Дидактические игры для детского сада «Эмоции ребенка. Как помочь эмоциональному развитию ребенка

Формируются различные виды деятельности и формы общения с окружающими обуславливают глубокие изменения в эмоциональной сфере ребенка. Правильное понимание эмоциональных состояний человека очень важно для формирования адекватных межличностных отношений, овладения собственными эмоциями, их регуляции и воздействий на окружающих. Понимание эмоций и чувств способствует лучшему пониманию художественной литературы и художественных фильмов, театральных постановок, что в свою очередь, обогащает знания детей о мире чувств.

А.В. Запорожец отмечал, что развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств является первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума». Его исследования свидетельствуют о том, что развитие эмоциональных процессов связано, с одной стороны, с переходом от относительно непосредственных к сложно опосредованным словом эмоциональным переживаниям, а с другой – с развитием мотивационной и смысловой сферы личности. Механизм качественной динамики и развития эмоций заключается в опосредовании социально обусловленных эмоций деятельностью. Однако, как отмечали Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович и др., не все компоненты детской деятельности играют одинаковую роль в возникновении и развитии эмоций. Особенно важное значение имеют цели и мотивы осуществляемой деятельности, а способы выполняемых действий оказывают лишь косвенное влияние.

Роль взрослого заключается в том, чтобы, опираясь на жизненный опыт ребенка, с помощью словесных объяснений помочь ему понять связь между мотивом и продуктом деятельности. Это позволяет ребенку еще до начала деятельности предвосхитить её социальное значение и эмоционально настроиться на неё, что в свою очередь приводит к актуализации складывающихся у ребенка простейших социальных мотивов деятельности и усиливает их влияние на общую направленность и динамику поведения .

В основе такого эмоционального предвосхищения лежат, отмеченные Л.С. Выготским, сдвиг аффекта с конца к началу деятельности и появление у дошкольников особого «эмоционального воображения», которое сочетает в себе аффективные и познавательные процессы.

Единство эмоций и когнитивных психических процессов, а также роль когнитивных элементов в эмоциональных процессах рассматривались в работах Е.Р.Баенской, Н.Я. Грота, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, С.Л., Никольской О.С., Рубинштейна, П.В. Симонова, Б. Спинозы, Д.Б. Эльконина и др. Исследователи отмечали, что эмоция есть знание плюс отношение (возбуждение); что эмоции связаны с деятельностью, познавательными процессами и взаимодействуют с нравственностью и свободой воли личности. Л.С. Выготский указывал на необходимость «рассматривать отношения между интеллектом и аффектом не как вещь, а как процесс», а также «освободиться от взгляда на связь интеллекта и аффекта как на одностороннюю механическую зависимость мышления и чувства» и признать их внутреннюю связь и единство. Л.С. Выготский отмечал, что «переход от низших к высшим аффективным образованиям непосредственно связан с изменением отношений между аффектом и интеллектом». Таким образом, эмоциональная и когнитивная системы совместно обеспечивают ориентировку в окружающем.

Эмоциональное развитие подразумевает формирование представлений об эмоциях, в структуру которых входят внешнее выражение эмоций, их адекватное переживание и понимание их содержания в различных ситуациях. Изучая развитие эмоциональной сферы ребенка, С.Л. Рубинштейн, К.В. Шулейкина и др. отмечали, что эмоции появляются у человека еще до рождения. В частности такие эмоциональные реакции как удовольствие и неудовольствие отмечаются уже у пяти-шестимесячного плода. Как указывал К. Изард, в процессе онтогенеза развивается способность использовать эмоциональную экспрессию в качестве средства общения, а также улучшается распознавание эмоций по выражению лица. Эти изменения исследователи связывают, прежде всего, с тем, что с возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях, расширяется «словарь эмоций», границы эмоциональных понятий становятся более четкими, дифференцируются представления о причинах эмоций и внутренних состояниях. Это становится возможным только в условиях общения в процессе совместной деятельности ребенка с взрослыми, которые являются носителями общественно-исторического опыта человечества.

Тенденция к усложнению знаний об эмоциях у детей проявляется в нескольких направлениях. Ввиду быстрого когнитивного развития ребенок все более точно осознает оттенки эмоций в повседневной жизни и выражает их в речевой форме. Установлено, с возрастом ребенок лучше идентифицирует эмоции, границы эмоциональных понятий становятся более четкими, увеличивается число параметров, по которым он различает эмоции. Кроме того, усложняются знания об эмоциях. Под усложнением следует понимать разрушение жесткой сцепленности между отдельными ее компонентами. Как отмечают А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и другие, развитие эмоции тесно связано с развитием мотивов поведения, с появлением у ребенка новых потребностей и интересов. На протяжении детства происходит не только глубокая перестройка органических потребностей, но и усвоение создаваемых обществом материальных и духовных ценностей, которые при определенных условиях становятся содержанием внутренних побуждений детской личности.

В своих исследованиях Былкина и Д.В. Люсина отмечают, что уже годовалые дети невербальным поведением могут выражать противоречивые эмоции в незнакомой ситуации, двойственные чувства, смешивая стремление к контакту и сопротивление, как только его добиваются (злость, потому что их оставили одних; облегчение, когда возвращается мама или папа). Очевидно, существует значительный разрыв между эмоциональным переживанием ребенка и его способностью когнитивно упорядочивать это переживание и сообщать о нем. В некоторых ситуациях дети осознавать только самую яркую эмоцию, но, пытаясь справиться с этой ситуацией или выразить свои чувства, испытывают сложность эмоционального переживания.

К началу дошкольного возраста ребенок имеет относительно богатый эмоциональный опыт. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях, появляется ожидание (предвосхищение) эмоций, что оказывает, по мнению А.В. Запорожца и Я.З. Неверович, существенное влияние на мотивацию поведения и деятельности. А.М. Щетинина отмечала, что у дошкольников постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей, которое зависит не только от возраста детей и накопленного ими опыта, но и от модальности эмоции. Однако для пятилетнего ребенка средства, выражающие экспрессию, становятся сигнальными только в контексте действия и ситуаций. В исследовании В.Х. Манерова установлено, что для большей части детей 5-6 лет становится доступным определение эмоций другого человека по его речи.

О.А. Денисова, О.Л. Леханова и др. отмечают, что к четырем годам ребенок должен уметь узнавать эмоциональные состояния: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. Знает некоторые способы выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и пантомимики). К пяти годам ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. Умеет рассказать о своем настроении. Знает способы выражения и изменения этих эмоциональных состояний. Умеет определить эмоциональные состояния у героев сказки .По данным Ла Френье, большинство 4-летних детей еще не способны четко различать реальные и видимые эмоции. Любое выражение лица они принимают за чистую монету. Однако уже в 6-летнем возрасте большинство начинает понимать: если, к примеру, ты упал, то товарища можно ввести в заблуждение и не показать вида, что ушибся, а то еще дразнить будут. Эта задача успешнее решается теми, кто овладел мастерством маскировки эмоций. Данный факт можно считать важным шагом в развитии, ведущим к пониманию социальной жизни (в том числе противоречивых мотивов как в самом себе, так и в окружающих амбивалентных межличностных отношениях). Это с одной стороны; с другой - приводит к более сложным представлениям о самом себе.

К шести годам ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость-восторг, грусть, гнев-ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие. Сформированы представления о таких личностных качествах людей как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность. Ребенок умеет оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества. Проявляются элементы рефлексии. К семи годам - ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам; появляются элементы рефлексии; устойчивая самооценка.

Наиболее интенсивно в дошкольный период развивается способность понимать эмоции других людей по мимике. Уровень понимания детьми того или иного эмоционального состояния зависит от ряда условий:

  1. от знака и модальности эмоции (так, положительные эмоции распознаются детьми легче и лучше, чем отрицательные, однако удивление дети понимают плохо, хотя эта эмоция относится к положительным);
  2. от возраста и накопленного в процессе жизни опыта распознавания переживаний в различных жизненных ситуациях, в различном эмоциональном микроклимате (подобный опыт накапливается у детей чаще всего стихийно, однако его, видимо, можно обогатить в специально организованных условиях, что, безусловно, повысит возможности и умение детей понимать состояние людей);
  3. от степени владения ребенком словесными обозначениями эмоций (правомерно предположить, что перевод с конкретно-чувственного понимания экспрессии на уровень ее осмысления возможен при условии точной и полной вербализации эмоциональных состояний и их внешних выражений);
  4. от умения ребенка выделять экспрессию и дифференцировать ее элементы, то есть от типа восприятия, от сформированности эталонов выражений состояний.
Типы восприятия эмоций детьми

А.М. Щетинина, работая с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, подробно изучала проблему развитияспособности понимать эмоции других людей по мимике. Она выявила несколько типов восприятия эмоциональных состояний по экспрессии.

  1. Довербалъный тип. Эмоция не обозначается словами, ее опознание обнаруживается, когда ребенок принимает выражение лица, соответствующее характеру конкретной ситуации («Он, наверное, мультик смотрит»).
  2. Диффузно-аморфный тип. Ребенок называет эмоцию, но воспринимает ее поверхностно, нечетко («Веселый», «Посмотрел - и узнал, что он грустит»). Составляющие элементы эталона эмоции еще не дифференцированы.
  3. Диффузно-локальный тип. Воспринимая выражение эмоции глобально и поверхностно, ребенок начинает выделять отдельный, часто единичный элемент экспрессии (в большинстве случаев - глазами).
  4. Аналитический тип. Эмоция опознается благодаря элементам экспрессии. В подавляющем числе случаев ребенок опирается на выражение лица, а не на позу.
  5. Синтетический тип. Это уже не глобальное и поверхностное восприятие эмоций, а целостное, обобщенное («Злая она, потому что вся злая»).
  6. Аналитико - синтетический тип. Ребенок выделяет элементы экспрессии и обобщает их («Она веселая, у нее все лицо такое - глаза веселые и рот»).
Как отмечает А.М. Щетинина, тип восприятия экспрессии зависит не только от возраста и накопленного опыта, но и от модальности эмоции. Страх и удивление дети 4-5 лет понимают преимущественно по довербальному типу восприятия, радость и грусть - по диффузно-аморфному типу, а дети 6-7 лет - по аналитико-синтетическому. Если чувство гнева воспринимает ребенок 4-5 лет, то ведущим становится диффузно-локальный тип, а если 6-7-летний - то аналитический.

По данным Н. Довгой и О. Перелыгиной, воспитанники старшего дошкольного возрастадостаточно легко понимают причины таких эмоций, как радость, грусть, страх, гнев, стыд. Наиболее сложные для понимания эмоции гордость, удивление воспринимают дети подготовительной к школе группы. Свозрастом понимание причин того или иного эмоционального состояния расширяется, углубляется. Если в средней группе дети акцентируют внимание на удовлетворении (или неудовлетворении) своих потребностей, то в старших группах ответы в большей степени распространяются на сферу межличностных отношений, включают категории, не связанные с непосредственным опытом ребенка.Заметный прогресс, особенно при переходе из старшей группы в подготовительную, прослеживается в развитии понимания внешних проявлений эмоций, особенностей поведения в том или ином эмоциональном состоянии: дети не только осознают свое поведение под влиянием тех или иных эмоций, но и пытаются управлять собственными эмоциями.

Достаточно успешными для детей шести-семилет оказались результаты исследования понимания причин эмоций. Н. Довгая исследуя понимание особенностей поведения человека в эмоциональном состоянии, выявила, что многие дети испытывали значительные трудности. Она объясняет это тем, что называя возможные причины, дети пользовались «абстрактными» знаниями, т.е. теми, которые получили в ходе познавательных бесед, чтения литературных произведений. Четко зная, чего должен стыдиться или чем должен гордиться человек, они, тем не менее, это знание не нагружали личностным смыслом. А это необходимо, когда ставится задача указать особенности своего поведения в состоянии соответствующей эмоции и когда просят вспомнить подобный случай.

Недостаточный личный опыт, низкий уровень рефлексии, свойственный старшему дошкольному возрасту, обуславливают меньшую успешность в том случае, когда следует выполнить задание, требующее понимания эмоций как причин поведения, чего нельзя сказать относительно задания по определению возможных причин эмоций. Исследование вербальной идентификации эмоций показало, что у детей наблюдается недостаточное развитие активного словаря эмоций. Чаще всего дети использовали понятия более обобщенного характера («Грусть - плохое настроение»). Как и в других заданиях, наибольшие трудности вызвало задание, связанное с чувством гордости. Даже в подготовительной к школе группе это слово использовали только 40% детей. Что примечательно: даже те, кто демонстрировал хорошее владение языком эмоций (47%), затруднялись привести пример из собственного опыта. Н. Довгая и О. Перелыгина сделали следующие выводы:

  1. Знание соответствующих слов, обозначающих эмоциональное состояние, оторвано от опыта и характеризует скорее речевое развитие (словарный запас), чем эмоциональное.
  2. В детском саду (и в семье) основной акцент делают на развитие у ребенка интеллектуальных и волевых качеств. Нередко уже 5-летних детей готовят к поступлению в школу, что существенным образом обедняет игровой опыт - естественный источник эмоций.
  3. Взрослые недостаточно озвучивают собственные эмоции, не говорят с ребенком о чувствах, переживаниях, что, естественно, не пополняет лексикон. Отсюда и невладение языком эмоций, невозможность вербализовать свои переживания и,как следствие, неспособность контролировать и адекватно выражать эмоции.
  4. Дети с трудом ориентируются в своем эмоциональном опыте. У большинства тех, кто принимал участие в эксперименте, мы наблюдали вытеснение эмоции гнева, что существенным образом затрудняло обучение конструктивным способам его выражения. Вина же осознавалась не как эмоция, а как объективность (совершение неблаговидного поступка, заслуживающего осуждения). А ведь переживание чувства вины - естественный регулятор поведения.
Эмоциональное развитие детерминируется двумя группами факторов - внутренними (созревание коры головного мозга, развитие когнитивной сферы, самосознания и т.д.) и внешними (особенности социализации ребенка). Для развития когнитивного компонента эмоциональной сферы факторы второй группы имеют доминирующее значение. Н. Довгая и О. Перелыгина показали, что современный дошкольник испытывает существенные затруднения в развитии эмоциональной сферы прежде всего в силу таких обстоятельств, как дефицит общения со взрослыми, стремление взрослых форсировать интеллектуальное развитие, бедный игровой и реальный опыт.

Понимание эмоций зависит от собственного эмоционального опыта ребенка. Е.Л. Яковлева отмечает в понимании эмоционального состояния другого человека необходимость осознания собственных эмоциональных реакций, которые развиваются во взаимодействии дошкольника со взрослым. Осознанию собственных эмоций ребенком способствуют называние взрослым эмоциональных реакций и состояния ребенка, принятие или непринятие взрослым этих эмоций, поддержка адекватных реакций и отвержение неадекватных. Кроме того, роль взрослого заключается в том, что он предоставляет дошкольнику образцы способов эмоционального самовыражения.

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

«…Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, весёлого смеха, первых добрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей».

Я. Корчак

Целью дошкольного воспитания является всестороннее физическое, умственное, нравственное, эстетическое, социальное, эмоциональное развитие детей и подготовка их к школе. Она должна быть связана с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Маленький ребёнок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями взрослого. Из простых житейских наблюдений мы знаем: ребёнок чувствует и мыслит не так, как взрослый. Чувства малыша могут быть сильными, но чаще всего они нестойки. То, к чему он сегодня привязан, завтра может быть забыто. Ребёнку недоступны отвлечённые рассуждения взрослого. Ребёнок не в состоянии организовать себя на исполнение неинтересной для него деятельности. Очень многого не может ребёнок. Однако если мы будем обращать внимание только на то, чего ребёнок не может, чем он ещё не владеет, мы никогда не поймём, откуда появляются новые черты, качества, характерные для взрослого. И здесь очень важна социально-эмоциональная сфера развития дошкольника.

Эмоции являются неотъемлемой частью жизни. Замечено, что эмоции являются неким индикатором состояния ребёнка и влияют на его поведение и деятельность всего организма, на жизнедеятельность организма в целом. Отрицательные же чувства – состояние уныния, страха, боязнь наказания – ведут к нежелательным результатам. Так, например, частые отрицательные эмоции (плач, хныканье, капризы) могут говорить о нервно-эмоциональном напряжении ребёнка. В дальнейшем длительные негативные эмоции могут стать причиной неадекватного поведения ребёнка и вызвать различные нарушения его психологического и физического здоровья. И, наоборот, преобладание у ребёнка положительных эмоций свидетельствует о том, что ребёнок пребывает в комфортных для него условиях и растёт в любви и понимании. Такому ребёнку не надо привлекать к себе внимания неожиданными выходками, его поведение активно, и предсказуемо. Положительные состояния ребёнка – бодрость, радость, весёлое оживление, чувство защищённости, уверенность – благотворно сказываются на жизнь ребёнка и на его здоровье. А это в свою очередь благотворно влияет не только на психическое здоровье, но и на физиологические эмоции, но контролировать их пока не умеют. Чего-то сильно захотелось – сделал, разозлился – ударил, испугался – заплакал. Важно учить ребёнка выражать свои эмоции социально приемлемыми способами, не причиняя вреда другим, стараться контролировать своё поведение и избегать необдуманных поступков. Развитие эмоциональной сферы помогает ребёнку общаться и взаимодействовать с другими людьми. Важно не только научить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины, не только понимать настроения другого, но и принимать его позицию. Дошкольники переживают эмоциональные состояния, начинают озвучивать их, знакомятся с опытом сверстников, знакомятся с литературой, живописью, музыкой, театром (театрализованные игры) в ходе всего воспитательного процесса, в ходе занятий. Ценность этих занятий состоит в том, что у дошкольников расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других. У них чаще возникает эмпатия по отношению к окружающим. На развитие социально-эмоциональной сферы ребёнка влияет работа педагогов: сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, развивающие игры, игры-драматизации, игры-путешествия, импровизация, этюды, беседы, рисование, чтение, упражнения, моделирование ситуации. Но и очень важную роль, даже главную роль в развитии у дошкольника мотивов и эмоций как основы нравственного воспитания принадлежит семье. В.А. Сухомлинский говорил: «Часто мы, воспитатели, забываем, что познания мира начинается для маленьких детей с познания человека. Добро и зло открываются перед ребёнком уже в том, каким тоном обращается отец к матери, какие чувства выражают его взгляды, движения». Ещё только ожидая ребёнка, мечтают матери и отцы о том, каким он вырастет. Им хочется видеть своего сына или дочь добрым, честным человеком, готовым постоять за товарища, любить свою Родину, умеющим жить в коллективе, жизнерадостным, доброжелательным в отношении к людям. У ребёнка все эти качества начинают проявляться очень рано. Главные линии развития личности намечаются в дошкольном детстве, и тем успешнее идёт развитие, чем сознательнее относятся взрослые к воспитанию малыша. Дети очень рано проявляют эмоциональную отзывчивость, тонко улавливают искренность или фальшь в тоне разговора, в поведении взрослых. Об этом надо хорошо помнить родителям, всем воспитателям вообще. Чтобы потом не пришлось испытывать чувство глубокого разочарования, чрезвычайно важно в этот период жизни ребёнка быть особенно требовательными к себе, к своему поведению. Личный пример взрослых должен быть безупречен. Дети-дошкольники, как мы знаем, сильно восприимчивы. Психика малыша очень пластична, податлива. Всё, что ребёнок воспринимает, становится предметом его пристального внимания и прочно запоминается им. А как малыш отзывчив на эмоции других! На улыбку он отвечает улыбкой, радостным возбуждением, нахмуренные брови взрослого взывают спад его настроения, настороженность, беспокойство. Спокойное, уравновешенное состояние родителей передаётся и малышу. А чувство страха, возникающее у взрослого по какому-то поводу, которое он не может скрыть, вызывает у ребёнка боязливость, скованность, желание спрятаться, прижаться к взрослому. Говоря об эмоциональной отзывчивости дошкольника, нужно сказать и о склонности его к подражанию – отдельным поступкам окружающих, их речи – содержанию и тону, даже характеру движений. Конечно, на склонность подражать, можно надёжно опереться в том случае, если взрослый подаёт положительный пример для подражания. Но эта же особенность ребёнка может обернуться и другой стороной в том случае, если ребёнок видит отрицательные примеры для подражания. Сам он не всегда может разобраться в том, чему следует, а чему не следует подражать. Особенно тревожат отрицательные примеры, которые воспринимают дети до пяти лет, когда уровень их сознания ещё не обеспечивает возможности самостоятельно анализировать поступки других, оценивать, что достойно, а что недостойно подражания.

Если взрослые не проявляют по отношению к ребёнку должного внимания и заботы или если они чрезмерно требовательны к нему, постоянно упрекают, сердятся, то у ребёнка складываются недоброжелательность по отношению другим людям, а порой и злобность, зависть, страх, стремление к уединению, возникают трудности установления контактов с окружающими людьми. Но при правильном воспитании эмоциональная отзывчивость ребёнка становится мощным подспорьем в формировании важных положительных качеств личности. Для этого необходимо:

Развивать интерес детей к играм, занятиям, чтению, инсценировки, прослушиванию музыкальных произведений, в которых ребёнок получал бы образцы положительного поведения.

Искренне разделять радость малыша, которому удалось то, что раньше не получалось.

Выражать одобрение, если видим, что он доброжелательно относится к сверстнику, дружно играет с ним, сочувствует в беде и старается выручить.

Поощрять старание ребёнка, выражать уверенность в том, что он справится с поручением, которое ему дают.

Выражать чувство негодования, если ребёнок позволил себе грубость, если он не желает делиться игрушками, дружно играть и участвовать в трудовой деятельности.

Формировать у ребёнка положительное отношение к себе: «Я хороший».

Помогать осознавать свои чувства: «Я рад».

Учить различать и понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

При воспитании дошкольников (маленьких детей) должны быть созданы такие условия, при которых дети могли бы полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых. Только в этом случае он будет охотно и непринуждённо общаться со сверстниками, ожидая с радостью встречи с ними дома, во дворе или в детском саду, с готовностью станет делиться со взрослыми своими радостями и огорчениями.

Но непосредственность и искренность детских переживаний, открытость души ребёнка, обострённая эмоциональность – всё это прелести и преимущества детства, которые мы взрослые, должны понимать и принимать детей такими, какие они есть.

Воспитатель: Воронцова Н.С.

Виктория Сахно

Эмоционально-личностное развитие ребенка включает в себя несколько этапов: знакомство с эмоциями, умение адекватно и приемлемо выражать собственные эмоции, и соответствующая реакция на них. Различать свои и чужие эмоции не так-то просто, но это основа эмоционального интеллекта.

Важно объяснить малышу, что скрывается за такими словами как: радость, страх, грусть, гнев, восторг, злость. И если некоторые эмоции более очевидны для ребенка, напр.: радость, злость, страх, то другие достаточно сложны для понимания: удивление, застенчивость, безразличие, сомнение. Давайте посмотрим, как можно научить ребенка различать свои и чужие эмоции.

Проще всего объяснить эмоцию на примере какой-то конкретной ситуации в которой ребенок потенциально может её испытывать. Тем более, что эмоции могут быть определены не только по выражению лица, но и по голосу, позе, жестам. Хорошим дополнением будут пиктограммы, которые схематично изображают разные эмоции. Разыграйте перед малышом несколько сценок, показывая каждую эмоцию достаточно ярко и выразительно. Хоть это и будет немного театрально, но поможет показать крохе, что стоит за тем или иным словом.

Удивление

Положите одну из любимых игрушек малыша в необычное место. Потом при нем найдите и искренне удивитесь: «Ой, откуда здесь твоя машинка? Она же всегда стоит в шкафчике? Я так удивлена своей находкой!» Покажите ребенку пиктограмму «удивление» с большими глазами и круглым ртом. Обсудите, в каких ситуациях за последние дни вы были удивлены и придумайте вместе несколько потенциальных ситуаций, когда еще можно удивиться. Здесь можно дать волю фантазии и удивляться динозаврам на вашей улице или снегу летом. Чем нелепее и интереснее ситуация, тем глубже ребенок прочувствует саму эмоцию.

Застенчивость

Разыграйте сценку с игрушками. Посадите мишку с машинкой на диван, а сами станьте неподалеку с зайкой и рассуждайте вслух: «Я бы хотел подружиться с мишкой и попросить у него машинку поиграть, но стесняюсь. Вдруг он не захочет делиться, вдруг даже не захочет разговаривать со мной. Мне будет потом неловко и неприятно. Но при этом очень хочется вместе весело играть».

Спросите малыша: «Что чувствует сейчас зайка?» Расскажите, что это застенчивость и покажите пиктограмму с пунцовыми щеками. Расскажите как правильно вести себя в такой ситуации. Если нужно проиграйте сценку с игрушками, где малыш будет то в роли зайки, то в роли мишки. Пусть мишка сам проявит инициативу и предложит зайке дружбу, а зайка в следующий раз постарается быть посмелее и познакомится с медведем.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Безразличие

Также можно продемонстрировать на примере игрушек, разыграв небольшую сценку. Кукле – маме другие игрушки приносят показать свои поделки, рисунки, находки с прогулки или еще что-то. А она равнодушным голосом одинаково всем отвечает: Да, нормально. Ага, молодец. Иногда даже не смотрит, что ей там показывают. Назовите эмоцию и обсудите с малышом, как могло такое случится, что маме стало все безразлично.

Другим вариантом может быть сценка, где к одному зверю приходят другие и рассказывают то, что ему потенциально не интересно. Напр., к лисе прибегает белка и говорит, что в лесу орехов полно, побежали рвать; медведь, что малина поспела, пошли собирать; коза, что трава на лугу зеленая да сочная. А лиса всем безразлично отвечает: «Нет, не хочу, не интересно это мне». Обсудите с малышом, почему это лисе безразлично и чем можно заинтересовать лису, что она любит?

Сомнение

Посмотрите на небо и скажите с сомнением в голосе: «По прогнозу должен быть дождь, а небо ясное и солнышко светит. Сомневаюсь я, что пойдет дождь». Покажите карточку с опущенным одним уголком рта. Обсудите, когда вы сомневаетесь (что-то из вашей реальной жизни), пусть ребенок предложит свои варианты. Подберите картинки из журналов или книжек, где изображены ситуации в которых один из участников сомневается.

С эмоциями страха, грусти, злости и радости просто познакомиться, т.к. они часто встречаются в жизни любого ребенка и здесь достаточно давать обратную связь – что он чувствует:

  • Ты сейчас злишься потому что не получается из сделать самолет;
  • Ты грустишь из-за того, что мы не смогли поехать сегодня в парк;
  • Тебе страшно, потому что боишься, что оса тебя может укусить;
  • Ты такой радостный после батута! Я рада, что тебе понравилось. Мы обязательно придем сюда еще раз через неделю.

Восторг

Восторг — это наиболее яркое чувство радости. Скажите малышу, что это очень сильная радость и вспомните, когда он такое испытывал. Может быть, когда Дед Мороз принес желанную игрушку, когда исполнилась мечта или первый раз за зиму съехал с горки на санках, когда увидел в небе настоящую или катался на колесе обозрения и весь город был как на ладони.

Когда ребенок поймет чем отличается одна эмоция от другой и как они называются, можно переходить к играм на закрепление материала.

Игры после знакомства с эмоциями

  1. Вырезки из журналов . Подберите в журналах наиболее яркие эмоциональные фото и «угадывайте» с ребенком что на них изображено. Если ребенок явно ошибается – расскажите небольшую историю про человека на картинке, чтобы малыш догадался о какой эмоции идет речь. Вы даже можете составить с малышом .
  2. Пиктограммы на асфальте . Нарисуйте сетку пиктограмм на асфальте (4-6) и демонстрируйте ребенку разные эмоции. Задача малыша быстро распознать эмоцию, назвать её и прыгнуть на соответствующий рисунок.
  3. Искалки . Перед прогулкой подготовьте

Эмоционально – развивающие игры играют существенную роль в социализации детей и их подготовке к школьной жизни. В материалах данного тематического раздела собран и обобщён богатый опыт использования дидактических игр и пособий о человеческих эмоциях, подходящих для любого возраста. Закрепляем умения детей различать различные эмоции и определять по ним внутреннее состояние людей. Всевозможные психологические «азбуки эмоций» от Ваших коллег часто поражают своей необычностью, остроумием и разнообразием материалов, из которых они изготовлены.

Занимательные «мини-путешествия» в мир человеческих эмоций.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 280 .
Все разделы | Эмоции. Игры и пособия для детей на изучение эмоций и настроения

ЦЕЛЬ : Развитие музыкальных способностей детей . Задачи : 1.Упражнять детей в умении различать характер музыки (веселая, жизнерадостная, грустная, спокойная, жалобная…) 2.Упражнять в умении подбирать карточку с изображением настроения , которое ассоциируется с настроением ...

Дидактические игры и упражнения по формированию эмоциональной лексики дошкольников Формирование эмоциональной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания дошкольников. Формировать и расширять эмоциональный словарь ребенка следует в два этапа : с детьми 3–5 и 5–7 лет. Чтобы сформировать у детей эмоциональный словарь...

Эмоции. Игры и пособия для детей на изучение эмоций и настроения - Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Публикация «Игры на развитие эмоциональной сферы...» Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. Для детей...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей в игре» Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, радостью, волнением, восторгом и.т.д. И это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний....

Лэпбук разрабатывался с целью коррекции психоэмоционального состояния воспитанников. Работа с ним позволяет самостоятельно скорректировать настроение. Данная разработка может быть полезна педагогам-психологам, воспитателям и другим педагогам, которые желают помочь детям...

Картотека игр на формирование эмоциональной отзывчивости у детей Игра «Детский сад» Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции. Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением...

Эмоции. Игры и пособия для детей на изучение эмоций и настроения - Дидактическая игра «Эмоции»


Цель: создать условия для развития эмоциональногомираребенка. Задачи: 1. Учить ребенка более точно понимать эмоциональноесостояниечеловека. 2. Учить овладевать социально-приемлемыми способами выражения своего настроения, желания. 3. Развивать у детей положительные эмоции и...


ЛЭПБУК «НАШИ ЭМОЦИИ» Цель: учить сопоставлять эмоции на картинках, находить одинаковую эмоцию, называть и показывать ее. Актуальность: В дошкольном возрасте происходит активное формирование личности. Ребенок проявляет любопытства, любознательность, оценивает происходящее вокруг...

Всю нашу сознательную жизнь нас приучали прятать и скрывать свои эмоции. И мы по привычке делаем это, даже когда в этом нет необходимости.

В дошкольном периоде детства происходит интенсивное эмоциональное развитие. На данном этапе у ребенка усложняются знания об эмоциях человека, совершенствуется эмоциональная саморегуляция, по выражению лица дети хорошо начинают понимать окружающих людей.

Формируются различные виды деятельности и формы общения с окружающими обуславливают глубокие изменения в эмоциональной сфере ребенка.

Правильное понимание эмоциональных состояний человека очень важно для формирования адекватных межличностных отношений, овладения собственными эмоциями, их регуляции и воздействий на окружающих. Понимание эмоций и чувств способствует лучшему пониманию художественной литературы и художественных фильмов, театральных постановок, что в свою очередь, обогащает знания детей о мире чувств.

Предлагаю вам сегодня 7 игр-упражнений на улучшение понимания эмоций, выражений лиц других людей и на понимание самого себя.

==1==

Настроение

Подготовьте фото детей с разными выражениями лиц. Рассмотрите вместе такие фото и попробуйте определить, что чувствует ребенок на каждой из них.

Предложите ребенку выбрать из них лицо с настроением, похожим на настроение самого ребенка. Расспросите, как бы он охарактеризовал его. Помогите ему выразить словами свое настроение и настроения на фото..

Предлагайте эту игру в разных эмоциональных состояниях малыша.


==2==

Лица


Эта игра способствует развитию понимания ребенком мимических выражений лиц, умению самостоятельно контролировать выражение своего лица.

Подготовьте карточки с лицами с разными эмоциями, давайте ребенку поочередно и просите изобразить их. Поверье, это будет смешно и весело!

Помогите определить, что это за эмоция. А затем поменяйтесь местами! — Пусть он вам даст задание!

==3==

Маленькое приведение

Игра учит ребенка в адекватном виде выражать, выплёскивать свой гнев.

Как играть? Предложите ребенку или группе деток поиграть в добрых приведений:

«Вдруг приведениям захотелось побаловаться и попугать друг друга. Когда я громко хлопну в ладоши, вам нужно страшно кричать «УУУУУ» и сделать так — показываете позу, когда руки согнуты в локтях, ладони раскрыты, пальцы торчат. Когда тихо хлопну — кричим тихо.»


==4==

Играем в сказку

Суть в том, что детям нужно рассказывать разные истории-сказки про зверей — а дети должны изобразить их эмоции. Сначала вы помогаете, а потом у них начнет получаться самостоятельно!

Например, история о медведе.

Жил в лесу медведь. Спал себе спокойно в берлоге.. Но настала весна, и он проснулся — голодный и недовольный.

Вылез из берлоги — зарычал, рассердился, нахмурился. Оглянулся — а здесь солнышко, травка зеленеет, птички поют. Заулыбался медведь, обрадовался весне, забыл про голод. Рядом лисичка пробегала — удивилась — надо же, медведь уже проснулся!

А недалеко под кустиком сидел зайчик — услышал шум, испугался, прижал ушки и замер, прислушиваясь — «что там за шум?»

Выглянул из-за куста — а там медведь и лисичка. Обрадовался он своим друзьям, поспешил к ним. И начали они вместе веселиться и играть!

А вообще можно взять любую сказку и добавив в нее эмоций — и вот так разыграть!


==5==

Когда я радуюсь… Когда грущу…

Садимся в круг и берем мячик. Бросаем мячик друг другу, бросая, называем по имени и спрашиваем «Когда ты радуешься?». Тот, кому прилетел мячик, должен сказать «Я радуюсь, когда…» — и послать мячик дальше.

Также можно разыграть другие эмоции — грусть, страх, удивление. Эта игра больше раскроет перед вами внутренний мир ребенка, вы сможете больше узнать о его чувствах и взаимоотношениях с вами и другими людьми.


==6==

Нарисуй обиду

Когда ребенок обижается на что-то — дайте бумагу и карандаши и попросите нарисовать свою обиду.

Или просто попросите вспомнить, когда он был обижен и нарисовать ее — обиду. После этого можно поговорить о том, что бы он хотел сделать со своей обидой. Это упражнение имеет терапевтический эффект и учит ребенка одному из способов выведения обиды, что в будущем очень поможет ему во взрослой жизни.


==7==

Создай себе настроение

Терапевтическая игра на воспитание эмоциональной устойчивости.

Предложите ребенку придумать способы повышения себе настроения — построить рожицы, переодеться, поиграть в любимую игру, посмеяться в зеркало, сделать что-то веселое, нарисовать себе картинку, порадовать кого-то и т.д.)

Когда малыш будет грустить — предложите ему выполнить что-то из того, что он придумал — и повеселитесь вместе!