Что в 10 месяцев любит есть малыш. Десятый месяц жизни ребенка: развитие, навыки и умения, сон, зубы, питание

У вашего малыша круглая дата – десять месяцев. Он теперь многое понимает и умеет. Вы начали замечать появление индивидуальности у крохи. Теперь он стремится к самостоятельности, проявляет характер: активно двигается и лепечет или напротив, так сосредоточенно занимается чем-то, что вы не решаетесь помешать. И действительно, ребенок в 10 месяцев, пытаясь подражать вам, уже настойчив в достижении своих целей и возмущается, если кто-то препятствует ему.

Что нового в физическом развитии в 10 месяцев?

Малыш на столько активен, что прибавка в весе начинает уменьшаться по сравнению с предыдущими периодами в его жизни. За десятый месяц кроха прибавляет в весе до 300 – 450 г, а в росте около 1 – 1.5 см. В 10 месяцев ребенок имеет массу тела 8.5 – 10 кг (± 1 кг) и рост 71 – 74 см (± 3 см).


Что умеет малыш к концу 10-го месяца

  1. Ребенок поднимается на ножки и стоит без опоры. Если взять его за одну ручку, то делает попытки передвигаться. Некоторые малыши могут пройтись вдоль стенки.
  2. Может сесть без поддержки из положения стоя.
  3. Хорошо берет и держит предметы обеими руками: держит двумя ручками чашку, одной – ложку. Полностью освоил щипковое хватание (двумя пальчиками). Временами ребенок предпочитает какую-то одну руку. Не следует отучать малыша пользоваться той рукой, которую он предпочитает.
  4. Многие дети уже хорошо . Координация движений все время развивается, и ребенок может доползти уже куда угодно, поэтому родителям следует принять все меры безопасности.
  5. Ребенка в 10 месяцев нужно научить слезать с дивана: поворачиваться попой к краю и спускать ножки.
  6. Копирует движения взрослых. Открывает и закрывает шкафчики, выдвигает ящики в комоде.
  7. Может катать мячик туда, куда вы ему покажете и ползти за ним. Катает машинку.
  8. Кроха в десять месяцев способен манипулировать несколькими предметами сразу. Умеет при помощи одной вещи достать другую: спихнуть палочкой мячик со стола.
  9. Когда малыш стоит в кроватке и держится за перила, то может подпрыгивать и приседать, ходить по периметру кроватки.
  10. К этому возрасту у крохи может вырасти уже 4 зуба: два нижних и два верхних центральных резца. Но если зубов пока нет, то не стоит переживать – подождите до года.

Что нового в психическом развитии

  1. Ребенок в 10 месяцев понимает уже многое, что вы говорите. Он повторяет за вами простые слова и показывает пальчиком на называемые предметы.
  2. Дети в этом возрасте начинаю понимать шутки.
  3. Кроха в десять месяцев пытается подражать и делать, как взрослые: качает куклу, подносит к уху телефон, берет ложечку и тянет в рот.
  4. В общении малыш использует простые жесты: машет ручкой на прощание, обнимает, протягивает ручки.
  5. Теперь ребенок может выполнять несложные требования и понимает запреты или похвалу.
  6. Сознательно разбрасывает и кидает предметы, рушит пирамидку.
  7. Интересуется другими детьми, тянет к ним ручки, пытается потрогать.
  8. Ищет спрятанный предмет, помнит где находятся убранный раннее вещи, где лежат его игрушки.
  9. Малыш сознательно сжимает и разжимает пальчики. Если раньше забрать у него было что-то трудно, то теперь можно попросить, и кроха вам отдаст этот предмет. Моторика продолжает развиваться, но основные функции малыш уже усвоил: он крепко держится за спинку кроватки, когда встает и ловко разжимает пальчики, когда что-то кидает.

Тест на развитие малыша в 10 месяцев:

  • В десять месяцев ребенок должен уметь самостоятельно сидеть, вставать у опоры, ползти за игрушкой, брать предмет двумя пальчиками.
  • Малыш должен произносить слоги или короткие слова, понимать значение нескольких слов. В среднем ребенок в 10 месяцев должен пытаться повторять за взрослым около 8 слов. «Речь» малыша должна быть эмоционально окрашена, а не монотонна.
  • Младенец должен уметь привлекать к себе внимание голосом, лепетом или используя жесты: помахать рукой «пока-пока», покачать головкой «нет».
  • Кроха должен выполнять простейшие просьбы: «дай», «возьми».

Как кормить малыша в 10 месяцев?

Питание ребенка днем уже полностью заменено на обычные продукты. Время прикорма постепенно отходит, и малыш переводится на общий стол. Грудное молоко и смесь вы даете после и перед сном, а также после кормлений вместо сока или воды: 30 – 50 г. В сутки ребенок в 10 месяцев должен получать 600 – 700 г молочных продуктов, поэтому для первого и последнего кормления вполне хватит грудного молока или смеси. За одно кормление малыш съедает от 200 до 250 мл.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Теперь ребенок нуждается в большом количестве витаминов, минералов, белков и жиров, поэтому питание крохи должно быть легкоусвояемым и сбалансированным. Пища должна быть сварена, лучше на пару, жареное давать не следует. Если у крохи есть зубки, то стимулируйте у него жевание: давайте маленькие кусочки вареных овощей (картофель) или мягкие фрукты (банан, персик). Пюре можно уже измельчать не на блендере, а разминать вилкой. Продолжайте вводить новые продукты.

Режим – сон и бодрствование

Примерно до года – полутора лет режим у детей не меняется: ночью они спят до 10 часов, а днем — два раза по 1.5 – 2 часа. Биоритмы индивидуальны у каждого ребенка: кто-то рано ложится и рано встает, а кто-то любит попозже. Соответственно и дневной сон у этих детей будет в разное время. Родителям важно приучать кроху к режиму сна и питания, тогда ребенок не переутомится и будет есть с аппетитом.

Как помочь малышу развиваться

  • Несмотря на то, что ваш малыш ползает или даже пытается ходить, продолжайте носить его на руках. Такая тактика воспитания еще называется холдингом (от английского слова «hold» – держать, удерживать). Посвящайте этому хотя бы 1 час в день, берите карапуза на ручки и носите с собой везде, разговаривая с ним. Садите себе на колени, смотрите друг другу в глаза, улыбайтесь, обнимайте кроху и говорите, что любите его. Прижимайте малыша к себе и пойте песни. Не страшно, если у вас нет голоса и слуха, главное, чтобы ваше пение было окрашено позитивными и ласковыми эмоциями. Ученые утверждают, что пение не только способствует психическому здоровью ребенка, а также стимулирует речевые навыки. Очень хорошо, если холдинг будет осуществлять не только мама, а также отец.
  • Разговаривайте с ребенком, так, словно он все понимает. Отвечайте, на его лепет, поддерживайте диалог. При этом старайтесь не употреблять слишком сложных слов и длинных предложений, не разговаривайте чересчур быстро. Говорите конкретно, например: «это лежит кубик», «кубик синего цвета». Не употребляйте пока местоимения (особенно личные), малышу еще трудно понять их значение, говорите так: «Коля, возьми кубик. Теперь у Коленьки есть кубик».
  • Развивайте у малыша чувство юмора, дети в 10 месяцев уже понимают шутки.
  • Не забывайте, что любую игру малыш воспринимает как реальность. Ребенка в этом возрасте очень легко расстроить, забрав и спрятав игрушку, всего лишь с целью игры.
  • Предоставьте ребенку простор для ползания, но помните, что теперь он будет этим пользоваться, чтобы достать то, что хочет. Следите за чистотой в доме, уберите все опасные предметы повыше – обеспечьте крохе полную безопасность. Объясняйте ребенку, что есть вещи, которые нельзя трогать, потому что они опасны: в розетке – ток, чайник – горячий.
  • Научите малыша показывать на себе части тела. Можно это делать, сидя друг против друга или перед зеркалом.
  • Позволяйте крохе кидать игрушку столько, сколько он пожелает. Не ругайте его за это. Заведите для малыша специальную коробку, в которую можно кидать игрушки и предложите ему заняться этим. Коробку можно ставить то слева, то справа от ребенка, чтобы он пытался бросать обеими руками по очереди.
  • Уже можно начинать проводить с ребенком занятия рисованием и лепкой. Пока малышу будет достаточно 1 – 2 маленьких фломастеров, одной баночки пальчиковых красок и небольшого кусочка пластилина. Не заваливайте пока ребенка целыми наборами, скорее всего, все это полетит в разные стороны. Пусть кроха поймет для начала, что с этим делать. Покажите ему, как нужно рисовать, раскрашивать, слепить шарик или колбаску.
  • Не давайте малышу сразу много игрушек: 2 – 3 вполне достаточно. Периодически меняйте их.
  • Каждый день отводите какое-то время для чтения. Купите ребенку несколько книжек, странички в которых он сможет переворачивать сам. Теперь, когда малыш уже понимает некоторые слова или даже сам произносит, нужно читать ему короткие сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Организуйте для малыша книжную полочку, до которой он сможет сам дотянуться и взять книжку.
  • Продолжайте развивать моторику ребенка:
    • Насыпьте на поднос или в миску макароны, горох или фасоль, пусть малыш покопается в них ручками, порисует пальчиком на подносе с мукой.
    • Поиграйте в веселую игру с прищепками: прицепите их на рукава и на штанишки малыша, ему будет забавно отцеплять их от себя.
    • Дайте ребенку листы цветной бумаги, пусть он рвет ее на кусочки. Из обрывков бумаги сделайте малышу «салют».

Время чтения: 5 минут

Как развиваются девочка или мальчик, какой рост и вес должны иметь дети, достигшие почти годовалого возраста, что должен уметь ребенок в 10 месяцев? В этом возрасте малыши как губка впитывают всю информацию из окружающего мира, приобретают важные для них навыки, развиваются активно физически, психологически. Очень важно выбрать правильные формы, методы развития и воспитания ребенка.

Развитие ребенка в 10 месяцев

В возрасте 10 месяцев дети развиваются очень активно. Они уже могут повторять звуки, ходить самостоятельно, осваивают новые движения, способны сами садиться. Это переломный в развитии период характеризуется самостоятельностью: кроха сам встает, пытается передвигаться, сам выбирает игрушку. Очень важно не торопить малыша, не вызывать негативные эмоции.

Достигая годовалого возраста, малютка начинает активно развивать свои умственные способности. Дети понимают некоторые просьбы родителей, появляется осознание того, что окружение – это не только то, что они видят вокруг. Младенец знает: если мама вышла из комнаты, то она вернется. У него появляется связь между некоторыми событиями, формируются взаимоотношения с определенными людьми. Карапуз уже может анализировать происходящее и делать свои выводы.

Рост и вес ребенка

Достигая возраста 10 месяцев, у ребенка начинает пропорционально формироваться тело. Однако рост и вес малыша немного замедляется. Мальчишки становятся крупнее. Средний рост у мальчиков примерно 69-77 см, вес – 8-11 кг. Девочки чуть мельче, они отстают в этих показателях. Их рост варьируется в пределах 69-75 см, вес – 7,9-10 кг. Однако нужно учитывать, что на эти критерии влияют также наследственные факторы.

Психическое развитие

Отличительная черта психологического развития детей 10-месячного возраста – любопытство. Что же должен уметь ребенок в 10 месяцев? Он уже реагируют на звонок, ему становится интересно, что делают другие люди. Малыш начинает различать выражение лица мамы, реакцию на свое поведение, реагирует на ее настроение. Это самый лучший период для воспитания оптимиста. Дети повторяют движения папы, способны подражать взрослым. Кровинка реагирует на опасные предметы, неприятные ситуации, к примеру, знает, что такое упасть. Однако рассчитывать на его самостоятельность не стоит.

Эмоциональное развитие

Развитие малыша в 10 месяцев характеризуется появлением социально-бытовых навыков, желанием взаимодействовать. Карапуз зовет на помощь, подает сигналы с просьбой что-то сделать, например, поднимает вверх коробочку, чтобы ее открыли. Очень часто десятимесячные дети ломают игрушки, тем самым привлекая внимания, проверяя реакцию взрослых. Ребенок способен дольше играть с одной игрой, появляются любимые игрушки, с которыми он не расстается во время сна, еды.

Что умеет ребенок в 10 месяцев

Кроха уже стал более общительным, проявляет самостоятельность. Чадо определяется со вкусами: выбирает музыку, игры. К 10 месяцем крошечка:

  • пользуется ложкой, пьет из кружки;
  • сидит, стоит сам, с опорой поднимается, становится на четвереньки, начинает ходить самостоятельно;
  • реагирует на протягивание к нему рук;
  • садится на горшок;
  • берет двумя пальчиками мелкие предметы – «пинцетный захват»;
  • сам залазит на кровать, кресло, сам слазит.

Двигательные навыки

Навыки двигаться развиваются очень стремительно. Кроха проявляет желание одновременно использовать несколько игрушек, предметов: подвигать совочком ведерко, идти за любимой игрушкой, самостоятельно ее нести, показывать. Родители должны обязательно похвалить малыша за самостоятельность. Дети сами кушают: откусывают и пережёвывают мелкие кусочки. Они с удовольствием играют с мелкими игрушками, перебирают пуговицы, камушки, застежки, развивая при этом мелкую моторику.

Речевое развитие

Малыш начинает формировать речевые навыки. Дети «разговаривают» при помощи лепета – повторения слогов, многотипных, однотипных. Следя за артикуляцией взрослых, малютка способен воспроизводить слоги типа: «ба-ба», «ну-ну», «ма-ма», «дай-дай» и др. Особенно ярко проявляется интонация. Должен уметь малыш в 10 месяцев выделять силой голоса слоги, расставлять паузы. Лепет становится похож на ритмически повторяющиеся звуки. Важно, чтобы взрослые использовали только мягкую интонацию, разговаривали спокойно.

Что должен уметь мальчик

Разница в физическом и психическом развитии между девочками и мальчиками становится заметна уже в десятимесячном возрасте. Мальчики физически более развиты, но менее эмоциональны. Крошки уверенно ползают, начинают контактировать со сверстниками, умеют самостоятельно:

  • садиться;
  • ходить со взрослым;
  • складывать игрушки;
  • показывать предметы по названиям;
  • откликаться на имя;
  • разбирать, складывать пирамидки;
  • строить из кубиков;
  • самостоятельно пить, держать еду.

Что должна уметь девочка

В девятимесячном возрасте девочки более эмоциональные, они чаще смеются, умеют лучше подражать движениям. Девочки легче выполняют просьбы взрослых, умеют пить и есть самостоятельно, с удовольствием начинают двигаться под музыку, могут сами вставать и садиться. У них быстрее начинают развиваться речевые навыки. Девочки нередко что-то делают, стараясь привлечь внимание взрослых, обязательно ожидают похвалу.

Как развивать ребенка в 10 месяцев

В это время следует научить ребенка простым навыкам обслуживания: складывать игрушки, самому удерживать ложку, чашку, приучать к навыкам самообслуживания, например, самостоятельно взять нужный предмет, держать игрушку. Активность малыша хороша для развития двигательных навыков: построить «туннель» из коробок и позвать ребенка, поставить его любимую музыку и попросить научить танцевать куклу, топать, хлопать вместе с ним. Все эти упражнения будут развивать моторику, координацию движений.

Занятия с ребенком

Для ребенка игра – это не только веселое проведение времени, но и возможность развиваться. Однако активные занятия желательно использовать днем, так как при всей подвижности, младенец будет быстро уставать. Во второй половине дня следует отдать предпочтение более спокойным развлечениям. Можно использовать кубики, пальчиковое рисование, складывать пирамидку. Развлечений с младенцами очень много. Какие игры лучше выбирать впервой половине дня:

  1. Игры с мячиком. Можно катать мячик по полу, прятать мелкие мячики.
  2. Фитбол. Используется большой мяч. Хорошо на нем покатать кроху, попрыгать на мячике, дать обстоять на нем ножками.
  3. Музыкальные инструменты. Подойдут любые игрушки для этого возраста.
  4. Первая машинка. Кроха будет таскать ее на веревке, складывать туда игрушки.
  5. «Уборка». Мельчайшие предметы рассыпаются по полу. Карапуз их собирает.

Для развлечения во второй половине дня больше подойдут спокойные игры. Это могут быть:

  1. Игры на улице. Пособирайте каштаны, шишки, камешки.
  2. Прищепки. Карапуз, складывая яркие прищепки, будет развивать пальцы.
  3. Телефон. Маленькие дети охотно подражают взрослым. Телефон поможет развить речь.
  4. Купание. Кроме игры с «плавающими» игрушками, можно попросить ребенка сделать несложные действия, например, вымыть ручки, животик.

Видео

Здравствуйте! Итак, вашему маленькому любопытному малышу пошел десятый месяц жизни. Несколько важных этапов уже преодолено: он уже ползает, сидит, говорит первые слова, пробует вставать и уже уверенно стоит у опоры. Совсем скоро ребенок сделает первые самостоятельные шаги. Пора уже задуматься и о первой обуви, в которой можно ходить на улице с мамой за ручку.

Теперь он станет подражать вам, вашему поведению, словам, поступкам. Он хочет делать «как большой», потому станет пытаться нажимать кнопки пульта или даже повторить за вами понравившееся слово. Важно не произносить при ребенке бранных слов, от которых впоследствии будет сложно отучить. Лучше эту «самостоятельность» и активность малыша направить в правильное русло. Пусть он повторяет за вами, как качать мишку, кормить кукол или намыливать руки.

В этом возрасте дети кажутся разрушителями: они могут ломать игрушки, предметы. Но это часть познания мира — возможность узнать, что внутри, из чего состоят разные предметы.

Пришло время понимания слова «нельзя». Теперь на неправильные действия вы можете говорить это запрещающее слово, и оно будет понятно ребенку. Только не злоупотребляйте им. И важно произносить его действительно в той интонации, которая должна подразумеваться — без улыбки. Иначе ребенок может неправильно понять слово «нельзя».

Развитие на десятом месяце жизни

Сейчас уже рост ребенка замедляется, за месяц прибавится примерно на 1,5 см. Зато он уже увереннее владеет телом, что позволяет осваивать новые навыки. Теперь ему интересно залезать на все возвышенности, встречающиеся на пути: стулья, диваны. Теперь главное научить ребенка правильно спускаться (ножками вниз) — это убережет его от падений головой. Уберите неустойчивую мебель, следите, чтобы он не забрался на подоконник.

Ребенок на десятом месяце жизни активно ползает, что позволяет ему передвигаться по комнатам и преодолевать препятствия. Таким образом, становится сложно ограничить его пространство, поэтому в доме должно быть как можно безопаснее для него. Постарайтесь убрать из нижних ящиков опасные предметы, мелкие детали.

Отмечается, что на десятом месяце жизни ребенок может разжимать пальцы, и это очень важный навык. Если раньше он только хватал предметы, то теперь может их бросать. Теперь он может кидать игрушки и предметы со всей силы на пол, поэтому не давайте ребенку хрупкие и бьющиеся вещи.
Ваш малыш уже хорошо сидит, и можно заняться первыми уроками рисования. Лучше всего для этого подойдут пальчиковые краски. Рисуя вместе, обратите внимание, какой руке отдается предпочтение. Именно сейчас можно заметить ваш ребенок правша или левша. Не стоит пытаться переучить левшу, просто давайте задания и для правой руки, а правше – для левой. Это дает развитие обоим полушариям мозга одинаково. Кстати, рекомендую замечательный курс по раннему обучению рисованию для самых маленьких . С помощью этих видеоуроков вы не просто научите ребенка рисовать и выражать свои эмоции и впечатления в рисунках, но и поможете ему быстрее развиваться и расширите его кругозор.

Малыш может достаточно долго стоять на ногах, держась за опору или руки взрослого. А некоторые дети на десятом месяце жизни уже могут делать первые шаги у опоры. Это умение очень индивидуально. Лишь немногие пропускают период ползания, сразу начиная ходить. В основном дети готовятся к важному событию постепенно. Скоро малыш станет отпускаться от опоры и немного стоять. Затем, уже осмелев, сделает первые робкие шаги.

Десятый месяц жизни ребенка: сон

Пришло время перемен в режиме сна ребенка. Некоторым уже достаточно одного дневного сна, но вечером они ложатся спать раньше. Утренний подъем тогда тоже чуть сдвигается на более раннее время. Но, если остается два дневных сна, то перерыв между ними должен составлять больше четырех часов. Иначе малыш еще не устанет, и уложить его будет достаточно сложно. Желательно организовать режим дня ребенка так, чтобы укладывать в определенное время, тогда и пробуждение будет в одни и те же часы.

В этом возрасте ребенок во сне может вздрагивать, вертеться. Но если при созданном комфорте сон малыша нервный, а пробуждается в плохом настроении, то это повод обратиться за консультацией к невропатологу. Возможно, так проявляются нервные расстройства, которые лучше сейчас устранить. Подробнее о том, как решить проблемы со сном, мы рассматриваем в бесплатной книге «Как быстро уложить ребенка спать?» . Рекомендую скачать и прочитать – надеюсь, книга поможет вам наладить сон крохи.

Десятый месяц жизни ребенка: питание и прикорм

Питание ребенка на десятом месяце жизни пятиразовое. Включает в себя все те же продукты, что и раньше. Однако можно сократить количество грудного молока в рационе. Ночное кормление грудью лучше пока оставить, потому что многие дети в этом возрасте еще требуют его.

На завтрак предпочтительнее давать каши. Можно разнообразить их добавлением мелко нарезанных фруктов или сухофруктов, чай лучше травяной и хлеб. В обед овощной суп или на нежирном мясном, рыбном бульоне. Мясное блюдо с овощами, например, тушеными. На десерт йогурт или творог. Полдник – небольшой перекус йогуртом, хлебцем или сухариком. На ужин можно тушить овощи или нарезать мелко салат, давать кашу, хлеб, кусочек сыра. Жареная пища пока должна быть под запретом, она слишком тяжела для детского желудка.

Если вы планируете отказываться от грудного кормления, делайте это постепенно. Сначала можно заменить утреннее кормление полноценным завтраком. Затем уже отказываться от ночного — тогда на ночь лучше дать кисломолочный продукт. Он легко усвоится и не помешает детскому сну.

Большую часть пищи вы уже даете ребенку с ложки. Он охотно ест, когда голоден, и отказывается, даже отворачивается, когда наелся. Теперь он проявляет интерес к самостоятельному использованию ложки. Можно дать малышу ложку специальную, изготовленную из пластика. Пусть он пытается кушать сам, хотя вряд ли будет хорошо получаться. Поэтому часть он может пробовать есть самостоятельно, а большую часть скормите ему вы. Не ограничивайте свободу малыша, он получает важные жизненные навыки. Пройдет время, и он будет кушать самостоятельно и аккуратно.

Десятый месяц жизни ребенка: прогулки

Необходимо проводить как можно больше времени на свежем воздухе. В часы бодрствования рассказывайте малышу про все, что окружает, акцентируйте внимание на интересных вещах. На десятом месяце жизни ребенок может сосредоточиться на чем-то конкретном: летит самолет, бежит собака, прилетела птица, распустился цветок. Можно взять малыша с собой в магазин или в гости.

Десятый месяц жизни ребенка: купание, закаливание, физические упражнения

Купать ребенка на десятом месяце жизни можно через день. Но закаливающие процедуры лучше проводить ежедневно. Теперь на смену обтираниям приходит водное обливание. Лучше его делать при помощи душа, начиная с температуры воды 36 градусов, постепенно снижая до 28 градусов. Сначала облейте спину, потом живот и грудную клетку. После процедуры тщательно вытрите малыша. Самое лучшее время для обливания с 16 до 19 часов.
Обязательно делайте с малышом гимнастические занятия, массаж, воздушные ванны. Подробнее о купании вы можете прочитать , а про закаливание – .

Десятый месяц жизни ребенка: речь

Набор слов еще не слишком пополняется. Слова пока простые, чаще обозначают предметы и людей. Ребенок активно старается копировать звуки взрослых. Говорите с ним чаще, объясняйте предметы и действия. Здесь очень важна роль родителей. Хвалите малыша за удачно произнесенные слова, и он будет стараться еще больше.

Десятый месяц жизни ребенка: зубы

Продолжается рост и прорезывание зубов. На десятом месяце жизни у вашего малыша может быть примерно шесть зубов. Важно уделять внимание ежедневной гигиене, продолжайте мягко ухаживать за полостью рта малыша. В противном случае зубы начнут портиться, а это значит, что понадобится дорогостоящее лечение и, возможно,

Десятый месяц жизни ребенка: игрушки и игры

У ребенка могут появиться любимые игрушки или куклы, которыми он охотно играет, укладывает спать, кормит. Игры теперь более осмысленны. Мягкие игрушки в виде зверей и птиц не просто показывайте ребенку, рассказывайте, где они живут, какие звуки издают. Малышу нравится катать мячики и машинки, извлекать звуки из музыкальных инструментов.

Играйте с ребенком вместе в пальчиковые игры и . Под незатейливые стишки он легко запомнит действия, и вскоре сам будет повторять их. Так запоминаются значения слов, обозначающих действия, предметы.

Особый интерес у малыша вызывают взрослые вещи, например, посуда. Многие дети любят играть различными мисками, кастрюлями, формами для выпечки. Это тоже форма познания окружающего мира. Дайте ему формы разных диаметров, и он будет вкладывать одну в другую. Так формируется понятие о «больше — меньше».

Дети на десятом месяце жизни с удовольствием рассматривают большие яркие картинки в книжках. Почитайте малышу сказку, где картинки изображают действие. Вообще совместные чтения книг с раннего возраста очень развивают речевой запас ребенка. Впоследствии он будет говорить больше слов и фраз, а также легче запоминать различные небольшие произведения. Только не оставляйте книги в руках малыша, если только они не предназначены для него, сделаны из прочного картона. Маленький разрушитель может легко разорвать тонкие листы красивой яркой книги. Кстати о том, рекомендую вам скачать бесплатную книгу «Как выбрать игрушку по возрасту?» . Она поможет вам сделать правильный выбор в магазине игрушек, а не захламлять детскую теми играми и игрушками, которые ребенку будут просто не интересны в силу специфических возрастных особенностей.

Что должен уметь ребенок десяти месяцев?

Ваш ребенок уже может сам садиться и сидеть уверенно и продолжительно. Освоил вставание у опоры и может сделать несколько шагов. Легко управляется своими маленькими ручками с предметами, контролирует обе руки. Теперь он не просто хватает игрушки и предметы, он может их кидать. В хорошем настроении ребенок с удовольствием напевает песенки и смеется, активно реагирует на смех окружающих. Игрушки теперь не просто существуют для него, теперь он применяет их по назначению – катает мячик и машинку, пытается опрокинуть неваляшку, извлекает звуки из первых музыкальных инструментов.

Пришло время неназойливо познакомить ребенка с горшком. Только не усаживайте его на горшок силой и не ругайте, если ребенок не делает то, что вы хотите — ведь пока он просто не может контролировать свои ощущения. Основная битва за горшок еще впереди, самое подходящее время для этого настанет гораздо позже — ближе к двум годам. Пока же дайте какое-то время ему поиграть, показав на игрушках, как нужно присаживаться, и что делать. Пусть ребенок поймет, что это не страшно. Запаситесь терпением, процесс этот не простой, но рано или поздно ваши усилия дадут результат. Не забывайте хвалить кроху, если у него все получится — это станет большим стимулом повторить процесс. Подробнее о том, как приучить ребенка к горшку вы можете прочитать вот в этих двух статьях – , . И помните, до 3-ех лет случайные проколы — это еще не и не повод обращаться к врачу.

И последний совет: не теряйте оптимизма! Первые, самые сложные месяцы в жизни ребенка уже проходят. Ваш малыш все чаще радует своими достижениями и успехами, вы научились понимать друг друга. Так что радуйтесь каждому мгновению, и обязательно находите время на то, чтобы заняться собой и отдохнуть. Радости вам и благополучия!

В этом возрасте у ребенка резко расширяются возможности знакомиться с окружающим миром - он уже хорошо ползает и начинает ходить. Передвигаясь, он узнает о расположении предметов в пространстве, "отрабатывает маршруты".

Развивающие игры для детей. Как помочь ребенку расти веселым и счастливым

Малыш испытывает особенное удовольствие от перемещения в пространстве - ползанья или ходьбы. Ему нравится сам процесс, хотя дело не обходится без определенных трудностей и неприятностей, ребенок может уставать, падать и ушибаться.

Поэтому малыш с особым удовольствием воспринимает такие развивающие игры, при которых ползание, или ходьба, или некоторые важные элементы этих действий воспроизводятся в облегченном и безопасном, но ускоренном или усиленном виде.

  1. Подсуньте под живот лежащего на ковре ребенка полотенце или сложенное одеяльце. Приподнимите его так, чтобы он принял позу, нужную для того, чтобы ползти, и покачайте его немного вперед и назад. Держите его так, чтобы ему было легко ползти, и время от времени поднимайте его в воздух и переносите вперед на небольшое расстояние.
  2. Главная способность, которую ребенок должен развить, учась ходить, - это способность удерживать равновесие. Вы можете ему в этом помочь. Посадите малыша себе на колени, разведите его ручки в стороны и держите их. Поочередно поднимайте то одно, то другое колено, так, чтобы ребенок наклонялся то вправо, то влево. Помогайте ребенку сохранять равновесие, держа его за руки. Поднимайте и опускайте колени в такт музыке. Можете поставить пластинку, или включить магнитофон, или пойте сами, главное, чтобы музыка была веселая.
  3. Поставьте ребенка перед собой лицом к вам и возьмите его за руки. Начинайте слегка наклонять его то вправо, то влево, перемещая его центр тяжести с одной ноги на другую. Пойте при этом песенку так, чтобы ребенок покачивался в ритме песни. Держите руки ребенка на уровне плеч или даже ниже. Постепенно уменьшайте вашу поддержку, так чтобы малыш продолжал качаться самостоятельно. Пусть он потом держится только за ваши указательные пальцы своими ручками. Сделайте так, что его ручки опустятся и будут располагаться почти вертикально по его бокам. Попробуйте и сами качаться в ритме песенки. Это будет стимулировать ребенка - он попробует подражать вам.
  4. Поставьте малыша ножками на ваши ноги спиной к вам. Держите его за плечи. Скажите: "Давай, пойдем" и пройдите короткое расстояние.

    Посмотрите, как он реагирует на эту игру. Если она ему понравится, повторяйте ее в разные дни. Пусть вместо вас это делают другие члены семьи, включая старших детей. Такая игра способствует укреплению контакта между ребенком и взрослым и полезна с этой точки зрения. Если малыш не выражает удовольствия от игры, отложите ее и через какое-то время попробуйте снова.

  5. Приучите ребенка "петь" под музыку. Включайте магнитофон, или проигрыватель, или радио. Пойте сами, используя те слоги ("мамама" или "папапа"), которые ребенок без труда произносит. Предлагайте ему присоединиться к вам. Повторяйте такую игру многократно, пока он не станет самостоятельно петь под музыку.
  6. Продолжайте играть с ребенком в "Ку-ку, где я?". Сначала сами закрывайте ручками ребенка его глаза и восклицайте: "Где же Миша, куда он ушел?". Убрав его ручки, радуйтесь: "Миша тут!" Потом приучите ребенка самого закрывать глазки руками и ждать ваших возгласов: "Куда Миша исчез?". Выражайте восторг, когда он уберет ручки от лица. Можете также научить его самого закрывать себе лицо салфеткой или пеленкой, а потом ее сдергивать. Ваша радость, когда салфетка сдергивается или ручки убираются от глаз, будет способствовать эмоциональному развитию ребенка.
  7. В этом возрасте ребенок начинает понимать, как привлечь или поддерживать внимание взрослого - и начинает повторять действия, которые вызывали смех окружающих. Вы можете поддерживать и развивать у него такое поведение, участвуя вместе с ним в самых разных играх. Например, поиграйте с ребенком в "Идет коза рогатая за малыми ребятами, забодает, забодает, забодает, забодает", где сначала вы изображаете эту козу, а потом - он. Испугайтесь, когда ребенок протянет руку в вашу сторону, а потом начинайте смеяться.

Как учить ребенка обращаться с игрушками

Вначале малыш одинаково обращается со всеми игрушками: он их хватает, рассматривает, трясет, ударяет ими по столу или по полу, тянет их в рот. Применяя такие стандартные исследовательские действия, ребенок самостоятельно кое-что узнает о свойствах некоторых игрушек и о том, как с ними надо обращаться.

Например, он обнаруживает: погремушка издает звук, когда он ее трясет. И соответственно с ней и обращается. Однако большей части игрушек соответствуют специфические действия, которые должен показать взрослый. Знание этих специфических действий и предметов (игрушек), с которыми они совершаются, важно для интеллектуального развития ребенка. На базе этих знаний строятся затем новые, приобретаемые в более позднем возрасте.

  1. Начинайте показывать ребенку разные действия при игре в мяч. Используйте для этого не один, а два-три мячика. Очень хорошо, если ребенок полюбит играть с мячом. Показывая ему мяч, а затем пряча его в разные места, вы сможете развивать у ребенка навыки поиска. Катая мяч в определенном направлении, вы задаете ребенку маршрут, по которому он должен научиться передвигаться.
  2. Научите ребенка звонить в колокольчик - отличную развивающую игрушку для детей 10 месяцев. Придумайте игру, при которой вы делаете что-то для него приятное, например, начинаете его щекотать, если он позвонит в колокольчик. Таким образом, вы сделаете колокольчик любимой игрушкой и сможете использовать его при обучении ребенка новым умениям.
  3. Обязательно подарите ребенку машинку и покажите, как катать ее вперед и назад. Сопровождайте катание какими-то звуками, типа "дрр" или "би-би", которые он сможет дальше употреблять для обозначения машины. Если же он не начнет сразу же подражать вашим действиям, поместите его руки на машину и покатайте ее его руками. Катайте затем машину по очереди или используйте в игре две машины, одну будете катать вы, другую - ребенок.
  4. После того, как вы научите ребенка катать машину руками, привяжите к ней веревку и покажите, как ее можно катать за веревку. После этого попробуйте предложить ему взять эту веревку - и когда он ползет, и когда стоит, и когда пытается ходить. Возможно, он воспользуется вашим предложением.
  5. Когда малыш уже научился катать свою машину (руками и за веревку), предложите ему машину другого цвета, величины и формы и посмотрите, станет ли он ее катать. Если он этого не сделает, объясните ему, что это машина (назовите ее "дрр" или "би-би") и что ее тоже катают. Но не показывайте катания руками! Проверьте, поймет ли он вас. Если не поймет, привяжите к этой новой машине веревку и дайте ему в руки. Если и это не поможет, покажите, как вы катаете новую машину. После того, как он тоже начнет ее катать, постарайтесь проверить с помощью еще нескольких игрушек, с каким набором (классом) предметов связывает ребенок действие катания и не является ли при этом определяющим факт, что у машины есть колеса. Вам будет легче находить лучшие методы развития ребенка, если вы будете не только видеть, что он делает, но и понимать, почему он это делает.
  6. Машина интересна потому, что в ней можно возить разные предметы. Покажите, как это делается. Если среди игрушек есть грузовик, дайте ребенку небольшие предметы, которые он не может проглотить, и покажите ему, как их можно складывать в машину и потом везти в какое-то место, где их можно высыпать.

Как помочь ребенку овладеть новыми действиями и программами действий

Мама обучает малыша новым действиям, используя два подхода: она показывает, что и как нужно делать, совершая эти действия сама; если же ребенку что-то не удается, она берет его ручки в свои и помогает ему совершить требуемые действия.

Обучая ребенка действиям, мать использует соответствующие этим действиям предметы домашнего обихода или игрушки. Кроме того, она сопровождает свое поведение речью, называя и действия и предметы.

В результате таких "сеансов обучения" ребенок приобретает разного рода сведения:

  • он совершенствует свою способность подражать видимому им поведению другого человека;
  • он усваивает набор действий, из которых может в дальнейшем строить более сложные действия;
  • он узнает, каким предметам соответствуют какие действия; это способствует формированию понятий;
  • он узнает названия действий и названия предметов.
  1. Дайте малышу попрактиковаться, надевая себе на шею через голову бусы из крупных легких бусин. Покажите ему, как надеть эти бусы вам и кукле. Смотрите только, чтобы он не порвал нитку и чтобы бусины не попали ему в рот.
  2. Держите вертикально вашу руку, и пусть ребенок наденет вам браслет на руку. Сделайте это игрой и по очереди надевайте браслет на руку друг другу.
  3. Купите ребенку пирамидку и покажите ему, как надевать на стержень кольца.
  4. Давайте ему такие игрушки, с которыми можно играть в разные игры. Например, используйте банки из пластмассы, в которые можно класть разные вещи, такие как кубики, пустые катушки, деревянные бусины, пластмассовые крышки от бутылок и т.д. Положив несколько таких предметов в банку, закройте ее крышкой и потрясите. Дайте ребенку послушать, потом высыпьте предметы из банки и предложите ребенку собрать их в нее. Дайте ребенку поиграть со стаканчиками из пластмассы, которые вкладывают друг в друга. Покажите, как это делается, и предложите ему так поиграть.
  5. Когда ребенок купается в ванне, дайте ему игрушки, которые плавают, например, пластмассовую чашку, и игрушки, которые тонут, например, металлическую ложку. Просите ребенка, чтобы он достал из ванны и дал вам ту и другую игрушку.
  6. Покажите ему, как ронять или бросать предмет в пустое ведро. Лучше, чтобы это было металлическое ведро. В качестве "материала для бросания" можно использовать, например, металлическую ложку, деревянный кубик или пустую катушку от ниток, пластмассовую крышечку от бутылки или банки и т.п. Обратите внимание ребенка на звук при ударе предмета о дно ведра. Помогите ребенку потрясти ведро, чтобы снова услышать звук. Эта игра особенно хороша для детей, у которых есть склонность бросать предметы на пол. Опыт показывает, что имея возможность играть в такую игру, дети избавляются от этой своей весьма неудобной для домашних склонности.
  7. Сядьте на пол рядом с ребенком и, показав ему любимую игрушку, спрячьте ее за своей ногой с другой стороны от него. Пусть он попытается перебраться через ваши ноги, чтобы достать игрушку. Поступая аналогичным образом, научите ребенка преодолевать другие препятствия, например, диванную подушку.
  8. Используя такой же подход, как в п.7, научите малыша доставать игрушку, обходя ящик с игрушками, зайдя за угол шкафа или выйдя за дверь. Показывайте ему, куда вы кладете игрушку и обращайте на нее его внимание.
  9. На глазах у приближающегося к вам ребенка спрячьте интересную игрушку, закрыв ее любым предметом, который ребенок может снять или сдвинуть (пеленкой, детским одеялом, ящиком, бумагой). Используйте привлекательную игрушку и неинтересный закрывающий предмет, чтобы ребенок не отвлекался его на его разглядывание и исследование. Например, возьмите яркую игрушку и закройте ее сначала небольшой миской. Затем закройте это сверху ящиком или коробкой от обуви. Наконец, накройте все это полотенцем. Если ребенок потеряет интерес, скажите ему "Давай искать вместе" и помогите ему снять все эти предметы. Изобразите восторг и удивление, когда вы найдете вместе игрушку.
  10. Возьмите в кулак маленькую игрушку, заведите руку за экран (миску, ящик, пеленку, бумагу) и оставьте игрушку там. Затем покажите ребенку вашу пустую ладонь и спросите: "Где же она?" Помогите ему самому достать игрушку.
  11. Играя на полу, положите на пол несколько диванных подушек, чтобы вы могли за ними спрятаться. Спрячьтесь и позовите ребенка: "Ку-ку, ищи меня". Когда он вас найдет, изобразите восторг.
  12. Ребенок учится разным способам достать нужный ему предмет. Вот простейший пример ситуации, когда ему надо совершить некоторые предварительные действия прежде чем взять в руку нужный предмет. Перед ребенком на столе находится тарелка, на которой лежит кусочек апельсина, но она отодвинута на такое расстояние, что можно дотянуться до края тарелки, а не до апельсина. Ребенку нужно передвинуть тарелку к себе. Сделает ли он это? Если нет, встаньте рядом с ним и покажите, как это делается. Потом снова отодвиньте тарелку и посмотрите, усвоил ли он ваш урок.
  13. Положите перед малышом шнурок, другой конец которого привязан к игрушке, находящейся на таком расстоянии, что ребенку ее не схватить. Потяните за конец шнурка, показывая ребенку, что игрушка при этом двигается. Предложите ему потянуть за шнурок.
  14. Привяжите веревки к разным игрушкам (машине, грузовику, тележке, паровозу и т.д.) и оставьте их на полу. Пусть ребенок таскает игрушки за собой, когда он ползает или ходит по комнате.
  15. Когда вы играете с ребенком, покажите ему, как достать интересную игрушку или, например, ваши ключи, потянув за салфетку, покрывало или пеленку, на которой лежит эта вещь.
  16. Постепенно придумывайте и ставьте перед ребенком более сложные задачи и показывайте ему, как их нужно решать. Например, положите игрушку на полотенце, накинутое на гору из подушек на кровати или на диване. Кончик полотенца, за который нужно потянуть, должен находиться вне досягаемости ребенка. Следовательно, ему надо будет сначала добраться до полотенца, а потом уже, потянув за него, достать игрушку.
  17. Начинайте учить малыша складывать игрушки в ящик. Каждый раз перед тем, как он ложится спать, скажите ему: "Помоги мне собрать игрушки". Показывайте ему пальцем на игрушку, говорите: "Возьми". Потом говорите "Отнеси в ящик" и показывайте на ящик.

Как помочь благоприятному социальному развитию ребенка

В этом возрасте ребенок приобрел уже значительную самостоятельность, он сам передвигается в пространстве, он сам действует с предметами, он начинает проявлять элементы самообслуживания - ест частично сам, участвует в процессе одевания. Развитие ребенка и обеспечение его личной безопасности требует, чтобы он усвоил определенные правила поведения - прежде всего, приучился быстро и безоговорочно подчиняться запретам, выражаемым словами "нет" и "нельзя". При этом существенно, чтобы запреты, исходящие от матери, не вызывали у ребенка отрицательных эмоций по отношению к ней, не уменьшали бы его любви к маме. Приучая ребенка подчиняться запретам, надо постараться обойтись без наказаний и угроз.

Ребенок в дальнейшем усвоит целый набор правил, касающихся социального поведения, и приобретет значительное количество сведений на эту тему. Первые приобретаемые им сведения относятся к принадлежности предметов. Он должен узнать, какие вещи (игрушки) принадлежат ему и он может сам ими распоряжаться, а какие - другим людям, и он их или вообще не должен трогать, или же должен каждый раз просить на это разрешение.

Очень важно рано приучить ребенка хорошо относиться к другим людям, уметь делиться с ними своими вещами (игрушками) и жалеть и утешать их, если они попали в беду. Доброжелательное отношение к другим людям откроет ребенку путь в компанию сверстников, к участию в коллективных играх. А именно коллективные игры определяют развитие ребенка в возрасте старше полутора-двух лет.

  1. Твердо и решительно говорите "нельзя", когда ребенок делает что-то непозволительное или когда он может оказаться в опасности. Качайте при этом головой и выражайте свое неодобрение мимикой и жестами. Если он не слушается, остановите его или вообще заберите его из опасной обстановки, но избегайте употреблять "нельзя" слишком часто. Говорите "нельзя", только когда это безусловно необходимо, по возможности избегайте опасных ситуаций, убрав бьющиеся или опасные вещи подальше от ребенка. Будьте настойчивы, если вы уже сказали "нельзя"! Если ребенок послушался или вы сами физически его остановили, переключите его внимание на какое-то другое интересное для него занятие.
  2. Используйте куклу-петрушку (надевающуюся на руку) для того, чтобы обучить ребенка прекращать действия, когда ему говорят "нельзя" или "перестань". Разыграйте сцену, когда кукла делает что-то плохое и вы говорите ей "нельзя". Пусть кукла прекратит это делать немедленно! Обратите внимание ребенка на поведение детской куклы.
  3. Если ребенок обращается с игрушкой так, что ее портит (например, бьет машинкой об пол), скажите сначала: "Не надо, перестань", а затем возьмите у него из рук игрушку и покажите, как надо с ней обращаться (например, начните катать машинку). Сделайте эту игру привлекательной и приятной для малыша!
  4. Говорите "нельзя" и в тех случаях, когда ребенок неправильно ведет себя за едой (например, бросает пищу на пол, разливает молоко, стучит посудой и т.д.).
  5. Возьмите несколько ваших вещей и вещей ребенка. Наденьте на себя шапочку ребенка, скажите: "Мама надела Мишину шапку" и начните смеяться. Рассмешите и ребенка тоже. Потом положите вашу шапку около себя, а шапку ребенка - около него. Возьмите новый предмет, например, ваши перчатки, протяните их ребенку и спросите: "Это мамины? Положи к маме". Помогите ему положить их рядом с вами. Потом проделайте аналогичную процедуру с его ботиночками и т.д. Играйте в такую игру много раз, включая в игру и других членов семьи с их характерными вещами.
  6. Путешествуя с ребенком по квартире, показывайте ему разные вещи и говорите: "Это папины туфли", "Это мамины духи", "Это папин приемник" и т.д.
  7. В этом возрасте ребенок протягивает игрушку взрослому, чтобы ее показать - но еще не намерен ее отдать. Это первый шаг к тому, чтобы делиться собственностью с другими. Моделируйте сами такое поведение, протягивая игрушку, чтобы показать ребенку. Просите его: "Покажи мне куклу", "Покажи папе книгу" и т.д. Пусть он держит игрушку в своих руках, когда вы говорите о ней, например, показываете, где у куклы носик, где глазки, где ручки; пусть он держит книжку в своих руках, когда вы показываете ему в этой книжке картинки. Таким образом он усвоит, что можно делиться предметами, не утрачивая их при этом.
  8. Поделитесь пирожком с ребенком: дайте ему откусить, потом откусите сами. После этого отдайте ему пирожок, скажите: "Дай маме откусить" и откройте рот. Если надо, подвиньте ручку ребенка своей рукой; но постарайтесь сделать так, чтобы ребенок сам кормил вас.
  9. Предложите каждому члену семьи избрать свою особую игру с малышом. Нужно, чтобы в ней были такие действия ребенка, которые служили бы сигналами привлечения этого члена семьи к их игре.
  10. Широко используйте одевающуюся на руку куклу-петрушку. Она не обязательно должна изображать человека: может быть и собачкой, и кошкой, и лисичкой. Хорошо, если она сможет открывать рот и менять выражение лица. Разыгрывайте сцены, когда эта кукла что-то очень хочет и ребенок может ей помочь. Пусть, например, кукла будет голодна, и вы дадите ребенку ложку, чтобы он ее покормил. После еды кукла будет радоваться, благодарить "кормильца" и может его, например, пощекотать. Комментируйте поведение куклы, говорите, что она хорошая, что вы ее жалеете, гладьте ее. Дайте ребенку возможность увидеть, как надо помогать другому существу.

Как учить ребенка говорить и понимать речь

В этом возрасте ребенок понимает уже очень много из того, что вы ему говорите. Но его понимание основывается не только на тех словах, которые вы произносите. Оно очень сильно зависит от ситуации (что он в это время видит вокруг себя, чем он в это время занят), от ваших жестов, выражения вашего лица, тона вашего голоса.

Ребенок также приобретает склонность повторять услышанные им слоги или простые слова. Правда, это касается только таких коротких слов, гласные и согласные которых ребенок уже умеет произносить.

Уча его говорить, создавайте такие игровые ситуации, когда повторение сказанного вами слова приводило бы к желанному эффекту для малыша.

  1. Когда вы вытираете его после купания, называйте при этом части тела. "Вот ножка, вытяни ножку, хорошая ножка", "Где ручка, вот ручка...", "А вот животик", "А это спинка". Поглаживайте, щекочите, целуйте... При одевании просите его вам помогать: "Вытяни ножку", "Протяни ручку", "Подними головку" и т.д.
  2. Держа ребенка на руках, спросите у него: "А где у Миши носик?". Возьмите в свою руку его пальчик, потрогайте им его нос и скажите: "Вот носик". Потом спросите: "А где у мамы носик?" и потрогайте его пальцем свой нос, говоря: "Вот мамин носик". Проделайте то же самое относительно рта, глаз, лба. Повторяйте это много раз - до тех пор, пока ребенок не начнет самостоятельно показывать пальцем свой и ваш нос, рот и т.д. Когда он уже выучит эту игру, проведите ее перед зеркалом.
  3. Играя с ребенком, просите его выполнить простые уже известные ему действия, например: возьми, положи, дай, покажи, брось, иди сюда, покатай, надень. Если он не реагирует на просьбу, сопровождайте слова поясняющим жестом. Если и это не помогает, покажите ребенку, какое действие вы хотите, чтобы он выполнял, или помогите ребенку его осуществить.
  4. Употребляйте слова "дай", "покажи", "возьми" по отношению к разным предметам домашнего обихода и игрушкам. Во время еды положите перед ребенком несколько разных кусочков пищи, например, печенье, булку, хлеб, яблоко и др. Скажите: "Возьми хлеб". Если ребенок возьмет не то, что вы попросили, поправьте его. Аналогичным образом разложите перед ним несколько игрушек и по очереди просите у него разные предметы. Чтобы ему было интересно, составьте определенный сценарий игры с использованием тех предметов, которые вы получили от ребенка. Например, сначала попросите машину, потом попросите куклу, которую вы будете катать в машине. Потом попросите мишку, чтобы он убегал от машины, которая будет пытаться на него наехать.
  5. Если малыш еще не выполняет действий типа "дай", "возьми", попробуйте другим способом выяснить, понимает ли он названия предметов и игрушек. Спрашивайте его, где данный предмет, и следите за тем, куда он направит свой взгляд. Если он посмотрит на тот предмет, который вы назвали, хвалите его.
  6. Рассматривайте с малышом книжки с изображением игрушек, кошек, собак и обычных предметов. Просите его показать пальчиком тот или иной объект. Хвалите его, если он это сделает. Сами показывайте пальцем на называемые вами предметы или существа. Указывая на собаку или кошку, изображайте, как они "говорят" ("Это киса, она говорит мяу").
  7. Если в комнате находится еще кто-то из членов семьи, попросите ребенка его показать: "Где папа? Покажи папу". Если ребенок уже ходит и находится в данный момент на полу, скажите ему: "Иди к папе (бабе, деде, тете и т.д.)". Пусть тот, к кому ребенок пошел, радостно его встретит!
  8. Научите малыша качать головой, выражая таким способом "Нет", "Не хочу", "Не надо". Попросите кого-то из членов семьи предложить ему и вам ту пищу, которую он наверняка не захочет есть. Говорите "Нет, нет, не хочу" и качайте головой.
  9. Используйте аналогичный описанному в п. 8 подход для обучения ребенка кивать головой в смысле "Да". Пусть кто-то спросит вас и ребенка: "Хотите пирожок?" (или что-то другое, что малыш любит). Кивайте головой и говорите "Да, да, конечно".
  10. Играйте с ребенком в "разговор" путем повторения друг за другом одного и того же слога или слова. Произнося слова, делайте это с вопросительной интонацией, приглашающей его "на разговор". Постарайтесь научить малыша произношению следующих слов (или слогов) с разными согласными:

    м - мама (ма)
    б - баба, бай-бай, бах
    п - папа, пай
    н - няня
    д - дай, дядя, деда
    т - тетя
    к - ки (кошка)
    г - гага
    л - ляля (кукла)

  11. Постарайтесь придумать ситуации, которые позволили бы малышу начать понимать произносимое (повторяемое) им слово, связывать его с определенным объектом или событием. Например, скажите ребенку: "Давай звать папу". Пусть отец повернется на ваш призыв, улыбнется вам и ребенку и снова отвернется. В ответ на сказанное ребенком "папа", попросите отца реагировать значительно активнее: подойти к ребенку, поговорить с ним, поласкать его. То же можно предпринять и с участием других родственников.

Мама и папа должны оберегать, вкусно кормить, при необходимости лечить и обеспечивать всем необходимым своих детей. Чрезвычайно важно оценить развитие ребенка в 10 месяцев. Что должен уметь малыш - может рассказать педиатр. Родителям нужно не только сотрудничать с детскими врачами, но и активно расширять собственную базу знаний о детском физическом и психическом здоровье, для этого надо постоянно изучать соответствующие материалы - книги, статьи и видео, которых немало в интернете. Например, можно ознакомиться с этой полезной статьей.

Характеристики ребенка в 10 месяцев

Физические данные 10-месячного ребенка

Не все дети вписываются в педиатрические рамки, но все же существуют определенные нормы физического развития детей в 10-11 месяцев, опираясь на которые врач делает вывод о нормальном росте и развитии ребенка или отставании:

  • количество зубов - около 6;
  • рост - 72,11-73,91 сантиметр;
  • окружность груди - 45-46 сантиметров;
  • окружность головы - 45-46 сантиметров;
  • масса тела - 9,5-10,3 килограмма.

Способности ребенка в 10 месяцев

Большинство 10-месячных детей обладают следующими простыми навыками:

  • проявление внимания к речи взрослых и воспроизведение отдельных звукосочетаний, обычно детей это веселит;
  • адекватная позитивная реакция на шутки в адрес своей персоны;
  • положительное восприятие забав и игр, предлагаемых родителями;
  • способность вставки одного предмета в другой;
  • особый интерес к мелким предметам, нежели к крупным объектам;
  • умение катать игрушечные машины, толкать мячики и играть с неваляшкой;
  • правильное сидение, ползание и ходьба при помощи опоры, при этом ребенок садится самостоятельно, находится в положении сидя продолжительное время, многие дети в этом возрасте могут встать и сделать несколько шагов без помощи;
  • спокойная реакция на прекращение сеанса кормления грудью;
  • разжевывание измельченной пищи;
  • напевание песен;
  • проявление живого интереса к детям любого возраста, особенно к сверстникам, родители должны обучить ребенка правильному взаимодействию с первыми друзьями и детьми из своей семьи;
  • доставание определенного недосягаемого объекта посредством вспомогательного предмета;
  • особая тяга к бросанию игрушек и любых других предметов, таким образом, ребенок оценивает свойства окружающих вещей и развивает мозг;
  • осмысленная работа обеими руками;
  • должен присутствовать так называемый пинцетный захват мелких предметов при помощи указательного и большого пальцев;
  • игра на детских музыкальных инструментах, таковыми могут выступать ксилофон, бубен, барабан, колокольчик и тому подобное.
Ребенок в 10 месяцев: будет развиваться правильно, если все члены семьи будут с ним заниматься, общаться и играть

Интересные факты для родителей 10-месячных детей

Основные физические способности ребенка в 10 месяцев

Учитывая, что ребенок уверенно стоит на ножках при условии наличия опоры, можно играть с ним, подменяя опору игрушкой или любым безопасным предметом. Ребенок отвлекается и способен сделать вместе с этой псевдо-опорой свои первые самостоятельные шаги. Едва научившегося ходить ребенка недопустимо оставлять одного. Для 10 месяцев нормально уметь подниматься вверх по 2-3-ступенчатым лесенкам. Вначале ребенок ставит ногу на ступень, затем подтягивает вторую, по мере взросления малыш научится также спускаться с лестницы.

Социальная адаптация 10-месячного ребенка

Воспользовавшись естественным желанием малыша выполнять взрослые задачи, нужно активно обучать его кушать самостоятельно ложкой, аккуратно пить из чашки и сообщать о желании сесть на горшок. Родитель в быту должен давать простые поручения, например, принести определенный предмет. Пусть ребенок принимает участие в сборе на прогулку, самостоятельно выбирая колготки, шапку или кофточку нужного ему цвета. Не следует расстраиваться из-за того, что ребенок иногда писает не на горшок, так как здоровые дети в 10 месяцев могут заиграться. Родитель должен подсказывать, как правильно общаться с ровесниками и постепенно отучать ребенка от пустышки, если таковая имеется. Например, можно разыграть сцену с потерей этого мешающего аксессуара.

Эмоции, игры и речь ребенка в 10 месяцев

Эмоциональное совершенствование личности

По умению контактировать с окружающим миром также можно оценить развитие ребенка в 10 месяцев. Что должен уметь малыш - это общаться с взрослыми на особом языке, постепенно отказываясь от плача, крика, и переходя на более цивилизованные способы взаимодействия. Ребенку хорошо знакомы слова «нельзя», «нет», но он обожает изображать непослушание. К 10 месяцам появляется самое настоящее чувство юмора, это выражается в восприятии шуток и намеренное произнесение смешных звуков. В норме может наблюдаться негативная реакция в ответ на смену видов деятельности, при этом родитель должен пытаться минимизировать эти эмоции, отвлекая и заинтересовывая ребенка предстоящей задачей.

Игры 10-месячного ребенка

Игровая деятельность с возрастом приобретает все более сложные сюжеты. Действия в игре должны быть осмысленными. Помимо сюжетных игр, можно заняться полезными делами, например, собирать пирамидки, катать машины и играть в мяч. При желании малыш поднимает с пола предмет и кладет в ведро. Особенное удовольствие доставляют пальчиковые и жестовые игры, которые взрослый должен дополнять стихами или песнями. Можно продуктивно поиграть в прятки, искренне удивляясь при обнаружении спрятавшегося ребенка.

Речь детей в 10 месяцев

У нормально развивающегося ребенка ближе к году заметно разрастается запас слого-слов и полноценных слов, он активно их использует. В это время появляется требование: «дай!», хотя многие дети используют вместо него «на», а также упрощенные слова для обозначения известных окружающих предметов и действий. Пользуясь мощной тягой детей к общению и наличию своего языка, нужно постараться преодолеть барьер непонимания и взаимодействовать с ребенком как с полноправным собеседником.

Пообщавшись с педиатром и другими более узкими специалистами, можно оценить развитие ребенка в 10 месяцев. Что должен уметь ребенок мы вкратце рассмотрели в данной статье, но это не значит, что отсутствие одного или нескольких из описанных навыков автоматически создает ребенку статус неполноценного. В каждом случае человек развивается по индивидуальному заложенному природой сценарию. Раннее обнаружение отклонений развития, в большинстве случаев, позволяет скорректировать поведение ребенка и вовремя провести необходимую терапию.