Проект по экологическому воспитанию. Проект "экологическое воспитание дошкольников"

Любое дошкольное учреждение располагает достаточным пространством для игр ребят на свежем воздухе. Детская площадка в детском саду оснащается физкультурными и игровыми сооружениями, чтобы развивать малышей. Мало кто вспоминает тихий час, проведённый в спальных комнатах или занятия в группах. У большинства из нас яркие впечатления детства связаны с активными играми и развлечениями вне помещения.

Многофункциональность зоны для игр

Детская площадка в детском саду состоит минимум из двух зон: игровой и спортивной. Она может быть использована при проведении физкультурных пауз и дней здоровья, обязательных в любом детском учреждении для гармоничного развития ребёнка. Игровую зону можно использовать для утреннего приёма детей и активных занятий.

Игровая зона

Такая зона может быть выполнена из любых материалов. Детские площадки из дерева являются наиболее эстетичными и практичными. Грибок с песочницей, беседка, качалка-балансир, горка, традиционные домики и скамейки, выполненные из дерева, могут быть использованы для игр в разное время года. Такие элементы площадки всегда будут тёплыми и безопасными при любой погоде. Деревянные детские площадки лучше оформить в едином стиле: расположить по территории несколько одинаковых элементов или создать композицию, например, сказочную. Строения можно порыть яркой краской, предварительно обработав специальным составом. Сейчас очень популярны различные водные сооружения, поэтому в такую зону очень гармонично впишется фонтан или искусственный ручеёк.

Спортивная зона

Детская площадка в детском саду должна быть только безопасной, поэтому необходимо позаботиться о физкультурных снарядах, соответствующих возрасту малышей. Лесенки, турники и полоса препятствий обычно выполняются из металла, но есть и новинки из прочного пластика. Недостаток металлических снарядов заключается в том, что они могут быть использованы только в тёплое время года. Все элементы спортивной зоны должны находиться далеко друг от друга и быть надёжно закреплены в почве. При приёме площадки нужно проверить качество сооружений и их безопасность. Сварочные швы должны быть ровными для исключения травм в результате пользования спортивными снарядами.

Покрытие площадки

Поверхность игровой зоны должна быть ровной, покрытой искусственным травяным газоном или специальным настилом. Нежелательно использовать на таких площадках мелкие камни или щебень, а также асфальтовое покрытие. Если позволяют природные условия, то игровое пространство можно засадить естественной растительностью, например, использовать травяную смесь для газона или поля для гольфа.

Заключение

Детская площадка в детском саду, выполненная в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к обустройству детских учреждений, сможет стать не только красочным оформлением, но и развивающим пространством для наших детей. Малыши смогут отлично проводить свободное время на свежем воздухе.

– это один из важнейших элементов двора любого дошкольного образовательного учреждения. Для частных и муниципальных садиков существуют специально разработанные регламенты, которые описывают планировку участка, а также эффективность использования площадки в оздоровительных и воспитательных целях.

Требования санитарных норм

Согласно требованиям СанПиН, игровая площадка для детского садика должна включать в себя:

  • территорию для групповых игр – это отдельные для каждой группы участки, площадь которых должна быть не менее 7 м2 на одного малыша из младшей группы и не менее 9 м2 на дошкольника;
  • физкультурную площадку для общих игр.

На общей физкультурной площадке должны быть оборудованы зоны для подвижных игр. Их площадь в садике вместимостью до 150 мест должна быть не менее 250 м2, для ДОУ с большим числом воспитанников таких участков делается сразу несколько.

Планировка

Центральное пространство физкультурной детской площадки в саду, как правило, оставляют свободным. Здесь сажается газонная трава или монтируется настил, а вот под качелями и игровыми элементами может быть обычный грунт. Все необходимое оборудование ( , веранды, спортивные снаряды, песочницы) размещается по периметру.

Что должно быть на садовской площадке

На каждой групповой игровой зоне предписывается установка веранды или теневого навеса. Его площадь должна быть не менее 40 м2. Здесь малыши могут играть ранней весной и осенью, когда на участке сыро. На веранде оборудуется встроенное помещение под кладовую. В нем хранится инвентарь для детского труда и игрушки. Другое игровое оборудование должно способствовать повышению у детей двигательной активности. С этой целью на площадках устанавливаются горки, лесенки и качели. Для детей старших групп рекомендуется устанавливать башни и перекладины для лазанья, соответствующие возрасту.

Созданию , как в групповых помещениях, так и на территории дошкольных образовательных организаций уделяется сегодня особое внимание. При этом на летней площадке ДОУ, как правило, направлена на обеспечение двигательной активности воспитанников на свежем воздухе, и не в полной мере обеспечивает другие направления развития.

Между тем требования к , предъявляемые федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, предусматривают такую организацию образовательного пространства, разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в здании и на участках, которые будут обеспечивать не только двигательную, но и игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, а значит, способствовать их познавательному, интеллектуально-творческому и социально-личностному развитию.

Учитывая это, актуальным в настоящее время является поиск новых подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, которые могли бы не только повышать их физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные и познавательные способности.

Так, с целью создания на территории детского сада максимально простой, оригинальной и эффективной для интеллектуально-творческого, социально-личностного и познавательного развития детей летней площадки ДОУ «Мозаика игры» посредством использования естественных особенностей окружающей обстановки с минимальными затратами в МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 4 „Аленький цветочек“» г. Вятские Поляны был разработан и реализован проект «Лето играет, лето развивает».

Основные задачи летней площадки ДОУ и проекта «Лето играет, лето развивает»

Повышение эффективности использования педагогами предметно-пространственной среды на территории ДОО для всестороннего развития детей; создание и оформление развивающей летней площадки ДОУ «Мозаика игры», изготовление соответствующего оборудования; формирование у дошкольников интереса и желания играть и заниматься на развивающей летней площадке ДОУ; повышение уровня интеллектуально-творческого, социально-личностного, познавательного развития детей; создание условий для самостоятельного использования детьми игрового пространства на развивающей площадке; привлечение родителей к использованию площадки при общении со своим ребенком в удобное для семьи время (вечером, во время ухода домой, прогулок с детьми, в период непосещения ребенком детского сада).

.

Предметно-пространственная среда развивающей летней площадки В ДОУ «Мозаика игры» является безопасной, доступной, многофункциональной, практичной, экономичной и привлекательной для дошкольников. Совместная с воспитателем и самостоятельная деятельность детей на ней дополняет и обогащает традиционные виды детской деятельности.

Стимулом к познавательной активности дошкольников являются необычное оформление стен здания, асфальтовой части, подчиненное единой теме как условие для формирования радостных, веселых впечатлений, месторасположение, занимательное содержание и оборудование, т. е. оригинальные преобразования обычной неиспользуемой территории в эффективно-развивающее пространство.

Развивающая летняя площадка ДОУ разделена на несколько игровых зон, каждая из которых многофункциональна, т. е. способствует решению ряда задач по разным видам деятельности детей: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, двигательной. Кроме того, за каждой игровой зоной закреплен определенный кукольный образ.

Так, развивающая летняя площадка ДОУ «Мозаика игры» включает следующие игровые зоны:

«Зона Наума-грамотника» (с куклой Наумом):

  • нарисованные на асфальте ребусы;
  • алфавит для игры «Найди слово» на баннерах;

«Зона юного математика» (с куклой Ульяной):

  • нарисованные на асфальте математические домики, три вида классиков, примеры (для математической игры «Найди сокровище»);
  • цифры, геометрические фигуры на баннерах; стол с разлинованным шахматным полем для игры в шахматы, шашки.

«Зона юного художника» (с куклой Настей):

  • нарисованные на асфальте элементы для коллективных игр («Дорисуй», «Продолжи ряд», «На что похоже?», «Большой твистор»);
  • мольберт для рисования, краски, кисти, карандаши, мел и т. д.

«Зона юного натуралиста» (с куклой Назаром и игрушечной веселой собачкой Ириской):

  • нарисованные на асфальте изображения времен года, частей суток, дней недели, различных следов животных;
  • изображения диких и домашних животных, деревьев, круговорота воды в природе, съедобных и несъедобных грибов на баннерах.

«Зона юного астронома» (с куклой Антоном):

  • изображения планет солнечной системы на баннерах;
  • железная конструкция для развития моторики (игра «Передвижение планет»), телескоп, пазлы для игры «Солнечная система».

Этапы работы над летней площадкой ДОУ «Мозаика игры»

Работа над проектом «Лето играет, лето развивает» проводилась поэтапно, в соответствии с намеченным планом, предусматривающим организацию разных видов деятельности, в т. ч. с педагогами и родителями (приложение 1).

Так, на первом, подготовительном, этапе была определена потребность детей в организации развивающей летней площадки ДОУ, а также ее месторасположение. Создана творческая группа, в состав которой вошли заведующий ДОО, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Специалисты изучали соответствующую методическую литературу, статьи в периодических изданиях.

В ходе совещаний члены творческой группы обсуждали идеи по оформлению, режим функционирования будущей развивающей площадки и комплекс развивающих упражнений и игр в ДОУ на улице летом, для проведения с воспитанниками.

На втором, проектно-технологическом, этапе были изучены запросы родителей по воспитанию здорового, интеллектуально развитого ребенка, проходило планирование и проектирование деятельности по реализации проекта, разработаны схемы, планы и эскизы оформления развивающей летней площадки ДОУ, разработаны сценарии мероприятий (сценарий одного из них представлен в приложении 2).

На третьем, экономическом, этапе была определена экономическая и ресурсная обоснованность проекта, проведены экономические расчеты, распределен функционал между участниками проектной деятельности.

На четвертом, практическом, этапе были созданы безопасные, психологически комфортные, эстетически воспитывающие условия, способствующие сохранению и укреплению физического и психического здоровья и разностороннему развитию детей. Оформлена развивающая летняя площадка ДОУ «Мозаика игры», разработаны карточки-инструкции по использованию входящих в нее игровых зон, а также выбраны наиболее эффективные формы работы с детьми.

На пятом этапе были проведены апробация развивающей летней площадки ДОУ, анализ целесообразности, эффективности и удобства ее использования.

На данном этапе были организованы следующие мероприятия с детьми и родителями и с детьми: открытие развивающей летней площадки ДОУ с целью формирования познавательной активности воспитанников ДОО; развлечение «Волшебный мелок» с элементами арт-терапии, способствующее повышению уровня социально-личностного развития дошкольников; каждодневное посещение развивающей площадки «Мозаика игры», направленное на повышение двигательной, интеллектуальной, творческой, познавательной активности воспитанников; с родителями: праздник «Вместе весело играть», способствующий просвещению и привлечению родителей к совместной работе по развитию интеллектуально-творческих, социально-личностных способностей детей; лекционно-просветительская работа о влиянии предметно-пространственной среды на гармоничное развитие личности ребенка, раздача родителям памяток и буклетов.

На шестом, послепроектном, этапе были подведены итоги, расширены рамки сотрудничества, обобщен и распространен опыт работы. Проведена коррекция оформления и оборудования развивающей площадки.

Мониторинг, организованный в конце реализации проекта, выявил положительные результаты работы и намечающиеся тенденции. К ним можно отнести:

повышение уровня социально-личностного, интеллектуально-творческого развития детей; повышение их двигательной и познавательной активности; удовлетворенность родителей качеством деятельности ДОО.

Итогом проекта стало создание модели развивающего пространства, активно используемого детьми в самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности. Новые условия дали возможность педагогам реализовать различные подходы в построении единого психологически комфортного, эстетически воспитывающего, здоровье сберегающего пространства, активизирующего интерес детей и родителей к жизни и деятельности ДОО.

Приложение 1
План мероприятий по реализации проекта «Лето играет, лето развивает»

Мероприятие Ожидаемый результат Ответственный
1-й этап - подготовительный
Определение потребности воспитанников в развивающей площадке на территории ДОО Определение месторасположения развивающей площадки «Мозаика игры» на территории ДОО и ее примерное оснащение Заведующий ДОО,
Методические мероприятия с педагогами с целью выдвижения идей по оформлению территории ДОО в рамках реализации проекта. Беседы с детьми на тему «Что должно быть на развивающей площадке „Мозаика игры“?». Знакомство с опытом работы коллег по оформлению территории ДОО Создание методической базы и банка идей по оформлению развивающей площадки «Мозаика игры» Заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, воспитатели групп, педагоги-специалисты, воспитанники
Создание творческой группы по разработке проекта из числа педагогов ДОО Запуск механизма реализации проекта Педагоги ДОО
2-й этап - проектно-технологический
Изучение запросов детей по оснащению развивающей площадки. Изучение пожеланий родителей по воспитанию здорового, интеллектуально развитого ребенка Разработка схем, планов и эскизов оформления развивающей площадки «Мозаика игры» с учетом запросов и пожеланий детей и их родителей
Планирование и проектирование деятельности по реализации проекта Экспериментальная разработка (промеривание) Заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, творческая группа педагогов
3-й этап - экономический
Обеспечение материальными и финансовыми ресурсами Определение экономической и ресурсной обоснованности проекта, проведение экономических расчетов. Привлечение бюджетных и внебюджетных средств для реализации идей по оформлению развивающей площадки «Мозаика игры». Распределение функций между участками проектной деятельности Заведующий ДОО, заместитель заведующего по АХР
4-й этап - практический
Организация практической деятельности по созданию развивающей площадки «Мозаика игры» Оформление развивающей площадки: выравнивание территории под площадку, покраска игровых зон, установка игрового оборудования. Привлечение родителей к использованию развивающей площадки. Создание новых зон активности для детей Заведующий ДОО, заместитель заведующего по ВМР, заместитель заведующего по АХР, старший воспитатель, творческая группа педагогов, воспитатели групп, родители
Методическое обеспечение намеченных мероприятий Разработка пакета методических материалов, планирование воспитательно-образовательной и оздоровительной работы с детьми на развивающей площадке «Мозаика игры» в летний период Заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель
5-й этап - апробация развивающей площадки
Открытие развивающей площадки «Мозаика игры» Повышение познавательной активности воспитанников ДОО в летний период Старший воспитатель, творческая группа педагогов, воспитатели групп
Праздник «Вместе весело играть» на развивающей площадке «Мозаика игры» с участием воспитанников старших и подготовительных групп и их родителей Просвещение родителей воспитанников и привлечение их к совместной работе по интеллектуально-творческому, социально-личностному развитию детей Творческая группа педагогов, музыкальный руководитель
Развлечение «Волшебный мелок» с элементами арт-терапии для детей средних групп на развивающей площадке Повышение уровня социально-личностного развития детей Педагог-психолог
Лекционно-просветительская работа о влиянии предметно-пространственной среды на гармоничное развитие личности ребенка Оформление памяток, буклетов для родителей и педагогов Заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель
Посещение развивающей площадки «Мозаика игры» Повышение двигательной, интеллектуальной, познавательной активности воспитанников ДОО Воспитатели групп
6-й этап - послепроектный
Коррекция оформления и оборудования развивающей площадки «Мозаика игры» Расширение возможностей использования развивающей площадки «Мозаика игры» в работе с детьми, дополнение ее содержания новыми вариантами игр, упражнений Старший воспитатель, творческая группа педагогов
Участие в городском конкурсе «Красивая школа - 2014» Повышение рейтинга ДОО Заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, творческая группа педагогов
Анализ целесообразности создания и эффективности использования развивающей площадки «Мозаика игры» в работе с детьми в летний период Информационно-статистические материалы, подтверждающие эффективность работы ДОО по обеспечению безопасных, психологически комфортных, эстетически воспитывающих, здоровьесберегающих условий Заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель
Обобщение опыта работы по созданию и использованию развивающей площадки «Мозаика игры» на территории ДОО Разработка методических рекомендации, пособий по созданию и использованию развивающей площадки «Мозаика игры» на территории ДОО Заведующий ДОО, заместитель заведующего по ВМР
Видеосъемки, выступление для кабельного телевидения г. Вятские поляны. Публикация материалов в СМИ. Выступление педагогов на августовской конференции. Участие в окружном и областном конкурсах «Красивая школа - 2014» Распространение опыта педагогического коллектива по созданию развивающей среды на территории ДОО на городском и областном уровнях Заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель

Приложение 2
Сценарий мероприятия, посвященного открытию развивающей площадки «Мозаика игры» в рамках реализации проекта «Лето играет, лето развивает»

Цель: повышение познавательной активности воспитанников ДОО.

Оборудование: музыкальный центр, мольберт, акварельные краски, кисти, карточки с изображением различных предметов, разноцветные мелки, красная атласная лента, костюмы персонажей.

Действующие лица:
Взрослые: Ведущий, Такса Ириска, Назар-натуралист, Ульяна-математик, Наум-грамотник, Настя-художница, Антон-астроном;
а также дети старших групп ДОО.

(У входа на развивающую площадку «Мозаика игры» детей встречает Такса Ириска, которая ходит из стороны в сторону и вздыхает.)

Такса Ириска:
Ох да ох! Ах да ах!
Оторвалась впопыхах.

Ведущий:
Что случилось, собачка? Ты потерялась? Где твой хозяин?

Такса Ириска:
Ой, беда, беда, беда!
Вдруг осталась я одна!
Оборвался поводок,
И хозяин мой умолк.

(Такса Ириска продолжает вздыхать и плакать.)

Ведущий:
Не переживай, мы поможем тебе вернуться к хозяину. Как твое имя?

Такса Ириска:
Меня зовут Ириска,
Хоть я люблю сосиски.
Назар хозяина зовут,
Его все знают там и тут.
Он не вельможа, не артист,
Он выдающийся турист!
Как же он в поход пойдет?
Без меня он пропадет! Ой-ой-ой!

Ведущий:
Не велика твоя беда! Мы тебе поможем. Пойдем с нами.

(Такса Ириска пытается пройти на развивающую площадку, но проход перекрывает красная торжественная ленточка.)

Такса Ириска:
Р-р-р! Не люблю препятствий! Что это за шнур-р-рок! Разорву! Разгрызу!

Ведущий:
Не спеши! Ребята, а вы знаете, как можно убрать эту ленточку?

(Дети отвечают.)

Ведущий:
Молодцы! В моей сумочке есть ножницы. Давайте разрежем ленточку! (Разрезает ленточку.)

(Звучит торжественная музыка (по выбору музыкального руководителя), ведущий разрезает ленточку. Дети проходят в первую зону развивающей площадки, где их под музыку из «Песни Алисы про цифры» (муз и сл. В. Высоцкого) встречает Ульяна-математик, в руках она держит счеты.)

Ведущий:
Мы с вами на игровой площадке «Мозаика игры». Посмотрите, ребята, нас кто-то встречает. Давайте поздороваемся. Здравствуйте!

Дети:
Здравствуйте!

Ульяна-математик :
Здравствуйте, здравствуйте,
Коли не хвастаетесь!
Меня Ульяною зовут,
Мне цифры силы придают.
Люблю я все пересчитать:
Кому добавить?
У кого отнять?

Такса Ириска (плачет):
У меня уже хозяина отняли!

Ульяна-математик (обращается к детям):
Кто же ее хозяин?

Дети:
Назар-натуралист.

Ульяна-математик :
Видела я Назара, он мимо меня полчаса назад проходил. Скажите, ребята, а сколько минут должно пройти, чтобы получилось полчаса?

(Дети отвечают.)

Ульяна-математик :
Правильно, 30 минут. Значит, он не успел далеко уйти. Не плачь, Ириска, ты успеешь его догнать. Но сначала поиграйте со мной.

Математическая игра «Назови число»

Дети становятся полукругом. Ульяна-математик бросает одному из участников игры мяч и называет любое число (например, 7). Игрок должен поймать брошенный ему мяч и назвать смежные числа - сначала меньшее (6), потом большее (8). Затем Ульяна-математик бросает мяч следующему игроку и т. д.

Ульяна-математик :
Вы такие молодцы,
Смельчаки и удальцы!
Желаю весело вам жить
И с математикой дружить!
Она научит вас считать,
Делить, слагать и умножать.
До, свидания!

Дети:
До свидания!

(Дети под аудиозапись песни «Чтобы буквы изучать…" (муз. О. Фокиной, сл. С. Фадеевой) проходят в следующую зону развивающей площадки, где их встречает Наум-грамотник, в руках он держит букварь.)

Наум-грамотник :
Добрый день, гости дорогие!
Маленькие и большие
Я вам представлюсь как Наум,
У меня - большой ум
И кругозор широкий,
Потенциал высокий.
Большой любитель слов игры…

(Такса Ириска нетерпеливо топчется на месте.)

Наум-грамотник :
А ты, собачка, не рычи.
Кого ведешь ты за собой?
И не увлечься ль нам игрой?

Такса Ириска:
Нет времени с тобой играть! Я своего хозяина Назара ищу! Р-р-р, отойди с дороги, а то покусаю!

Ведущий:
Ириска, так невежливо разговаривать! Не сердись на нее, Наум, она очень взволнованна. Это ребята, которые помогают Ириске отыскать ее хозяина Назара. Скажи, пожалуйста, не видел ли ты его?

Наум-грамотник :
Назар - мой друг! Конечно, я его видел! Он недавно мимо меня проходил. Вы еще успеете и со мной поиграть, и его потом догнать. (Дети и Такса Ириска соглашаются на игру.)

Игра «Найди слово»

На стене висит баннер с буквами. Игроки должны в каждой строчке найти «спрятанное» слово и с помощью Наума-грамотника прочитать его.

Наум-грамотник :
Чтоб друг друга нам понять,
Нужно правильно сказать.
Хотите что-то передать -
Письмо вам надо написать.
Буквы строчкою и в ряд
Нам о многом говорят!
Нет ценнее друга,
Чем грамматика-наука!
До свидания, дети!
До новых встреч!

Дети:
До, свидания!

(Дети под аудиозапись песни «Мир, который нужен мне» (муз. А. Ермолова, сл. С. Золотухина) проходят в следующую зону развивающей площадки, где их встречает Настя-художница. В руках у нее - палитра, на щеке - краска.)

Настя-художница :
Здравствуйте, дорогие мои!
Оставьте все в прошлом беды свои.
Полюбуйтесь красками природы,
Нет прекраснее летней погоды!
Чудесные картины - спору нет.
Позволь, Ириска, нарисую твой портрет.

Такса Ириска:
Настя, извини, но мы очень спешим. Нам с детьми надо срочно догнать моего хозяина - Назара. Ты не видела его?

Настя-художница :
Видела. Он даже оставил для вас сообщение.

Такса Ириска:
Что за сообщение?

Настя-художница :
Туристический шифр. Разгадав его, вы узнаете, где искать Назара.

Такса Ириска:
Говори его скорее. Ребята, вы поможете мне его разгадать?

Дети:
Да!

Настя-художница :
Разгадав загадку, вы нарисуете мне отгадку?

Дети:
Да.

Настя-художница :
Слушайте: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква каждого слова обозначает цвет. Отгадайте его и нарисуйте дугой, потом посмотрите, что получится.

(Дети разгадывают шифр и рисуют радугу.)

Настя-художница :
Какая радуга засияла вдруг! Какие вы молодцы! Настоящие художники! (Замирает в восхищении.) Я налюбоваться не могу!

Такса Ириска:
Р-р-р! Нам надо спешить.

Настя-художница :
Мне жалко с вами расставаться.
Не желаете остаться?

Дети:
Нет! Нам надо догнать Назара.

Настя-художница :
Очень, очень, очень жаль,
На душе моей печаль.
Каждый день вас буду вспоминать,
Когда захочу что-либо нарисовать.

Такса Ириска:
Мы тоже будем тебя вспоминать, когда возьмем карандаши, кисти или мелки. Прости нас, пожалуйста, Настя. До свидания!

Дети:
До свидания!

(Дети под песню «Колыбельная звездочета» из к/ф «Красная шапочка» (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Кима) переходят в следующую зону развивающей площадки, где их встречает астроном и звездочет Антон. В руках он держит подзорную трубу.)

Антон-астроном :
Здравствуйте, мои хорошие,
Вы такие все пригожие!
Я зовусь Антоном -
Самым главным астрономом!
И хочу я вам сказать:
Звезд на небе не пересчитать.
Вижу, что глаза ваши горят!
Мне они о многом говорят!
Можно, угадаю я без спросу,
По какому вы ко мне вопросу?

Такса Ириска:
Угадай, кого мы ищем?

Антон-астроном :
Я как главный астроном и звездочет исходя из движения планет могу предположить, что вы ищете того, кого потеряли, кто по вам очень грустит, кто очень несчастен.

Такса Ириска:
Мой хозяин будет самым счастливым, когда меня найдет!

Антон-астроном :
Вы Назара ищете? Видел я его, он пару минут назад мимо меня проходил. Сказал, что будет вас ждать, и просил передать, что без своей верной Ириски он не пойдет в поход.

Такса Ириска:
Ура! Он про меня не забыл! Побежали скорее, нужно его догнать!

Антон-астроном :
Погодите, не спешите!
Поиграть вы не хотите?

Дети:
Да! Хотим!

Игра «Юный астроном»

Антон-астроном произносит считалочку, которая помогает запомнить расположение планет в Солнечной системе. Дети повторяют за ним:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
А еще - Уран, Нептун,
И, конечно же, Плутон -
Наше Солнце - чемпион!

Антон-астроном :
Потрудились вы на слав
И во всех ответах правы!
Поспешите в путь скорей,
Чтоб найти своих друзей!
Вас очень ждут, увидеться хотят,
Об этом звезды мне, бесспорно, говорят!

Такса Ириска и дети:
До свидания!

(Дети под аудиозапись «Звуки природы» переходят в следующую зону развивающей площадки, где их встречает Назар-натуралист, с рюкзаком и лупой. Такса Ириска подбегает к нему и обнимает.)

Назар-натуралист :
Наконец-то я дождался!
Очень сильно опасался,
Что друзья мои отнюдь
Не укажут верный путь.
Заиграют, заболтают,
Навсегда с собой оставят.
А Ириска, от слез и бед,
Не учует хозяина след!

Такса Ириска:
Твои друзья указали нам верную дорогу! Я так рада тебя видеть! (Продолжает обнимать Назара.)

Назар-натуралист :
Ириска, отпусти! Задушишь! А кто это пришел с тобой?

Такса Ириска:
Это, Назар, мои друзья!
Они помогли мне найти тебя!
Все испытания с честью прошли,
Твой трудный шифр разгадать помогли.

Назар-натуралист :
Я рад, что ты нашла себе таких помощников и друзей! Спасибо вам большое!

Дети:
Пожалуйста!

Назар-натуралист (прислушивается):
Тс-с-с! Зайчики в лесу опять
Собираются играть!
Птички на лету кричат,
Веселую игру хотят начать.
Кошка просит у окошка:
«Поиграй со мной немножко!»
Поиграем, дети?

Дети:
Да!

Игра «Собери Ириску в поход»

Назар-натуралист раскладывает перед детьми карточки с изображениями различных предметов и предлагает выбрать те из них, на которых изображены вещи, необходимые в походе. Воспитанники выбирают карточки, называют предметы и объясняют, для чего они нужны.

Назар-натуралист :
До меня вы долго шли -
И немножко подросли…
Искали долго вы мой след -
И знаний ярче стал ваш свет,
Чтобы их не растерять,
Вновь сюда приходите играть!

Дети:
Обязательно придем!

Назар-натуралист :
Пришло время расставаться,
Но не следует прощаться.
Вас за все благодарю,
«До свидания» говорю!

Дети:
До свидания!

(Под аудиозапись детской песни «Если друг не смеется, ты включи ему солнце…" (авт. - Любаша) Назар и Такса Ириска покидают развивающую площадку. Дети расходятся по игровым зонам и продолжают играть с героями площадки.)

Проект по экологическому воспитанию «Защитим природу!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Тимашевского района Краснодарского края

«Детский сад № 14»

Воспитатель первой квалификационной категории

Карнаух Наталья Витальевна

2016 год

Проект по экологическому воспитанию в старшей «А» группе

«Защитим природу! »

"Охранять природу - значит охранять Родину" (М. Пришвин)

Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите
!

(М. Дудин)

Тема проекта: «Защитим природу!».

Тип проекта: Информационно - исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители.

Сроки проведения : в течение недели

Актуальность проекта.

Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.

Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.

Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.

Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.

Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать , искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

Цель проекта: способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с экосистемой.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.

2. Познакомить с правилами поведения в природе.

3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.

4. Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.

5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.

Прогнозируемый результат: формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.

Этапы проекта.

Подготовительный:

что случится, если в природе исчезнет один вид насекомых, (растений или животных?)

Почему это может произойти?

Как это повлияет на нас?

Как не допустить этого?

Чтение детской литературы, экологических сказок и просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые »

Формы детской деятельности

Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;

Разучивание стихов о жителях леса, о природе;

Отгадывание загадок о животных и растениях;

Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.

Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька»;

Раскрашивание картинок на тему «Охрана природы»

Дидактические экологические игры «Собери насекомое», «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково» и т.д.

Просмотр мультфильма, презентации

2 этап - организационно – практический

Содержание работы по экологическому воспитанию

Познавательные занятия;

целевая прогулка по экологической тропе детского сада;

наблюдение за животным и растительным миром;

за трудом взрослых;

трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;

рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д.

Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию

беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

дидактические игры;

чтение литературы;

рассматривание демонстрационного материала;

заучивание стихов, пословиц, поговорок и др;

оформление стенгазеты «Береги природу!»

Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический уголок).

Пополнение экологического уголка дидактическим и наглядным материалом.

Проведение НОД с детьми по развитию представлений о лесе.

Развитие речи:

Просмотр иллюстраций на тему: «В лесу»,

«Санитары леса», «Спички не игрушка»

Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе.

Сочинение загадок, рассказов и сказок о лесе;

Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля»

Просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые?»

Исследовательская деятельность на прогулке.

1. Взять лупу и рассмотреть муравья.

Обобщение: Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики - антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

2. Засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Результат: сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся, и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Объяснение: Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае сахар, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

Наблюдения.

Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

Изобразительная деятельность.

Программные задачи: продолжать формировать у детей представление о живой природе; уточнить знания об охране природы; познакомить с пословицами, потешками, чистоговорками, пословицами о природе; воспитывать любовь к природе; воспитывать привычку сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.

Руслана А.

Женя К.

Олеся А.

Заучивание стихотворения (отрывок)

Т. Коваль «Про ёжика»

Нашли в саду мы ёжика
И принесли домой.
Он прятался от дождика
Под старою ольхой.

Сперва боялся ёжик нас
И под столом сидел,
Но только в доме свет погас,
Наш ёжик осмелел.

Всю ночь он топал и шуршал,
Пыхтел как паровоз,
А утром наш колючий гость
Нас рассмешил до слёз.

К себе под стол он натаскал
Три груши, десять яблок,
Газету, носовой платок
И даже папин тапок.

Смеётся солнце за окном,
Не плачет больше дождик,
Жалеем только об одном -
Пора прощаться, ёжик.

Тебе в дорогу соберём
Мы яблоки и груши,
А хочешь, тапок забирай,
Раз так тебе он нужен.

Художественная литература

Чтение произведения О.М. Масленниковой «Почему ёжик весну не встречает», («Экологические проекты в детском саду» О.М. Масленникова, А.А. Филлиппенко, стр. 219) Татьяна Яковлева «Сказка про хламище – окаянище» http://www.sreda-info.ru/projects/skazki.html

Игровая деятельность

Дидактические игры:

1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .

3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена и пр.)

6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

Игры: «Незнайкины правила», «Экологическая полиция», «Что нам нужно для похода? », «Правила поведения в лесу», «Хорошо – плохо», «Живая – неживая», «Кто - где живет», «Узнай, какой зверь», «С какого дерева лист», «Детки с ветки», «Назови травы», «Когда это бывает? », «Посели животное», «Что было бы… », «Чей, чья, чьи? », «Учим классифицировать», «Я знаю 5 названий… », «Мир и человек», «Значение растений», «Что такое природа», «Экологические цепочки»;

3 этап-заключительный.

Разработка и создание стенгазеты «Берегите природу».

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Проект расширил представления детей о насекомых, животных, о лесе, деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в досуговой деятельности.

Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение к природе, бережно относиться к ней.

Фотоотчет.








С П А С И Б О!