«Волшебница – вода». Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей группе

Конспект познавательно-игрового занятия " Волшебница вода" для детей старшей группы



Описание: данный материал будет интересен и полезен воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Образовательная область: познание
Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении - вода
Задачи: 1)образовательные
*дать представление детям о природном явлении-круговорот воды в природе
*способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, состоянии и местонахождении воды в природе
*продолжать учить технике безопасности при проведении опытов
2)развивающие
*развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности
*развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами
*развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ состояния воды(лед, пар)
3)воспитательные
*воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями природы и отражать впечатления в изо деятельности
Предварительная работа:
*беседа «Вода вокруг нас»
*проведение отдельных опытов по исследованию свойств воды
*рассматривание фото альбома «Кругом вода»
*работа с панно «Вода в природных явлениях»
*игра-превращение «Росинка»
Методы и приемы: игровой, наглядный,экспериментирование и описание, рассказ воспитателя, вопросы к детям
Материал и оборудование: презентация «Волшебница-вода»; образ капельки(из картона);панно «Путешествие капельки»; карточки: с загадками о воде, стихотворение «Вы слыхали о воде?» , сказкой « Путешествие капельки», игры « Лед, вода, пар»; для опытов: таз с водой, ванночка со льдом(по количеству детей), термос с кипятком, зеркало; листы белой бумаги, цветные карандаши, краски, мелки, фломастеры (по количеству детей)

Ход занятия:

Дети входят в зал, приветствуют гостей.
Воспитатель: Настало утро. Я улыбнулась вам, вы улыбнулись мне, улыбнитесь друг другу и гостям. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы добры и приветливы, терпеливы и ласковы. Мы здоровы. Вздохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, ссоры и беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек и любовь к ближнему.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки:
*В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

*Она и в озере, она и в лужице,
она снежинкою над нами кружится,
она и в чайнике у нас кипит
она и в реченьке бежит. (вода)
Дети: вода
Воспитатель: Правильно и сегодня мы поговорим о воде. Давайте вспомним из наших опытов какими свойствами обладает вода. Я вам даю капельку, а вы будете передавать ее друг другу и называть свойство воды(прозрачная, без запаха, без вкуса, без цвета, не имеет формы, жидкая)
Воспитатель: А теперь я вас приглашаю в наш видео зал совершить увлекательное путешествие в мир воды в природе (показ презентации
« Волшебница вода» в сопровождении стихотворения « Вы слыхали о воде?»)
Игра « Где живет вода» с мячом
Воспитатель: Поиграем в игру « Где живет вода», я вам бросаю мяч, а вы должны мне сказать где есть вода в природе.
Молодцы, отлично все справились!
Воспитатель: Ребята, когда мы с вами проводили опыты понравилось вам быть учеными? Тогда я вам предлагаю снова посетить наш научно-исследовательский институт «Почемучки» и провести новые опыты по исследованию воды, ее свойств. Ведь только о ней мы сегодня и говорим. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
быть аккуратными
не спешить
внимательно слушать
не толкаться
Опыт №1 : Способность воды отражать предметы
Воспитатель: Приглашаю вас подойти к моему столу. Скажите, что на нем стоит?(таз с водой)
- Давайте по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?(свое отражение)
- А где еще можно увидеть свое отражение(в зеркале, в речке)
- Значит вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подуем на воду и заглянем в нее. Увидели ли вы теперь свое отражение(очень плохо, оно размыто)
Вывод: когда вода спокойная, она может отражать предметы, как зеркало, а когда не спокойна, то отражение воды нечеткое и размытое.
Опыт №2: Давайте подойдем к следующему столу. Что лежит в ванночках? (лед)
Возьмите в руки по льдинке, что происходит со льдом? (тает)
Вывод: лед-это тоже вода, лед-это твердое состояние воды.
Опыт №3 : проводит воспитатель(на столе термос с кипятком и зеркало)
Дети находятся на 0,5 м от стола.
Воспитатель: возьмем термос с горячей водой, откроем его и посмотрим, что происходит(из горлышка выходит пар), чтобы лучше было видно поставим зеркальце.
Мы видим, что паринки, когда их становится много, опять превращаются в воду. Вывод: пар-это тоже вода. Такое состояние воды называется парообразным.
Игра «Лед-пар-вода»
Воспитатель: давайте поиграем, я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.
Лед растает, и тогда будет из него......(вода)- дети «плавают»
Если сильный-сильный жар, из водички будет.....(пар)-дети изображают
пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят(ф-ф-ф)
- Если пар вдруг охладится, превратится пар в ….(водицу)- дети «плавают»
- Если холод вдруг придет из водицы будет....(лед) -дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? А как вы думаете вода путешествует? Я вам сейчас расскажу сказку про капельку и какое путешествие она совершает в природе.
Рассказ воспитателя с использованием панно « Путешествие капельки»
-Одна веселая капелька жила с подружками в море. Но вот однажды выглянуло
жаркое солнышко и стало своими лучами нагревать воду. От такой жары капелька воды с подружками стала превращаться в пар и подниматься все выше и выше. Капелек собралось много и они протянули друг к другу руки, превращаясь в легкое облачко. Вдруг прилетел ветер - озорник и подул на облачко. Оно соединилось с другими облачками, и превратились они в большую тучу. Эта туча закрыло солнышко, стало прохладно и капли пара стали остывать. И когда они остыли, снова превратились в капельки воды. Из тучки пошел сильный дождик, наша знакомая капелька снова попала в свой дом-море.
Вот какое сказочное путешествие совершила наша капелька. Оно называется круговорот воды(движение по кругу) повторите, как называется путешествие?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Какие моменты вам понравились и запомнились? Почему? Предлагаю вам пройти в творческую мастерскую и нарисовать, то что вам запомнилось и понравилось. Вы можете выбрать средства для рисования по желанию.
Под тихую музыку воды дети рисуют.

Тема «Волшебница вода».

Задачи:

Побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;

Способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель, способность отражать предметы0;

Поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов; стимулировать речевую и познавательную активность;

Создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию;

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде

Скачать:


Предварительный просмотр:

Голдобина Наталья Яковлевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида №45 «Росинка»

Муниципальный конкурс «Лучшая методическая разработка»

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности

«Волшебница вода»

в старшей группе

Голдобина Наталья Яковлевна,

воспитатель

Познавательно-исследовательская деятельность

Тема «Волшебница вода».

Задачи:

- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;

Способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель, способность отражать предметы0;

Поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов; стимулировать речевую и познавательную активность;

Создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию;

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде;

Оборудование: глобус, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: белые халаты, два стакана, чайные ложки, сахар-рафинад, песок, акварельные краски, кисточки, подносы, салфетки; карточки-схемы «Свойства воды» (Приложение №1); емкость с водой; аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева; игрушка Капелька; баночка с крышкой для проведения фокуса; сюрпризы для детей - Капельки.

Предварительная работа: беседа с детьми о воде; рассматривание воды после рисования красками; дидактическая игра «Разноцветные капельки»; чтение сказки народов Сибири «Живая вода» и сказки горцев «Два ручья»; загадывание загадок о воде; просмотр познавательного фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку»; выполнение дидактических заданий на прогулке, связанных с водой; оформление карточек-схем; чтение рассказов и стихотворений о воде.

Ход образовательной деятельности

1. Вхождение в игровую ситуацию.

(Воспитатель готовит оборудование для образовательной деятельности, дети играют)

Воспитатель приглашает детей:

1, 2, 3, 4, 5,

Приглашаю всех играть!

Всё хотим на свете знать,

Тайны мира раскрывать!

2. Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе…»

Поиграем в игру «Дружат в нашей группе».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(соединяем пальцы в «замок»)

С вами мы подружимся маленькие пальчики.

(касаемся кончиками пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы считать.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхиваем кистями)

3. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

Ребята, посмотрите, в нашей группе появилось новое пособие.

(Воспитатель показывает глобус)

Что это?

Глобус.

- А что мы можем увидеть на глобусе?

Примерные ответы детей:

С траны, города, океаны, моря и т.д ..

А как вы думаете, что обозначено на глобусе голубым цветом?

Примерные ответы детей:

Г олубым цветом обозначены реки, озера, моря и океаны.

А что находится в реках, морях, океанах?

Вода.

Ребята, а где можно встретить воду?

Примерные ответы детей:

В ода есть в кране, в тучке.

Вода есть в бассейне.

Вода есть в луже, в организме.

Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вы хотите - узнать, какими свойствами обладает вода?

А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем учеными -исследователями.

(Дети проходят в лабораторию, надевают халаты)

4. Проведение опыта-эксперимента

Опыт 1. Вода не имеет запаха.

Как вы считаете, ребята, имеет ли вода запах?

Дети высказывают предположения

Вода имеет запах

Я думаю, что вода не имеет запах.

Давайте проверим. Имеет вода запах?

В ода не имеет запаха.

- Какой делаем вывод?

(Воспитатель обращается к детям: ученый Дима, ученая Соня и т. д.)

Вывод: вода не имеет запаха.

Ребята, обозначим это свойство этой схемой.

Опыт 2. Вода не имеет вкуса.

Ребята, как вы думаете, имеет ли вода вкус?

Предположения детей:

Я считаю, что вода не имеет вкуса.

А я думаю, что вода имеет вкус.

- Попробуйте воду на вкус. Имеет вода вкус?

Примерные ответы детей:

В ода не имеет вкуса.

- Какой делаем вывод?

Вывод: вода не имеет вкуса.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

Опыт 3. Вода прозрачная.

- Ребята, как вы считаете, имеет ли вода цвет?

Предположения детей:

Я считаю, что вода не имеет цвет.

А я думаю, что вода имеет цвет.

Перед вами два стакана. Один с водой, другой с молоком. Если в оба стакана положить ложки. В каком из стаканов ложка будет видна: в стакане с водой или в стакане с молоком?

Предположения детей:

Я думаю, что ложка будет видна в стакане с водой.

А я считаю, что ложка будет видна в стакане с молоком.

Проверим. Опускаю ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. В каком из стаканов ложка видна? Почему?

Примерные ответы детей:

В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: - Вода не имеет цвета, вода прозрачная.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

5. Игровое упражнение «Мы – капельки»

(звучит аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева)

Ребята, а сейчас мы поиграем, превратимся в волшебные капельки. П роизносим волшебные слова: вправо, влево повернись, в волшебную капельку превратись! Ой, как много капелек! Давайте вместе потанцуем, покружимся, польем растения. Скучно стало капелькам играть друг без друга. Собрались капельки парами и потекли маленькими, веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (цепочкой). Текла, текла река и попала в большое море (в круг). А тут и солнышко пригрело! И капельки вернулись к тучке.

6. Проведение опытов-экспериментов.

Опыт 4. В воде растворяется сахар, песок не растворяется.

Ребята, как вы думаете, какие вещества растворяются в воде?

Предположения детей:

В воде растворяется сахар.

В воде растворяется мука.

Если в стакан с водой положить кусочек сахара, что произойдет?

Примерные ответы детей:

Сахар в воде растворится.

А я думаю, что сахар не растворится.

Давайте проверим. Положим в стакан кусочек сахара. Попробуйте воду ложкой. Что произошло?

Примерные ответы детей: сахар в воде растворился, и вода стала сладкой. - Какой сделаем вывод?

Вывод: сахар в воде растворяется.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

Что получится, если в стакан с водой опустить песок?

Примерные ответы детей:

Песок растворится в воде.

А я считаю, что песок не растворится в воде.

Давайте проверим. Положим в стакан с водой песок, размешаем ложкой.

Растворился песок в воде?

Песок в воде не растворился.

Какой вывод делаем?

Песок в воде не растворяется.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

Опыт 5. Вода становится цветной, если добавить краску.

Ребята, что произойдет, если мы добавим в воду краску?

Примерные ответы детей:

Я думаю, что краска в воде растворится.

Я считаю, что краска не растворится в воде.

Давайте поэкспериментируем. В стакан с водой добавим краску. Что произошло?

Примерные ответы детей:

Краска в воде растворилась, вода стала цветной.

Какой делаем вывод?

Вода – растворитель. В воде растворяется сахар, краски, а песок не растворяются.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

А как вы думаете, ребята, что произойдет с солью?

Примерные ответы детей:

Я думаю, соль не растворяется в воде.

Я думаю, что вода станет соленой.

Проведите этот опыт дома и расскажите потом, что произошло с солью в воде.

Опыт 6. Способность воды отражать предметы.

Приглашаю всех подойти к столу. (На столе емкость с водой)

Давайте заглянем в нее. Что вы там увидели?

Примерные ответы детей:

Я увидел своё лицо, отражение.

- Миша увидел себя, а Катя?

Примерные ответы детей:

А я увидела лицо Вадима.

А где ещё можно увидеть своё отражение?

Примерные ответы детей:

В зеркале, в витрине магазина, и т.д.

Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Нет)

- Какой делаем вывод?

Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

7. Игровое упражнение «Вода какая?»

Ребята, поиграем в игру «Вода какая?» Передаем капельку и говорим: вода какая?

Примерные ответы детей:

Вода чистая, вода родниковая, вода прозрачная, вода холодная, вода газированная, вода грязная.

Молодцы, ребята!

8. Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ)

- Ребята, вода хорошо - почему?

Примерные ответы детей:

Вода – хорошо, потому что можно купаться.

Вода – хорошо, потому что можно пить воду.

Вода – хорошо, потому что можно полить растения.

Вода – хорошо, потому что можно сварить компот и т.д..

- Ребята, вода – плохо - почему?

Примерные ответы детей:

Вода – плохо, потому что можно заболеть, если пить холодную воду.

- Вода – плохо, потому что можно намокнуть под дождем

Вода – плохо, потому что можно выпачкаться, если бегать по лужам.

Вода – плохо, потому что, если затопит квартиру и т. д.

9. Беседа о свойствах воды по схемам.

Ребята, давайте расскажем о свойствах воды по схемам.

Примерные ответы детей:

Вода не имеет запаха.

Вода не имеет вкуса.

Вода не имеет цвета, она прозрачная.

Сахар в воде растворяется, а песок не растворяется

Вода становится цветной, если добавить краску.

Вода отражает предметы, как зеркало.

Молодцы! Сколько интересного мы узнали о воде.

10. Ситуативный разговор «Берегите воду!»

Ребята, вода у нас много, она - везде. А нужно беречь воду? Как будем беречь воду?

Примерные ответы детей:

Нужно не забывать закрывать краны.

Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.

Не засорять водоемы.

- Не мусорить на берегах рек.

Не мыть в водоемах машины.

Правильно , ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!

(Воспитатель читает отрывок из стихотворения)

Без воды нам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

11. Фокус с водой

-У меня есть стеклянная баночка. Я наливаю в нее воду. Посмотрите, вода чистая, прозрачная. Закрываю баночку крышкой, произношу волшебные слова: «Крибли, крабли, бумс! (в это время потрясти баночку ).

- И какая вода у меня получилась (получилась окрашенная вода).

Попробуйте показать такой фокус дома.

- Ребята, вы были любознательными учеными, примите на память маленькие капельки (дети получают сувениры-капельки).


Формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.

1. Образовательные:

Ознакомить детей со свойствами воды:

Отсутствие собственной формы;

Текучесть;

Прозрачная;

Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

Закрепить умение работать с посудой (стеклянной и прозрачной) ;

2. Воспитательные:

Поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;

Вызвать у детей стремление беречь воду, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

3. Развивающие:

Развивать собственный познавательный опыт;

Расширить перспективу развития познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Предварительная работа.

  • Беседы о воде, её роли в жизни человека.
  • Проведение непосредственной образовательной деятельности – экспериментирований с водой.
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
  • Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.
  • Чтение художественной литературы.
  • Наблюдение за водой во время прогулок.

Материал для НОД.

  • Прозрачные, стеклянные колбы разной формы.
  • Панно «Река».
  • Трафареты рыбок, карандаши, цветной картон, глобус.

Ход занятия

Ребята сегодня у нас необычное занятие, у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся, подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

Вос-ль: (покрутив глобус).

Ребята, вы конечно знаете как называется этот шар? (глобус). Давайте сегодня еще раз рассмотрим глобус.

Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, зеленый, желтый, коричневый).

Ребята, а какого цвета больше? (синего). Правильно.

А как вы думаете, что изображено синим цветом? (моря, океаны, озера, реки). Правильно, и это все вода. И если нашу Землю сравнить с яблоком, то вы убедитесь, что воды действительно больше, чем суши. Вот яблоко. Разрежем яблоко на 4 части. 3 части – это вода, только одна часть –суша, земля. Госпожа вода в нашей природе - самая важная персона, ни одного живого организма не будет без воды.

Дети стоят

Ребята, а где в природе мы можем встретить воду? (ответы детей) А теперь посмотрим (слайды о воде).

А какое сейчас время года? (весна). Слайд. Где весной можно увидеть воду в природе? (Сосульки, лужи, лед.)

Опыт «Вода – жидкость, не имеет собственной формы»

Ребята, а хотели бы вы узнать какими свойствами обладает вода и для чего она нужна? (Да.) Тогда я приглашаю вас в нашу научную лабораторию, где мы будем экспериментировать, проводить опыты.

Вос-ль: Давайте пройдем к своим рабочим местам, наденем фартуки и сядем. Перед тем как приступить к работе, давайте подготовим свои глаза. И в этом нам поможет динамическая пауза (по экрану).

Помните, что вы работаете в лаборатории и поэтому следует соблюдать правила поведения: не шуметь – этим мы мешаем другим, аккуратно обращаться с посудой, помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Вос-ль: Итак, возьмите стакан с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, аккуратно, чтобы не разлить воду. (Самостоятельная работа детей.)

Вас-ль: ребята, посмотрите, что произошло с водой? (Растеклась по блюдечку.)

Значит вода какая? (Жидкая.)

Вос-ль: Совершенно верно. Вода- жидкость. (Схема.)

Вос-ль: А сейчас давайте проверим, есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в 2 разных сосуда. (Самостоятельная работа детей.)

Вос-ль: Что произошло с водой, когда мы её налили в1-ю колбу, во 2-юколбу?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Вос-ль: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили –колбы большой, маленькой. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают (схема).

Вос-ль: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьёмся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему? ». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо. Почему? ». Итак, начали: «Вода – это хорошо. Почему?»

Дети: Вода нужна для питья, чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду. Водой можно закаляться. Вода нужна для того чтобы поливать цветы, растения в огороде. А ещё в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы.

Вос-ль: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем ответы второй команды: «Вода – это плохо. Почему?».

Дети: Если в жару напиться холодной воды, то модно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить её на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывают наводнения и тогда вода разрушает всё на своём пути не жалея ни кого и ничего.

Вос-ль: Молодцы, отлично справились с этим заданием.

Опыт «Вода прозрачная»

Установим еще одно свойство. Перед вами стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. Возьмите маленькие ложки и положите в оба стакана. В каком стаканчике видна ложка? (в стаканчике с водой). Как вы думаете почему в этом стаканчике видна ложка? (вода прозрачная, а молоко нет).

Посмотрите, ребята, молоко белого цвета, а что можно сказать о воде, какого она цвета?

Ребята, вода не имеет цвета, она бесцветная и прозрачная (схема).

Ребята мы с вами много поработали, а теперь пора и отдохнуть. Cейчас мы поиграем с вами в нашу любимую игру «Ходят капельки по кругу».

Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».

Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а дети –Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались.

Дети стоят (Воспитатель берет в руки сосуд с водой и рыбкой.)

Посмотрите, у меня есть сосуд с водой. Какая в нем вода? (чистая, прозрачная). А какие свойства воды вы еще запомнили? (вода-жидкость, не имеет собственной формы). Правильно, молодцы. А кого вы еще видите в этой воде? (рыбку). Правильно, она одна и ей очень скучно и одиноко. Давайте сделаем для нее разных друзей-рыбок и запустим их в нашу маленькую речку с чистой водой. Для этого у вас на столе приготовлены шаблоны нескольких рыбок- щуки, карася, окуня, цветной картон, фломастеры и карандаши.

(Дети сидят за столами.)

Ребята, а теперь давайте сядем за столы. Выберите себе шаблон той рыбки, который вам понравился больше всего. Обведите рыбку, вырежьте ее, но при работе с ножницами не забывайте, как с ними нужно обращаться: локти должны лежать на столе во время работы, не размахивайте руками. Когда вы вырежете рыбку дорисуйте ей детали и опустите ее в нашу приготовленную речку (приклеить).

Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды).

По ходу работы воспитатель индивидуально помогает ребенку, который нуждается в помощи.

В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Полина, какую ты рыбку выбрала? (ответ ребенка). А ты Егор? А как вы думаете, рыбкам нравится плавать в чистой воде? Да! Твоей Варя рыбке, нравится жить в чистой воде? А твоей….., а вашим рыбкам дети нравится жить в чистой воде? Тогда дорисуйте улыбки той рыбке, которой нравится жить в чистой воде.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте посмотрим сюда (обратить внимание на плакаты). Вода – одно из самых удивительных веществ на планете, без воды не может прожить ни одно живое существо. Вода нужна всем, поэтому к воде нужно относиться бережно. Запомните это и расскажите родителям. А сейчас, давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что вы хотели бы в следующий раз исследовать?

И на память о нашем занятии я дарю вам капельки.

На этом наше занятие окончено.

Олеся Иванова
«Волшебница - вода» - конспект занятия (старшая группа)

Волшебница – вода

Конспект занятия . Старшая группа

Цель : Обобщить и систематизировать знания детей о трёх физических состояниях воды. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи. Знакомить с нетрадиционными способами рисования. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа. Наблюдения на прогулке за природными явлениями. Экскурсия на водоём. Проведение опытов : «Пар – это вода » , «Лёд – твёрдая вода » , «Лёд легче воды» (Журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 2006, с. 27, № 6, 2006, с. 22); «Волшебный фонарь » , «Крекс! Пэкс! Фэкс!» Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет / А. Е. Кузнецова. - М.: ООО ИД РИПОЛ классик. Дом 21 век, 2006. с. 162

Чтение сказок, стихотворений, загадок из сборника Шорыгина Т. А. «Беседа о природных явлениях и объектах» Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96.

А. Некрасов «Могучий помощник» .- М.: изд. Малыш, 1982. Н. Мигунова «Детям о безопасности»

Рисование пальцами рук. Лепка : «Море» , «Морские обитатели» ? (www. karapuz. com). Аппликации по И. А. Лыковой «Ах, белый пароход» (www. karapuz. com)

Подвижные игры : с мячом «Кто больше назовёт съедобной жидкости» (чай, кофе, компот, молоко, кефир, борщ, суп, ситро, минеральная вода , кисель, сок, бульон, какао, морс, квас и др.); «Ручейки, река и море»

Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности «Как избежать неприятностей?» № 1 - на воде и в природе (www. burdina-kirov.@ mail.ru)

Материалы : компьютер (видеоряд и аудиозапись шум родника, моря, реки, капает кран, металлофон, капельки – медальки, музыкальный фрагмент, воспроизводящее музыку устройство, «волшебная бутылочка » , губки, гуашь – на каждого ребенка.

Ход занятия.

Ребята, отгадайте загадки (Аудиозапись шум родника, моря, реки, капает кран) . Если вы отгадали правильно, то на экране монитора появится картинка.

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает, на плите у нас кипит, паром чайника шипит.

Сегодня мы вспомним всё, что знаем о воде, одной из главных составляющих природы. Давайте устроим праздник волшебницы – воды . Почему волшебницы ? Да потому, что вода бывает разной .

Какой бывает вода ? (Ответы детей : грязной, чистой, вкусной, соленой, холодной, прозрачной и другие). Она может быстро – быстро бежать в ручейке, плескаться в реке, перекатываться волнами в море, становиться холодными льдинками или паром, умеет прятаться, путешествовать, превращаться и творить чудеса.

Скажите, где прячется вода ? (В продуктах питания, в растениях, животных и человеке) .

Почему вода умеет путешествовать? (Ответы детей. Потому что вода - жидкая . Она умеет течь, капать и литься, впитываться).

Какие чудеса может творить вода ? (растворять различные вещества, поэтому она может иметь цвет и вкус) .

Сейчас мы отправимся в путешествие вместе с водой в волшебную страну на необычном транспорте. Я буду мамой – тучкой, а вы моими детками. Если я тучка, то кто вы? (Капельки) . Посылаю вас, детки – капельки, на землю! Пролейтесь веселым дождиком, напоите землю, оживите деревья, цветы. Погуляйте, а затем возвращайтесь. Да смотрите, не балуйтесь, ведите себя хорошо, за воротник к прохожим не залезайте.

Игра – этюд «Капельки» .

Воспитатель. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало играть друг без друга. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (дети встают в колонну по двое) . Встретились ручейки и стали большой рекой. (Дети встают цепочкой) . Текла, текла река и попала в большое море. (Дети встают в круг) . А тут солнышко пригрело!

Игра – имитация «Солнышко»

Солнышко, солнышко, в небе свети.

Яркие лучики к нам протяни.

Руки мы вложим в ладошки твои.

Нас покружи, оторви от земли.

Солнышко греет, как жарко всем нам!

В пар превратились, летим к небесам.

Стали капельки легкими, превратились в пар и вернулись к маме – тучке. Где вы были, что делали, что с вами произошло? (Ответы детей) .

Пока мы беседовали, в волшебной стране закончилось лето, прошла осень и наступила зима. Если я мама – тучка, то вы кто? (Снежинки)

Игра – этюд «Снежинки»

Воспитатель. Я – снежное облако! Мягкое, белое, пушистое. А вы, снежинки, мои детки. Ой, как вас много! Летите на землю. (Дети присаживаются) Полетели снежинки на землю и стали танцевать. (Звучит музыка – по выбору воспитателя, дети выполняют движения : покачались вправо – влево, покружились. Вперед – назад, покружились). Но вот подул ветер, и все снежинки разлетелись кто куда, в разные стороны. Набегались снежинки, устали и упали на снежную поляну, образуя большой сугроб, и уснули.

Вставайте, мои детки, пора возвращаться в детский сад. Наше путешествие закончилось. Так почему воду называют волшебницей ? (Ответы детей) . Да, вода может быть разной . Давайте нарисуем её портреты. Подумайте, какой портрет вы бы хотели нарисовать? (ответы детей) . Но рисовать мы будем не кисточками и не карандашами. (Дети садятся за столы) .

Упражнение «Музыка дождя и грома» .

Набежала тучка и закапал дождь. Дети стучат пальцами по столу.

Засверкала гроза. Стучат ладошками.

Загремел дождь. Стучат кулачками.

Дождь стал стихать Постепенно ритм замедляется.

И совсем прекратился.

В процессе выполнения упражнения, воспитатель задаёт ритм, используя металлофон.

Наши пальцы стали ловкими. Можно приступать к рисованию. Можно рисовать вместе на большом листе бумаге, можно на маленьком. Тот, кто будет рисовать воду в жидком состоянии (река, ручей, море, возьмет в руки губку, обмакнёт её в краску и нанесёт на «волшебную бутылочку » так, чтобы веревка на бутылочке хорошо пропиталась. Получится причудливая волна. Тот, кто будет рисовать снежинки, возьмёт в руки лист бумаги, сожмёт её в кулаке, нанесёт на нее губкой краску и сделает оттиск смятой бумагой.

По окончании работы воспитатель дарит детям капельки – медальки.

Литература : 1. Белякова А. В. «Вода » . Журнал «Ребенок в детском саду» № 4, 2005, с. 792.

2. Силиванова Л. В. Занятия на тему «Знакомство со свойствами воды» . Журнал Дошкольная педагогика,2008, № 2.-с. 39

3. Нуждина Т. Д. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. Мир животных и растений. Ярославль : Академия развития, 1997. с. 160.

4. Костюченко М. «Экспериментируем!» Журнал"Дошкольное воспитание",2006, №8.- с. 27

5. Тобоева Е. Н. Учебно-методическое пособие к программе развития и воспитания детей дошкольного возраста «Росточек» Горно-Алтайск, 2006

6. Дьяченко В. Ю. Естествознание : тематическое планирование занятий . Волгоград : Учитель, 2007.-271 с.

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия «Вода-волшебница» Цель: совершенствование представлений детей об окружающей действительности посредством поисково-исследовательской деятельности. Обучающие.

Конспект занятия с элементами исследовательской деятельности «Волшебница вода» «Волшебница- вода» Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды. Закрепить представление детей, о том где находится в природе.

Конспект НОД в подготовительной группе «Вода-волшебница, вода-труженица» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Составила: Руденко Любовь Николаевна - воспитатель. МКДОУ.

Цель: формировать представление о том, что вода является жизненно важным явлением для жизни человек, животных и растений, а так же единственной.

Опытно-экспериментальная деятельность

в старшей группе МКДОУ «Заводской детский сад «Солнышко»

на тему «Волшебница - вода»

Цели и задачи:

ü закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, роса, туман);

ü развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворитель;

ü развивать навыки проведения опытов;

ü воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Предварительная работа :

v Беседы по темам: «Кому нужна вода?», «Как человек использует воду?».

v Составление альбома «Вода в природе и в жизни человека».

v Наблюдения в природе за осадками, сезонными явлениями.

v Заучивание стихов, потешек о воде, чтение художественной литературы, дидактическая игра «Для чего нужна вода».

Оборудование:

глобус, альбом «Вода в природе и в жизни человека»; иллюстрации; стекло; стаканы с водой; мелкие предметы; чашечки с мукой, сахаром, солью; ложки; кружочки синие, фиолетовые, голубые; проектор.

Ход занятия:

Приветствие:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с Вами вспомним о свойствах воды.

Вводная беседа

Воспитатель показывает глобус.

Что это? Что такое глобус? Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (вода) . Нет на свете ни одного живого организма, который может прожить без воды. Почему я так говорю? Кому нужна? (человеку, зверям, птицам, насекомым, деревьям).

Рассматриваем альбом «Вода в природе и в жизни человека».

А как человек использует воду? (таблица).

Ребята, а сколько жидкости мы употребляем в день? Давайте вместе посчитаем: чай, кофе утром, компот на обед, супы, овощи.

Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости».

Мячик передавай, съедобную жидкость называй. (Лимонад, квас, морс, минеральная вода, кисель, какао, компот, кока-кола, молочный суп, сок и т. д.)

Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Летом мы видим воду в виде чего? (дождь, град, роса, туман) . А зимой она превращается во что? (в снег, иней, лед, ледяные узоры).

Загадки:

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке. (Снежинки.)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода.)

Рассыпался горох на 70 дорог,

Никто его не подберет?

На царь, ни царица,

На красная девица. (Град.)

Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой.

А весной на весу

Превращается в росу. (Иней.)

И в него льется, и из него льется,

А сам по земле плетется. (Ручей.)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду

Покуда он идет. (Дождь.)

Пальчиковая игра «Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку (указательный и средний палец шагают по ногам)

Он бежит по переулку,

Барабанит по окошку.

Напугал большую кошку (изобразить пальцами ушки кошки над головой)

Вымыл зонтиком прохожих (изобразить руками над головой зонт)

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым дождик стал,

Дождик кончился, устал («стряхнуть» капельки воды с кончиков пальцев).

Проведение опытов

Что на глобусе обозначено белым цветом? (льды и снега). Это тоже вода?

Во что же может превращаться вода? (пар, туман, облака, тучи, дождь).

Найдите воду на картинках. Кто узнал её? (находят воду в видоизмененном состоянии).

Где вода встречается в природе? (море, озеро, ручей, родник, река, океан, лужа, болото).

Словесная игра «Вода какая…»

В море вода какая – морская,

В озере – озёрная,

В реке – речная,

В роднике – родниковая,

В болоте – болотная.

А вы знаете, что в морях и океанах вода соленая? Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли, они несут эту соль в море, где она и остается, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается пресной и свежей, так как реки постоянно пополняются новой водой из родников, ото дождей, а течение уносит соль в море.

А как реки знают, как им нужно течь в море? Проведем опыт.

Опыт: возьмем стекло, нальем на него немного воды. Что получилось? (лужа).

А теперь наклоним стекло. Речка потекла. А если сильно наклонить? (совсем быстро потекла). Вот так и в природе. Если река течет по равнине, то течет плавно и медленно, а горные реки текут быстро, течение у них бурное, берега скалистые, обрывистые, образуются водопады (показ слайдов).

А сейчас послушайте аудиозапись с шумом воды и определите, что это шумит (предлагаются звукозаписи ручья, реки, горной реки, водопада).

Подвижная игра «Ручеёк».

Вода – одна из самых удивительных веществ на нашей планете и сегодня мы с вами более подробно остановимся на ее свойствах (дети садятся за столы).

Опыт 1.

Посмотрите, в стакане обычная вода из-под крана. Я сквозь воду могу посмотреть на игрушки, на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое. Хорошо ли вам видны предметы, на которые вы смотрите? Вода немного искажает предметы, но их хорошо видно. Формулируем одно из свойств воды: ЧИСТАЯ И ПРОЗРАЧНАЯ.

Опыт 2.

А теперь воспользуемся другой посудой, стоящей на ваших столах. Обратите внимание на форму чашек, она разная: одни низкие широкие, другие – высокие и узкие, третьи – овальной формы. На ваших столах есть мелкие предметы, положите их в разные чашки. Они остались такими же? (ответы детей). Да, их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Перельем воду в графин. Вода та же самая, а вот форма у нее стала другой. Сделаем вывод, что в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. А если мы случайно пролили воду, то она растечется лужицей.

Опыт 3.

Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. У вас в чашечках есть мука, соль и сахар. Попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что же у нас получится. (Дети выполняют опыт.) Расскажите, что вы сделали и что же получилось? Вывод: соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной. Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной.

Что может делать вода? (капает, журчит, льется, течет, булькает, высыхает, замерзает, растекается, смывает…).

Игровое упражнение «Волны»

А теперь встанем в большой круг и образуем озеро. Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны), налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз) , подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась), стих ветер(водная гладь спокойная).

Часто бывает, что в реке или в озере находят пустые банки, мусор, бумагу. Как они там оказались? А вы делаете так?

Что же будет, если озера, реки и моря засорятся? (вода будет грязная, погибнут рыбы и водные обитатели) .

Кажется, что воды на земле много. Но сегодня на планете живет много людей и воды используется очень много. Мы должны ее беречь. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную воду. А как можно беречь воду? (Закрывать краны, не делать сильную струю, не засорять реки и озера.)

Правильно, ребята, вода всем очень нужна, она дает жизнь и здоровье. Не зря ее называют «матушка», «царица», «волшебница».

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели.

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.

Игра «Капля к капле – будет озеро».

Ребята, давайте из цветных кружочков – капелек составим озеро. Как вы думаете, где озеро глубже – в середине или около берега? Чем мельче, тем цвет озера светлее (голубой). Дальше – глубже (синий цвет), а самая середина – фиолетовая, там очень глубоко. (Дети выполняют задание.)

Подведение итогов.

Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, почему воду называют волшебницей?

Почему нельзя прожить без воды?

Была бы жизнь на планете Земля, если бы не было воды?

Список используемой литературы:

1. Соболева О.Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г.

2. Мирская Е. «Моя первая книжка наука», 1998 г.

Скачать материал можно в