Изонить для начинающих схемы с цифрами бабочка. Красивое панно с розой изонить – пошаговый мастер-класс и схемы

Изонить – это нитяная графика. Известна она так же как вышивка по картону. Но не всегда вы можете использовать картон в качестве основы, так же прекрасно подойдет бархатная бумага или просто плотная бумага. Изонить также называют и изографикой или вышивкой по картону. Только с виду творчество кажется сложным, на самом деле это очень и очень просто. Наша статья про мастер-класс в технике изонить полезна для начинающих рукодельниц и научит Вас выполнять схемы изонити для детей.

Нитки для выполнения могут быть любые: швейные, мулине, цветные шелковые. Какие есть под рукой и какие пожелаете. Впервые эта техника была придумана английскими ткачами. Они образовывали рисунки, вбивая гвозди в деревянную дощечку. Вначале это были простые абстракции, которые в дальнейшем переросли в настоящие произведения искусства. В нашем времени техника проста и понятна для детей и взрослых. Зачастую в детских учреждениях техника изонить преподается для улучшения работы мелкой моторики, развития внимания и пространственного воображения.

Изучаем технику выполнения изонити своими руками для начинающих

Для начинающих, как правило, на схемы наносят цифры. Арабские цифры означают последовательность прокалывание действий, т.е. из 1 в 2, из 2 в 3 и т.д. Картинки уже выполненных работ с цифрами предоставлены ниже.Римские цифры говорят о том, что вы должны прошить фигуры несколькими стежками разной протяженности. Протяженность указывается линиями, а рядом с линией ставят римскую цифру, показывающую последовательность стежков. Направления стрелок покажут, в какую сторону вы должны будете двигаться в процессе выполнения элемента. Тонка черта на внутренней части элемента будет указывать протяженность стежка.

Эта техника очень нравится детям. Сделав одну фигурку, вы поймете, как делать все.

Техника заполнения круга изонитью

Схемы с цифрами для начинающих, а так же картинки уже выполненных работ предоставлены в нашем мастер-классе. Итак, начинаем. Берем основу, это может быть картон, чертим циркулем круг. Нет циркуля, можно взять то, что есть под рукой, например, обвести крышку чего – либо.

Пронумеровываем части, как часы, от 1 до 12, прокалываем с изнаночной стороны дырочки под каждым номером, и начинаем вышивать по принципу 1-4, 5-2, 3-6, 7-4, т.е. вышиваете по часовой стрелке. Доходите до вышитого фрагмента и продолжаете заполнять круг. У вас получаются треугольники. К примеру, 1-5-9, 2-6-10 и т.д.

У вас получаются пересекающиеся треугольники. А если окружность делить не на 12, а на 8 частей, то можно по отдельности вышить каждый угол и получится звезда или паутинка. Это уже получится сложная техника.

Техника выполнения угла

Рисуем угол на картоне, стороны угла нумеруем без учета вершины. Если первая сторона угла сверху - вниз у нас шла от 1 до 20, то вторая сторона пойдет в зеркальном отражении, от 20 до 1. Далее прокалываем дырочки с обратной стороны картона по точкам, которые мы пронумеровали и начинаем сшивать по тому же принципу, что и круг. 1-2, со 2-3 и т.д.

Выполняем лису: мастер-класс для совместного рукоделия с детьми

Эта схема по своей простоте и тематике прекрасно подойдет и для детей. Если вышивкой хочет заняться ребенок младших классов, схему к вышивке лучше готовить взрослому.

Для выполнения нам потребуется:

  • Плотная картонная основа зеленого цвета
  • Цветная бумага
  • Ножнички
  • Нитки светлого и оранжевого цвета
  • Иголка – булавка с цветным ушком или шило. Им удобно на картоне делать дырочки.

Приступаем. При помощи иглы сделайте на картоне дырочки с обратной стороны вышивки, в зеркальном отражении по отношению к рисунку.

Корпус лисички прошейте оранжевыми нитками, по технике «круг», лапки прошейте так же, используя цветные нити. На кончиках можно сделать светлыми нитями, оставшееся пространство – оранжевыми, как и корпус. Ушки и мордочку вышейте по технике «угол», используя цветные переходы. Глазки и носик для завершения картины вырежьте из цветной бумаги и приклейте.

Делаем одуванчики: разбираем технику со схемами и описанием

Рисуем одуванчики с картинки на бумагу, делим листики и цветочки сразу.

Переносим рисунок на обратную сторону фона черной бархатной бумаги.

Каждую часть шарика будем вышивать по технике «круг», для этого нам понадобятся белые нитки. Делим с изнаночной стороны окружность на части, каждая часть будет примерно по 0,5 см, делаем дырочки булавкой, и приступаем к вышивке.

Это один готовый шарик.

Шарики мы вышили.

При желании можно прошить края одуванчика, но тогда он не будет воздушным.

Далее вышиваем листики по уже изученной технике «угол». Для этого каждый кусочек листика (промежуток между прожилками) расчерчиваем с изнаночной стороны на углы и делим на отрезки, каждый по 0,5 см. Далее снова прокалываем и прошиваем.

Остается у нас сделать прожилки и стебельки. Их нужно вышивать более темной нитью. Стебли делим на отрезки по 1 см каждый, нумеруем по порядку, далее вышиваем по принципу выходим в 1, заходим в 3, 2-4 и т.д. Вышили стебли, одуванчики готовы.

Техника вышивки «нитяная графика» или изонить заключается в составлении узоров из нитей на какой-либо твердой поверхности. Этот увлекательный вид рукоделия известен с древних времен, а материалы для работы обычно легко найти в каждом доме.

Необходимые материалы для вышивки по картону

Для того чтобы начать вышивать в технике изонить, нужно подготовить:

  • плотную бумагу или картон;
  • ножницы;
  • иголку;
  • игольницу;
  • булавку;
  • скрепки;
  • поролон;
  • скотч;
  • обычные швейные нитки или мулине.

Картон выбирают в зависимости от размера рисунка. Вышивают картины в технике нитяной графики по проколотым точкам, для этого нам и понадобится булавка. Также для работы понадобится специальная схема для изонити. Часто они бывают с цифрами, которые указывают последовательность ведения нити. Если указаний нет, вышивать можно с любой точки.

Простые упражнения для начинающих

Новичкам лучше всего начать с небольшого упражнения: на лист поролона положить небольшой кусочек картона, взять булавку и в произвольном порядке проколоть 6 точек. Если провести рукой по сторонам картона, то на лицевой стороне он будет гладким, а на изнанке окажутся бугорки. В основе всех схем для изонити лежит линия. С ее вышивки и начинается обучение. Соединим две точки нитью, чтобы узнать, как выглядит процесс. На небольшом листе бумаги рисуем две точки и соединяем их линией. Затем прикладываем рисунок к лицевой стороне картона и фиксируем его скрепками. Кладем заготовку на поролон и прокалываем булавками две точки. Теперь можно убрать скрепки и приступить к вышивке. Берем иголку, вставляем в нее нить в одно сложение и выводим ее из точки с изнаночной стороны. Для хранения иголки, если нет игольницы, можно использовать кусочек поролона. Нить закрепляем скотчем. Некоторые рукодельницы используют для этой цели обычный узелок, но он может проскочить через отверстие и испортить всю работу. С лицевой стороны выводим нить с иглой на изнанку, закрепляем скотчем и отрезаем нить. Для того чтобы рисунок на лицевой стороне не провисал, подтягиваем нить.

Основы вышивки нитью: рисуем гриб

Теперь создадим самостоятельно схему по изонити для начинающих - «Гриб». Она будет состоять из горизонтальных линий. Рисуем на бумаге заготовку при помощи линейки, цифры не расставляем – эту работу можно начинать выполнять с любой точки. Закрепляем схему для изонити на картоне и делаем отверстия в нужных местах описанным выше способом. Линии на схеме подскажут, какие точки соединять. Вышивать будем сверху вниз:

  1. Выводим нить с изнаночной стороны на лицевую и закрепляем ее скотчем.
  2. Протягиваем первую параллельную линию.
  3. На изнанке вводим иголку в соседнюю точку, рядом с той, откуда вышла игла.
  4. Проводим линию на лицевой стороне в обратную сторону.
  5. Продолжаем вышивку, пока не доберемся до нижней части рисунка.

Если длины нити не хватает, закрепляем ее скотчем, вводим новую нить в соседнюю точку, также фиксируем и продолжаем вышивку. В конце закрепляем нить и любуемся своей работой.

Как заполнять окружность: прерывистая линия

Мы познакомились с техникой вышивки прямых по схеме изонити для начинающих, теперь усложним задачу и изучим способы заполнения нитями окружности. Готовим все те же инструменты и материалы, а также создаем для себя бумажную заготовку с дырочками, идущими по кругу. Рисунок с окружностью прикладываем к лицевой стороне картона, закрепляем и наносим булавкой отверстия. Затем убираем скрепки, бумагу и приступаем к вышивке. Вдеваем нитку и проводим ее через любую точку на окружности. Закрепляем нить скотчем на изнанке там, где нет проколотых точек. Иголку выводим через соседнюю точку с лицевой стороны на изнанку и продолжаем закладывать стежки, двигаясь по кругу. В конце работы закрепляем нить скотчем. Теперь мы знаем первый способ вышивки окружности по схеме для изонити.


Заполнение окружности сплошной линией и через центр

Познакомимся с вариантом вышивки окружности сплошной линией. Будем заполнять схему изонити поэтапно. Сначала вышиваем прерывистую линию тем же способом, что в предыдущем задании. Затем начинаем двигаться в обратном направлении, двигаясь между вышитыми линиями. Для заполнения окружности через центр берем новую схему, создаем круг из дырочек и делаем дополнительное отверстие в центре. Выводим иголку из любой точки на окружности в центральную и таким образом вышиваем весь рисунок полностью. Теперь, освоив основные приемы, потренируемся на рисунке нужной формы. Переносим его на картон и вначале вышиваем по контуру прерывистой линией. Для этой цели можно использовать изображение фрукта округлой формы или выбрать любую другую удобную схему для изонити для начинающих с цифрами. Далее начинаем вышивать из центра, создавая лучистую структуру рисунка. Техники необязательно комбинировать, достаточно использовать какую-то одну, чтобы обозначить форму фрукта.

Алгоритм заполнения окружности в технике изонить

Теперь мы научимся заполнять окружность пересекающимися линиями, от длины которых зависит рисунок. Раньше мы использовали соседние точки для создания контура. Узнаем, какой алгоритм использовать для работы с пересечениями. Применять его можно будет для окружностей с любым количеством точек. Для тренировки создадим рисунок из 12 точек, расположенных по кругу на равных расстояниях. Такая заготовка позволяет вышивать линию, пропуская от одной до пяти точек между двумя другими. Схемы для изонити для начинающих с цифрами часто построены именно по этому принципу.


Основной алгоритм работы заполнения окружности:

  1. Длинный шаг вперед, линия вниз по часовой стрелке с пропуском одной точки.
  2. Маленький шаг вперед в соседнюю точку на изнанке работы.
  3. Длинный шаг назад, линия вверх против часовой стрелки с пропуском одной точки, через которую выходит предыдущая линия.
  4. Маленький шаг вперед в соседнюю точку на изнаночной стороне.
  5. Повторяем все шаги, двигаясь по окружности. На изнанке должна получиться сплошная линия.

Вышивка по кругу с пропуском двух точек

Окружность позволяет пропустить также две точки. Рассмотрим этот вариант построения рисунка:

  1. Делаем длинный шаг вперед по часовой стрелке и маленький с изнанки.
  2. Выводим нить на лицевую сторону и продеваем иглу через точку рядом с выходом первого отрезка.
  3. Снова делаем маленький шаг назад на изнанке и выводим нить на лицевую сторону.
  4. Проводим нить через следующую свободную точку и продолжаем выполнять шаги, пока не выполним рисунок с острыми углами. На изнанке должна получиться прерывистая линия с наложением стежков друг на друга.

Вышивка по кругу с пропуском трех, четырех и пяти точек

На следующем этапе берем ту же схему для изонити с цифрами, поэтапно выполняем следующие шаги и рисуем нитью новую фигуру. Теперь отрезки будут длиннее. Повторяем длинные и маленькие шаги, продевая нити сначала через две точки, пропуская между ними три, а затем двигаемся вниз, заполняя окружность в виде звездочки. На изнанке вновь получится сплошная линия. При пропуске четырех точек получим на лицевой стороне звезду с более острыми лучами и небольшим круглым центром, а на изнаночной – прерывистую линию с наложением стежков друг на друга. Последний этап – вышивка окружности с пропуском пяти точек. На лицевой стороне получится звезда с пересечением лучей в центре, а на изнанке – прерывистая линия.


Узор из заполненных окружностей

Теперь попробуем использовать полученные знания и создадим необычный и яркий геометрический рисунок нитями различных цветов. Чтобы не запутаться, для детей схемы для изонити с цифрами можно изготовить самостоятельно, пронумеровав шаги. Будем вышивать все пять окружностей на одном круге, накладывая их друг на друга. Берем нить голубого цвета и первой вышиваем окружность через пять точек, линии которой пересекутся в центре. Меняем нить на зеленую или другого понравившегося цвета и заполняем окружность через четыре отверстия, затем через три, через две и через одну точку. Каждый раз цвет ниток меняется. В итоге получится очень красивая композиция, напоминающая мандалу. Такой рисунок нитью можно оформить как открытку и подарить близким людям в качестве талисмана удачи.


Альтернативный вариант заполнения окружности

Существует еще один способ заполнения окружности, который помогает создавать необычный узор с плавным краем. Для работы нужно приготовить схему окружности из 60 точек, разметить ее, поделив круг на четверти, и перенести рисунок на картон.

  1. Выводим иголку с ниткой в точку на вершине круга и ведем иголку вправо, вкалывая ее через одну точку.
  2. Снова выводим нить через одну точку с изнанки и возвращаемся к самой первой точке и выводим через соседнее с ней отверстие.
  3. Затем выводим нить через следующую дырочку по часовой стрелке.
  4. Снова рисуем линию через одну точку и возвращаемся к оставшейся незаполненной дырочке.

В этом состоит новый алгоритм заполнения окружности. Каждый раз длина отрезка будет увеличиваться, создавая интересный орнамент. Заполняем так половину окружности. Вторую часть начинаем вышивать нитью другого цвета, повторяя все шаги сначала. Третью часть начинаем вышивать с середины первой, а четвертую – с середины второй. Используем каждый раз новую нить.


Узор «Веер»

Упражнение «Веер» поможет научиться создавать более сложные узоры и картины в технике изонить. Сначала делаем заготовку – треугольную фигуру в виде горы. Вершина ее будет одной точкой, а в основании – пять дырочек на одной линии. Переносим рисунок на картон и приступаем к вышивке. Иголку выводим в первой точке основания, закрепляем нить и начинаем соединять все отверстия в нижней части с вершиной. Узор «веер» готов. Его можно использовать для построения сложных фигур.


Узор «Бантик»

Еще один важный узор – «Бантик». Для упражнения удобно использовать схемы для изонити для детей в виде снежинок с цифрами. Переносим узор на картон и приступаем к вышивке. Внимательно смотрим на схему узора и выбираем первую точку, из которой будем выводить нить. Обычно обозначение лицевой и изнаночной стороны отличаются по цвету. Например, красные обозначают вывод нити с изнаночной стороны на лицевую, а синие – наоборот. Но схема может оказаться черно-белой, потому внимательно проследите за ходом стежков, чтобы не ошибиться. Находим цифру 1 и выводим через нее нить. Тянем линию к цифре два. Далее делаем маленький стежок на изнанке, спускаясь к отверстию ниже, выводим на лицевую и протягиваем, пересекая первую и поднимаясь к отверстию выше того, из которого вышла первая линия. Затем по изнанке поднимаемся на маленький шаг и продолжаем вышивать, перекрещивая линии. Для того чтобы получилась снежинка, вышиваем несколько бантиков по кругу.


Золотая рыбка: схема для изонити

Нитяная графика – вид творчества, который очень прост и доступен не только взрослым, но и детям. Создавая интересные панно из доступных материалов при помощи иглы, дети развивают мелкую моторику, раскрывают свой творческий потенциал и учатся усидчивости. Для того чтобы увлечь ребенка этим занятием, достаточно выбрать интересную картинку-схему изонити с цифрами, которые помогут двигаться в правильном направлении и последовательно выполнять нужные стежки. Такой картинкой может стать изображение золотой рыбки – популярной героини сказок, исполняющей желания.


Берем рисунок с точками, прикладываем его к картонке и, закрепив, переносим схему. Вышивку начинаем с глаза рыбки. Выводим иглу через любую точку на лицевую сторону и закрепляем нить скотчем. Заполняем окружность через центральную точку. Для того чтобы вышить голову, начинаем двигаться от центральной точки на носу веером, соединяя ее с дырочками на противоположной стороне. Для тела используем технику «Бантик», пересекая нити друг с другом. Хвост также вышиваем веером.

Как создать схему самостоятельно

Существует еще множество узоров и приемов, позволяющих создавать необычные полотна из ниток. Схемы для изонити для начинающих с цифрами, поэтапно воспроизводящие нужные шаги для выполнения рисунка, в большом количестве можно придумывать самостоятельно, просто нанося точки на бумагу в нужном порядке. Существуют специальные программы, помогающие в разработке узоров. Они выверяют расстояния автоматически и позволяют получить ровные промежутки между точками, без использования линейки и сложных подсчетов. Техника изонити – несложный и быстрый способ создать открытку или панно в подарок своими руками.

Изонить для начинающих. Мастер-класс с пошаговыми фото

Автор: Пучкова Мария Владимировна,
учитель ИЗО и МХК МОУ «Гимназия №19» го Саранск Республики Мордовия

Мастер – класс: «Заполнение угла в технике «Изонить»


Описание: данный мастер-класс предназначен для детей от 7 лет, учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования, воспитателей, родителей. Курс для начинающих.

Цель: формирование навыков работы в технике «Изонить», освоение приема «Заполнение угла».

Задачи: познакомить с техникой вышивки по твердой основе «Изонить», развивать пространственное мышление, мелкую моторику рук.

Материалы: лист картона, простой остро заточенный карандаш, линейка, нитки (можно использовать вискозные нитки для вышивки, мулине и др.), игла и шило.


Правила безопасности при работе иглой и ножницами.
Иглы
1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
3. Знать количество иголок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
4. Во время работы иголки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.
5. Не шить ржавой иглой. Она оставляет пятна и может сломаться.

Ножницы
1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.

Изонить (другие названия - ниткографика, нитяная графика, ниточный дизайн) – вид декоративно- прикладного искусства, графическая техника, получение изображения с помощью ниток на каком либо твердом основании (чаще всего на картоне), предположительно появившейся в XVII веке в Англии. С помощью техники изонити можно создавать великолепные большие декоративные панно, натюрморты, пейзажи и даже портреты, обложки, орнаменты, открытки, закладки и многое другое. Освоить эту технику совсем просто, если внимательно и последовательно выполнять все советы.
Для выполнения работ в этой технике необходимо получить навыки заполнения угла нитью.

Первое правило – рисунок будущей работы выполняем на изнаночной стороне листа картона.
Начертим карандашом угол со сторонами длиной 5 сантиметров.
Делаем отметки на расстоянии 5 мм на сторонах угла, а затем каждую обводим яркой точкой.

Второе правило
– отрезки на сторонах должны быть равной длины и количество точек на каждой стороне одинаково. Для выполнения первого упражнения пронумеруем точки (основное назначение нумерации - описать последовательность шагов по заполнению нитью угла).
Примечание: точки №1 на одной стороне и №1 на другой, условно говоря, «не встречаются рядом с нулевой отметкой.
И получаем следующий вид – это и есть главная заготовка нашей будущей картины.


Третье правило – начальная точка в самом углу никогда не используется в работе.
Шилом прокалываем в каждой точке отверстие для того чтобы легко было работать иглой с нитью в последующем.
Примечание: если у Вас нет возможности использовать шило, работайте с иглой более крупной, чем той, которой позднее будете вышивать.


Далее вдеваем цветную нить в иглу, завязываем на конце нити узелок и с изнаночной стороны вставляем иглу в точку с №1.


Вытягиваем нить на лицевую сторону.
Примечание: я не протягиваю нить до узелка, для того, чтобы потом не использовать дополнительно фиксацию нити клеем или скотчем, фиксирую нить иначе (см фото ниже).


Теперь на лицевой стороне вставляем иглу в точку с №1 на другой стороне угла, на схеме это записывается так «1-1».


Натянув нить, вставляем иглу рядом, в точку с №2.
Примечание: ребятам я объясняю так: «На какой стороне угла находится игла с нитью, на той и делаем с изнанки короткий стежок, на лицевой – длинный»




Иглу пропускаю в петлю, протягиваю нить и делаю следующий стежок.
Далее работа смотрится так:


Лицевая сторона


Изнаночная сторона

В записи схемы работа выглядит так:
соединяем точки 1 – 1 (лицевая сторона),
короткий стежок 1 – 2 (обратная сторона),
длинный стежок 2-2 (лицевая сторона,
короткий стежок 2-3 (обратная сторона),
длинный стежок 3-3 и т.д.


Лицевая сторона


Изнаночная сторона

Примечание: для ребят в последующем отмечаю, что игла с нитью на одной стороне словно спускается вниз, на другой – поднимается.


Прием «заполнение угла» практически выполнен.


Закрепляем нить, обрезаем кончики.



Освоив этот прием, ребята выполняют упражнение немного сложнее.
На основе выполнения этого приема можно выполнить простую рамку или композицию в квадрате.

И линий. Хотя издали можно увидеть цельный узор: пейзаж, портрет, цветы. И только подойдя к картине, удивляешься технике исполнения. Кажется, что загадочное переплетение нитей неподвластно обычному человеку. Однако изонить может освоить даже школьник. Поняв фундаментальные основы этого рукоделия, можно со временем создавать настоящие шедевры.

Что такое изонить?

Данное рукоделие появилось в 17-м веке в Англии. Мастера использовали этот узор как украшение домов. В дощечки вбивали гвоздики, наматывали нитки в определенной последовательности, создавали необычный элемент. Впоследствии доски с гвоздиками были заменены на картон, бархатную бумагу с отверстиями. А некоторые мастерицы перенесли изонить на ткань.

Из геометрических фигур и линий получаются великолепные картины изонитью. Схемы простых сюжетов можете найти в рукодельных книгах. Вот по созданию сложных картин информации мало.

Дело в том, что профессионалов в этом направлении не так много, каждый свои наработки держит в секрете. В большинстве случаев технику изонить, или ниткографию, используют на уроках труда по развитию со старшими дошкольниками и первоклашками. С детьми создают небольшие открытки, поделки на дисках, простые картины с одним сюжетом.

Для данного вида творчества приобретите тонкие нитки. Чем больше цветов, тем ярче будет работа. Понадобится также карандаш, циркуль, линейка, шило, иглы разной толщины, пенопласт и картон.

Картины изонитью: схемы главных элементов

Начнем с круга. Начертите окружность, разделите ее на равномерные отрезки. Вышивая хорды в определенной последовательности, получаете заполненный или неполный круг. Чтобы запомнить, какое расстояние между отрезками и какая последовательность вышивки дает тот или иной узор, делайте шаблоны-карточки. Они пригодятся при создании своих схем.

Рассмотрим 3 способа вышивания круга. На шаблоне можете окружность начертить циркулем. В готовой картине используйте заготовленные образцы, чтобы не было лишних проколов. Отметьте на круге 19 точек, пронумеруйте их. Положите шаблон на пенопласт, проколите точки. Рисунок и прокол делаете с изнаночной стороны. Далее вставляете нитку, делаете большой узелок, водите иглу с изнанки в первую точку. По этому принципу идут все работы в технике изонить. Схемы для начинающих:

  • Вышиваете каждую хорду так, чтобы на лице образовался большой круг, с изнанки будут маленькие стежки. То есть из первой точки вводите в третью. На изнанке вводите иглу во вторую точку и уходите в четвертую. С изнаночной стороны из третьей точки входите в пятую и т. д.

Вышиваем круг

Продолжаем рассматривать главные элементы ниткографии, из которых получаются все картины в технике изонить. Схемы заполненных кругов:

  • «Удлиняете» хорду, начав работу с первой и пятой точек. Также с обеих сторон последовательно пройдитесь по всей окружности. То есть из пятой точки на изнанке вводите иглу во вторую и уходите в шестую. В этом варианте внутренний круг становится меньше.
  • Чтобы получить более заполненный круг, делайте хорды большими. К примеру, из первой точки входите в девятую. На изнанке вводите иглу в десятую точку и выводите во вторую. Затем иглу вставляете в третью точку и выводите в одиннадцатой. То есть с изнаночной стороны образуются короткие стежки.

Это простые круги, если разными нитками «наложить» слои друг на друга, то получите многослойную окружность. То есть вышьете третий способ, потом второй и затем первый узор. Можете поэкспериментировать с другими геометрическими фигурами. Если точки располагаются близко друг к другу, то берите тонкую иглу и чтоб получить изящные картины изонитью.

Схемы треугольников и дуг

От длины треугольников зависит узор. Количество точек должно быть одинаковым. К примеру, расстояние между точками может быть через сантиметр со всех сторон или на одной стороне то же количество точек чередуется через пять миллиметров.

Пронумеруйте стороны треугольника. Начинаете вышивать, выводя иглу с конца одного края и вводя в точку от угла другой стороны. К примеру, из первой точки края А по лицевой стороне переходите во вторую точку края В. С изнаночной стороны В делаете маленький стежок в третью точку. По лицевой стороне входите в четвертую и т. д.

Из треугольников получаются интересные картины. Изонить со схемами сложных кругов, состоящих из треугольников, позволяет получить красивые абстрактные шары. Только в этом случае нумеруете все три стороны фигуры. Изучите внимательно схему вышивки шаров. В одном варианте треугольники полностью вышиты, а в другом образуют лепестки. Дуги нумеруете дважды, начиная со второй точки. Комбинируете фигуры, получаете необычные сюжеты.

Петух изонитью

Для вышивки подойдут простые шаблоны-раскраски. Распечатываете картинку, делите каждый элемент на точки, нумеруете, вышиваете. Чтобы было проще выбирать узор, пролистайте рукодельные шаблоны (имеется в виду изонить). Схемы картин с цифрами новичков запутают. Поэтому отшивайте по одной детали.

К примеру, у петуха вышиваете гребешок, поделенный на три части. Создаете их по типу треугольников из сложного круга. Далее переходите на клюв. Теперь обратите внимание на глаз. Сначала вышиваете по кругу голову, а сверху по этому типу создаете глаз. Остальные части вышиваются так же, как окружность или овал.

При заполнении фигур обратите внимание на середину, которая из-за «толщины» переплетений создает направление. Поэтому гребень, хвост вышиваете с верхушки, а вот крылья, туловище создаете с низа. Лапы вышиваете «треугольником», а голень доделываете, соединяя обе детали. В этой технике для открыток берите яркие разноцветные нитки, а для картины - несколько оттенков одной цветовой гаммы.

Цветы

Для открыток и закладок также применяется изонить. Схемы картин (цветы, животные, пейзажи, архитектура) в интернете не найдете. Сложные сюжеты мастера создают самостоятельно. Новичкам стоит тренироваться на «детских» сюжетах, чтобы потом изображать их в других пропорциях.

Например, одиночная роза подойдет для открытки, а скомбинировав букет, получим мини-картину. Сначала вышейте розу строго по схеме, а потом экспериментируйте с размерами деталей и техникой.

Лепестки, шипы, чашелистики вышиты по типу углов, листья, как овалы, стебли и некоторые линии выполнены простым швом «назад иголкой». Некоторые мастера сначала прорисовывают фон с цветовой гаммой растений, тогда узор дополняет фон. Другие работают с технологией, вышивая плотно друг к другу тонкие линии.

Чтобы сделать подсолнухи, середину вышиваете «решеткой», лепестки и листья - дугами. При этом лист делите на четыре угла, чтобы подчеркнуть его ширину. Используя несколько оттенков одного цвета, можно отразить теневые и солнечные участки цветка.

Животный мир

Классикой любого рукоделия является монохром. Не является исключением и изонить. Схемы картин можно позаимствовать у вышивки крестом. картон, с изнаночной стороны нарисуйте лебедя, плывущего по воде. Прочертите волны. Теперь птицу разделите на детали. Можно сразу прорисовать фигуры разного размера, чтобы заполнить птицу полностью. Тогда на черном фоне получится белый лебедь. Чем мельче вышиты фигуры, тем аккуратнее получается вышивка.

Вот маленький совет, если схемы не нашли, а готовая картина непонятна. Распечатайте сюжет на цветном принтере, подберите нитки. Приклейте рисунок с изнанки, вышивайте с заднего плана. Если позволяют финансы, сделайте готовый принт на холсте.

У многих животных большинство деталей заполняются обычными стежками. Например, у коровы уши, хвост, ноги, вымя выполнены штрихами. Туловище, голова, глаза, нос, морда - вышиваются по типу окружности. При этом глаза и нос делаете поверху вышитой морды. Рога вышиваете, как дуги.

Разновидности работ

В наше время мастера представляют по-разному изонить. Схемы картин профессионалы описывают в книгах. Картины не только вышивают на картоне, но и возвращаются к старым традициям. На доску натягивают красивую ткань, крепят схему и по точкам вбивают декоративные гвозди. Бумагу удаляют, а на гвоздики наматывают нитки. В этом случае картины с разной стороны создают новый образ.

Даже если в технике изонити соединить два круга, держащиеся на четырех столбах, получите необычные «песочные часы». В этом варианте используйте блестящие, Переплетение геометрических фигур используется при создании цветов и в ганутели. Только вместо гвоздей и основы используется проволока.

При создании сложных картин на картоне располагайте точки рядом друг с другом. Иглы берите бисерные. Вышивать придется долго, но зато сюжет будет реалистичным. А еще многие профессионалы создают свои узоры. Сначала рисуют эскиз на бумаге, ставят точки, проводят линии, нумеруя их. Затем вышивают полученный шаблон и смотрят на результат.

Краткие выводы

Если вышивка на канве кажется сложной, то освойте для начинающих). Картин со сложным рисунком с описанием технологии изготовления не найдете. Но как только освоите вышивку основных элементов, сможете работы мастеров и даже обычные фото «расчленять» на фигуры. Пробуйте свои силы в новом рукоделии и радуйте окружающих своими работами.

Мастер класс по изонити. Тема: Цветок

Для дошкольного возраста и детей начальных классов.

Цель:
- образовательная: ознакомить с техническими условиями и приемами выполнения нового вида вышивки, ознакомить с образцами работ в технике изонити;
- воспитательная: вос¬питывать вкус, терпение, пробуждать фантазию, обучить плоскостному моделированию;
- развивающая: научить заполнению окружности в технике изонить, улучшить сенсорные и моторные навыки,
Наглядные пособия: образцы выполненные в технике изонити, карточки.
Оборудование: нитки, игла, картон, ножницы,

Ход урока

Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток, который назвали изонитью. Они вбивали в дощечку гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нить. В результате получались ажурные кружевные изделия, которыми украшали жилище. Это было давно. А вот в наше время изонитью украшают изделия, предметы быта, выполняют подарки, сувениры. И вместо дощечек используют картон, бархатную бумагу, а гвозди заменяет иголка. Нитки можно использовать различного цвета и назначения (мулине, ирис, швейные)
Изонить-техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне.
Правила техники безопасности
Перед началом и после работы следует мыть руки, чтобы работа всегда оставалась чистой.
При выполнении работы очень важно, чтобы рабочее место было хорошо освещено. Свет должен падать на работу слева или спереди. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30 см.
Прежде чем приступить к работе, необходимо помнить следующие правила:
- рабочее место нужно содержать в порядке, каждый инструмент должен иметь своё место (игла – в игольнице, ножницы, спицы, крючок и нитки в пенале или коробочке);
- игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы её легче было найти, если вдруг она надумает от нас спрятаться;
- нельзя вкалывать иглу в одежду – это опасно;
- руки во время работы держат на весу, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к глазам;
-никогда не берите в рот нитки, булавки, пуговицы, иголки и другие предметы;
- не следует откусывать нитку: это портит зубы;
- необходимо помнить, что ножницы передают той стороной, где находятся кольца, иглу и булавки – тупым концом;
- кладите ножницы сомкнутыми остриями от себя.

Этапы выполнения работы

1. Серединка цветка.
Шаг нити 1-9 против часовой стрелки.





Вышивать по кругу до тех пор, пока в каждой дырочке нить не окажется дважды, образовав галочки.


2. Лепесток
У основания лепестка два отверстия (например,1 и 11, см. схему):
а) шаг нити 1-2, 1-3, 1-4 и т.д. против часовой стрелки;



б) шаг нити 11-19, 11-18, 11-17 и т.д. по часовой стрелке;




3. Стебель
Шаг нити 1-8 по часовой стрелке;



4. Листья
а) шаг нити 1-20 по часовой стрелке до тех пор, пока нить не окажется в первом отверстии;


б) шаг нити 1-15 против часовой стрелки до тех пор, пока нить не окажется в первом отверстии;



Дети приобрели знания:
- о разных приемах выполнения изображения путем пересечения нитей.
У детей сформировались представления:
- о технике изонити, как одним из видов рукоделия;
- об истории развития рукоделия;
- о материалах, используемых в технике изонити (иголки, нитки).
Дети научились
- правильно пользоваться иголкой с ниткой;
- выполнять разные приемы в технике изонити: вышивание окружностей, дуг;
- вышивать изображения, сочетая различные приемы.

Занятия изонитью способствуют развитию у детей:
мелкой моторики рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
сенсорного восприятия;
глазомера;
логического мышления;
воображения;
волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
художественных способностей и эстетического вкуса.