями, на которых изображены животные (злой тигр, волк; испуганный заяц, хитрая лиса, весёлый щенок…) и предлагает назвать их настроение в глагольной форме (волк сердится, злится).

После взрослый предлагает ребёнку: «Давай покажем, как мы радуемся, сердимся, грустим», - и побуждает ребёнка к мимическому воспроизведению эмоций.

«Волшебные очки»

1 вариант. Страунинг А.М. - формирует у ребёнка способность различать предметы по форме; - развивает внимание, способность к анализу и синтезу. Вы предлагаете ребёнку «одеть» очки определённой формы – круглой, квадратной, треугольной. При этом требуется найти и назвать вокруг себя предметы такой же формы.

2 вариант. Железнова С.В. – вырезать из цветного картона красные, зелёные, жёлтые очки; -упражнять ребёнка в на хождении предметов основных 4-х цветов. Одевая очки разного цвета, нужно вначале вместе с ребёнком, а затем самостоятельно находить предметы такого же цвета, какие в данный момент одеты очки.

«Что такое же?»

Развивает способность к аналитико-синтетической деятельности; - обогащает словарь прилагательными.) Взрослый берёт любой предмет, определяет одно или несколько свойств предмета (поочерёдно) и вместе с ребёнком сначала находить подобный по заданному свойству объект.

Взрослый:

- У меня лимон, он жёлтый. Давай найдём с тобой ещё что-нибудь жёлтое (яблоко, шарик, кубик, платьице у куклы, карандаш).

- А теперь найдём что-нибудь мягкое, такое же на ощупь, как плюшевый мишка…

«Что умеет делать?»

1 этап. Взрослый называет ребёнку предмет (обязательно показывая на него или на картинку с его изображением) и спрашивает, что он умеет делать. Например,

- Вот машина. Что она умеет делать?

- Ездить, сигналить, возить, рычать…

- Карандаши. Что они умеют делать?

- Рисовать, делать дырку в бумаге…

2 этап. Ребёнок сам называет предметы и определяет их функцию. Необходимо помимо основной функции предмета назвать и дополнительную (возможно в шутку).

Игра является чрезвычайно значимым способом привлечения ребенка к двигательным действиям.

Подвижные игры для детей 3-4 лет не похожи на те, что предназначены для более младших ребят. Малыши третьего года стали не только динамичнее, но и сильнее. Миссия родителей и воспитателей заключается в поддержке стремления детей энергично двигаться в игре, в организации условий для полноценных занятий подвижными играми. Игра у трехлетних малышей является важнейшим занятием: в игре происходит их формирование и становление личности. Но сами дети пока еще не могут придумать игру, поэтому им необходима поддержка взрослых.

Режим малыша должен составляться взрослыми таким образом, чтобы уделялось не меньше часа самостоятельным движениям ребенка (беганью, прыганью) и столько же времени со взрослыми. Необходимо в процессе игр внимательно наблюдать за состоянием малыша и его настроением. Желательно проводить такие развлечения на свежем воздухе: на прогулке происходит динамичное становление физической эволюции малыша.

Использование подвижных игр формирует ценные умения, воспитывает ребенка интеллектуально, нравственно и физически, позитивно воздействует на семейный микроклимат. Проводить время на прогулке малютка должен с интересом и пользой. Физические упражнения и подвижные игры для детей 3 лет способствуют укреплению организма, повышению иммунитета, тормозят развитие множества недугов.

Значение формирования двигательных умений у малышей

Подвижные игры – это часть процесса физического воспитания дошкольников, в котором решается целый комплекс задач по становлению умения двигаться, следить за правильной осанкой. Вследствие податливости нервной системы, младшие дошкольники без труда осваивают любые виды передвижений:

  • ползание;
  • ходьбу;
  • прыжки.

Безошибочное проведение занятий и тренировок помогает продуктивно развивать мускулатуру и иные системы малышей. Усвоенные опыт и сноровка в двигательных навыках помогают экономно тратить силы ребенка: на легкое, без затруднения выполненное упражнение, уходит гораздо меньше нервной и физической энергии, что позволяет совершать больше повторов, тем самым оказывать более благотворное воздействие на все органы ребенка. Используя надежно развитые двигательные умения, можно уже уделять внимание осмыслению проблем, созданных неожиданно в процессе игры. Например, малыш, уверенно научившийся прыжкам в длину с разбега, уже не думает в игре с волком и охотником, какой ногой отталкиваться, а ищет оптимальный способ спасения от волка.

Подвижные игры, заложившие основу физического развития ребенка в раннем детстве, позволяют совершенствовать их в дальнейшем, и завоевывать высокие спортивные результаты. Большинство знаменитых спортсменов начинали регулярные занятия в этом возрасте.

Одновременно с освоением умения двигаться, самым младшим детям следует учиться другим физическим способностям: проворству, резвости, эластичности, подвижности, неутомимости, поддержанию баланса. Эти характеристики взаимосвязаны между собой, ими обусловлены многие виды действий ребенка. Например, крепость, резвость и ловкость позволяют увеличить длину и степень высоты подпрыгивания. Выносливость помогает ребенку без устали заниматься тренировками, перемещаться на долгие дистанции.

Воспитательные цели подвижных игр

Подвижные игры имеют огромный потенциал не только физического развития малышей, но и используются в их нравственном, интеллектуальном, эстетическом и трудовом воспитании. Во время игр и выполнения других физических упражнений возникают ситуации, благоприятные для становления позитивных черт характера и этических свойств:

  • честности;
  • справедливости;
  • коммуникабельности;
  • чувства локтя.

У многих ребят проявляются волевые особенности характера:

  • храбрость;
  • самостоятельность;
  • упорство.

Правильно организованные подвижные игры для малышей 3-4 лет помогают созданию благоприятных условий для функционирования всего организма, в том числе нервной системы, вследствие чего малыш лучше воспринимает и запоминает сведения не только о процессе игры и ее условиях, но и об окружающем мире. Все, что он видел вокруг – животные, птицы, насекомые, растения, природные и погодные явления – оставляют в его воспоминаниях яркое впечатление. Это способствует развитию психологических алгоритмов:

  • пониманию;
  • вниманию;
  • представлению;
  • творческой фантазии;
  • речи.

Дети учатся:

  • наблюдать;
  • сравнивать;
  • анализировать;
  • обобщать.

При проведении подвижных игр для 3-4 летних детей очень важно обращать внимание на создание позитивных эмоций, бодрого, жизнерадостного настроения и на способность оперативно исправлять негативные переживания. Необходимость эта обусловлена благоприятным влиянием положительных чувств на все органы и системы ребенка.

Двигательная активность малышей в подвижных играх воспитывает способность восприятия, верного понимания и точного оценивания красоты, грации, элегантности, экспрессии движений и осанки, колоритности костюмов и всей атмосферы проведения игры, которая не допустит грубого поведения.

Использование игр в детском саду

Занятия младшей группы ДОУ предусматривают формирование таких видов движения, как ходьба, бег, ползанье, метание, катание, прыжки. Все действия происходят в коллективе.

Обычно малыши этого возраста стараются находиться рядом со взрослым, прислушиваются к его словам, им доставляет удовольствие выполнение доступных нетрудных заданий и поручений. Однако пока еще у самих не получается найти свое положение, чтобы выполнить нужное движение. Поэтому перед началом занятий надо использовать самые легкие построения, ориентированные на разные пособия или предметы обстановки. Свободный порядок построения благоприятнее и комфортнее всего для подвижных игр.

Взрослый помогает малышам в их построениях и перестроениях, учит, как нужно встать, чтобы не мешать друг другу, строит их. Шаг за шагом они усваивают передвижение колонной. Для обучения ребят соблюдению расстояния, между ними в качестве ориентиров применяют заранее разложенные игрушки и предметы обстановки.

Обычно воспитателю приходится коротко разъяснять игровые задания всей группе, выполнять задания вместе с детьми, а дальше рекомендуется обратить внимание на каждого ребенка. Индивидуальный подход требуется многим малышам, отличающимся гипервозбудимостью, скорой усталостью от однообразных движений, неспособностью беспрерывно ходить и бегать, утомляющимся долгим ожиданием сигнала к игре. Повышенное внимание необходимо малоподвижным, ослабленным, стеснительным деткам, отстающим физически. Такие ребята обычно бывают боязливыми, пассивными, принимают участие в игре лениво, апатично. Но если им понравится интересное задание, они с удовольствием включаются в игру, изменяя при этом качество своих движений.

Поначалу новенькие, нерешительные, закомплексованные, могут отказываться от выполнения предложенных действий, но с интересом наблюдают за действиями других детей или воспитателя. При повторе, ставших привычными игр, они поэтапно включаются в движение, при условии обращения к нему взрослого и его поощрении и помощи. Когда застенчивые дети стесняеются выполнять упражнение, воспитатель дает то же задание другому малышу, что поможет крохе справиться с робостью.

Воспитатель должен использовать весь потенциал для того, чтобы польза от игры была максимальной, а она получается, если правильно чередовать движение и передышки. Отдых может быть пассивный и активный, когда нагрузку принимают на себя мускулы, не участвовавшие в прошлых упражнениях, осуществляя при этом смену мышечной активности. Например, подвижная игра, основанная на беге, сменяется ходьбой по скамеечке или метанием мяча. С помощью активного отдыха увеличивается продолжительность занятий, сокращаются интервалы между различными способами передвижения.

Ключевые типы движений

Большинство подвижных игр для детей 2-3 лет основано на этом простом движении, которое ими еще пока не до конца освоены, вследствие недостаточных двигательных умений. Чтобы скорректировать слабые стороны детской ходьбы, проводят специальные игровые упражнения с заданием идти невесомо, как кошки или бесшумно, как мыши. Чтобы ребята перестали шаркать ножками, следует их тренировать переступать через различные предметы и игрушки типа кубиков или кеглей.

Игры с использованием ходьбы и бега для малышей 2-3- лет часто проводятся в музыкальном сопровождении, что помогает развивать чувство размеренности, координировать темп и согласованность движений.

Ходьба является составной частью всех занятий и подвижных игр. Она развивает ориентирование в окружающем мире, быструю реакцию на сигналы. Примером такой игры может быть задание идти в одну сторону, а услышав звуковой сигнал, остановиться, и повернуть в другую; шагать вокруг игрушек или мебели, не дотрагиваясь до них, не задевая друг друга.

В течение третьего года особенности детской ходьбы качественно меняются, увеличивается ее скорость.

Один из ключевых видов движения младших дошкольников – это бег. Сложение любящих бегать детей пропорциональное, правильнее сформирована стопа. Активность мышц в процессе бега увеличивает частоту сокращений сердца и позитивно действует на весь организм. В этом возрасте бег меняется, становясь легче, изящнее. На такие изменения влияет не только возраст и личностное своеобразие детей, но огромную роль играют систематические занятия бегом и использование его при проведении подвижных игр, в которых малыши бегают естественнее. Координируют движения малыши в игре тоже гораздо успешнее.

Музыкальным сопровождением, применяемым в подвижных играх для детей 3 лет, можно изменять темп, ускорять его или замедлять. Воспитатели часто используют некие образы для того, чтобы задавать скорость бега, например, сравнивая движение с ездой на автомобиле: сначала быстрее, потом медленнее. На занятиях рационально устраивать бег синхронно всей группой и чередовать его с ходьбой. Взрослый обычно помогает определить верное направление, чтобы дети не сталкивались, особенно это касается подвижной игры, в которой движения взаимосвязаны с эмоциональностью детей.

  • Прыжки

Этот вид движений является важным показателем физподготовки ребятишек: это их любимый вид игры и занятий. Надо обучить их делать это правильно, потому что прыганье предписывает согласованность и ритмичность работы всей мускулатуры, и четкость координации движения. Учить начинают с подскоков на одном месте, прыжков вперед и спрыгивания с высоты, которые необходимо контролировать индивидуально, потому что оно связано с большой нагрузкой, и на начальном этапе малышу следует оказывать помощь. Прыжковые движения формируются параллельно с развитием бега, помогая улучшать ловкость, выносливость, силу, координацию движений.

Словесные указания в процессе обучения, детьми понимаются успешно. Обычно проводят занятия одновременно со всеми ребятами, которым разрешается выполнять упражнения в свободном темпе. Четкие задания дают в форме игры или в виде подражания: предлагают прыгать через такие предметы, как лента, ручей, канава, скакать, как зайчик, как белочка. Такие игры не вызывают трудностей у малышей, которые воспринимают их с интересом и воодушевлением.

  • Ползанье и лазание

Этот вид движения тоже доставляет ребятам огромное удовольствие. Делают они это быстро, уверенно и ловко. Большая часть детей делает это упражнение правильно, а неверные движения исправляет воспитатель, показывая своим примером, как следует это выполнять. Желание малышей ползать, необходимо поощрять, потому что его считают корректирующим занятием, уменьшающим нагрузку на позвоночник.

Лазание получается далеко не у всех детей: скорость невысокая, а многие ребята не умеют согласовывать движения рук и ног. Выполняется упражнение индивидуально: взрослый должен подбадривать ребенка и обеспечивать надежную подстраховку, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и не упал, отпустив руки от перекладины.

  • Бросание, ловля, катание

Этими движениями дети на третьем году тоже еще пока плохо владеют, но у них есть великое желание что-то метать и перекатывать. Такие упражнения обладают ценностью для укрепления мускулатуры ребят, формируют согласованность движений и глазомер. Легче всего дается малышам бросание. Правильность навыка метания можно выработать при упражнении обеих рук, несмотря на то, что малыши предпочитают делать это самой сильной рукой. Задание взрослого постараться забросить мячик по возможности дальше, стимулирует ребятишек к выполнению более энергичных движений. Обычно их интересует сам процесс броска и его многократное повторение, а только потом уже результат.

Систематически тренируясь и чередуя метание на расстояние, меняя при этом руку, разнообразя задания, создают условия для повтора различных вариантов и усвоения всевозможных способов метания. В подвижных играх дети получают задания с дополнительной нагрузкой: побежать за своим мячом и принести его обратно или катить его, проползти за ним под натянутой веревкой.

Если воспитатель дает задание перекатить мяч, то он сначала сажает ребят полукругом, и начинает перекатывать его каждому по отдельности, показывает, как следует отталкивать мяч от себя с помощью ладошек и пальчиков. Обучение ловле мяча имеет свои нюансы. Малыш в 3 года, в силу своих физиологических особенностей, может поймать мяч исключительно после точного броска с маленького расстояния, когда предмет сам попадает ему в руки. Поэтому главное внимание в младшей группе уделяется бросанию на дальность, а метание в цель и ловля мяча используется довольно редко.

Процесс осуществления подвижных игр

Занятия с ребятами 3 лет начинают с использования игровых упражнений, когда малыши только овладевают непривычными для них движениями. Эти задания не имеют фабулы и канонов, однако, включают практически все типы необходимых движений. Поначалу можно использовать повтор игровых заданий для самых маленьких, постепенно переходя к более сложным тренировкам. Создавая подходящие требования для частых повторов движений, малыш все равно поступает соответственно своим возможностям и навыкам. Сочетая, чередуя и дополняя задания игры, в занятия для детей 2-3 лет вносятся подвижные игры с сюжетом.

В эти годы у ребят возникают неизменные игровые потребности, появляется способность соблюдать простые правила. Понемножку им становятся доступны игры, предписывающие наличие выдержки, со сменой видов действий, достаточно скорой реакцией на сигналы.

С помощью подвижных игр можно ликвидировать замкнутость, застенчивость, научить детей слушанию и пониманию слов взрослых, действовать по команде. Ребята уже умеют отличать выражения лиц и нюансы голоса взрослого, вот почему рекомендуется поддерживать отношения с малютками в непринужденном и доброжелательном духе, чтобы их стремление к копированию помогли привлечь к инициативности в играх.

Увлекательные, энергичные и динамичные занятия доставляют малышам веселье и удовольствие. Посильность их оказывает позитивное воздействие на состояние, позволяет освобождаться от психической и интеллектуальной усталости. Концентрируя силу детей, подвижные игры для малышей 2-3 лет насыщают их выразительными переживаниями, не позволяя проявиться чувству усталости, увеличивая выносливость.

Организация действий детей в подвижных играх

В силу того, что у малышей пока еще не хватает знаний, опыта и сноровки, а сосредоточенность минимальная и неустойчивая, сюжеты для занятий должны быть простыми, а понятия, которыми оперирует воспитатель, известными и привычными, например, домик, машинка, солнце, собака, самолетик. Многие игровые упражнения направлены на повтор усвоенных движений (прыжков, подскоков, бега), которые чередуются в разном порядке, тем самым создавая многообразие, в то же время закрепление и совершенствование движений.

Заметные недостатки (семенящие шаги, согнутые конечности, несогласованные движения), хорошо видимые в процессе специального занятия, гораздо меньше проявляются во время игры, когда малыш больше обращает внимание на сюжет и требования.

Ясная фабула и комбинирование разнообразных типов моторики с кратким покоем, создавая бодрость и жизнерадостность, увлекая ребят, помогают совершенствовать их движения. Созданные для всех без исключения равноценные условия, характерны для игровых занятий в младшей группе. Дополнительную роль сначала играет сам воспитатель, например, кошку, автомобиль или сторожа в играх про кошку и мышей, воробышков и машину, курочек в огороде, и только после полной отработки уже передает ребенку.

Взрослый должен подсказывать порядок игры, показать все элементы, например, как летает воробей, расправив крылышки, как улетают птицы при появлении автомобиля. Следует напомнить малюткам значение сигналов, дающих знак о начале или окончании деятельности. Это могут быть зрительные (флажок определенного цвета или ленты), а также слуховые: слова, хлопки в ладоши, музыкальный фрагмент, удар по барабану.

Подвижные игры проводятся в дошкольном учреждении ежедневно на занятиях физической культуры, на прогулке в разные сезоны: летом, весной, зимой и осенью. Участвуя в самом процессе игры и показывая основные движения детям, педагог повышает их заинтересованность, которая, в свою очередь, стимулирует освоение ими новых типов движения и совершенствование знаний о мире.

В играх дети запоминают значения новых слов, тренируя память, их коммуникация с воспитателем становится непосредственнее: они сами частенько предлагают поиграть, проявляя самостоятельность и активность. Отдельную заботу педагог должен уделять обучению соблюдению правил, не забывая о технике безопасности.