Что должен уметь ребенок 10 месяцев мальчик. Развитие ребенка в десять месяцев: что должен уметь

В 10 месяцев развитие малыша выходит на новый уровень, теперь он уже не так быстро набирает вес и его физическое развитие несколько замедляется, зато начинают формироваться первые отношения с окружающим миром и близкими людьми и становятся заметны индивидуальные личностные особенности ребенка. Мнения педиатров и психологов о том, что должен уметь ребенок в 10 месяцев, сильно отличаются друг от друга, если раньше отечественные врачи обращали больше внимания на физическое развитие ребенка, то современные зарубежные ученые советуют концентрироваться на умственном развитии малыша. По мнению опытных родителей, истина – где-то посередине, развитие ребенка должно быть гармоничным, и физическое, и умственное.

Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

С 9 до 10 месяцев ребенок прибавляет 300-400 гр и вырастает еще на 1-2 см, обычно его вес в этом возрасте составляет 9 -10 кг, а рост – 70-75 см.

К 10 месяцу многие малыши, которые до этого были трогательно пухлыми, начинают худеть, а их прибавка в весе может быть минимальной – 100-200 гр , такие изменения объясняются повышенной подвижностью ребенка, если раньше он большую часть дня лежал, то теперь активно двигается и понемногу теряет в весе. В этом возрасте у детей от 2 до 8-10 зубов, некоторые груднички уже переходят на «взрослый» режим и теперь спят только один раз в сутки, все остальное время, предпочитая исследовать окружающий мир.

Физическое развитие малыша на 10-м месяце немного замедляется, дети предпочитают совершенствовать свои навыки, а вот новые демонстрируют редко. Так ребенок к концу 10-го месяца должен уметь самостоятельно садится, вставать и ходить, держась за опору, легко переворачиваться ос спины на живот и немного ползать. Даже если малыш не хочет ползать по полу самостоятельно, он должен уметь подтягивать свое тело на руках и передвигаться в нужном ему направлении.

10 месяц – отличное время для начала обучения ходьбе , если вы еще не сделали этого раньше, сейчас уже можно, и нужно, учить ребенка ходить, поддерживая его подмышки.

Большинство детей просто обожают эту игру, и их родители вынуждены целыми днями ходить по дому или улице, согнувшись и поддерживая маленького бегуна. Другое дело, если ребенок не проявляет интереса к таким занятиям и не хочет ходить, даже если вы держите его подмышками, в такой ситуации нужно обязательно выяснить в чем дело. Возможно, у малыша слишком слабые мышцы и ему больше времени нужно проводить вне кроватки и манежа, чтобы иметь возможность натренировать мышцы ног и спины к тому моменту, когда он пойдет.

В этом возрасте дети совершенствуют свои навыки владения телом и руками, они уже не так неуклюжи, могут уверенно протянуть руку и схватить висящую в воздухе игрушку, любят перебирать различные предметы и продолжают «обыскивать» дом, предпочитая найденные вещи любым игрушкам. Психологи советуют не ограничивать поисковый азарт ребенка, а дать ему возможность регулярно совершать новые «открытия». Для этого можно положить на нижние полки шкафа красивые картонные коробочки, цветные полотенчики или яркие книжки.

Нервно-психическое развитие ребенка

В 10 месяцев малыш не только с удовольствием демонстрирует окружающим новые навыки, особенно подражая поведению взрослых, в этом возрасте он еще и учится отстаивать свою независимость и права, иногда приводя родителей своим поведением в ужас.

10 месячный ребенок уже знает названия большинства предметов обихода, может показать ручкой, где мама, папа, бабушка или любимый зайчик, а также с удовольствие рассматривает картинки и узнает на них животных, игрушки, машинки и т.д. Большинство детей радуют взрослых первыми «словами» и звукосочетаниями, которыми они обозначают разные вещи: «ма», «па», «би-би», «ав-ав» и так далее.

С таким малышом уже можно и нужно беседовать, стараясь не просто, как раньше, проговаривать названия различных предметов и обозначая свои действия. Теперь, с ребенком нужно строить полноценный диалог, стараясь получать от него ответы и давая ему возможность сделать выбор, например: «какую ты хочешь надеть кофточку, красную или желтую», «кого мы возьмем на прогулку: грузовик или машинку» и т.д.

В этом возрасте дети могут не только выполнить простейшие просьбы взрослых, но и, подражая им, делают много разных, вполне осмысленных действий: они качают куклу, пьют и едят из посуды, играют на пианино, хлопают в ладоши, машут ручкой в знак приветствия или ставят кубики друг на друга, выстраивая пирамидку.

Еще одно, новое, умение десятимесячных – это попытки манипулировать двумя предметами, они пытаются палочкой подвинуть себе игрушку, ложкой несут ко рту еду, а также с удовольствием подбирают с пола и со стола мельчайшие предметы.

Малыш уже спокойнее относится к кратковременным исчезновениям мамы с его поля зрения, но, по-прежнему, старается не оставаться один и не очень доверяет незнакомым людям.

В 10 месяцев ребенок обычно уже умеет:

  • Самостоятельно садится, сидеть без поддержки и сидя, играть с игрушками;
  • Ползать или передвигаться вперед, опираясь на руки;
  • Вставать, держась за опору;
  • Ходить, когда его держат подмышками;
  • Подражать жестам и звукам, которые издают взрослые и другие дети – он уже может «общаться» жестами и звуками с окружающими;
  • Выполнять простейшие игровые действия – качает куклу, пьет из чашки, катает мяч, нанизывает кольца на пирамидку;
  • Умеет слезать и залезать на диван, кровать и другие невысокие предметы;
  • Выполняет просьбы окружающих: «дай ручку», «покажи, где глазки», «поиграй в ладушки» и т.д;
  • Узнает по картинкам и знает названия животных, предметов обихода и т.д;
  • Умеет собирать пирамидку, строить башенку из кубиков, вкладывать мелкие детали в крупные;
  • Двумя руками хватает игрушки и может их выбросить из кроватки или манежа;
  • Понимает обращенную к нему речь, смеется, когда слышит смех взрослых;
  • Откликается, начинает крутить головой, когда слышит свое имя;
  • Пытается захватывать мелкие предметы двумя пальцами – «пинцетный» захват;
  • Обращает внимание на других детей и взрослых – если до этого в центре внимания малыша находилась мама, теперь его начинают интересовать и другие люди.

Мальчики и девочки – разные темпы развития?

К 10 месяцу жизни становится заметна разница не только в психическом, но и в физическом развитии детей разного пола. Мальчики обычно больше весят, несколько обгоняют своих сверстниц по росту и больше и активнее двигаются. Девочки к 10 месяцам радуют родителей своей эмоциональностью – они чаще улыбаются, смеются, повторяют все движения и звуки, которые слышат и стараются привлечь внимание окружающих, чтобы поиграть с ними. В этом возрасте мальчики более самостоятельны, они предпочитают «исследовательскую» деятельность, мало внимания обращая на эмоции и разговоры взрослых, девочки же зачастую, ориентируются именно на них, пытаясь сделать что-то новое, чтобы порадовать близких и услышать их похвалу. Также у девочек быстрее развивается мелкая моторика, они раньше учатся говорить и ходить. А родители мальчиков отмечают, что их малыши ведут себя спокойнее и увереннее, чем маленькие принцессы.

С 10 – 11 месячным ребенком нужно проводить много времени. Сейчас малыш уже уверенно передвигается по квартире, ползает, начинает ходить. Он передвигается не просто так, а с определенными целями – взять игрушку, посмотреть в окно и так далее. То есть перед ним встают взрослые задачи: прикинуть количество шагов до разных предметов, наметить наиболее приемлемый маршрут передвижения.

Ребенок в 10 месяцев понемногу учится ходить, поэтому на преодоление страха самостоятельного передвижения должны быть направлены соответствующие занятия. Возьмите малыша за руки, проведите немного, потом отпустите его руки и, отойдя на шаг, позовите к себе. Не стоит применять ходунки или вожжи (рекомендуем прочитать: ). С этими предметами ребенок будет привыкать надеяться на постороннюю помощь, а он должен надеяться на себя. Тем не менее, игрушки вроде машинки или другой перевозки на длинной ручке помогут развить координацию, но он должен катить их самостоятельно.

Возраст 10 месяцев для малыша очень ответственный - он учится ходить без посторонней помощи

Какие игрушки купить малышу?

  1. Ваш подросший малыш по-прежнему с удовольствием занимается с погремушками . Лишать его старых игрушек слишком рано.
  2. Стоит купить пластмассовую или деревянную пирамидку с разноцветными колесиками разных размеров.
  3. У малыша должны быть мячики и другие игрушки, с помощью которых можно обеспечить ему физическую нагрузку.
  4. Пластмассовые или деревянные кубики разных цветов смогут занять вашего ребенка с пользой дела.
  5. Надо купить кукол из мягких материалов - это может быть резина, ткань или мягкая пластмасса. У кукол должны быть четко прорисованы глаза, нос, рот, ушки, чтобы малыш изучал строение человека.
  6. Купите игрушечное пианино или ксилофон . Музыкальные инструменты развивают у младенца двигательно-зрительную координацию, способствуют укреплению причинно-следственного мышления: нажал на клавишу - прозвучал определенный звук.
  7. Приобретайте игрушечные тарелки и чашки из пластмассы , по размеру подходящие малышу (диаметр должен быть приблизительно равен размеру его ладошки).
  8. Купите игрушки, изображающие различных животных . Они будут способствовать накоплению знаний о внешнем виде представителей фауны.
  9. Технические игрушки также будут очень интересны: это могут быть машинки, телефон и прочее. Если ребенок начал ходить, купите ему игрушечную коляску для кукол. Катание коляски с куклой интересно как девочке, так и мальчику.

Приведенный выше список игрушек нужен в играх, способствующих правильному развитию ребенка с 10 месяцев. Папа и мама оба должны принимать участие в занятиях с малышом. Они выполняют разные ролевые функции дома и не заменяют ребенку один другого.

С ребенком обязательно надо много гулять. На улице так много интересного для маленького человечка! Покажите ему живую птичку, кошку, собаку, цветок - пусть малыш познает многообразие окружающего нас мира.

Приложите усилия для выработки у 10 месячного малыша усидчивости. Он должен уметь удерживать внимание на одном предмете не менее 3 минут - постарайтесь сконцентрировать его внимание на одной и той же игрушке (рекомендуем прочитать: ).

Как преобразовать игры со старыми игрушками?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Доктор Комаровский обратил внимание на то, что в 10 - 11 месяцев малыш, манипулируя сразу 2 предметами, пытается сделать что-то с одним посредством другого (рекомендуем прочитать: ). Он стучит ситечком по кастрюле, кладет мячик в ведерко, то есть один из предметов использует как средство для игры с другим. Малыш внимательно наблюдает за взрослыми и пытается повторить их действия. Он уже понимает, у кого какое настроение - будьте с ним веселыми и доброжелательными. Чем больше вы будете в его присутствии показывать, какие предметы как используются, тем лучше. Эти действия можно совершать в играх.

Несколько недель назад ваш младенец всеми игрушками играл одинаково – пробовал их на вкус, ударял ими о мебель и об пол, рассматривал, тряс. Пришла пора применять игрушки по назначению.

  • Покажите ребенку, как работает телефон. Возьмите игрушечный или сломанный старый телефон, нажмите несколько кнопок, поднимите трубку и скажите: «Привет, я – мама». Вскоре ребенок поймет, что нужно взять трубку и позвать маму.
  • Возьмите одну машинку себе, другую - малышу. Покатайте машинку по полу, говоря при этом «ду-ду» или «би-би». Ребенок начнет за вами повторять. Возьмите игрушечный грузовичок, посадите в него небольшую куклу или медвежонка, покатайте за веревочку по комнате - младенец освоит еще и такое применение этой игрушки.
  • Звоните в колокольчик , чтобы малыш послушал мелодию, можно и с более раннего возраста. Пришла пора дать колокольчик сыну (дочке), пусть ваше дитя позвонит самостоятельно. Придумайте что-то приятное, что произойдет после звона колокольчика - например, погладьте младенца по головке - это будет способствовать пониманию причинно-следственных связей.
  • Забавы с мячиком выглядят так: можно катать мячик, как и машинку, по направлению к ножкам малыша и обратно, можно подбрасывать мячик либо катать его в разных направлениях - к шкафу или буфету, стимулируя у ребенка желание двигаться по определенной траектории. Этим времяпровождением вы обеспечите малышу физическую нагрузку.

Дополнительно можно включить в «программу» попытки различения цветов и форм - сделать это можно при помощи самых обычных предметов, которые есть в доме. Подобный урок представлен на видео.

Показываем ребенку новые действия

Возьмите пирамидку, покажите младенцу, как можно ее разобрать по колесику и как потом собрать. Помогите ему надеть колечко на палочку, направляя в правильную позицию его ручку. Постепенно приучайте малыша надевать колечки в зависимости от размера. Это не сразу получится, но постепенно вы добьетесь успеха. Покажите ребенку, как складывать кубики. Сложите кубики, ориентируясь на их цвета, потом разбросайте в произвольном порядке. Дайте возможность малышу повторить ваши действия.

Возьмите белые листы чистой бумаги, сомните один из них в комок. Второй лист бумаги дайте малышу и помогите ему смять бумагу. Третий лист он попробует смять без вашей помощи. Бросайте полученный «снежок» в малыша или в какой-либо отдаленный предмет на меткость. Если малыш кинет снежок в вас, увернитесь, чтобы он понял, как играют в снежки, затем он тоже начнет уворачиваться от ваших снежков. Если же он потащит бумагу в рот вместо того, чтобы мять ее и скатывать снежок, отложите игру на 1 - 2 месяца - развлекать ребенка таким образом еще рано.

Наденьте на шею бусы с крупными бусинами. Снимите бусы, дайте их младенцу. Пусть он наденет их на себя, затем помогите ему их снять. Примерно такую же процедуру можно повторить с браслетом из крупных пластин на резинке. Наденьте браслет на ручку малыша, снимите, протяните ему свою руку - пусть он наденет браслет на вас.

Можно предложить ребенку и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Покажите ему, как отвинчивать пробки от пустых пластиковых бутылок. Ребенок будет пытаться повторить ваши действия, только следите, чтобы он не проглотил пробку.


Игра с пирамидкой в этом возрасте отлично подходит для разщвития мелкой моторики и улучшения концентрации малыша

Наведение порядка

Запаситесь чистой тарой - тазик, ведерко, пластмассовый ящик. Покажите малышу, как можно сложить в тазик мячи, кубики, пирамидку, покидайте игрушки в ведерко. Каждая игрушка при падении издает определенный звук, это еще раз поможет младенцу отличить игрушки друг от друга. Высыпьте игрушки обратно на пол или в кроватку, попросите ребенка их собрать.

Поиграйте с малышом в сыщиков. Уберите мяч в ведерко и попросите найти мяч, спрячьте игрушку под подушку или накройте миской. Когда малыш найдет спрятанные предметы, похвалите его.

Спросите у младенца, где папа, где баба, где тетя - пусть он поищет глазами названных людей. Положите игрушки перед ребенком вверх ногами, посмотрите, захочет ли он перевернуть их правильно.

Сопоставление предметов их изображениям и звукам

Показывая малышу различных игрушечных животных или картинки с их изображением, расскажите, что кошка говорит «мяу», собака «гав», свинья «хрю», корова «му». Потом попросите повторить, как говорит кошка, как корова, а как собака - это будет развивать навыки речи. При помощи слов «мяу, гав, му» ребенок будет обозначать определенное животное. Такие игры помогут развить и мышление.

Проведите с ребенком 10 месяцев урок элементарной анатомии. Купая или одевая ребенка, покажите ему, где руки, где ноги, где живот. Покажите на себе, где глаза, где нос, где уши, где рот - таким образом малыш будет постигать азы анатомии.

Разницу между предметами малышу можно объяснить следующими действиями: покажите ребенку большой кубик и маленький, твердую игрушку и мягкую, колючего ежика и гладкий мячик - пусть малыш вдоволь поиграет с этими предметами, ощупает их.

Польза сказок для развивающих упражнений неоспорима. Читая малышу книжку - к примеру, «Репку», покажите ему, где баба, где дед, где кошка, где мышка, затем попросите его найти кошку или мышку. Ваш младенец начнет сопоставлять изображение с наименованием.

Обязательно пойте 10-месячному малышу детские песенки, а для облегчения восприятия текста сопровождайте куплеты жестами и мимикой соответствующего героя. Научите младенца играть на барабане и ксилофоне, покажите ему, как можно пританцовывать и хлопать в ладоши под музыку. Музыкальное воспитание должно начинаться с самого малого возраста - пусть у ребенка сызмальства развивается музыкальный слух.

Проводя с малышом достаточно много времени, вы получите желаемый результат. Человечек будет умнеть на глазах, поскольку все его существо стремится к познанию. Он познает мир во много раз быстрее взрослого, только помогите ему в этом.

Возраст вашего малыша приближается к очередной круглой дате - десять месяцев - это серьезная и обязывающая цифра. Ребенок стремительно развивается психически, а родителям нужно набраться терпения.


Возраст вашего малыша приближается к очередной круглой дате - десять месяцев - это серьезная и обязывающая цифра. Ребенок стремительно развивается психически, а родителям нужно набраться терпения.

В этом возрасте малыш проявляет интерес ко всему окружающему миру, что требует повышенного внимания и ухода. Именно сейчас зарождается будущая инициативность, активность или чувство неуверенности в себе и беспомощности, поэтому проявления самостоятельности в любом случае нельзя подавлять, а нужно умело направлять в необходимое русло и поощрять.

Что умеет малыш в 10 месяцев

Ваш ребенок уже хорошо ползает, самостоятельно садится, сидит и встает, держась за опору, переступает вдоль опоры. Некоторые малыши уже пробуют отходить от опоры, стараются держать равновесие. Умение находиться в вертикальном положении - настоящее достижение, которым дети очень гордятся и совершенно необходимо, чтобы родители также эмоционально воспринимали маленькую победу своего ребенка.

Сейчас зарождается игровая деятельность, раньше всего у девочек : они кормят кукол, умывают их, подражая маме. Происходит бурное речевое развитие: малыш внимательно вслушивается в речь взрослых, понимает некоторые слова и пытается воспроизвести сочетания звуков.

В возрасте 10 месяцев у ребенка сформировались следующие умения и навыки :

Способность сидеть без опоры, ползти за игрушкой, подниматься, опираясь на протянутые к нему руки, ходить возле опоры, держась за нее
знает свое имя и отзывается на него, знает имена близких, названия окружающих предметов, может показать на картинке называемых животных, показать части своего тела, по просьбе взрослых
понимает и выполняет простые просьбы: "дай", "иди" и др.
повторяет за взрослыми слоги и сочетания звуков
использует в общении несколько "слов", понятных ситуативно, как минимум 1-2 "слова", например: ляля, мама, дай
воспринимает шутки, обращенные к нему и смеется в ответ
напевает песенки
берет маленькие предметы двумя пальцами: большим и указательным и производит с ними осмысленные действия
катает машинки, толкает мячик, бросает игрушки
играет на первых музыкальных инструментах: барабан, ксилофон
пытается строить из кубиков
вставляет или вкладывает один предмет в другой
умеет пить из кружки, пользоваться ложкой
проявляет интерес и любопытство к другим детям, к их играм
спокойно относится к высаживаниям на горшок.

Физическое развитие

После девятого месяца физический рост немного замедляется, сейчас происходит упор на овладение телом, контроль над движениями. В среднем, за десятый месяц ребенок прибавляет 400-450 граммов веса и на 1,5 см вырастает. Таким образом, его вес к концу 10 месяца составляет 9000 - 9500 г, а рост около 70-75 см.

Нет ничего страшного, если малыш набирает рост или вес немного быстрее или медленнее, но необходимо насторожиться, если он резко выбивается из нормативного коридора роста или веса.

Не беспокойтесь, если вы видите отчетливую разницу между двигательным развитием детей этого возраста. Кто-то уже ходит, а другие предпочитают только ползать. "Ползунков" не стоит торопить, им просто комфортнее ползать, нежели ходить. Они пойдут, только чуть позже. Некоторые дети начинают ходить в возрасте 15 месяцев.

Распорядок дня

Режим дня может различаться индивидуально: время кормления, засыпания и количество сна. Подстраивайтесь под своего малыша, но обязательно придерживайтесь постоянного расписания. Кормите и укладывайте в одно и тоже время, ломка привычного режима или скользящий график будет вызывать только усталость, капризы и плохое настроение.

Сон

Обычно в возрасте 10 месяцев дети спят по ночам от 10 до 12 часов. И еще два дневных сна примерно по 2 часа. Спокойные малыши спят больше, крепче и при просыпании долго могут отходит от сна, не проявляя активности. С гиперактивными малышами ситуация с точностью наоборот: они расходуют больше энергии, меньше и гораздо беспокойнее спят, быстрее устают и чаще капризничают. В таких случаях, можно укладывать малыша в кроватку пораньше на час или два.

Спокойному длительному ночному сну способствует купание перед сном, а во время купания - проветривание комнаты, затем мелодичные колыбельные и кормление - мамино присутствие, голос и молоко доставят удовольствие малышу, успокоят и подействуют как снотворное.

Прогулки

Несмотря на то, что сейчас ребенку интересно и дома, не забывайте про ежедневные прогулки. Пребывание вне дома становится все увлекательнее. Малыш с удовольствием наблюдает за людьми, детьми, изучает окружающий мир. Продолжайте показывать ему новое: берите его с собой в магазин, сходите с ним в гости или в развлекательный центр для самых маленьких.

Летом огромную функцию развития выполняет возня в песочнице. Обычно в песочнице много детей и малыш может внимательно изучать общие правила игры, подражать и учиться самым простым действиям : насыпать песок в ведерко, строить замки, копать совочком и т.д.

Летом гулять можно долго, оптимально два раза в день по 2 часа. Зимой количество и длительность прогулок сокращается. В морозный день можно выйти на 30 минут, этого времени будет достаточно, чтобы квартира проветрилась, а малыш подышал свежим воздухом.

Кормление

Грудное вскармливание по-прежнему является основным (как и искусственные смеси для вскармливания), но к концу последней декады первого года уже не способно обеспечить полноценное питание. В грудном молоке уже не хватает протеина, калия, меди, цинка и других веществ, в количестве, необходимом для подросшего малыша. Поэтому нужные вещества добираются из продуктов, которые были введены до 10 месяцев.

Новых продуктов в рационе практически не появляется, расширяется меню только за счет новых вариантов блюд из уже имеющегося набора. В возрасте 10 месяцев малыш должен есть каждый день мясо и, если нет диатеза, то раз в неделю нежирную вареную рыбу. Ежедневная необходимая порция этих продуктов около 50 граммов.

Кормите малыша 4-5 раз в день, чередуйте блюда, предлагайте разнообразные овощные пюре, супчики, кашки, творог и фрукты, на которые нет аллергии.

Суточная норма пищи составляет примерно 1 литр, без учета грудного молока. Возможно, ребенок будет съедать за один прием чуть больше или чуть меньше 200-250 граммов, это зависит от индивидуальных физиологических особенностей. Не пытайтесь кормить малыша насильно или оставлять ненасытившимся, позвольте развиться собственному чувству меры.

Отказ от груди

Между 9 и 12 месяцами многие дети уже не нуждаются в сосании, становятся более независимы во всем, менее упрямы и довольно спокойно относятся к отнятию от груди, чем в более младшем или более старшем возрасте. Решение о прекращении грудного вскармливания у некоторых женщин принимается легко и просто, у других же вызывает большие душевные колебания. Но, когда бы ни произошло отнятие от груди, это событие всегда важно и для матери и для ребенка, не только в физическом, но и эмоциональном плане, поэтому отнеситесь к этому шагу серьезно.

Игры и игрушки

В 10 месяцев для полноценного развития ребенку необходимы следующие игрушки :

Игрушки на колесиках: животные, машинки, которые можно катать
мячи резиновые и пластмассовые
наборы баночек, мисочек и коробочек с крышками, которые можно вынимать и складывать, открывать и закрывать
разнообразные пирамидки с надевающимися кольцами
кубики
музыкальные и заводные игрушки
резиновые зверушки
куклы и мягкие игрушки.
В роли игрушек иногда могут выступать обычные бытовые вещи, посуда, одежда: не ограничивайте ребенка, позаботьтесь только, чтобы предмет и манипуляции с ним были безопасными.

Полезные игры и занятия с 10-месячным малышом на развитие мелкой моторики :

Перекладывание, пересыпание мелких предметов: бусин, фасоли, крупы, макаронных изделий из одной емкости в другую
пальчиковое рисование: красками на бумаге, а также рисование по песку, муке, мелкой крупе
пальчиковые игры, типа "Ладушки" или "Сорока-ворона"
игры с ленточками, шнурками, узелками
игры в песочнице лопаткой, грабельками, строительство замков, наполнение и игры с формочками.

Обязательно играйте совместно с малышом, демонстрируйте ему разнообразные действия с предметами, побуждайте повторять за вами, овладевать все более сложными манипуляциями. Позаботьтесь, чтобы ребенка окружали разнообразные игрушки и предметы: по размеру, цвету, форме, текстуре. Богатая природная среда в этом возрасте способствует ускоренному интеллектуальному развитию малыша.

Речевое развитие

В играх развивайте речь малыша. Называйте предметы, изображения животных, произносите звуки, имитирующие речь животных. Например: "Это мышка, она пищит: пи-пи-пи". Такие речевые игры способствуют не только развитию речи, но и речевого слуха и памяти. Со временем малыш не только запомнит как "говорит" мышка, но и сможет сам ответить на такой вопрос.

Не забывайте о чтении книг, сказок, стишков, рассматривании картинок. Малыш уже может сам показывать, где нарисована рыбка, а где птичка. В его голове происходит активный процесс по соединению образа и слова. Прислушивайтесь к его лепету, поощряйте любые попытки говорить.

Уделите максимум внимания безопасности малыша

Малышу уже не хватает выделенной игровой площадки, пришло время активного осваивания территории. Обеспечьте безопасность доступного пространства :

Приобретите заглушки-предохранители для розеток
проверьте, что будет, если ребенок потянет на себя край скатерти или провод от торшера
играйте с мелкими деталями только совместно, в остальное время следите за тем, чтобы никаких винтиков, которые можно быстро отправить в рот, не было на пути у малыша
следите за острыми, режущими предметами, не оставляйте их на виду, также не оставляйте в зоне доступности горячую кашу или чашку с чаем
лекарства храните в недоступном для детей месте
на улице также, как и дома, обращайте внимание на любые источники опасности. Даже в песочницах нередко можно встретить осколки от стекла, мусор или железо.

Парадокс, но чем более самостоятельной становится кроха, тем больше времени требует. Если первые три месяца малыш только спал и ел, то сейчас он неутомим : ползает, дотягивается до любых доступных поверхностей и предметов, открывает все шкафы, достает все их содержимое, тянет вас за одежду, постоянно что-то говорит по-своему, требует игр и внимания. Желательно, чтобы кто-то помогал вам с ребенком и хотя бы раз в неделю освобождал от присмотра и занятий с ним. Ритм, который задают малыши, очень быстро выматывает, не допускайте накопления раздражения и, уж тем более, вымещения его на крохе.

К десятому месяцу замедляются темпы роста и прибавки веса. За последнее время ребенок может вообще не вырасти и не прибавить массу. Это нормально, сейчас он тратит много энергии на исследование окружающего мира и формирование новых навыков.

Младенец уже может уверенно сидеть и самостоятельно садиться. Умеет вставать у опоры, ходить вдоль нее и даже отпускать руку и стоять несколько секунд. Многие дети в 10-11 месяцев начинают делать свои , но не переживайте, если ваш малыш не совершает таких попыток. Многие учатся ходить только на втором году жизни. Большинство здоровых малышей начинают самостоятельно ходить к возрасту 15 месяцев.

Ребенок умеет захватывать мелкие предметы, пытается взять еду из вашей тарелки. Поддерживайте его самостоятельность, но следите, чтобы игра и еда были безопасными. Сейчас начинает формироваться мелкая моторика. Старайтесь развивать ее с помощью игр.

Сон ребенка в 10 месяцев может быт беспокойным и прерывистым. Некоторые дети кричат и плачут во сне, но быстро успокаиваются, как только мама входит в комнату или просто берет их на руки. Это происходит из-за страха разлуки. Это нормальная стадия развития психики ребенка.

Психология

Ребенок начинает понимать словесные инструкции: «дай», «на», «принеси», «нет» или «нельзя». Старайтесь выставлять разумные и редкие запреты. Частые запреты не будут иметь цены и веса для него. Малыш начинает формировать причинно-следственные связи. Сейчас он уже может координировать движение и мысль. То есть часто его движения являются целенаправленными.

У некоторых детей уже начинает формироваться предпочтение руки, другие же, напротив, действуют обеими руками и предпочтение руки у них формируется чуть позже. Если вы заметили, что ваш ребенок предпочитает действовать левой рукой, ни в коем случае не переучивайте его действовать правой рукой. Вероятнее всего, .

Навыки и умения

♦ Умеет сам садиться и сидеть продолжительное время.

♦ Может самостоятельно вставать у опоры или даже передвигаться вдоль нее.

♦ Задействует игрушки по назначению: катает машинку, толкает мячик, складывает кубики в ведерко, прикладывает к уху игрушечный телефон.

♦ Формируется «Пинцетный захват», то есть захват двумя пальцами (большим и указательным).

♦ Целенаправленно действует обеими руками.

♦ Реагирует на простые словесные инструкции: «Дай», «На».

Установленные ритуалы сна поддерживайте и сейчас: купание, легкий массаж, песенка или сказка – все это подготовит малыша ко сну и облегчит его засыпание. Если ребенок просыпается ночью, легкое похлопывание по спинке и тихий шепот, что мама рядом успокоят его и он будет спать дальше .

Как играть

Продолжайте активно играть в игры с предметами. Например, катать машинки любят одинаково мальчики и девочки. Всевозможные сортеры помогут научиться координировать движения рук с поставленной задачей и помогут в изучении геометрических форм. Начните пока с круга.

Помните, что похвала, при правильном действии, закрепит успех достижения цели . Ребенок с охотой будет учиться новому, если будет видеть искреннюю радость от свершения.

Что чувствует и как себя ведет

Ребенок уже очень хорошо видит мелкие предметы. Так, например, вы можете заметить, как старательно малыш пытается поднять с ковра мелкую соринку или, например, пытается ухватить мелкую деталь на игрушке . Он долго может рассматривать картинки в книге, которую вы читаете, особенно если эта книга ему знакома.

У ребенка есть большая гамма эмоций от радости до гнева, и в последующем будет только увеличиваться количество оттенков эмоций.

Как развивается речь

Ребенок может употреблять несколько слов, но в большинстве случаев пока остается . Если к 1 году у малыша есть хотя бы 1 полноценное слово (мама, папа, надо) и оно обозначает конкретный предмет или действие, значит, с развитием вашего ребенка все в порядке и нет причин беспокоиться .

Как воспитывать

В 10 месяцев познакомьте ребенка со словом «нет» или « ». Начинайте выстраивать границы дозволенного. Не переусердствуйте с запретами, иначе он не будет их воспринимать. Если предмет трогать нельзя (например, вазу), то постарайтесь убрать его подальше, чтоб малыш не мог дотянуться.

Если ребенок не делает ничего опасного, то нет смысла в тотальных запретах. Ничего страшного не случится, если он пожует бумагу или оближет ножку стола. Так он познает мир и в частности понимает, что есть предметы твердые, а есть не очень – это один из способов получения опыта.

Помните, что запреты должны быть постоянными и последовательными. Если что-то делать нельзя, то нельзя и завтра, и через неделю, и даже если основательно поплакать, решения это не поменяет. Так малышу будет проще привыкнуть к границам дозволенного.

Оставьте попытки приучения к горшку на более позднее время. На сегодняшний день не рекомендуется раннее приучение к горшку. Ребенок еще не способен отождествлять дискомфорт с тем, что он хочет в туалет, он еще не может показывать это.

Как правило, дискомфорт от необходимости справления естественной нужды возникает у малыша за несколько секунд до того, как он это делает. Все больше детей страдает психологическими запорами , которые формируются в ответ на раннее приучение к горшку.

Это происходит из-за того что ребенок еще не может показать, что хочет на горшок и делает все в штаны, а родители негативно реагируют на этот факт. Таким образом, формируется психологическая боязнь горшка. Вернитесь к приучению к горшку во второй половине второго года или даже когда ребенку исполнится три. А пока просто познакомьте ребенка с его горшком, что он есть такой красивый, можете поставить его в туалет.

Что умеет ребенок в 10 месяцев?

Самое главное для 10 месячного ребенка – делать все, «как большой». Ребенок уже достаточно овладел и движениями рук, кистей и пальцев, и мимикой, чтобы повторять все за взрослыми. Будьте внимательны – ваш случайный жест может настолько понравиться вашему чаду, что потом вы будите отучать его месяцами. Подражая маме, папе или старшему братику, малыш будет бить по барабану, нажимать на кнопочки, качать мишку, совать ложку кукле, тереть ручки под водой…

Однако, хоть это может показаться вам странным, кроха еще не способен к переносу этих действий на другие предметы. Т.е. качая мишку, он не будет качать собачку до тех пор, пока вы не покажите, что это можно делать. Следовательно, «репертуар» малышовых игр напрямую зависит от вашего воображения, желания научить и показать. Нагружайте кубики в самосвал и коробку на веревочке, кормите зверят, имеющихся в вашем доме, укладывайте их спать, водите на прогулку…

Малыша начинают занимать связи между предметами. Если вы дадите ему поговорить по телефону с бабушкой, он потом будет внимательно рассматривать трубку, словно пытаясь заглянуть внутрь и обнаружить, где же там бабушка спряталась.

Аналогичный интерес провоцирует ребенка «ломать» игрушки. На самом деле малыш не ломает их специально, ему интересно узнать, как они действуют и из чего состоят. К тому же частенько он просто не может рассчитать силу, прикладываемую к хрупкой вещице.

Появляется новое умение – с помощью одного предмета ребенок может достать другой: лопаткой подвинуть к себе кубик, ложкой приблизить сухарик. Конечно, с такой возможностью карапуза сначала надо познакомить, хотя некоторые дети «доходят» до этого сами, путем неожиданного и удачного эксперимента.

Малыш с восторгом хватает мельчайшие крошки, найденные на полу или где-нибудь еще. На самом деле будет гораздо лучше, если свой интерес к мелочам кроха удовлетворит, играя с безобидной крупой под вашим надзором.

Если вы занимаетесь с ребенком лепкой и рисованием, он уже уверенно водит по бумаге мелками, фломастерами или красками, а при работе с тестом учится отрывать от большого куска маленькие и может прилеплять их на дощечку, придавливая пальчиком.

Спуски и подъемы

Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать . Теперь он передвигается по квартире как маленький метеор. Многие дети отрывают коленки от пола и бегают на четырех лапках, как обезьянки. Ребенок 10 месяцев уже может подолгу сидеть прямо, не наклоняясь в стороны, уверенно стоит, переступает вдоль опоры.

Пришло время осваивать подъем и спуск. Очень удобно делать это на не высоком диване или, если у вас свой дом, небольшой лесенке с двумя-тремя ступеньками – больше ребенку пока не под силу. Научите кроху залезать на диван, подтягиваясь на ручках и отталкиваясь ножками от пола. А спускаться надо попкой вперед – так малыш никогда не разобьет носик!

К 10 месяцам у малышей обычно формируется и выделяется «любимы» вид деятельности. Одни с наслаждением рисуют, другие переступают и ритмично приседают под музыку, третьи могут целый час ставить кубик на кубик, четвертых не оторвешь от наблюдения в окно за машинами, пятые замирают с книжкой в руках, шестым не надо ничего, кроме пары стаканчиков и тазика с водой, седьмым требуется постоянное общество других детей… Обратите пристальное внимание на постоянные интересы вашего ребенка и постарайтесь удовлетворять их ежедневно.

На 10 месяце жизни, после постоянного цепляния за маму, наконец, наступает время, когда малыш обращает свое внимание на других людей. Именно поэтому данный возраст хорош как для отлучения от груди (если вы не намерены кормить до двух лет), так и для начала посещения развивающих групп или клубов «мама+малыш».

С того момента, как ребенок встал, ходите гулять – хотя бы минут на 15-20 в день на детскую площадку, где ваше чадо сможет бродить вокруг песочницы, качаться на качелях, а главное, видеть, как играют другие дети и принимать в этом посильное участие.

Играют маленькие ручки

Игры на мелкую моторику , которые может освоить малыш в 10-12 месяцев:

  • перебирание, пересыпание из одной емкости в другую бусин, пуговиц, крупы, орехов;
  • выкладывание спичек, зубочисток, фасоли, орехов, ватных палочек, фигурных макаронных изделий, камешков;
  • откручивание крышек – больших (от пластиковых бутылок) и маленьких (от тюбиков из-под крема);
  • рисование пальцами по муке, песку, мелкой крупе;
  • пальчиковые игры со стишками (типа «Сороки-воровки»);
  • игры со шнурками, узелками, ленточками;
  • использование ложек разного размера для еды;
  • копание или пересыпание песка или снега совком, грабельками, лопаткой, палочкой. формочками.

Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими руками. а не только правой. Ведь в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга, за которое «отвечает» левая рука. А действие двумя руками одновременно (особенно, когда они выполняют разные движения) ведет к развитию межполушарных связей.

Играем с друзьями!

Играть в хоровод очень просто. Сначала мама поет песенку и исполняет танец сама или вместе с куклой, а малыш сидит и смотрит. Если крохе понравилось, предложите ему поменяться с куклой местами: «Давай мы потанцуем, а Ляля посмотрит». Возьмите малыша за руку или на руки и медленно начинайте танец, выполняя все движения его ручками, ножками, головкой.

Хорошо, если все это будет происходить перед большим зеркалом, в котором ребенок сможет видеть ваше и свое отражение – так он быстрее поймет, что от него требуется. Разумеется, на первых порах малыш сможет выполнять лишь самые простые движения: похлопать в ладоши, быть может, топнуть ножкой. Освоив движения вместе с мамой, ваш ребенок будет прекрасно танцевать и с другими детьми.

Пошел король
  • Пошел король по лесу,
  • По лесу, по лесу
  • Искать себе принцессу,
  • Принцессу, принцессу (ходим мо кругу друг за другом).
  • Давай с тобой попрыгаем,
  • И ножками подрыгаем,
  • И ручками похлопаем,
  • И ножками потопаем,
  • Головкой покиваем -
  • И снова начинаем (И больше не играем – для окончания игры).

Хоровод-зарядка поможет малышу научиться выполнять простейшие движения, разовьет координацию всего тела и крохотных пальчиков. Для совершенствования моторики рук не нужно большого количества народа – достаточно вас и крохи.

Мельница
  • Мельница, мельница мелет муку (выполняем круговые движения руками).
  • Ветер, ветер дует сильней – у-у-у-у (дуем, как ветер).
  • Еще быстрее мельница мелет муку (ускоряем движения).
  • Намололи мы муки
  • Вот таку-у-ущие мешки – (показываем объем, подняв руки над головой).
  • Будем делать пироги.
  • Из муки, из муки напечем мы пироги, (ладошками делаем пирожки).
  • Тушки-тушки, сделаем ватрушки, (пальчиком рисуем круг по другой ладошке).
  • Ладушки, ладушки, испечем оладушки (производим хлопки).