Держать камень за пазухой фразеологизм. Держать камень за пазухой: значение фразеологизма, история и толкование

Древнеримская Базилика святого Петра

Территория, где расположен Собор святого Петра, имеет свою историю, которая берёт начало в Древнем Риме. Во второй половине I века нашей эры здесь был возведён . Во времена античности цирки служили развлекательными сооружениями для проведения различных состязаний и представлений. Однако Нерон превратил свой цирк ещё и в место для экзекуций, где с особой жестокостью подвергались мучениям христиане. В их числе был и апостол Пётр, который в 67 году принял на арене Цирка Нерона смерть на кресте (его распяли вниз головой). Останки Петра были захоронены здесь же, на прилегающем «цирковом» кладбище. Вскоре могила Петра стала особым местом почитания для римских христиан, которые в последствии постановили, что когда они смогут построить свой первый храм, то его алтарь будет располагаться именно на месте захоронения святого Петра.

Как известно, только при императоре Константине (начало IV века) гонения на последователей Иисуса Христа были прекращены, а христианство получило статус господствующей религии. Император всячески содействовал постройке первого христианского храма, получившего название . Строительные работы были завершены в 326 году . Достопримечательность сразу же стала главным центром паломничества в Риме. Все коронации избранных понтификов проходили в стенах базилики, а в 800 году здесь был провозглашён императором Священной Римской империи Карл Великий.

В 846 году базилика была разграблена сарацинами. Зная о нахождении в крупных храмах Рима колоссальных сокровищ, сарацинские воины грабили те из них, которые находились вне стен Аврелиана (в их число входила и Базилика святого Петра).


В середине XV века старая базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, находилась в полуразрушенном состоянии, поэтому Папа Николай V начал работы по реконструкции и расширению. Однако кардинальное решение принял только Юлий II, который, желая укрепить папское влияние, приказал выстроить на её месте собор, превосходящий размерами все существующие религиозные сооружения в мире.


Постройка Собора святого Петра

Автором архитектурного проекта строительства Собора святого Петра нельзя назвать одного человека, так как на протяжении длительного периода времени разработкой и постройкой занимались поочерёдно сразу несколько известных мастеров. Первым начал работу в 1506 году архитектор Донато Браманте , проект которого предусматривал постройку сооружения в форме греческого креста, а после его смерти строительством занялся Рафаэль Санти , вернувший вид латинского креста (то есть, храм отличался одной удлинённой стороной). Затем строительство продолжилось под руководством Бальдассаре Перуцци, а после него свой вклад внёс и Антонио да Сангалло.

Спустя почти 40 лет руководить строительными работами поручили известному живописцу, скульптору и архитектору Микеланджело Буонаротти . Его идея собора, ориентированного на центральный купол стала основополагающей. Укрепив фундамент сооружения, и сделав его более монументальным, великий архитектор разработал многоколонный входной портик и возвёл барабан центрального купола. Проект Микеланджело предусматривал дополнительные четыре малых купола, однако после его смерти архитектором Виньола были реализованы только два, а центральный купол был возведён уже Джакомо делла Порта .

Реконструкции и перестройки Собора святого Петра на этом не закончились, и в начале XVII века по воле Павла V архитектор Карло Мадерна увеличил восточную сторону сооружения за счёт пристройки трехнефной базиликальной части, а с западной стороны возвёл фасад. В результате купол оказался скрытый монументальным фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали (с улицы Via della Conciliazione, которая ведёт на Площадь святого Петра). 18 ноября 1626 года Папа Урбан VIII освятил Собор святого Петра.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Главный фасад

Монументальный фасад имеет размеры 45 на 115 метров и увенчан карнизом с аттиком, на котором установлены статуи Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов, за исключением апостола Петра. Статуи апостолов Павла (с мечом в руке) и Петра (с ключом от Царствия Небесного) расположены перед входом в собор. Архитрав содержит надпись «Папа Павел V Боргезе, римский понтифик в год 1612, седьмой год своего понтификата, возвёл в честь князя апостолов» (IN HONOREM PRINCIPIS APOST PAVLVS V BVRGHESIVS ROMANVS PONT MAX AN MDCXII PONT VII). Входом в собор служат пять порталов:

Портал Филарета (центральный портал). Выполнен в бронзе в середине XV века ещё для античной базилики Константина. На панелях присутствуют изображения Христа на троне, Мадонны на троне, святого Петра и святого Павла. На нижних панелях представлены сцены мученичества двух святых. Слева - «Усекновение главы святого Павла, справа - «Распятие на перевёрнутом кресте святого Петра». Портал венчает барельеф работы Бернини «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного».

Святой портал (последний портал справа). Выполнен Вико Консорти в бронзе в 1950 году. Портал открывают только в Святой Юбилейный год, то есть, один раз в 25 лет. Изнутри собора Святой портал замурован каменной кладкой. В канун Рождества кладку разбирают, и предварительно троекратно преклонив колени, первым входит действующий понтифик. В конце Юбилейного года портал замуровывают на следующие 25 лет.

Портал Смерти (первый портал слева). Изготовлен в 1964 году. Через него выходит процессия во время похорон понтифика. Портал украшают изображения Гроба Господня, символы Евхаристия (хлеб, вино и ветви лозы), сцены убийства Авеля, смерть Иосифа и мученичество святого Петра.

Портал Добра и Зла. Выполнен Лучано Мингуцци в 70-х годах XX века.

Портал Таинства . Выполнен мастером Венанцо Крочетти по заказу Павла VI, который впервые открыл его в сентябре 1965 года. Портал украшен ангелом, который объявляет о семи таинствах.

Купол

Купол собора высотой 138 метров опирается на колонны и считается самым высоким в мире. Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырёх евангелистов: Марка со львом, Луки с волом, Иоанна с орлом и Матфея с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия. Лев, орёл и вол - так называемые «апокалиптические звери», о которых Иоанн Богослов пишет как о животных, которые окружали престол Бога. Вокруг внутренней окружности купола расположена надпись двухметровой высоты: «Ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою и дам тебе ключи Царства Небесного» (TV ES PETRVS ET SVPER HANC PETRAM AEDIFICABO ECCLESIAM MEAM TIBI DABO CLAVES REGNI CAELORVM). Внизу фонаря выбито посвящение: «Во славу святого Петра, Сикст V в год 1590, в пятый год понтификата» (S. PETRI GLORIAE SIXTVS PP. V. A. M. D. XC. PONTIF. V).

Микеланджело до своей смерти успел закончить только опоры и барабан купола. Дальнейшие работы выполнял его ученик Джакомо да Виньола при участии Джорджо Вазари. Однако через 19 лет при новом Папе Сиксте V ответственными за постройку были назначены Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана. Завершая постройку купола, архитекторы постарались не отходить от замысла автора проекта Микеланджело, и уже в 1590 году все работы были завершены. Во время понтификата Климента VIII на купол собора был установлен крест, на котором были закреплены две небольшие раки с мощами Андрея Первозванного, частицей Животворящего Креста и медальоном Агнца Божьего.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Внутреннее пространство

Внутреннее убранство Собора святого Петра богато декорировано скульптурами, барельефами, росписью и другими произведениями искусства. Центральный неф, на полу которого имеются метки, определяющие размеры самых крупных соборов мира, огорожен. Справа в конце главного прохода установлена скульптура святого Петра XIII века, которая считается чудодейственной, поэтому каждый посетитель старается прикоснуться к ней.

В центре собора возвышается главный алтарь, служить мессу за которым может только Папа Римский. Алтарь украшает монументальный киворий Бернини, установленный на четыре витых колонны, которые увенчаны скульптурами ангелов. Высота великолепного кивория соответствует 4-этажному зданию. Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, доставленной в Рим после взятия Иерусалима. Бронзу для кивория варварски позаимствовали из древнеримского Пантеона по приказу Урбана VII.

Главная апсида собора, созданная также Бернини, хранит надгробия Урбана VIII и Павла III. Здесь же находится кафедра святого Петра, где четыре статуи отцов церкви поддерживают трон святого Петра.

Со стороны правого нефа расположена Капелла Милосердия, где находится скульптурная группа Пьета или «Оплакивание Христа», работа 24-летнего Микеланджело. Несмотря на то, что это одна из первых работ юного скульптора, она свидетельствует о полной зрелости творчества Микеланджело, который намеренно подчеркнул молодость Мадонны в качестве символа вечной жизни. Затем следует Капелла святого Себастьяна, где находится большая мозаика «Мученичество Сан-Себастьяна», разработанная на основе картины Доменикино, Пьером Паоло Кристофари. В алтаре капеллы расположена могила блаженного Папы Иоанна Павла II. Далее по проходу установлены памятники Иннокентию XII работы Филиппо делла Валле и надгробие Матильды Каносса , тосканской маркграфини, которое предваряет вход в Капеллу святого Причастия. Вход в капеллу ведёт через железные ворота, узор решетки которой выполнен по эскизу Борромини. Капелла была разработана Карло Мадерна. Внутри находится скиния святого Причастия из позолоченной бронзы Лоренцо Бернини, датируемая 1674 годом, а также алтарь Троицы, произведение Пьетро да Картона. В Капелле святого Причастия происходил ритуал «поцелуй ноги», когда верующие прикладывались к останкам умерших понтификов перед их погребением. Такая практика была прекращена Пием XII, тело которого после смерти было выставлено в центральном нефе. Два памятника Григорию XIII и Григорию XIV закрывают правый проход.

Левый неф открывает Капелла Крещения, спроектированная Карло Фонтана и украшенная мозаиками Джованни Баттиста Гаулли, которые были завершены после его смерти Франческо Тревизани. Алтарная мозаичная картина была выполнена в подражании живописи Карло Маратта, полотно которого в настоящее время находится в Базилике Санта-Мария-дель-Анджеле. Сразу же за капеллой расположена могила внучки польского короля Яна III Марии-Клементины Собеской с надгробным камнем работы Пьетро Браччи. В соседней Капелле Сретения хранится тело Пия X, а вдоль стен расположены памятники Иоанну XXIII и Бенедикту XV, изготовленные в XX веке. Рядом расположена небольшая Капелла Распятия, в которой хранится великолепное деревянное распятие, датируемое началом XIV века, предположительно работы Пьетро Каваллини. Интерес представляет созданное скульптором Антонио Поллайоло в 1490 году надгробие Иннокентия VIII, которое находилось ещё в старой базилике. В Соборе святого Петра покоится и один из последних представителей шотландской королевской династии Стюартов, чей надгробный памятник выполнил знаменитый скульптор Антонио Канова.

С южной стороны средокрестия находится воспроизведённая в мозаике знаменитая картина Рафаэля «Преображение». Далее по южному трансепту расположен необычный памятник Александру VII , созданный Лоренцо Бернини. В этой скульптурной композиции Папа изображён не по церковным канонам, сидящий на троне, а на коленях, погруженный в молитву. Перед понтификом раскинута драпировка из красного мрамора, на которую с двух сторон опираются статуи, олицетворяющие «Благотворительность» и «Истину» с одной стороны и «Справедливость» и «Благоразумие» с другой. В центре из-под великолепной драпировки показывается фигура скелета, держащего в руках песочные часы с золотым песком, как символом неустанного потока земной жизни. Эта композиция в барочном стиле считается одной из заметных работ Бернини.

Фотогалерея











Памятники и надгробия







Ризница

Первоначально ризница была расположена в Ротонде святого Андрея на южной стороне собора, как мавзолей императорской эпохи второй половины XVIII века. В ходе нескольких попыток реконструкции старой ризницы в 1715 году был объявлен конкурс проектов, где победил архитектор Филипп Астория. Он предложил построить для ризницы отдельное помещение в качестве пристройки к существующему собору. Однако из-за высоких затрат на строительство, возведение новой ризницы было отложено. Только в 1776 году Пий VI поручил Карло Марчионни постройку ризницы, которую мы и наблюдаем в наши дни. Архитектор придерживался общего стилевого решения и постарался вписать её в архитектуру собора. В настоящее время здесь расположен Музей Сокровищ Собора святого Петра, в котором собраны главные священные артефакты Католической Церкви. Вход в музей платный по отдельному билету.

Исповедальня (гробница) святого Петра

В результате археологических раскопок, инициированных Пием XII, были обнаружены фундамент древнеримской базилики и развалины романского некрополя. При дальнейших исследованиях в одной из ниш некрополя в 1953 году были найдены кости, завёрнутые в драгоценную ткань пурпурного цвета. Находка дала Папе Павлу VI основание утверждать, что, по всей вероятности, эти мощи и являются останками тела святого Петра. Сейчас они находятся в гробнице, которая называется «Исповедальня святого Петра». Спуститься в Исповедальню можно по двойной мраморной лестнице, которая расположена перед главным алтарём.

Интересно! Расходы на строительство Собора святого Петра оказались столь велики, что для их покрытия Папе Льву X пришлось продать право на реализацию индульгенций в немецких землях Альбрехту Брандербургскому. Последний оказался чрезвычайно алчным дельцом. Его злоупотребления индульгенциями стали одной из причин протестных идей Лютера, Реформации и последующего раскола Европы.

входной билет

Две тысячи лет назад, когда Италией правил Нерон, здесь был расположен амфитеатр, в котором погибло немало христиан. В 67 г. схватили, судили, вынесли смертельный приговор и привели сюда апостола Петра. Тот, не желая умереть именно так, как погиб Христос, попросил казнить его иным методом. Распяли его вниз головой и похоронили недалеко от места смерти. А через три столетия в месте его захоронения возвели сооружение – там сейчас находится собор Святого Петра.

Расположен собор Святого Петра в Ватикане, в северо-западной части Рима, столицы Италии (на карте храм можно отыскать по следующим координатам: 41° 54′ 7″ с. ш., 12° 27′ 11″ в. д.).

Собор этот является самым крупным храмом Ватикана и до недавних пор был крупнейшей христианской церковью в мире: площадь превышает 22 тыс. м. кв., высота – 133 м, длина вместе с портиком – почти 212 м. Базилика рассчитана на 60 тыс. верующих, ещё четыреста тысяч христиан способна вместить, расположенная перед собором площадь.

Размеры этого храма превышает лишь возведённый в 1990 году в Ямусукро, столице Кот’д Ивуар, собор Пресвятой Девы Марии Мира, площадь которой составляет около 30 тыс. кв. м. Правда, несмотря на свои громадные размеры, вместить она способна лишь 18 тыс. прихожан.

История, воплощённая в камне

Возведённая по приказу Константина, базилика имела довольно-таки скромный вид, долгое время ничем особенным не отличалась и простояла одиннадцать столетий. До тех пор, пока в 1506 году папа Римский не велел на месте старой церкви, возраст которой превышал одиннадцать веков и пребывавшей к тому времени в аварийном состоянии, построить собор Святого Петра.

Сооружение затмило бы не только все языческие храмы, но и уже существующие христианские церкви, став при этом центром католичества и символом власти понтифика. Тот факт, что именно на этом месте нашёл свою мученическую кончину апостол Пётр, сыграл в выборе первосвященника немаловажную роль.

Для строительства храма были приглашены лучшие скульпторы, архитекторы и художники со всей Италии. Учитывая, что время возведения собора относится как раз к эпохе Возрождения, во время которой жили и творили такие деятели искусств, как Микеланджело, Джованни Лоренцо Бернини и другие известные личности, не удивляет то, что план удался на все сто процентов.


На протяжении всего строительства (а в общей сложности длилось оно не одно столетие) за работы отвечали разные люди, которые постоянно вносили кардинальные изменения в планировку храма, что оказало серьёзное влияние на архитектуру этого храма:

  • Первым архитектором собора был Донато Браманте – он предложил построить храм, форма которого была бы похожа на греческий крест с одинаковыми сторонами (строительные работы начались в 1506 г.)
  • Когда он умер, архитектором назначили Рафаэля Санти, который видоизменил план, придав храму форму римского креста (с более длинной четвёртой стороной).
  • Следующий архитектор, Бальдассаре Перуцци предпочтение отдал первоначальному плану.
  • А вот Антонио да Сангалло поддержал идею второго архитектора.
  • Микеланджело над собором в Италии начал работать с 1546 году. Он вернулся к первоначальному плану Браманте, но проект все же видоизменил: предусмотрел наличие на востоке от здания портика с огромным количеством колонн, несущие конструкции сделал массивнее и определил центральное пространство (как выглядела базилика во времена Микеланджело можно увидеть с западной стороны храма).Также Микеланджело успел построить барабан основного купола, строительство над которым пришлось заканчивать следующему архитектору, Джакомо делла Порта (он придал куполу более продолговатую форму). Микеланджело планировал окружить основной купол четырьмя меньшими, но архитектор Виньола решил возвести лишь два, расположив их по бокам от центрального.


  • Карло Мадерна в начале XVII ст. по приказу папы Павла V, вернувшись к римскому варианту, увеличил длину креста с восточной стороны. Также он возвёл фасад высотой в 48 м (без скульптур) и шириной около 120 м, полностью скрыв купол, который потерял своё доминирующее положение. Наверху фасада были установлены шестиметровые скульптуры Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и почти всех апостолов, кроме Петра.
  • Довольно скоро из-за огромного наплыва верующих стало очевидно, что перед собором необходимо построить площадь. Строительные работы доверили Джованни Лоренцо Бернини.

Двери храма

Перед центральными дверями установлены скульптуры апостолов Павла и Петра, в руках которых находятся ключи от Царства Небесного. В храм ведёт пять бронзовых дверей.

При этом самая крайняя, расположенная справа, замурована и открывают её лишь раз в 25 лет, в Святой год, в канун католического Рождества (в это время существует возможность отпущения наиболее тяжких грехов). Когда этот год заканчивается, святые двери снова закладывают бетоном.

В центральной части главных дверей изображены Павел и Пётр, над ними – сидящие на троне Иисус и Мария.

Снизу запечатлены фрагменты, изображающие суд и казнь подвижников Христа (Петра распяли вверх ногами, Павлу отрубили голову). Над дверями – изготовленный из мрамора барельеф Бернини с надписью: «Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного».

Как выглядит храм изнутри

Внутри собор Святого Петра в Риме удивляет своими невероятными размерами и чрезвычайно богатым дизайном – тут находится огромное количество статуй, колонн, алтарей, усыпальниц, которые были выполнены самыми именитыми мастерами своего времени.

Одним из таких шедевров является «Оплакивание Христа» («Пьета»), мраморная скульптурная композиция Микеланджело, единственная скульптура мастера, которая была им подписана.

Композиция Микеланджело являет собой статую Марии, которую скульптор изобразил молодой женщиной, на коленях которой лежит погибший Спаситель. На все вопросы современников, почему мать Иисуса так молода, Микеланджело отвечал, что матерь Бога не стареет.

Внутри храма находится алтарь с никогда не гаснущими лампадами, мессу служить с которого имеет право только Святой Отец. Поставили этот алтарь в том же месте, что и предыдущий, который установили когда-то над могилой Петра (интересный факт: несмотря на принятые каноны, обращён он не на восток, а на запад). В полу возле него было прорублено небольшое «оконце», через которое можно увидеть могилу св. Петра (о том, что она там действительно есть, доказали раскопки, проведённые в сороковых годах прошлого столетия).

Под куполом храма над центральным алтарём размещён ещё один шедевр Бернини (в середине собора существует немало его скульптурных работ): бронзовый балдахин (киворий) высотой в 29 м – расположен он на четырёх колоннах, где установлены фигуры ангелов.

Сквозь киворий просматривается кафедра св. Петра – кресло апостола, которое поддерживают скульптуры четырёх Святых Отцов, и над их головами парит Святой Дух.

Возле алтаря находится изготовленная из бронзы скульптура сидящего на папском престоле святого Петра, в руках которого – ключи от рая. Каждый католик считает своим долгом дотронуться до его ступни – многие верят, что если искренне попросить об исполнении своего желания, оно обязательно сбудется.

Купол храма

Купол собора Святого Петра является самым высоким в мире: его высота снаружи составляет почти 137 м, изнутри – 119 м, а диаметр – 42 м. На своде купола можно увидеть изображения евангелистов с животными, которые в «Откровениях» Иоанна Богослова находились возле Божьего престола: возле Марка – лев, Луки – вол, Иоанна – орёл. А вот Матвей изображён с ангелом, который водил его рукой во время написания Евангелия.

На вершину купола можно подняться двумя способами: сначала до его нижней части подъехать на лифте, а потом преодолеть 320 ступенек. Или обойтись без подъёмника и дополнительно подняться ещё по 231 ступени. Сначала подъём довольно лёгкий: ступеньки низкие и подниматься легко и единственное, что вызывает дискомфорт, так это постоянное движение по кругу, отчего кружится голова.

Затем подъём усложняется: ступени постепенно становятся меньше, круче и уже, а на самом верху ширина между противоположными стенами не составляет и метра. Тот, кто найдёт в себе силы и сможет дойти до цели не пожалеет – открывшаяся перед ним панорама Рима и Ватикана никого не оставит равнодушным.

Вплоть до 1990 года Собор Святого Петра в Риме был самым грандиозным строением среди христианских храмов. Однако его религиозное и культурное значение остается неизменным: в мире нет, и вряд ли когда-нибудь будет другой собор, который бы на протяжении почти двух тысячелетий символизировал торжество христианства, не подавляя своим величием.

О том, что Собор Святого Петра является одной из главных , знает каждый. Не зря именно Собор с одноименной площадью возглавляют наш импровизированный рейтинг , а также именно отсюда начинается наш . Но даже и без всяких рейтингов, будучи в Риме, сложно удержаться и не заскочить в Собор, чтобы увидеть своими глазами место, где бьется сердце Католической церкви.

Собор может одновременно принять до 60 тыс. верующих

Впрочем, несколькими минутами дело вряд ли ограничится. Ведь даже рассказ о входных дверях в Собор Святого Петра может занять не один час. А в самом соборе в настоящее время находится 44 больших и малых алтаря, 748 колонн, 391 статуя и бесчисленные мозаики. Но мы постараемся не нагружать читателя излишними подробностями, и расскажем только о тех памятниках, которые осмотреть стоит обязательно.

Собор Святого Петра в Риме: история возникновения и строительства

Почему Собор Святого Петра в Риме был построен именно на Ватиканском холме? Изначально на этом месте находился цирк Нерона, где, по легенде, и был распят апостол Петр, руководивший до этого в течение 25 лет новой церковью. В течение 100 лет о месте его захоронения не было ясных сведений, пока в 160 г. в письмах одного римского адвоката не появилось упоминание о памятнике над могилой апостола.

Полтора века спустя, при императоре Константине Великом, вокруг памятника была возведена первая базилика, которая очень скоро стала центром паломничества и местом, где проходили коронации Пап. В 800 г. в ней был коронован и Карл Великий.

Собор Святого Петра был возведен по проекту Микеланджело и его учеников

В начале XIV в. Папская область и Ватикан находились в угнетенном состоянии из-за бесконечных выяснений отношений с местными аристократами. Опасаясь окончательной потери влияния, Папа Климент V, будучи французом по происхождению, перенес свою резиденцию в Авиньон, поближе к сильным тогда королям Франции.

До 1377 г. Рим и, разумеется, Собор Святого Петра в Ватикане, находились в небрежении. И уже в XV в. появились первые проекты возведения нового главного христианского храма вместо обветшавшей базилики.

Даже рассказ о дверях Собора может занять много часов

Строительство было начато 18 апреля 1506 г. и продолжалось более века. За это время проект возведения неоднократно изменялся. Так, первый архитектор собора – Браманте – планировал построить храм в форме восточного креста, наследовавший ему Рафаэль – в форме удлиненного, католического.

Освященный 18 ноября 1626 г. Собор Святого Петра был возведен уже по проекту Микеланджело и его учеников. И, опять же, его центральный неф имел форму усеченного креста. Но на этом дело не закончилось: по приказу Папы архитектор Мадерно удлинил восточную часть креста и достроил фасад (высота – 45 м, ширина – 115 м). Собор Святого Петра в Ватикане приобрел, таким образом, католический вид.

Купол Собора римляне называют Cupollone

Отдельно стоит сказать о куполе храма. Купол Собора, или, как его называют сами римляне, Cupollone («куполище»), был создан по проекту Микеланджело. За основу был взят купол собора Санта Мария дель Фьоре () Брунеллески, возведенный к 1420 г.

Однако Микеланджело привнес в принципы строительства сооружений такого рода и новое. Так, он укрепил колонны основания купола и пристроил две лестницы с пологими ступенями, по которым материалы доставлялись на самый верх. Ныне именно по этим лестницам можно подняться на смотровую площадку Собора. Высота внешнего купола – 136,57 м, внутренний диаметр – 42,56 м.

Самое известное произведение в Соборе Св. Петра – «Пьета» работы Микеланджело

Стоит сказать, что Микеланджело согласился на эту работу не сразу, говоря, что он не архитектор. Но за несколько десятков лет до этого он точно так же отказывался расписывать потолок Сикстинской капеллы, находящейся в 2-х шагах от собора (). В общем, у Святого Престола уже был опыт убеждения гения…

Внутреннее убранство

Пройти в Собор Св. Петра можно в одну из 3-х дверей, хотя дверей вообще-то целых пять. Но крайняя левая открывается только для похоронных процессий («Врата Смерти»), а крайняя правая («Святая дверь») – лишь раз в четверть века, что символизирует срок, в течение которого Святой Петр стоял во главе церкви. Центральный вход прикрывает т.н. Филаретова дверь XV в., перенесенная сюда из старой базилики.

В самом портике установлены конные статуи Константина Великого работы Бернини и Карла Великого работы Корнакчини. Эти два императора считаются светскими защитниками Святой Церкви.

В Соборе 44 алтаря, 748 колонн, 391 статуя и огромное число мозаик

Остановимся лишь на самых значимых произведениях искусства, которыми богат . Центральный (папский) алтарь, находящийся непосредственно над могилой апостола (и действительно там существует захоронение весьма уважаемого в начале новой эры человека), украшен балдахином (киворием) из бронзы, поддерживаемым 4-мя витыми бронзовыми колоннами, такими же, что были в храме Соломона.

Эта скульптурная композиция работы Бернини высотой в 4 этажа потребовала огромных объемов металла, для чего папа Урбан VIII приказал разобрать крышу . Хотя и сам алтарь был изготовлен полувеком ранее из куска мрамора с форума Нервы.

Бернини работал над интерьером Собора более 50 лет

Бернини работал над интерьером собора в течение всей своей жизни – более 50 лет, и является автором и кафедры Святого Петра, и лоджий, и статуй, и большего числа надгробий кардиналов и пап, удостоенных чести быть похороненными в этом Храме. Он же спроектировал и Площадь перед Собором.

Но самое известное надгробие в храме – это «Пьета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело, находящееся в правом нефе. После того как в начале 70-х гг. прошлого века на эту скульптурную композицию было совершено два покушения, ее поместили в прозрачный пуленепробиваемый куб.

Бронзовая статуя Святого Петра. Рим

В глубине центрального нефа находится статуя Святого Петра, которая, по мнению некоторых ученых, была создана в IV-V вв. в Сирии. Считается, что если поцеловать правую ступню этой скульптуры, то исполнится самое заветное желание. В Петров день (29 июня) статую наряжают в дорогие одежды.

Собор Святого Петра на карте и как добраться

Чтобы попасть в знаменитый храм, нужно сначала выбрать удобный маршрут. Например, выбрать отель в непосредственной близости – сделать это совершенно несложно, тем более, что соответствующая подборка с актуальными ценами . При желании, можно даже подобрать жилье с видом на Собор.

Альтернативный вариант – воспользоваться общественным транспортом. Доехать можно на метро по линии А (станция Ottaviana), на автобусах №№40, 64 от вокзала Термини, на автобусах №№32, 49, 62, 81, 590, 271 (остановка «Виа дела Кончилиационе), на троллейбусе №19 (остановка «Пьяцца Рисорджименто»).

Перед входом в Собор всегда очередь. Во-первых, потому что посмотреть на него приезжает, особенно в сезон, огромное количество людей. Во-вторых, потому что на входе имеется тамбур, где посетителей проверяют на наличие запрещенных к проносу вещей (оружие, инструменты, различные вещества и т.п.).

Кстати, если вы планируете посетить сначала , то попасть в Собор Святого Петра сможете без утомительного ожидания. Обычно его осмотром как раз и заканчивается экскурсия по папской резиденции. Более подробно об этом BlogoItaliano рассказал в видео ниже:

Фотографировать интерьеры Храма можно, но без вспышки и только в строго отведенных местах. Несмотря на то, что Собор Св.Петра имеет площадь в 27 000 м2 и может одновременно принять до 60 000 человек, спрятаться от бдительной охраны все равно не удастся. В конце концов, шедевры собора стоят бережного к ним отношения.

Вход в сам Собор бесплатный, а вот чтобы попасть на смотровую площадку, которой славится купол, придется приготовить от €5 до €7 (2017). Цена зависит от способа подъема: пешком или проехать примерно 2/3 дороги на лифте. Подниматься высоко, поэтому лифт предпочтительней.

Кроме того, наверх лучше не брать с собой маленьких детей или престарелых попутчиков.

Часы работы и особенности посещения

Собор Святого Петра открыт каждый день с 7:00 до 18:30 (с 1 октября по 31 марта) и с 7:00 до 19:00 (с 1 апреля по 30 сентября).

На площади Святого Петра можно быть одетым во что угодно, но перед посещением храма следует прикрыть обнаженные плечи и колени и снять (если есть) шляпу или бейсболку. В противном случае, Вас просто не пустят внутрь.

Швейцарские гвардейцы на посту, Собор Святого Петра

Экскурсии в Собор Святого Петра

Посетить Собор Святого Петра в Риме можно и в рамках организованной экскурсии. Она обычно занимает порядка 3-х часов и включает также посещение Ватиканских Музеев и Сикстинской Капеллы с осмотром фрески Микеланджело “Страшный Суд”.

Узнать все детали, актуальные цены экскурсий и записаться на посещение можно с помощью в Риме. Для этого просто напишите ей на e-mail или отправьте сообщение через форму ниже.

Единственное, писать Леле рекомендуем заблаговременно. Хотя она и отвечает обычно в течение дня, экскурсии в Собор считаются одними из самых популярных в Риме, и на них всегда очень много желающих. Поэтому многие даты экскурсий могут быть заняты на несколько дней вперед.

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro) и большая площадь, окруженная колоннами - религиозный центр Ватикана (Stato della Città del Vaticano).

Ажурный кафедральный собор был построен в 17 веке грандами и Барокко: (Giovanni Lorenzo Bernini), (Michelangelo Buonarroti), Браманте (Donato Bramante), (Raffaello Santi). С тех самых пор и по нынешние времена базилика является самым значительным католическим храмом на планете, ежегодно привлекая миллионы прихожан к службам, отправляемым самим Папой Римским.

В 4 веке н.э. при императоре Константине I (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus) в Риме была возведена романская базилика. От раннехристианских построек уцелел только монумент, отмечающий средину площади Святого Петра, расположенную перед храмом.

Согласно христианским летописям, апостол Петр (греч. Απόστολος Πέτρος) принял мученическую смерть около 64-67 г. н.э. в Риме. Над могилой последователя Христа в 313 году был воздвигнут первый алтарь первой базилики.

Базилика Константина пережила несколько реконструкций и к 16 веку значительно обветшала. Понтифик Юлий II (лат. Iulius II) поставил перед Донато Браманте интереснейшую задачу - восстановить древний христианский храм и по возможности сохранить его изначальный потенциал. По задумке архитектора, обновленная базилика должна была представлять собой большой крест, увенчанный куполом.

Просторное здание с высокими сводами должно было воплотить небесную легкость храма, однако смерть Браманте в 1514 году отодвинула воплощение проекта на неопределенное время.

Еще при жизни Браманте в 1513 году вторым архитектором храма стал Рафаэль Санти. В помощь знаменитому мастеру был послан Фра Джокондо (Fra Giocondo), а его в свою очередь сменил Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo). История создания храма была омрачена удивительным фактом: за 6 лет работы над проектом умерли три именитых мастера. Начиная с 1506 года Собор Святого Петра получил только фундамент и частично, нижний стеновой ярус, который позже был разобран.

В течение 40 лет, чертежи собора трансформировались на бумаге, меняя форму здания от греческого равностороннего креста до латинского и, наконец, остановились на форме базилики, предложенной Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo). В 1546 году да Сангалло умирает и Папа Павел III ангажирует Микеланджело на роль куратора возведения храма. С учетом нагромождения архитектурных идей предшественников, Буонарроти решает вернуться к изначальному плану Браманте, упростив, и одновременно, усилив конструкцию.

Массив базилики было решено выполнить в виде центрально купольной постройки , вход в которую скрывал портик, задрапированный колоннами, по примеру античных храмов. Также по традиции древних строителей, центральный вход храма расположили на восточной стороне.

При жизни Микеланджело строительство продвинулось значительным образом, был даже выстроен барабан купола.

Однако завершить свой грандиозный проект гений не успел , в 1564 году смерть прервала труды Буонарроти.

Джакомо дела Порта (Giacomo Della Porta) продолжил работу над собором, внеся свои коррективы в план Микеланджело. Появились элементы протобарокко, более вытянутые формы , что особенно заметно на чертежах барабана купола. Задумки Буонарроти были реализованы в чистом виде только в ходе возведения западной части храма.

К 1588 году дела Порта в содружестве с Доменико Фонтанной (Domenico Fontana) реализовали план подготовительных работ к возведению купола Собора Святого Петра. В последующие 2 года все силы инженеров и строителей были сосредоточены на создании главного свода храма . Уже в мае 1590 года Папа Сикст V провел торжественную мессу в свеже выстроенном соборе.

За летние месяцы была выстроена колоннада из 36 декоративных колонн, однако, Сикст V не успел полюбоваться внешней отделкой церкви , скончавшись в августе 1590 года. Золотой фонарь в форме шара и большой крест над куполом храма были установлены уже при Клименте VIII (лат. Clemente VIII).

Вдохновителем следующего витка строительства Собора Святого Петра стал Папа Павел V (Paulus V). В 1605 году он призвал Карло Модерно (Carlo Maderno) переработать план собора.

Греческий крест , в облике здания, воплощенный Микеланджело, был превращен в латинский , за счет удлинения продольной части.

Также были пристроены боковые нефы, таким образом, храм превратился в трехнефную базилику. Обновленная церковь приобрела совершенно другой вид от первоначально задуманного Микеланджело – сегодня стоя в центре площади у обелиска вы увидите только часть купола, а подойдя ближе к собору можно подумать, что это дворец, а не церковь.

Описание

Собор Святого Петра отличается впечатляющими параметрами: порядка 211 метров в длину и высотой, с учетом купола - 132 м, общая площадь храма - 23 тысячи м 2 .

Столь внушительные размеры собора позволяют ему оставить далеко позади своих ближайших конкурентов. Метки с размерами других католических храмов нанесены на пол, чтобы посетители смогли оценить монументальность постройки.

Фасад

Современный фасад собора был исполнен архитектором Карлом Модерна в 17 веке. Обшитый травертином барочный фасад имеет солидную ширину - 118 м и высоту - 48 м.

Классические колонны поддерживают аттик, увенчанный 13-ю статуями. Пятиметровая статуя Христа, в окружении Иоанна Крестителя и 11 апостолов украшают лицевую часть Собора Святого Петра . Также фасад храма украшают часы, созданные в 18 веке Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier).

За колоннами портика скрываются пять ворот, ведущих внутрь кафедрального собора: Врата Смерти (Porta della Morte), Врата Добра и Зла (Porta del Bene del Male), Врата Филарета (Porta del Filarete), Врата Таинств (Porta dei Sacramenti), Святые врата (Porta Santa). Наиболее примечательные из них - Врата Смерти, созданные в середине 20-го столетия, скульптором Джакомо Манцу (Giacomo Manzu). Именно через эти створки Ватикан отправляет в последний путь своих понтификов.

Центральный портал собора украшен двумя конными статуями: Карла Великого, выполненной в 18 в. Августино Корначчини (Agostino Cornacchini) и императора Константина, работы Бернини (1670 г.). Еще одна жемчужина экстерьера храма - фреска «Навичиелла» (Navicella degli Apostoli), кисти Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), выполненная еще в 13-ом столетии.

Интерьер

Собор Святого Петра обладает внушительным внутренним пространством, которое разделено между тремя нефами. Арочные своды высотой 23 м и шириной около 13 м отделяют центральный неф от боковых. Галерея 90 м в длину и площадью порядка 2500 м 2 начинается у входа в храм и упирается в алтарь. В последней арке центрального нефа расположена чудодейственная статуя Святого Петра, отлитая из бронзы, к которой устремляются тысячи паломников .

Ватикан в лице кафедрального собора приобрел хранилище ценнейших произведений искусства, от пола до кончика купола. Мраморные полы храма частично сохранили элементы прежней базилики, реконструированной в 13 столетии.

Привлекает внимание диск из красного египетского порфира, на котором преклонял свое колено Карл Великий, во время своей коронации в 800 году, а также большинство правителей Европы до 15 века.

Множество элементов внутреннего декора были созданы при участии , потратившего на украшение собора 50 лет своей творческой жизни. Одной из значительных его работ является статуя римского центуриона Лонгина. По преданию сотник, страдающий очень плохим зрением, пронзил распятого Христа, чтобы убедиться в смерти сына Божьего. Кровь Христа попала на глаза Лонгину и он сразу прозрел . Через некоторое время Лонгин обратился в христианство, активно проповедовал, а ныне почитается одним из главных христианских святых.

Собор Святого Петра в качестве одной из реликвий хранит наконечник копья римского центуриона.

Над алтарем храма раскинулся еще один шедевр Бернини - обширный балдахин (кеворий), опирающийся на четыре фигурных столпа. Балдахин был создан при Урбане VIII, множество декоративных элементов воспевают аристократический род понтифика. Баснословная стоимость работ мастера была покрыта из казны семейства Барберри, а вот бронза и прочие стройматериалы были без зазрения совести взяты в Пантеоне (греч. πάνθειον).

И по сей день в Риме ходит поговорка: «Что не сделали варвары, сделали Бернини с Барберини».

Над балдахином возвышается кафедра, посвященная Святому Петру, также созданная Бернини.

Если прогуляться по центральному нефу собора, то в нишах можно полюбоваться статуями святых: Терезы, Елены-Софии Барат, Святого Винченцо де Паоли, Иоанна, Святого Филиппа Нери, Святого Иоанна-Баттиста де Ла Сале, Святого Иоанна Боско.

Правый неф

Пьета

В правом нефе храма расположена скульптурная группа « » (Оплакивание Христа) авторства молодого Микеланджело (1499 год).

Чтобы уберечь произведение искусства от пагубного влияния температурных колебаний, пыли, влажности, а также нерадивых посетителей, статуя накрыта прочным стеклянным колпаком. В 1972 году религиозный фанатик нанес серьезные повреждения шедевру молотком!

Памятник понтифику Льву XII

По соседству с Пьетой располагается памятник понтифику Льву XII работы Джузеппе де Фабриса (19 в) и монумент Кристине, принцессе Шведской выполненный Карлом Фонтаной в 17 веке.

В капелле Святого Себастьяна (Cappella di San Sebastiano) можно полюбоваться мозаикой, выполненной Пьером Паоло Кристофари (Pier Paolo Cristofari), по эскизам самого Доменикино (Domenichino). Свод часовни украшает мозаика Пьетро да Кортоны (Pietro da Cortona).

Усыпальница маркграфини Матильды Каносской

Уникальный памятник - усыпальница маркграфини Матильды Каносской, выполненный Бернини. Аристократка являлась первой женщиной, погребенной в храме .

Часовня Святого Причастия

Часовня Святого Причастия (Cappella del Santissimo Sacramento) украшена декоративной решеткой, созданной по наброскам (Francesco Borromini). Внутри часовни - работа по бронзе Карло Модерно, зодчество Борромини.

Левый неф

Гробница Александра VII (лат. Alexander VII)

Последняя значительная работа Бернини украшает гробницу Александра VII из семейства Киджи (Chigi). Ансамбль, выполненный из цветного мрамора и бронзы, изображает молящегося понтифика, окруженного аллегорическими статуями Милосердия, Истины, Справедливости и Благоразумия . Перед Александром VII находится скелет, завернувшийся в красную мантию – символ смерти.

В руке скелета находятся песочные часы - метафора окончания земной жизни понтифика.

Барочный ансамбль наполнен театральной драматичностью и полон тайного смысла. Так, одна из добродетелей изображена стоящей на земном шаре. Отнюдь не случаен тот факт, что каменная стопа закрывает собой Англию. К 17 веку раскол между католической и англиканской церковью достиг своего апогея. Британские монархи из рода Стюартов отреклись от короны ради того, чтобы сохранить верность католической вере. Вся эта противоречивая ситуация была художественно обыграна Бернини в камне. Гробница Стюартов сейчас находится внутри собора слева от входа.

Часовня Крещения

В левом нефе располагается часовня Крещения (Cappella del Battesimo), спроектированная Карлом Фонтаной и украшенная мозаиками Бачиччо (Baciccio). Рядом находится усыпальница Марии-Клементины Собески (Maria Clementina Sobieski), украшенная скульптором Пьетро Браччи (Pietro Bracci) в 18 веке. Соседствует с ней мемориал Стюартам, авторства Атонио Канова (Antonio Canova, 19 в). Интересна работа флорентийского зодчего 15 столетия Антонио Поллайло (Antonio Pollaiolo) - гробница понтифика Иннокентия VIII.

Центр

Центральное пространство собора, ограничено четырьмя столпами, поддерживающими купол. Эта часть храма была реализована в соответствии с задумками Микеланджело . В самом сердце церкви можно увидеть множество мозаичных картин, выполненных по эскизам Доменикино.


Особый трепет вызывает мемориал Пию VII, выполненный в 19 столетии не католическим творцом - Бертелем Торвальдсеном (Bertel Thorvaldsen). Собор Святого Петра имеет Григорианскую капеллу (Gregoriana Cappella), которая напоминает о том, кто дал человечеству григорианский календарь . Многочисленные гробницы понтификов и богато украшенные капеллы производят неизгладимое впечатление на прихожан.

Купол

Представляет собой грандиозное произведение искусства. Максимальная высота - 133,3 м от уровня земли, высота внутри базилики - 117,57 м, внутренний диаметр - 41,5 м, общий вес - 14 тысяч тонн! Изображение купола уже несколько веков является эмблемой кафедрального собора и одним из распространенных символов Ватикана.

Микеланджело, создавший архитектурный план купола в своей работе вдохновлялся и (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) во Флоренции.

Высокий барабан купола призван обеспечить устойчивость массивной постройке. В нем выделяются 16 окон, разделенных колоннами, и ровно 16 ребер жесткости. Изнутри устойчивость конструкции придают 4-е мощные столба.

В соборе хранятся макеты и эскизы купола, предполагаемого к постройке: Микеланджело, Сангалло и Браманте. Все они имели в основе более округлую форму, стремящуюся к параметрам идеального шара . Однако же строительство свода было поручено Джакомо дела Порта, который реализовал несколько иную модель. Изменения были внесены для того, чтобы обеспечить большую надежность и устойчивость куполу, особенно с учетом того факта, что конструкция вышла на 7 метров выше изначально запланированной.

Несмотря на все ухищрения архитекторов и строителей, уже в 18 веке купол стал разрушаться под собственным весом и воздействием ветров . Четыре прочных цепи стянули свод, чтобы придать ему дополнительную жесткость. Изнутри купол украшен мозаичными картинами Джованни де Веки (Giovanni De Vecchi).

Свод Микеланджело реализован согласно эскизам мастера: сфера, уходящая ввысь, украшенная кессонным декором.

Могила Святого Петра

В 1939 году по распоряжению Бенито Муссолини (Benito Mussolini) под полами собора проводились обширные археологические исследования – был обнаружен древний некрополь, одно из захоронений которого имело особый статус. Удалось выяснить, что в 1-2 веках н.э. одна из могил была особенно почитаема .

Тщательное изучение церковных хроник и повторные раскопки позволили с большой долей вероятности предположить, что в земле под Собором Святого Петра покоится могила апостола. О чем в 1968 году торжественно объявил Павел VI.

Площадь Святого Петра (Piazza San Pietro)

Грандиозный кафедральный собор, построенный в 16 веке, требовал соответствующей оправы. Ватикан постановил, что плохо спланированный прямоугольник столичной земли у подножья храма должен был обрести изящную форму. Кроме того, требовалось обустроить дорогу от Апостольского дворца (Palazzi Apostolici) к базилике.

Джан Лоренцо Бернини создал Площадь Святого Петра за 11 лет , начав строительство в 1656 году.

Архитектурный план Бернини имел два крупных элемента: овальную плоскость самой площади, окруженную полумесяцами галерей и трапециевидные аллеи, ведущие к площади и собору.

С высоты птичьего полета площадь, аллея и собор выглядят как ключ , за что и были названы «ключом Святого Петра». Овал площади, покоится в чаше из двух галерей, оснащенных колоннами. Колоннада из 284 дорических колон и 80 столпов из травертина увенчана аттиком, на котором красуются 140 скульптур святых и десяток церковных гербов. В дни больших католических праздников Площадь Святого Петра вмещает порядка 400 тысяч посетителей!

  1. На площади собора есть 2 геометрических центра с которых все 4 ряда колонн прячутся одна за другой.
  2. По легенде на вершине обелиска хранился прах , но когда обелиск переносили в 16 веке оказалось, что там ничего нет.
  3. Итальянская полиция может войти в собор только по специальному приглашению.
  4. Идею построить часть площади в форме трапеции Бернини подсмотрел у Микеланджело.
  5. Более 1000 лет Ватикан и собор святого Петра не считались центром христианства – папы переехали туда только в 15 веке из Латеранской базилики.
  6. По традиции ни одно здание в Риме не может быть выше купола собора святого Петра.

Практическая информация

  • Адрес : Piazza San Pietro
  • Время работы : летний период (с 1 апреля по 30 сентября) - с 07:00 до 19:00, зимний период (с 1 октября по 31 марта) - с 07:00 до 18:30.
  • Посещение купола : летний период (с 1 апреля по 30 сентября) - с 08:00 до 18:00, зимний (с 1 октября по 31 марта) - с 07:00 до 18:00.
  • Стоимость билета : полностью пешее восхождение (551 ступенька) - 6 евро, лифт + пешее восхождение (320 ступеней) - 8 евро, детям до 12 лет - бесплатно.
  • Индивидуальные экскурсии:
  • Посещение могилы Святого Петра и некрополя под собором : допустимо после предварительного бронирования мест по почте: [email protected] или по телефону: +39 06 69873017. Стоимость индивидуального билета – 13 евро. Время работы: пн-пт: с 09:00 до 18:00, сб - 09:00 до 17:00.
  • Официальный сайт Ватикана : www.vatican.va

Для посещения собора, купола и археологических раскопок потребуется соблюдение дресс-кода: длинные юбки и брюки, покрытые плечи, головные уборы, удобная обувь.


Как добраться

  • на метро: линия А, остановка Ottaviano (ближе к музеям) или San Pietro (ближе к площади);
  • на трамвае: №19, остановка San Pietro в 200-х метрах от собора;
  • автобусом: № 23, 32, 81, 590, 982, N11, остановка Risorgimento, №64 и 40 экспресс-маршруты от (Termini) к собору Святого Петра, №116, остановка Terminal Gianicolo.

Собор Святого Петра - католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире.

Белый шатер, сияющий в синем небе Рима - купол собора Святого Петра , главного храма католического мира. Храма, которому уже более пяти веков…


Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора. После его смерти работы были приостановлены, и только в 1506 году папа Юлий II поручил архитектору Браманте строительство собора. Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. После смерти Браманте работа была поручена Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского. Затем строительство собора возглавил Микеланджело. Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны. 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики и через 120 лет после начала строительства, папа Урбан VIII освятил новый собор.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытым фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.


Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 гг. площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики. Также он создал великолепное внутреннее убранство и знаменитую сень над могилой апостола, чье имя носит собор. Колоннада, обрамляющая соборную площадь, также его творение.


Вид со стороны собора на площадь

Новый алтарь поставили на месте прежнего и в полу прорубили “окошечко” - “исповедальню”, через которое верующие могли видеть гробницу святого Петра, сокрытую под землей. Раскопки, проведенные в 1940-х годах, доказали, что под алтарной частью собора находится гробница апостола. Об этом свидетельствовали многочисленные факты, включая надписи и изображения. Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как в большинстве христианских храмов.


Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом. В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны - Святая, и открывается она лишь в Святой год. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком трубы из козлиного рога, называемой “yobel”, откуда и произошло слово “юбилей”. Святая дверь замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. После троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.


Бронзовые двери центрального входа выполнены флорентийским мастером Филаретом. В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центре - апостолы Петр и Св. Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы Святого Павла и распятие Святого Петра. Над дверями помещён мраморный барельеф Бернини “Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного”.

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.


Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры - надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева - надгробие Павла III работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Громадный купол собора Святого Петра взмывает вверх словно поднятое ветром легкое полотнище.

По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и на латыни со словами Христа: “Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах”.


Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов: Матфей - с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк - со львом, Лука - с волом, Иоанн - с орлом. Лев, орел и вол - называемые “апокалиптическими зверями”, о которых Иоанн Богослов в “Апокалипсисе” пишет как о животных, которые окружали престол Бога.



Высота фасада - 45 м, ширина - 115 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор.


Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. “Навичелла”. Рельефы крайнего левого портала - “Врат смерти” - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.


Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства. Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.


В центре собора возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Неподалеку расположена бронзовая фигура Святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Ступни апостола уже побелели и стерлись от прикосновений верующих: по поверью, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то все непременно сбудется.


В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело - мраморная “Пьета”. Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 25 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.


Рядом располагается небольшая капелла Распятия, в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII - начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе.

Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой - надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе - введении нового, григорианского, календаря. Чуть дальше находится выполненное в неоклассическом стиле скульптором Кановой надгробие Климента XIII. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы - надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.