Ребёнок идёт в детский сад: подготовка. Ребенок идет в детский сад

Скоро наступит лето. Для кого-то оно станет последним, проведенным с родителями, ведь впереди первый коллектив – детский сад. И хотя самих малышей ожидает множество приятных дней, новых знакомств, веселых игр и первых привязанностей, у мам душа не на месте. Насколько легко адаптируется ребенок к детскому саду, не будет ли скучать по дому? А главное – можно ли помочь ему заранее, подготовив его к предстоящим переменам?

Идеальный возраст для сада

Кто-то считает, что малыш ясельного возраста (1,5 – 2 года) адаптируется намного быстрее и легче. Кроха быстро привыкает к воспитательнице, считая ее второй мамой, да и взрослые переживания и горечь от расставания с родителями в силу возраста ему пока не грозят. Другие уверены, что лучше подождать до 3 лет – ведь именно в этом возрасте дети не только умеют играть в совместные игры, но и получают от дружбы огромное удовольствие. Родители уже не могут обеспечить им необходимый уровень коммуникации, а потребность в новых знакомствах и общих играх со сверстниками сильно возрастает.

Необходимые навыки

Времена, когда каждому родителю вручался список — перечень необходимых навыков, потихоньку отходят в прошлое. Если раньше такие требования, как:

  • отказ от памперсов;
  • умение проситься в туалет;
  • самостоятельный прием пищи;
  • самостоятельное одевание и раздевание

были необходимы, то сейчас условия меняются. В большинстве заведений работники берутся приучить ребенка к самообслуживанию в краткие сроки. Еще одно важное условие – устанавливание режима дня, соответствующего расписанию детского сада. Если у родителей получается подготовить малыша заранее – это замечательно, однако если процесс идет туго – не стоит переживать. Дети, не уверенно владеющие этими навыками, в коллективе осваивают их намного быстрее, да и режим быстро входит в норму. Намного важнее психологическая подготовка.

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Характер и психологические особенности каждого ребенка имеют намного большее значение, чем навыки самообслуживания и даже возраст будущего детсадовца. Будет ли ребенку комфортно в новом коллективе, легко ли он расстанется с мамой и как быстро адаптируется, зависит только от степени его готовности к жизни в коллективе.

  • Расставание. Малыш, моментально забывающий обо всем на свете, завидев компанию других детей на площадке и подолгу остающийся с родственниками, вызывает меньше тревог, чем маленький хвостик, начинающий беспокоиться, как только мама отходит дальше, чем на метр. Подготовкой такого ребенка придется заняться заранее, начав отлучаться из дома на короткие, а потом и на более длительные периоды.
  • Закаливание. Всем известно, что в саду начинается одна бесконечная болезнь, переходящая из простуды в ветрянку и потом обратно в простуду. Не стоит преждевременно сдаваться перед неизбежным. Лето – прекрасный период для закаливания и поднятия иммунитета. Теплые месяцы, проведенные на даче или на берегу моря, помогут дать отпор болезням, главное – забыть о тепличных условиях. Позвольте малышу вдоволь набегаться босиком, накупаться в водоемах и наестся свежих фруктов. Тотальный запрет на холодное питье и сквозняки придется смягчить, в противном случае, именно эти факторы могут стать причиной частых заболеваний.
  • Общение. Далеко не все дети умеют быстро находить общий язык со сверстниками. Малыши, как и мы, могут стесняться, и конечно, не все являются прирожденными лидерами, умеющими собрать вокруг себя других детей. Научите ребенка первым завязывать знакомство, представляться и предлагать вступить в игру. А вот пускать на самотек имеющиеся трудности в общение не стоит – коллектив в детском саду слишком велик, и существует риск, что малыш просто не сумеет проявить достаточно смелости и самостоятельности, чтобы включиться в общение.
  • Открытость. Важно успеть научить ребенка доверять старшим и открывать им все свои обиды и тайны. Малыш должен знать, что при необходимости он может обратиться за помощью к старшему – воспитателю. Доверять необходимо и родителям, а значит, еще до поступления в садик требуется научить ребенка каждый вечер делиться с мамой или папой всеми переживаниями за день – обидами, радостями, страхами и горестями.

Существуют ли дети, которым противопоказан детский сад?

«Несадовский» ребенок — конечно же, не миф. Такие дети, действительно, существуют. У них поднимается температура при каждом посещении дошкольного заведения, они замыкаются в себе и тихо страдают до самого прихода родителей, тяжело встают по утрам и теряют аппетит. Обычная для сверстников адаптация, длящаяся не более трех месяцев, у них затягивается – ребенок не столько привыкает к новым условиям, сколько терпит их. В таком случае, сад придется отложить до следующего года, а в подготовку малыша включить посещение психолога и поработать еще и с родителями. Ведь часто ребенок впитывает именно материнскую тревогу и страхи.

Текст: Вера Гюлер

Памятка для родителей при поступлении ребенка в детский сад.

1. Прежде всего, убедитесь в своей уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

2. В доме необходимо создать спокойную обстановку, с пониманием относиться к эмоциональному напряжению, активным движениям и т.д… Следует пораньше укладывать малыша на ночной сон после теплой ванны. Общение с ребенком в этот период должно быть особенно ласковым.

3. Родителям заранее надо рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем дети туда ходят, почему родители хотят, чтобы малыш посещал детский сад. Целесообразно провести с ребенком беседы: «Детский сад – это такой красивый большой дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Мы бы очень хотели, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, кроватки, маленькие раковинки для умывания, маленькие шкафчики, много красивых игрушек. В саду тебе будет очень интересно и весело…».

4. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло – скоро он сможет туда ходить. В присутствии малыша расскажите родственникам и знакомым о большой удаче – его приняли в детский садик.

5. Учите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени; просить, а не отнимать игрушки. А так же проявлять внимание и сочувствие к сверстникам (делиться игрушками, уступать); отзываться на просьбу сверстника, помогать ему; называть по имени и отчеству воспитателей группы, знать свое имя, бережно относиться к вещам и игрушкам. В игре доброжелательно и с симпатией относиться к товарищам, играть вместе с другими детьми, совместно с другими детьми пользоваться игрушками.

6. Приучайте ребенка к режиму. Очень важно оздоровить ребенка. За 1-2 мес. пройти мед. осмотр, сдать необходимые анализы. Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше времени проводил на свежем воздухе (не менее 4-х ч. зимой и весь световой день летом). Постоянно проводите массаж, гимнастику, закаливающие процедуры. Если у малыша плохой аппетит, не кормите его насильно. Постарайтесь приблизить домашний рацион к рациону детского сада. Исключите из питания ребенка протертую пищу.

7. Собираясь в детский сад, с воспитателем группы, куда поступил ребенок, необходимо познакомиться заранее. Сообщить ему, каким ласковым словом (именем) называют дома ребенка, рассказать о его привычках, особенностях поведения и других подробностях домашней жизни.

Необходимо и в выходные дни, когда ребенок дома, придерживаться режима дня, принятого в дет. саду. Резкие изменения режима даже на протяжении нескольких дней выбивают ребенка из привычного ритма и вызывают излишнюю нервозность.

8. Если у ребенка к моменту поступления в детский сад сохранилась привычки к укачиванию или сосание соски, отучать необходимо постепенно: сначала дома, потом в детском саду, договорившись с воспитателем.

Малыш может принести в группу любимые игрушки, книжки или др. пустячки, с которыми он не расстается. Это поможет ребенку легче и безболезненно привыкнуть к ДОУ.

9. Разработайте с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – ему будет проще отпустить вас.

10. Помните, что на привыкание ребенка в детском саду может потребоваться до полугода. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации малыша.

11. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он построит взаимоотношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по имени. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Толе и т.д. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

12. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

13. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени – компенсируйте это качеством общения: чаще обнимайте ребенка, интересуйтесь его успехами и неудачами, отмечайте любые изменения его настроения.

14. Научите ребенка управляться с одеждой самостоятельно. Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек или пуговиц, ботинки на липучках. Шапку и шарф лучше заменить на шапку-шлем – и шею не дует, и надевать проще. Вместо рубашек приготовьте водолазки, вместо кофт – свитера. Вообщем, главное, чтобы ребенок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.

Чтобы ребенку было легко убирать свои вещи, позаботьтесь о петельках на одежде, удобных для ребенка. Сделайте маркировку одежды. Целесообразно указать не только имя и фамилию, но и условный символ (цветок, бабочка и т.д.), познакомьте с ним малыша, чтобы он легко узнал свою одежду. Дома организуйте вешалку для верхней одежды ребенка так, чтобы она была доступна малышу, и чтобы он сам мог самостоятельно после прогулки вешать туда свою одежду. Не делайте этого за ребенка, но наблюдайте, направляйте его, помогайте ему, напоминайте, хвалите за то, что он сам, без напоминания, убирает свои вещи на место.

Перед сном поставьте рядом с кроваткой стульчик для одежды. Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать ее на стульчике, а утром надевать чистую одежду, которую вы приготовили. Стремитесь к тому, чтобы ребенок знал название одежды и правильно указывал на нее. Когда ребенок одевается и раздевается, будьте рядом с ним, поощряйте, используя игровые приемы. При необходимости помогайте ребенку советами, выраженными в спокойном тоне. Не торопите ребенка, сохраняйте спокойствие: навык самообслуживания требует усилий, терпения и многократных повторений. Предоставьте ребенку возможность овладевать необходимыми навыками, в том числе и культурно-гигиеническими.

15. Обучайте ребенка здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками, употребляя слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста); выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении; не топтать зеленые насаждения, бросать мусор в предназначенных местах, аккуратно пользоваться туалетом, не выходить из-за стола не окончив еды, говорить «спасибо» и т.д. Необходимо помнить, что родители образец для поведения - что делают родители, то делают и дети!

Приготовьте «приданное для ребенка».

Чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в первое время, он может брать с собой из дома в детский сад игрушку, которой покажет, где его кроватка, стол, какие игрушки в группе, познакомить с детьми.

Кроме того необходимо приготовить для детского сада следующее:

Сменную обувь (тапочки или туфельки на каблучке с удобной застежкой);

2 носовых платка;

Расческу;

Два комплекта нижнего белья;

Сменную одежду на случай, если ребенок нечаянно испачкается;

Пакет для испачканной одежды;

Запасная одежда находится в мешке на вешалке в шкафчике ребенка.

12:00 - обед

Многим родителям переход на такой распорядок дня кажется сложным. Если у мамы много дел по дому, то у нее нет времени следить за каждой минутой и правильно распределять время. Однако если ребенок будет знаком с таким распорядком - для него уже не составит труда следовать ему в детском саду, а значит, и дискомфорта жизнь в садике будет вызывать значительно меньше.

Больше всего проблем у детей в детском саду вызывает послеобеденный сон . Приходя с прогулки, дети совсем не готовы ложиться спать - им хочется продолжить игру или общение. Поэтому до похода в сад, приучайте малыша ко сну в послеобеденное время. Обсудите также, что если он не хочет спать, в это время он должен просто тихо лежать в кроватке. Ведь на самом деле, воспитательницы не следят пристально за тем, спит ребенок или нет - им нужно, чтобы дети были в кровати. Очень много сложностей будет вызывать ребенок, если посреди тихого часа он будет отказываться лежать в кровати и капризничать.

Учите фантазировать

Побольше играйте с малышом, учите его придумывать интересные сюжеты и вливаться в игру. Таким образом, вовлекая в игру остальных детей, он сможет легко найти друзей, а время, проведенное в садике, для него не будет скучной рутиной.

К сожалению, современные дети почти разучились придумывать истории . Они манипулируют игрушками без фантазии, используя их исключительно так, как это было задумано: катают машинку просто так, собирают кубики, а не строят замок. Если вы покажете ребенку, какой мир можно создатьс помощью игрушек - вы увлечете его и способствуете развитию его воображения. Играйте с малышом в больничку, стройте домики для кукол, а с помощью машинки тушите пожары. Развитие фантазии и эмоциональности также будут способствовать скорейшей адаптации вашего малыша.

Кстати говоря, игру вы сможете использовать в качестве знакомства с детским садом. Играя в детский садик , вы расскажете о том, как там себя вести, что детки там делают и кто такая воспитательница. Создайте свой детский садик, где ребенок будет воспитателем. Все игрушки станут детьми, за которыми ребенок должен будет следить, воспитывать, вовремя кормить и укладывать спать. Если ребенку понравится эта игра, и он увлечется ею, то поход в настоящий садик для него будет праздником.

Дисциплина для малыша

Немаловажно постепенно готовить ребенка к тем занятиям , которые будут в детском садике. Например, ребенок должен быть усидчивым и уметь слушать. Читайте ему стихи, постепенно увеличивая время чтения. Разумеется, на первых порах, малыш будет отвлекаться после первой же минуты чтения, однако благодаря терпению и упорности, вы достигнете нужных результатов.

Также учите малыша повторять движения за вами - это ему пригодиться на уроках физкультуры. Прыгайте вместе с ним, крутитесь на месте, машите руками и так далее. Чтобы ребенку было интереснее, имитируйте движения животных, например «попрыгаем как кузнечик», «Полетаем как птичка» и тому подобное.

Чтобы ребенок не терялся в новой атмосфере, учите его быть самостоятельным . Во-первых , если вы уже скоро собираетесь отправлять малыша в детский сад - пора приучать его к горшку и снимать подгузник. Ко времени похода в детский сад ребенок должен сам уметь садиться на горшок.

Также нужно, чтобы ребенок умел сам одеваться, обуваться и кушать. Учите его, как пользоваться ложкой и как вести себя за столом. Не забывайте, что детский сад работает по определенному графику, и если в первое время воспитатели будут уделять особое внимание вашему малышу, то потом он уже должен будет сам быстро кушать. Если он будет отвлекаться, играть за столом - он останется голодным, ведь время обеда и ужина в садике ограничено распорядком дня.

Поэтому, чтобы малыш быстрее учился самостоятельности, начинайте приучать его как можно раньше: выходя на прогулку, пусть он сам попробует одеться и обуться. Помогайте ему, только если у него возникают трудности. Не стоит спешить одеть ребенка, ведь так вы лишаете его возможности научиться делать это самостоятельно.

Перед отправкой в садик очень важно позаботиться о состоянии здоровья малыша. Не секрет, что в детском саду ребенок встречается с большим количеством детей, и он может заразиться от них ОРВИ и другими вирусами. Иммунитет ребенка еще не до конца сформировался и не готов ко всем разновидностям вируса или инфекции. Поэтому он будет практически беззащитным перед новой для него болезнью.

Поэтому старайтесь закалять ребенка и сталкивать его иммунитет с трудностями. Разумеется, это не значит специально заражать малыша простудой, чтобы он больше не болел, но беречь малыша от любого ветерка и кашля - это значит снижать его иммунитет специально. Не кутайте ребенка, не закрывайте дома в прохладную погоду. Чем больше вы бережете ваше чадо, тем больше он будет болеть в детском саду, так как его организм будет совершенно не приспособлен к новым условиям жизни. Больше дышите воздухом, одевайте малыша по погоде, не закутывайте его в сорок одежек, если на улице солнце. Можно даже начать обливания или записаться в бассейн. В общем, старайтесь, чтобы ребенок вел здоровый образ жизни.

Первый раз в… детский сад

Итак, если все вышеперечисленные рекомендации вы выполняли, значит к первому походу в сад ваш ребенок абсолютно готов: он самостоятелен, не боится людей, умеет правильно вести себя и прекрасно понимает, что такое детский сад и зачем туда ходить.

Лучше всего первый поход в садик осуществлять перед началом учебного года , например, в конце августа. В таком случае ребенок привыкнет к расписанию и к воспитателям и ему будет легче влиться в рабочий ритм. Очень плохая идея отдавать ребенка в садик в холодное время года. Зимой и осенью дети наиболее часто болеют, а значит, неподготовленный организм вашего малыша столкнется с самой настоящей «вирусной атакой». Обучение в садике, как и в любом образовательно учреждении начинается в сентябре и заканчивается в мае.

Как бы хорошо вы не подготовили ребенка, вы должны быть готовы к слезам расставания и капризам ребенка. Ведь одно дело жить дома, пускай даже по графику детского сада, а совсем другое - оказаться среди незнакомых детей с взрослой тетей во главе. Поэтому ребенок вполне может отказаться идти в детский сад, он может плакать и капризничать, замкнуться в себе и тому подобное.

Хотя, конечно, все дети по-разному реагируют на первый поход в детский сад. Некоторые очень быстро вливаются в коллектив и не чувствуют никакого дискомфорта, другие же могу прорыдать весь день в ожидании мамы. Кто-то будет бегать за воспитательницей, требуя внимания к себе, а кот-то сядет в угол со своей игрушкой и откажется с кем-либо общаться.

Стоит быть готовым и к тому, что после посещения садика, ваш ребенок будет иначе себя вести и дома . Он может стать агрессивным, капризным и нервным. Это объясняется стрессовой ситуацией. Такое поведение носит чисто защитный характер и с ним тоже можно бороться.

Во-первых , как можно больше времени проводите с ребенком. Читайте ему книжки, играйте в спокойные игры, обнимайте и общайтесь с ним. Он должен чувствовать, что родители не бросают его, когда отводят в садик и все равно останутся с ним, никуда не исчезнут.

Во-вторых , сведите к минимуму нагрузку на нервную систему малыша, ограничьте просмотр телевизора, не играйте в очень активные игры, не водите ребенка в гости, где будет громко и шумно. Защитным механизмом ребенка может стать регрессия - то есть он может вести себя как младенец, мочиться в штанишки отказываться кушать самостоятельно и самостоятельно одеваться. Не ругайте его за такой «инфантилизм», поймите, что в этот период ребенок не может понять, что с ним происходит, поэтому ищет пути спасения.

В зависимости от того, как вы сможете помочь малышу привыкнуть к новым условиям, а также в зависимости от его черт характера и темперамента, процесс адаптации может варьироваться от одного до двух месяцев . В случае если малыш так и не научился общаться с другими людьми или обладает слабым здоровьем, он может привыкать к детскому садику более полугода.

Как облегчить период адаптации?

В первую очередь, обратите внимание на себя и на свое поведение . Если вы сами против того, что ваш малыш посещает детский сад, но у вас нет другого выхода - ребенок очень долго будет привыкать к садику. Он будет чувствовать ваши эмоции и испытывать то же самое. Если вам не нравится детский сад или воспитательница, то будьте уверены, что ваш ребенок тоже будет со страхом, и недовольством каждый день отправляться туда. Но если вы с энтузиазмом думаете о детском садике, как о возможности для ребенка социализироваться, научиться новому и подготовиться к школе, то ребенок тоже с удовольствием будет не только туда ходить, но и принимать активное участие в занятиях.

Сейчас, с приходом в образовательный процесс такого понятия, как «индивидуальный подход» , все воспитатели и учителя стараются подобрать ключик к каждому ребенку. Именно поэтому, нужно пообщаться с воспитателем и рассказать о привычках и любимых играх своего малыша. Таким образом, воспитателю будет проще найти с ним общий язык.

Если вы думаете о детском садике, как о возможности научиться новому и подготовиться к школе, то ребенок тоже с удовольствием будет туда ходить.

В период адаптации к детскому садику, вы также можете составить индивидуальный график посещения детского садика. Вы можете водить ребенка в садик только на определённое время, а когда он привыкнет к графику, оставлять его подольше. Таким образом, ребенок не будет испытывать дискомфорт, оставаясь на целый день и скучая по маме.

Если ребенок даже на короткий срок боится расставаться с мамой - учитесь правильно прощаться . Не затягивайте прощание, ведь это может вылиться потоком слез, и в итоге вы вместе пойдете домой. Четко скажите ему, что уходите на определённое время и вернетесь к нему, например, до обеда, когда они с детками будут гулять во дворе. Тогда малышу будет понятнее, когда вас ждать и может, он не будет волноваться.

Обязательно нужно мотивировать малыша перед походом в садик. Это могут быть новые друзья, которых он нашел в группе или любимая игрушка. Если в садике есть живой уголок, то ребенку будет интересно наблюдать за животными, поэтому он с удовольствием будет бежать в детский сад.

Вернитесь к игре в детский садик . Пусть ребенок покажет вам, как проходят занятия в саду на примере игрушек и кукол. Таким образом, вы увидите, как там себя чувствует ваше чадо, есть ли у него друзья и как к нему относится воспитатель. Такая игра очень помогает ребенку, если у него до сих пор остались какие-то страхи или любые другие скрытые эмоции.

Ребенок должен ходить в садик постоянно . Не позволяйте ему не идти сегодня, потому что «не хочу» или «лень». Даже если ребенок шмыгает носом - это все равно не должно служить причиной для прогула. Чем чаще он будет посещать сад, тем быстрее к нему привыкнет. Не ходить в детский сад можно только, если ребенок серьезно заболел и у него температура.

Обсуждая с ребенком его жизнь в детском садике, никогда не позволяйте себе критиковать воспитательницу или нелицеприятно выражаться о детях - ребенок должен уважать как детей, так и воспитательницу, в противном случае, его жизнь в коллективе значительно усложнится. Хвалите его за самостоятельность, демонстрируйте свою гордость за сына своим знакомым. Пусть он знает, что делает вас счастливой тем, что ходит в сад.

В случае же, если ребенок долгое время, несмотря на все ваши усилия, не может привыкнуть к детскому садику, причина может быть в неверном выборе садика или воспитателя . Вполне возможно, воспитатель просто не нашел общий язык с малышом. Не исключено, что поменяв садик, адаптация пройдет очень быстро и успешно.

Детский сад - первый и очень важный этап приобщения детей к социуму. Вполне понятно, что каждый родитель стремится к тому, чтобы ребенку это знакомство с социумом понравилось. Что же сделать, чтобы малыш чувствовал себя в новом окружении максимально комфортно? Какие могут потребоваться от родителей документы и что нужно взять с собой в садик в первый день? Именно эти вопросы мы обсудим в данной статье.

Какие нужны документы, когда ребенок идет в детский садик?

Перед тем как малыш переступит порог садика, родителям следует подготовиться к этому процессу. Первое, что хотим отметить, - вся документация должна быть заранее собрана и оформлена, без нее ребенка просто не зачислят. К документам, обязательным для приема в сад, относятся:

  • паспорт одного из родителей;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • медицинская карта, заполненная по форме детсада;
  • справка о регистрации по месту жительства;
  • полис медицинского страхования;
  • если брак между родителями не зарегистрирован, то свидетельство об установлении отцовства.

Медицинскую карту необходимо оформить в поликлинике и затем подписать у заведующего. Следует также отметить немаловажный момент: обычно у родителей возникает масса вопросов по поводу прививок, так вот согласно законодательному положению РФ непривитых детей сады обязаны зачислять!

Когда нужно пройти медкомиссию?

Как мы уже сказали, если ребенок идет в садик медицинская карта является очень важным документом для приема в это учреждение. Поэтому каждый малыш, прежде чем попасть в группу, должен пройти медицинскую комиссию.

Не оставляйте это обязательное мероприятие на последний летний месяц. В это время детские поликлиники переполненные, к тому же может получиться так, что один из нужных вам докторов будет в отпуске, соответственно оформление медицинской книжки затормозится. Тем более в редких случаях все врачи работают в удобное для вас время и в один день. Обычно при медкомиссии нужно обязательно показать ребенка участковому педиатру, который выпишет направление к остальным специалистам: стоматологу, неврологу, хирургу, отоларингологу, ортопеду и окулисту.

Поэтому лучше всего предварительно написать план прохождения медкомиссии. Однако не стоит торопиться с анализами - ведь результаты некоторых из них считаются действительными не больше месяца. Соответственно, анализы целесообразно сдать примерно за две недели до устройства в садик.

  • Собираясь утром, не спешите сами и не торопите малыша – дети этого очень не любят. Если будет спешка - вы рискуете испортить настроение ребенку. Лучше постарайтесь сделать так, чтобы у вас хватило времени на спокойные сборы – встаньте пораньше.
  • Очень важный фактор – любимая игрушка. Если ребенок идет в садик, разрешите ему взять ее с собой. Стоит, правда, помнить, что далеко не во всех садиках это разрешено, поэтому вам следует заручиться пониманием и поддержкой персонала садика. Игрушка – это не просто вещь, это некий «товарищ», которому можно довериться в напряженной ситуации.
  • Ни при каких обстоятельствах не уходите украдкой, увидев, что малыш нашел себе увлекательное занятие. Через несколько дней не стоит удивляться, если ребенок не захочет отпускать вас, не слушая ни какие уговоры – это последствие ваших «тихих» уходов.
  • Когда ребенок идет в детский садик, не растягивайте прощания. Если вы будете долго объяснять малышу, почему вам нужно уходить, легче не будет, скорее наоборот. Сохраняйте спокойствие – даже если кроха, прощаясь, расплакался, вся его печаль скоро пройдет. Внимание детей фокусируется на событиях происходящих вокруг, и они легко отвлекаются.
  • Выполняйте свои обещания. Если вы договорились, что вернетесь к четырем часам, извольте прийти вовремя. Если задерживаетесь, позвоните в сад, попросите воспитателя дать трубку малышу, объясните, что придете немного позже.

Собственные чувства тоже желательно сдерживать. Малыш не должен увидеть ваших слез, потому как это пробудит в нем подозрение, что место, куда его привели – плохое. Также приложите все усилия, чтобы в выходной день не отойти от ежедневного распорядка, установленного в садике. Постарайтесь, чтобы атмосфера в вашей семье была доброжелательной и спокойной, в отношении к себе ребенок должен чувствовать ласку и любовь.

Как быть с работой?

Возраст, в котором ребенок идет в садик впервые - особая проблема. В подобной ситуации педиатра больше беспокоит вопрос - где будут родители в то время, когда ребенок идет в детский садик?

Вполне типична следующая ситуация: малыш впервые идет в детский садик первого сентября и в это же время мама выходит после декретного отпуска на работу. Спустя неделю, что абсолютно предсказуемо, ребенок "зарабатывает" первое детсадовское ОРЗ. В свою очередь маме приходится брать отпуск, чтобы ухаживать за больным крохой. Однозначно следующее: какое бы крепкое не было здоровье малыша и насколько хорошим и замечательным не был бы детский садик, карапуз все равно первое время будет болеть чаще, чем обычно. Потому если ребенок идет в сад, желательно чтобы мама при этом оставалась дома. Так в случае малейшего недомогания (кашле, небольшом насморке) вы сможете оставить малыша дома, не подвергая риску заражения остальных деток в садике и не дожидаясь прогрессирования недуга. И вам при этом не нужно думать о больничном листе, а также о предстоящих неприятных беседах с начальством.

Помимо этого, весьма значительный момент - время года, когда планируется посещение детского сада. Вполне ясно, что с октября по апрель делать это не рекомендуется - активная деятельность респираторных вирусов в несколько раз увеличивает риск заболеваний и, как результат, удлиняет время адаптации ребенка в саду.

Ваш малыш идет в детский сад! Это такое знаменательное и волнующее событие, как в жизни маленького человечка, так и в жизни его родителей.

В этой статье я подготовлю вас и вашего малыша к походу в детский сад. Как сделать так, чтобы ребенок хорошо адаптировался к новым условиям, к новым людям, как к взрослым, так и к детям. Также мы обратим внимание те моменты, которые следует рассказать воспитателям о вашем малыше. Чтобы их дружба складывалась еще лучше!

Обсудим такие моменты как витаминотерапия, закаливания горлышка и ножек, немного поговорим о прививках. Данная статья будет познавательна и полезна тем, кто готовится к детскому саду.

Практически все детки привыкают к детскому садику, с удовольствием дружат друг с другом, играют в увлекательные игры и учатся новому. Но каждому малышу надо «свое», индивидуальное время, чтобы привыкнуть к новым условиям.

У некоторых деток адаптационный период занимает от пары недель, другим же необходимо пару месяцев. Причина таких сроков лежит в характере ребеночка. Зависимость от мамы, сверхчувствительность к переменам, и конечно же, повышенная возбудимость нервной системы.

Процесс адаптации проходит лучше у деток, которые общались с разными возрастными группами детей. И у деток, которые имеют много братьев и сестер. Также у ребят, на которых не направлено все внимание и опека дома.

Я уверена вас волнует большое количество вопросов. Воспитатели, какие они… Примут ли другие ребята… Сон, еда…

Если ваш ребенок легко адаптируется к новому, его поведение вернется в норму по ходу первого месяца. К концу первой недели аппетит будет таким же, как и раньше. Сон ребенка наладится за одну – две недели. И острых заболеваний не возникнет.

Но у вашего ребенка может быть адаптация с затруднениями. Целый месяц настроение будет неустойчиво. Сон и аппетит придут в норму через месяц – полтора.

Самый сложный вариант – это тяжелый адаптационный период. Сон, аппетит, настроение грубо нарушены. Не исключены ночные кошмары. Ребенок будет длительно болеть, чтобы оставаться дома с мамой. Если болезнь длительная и тяжелая, обязательно проконсультируйтесь у детского психолога, невролога или психиатра.

Для того чтобы адаптация в детском саду прошла успешно, следует заранее принять меры. Заинтересуйте вашего ребенка! Но не перестарайтесь. Красиво врать не следует. Это самый простой вариант. Поговорите с малышом о садике, говорите эмоциональные и приятные слова. «Там так много игрушек!», «Там так весело! «Я когда была маленькой, так любила ходить в детский сад!». Расскажите малышу интересные истории о детском садике.

Ваш малыш должен иметь своеобразную готовность, «готовность выйти в свет». Сюда входит умение независимо от взрослых кушать, одеваться. Ребенок должен уметь попроситься в туалет, должен «знать и уметь» пользоваться горшком, помыть руки. Самое главное, ребеночек должен уметь выразить свою нужду. Чем шире круг возможностей, тем лучше.

Оздоровительные мероприятия

Терапия витаминами. Чаще всего детки первый раз идут в дет.сад в теплое время. Это делается для того, что бы уменьшить возможность заражения простудой и вирусами. Также прекрасный «бонус» данного времени года – это свежие фрукты и овощи! Укрепляйте иммунитет малыша!

Закаливание.

Начнем с ножек. Можно начать данный вид закаливания с обтирания стоп мокрой тряпочкой. А где-то через недельку можно перейти к самому обливанию. Процедура. Стопы малыша окуните в тазик с водой комнатной температуры примерно на одну минуту. Следом разотрите их махровым полотенцем до теплоты.

Каждый день увеличивайте процедуру на одну минутку. Дойдите до десяти. Температуру воды уменьшайте на один градус каждый третий день. Важно! Если ваш ребенок в ходе процедуры заболел, следует прервать курс. После выздоровления и по прошествии двух недель восстановления, начните все с начала.

Теперь перейдем к закаливанию горлышка. Чаще всего очаг инфекции в детстве – это горло. Закаливание поможет уменьшить чувствительность горла к таким факторам, как холодная вода, мороженое, ветер, низкие температуры.

Процедура. После ночного сна давайте вашему ребеночку выпить воды на голодный желудок. Температура водички постепенно уменьшается. Возьмите две емкости с кипяченой водой. Одну поместите в холодильник, а другую оставьте в помещении.

Каждую неделю разбавляйте воду в следующих пропорциях. 1 часть холодной – 5 частей комнатной. 1 часть холодной – 4 части комнатной. 1 часть холодной – 3 части комнатной и т.д. объем воды зависит от возраста ребенка. Для малышей до трех лет хватит1/4 стакан. Деткам постарше можно давать 1 стакан за 1 прием.

Прививки от Гриппа. Очень дискуссионная тема в наши дни. Я не буду говорить, почему важно делать прививки, или почему не стоит их делать. Это дело каждого родителя. Прочитай нужную информацию, проконсультируйтесь со специалистом. Но ваше решение должно быть обосновано.

На один момент, я все-таки, себе позволю обратить внимание. Помните, что у деток с прививками, заболевания протекают «облегченно». И такое заболевание как грипп, страшно не только повышенной температурой, но осложнениями.

Теперь можно перейти непосредственно к психологическим аспектам адаптации малыша в садике.

Мы уже знаем, что следует заранее подготовить малыша. Но не приукрашивайте информацию. Сами понимаете, чем это чревато. Также не следует говорить «Там ничего плохого не случится с тобой». Ваши слова могут вселить тревогу в малыша. Расскажите о позитивных моментах пребывания в садике. «Там много игрушек таких, каких дома нет», «Ты будешь танцевать, петь песенки и играть с детьми», «В саду о тебе будут заботиться», «Там есть песочницы, горки и качели».

Также можно помочь адаптироваться вашему чаду с помощью игры! Возьмите игрушки и смоделируйте, разыграйте будущее событие. Покажите сначала сами. «Вот кукла Катя, сегодня она идет в детский сад. Скажи «привет» всем кукла Катя. Вот твой шкафчик для вещей. Давай снимем курточку. Вот за этим столом ты будешь кушать с другими ребятишками. Вот твоя кроватка, тут кукла Катя, здесь ты будешь спать. У тебя будет много новых друзей. А потом мамочка придет за тобой».

Далее такую же историю пусть покажет сам ребенок. Покажи, как ты поздороваешься в группе, как ты будешь кушать, где спать. Не стоит навязывать такую игру. Просто периодически предлагайте ее среди остальных ролевых игр.

Важную роль играет контакт вашего малыша с его новым взрослым – воспитателем!

Пока ребенок не попал в группу, расскажите воспитателю о нем, о его особенностях. Как он есть и что он ест, и, конечно же, что не ест! Какие малыш имеет особенности речевого развития. Какие у него возможности. Что он умеет делать, а что не умеет. Привык ли ребенок спать днем.

Обратите особое внимание, какие страхи есть у малыша, чего он боится, что не любит. Таким образом, вы облегчите не только работу воспитателя, но и времяпрепровождения в саду вашего ребенка. ПРИВЫКАНИЕ – ЭТО ПОСТЕПЕННЫЙ ПРОЦЕСС.

Конечно, в силу ваших возможностей, но сначала лучше оставаться в период, выделенный на прогулку. Постепенно на один – два часа в группе. Позже несколько часов подряд. Можно договориться с воспитателем, и присутствовать в первое время в группе вместе с ребенком.

Хорошие рекомендации для малышей я давала в статье «Учимся общаться правильно! (от 6 до 9 месяцев)». Хоть данные рекомендации относятся к маленьким деткам, но принцип неизменен, перечитайте. Малыш должен видеть, что мама и новая тетя подружились, новая тетя понравилась маме, она не страшная, но просто не знакомая.

Ох уж эти страхи…

А в садике самый главный страх – «меня не заберут». Даже когда вы злы, не говорите вашему ребенку «отдам тебя той тете», «оставлю тетя тут». Услышать такое – это травма для ребенка. Ребенок должен быть полностью уверен, что его ЛЮБЯТ, им ДОРОЖАТ, по нему СКУЧАЮТ, и его непременно ЗАБЕРУТ из детского сада.

Покажите малышу свою радость после дня разлуки, скажите, что скучали по нему, и похвалите его за то, что он был в садике.

Может случиться так, что ребенок будет робеть, не хотеть отпускать взрослого. Вы можете попросить воспитателя, чтобы она выходила встречать вас возле дверей группы, говорила пару дружелюбных слов, комплиментов ребенку. Так малыш сможет отвлечься от грустных мыслей. Да и воспитатель будет становиться другом.

Важно! Не уходите тихо и скрытно, как будто кидая малыша. Дайте ему знать, что пора прощаться.

Дома можете придумать свой собственный способ прощания. Ваше особенное пожатие рук, или поцелуй. Не исключено, что именно с вами расставаться больнее всего. Тогда следует попросить кого-то другого первое время приводить малыша в дет.сад (бабушку, например).

Первые дни, а может и неделя, две – это перегрузка новой информации для вашего малыша. Уменьшите требования к ребенку, дома должно быть тихо и спокойно, «эмоционально сильные» мероприятия перенесите. В это время ребенку нужна ваша поддержка и понимание.

Игра помогает

Игра помогает не только УЗНАТЬ детский сад, но и АДАПТИРОВАТЬСЯ в нем.

Играем в «садик». Такая игра носит терапевтическое значение. Ребенок постепенно отреагирует болезненные моменты связанный с детским садом. С помощью игры он «лечится». Разнообразьте игру игрушками и куколками. Дайте вашему чаду роль воспитателя.

Кукла не хочет отпускать маму и плачет, пусть ваш малыш успокоит куклу. С помощью такой роли, ребенок становится ближе к взрослому - воспитателю, он уже не так сильно его пугает. Меняйте роли: воспитатель, нянечка, ребенок, который ходит с радостью в садик, и тот, который не любит туда ходить, попробуйте роль мамы и роль папы.

Можно с помощью «домашних» вещей успокоить малыша, который идет в садик. Пусть возьмет с собой какой-либо предмет из дома, чтобы что-то связывала его с привычным. Будь то любимая мягкая игрушка, или вещь, которая принадлежит маме (например, платочек, заколка).

Также можно на рисунке изобразить портрет семьи или нарисовать «книжку» с делами на весь день, там будет изображен поход в дет.сад, игры и т.д. и в заключение радостная встреча с родителями.

Рисунки, как и игра, носят терапевтический характер. Прорисуйте детский сад, ребят, которые ходят туда, какие страхи есть у малыша, что люблю, что не люблю. Рисование лечит. Пока ребенок еще совсем малыш, пусть рисует мама или папа то, что скажет ему ребенок.

Ребеночек сам выбирает нужные цвета фломастеров, карандашей, красок. Описывает настроение и характеры людей, которые будут изображаться на рисунке. Таким образом, малыш выражает свои чувства к этим людям, да и к ситуации в целом.

«Плохие и страшные» рисунки можно корректировать. Придумайте вместе с малышом как сделать из страшного рисунка смешной. Как сделать злого человека или ребенка добрым, как развеселить плачущего ребенка.

Обязательно, после того, как вы забрали малыша из детского сада, поинтересуйтесь, как прошел его день. Когда ребенок будет говорить, что его обидели, не стоит оправдывать обидчика, говорит, как надо было сделать, говорить «так бывает».

Самый лучший способ выслушать, принять его чувства, и, обязательно, отразить его чувства словами. К примеру, «тебе было очень обидно, что мальчики сломали твою игрушку, ты был зол на них». Поговорив о событиях дня, закончите на положительных моментах (воспитательница похвалили, вкусные конфеты на дне рождения и т.д.).

Важно! Если малыш длительно болел или его перевели в другую группу, то процесс адаптации следует начать заново.

Есть детки, которые особенно проблемны с точки зрения привыкания к садику. У таких ребят, повышенная нервная чувствительность и ослабленное здоровье, более подробно почитайте в статье «Синдром ранней . Что это такое?».

Напомню, такие малыши особенно реагируют на стресс, имеют меточувствительность, у них часты головные боли, имеют нарушения работы кишечника, хроничны заболевания верхних дыхательных путей, имеют диатезы и аллергии. Из-за своей сверхчувствительности, малыши жалуются на колючую одежду, не любят принимать ванную и душ, мыть голову, расчесываться.

Младенцы плаксивы, беспокойны, трудно засыпают, плохо себя чувствуют после сна, имеют плохой аппетит, сильно утомляются.

Детский сад – большая нагрузка для неокрепших нервов такого ребеночка. Их нервную систему «раздражают» вкус новой еды, разнообразные шумы в группе, новые ситуации и чувства. От переутомления малыш плаксив, вял, плохо засыпает, с истерикой идет в детский сад.

Может сильно испортиться здоровье. Иногда они подолгу и тяжело болеют. Они «психологически» впадают в болезнь, чтобы быть с мамой и не ходить в сад. Следует сходить на консультацию к специалисту (невролог, психоневролог, психолог). Необходимо отсрочить «поступление» в дет.сад и «посидеть» дома до пятилетнего возраста. Останется год до школы, чтобы влиться в детский коллектив.

Если признаки не сильно выражены, то можно попробовать отдать в садик пораньше.

Но имейте в виду, что адаптация продлится дольше (до шести месяцев). Также родители должны сообщить воспитателю об особенностях «характера» малыша. Чтобы воспитатель мог переключать деятельность ребенка с шумных забав на уединенное чтение, к примеру. Следует попросить не кормить насильно ребенка.

Если получиться забирайте малыша пораньше. После погуляйте на свежем воздухе час - два, пусть малыш выпустит накопившееся напряжение. А дома вечером должно быть спокойно, не играйте в шумные игры и не ведите нравоучительные беседы.

Хорошего детского сада вам!

Другая информация по теме