Ребенок в 6 лет признаки утомления. Лечение переутомления у детей

Елена Подосёнова
Лекция-консультация «Детское переутомление»

Детское переутомление - одна из причин плохого поведения ребенка. И нам педагогам следует обращать на это особое внимание. На одном из родительских собраний, я выступила по данной теме, с целью просвещения родителей о том, к каким последствиям может привести данное состояние и как этого можно избежать.

Добрый вечер уважаемые родители!

Сегодня мне бы хотелось акцентировать ваше внимание на наиболее часто задаваемом вопросе родителей детей: "Почему ребенок начинает плохо себя вести?"

Вариантов ответа несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста - это усталость, переутомление …

А что же это такое утомление?

Утомление - это физиологическое состояние, которое может наступить в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей работоспособность нервной системы ребенка.

Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному ребёнку).

Портрет психологически здорового ребенка:

активный,

самостоятельный и доброжелательный,

помогающий и любознательный,

инициативный и уверенный в себе,

открытый и сопереживающий.

Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, у него пассивное настроение и подавленный вид. Для избежания переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т. д. Внимательным родителям сделать это несложно.

Признаки утомления , усталости: могут у всех проявляться по-разному, но вот некоторые из них:

Подавленное настроение;

Медлительность в движениях, вялость, безучастность, печаль в глазах, порой зевота;

Трудности с засыпанием;

Некое беспокойство или же капризы в поведении, иногда беспричинный плач;

Нарушения в координации движений, особенно рук;

Возникающие несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т. д. ;

Может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная ребенку: бесцельно бегает, прыгает, толкается.

Повторюсь, что у каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки переутомления, усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть "в себя"; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.

Среди причин переутомления наиболее частые: чрезмерная нагрузка на нервную систему (стабильное посещение дошкольного учреждения, где ребёнку предоставляются обязательные требования, постоянное нахождение ребёнка, где множество народу, нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например, недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике, плохое освещение и т. д.

Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеперечисленные признаки, а затем следует переутомление – это уже болезненное состояние, требующее психолого-педагогической или порой медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития (страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т. д.). Поэтому необходимо уделять особое внимание этому процессу.

Конечно, каждый родитель, по-своему стремится, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, - то есть прежде всего психологически здоровым. Если вы действительно этого хотите, тогда…

Чтобы избежать утомления, переутомления, придерживайтесь следующих правил:

Естественно необходимо следить за состоянием своего ребёнка, реагировать на его жалобы;

Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, в общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, чтобы всё было в норму);

Соблюдайте режим;

Сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон в выходные дни;

Обеспечьте побольше витаминов для своего ребёнка;

Чаще гуляйте, особенно в хорошую погоду. Свежий воздух всегда положительно влияет на живой организм;

Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет;

Предлагайте новые игрушки, игры. Играйте вместе!

Чередуйте спокойные и активные занятия;

Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими постоянно, а чередует их с подвижными играми;

Необходимо обеспечить малышу своевременный отдых;

А ещё очень важным является - совместный отдых в летнее время. Все мы работаем, целый год. К концу года, мы не только утомлены рабочей рутиной, но и истощены, как морально, так и физически и очень ждём недождёмся отпуска, когда мы можем отдохнуть, заняться своими делами, и, наконец, уделить должное внимание своему ребёнку, которое так ему необходимо. Ребёнок, так же, как и взрослый тоже утомляется и устаёт. И от детского коллектива, и от требований которые предоставляются в дошкольном учреждении. Поэтому ребёнку необходимо обеспечить на некоторое время смену деятельности. Стремитесь к большему разнообразию, в это время. Будьте хорошим примером для него!

Большое спасибо за внимание!

Желаем всем здоровья и эмоционального благополучия!

Памятка родителям

Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать школу, у которых резко изменилась жизнь (переезд на новое место, появление нового члена семьи и т. д.). Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:

От возраста. Чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает.

От темперамента. Дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям.

От состояния здоровья. Физически слабый, легко возбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать.

От наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, к знакомым, находится в общественных местах: цирк, театр, магазин и т. д.).

От контраста между обстановкой дома и в детском саду (другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку.

От разницы отношений взрослых дома и в детском саду. Если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны.

От умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.

Зачастую родители в своем стремлении дать чаду все лучшее стараются активно развивать его сразу во многих сферах жизнедеятельности. Случается, что дитя после школы вынуждено посещать несколько кружков, курсов, секций, заниматься с репетитором. При этом не все подобные занятия могут быть интересны ребенку. Но даже если он и проявляет интерес, то чрезмерная как физическая, так и умственная загруженность способствует накоплению усталости , которая может привести к переутомлению. Как же характеризуется это патологическое состояние и почему так важно не допустить его развития?

Переутомление и механизм его развития

Взрослые называют переутомлением состояния, которые таковыми не являются, поскольку не задумываются об истинном значении термина. Часто под этим подразумевается сильная усталость, являющаяся субъективным признаком утомления. Взрослым и в голову не приходит, что малыша, который весь день разглядывает картинки или играет, может настигнуть утомление, так как они не видят отличий между утомлением и физической усталостью.

Утомлением называют психофизиологическое состояние, связанное с совершением какой-либо деятельности и приводящее к временному снижению ее эффективности. Это состояние является естественным для организма. Более того, оно может быть даже полезно.

Полезно знать: несильное утомление тренирует организм, заставляя задействовать его резервы, развивать возможности, повышать работоспособность. Но чрезмерное напряжение резервов при длительном утомлении сказывается отрицательно.

Состояние утомления - это своего рода сигнал о том, что необходимо снизить интенсивность нагрузок или временно прекратить осуществление деятельности.

Субъективными ощущениями при утомлении является дискомфорт, мышечное напряжение в конечностях, снижение концентрации внимания, апатия, замедление реакций и речи, раздражительность и другие.

Но существуют и объективные признаки, свидетельствующие о неблагополучии, как невозможность выполнить элементарные действия, учащенное дыхание, нарушения сердечного ритма, перепады кровяного давления, накопление молочной кислоты в мышцах. В анализах крови также наблюдаются изменения, в том числе количество лейкоцитов, эритроцитов и гемоглобина увеличивается, а тромбоцитов падает.

Переутомление развивается на фоне физического, интеллектуального и психического истощения. В первом случае это выражается в нарушении мышечных функций, как снижение силы, точности, замедление скорости реакции, отсутствие согласованности в движениях.

Полезно знать: если ребенок учится или занимается спортом на пределе своих возможностей, то это неминуемо ведет к переутомлению, особенно если при этом он имеет неполноценные или недостаточные периоды отдыха, не позволяющие полностью восстановить работоспособность.

При психическом и умственном переутомлении наблюдаются трудности сосредоточения, ослабления концентрации внимания.

Ускоряют развитие переутомления несбалансированное питание, психологическое напряжение и стрессы (неприязнь и насмешки со стороны сверстников, постоянное ожидание оскорблений, чувство неполноценности, страх перед тестом или экзаменом, боязнь наказания), отсутствие двигательной активности при высоком умственном напряжении, физическая работа, значительно превышающая возможности детского организма. Таким образом, переутомление может стать результатом как однократной перегрузки, так и хронической усталости.

После прочтения изложенного могло создаться впечатление, что переутомлением страдают все от дошкольников до стариков, а младенцам оно не свойственно. Однако это не так. Дети грудного возраста также могут быть подвержены этому патологическому состоянию , если нарушен их режим дня, то есть когда кроха спит меньше, чем ему необходимо. Причин тому множество, от нездоровья до шумных соседей.

К переутомлению также могут привести прием некоторых лекарственных препаратов и наличие хронических заболеваний. Так, это нарушение может развиться:

  • если ребенок болеет простудными заболеваниями более двух раз в месяц и при этом применяются противокашлевые или другие лекарства для устранения симптомов,
  • если малыша укачивает в транспорте, но ему нужно каждый день добираться в школу на автобусе и он вынуждено принимает препараты для устранения чувства дурноты,
  • в случае , когда без применения антигистаминных средств не обойтись,
  • подростки могут самостоятельно применять оральные контрацептивы или употреблять вещества, оказывающие воздействие на нервную систему, те же снотворные.

Среди болезненных состояний, способных привести к переутомлению, находятся нарушения сна, сердечна недостаточность, длительно текущие инфекционные заболевания, гормональные изменения, онкологические болезни, патологические состояния дыхательной системы, как астма, эмфизема легких и прочие.

Симптомы переутомления у детей

Здоровые дети всегда энергичны, они готовы преодолеть все преграды на пути познания окружающего мира или для того чтобы воплотить свою идею. Совсем иначе они себя ведут в состоянии нездоровья. Переутомление как раз относится к таким состояниям и проявляется нарушениями со стороны многих органов и систем организма. В зависимости от степени выраженности этих проявлений принято различать переутомление первой, второй и третьей степени.

О переутомлении первой степени свидетельствуют лишь субъективные признаки. Как ни парадоксально, но чувство усталости вызывает у детей трудности с засыпанием, а сам сон не приносит желаемого отдыха. Ребенок не может расслабиться и погрузиться в глубокую фазу сна, много ворочается и часто просыпается от кошмаров или других тягостных сновидений. Малыш, который уже давно отвык от дневного сна, может снова спать в обеденное время. В результате сонливости днем и бессонницы ночью нарушается режим дня.

Характерными проявлениями на этой стадии переутомления также является спонтанные колебания температуры тела, снижение рефлексов, .

Причем одни дети могут потерять аппетит, а другие, напротив, начинают кушать все подряд, поэтому у одних переутомление со временем проявляется стремительной потерей, а у других излишним набором веса.

Дети в состоянии переутомления плохо справляются с любыми психическими и физическими нагрузками, постоянно отвлекаются, не могут сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, им трудно усидеть на одном месте, поэтому они часто меняют позу или осуществляют несвойственные им движения (грызут ногти, теребят волосы, ковыряют в носу), теряют интерес к ранее любимым занятиям, которые требуют от них внимательности.

Полезно знать: работоспособность у таких мальчиков и девочек существенно снижается, продуктивные периоды очень короткие и для достижения намеченных целей им приходится напрягать оставшиеся резервы организма.

Ребенок на второй стадии переутомления очень быстро устает, всплески работоспособности у него наблюдаются только непосредственно после пробуждения и отдыха, реакция на раздражители при этом замедленная, даже незначительное событие может вызвать всплеск эмоций у ребенка, смену настроения. Малыш может расплакаться или, напротив, ожесточиться. В ответ даже на незначительное мышечное напряжение может возникать тремор конечностей или спазм. Разбитость и вялость ребенок может чувствовать не только после физической деятельности. Мышечная усталость накапливается и при нервном переутомлении, будь то сложный экзамен или напряженная беседа.

К субъективным проявлениям переутомления на второй стадии присоединяются объективные симптомы. При этом лицо малыша приобретает нездоровый вид , глаза могут быть красными, кожа бледной и отечной, с синяками под глазами, у него могут случаться приступы тошноты и рвоты, обморочные состояния, усиленное потоотделение, у девочек-подростков наблюдаются нарушения месячных циклов, потеря веса. Часто дети жалуются на головную боль, плохое самочувствие, которые являются результатом нарушения обмена веществ, спонтанных изменений сердечного ритма и кровяного давления.

При переутомлении третьей стадии субъективным проявлением является полная апатия, а объективным - крайне плохое самочувствие . При этом ребенок полностью утрачивает работоспособность и выполнение любых действий происходит при максимальном напряжении резервных сил организма. Незначительная нагрузка на этой стадии переутомления способна спровоцировать срыв , когда малыш прекращает выполнять даже элементарные манипуляции.

Следует сказать, что проявление переутомления у ребятишек дошкольного возраста и у подростков имеют некоторые отличия. Так, у первых первыми признаками утомления являются капризы, малыши становятся непоседливыми, их сложно успокоить и призвать к порядку, вторые же скорее проявят излишнюю агрессию и грубость, что является свидетельством дискомфорта. Но у всех детей без исключения на фоне постоянного физического, умственного и психического напряжения ослабевает иммунная система , что делает их более восприимчивыми к разного рода инфекциям, они начинают чаще и дольше болеть.

Важно: если ребенку вовремя не оказать помощь, то у него могут развиться различные психические и неврологические нарушения вроде невроза, истерии или нейроциркуляционной дистонии, соматические заболевания, как язвенная или гипертоническая болезнь.

Кроме того, поскольку в состоянии переутомления дети становятся рассеянными и невнимательными, то увеличивается риск получения ими травм.

Лечение переутомления у детей

К лечению переутомления необходимо приступать при выявлении первых его признаков, не дожидаясь пока оно прогрессирует до второй или третьей степени. Степень развития синдрома переутомления должен установить врач на основании клинической картины. Кроме педиатра ребенка следует показать невропатологу, кардиологу, остеопату и некоторым другим узким специалистам. На основании данных их осмотров и должно назначаться лечение при переутомлении.

Совет: основополагающий принцип терапии при этом отклонении сформулировать довольно просто. Он заключается в том, чтобы снизить все виды нагрузки и полностью исключить воздействие факторов, которые привели к такому состоянию.

В принципе, этого может быть достаточно, для того чтобы ребенок справился с переутомлением первой степени, особенно если обеспечить ему условия, необходимые для полноценного отдыха. Такого режима следует придерживаться в течении минимум 2-4 недель. К обычной деятельности ребенок должен возвращаться постепенно . На это ему может потребоваться месяц и более.

При лечении переутомления второй степени ключевым моментом является полное отстранение от повседневной деятельности и исключение влияния стрессирующих факторов на пару недель . В это время применяются специальные восстановительные техники и мероприятия. Переутомление третьей степени лечится исключительно в условиях клиники с применением медикаментозных средств.

Некоторые ситуации, при которых ребенок пребывает на начальной стадии переутомления, не требуют корректировки. Причиной упадка сил могут стать новые условия жизни. К примеру, он впервые пошел в детский сад или школу, что кардинально изменило ритм его жизни, увеличились нагрузки. Естественно, что в первое время малыш с непривычки может уставать, но как только завершится процесс адаптации, он снова станет тем непоседой, которого так привыкли видеть перед собой родители.

Важно: если состояние прогрессирует, то нельзя оставлять это без внимания, следует постараться снизить уровень нагрузки.

Как избежать переутомления у детей?

Многие родители полагают, что польза от множества дополнительных занятий и тренировок чрезвычайно велика и стоит всех усилий их чада. Однако среди причин психических расстройств у детей нехватка времени на собственные желания и потребности занимает одно из первых мест. К другим нарушениям, к которым приводят непомерные нагрузки, относятся нарушения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта.

Важно: с целью профилактики переутомления у своих малышей родителям, во-первых, следует пересмотреть свои приоритеты и решить, что для них важнее образование и хорошие отметки или здоровье их чада.

Во-вторых, им нужно внимательно присмотреться к своему ребенку, ведь то, что вполне по силам одному для другого непомерная нагрузка. Индивидуальным является и подход к выполнению заданий. Кому-то проще начинать с самого тяжелого занятия, а кто-то предпочитает сначала выполнять более легкие. Даже близнецы отличаются друг от друга, что уж говорить о детишках, которые рождены от разных родителей, при различных обстоятельствах и растут в неодинаковых условиях. Поэтому в занятиях, как и в еде, нужно знать меру.

Определить эту самую меру и узнать насколько притягательным для ребенка является то или иное дело на самом деле не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Если школьник по возвращению домой с восторгом в глазах делится впечатлениями, рассказывает о своих достижениях, то это значит, что он получает удовольствие от дополнительных занятий. Тоже касается и самых маленьких.

Полезно знать: все методики раннего развития или другая деятельность хороши до тех пор, пока приносят малышу радость от познания чего-то нового.

Когда же он начинает зевать и с трудом сидит на месте, то это должно послужить взрослому человеку сигналом, что пора сменить род занятий. Так, в среднем продолжительность урока или другого рода занятий с дошкольником составляет не более получаса, хотя в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети могут концентрироваться на выполнении одной задачи не дольше 15 минут.

Правда, если ребенок чрезвычайно чем-то увлечен, то заниматься он может и значительно дольше. Но увлечения могут быть разного рода, поэтому как много времени малыш проведет за тем или иным занятием зависит от благоразумия родителей. Например, от долгого сидения за компьютером (статического напряжения), даже если малыш играет в развивающие игры, утомление накапливается быстрее, чем от подвижных игр (динамическая работа). Поэтому даже если кроха кричит, что совсем не устал, так как не чувствует этого, разумно ограничить его времяпровождение перед экраном монитора. Развить интерес ребенка к тем занятиям, к которым он равнодушен, можно создав некую систему бонусов, причем не обязательно финансовую.

Полезно знать: следует заметить, что физическое переутомление детям практически не свойственно. Они инстинктивно прекращают активную игровую деятельность. Гораздо чаще малыши страдают от психического (нервного) переутомления.

Поэтому так важно чередовать физический и умственный труд. Это обеспечит некоторое восстановление сил и позволит выдержать нагрузки, но, конечно, не заменит полноценный отдых. При этом нужно отталкиваться от того, что продолжительность сна школьника должна составлять не менее 10-11 часов . Для того чтобы предупредить переутомление также важно создать благоприятную атмосферу в семье, обеспечить ребенка необходимыми витаминами и полезными микроэлементами, поддерживать в комнате, где малыш отдыхает, комфортные для этого условия (температура +20-22 градуса, влажность 60-70%).

Причины и признаки переутомления у детей. Видео

Температура воды при закаливании

Вопреки распространенному мнению, закаливание не требует низкой температуры. Оно требует температурного контраста. Холод ведет к сужению сосудов, тепло вызывает их расширение. И главное в закаливании - тренировка сосудов.


Родители недоумевают и даже пугаются, когда их живой и любознательный ребенок постепенно становится сонным, вялым, плаксивым и безразличным ко всему происходящему вокруг. Ни общение с друзьями, ни игры или развлечения, ни школьные занятия не радуют переутомленного ребенка. И речь идет не об обычной усталости.

Симптомы переутомления

Если день был непривычно долгим, тяжелым, эмоционально насыщенным, к вечеру ребенок устает. Он отказывается от ужина, не может сосредоточиться на уроках, не играет, засыпает раньше обычного. Но к утру от этой усталости не остается следа.

Переутомление возникает тогда, когда умственные, психические и физические нагрузки настолько велики, что организм полностью расходует и не восстанавливает силы.

Симптомами переутомления у ребенка могут быть:

  • усталость длится уже продолжительное время (более двух недель);
  • возникло нарушение сна – ребенок долго не может проснуться утром, хочет спать днем, плохо засыпает, беспокойно спит ночью;
  • у ребенка все время плохое настроение, плаксивость, капризность, отстраненность, апатия;
  • от переутомления у ребенка поднялась температура;
  • ребенок отказывается от еды;
  • речь ребенка становится замедленной и невнятной;
  • ребенок часто жалуется на головную боль;
  • под глазами ребенка образовались темные круги, кожа стала бледной;
  • сердцебиение и дыхание стало учащенным;
  • у ребенка возникает боль или напряжение в мышцах ног и рук.

Родители, заметившие у своего ребенка такие симптомы, должны незамедлительно обратиться за медицинской помощью. Поскольку они могут указывать не только на переутомление ребенка в школе, деском саду или спортивной секции, но и на серьезное заболевание.

Причины переутомления у детей

Причинами переутомления ребенка могут быть:

Профилактика переутомления

Заметив первые симптомы переутомления, родителям необходимо выявить и устранить его причины, а также восстановить нормальное физическое и психическое состояние ребенка. Следует показать ребенка педиатру, неврологу, кардиологу, психологу и другим узким специалистам. При необходимости ребенку будет назначено лечение.

Профилактика переутомления детей должна включать следующие меры:

  • Полноценное питание по режиму;
  • Прием витаминных комплексов;
  • Ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • Нормальная длительность дневного и ночного сна;
  • Снижение интеллектуальных или физических нагрузок;
  • Смена или разнообразие деятельности;
  • Массаж.

Предотвратить переутомление и улучшить состояние утомленного ребенка может помочь препарат Тенотен детский. Он оказывает ноотропное действие, способствуя улучшению памяти и внимания ребенка. А также стабилизирует вегетативную нервную систему, помогая снизить частоту головных болей.

Переутомление – состояние, с которым сегодня часто сталкиваются не только взрослые, но и дети. Оно характеризуется пониженной активностью, сонливостью, нарушением внимания и раздражительностью. Причём многие люди считают, что переутомление – несерьёзная проблема, и что достаточно хорошо отоспаться, чтобы оно прошло. На самом же деле избавиться от такого нарушения невозможно длительным сном. Все наоборот - постоянное желание спать и неспособность восстановить силы после сна – это основные симптомы переутомления.

Ещё каких-то 10 лет назад переутомление встречалось только у взрослых, но сегодня такое нарушение очень часто можно встретить у ребёнка, особенно у такого, которого с самого раннего детства родители стремятся всячески развивать, стремясь сделать из него «гения».

Причины

Из всего вышесказанного становится понятно, что переутомление – это реакция нервной системы на психические, умственные или физические раздражители. Конечно же, оно не может развиться, если такое воздействие имеет кратковременный характер, но при длительном воздействии переутомление возникает в 90% случаев. То есть несоответствие периодов труда и отдыха, независимо от того, какой именно деятельностью занимается человек, приводит к переутомлению.

Постоянное беспокойство и нахождение в состоянии также приводит к переутомлению, которое при этом носит эмоциональный или психологический характер.

Неблагоприятная атмосфера в семье – причина такого расстройства, как переутомление у взрослого или ребёнка, поскольку в такой ситуации нарушается баланс между позитивными и негативными эмоциями, что неблагоприятно влияет на здоровье.

Кроме того, причинами этого нарушения могут быть:

  • неудовлетворённость отношениями, работой, зарплатой и т. д.;
  • неблагоприятные бытовые условия;
  • неправильное питание, при котором организм недополучает витаминов и микроэлементов;
  • негативное видение событий и ситуаций в жизни.

У ребёнка переутомление может возникнуть:

  • из-за чрезмерной нагрузки в дошкольном учреждении или школе;
  • из-за посещения большого количества кружков и секций;
  • из-за несбалансированного питания;
  • из-за неспособности родителей организовать правильный распорядок для своего малыша с рациональным чередованием периодов активности и отдыха.

У совсем маленького ребёнка грудного возраста тоже изредка диагностируется переутомление организма. Причины такого расстройства могут заключаться в неспособности матери создать гармоничные условия для бодрствования и отдыха малыша. А ещё симптомы нарушения часто проявляются у подростков, что связано с гормональной перестройкой организма.

Симптомы

У ребёнка и взрослого симптомы переутомления могут быть различными. К тому же признаки переутомления различаются в зависимости от вида нарушения – физическое, психическое, эмоциональное или умственное. Но есть и общие симптомы, среди которых:

  • сонливость (взрослый или ребёнок постоянно хочет спать, но при этом сон не добавляет бодрости);
  • раздражительность;
  • заторможенность реакций;
  • неспособность сосредоточиться на выполнении определённых задач или действий.

Признаками того, что у взрослых физическое переутомление, являются:

  • боли в мышцах;
  • беспокойный сон или возникновение бессонницы;
  • боли в области глаз, жжение;
  • апатичность, или, наоборот, раздражённость;
  • боли в области сердца;
  • нарушение аппетита и часто снижение массы тела.

У ребёнка симптомы того, что у него физическое переутомление, проявляются в нежелании играть со своими сверстниками, отказе от активных игр и неспособности сосредоточиться на решении простых задач. Кроме того, у ребёнка отмечается плаксивость, он становится капризным, раздражительным. Обычно, когда ребёнок в таком состоянии, родители считают, что ему следует отоспаться и все пройдёт. На самом же деле, сон у ребёнка с таким нарушением, как переутомление, не приносит облегчения, как и у взрослого человека с таким же диагнозом.

Умственное переутомление характеризуется головными болями, покраснением белков глаз, скачками артериального давления. Также человек жалуется на бессонницу, кожа его лица становится сероватой, под глазами появляются синяки или «мешки». Такие же признаки умственного переутомления присущи детям.

Кроме того при умственном и эмоциональном переутомлении у человека могут возникать и дополнительные симптомы:

  • бессонница;
  • частые и ;
  • потливость в ночное время;
  • ухудшение памяти и внимания;
  • повышение или понижение температуры тела.

Если говорить про детей, то сильное переутомление у них выражается специфической симптоматикой, которая обычно не присуща взрослым. Хотя, конечно же, как уже отмечалось выше, есть и классические симптомы. У ребёнка с таким нарушением может отсутствовать реакция на окружающие раздражители, тогда как в норме дети с радостью познают новое и являются весьма активными.

Кроме того, у ребёнка с переутомлением организма может отмечаться суета – он начинает писать нечётко, двигает руками и ногами без причины, постоянно норовит сменить позу. Беспричинные страхи тоже являются симптомом умственного и эмоционального переутомления у ребёнка, поэтому родители должны обращать внимание на любые несвойственные малышу проявления, чтобы исключить вероятность развития такого нарушения, как переутомление организма. Нарушение у детей выражается и неврологической симптоматикой. В частности, малыш может строить гримасы, передразнивать взрослых людей, кривляться перед зеркалом или перед окружающими.

Диагностика

Лечение переутомления организма проводит врач-невропатолог, невролог и психотерапевт. При этом поставить правильный диагноз врач может на основании опроса взрослого человека или родителей ребёнка.

Также важно исключить вероятность развития у человека неврологических патологий, а при наличии высокой температуры – исключить вероятность воспалительного процесса в организме.

Лечение

Лечение нарушения у детей и взрослых будет различным, хотя есть и общие мероприятия, которые применяют в терапии расстройства у всех пациентов. Основное лечение заключается в нормализации образа жизни:

  • правильном питании;
  • чередовании периодов активности и отдыха;
  • физической активности и прогулках на природе;
  • приёме витаминных препаратов.

Таблетки при переутомлении назначаются лишь в тяжёлых случаях взрослым пациентам, когда у них развились симптомы выраженной депрессии или невроза. При этом таблетки должен подбирать врач, с учётом симптоматики нарушения и состояния здоровья пациента – самолечение может вызвать негативные последствия.

Хороший эффект оказывает массаж, который выполняется специалистами в условиях медицинского учреждения. Физиотерапевтические процедуры позволяют снизить симптомы переутомления, и вернуть человеку бодрость и хорошее настроение. В частности, это такие процедуры, как:

  • хвойная ванна;
  • кислородная ванна;
  • душ Шарко;
  • контрастный душ.

Несмотря на то что при таком нарушении человек ощущает слабость и нежелание двигаться, очень важно ввести в свой рацион физические нагрузки. Они способствуют выработке гормона счастья, улучшают тонус мышц и дают заряд энергии.

Конечно же, лечение этого нарушения невозможно без коррекции образа жизни. В частности чтобы снизить симптомы переутомления, избавиться от усталости глаз, головных болей и других проявлений, человеку следует отказаться от работы за компьютером и от просмотра телепередач и больше времени проводить на свежем воздухе.

Также следует взять отпуск (или несколько выходных) на работе, и посвятить свободное время исключительно отдыху – активному и пассивному, с чередованием.

Лечение нарушения у ребёнка может потребовать отказа от посещения определённых секций и кружков – родителям следует оставить лишь те занятия, которые вызывают у малыша наибольший энтузиазм, освободив ему свободное время для игр и простого отдыха.

Безусловно, важно поддерживать интерес к учебе у детей, используя современные информационные технологии. Нужно только не переусердствовать в этом вопросе и не забывать, что психическое и физическое здоровье важнее всех знаний вместе взятых.

Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, Интернет, школа, детский сад, книги, родители и учителя. Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным. Почему? Когда я пишу эти строки, моя 7-летняя дочь сидит рядом за компьютером и тоже ловко нажимает на клавиши. У нее уже есть свой, пусть и игрушечный, обучающий компьютер, на котором можно решать логические, математические задачи, тренировать память, скорость реакции и многое другое. Это замечательно — ребенку легче осваивать школьную программу, благодаря интенсивному умственному развитию он способен к восприятию более сложной информации об окружающем мире. Но в то же время я очень хорошо вижу и понимаю, что интерес к компьютеру и телевизору может настолько поглотить ребенка, что он не будет ничего замечать вокруг. Эта опасность не в научных книгах — она у меня перед глазами.

Когда ребенку 6—7 лет, мы можем и должны управлять ситуацией, когда 13—14 и старше, то сделать это будет сложнее. Уход в виртуальный мир — это реальная угроза для психического и физического здоровья современных детей. Если ребенок при выключенном телевизоре и компьютере говорит, что ему скучно, нечем заняться, значит, мы не помогли ему найти и полюбить альтернативные занятия: чтение, спорт, прогулки или что-то иное.

Сегодня, например, воскресенье, выпал мягкий мокрый снег, и самое время пойти лепить снежную бабу. Забыв про Интернет и телевизор, мы с дочерью вначале взяли лопаты и расчистили дорожки, а потом на поляне слепили замечательную снежную красавицу, волосы которой были из веток и мха. Настроение после этого было прекрасное. Раскрасневшиеся и довольные, мы пришли домой, и дочь с энтузиазмом начала писать маленькую книжку «про скульптуру», сопровождая ее оригинальными рисунками. Эта маленькая, с увлечением сделанная книжка хранится у меня теперь в письменном столе.

Формировать у детей интерес к чему-либо при отсутствии оного у себя самого — бессмысленная затея. «Давай танцевать под музыку!» — говорю ребенку в очередные выходные. «Ура! Давай!» — отвечает радостно ребенок. Сколько возможностей, когда ребенку 6—8 лет!

В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно возрастают, ребенок находится во власти наших родительских амбиций. Ребенок еще не начал ходить и говорить, а мы стремимся обучать его в группах раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось.

Сыну моих знакомых было чуть больше 4 лет, когда детство у него закончилось. Всю неделю он был обязан посещать кружки: акробатический, по рисованию, по развитию речи, танцевальный и т. д. Конечно, после первой же насыщенной полезными занятиями недели с ним приключилась настоящая истерика, он отказался куда-либо идти и что-либо делать. Он громко

кричал, разбрасывал вещи и совершенно не слышал взрослых. Мама тщетно старалась объяснить ему, что «за все заплачено», и потому он должен ходить. Для ребенка такая нагрузка непосильна! Резервы психики дошкольника еще очень малы, и поэтому вследствие перегрузок у него наступает утомление, которое в свою очередь влечет за собой все признаки плохого поведения: капризы, раздражительность, повышенную возбудимость и т. д.

Появлению утомления способствуют не только интеллектуальные перегрузки, но и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.

Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки для детей дошкольного возраста.

Продолжительность занятий в дошкольном возрасте

В 3—4 года продолжительность занятий должна составлять 10—15 минут, в 4—5 лет — 20 минут, в 5—6 лет — 20—25 минут, в 6—7 лет — 25—30 минут. Конечно, если ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. Если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.

Продолжительность сна у детей

Пребывание детей на свежем воздухе

Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4—4,5 часа, а летом по возможности весь день.

Чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. Например, у ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Быстрее всего у ребенка наступает утомление в ответ на монотонную деятельность; 5-летние дети утомляются быстрее, чем 6—7-летние.

С 5—6 лет дети начинают активно осваивать компьютер. К сожалению, в последнее время появилось много семей, в которых дети начиная уже с раннего возраста проводят большую часть суток за компьютером. У них, естественно, формируется компьютерная зависимость, и если мама отказывается включить очередной мультик, ребенок становится агрессивным и неуправляемым. Безусловно, компьютерные игры для дошкольников — интересный и увлекательный вид деятельности. Он дает ребенку новый способ усвоения знаний, позволяет самостоятельно изучать различные явления, непосредственно участвовать в происходящем на экране. Однако работа на компьютере вызывает сильное напряжение и довольно быстро приводит к утомлению, которое не всегда замечают взрослые. Дети, впрочем, также не замечают усталости. У ребенка уже глаза «не смотрят», спина затекла, а он в радостном возбуждении восклицает: «Я не устал!» Понятно, что это успокаивающе действует на родителей, тем более что ребенок занят делом и никому не мешает.

Физиологи давно уже доказали, что компьютерные игры относятся к наиболее напряженной деятельности по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач.

Более того, в Японии и Англии у детей, которые с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, был выявлен синдром «видеоигровой эпилепсии», проявляющейся головными болями, длительным спазмом мускулатуры лица, нарушением зрения, появлением негативных черт характера.

Время наступления утомления может быть различным не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в разных случаях; в зависимости от его состояния, настроения и других причин, утомление возникает в разные сроки.

По каким признакам можно определить наличие утомления у ребенка:

Повышенная отвлекаемость;

Частая смена позы;

Непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и т. п.);

Неприятная мимика (кривляние, тики);

Неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.).

Что можно сделать для профилактики утомления

Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственных занятий и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе. Необходимо чередовать умственную работу с физическими упражнениями, после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых.

Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого состояния и помочь ребенку.

Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет — 15 минут. Также важно знать, что зрительная система детей в период дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется. Поскольку именно занятия на компьютере вызывают наибольшее зрительное утомление, необходимо выполнять следующие упражнения.

«Метелки» . Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет от 1 до 10—15.

«Далеко — близко». Дети свободно располагаются около окна. Ведущий называет сначала удаленный предмет, а через 2—3 секунды — близко расположенный. Повторить 6—8 раз.

«Филин». Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 2—3 раза.

«Наряди елку» . При выполнении этого упражнения ориентирами для поворотов головы и туловища являются игрушки, сказочные персонажи и т. п. Они развешиваются в разных частях комнаты. Например, игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать глазами по всему помещению. Елочку помещают или изображают в центре стены или чуть ниже. Игрушки развешивают в углах комнаты, под потолком, так, чтобы возникала необходимость поворачивать голову то в одном, то в другом направлении. Ведущий просит соблюдать следующие условия: «Стойте прямо. Поворачивая лишь голову, отыщите в комнате игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назовите их». Темп выполнения упражнения произвольный. Продолжительность — 1 минута.