История развития татуировок. История татуировки

Татуировками сегодня уже никого не удивишь. Однако они по-прежнему вызывают смешанные чувства. Что о них только ни говорят! Мы расскажем самое интересное.

Украшать свое тело перманентными изображениями люди начали более 4 тысяч лет назад, о чем свидетельствуют раскопки египетских пирамид. Однако использовалась татуировка и раньше – в первобытном обществе для обозначения племени, рода, социальной принадлежности, а также в качестве тотемного оберега. Первые официальные источники о татуировках описывали рисунки Полинезии, отсюда и название, «тату» - от слова «тату», что обозначает «рисунок». Джеймс Кук указал на существование татуировок в кругосветных заметках 1773 года. Примечательно, что в Европе татуировка существовала и до этого момента, но не имела признанного наименования и широкого распространения. Кстати, в России первым известным ценителем тату бы дядя Льва Толстого Федор Толстой-Американец.

Татуировки на Руси

Арабский дипломат Ибн-Фадлан в сообщении 921-922 гг. писал о русах «И от края ногтя (ногтей) кого-либо из них (русов) до его шеи (имеется) собрание деревьев и изображений (вещей, людей?) и тому подобного...». Правда, его «русы» - скорее скандинавы. Примечательно, что татуировки на Руси чаще носили женщины. На их тела наносили изображения оберегов.

Корни русской татуировки уходят в языческие времена, когда нанесение рисунка на тело было своего рода ритуалом и неотъемлемой частью магических обрядов. После образования Киевской Руси татуировка потеряла свой первоначальный смысл, а с момента Крещения и вовсе была запрещена как атрибут языческой веры. Лишь во времена Петра I искусство татуировки стало возрождаться как художественная практика.

Японские гейши


Изначально татуировка японской гейши выполняла практическую функцию - обход запрета оголенного тела. Витиеватые узоры создавали иллюзию покрытия тканью с разноцветными рисунками. "Оголенными" оставались лишь ладони, лицо, шея и ступни. Особой разновидностью японских татуировок были какуси-боро, созданные посредством втирания в надрезы рисовой пудры. Такие татуировки проявлялись на разгоряченном теле, в то время как в обычном состоянии и при нормальной температуре были едва заметны. Кроме того, татуировка гейши могла быть одним из пяти доказательств любви (четыре других - обрезание волос, ногтей, написание клятвы о любви и верности и даже отрезание мизинца).

Известные татуированные


Вопреки мнению о татуировке, как атрибуте субкультуры, рисунками свое тело украшали многие известные личности. У императора Николая II на груди красовались меч и дракон, в дальнейшем к ним добавилось имя супруги. Уинстон Черчилль носил на теле рисунок якоря, а его мать набила изображение узкого браслета на запястье, который можно было скрыть за более массивным аксессуаром. У Теодора Рузвельта, 26-го президента США, на груди и вовсе была большая татуировка с изображением семейного герба (на фото).

А вот у нашего современника, Иосифа Кобзона, на плече синими чернилами некогда было выведено «Не забуду мать родную», позже артист избавился от этой надписи. По неподтвержденным данным, татуировки красовались на телах Альберта Эйнштейна, Екатерины II, Петра I и Иосифа Сталина.

Самые татуированные

На настоящий момент в мире зафиксированы несколько случаев фанатичного украшения тела татуировками. Самым известным фанатом тату признан австралиец Лаки Даймонд Рич, который потратил около 1000 часов на покрытие своего тела татуировками (на фото).

Рик Дженест, он же человек-зомби, выдержал 24-часовой сеанс нанесения рисунков на тело. Денис Авнер, человек-кот, пошел еще дальше, помимо татуировок "украсив" тело и лицо пирсингом и множественными имплантами. Среди приверженцев перевоплощений также отметились человек-леопард Том Леппард, человек-ящерица Эрик Спраг и человек-зебра Хорас Ридлер. А самой татуированной леди считают Джулию Гнусе, причем женщина начала покрывать свое тело рисунками не из прихоти, а из-за редкого кожного заболевания, которое травмировало кожные покровы, оставив шрамы по всему телу Джулии.

Татуировка и церковь


Сведения о негативном отношении христианской церкви к татуировке не всегда правдивы. Например, принимая в свою религию туземцев, католики наносили на их тела изображения крестов. Считалось, что, имея татуировку, человек уже не сможет перейти в другую веру. Католическая церковь не только не запрещает, но и способствует нанесению религиозных татуировок с церковным уклоном - на данный момент в мире насчитывается около ста официально зарегистрированных ассоциаций, где вы можете сделать церковную татуировку и даже освятить её сразу после нанесения. Православная церковь все же классифицирует татуировку как уход в язычество и относится к такого рода украшениям негативно. Если тело - храм Божий, то надписи и рисунки на нем могут трактоваться как глумление.

Магнитно резонансная томография


Часто приходится слышать о том, что МРТ противопоказана при наличии татуировки на теле. Это актуально в случае использования чернил с содержанием ферментов металла. Дело в том, что магнитные лучи томографа притягивают частицы металла в краске, что вызывает неприятные болезненные ощущения. К тому же эти частицы способны спровоцировать искажение артефактов и повлиять на результаты сканирования.

В современных салонах краску с металлическими ферментами используют крайне редко. Если вашей татуировке более 20 лет, то частицы металлов в ней уже отсутствуют. Но если есть сомнения и опасения, выбирайте альтернативу - ультразвуковое исследование или компьютерную томографию. Их советуют пациентам при наличии металлических имплантантов или кардиостимуляторов.

Спонсорские татуировки


Этот маркетинговый ход распространился относительно недавно - с момента, когда татуировки уже были приняты широкими массами граждан. В 2013 году руководство компании Rapid Realty, занимающейся недвижимостью, предложило своим сотрудникам беспрецедентную сделку - повышение заработной платы на 15% тем, кто осмелится вытатуировать на своем теле логотип фирмы.

Некоторые любители "легкого заработка" зарабатывают на жизнь таким нехитрым способом. Например, боксер-любитель Билли Джибби имеет больше двух десятков татуировок на теле и лице, которые позволяют ему оплачивать счета без дополнительной работы. Кроме логотипа Свободной налоговой службы на теле Билли изображены несколько ссылок на порно-сайты и логотип компании Host Gator.

Татуировка – древнейшее культурное явление, которое берет свое начало еще в первобытные времена. В те далекие годы наши предки активно украшали свое тело символическими рисунками, которые имели особое значение, были элементом устрашения противника, условным обозначением первобытных кланов и прочее.




Многие рисунки тех времен нашли отображение в современном боди-арте, который включает самые разные стилистические направления.

История татуировки в Европе несколько туманна. В каждом языке европейской группы было свое слово, обозначающее нательные рисунки. К примеру, жители Голландии называли тату «рисование методом накалывания». Русское слово «наколка» также имеет вполне однозначный смысл.

В английском языке в отношении тату употреблялось словосочетание, означающее «раскрашенный пунктиром», что намекает на методику нанесения татуировок в те времена.

Открытие нового континента, где местные цивилизации активно использовали нательную живопись для самовыражения и ритуальных практик, дало толчок зарождающейся культуре боди-арт. Изначально слово «татуировка» употреблялось лишь в отношении рисунков, наносимых жителями Таити. После же путешествий мореплавателя Кука термин «тату» разошелся по всей Европе и контрастно отпечатался в культуре того времени.

В середине 19 века термин «татуировка» был впервые применен в научной среде. После этого слово распространилось во всем цивилизованном мире.

На территории современной России татуировки существовали еще во времена древних руссов. Некоторые свидетельства 10 века говорят о том, что наши предки-язычники украшали себя красивыми татуировками. К сожалению, таких свидетельств немного, и сказать, насколько популярны татуировки были в России того времени нельзя. Тем не менее, начало 20 века ознаменовалось возрождением культуры наколок. Такие рисунки были популярны среди матросов – людей, которые как никто другой плотно соприкасались с другими культурами. Также важным толчком к развитию нательного искусства стала криминализация общества того времени, доминирование воровской культуры и другие явления тюремной среды. Во времена советского союза татуировки также можно было встретить среди армейцев.Некоторые наколки имели политическую подоплеку и украшали тела соответствующих деятелей, оппозиционеров и бунтарей.

В наши дни культура тату набирает обороты популярности не только в России, но и по всему миру. Еще десяток лет назад нательный рисунок был уделом неформалов и романтиков. Сегодня же самые разные картинки могут украшать подкачанное тело маркетинг-директора, дизайнера или даже публичного бизнесмена. Причем эти рисунки далеко не всегда маленькие и незаметные.

Надписи, символы, узоры и полноценные картины покрывают сегодня тела самых разных людей из самых разных социальных слоев. Сегодня татуировка стала одним из ярких способов самоидентификации и выражения своего внутреннего мира. Парни с забитыми рукавами и девушки с элегантными узорами на бёдрах разукрасили наш социум своей аутентичностью.


Краски и пигменты

Набивание татуировки – это процесс нанесения краски под кожу специальной машинкой со встроенной иглой. Качество зависит не только от мастерства художника и наличия дорогого оборудования.

Немаловажный фактор – это свойства самой краски.

Краска для тату – это особый пигмент, который при контакте с кожей обретает определенный цвет и сохраняет яркость рисунка. Большой процент представленных на рынке красок для татуировок имеют основу, которая позволяет смешивать разные краски и получать новые оттенки.

Некоторые мастера тату не используют популярные профессиональные краски, предпочитая создавать свои собственные пигменты. Как правило, это происходит тогда, когда художник выставляет высокие требования к чистоте и дисперсности продукта.

В не столь отдаленные времена, когда химия как наука еще развилась недостаточно, для нанесения татуировок использовались краски на основе растительных компонентов. Разумеется, такие пигменты вызывали ряд неприятных последствий, в том числе аллергические реакции. Кроме того, краски того времени быстро выцветали.

Но в наше время всё обстоит совершенно по-другому. Современные краски производятся на высокоточном оборудовании. Продукт проходит тщательную обработку и очистку. Большинство современных красок в своем составе имеют компоненты, которые способствуют ускорению заживления травмированной кожи.

Краски для тату можно распределить по ценовым категориям. Есть доступные, а есть – дорогие. Последние, в основном, представлены продуктами, имеющими в составе микрогранулы хирургического пластика. Татуировка, набитая такими чернилами, сохранит первозданность цвета на долгие годы.

Тем не менее, в последнее время все чаще используются краски на органической основе. Технология минеральных пигментов позволяет сохранить четкость рисунка и минимизировать вероятность того, что татуировка «поплывет». Органические чернила, как правило, используются для микропигментации.

Тату в религиях мира

Мировые религии по-разному трактую такое культурное явление как татуировка. Рассмотрим наиболее интересные факты в этом направлении.

Виды тату

Все татуировки можно глобально разделить на 2 вида – на временные и постоянные. Со вторыми всё понятно – вывести их можно только с помощью особых далеко не самых приятных процедур. Временные же татуировки – это великолепная альтернатива традиционному боди-арту, так как со временем такие рисунки блекнут и вовсе исчезают. О них и поговорим.

Временные тату –выбор для тех, кто еще не готов к более брутальным экспериментам со своим телом. Если вы решили сделать постоянную тату, но еще не определились с местом нанесения или эскизом, то есть смысл задуматься над тем, чтобы нанести временный рисунок. Так вы сможете предварительно оценить, нравится ли вам выбранная картина, надпись или символика. Кроме того, вы на личном опыте прочувствуете, что это такое – иметь татуировку. Если вдруг вам это не понравится – просто сведите временную тату и забудьте об этом. Если же, наоборот, вам понравится, как вы выглядите с временной татуировкой, то можно смело выбирать эскиз для полноценной тату.

Есть несколько способов нанесения временных татуировок. Каждый из них имеет свои преимущества и особенности. Рассмотрим самые популярные:

Кроме того, есть еще ряд методов, позволяющих наносить временные рисунки на тело. В последнее время популярны хрустальные татуировки, переводные рисунки и блеск-тату. Эти экстравагантные способы украшения своего тела пользуются особой популярностью в fashion-индустрии.

Стили тату

Разумеется, боди-арт – это необъятное поле для творчества. Тем не менее, за годы существования культуры татуировок было сформировано несколько ключевых стилей, которые ярко отличаются друг от друга и имеют свои особенности. Вот они:

  • Реализм. Суть его состоит в нанесении рисунков с детальным и реалистичным отображением людей, пейзажей и т.п. Несмотря на стереотип о том, что реализм начал развиваться не так давно, на самом деле такие тату украшали благородные тела еще в 19 веке. Увидеть портрет на плече офицера было нормальным явлением.
  • Ориентал. Уже из названия понятно, что этот стиль переплетается с восточной культурой. Любите татуировки с изображением и ? Вас привлекает тематика гейш и японских ? Или вы хотите украсить свое тело великолепной ? Тогда стиль ориентал вам придется по вкусу.
  • Стиль берет свое начало в первой половине 20 века в США, когда преступные синдикаты активно расширяли сферы своего влияния. Именно тогда татуировки в стиле можно было наблюдать на мужественных торсах бесстрашных мафиози. – весьма специфичный стиль, который популярен как в криминальном мире, так и среди мирного населения.
  • Суть стиля – имитация механической конструкции человеческого тела, спрятанной под кожным покровом. Разорванная мышца, под которой скрываются шестеренки, поршни и подшипники, – классическая татуировка в стиле .
  • Старая школа европейской и американской татуировки берет начало в 19 веке. Популярность стиля то падает, то вновь растет. Неизменные поклонники жанра – любители тяжелой музыки и брутального образа жизни. или адский . Не желаете ли?
  • Пожалуй, самый популярный формат татуировок. Успех этого жанра вполне понятен – татуировки выполняются, как правило, в одном цвете и представляют собой хитрые . По форме могут быть самые разные, но в большинстве случаев имеют линии, схожие с пламенем, кинжалами и сюрикенами. – традиционный формат татуировок в Океании, а также в некоторых африканских племенах. Свидетельства говорят также о том, что подобные тату украшали тела .
  • Треш. Философия этого стиля – увидеть красоту даже в самых ужасных вещах. Яркие краски, спонтанные линии, и их эмоциональная насыщенность – вот ключевые особенности стиля, название которого дословно переводится как «мусор».Даже фото подобных татуировок способно вызвать яркие эмоции у неискушенной публики.
  • Дотворк. Особая техника нанесения татуировки, которая сформировала аутентичный стиль. Дотворк позволяет создавать геометрически сложные рисунки.При этом яркость и контрастность деталей зависит от плотности нанесения точек на конкретный участок кожи.Дотворк – «блюдо» для истинных гурманов боди-арта.
  • Насыщенные и необычные татуировки, которые имеют мужские и женские вариации. На плечах парней и мужчин смотрятся воинственно и агрессивно, что добавляет им шарма. Женский же образ такие тату делают и вовсе брутальным и диким.
  • Нью-скул. Новое веяние в боди-арте, возникшее в 1980-е годы. Новая школа тату была популяризирована по всему миру. Нью-скулу свойственна яркость красок и нетривиальность сюжетов. Часто ко всему этому примешивается психоделика и абстракция.
  • Традишнл. Традиционное направление бодиарта имеет свою историю и особый смысл. Не стоит относиться поверхностно ко всем этим , и . Символизм и сакральный смысл в этих татуировках проявляется особенно ярко. За внешним минимализмом скрывается завершенность композиции и лаконичная мудрость.
  • Блэкворк. Стиль чрезвычайно аутентичный. Узнать его можно по масштабным участкам кожи, буквально залитым черной краской до состояния глянцевой однородной поверхности. Типичный блэкворк – это геометрические фигуры, равномерно залитые черной краской на всех участках. Черный квадрат на спине – распространенный формат тату в стиле блэкворк. При этом тот факт, что татуировка выполнена в черном цвете, еще не означает, что она принадлежит к семейству блэкворк.
  • Нео-традишнл. Стиль несколько отличается от традиционного. Во многом напоминает нью-скул.
  • Этника. Относительно недавно этнические веяния вошли в тренд. Эти татуировки отличаются удивительным многообразием рисунков, интересными сочетаниями цветов и объемностью изображений.
  • Скетч-стайл. Поистине аутентичный стиль,который полностью ломает стереотип о том, что тату должна быть яркой, четкой и утонченной. Скетч-стайл скорее напоминает наброски в молескине, чем изящный эскиз.
  • Акварель. Даже если вы скептично относитесь к культуре тату, стиль способен изменить ваше восприятие нательного искусства.Такие тату предпочитают творческие натуры. Акварель не имеет ничего общего с другими стилями, что делает его особым направлением в искусстве.
  • Хендпоук. Такие татуировки отличаются простотой исполнения. Как правило, тату в стиле хендпоук выглядят забавно и часто неприлично.

Разумеется, мир татуировок не ограничивается только вышеперечисленными стилями. Мастера боди-арта постоянно экспериментируют и создают новые направления в этом нетривиальном искусстве.

Кроме того, многое зависит и от самого художника, ведь некоторые мастера практикуют свой собственный стиль, несравнимый ни с одним из уже существующих.

Нанесение тату

Нанесение тату – это комплексный процесс, состоящий из следующих этапов:

  • Нанесение на кожу антибактериальных средств;
  • Подготовка рабочего места мастера;
  • Нанесение тонкого слоя вазелина на кожу клиента;
  • Нанесение контуров татуировки с помощью машинки;
  • Удаление остатков краски салфеткой или ватным тампоном;
  • Закрашивание татуировки с помощью специальной машинки, отличающейся широкой амплитудой движения иглы;
  • Корректировка цветов и контуров татуировки;
  • Нанесение на кожу антисептического средства, ускоряющего процесс заживления;
  • Заклеивание татуировки специальным пластырем или пленкой во избежание заражения.

Клиент по возвращению домой должен обработать свой «трофей» и следовать режиму ухода за татуировкой. Процесс полного заживления может занять до 10 дней, что стоит учитывать при планировании своего времени на ближайшие пару недель.

Выведение тату

Нередки случаи, когда татуировка теряет свою актуальность и наступает момент, когда от нее хочется избавиться. Сделать это можно множеством способов. К примеру, можно прибегнуть к старому, но очень болезненному способу выведения тату – механическому повреждению разрисованного участка кожи. Этот метод практиковался в советских тюрьмах, где авторитетные преступники заставляли новичков сводить «незаслуженные» наколки с помощью кирпича.

К счастью, сегодня есть более гуманный способ удаления тату. Речь идет о лазерном выведении татуировок. С помощью рубинового лазера можно безболезненно избавиться от нежелательного нательного рисунка.

Принцип работы оборудования очень прост. Пучок лазера направляется на молекулу красителя, которая разбивается на мелкие частички. Эти частички попадают в лимфу, а затем выводятся из организма. Сегодня лазерное удаление тату считается одним из самых безопасных и комфортных способов решения эстетических проблем такого рода.


Уход за тату

Правильный уход за татуировкой – это очень важно, особенно если речь идет о первых днях с момента нанесения рисунка. Мы представим ряд обязательных рекомендаций, которые нужно соблюдать для того, чтобы избежать типичных проблем, таких как инфекция, нарушение целостности рисунка и прочее:

  1. Снимайте повязку после нанесения тату точно по предписанию вашего мастера. Обычно это время составляет от 4 до 12 часов в зависимости от масштабности вашей тату.
  2. В первые дни после нанесения тату промывайте ее теплой водой с мылом без использования спиртосодержащих веществ.
  3. После первой «домашней» промывки нанесите на место рисунка антибактериальное средство, рекомендованное вашим мастером.
  4. Ни в коем случае не сдирайте образующуюся корочку. Дайте коже время для заживления, а корочка отпадет со временем сама.
  5. В первые дни после нанесения тату избегайте попадания на рисунок прямых солнечных лучей. Ультрафиолет может заметно подпортить внешний вид тату.
  6. От употребления алкоголя и других препаратов, повышающих давление, лучше отказаться на этапе заживления тату. Повышение давления может способствовать изменению татуировки за счет выбивания пигмента.
  7. Старайтесь избегать серьезных физических нагрузок в первые недели после нанесения тату.

Помните, что неправильный уход за тату может испортить ее первоначальный внешний вид. Кроме того, занесение инфекции – далеко не самая приятная вещь, поэтому к уходу в домашних условиях стоит подойти серьезно. Вы ведь не хотите, чтобы тонкая работа мастера потеряла яркость и четкость линий?

«За» и «против» нанесения тату

Что означает ваша татуировка? Где вы ее хотите набить? Будет ли она актуальна через несколько лет? Если вы не ответили на эти вопросы, то вам точно стоит задуматься над тем, готовы ли вы к тому, чтобы украсить ваше тело татуировкой. Чтобы быть объективными, мы представим аргументы за и против тату.

Преимущества тату:

Недостатки тату:

  • Тату – это больно, особенно для людей, которым свойственна повышенная чувствительность;
  • Тату многими считается асоциальным украшением, которое точно не сочетается с белым воротничком и деловым костюмом;
  • Тату – это условно навсегда.

Мы рекомендуем тщательно подходить к выбору татуировки, чтобы потом не тратить уйму денег на ее выведение. Подумайте над тем, чего вы ожидаете от рисунка и для чего хотите украсить им свое тело.Только осознанно сделанная татуировка не станет для вас разочарованием в будущем.

В энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона указывается, что слово «татуировка» полинезийского происхождения: «та» - картина, «ату» - дух. «Та-ату», «тату» - картинка-дух.

Русский советский ученый-криминалист М. Н. Гернет утверждал, что слово «татуировка» происходит от имени бога полинезийцев «Тики» – сторожа и защитника, изображаемого с закрытыми глазами, чующего опасность прежде, чем она появится в поле зрения. По преданиям, он якобы и научил людей татуировке.

В истории человечества искусство нанесения несмываемых изображений на тело насчитывает по разным источникам от 4 до 6 тыс. лет. Придерживаемся точки зрения, что данному навыку более 5 тыс. лет. Как подтверждение - наличие татуировки в форме креста и линий на коже мумии «ледяного человека Отци» (Ötzi), обнаруженного в 1991 г. в Тирольских Альпах. Возраст мумии, определенный радиоуглеродным методом, составляет примерно 5300 лет. Наверное, люди накалывали себе изображения и ранее, однако прямых подтверждений этому нет. Ведь татуировка также изменчива, как и человеческая жизнь. Она исчезает вместе с её носителем. Причины возникновения обычая татуировки кроются в глубокой древности, когда от случайно полученных повреждений кожи возникали необычные рубцы, а где-то при попадании в порез золы или растительного красителя на теле оставались изображения, которые, возможно, отличали их носителя как храброго воина и удачливого охотника. При первобытнообщинном строе изображения на теле служат как украшением, так и обозначением рода, племени. Указывают на социальную принадлежность её обладателя, а, быть может, наделяют даже определенной магической силой. Со временем первобытные племена разрастались, объединяясь в организованные общины, и на кожу уже специально наносятся рисунки, имеющие специфическое значение в пределах определенной группы.

Различные виды татуировок практиковались у очень многих светлокожих народов мира. У темнокожих, чаще всего, они заменялись шрамированием. Татуировались как различные племена Европы и Азии, так и индейцы Северной и Южной Америки. Ну и, конечно же, жители Океании.

В истории культуры маори в Новой Зеландии известен обычай, основанный на покрытии специальной татуировкой поверхности лица. Такие татуированные узоры, которые у мужчин покрывали всё лицо, а у женщин – только его части, назывались «моко» и были исполнены посредством надрезания кожи долотом. Эти удивительные хитросплетения узоров служили постоянной боевой раскраской, показателем доблести и общественного положения их обладателей. На просторах Северо-Восточной Сибири, у чукчей, эвенков, якутов, остиаков и тунгусов тоже была известна техника нанесения татуировки на лицо. Она требовала использования иглы и нити (ранее изготавливающейся из сухожилий зверей). Нить окрашивалась в чёрном красителе и вместе с иглой протягивалась под кожей человека согласно предварительно исполненному рисунку. Женщины Айну - аборигены Японских островов, некогда проживавшие и на территории Камчатки, Сахалина и Курил, татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. Татуировка связана и с так называемыми «переходными» обрядами, будь то посвящение юноши в мужчину, или переселение из этой жизни в загробный мир. Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней.

Праславяне для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия.

С распространением христианства в Европе обычай татуировки стал повсеместно осуждаться как составная часть языческих обрядов и процедура, угрожающая спасению души. Однако, официально было разрешено клеймить татуировкой всевозможных преступников. Неудивительно, ведь это был обычай с давними традициями, уходивший своими корнями в эпоху рабства. Следствием такой тесной связи татуировки с преступным миром было возмущение по отношению к этому явлению со стороны других общественных групп, постепенное угасание практики татуирования в последующие века и формирования скверной репутации татуировки среди большинства представителей общественности.

Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры в 18 веке отправлялись в дальние страны обращать в свою веру «дикие» племена, моряки с их кораблей обзаводились там татуировками на память о путешествиях. Капитан Джеймс Кук (James Cook ) внёс наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания, он привез с Таити не только само слово «tattow », но и «Великого Омаи» - сплошь татуированного таитянина, ставшего сенсацией - первой живой тату-галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия привезённых с других континентов «татуированных дикарей». Постепенно мода на аборигенов начинает спадать и уже с середины XIX в., вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы, покрытые узорами местных тату-мастеров.

На исходе девятнадцатого столетия татуировка становится необычайно популярной в Соединенных Штатах Америки. В 1891 г. американец ирландского происхождения Самюэль О"Рейли (Samuel O Reilly ) запатентовал первую в мире электрическую татуировочную машинку. Благодаря введению в практику электромашинки, татуировщик, с одной стороны, облегчал себе работу, делая её менее кропотливой, с другой же значительно ускорял её, достигая большей производительности и, в конечном счёте, получая большие доходы. Появляются салоны художественной татуировки, что позволяет татуировке выйти из зоны, отведённой лишь для посвящённых и привелигированных общественных групп, а обладание подобными украшениями перестало ассоциироваться исключительно с позорящим нанесением клейма. Выполнение художественной татуировки превратилось в бизнес, и в этом огромная заслуга электромашинки для татуирования!

Наступил двадцатый век. Первая мировая война создала особенно благоприятные условия для возникновения настоящей эпидемии татуировки в армиях, сражающихся на различных фронтах. Солдаты воюющих армий большую часть времени проводили в окопах, а во время перерывов между боями, которые иногда были продолжительными, занимались украшательством товарищей по оружию. В таких условиях подавляющее большинство людей, которые, в условиях мирной жизни, быть может, никогда не согласились бы на подобные процедуры, охотно предоставляли свою кожу в распоряжение самодеятельных татуировщиков. Но делалось это, чаще всего, не скуки ради. Причины для подобных процедур на фронте лежат на поверхности. Главной из них могло быть опасение, что повреждение тела, которое вызовет смерть, сделает невозможным идентификацию останков, а в конечном счёте - выполнение последнего религиозного обряда.

В период между войнами появляются новые мастера и тату - салоны в столицах Германии, Англии, Франции, США. Мужчины и женщины из высших слоев общества продолжали, правда, в меньших количествах, наносить себе татуировки на тело, а снижение цен на татуировку обеспечили ей популярность среди низших классов и разрушили ее привлекательность для более богатых людей. Чем больше простых людей наносили себе татуировки в грубой манере, тем меньше становилось эксклюзивных татуировок, которые делала себе элита. Офицеры и представители среднего класса с этих времен перестали наносить татуировки и считали недостойным быть украшенным таким образом.

После прихода в Германии к власти нацистов и введения законов, санкционирующих вмешательство государства во все области жизни, художественная татуировка запрещается как явление, противоречащие ценностям национал-социалистического государства. Этот период принёс общеизвестную практику унижения человеческого достоинства в гитлеровских лагерях, где с целью идентификации татуировали узников. Здесь же сложился ужасный вид коллекционирования галантерейных изделий из татуированной человеческой кожи. Обязательной татуировке подлежали члены преступной организации «SS », у которых на коже выкалывалась группа крови. После второй мировой войны, благодаря этим татуировкам, облегчилась работа международных следственных органов в поисках гитлеровских преступников, принадлежавших к этой организации. Всё это ещё более снизило художественную ценность и популярность тату.

И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 1950-1960-х гг., основным вектором которой был протест, революция, раскрепощение и освобождение от любых норм, татуировка стала одним из важных символов этого освобождения, превратившись в неизменный атрибут субкультур. Постепенно татуировка через рок-музыкантов, фоторепортажи и фильмы про мотобанды легализовалась в медиа. Первым татуированным человеком, попавшим на обложку американского журнала («Rolling Stone», октябрь 1970 ), стал художник и основатель тату - музея Лайл Таттл (Lyle Tuttle) , к тому времени сделавший множество татуировок рок - идолам, в том числе Дженис Джоплин (Janis Joplin ). Так, с новыми реалиями времени зародилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства.

Татуировка в России

Доподлинно пока не известно, как относились к изображением на теле в Киевской Руси и в более поздний период российской государственности. Во всяком случае, документами на это счёт мы не располагаем. Одно, можно утверждать совершенно точно, что воочию русские увидели татуированных людей во время первого кругосветного плавания русских кораблей «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского 1803-06 гг. Среди членов команды оказалась группа «благовоспитанных людей», составляющих свиту Н. П. Резанова, назначенного послом в Японию. Одним из них был гвардейский поручик граф Фёдор Толстой. Толстой был человеком действия, жил безудержными страстями. Он с презрением относился к моральным нормам, принятым в обществе, искал любой повод для дуэли. Во время стоянки у острова Нукагива, относящегося к архипелагу Маркизовых островов, «Надежду» посетил вождь местного племени Танега Кеттонове. Внимание Толстого привлекла татуировка на теле вождя, которое было буквально разрисовано замысловатыми орнаментами, экзотическими животными и птицами. Федор Толстой разыскал и привез на корабль нукагивца, художника-татуировщика, и велел «разрисовать себя с ног до головы». На руках молодого графа были вытатуированы змеи и разные узоры, на груди в кольце сидела птица. Многие члены экипажа последовали примеру Толстого. По причине чрезвычайной болезненности процедуры татуировки (кожу надрезали осколком раковины и заливали едкими соками растений) экипаж был несколько дней нетрудоспособным. Крузенштерн негодовал: срывался график похода, и каждый член команды был на счету. Как сложилась далее жизнь татуированных матросов этого похода - не известно, однако, сам граф Федор Толстой впоследствии в аристократических салонах Петербурга, по просьбе гостей, охотно демонстрировал, вводя в конфуз светских дам, «произведение искусства» безызвестного мастера с далекого острова Нукагива. К концу XIX века русские каторжники, высланные на Сахалин, украшали себя "сахалинскими картинками", установив тем самым традицию татуировки как искусства, связанного самым тесным образом с тюремным бытом. В Иркутской губернии подобная практика возникла в Александровском Централе, одной из центральных каторжных тюрем дореволюционной России.

Тем временем, в столице России в конце XIX - начале XX вв., татуировка становится одним из символов аристократичности: тон моде задаёт императорский двор. Известно, что последний русский император Николай II, будучи ещё цесаревичем во время визита в Японию «приобрел на теле» изображение в виде дракона. Татуирован был и Великий князь Михаил Александрович, по некоторым сведениям, инкогнито он сделал себе тоже татуировку дракона. Мода на нательные рисунки, в основном на восточные японские мотивы, сразу увлекла представителей света и богемы. Уже на рубеже 1906-07 гг. в Санкт-Петербурге в Управление Главного Врачебного Инспектора М.В.Д. рассматривается прошение «О разрешении Е.П. Вахрушеву заниматься татуированием». Был ли после этого открыт первый тату-салон до сих пор остаётся загадкой, никаких документальных подтверждений на этот счёт не обнаружено. Однако наличие этого документа подтверждает интерес и осведомлённость о татуировке среди горожан Петербурга! Но дальнейшее развитие татуировки как вида искусства прекратилось после Октябрьской революции. Тату сразу попадает в разряд буржуазных «пережитков царского режима».

В советский период татуировка подверглась гонению из-за сформировавшейся с конца XIX века до 30-х гг. XX века мощной асоциальной прослойки (т. н. «воровского сообщества») с четкой иерархией и отличительными знаками в виде нательной графики. Кроме воровского жаргона, к традиционным элементам воровской субкультуры относились татуировки, которые содержали информацию о виде криминальной профессии, судимостях и т.д. В период Великой Отечественной Войны в составе штрафных батальонов Красной Армии в боевых действиях участвовало огромное количество людей с уголовным прошлым. После Победы домой вернулось достаточное количество героев, носивших ордена и медали на гимнастёрках, под которыми скрывались татуированые тела. В связи с этим, отношение к татуировке становится более адекватным.

В послевоенные советские годы татуировка проделала путь из городских низов в атрибуты моды, стиля и подросткового «форса» через городской фольклор и блатные песни. Не только шпана и огольцы, но и малосознательные граждане из более обеспеченных семей делали себе «наколки» и «портачки» (морская татуировка). Например, известный певец Иосиф Кобзон, чтобы не прослыть среди дворовой шпаны слабаком и трусом, сделал на своем теле целых пять татуировок, а потом, по собственным словам, свел.

Во время хрущевской оттепели с татуировки сняли табу: на экран вышел культовый для отечественных татуировщиков фильм Георгия Данелии «Сережа» (1960), разлетевшийся на цитаты. В советской повседневности 1960-70- х отношение к татуировке не сильно изменилось и во времена песен Высоцкого, поминающего татуировку в стилистике блатного романса, и во времена зрелости ленинградского поэта - бузотёра Олега Григорьева, оставившего после себя гениальную и минималистичную оду татуированию и шрамированию: «Убитую у сквера опознать не берусь я, по наколкам - Вера, а по шрамам - Люся». В татуировке, проявлявшейся в городском фольклоре, уже чувствовалась закваска для последующего рок-н-ролльного брожения: Любовь, Алкоголь и Неприличность как пуританское отражение из советского зазеркалья общеизвестной западной формулы «Sex & Drugs & Rock"n"Roll».

В СССР в 1980-х гг. происходят грандиозные сдвиги в осмыслении татуировки. Появляются первые цветные рок-наколки, всё больше людей из так называемого рок-подполья делают себе татуировки, тем самым популяризируя данный вид искусства. Центром всего этого процесса становится сначала Ленинград, а чуть позже и Москва. История советской рок-н-ролльной татуировки мало чем отличается от зарубежной, но, имеет конечно свою специфику, потому как и развивалась с задержкой на два десятилетия. Многое пришло с Запада в готовом виде, информация просачивалась по крупицам - через иностранные журналы и кадры с видеокассет. Впрочем, понимание того, что музыкальная татуировка - протестный атрибут, который пугает и раздражает обывателя, во многих буйных головах зародилось само собой - исходя из отношения в обществе к лагерной росписи по телу и установок советской действительности.

Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.

Oднако, появилась татуировка гораздо раньше - при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой.

Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории - это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода…
Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все - разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании.

Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату - от рождения до смерти, - и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.

Лицо - всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести - его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю - Апо-Кезио - всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое - горьким и т. д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио.
Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только "дикарями". В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием.

В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе - дугообразную, а за третье - еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ - "собака". В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, в Германии - выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое…

А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.
Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями - пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена."

Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру "дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились там шикарными татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово "tattoo", но и "Великого Омаи", сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией - первой живой тату - галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря". К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия… Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашенных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных "профсоюзов", использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-"репертуара" морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами.

Как ни печально, факт остается фактом - цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам.

А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О"Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс не сдвинул дело с мертвой точки. Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.

И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 - 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур - Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, - создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления. Так начался новый, современный этап тысячелетней тату - истории, который, несомненно, заслуживает отдельного подробного рассказа.

Татуировки появились случайно. Заметив, что после ожогов и порезов, в которые случайно попала сажа или любая краска, кроме шрамов, на коже образуются причудливые несмываемые рисунки, люди начали наносить повреждения намеренно.

Искусство украшать себя тату можно считать одним из древнейших. История татуировки насчитывает не менее 6000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо видны. Древние египтяне почитали искусство тату и, благодаря торговым связям, научили украшать собственные тела жителей Персии, Греции и Крита.

По мнению исследователей, татуировки появились ещё в эпоху первобытного общества. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, служила маскировкой во время охоты, а также наделялась магической силой. Первоначально рисунок наносился на тело красками. Однако изображения были недолговечными, поэтому возникла необходимость в более стойких узорах.

Упоминания о нательных знаках древних народов (галлов, фракийцев, греков, германцев) встречаются в произведениях Геродота, Гиппократа, Ксенофонта и других античных авторов. У некоторых народов делали порезы на коже только людям благородного происхождения. У других богатые люди разрисовывали спину и переднюю часть тела. Татуировка использовалась даже для тайной переписки. Для этого обривали голову раба и наносили на кожу письмо. Когда волосы отрастали, невольник отправлялся в назначенное место.

Немало сведений имеется об обычаях нанесения татуировки и шрамов народами Ближнего Востока и Восточной Европы. У знатных алтайских скифов было принято наносить на тело изображения животных - хищных птиц, оленей, баранов, рыб и т.д., а также сцены из легенд и мифов.

В Европе о татуировке узнали благодаря мореплавателю Джеймсу Куку. В 1769 году он привез с собой из странствий полинезийца, сплошь покрытого татуировкой. По другой версии искусство тату в Европу пришло из Австралии, именно с острова Самоа, став почетным, элитным в среде европейской знати. На островах Самоа татуировка до наших дней является признаком серьезного положения в обществе и наносится на тело теми же методами, что и много веков назад. С распространением христианства отношение к татуировке стало меняться - её запрещали, считая греховной. Ссылались на Библию. В эпоху Великих географических открытий тату в Европе стало свидетельством примитивности человека.

Однако тату применяли на протяжении многих веков, его использовали для клеймения рабов и преступников. Так, например, в Европе шулерам ставили знак в виде шестигранника, браконьерам - в виде рогов, осуждённым на галеры - надпись "GAL", пожизненно осужденным на исправительные работы - "TFP". В России клеймили рабов, сосланным в Сибирь наносили буквы "КТ".

Представители высшего света делали нательные рисунки в виде символов власти и фамильных гербов. Простой народ обходился незатейливыми любовными картинками. Самой большой популярностью татуировки пользовались среди мореплавателей: чаще всего они наносили на тела имена и изображения любимых девушек, распятия, которые считались оберегом от несчастий.

В других странах мира, в частности в Америке, Индии, Полинезии и Японии, татуирование было широко распространено. Жители этих государств щедро украшали своё тело татуировками, при этом у богатых или занимающих высокое социальное положение людей нательные рисунки были самыми роскошными. Наибольший рассвет культура тату получила в Японии. Татуировки носили самураи и гейши (им запрещалось показывать обнажённое тело, поэтому они делали татуировки, имитирующие одежду, не нанося орнамента только на лицо, ладони и ступни). Японские мастера впервые предложили трехмерные изображения. Вместо орнаментов и плоских фигур они стали изображать объемных и цветных мифических животных.

В Северную Америку искусство татуировки, скорее всего, "приплыло" через Берингов пролив вместе с чукчами. Чукчи дружили с Североамериканскими индейцами, и они передали искусство татуажа в Центральную и Южную Америку.

Большое значение имели цвет, месторасположение, а также сам рисунок. Например, у маори сложные татуировки делались только знатным соплеменникам благородного происхождения. Татуировки этого народа отличались не только красотой, но и сложностью. Орнаменты складывались в сложные сюжеты, однако при этом располагались на теле строго симметрично. Некоторые американские племена наносили соответствующие изображения во время войны с соседними племенами.

Жители полинезийских островов выполняли нательные рисунки в виде животных, являвшихся тотемом рода. Нанесение татуировки - ритуал, нарушение которого лишает этот процесс его магического значения, поэтому он совершался втайне специально посвященными людьми. Знаете ли вы, что татуировка является еще и вашим проводником в мир иной, прожектором, освещающим дорогу в другой мир? Однако со временем первоначальный смысл многих изображений утратился. Всё чаще стали делать декоративные наколки. С помощью татуировки человек стремится выделиться из своего окружения, выразить свое внутреннее "я".

Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу. Но доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 60000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.

Oднако, появилась татуировка гораздо раньше - при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой. Причины возникновения обычной татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории - это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины, и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода...

Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все - разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании.

Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату - от рождения до смерти,- и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.

Татуировка у разных народов мира была символом рабства, избранности, оберегала и несла в себе зашифрованную информацию. Так, на египетских мумиях археологи нашли примеры самой древней татуировки. Они датируются приблизительно 2000 годами до нашей эры. Египтяне татуировали только своих фараонов и наиболее могущественных жрецов. Островные народы с помощью наколок приближались к своим богам. Древние народы использовали татуировку в религиозных ритуалах, в качестве амулета и как украшение. Например, греки накалывали зашифрованные татуировки своим шпионам, а римляне клеймили преступников и рабов. Причем, римскому императору Калигуле нравилось, когда состоятельным безупречным гражданам ради развлечения делали рабские татуировки.

Лицо всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести - его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Почти все племена Северной Америки пользуются татуировкой: чем сильнее зататуирован человек, тем более смелым и доблестным он считается среди своих соплеменников. Наши предки также любили разукрасить свое тело причудливыми изображениями животных, которые, по их верованиям, должны были отвести беды от рода. Древние индейцы на своем теле отмечали с помощью тату количество побежденных врагов.

В Новой Зеландии и Полинезии люди, сделавшие татуировку, почитались как святые. Невыносимая боль, которую они испытали в процессе нанесения татуировки, возводила их в ранг мучеников. Рисунок выдалбливался на лице, руках и ногах молоточками с иглами в течение нескольких часов. Тот, кто не выдерживал до конца, считался проклятым вместе со всей семьей. В Японии татуировать себя разрешалось лишь самым уважаемым и достигшим вершин мастерства учителям школ единоборств. В средневековье христианская церковь постаралась уничтожить традиции татуировки, считая ее варварским наследием. В просвещенной Европе татуировка произошла от клейма средневекового палача, метившего воров и убийц. Долгое время в советской России тату считался атрибутом тюрьмы.

Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю - Апо-Кезио - все приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое - горьким и т.д., поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки.

Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио. Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только "дикарями".

В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием. В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг.) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе - дугообразную, а за третье - еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ - "собака".

В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, в Германии - выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое.

А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян. Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями - пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть все тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена."