Тест: как ваш ребенок воспринимает окружающий мир и людей вокруг себя? Как воспринимают дети сообщения взрослого.

Казалось бы, чем младше ребенок, тем доверчи­вее он должен быть. В самом деле, если малыш еще ничего не знает или знает очень мало, он должен верить всему, что говорят взрослые, и безо всякой критики принимать все, чему его учат. И наоборот, приобретенные знания и опыт дают право на критич­ное отношение к сообщениям других, на собствен­ное мнение и возражение. Значит, младшие дети должны быть более доверчивы, а старшие - более критичны по отношению ко взрослому.

Мы решили проверить это предположение в спе­циальном эксперименте. Детям 3, 5 и 7 лет предла­галась такая игра. Взрослый показывал картинки с изо­бражениями различных животных, знакомых или не знакомых детям (волк, лиса, заяц, носорог, жираф и пр.). Демонстрируя картинки, взрослый наделял каж­дого зверя определенным характером: либо доб­рым, либо злым. Причем, специально старался под­бирать такие характеры, которые бы противоречили представлениям детей о тех или иных животных и не совпадали бы со сложившимися стереотипами. На­пример, показывая картинку с безобидным зайчиком, он объяснял, что он злой, а волка, идущего по доро­ге в лес, называл добрым и хорошим. Лиса тоже бы­ла доброй, а симпатичного пони взрослый называл злым. Все это делалось для того, чтобы вызвать лю­бопытство детей, их познавательную активность и вы­яснить, насколько доверчиво и некритично восприни­мают они самые странные сообщения взрослого.

Вопреки ожиданиям оказалось, что наибольшую критичность проявили самые младшие дошкольники (3-4 лет). Они никак не могли смириться с тем, что заяц - злой, а лиса - добрая. «Нет, заяц хороший, - утверждали они. - Я кино про него смотрел, он всем помогал, а лиса хитрая и жадная, мне сказку про нее читали». Младшие дети каждый раз возражали взрослому, когда он несправедливо называл злыми их любимых зверюшек. Они соглашались с ним только тогда, когда взрослый показывал им незнакомого зверя, про которого они еще ничего не знали. Но с искажением свойств знакомых зверей дети прими­риться не могли. Младшие дошкольники не интересо­вались, почему взрослый наделяет зверей такими не­подходящими свойствами. Их возражения имели ха­рактер чистых отрицаний: «Волк не может быть доб­рым, потому что он злой». Следовательно, взрослый ошибся, что-то перепутал. Это происходит потому, что у младших дошкольников слово тесно связано с пред­метом, к которому оно относится. В нашем случае слово, обозначающее свойство характера, неразрыв­но и однозначно соединено с конкретным животным: волк - значит обязательно злой, а заяц должен быть добрым. Эта связь слова и предмета создает стабиль­ность, прочность мира маленького ребенка. И если кто-то пытается эту связь расшатать или разорвать, ребенок сопротивляется, протестует, возражает.


Совершенно по-другому ведут себя в той же си­туации дети постарше. В 5 лет почти каждое утверж­дение взрослого встречает сомнение и любопытство ребенка: «А почему это волк добрый? Почему вы так говорите?» Это уже не протест, не возражение и в то же время не безоговорочное согласие со взрослым. Это любознательность, попытка получить объяснение, понять причину странных слов взрослого. Интересно, что любое, даже самое нелепое, с точки зрения взрос­лого человека, объяснение вполне удовлетворяет дошкольников. К самому объяснению они никакой критичности не проявляют. Важно, чтобы была выяв­лена причина того или иного свойства, а какая это причина, не так уж важно. Например, волк может быть добрым потому, что он ходит по дорожкам и не мнет траву, а заяц злой, потому что у него острые зубы и он грызет морковку, лиса добрая, потому что любит цветы нюхать. Несмотря на явную неубедительность подобных объяснений, они вполне удовлетворяют де­тей. Выслушав их, они охотно соглашаются и уже не задают вопросов. Такого рода ответы, в общем, со­ответствуют попыткам детей найти причину всякого явления. Но дальше этой причины мысль и вопрос ребенка уже не идет. И все-таки эти «почему» - очень важный шаг в умственном и речевом развитии до­школьника. Эти вопросы означают, что слово, опре­деляющее свойство предмета, уже не так жестко свя­зано с ним: оно может соединяться, а может и отде­ляться от предмета, это зависит от обстоятельств.

Казалось бы, любознательность и познавательные интересы с возрастом должны развиваться, а вот во­просов становилось в наших опытах все меньше и мень­ше. Дети безоговорочно принимали все характери­стики зверей, которые давал взрослый, не возражая и не спрашивая его ни о чем. Почему же так проис­ходит? Дети уже понимают условность той или иной ситуации и соблюдают определенные правила пове­дения: врачу надо показывать горло, продавцу - да­вать деньги, расплачиваясь за хлеб, со знакомыми на улице надо здороваться и т.д. Есть свои правила и у той ситуации, в которой проходил наш эксперимент: взрослый называет характер животного, а ребенок его запоминает. Эта такая игра, где учитель дает зада­ние, а ученик его выполняет. Эта игра чем-то похожа на игру в школу, где нужно принимать задания учи­теля и выполнять их. И не так уж важно, какой этот волк на самом деле - злой или добрый. Но если мы играем в эту игру, значит, надо принимать ее прави­ла и соглашаться, что волк добрый. Эта способность отстраняться от реального содержания высказывания, понимать условность задачи очень важна при перехо­де к учебной деятельности. Без этого ни одна учебная задача не может быть понята. Помните, как Буратино, когда Мальвина собралась учить его математике, ни­как не мог согласиться с тем, что некто взял у него два яблока. «Я не собираюсь отдавать этому некту це­лых два яблока!» - горячился он. Примерно то же самое происходит и с некоторыми шестилетними деть­ми, которые не могут отделить буквальное значение сообщения от его условного смысла в конкретной си­туации.

Итак, получается, что чем старше и умнее дети, тем меньше они спорят со взрослыми и тем проще принимают их утверждения. Почему же так получа­ется? Дело в том, что отношение ко взрослому и характер восприятия его утверждений и ответов определяются уровнем развития речевого общения ребенка.

Как измерить уровень развития речевого общения ребенка со взрослым!

Мы видим, что в общении развиваются все важнейшие стороны личности и деятельности ребенка, в том числе и его речь. Можно ли установить, на каком уровне общения со взрослым находится ваш малыш? Оказывается, не только можно, но и нужно. Для этого очень важно знать следующее. Как показали исследования, осуществленные под руководством М.И.Лисиной, с возрастом детей все больше привлекают разговоры, не связанные прямо с определен­ной, конкретной ситуацией, а само общение начинает носить либо познавательный, либо личностный харак­тер. Вступая в познавательное общение, дошкольни­ки стремятся вести беседу о различных предметах или явлениях, жизни животных и т.д., оно происходит только в речевой форме - в виде вопросов и отве­тов, о которых мы писали выше.

Личностное общение происходит только лишь с помощью речи, но направлено не на познание окру­жающих предметов и явлений, а познание людей. Де­тей больше всего интересуют люди - их качества, отношения, характеры, профессии. Они предпочита­ют разговаривать со взрослым не о рыбках и птич­ках, а о дружбе, о работе, о своем будущем. Их ин­тересует, как они должны вести себя в той или иной ситуации, кто хороший, кто плохой, с кем лучше дру­жить. Взрослый в таком общении приобретает для ре­бенка новые качества. Он привлекает ребенка не по­тому, что много знает и много умеет, но и сам по се­бе, как личность. Вот почему ребенку важно, чтобы его точка зрения совпадала с мнением взрослого. Дети, способные к такому общению, уже могут разли­чать разные роли взрослых в разных ситуациях: дома, в гостях, в магазине, в детском саду.

Личностное общение является самым трудным для дошкольников. Способность к нему связана с важней­шими достижениями в психическом развитии ребен­ка. Вот почему так важно уметь установить, на каком уровне речевого общения со взрослым находится дошкольник. Если и в шесть лет ребенка интересу­ют только игры с игрушками, а его высказывания носят лишь сиюминутный характер, можно говорить о задержке развития речевого общения. Но далеко не всегда такая задержка может быть очевидной.

Попробуйте провести с малышом следующее заня­тие. Спросите, чем он больше всего хочет занимать­ся: играть с игрушками, читать новую книжку (про машины или про зверей) или просто поговорить о чем-нибудь. Если он уверенно и однозначно выберет совместную игру, значит, он предпочитает ситуативно-деловое общение (о нем мы писали, рассказывая о первых этапах овладения ребенком речью); выбор новой книжки означает стремление к познаватель­ным контактам, и лишь желание поговорить со взрос­лым является показателем высокого уровня личност­ного общения. Однако сознательный выбор совместного заня­тия - не единственный способ определения того, на каком уровне развития находится малыш. Лучше всего проверить его во всех трех видах взаимодействия. И начинать мы советуем с игры. Играйте обязатель­но вместе, разговаривайте о действиях с предмета­ми, планируйте игру, оценивайте действия ребенка.

Важно отмечать, умеет ли ребенок ориентировать­ся на партнера, как часто он обращается к нему и вообще способен ли он к игровому сотрудничеству. Как правило, способность и стремление к совместной игре характерны для всех дошкольников. Но важно выяснить, не является ли этот вид общения единствен­но доступным для ребенка.

Совместное чтение книг следует сочетать с бесе­дой о прочитанном, которую организуют не как пере­сказ того, что запомнил и понял ребенок, а как обсуж­дение прочитанного или рассказанного взрослым. При этом взрослый должен отмечать, насколько увлечен ребенок, задает ли вопросы, насколько активен в бе­седе и как долго он может разговаривать на позна­вательную тему, не меняя предмета разговора и не отвлекаясь. Если 5-6-летний ребенок в этой ситуации не проявляет никакого интереса к прочитанному, смот­рит по сторонам, перескакивает с одной темы на дру­гую, это может свидетельствовать о том, что он еще не овладел этим видом общения.

Однако многие дети, достаточно хорошо умея об­щаться со взрослым на познавательные темы, вплоть до 6-летнего возраста не умеют рассказывать о себе, не проявляют никакого интереса к другим людям. Взрослый остается для них источником только новых сведений и положительных оценок.

Для выяснения способности к личностному обще­нию можно попробовать завязать с ребенком про­стой разговор, без всякого иллюстрированного материала или предметных действий. Например, спросить у него, кто из его друзей ему больше нравит­ся и почему, какие качества проявляются в том или ином поступке его сверстников, спросить, что ему больше всего понравилось в просмотренном мульт­фильме, или выяснить, есть ли у него любимая книж­ка или сказка и кто из героев этой сказки обладает какими-то положительными или отрицательными ка­чествами. При этом взрослый, поддерживая тему раз­говора, должен сам высказать свое отношение к тем или иным событиям и персонажам, рассказывать о се­бе и о других и быть равноправным участником бесе­ды. Темы личностного общения могут быть самыми разнообразными и зависеть от прошлого опыта и от интересов ребенка. Но очень важно, чтобы здесь раз­говор шел не о предметах, а о людях, об их поступ­ках, качествах, отношениях.

Для определения уровня развития общения ре­бенка со взрослым нужно сопоставить активность и заинтересованность ребенка в разных ситуациях: при каком взаимодействии он проявляет максимальную ак­тивность и сосредоточенность, когда он чувствует себя наиболее свободно и раскованно. Часто бывает так, что дети очень бурно ведут себя во время игры, увлеченно рассматривают книжки, но когда взрос­лый начинает разговор о том, где они были или кто им больше нравится, они смущаются, замолкают, от­водят глаза в сторону и либо уходят от такого обще­ния, либо пытаются перевести его в игру. Это мо­жет говорить о том, что у ребенка еще нет личност­ного общения со взрослым.

Можно ли помочь ребенку перейти к личностному общению!

Да, можно. Но для этого нужны специальные за­нятия. Главное в этих занятиях - опережающая ини­циатива взрослого. Это значит, что взрослый должен давать ребенку образцы того общения, которым ре­бенок еще не владеет, и, опираясь на достигнутый уровень, как бы вести его за собой.

Начинать занятия лучше с того взаимодействия, которое предпочитает ребенок. Это может быть совместная игра, которая особенно нравится ребенку. Взрослый при этом должен выполнять роль организа­тора и участника игры: распределять роли в соответ­ствии с желанием детей, следить за соблюдением пра­вил, оценивать действия детей и в то же время сам играть наравне с ними. Основной задачей таких пред­варительных занятий является установление активно-положительных отношений ребенка со взрослым.

В ходе игры следует вовлекать детей в общение сначала на познавательные темы - рассказывать им о жизни и повадках животных, о явлениях природы, о машинах. Разговор лучше сопровождать демонстра­цией картинок, иллюстрирующих содержание расска­зов (можно использовать различные виды детского лото). Взрослый должен поощрять любую активность со стороны ребенка, любые проявления любознатель­ности: хвалить за интересные вопросы, активные вы­сказывания и т. д. Важно помнить, что задача этих занятий не сообщение детям новых знаний, а форми­рование способности общаться на познавательные те­мы.

И только развив способность ребенка беседовать на познавательные темы, можно переходить к фор­мированию личностного общения со взрослым. Сна­чала эти занятия следует строить на основе привыч­ных для детей способов взаимодействия: лепке, кон­струировании, аппликации и т.д. Он может попросить ребенка оценить свои произведения, сравнить их с другими, выбрать лучшие. Усилия взрослого должны быть направлены на то, чтобы привлечь внимание ре­бенка к оценке своих собственных умений и достиже­ний. Последующие занятия лучше начинать с совмест­ного чтения и обсуждения детских книжек о собы­тиях, происходящих в мире людей, - о человече­ских взаимоотношениях, поступках, конфликтах и пр. После прочтения такой книжки можно спросить ребен­ка, кто из персонажей ему больше понравился и по­чему. Если ребенок не может ответить на подобные вопросы, следует высказать свое мнение и обосновать его.

Постепенно следует перевести беседу от конкретной книжки к какой-либо общей теме, касающейся жизни людей. Так, например, к разговору о том, кого из друзей напоминают ребенку персонажи книги, как он оценивает поступки героев, как он сам поступил бы в той или иной ситуации. И, наконец, отталкиваясь от конкретных историй, перевести разговор на самые общие человеческие проблемы. При этом важно, что­бы тема разговора оставалась постоянной на протя­жении всего занятия. Поэтому взрослый должен зара­нее подготовить несколько личностных тем, близких и актуальных для ребенка (о доброте, об упрямстве, о жадности).

Продолжительность такой беседы должен опреде­лить сам ребенок. Если взрослый почувствует, что он тяготится разговором, лучше всего перевести такое занятие в игру, не забывая возвращаться к нему вновь и вновь.

Наши эксперименты показали, что через два меся­ца подобных занятий, проводимых с частотой 2-3 ра­за в неделю, происходят существенные сдвиги в об­щении детей: возрастает число активных личност­ных высказываний, появляется возможность обсуж­дения тем, содержание которых выходит далеко за пределы наличной ситуации. Все это свидетельству­ет о том, что дети достигли личностной формы об­щения со взрослым.

Всегда ли уместно слово!

Культура, в которой растет современный ребенок, бесспорно, носит речевой характер. С раннего дет­ства он постоянно слышит разнообразную речь: раз­говаривают взрослые, гремит радио и телевизор. В этих условиях происходит довольно быстрое насы­щение ребенка своеобразными речевыми штампа­ми - клише, а потому правомерным является также вопрос и о том, всегда ли уместно слово.

Советы специалистов между тем сводятся, как правило, к рекомендациям как можно больше разго­варивать со своим ребенком. Однако, на наш взгляд, речевое насыщение должно иметь какие-то разумные пределы. Сейчас, как ни странно, довольно часто встречаются дети, как бы перенасытившиеся слыши­мой речью. Это проявляется в невнимании к говоря­щему человеку и в собственном нежелании активно пользоваться словом. И совсем крайними становятся случаи такого «непонимания» речи, которое делает необходимым коррекцию поведения дошкольника у специалиста-психотерапевта. Бывает и так, что ребе­нок, мало реагируя на обращенную к нему речь, сам непрерывно разговаривает, не обращая внимания на реакцию окружающих и оказываясь, таким образом, вне контакта с другими людьми.

И как ни странно, чаще всего такие дошкольники буквально с раннего детства находились в условиях самых разнообразных речевых воздействий: им мно­го читали и рассказывали, расширяли представление об окружающем, а сами они превосходно владеют словом, но только эти слова теряют какое-либо жиз­ненное значение.

Мы уже упоминали о том, что дошкольники отли­чаются чрезвычайной разговорчивостью. Должны ли и взрослые постоянно говорить с ребенком? Бесконеч­ная речевая активность взрослого, безусловно, акти­визирует процесс говорения и у ребенка, но всегда ли это так уж хорошо? Дело в том, что, если взрос­лый спешит как можно быстрее ввести ребенка в окру­жающий его мир, бесконечно что-либо сообщает и рассказывает, но при этом не вступает с малышом в диалог, не проявляет внимания к его собственным впечатлениям и переживаниям, контакт приобретает односторонний характер.

Вот, например, на прогулке мама, проявляя «вни­мание» к малышу, рассказывает ему о своих собствен­ных впечатлениях, о том, что они видят, о погоде, о жизни растений и птиц, о событиях своей прошлой и нынешней жизни... Только и слышится: «А вот ви­дишь... Посмотри... Знаешь…» И так в течение всей прогулки мать не замолкает ни на минуту. И уже возвращаясь домой: «Вытри ноги. Не спеши, я сей­час открою дверь. Раздевайся. Сейчас мы будем...» и т.д. И так практически постоянно.

Ее мало интересуют впечатления сына, она совсем не склонна наблюдать за ним, а потому слова ведут к отрыву от реального взаимодействия, перемещая его в чисто словесный план и, что совсем опасно, та­кие слова перестают что-либо значить.

Замечено, что у «разговорчивых» родителей и де­ти постоянно говорят. При любых обстоятельствах и по любому поводу. Оказывается, что такие дети слиш­ком торопятся и при решении задач неречевого харак­тера (при складывании мозаики, сборке конструкто­ра), у них явно преобладают слова над делами. Полу­чается, что избыточное говорение является своеобраз­ным тормозом для многих весьма полезных дел.

Вместе с тем внешняя картина развития такого ребенка кажется безупречной. Дошкольник поражает всех своей «взрослой» речью, умением выражаться сложно, не по-детски формулировать свои мысли. Постепенно дети привыкают к тому, что в контактах со взрослыми можно ограничиться только словами. Выглядит такое общение зачастую так. Взрослый гово­рит, ребенок отвечает, взрослый требует, ребенок ар­гументированно отказывается, возникают бесконеч­ные препирательства, споры без всяких последст­вий для дела.

Напрасные и частые обращения к ребенку посте­пенно превращают слово в «звук пустой». Взрослый и сам уже не надеется на успех такого контакта, его слово лишь «сотрясает воздух». «Бесполезно, - заме­тит в сердцах такой родитель. - Ему говори, не го­вори, он все равно не понимает». И вместо того, что­бы изменить линию поведения, продолжает в том же духе. Некоторые родители во время такого «дистант­ного» контакта со своим ребенком успевают повторить свое требование, например, «надень тапочки» от 15 до 30 раз!

Бывают и другие крайности. В семье говорить мно­го не любят. Взрослые в основном в присутствии ре­бенка молчат. Перебросятся несколькими неполны­ми фразами за вечер, непонятными для ребенка, и все. «Да, конечно, а как же...» - ребенок, как пра­вило, в таких дискуссиях не участвует. Со временем и он приобретает привычку больше молчать, чем гово­рить. И, казалось бы, что в этом плохого, ведь такой ребенок производит даже впечатление не по годам серьезного и сосредоточенного, если бы не особые трудности, которые испытывают такие дети в общении. Слово как бы застает их врасплох. Когда начинают говорить с ним, такой ребенок становится до неузна­ваемости напряженным, опускает глаза, теребит одеж­ду, отворачивается, всем своим видом обнаруживая необычайную скованность и затрудненность. Не­трудно представить себе, каким непростым делом ста­новится иногда разговор с ним.

А почему?
Молчание.

Потому, что она была добрая и спасла ласточ­ку, да?

Да, она нашла... эту... как ее... ласточку... и спасла.

Диалог совсем нехитрый. На заданный вопрос взрос­лый получает ответ. Самостоятельно сформулировать свои мысли ребенок не умеет, процесс обучения для него непосильно труден. Но не останутся ли с ним эти трудности навсегда? Можно вспомнить немало взрослых людей, которым необыкновенно сложно что-либо объяснить другим.

Ребенок, плохо владеющий речью, оказывается за­крытым даже для близких. Как прошел сегодня день, что видел на прогулке, что снилось и т.д. - ни о чем ребенок по своей инициативе не рассказывает. Такие дети не умеют себя защитить должным образом и в конфликтах со сверстниками, не находя нужных слов, они чаще других пускают в ход кулаки. Им весьма прос­то приобрести репутацию драчуна и хулигана.

Выходит, что, руководя развитием детской речи, мы тем самым организуем общение дошкольника с окружающими, взрослыми и сверстниками. И потому нужно не столько развивать у ребенка его собствен­ную речь, сколько самому взрослому правильно об­щаться с малышом. И как ни странно, общение - это не только речь. Не только слово может быть дейст­венным, но выразительный взгляд, ласковое покачивание головой, некоторые запрещающие жесты, обмен улыбками и другими эмоциональными проявлениями. Но ни в коем случае не обособленное молчание, на­пряжение, рождающее тревогу. Не отмахивание от на­доевшего своими вопросами ребенка, не ссылки на усталость или на непонимание того, чего, собственно, он хочет, этот неугомонный человечек.

Всем известно, какое магическое влияние на малы­ша оказывает подчас не слово, а его отсутствие. Мать может вместо беспомощных призывов к порядку, со­крушенно покачать головой, развести руками, и ребе­нок, как будто бы ничего раньше не слышавший и не понимавший, поспешно принимается за дело.

С самого раннего детства следует обращать вни­мание на культуру речевого общения с ребенком. И здесь никакие крайности, ни бесконечное говоре­ние, ни систематическое молчание, не являются пра­вильными. Беседа с детьми требует от взрослого специальной организации. Не стоит, например, начи­нать разговор в то время, когда малыш чем-нибудь занят. В такие моменты, и это вполне понятно, он вас не услышит. Привычка перебивать дела словами весь­ма распространена среди взрослых. Любящий роди­тель должен избегать формальности в разговорах, должен поймать момент, когда слово произнесен­ное может стать словом услышанным и понятым. И не только слово, но и многие другие сопутствую­щие ему средства общения. Следует посадить до­школьника поближе к себе, заглянуть ему в глаза, при­ласкать его. Именно в этих обстоятельствах ваш ма­лыш начинает понимать близких, что называется, с полуслова.

Каким образом отличается детское мышление от взрослого. И нужно ли детям учиться всему, что умеют взрослые, или некоторые способности даются от рождения?

Фантазия или реальность?

Детям сложно отличить фантазию от реальности. Они могут быть искренне убеждены, что то, что они себе вообразили, действительно происходило. Если вы попросите ребенка описать какое-нибудь воображаемое событие, а затем серьезно спросите о нем же некоторое время спустя, ребенок поверит в то, что сам же и выдумал. Но есть четкое разграничение. Если малыш сам сочинил свою фантазию, он в ней сомневаться не будет. Но если услышит нечто неправдоподобное от другого человека, в половине случаев не поверит, как и взрослый. Как предполагают ученые, проводившие тестирование, скорее всего у детей нет четкой грани между реальностью и своими фантазиями, потому что они пока не понимают, какие знания можно считать верными, а какие — нет. Этот навык приходит, когда дети становятся старше.


Постоянство объекта

Если прямо перед вашими глазами кто-то спрятал предмет, а затем внезапно переместил бы его в другое место, вы бы без труда смогли ответить, куда он делся. Это очевидно. Однако, если вы будете прятать детскую игрушку, например, под салфеткой, платком или одеялом, позволяя ребенку видеть ее, а затем переместите игрушку под другую салфетку, ребенок ее не найдет. Кажется нереальным, но именно так происходит с детьми примерно до 10−12 месяцев.

Почему? Впервые этот эффект заметил известный психолог Жан Пиаже. Он показал, что до определенного возраста дети реагируют так, будто пропавший из их поля зрения предмет перестает существовать вовсе. По мнению Пиаже, понятие «постоянства объектов» не дано нам с рождения. Мы начинаем понимать, что предметы существуют и без нашего восприятия, только повзрослев. А 10 месячный малыш еще не знает, что исчезнувший объект все еще существует.


Языки

Не секрет, что научиться иностранному языку ребенку намного проще. Чем старше мы становимся, тем больше усилий приходится прикладывать, чтобы хотя бы освоить разговорную речь. А, например, дети из двуязычных семей могут одновременно и с успехом говорить на двух языках, несмотря на отсутствие специального обучения.

Ученый-лингвист Ноам Хомский выдвинул идею универсальной грамматики и предположил, что у любого языка есть общий набор синтаксических правил, встроенных в наш мозг с рождения. Он предположил, что есть некий общий инструмент, связывающий все языки, и дети, похоже, четко понимают, что почти все предложения строятся по принципу «субъект-глагол-объект». Логика, по которой мы выстраиваем предложения, продиктована природой и биологическими особенностями нашего мозга.

С возрастом способность к овладению языками становится намного слабее. Есть много точек зрения, когда проще всего воспринимается иностранный язык. Кто-то считает, что до 18 летнего возраста, а кто-то, что способность слабеет уже с 9-ти.


Понятие обратимости

Если перелить воду из широкого стакана в высокий, вы останетесь уверены в том, что воды в стакане столько же, потому что никто ее туда не добавлял и не отливал.

Детям до 7 лет объяснить это невозможно, им будет казаться, что раз стакан выше, то и воды в нем больше. Им будет не понятно, почему количество жидкости остается неизменным, раз стакан изменил форму. Также считается, что дети не могут совмещать «высоту» и «ширину», а фокусируются только на одной величине, игнорируя другую.

Лица

Ученые считают, что уже через пару часов после рождения младенец способен отличать лицо матери от других. Но чтобы полностью адаптироваться к восприятию человеческих лиц, у ребенка не хватает опыта и времени. Он способен улавливать множество тонких черт и различать эмоции, но отличать лица людей другой расы не может.


Абстрактное мышление

Мысли детей в возрасте до 11 лет в основном основаны на конкретной реальности. Дети не могут предпринимать какие-то действия и размышлять над воображаемыми проблемами и не очень хорошо разбираются в абстрактных суждениях.

Когда психолог Рудольф Шаффер попросил девятилетних детей подумать, где было бы здорово разместить на теле третий глаз, все указали на свой лоб, хотя этот ответ был довольно бессмысленным, потому что на лбу и так уже есть два глаза. Однако, 11-летние дети уже были способны размышлять над абстрактными вещами, и стали предлагать другие решения, например кисти рук, чтобы видеть что-нибудь за углом или сзади.


Рисуют не то, что видят

Техника рисования у детей хуже, чем у взрослых: не до конца развита моторика и дети пока не могут твердо держать карандаш или кисть в руке.

Но любопытно другое: психологи провели эксперимент, поставив перед детьми в возрасте 5−9 лет кружку с ручкой. Кружка была размещена так, чтобы дети не могли видеть ручку. А детей попросили нарисовать именно то, что они видят.

Дети 5−7 лет нарисовали кружку с ручкой, хотя видно ручки не было, а дети старшего возраста нарисовали очевидное. В этом же заключается разница между детьми и взрослыми. Если взрослого попросят нарисовать именно то, что он видит, он, очевидно, не будет рисовать ручку на кружке. А дети рисуют, потому что знают, что она должна там быть.


Морали

У вас скорее всего есть собственные понятия о морали. Вы понимаете, как важно совершать хорошие поступки или соблюдать законы, и, возможно, вы понимаете, что иногда эти правила можно нарушать.

Моральные суждения ребенка проще. У самых маленьких они основаны на том, как избежать наказания. Позднее рассуждения развиваются, и ребенок начинает осознавать, что правильный способ поведения это тот, который вознаграждается. А со временем эти рассуждения формируются, превращаясь в моральные аргументы, как у большинства взрослых.

В одном из исследований на эту тему детям задали простой вопрос: что хуже, сломать много очков, но случайно или сломать одни, но специально. Для взрослого будет понятно, что второй поступок, когда это делается со злыми намерениями, гораздо хуже. Но большинство маленьких детей ответило, что тот, кто сломал больше очков — совершил худший поступок, потому что причинил больше вреда.

Для маленького крохи мир кажется таким большим и неизведанным! Взрослые часто забывают о том, что ребенок совершенно по-другому видит окружающий его мир. Зная некоторые тонкости детского восприятия, родители смогут быстрее помочь ребенку адаптироваться в окружающей среде, а также избежать стрессов . Ведь иногда даже самый обычный треск веток за окном может разыграть фантазию малыша и не на шутку испугать его.

Знакомство с окружающим миром и его этапы

Для начала нужно разобраться, каким образом малыш знакомится с окружающим миром и как ему помочь в этом нелегком деле. Наблюдение за окружающим миром имеет очень большое значение для малыша. Наблюдая за поведением взрослых, животными, предметами, малыш старается дать им эмоциональную оценку. Он может отвечать смехом на смех, на очередную шутку ответить плачем. Чаще всего ребенок правильно понимает ту или иную эмоцию, поэтому даже бытует мнение, что ребенка нельзя обмануть - он все чувствует на интуитивном уровне.

Кроме наблюдения малыши знакомятся с окружающим миром с помощью физических методов: трогают ручками, пробуют на зубок, и т.д. Нужно подбирать для ребенка игрушки по возрасту, чтобы постепенно ребенок мог осваивать все новые и новые горизонты. Например, если в первые месяцы малыш просто гремел погремушками, то в последующие у него появляется логическое мышление – он уже может собирать пирамидку, а позже и вовсе собирать конструктор . Далее малыш начинает учиться рисовать, лепить, плести и т.д. С помощью игры и творчества малыш все дальше и дальше познает мир. В знакомстве с ребенка окружающим миром важное место занимает природа. Детям необходимо часто находиться на природе, чтобы они могли наблюдать за природными явлениями, животными и т.д.

Различные природные явления заставляют маленького человечка размышлять и фантазировать, например, знакомство со снегом может вызвать у малыша огромный восторг, а когда он узнает, что из него можно лепить снежки или снеговика, то обрадуется еще больше. Важно с детства прививать малышу любовь и бережное отношение к природе, дать понять ребенку, что природа живая, и её нельзя обижать.

Самым близким окружающим миром для ребенка является семья, поэтому отношения и гармония семьи очень влияют на восприятие мира в целом у ребенка. Важно понять, что для ребенка родители являются неоспоримыми авторитетами и примером для подражания. Обстановка в семье прививает человека определенные привычки и взгляды на мир, и происходит это на подсознательном уровне. Важно создать спокойную и теплую обстановку в доме, тогда ребенок будет смотреть на многие вещи более спокойно, если же наоборот, в семье часто бывают ругань и скандалы, ребенок может грубо вести себя в обществе.

Также на восприятие окружающего мира ребенка оказывает влияние социальные контакты ребенка. Малыш может общаться с другими детьми во дворе у песочницы, в детском саду, а далее в школе, а также в различных кружках и дополнительных занятиях. Общаясь с другими детьми, ребенок чувствует свою принадлежность к какой-либо группе, а также начинает понимать, что его окружают другие личности, с которыми необходимо считаться. Если родители будут помогать своему малышу правильно воспринимать окружающий его мир, то в дальнейшем ему будет намного проще адаптироваться к самостоятельной взрослой жизни, а также сформировать свой характер. Отсутствие помощи родителей может привести к агрессии, непониманию простых вещей и общепринятых моралей.

Восприятие детьми времени

Дети воспринимают время по-другому, не как взрослые. Для ребенка фраза «Время летит незаметно» кажется непонятной. Дети воспринимают время намного медленнее. Ребенок не может посидеть спокойно даже пару минут - ему кажется, что прошло уже кучу времени, а он ничем так и не занялся. Необходимо постоянно чем-нибудь заинтересовывать ребенка, время от времени менять обстановку. Особенно долго тянется время у детей в поездках и очередях. Здесь необходимо захватить для малыша несколько интересных игр и набраться терпения. Также дети не ответят мгновенно на заданный вами вопрос, потому что услышанное дети воспринимают с задержкой в пару секунд.

Зрительное восприятие детей

Зрительное восприятие детей отличается от взрослого в два первые месяца жизни. Зрительный аппарат ребенка еще не развит, он видит изображение смытым и расплывчатым. Существует мнение, что новорожденный ребенок видит окружающий его мир перевернутым. По поводу этого существует много споров, т.к. то, что изображение перевернуто на сетчатке, не гарантирует того, что перевернутым его видит и ребенок. Для развития зрительного аппарата в первые месяцы жизни ребенку следует показывать игрушки желтых и красных цветов, т.к. в этом возрасте для малыша они будут более понятными.

Вкусовое восприятие детей

Вкусовое восприятие у детей развито ярче, чем у взрослых. С самого разного возраста ребенок уже способен отличать сладкое, кислое, соленое и т.д. Считается, что наиболее предпочтительны для детей вкус соленого и сладкого, т.к. они более выражены. Поэтому часто дети отказываются от здоровой пищи – каши, овощей и т.д. Просто их вкусовые качества не сильно выражены. Горькое детьми воспринимается крайне отрицательно.

Единый источник информации восприятия у детей

Считается, что до 8 лет ребенок способен анализировать информацию об окружающем мире только из одного органа чувств, и не может анализировать их все вместе взятые. Учеными был проведен ряд экспериментов, где дети показывали лучшие результаты по восприятию мира, использую только один источник информации.

Ссылки

  • Учите ребенка думать позитивно
  • Новый год без слез и обид , социальная сеть для родителей Страна Мам
Сразу же после появления на свет малыши делают свой первый вдох и начинают усиленно познавать такой незнакомый для них окружающий мир. Восприятие мира новорожденным происходит посредством его органов чувств. Каково же в действительности восприятие новорожденным окружающего? На такой вопрос могут дать ответ, специалисты, проведшие целый ряд исследований, которые приоткрыли завесу этой тайны.

Что видят глазки малыша?

Родившийся малыш способен видеть и различать свет. Самое первое, после появления на свет, зрительное восприятие младенца сближает его с мамочкой. Это не удивительно, по той причине, что все младенцы в несколько первых дней своей жизни, отчетливо видят только на расстоянии не более тридцати сантиметров. Любимая мамочка и еда - это главные зрительные объекты для новорожденного ребеночка в эти дни его жизни. Все остальное, что окружает маленького карапуза, может ввести его в панику. У новорожденных малышей очень слабенькое зрение и поэтому они не способны различать предметы, расположенные на некотором удалении от них. По этой причине взгляд у новорожденных блуждающий и плохо скоординирован. Причиной такого явления является до конца не сформировавшийся зрительный нерв. Процесс его формирования и развития может продолжаться до трехмесячного возраста. Когда малышу исполнится годик, он уже полностью будет адаптирован зрительно к миру, который его будет окружать.

Что слышат ушки младенца?

До тех пор, пока малыш находится в материнском чреве, он может отчетливо различать, как стучит сердце его мамочки. Он слышит всевозможные приглушенного характера звуки, доносящиеся к нему из внешнего мира. Слуховой аппарат маленьких деток продолжает развиваться и формироваться вплоть до первого года их жизни. Но не думайте, что малыш на свет появляется ничего не слышащим. Карапуз отлично слышит материнский голос, который ему хорошо знаком еще с внутриутробного развития. Отличает он и чужие голоса. Очень заметно, что новорожденному младенцу очень нравятся высокие голосовые тона, и не очень хорошо воспринимаются басовые голоса.

Что обоняет носик новорожденного?

Носик ребеночка – это своеобразный барометр. На уровне рефлексов все малыши тянутся к своим мамочкам. Причиной этому является то, что от мамы пахнет грудным молочком, т.е. едой. Поэтому малыши узнают своих мам сразу. Восприятие мира новорожденным при помощи обоняния дает ему возможность ориентироваться в окружающей среде.

Способен ли малыш воспринимать вкус?

Вкус ребеночек начинает различать еще в утробе своей мамочки. Во рту младенцев расположено на несколько тысяч вкусовых рецепторов больше по сравнению с взрослыми людьми. Но главной вкусовой целью для новорожденного младенца является материнское грудное молоко. Все маленькие детки любят сладенькое, а кислое, соленое и горькое они не воспринимают.

Что ощущает ребенок при прикосновениях?

Очень развиты у новорожденных детей тактильные ощущения. Они отлично чувствуют тепло, холод и боль. Новорожденных малышей часто носят на руках и поглаживают. Для малюток это очень важный процесс. Дети постоянно просят взять их на руки не по причине своей вредности, а потому, что так они лучше воспринимают окружающий их мир, это необходимо для их развития и роста.

Мыслит ли малыш?

Что такое мышление? Мышлением называют способность человеческого ума к анализу возникших проблем и нахождение решения этих проблем при помощи опыта. Как известно у новорожденных еще нет жизненного опыта, поэтому трудно сказать, может ли он размышлять и мыслить.

«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»

Матф.18:3

На днях мне попалась на глаза трогательная история. «Четырехлетний малыш, чей старенький сосед недавно потерял жену, увидев, что мужчина плачет, зашел к нему во двор, залез на колени и просто сидел там.

Когда его мама спросила, что же такого он сказал соседу, мальчик ответил: «Ничего. Я просто помог ему плакать».

Так случилось, что, взрослея, люди теряют кристальную чистоту восприятия мира , обрастая обусловленностями и социальными догмами.

Вы замечали, как проживают свою природу дети?

Они спонтанные, смешные, грустные или радостные, но они в этом состоянии находятся тотально, максимально проживая опыт момента .

Их невозможно заставить полюбить вас, уделить вам внимание, если они того не хотят в данный момент.

Можно только удивляться их способности сочувствовать и сопереживать состояния близких людей — малыши подходят и обнимают, или берут за лицо и смотрят в глаза.

И в этом поступке столько проявленной любви и признания себя и другого. В этом нет манипуляций, дети проживают свою внутреннюю правду инстинктивно, как чувствуют прямо сейчас.

Что такое внутренняя правда, и почему взрослые — выросшие дети, теряют ценность этого базового качества жизни? Как вернуть детское восприятие мира?

Давайте попробуем разобраться.

Что такое внутренняя правда

Человек — существо социальное, и по мере взросления давление общества усиливается, увеличивается ответственность за существование, а вместе с этим появляются ценности общества, эгрегоров, семьи, друзей, сотрудников.

Оставаться собой равносильно бунту, который недопустим в «идеальном обществе». Да и плыть против течения, идти против стаи противоречит здравому смыслу.

Это заложено на генетическом уровне — один в поле не воин. В древние времена, когда племя переходило с места на место, оставляли слабых и немощных. А это неминуемая смерть либо от диких зверей, либо от холода и голода.

Вот и взрослея, мы в определенный момент поддаемся общественному влиянию и отправляемся вместе с племенем по пути избегания страха, предавая себя и свою суть.

Но во все времена появлялись люди, проживающие свою природу — дикую, страстную, либо спокойную, свою внутреннюю правду , истинные состояния. И такие люди изменяли мир. Как Данко с горящим сердцем.

И в каждом из вас есть этот пылающий огонь и это проживание внутренней правды. Состояние соединенности со своей природой, проживание чувства в моменте, без отождествлений, идей и фантазий на тему жизни.

Это компас, путеводная звезда к себе и своей истинной реализации. А это значит — жить в гармонии с собой и окружающим миром, реализовывать тот опыт, который необходим прямо сейчас .

Статья поможет выявить, на каком этапе эмоционального взросления вы находитесь. Используйте рекомендации, чтобы научиться проявлять свои чувства.

2. Позвольте себе встретиться со страхом и болью и прожить подавленные состояния

Когда вы позволили себе чувствовать, первым делом начинают подниматься непрожитые подавленные состояния .

Это сродни тому, как у вас есть кладовая, в которую вы не заглядывали долгое время. И все, что вы делали, это забрасывали время от времени в нее какие-то вещи.

Постарайтесь почувствовать этот образ. Какая ваша кладовая? Сколько пыли и грязи там скопилось? Во что превратились те вещи, которые туда забросили?

И вот, в один момент вы решились ее открыть. Как думаете, что произойдет?

Возможно, вы почувствуете застоявшийся запах пространства без воздуха, возможно на вас выпадет какое-то количество вещей. Визуализируйте и примите увиденное.

Это пространство и есть вы, подавленный, не проживший свою суть.

Каждый непрожитый опыт хранится сором в такой вот кладовой внутри вашего тела, оседая в нем блоками и болезнями. Он поселяется внутри и не дает дышать полной грудью.

Поэтому важно освобождать пространство подавленных чувств, прожить их. Через принятие ценности страха и боли , через признание каждого своего опыта, через физические нагрузки и тонкое слушание себя.

Пора остановить бег от боли и признать ее ценность.

Это достаточно интенсивный процесс, и на первом этапе поднимается страх. Страх самой сути боли. Ведь вы бежали от нее так долго. Но другого пути нет. Все, что нужно — сделать первый шаг.

Страх всегда на страже вашей силы и, признавая страх, вы сможете войти в нее .

Поможет вашему телу высвободить негативные эмоции, связанные с прошлым.

Хоопонопоно — эффективная практика по взаимодействию с болью, страхом, виной, она способствует признанию всех опытов своей жизни.

Ключевая фраза практики: «Мир начинается с меня!». Фразы, которые позволяют взять ответственность за свою жизнь тотально :

  • Мне очень жаль (признание ответственности за все происходящее в жизни).
  • Благодарю тебя (благодарность мирозданию за то, что вы есть, за то, что у вас есть).
  • Я люблю тебя (адресовано всему и всем, каждому моменту и каждому встреченному на пути).
  • Прости меня (адресовано высшему Я, самому себе).

Произносите фразы осознанно, проживая чувствами, как можно чаще.

3. Встретьтесь со своим внутренним ребенком и распознайте свои истинные чувства и желания

По мере того, как освободите свое пространство от обид, страхов и сожалений, вы начнете чувствовать свои истинные потребности, желания.

Вы сможете творить свою жизнь, исходя из тонкого слушания себя, начнете распознавать свою суть, проживать ее легко и радостно, поскольку это и есть вы — взрослый, чей внутренний ребенок, с его правдой, признан.

Но случилось, что в силу опыта каждый внутренний ребенок был травмирован, и ниже я делюсь практикой по установлению связи с ним.

Сядьте удобно, закройте глаза, сделайте несколько осознанных глубоких вдохов и выдохов. Глубже погружайтесь в себя, почувствуйте, как бьется ваше сердце, как воздух наполняет ваше тело, как с выдохом уходит напряжение.

Постарайтесь максимально расслабиться, переключив внимание с внешнего мира вовнутрь.

Постарайтесь внутренним зрением найти то место, где живет ваш ребенок. Максимально сфокусируйтесь на деталях, этом пространстве.

Что его окружает? Сколько лет ребенку? Какие игрушки и предметы обихода в его комнате?

А теперь постарайтесь увидеть внутреннего ребенка. В каком состоянии эта девочка/мальчик? Молчит она/он или радуется и открыта общению? Что ее/его тяготит?

Подойдите как можно ближе. Послушайте, что он вам расскажет. Возможно, вы услышите диалог или увидите образы, позвольте этому произойти.

Направьте в переданные образы или воспоминания энергию любви. Обнимите себя-ребенка и скажите, что он любим, что все хорошо, что можно быть собой и не бояться быть наказанным, что больше не надо прятаться.

Что нет ничего, чего вы сами себе не можете простить, и что вы принимаете свою врожденную природу целостно .

Обнимите и станьте для себя маленького и ребенком, и любящим родителем одновременно.

Спросите ребенка, что ему необходимо, и дайте это ему. Возможно, это будет чувство, возможно, какая-то игрушка. Не анализируйте, что это, просто представьте, что вы дарите ему это.

Побудьте в этом пространстве столько времени, сколько необходимо. Потом вернитесь в настоящее, сделайте медленный вдох, выдох и откройте глаза.

Эту практику можно повторять столько раз, сколько потребуется. Это будет путешествием к разным состояниям себя, в разном возрасте. И это принесет душевное исцеление.

Если есть потребность, вы можете нарисовать своего внутреннего ребенка и обратить внимание, какие цвета вы используете при этом.

«Будьте как дети» — эти слова гениальны в своей простоте и велики по своей сути. Быть как ребенок — это радоваться простым вещам, наслаждаться красотой мира, удивляться чудесам и радоваться жизни.

Быть ребенком, значит быть невинным, не отягощать себя сравнениями , не судить себя и других. Это способность жить, а не имитировать жизнь.

Важно установить связь с ребенком внутри, поговорить с ним, почувствовать, в каком он состоянии, насколько он наслаждается.

Признанный внутренний ребенок - это радость, открытость миру, непосредственность, коммуникабельность, оптимизм, радость, искренность, творчество, полное принятие себя, смирение и доверие происходящему, легкое принятие и отдача, щедрость, позитив, легкость в проживании чувств, адаптивность, безусловная любовь к себе и к другим.

«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» — мудрые слова из «Маленького принца», отражающие суть бытия.

Если вы чувствуете отклик, необходимость установить связь со своим внутренним ребенком, исцелить свои детские травмы, воспользуйтесь советами этой статьи и начните проживать свою жизнь, максимально реализуя свою суть.

Слушайте себя и реализуйте свои чувства в моменте открыто и ясно.

И если вам захочется подойти и обнять кого-то, сделайте это, не думая о том, как вы будете поняты и насколько приняты.

Просто подойдите и обнимите, подышите вместе, станьте на миг единым целым, без условностей и запретов. Ведь дети так и делают — они чувствуют и делают действие .

Дети — наши великие учителя. Будьте как дети!