Что делать, если не хочешь учиться? Не хочу учиться: что делать.

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • сложные отношения с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда - родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

Все знают о том, что учиться не так то и просто, как может показаться на первый взгляд. Каждый день ученику приходится собираться в школу, сидеть на занятиях, запоминать массу новой информации, записывать её, отвечать перед всем классом и писать контрольные. Но это ещё не самое сложное, так как кроме этого им приходится возвращаться домой, где опять продолжать своё обучение – читать параграфы, выполнять упражнения, полученные на дом, учить стихотворения и решать сложные задачи. Поэтому, что не говори, а обучение – это титанический труд, особенно для ребенка. Нет ничего удивительного в том, что при таком жестком режиме не все дети выдерживают, некоторые из них начинают прогуливать уроки, не выполнять домашние задания и т.п. Однако заставлять ребенка учиться – это не самый верный выход из ситуации. Подходить к учебному процессу нужно аккуратно, а главное- правильно!

Вообще, вопрос «Как заставить себя учиться», чаще задают именно студенты, так как за школьной партой контроля больше: и учителя следят за твоей успеваемостью, и родители «наседают» за плохие оценки, да и другие ученики не относятся к тебе уважительно, если ты постоянно находишься в «лузерах» по успеваемости. В лицеях, институтах и университетах, контроль уходит от ученика. Так как тебя считают уже взрослым человеком, который сам вправе решить, как ему учиться: хорошо или плохо. Однако такая свобода несколько опьяняет юношу или девушку и далеко не все умеют вовремя прийти в себя и задуматься над тем, что при такой разгульной жизни они могут скатиться вниз по лестнице жизни. И тогда студент задает себе сложный, но довольно интересный вопрос: «А как же заставить себя учиться??». Сегодня Вы узнаете ответ!

12 способов заставить себя учиться

Поставьте задачу правильно! В первую очередь, Вы (ученик) должны правильно поставить себе задачу или цель. Думайте не о том, как заставить себя учиться, а о том, как начать хорошо учиться , ведь Вы всё равно, по сути, учитесь и будете учиться дальше. Формулировка задачи очень важна, человек существо довольно странное и если Вы будете принуждать себя к чему-либо, то Ваше подсознание будет противиться этому, и будет мешать выполнять запланируемые задачи (учить уроки, слушать преподавателя и т.д.). Причем от такого непослушания будете получать гораздо больше удовольствия, чем от следования своей цели.

Если Вы сформулируете себе вопрос иным образом, например: «Как закончить этот год на отлично?» или «Как начать хорошо учиться в этом семестре?», то Вы не заметите, как начнете искать способы получить хорошую отметку в школе, то есть Ваше сознание начнет работать в содействии с подсознанием, ориентируясь на положительный результат.

Психологический аспект очень важен в обучающем процессе, поэтому старайтесь не заставлять себя учиться, а искать вескую причину, которая может изменить Ваше отношение к учебе в благоприятном направлении. Но об этом в следующем пункте.

Найдите мотивацию (причину) учиться хорошо. Как мы уже сказали, повод к обучению – лучший метод в обучении. Ваша задача заключается в том, чтобы найти стимул, который бы сработал именно в Вашем случае. Мотивации бывают разного характера, к примеру, на некоторых действует такая фраза: Если ты не начнешь учиться, то уже в следующем семестре тебя отчислят из учебного заведения! Хотя на другого человека этот призыв ну никак не подействует.

Для большинства хорошей мотивацией является перспектива, однако для одних работает долгосрочная перспектива: Если я закончу этот ВУЗ на отлично, то смогу устроиться на работу с высоким окладом и возможностью передвигаться вверх по карьерной лестнице. Для других перспектива должна быть более близкой и реальной: Если закончу последний семестр хорошо, то отец купит путевку в лагерь, куда я поеду с друзьями на всё лето!

Мы не знаем, что может заставить учиться именно Вас, однако мы точно знаем, что такая мотивация есть. Найдите её! Вообще мы бы сказали, что стимул учиться занимает одну из главенствующих ролей в учебе, если он найден и используется учеником, то он способен достичь неимоверных успехов.

Если Вы родитель и читаете эту статью в надежде того, что сможете понять, как заставить ребенка учиться, то мы бы посоветовали узнать о его отношениях в классе. Иногда мотивация учиться исчезает именно из-за конфликтов с другими детьми. Особенно часто это случается с подростками, которые редко когда хотят учиться в школе или другом учебном заведении.

Обустройте своё рабочее место. Казалось бы, как такой мелочный вопрос, как обустройство рабочего места ученика, может повлиять на обучение, но поверьте, оно способно кардинальным образом изменить скорость выполнения домашнего задания и его качество. Мы согласны, что лёжа на кровати с планшетом или ноутбуком – вполне приятно заниматься «домашкой», однако совершенно не эффективно. Так как в лежачем состоянии человек запоминает и понимает её намного хуже, а главное – медленнее. Связано это с физиологическими особенностями строения органов человека. Постарайтесь выделить себе в доме небольшое местечко, в котором Вы будете заниматься исключительно делами, связанными с обучением. Особенной чертой этого места должно быть то, что на нём не будет ни компьютера, ни ноутбука, ни планшета, ни мобильного телефона. Только необходимые тетради, книги и канцелярские принадлежности (ручка, карандаш, ластик и т.п.).

Компьютер или другая техника может сильно отвлекать от учебного процесса. Ведь у Вас открывается масса соблазнов: icq, skype, «ВКонтакте», интересные сайты, фильмы, музыка, игры и т.п. Поэтому к ней необходимо прибегать лишь в тех случаях, когда она конкретно требуется для выполнения той или иной задачи.

Те, кто привык, что на рабочем столе, всегда должен стоять компьютер и без него, стол кажется скучным и унылым, советуем организовать на столе всё таким образом, чтобы он выглядел красиво и интересно: купить новые яркие канцтовары, заменить скучную настольную лампу, на новую и оригинальную. Кроме того стол лучше разместить возле окна, чтобы не только дневной свет освещал рабочее место, но и вид из окна позволял отвлечься или наоборот сосредоточиться.

Если компьютер забирает у Вас массу свободного времени, однако Вы не можете противиться этому, то советуем подумать о том, что компьютерное излучение вредит здоровью человека: ухудшает зрение, возникают недуги, связанные с желудочно-кишечным трактом, а также появляются проблемы с нервной системой.

Измените стиль одежды. Конечно, одежда не может заставить начать учиться, однако её стиль может служить, как взмах стартового флажка для спортсмена. Объясним чуть подробнее: каждый из нас знает, как отличить хорошего ученика от плохого. Хороший студент всегда одет аккуратно и строго (особенно это касается парней), чего не скажешь о плохом студенте, его стиль всегда кардинально отличается от того, который бы следовало одевать в учебное заведение. Так вот, когда этот самый «не очень хороший» ученик приходит на занятие в строгом костюме, к нему резко меняется отношение, как среди учеников, так и среди преподавательского состава. И первая мысль, которая возникает у окружающих «Неужели Иванов (например) взялся наконец-то за ум и начал учиться?!». Да-да, при помощи обычной смены имиджа, можно добиться таких вот изменений в отношении к себе. Естественно, после того, как о тебе все так хорошо подумали, сложно будет опять превращаться в лодыря, который ходит на занятия «просиживать штаны».

Создавайте из обучения увлекательное занятие (метод ассоциативных карт) . Вы, наверное, замечали, что многие девчонки в Вашей группе, на лекциях ведут запись не сплошным текстом, а с использованием различных маркеров и цитат. Их записанные лекции зачастую представляют собой не просто несколько страниц рукописных фраз преподавателя, а целый шедевр искусства: важные фразы написаны другим цветом, правила выделены в различные прямоугольные таблицы. В тексте масса подчеркиваний и выделений маркером или другими чернилами. Даже небольшие зарисовки сделаны карандашом и под линейку. Вы думаете, что они просто ерундой занимаются?! Ошибаетесь, они превращают скучную лекцию в интересное занятие, занимаясь раскрашиванием и выделением основных моментов. Кроме того, дома им проще будет запомнить эту информацию, так как они запоминают термины не только по смыслу, но и визуально, что позволяет быстрее и лучше запомнить информацию.

Когда сложно запомнить какую- нибудь информацию, попытайтесь её понять не буквально, а через аналогии. Например: запомнить название «Бородинское сражение», можно при помощи аналогии его с «Бородинским хлебом»; запомнить инициалы Александра Сергеевича Пушкина, можно, как «Пушкин – ас (лучший специалист)». Примеры, возможно, не самые удачные, главное усвойте смысл и используйте его в своем обучении.

Чтобы обучение проходило ещё более интересно и комфортно, покупайте тетради с красивыми обложками, ведите удобные и яркие блокноты и используйте разноцветные стикреры для напоминания. Чаще меняйте ручки и выбирайте их не только по комфорту в письме, но и по красивому или необычному дизайну. Время от времени используйте ручки, чьи чернила пахнут, вкусный запах тоже будет поднимать Вам настроение, а при открытии тетради Вы будете не только вспоминать о своих обязанностях, но и о каких-нибудь вкусных фруктах или жвачках.

Поощряйте себя за успехи. Заставить учиться подростка или взрослого юношу (девушку) сложно, однако это вполне возможно. Используйте для этого методы поощрения, например: Вы сегодня отучились и не получили ни одной плохой отметки – похвалите себя и разрешите себе сегодня часок-другой прогуляться. А если ещё и получили хорошую отметку по важному предмету, то здесь ещё можно поощрить себя чем-нибудь вкусненьким (чипсами, шоколадкой или пиццей). Сдали экзамен или контрольную работу – здесь полагается приз побольше: сходите с друзьями в клуб, кафе или на дискотеку. Помните, что поощрение должно быть только в том, случае, если Вы действительно того заслужили. Если провинились, то ни о каком призе или отдыхе и речи быть не может. Вы должны осознать, всю сладость победы и горечь поражения.

Оценивайте себя за успехи трезво и честно, иногда натянутая четверка заслуживает похвалы больше, чем твердая пятерка. Кроме оценок, себя можно поощрять за выученные билеты, выполненное домашнее задание, поход в библиотеку, активную работу на уроке и т.п. То есть результаты могут выражаться совершенно по-разному. Не стоит зацикливаться на оценках. Правильнее будет зацикливаться на полученных знаниях. Ведь как мы знаем, оценки, которые ставят нам преподаватели, не всегда объективны.

Первый шаг сделать трудно! Самым сложным моментом в обучении является первый шаг, начало процесса. Признайтесь себе, как часто бывало так, что Вы оттягивали домашнее задание до последних часов своего бодрствования?! Наверное, частенько – ведь всегда находятся дела, которые кажутся важнее домашней работы. Согласитесь, что начать делать домашнее задание всегда сложнее, чем его закончить. Ведь так?!

Главной причиной сложного старта является банальная лень. Домашняя работа может оказаться делом на 15 минут, но за неё ведь нужно сесть, начать думать, а ведь как этого не хочется делать. Чем быстрее Вы поборите в себе лень, тем быстрее начнете хорошо учиться.

Учитесь хорошо с первого семестра! Если Вы решили закончить этот год с хорошими отметками и показать себя в лучшем свете перед учителями, родителями и друзьями, то начинайте хорошо учиться именно с первого семестра. Не откладывайте дела на потом. В начале года (после каникул), все задания будут накапливаться постепенно, а это шанс их решать быстро и правильно. Если Вы будете тянуть, то ближе к концу этого года или семестра получите неприятную ситуацию, время до окончания останется мало, а дел и заданий будет много. И Вы уже будете думать не о хороших отметках, а о том, чтобы вообще успеть сдать предмет до сессии. Учитесь распределять учебную нагрузку равномерно и тогда всё у Вас обязательно получиться!

Работайте больше в классе, чтобы меньше оставалось на дом. Хитрый способ для тех, кто умеет ценить свое время. Очень часто бывает так, что преподаватель успевает закончить урок раньше звонка и чтобы не нагружать Вас лишней информацией, предлагает заняться своими делами. Это время мы Вам не советуем тратить впустую, Вы всё равно находитесь в школе, за партой и не можете громко общаться с друзьями, так используйте это время с толком: начните выполнять домашнее задание. Пусть не по этому предмету, а по другому, пусть даже не на завтрашний день. Не важно! Главное, что Вы сэкономите себе время дома, а значит, лишние 10-20 минут сможете погулять с друзьями на свежем воздухе.

Устраивайте конкурсы и марафоны. Попробуйте договориться с родителями на своеобразный конкурс, в котором они будут выступать спонсорами призов. К примеру: если Вы за следующие две недели будете получать по алгебре одни только хорошие отметки, то они Вам, по истечению этих двух недель, покупают новый мобильный телефон (к примеру). Время и подарок может изменяться в зависимости от Ваших успехов в учебе ранее, а также от благосостояния семьи. Если Вы ставите условия на год или семестр, то учитывайте два фактора, во-первых, за полгода или год, семейный бюджет может измениться (и не всегда в лучшую сторону), поэтому постарайтесь получить от родителей гарантии той или иной покупки. Во-вторых, учитывайте, что мотивировать себя покупкой того же велосипеда в течение всего года – очень и очень сложно. Рано или поздно Вы можете не удержать поднятой планки.

Правильно распоряжайтесь своим временем. Старайтесь учиться и по составленному режиму. К примеру, сразу после занятий не приходить и садиться за компьютер, а приходить, и садится за кухонный стол, кушать, потом идти делать уроки, а вечером выходить гулять или идти в клуб. Таким образом, Вы всегда будете знать, что в это время Вам нужно делать уроки, а не отдыхать. Не бойтесь экспериментировать со своим режимом, так как некоторых не заставишь учиться сразу после уроков, им сначала требуется отдых, а к урокам они приступают на следующий день рано утром, но этот режим довольно рискованный, так как всегда есть шанс проспать.

Развивайте в себе силу воли. Порой случается так, что никакой конкурс и никакая мотивация ни способна заставить начать учиться студента. В таких случаях есть лишь один совет: «Стисните зубы, соберите всю силу воли в кулак и во что бы то ни стало, начните учиться! Не потому, что так хочется, а потому что так НАДО!». Таким образом, Вы будете развивать у себя силу воли, которая в будущем ещё не раз пригодится. Удачи!

«Здравствуйте! В старших классах школы я все время думала, куда пойти учиться дальше. При должной подготовке я могла бы поступить практически на любую специальность. Но, съездив в гости к брату, который в то время учился на третьем курсе технического института в Москве, я твердо решила, что поступлю туда же. Потому что мне понравился институт, место, где он расположен, ну и то, что там учится мой брат, который в то время был для меня большим авторитетом.

И я поступила. Правда, со второго раза. На первом курсе было еще более-менее интересно учиться, потому что предметы были в основном общие, почти как в школе, только более углубленные в технику. Но уже на втором курсе я поняла, что я не хочу учиться. Все это абсолютно не мое. Мне было до такой степени неинтересно, что я не могла заставить себя пойти на пары. Я вставала, собиралась, но, представив, что опять целый день придется заниматься ненавистными предметами, раздевалась и оставалась в общежитии.

Сейчас я на третьем курсе. Две прошедшие сессии я сдала с большим трудом, исключительно благодаря доброте преподавателей. Теперь остается всего полтора месяца до очередной сессии, а у меня все то же самое: огромное количество прогулов, несданных контрольных и лабораторных работ. И опять будет стоять вопрос о моем отчислении.

Почему я не переведусь на другую специальность или не поступлю в другой вуз? Все дело в родителях: мне их жалко. Я видела, как они переживали все то время, что я была в 11 классе, а потом как расстраивались, когда я не поступила. И целый год после школы, когда я училась на подготовительном отделении. И вот теперь, когда у всех дети на каникулы приезжают с пятерками, а я с хвостами. Если я сейчас брошу учебу, то даже боюсь представить, насколько плохо я им сделаю...

Кроме того, я ведь не работаю, живу на деньги, которые они присылают мне. Я не смогу перепоступить и со спокойной совестью еще 5 лет тратить их деньги. Они живут в провинции, в глущи, и получают по столичным меркам очень мало. Но при этом считают, что их священный долг - дать мне высшее образование.

Но хуже всего то, что я не знаю, какая профессия была бы мне действительно интересна. Даже если я поступлю на другую специальность, где гарантия, что через год меня не будет от нее воротить так же, как сейчас?

Помогите, что мне делать? Постараться сдать эту сессию и продержаться еще 2,5 года? Тогда как побороть отвращение? А если все-таки найти то, что будет интересно, то опять же как?

Наверное, вам моя проблема покажется глупой и преувеличенной, но это постоянно отравляет мою жизнь. Оксана Шабета».

Что делать, если не хочу учиться

Вы оказались в непростой ситуации. Дело не в том, что вы не хотите учиться. Просто вы поняли, что выбранная вами специальность абсолютно не интересна вам. Вы испытываете скуку и отвращение к предметам, которые вам приходится изучать. Вы делаете усилия над собой, чтобы продолжать учиться, но внутренней мотивации у вас нет. Вы не хотите учиться, но не можете бросить учебу из-за чувства вины перед родителями, вы не хотите их огорчить. Вы знаете, что для ваших родителей очень важно дать вам высшее образование, они считают, что это их священный долг.

И хотя для них это не легко, ваши родители присылают вам деньги, чтобы вы могли продолжать учиться.

Слово «долг» стало ключевым в отношениях между вами и вашими родителями. Они исполняют свой родительский долг перед вами, а вы, в свою очередь, чувствуете себя обязанной выполнить долг благодарной дочери, оправдать ожидания и усилия родителей. Я предполагаю, что за стремлением ваших родителей дать вам высшее образование стоит желание видеть вас счастливой и самостоятельной. Родители предложили вам тот путь к счастью и успеху, который видят они. Но есть и другие пути. И поскольку речь идет о вашей жизни и вашем счастье, только вы сами можете понять, что для вас будет лучше. И сделать свой выбор.
Елена Порываева, психолог

Ваши дети всегда с удовольствием идут в школу? Или порой вам все-таки приходится их заставлять? Нежелание ребенка идти в школу может быть вызвано разными причинами и выражаться в различных формах. Как распознать, что школьник испытывает трудности, связанные с обучением, и как помочь ему справиться с этими трудностями? Об этом поговорим сегодня.

Основные причины и формы отказа от учебы

Нежелание учиться и посещать школьные занятия может выражаться в различных формах. Конечно, ребенок может напрямую заявить родителям, что не хочет этого, но, как правило, так поступают только ученики младших классов, да и то не часто. Чаще всего нежелание учиться можно распознать по следующим признакам:

  1. Ребенок часто болеет. Здесь важно не спутать реакцию протеста со слабым здоровьем. О том, что ученик просто не желает посещать школу, будут свидетельствовать частые болезни (например, болит голова, живот, ребенок постоянно простужается), которые не были характерны для него ранее; усиление симптоматики в учебные дни и улучшение состояния в свободное от учебы время. Важно учесть, что ребенок не притворяется и не придумывает себе болезни – это своеобразная реакция его психики и организма на нежеланную ситуацию.
  2. Ребенок стал замкнутым, подавленным и необщительным или агрессивным и вспыльчивым. Делая то, что ему делать совсем не хочется, ученик будет выдавать эмоциональные реакции, которые ранее были ему несвойственны (например, гнев или замкнутость). Он может винить родителей в том, что его заставляют ходить в школу, и на этом фоне начать общаться с ними неподобающим образом (ругаться, грубить и т.д.) или перестать общаться вовсе (отделываться односложными ответами, никогда не заводить разговор первым и пр.). Также на подобное поведение могут жаловаться учителя.
  3. Ребенок прогуливает занятия. Школьник придумывает различные причины, чтобы не ходить в школу, лжет родителям и учителям, систематически не посещает занятия. Как правило, о частых прогулах родителям сообщают педагоги.

Вот основные причины, по которым ребенок может избегать учебу:

  • Проблемы с учителем
  • Проблемы с одноклассниками
  • Проблемы в обучении
  • Скука и отсутствие интереса
  • Непонимание необходимости учиться
  • Неготовность обучаться в школе
  • Страхи

Проблемы с учителем

Не секрет, что школьные учителя часто выбирают себе наиболее и наименее любимых учеников. Эта «нелюбовь» педагога к ребенку, предъявление неадекватных требований или чрезмерная критика могут обуславливать нежелание школьника ходить на занятия к такому учителю.

Как распознать

Ребенок становится замкнутым и избегает вопросов о занятиях с данным учителем, прямо отказываться ходить на уроки с ним, ругает педагога и нелестно отзывается о нем. Уловить наличие конфликта можно и в прямом контакте ребенка и учителя, наблюдать который можно после занятий, когда Вы забираете ребенка, или на общем родительском собрании.

Что делать

В данном случае необходимо:

  1. Выяснить причину конфликта, поговорив и с ребенком, и с педагогом.
  2. Обсудить со школьником этот конфликт. Важно показать ему, что учитель – это авторитетная фигура, к мнению которой следует прислушаться.
  3. Поговорить с педагогом. Попросить его более лояльно относиться к ребенку, не выказывать излишней критики или использовать более мягкий стиль преподавания (в зависимости от причины конфликта).
  4. Найти компромисс. Важно, чтобы все стороны осознали наличие проблемы и хотели разрешить ее. Если Вы видите, что дело в учителе, который не желает идти навстречу, то лучше всего сменить класс. Если же педагог готов идти на компромисс, то важно донести до ребенка, что ему не желают зла, и при соответствующем поведении с его стороны исчезнет ситуация конфликта.

Проблемы с одноклассниками

Очень часто дети не желают посещать школу именно потому, что не могут найти общий язык с одноклассниками, становятся в классе «изгоями» или имеют конфликты с кем-то из старшеклассников.

Как распознать

Ребенок с такими проблемами будет использовать все способы, чтобы не ходить в школу (лгать, прогуливать, плакать, когда его заставляют, и т.д.), может стать более замкнутым, неохотно отвечать на любые вопросы о школе, избегать упоминаний об одноклассниках/старшеклассниках, часто болеть. При этом друзей в школе у школьника нет совсем или очень мало.

Что делать

Здесь важно выяснить причину конфликтов и напрямую обговорить это с ребенком. В данной ситуации предпринять можно следующее:

  1. Объяснить ребенку, что в происходящем нет ничего обидного/страшного. Это поможет в том случае, если ученик чувствует себя не таким как другие (например, выше/ниже всех ростом); если его дразнят ребята; если просто не складываются отношения с некоторыми одноклассниками. Можно вспомнить и рассказать о похожей ситуации в ваши школьные годы и о том, как с ней справились; объяснить, что невозможно общаться со всеми одинаково хорошо, и это совершенно естественно.
  2. Показать ребенку, как можно постоять за себя. Научить его обороняться, не давать себя в обиду и уметь игнорировать провокации.
  3. Помочь школьнику поверить в свои силы. Совместно с ребенком найдите область, в которой он сможет проявить себя с наилучшей стороны и показать всем, на что он способен. Это поможет поднять самооценку и вызвать уважение у других ребят.

Проблемы в обучении


Школьные неудачи, непонимание учебного материала, отставание по каким-то предметам от своих сверстников – еще одна распространенная причина нежелания ходить в школу.

Как распознать

Об этом родителям скажут плохие отметки, индивидуальная беседа с учителем, совместное с ребенком выполнение домашних заданий (поможет выявить пробелы). Ученики младших классов могут прямо заявлять, что не желают больше ходить в школу, потому что, например, «все умею читать, а я нет».

Что делать

Решить эту проблему помогут:

  1. Дополнительные занятия с учителем или репетитором
  2. Помощь ребенку в выполнение заданий, разъяснение материала
  3. Перевод в другой класс (в крайних случаях, когда ребенок сильно отстает по программе, и нет возможности быстро это подтянуть)

Скука и отсутствие интереса

Иногда причиной нежелания учиться может стать совсем другая ситуация – ребенок уже хорошо освоил все, что ему сейчас преподают, и не испытывает интереса. Это характерная ситуация для одаренных детей, намного опережающих в развитии своих сверстников.

Как распознать

На занятиях ученик скучает и занимается посторонними делами, поэтому может получать плохие отметки и замечания за поведение. При этом весь материал дается ему легко – это видно, если попробовать совместно с ним решить какую-то задачу или попросить что-то объяснить.

Что делать

В таком случае можно:

  1. Объяснить школьнику, что не все дети такие же одаренные как он. Поэтому нужно терпеливо к этому относиться и помогать отстающим при необходимости (роль учителя/помощника может увлечь ребенка и сформировать интерес к школе).
  2. Попросить педагога давать ученику более сложные задания. Например, в то время как весь класс решает какую-то стандартную задачу по алгебре, учитель дает Вашему ребенку задачу на порядок сложнее (олимпиадную, из программы старшего класса и т.д.). Этот же способ могут использовать и родители дома.
  3. Перевести в другой класс. Если ребенок успешно освоил программу своего класса, то совершенно очевидно, что его можно перевести далее. Поговорите об этом с учителями, директором школы.

Непонимание необходимости учиться

Ребенок, не видящий смысла в ежедневном посещении занятий, будет стремиться всеми силами этого избежать.


Как распознать

Школьник прогуливает занятия, напрямую отказывается ходить в школу и выполнять домашние задания, говорит о том, что «все это бессмысленно», «никому не нужно», «я бы лучше сразу пошел работать» и т.д. При этом страдают также отметки и поведение на уроках, могут возникать конфликты с учителями.

Что делать

В этом случае очень важно объяснить ребенку, что школа нужна ему. Например, без нее не поступить в университет, не найти интересную или высокооплачиваемую работу и т.д. Младшим школьникам можно говорить о том, что здесь с ним будут заниматься, давать знания и говорить интересные вещи, учить полезным для жизни вещам и т.д.

Неготовность обучаться в школе

Эта проблема часто возникает у первоклассников, которых слишком рано отдали в школу. Они еще не готовы к данной ситуации психологически, поэтому не испытывают ни малейшего желания посещать незнакомое и неинтересное для них место.

Как распознать

Малыш отказываться подчиняться школьным требованиям, плохо ведет себя, играет на уроках, быстро утомляется, не может усидеть на месте, напрямую отказывается ходить в школу и просится обратно в детский сад.

Что делать

Лучше всего в данной ситуации проконсультироваться с психологом. Если он выявит, что ребенок по разным критериям (психологическая, интеллектуальная, эмоциональная готовность и т.д.) не готов учиться, то стоит переждать еще год. Если же в результате обследования это не выясняется, то, скорее всего, у ребенка просто нет мотивации и работать нужно именно с этим.

Страх нового и неизвестного

Характерен для первоклассников, которые попали в абсолютно новую для них ситуацию и не совсем понимают, как себя вести в ней.

Как распознать

Ребенок просит не оставлять его в школе одного, плачет, откровенно говорит о том, что боится, в школе очень замкнут, ни с кем не общается, «забит».

Что делать

В данном случае следует:

  1. Объяснить ребенку смысл обучения
  2. Показать привлекательные стороны посещения школы (например, узнаешь много интересного, найдешь новых друзей и пр.)
  3. Рассказать, сколько времени ребенок проведет в школе, когда именно вы его заберете
  4. Уходить открыто, с улыбкой и без долгих прощаний на пороге школы
  5. Поговорить с учителем, попросить помочь малышу на первых парах (ориентироваться в здании школы, привыкнуть к новой ситуации и др.)

Трансформируем отказ в желание!

Если ваш ребенок не хочет ходить в школу, то это не означает, что он ленивый или плохо воспитан. Скорее всего, это легко объясняется одной из вышеперечисленных причин. И с этим можно справиться, если родители проявят максимум заинтересованности, внимания, понимания и заботы.

Вообщем я учусь в 10 классе, ну как учусь, сижу вообщем там. Ничего не знаю, учусь на 2-3. Вызывали к директору,там "психолог" пытался мне навязать разные цели в жизни, интересовались чем я занимаюсь когда прихожу со школы и что бы я делал если бы школы не было. Я отвечал что не знаю, потому что я действительно не знаю. Ничего в этом мире не интересно, не хочу учиться работать и вообще как то напрягаться. Ну и зачем мне жить? Вообще то мне интересно играть в доту, и всё. Учёбу я запустил так что не знаю что такое косинусы, причастия, дискриминанты. Я мог пойти в колледж после 9, но сбежал от трудностей, там я не мог бы продолжать ничего не делать, да ещё и 4 года вместо 2 тут. Мама говорит что я пустой, что со мной нельзя поговорить, говорит что я растение или даже хуже. Говорит что я наказание.Так и есть. Ещё у неё есть друг, у которого умер сын в 19, умный успешный, и она говорит жаль что такие люди уходят, а такие как я живут. Действительно жаль. Все говорят поставить цель, добиваться её. Но мне лень, мне не интересно и не хочется. Это всё началось год назад, перед ГИА, но я его к своему удивлению сдал, так как были ответы. Была любовь в том году, но потом будто темнота заполонила меня, и мне стало на всё безразлично. Впрочем я всегда не считал любовь нужным чувством. Мама грозиться забрать компьютер, думает что я начну сразу учиться лучше. Но нет, забрав компьютер она лишь заберёт последнее что мне интересно в жизни. Меня это не пугает. Мне без разницы.
Поддержите сайт:

Отклики:

Здравствуйте! У вас переходный возраст сейчас, у меня тоже тогда были такие мысли... Вы становитесь взрослым человеком, вас пугает будущее. Вы были беспечным ребенком, приходилось действительно мало напрягаться. Но ведь и в работе, и во взрослой жизни можно найти много плюсов, много поводов для радости! Попробуйте хотя бы начать пытаться определяться, что вам интересно, что вам нужно в этой жизни. Вы сейчас такой инертный человек, плавно катящийся на дно... Разве вы сами себя в таком состоянии уважаете? Не надо думать, что суицид - это героический поступок. Это шаг в проспасть! Думаете, после смерти вас ждет небытие? Как бы не так! А если вас ожидает ад? Подумайте об этом...

Доту стоит бросить, потому что любая зависимость затягивает в болото. Я знаю одного человека, который так же как и вы пропускает всю жизнь из-за того, что страстно привязан к компьютеру и доте. Это ведь все серьезные зависимости... Дота, другие комп.игры, хроническая лень... Это все затягивает, из всего этого нужно срочно выбираться! Определяться с целями в жизни и следовать этим целям. Для начала хотя бы попробуйте начать уважать себя, совершаете добрые поступки, за которые вы будете собой гордиться. И все у вас будет хорошо.

Помните, что ваша душа бесценна! Боритесь ради нее! Даже если это борьба с самим собой. После победы вас будет ждать награда от жизни!

д, возраст: 19 / 22.11.2015

Не надо думать, что суицид - это героический поступок. Это шаг в проспасть!
-Да, я не думаю, но что мне ещё делать? Такой поступок могут совершить только трусы типо меня.

Доту стоит бросить, потому что любая зависимость затягивает в болото.
-Я не зависим. Но мне больше ничего не интересно. Если я не буду играть то у меня не будет стимула "проживи этот день и поиграешь"

Пустота, возраст: [email protected] / 22.11.2015

Здравствуйте! Парень, неужели вам нравится такой образ жизни. Вы так молоды, здоровы, лучшие годы проходят мимо, а вы даже не замечаете!!! А ведь настанет момент, когда произойдёт переоценка ценностей, вы поймете, что надо было ЖИТЬ, но потеряное время будет не вернуть...Подумайте о своём будущем, каким вы его видите? Просто лежать на диване и всё? А как же жена, дети, неужели вы не хотите продолжить свой род, фамилию? А если хотите, значит необходимо образование, достойная работа, чтоб иметь возможность обеспечивать свою семью. Так же подумайте о ролителях, это сейчас, пока вы ребенок, они работают, содержат вас, но настанет момент, когда вы поменяетесь местами, уже они будут нуждаться в вашей заботе, поддержке, обеспечении. Беседы с психологом не прекращайте, вместе разбирайтесь в проблемах, трудностях, расставьте приоритеты, разложите по полочкам свои мысли, задайте интересующие вопросы. И помните, вы индивидуальность, личность, сын, будущий мужчина, отец, защитник, а никакое не растение.

Ирина, возраст: 27 / 22.11.2015

Здравствуйте! Парень, неужели вам нравится такой образ жизни. Вы так молоды, здоровы, лучшие годы проходят мимо, а вы даже не замечаете!!! А ведь настанет момент, когда произойдёт переоценка ценностей, вы поймете, что надо было ЖИТЬ, но потеряное время будет не вернуть...Подумайте о своём будущем, каким вы его видите? как же жена, дети, неужели вы не хотите продолжить свой род, фамилию? А если хотите, значит необходимо образование, достойная работа, чтоб иметь возможность обеспечивать свою семью. Так же подумайте о ролителях, это сейчас, пока вы ребенок, они работают, содержат вас, но настанет момент, когда вы поменяетесь местами, уже они будут нуждаться в вашей заботе, поддержке, обеспечении. Беседы с психологом не прекращайте, вместе разбирайтесь в проблемах, трудностях, расставьте приоритеты, разложите по полочкам свои мысли, задайте интересующие вопросы. И помните, вы индивидуальность, личность, сын, будущий мужчина, отец, защитник, а никакое не растение.

Пустота, возраст: 16 / 22.11.2015

Привет! Есть вещи, которые засасывают. Отнимают жизнь. И оставляют внутри пустоту. И тут дело не в возрасте. Читала про людей, одержимых игрой. Это были взрослые люди, мужчины, женщины, которые жили в игре. Все, что происходило вне ее, их не интересовало. И так проходили годы. Одну женщину-игроманку спросили: а как вы с детьми то обходитесь, у вас же их двое, детсадовского возраста? Она уходила в игру на 8-10 часов. Она говорит: да просто. Поставлю им на край стола молоко и хлопья кукурузные. Они подходят через 2-3 часа говорят: мама, мы кушать хотим. А она: вот там возьмите.
А теперь представь на минуту, что чувствовали эти дети? Мама, вроде бы, здесь. Тело ее здесь. А душа где-то далеко-далеко, с другими людьми... Были ли они счастливы? Как думаешь?
Представь, что твоя мама жила бы так. Не думаю, что ты дотянул бы до 10 класса в таком случае.
дело же не в том, нравится учиться, или нет. Может и не быть склонности к науке, не страшно. Важно, как мы ведем себя по отношению к тем, кто нас любит. Маме помощь нужна, наверно. А ты - взрослый парень. Надо помогать. Видеть, что другой человек чувствует. Видеть его отчаянье, бессилие. Ты мужчина, вот и старайся себя вести по-мужски. Игрушечки - это все хорошо, конечно. Но надо оставаться достойным человеком. Помогать. Не быть таким иждивенцем, который и не работает, и не учится, а только играет.
Жизнь в 1000 раз интереснее игры. И никто не должен нас убеждать заинтересоваться чем-то. Игра - это обман, иллюзия. Не настоящая жизнь.
Если можешь - ограничивай себя. Закончишь школу - можно пойти хоть на курсы какие-то и зарабатывать на жизнь, помогать маме. Думаю, что она этого достойна.
Сейчас даже взрослые мужчины, отцы семейств бывают увлечены игрой. Ну и что хорошего-то? Жизнь мимо проходит. Интересна игра, риск - можно и в секцию спортивную записаться, например. Все лучше, чем просто вот так просиживать.

Оля, возраст: 42 / 23.11.2015

Тревога растущая изо дня в день перед надвигающимися ГИА; любовь,как душевная мука,еще какие-то проблемы того времени,о которых ты не написал,незаметно истощили твои ресурсы и привели к депрессии. Не переживай,все постепенно наладится,ты со временем восстановишься,но теперь понимаешь где начинается точка отсчета непосильных психических нагрузок для тебя.Память сейчас слабая,из-за чего усвоение материала идет хуже,но ты можешь улучшить усвоение,если отнесешься к синусам-косинусам с интерессом и потратишь ограниченный депрессией лимит мышления не на к.игры а на уч.материал.Советую,вот так сесть и неспеша,вникая,с заинтересованностью,с самого начала перечитать учебник.Письмо твое грамотно и последовательно составленно,значит ты парень умный,справишься. На маму не обижайся,она о твоем состояние не знает,обьясни ей все и то,что это временные трудности.На самом деле в коледже и учиться и здавать экзамены легче,и профессия преобретается,и к душевному равновессию ты пришел бы быстрей.Желаю тебе найти любимое,не напрягающее нервы дело,признание близкими,дружбу и любовь!

Лариса, возраст: 51 / 23.11.2015


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела