Рефлексы новорожденного и их определение. Что нужно знать о рефлексах новорожденного

Новорожденный ребенок, только появившийся на свет, кажется совсем беспомощным. Однако это не так. Он обладает многими умениями, заложенными природой, которые называются рефлексы.

К сожалению, мало кто из родителей интересуется тем, насколько хорошо проявляются у их малыша такие автоматизмы. Тогда как знания о сути каждой рефлекторной реакции и способах ее проверки, поможет следить за правильностью развития ребенка, состоянием его нервной системы.

Что такое рефлексы

Рефлексы – это автоматическая реакция организма, на какие – либо раздражители. В новорожденный период, который длиться чуть меньше месяца (28 дней), младенец обладает только безусловными рефлексами. С их помощью малыш приспосабливается к окружающему миру.

Наличие хорошо выраженных автоматизмов свидетельствует о правильно сформированной нервной системе ребенка. Поэтому в первые дни рождения младенца педиатр и невропатолог обязательно диагностируют степень проявления у него всех необходимых рефлекторных реакций.

Многие врожденные рефлексы можно вызывать у малыша специально, делая это в виде гимнастики. Главное убедиться, что ребенок здоров и такие упражнения не доставляют ему неприятных ощущений.

Рефлексы новорожденных делятся на две группы, в зависимости от того, какой отдел нервной системы отвечает за их функционирование:

  1. Двигательные сегментарные рефлексы обеспечиваются участками спинного мозга и мозгового ствола. Их подразделяют на оральные и спинальные автоматизмы;
  2. Позотонические надсегментарные рефлексы регулируются центрами среднего и продолговатого мозга. К ним относятся автоматизмы, отвечающие за контроль мышечного тонуса в зависимости от положения головы и туловища.

Большинство безусловных рефлексов со временем исчезает. Их называют рудиментарными. Время затухания у каждого рефлекса разное. Часть автоматизмов необходима лишь на адаптационном этапе, отдельные рефлекторные реакции служат основой для новых осознанных навыков и пропадают по мере их формирования. Есть и такие рефлексы, которые остаются у ребенка на всю жизнь.

Виды рефлексов

Всего выделяют 16 наиболее значимых рефлекторных реакций новорожденных.

Оральные рефлексы

Сначала рассмотрим оральные рефлексы. Их наличие очень важно для ребенка, поскольку они обеспечивают процесс сосания.

  • Сосательный рефлекс – это умение новорожденного совершать сосательные движения. Он проявляется при любом раздражении ротовой полости. Стоит младенцу ощутить, что у него во рту находится какой-либо предмет, он плотно обхватывает его с помощью губ и языка и начинает активно сосать. Читайте подробнее о кормлении грудью >>>

Сосательный рефлекс затухает очень поздно. Сторонники самоотлучения замечают, что ребенок забывает как именно нужно сосать грудь в районе 3-5 лет.

  • Глотательный рефлекс – обеспечивает возможность проглатывать пищу, которая находится во рту у младенца. Данный автоматизм сохраняется в течение всей жизни;
  • Хоботковый рефлекс – заключается в умении малыша складывать губки «трубочкой». Такая реакция возникает, после быстрого прикосновения или легкого постукивания пальцем по верхней губе ребенка. При этом у него непроизвольно сокращается круглая мышца рта и губы вытягиваются вперед;

Данный рефлекс необходим для совершения сосательных движений. Он исчезает через 2 – 3 месяца после рождения малыша.

  • Искательный или поисковый рефлекс – имеет такое название, поскольку связан с поиском младенцем материнской груди. При легком касании уголка рта ребенок поворачивает голову в сторону источника раздражения, а его нижняя губа опускается.

При проверке искательного рефлекса нужно производить очень точные касания. Помимо уголков рта можно надавливать на средину верхней или нижней губы. В этом случае ребенок должен соответственно запрокидывать или наклонять голову вниз. Если неправильно делать такие манипуляции в результате можно получить демонстрацию хоботкового рефлекса.

  • Рефлекс Бабкина – представляет собой следующий процесс: при надавливании на ладошки новорожденного (в области бугорка от большого пальца) он открывает рот и сгибает голову в поисках груди. К 2-3 месяцам эта рефлекторная реакция должна исчезнуть.

Спинальные рефлексы

Не менее важны для новорожденного спинальные автоматизмы. К ним относятся все другие виды непроизвольных движений ребенка, которые он совершает телом и конечностями.

  1. Хватательный или обезьяний рефлекс – это бессознательное сжимание и удерживание в ладошках какого-либо предмета. Обычно для проверки такого автоматизма взрослые вкладывают малышу в ладошки указательные пальцы. При этом он крепко захватывает их и не отпускает.

Ребенок должен держать настолько сильно, что его можно будет таким образом приподнять над поверхностью, на которой он лежит. К 3 – 4 месяцам у младенца этот рефлекс сменяется на осознанные действия, когда он тянется и берет предмет в руки самостоятельно.

  1. Защитный рефлекс – заключается в умении новорожденного при выкладывании его на живот сразу же поворачивать голову в сторону. Этот автоматизм обеспечивает возможность младенцу дышать в любом положении его тела. Со временем ребенок научиться приподнимать и удерживать головку, а данная рефлекторная реакция исчезнет. Читайте также: Когда ребенок начинает держать голову >>>
  2. Подошвенный рефлекс – срабатывает при надавливании пальцем на подошву в области второго и третьего пальца. При этом новорожденный должен поджать пальцы стопы. Таким образом проверяют тоническую реакцию сгибателей пальцев ног.
  3. Рефлекс Бабинского – также проверяется на стопе младенца. Для этого необходимо сделать поглаживающее движение по внешнему краю стопы в направлении от пятки к пальцам. Рефлекторно пальцы распрямляются и разводятся в стороны (веерообразно).
  4. Рефлекс опоры и выпрямления – представляет собой способность малыша упираться о поверхность полной стопой. Для проверки данного автоматизма ребенка нужно держать на весу, зафиксировав его головку, а затем опустить вниз. В поднятом положении у младенца ножки поджаты к животу, но когда происходит касание поверхности, он опирается на нее и выпрямляет туловище. Такой автоматизм сохраняется довольно долго, до 8 – 11 месяцев.
  5. Рефлекс автоматической ходьбы – проверяется одновременно с предыдущим. После того, как ребенок стал на стопу и выпрямился, его слегка наклоняют вперед. Малыш должен сделать несколько шаговых движений по поверхности. Иногда в процессе такой ходьбы его ножки могут перекрещиваться. Через полтора месяца младенец должен научиться переставлять ноги правильно. Узнайте, когда ребенок начинает ходить осознано>>>.
  6. Рефлекс ползанья – проявляется, если положить новорожденного на живот. Он начинает совершать хаотичные движения телом, пытаясь сдвинуться с места. В это время нужно подставить ладонь к подошвам младенца. В ответ на такое раздражение его движения должны активизироваться. В 4 месяца ребенок перестает проявлять подобную реакцию. Теперь он будет пытаться отталкиваться от опоры и продвигаться вперед. Подробнее о том, когда ребенок начинает ползать >>>
  7. Рефлекс Моро – его можно охарактеризовать как «реакция на испуг». Для проверки нужно уложить новорожденного на пеленальный столик и двумя руками одновременно сильно ударить по столу с двух сторон возле его головы. Сначала малыш должен резко развести руки в стороны, разжать пальцы, выпрямить ноги, но потом быстро вернуться в исходное положение.
  1. Рефлекс Галанта – позволяет проверить реакцию позвоночника на раздражитель. Следует уложить младенца на бок и сверху вниз провести пальцами с двух сторон по околопозвоночным линиям. При этом он будет дугообразно выгибать спину.

Позотонические рефлексы

Позотонические рефлекторные реакции связаны с формированием у ребенка умений поднимать голову, сидеть или стоять, которые предполагают наличие способности правильно перераспределять нагрузку на мышцы в зависимости от положения тела.

  • Рефлекс Магнуса – Клейна – еще его называют ассиметричным шейным тоническим автоматизмом. Предварительно новорожденного нужно положить на спину и повернуть его голову на бок. Рука и нога с той стороны, куда будет повернут ребенок – распрямятся, а с противоположной стороны – согнутся. Это положение называют «позой фехтовальщика».

Такая рефлекторная реакция угасает по достижении младенцем двухмесячного возраста.

  • Симметрический тонический шейный рефлекс – заключается в срабатывании сгибателей и разгибателей конечностей при запрокидывании и наклоне головы. При запрокидывании – ребенок выпрямляет руки и сгибает ножки, и наоборот.

Данные рефлексы наблюдаются у младенцев постоянно.

Нарушения рефлекторных реакций

Проверка рефлексов является обязательной процедурой для диагностирования правильности развития ребенка. В случае выявления каких-либо отклонений в проявлении рефлексов у новорожденного, необходимо пройти срочную консультацию у специалиста. Своевременная коррекция дает возможность организму младенца быстро восстановиться и в дальнейшем развиваться без патологий.

Итак, на что же нужно обращать внимание?

Прежде всего, важно помнить, что у новорожденного должны проявляться абсолютно все из перечисленных рефлекторных реакций. У недоношенных, а также младенцев, у которых при рождении была асфиксия или родовая травма, безусловные рефлексы выражены более слабо.

Обязательно нужно следить за периодами угасания рудиментарных автоматизмов. Если по истечении обозначенных сроков рефлекторная реакция остается ярко выраженной, это свидетельствует о нарушении деятельности центральной нервной системы.

Также неблагоприятным показателем служит резкое изменение (усиление или ослабление) рефлексов у новорожденного. Это может быть в результате:

  1. нарушения мышечного тонуса, подробнее об этом: гипертонус у новорожденного >>>;
  2. патологии нервной системы;
  3. воспалительных заболеваний;
  4. реакции на лекарственный препарат.

При проверке проявлений рефлексов следует учитывать такие моменты:

  • Незначительное усиление рефлекторных реакций младенца может наблюдаться при повышенной нервной возбудимости;
  • Оральные рефлексы наиболее выражены в период перед кормлением. Когда ребенок сыт, он может проявлять их не так явно;
  • Рефлекторная реакция на раздражитель должна быть одинакова с обеих сторон.

Конечно же, важно обращать внимание на общее состояние младенца. Если при изменениях в проявлении рефлекторной реакции отсутствуют другие неврологические патологии, то это может являться индивидуальной особенностью организма новорожденного и не окажет отрицательного влияния на его дальнейшее развитие.

Главное, чтобы врач после осмотра сделал заключение «физиологические рефлекторные реакции младенца в норме». Такой диагноз означает, что ваш ребенок чувствует себя хорошо и у него со здоровьем все нормально.

Врожденные рефлексы – дар природы, необходимые малышу для выживания вне организма мамы, которые помогают новорожденному в приспособлении к жизни в окружающем его мире. Еще в родильном доме, сразу после рождения малыша, врач-неонатолог проверяет врожденные рефлексы и дает оценку развитию нервной системы. Если физиологические рефлексы хорошо развиты и мышечный тонус в норме, значит у ребенка все в порядке.

Основные безусловные рефлексы новорожденных

1 Дыхательный рефлекс

Первым, сразу после рождения, включается дыхательный рефлекс – раскрываются легкие малыша и он делает первый самостоятельный вдох.

2. Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта, при прикосновении к губам и языку новорожденного. Например, при вкладывании в рот соска, соски, пальца появляются ритмичные сосательные движения.

3. Глотательный рефлекс Если что-то попадает в ротик малыша, то он глотает. Первые дни ребенок учится координировать дыхательные движения с глотательными.

4. Рефлекс кляпа. Рефлекс заставляет ребенка выталкивать изо рта языком любые твердые предметы. Рефлекс кляпа появляется сразу после рождения. Рефлекс не дает ребенку подавиться. Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам. Именно рефлексом кляпа объясняется то, что малышу до 6-ти месяцев так трудно глотать твердую пишу.

5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Поисковый рефлекс помогает малышу найти сосок и хорошо выражен перед кормлением.

В норме вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к 3 месячному возрасту. Затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению.

6. Хоботковый рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)

Вызывается быстрым легким прикосновением пальцем, соской или молоточком по верхней губе ребенка - в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры новорожденного -вытягивание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и постепенно угасает к трехмесячному возрасту. Сохранение хоботкового рефлекса его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга и наблюдается у детей с поражением нервной системы.

7. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем - исчезает совсем.

Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС), особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.

Быстрое становление рефлекса и его угосание до 3 месяцев является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму.

8.Верхний хватательный рефлекс (Янишевского)

У младенца в норме хватательный рефлекс хорошо вызывается. Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее.

Рефлекс физиологичен до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предметов.

9. Рефлекс подвешивания Робинсона

К 3-4 мес этот безусловный рефлекс трансформируется в условный - ребенок начинает хватать игрушки целенаправленно. Хорошая выраженность хватательного рефлекса и рефлекса Робинзона способствует быстрому развитию условного рефлекса и тем самым - развитию мышечной силы в руках и способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.

10. Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского)

У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.

Отсутствие нижнего хватательного рефлекса возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

11. Рефлекс Бабинского.

Большинство врачей сейчас считают рефлекс Бабинского нормой для первого года жизни и что его наличие не является признаком патологии, и с возрастом он пройдёт. Они объясняют тем, что это связано с недостаточным развитием коры головного мозга и соответственно системы центрального двигательного нейрона в раннем детском возрасте и что этот рефлекс встречается сейчас очень часто.

12. Пяточный рефлекс Аршавского

При надавливании на пяточную кость у ребенка вызываются крик или гримасы плача.

Отсутствие их, снижение степени выраженности или асимметрия могут указывать на поражение нервной системы.

13. Рефлекс охватывания Моро

Рефлекс выражен сразу после рождения. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро всегда симметричен(одинаков) в обеих руках и выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

10. Комплекс оживления как основное новообразование периода раннего младенчества, его значение для психического развития ребенка.

«Комплекс оживления», описанный Н. М. Щеловановым, возникает с 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца. Он включает в себя группу реакций таких как:

1) замирание, сосредоточение на предмете, взгляд с напряжением;

2) улыбка;

3) двигательное оживление;

4) локализация.

После четырех месяцев комплекс распадается. Протекание реакций зависит от поведения взрослого. Анализ возрастной динамики показывает, что до двух месяцев ребенок одинаково реагирует и на игрушку, и на взрослого, но взрослому он чаще улыбается. После трех месяцев формируется двигательное оживление на увиденный предмет. В первом полугодии ребенок не различает положительного и отрицательного воздействий. У ребенка возникает потребность во внимании, появляются экспрессивно-мимические средства общения. Чем внимательнее взрослый к ребенку, тем раньше он начинает выделять себя из окружающего мира, что является основой его самосознания и самооценки. К концу первого полугодия ребенок проявляет богатую палитру эмоций. Акт хватания в пять месяцев уже сформирован. Благодаря взрослому ребенок выделяет целостный предмет и формирует сенсорно-моторный акт. Интерес к действиям и предметам – свидетельство нового этапа развития. Во втором полугодии жизни ведущим становится манипулятивное действие (бросание, щипание, кусание). К концу года ребенок осваивает свойства предметов. В 7–8 месяцев ребенок должен бросать, трогать предметы, активно вести себя. Общение является ситуативно-деловым. Меняется отношение к взрослым, преобладает негативная реакция на замечания. Эмоции становятся ярче, различаются в зависимости от ситуации.

Развитие моторики младенца подчиняется определенной схеме: движения совершенствуются от крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала это происходит с ручками и верхней половиной тела, затем – с ножками и нижней частью тела. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя они обе связаны. Этот возрастной этап является подготовительным к речевому развитию и называется довербальным периодом.

1. Развитие пассивной речи – ребенок учится понимать, угадывает смысл; важен анемо-тический слух ребенка, у взрослого важна артикуляция.

2. Отработка речевых артикуляций. Изменение звуковой единицы (тембра) ведет к изменению смысла. В норме ребенок в 6–7 месяцев поворачивает голову при назывании предмета, если этот предмет имеет постоянное место, а в 7–8 месяцев отыскивает названный предмет среди других. К первому году ребенок понимает, о каком предмете идет речь, и выполняет элементарные действия. В 5–6 месяцев ребенок должен пройти стадию лепета и научиться произносить четко триады и диады (три и два звука), уметь воспроизвести ситуацию общения.

Когда крохотный младенец рождается на свет, кажется, что он совсем беззащитен перед новым для него миром. Однако природа позаботилась о его защите, наградив определенным набором важных для его жизни способностей, инстинктами, которые отвечают за успешную адаптацию и развитие. Речь идет об условных и безусловных рефлексах, благодаря которым малыш способен выжить.

Безусловные рефлексы новорожденного - это то, что в первую очередь оценивается неонатологами в роддоме, а следом педиатры по этим реакциям «читают», насколько он развит, есть ли какие-то патологии и отклонения.

Условные рефлексы - это те «наработки» малыша, которые останутся с ним на всю жизнь, то, что он приобрел в ходе развития и набора опыта. Проще говоря, это то, что маленький человечек делает осознанно, понимая цели и причины своих действий.

Зачем они нужны?

Врожденные рефлексы новорожденных запускаются автоматически, как только ребенок приходит в этот мир. Это своеобразные маленькие программы, которые начинают сразу же исполняться. Даже первый вдох считается рефлективным, ведь малыша никто не учил дышать.

Их насчитывается несколько десятков (около 75), но в педиатрии различают 15 клинически важных безусловных рефлексов новорожденных, задачи у которых самые разные: некоторые исчезают мгновенно после рождения малыша, так как запрограммированы только способствовать этому самому рождению, другие нужны для стимуляции развития новых, а есть такие, которые остаются с человеком на всю жизнь.

Жизнь новорожденного всецело зависит от взрослых, которые за ним ухаживают. Он не способен самостоятельно добыть еду, питье или сам себя согреть. Только от опекунов зависит благополучие маленького человечка, только они могут сделать так, чтобы ему не было холодно и голодно.

Но вместе с тем от врожденных рефлексов новорожденных, от их активности, будет зависеть возможность принятия ребенком этой заботы. Что это означает? Давайте для примера возьмем кормление малыша. Для того, чтобы его накормить, вам понадобится грудь с молочком или бутылка со смесью. Но ведь крохе придется сосать грудь или бутылочку! От выраженности его сосательного рефлекса будет зависеть исход кормления: чем активнее этот рефлекс, тем вернее малыш доберется до заднего молочка - самого жирного и питательного. Так что это умение обеспечивает ему выживание.

Безусловные (врожденные) рефлексы

В положении на спине

Поисковый рефлекс Куссмауля

Если дотронуться или погладить легким движением по уголку рта ребенка рядом со щечкой, он повернет головку в сторону раздражителя, приподнимет ее немного и приоткроет ротик. Таким образом младенец ищет еду. Реакция угаснет к 3 месяцам, так как к этому возрасту еду он будет видеть глазами - грудь или бутылочку. У грудничков с повреждением лицевого нерва этот рефлекс слабый или вовсе отсутствует.

Сосательный

Это жизненно необходимый механизм, позволяющий малышу выжить. Благодаря ему он принимает пищу - сосет молочко из груди или смесь из бутылочки. По сути мы говорим об обычном процессе кормления.

После того, как кроха насытится, сосательный рефлекс угасает. Но уже через полчаса или час возобновляется снова. Сохраняется он у малыша до года.

Помните: отсутствие или ослабление сосательного и глотательного рефлексов может объясняться тем, что младенец еще не голоден. Наиболее выражены они только перед кормлением.

Но если сосательного рефлекса нет, если малыш плохо сосет, неправильно захватывает сосок, у него подтекает жидкость из уголка рта, он набирает много молока, а проглотить не может, то все это является поводами для беспокойства.

Рвотный рефлекс

Он необходим младенцу, если тот подавится. Детки сразу после рождения, умея сосать, все равно не могут есть «как по маслу», отчего часто захлебываются и давятся. Рвотный рефлекс помогает выплюнуть обратно молочко, которым он подавился.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Если вложить свои пальцы в ладошки месячного малыша и надавить на них немного, то он их сразу же захватит, приподнимет головку по средней линии. Некоторые детки могут открыть ротик, и даже высунуть язык. Эта реакция особенно выражена в период новорожденности, сохраняется до 2 месяцев, а к третьему пропадает.

Хватательный

Если вложить пальцы в ладошки малыша и слегка надавить на них, он рефлекторно схватится за них, причем очень сильно. Хватательный рефлекс, существующий до 3─4 месяцев, постепенно трансформируется в условный, когда ребенок будет уже не бессознательно захватывать игрушку, а целенаправленно.

Рефлекс Робинзона

Малыш способен с такой силой сжимать пальцы взрослого, что может сам приподняться. Рефлекс Робинзона похож на хватательный рефлекс и имеет все его черты.

Нижнехватательный (подошвенный)

Если надавить на ступни младенца ближе к пальчикам, в ответ на это он эти пальчики сожмет. Исчезает к году.

Рефлекс Моро (обхватывания)

Если хлопнуть ладонью по месту, где лежит младенец, в 20─30 см от него, в ответ должно произойти разведение рук в стороны и разжимание пальчиков (первая фаза) и сведение с попыткой обхватывания или обнимания себя (вторая фаза). Нередко в первую неделю после рождения малыша проявляется только первая фаза. Отсутствие второй не говорит об отклонении. Это более устойчивый рефлекс, он держится почти до 5 месяцев, а его отдельные элементы можно увидеть и в 6 месяцев.

Рефлекс Бабинского

Если раздражать наружные края подошв ребенка от пятки к пальцам, в ответ произойдет выраженное разгибание большого пальца, а остальные пальчики раскроются подобно вееру. Может вызываться у детей до 12 месяцев.

В положении стоя

Автоматическая ходьба или шаговый рефлекс

Шаговый проверяется следующим образом: врач ставит малыша на ножки, при этом он стоит либо на полной стопе, либо может встать на носочки. Если его покачать и наклонить вперед, он будет совершать шаговые движения. Это и есть рефлекторная автоматическая ходьба, присущая для младенцев первого месяца жизни. Так кроха готовится к вертикализации тела в пространстве. Однако это умение исчезнет в 2 месяца, этот рефлекс самый быстрый по угасанию.

Рефлекс опоры

Отмечается две фазы:

  • Ребенок подгибает ножки в коленных и тазобедренных суставах, когда взрослый берет его под мышки.
  • Ребенок разгибает ножки и полной стопой стоит на твердой поверхности, например, пеленального столика.

Это умение будет сохраняться у него не дольше 2 месяцев.

Рефлексы на животе

Защитный

Если новорожденного положить на животик, то он немного приподнимет головку и повернет ее в сторону. Он защищает себя, чтобы не задохнуться. Он появляется одним из первых, буквально в родильном зале. Малыша выкладывают маме на живот в первые минуты после его рождения, и он поворачивает голову в сторону.

Спинальные

При помощи спинальных рефлексов врач-педиатр сможет проверить набор реакций, которые отвечают за работу мышечного аппарата грудного ребенка.

Рефлекс Галанта. К примеру, ребенок лежит на животе, у него согнуты ручки и ножки, и если провести каким-нибудь раздражителем вдоль позвоночника ребенка (параллельно ему), то его тельце выгнется, а нога разогнется в сторону раздражителя.

Рефлекс Переса. Если провести пальцем по позвоночнику снизу вверх─ от попки к шее, ─ то малыш одновременно согнет и приведет к животику ножки, а спина выгнется. Нередко наблюдается открытие анального сфинктера, кроха может описаться. Эта реакция проверяется последней, так как вызывает у ребенка дискомфорт, малыш начинает громко кричать. Поэтому проверять его самостоятельно не рекомендуется. Рефлекс Переса проявляет себя до 4 месяцев.

Рефлекс ползания Бауэра

Под ножки малыша подставляются руки взрослого. Кроха начнет совершать ползающие движения. Иногда требуется подтолкнуть малыша, чтобы спровоцировать эти движения. Наблюдается у новорожденных с рождения и фиксируется до 4 месяцев.


Отсутствие рефлексов у новорожденного требует его немедленной реанимации

Слабые или нет совсем

У некоторых новорожденных они очень слабые, проявляются не отчетливо или включаются чуть позже. Виной тому могут быть родовые травмы, некоторые болезни и т. д. У недоношенных детей и малышей, переживших легкую асфиксию, слабо проявляются оральные и спинальные реакции.

А вот если их нет вообще, то крохе необходимо немедленно оказать реанимационную помощь, которая проводится только специалистами. Отсутствие реакций может говорить о самом неприятном - от внутриутробных пороков и тяжелых родовых травм до сильной асфиксии или удушении пуповиной. Чем быстрее будет устранена проблема, тем менее неприятными будут последствия. Правда, детский организм очень гибкий, резервы, которыми его наградила природа, огромны. Поэтому в большинстве случаев все обходится хорошо, и организм быстро восстанавливается.

Появившийся на свет ребенок обладает рядом автоматизмов (безусловных, атавистических, физиологических, условных), играющих большую важность на каждом этапе его развития. Некоторые умения, например: врожденные, приобретаются сразу после рождения крохи, другие – по мере ее взросления. Правильно ли развиты рефлексы новорожденного, а также работа нервной системы – оценивает детский педиатр или невропатолог.

Основные рефлексы у младенцев: безусловные и условные

Что же такое «рефлексы» (автоматизмы)? Согласно «Большой Советской Энциклопедии» – это физиологическая реакция организма маленьких детей на внешние раздражители, которые проявляются на какие-то действия. По тому, как у крохи выражены физические способности (например: хоботковый, сосательный, хватательный) можно оценить его психофизическое развитие.

Разделяют 2 основные группы – это безусловные и условные.

Безусловные рефлексы новорожденных – для чего нужны?

В период новорожденности (первые несколько месяцев) ярко выражены только безусловные рефлексы: глотательный, роговичный, сухожильный. Эти и другие врожденные умения позволяют грудным детям, как можно быстрее адаптироваться к новой жизни вне утробного организма.

Наличие безусловных рефлексов у ребенка играет важную роль, а именно:

  • защищают организм, помогают выжить и приспособиться к новым условиям;
  • обеспечивают нормальную деятельность нервной системы и выживание во внешней среде впервые месяцы после рождения;
  • помогают правильно развиваться и формируют новые рефлексы в старшем возрасте.

Важно! Если ребенок не проявляет каких-либо рефлекторных реакций на раздражитель, его необходимо показать врачу.

Ослабление или отсутствие у грудничка базовых рефлексов может свидетельствовать о неврологических расстройствах и негативно влиять на его дальнейшее развитие.

Условные рефлексы новорожденного – как проявляются

Полагаясь на медицинскую энциклопедию, условные рефлексы новорожденных относят к числу врожденных реакций младенческого организма на внутренние и внешние раздражители. Они формируются в процессе развития ребенка и служат «фундаментом» для приспособления к новым условиям жизнедеятельности.

В зависимости от вида контактного раздражения выделяют простые (половой, пищевой, ориентировочный, оборонительный) и сложные (имеют выраженный эмоциональный характер).

Физиологические рефлексы ребенка

Родителям кажется, что родившийся ребенок беспомощное создание, которое ничего не умеет делать. Однако некоторые физиологические способности помогающие крохе выжить уже заложены в утробе матери.

Итак, давайте изучим оральные рефлексы, которые имеются у новорожденных деток.

  • Сосательный

Данный рефлекс необходим для питания и развивается с первых дней жизни грудного ребенка. Как правило, продолжается до 1-1,5 года, а затем, постепенно угасает. Если в ротовую полость малыша положить соску (пустышку) или дать материнскую грудь, то появятся сосательные движения губами и язычком.

  • Глотательный

Это врожденный автоматизм на глотание пищи через ротовую полость. Он подконтрольный нервной системе и остается на всю оставшуюся жизнь.

  • Хоботковый рефлекс

Проявляется при легком прикосновении указательным пальцем к губам ребенка. Ответная реакция на раздражитель – сокращение мимических мышц верхней и нижней губы и выпячивание вперед в виде «хоботка» (трубочкой). Такой рефлекс позволяет малютке плотно захватить сосок во время прикладывания к груди.

  • Ладонно-ротовой (Бабкина)

Автоматизм Бабкина существует до 3 месячного возраста. Проверяется путем надавливания пальцем руки на ладонь малютки. Рефлекс ребенка на это действие – поворачивание головы в сторону ладони и открытие рта.

  • Поисковый (Куссмауля)

Суть рефлекса, если осторожно прикоснуться к углу рта (щеке) новорожденного, он начнет поворачивать голову, чтобы найти грудь своей мамы. В ответ на нежную манипуляцию кроха открывает ротик и начинает кушать молоко.

Бывалым мамочкам этот оральный рефлекс уже знаком, поэтому перед началом грудного вскармливания они прикасаются соском к щечке младенца.

  • Рефлекс защиты

Не менее значимым является защитный рефлекс, который проявляется во время переворотов на животик. Находясь в позиции «лежа на животе» кроха сразу повернет голову на бочок. В первый месяц жизни грудничка его наличие способствует развитию дыхательной функции.

Спинальные рефлексы у младенца

Спинальные безусловные автоматизмы или двигательные рефлексы проявляются с первых минут жизни новорожденного. По их выраженности можно узнать состояние скелетных мышц у ребенка. Объективную оценку и динамику их развития может дать только специалист. Поэту плановые осмотры играют важную роль при патронатном наблюдении за крохой.

Согласно медицинскому справочнику к спинальным рефлексам относятся:

  • Верхний хватательный рефлекс (Янишевского или Робинсона)

Хватательные рефлексы определяют реакцию ладошек ребенка на факторы внешних раздражителей. Если прикоснуться к ладони новорожденного или положить погремушку, он крепко сцепит ее своей ручкой. Иногда сжатие пальчиками настолько сильное, что младенца можно легко приподнять. Атавистический рефлекс Янишевского существует непродолжительное время – от 1 до 4 месяцев, после чего затухает.

  • Шейный тонический рефлекс (ассиметричный и симметричный)

Ассиметричный тонический рефлекс у малышей возникает в период новорожденности. Он характеризуется высокой возбудимостью и повышенным мышечным тонусом. У здоровых детей проявление тонического автоматизма наблюдают в возрасте двух-четырех месяцев, а ближе к полугодию он ослабевает или вовсе исчезает.

Диагностируется шейный автоматизм следующим образом: например, при повороте головы ребенка в левую сторону, он согнет правую ножку и ручку, а две противоположные – автоматически выпрямит. Такое положение тела чем-то напоминает «фектовальщика».

У детей с патологией ДЦП присутствие асимметрического рефлекса остается на долгий период времени. Такой категории малышей очень трудно ориентироваться в пространстве (отсутствует фокусировка взгляда) и координировать свои движения.

Симметричный тонический рефлекс проявляется в любом положении тела новорожденного. Он может быть сильно выраженным или слабым.

При сильно выраженных шейных рефлексах, ребенок не может принять удобную позицию, ему тяжело свернуться в калачик, сесть и даже ползать. После полугода возможна частичная задержка развития мелкой моторики.

Самостоятельно определить степень растяжения и сжатия мышц можно с помощью простого упражнения: наклонив голову ребенка к груди, сделать несколько движений на разгибание и сгибание рук и ног. При сильном сопротивлении ручек во время разгибания, а ножек при сгибании, кроху следует показать врачу-ортопеду.

  • Рефлекс опоры

Опорный рефлекс проявляется у новорожденного до 2 месячного возраста. Если кроху поставить ступнями на твердую поверхность, то он выпрямит ножки и будет стараться стоять.

  • Ползания (Бауэра)

Спинальный рефлекс Бауэра в норме у ребенка – до 4 месяцев. Выложенный на животик младенец будет проявлять попытки ползать (отталкивающие движения от ладоней взрослого), если его ножки почувствуют малейшую опору.

  • Шаговый (автоматической походки)

Как и ползание, данный рефлекс угасает на 2 месяце жизни ребенка. Проявление автоматизма походки у новорожденного можно наблюдать, если приставить его ступни на стол или другую твердую поверхность. Находясь вертикально, он начнет автоматически передвигать левой и правой ножками.

  • Галанта

Рефлекс Галанта проявляется, если провести пальцами или ладошкой (сверху-вниз) по позвоночнику. На внешний раздражитель в паравертебральной области ребенок выгибает спинку дугой. У детей этот автоматизм сохраняется впервые 2-3 месяца.

  • Подошвенный

Если провести ладонью по подошве (от подушечки к пятке), то большой пальчик начнет разгибаться. Одновременно четыре других пальца, веерообразно раздвигаются в стороны и разгибаются. Такую реакцию малыша на внешний раздражитель, еще называют рефлексом Бабинского.

  • Рефлекс Моро у грудничка

Можно проверить 3 способами: хлопком по пеленальному столику либо другой поверхности, на расстоянии 10-15 см от младенца; пассивным выпрямлением ножек; опусканием тела вниз и поднятием в исходное положение. В ответ на раздражение новорожденный реагирует так: вначале отводит ручки в разные стороны, а затем возвращает к туловищу, как бы его охватывая. Данный автоматизм можно наблюдать у детей с первых дней новорожденности. Как правило, он угасает после 4 месяцев, у недоношенных деток может длиться намного дольше.

  • Кернинга

Проверяется у грудного ребенка до 2-3 месяцев, путем сгибания ножек в коленных суставах на сопротивление. Рефлекс Кернинга считается в норме, если разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах невозможно.

Как проверять наличие рефлексов у младенца

Большинство молодых родителей не знают что делать, если рефлексы у ребенка ослабленные, отсутствуют или не угасают после 5-6 месяцев развития.

Иногда причиной угасаний автоматизмов у детей могут стать послеродовые травмы, недоношенность, противопоказанность принимаемых лекарственных препаратов или заболеваний во время протекания беременности.

Появление и угасание врожденных рефлексов можно проверять у невропатолога, как при плановых осмотрах малютки, так и самостоятельно дома.

  • При каждом кормлении грудью или из бутылочки проверять, как ребенок реагирует на легкие прикосновения к щечке, или верхней губе – открывает ли он ротик, ищет ли раздражитель. Таким способом мама проверит реакцию на оральные рефлексы новорожденного.
  • Во время игр с 2-3 месячным малышом, как можно чаще давать в ручки игрушки (погремушки). Проверить степень развития хватательного рефлекса очень просто: положите в ладонь крохи свой указательный палец, и вы заметите, как он молниеносно сожмет своей ручкой. В случае угнетения, проконсультируйтесь с врачом.
  • Наблюдайте, поворачивает ли кроха на бок головку, когда лежит на животике. Ослабление или отсутствие поворотов головой может свидетельствовать о наличии такого неприятного заболевания как ДЦП.

Врождённые физиологические рефлексы

Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребенка делятся на две группы:

    сегментарные двигательные автоматизмы

    спинальные – обеспечиваются сегментами спинного мозга

    оральные - обеспечиваются сегментами мозгового ствола

    надсегментарные позотонические автоматизмы

    миелэнцефалические позотонические рефлексы – обеспечиваются центрами продолговатого мозга

Сегментарные двигательные автоматизмы

Спинальные двигательные автоматизмы

Защитный рефлекс новорожденного

Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных

У новорожденного нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребенка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденных).

Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1 - 1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий.

Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

Новорожденного укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения - спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребенок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорожденных становятся выраженными на 3 - 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов.

Хватательный рефлекс

Появляется у новорожденного при надавливании на его ладони. Иногда новорожденный так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорожденные обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери.

Рефлекс физиологичен до 3 - 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС БАБИНСКОГО ).

Рефлекс Галанта

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-го месяца жизни.

Рефлекс Переза

Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребенок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорожденного отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-го месяца жизни.

Рефлекс Моро

Вызывается различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки - 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение - II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4 - 5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты

Оральные сегментарные автоматизмы относятся

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3-4 см ребенок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отмечается в течение 1 года жизни.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3-4 мес., затем угасает.

Хоботковый рефлекс

Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2-3 мес.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

При надавливании большим пальцем на область ладони новорожденного, ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорожденных в норме. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

Надсегментарные позотонические автоматизмы Миелэнцефалические позотонические рефлексы

Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса - Клейна)

Если повернуть голову лежащего на спине новорожденного так, чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча, то происходит разгибание конечностей, к которым обращено лицо и сгибание противоположных. Более постоянной является реакция верхних конечностей: рука, к которой обращено лицо, выпрямляется (повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти - поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы

При сгибании головы новорожденного повышается мышечный тонус сгибателей верхних конечностей и разгибателей нижних конечностей; при разгибании головы повышается мышечный тонус разгибателей рук и сгибателей ног. Асимметричные и симметричные шейные рефлексы наблюдаются у новорожденных постоянно.

Тонический лабиринтный рефлекс

В положении на спине повышается мышечный тонус разгибателей шеи, спины, ног; под влиянием этого же рефлекса, в положении на животе ребенок принимает положение эмбриона (голова приводится к груди либо запрокидывается назад, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти - в кулачки, ноги сгибаются и приводятся к животу).