Что такое в россии помолвка и какой сценарий лучше выбрать. Помолвка, свадьба, венчание: в чем отличие обрядов
Традиции украшают, обогащают жизнь, а главное – делают её предсказуемой. Обряды, которые передаются через многие поколения, сохраняют связь между людьми и временем. Что такое помолвка и обручение? Это начало семейной жизни, оформленное в красивую церемонию.
Для чего нужна помолвка
«Любит – не любит», «женится – не женится». Гадание по ромашке после помолвки становится совершенно не актуальным. Факт официального предложения жить и, в перспективе, состариться вместе может стать гарантией серьёзности намерений. Каковы же «плюсы» помолвки, по мнению большинства людей?
- На первом месте – получение одобрения от родителей. Несмотря на пылкость чувств, молодым всё же хочется создать не только свою семью, но и подружиться с близкими жениха (невесты).
- Далее – статус и гласность. Намерения приобретают определённость, а «конкуренты» понимают, что их планы потеряли все шансы на успех.
- На третьем месте – время, чтобы лучше узнать друг друга, выстроить отношения и наладить взаимопонимание.
- Четвёртым «плюсом» помолвки стало взвешенное решение о вступлении в брак. Основной тезис в пользу полезности раздумий - «лучше вообще отказаться от свадьбы, чем развестись на следующий день».
- Почётное пятое место заняло… воздержание от интимных отношений до свадьбы. Основной довод сторонников чистоты и невинности: если ты не можешь себя сдерживать до свадьбы, то не будешь сдерживаться и после. Вроде бы неплохо звучит, но подразумевается вовсе не супружеская страсть, а склонность к изменам по причине «я не смог (или не смогла) устоять».
Экскурс в прошлое
Что такое помолвка? Очень давно, можно даже сказать – в древности, жених обязан был давать за невесту выкуп. Потом всё кардинально изменилось и выкуп, в виде приданого, стали давать уже жениху. В обоих случаях подношения были гарантией будущего законного брака. Мир снова изменился, а выкуп и приданое трансформировались в колечко, подаренное суженым и украшающее руку невесты. Именно в таком виде помолвка существует в наше время.
Обычаи «рукобития» и «сватовства» сейчас не распространены, хотя смысл обручения остался прежним. Жених, принёсший в дом будущего тестя ценную вещь (обручальное кольцо), «покупает» право власти над наречённой. Это не кажется таким шокирующим, если вспомнить старинный домашний уклад. Мужчины играли в нём первые роли – глава семьи, отец семейства. «Власть» в первую очередь означает «ответственность», об этом помнили все. Отдавая дочь, отец перекладывал всю ответственность за неё на будущего мужа.
Вмешался в обряд и царь Пётр, запретив помолвку (фактически сговор о передаче) малолетних. Он же объявил необязательными любые «договоры о намерениях» перед свадьбой. Точку в процессе поставил Святейший Синод, предписав церкви объединить обручение и венчание в единое целое.
Что такое помолвка в церкви
Для церкви «помолвка» - не библейское понятие, оно появилось лишь около 5 века н.э. Библия говорит только о незыблемой сути брака, а обряды обручения и венчания могут меняться. Во время церковного обручения мужчина и женщина, в присутствии свидетелей, обещают «перед Богом и людьми» быть верными друг другу до конца своих дней. Обязателен вопрос о добровольности принятого решения. Причём спрашивают не родителей, а именно молодых, подчёркивая свободу выбора.
Многие считают, что именно в церкви закладывается основа уважительных семейных отношений. Осмысленность и святость – в этом смысл церковного обряда.
Помолвка в наше время
В дом к родителям невесты молодой человек приходит, чтобы официально просить руки их дочери. Получив согласие, а в некоторых случаях благословение, жених дарит невесте кольцо. Во время свадьбы к обручальному иногда добавляется ещё одно, венчальное кольцо. Всё довольно просто и предсказуемо, но есть правила, которые лучше не нарушать.
Для визита к любимой нужна определённая подготовка. Важно заранее предупредить её родителей о предстоящем событии, договориться о времени посещения. В противном случае новость о помолвке станет настоящим шоком или превратится в скандал. Лучше познакомиться с представителями старшего поколения заранее и произвести на них хорошее впечатление.
Мужчины, помните о цветах! Букет красных или бордовых роз для будущей тёщи, нежные кремово-белые для суженой (о значении цвета роз можно прочесть в ). Как знак внимания и уважения, отцу невесты можно преподнести отличный коньяк или виски (лучше triple), а праздничный торт или коробка шоколада только украсят событие.
Как происходит обручение
Жених и невеста по окончании литургии встают в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева. Священник в полном облачении выходит из алтаря через царские врата, держа в руках Крест и Евангелие. Перед священником выносят свечу. Крест и Евангелие он кладет на аналой, стоящий посреди храма.
Кольца, которыми будут обручаться брачащие, во время литургии находятся на правой стороне святого престола вблизи друг друга: слева – золотое, справа – серебряное. Диакон, следуя за священником, выносит их на специальном подносе. Священник, приблизившись к новоневестным с двумя зажженными свечами, трижды благословляет их иерейским благословением и вручает им свечи.
Свет – это знак радости, огонь дает тепло, потому возжженные свечи означают радость встречи двух любящих людей. Одновременно этот символ их чистоты и целомудрия. Они напоминают нам также о том, что жизнь человека не замкнута, она совершается в обществе людей, и все, что случается с человеком, светом и тьмою, теплом или холодом, отзывается в душах окружающих его людей. Если рознь и себялюбие побеждены, если эти двое источают свет любви, то, выйдя из храма, они уже будут не двое, а одно существо.
Свечи не даются, если оба новобрачных вступают в брак во второй или третий раз, напоминая о евангельской притче, где говорится о том, что девственницы выходили навстречу Жениху, с возжженными светильниками (Мф. 25,1). Полагается, чтобы свечи горели на протяжении всего последования таинства Брака, поэтому они должны быть достаточно большого размера.
Священник вводит жениха и невесту внутрь храма, где будет совершаться обручение. Обряд начинается каждением перед венчающимися фимиамом и молитвою. После этого начинаются молитвословия Церкви о брачующихся. Вслед за обычным началом "Благословен Бог наш…" произносится Великая ектения, которая содержит прошения о спасении брачующихся; о даровании им детей для продолжения рода; о ниспослании им любви совершенной, мирной и помощи; о сохранении их в единомыслии и твердой вере; о благословении их в непорочную жизнь: "Яко да Господь Бог дарует им Брак честен и ложе нескверное, Господу помолимся…"
Затем читаются две краткие молитвы, в которых воздается хвала Богу, соединяющему разделенных и положившему союзы любви, и испрашивается благословение на новоневестных. Невеста уподобляется от века предобрученной Деве чистой – Церкви Христовой.
Священник, взяв сперва золотое кольцо, произносит трижды: "Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)".
При каждом произнесении этих слов он творит крестное знамение над головой жениха и надевает ему кольцо на четвертый (безымянный) палей правой руки. Затем берет серебряное кольцо и произносит, знаменуя крестом голову невесты, трижды: "Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя", – и надевает ей кольцо также на четвертый палец правой руки.
Золотое кольцо символизирует своим блеском солнцем, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное – подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Кольцо – знак вечности и непрерывности брачного союза, ибо непрерывна и вечна благодать Святого Духа.
Затем в знак отдания себя на всю жизнь друг другу, а Господу обоих неразделенным образом, в знак единодушия, согласия и взаимопомощи в предстоящем браке жених и невеста трижды обмениваются кольцами при участии друга жениха или священника. После тройной перемены колец серебряное остается у жениха, а золотое – у невесты в знак того, что женской слабости передается мужественный дух.
Священник произносит молитву, в которой испрашивается благословение и утверждение обрученными. Вспоминается о чудесном знамении "водоношения", поданным слуге патриарха Авраама, когда тот был послан подыскать невесту для Исаака, эта честь была предуготована только той, единственной деве – Ревекке, напоившей гонца водой.
Священник просит благословить положение колец благословением небесным, сообразно с силою, которую получил через перстень Иосиф в Египте, прославился Даниил в стране Вавилонской и явилась истина Фамари. Вспоминается притча Господня о блудном сыне, раскаявшемся и вернувшимся в отчий дом: "А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его…" (Лк. 15, 22).
"И десница раб Твоих благословится словом Твоим Державным и мышцею Твоею высокою", – говорится далее в молитве. Не случайно обручальное кольцо надевается на палец правой руки, ибо этой рукой приносят обет верности, творят крестное знамение, благословляют, приветствуют, держат меч в праведной битве.
Людям свойственно ошибаться, сбиваться с истинного пути, и без помощи Божией и Его водительства не дойти этим двум слабым людям до цели – Царства Небесного. Поэтому священник просит: "И ангел Твой да предъидет пред ними вся дни живота их".
Последование обручения завершается краткой ектенией с добавлением прошения об обрученных.
Кольца могут быть изготовлены из одного металла – золота, серебра – и иметь украшения из драгоценных камней. При перемене колец нужно быть осторожными, чтобы не уронить их на пол, так как мужской палец толще женского, и поэтому кольцо невесты с трудом удерживается на пальце. Непосредственно вслед за этим идет венчание.
Из книги Земля Богородицы автора Прудникова Елена АнатольевнаОбручение Пречистой Девы Девственная чистота, уважаемая в христианстве, не считалась добродетелью у евреев. Все девы, воспитанные во храме, должны были по достижении возраста вступать в супружество ради надежды, что Царь-Мессия произойдет из рода царя и пророка
Из книги Книга Мирдада [Необыкновенная история монастыря, который когда-то назывался Ковчегом] автора Найми МихаилXXI. Святая Всемогущая Воля. Почему Все Происходит так, как Происходит и тогда, когда Происходит МИРДАД: Как странно, что вы, дети Пространства и Времени, все никак не осознаете, что Время - это всеобщая память, записанная на скрижалях Пространства.Если даже вы, ограниченные
Из книги Явления душевной жизни человека после его телесной смерти автора3. Как происходит частный суд? Суд этот бывает одновременно с тем, как душа проходит от земли в духовный мир. Душа же должна совершить свой путь чрез воздух, или, точнее сказать, тем пространством, которое находится между землей и небом. Здесь-то, по учению св. отцов, и нужно
Из книги Литургика автора (Таушев) АверкийОбручение Последование обручения в требнике помещается отдельно от венчания, и прежде обручение и совершалось отдельно. Но в настоящее время венчание совершается тотчас же вслед за обручением. Перед началом обручения священник полагает на престоле перстни
Из книги Книга Песни Песней автора Гледхилл Том4. Обручение и брак …В день бракосочетания его, в день радостный для сердца его (3:7–11).…Невеста! (3:7,11).…Сестра моя, невеста! (4:9,10,12;
Из книги Кошерный секс: евреи и секс автора Валенсен ЖоржОБРУЧЕНИЕ У древних евреев обручение служило поводом для церемонии не менее пышной, чем свадьба. Как правило, обручение праздновалось за несколько месяцев до свадьбы. Исключение составляли вдовцы и вдовы, обручавшиеся всего за месяц до свадьбы. Видимо, предполагалось,
автора Гиппиус Анна Из книги Таинства исцеления, служения и любви автора Алфеев ИларионКак это происходит Глас народа. Откровения из Интернета – Ой, только не морочьте мне голову! Мало, что ли, у меня проблем? Придем, заплатим, батюшка все сделает, что надо.– Да мне однофигственно, что там будет делаться и говориться!– Где уж нам разобраться. Пусть кто
Из книги Исповедь и причастие. Как к ним подготовиться автора Русская Православная ЦерковьОбручение Современное чинопоследование Таинства Брака состоит из двух частей: обручения и венчания. В этом смысле Таинство Брака напоминает Таинство Крещения, также состоящее из двух самостоятельных чинопоследований (оглашения и собственно Крещения), и Евхаристию,
Из книги Многие поищут войти, и не возмогут... автора Гончаров ИоаннКак происходит исповедь Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследования, в котором должен молитвенно
Из книги Доказательства существования ада. Свидетельства переживших смерть автора Фомин Алексей В.ЧТО ЖЕ С НАМИ ПРОИСХОДИТ? Духовность - основа существования человека, главная составляющая его жизни. Ошибаются думающие, что это абстрактная отвлеченность, которая может быть, а может и не быть. Само понятие «бездуховный человек» неверно, ибо человек всегда духовен, вот
Из книги Главный дар вашему ребенку автора Гиппиус АннаКак происходит частный суд? Суд этот бывает одновременно с тем, как душа проходит от земли в духовный мир. Душа же должна совершить свой путь чрез воздух, или, точнее сказать, тем пространством, которое находится между землей и небом. Здесь-то, по учению св. отцов, и нужно
Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий МихайловичКак происходит Причащение Итак, исповедались.Бережем себя от любого греха – хотя бы до утра стараемся не нагрешить наново.Дома нужно прочитать «Правило к Святому Причащению». Оно есть в молитвословах. В составе правила: Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу
Из книги Вступающим в брак автора Милов Сергей И.Как это происходит Глас народа. Откровения из Интернета– Ой, только не морочьте мне голову! Мало, что ли, у меня проблем? Придем, заплатим, батюшка все сделает, что надо.– Да мне однофигственно, что там будет делаться и говориться!– Где уж нам разобраться. Пусть кто знает,
Из книги автораПоучение 2-е. Св. великомученица Екатерина (Обручение со Христом души христианской) I. Св. дева Екатерина, ныне ублажаемая, славилась богатством, умом и красотой. Язычество, в котором она воспиталась, не удовлетворяло ее ни своими верованиями, ни обычаями.Много было
Из книги автораОбручение Как пишет протоиерей Геннадий Нефедов: «В жизни молодых людей, любящих друг друга, наступает, наконец, такая минута, когда на ожидаемое ими супружество они получат благословение Божие, чтобы стать им подражателями жизни церковной. Чистота намерений и
Обручить жениха с невестой — значит надевать им кольца. Этот термин, вероятно, происходит от польского слова обруч — кольцо, или от слова рука, рукобитье.
В древности брачному обряду предшествовало обручение, которое было актом гражданским и совершалось согласно местным обычаям и установлениям насколько, разумеется, это было возможно для христиан. Обручение совершалось торжественно в присутствии многих свидетелей, которые скрепляли брачный договор.Последний представлял собой официальный документ, определявший имущественные и правовые взаимоотношения супругов. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты; кроме того, жених дарил невесте кольцо из железа, серебра или золота — в зависимости от своей состоятельности.
Климент, епископ Александрийский, говорит: «Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения ее, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам».
К X-XI векам обручение утрачивает свое гражданское значение и обряд этот совершают уже в храме, сопровождая его соответствующими молитвами. Но еще долгое время обручение совершалось отдельно от венчания и соединялось с последованием утрени. Окончательное единообразие обряд обручения получает лишь к XVII столетию.
Обручение — это наречение молодых женихом и невестой. Обручение было испытанием верности полюбивших друг друга, ибо они приносили в жертву свою свободу, хотя хранили чистоту и воздержание.
В прошлом обручение отделялось от самого венчания определенным временем. Так, указом Петра I от 1714 года предписывалось после сговора (помолвки) видеться до венчания и обручиться за шесть недель до него.
«Молодых обручили, а месяца через полтора и повенчали» — читаем мы у Салтыкова-Щедрина в «Пошехонской старине».
Обручение обычно составляло третий обрядный вечер до свадьбы: 1-й вечер — сватовство, сговор или первый пропой; 2-й вечер — рукобитье, помолвка, второй пропой; 3-й, последний, вечер — обручение, последний пропой.
На обряде обручения присутствовали только близкие родственники жениха (нечетное число) и также со стороны невесты, и еще сват и сваха.
Во время обручения молодые трижды обменивались кольцами при участии священника (кольцо невесты серебряное, кольцо жениха – золотое). После тройной перемены колец серебряное оставалось у жениха, ибо он всегда должен был памятовать о слабости своей подруги, а золотое — у невесты, в знак того, что женская слабость находила опору в исполненном силою мужества избраннике.
По окончании церемонии молодых благословляли и обменивались подарками.
Со дня обручения жених и невеста хранили эти кольца с величайшим благоговением и возвращали их друг другу в день венчания.
Обручальные кольца надеваются на четвертый палец правой руки.
В наше время обряды обручения и венчания молодых совершаются в один день, поэтому нелишне будет остановиться здесь на вопросе о кольцах.
Дело в том, что нельзя путать обручальные кольца и свадебные, так как это совершенно разные понятия.
Перед венчанием молодые обязательно должны зарегистрироваться в ЗАГСе, откуда они идут под венец уже с кольцами на руках. Но тогда теряет смысл обряд обручения, который совершается по старым традициям.
Во всем мире существует традиция дарить друг другу кольца сначала при помолвке, а потом, еще одно, — во время свадебной церемонии.
Что происходит у нас - не совсем понятно. Вероятно, тем, кто решил венчаться, необязательно надевать свадебные кольца в ЗАГСе.
Свадебные кольца также надевают на четвертый палец правой руки, рядом с обручальными.
Обручение скрепляет молитвой и церковным обрядом взаимное стремление к браку. Брак – таинство, в котором по Божественному благословению этот союз рождается. В древности обручение и венчание были разделены определенным временем. Будущие супруги в течение некоторого срока должны были приготовить себя духовно к этому великому для их жизни событию. Могли быть и жизненно-практические причины. Все это сохраняет значимость и в наше время. Время между обручением и браком определяет (в согласии с женихом и невестой) духовник. Если его нет, то это делает священник, к которому будущие супруги обратятся за благословением на брак.
Обручение совершается священником в притворе или у западной стены средней части храма. Священник надевает жениху и невесте кольца, которыми они затем троекратно обмениваются.
В давние времена бракосочетание было невозможно без обряда обручения. Обручение являлось третьим этапом предсвадебных вечеров:
- Сватовство и смотрины невесты
- Сговор родителей с обеих сторон и помолвка
- Обручение и обмен кольцами
Если первые два вечера проходили в семейном кругу, то само обручение свершалось в присутствии сватов, множества родственников и друзей. Во время обручения жених и невеста обменивались железными, серебряными или золотыми кольцами, в зависимости от состоятельности, в знак того, что они кладут печать на совместную жизнь и хозяйство. Кроме того, в этот вечер в присутствии свидетелей подписывался документ, который определял права на имущество обоих супругов - прототип современного брачного договора.
Обряд обручения совершался примерно за шесть недель до венчания. За это время молодые должны были пройти испытание временем и оставаться верными друг другу.
С Х века обручение совершалось уже не в доме родителей невесты, а в храме в присутствии священника. Таким образом, будущие супруги отвечали за свое решение перед Богом.
Кольца, которыми во время обручального вечера обменивались названные жених и невеста, бережно хранились до самого обряда венчания , во время которого возвращали их и уже постоянно носили на безымянном пальце правой руки.
Современная путаница
В настоящее время венчание молодоженов также невозможно без обряда обручения, и они часто совершаются в один и тот же день друг за другом. Но трудность в соблюдении свадебной традиции обмена кольцами состоит в том, что священнослужители требуют, чтобы современные жених и невеста до начала обряда венчания были расписаны в ЗАГСе.
Как известно, во время гражданской церемонии (в ЗАГСе) молодожены тоже обмениваются кольцами, и создается путаница между правилами церковного и гражданского бракосочетания. Чтобы не потерять смысл христианского обручения, можно провести этот обряд за несколько дней до регистрации брака в ЗАГСе , а после гражданской церемонии поехать венчаться в церковь. Второй вариант - отказаться от обмена кольцами в ЗАГСе, но тогда церемония потеряет свою торжественность и красоту.
Церковное обручение
Смысл обряда обручения в церкви - свидетельство того, что молодые заключают брак со всей ответственностью перед лицом Бога.
Священник выходит через царские ворота иконостаса к новобрачным, которые стоят лицом к алтарю. Крест и Евангелие он кладет на аналой. Освященные обручальные кольца держит в это время дьякон. Священник, держа две венчальные свечи, символизирующие будущую супружескую пару, читает молитву о благословении будущих супругов на брак и размахивает кадилом с фимиамом. После этого он передает свечи молодым.
Венчальные свечи делают длинными и достаточно массивными, чтобы за время церемонии они не успели догореть. Это является плохой приметой, как и оброненное обручальное кольцо.
Жених и невеста, бережно удерживая свечи, проходят внутрь храма, следуя за священником. Далее священнослужитель надевает кольца на пальцы новобрачных, и молодые трижды обмениваются ими в знак того, что с этих пор они навсегда принадлежат друг другу. После обмена кольцами обряд обручения подходит к концу. На аналой кладут венцы, и начинается венчание.
Обряд обручения начинается с того, что священник помахивает кадилом и курит фимиамом, а затем читает молитву, после которой начинаются молитвословия о вступающих в церковный брак.
После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: "Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: "Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".
После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая всё совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).
Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.
Раньше обручение происходило до венчания, иногда задолго. Обрученные хранили кольца, как символ любви и верности. Перед венчанием они возвращали их, подтверждая тем самым свое согласие на брак, желание отныне обмениваться своими мыслями, чувствами, радостью и горем. Поэтому можно последовать древней традиции и обручиться заранее или же сделать это в день венчания. Сегодня действительны оба варианта.
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи - знак духовного света таинства - торжественно проходят в центр храма. Впереди них ступает священник. Жених и невеста становятся на белый или розовый коврик, разостланный перед аналоем. На аналой, где уже лежат Крест и Евангелие, кладут венцы. Священник предлагает жениху и невесте пред Церковью и Богом еще раз подтвердить свое добровольное желание вступить в брак. Священник обращается к жениху: "Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?", - спрашивает священник, и жених отвечает: "Имею, честный отче". - "Не связан ли ты обещанием другой невесте?" - "Нет, не связан".
Затем, обратившись к невесте, священник спрашивает: "Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?" - "Имею, честный отче". "Не связана ли обещанием другому жениху?" - "Нет, не связана".
После этого начинается чин венчания - таинственное освящение супружества Божественной благодатью.