Методика обучения старших дошкольников лепки.


Особенности пластической формы, создаваемой детьми старшей группы

К шестому году жизни дети накопили известный опыт лепки, их изделия стали разнообразнее как по содержанию, так и по способу изображения. Начался процесс окостенения кисти руки, окрепли мелкие и крупные мышцы рук, и благодаря этому появилась возможность для более точных и сложных действий с глиной. Произошли перемены и в психике: более устойчивым стало внимание, улучшилась память. У детей появляется умение сначала представить себе предмет, а потом его лепить. Движения детей во время лепки стали более точными, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев.
Вместе с тем дети старшей группы, создавая предмет, мало работают над уточнением формы. Объяснить это можно тем, что для них важно наличие частей предмета и чисто внешние признаки его формы: круглая голова, цилиндрические ноги и т. д. Углубления, которые остаются при оттягивании мелких деталей на поверхности отдельных частей, дети не исправляют. Не стремясь к тщательности изображения формы, оставшееся от занятия время дети употребляют на лепку других предметов. Например, при изображении собаки ребенок может вылепить миску для корма или щенка.
На основе сформированных зрительных образов дети старшей группы чаще, чем в средней, лепят предметы в динамике, но действие, как правило, заранее не задумывается, а следует после изображения предмета путем чисто механического изменения положения конечностей у фигурок человека или животных. Например, ребенок вылепил собаку и случайно сильно расставил ей лапы. Это напомнило ему бегущую собаку. Он еще сильнее расставляет лапы и на вопрос воспитателя, что делает его собака, отвечает: «Она бежит за хозяином».

Задачи обучения

Обучение лепке в этой группе направляется на то, чтобы научить детей выявлять во время изображения основной характер формы, пропорции, строение предмета, наиболее характерные детали и движение. Так, при изображении любого зверя дети должны вылепить характерную форму туловища в обобщенном виде, круглую голову с немного оттянутой мордой, уши, форма которых будет зависеть от характера образа, ноги в виде столбиков, вылепить или наметить стекой глаза и рот.
Повышаются требования к техническим умениям: вводится пластический способ - лепка из целого куска, уделяется внимание обработке поверхности посуды. Обучение способам и средствам лепки идет постепенно и должно привести к более точному изображению формы.

Прохождение программы

I квартал
В начале года дети лепят наиболее простые и знакомые для них предметы, учатся передавать характерные детали, пользуясь движением всей руки и главным образом пальцев. Детей продолжают учить изображению предметов из отдельных частей, а также из целого куска путем вытягивания частей из общей массы.
Детям предлагают лепить фрукты и овощи. Чтобы дети научились передавать характер формы, нужно, чтобы они лепили не один, а два или три предмета с ярко выраженной формой. Например, дети могут вылепить морковь и свеклу, форма которых хорошо им знакома, и все их внимание направляется на изображение характерных деталей и особенностей. Общую форму предметов дети лепят обеими руками, всей кистью руки, а характер формы и детали изображают пальцами.
В I квартале дети лепят фигуру человека и животных (по частям и из целого куска). Лепка из целого куска обычно связана с работой по народной игрушке, - это могут быть петушок, уточка-свистулька и кукла. Во время их изображения уточняется форма и пропорции. Например, у куклы голова маленькая по сравнению с туловищем, которое в основе имеет конусообразную форму, а руки в виде валиков. Лепка по народной игрушке помогает детям научиться лаконичному изображению формы, декоративному оформлению путем налепов и росписи; кроме того, дети подводятся к работе с натуры.
Таким образом в I квартале дети старшей группы закрепляют умения, полученные в предшествующих группах, а также получают новые, которые открывают возможности для интересной и содержательной лепки.
II квартал
Начиная с декабря во II квартале воспитатель учит детей передавать признаки предметов: длинный и короткий, толстый и тонкий; устанавливать фигурку в вертикальном положении; соблюдать относительную величину частей; плотно скреплять части вылепленной фигуры, прижимая их одну к другой и сглаживая места скреплений. Закрепляя умения, полученные в I квартале, а также усваивая новые способы, дети могут вылепить Деда Мороза, Снегурочку по типу дымковской куклы. Одновременно уточняются пропорции этих предметов, закрепляется умение плотно скреплять части, устанавливать фигурку на широком основании, украшать углубленным или высоким рельефом одежду. Следующий этап - обучение лепке фигурки на ногах. Это намного труднее, чем установка скульптуры на широком основании, поэтому внимание ребят направляется на то, что ноги нужно вылепить толстыми и плотными. Дети могут изображать девочку или мальчика в зимней одежде, причем туловище и голову лепят из целого куска, а руки и ноги отдельно, плотно примазывая их к туловищу. Одновременно обращается внимание и на детали: на голове у мальчика изображается шапка-ушанка, шуба дополняется воротником и пуговицами. На голову девочки надевается шапка с помпоном, а шубка отделывается опушкой в виде глиняных валиков. Нужно поощрять передачу движения фигуры: ее можно посадить на санки или наклонить корпус, изображая, как мальчик катит снежный ком. Темы могут быть и другими: «Дети делают гимнастику» или «Дети на прогулке».
Программа II квартала включает изображение животных и постепенное подведение к изображению сюжета. Сначала дети лепят по одной фигурке, а потом по мере накопления умений изображают кошку с котятами, собаку со щенками. Вылепленные два-три предмета устанавливаются на глиняной подставке толщиной от 1 до 1,5 см.
Во II квартале детей учат лепить животных из одного куска (туловище и голову или туловище и ноги), что делает скульптуру более прочной и устойчивой. Этот способ пригоден для изображения почти всех животных (кошки, собаки, козлика, зайца и др., но он не исключает возможности лепить все части отдельно, а потом их соединять.
От детей старшей группы можно требовать уточнения формы и пропорций (голова с вытянутой мордой). Кроме того, продолжается работа над передачей движения.
Мелкие детали создаются путем налепа на основную форму или оттягивания от основной массы. Так, изображая петуха, бородку можно оттянуть, а гребешок, перья хвоста и крыльев вылепить отдельно и прикрепить к основе.
Программа II квартала предусматривает и лепку посуды из целого куска по мотивам керамических народных изделий (ручки лепятся отдельно, а затем плотно прикрепляются путем примазывания к основе). Хорошо, если вылепленная посуда декоративно оформляется. Для этого нужно научить детей тщательно сглаживать поверхность сосуда смоченным в воде пальцем или мокрой тряпочкой.
Детям можно предлагать изображение декоративных пластинок для украшения стен. Они могут лепить бусы, блюда и подносы.
III квартал
В III квартале расширяются знания детей об окружающем, совершенствуются умения в области лепки. В результате уточняется и делается выразительней форма изображений, фигурки приобретают большую динамичность и устанавливаются на подставках. Темами для лепки могут быть фигура человека и животного в движении: танцующий петрушка, медведи из сказки «Два жадных медвежонка», сценки из сказки «Колобок».
При лепке посуды используется новый способ - ленточный, когда дно-диск соединяется с лентообразной стенкой - расплющенный цилиндр. Этим способом можно вылепить кружку, чашку, стакан для карандашей и кисточек.
IV квартал
Летом дети повторяют пройденное, применяют знакомые способы лепки, делают предметы и скульптуры, которые можно использовать для игры. Так, они создают птичий двор, вылепив петуха, кур, уток, цыплят и утят. Дети лепят декоративные пластины, посуду, человека и животных по мотивам народных игрушек, передают простые сюжеты. Лепка может проходить по заданию воспитателя и по собственному замыслу детей после предварительных наблюдений или с натуры.

Методы и приемы обучения на занятиях

При обучении лепке детей старшей группы воспитатель применяет многие методы и приемы, которые определяются конкретной темой и общими задачами. С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как ребенку приходится все время сравнивать с ней свое изделие. Лепка с натуры требует предварительного знакомства с предметами. Для этого лучше объединить детей маленькими группами и каждому предложить взять предмет в руки и, ощупав его форму, рассказать о ней. На занятии натуру следует рассмотреть еще раз.
Воспитатель определяет пропорции и уверенным движением руки подчеркивает характер формы предмета, затем задает детям вопросы, направляющие их внимание на выявление характерных особенностей формы и на ее решение. В том случае если дети знают, как лепить, то они приступают к изображению, а если нет, то воспитатель частично показывает необходимые способы.
Полный показ приемов детям старшей группы почти не применяется, так как они знакомы с изображением исходных форм и показа требуют лишь те способы изображения, которые детям еще не встречались. Например, дети лепят уточку-свистульку по типу архангельской народной игрушки. Способ изображения исходной формы знаком детям, поэтому воспитатель показывает лишь, как из овала вытягивается шея, голова и хвост.
Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий - развитие самостоятельности в решении образа, воспринятого ранее, и творческой активности в использовании способов лепки. Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт.
Воспитатель должен проводить с детьми наблюдения за живыми объектами, читать художественную литературу и рассматривать иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т. д. Важно, чтобы дети не просто рассматривали предметы, иллюстрации, а делали это с расчетом на последующее изображение. Воспитатель, например, говорит: «Дети, мы скоро будем лепить по сказке «Колобок» - про то, как колобок встречал разных зверей. Я вам прочту сказку и покажу картинки, а вы будьте внимательными, старайтесь запомнить, с кем встречался колобок, - иначе вам будет трудно лепить. Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые ребенку предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадает, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов.
Во время беседы в начале занятий уточняется композиционное решение. Например, дети будут лепить кошку с котятами. Нужно решить, какой должна быть подставка, в каком положении могут быть котята и кошка. Следует поощрять интересные композиционные решения. В процессе занятия воспитатель следит за каждым ребенком, за тем, как создается форма предмета, как передаются пропорции, действия, композиция. Вопросами и советами воспитатель направляет детей на правильное интересное решение темы. Так, увидев, что ребенок, решивший лепить играющих котят, вылепил их в статичном положении, воспитатель говорит: «Подумай, что нужно сделать с фигурками, чтобы они были похожи на играющих котят».
Если ребенок затрудняется, то взрослый уточняет свой вопрос: «Подумай, в каком положении могут быть лапы у котят, когда они играют друг с другом». Подобные вопросы не дают прямых советов, но приучают детей думать во время занятий над образами. В том случае, когда дети затрудняются в правильной передаче формы, пропорций, можно прибегнуть к индивидуальной работе: показать ребенку игрушку, картинку, уточнить его представления; в крайнем случае показать способ лепки на отдельном куске глины.
Большое влияние на результаты лепки оказывают ситуации, которые создаются воспитателем. Например, перед занятием детям говорят, что вылепленную посуду они смогут использовать для игры. Воспитатель добавляет, что обожженная в муфельной печи посуда очень украсит кукольную столовую, а следовательно, каждый должен постараться и вылепить красивый сосуд, который можно украсить рельефом или расписать красками.
Для игры дети используют также вылепленных птиц, зверей, делая для них из картона загоны и клетки.
Ситуации могут быть и другого характера. Детям говорят, что они будут лепить фигурки для предстоящей выставки или сделают броши, бусы для мам к празднику 8 Марта.
Для того чтобы заинтересовать детей, воспитатель в начале занятия может прочитать четверостишие, загадать загадку. Делается это для того, чтобы создать у детей хорошее настроение и направить их внимание с начала занятия на обдумывание образа. Стихи и загадки должны давать яркую характеристику образа в очень краткой, лаконичной форме и отмечать лишь те особенности, которые касаются формы частей и деталей предмета.
Большое значение для детей старшей группы приобретает анализ работ в конце занятия, который организуется в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению, то воспитатель предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли нередана форма, какими способами лепили. Иногда оценку работам дают не сами авторы, а другие дети. В таком случае воспитатель следит за тем, чтобы оценка была справедливой, тактичной, не обижала тех, кто выполнил работу. Если ребята лепили с натуры, воспитатель при анализе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, просит сравнить вылепленную работу с натурой.
Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются несколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, а потом разбирается форма, пропорции, изображение движения, способы лепки.
Организация анализа возможна в разных формах: дети сидят на своих местах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к себе отдельных детей, и они анализируют чью-то работу; все изделия размещаются на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола, рассматривают их и беседуют о качестве работ. Формы анализа могут быть и другие: они зависят от творчества воспитателя, от условий и обстановки, в которой он работает с детьми.

"Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Столы для занятий лучше всего расставлять полукругом перед столом воспитателя, если позволяет площадь, или в шахматном порядке, но так, чтобы каждый ребенок сидел к воспитателю ли­цом . На каждом столе должны быть дощечка, посуда с водой, мокрая тряпочка, стакан со стеками, коробочка с дополнитель­ными материалами, если в этом есть необходимость.

В центре полукруга столов, на видном месте, ставит легкую тумбочку, покрытую однотонной выглажен­ной салфеткой. Тумбочка выше детских столиков на 25-30 см. На ней располагают натуру – вылепленную поделку чистую, красивую, без дефектов.

Если нужно уточнить детали, воспитатель может повесить на доску иллюстрации, но не более 2-3, чтобы не отвлекать внимание детей от главной задачи.

На столе у воспитателя находится все необходимое для занятия: книги со стихами, пластинки, пленки, технические средства, дощечка и материал для показа способа действия или для показа в качестве индивидуальной помощи (воспи­татель на своем материале показывает, как нужно работать).

Первая часть занятия - процесс формирования замысла . Это очень ответственная часть занятия - от того, как воспитатель построит именно эту часть за­нятия, зависит проявление творчества в деятельности детей. Вос­питатель создает атмосферу творчества. Она начинается с объяв­ления темы . Воспитатель знакомит детей с предме­том, который они будут изображать. Формулировка темы должна быть неожиданной, вы­зывающей эмоции, предоставляющей ребенку возможность выра­зить в лепке что-то свое, только что придуманное, а также определяет выбор методов проведения занятия - репродуктивных или продуктивных. Вос­питатель ставит перед детьми задачи изображения. Например, воспитатель ставит задачу научиться видеть и изображать мелкие предметы, включающие детали. Это необходимо для развития мелких мышц пальцев, координации, формирования умения на­блюдать. Для развития этих качеств у детей педагог выбрала леп­ку жуков. За день до занятия она рассказала детям о жуках, по­знакомила с их строением, они рассмотрели коллекцию жуков и открытки с их изображениями - там были жуки-носороги, жуки-олени, скарабей, усач, майский жук, жужелица. Каждый ребенок выбрал своего жука-любимца. Чтобы внести элемент творчества, воспитатель сформулировала тему так: «Сорев­нования на стадионе «Олимпион». Дети должны были вылепить сво­их насекомых, которые движутся на тачках, самокатах, велосипедах к финишной ленте. Педагог усложнила задачу, требовалось изобра­зить жука не статично, а в движении, изобразить «транспорт», при этом проявить чувство юмора, любовь к маленьким живым сущест­вам. Формулировка темы помогла решить поставленную задачу без дополнительных объяснений, так как у детей появился игровой мотив деятельности . Это позволило и анализ занятия провести в игровой форме.



Об­следование предмета - ответственный момент, формирование у детей умения смотреть - одно из необходимых учебных умений. Рассматривание предмета и его анализ для последующей лепки имеют свою специфику : об­следующий жест - включает осязание ладонями тех частей, которые дети будут лепить ладонями, и осязание пальцами частей, тре­бующих тонкой проработки, которые они будут лепить пальцами. Воспитатель должен обратить внимание детей на то, что способы обследования определяют способы изображения, и сформировать правильные навыки лепки. Сначала предмет рассматривают целиком . Педагог использует для этого сюрпризный момент или игровую ситуацию . Затем следует детальное обследование , дети ощупывают предмет, определяя его объем, массу, форму. Деталь­но обследуют отдельные части этого предмета и их соединение с главной частью. После этого воспитатель возвращает детей к це­лостному эмоциональному восприятию . Обследование помогает детям продумать способ изображения предмета .

Вторая, основная часть занятия - выполнение замысла . Сфор­мированный в первой части занятия образ является основой последующего изображения. Даже если на занятии педагог ста­вила не творческие, а технические задачи, например отработку приемов лепки, то и в этом случае нужно дать детям возмож­ность проявить самостоятельность и инициативу, поощрить ее. Во время лепки воспитатель подходит к каждому ребенку, нико­го не обделяя вниманием. Не следует ничего поправлять в дет­ских работах. Педагог должен с уважением относиться к замыслу ребенка, а если у него не хватает навыков лепки, показать на своем кусочке пластилина.

Третья часть занятия – анализ результатов детской деятельности или педагогическая оценка детских работ . Анализ в разных формах необходим на каждом занятии. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ.

В результате анализа дети должны понять, как правильно лепить и какие ошибки они допустили . Критиче­ские замечания, которые касаются техники лепки, воспитатель делает доброжелательно, в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался. С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей . Например, дети в средней группе конструктивным способом лепят сидящего медве­жонка. Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, ребята, почему у Сережиного медвежонка лапа отпала?» Дети отвечают, что он ее плохо примазал. Педагог предлагает детям посмотреть все работы и найти те, где все детали хорошо скреплены. Затем педагог спрашивает: «Почему эти медвежата такие крепенькие?» Дети должны сами делать выводы - закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию : например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сере­жиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.

После занятия все выле­пленные игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей вы­лепить свою работу красиво.

Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют в шкаф, где находится постоянно действующая выставка работ . Эти работы обрабатывают парафи­ном и сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.

Персональная выставка - одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.

Продумывая методику работы с детьми по лепке, воспитатель большое значение уделяет формированию у детей стереотипных уме­ний , поэтому достаточно часто применяет показ и разъяснение спо­собов действия, тренировочные задания для закрепления навыков.

Только на этой базе возможна творческая деятельность детей , поиск новых способов изображения, интересных, нестандартных решений. Тренировочные задания должны быть разнообразными. Например, воспитатель формирует у детей навык раскатывания глины ровным жгутом. На одном занятии они лепят из него кор­зинку для ягод, на другом - красивый кувшин, на третьем - брев­нышки для домика Кикиморы. На каждом из этих занятий дети отрабатывают необходимый навык и имеют возможности для творческого самовыражения.

Детей младшего дошкольного возраста характеризует бурное физическое и психическое развитие. Развиваются движения рук, улучшается координация движений, начинают развиваться мелкие мышцы рук, и это позволяет ребенку осваивать все более сложные движения. Малыш знакомится с разнообразными предметами способами действий с ними, начинает замечать мелкие предметы, рассматривать их. Освоение окружающего пространства вызывает потребность в общений, малыш начинает задавать множество вопросов. Ведущим средством общения становится речь. Он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Занятия лепкой для самых младших дошкольников 2-го года жизни являются первой ступенькой, которая поднимает их из периода доизобразительного в изобразительный- это революционный скачок в разви­тии ребенка, после которого у него резко увеличивается количество мыслительных операций, начинают развиваться образное мышле­ние, воображение, развиваются функции руки. Лишая детей воз­можности лепить, взрослые задерживают их развитие. Раскатанный на столе кусочек глины становится «конфеткой», «колбаской», которой можно угостить куклу. Дальнейшее освоение глины и простейших приемов лепки позволяет воспитателю группы «Малыши» решить основную задачу: подвести детей к пониманию возможностей изображения реального предмета. Развитие детей неодинаково.

Тематика лепки детей очень простая - это колбаски, баранки, яблочки, печенье. Колобок, снеговик, птичка (согнутая колбаска с прищипнутым клювом).

Дети с 2 до 3 лет должны освоить основные формообразующие движения и уметь их применять самостоятельно. Они должны знать, как вылепить стол­бик, шарик, диск, соединить концы колбаски и получить баранку, а в конце года освоить лепку предметов, состоящих из нескольких частей, - пирамидку, самолет лодочку, мишку-неваляшку, зайчи­ка, грибок, яблоко с листочком, птичку, кошку. Воспитатель дает детям представление о частях предмета, их соединении. Знакомит с функцией предметов и их частей. Рассматривая с детьми чайник, объясняет, что это предмет, в который наливают чай, ручка нуж­на для того, чтобы держать и не обжигаться, из носика чай нали­вают в чашку, сверху чайник закрывается крышкой.

Организация занятий лепкой для младших дошкольников имеет свою специфику. Дети 3 года жизни впервые начинают за­ниматься лепкой. Карандаши и фломастеры, их назначение, спо­собы использования уже известны им. Но глину многие из них никогда не видели и боятся брать ее в руки. Дети не привыкли еще и к самой форме занятий. Поэтому первые занятия педагог про­водит в маленьких группах из 4-6 человек: садится с ними за стол, кладет перед собой дощечку и глину и начинает показывать, что из нее можно слепить. Свои действия воспитатель сопровождает эмоциональным рассказом, а вылепленные предметы тут же начи­нает обыгрывать, используя кукол и игрушки. Например, вылепили морковку и тут же угощают ею зайчика, зайчик рассматривает морковку, хвалит ее. Педагог на глазах у детей делает 2-3 игрушки, лучше, если они будут связаны одним сюжетом. Педагог лепит не торопясь, так, чтобы дети успели увидеть его движения. Игрушки должны быть простыми по форме. Необходимо, чтобы занятия были эмоциональными, интересными и длились не более 10 мин.

Когда дети познакомятся с процессом превращения глины в игрушки, можно предложить им самим поиграть с глиной, помять её, отщипывать кусочки. Все это педагог немедленно обыгрывает: «А это будут у нас конфетки для мишки». Медведя воспитатель держит в руках и предлагает детям угостить его конфетами.

На последующих занятиях педагог показывает детям самые простые формообразующие движения, сопровождая их объяснением - что и зачем он делает. Он ставит игрушечный самовар и приглашает кукол к чаю, объясняя детям, что баранки к чаю он сейчас слепит: «Оторву немножко глины, положу на ладошку покатаю другой ладошкой, вот получилась колбаска. Мы ее сей­час согнем и кончики прижмем, вот и получится баранка». Педа­гог лепит 2-3 баранки, каждый раз сопровождая свои действия словами. Затем предлагает лепить баранки детям, помогая им. Так дети осваивают первое формообразующее движение - раска­тывание. После того как дети освоят этот прием, педагог показы­вает, как скатать шар круговыми движениями ладоней. Он подхо­дит к каждому ребенку и показывает ему это движение. Скатывание - сложное движение, и не каждый ребенок поймет, как долж­ны двигаться ладони, поэтому воспитатель берет ладошки ребен­ка в свои и, прижимая их к глине, показывает, как нужно действо­вать. После скатывания детям показывают прием сплющивания, предлагая слепить печенье, пряники, оладьи. Все вылепленные детьми вещи обыгрываются. Слепили шар - это Колобок, он ка­тится по дорожке, поет песенку вместе с детьми. Для закрепления педагог предлагает детям слепить яичко, которое снесла Курочка-Ряба. В этом возрасте трудно сформировать интерес детей к результатам своей деятельности, игровые приемы являются самыми доступными для малышей. Важно, чтобы педагог давал задания, понятные и интересные детям. Планируя занятие с детьми, педагог особое внимание уделяет формированию мотивов деятельности , так как именно они влияют на качество изображе­ния младшего дошкольника.

В первой младшей группе ведущими методами являются ин­формационно-рецептивный , а затем репродуктивный , требующий от детей самостоятельности . На каждом занятии педагог рассмат­ривает вместе с детьми игрушку или образец, затем показывает способ действия . Но как только дети усвоят его, педагог перестает показывать и только словами напоминает , что нужно делать. Это очень важный момент. Зная, что педагог все покажет, дети быстро перестают думать и просто подражают ему.

К 4 годам ребёнок овладевает важнейший операций - сравнением «Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышле­ния», - считал К.Д.Ушинский. К 5 годам дети становятся наблюда­тельными, у них развивается память и способность к воспроизведе­нию. Игровая, трудовая, изобразительная деятельность развивают у младшего дошкольника творческое воображение.

В средней группе педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, опре­деляя сходство и отличия (например, сравнивая рыбку и кита, дети выделяют общий для них овальный силуэт). Педагог учит детей переносить усвоенные способы изображения в новые усло­вия.

В средней группе дети лепят несложные предметы, состоящие из нескольких частей. Они должны научиться правильно передавать пропорции между частями предмета, прочно их присоединять и примазывать . Активно включаются в работу пальцы; такие дета­ли как уши, клювы, гребешки, делают путем прищипывания, шляпки грибов, мисочки - путем вдавливания, хвосты у птиц - растягиванием глины или пластилина. Одновременно с изображе­нием мелких деталей игрушек из глины и пластилина педагог учит детей изображать крупные, обобщенные фигуры из мокрого песка и снега, летом можно использовать репьи. В лепке из снега участ­вует и педагог, показывая детям, как надо скреплять детали, за­глаживать поверхность, украшать фигуру кусочками льда, ка­мешками и красками. В средней группе дети учатся использовать дополнительные материалы - иголки от сосны для изображения иголок у ежихи с ежатами, усов у кота; бусинки для изображения глаз. Для развития мелких мышц руки педагог дает задание выле­пить на пластине барельеф бабочки и украсить ее цветными гра­нулами полиэтилена или мелкими камушками, семенами цветов, лепестками. С этой же целью дается задание вылепливать из пла­стилина буквы.

На 4 году жизни значительно повышается уровень психического развития ребенка. Занимаясь лепкой с детьми этого воз­раста, воспитатель проводит детальное обследование предмета, сохраняя принятую последовательность: сначала эмоционально целостное восприятие предмета, затем вычленение отдельных его частей с указанием их функции, формы, цвета. Кончаете обследование повторным целостным восприятием. Для после­дующего изображения предмета в лепке важно не только зритель­ное, но и тактильное восприятие. Для этого педагог показывает детям обследующий жест - основной объем ощупать ладонями, а детали - кончиками пальцев. Для того чтобы ребенку интересно было рассматривать, можно придумать какую-то игровую ситуа­цию. Например, рассмотреть утенка для того, чтобы вылепить его похожим на маму-утку. Перед этим дать детям послушать фран­цузскую песенку «Десять маленьких утят», сделать несколько движений, имитирующих утят. Обследование не должно быть затянутым, чтобы не пропало желание лепить.

Рассмотрев с детьми предмет, педагог показывает им способ изображения . Это хороший обучающий метод при усвоении ново­го, так как у детей развито подражание. Ребенок должен увидеть те способы изображения, которые может показать только взрос­лый человек. Детям нужно показать, как пользоваться инструмен­тами. Но это полезно, только когда ребенок осваивает новый прием или изображаемый предмет сложен. В других случаях мож­но использовать частичный показ. Он дает возможность детям применить свою сообразительность и самостоятельно выполнить лепку. Если воспитатель на каждом занятии использует показ. дети становятся инертными. Им иногда достаточно только на­помнить знакомый способ действия.

Изобразительные возможности 4-летних детей зависят от разви­тия мышц кисти руки. Перед занятиями полезно проводить игро­вые упражнения, например, такие: «Ну-ка, ребята, покажем паль­чиками, как гусь щиплется. А как собачка мух ловит? А теперь по­кажем, как наши ручки работают. Пальчики - в кулак, разжали! Покрутим ручками, вот как они в разные стороны крутиться уме­ют!» В свободное время полезно проводить игру «Узнай форму на ощупь». Ребенку завязывают глаза, и он на ощупь определяет, что ему дали в руки - пирамидку, кубик, шар. Эта игра закрепляет зна­ние детей о различных геометрических формах и полезна для раз­вития ощущений. Можно использовать миндальные и грецкие оре­хи. Ребенку завязывают глаза, кладут его ладошку на орехи и спра­шивают, сколько их? Орехов должно быть не более 3. 4-летние дети справляются с этим заданием и с удовольствием играют в эту игру. Она одновременно учит счету и развивает восприятие.

Обучая детей 4-го года жизни новым приемам лепки, нужно использовать такие, которые они смогут применить в самостоя­тельном творчестве . Например, можно показать детям, как лепить елку . Сначала показать детям искусственную елочку, чтобы они увидели, какая она пушистая, что ветки ее располагаются ярусами, а внизу виден ствол. Затем педагог показывает, как из пластилина вылепить конус - ствол. Далее он привлекает детей к со­творчеству, эмоционально рассказывая, задавая детям вопросы заставляет их заинтересованно следить за процессом лепки и как бы участвовать в нем. «Ствол готов. Теперь догадайтесь, как я буду лепить елочку! Видите, какие у нее пушистые веточки? А как мы такие пушистые вылепим?» Воспитатель скатывает из пласти­лина шар, надевает его на палец и заостряет верхушку, стекой нарезает бахромой края шара. «Вот какая пушистая получается! Сейчас еще один ярус сделаем!» На глазах у детей он надевает готовый ярус на пенек и прижимает его плотно, потом лепит 2-й ярус и надевает его на 1-й. Всего 3 яруса надевает он друг на дру­га, и получается пушистая елочка. Приемы лепки несложные, и дети их запоминают легко. Если не все дети поняли, как нужно лепить, показ можно повторить. Когда 4-летние дети освоят этот прием, им будут доступны многие темы сюжетной лепки. Не­сколько елочек, грибы, ежик - и готова лесная полянка! Все изо­бражения можно переставлять, обыгрывать, населять лес другими зверюшками. Лепку елочки можно давать после того, как дети научились лепить снеговика из 2-3 шаров, тогда им будет поня­тен принцип строения елки, детально нужно будет показать толь­ко прием заострения верхушки шарика и нарезание бахромы сте­кой. Можно применить эвристический метод и после 1-го яруса спросить детей, как сделать елку высокой. Предложить им самим сообразить. Везде, где можно, следует спрашивать детей, каким способом лепить лучше , удобнее, прочнее, красивее.

В средней группе вводится сравнение, так как у детей уже сформировано представление о круглой и овальной формах. Сна­чала детям показывают, как лепить барашка, зайчика с овальным туловищем и круглой головой, затем педагог сравнивает овальное туловище барашка с туловищем ежика и показывает, как его нуж­но лепить, держа ладони под углом, как при лепке морковки, как загнуть кверху носик и стекой наколоть иголки, держа ее под уг­лом и слегка приподнимая. Иголки получаются торчащие. Прием несложный, но его нужно показать. Для закрепления дети вылеп­ливают маленьких ежат. Разнообразные детские работы можно объединять в единый сюжет.

Младшим дошкольникам уже доступны задания творческого характера . Творчество - самостоятельная деятельность дошкольника, но для ее развития необходимы новые яркие впечатления, ведь ребенок в своем творчестве образно отражает окружающий мир. Обучение детей идет быстрее, эффективнее, когда уси­лена образная основа изобразительной деятельности . Необходи­мо обогащать ребенка впечатлениями, используя музыку, поэзию, устное народное творчество, экскурсии в природу, знакомство с доступными произведениями искусства. Жизненный опыт ребенка еще очень мал, а те впечатления и наблюдения, которые у него есть, он не умеет использовать в изобразительной деятельности.

Самая доступная и полезная для ребенка информация - зри­тельная . Чтение книг с целенаправленным рассматриванием ил­люстраций дает детям очень много информации по изобразитель­ной технике, развивает воображение. Ребенок с удовольствием рассматривает вместе с взрослым в книжке, как изображен ежик, какой у него нос, есть ли уши, как расположены иголки, почему он на них накалывает яблоки, какие у него ноги, может ли он ходить на задних лапах, почему его так изображают художники. Вопросов во время рассматривания набирается множество, но изображение ежика после такого рассматривания отличается большой точно­стью независимо от того, рисует ребенок ежа или лепит. В книжных иллюстрациях и фотографиях имеется большая информация для изобразительной деятельности. Нужно научить детей получать ее. Рассматривая вместе с детьми иллюстрации, нужно постоянно об­ращать их внимание на важные детали, на способы изображения . Эти знания пригодятся детям в изобразительной деятельности.

С того момента, как дети начинают лепить, их нужно знако­мить со скульптурными изображениями животных . Особенно полезны маленькие фарфоровые статуэтки, они эстетичны, выра­зительны, и дети, рассматривая их, знакомятся с объемным изо­бражением. Не подходят для показа детям штампованные фигур­ки зверей, т.к. они часто утри­рованы и лишены какой-либо художественной выразительности, поэтому ничего, кроме засорения вкуса, не принесут. Учить детей смотреть - очень важно. При наблюдении живого объекта , предмета или его изображения нужно задавать ребенку вопросы: «Какая это птица?». «Какой у нее клюв?», «Какой фор­мы?», «Какие у нее глазки?», «Где крылышки?». «Какие они?», «Какой хвост?». На прогулке, когда дети играют, воспитатель всегда может найти минутку для индивидуальной работы с теми детьми, у которых плохо развита наблюдательность.

Для обогащения детей яркими впечатлениями, «оживления» образа используется музыка . Например, педагог берет на занятии лепкой тему «Котята» и ставит перед детьми задачу изобразить их в разных позах. После эмоционального рассказа (своего и детей) о проделках котят он показывает детям, как легко передать различ­ные движения котят, если раскатать цилиндр, стекой прорезать с двух сторон ноги и сгибать их по-разному. Так можно изобразить испуганного котенка с выгнутой спиной, играющего на опущенных передних лапках, сидящего или лежащего с поджатыми лапками. Фигурка животного дополняется круглой головой с прищипнуты ми ушками и хвостом, который может быть поднят кверху, опущен вниз. Для того чтобы дети представили веселого, играющего котенка, его разнообразные позы и захотели его изобразить, педагог после своей беседы о технике лепки дает детям послушать А.Гречанинова «Котик выздоровел». Музыка помогает представить движения играющего котенка и изобразить их. С такой же целью используется песенка «Рыбка» М.Красева Эта маленькая яркая песенка рождает интересные изобразительные замыслы даже у самых инертных детей. При лепке медведя можно использовать пьесу «Медведь» С.Ребикова, дающую образ неуклюжего большого медведя. Все эти музыкальные пьесы «оживляют» представления детей об образе и вызывают эмоцио­нальный отклик, они дают представления о движениях персона­жей и поэтому с наибольшей пользой могут применяться на заня­тиях лепкой. Игрушки, созданные в такой эмоциональной атмо­сфере, дети с удовольствием обыгрывают, имитируя их голоса в соответствии с музыкальными образами.

Поэзия так же, как и музыка, развивает воображение детей, обогащая их творчество. Особенно полезно детям знакомство с народной поэзией, потешками, прибаутками .

Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок,

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки.

На занятиях с младшими дошкольниками можно использовать стихи А.Барто, С.Маршака. Но при этом педагог дол­жен помнить, что одни стихи не дают младшим дошкольникам наглядно-чувственной картины, они нужны для эмоционального отношения к образу, поэтому, привлекая поэзию, нужно пока­зывать иллюстрацию , где этот образ зримо запечатлен.

Для обо­гащения детского творчества впечатлениями и наблюдениями многое дают прогулки . Самую обычную прогулку на групповой площадке можно превратить в увлекательное путешествие в мир природы. Иногда возможность понаблюдать за птицами и насе­комыми появляется неожиданно. На руку педагогу села бабочка, дети, затаив дыхание, рассматривают ее необыкновенно краси­вые крылья, усики, длинный хоботок, который она свертывает баранкой. Такое наблюдение нельзя заранее запланировать , следует ценить неожиданную возможность и предложить детям полюбоваться и рассмотреть бабочку. Дети увидели, как борют­ся два жука, поднявшись вертикально и обняв друг друга лапка­ми, каждый старается оттолкнуть от себя другого. Такая сцена тоже стоит внимания. Наблюдения должны накапливаться у детей, они пригодятся потом. Чаще всего воспитатель готовится к прогулкам и организует наблюдение за птицами, насекомыми сопровождая его короткими интересными замечаниями. Рассматривание насекомых в лупу дает новый, интересный ма­териал для изобразительной деятельности. Дети получают ин­формацию, которую обычно получить не могут. Это связано с открытиями, удивлением, яркими эмоциями. Чем больше таких наблюдений, тем больше у детей свежих, нешаблонных рисунков и лепки, совершенно неожиданных воплощений увиденного. Такие прогулки развивают воображение у детей, обогащают их по­знание и влияют на выразительность и творчество детей .

На 6-м году жизни с ребенком происходят большие изменения. Изменяются пропорции тела, ребенок становится подвижным, лов­ким, движения уверенные, совершенствуется координация. К этому возрасту у него активно развиваются мелкие мышцы руки. Эта важная способность руки связана с развитием речи и мышления. У 6-леток значительно повышается острота зрения, и они замеча­ют мелкие детали, это выражается в рассматривании насекомых, строения цветка, устройства различных механизмов и т.д. Мышление в этом возрасте конкретно, и только к 7 годам по­являются элементарные понятия. Естественно, что все это проис­ходит не у всех детей одинаково, даже у растущих в сходных усло­виях. Активно развивается речь, словарный запас ребенка 7 лет составляет около 4000 слов, но образную речь дети часто пони­мают буквально. Дети 6-7 лет хотят учиться, у них активизиру­ются познавательные интересы, в отношении с взрослыми появ­ляются личностное общение и собственные эстетические суждения и оценки.

В изобразительной деятельности дошкольников стар­шего возраста творчество играет все более важную роль . Это свя­зано с развитием личности ребенка. Понимая это, педагог ста­рается организовать детскую деятельность так, чтобы они виде­ли все краски жизни, ее удивительные проявления, научились любить прекрасное, чтобы им открылось особое видение мира и захотелось в творчестве выразить свои чувства и мысли. Педагог должен продумывать свои занятия, чтобы обучение развива­ло личность ребенка, а не превращалось в тренировку изобразительных умений. Поэтому главной задачей является формирова­ние творческого складаума , развитие воображения, эмоцио­нальной впечатлительности у старших дошкольников - раз­витие личности через изобразительная деятельность . Занятия лепкой дают для этого все возможности.

Одна из важнейших задач - научить детей наблюдать и размышлять над тем, что они увидели. Искусство учит детей высокой нравственности, поэтому педагог так организует культурную среду , в которой воспитываются дети, чтобы они могли познакомиться с произведениями искусства, при возможности - побывать в музее , где есть скульптуры, увидеть и рассмотреть городскую скульптуру . Более полному восприятию скульптуры способствует использование музыки, поэзии, художественного слова .

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают лепкой по представлению, с натуры, по памяти. По содержанию лепка мо­жет быть сюжетной, предметной, декоративной . Дети умеют да­вать эстетическую оценку лепным изображениям.

Воспитатель ставит своей задачей научить детей лепить скульптурным спосо­бом - вытягивая детали из целого куска, ленточным способом - в декоративной лепке. Дети должны овладеть многими приемами обработки и украшения вылепленного изделия - уметь загладить его поверхность, прочно скрепить детали, сделать налепы, углуб­ления, рельефы, уметь использовать каркасы, пользоваться стека­ми, работать с разнообразными пластичными материалами, уметь передавать движение. Дети младшего дошкольного возраста лепят конструктивным способом, составляя целое из отдельных частей: это им понятнее, доступнее, потому что у них еще нет целостного восприятия. Но конструктивный способ мешает соблюдать правильные пропор­ции, чаще всего к маленькому туловищу животного прикрепляют слишком большие конечности. Освоив простые формообразующие движения и способы изображения в «Почемучках», «Фантазёры» самостоятельно и свободно оперируют ими – это основа для создания выразительного изображения.

Детей знакомят со скульптурным способом изображения - лепка вытягиванием позволяет ребенку почувствовать всю массу туловища животного и сораз­мерность конечностей, движение пере­дается более естественно. Для более точной передачи дета­лей полезно использовать фотографии животных в разных позах или скульптуру малых форм. Они дают все необходимые сведения о животном и не навязывают чужой манеры изображения.

При ознакомлении детей с новым способом лепки педагог дает образец , который вместе с детьми рассматривает и анализиру­ет , а затем образец убирают . После этого необходимо показать новый способ лепки . Педагог демонстрирует приемы , постоянно обращаясь к опыту детей : «Как мы будем лепить птичку-свистульку из целого куска глины? Что сначала вылепим? Как будем вытягивать свисток? Какими пальцами будем работать?» Дети показывают пальцами движения, а педагог только коррек­тирует их. Усвоение этого приема очень важно для развития не­обходимых умений в лепке, поэтому педагог повторяет все движе­ния пальцами , чтобы их увидели все дети.

Частичный показ. На следующем занятии предлагает детям слепить елочку, но не так, как они лепили в средней группе, когда не было видно веток. Дети уже вылепили пенек - ствол, разделили пластилин и скатали его в шары, из которых будут вылеплены ярусы веток. Педагог надевает один из шаров на палец и спрашивает: «Как вытянуть ветки?» Нужно дать детям возможность подумать самим. Только после этого педагог показывает простой и экономный прием работы двумя пальцами - оттягивание на себя большим и указательным паль­цами , когда большой палец внизу, а указательный сверху, затем этими же пальцами нужно прижать с боков конец веточки, чтобы она стала более тонкой. Так вытягивают и округляют все ветки, работа более тонкая. Нарезать стекой бахрому по окружности шара, имитируя иголки, дети уже умеют, теперь они делают это на каждой ве­точке отдельно. Ставить один ярус на другой нужно так, чтобы ветки у елки не располагались одна под другой. Получается сим­патичная елочка, как настоящая.

Если не обращаться к прежнему опыту детей, педагог сам покажет прием, то дети инертно скопируют его действия, такое занятие не будет их развивать. Частичный показ имеет преимуще­ства перед полным. Если дети лепили Снегурочку в длинной шубке, а потом им пришлось лепить танцующую девушку в длинном пла­тье, то воспитатель может ограничиться беседой с детьми о том, какие движения характерны для танцующих и каким способом их лучше изобразить. Тогда дети вынуждены будут самостоятельно решать изобразительные задачи. Беспомощными ребята становятся тогда, когда их «ведут», не давая им самостоятельно разобраться с техническими трудностями. Достаточно один раз показать детям, как заглаживать поверхность вылепленной фигурки и продемонст­рировать результат (гладкая, блестящая, красивая), чтобы вызвать желание сделать так же. Позже, при анализе, нужно похвалить де­тей, которые правильно это сделали . Показывая детям прием за­глаживания поверхности, следует делать это указательным пальцем, а не большим, т.к. тренировать лучше указательный палец.

В.А.Сухомлинский считал, что ум ученика - на кончиках его пальцев, поэтому их нужно приучать к тонкой работе . Для этого можно предложить детям вылепить виноградную кисть или корзиночку с малиной . Из тонкой пластины вырезается виноградный лист, прикрепляется к ветке, где висит виноградная гроздь собранная из маленьких, зеленых шариков, на конце кисти более спелые и поэтому более светлые ягоды. Это задание полезно для развития мышц руки. Так же лепится и малинка: мелкими шариками облепляют большой, в одном месте прикрепляют зеленые чашелистики. Это работа коллективная одни дети лепят корзиночку, другие - малину.

Дети по-разному проявляют свои пристрастия в лепке , одним нравятся крупные формы, другим - мелкие, миниатюрные. Люби­телям миниатюры можно давать задания вылепить жука-носорога ежат, лягушонка, снабдив их фотографиями для уточнения деталей. Выразительные возможности пластилина позволяют передавать самые мельчайшие детали.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

у детей подготовительной к школе группы

по лепке жгутиками «Портрет»

Составитель: Жидких Елена Александровна, воспитатель.

2014г.

Воспитатель : Жидких Е.А.

Образовательная область : художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа : подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Тема занятия: лепка жгутиками «Портрет»

Цель: Создать условия для формирования у детей организованности при подготовке и проведении своей деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Дать детям представления о жанре художественно-творческой деятельности «портрет», особенностях изображения людей: мужчина и женщина, взрослый и ребенок;

Учить детей использовать технику лепки «жгутик»: скатывать в круг, соединяя способом «примазывания», скручивать между собой жгутики;

Показать детям возможности использования дополнительных деталей для передачи задуманного образа.

Развивающие:

Развивать внешнюю организованность детей: при подготовке и проведения своей деятельности использовать опору на алгоритм деятельности;

Развивать умение следовать цели, сравнивать замысел с достигнутым результатом;

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Приобщать детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Оздоровительные:

Сохранение психического и физического здоровья детей.

Словарная работа:

Обогащение словаря детей словами, характеризующими художественно-творческую деятельность (жанр, овал лица, выразительный образ, дополнительные детали).

Материал и оборудование:

Репродукции картин художников с использованием проектора, изображающие портрет мужчины, женщины, взрослого, ребенка;

Карты-схемы: «алгоритм подготовки к занятию», «алгоритм деятельности»,

На каждого ребенка рамка для портрета из картона, покрытого пленкой;

Пластилин;

Доски для лепки;

Салфетки;

Музыкальное сопровождение С.Рахманинов «Мелодия»

Методы:

Игровая мотивация;

Моделирование;

Словесные;

Наглядные;

Практические.

1 часть. Организационный момент

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети стоят в кругу, выполняют движения со словами:

Вот так!

Работа детей с алгоритмом подготовки к деятельности.

Дети занимают места за столами.

Дети отгадывают загадки.

Ребята, давайте поиграем в игру «Как живете?».

Повторяйте со мной движения и слова.

Как живете?

Как идете?

Как бежите?

Как берете?

Как даете?

Как слушаете?

Сегодня нам предстоит интересное занятие в творческой мастерской. Для его выполнения нам необходимо подготовить место для работы.

Как вы думаете, что мы будем делать?

Посмотрите на карточку-помощницу и проверьте все ли у вас готово к деятельности.

Что сегодня мы будем лепить, подскажет нам картинка – загадка! За каждый правильный ответ открываем фрагмент картины.

1. Два соседа – непоседы.

День – на работе,

Ночь – на отдыхе. (Глаза)

2.Между двух светил

Я в середине один. (Нос).

3.Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы, зубы)

4.Ношу их много лет, а счету им не знаю. (Волосы)

Цель: настроить детей на активную совместную деятельность, создание эмоционального комфорта.

Приложение №1.

2.Основная часть занятия.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Прической, украшениями, у мужчин могут быть усы, борода и т.д.

Работа детей с алгоритмом деятельности.

Дети рассказывают, чей портрет они хотели бы изобразить и как будут действовать.

Лепка детьми портретов.

- Ребята, картина, изображающая человека: мужчину или женщину, взрослого или ребенка называется портрет. Портрет – это, прежде всего человеческое лицо. Художник изображает его так, как видит. Не просто передаёт внешнее сходство, но старается раскрыть и характер человека: добрый, скромный, весёлый и т. д.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется портрет.

Что общего в изображении человека на всех картинах?

Чем отличаются портрет мужчины и женщины? Ребенка и взрослого?

Сегодня мы будем изображать портреты людей с помощью пластилина в технике «лепка жгутами» Эта техника вам знакома. Лицо, волосы, дополнительные детали для передачи образа – все выполняется в данной технике.

Обратите внимание, какой цвет пластилина можно использовать для изображения лица?! У нас нет розового и телесного цвета. Как нам поступить?

Сейчас подумайте и составьте с помощью карточек - помощников: кого вы будете изображать, последовательность работы над портретом.

Можете приступать к работе.

Ребята, постарайтесь передать в своей работе настроение и характер человека: добрый, скромный, весёлый, грустный.

В этом вам поможет музыка.

Проблемная ситуация.

Показ воспитателем смешивание цветов:

бежевый (белый и коричневый), розовый (белый и красный).

Приложение № 2

Воспитатель обращается к детям с просьбой рассказать о задуманном образе.

Воспитатель обращает внимание, что каждый может свою деятельность организовать по разному:

1.Выбор героя

2. Выбор цвета пластилина

3. Последовательности деятельности изображения.

Карточки 2,3,4,5 могут меняться.

Включить музыку.

Приложение № 3,4.

3.Заключительная часть занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети дают самооценку своих работ.

- Вот и закончилось наша работа в творческой мастерской.

Посмотрите, ребята, как много получилось интересных портретов: мужчины и женщины, девочки и мальчики.

Вам было интересно работать сегодня в творческой мастерской?

Все ли задуманное у вас получилось?

Давайте вернемся к карточкам-помощницам.

Ребята, кому они помогли?

Какие трудности были в изображении портрета жгутиками?

Ребята, кто считает, что выполнил задуманное до конца, выберите красный шарик, у кого есть незначительные отклонения от карточек-помощников, возьмите желтый шарик. Кто считает, что совсем не справился с заданием, возьмите зеленый шарик.

Ребята, у нас получилась выставка портретов. На наш вернисаж вечером мы пригласим наших родителей. Пусть они порадуются вашим успехам!

Приложение № 5,6.

Воспитатель помогает в самооценке детских работ, задавая наводящие вопросы.

Приложение № 7,8,9.

Приложение № 1.

Приложение № 2.

Приложение № 3.

Данная методика представлена В.Б. Косминской .

В этой группе воспитатель предоставляет детям больше самостоятельности в выборе темы, в возможности обдумать ее заранее и выполнить. Учить детей планировать свою работу можно во время наблюдений, перед чтением литературных произведений.

Для этого необходимо их предупредить, что они будут лепить гот предмет, который рассматривают на картинке или о котором им читают. Это дает возможность заранее настроить детей на предстоящее занятие, четко воспринять особенности предмета и в какой-то степени обдумать его изображение.

Если ребенок будет твердо знать, над чем он должен работать, то это даст ему возможность более целенаправленно и уверенно заниматься лепкой. Важно, чтобы дети научились понимать и передавать в лепке характер изображаемого.

Для этого воспитатель должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженными чертами. Ребята, как и в предыдущей группе, предварительно рассматривают предметы. Иногда можно придумывать игры с теми игрушками, которые предстоит детям вылепить. Но игра не дает возможности планомерно обследовать предмет.

В основном для изобразительной деятельности нужно развивать в детях зрительное восприятие окружающего на основе приобретенных знаний и опыта. Зрительный анализ здесь воспитатель проводит так же, как и в других группах. В начале занятия ребята рассматривают предмет со всех сторон, зная, что это необходимо для того, чтобы во время лепки все стороны выполнялись одинаково хорошо.

Для демонстрируемого предмета желательно иметь специальное приспособление - подставку с поворотным кругом, что даст возможность показать ребенку противоположную сторону предмета. После этого предмет снова возвращают в прежнее положение.

Дети 5-6 лет уже в состоянии проанализировать строение, форму предметов. Воспитатель, обводя жестом форму, предлагает ребятам рассказать о ней, дать описание ее характерных особенностей. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель это делает сам.

Многие способы лепки детям знакомы. Они умеют создавать основные формы, видоизменять их, а, следовательно, воспитателю нет надобности, прибегать к показу изображения на каждом занятии. Все чаще он полагается на самостоятельность детей в решении тех или иных вопросов. Задача воспитателя - понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении.

Тем ребятам, которые неудачно выбрали способ лепки, нужно доказать, что есть другой, наиболее удобный и подходящий.

Важно, чтобы дети из множества возможных способов научились выбирать наиболее эффективный, который позволит создать выразительный образ.

Например, собаку или кошку можно вылепить способом вытягивания из целого куска глины или из отдельных частей.

Лепка из отдельных частей более длительна и в результате детского исполнения дает в основном статичный образ, а из целого куска дает возможность сразу наметить основные детали, установить их в нужном положении. Этот способ сложный, но в старшей группе дети с ним знакомы и могут самостоятельно его применять.

Трудность вытягивания формы из целого куска для ребенка заключается в том, что нужно на глаз определить количество глины для той или иной части. Дети 5-6 лет уже могут на глаз определять, сколько потребуется глины для частей, но дальнейший процесс - уточнение пропорций и формы - ребенку еще сложен. И здесь должен помочь воспитатель, указывая на недостатки в изображении. Помощь эта заключается в наводящих вопросах, дополнительном анализе формы, подсказе некоторых изобразительных средств.

Кроме того, детям необходимо читать интересные рассказы, сказки, стихи, в которых ярко раскрывается тот или иной образ. Иногда используются загадки, но, как и в средней группе, надо подобрать тексты так, чтобы описание предмета больше касалось перечисления частей, формы, размеров, действий.

Например:

С рожками, бородкой,

хвост совсем короткий,

Забодает, если зол,

Кто же это? (Козел.)

В конце занятия воспитатель показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет их ответы.

Важно, чтобы дети научились критически и доброжелательно оценивать свою лепку и работу товарищей.

Предложенные занятия для экспериментальной группы представлены в приложении Б. Альбом для лепки представлен в приложении В.

Подготовительная к школе группа

Особенности пластической формы, создаваемой детьми

Лепные изделия детей подготовительной группы выразительнее, интереснее и разнообразнее, чем у детей 5 лет. Объясняется это тем, что у них накопился большой запас зрительных образов.

У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие по­лучили речь, мыслительные процессы.

Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают яв­ления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно рас­положить предметы по отношению друг к другу.

Изменения в развитии изменяют и характер изобразительной деятельности. У детей появляется желание точнее передавать фор­му, пропорции; их начинает увлекать изображение деталей и пред­метов, дополняющих образ. Дети способны изменить положение частей фигуры при движении, например, у идущего человека руки и ноги согнуть (в локтях и коленях, а не только развести). Они определяют положение основной части - тела бегущего или лежа­щего зверька.

По сравнению со старшей группой дети все чаще пользуются способом вытягивания из целого куска, широко используют сте­ку, совершая ею многие операции.

Несмотря на то, что весь процесс создания образа более твор­ческий и самостоятельный, форма, вылепленная с большим понимани­ем ее строения, остается очень обобщенной, например голова часто изображается в виде шара, туловище - яйцеобразной (оваль­ной) формы. Следовательно, детям 6 лет еще недоступно полное изо­бражение всех особенностей формы, и они передают лишь ее ос­нову, бессознательно отбрасывая сложности строения. Но для того чтобы дети могли изобразить предмет, даже в таком обобщенном виде сделать его понятным для окружающих, они должны хорошо представить себе облик предмета со всеми его особенностями.

Задачи обучения

Программа обучения детей в подготовительной к школе груп­пе значительно сложнее и разнообразнее по сравнению с програм­мой старшей группы.

Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства , а также овладеть изобразительными и техническими прие­мами .

Дети 6 лет, как правило, пользуются многими способами изображения, но основной для них - пластический способ - лепка из целого куска.

Опираясь на ранее полученные знания объемных тел (конус, шар, овоид, цилиндр), дети одновременно должны самостоятельно определять исходную форму для лепки предметов.

Педагог, развивая творческую инициативу, предоставляет им возможность самостоятельно выбирать темы , выразительные средст­ва и способы изображения .

Все перечисленные задачи конкретизируются по кварталам.

Прохождение программы

I квартал

В I квартале перед воспитателем стоит задача - научить детей лепить предметы характерной формы. Для этого в начале года им предлагают изображать овощи и фрукты.

В подготовительной к школе группе задачи усложняются : дети лепят два однородных предмета различной формы , например одно яблоко овальной формы (крым­ское, а другое округлой (антоновское), несколько видов огурцов.

Из вылепленных фруктов или овощей составляется и общая ком­позиция на тарелке, в корзине или в вазе.

Детей учат создавать фигуры по игрушке или скульптуре, изо­бражающих предмет в действии : поющий петух с горделиво подня­той головой, котенок, играющий в мяч, и т. д.

Изображение петушка в разных положениях

Дети лепят животных по представлению . Они должны четко пред­ставить себе характер формы основной части и те особенности , ко­торые отличают данное животное от других . Например, собак разных пород, медведя от волка, утку от гуся, петуха от курицы.

Создавая изображение по представ­лению, дети будут руководствоваться общими знаниями строения жи­вотных и теми, которые они получили во время лепки с натуры. Дети могут передавать довольно тонкие отличия, например по­роды собак по длине и форме туловища, по длине ног, строению головы.

Успешное изображение предмета зависит от способов соедине­ния частей . Кроме примазывания одной части к другой, можно сое­динять их вкладыванием одной части в углубление другой , предва­рительно сделав насечки на конце той части, которая вставляется.

Во время изображения отдельных предметов дети продолжают учиться устанавливать фигурки в вертикальном положении на под­ставках

В I квартале дети продолжают лепить фигуру человека . Снача­ла это несложные фигурки, повторяющие по способу те, что лепили в старшей группе.

Но в подготовительной возрастают требования к изображе­нию формы и пропорций и поэтому постепенно во время лепки с натуры (как пра­вило, куклы) дети уточняют форму, пропорции человеческой фигуры. Воспитатель вместе с детьми сравнивает по размерам части и ус­танавливает, сколько раз голова куклы умещается во всем ее туло­вище.

Фигурки людей можно лепить и по игрушкам дымковских мас­теров. Они сложнее по своим пропорциям прежде всего потому, что в основном изображают взрослого человека, у которого голова ук­ладывается в туловище 7-8 раз.

Вводится способ лепки, которым пользуют­ся дымковские мастерицы : голову и кофту лепят из одного куска, а юбку - отдельно в виде колоколообразной формы из расплющен­ного пласта глины. Этот способ дает возможность сделать юбку по­лой, отчего изделие становится легче. Голова с кофтой и юбка соеди­няются воедино и плотно примазываются друг к другу, а руки при­крепляются по отдельности: сначала - одна, потом - другая. Все мелкие детали - оборки, фартук, рюши, кокошник - выполняются путем налепа.

Изготовление куклы с юбкой-колоколом

Детей учат изображать человека и по пред­ставлению . Темы могут быть разные: «Мальчик (или девочка) держат флажок», «Мальчик идет в школу». Во время лепки на подобные темы дети имеют возможность фантазировать, выбирая образ, переда­вать формы и действия, использовать способ лепки.

Начиная с I квартала дети могут лепить сказочные персона­жи , например Бабу Ягу в ступе, Чиполлино. Это позволяет раз­вивать у них творческую инициативу. Характерные черты сказочных героев помогают детям достичь сходства в изображении, повышают интерес к лепке.

II квартал

Во II квартале отрабатывается умение лепить из целого куска . Детей учат создавать двух-трехфигурные композиции , используя умения, полученные в I квартале.

Передавая сюжет сказки, дети учатся соблюдать взаимосвязь между фигурами , соразмерять их и плотно прикреплять к подстав­ке, которая может быть любой формы, а толщиной не менее чем 1 см. Чтобы все фигуры композиции были устойчивы, детей обучают устанавливать их с третьей точкой опоры. Так, например, фигура медведя с коробом на спине может опираться на палку-посох; опорой для мальчика, который лепит снеговика, может явиться снеж­ный ком

В декоративной лепке дети изображают игрушки по типу народ ­ных (куклы, козлы, кони), а также посуду и пластинки, украшен­ные узором.

В подготовительной к школе группе детей обучают лепке по­суды из колец , а также путем выбирания глины из цилиндрической или шарообразной формы стекой .

В первом случае кольца, сде­ланные из валиков, укладывают одно на другое и плотно соеди­няют, замазывая места соединения с внутренней и внешней сторон.

Лепка посуды из колец

Во втором случае левая рука держит изделие, а правая рука стекой (или стекой-петлей) делает углубление, постепенно увели­чивая его

Лепка посуды способом выбирания глины

Первым способом можно вылепить кружку, миску, солонку, ва­зу для цветов, а вторым - горшочки, кувшины, округлые и цилинд­рические вазы

Одновременно детей учат обрабатывать поверхность изделия, заглаживая ее мокрой тряпочкой для последующего украшения рель­ефом или росписью ангобом или гуашью. Кроме сосудов, дети мо­гут делать декоративные пластинки, при изготовлении которых они учатся заранее создавать эскиз в виде рисунка, а затем по не­му лепить изделие из глины.

III квартал

В III квартале воспитатель обучает детей коллективной лепке .

На основе ранее полученных знаний и умений дети создают коллективные композиции : футбольное или хоккейное поле, где пер­сонажи находятся в разных положениях, птицеферму, зоопарк и т. д.

В процессе коллективной лепки они учатся соразмерять свою ра­боту с работами других, сопоставляя фигурки на глаз, или пристав­ляя к большой фигурке маленькую, или с помощью палочек (мерок), соответствующих по длине и высоте тем фигуркам, которые они бу­дут лепить. Дети учатся проявлять инициативу, внося свои предложения для решения общей композиции, стараются делать свою работу так , чтобы она была как можно лучше . Те, кто хорошо лепит, могут по­могать своим товарищам .

Таким образом, коллективная лепка , кро­ме задач обучения изобразительным и техническим приемам , пре­дусматривает задачи воспитательного характера .

Программа III квартала строится на изображении по представле­нию , но это не отменяет лепку с натуры, по картинке.

По представлению изображаются звери для игры в зоопарк. Это задание требует предварительной работы по накоплению у детей зрительных образов. Кроме того, детям предлагают лепку животных непосредственно с игрушек, например слона, жирафа, бегемота, медведя.

Лепка жителей зоопарка

Игрушка, как правило, статична; поэтому на последующих занятиях педагог предлагает изображение этих живот­ных по картинкам, где звери представлены в динамике.

IV квартал

В IV квартале дети совершенствуют свои умения в лепке, соз­дают предметы , которые используют во время игры , занимаются де­коративной лепкой , создавая посуду для игр, вазы для цветов и пластинки, которые объединяют в декоративные фризы.