Постигаем вечное: в чем смысл венчания в православной церкви. Таинство Венчания: от А до Я

Разводы — бич нашего времени. Тем страшнее, если распадаетс венчанный брак. Не меньшая беда — так называемый «брак гражданский». Каковы духовные последствия разводов и «гражданских браков», как они могут отразиться на благополучии супругов и их детей даже спустя многие годы — рассказывает игумен Ватопедского монастыря Святой Горы Афон архимандрит Ефрем.

Геронда Ефрем, отличаются ли духовные последствия распада «гражданского брака» и церковного, венчанного — так называемого «развенчания»?

Церковь благословляет супружескую пару церковным браком (венчанием). Чада Церкви обязаны вступать в брак в лоне Церкви. Поскольку само священнодействие венчания является таинством, то и сам брак, который благословен Церковью, является таинством, нерушимым во веки. «Гражданский брак» не действителен с церковной точки зрения. Он может существовать как новоустановленный государственный, гражданский институт, но никак не признается Православной Церковью. Следовательно не имеет смысла говорить о духовных последствиях гражданского развода, раз для «гражданского брака» нет богословских, духовных оснований.

Того, что вы называете «развенчанием», в нашей церковной традиции не существует. Наверное, вы имеете в виду какие-то молитвы, читаемые священником или архиереем в случаях расторжения церковного брака. Если рассматривать проблему с точки зрения акривии (точное соблюдение церковных канонов — пер.), «развенчание» вообще не должно иметь места, потому что оно нарушает церковное таинство. Но поместная Церковь, по каким-то известным ей причинам, может применить так называемую икономию (дозволенное отступление от точного соблюдения канонов, касающееся какого-то промежутка времени и лиц, а не силы канона — пер.) и совершить «развенчание».

Каковы духовные последствия разрушения церковного брака для супругов и их детей?

Разрушение церковного брака имеет страшные духовные последствия. Велико Таинство Брака. Сам Христос говорит о сочетающихся в браке: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). Духу Святому не угодно разрушение семьи. В семейной жизни должны проявлять терпение как супруг, так и супруга. Нельзя из-за пустяков разрушать, попирать Богом установленное таинство. Я знаю много случаев, когда супружеские пары расходились по совершенно незначительным, даже смешным причинам. Конечно, не хочу сказать, что у нововенчанных будет вся жизнь покрыта цветами — это утопия. Будут и трудности, и скорби, и испытания, но все это должно не разъединять, а больше соединять супружескую пару. Муж и жена должны чувствовать, что они уже не две, а одна плоть, и жить этим благословенным единством в любви, в браке до конца дней.

При разрушении брака, по сути, разрушаются личности супруга и супруги — ставшее единым расчленяется. Также неисчислимы психологические травмы, которые наносит развод родителей детям. Эти раны не всегда сразу дают о себе знать (хотя зачастую бывает и так), но всю оставшуюся жизнь подсознательно дети будут от них страдать. Многие дети разведенных родителей, когда достигают брачного возраста, избегают вступать в брак только потому, что боятся развестись, как это сделали их родители.

Геронда, в советское время в России практически был разрушен церковный уклад семьи и сам православный образ жизни, на протяжении веков поддерживаемый государством. В результате грешить перед Богом мы стали значительно больше. На практике Церковь вынуждена сегодня идти на серьезные послабления в отношении наложения епитимий, например, за совершение смертных грехов. Возможны ли подобные послабления, если человек разрывает брачные узы? Как в дальнейшем спасаться разведенным?

Вы правы, тоталитарный коммунистический режим, который господствовал в России около семидесяти лет, разрушил установленные ценности и институты, воевал с Церковью. Потерялось (дословно «ослабело» — пер.) правильное понятие брака, Таинства Брака, и, как следствие, современные русские не венчаются или же, если и венчаются, не имеют веру в Таинство Бракосочетания. Поэтому легко разрушают его, женясь-выходя замуж во второй или даже в третий раз. Это неправильно. Конечно же, Церковь по причине снисхождения, икономии разрешает второй или третий брак для того, чтобы не имело места незаконное сожительство, но это не является духовным примером, образцом благочестия.

Сейчас Русская Церковь свободна и в виде епитимии может беспрепятственно отлучать от причастия Святых Таин тех, кто не состоит в церковном браке. Применять эту меру не в виде наказания, а в духе любви к своим чадам. Это способ пробуждения тех чад Церкви, которые по примеру многих совершили эту ошибку. Как может человек приступать к Божественному Причастию, живя с другим человеком в супружеских отношениях без благословения Церкви? В древности, и сейчас в некоторых приходах Греции, Таинство Бракосочетания совершалось во время Божественной Литургии, и новобрачные сразу после венчания причащались Святых Христовых Таин.

Разведенные не извергаются из лона Церкви, остаются ее чадами, но имеющими некоторые душевные раны, которые надо лечить. Следовательно православный духовный способ лечения, особенный для каждого разведенного, который применит рассудительный духовник, будет иметь желанный результат правильного возвращения и соучастия разведенного в Святом Причастии в то время, которое духовник сочтет подходящим. Церковь пастырски печется и болеет за самого злейшего преступника, желая его спасти, поэтому невозможно, чтобы она не радела о спасении разведенных.

Отец Ефрем, какова доля ответственности супругов за развод, когда они разводятся, не имея на то канонических церковных оснований?

Ответственность разделяется ровно пополам. Однозначно, что неправильно поступили, когда развелись, но, как бы то ни было, мало-помалу должны заново обрести себя с церковной и общественной точки зрения. Этого можно добиться с помощью духовника. Кроме этого, у обеих сторон должно быть самое искреннее и с великой любовью отношение к воспитанию детей, супруг же, который уже не живет с детьми, должен заботиться и о их пропитании.

Геронда, как поступать в ситуации, когда, например, муж живет своей жизнью, своими интересами, не проявляет должной заботы ни о материальном благополучии семьи, ни о духовном и церковном воспитании детей?

Ни в коем случае нельзя отчаиваться. Обратимся к нашей матери Церкви. Оттуда можем почерпнуть настоящее утешение. Истинное чадо Христовой Церкви должно жить верою — не логикой, не человеческими ухитрениями, не жалуясь на свою судьбу, как неверующие люди. Каждый из нас в какой-то момент своей жизни возьмет свой крест — великую скорбь и испытание — но, какими бы они ни были тяжелыми, мы никогда не должны впадать в отчаяние.

Доверяясь Промыслу Божиему (т. е. заботе Бога о нас — пер.), мы должны с духовным благородством продолжать свой жизненный путь, и наш Отец Небесный, видя наше терпение и веру, даст нам то, чего желаем. В данном случае — сознательное возвращение, возрождение интереса супруга к семье.

Нередко женщина, поддавшись на красивые слова и обещания, вступает в брак, имея, главным образом, желание родить ребенка. А муж по окончании, образно говоря, «рекламной акции» оказывается совершенно не тем человеком, о ком она мечтала. Часто это приводит к разводам. Как быть людям, оказавшимся в подобной ситуации?

Даже в таких случаях и за таким браком стоит Божий Промысл. Жена должна проявить терпение, но терпение не пассивное, а с упованием на Бога. Иногда дело не в том, что супруг изменился, а в том, что сами женщины, увлекаясь своими мечтаниями, создают фантастический портрет будущего мужа. Но знайте, что даже в случаях так называемой идеальной любви возникают проблемы, если не сразу, то обязательно когда-нибудь. Настоящее единство и любовь супружеской пары достигаются только во Христе. Вначале могут быть и чувства, без них не обойтись, но отношения мужа и жены должны качественно улучшаться: стать бескорыстными, истинными, любвеобильными, жертвенными. Все это появляется и существует тогда, когда супруг и супруга понимают, что их объединяет Христос, когда оба живут Христовой любовью.

Когда развод неминуем по настоянию одного из супругов, как смягчить душевную боль и страдания другого супруга?

Обращение ко Христу пострадавшей стороны поможет ей почувствовать облегчение и утешение. Чем ближе мы сами ко Христу, тем больше живем Им опытно, строим отношения с Богом не как отвлеченную идею или философию, а как живое общение двух личностей; тем большие придаются смысл и содержание нашей жизни; стяжаем самопознание, познание Божественного Промысла о нас; можем любить каждого человека. Общение со смиренным и кротким Иисусом Христом (см. Мф. 11, 29) и нас делает кроткими и смиренными, и тогда решаются все наши проблемы, тогда упокоевается наша душа.

Может ли в каких-то случаях развод иметь спасительное значение, например, если на него получено благословение архиерея, проведшего определенное расследование обстоятельств наметившегося разрыва супружеских отношений? Или как выбрать меньшее из зол?

Как быть, когда положение становится, как говорится, безвыходным? В таких случаях Церковь по-матерински уступает и молчит.
Собор Русской Православной Церкви в 1917-18 годах положил каноническим основанием к разводу факт препятствия церковному воспитанию детей одного из супругов. Какие еще могут быть церковные основания для церковно-канонического разрыва брачных отношений?
Позиция Церкви, как видно из православного Предания, в случаях, когда нет правильного церковного воспитания детей со стороны одного из супругов, такова: другой из супругов должен проявлять терпение и верою и молитвой привести ко Христу неверующего супруга. Даже в случаях прелюбодеяния, когда Сам Господь разрешает разводиться (см. Мф. 5, 32), если другая сторона простит и не пойдет на развод, то может обрести во Христе супруга-прелюбодея и получить великую духовную мзду. Мы знаем много таких случаев.

Касательно же решения собора Русской Церкви, думаю, что в те годы она руководствовалась духом икономии (снисхождения) и поэтому разрешила по упомянутой причине расторжение брака. Брак — таинство, нерушимое во веки.

Отец Ефрем, как уберечь детей от губительных последствий развода родителей, уменьшить их влияние на формирование детской психики и детской религиозности?

Насколько это возможно, по-доброму, с рассуждением, со смирением и молитвой учить детей любви к Богу и обращать их ко служению Богу (имеется в виду не только посещение храма, но и соблюдение заповедей Божиих в своей жизни и духовное совершенствование во Христе — пер.). У таких детей много душевных ран, которые в большинстве случаев скрыты от постороннего глаза. Если с нашей помощью эти дети полюбят Бога, думаю, что будут решены все их душевные проблемы. Любовь к Богу лечит все. Где нет человеческого утешения, туда приходит божественное утешение. Все психологические и иные проблемы, с которыми может столкнуться чадо разведенных родителей в межличностных отношениях с другими людьми, преодолеваются, исцеляются во Христе.

Беседовал Сергий Тимченко

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Этот обряд наполнен священной таинственностью, он существует для того, чтобы пара была благословлена Богом, показывает всю серьёзность намерений в браке. Человек создан по образу божьего, поэтому не прощается оплошностей и непослушаний заповедей, венчанный брак – грех, за который нужно нести ответственность как на небе, так и на Земле.

Измены после венчания должны быть напрочь исключены. Когда люди принимают такие важные решения, то это требует осведомления того, что придётся придерживаться канонов как минимум – быть крещённым, прислушиваться к каждому совету священника, истинно этого хотеть, а не действовать по принуждению. В народе есть поверье, которое гласит, что венчанной паре не суждено расстаться, они будут пересекаться, сталкиваться всю жизнь при любых обстоятельствах, как бы ни пытались убежать друг от друга.

Расторгнуть союз крайне тяжело, для этого нужна весомая причина, например, необоснованная измена, которую нет сил, простить. Каждый может заблуждаться, совершать ошибки. Как правило, виноваты всегда оба, на проступок может толкнуть отчаяние, равнодушие, постоянное безразличие, непонимание. Всегда следует выяснить причину, до конца разобраться и по возможности простить.

Если были причины полюбить человека, то всегда можно находить в нём хорошие качества, периодически вносить разнообразие, быть опорой, стараться восстановить и открыть всё самое прекрасное, светлое, что было раньше определяющими чертами влюблённости. Даже перед самыми ответственными супругами порой возникают препятствия, разногласия, искушения на стороне.

Главное – душевное раскаяние, принятие, осознание вины, попытки её загладить.

Разрушить легче, чем возобновить или построить новое, поэтому дав волю эмоциям, высказываниям, надо вовремя остановиться и прийти к единому решению: быть или не быть вместе, принять аргументы за и против, вспомнить прекрасные мгновения совместной жизни, понять сможет ли одна ошибка перечеркнуть нажитое непосильным трудом.

Другой вопрос, если мужчина живет с семьёй и регулярно изменяет, пустился в блуд, постоянно срывается, винит во всём своих родных, тогда, о прощении не может быть речи, развод вполне может состояться. В любом случае нельзя жить иллюзиями. При помощи венчания пытаться укрепить то, чего нет, и не было никогда, то что чуждо никогда не притянет, для кого-то это может быть просто красивым обрядом ни к чему не обязывающим.

Разделений между браками быть не должно, есть верные и неверные люди, всё остальное – глупые оправдания своим поступкам. Нельзя жить обидами, с ненавистью в сердце, ведь это тоже огромный грех, лучше забыть, отпустить, разойтись по разным дорогам, чем пытаться удержать, отомстить, ущемить человека, таким образом, больно не только ему, но и пострадавшей стороне в том числе.

Прощать – дар великодушия, дарован не всем, а иногда, простить – большая глупость, которая не раз обернётся горьким опытом, некоторые жены или мужья не способны изменить пагубный образ и стать на верный путь раскаяния, исправления. Тяжело осознавать, что венчание и измена – распространённые вещи, ставящиеся повседневной нормой.

Все от природы равны, имею право выбирать свои ценности, обустраивать жизненную стезю, как вздумается, но коль имеется семья, то приходится нести за неё ответственность, не разбрасываться близкими особями, прислушиваться, учитывать интересы, а не бессмысленно существовать ради удовлетворения животных инстинктов. Первое правило человечности: производить деятельность во благо, на пользу, делать счастливее.

Исходя из святой книги, наступает понимание того, что род людской не может ощущать полноценного счастья, находясь в полном одиночестве обязательно нужна поддержка. Таким образом, и была воссоздана Ева – образ идеальной жены, своеобразное дополнение Адама. Они воссоздались для гармонии, собственно, для этого заключаются и браки.

Супруги – единое целое, жена обязана быть преданной, любить только своего мужа, быть любовницей – унижение, в предназначение дам не входит быть развлечением или попросту удовлетворить потребности физиологии, суть намного глубже: прожить, создав полное благополучие, умиротворение, дополнить друг друга, наслаждаться сполна.

В былые времена, измена в венчанном браке была невозможной, как только молодые приходили в церковь, вся округа знала, что сегодня для них начинается совершенно новая история, которая соединит их на вечность, они больше не смогут один без другого.

Основная цель – рождение, воспитание нового поколения. Важна духовная сторона личностных отношений, понимание; венчание после измены, возможно, если только бытие полностью переосмыслено, сделан самостоятельный окончательный выбор.

Жена, которая изменила мужу – не поддалась самоотверженной силе любви, значит, не способна пребывать в семье, таким свойственны свободные, необязывающие связи, сожительство, увы, религия не признаёт подобного.

В современном мире разводов крайне много, поэтому вошло в норму, спокойное восприятие, венчанная пара спокойно может развестись и через некоторый период воспроизвести ритуал вновь уже с другими претендентами на сердце. Молодое поколение не так серьёзно относится к бракосочетанию, а некоторые церкви венчают всех без разбора, большого значения не придаётся, некие склонны к «мудрости» сбережения семью любыми методами: «пусть даже живёт, со мной и изменяет», а разве такой подход правильный?

Проблемы надо учиться решать, а не жить с ними. Рано или поздно подобная ситуация вымотает, надоест, захочется покоя, а не страстей, бурной жизни, а если есть дети, то это в край болезненно осядет на их психике, восприятие и они попросту, начнут брать пример со своих родителей.

Если изменила мужу, то легче сознаться, отпустить грех, оставить в прошлом, ведь можно только усугубить положение, к одной оплошности добавятся другие: предательство, ложь, обман и многое другое. Атмосфера должна быть чистой, душевной, непринуждённой, не стоит окружать себя «болотом» погружение, в которое станет неизбежным, как говорится, в народе: «на воре и шапка горит».

Венчание или стандартная церемония?

Многие ограничиваются обыкновенным торжеством, что есть в некой степени правильным, но не снимает ответственности за определённые неблагочестивые поступки. Безусловно, измена после венчания последствия имеет тяжкие, придётся причащаться, каяться, просить прощения, мучиться, и только так, возможно заполучить долгожданное помилование.

В церковь приходят не потому, что это модно и красиво, а только при искреннем желании навеки соединить тела и души; научиться любить, уважать, воспринимать супруга таким, каков он есть, переживать вместе горе, радость, разочаровываться, налаживать упущенное, стремиться к полной гармонии, находить совместное счастье, быть вместе вопреки всем преградам и трудностям.

При принятии решения, нужно опираться не только на здравый ум, но и учитывать противоречия, осознанно подходить к выбору партнёра, быть уверенным в нём и в себе на сто процентов, что, к сожалению, является крайне редкими случаями.

Спешка ни к чему, важно набраться жизненного опыта, понять себя, собственные предпочтения, определить ценности, чтобы сосредоточиться и сделать достойный, окончательный выбор, который будет нести радость, счастье весь остаток жизненного пути.

Наличие измен в отношениях мужчины и женщины свидетельствует в первую очередь о неуважении, пренебрежении друг другом, а после нарушения обета, церковных правил, неумении жить по Законам Божьим.

), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обручения.

Венчание происходит так: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий пред аналоем с крестом и Евангелием.

Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Возглашается прокимен и читаются Апостол () и Евангелие (), произносится ектения и поется молитва «Отче наш». Венчающиеся пьют из общей чаши вино, и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари «Исаие ликуй…», «Святии мученицы…», «Слава Тебе, Христе Боже…», после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отпуст.

В Православной Церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв.

В Русской Православной Церкви во все , на Пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресенья (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг). См. .

Брак не может быть заключен, если хотя бы одно из двух лиц, желающих вступить в брак, не достигло брачного возраста.

Для венчания необходимо

  • предварительное собеседование со священником;
  • венчальную пару икон – Спасителя и Божией Матери.
  • венчальные свечи – продаются в Церковной лавке;
  • рушник (венчальное полотенце) — однотонное: белое (для постилания под ноги). Достаточно длинное, чтобы стоять на нем вдвоем;
  • обручальные кольца. По Церковному уставу кольца должны быть из разных металлов: кольцо жениха – золотое, кольцо невесты – серебряное (желательно это соблюсти).

Стоимость венчания

Все церковные Таинства не могут иметь стоимости, а совершаются за пожертвование. Во многих храмах указан рекомендуемый его размер.

Препятствия к браку

  • Жених и невеста перед венчанием должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Беззаконное сожительство освятить не может;
  • Жених и невеста не могут состоять: в кровном родстве (вплоть до четвертой степени родства, например, с троюродным братом или сестрой); в духовном родстве (если желающие вступить в брак являются крестными у одного и того же человека или желают вступить в брак с крестником).

Жениху и невесте необходимо

  • исповедоваться накануне венчания (желательно по окончании вечернего богослужения);
  • прийти в Храм в день венчания к началу Божественной Литургии и причаститься Святых Христовых Тайн;
  • быть с нательными крестиками.

Требования к свидетелям

  • в дореволюционной России церковный брак обладал юридической силой, поэтому венчание обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружками или шаферами, а в богослужебных книгах - восприемниками; поручители подтверждали своими подписями акт венчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них;
  • в настоящее время наличие свидетелей является не обязательным, но желательным условием для совершения Таинства Брака, это традиция, а не канон: их присутствие определяется желанием жениха и невесты;
  • современная роль свидетелей — духовно поддерживать вступающих в брак молитвой и советами, основанными на опыте своего благочестивого христианского брака;
  • желательно найти свидетелей, которые православны и боголюбивы , а значит воцерковлены;
  • поручителями на венчании не могут стать разведенные супруги или люди, живущие в «гражданском» (не зарегистрированном в ЗАГСе) браке. Первые, не сохранив благодати, полученной ими в Таинстве венчания и являя собой дурной пример для брачующихся, не могут быть верными наставниками для создаваемой семьи. Вторые же, живя во , вообще не могут приступать к церковным Таинствам, пока не прекратят богопротивных отношений.

Некоторые особенности одежды невесты

  • у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или платок);
  • плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
  • платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда невесте уже не положено;
  • косметика – в минимальном количестве.
  • т.к. вам предстоит в день венчания быть еще и на Литургии, то в совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно, подумайте о комфортной обуви.

Возраст венчающихся

  • нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе;
  • в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет. Данное правило не применяется для уже живущих в браке.

не освящает союз между или с …

  • иноверцами – представителями нехристианских религий (например, мусульманами). Не христианин крещенным быть не может. Поэтому он не может участвовать в православном таинстве , каким является венчание.
  • некрещеными (и не собираются принять крещение перед венчанием);
  • атеистами ;
  • людьми, состоящими в кровном и духовном родстве ;
  • людьми, не имеющими духовной способности к браку – т.е. с людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно проявлять свою волю.
  • В особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей;
  • православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными (с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии.

Вступление в брак с духовным лицом

  • если вашим избранником является человек, решивший стать священником, то заключение вашего брака возможно только до момента рукоположения вашего жениха, т.е. до принятия им священного сана;
  • вы не можете вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных ими обетов Богу.

Поведение в Храме во время Таинства Венчания

  • Таинство Венчания – не просто обряд, это – молитва; отнеситесь с вниманием и благоговением к молитвам, которые произносятся священником: в течении всего Таинства Церковь почти ни о ком больше не молится, как только о женихе и невесте (и одна молитва «за воспитавших родителей);
  • все присутствующие при венчании, по мере сил (молитвами, своими словами и мыслями), должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак;
  • по возможности воздержитесь от лишних разговоров.

Традиция родительского благословения

  • жених и его родители приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери;
  • при согласии на брак, родители с обеих сторон благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку – иконой Пресвятой Богородицы;
  • молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа;
  • вручая иконы, родители говорят о том, что время воспитания детей для них окончено и они с верой и надеждой вверяют детей своих всесильному заступничеству Господа и Матери Божией;
  • иконы, после Венчания, ставят в красном углу, в доме, где будут жить жених и невеста;
  • если кого-нибудь из родителей нет в живых, то благословляет оставшийся в живых;

Почему венчают в постные дни: среду и пятницу?

  • За венчанием следует брачная ночь. Если венчаться во вторник или в четверг, то брачная ночь попадает на время однодневных постов среды и пятницы, что недопустимо.
  • При венчании в среду/пятницу брачная ночь наступает в период, когда период поста закончился (вечер среды и вечер пятницы).

Краткое описание Обручения

  • Обручение (предшествует венчанию) – скрепляет взаимные обещания вступающих в Брак и знаменует собой то, что Брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению.
  • Для большего осознания, что обручение совершается перед лицом Божиим, жених и невеста предстают перед святыми дверями храма, а священник, символизируя Господа Иисуса Христа – находится в алтаре.
  • Священник вводит венчающихся в храм – с этого момента пара, перед лицом Самого Бога, в его Храме, начинает свою новую супружескую жизнь.
  • Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет жениха, который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
  • Произносятся молитвы, славящие Господа; молитвы о брачующихся от лица всех присутствующих в Храме. Затем, по повелению священника, все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом, в ожидании от него духовного благословения. Священник тайно читает молитву, после чего надевает кольцо жениху, троекратно осеняя его крестообразно, и невесте. После благословения венчающиеся обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает.
  • Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение и послал Ангела Хранителя жениху и невесте в их новой жизни.

Краткое описание Венчания

  • Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением, прославляющим благословлённое Богом супружество.
  • Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на полу плат (белый или розовый). На него становятся венчающиеся. Священник задает вопросы жениху (потом невесте) – подтверждают ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
  • Священник провозглашает сопричастность брачующихся Царству Божиему, затем – произносится краткая ектения о благосостоянии душевном и телесном.
  • Далее следуют три молитвы, в которых священник просит у Господа благословить этот брак; благословить, сохранить и помянуть брачующихся и о том, чтобы Господь сочетал брачующихся, венчал их в единое целое и даровал им детей.
  • По окончании молитв священник венцом знаменует жениха, дает ему поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и произносит: «Венчается раб Божий….». На венце невесты прикреплен образ Пресвятой Богородицы.
  • Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая благословения Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!” произносится священником трижды с троекратным благословением жениха и невесты.
  • По возможности гости безмолвно помогают священнику, повторяя: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.
  • Затем читается Послание к Ефесянам, в котором брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви: это и самопожертвование Христа за грешных людей и последователи Его, готовые жизнь отдать за свою веру и любовь к Господу. Венчающимся пытаются донести страх опечалить любимого, нарушить душевное единение семьи. Лишиться любви – значит, лишиться присутствия Божия в семейной жизни. Муж и жена равны между собой и повинуются Господу Иисусу Христу.
  • Читается Евангелие от Иоанна о Божием благословении супружеского союза и освящении его.
  • Молитва о сохранении венчающихся в мире и единомыслии, чтобы брак был честным и дожили они до старости, исполняя заповеди Божии от чистого сердца.
  • После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на Таинстве поют «Отче Наш». В знак покорности и преданности Господу жених и невеста преклоняют головы под венцами.
  • Приносится чаша общения (с красным вином) и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам, отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки.
  • Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие, ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами.
  • Далее следует молитва к Господу о воспринятии венцов новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва (с преклонением голов новобрачных) – эти же прошения запечатлеваются именем Святой Троицы и иерейским благословением.
  • Целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой любви друг к другу.
  • Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Псевдоцерковные суеверия, связанные с венчанием

  • младшим братьям/сестрам нельзя выходить замуж раньше, чем старшие;
  • нельзя венчаться будучи беременной;
  • нельзя сочетаться браком и венчаться в високосный год;
  • упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча – предвещают всевозможные неприятности, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов;
  • тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье;
  • тот, чья свеча после таинства окажется короче, тот и раньше умрет;
  • нельзя венчаться в мае, “будешь потом всю жизнь маяться”.

Как можно развенчаться?

  • Расторжение благословленного Богом Брака — большой грех, поэтому такого понятия как «развенчание» не существует. Благословить грех невозможно, Сам Спаситель заповедал: что Бог сочетал, того человек да не разлучает ().
  • Если первый брак фактически распался, то невиновной стороне может быть дано благословение на второй брак, в крайнем случае и на третий, но не более. Благословение может дать только епархиальный , но не священник.

В христианстве принято обращаться за благословением в церковь, и штампа в паспорте недостаточно для того, чтобы жить вместе. Но среди людей появилась традиция обращаться к не сразу. Считается, что именно венчание помогает сохранить отношения, если существуют какие-то непонимания и разногласия, поэтому люди идут в церковь, когда в семье есть проблемы. Некоторые пары решаются на этот шаг, чтобы найти общий язык.

Помощь бога

Верующим людям венчание может помочь. Во время торжественной церемонии пара будто просит у всевышнего поддержки, и если при этом верит в помощь, то она происходит. Но это срабатывает не у всех, так как сила веры имеет значение. Будущие супруги сначала принимают решение, взвешивают все положительные и отрицательные стороны, ведь нельзя к этому относиться поверхностно. Своим решением они заявляют перед близкими, перед священником и высшими силами, что готовы терпеть все сложности, что не ошиблись в выборе.

Венчание накладывает большую ответственность. И понимание, что расторгнуть такой союз нельзя, помогает людям приспосабливаться, искать компромиссы. Люди осознают, что после данной процедуры уже нельзя просто хлопнуть дверью и уйти, что теперь брак будет сохранен до старости, а значит проще искать решение, а не убегать от проблем. Такая позиция делает жизнь проще, лишенные выбора супруги стараются быть счастливыми.

Венчание для неверующих

Если же молодые люди не верят в бога, то для них венчание лишь красивый обряд. Они с удовольствием проходят его, но не придают большого значения. Для них он не несет глобального смысла, а значит и нарушить данный обет совсем не сложно. Отсутствие особого отношения не позволяет говорить о надежности таких уз.

Даже если только один супруг настаивает на венчание, а второй не верит в эту помощь, маловероятно, что обряд поможет сохранить отношения или сделает их лучше. Особенно не стоит идти на такой шаг в начале семейной жизни, ведь через некоторое время может произойти многое, «розовые очки» пропадут, а быт внесет свои коррективы.

Чудесные случаи

Существует сотни историй, которые рассказывают о том, что именно после венчания пары стали жить лучше. Есть повествование, что после этого события в церкви в паре, которая страдала бесплодием, появлялись дети. И эти разговоры являются правдой, но дело именно в вере, в искреннем отношении к церкви и богу. Прежде чем решиться на этот шаг, подумайте, а вы уверены в вашем союзе, можете ли гарантировать, что через 20 лет ничего не изменится?

Проводить венчание и регистрацию в можно не одновременно. Некоторые пары идут в церковь только после того, как проживут вместе не менее 10 лет. Они сначала проверяют свой союз, чтобы убедиться, что не ошиблись, а только потом заявляют о своем выборе. Это взрослое взвешенное решение, которое делает брак действительно более надежным.