Опасно ли летать беременным. Беременность и авиаперелеты

Для формирования успешной личности с самого детства следует вложить в восприятие мира ребенка важные понятия. Трудолюбие - одно из них. Именно поэтому на уроках в младших классах рассматривается вопрос о том, чем отличается труд человека осенью от работ в другие сезоны. Также важно довести до сознания малышей, почему так важно активно работать не только весной и летом.

И не страшен будет никакой мороз!

Труд человека осенью несколько отличается от других сезонных работ. Дети уже должны понимать, что всё живое в Евразии начинает готовиться к холодному периоду. Поэтому первым важным делом людей является утепление жилищ - собственного дома и строений, предназначенных для зимовки домашних животных.

В квартирах большинство людей заклеивает щели в окнах. Делается это для того, чтобы зимой из них не дул холодный воздух. Хотя во многих жилищах сегодня устанавливаются пластиковые окна, которые обеспечивают герметичность. Но и они требуют некоторой подготовки к зимнему периоду.

Заодно хозяйки производят генеральную уборку в помещениях: перебирают хранящиеся вещи, выкидывают ненужный хлам, моют окна. Ведь зимой это сделать будет сложнее, чем осенью.

Забота о братьях наших меньших

Особого внимания требуют также жилища животных, которые проводят зиму вне человеческих домов. К таковым относятся коровы, лошади, овцы, козы, кролики, шиншиллы, хорьки, норки, домашняя птица и пчёлы.

Труд человека осенью, проживающего в этим очень отличается от занятий горожанина. Ведь сельчанину нужно законопатить щели в коровнике, в птичнике, утеплить клетки, предназначенные для мелких животных или занести их в крытые помещения, перенести ульи с пчёлами в омшаник.

А самые заботливые хозяева даже не забывают повесить на вход в кусок плотной ткани или резиновый коврик и проверить, удобно ли животному заходить внутрь, понимает ли оно, как это делать.

Забота о братьях наших меньших, то есть о живых существах, населяющих планету - важный и нужный труд человека осенью. В школе дети мастерят кормушки для птиц, развешивают их и зимой следят, чтобы в них всегда была пища для пернатых.

Заготовка кормов

Все, кто содержит в хозяйстве скотину, питающуюся сеном, заботиться о зимней кормёжке начинают ещё летом. Сенокосная пора - горячее время.

Траву для сена скашивают, высушивают, складывают в стога. Но осенью нужно побеспокоиться о том, чтобы сено не сгнило от попадания на него осадков. Поэтому корм для травоядных животных следует перенести в помещение либо тщательно укрыть.

на полях

Для многих наступление осени связано с обилием овощей и фруктов. Но как доказывает практика, трудно вырастить урожай, но и не легче его собрать без потерь.

Для наступает горячая пора. Зерноуборочные машины целыми днями на полях убирают пшеницу, рожь, овёс, гречиху, горох и другие культуры. Очень важно сделать все работы до наступления периода дождей. В противном случае весь урожай сгниёт на корню.

Однако машины не всегда могут полностью собрать все колосья. Много их падает на землю. Раньше дети даже снимались с занятий и ехали в поля, чтобы там помогать взрослым - подбирать упавшие колосья. Таков был посильный вклад в труд человека осенью. 2 класс уже вполне качественно справлялся с такой задачей.

Сегодня детей уже не привлекают на такие работы, а зря. Теряется связь с землёй у подрастающего поколения, уважение к труду хлеборобов. Отсюда и обилие фотографий в интернете с надетыми на ноги булками, имитирующими домашние тапочки…

Собираем урожай - не зевай, не отставай!

Убирают также свёклу и картофель, морковь и другие корнеплоды. Крупные хозяйства делают это с помощью специальных машин. А вот сельчане-частники порой выкапывают свой урожай по старинке, лопатой и граблями. Большинство детей не только слышало об этом - им самим знаком такой труд человека.

Осенью 1 класс вместе с учителем должен обязательно на своём выкопать несколько кустов картофеля, моркови, свёклы. Тогда дети поймут, как тяжело достаются человеку продукты питания и, возможно, станут бережнее относиться к ним.

Парим, варим, закатываем

А ведь так хочется сохранить выращенные на дачах и огородах плоды и полакомиться ими зимой! Поэтому труд человека осенью часто связан именно с консервацией. Многие хозяйки в этот период варят варенья, засаливают и маринуют овощи, делают компоты, засушивают грибы и травы для приправ.

Уборка территории

Сколько опавших листьев на земле осенью! Это красиво. Но со временем они будут гнить. Из-за этого многие вредные микроорганизмы станут быстро размножаться в благоприятной для этого среде. Поэтому с уборкой их и связан труд человека осенью. По окружающему миру на уроках дети не только говорят об этом, но и сами помогают взрослым в этом занятии.

На огородах и дачах люди тоже убирают опавшую листву, ботву от собранного урожая.

Посадка растений осенью

Хотя зимой жизнедеятельность растений замедляется, многие из них требуют посадки поздней осенью. Например, некоторые сорта чеснока обязательно высаживают под зиму.

Большинство саженцев кустов и деревьев тоже лучше всего приживается по осени. Опытные садоводы с наступлением холодов делают прививки плодово-ягодным деревьям. Так растения меньше всего травмируются и легче переносят эту процедуру.

Очень многие люди уже осенью готовят землю к весенним посадкам. Для этого они вносят на участки удобрения, перекапывают огороды.

Очень важно каждый вид деятельности выполнять вовремя. Только тогда можно рассчитывать на отличный результат.

Календарный план воспитательно – образовательной работы в старше – подготовительной группе «Солнышко»

Тема: «Что нам осень принесла? Труд людей осенью»

Цель: расширение знаний детей об осени, осенних явлениях природы, осеннем урожае и сельскохозяйственных работах.

Итоговое мероприятие : выставка «Дары природы» , дата проведения – 09.10.2015г.

Дата: 05.10.2015г. понедельник

Режим - ные моменты

Групповая (подгрупповая)

форма работы

Индивидуальная

форма работы

Утро

1.Утренняя гимнастика.

2.Беседа «Овощи нашего огорода».

3.Рассматривание иллюстраций «Овощи».

4.Игры - поручения:

«Собери в корзиночку овощи».

«Достань из мешочка овощи круглой

формы».

5. КГН - продолжать совершенствовать культуру поведения во время приема пищи.

Индивидуальная работа на
внимание, сравнения:

«Найди, что не подходит» - с Викой, Ириной, Антоном.

1.Дидактические игры: «Собери урожай».

«Как сделали томатный сок».
2.Пальчиковые игры
«Сортируем овощи»
«Апельсин».

3.Самостоятельные игры по желанию.

2.Предложить родителям

приготовить совместно с
детьми овощной салат.

НОД

I .Художественная литература

Пересказ укр. нар. Сказки «Колосок» Ушакова, с.264 (5-6)

Цель: учить детей пересказывать сказку самостоятельно. Передавать интонацией характеры героев, своё отношение к персонажам
рассказывать в лицах (меняя голос, интонацию); развивать умение понимать образное содержание и значение пословиц

2. Мир музыки

По плану муз.работника

3. Природный мир

Дары осени. Труд людей осенью. Горькова, с.48, 138

Цель: закрепить знания детей об осени, обратить внимание на красоту этого времени года; уточнить представления детей о дарах осени -
овощах и фруктах, грибах и ягодах. Формировать начала экологической культуры.

Прогулка

1.Наблюдение за погодой.
Какое небо? Что на нем есть? Как
можно сказать про погоду? Дует ли сейчас ветер? Как узнаем, что он дует? Что качается, трепещет от ветра? Как можно сказать про такую погоду? Холодно сегодня или тепло? Что
надето на детях? Как можно сказать
про такую погоду?

2.Д/и «Поднять глаза к небу, опустить

взгляд на землю, закрыть глаза.

подставить лицо ветру, отвернуться от

него - итог идём по ветру».

Художественное слово: не зверь, а воет

(ветер).

Примета: Осенью паутина - на ясную
погоду.

Индивидуальная работа по ФИЗО с Артёмом, Лёшей, Федей: бег
препятствиями.

1.П/игры:

- «Ловишки» - развитие бега,
ловкости.

- «Удочка» - развивать
внимание, ловкость,
выдержку; упражнять в
прыжках на месте в высоту.

2.Трудовые поручения: убрать
листья с веранды.

Возвра - щение с прогулки

Чтение скажи «Большая морковь».

Вечер

1.Бесела на тему: «Для чего нам нужны
витамины?»

2.Дидактические игры «Полезно или
вредно»

3.Чтение: Г. Горн «Энциклопедия
здоровья в сказках».
4.Рассматривание овощей и фруктов,
составление описательных рассказов.

1.Индивидуальная работа с
Давидом, Семёном, Доминикой:
«Слепи овощи».

2.Индивидуальная работа по
подготовке руки к письму с Викой.
Артуром, Максимом:
обвести по трафарету овощи и
заштриховать их.

1.С/р игра «Семья», сюжет
«Летние заготовки»

2.П/и «Овощи

Прогулка

1.Наблюдение за деревьями на участке детского сада.

2.П. /и: "1,2,3 к дереву беги",

Метание шишек в дерево правой и левой рукой,

"Поймай грибок"

3.Пальчиковая гимнастика "Осень"

4. Дидактические игры : "Найди дерево", "Сравни".

5.Худ. Слово: И. Бунин « Листопад»

Индивидуальная работа по ФИЗО
с Ирой, Доминикой, Викой:
перепрыгнуть дорожку из
листиков.

"Собери только желтые; зеленые, красные листочки",

1.П/игры:

- «Бездомный заяц» -
развитие бега, умения прыгать
на двух ногах.

Хороводная игра «По дорожке Валя шла»

2.Трудовые поручения: собрать
букет из листьев.

Индивидуальные беседы,
консультации по запросу
родителей

Дата: 06.10.2015г. вторник

Режим - ные моменты

Совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

Вовлечение семей в образовательную деятельность:

Групповая (подгрупповая)

форма работы

Индивидуальная

форма работы

Самостоятельная деятельность детей

Утро

1.Беседа «Золотая осень» -
вспомнить с детьми о смене времен
года. Повторить название времен года и
их очередность. Вместе с детьми
выделить приметы осени.

2.Д/И « Когда это бывает» - закрепить
приметы лета и осени.

3.Наблюдение в уголке природы за

цветущим бальзамином - закрепить название цветка и его части

1.Индивидуальная работа с Настей,
Катей, Викой - закреплять
умение сравнивать предметы по
высоте.

2.Индивидуальная работа с Ромой, Кириллом - продолжать совершенствовать культуры еды: правильно пользовать столовыми
предметами.

1.Д/и «Телефон».

Лепка «Булочка из сдобного
теста»

2.Рассмотреть картину
И. Шишкина «Рожь».

3.Д/и «Родственные слова»

Предложить родителям
познакомить своих детей с
разнообразием изделий из
муки.

НОД

1. Речевое развитие

Беседа об осени Аджи, с. 38-43

Цель: уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и труде людей, уточнить приметы осени, напомнить четям
название осенних месяцев. Уточнить знания о других временах года. Учить слушать музыку об осени, определять её характер и настроение
Развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

2. Художественная деятельность (рисование)

Что созрело в огороде? Бондаренко, с.413

Цель: вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, желание изображать овоши и фрукты. Развивать творческую
активность, воображение, образное мышление. Закрепить навыки рисования разнообразных округлых форм. Уточнить представления детей
о натюрмортах.

3. Физическое развитие (улица)

Замятие №6 Пензулаева, с. 14 (подг.г.)

Цель: упражнять детей в ходьбе и беге между предметами, в прокатывании обручей друг другу, развивать внимание и быстроту движений.

Прогулка

1.Наблюдение за неживым объектом -
рассматривание березы. Какого
цвета на ней листья? Каких листьев
больше зеленых или желтых? Есть ли
листья поддеревом, на земле? Какого
они цвета? Где листьев больше на
дереве или под ним?
2.Рисование березки на листе бумаги и в
календаре.

3.Хоровод: «Во поле береза стояла».
4.Художественное слово: стоит Алена,
платок зеленый, тонкий стан, белый
сарафан; не заботясь о погоде в
сарафане белом ходит, а в один из
осенних дней сентябрь желтые листья
дарит ей.

Индивидуальная работа по ФИЗО
с Лёшей, Ульяной. Камиллой,
Кириллом: прыжки на двух ногах
с передвижением вокруг березы.

1.П/игры:

- «Море волнуется» -
развитие координации
движений, воображения

- «Караси и тука» - развивать
умение выполнять движения
по сигналу: упражнять в беге и
приседании, в построении в
круг, в ловле.

2.Трудовые поручения: собрать листья березы для гербария.

Возвра - щение с прогулки

Ситуативный разговор.

«Почему нельзя кушать много мучного?»

Вечер

1.Д/и «С какого дерева листок?» -
закрепить знания о деревьях (клён, берёза).

2.Чтение «Листопад» И. Бунин -
показать особенности стихотворного
текса, помочь понять содержание.

Индивидуальная работа с Алиной,
Семёном, Настей - поисковая
деятельность: предложить
сосчитать количество зерен в
колоске, вспомнить, что колосок
вырос из 1 зерна.

1.Рисование по замыслу

«Что нам осень принесла» - формировать умения рисования карандашами, рассказывать о своей работе.

2.Чтение русской народной сказки: «Вершки-корешки»

3.Д/игра: « Узнай по запаху»

Прогулка

1.Беседа: « Как звери и птицы готовятся к зиме»

2.Наблюдение за птицами.

3.П/ И: «Перелет птиц», «У медведя во бору»

4. Пальчиковая гимнастика "Воробушек"

Индивидуальная работа но ФИЗО
с Артуром, Ромой, Максимом:
перепрыгивание через дорожку из
листьев.

1.П/игры:

- «Ловишка, бери ленту» - развитие бега,ловкости.

- «Затейники» - развивать
находчивость, ловкость;
упражнять в ходьбе по кругу,
в согласованности движений.
2.Трудовое поручения: собрать семена цветов.

Покормить синичек.

Индивидуальные беседы и
консультации по запросам
родителей

Дата: 07.10.2015г. среда

Режим - ные моменты

Совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

Вовлечение семей в образовательную деятельность:

Групповая (подгрупповая)

форма работы

Индивидуальная

форма работы

Самостоятельная деятельность детей

Утро

1.Беседа «Дары осени» - закрепить знания детей об овощных культурах. Воспитывать благодарное чувство к природе и людям, которые благодаря своему труду получают урожаи.

2.Д/И «Угадай овощ» - закрепить обобщающие понятия «овощи», различать их по внешнему

виду и на ощупь.

3.Разучивание пальчиковой

гимнастики «1.2.3.4.5 будем листья

собирать...» - развитие мелкой

моторики рук, интонационной

выразительности речи.

4.Трудовое поручение: раздать ложки к
завтраку - формировать умение
накрывать на стол.

Индивидуальная работа с Аней, Артёмом, Настей.

Закреплять умение закрашивать
предметы, не выходя за контур.

1.Ситуативный

разговор «Почему нельзя жечь
сухие листья» - формировать
представления о правилах
поведения в осеннем лесу.
2.Чтение «Осенние листья по
ветру кружат» А. Майков -
обратить внимание на
мелодичность и напевность
стихотворной формы.
3.Проблемные ситуации «Что
надеть на прогулку» -
развивать умение делать
простейшие выводы.

НОД

1 .Математическое развитие
Ст.г.-Занятие №2.
Помораева. с. 15

Цель: упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 на слух, на ощупь. Закрепить умение сравнивать два предмета по длине и
ширине. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперёд, назад, направо, налево.
Подг.г. - Занятие №2. Помораева, с. 18

Цель: упражнять в делении множества на части и объединении частей в целую группу, совершенствовать умение устанавливать зависимость
между множеством и его частью. Учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 5. Закреплять умение делить круг и квадрат на 2 и|
4 равные части, сравнивать и называть их. Закреплять умение называть знакомые геометрические фигуры.

2. Физическое развитие (зал)

Занятие №4. Пензулаева, с. 11(подг.г.)

Цель: упражнять детей в равномерном беге с соблюдением дистанции; развивать координацию движений в прыжках с доставанием до
предмета; повторить упражнения с мячом и лазание под шнур, не задевая его.

Прогулка

1.Наблюдение «Рассматривание
осеннего дерева»

Цель: формировать знания об основных
частях дерева, их высоте и толщине;
Воспитывать умение радоваться
прекрасному, бережно относиться к
природе

2.Игра с выносным материалом - мяч,
«Кто больше назовет фруктов».

Индивидуальная работа по ФИЗО
с Ульяной, Катей, Людой:

«Попади в цель» - закреплять умение метать мешочки в горизонтальную цель

1.Игры с природным и
бросовым материалом
«Магазин»

2.Подвижная игра «Гуси -
лебеди»

Цель: учить действовать по
сигналу

3.Трудовое поручение:
насыпать песок в песочницу-
прививать интерес к труду

Возвра - щение с прогулки

Чтение норвежской сказки «Пирог».

Вечер

1.Совместная деятельность воспитателя и детей

«Лепим овощи для игры «магазин» - закрепить умение лепить знакомые овощи, используя ранее изученные приемы
2.Сюжетно-ролевая игра «Магазин
овощей» - закрепить названия
овощей; правила поведения в магазине,
профессиональные действия продавца.
3.Чтение «Ветрено» И. Токмаковой -
показать как литературное слово
созвучно с самой природой.

Индивидуальная работа с
Кириллом, Ромой, Максимом: развитие движений - умение отстукивать мяч об пол двумя руками.

1.Самостоятельное
художественное творчество
«Мои любимые фрукты и
овощи».

2.Дидактическая игра:
« Где что зреет»

Прогулка

1.Наблюдение - обойти участок, рассмотреть и назвать, какие на нем растут деревья, кустарники; обнаружить на них признаки начавшейся осени,
полюбоваться разноцветными листьями,
рассмотреть покров земли и отметить,
что трава еще зеленая, много осенних
цветов. Много ли на участке зелени цветов? Красив ли участок? Что создает красоту? Является ли участок для кого-то домом? Для кого? Что есть кому-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка?

Индивидуальная работа по ФИЗО
с Людой, Семёном,
Артёмом: пройти по листикам
четко наступая на выложенную
дорожку.

1.И/игры:

- «Бездомный заяц» -
развитие бега, умения прыгать
на двух ногах

-«Зайцы и волк» - учить
правильно, прыгать на двух
ногах, слушать текст и
выполнять движения согласно
тексту.

2.Трудовые поручения: собрать семена цветов.

Индивидуальные беседы и
консультации по запросам
родителей

Дата: 08.10.2015г. четверг

Режим - ные моменты

Совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

Вовлечение семей в образовательную деятельность:

Групповая (подгрупповая)

форма работы

Индивидуальная

форма работы

Самостоятельная деятельность детей

Утро

1.Знакомство с профессией «Хлебороб».
2.Чтение рассказа И. Токмаковой «Кем
быть»

3.Д/и «Кто растит хлеб»,
4. КГН - побеседовать с детьми о культуре поведения за столом

5.Физкультминутка «Из зернышка -
колосок»

6.Просмотреть презентацию «Откуда хлеб пришел».

Индивидуальная работа:
формировать привычку следить за
опрятностью одежды, причёски.

1.Заучивание стихотворец
И. Майкова «Осень».
2.Рассматривание картин
«Осенняя природа».

3. П./и «Собери-ка яблочки на ощупь»

Предложить родителям
вместе с детьми
приготовить дрожжевое
тесто и испечь пирог.

НОД

1. Речевое развитие (обучение грамоте)

Ст.г. - Занятие №2. Ельцова, с.75

Цель: формировать понимание того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения, воспитывать речевое внимание,
фонематический слух. Упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Подг.г. - Занятие №2. Ельцова, с. 157

Цель: познакомить детей с историей возникновения письменности: обогащать словарь пословицами и поговорками, развивать
фонематический слух; познакомить с буквой «О». Развивать мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги.

2. Физическое развитие (зал)
Занятие №5 Пензулаева, с. 13 (подг.г.)

Цель: продолжать упражнять детей в равномерном беге с соблюдением дистанции; развивать координацию движений в прыжках с
доставанием до предмета: повторить упражнения с мячом и лазание под шнур, не задевая его.

З.Художественная деятельность (аппликация/лепка)

Аппликация « Натюрморт из овощей и фруктов» Швайко, с. 163

Цель: учить детей располагать предметы в аппликации на широкой поверхности, частично загораживая один предмет другим. Воспитывать
умение совместно выполнять общую работу. Упражнять детей в вырезывании исходных форм нужной величины и формы.

Прогулка

1.Беседа об осени (приметы) - пословицы и народные приметы об осени.

2.Экскурсия в осенний парк.

Д/игра: « Четвертый лишний»

3.Художественное слово: К. Бальмонт « ОСЕНЬ»

С/р. игра: «Магазин цветов»

4. Наблюдение за цветущими цветами на клумбе.

5.Загадки об осени.

Индивидуальная работа по ФИЗО с Катей, Лёшей, Ульяной: прыжки в виде лягушки.

1.П/игры:

- «Классики» - учить детей прыгать через скакалку,

- «Бездомный заяц» -
упражнение в беге,
ловкости, смелости.

2.Трудовые поручения:
привести в порядок
песочницу.

Возвра - щение с прогулки

Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень».

Вечер

1.Разучивание пословиц:
«Хлеб - всему голова», «Хлебушек
ржаной - отец нам родной». «Без хлеба -
половина обеда».

2.Серия картинок

Перемещение воздушным путём считается самым быстрым способом попасть из одной точки на карте в другую. Но перелёты иногда опасны некоторым людям по состоянию здоровья. Беременность - не болезнь, конечно, но ответственность за жизнь внутри призывает женщину быть осторожной. Опасны ли полёты для будущей мамы и малыша, и как поступать, если нужно воспользоваться услугами авиаперевозчиков, давайте узнаем.

Можно ли беременным летать на самолётах

Если женщина хорошо себя чувствует, и это подтверждает медицинская справка, авиаперевозчики не имеют права отказать беременной воспользоваться услугами их компании. Исключение: сроки начиная с 30–33 недели беременности являются ограничением по перелётам для будущих мам, ведь в любой момент могут начаться роды. А процесс появления на свет нового человека требует присутствия врача, которые на борту самолётов не так часто встречаются. Если планируете перелёт на любом сроке беременности, заранее поинтересуйтесь о правилах авиакомпании относительно перевоза женщин, ожидающих ребёнка. В ожидании ребёнка лучше отдать предпочтение чемоданам на колёсиках и регулируемой ручкой, это снизит нагрузку на ноги женщины

Риски, связанные с перелётами будущих мам

Единого мнения об опасности полётов беременных на самолёте не существует. Предсказать реакцию организма невозможно, но выделены несколько факторов риска:

  • перепады давления. При посадке и взлёте пассажиры ощущают на себе изменения атмосферного давления. У гиперчувствительных беременных женщин реакция непредсказуема. Гормональный всплеск выражается обострением симптомов токсикоза: рвотой и головокружением. Испытывающие утреннюю тошноту на земле вряд ли могут рассчитывать на лёгкий перелёт. При гестозе тело беременной ещё больше отекает. Возможен даже обморок из-за снижения защитных функций организма;
  • радиация. После официального заявления американского бюро авиации, члены экипажа воздушного судна по опасности приравнены к работающим в условиях постоянного воздействия радиации. Обычный человек испытывает действие космической радиации на себе во время ежегодной флюорографии (рентгенологического исследования грудной клетки). Вредное излучение - вовсе не миф, как полагают некоторые. А чем выше над уровнем моря, тем слабее защита атмосферы от радиационного воздействия. Уровень опасности для плода определить трудно, но важно знать о такой невидимой угрозе и по возможности избегать её хотя бы во время беременности;
  • преждевременные роды. Во время полёта на большом сроке вполне реально отхождение околоплодных вод или отслоение плаценты, что смертельно опасно для плода. Рождение ребёнка раньше положенного срока при благоприятных условиях случается редко, но малышу с первых минут жизни необходимо наблюдение врача на случай возможных проблем со здоровьем. Да и роженице лучше находиться под присмотром профессионалов, а не просто прошедших инструктаж людей без медобразования. Несмотря на высокую скорость перемещения, некоторые полёты длятся много часов. Самолёт - это не поезд, где запросто вызывают скорую помощь к ближайшей станции. Бывают ситуации, когда счёт идёт на секунды и требуется подключение матери или ребёнка к аппаратам жизнеобеспечения;
  • проблемы с кровообращением. Женщинам, имеющим проблемы с кровеносной системой, лучше отказаться от перелётов, длящихся свыше четырёх часов. Скачки артериального давления и застой крови приводят к образованию тромбов, а чем опасна закупорка сосуда кровяным сгустком (тромбоэмболия), объяснять не нужно;
  • пищевые отравления. Некоторые компании экономят на всём, поэтому еда на борту не всегда хорошего качества. Да и человеческий фактор никто не отменял, даже отличные продукты портятся при неправильном хранении;
  • вирусные инфекции. Длительное пребывание в одном помещении с переносчиками вирусов приводит к распространению инфекции ко всем присутствующим. Даже если у пассажиров нет ярко выраженных симптомов заболевания, гарантию отсутствия скрытого развития болезни никто не даст;
  • гипоксия и отёк носоглотки. Сухость воздуха в салоне самолёта отмечается всеми, а не только беременными женщинами. Из-за пересыхания слизистой оболочки случаются обострения респираторных заболеваний, особенно ринита. Чувствуя нехватку воздуха, мамы переживают, не испытывает ли плод кислородное голодание, и нередко впадают в панику. Исследования, проводившиеся среди здоровых женщин, не выявили вредного воздействия от кратковременного пребывания высоко над землёй на плод. Но по-настоящему здоровых людей мало, и анемия или ряд других не менее опасных болезней на фоне гипоксии могут привести к непредсказуемым последствиям;
  • обезвоживание. Недостаток влаги окружающей среды провоцирует потерю жидкости организмом пассажиров. Напитки, которые предлагаются во время полёта, чаще всего обладают мочегонным эффектом, лучше пить чистую негазированную воду вместо кофе, чая и соков;
  • вибрация во время полёта. Сама по себе тряска при попадании самолёта в зону турбулентности не несёт опасности маме и малышу, но вызывает сильный дискомфорт. Вибрирование во время полёта вызывает тошноту, головокружение и другие признаки укачивания;
  • эмоциональная нестабильность. Гормоны заставляют женское настроение постоянно меняться, а во время полётов к обычным эмоциям примешивается чувство волнения, что вместе образует букет, способный привести к нервному срыву. А вот это уже совсем нежелательно при вынашивании ребёнка;
  • самопроизвольный выкидыш на раннем сроке беременности. Совокупность причин может спровоцировать активное сокращение матки, а вызванное этим кровотечение приводит к отмиранию плода.

Видео: гинеколог о рисках при перелётах для будущих мам

Противопоказания для перелётов беременным женщинам

Некоторые состояния и особенности протекания беременности являются прямыми противопоказаниями к воздушным перелётам.

Женщины, интересующиеся можно ли летать беременным, должны знать - в разных авиакомпаниях могут быть разные правила перевозки при беременности. Внимание! Женщину без справки от врача могут даже не допустить на борт.

Веские причины отказаться от полётов во время вынашивания ребёнка:

  • наличие хронических заболеваний почек, поджелудочной железы, печени и порока сердца. Путешествие на самолёте может внезапно перевести вялотекущие симптомы в острую форму болезни, и это негативно отразится на состоянии матери и плода;
  • в первом триместре формируются внутренние органы, системы и основные функции организма будущего малыша, поэтому следует внимательнее относиться к собственному здоровью. Перепады атмосферного давления во время перелёта нередко плохо сказываются на ребёнке;
  • в момент барометрического сдвига у женщин на раннем сроке может произойти отторжение плодного яйца, а на поздних сроках - отслойка плаценты от стенок матки. Если гинеколог при обследовании обнаружил угрозу преждевременного прерывания беременности, от поездок воздушным сообщением необходимо категорически отказаться. Последствия - самопроизвольный выкидыш и массивная кровопотеря у матери;
  • кислородное голодание на большой высоте. Когда УЗИ выявляет задержку внутриутробного развития плода или гипоксию, во время полёта ситуация может измениться в худшую сторону, и даже возможна гибель плода;
  • последние 4 недели лучше обойтись даже без коротких перелётов. Резкие перемены в окружающей среде провоцируют преждевременные роды.

Следите, чтобы ремень безопасности во время взлёта и посадки был пристёгнут под животом, а не над ним

Важно! Абсолютными противопоказаниями считаются преэклампсия (крайне патологическая форма токсикоза), полное предлежание плаценты, зачатие с помощью ЭКО и третья степень анемии, когда уровень гемоглобина менее 70 грамм на литр крови.

Следует поберечься и при следующих заболеваниях и симптомах:

  • анемия II степени тяжести (уровень гемоглобина ниже 70–90 грамм на литр);
  • низкое расположение плаценты (только с 20 недели беременности);
  • аномалии в строении плаценты;
  • выделения из влагалища с кровью на любом сроке беременности за 2–3 дня до перелёта;
  • неправильное положение ребёнка в третьем триместре беременности (28–40-я неделя включительно);
  • многоплодная беременность сроком больше 24 недель;
  • проникающие в полость тела (инвазивные) процедуры за 6–10 дней до предполагаемого полёта;
  • тяжёлая форма токсикоза (гестоз), сопровождающаяся сильной рвотой;
  • тромбофлебит, даже перенесённый в прошлом;
  • сахарный диабет и гипертония, не поддающиеся коррекции;
  • острые вирусные заболевания;
  • маточный рубец.

Долгое время лечившимся от бесплодия и зачавшим в результате искусственного оплодотворения лучше не рисковать на протяжении всей беременности. Если беременность протекает нормально, всё равно подобный риск неоправдан.

Особенности перелётов на разных сроках беременности

В каждом из триместров беременности есть благоприятное время для перелётов и то, когда путешествие самолётом лучше отложить из соображений безопасности матери и ребёнка.

Первый триместр

Ничего страшного не случится, если женщина отправится в полёт до 14 дней после зачатия. В следующие 2 недели формируются внутренние органы плода и любое физическое или эмоциональное потрясение может серьёзно навредить ребёнку и привести к выкидышу.

Безопасны для совершения авиарейсов 7 и 8 недели беременности. На 3–6 и 9–12 неделе лучше поберечься, отказавшись от перелётов.

Второй триместр

При отсутствии индивидуальных противопоказаний, 3–6 месяц беременности позволяет путешествовать самолётом без опасений. Однако с 18–22 неделю существует риск позднего выкидыша, желательно избегать перелётов в эти четыре недели.

Третий триместр

Если будущая мама себя отлично чувствует, а медики не видят отклонений у плода, то до 28 недели авиаперелёты разрешены. В последние 4 недели до родов необходимо воздержаться от перемещений по воздуху, даже если авиакомпания-перевозчик лояльно относится к беременным пассажиркам на поздних сроках.

До какого срока можно летать беременным

Большинство авиакомпаний пускают на борт пассажирок до 36 недель при обычной беременности, а если плода два или больше - после 32 недель, скорее всего, откажут.
Если чувствуете подступающую тошноту, сделайте несколько вдохов и выдохов, глядя прямо перед собой

Требования авиакомпаний к беременным пассажиркам

На первый взгляд кажется, что лететь или не лететь - личное дело беременной женщины. Только она отвечает за здоровье - своё и малыша внутри её.

На деле ситуация с перелётами беременных следующая:

  • не так уж мало родов происходит во время авиарейсов. Рекордсменом среди российских компаний является Аэрофлот;
  • бывали случаи претензий по поводу недостаточно квалифицированной помощи экипажа при родах в воздушном судне;
  • иногда приходилось возвращать самолёт в аэропорт либо делать незапланированную посадку из-за преждевременных родов или плохого самочувствия у одной из летящих. Остальные пассажиры теряли время, а компания терпела убытки из-за потери горючего.

Поэтому в правилах авиакомпаний есть специальный раздел, посвящённый перевозке беременных женщин.

Таблица: требования российских и иностранных авиаперевозчиков к беременным пассажиркам

Компания Требования к беременным женщинам
Аэрофлот Пускают вплоть до родов, но нужно письменное разрешение врача на перелёт, если до родоразрешения осталось менее 4 недель. Справка выдаётся не ранее, чем за неделю до предполагаемого полёта. Бортпроводники всегда готовы принять роды, пройдя обучение на специальном тренажёре, но врачи не рекомендуют перевозить новорождённых в первую неделю жизни.
S7. Сибирь Требуют предоставления документа об отсутствии медицинских противопоказаний и заполнить бланк специальной Декларации о самочувствии.
UTair Просят предоставить медицинскую справку, что противопоказания отсутствуют, а при покупке авиабилетов или регистрации на рейс - расписку наподобие Декларации от S7. Образец находится на официальном сайте ЮТэйр. На борту отсутствует возможность оказания медицинской помощи, компания предупреждает об этом заранее. Перевозчик вправе отказать беременной женщине, если это регламентировано требованиями иммиграционного законодательства страны - пункта назначения.
Transaero Требуют медицинское разрешение на перелёт, выданное лечащим врачом, и подписать гарантийное обязательство, что авиакомпания не несёт ответственности за самочувствие матери и плода на борту и после полёта.
Sky Express Перевозят на общих основаниях первые 2 триместра беременности, с 28 недели нужно предоставить письменное медицинское заключение о состоянии женщины.
Уральские авиалинии Рекомендуют будущим мамам самостоятельное определение возможности пользования воздушным транспортом исходя из самочувствия и состояния здоровья. Справка о медицинском освидетельствовании должна быть выдана не ранее, чем за сутки до полёта, и вместе с обменной картой находиться на руках у пассажирки. Если вылет осуществляется в обратном направлении, то есть возвращение из путешествия, медицинскую справку получить невозможно. Тогда беременная должна подписать гарантийное обязательство, что не будет предъявлять претензии в случае непредвиденного поворота событий.
ВИМ-Авиа Разрешают беременным летать их самолётами до 32 недели беременности, вне зависимости, одного или нескольких детей вынашивает женщина. Перед вылетом нужно предоставить справку от врача, выданную не раньше 7 дней до даты вылета, которая указана в билете. И также обязательно подписание гарантийного обязательства того, что перевозчик не несёт ответственности перед пассажирами.
Airarabia Позволяют перелёт на своих рейсах беременным женщинам до 28 недель без предоставления справки от врача. Потом необходимо письменное заключение о состоянии здоровья будущей мамы. Справка должна быть выдана лечащим врачом, а не акушером, и действительна 7 дней со дня выдачи.
Lufthansa Принимают на борт без всяких ограничений до 36 недель (28 при многоплодной беременности). Но уже с 29 недели нужно предоставить справку от гинеколога, где точно указано, что у конкретной пассажирки нет противопоказаний к полётам и предполагаемая дата родов.
SWISS AIR Не предъявляют ограничений для перелёта беременных до 36 недель (32 при многоплодной беременности). После 28 недель необходимо иметь при себе документ, в котором записана предполагаемая дата родов и подтверждается отсутствие осложнений во время беременности.

Видео: путешествия во время беременности - какие нужны документы

Хотелось бы уточнить, что правила могут меняться, и перед покупкой авиабилета нужно уточнить, какие документы требуются сейчас. Это обычно указывается на официальном сайте компании, но многие перевозчики предоставляют возможность бесплатно позвонить и проконсультироваться. Если бы я была в положении и мне нужно было куда-то лететь, то поинтересовалась обязательно всеми нюансами полёта для беременных. Не поленитесь, запишите на листе бумаги вопросы и только потом звоните, чтобы не упустить ничего важного. Например:

  1. Можно ли летать самолётами вашей компании при моём сроке беременности на предполагаемую дату вылета.
  2. Какое время я могу находиться с визитом в другом городе или стране, чтобы могла вернуться вашим авиарейсом, учитывая увеличившийся срок беременности.
  3. Какие документы, подтверждающие моё положение, нужно иметь при себе во время полёта в обе стороны.
  4. Могу ли я рассчитывать на медицинскую помощь, если она понадобится на борту.
  5. Разрешается ли брать с собой в салон собственную еду и просить бортпроводников её разогреть.

Поверьте, лучше заранее разузнать обо всех подводных камнях, чтобы не удивляться при посадке. Моя знакомая год назад летала в Таиланд, а по возвращении домой узнала о своём интересном положении сроком в 6 недель. То есть дважды совершила многочасовой перелёт, но здоровье позволило, и сынишка появился на свет крепышом. Не всем так везёт, поэтому лучше перестраховаться и посетить гинеколога или хотя бы провести домашний тест. От перевозчиков скрыть беременность в первом триместре легко, но от собственного организма не скроешь.

С нами в самолёте из Турции летела «глубоко беременная» женщина. Так как кресла находились рядом, мы разговорились. Ольга рассказала, что приехала работать аниматором, влюбилась в местного жителя и вышла замуж. Но рожать решила в России. Хотя, если честно, я не понимаю, зачем может понадобиться куда-то срочно ехать любым транспортом на последних неделях беременности. Неужели малыш менее важен? Так вот она каждые полчаса вставала с места и ходила между рядами, чтобы ноги не затекли. Но это немного рискованно, вдруг самолёт попадёт в воздушную яму, и женщина не удержится на ногах. По-моему, лучше привставать на своём месте и слегка разминаться.

Правила удачного перелёта для беременных

Чтобы полёт получился максимально комфортным, нелишним будет придерживаться следующих правил:

  • при покупке билета попросите место рядом с аварийным выходом в середине самолёта. Там, как правило, просторнее. Избегайте мест в хвостовой части;
  • на борт входите в числе последних. Это позволит избежать столпотворения при посадке и снизит контакт с вирусными инфекциями;
  • наденьте на ноги чулки с компрессией или повяжите эластичный бинт. Вероятность застоя в венах снизится;
  • перед взлётом сделайте зарядку для ног, чтобы избежать отёков. Покрутите ступнями влево и вправо, согните и разогните несколько раз ноги в коленях;
  • сидите, откинувшись на спинку кресла, а не прямо. Тогда нагрузка на спину и ноги снизится, а сосуды будут меньше сдавлены;
  • позаботьтесь о питании, ешьте маленькими порциями, но часто. При склонности к изжоге, проблемах с пищеварением и гипертонии постарайтесь заранее договориться об индивидуальном меню, если это возможно. Или договоритесь, что возьмёте свою еду;
  • чтобы не допустить обезвоживания, пейте больше чистой негазированной воды (до 0,5 литра в час);
  • понапрасну не волнуйтесь, ведь малыш чувствует материнское настроение. Держите под рукой свою медицинскую документацию и номера телефонов близких. Желательно отправляться в путешествие с сопровождающим;
  • оформите страховку на случай, если потребуется медицинская помощь в рейсе. Предусмотрительность позволит снизить затраты в случае любых акушерских ситуаций, включая преждевременное родоразрешение;
  • пристёгиваясь по требованию бортпроводницы, следите, чтобы ремень располагался под животом.

Не следует стесняться обращаться к стюардессе по любому поводу, но если беременная находится на сроке, когда живот уже явственно видно, стюардессы сами будут предлагать помощь.


Чтобы избежать тошноты, примите удобную позу, положите под голову подушку и постарайтесь уснуть на время полёта

Что делать, если беременную тошнит во время полёта

Проблемы с укачиванием в транспорте знакомы не только беременным. Но будущих мам тошнота в самолёте мучает чаще других пассажиров. Универсальных советов, как избежать неприятных ощущений во время полёта, для вынашивающих ребёнка женщин пока не придумали. Но некоторые рекомендации помогают сделать пребывание на борту самолёта сносным для беременной женщины:

  • узнайте у лечащего врача, можно ли вам таблетки от укачивания и если да, то какие. Выбирать, опираясь на рекламу или советы знакомых, категорически нельзя;
  • не ешьте сладости и кисломолочные продукты перед дорогой. Голодной тоже лететь не следует, перекусите легкоусвояемой пищей. В рейсе попросите диетические блюда, большинство авиакомпаний имеют их в предлагаемом меню;
  • положите в сумочку маленькую плитку горького шоколада, на случай тошноты из-за недостатка углеводов;
  • при первых признаках тошноты протрите лицо смоченной в холодной воде салфеткой и сделайте по 10 глубоких вдохов-выдохов. Сосредоточьте взгляд в одной точке на прямой линии.

Постарайтесь оставаться в хорошем расположении духа и не смотреть на пассажиров, которых тошнит. Читайте интересные книги или журналы, а лучше всего расслабьтесь и дремайте.

Очень часто недомогания в самолёте бывают вызваны невротическим состоянием пассажира. Перед посадкой нужно успокоиться, вспомнить о том, что авиаперелёты считаются наиболее безопасным способом перемещения, современные пилоты и стюардессы отличаются высоким профессионализмом, а значит, жизни и здоровью пассажира ничего не угрожает.

Я в детстве была беспроблемным ребёнком, отлично переносила путешествия наземным и воздушным транспортом. Даже на теплоходе во время экскурсии в Геленджике была одной из немногих, кто не обнимал тошнотные пакетики, а искренне наслаждался морскими видами. Девять месяцев беременности я не покидала город, и ничего сказать не могу - на короткие расстояния перемещалась, чувствуя себя хорошо. Но после родов всё изменилось, первая же поездка к родственникам стала кошмаром. Мой вестибулярный аппарат устроил мне карусель. Все 7 часов пути я менялась в цвете от белого до зелёного, обнималась с пакетиками, а при попытках встать немедленно падала назад, так кружилась голова. Так что не будьте самонадеянными, отправляясь в дорогу, особенно в интересном положении и на самолёте.

Если чувствуете головокружение при посадке или взлёте, специалисты советуют смотреть в окно или прямо перед собой. Лечащий врач посоветует подходящий именно вам препарат. Возьмите средство с собой в дорогу, пусть лучше оно не понадобится, чем будет недоступным.

Видео: Тутта Ларсен даёт советы, как сделать перелёт во время беременности комфортным