Исследование собаки.

Урок составлен с учётом требований ФГОС начального общего образования, по технологии системно-деятельностного обучения и обеспечивает реализацию учебной программы по предметной линии учебников системы "Перспектива" авторов А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Конспект урока по окружающему миру

по теме: «Какие бывают животные»

Митина Людмила Валерьевна,

Учитель начальных классов

МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

города Липецка

Липецк – 2014

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

Учебно-методический комплект «Перспектива»

Тема урока: «Какие бывают животные»

(1 класс)

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Цели:

1. Обобщить знания обучающихся о животных и на этой основе учить разделять животных на группы: птицы, рыбы, звери, насекомые.

2. Познакомить с основными отличиями животных этих групп.

3. Расширить кругозор учащихся о природе.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

1. Рисунки детей на тему «Животные живого уголка».

2. Карточки с названиями групп животных и отличительными признаками.

3. Конверты с изображениями животных.

4. Муляжи насекомых в коробочках.

5.Презентация – слайды из электронного приложения к учебнику «Окружающий мир» 1 класс М.Ю.Новицкая. Н.Н.Гара, З.Д.Назарова.

Ход урока.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

А что значит быть активным? (С желанием выполнять все задания)

2. Актуализация знаний.

- А начнём работу с повторения необходимых знаний.

Что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает, но не сделано руками человека).

Какая бывает природа? (Живая и неживая).

Назовите признаки живой природы. (Всё, что рождается, растёт, питается, дышит, приносит потомство и умирает).

Что относится к живой природе? (Мир растений и животных).

О каких животных мы говорили на прошлом уроке? (О животных живого уголка)

Посмотрите на нашу выставку с изображениями питомцев.

Животных много на планете и большинство из них живут в дикой природе.

3. Выявление причины и места затруднения.

У вас на столах у каждой группы лежит конверт с изображением животных:

1 группа – бабочка, жук, стрекоза, воробей, божья коровка

2 группа – окунь, щука, кузнечик , ёрш, карась

3 группа – синица, лиса, орёл, пингвин, гусь

4 группа – ёж, волк, ворона, белка, медведь.

Рассмотрите изображения, найдите лишнее и подумайте, как одним словом назвать животных вашей группы.

Приступаем к обсуждению.

Время вышло, представитель от каждой группы перечисляет животных, называет лишнее и даёт название оставшимся (Насекомые, рыбы, птицы, звери)

Слайд № 1 с изображением четырёх групп животных

Сегодня мы поговорим о животных только этих четырёх групп, а с другими познакомимся в дальнейшем.

Ребята, подумайте над вопросом: «Что объединяет животных в каждой группе?»

Можете назвать отличительные признаки животных каждой группы? (Нет)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Значит, чему мы будем учиться на уроке? Поставьте цель урока.

(Находить отличительные признаки животных разных групп)

Какая будет тема урока? (Какие бывают животные).

Учитель открывает тему урока.

А чтобы рассмотреть отличительные черты каждой группы животных, мы попробуем себя в роли исследователей. Но перед работой каждый исследователь составляет себе план. Предлагаю работать по плану, чтобы выйти из затруднения.

(На доске вывешивается план )

1. Название группы.

2. Количество конечностей.

3. Чем покрыто тело?

5. Реализация построенного проекта.

- Приступаем к исследованию первой группы – это насекомые.

Карточка с названием группы помещается рядом с 1 пунктом плана.

Слайд №2 с изображением насекомых

- Возникли эти животные более 200 млн. лет назад. Трудно отыскать такое место на Земле, где нельзя было бы встретить насекомых. Они населяют и безжизненные пустыни, и глубокие пещеры, и за Полярным кругом, где, казалось бы, нет ничего, можно встретить представителей этой группы животных.

А теперь нам нужно найти отличительные признаки этих животных согласно плану.

Откройте коробочки, которые стоят у вас на столе, и рассмотрите представителей этой группы.

Какое количество ног у насекомых? (6 ног)

Что заметили у них на брюшке? (Поперечные полоски, словно насечки)

Поэтому и название этой группы насекомые .

На доске появляется запись:

1. Название группы. Насекомые

2. Количество конечностей. 6 ног

3. Чем покрыто тело? насечки

Прежде чем мы продолжим наши исследования, немного отдохнём с одним из представителей этой группы.

Физкультминутка:

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела

На четыре полетела,

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

А кого могла увидеть в реке бабочка, мы узнаем, отгадав загадку:

У маленькой животинки сто серебряных монеток на спинке.

В воде они живут: нет клюва, а клюют (Рыбы)

Следующим пунктом нашего плана будет группа рыб.

Карточка с названием группы помещается на доску

Слайд №3 с изображением рыб появляется на экране

Обсудите в группе: «Где живут эти животные? Чем отличаются от других?»

После обсуждения приходим к выводу, что у рыб вместо конечностей есть плавники и тело покрыто чешуёй. На доске появляется запись:

1. Название группы. Насекомые Рыбы

2. Количество конечностей. 6 ног нет

3. Чем покрыто тело? насечки чешуя

Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растёт быстро и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. По колечкам широким и узким можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

А что умеют животные следующей группы?

Карточка с названием группы птиц помещается на доску

Слайд №3 с изображением птиц появляется на экране

Можно сказать, что это их отличительная особенность?

А все ли представители этой группы могут летать?

(Нет, страус, казуар, пингвин летать не могут.

А летать умеют и насекомые, и некоторые звери, и даже рыбы).

Значит, это не может быть отличительной особенностью птиц.

Обсудите, что есть только у этих животных, и нет у других.

Проанализируйте, сколько конечностей (ног) у птиц.

На доске появляется запись:

1. Название группы. Насекомые Рыбы Птицы

2. Количество конечностей. 6 нет 2

3. Чем покрыто тело? насечки чешуя перья

Ни у кого больше перьев нет, только у птиц. Не будь у них перьев, они не смогли бы летать. Перья спасают от холода и жары, от ушибов и царапин. Перья хвоста помогают птицам держать равновесие, делать повороты и остановки.

И последняя группа нашего исследования – звери

Учитель выставляет карточку с надписью на доску .

Слайд № 5 с изображением зверей.

Звери и только звери выкармливают своих детёнышей молоком, поэтому иначе эту группу называют млекопитающие.

Рассмотрите, сколько конечностей у зверей? (4)

Чем покрыто их тело, что помогает им выжить в суровую зиму? (Шерсть) На доске появляется запись:

1. Название группы. Насекомые Рыбы Птицы Звери

2. Количество конечностей. 6 нет 2 4

3. Чем покрыто тело? насечки чешуя перья шерсть

К зверям относятся разные внешне существа: крылатые летучие мыши и похожие на рыб дельфины, изящные жирафы и тучные слоны.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Мир животных действительно разнообразен и каждая группа имеет свои отличительные особенности, которые мы вместе с вами смогли выявить.

Откройте учебник на с. 43 и прочитайте вывод.

А теперь каждая группа назовёт основные признаки животных своей группы.

Обратитесь и к полученным записям на доске.

Представитель от каждой группы проговаривает отличительные особенности животных каждой группы.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Предлагаю обобщить полученные знания и поработать самостоятельно.

Откройте рабочую тетрадь на странице 33 № 2.

Соедините стрелками названия групп животных с отличительными признаками этих групп.

После отведённого времени учитель предлагает проверить свои работы и открывает обратную сторону доски с выполненным заданием.

Кто справился без ошибок, поставьте знак «+»

Кто ошибся? В чём ошибка? Поставьте знак «?»

Допущенные ошибки исправьте. Дома ещё раз повторите вывод в учебнике.

8.Включение в систему знаний на повторение.

- Ребята, послушайте строки стихотворения Николая Старшинова и подумайте, к чему призывает нас

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте.

Давайте сохраним ромашки на лугу

И белочку в тайге, и цаплю на болоте.

Мы должны бережно относиться ко всем животным, охранять и защищать их. Нам доставляет радость общение с ними, даже если это маленький хомячок или аквариумная рыбка.

Подумайте, какую пользу приносят животные?

9 . Рефлексия учебной деятельности .

Какая была тема урока?

С чем познакомились? (С группами животных и их отличительными признаками).

Какое задание было самым интересным на уроке?

Оцениваете свою работу на уроке?

Если вы на уроке узнали что-то новое, всё было понятно, то приклейте в рабочей тетради смайлика с улыбкой, если что-то не совсем понятно, приклейте задумчивого смайлика.

  1. Литература: Окружающий мир. Учебник для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/ А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013. – 95 с.: ил.
  2. Рабочая тетрадь 1 к учебнику для 1 класса «Окружающий мир» / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. – М.: Просвещение, 2013.
  3. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 368с. – (В помощь школьному учителю).
  4. 4 stupeni. ru (клуб учителей начальной школы)

Изучая математику и окружающий мир мы знакомимся со многими величинами (массой, скоростью, температурой, длиной, временем и др.), учимся их измерять. Но все измерения на уроках проводим с неживыми объектами. У меня возник вопрос: можно ли измерить данные величины для живых существ и есть ли особенности таких измерений. Какие они?

Я еще учусь дистанционно и у меня есть дополнительное оборудование, среди которого я увидела необычные и неизвестные мне приборы. Мне стало интересно для чего они нужны. Этот вопрос я задала своей учительнице дистанционного обучения. Она предложила мне научиться работать с этими приборами и для этого выполнить исследовательский проект. Мы сформулировали проблему над которой будем работать: как измерить известные мне величины для живого существа (собаки).

Объектом моих исследований стала моя любимая собачка Чарли.

1. Чарли – возраст 5 лет; игривый, подвижный, шаловливый и жизнерадостный песик

Предметом исследования: Размеры собаки: длина тела, ног, объем груди, площадь передней и задней лап, масса тела, температура, сила тяги, частота сокращений сердечной мышцы.

Цель моей работы: измерение известных мне величин у домашних животных, для чего была разработана методика экспериментов с учётом инстинктов, повадок и характеров, а также проведены опыты, причинившие минимум неудобств моему питомцу.

Для этого мне нужно решить следующие задачи :

· узнать как измерить размеры собаки, не используя обычную линейку.

· Выяснить как производить измерения с помощью датчиков.

При решении данных задач использовались такие методы :

· Экспериментальный;

· Исследовательский.

Обойтись без проблем не удалось, я смогла добиться результата далеко не во всех задуманных целях. Живой объект исследования в отличии от меня не понимал цели деятельности и сопротивлялся. Приходилось подстраиваться под настроение и ритм жизни животного. Таким образом, я на практике убедилась, на сколько сложное занятие – измерение физических характеристик живых существ.

Мало кто интересуется физическими характеристиками своих питомцев, но это имеет большое значение для правильного ухода за ними. Необходимо знать, на основе чего составляется рацион питания животного, всегда ли изменение температуры тела связано с заболеванием. Соответствуют ли его физические характеристики определенным нормам. Это облегчает уход за питомцем, помогает понять, что для него необходимо.

Вряд ли полученные результаты имеют большое научное значение. Но, на мой взгляд, они представляют интерес для многих людей, которые интересуются физикой, любят своих домашних животных и хотят знать о них больше.

Исследовательская часть

1 Измерение размеров собаки.

Первый вопрос на который я решила найти ответ Как измерить длину собаки, высоту ее лап, я попыталась измерить эти характеристики с помощью линейки, но у меня это не получилось. А как это можно сделать? Оказывается можно измерить с помощью сантиметровой ленты, с помощью ниточки, веревочки. Я взяла у мамы сантиметровую ленту и измерила длину Чарлика от кончика носа до кончика хвоста, измерила длину передних и задних лапок и вот что у меня получилось:

параметры

значения

Длина туловища

Объем груди

Длина передних лапок

Длина задних лапок

2.Измерение площади лапок.

Второй вопрос, который передо мной возник. Как определить площадь лапок. В школе на уроках математики мы определяли площадь прямоугольника, квадрата, а лапка у моего Чарлика не прямоугольной формы.

Для того чтобы измерить площадь передней и задней лапок я взяла листок бумаги в клеточку и обвела лапки собачки, затем подсчитала количество полных квадратиков, попавших во внутрь контура, и, прибавила к нему половину числа неполных квадратиков, через которые прошла линия контура. Полученное число я умножила на площадь одного квадратика. Оказалось, что площадь передней лапки больше площади задней лапки

При проведении данного исследования я познакомилась с новым правилом определения площади фигуры не прямоугольной формы.

3 Измерение массы тела Чарлика

Для измерения массы я взяла напольные весы поставила на них свою собачку. массу я измеряла до прогулки и после прогулки, оказалось, что после прогулки масса собаки стала меньше.

Из данного исследования я узнала, что во время прогулки мой любимый Чарлик теряет в весе. Я посмотрела в Интернете сколько съедает за сутки большая собака и маленькая, как мой Чарлик и выяснила, что для маленькой собачки нужно меньше еды.

4. Измерение силы тяги

Измерения проводились при помощи датчика силы, который был подключен к компьютеру. На Чарлика надевали специальный ошейник, к нему прикрепляли датчик силы, к которому прикрепляли поводок, второй конец которого держали в руках. В проведении данного исследования мне помогала мама. Она манила Чарлика вкусным лакомством (кусочком колбасы)

https://pandia.ru/text/78/360/images/image006_22.png" width="298" height="187">

Из графиков видно, что движение моего Чарлика не равномерное, меняется расстояние и меняется скорость. На первом графике показано движение Чарлика к лакомству, а на втором он двигался когда его просто позвали по имени.

https://pandia.ru/text/78/360/images/image009_19.png" width="263" height="198">

Сравнивая полученные данные со скоростями движения других животных, приведёнными в справочнике я сделала вывод, что скорость нашего питомца очень мала. Мы с разочарованием констатировали, что наш Чарлик из всего предложенного в справочнике списка смог бы догнать только черепаху (Vср = 0,8 км/ч), а волк (Vср = 55 км/ч), лисица (Vср = 36 км/ч), заяц (Vср = 60 км/ч) и даже муха (Vср = 18 км/ч) легко бы ушли от преследования.

6 Измерение температуры тела

Температура тела собаки является важным показателем ее самочувствия. При появлении первых признаков недомогания измерение температуры щенка или взрослой собаки – первое, что необходимо сделать хозяину, прежде чем звонить ветеринару .

В норме температура у собак обычно несколько выше, чем у человека. В среднем температура тела взрослой собаки составляет 37,5⁰ – 38,5⁰ C. У здорового щенка температура обычно выше на пол-градуса (~ 39⁰С). Однако существуют индивидуальные нюансы, определяющиеся, в частности, возрастом, породой, массой тела и ростом, в силу которых показатели нормальной температуры незначительно отличаются у каждого конкретного животного (так, температура тела у крупных собак обычно ниже, чем у мелких). Помимо этого, кратковременное повышение температуры у собаки может отмечаться после физических нагрузок, от волнения или страха на 0,1 - 0,3 градуса Цельсия. Кроме того, как и у людей, у каждой собаки показатель нормальной температуры - индивидуальный. … Из этого следует, что температура тела собаки мгновенно поднимается от любого физического напряжения.

Для измерения температуры тела я использовала датчик температуры, он подключается к компьютеру и с помощью специальной программы сразу выдает график зависимости температуры от времени. Мы измеряли температуру Чарлика в спокойном состоянии и после игры. После игры у него температура была выше. Это хорошо видно из полученных графиков

https://pandia.ru/text/78/360/images/image012_17.png" width="274" height="171">

7. Измерение сердцебиения собаки.

На уроках окружающего мира мы знакомились с внутренними органами человека. Одним из таких органов и самым важным является сердце. И передо мной возник новый вопрос. Можно ли определить или просто пронаблюдать изменение частоты сердцебиения у моего любимого песика.

Для определения частоты сердцебиения мы использовали датчик частоты сердечных сокращений из цифровой лаборатории « Архимед», который регистрирует ток крови по венам. Наличие результата можно получить при измерении пульса на кончике пальца. Поскольку кровь движется по сосудам за счет сокращения сердечной мышцы, то количество перекачиваемой крови меняется во времени. Данный прибор мы подключили к компьютеру через специальный USB - link(переходник), к лапке собаки прикрепили датчик и на экране компьютера сразу получили кривую, характеризующую сердцебиение моей собаки. Затем я поиграла с собакой и снова подключила датчик, что я заметила, кривая изменилась, т. е. сердцебиение у собаки участилось. Это очень хорошо видно из полученных графиков

Заключение

В результате выполнения работы , я познакомилась с предметом физика, со многими физическими величинами. Я научилась определять эти величины. Я изучала предмет с помощью моего питомца. В результате выполнения работы, я пришла к выводу, что знания по физике полезны и нужны не только мне, но и любому цивилизованному человеку. Но самое главное я познакомилась с удивительным миром животных, я очень много нового узнала о своем удивительном, любимом Чарлике. Свои исследования я буду продолжать. Мне бы хотелось провести свои эксперименты на каком-нибудь еще животном.

ВВЕДЕНИЕ. 1

Исследовательская часть. 3

1 Измерение размеров собаки. 3

2.Измерение площади лапок. 3

3 Измерение массы тела Чарлика. 4

4. Измерение силы тяги. 4

5 Измерение скорости движения. 5

6 Измерение температуры тела. 6

7. Измерение сердцебиения собаки. 7


Кошка - совершенство природы. Кошкам нет равных в многообразии их физических возможностей. Они мастерски владеют такими приемами, как прыжки, лазанье, балансирование, ползание и спринт, акробатика, умение сжиматься, молниеносно реагировать и замедленно двигаться.

Отличнейшая взаимосвязь между высокоразвитой нервной системой и работоспособной мускулатурой делает кошку превосходным охотником. Рассмотрим тело кошки несколько повнимательней. "Обычная", всем знакомая домашняя кошка послужит нам исходным объектом.

Скелет

Скелет образует остов кошачьего тела. Он состоит из 240 отдельных костей и, в сущности, такой же, как у всех позвоночных животных: на одном конце позвоночника сидит череп, а другой конец переходит в хвост (у кошки он состоит из 26 позвонков).
К позвоночнику в области плеча и таза присоединены по две конечности. Большинство костей соединены друг с другом при помощи хрящей или суставов. Более 500 мускулов, больших и маленьких, предназначены для того, чтобы тело кошки могло выполнять любые движения.
Высокоразвитый мозг кошки реагирует молниеносно. Он анализирует, сравнивает, подсчитывает и оценивает полученную информацию, чтобы сразу же послать мускулам приказ рационально подготовиться или расслабиться. Кошки ходят "на цыпочках". Это означает, что они ходят на пальчиках, а не так как мы - всей ступней. На задних лапах отчетливо видна пятка в виде "колена". Настоящее же колено расположено на высоте низа живота. На передней лапе у кошки пять пальцев, причем пятый палец настолько укорочен, что не касается пола при ходьбе. Задняя же лапа опирается на четыре пальца, здесь большой палец отсутствует. Толстые подошвы равномерно распределяют вес тела кошки на всю ступню. Поэтому кошки ходят так бесшумно.
При натяжении или ослаблении жилы, кошка может молниеносно выпустить когти и убрать их в кожаные мешочки, находящиеся между пальцами.
Обе ключицы, которые у нас, людей, и у большинства млекопитающих соединяют лопатки с грудиной, у кошек настолько малы, что превратились в маленькие косточки, не выполняющие никакой функции. Это означает, что передние лапы не имеют прочного костного соединения со скелетом туловища и держатся только на сильных мускулах и сухожилиях. Поэтому кошке удается прыгать с большой высоты и приземляться, как на пружинах.

Кожа

Кожа, как удачно скроенный свитер, прилегает к телу кошки. Она очень подвижна и передвигаема. Это свойство кожи оказывает неоценимую услугу при "рукопашных" (лапных, зубных) разборках с соперником или с сопротивляющейся добычей.
Кожа покрыта густой сетью мелких мышц, кровеносных сосудов и нервных волокон. Многочисленные чувствительные клеточки реагируют на каждое прикосновение, тепло или холод. К тому же кожа покрыта густым слоем волос. Шкурка для кошки имеет очень большое значение.
Она защищает ее от холода, солнечных ожогов, кожных повреждений. Крошечные мускулы, расположенные у корней волос, могут поднять волос, как говорят, дыбом. Тело кошки в этом случае кажется большим и сильным. Этот эффект кошка использует при агрессии или испуге.
В коже расположены сальные железы, которые выделяют жирную жидкость, которую кошка при облизывании втирает в мех, делая его шелковистым. При этом кожа и шерсть так пропитываются, что даже при сильном дожде кошка никогда не промокнет "до нитки". Помимо этого, в выделениях сальных желез содержится немного холестерина, который под воздействием солнечного света превращается в витамин D.
При своем ежедневном туалете кошка слизывает этот необходимый для организма витамин.

Зубы

Челюсть животного всегда отражает способ питания. Хищники, такие, как кошка, снабжены кинжалообразными угловыми зубами, иначе называемыми зубами для ловли, при помощи которых они могут схватить сопротивляющуюся добычу, крепко ее держать и убить. Коренные зубы, острые и зазубренные, служат для разделывания мяса. Высокоспециализированным инструментом для этого служат, прежде всего, так называемые зубы для откусывания.
Под ними понимают последний зуб верхней челюсти с каждой стороны и первый коренной зуб нижней челюсти также с каждой стороны (у кошки это единственный).
Коронки обеих зубов схватывают добычу снизу и сверху, как ножом, заточенным треугольником. При этом куски мяса режутся, как ножницами, а кости ломаются.
Шесть зубов-резцов почти не используются при принятии пищи. Кошка разве что отрезает ими остатки мяса с толстой кости.
А вот при уходе за кожей и мехом - они просто необходимы. На удивление ловко кошка выбирает ими блох из своей шкурки...

Анатомические особенности

Тело домашней кошки для удобства изучения, лечения, а также проведения выставочных экспертиз делят на условно-анатомические части и области. Части тела - голова, шея, туловище, хвост и конечности.
Голова подразделяется на череп и лицо. На черепе выделяют темя, передневерхнюю часть головы, лоб, затылок, висок. На лице различают носовую, ротовую, щечную, глазничную и межчелюстную области. У некоторых пород кошек (главным образом персидских) переход от лба к носу характеризуется так называемым стопом - достаточно выраженной выемкой. Шея - от затылочной части до лопатки. Туловище подразделяется на спинку, грудную клетку с грудной полостью, грудь, на которой находятся молочные железы.
Спина делится на позвоночную область грудной клетки и межлопаточную с левой стороны на уровне локтевого сустава определяют сердечную область. Живот делится на переднюю, среднюю и заднюю области. Задняя часть живота имеет паховую и лонную области. Живот переходит в таз и ягодицы. К области таза относятся крестцовая, ягодичная и седалищная области. Конечности делятся на грудные и тазовые.
Скелет кошки состоит из более чем 200 разнообразных по форме и величине костей. Вместе с мускулатурой и кожей скелет определяет общие очертания тела животного.
На пальцах - втяжные когти. Кошка ступает на подушечки, на нижнюю поверхность пальцев. Пальцы вместе с подушечками называются "лапкой". Мышцы тела, шеи, головы и конечностей создают единую, прикрепленную к скелету мышечную систему, которая вместе с сухожилиями руководит движениями кошки.

Пищеварительная система включает печень, поджелудочную железу и некоторые другие железы внутренней секреции; она обеспечивает прием пищи и усвоение питательных веществ.

В систему дыхания и кровообращения входят такие органы как: сердце, артерии, вены, капилляры и легкие с бронхами. Кровь снабжает организм питательными веществами. В составе крови - сыворотка, красные и белые кровяные тельца, тромбоциты. Важным органом кровообращения является селезенка.

Нервная система образована из головного и спинного мозга, нервных стволов и их окончаний. Ее деятельность осуществляется с помощью органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.

Мочевыводящие пути и почки выводят из организма животного продукты распада и лишнюю воду в виде мочи; мочевой пузырь, два мочеточника и мочеиспускательный канал (впадающий у кошки во влагалище, у кота - в пенис) также являются частью мочеполовой системы кошачьих.

Система половых органов предназначена для размножения. У кошки в нее входят яичники, трубы, матка и наружные органы около заднепроходного отверстия - влагалище, вульва; у кота - яички в мошонке, половые железы, семявыводящие протоки, впадающие в мочеиспускательный канал, короткий половой член. Шершавая поверхность члена имеет свое физиологическое назначение: у кошки происходит овуляция, спровоцированная спариванием.

Важную роль в организме кошки играют железы внутренней секреции (гипоталамус, щитовидная железа, надпочечники и др.), лимфатические узлы и сосуды, обеспечивающие правильное отправление жизненно важных функций и защиту организма от заболеваний.
Туловище кошки покрыто кожей, в которой расположены кожные железы, а также волосяным покровом. На животе и груди самок имеются от 4 до 8 молочных желез.
Органы чувств кошки прекрасно развиты, о чем, прежде всего, свидетельствуют глаза. Глаза кошки ночью способны светиться зеленым светом. Кошачий глаз в абсолютной темноте не видит, но в относительной темноте, когда глаз человека уже совсем не видит, кошка хорошо ориентируется. Во всех случаях ей помогают органы осязания.

Зрачки глаз кошки чутко реагируют на свет: при освещении они сужаются, а в темноте становятся круглыми. Защитным органом глаза является третье веко (мигательная перепонка). Поле зрения у кошки значительно шире, чем у человека или собаки; кошка различает цвета, но менее контрастно, чем человек.

У кошки отличный слух: она способна воспринимать и ультразвук. Слух помогает ей ориентироваться на местности, узнавать голос хозяина.

Обоняние у кошки значительно слабее, чем у собаки, но оно гораздо тоньше, чем у человека. Кошка реагирует на запах еды издали, она также хорошо чувствует собаку, грызунов и, разумеется, запах валерианы. Вкус пищи кошка ощущает при помощи вкусовых сосочков на языке.
Осязательным органом являются также и вибриссы - волоски, расположенные над верхней губой (усы), над глазами и на передних ногах. У кошки, лишенной вдруг вибриссов, может произойти нервное расстройство и пропадет способность ориентироваться ночью и обходить препятствия.

Половой зрелости кошка достигает к 7 - 9 месяцам, но физическое формирование происходит гораздо позже. Оптимальный возраст для вязки - 14 - 18 месяцев. Течка у кошек бывает весной и осенью продолжительностью 13 - 15 суток. Беременность кошки длится около 9 недель (от 56 до 65 суток). В помете бывает в среднем 4 - 6 котят.

Зрение

Кошка обладает зрением в 6 раз более острым, чем человек. При ярком солнечном свете зрачки сужаются до узких щелочек, при слабом освещении или в темноте они большие и круглые. Кошка использует малейшие проблески света, сумеречное зрение у нее очень острое. Если свет полностью отсутствует, кошка ничего не сможет увидеть просто потому, что в глаз не попадает свет, раздражающий нервные окончания сетчатки. Поэтому в полной темноте у кошки нет никакого преимущества перед другими животными. Но в сумраке, иногда настолько непроглядном, что человеческий глаз воспринимает его как кромешную тьму, кошка намного лучше нас ориентируется среди предметов, особенно если они двигаются. Кошка может различать предметы и других животных при освещении менее 20% от количества света, необходимого человеческому глазу. Долгое время господствовало мнение о том, что кошки, подобно большинству других домашних животных, не различают цвета и видят предметы серыми с различными оттенками, подобно изображению на экране черно-белого телевизора. Однако ряд исследований показал, что ограниченное количество нервных окончаний конической формы в сетчатке глаза кошки все же обеспечивает определенную степень "цветного зрения". Эти конические оболочки чувствительны к основным цветам спектра - зеленому и голубому. Кошка различает шесть основных цветов и 25 оттенков серого цвета. И, тем не менее, способность кошки различать оттенки цвета гораздо хуже, чем у человека. Акустические раздражители воспринимаются не только ушами, но и через нервные клетки глаз, которые могут слышать и передавать сигналы в мозг. От кошки ничто не ускользнет. Ее зрение развито просто фантастически. Один-единственный взгляд - и она "схватывает" все, что движется. Она, например, одновременно видит птицу, прыгающую справа по веткам кустарника, и шмеля, садящегося слева на цветок, а еще и того самого муравья, находящегося в нескольких метрах от нее. Проверено, если мимо на расстоянии ста метров пройдет хозяйка, кошка узнает ее по одним лишь очертаниям.

Кошачьи глаза, непостижимые и таинственные, - это просто чудо, они светятся в темноте, потому что мелкие нервные окончания-палочки в сетчатке особо реагируют на малый световой поток, "проясняя" изображение. В сумерках кошка видит в шесть раз лучше человека. Зрачок, изменяя размеры, регулирует подачу света. Он подобен "щелевому затвору", который при ярком солнечном свете стягивается в узкую вертикальную щелку. У кошачьего глаза есть третье веко. Оно расположено во внутреннем уголке глаза. Для владельцев кошек увеличенное третье веко служит сигналом тревоги, поскольку это может быть следствием заболевания - например, сильного истощения. Кошка - обладательница огромных глаз. Среди всех домашних животных глаза у кошки самые большие по сравнению с величиной собственного тела, и если бы величина глаза по отношению к телу человека была такой же, как у кошки, то человеческий глаз имел бы 20 сантиметров в диаметре!

Обоняние

Кошка не может существовать без мира запахов. Потеряв зрение и слух, она сумеет приспособиться к жизни, лишившись чутья - никогда, она обречена на гибель. Кроме носа у кошки есть дополнительный орган обоняния, Якобсонов орган, - это два узких канала, которые начинаются сразу за верхними резцами и продолжаются на небе в стенсоновы каналы. Чтобы воспользоваться им, животное приподнимает верхнюю губу и приоткрывает рот, втягивая воздух через рот в нос, как бы пробуя воздух на вкус. Функции Якобсонова органа до сих пор не изучены, и существует несколько версий его применения. Во-первых, полагают, что этот орган приспособлен к восприятию запаха пищи и дополняет информацию о ней, полученную органом обоняния, то есть кошка, кроме носового, обладает еще и ротовым обонянием. По другой версии - он служит для восприятия половых феромонов, то есть используется для поиска сексуального партнера. Сторонники третьей версии считают, что именно этот орган обладает способностью к регистрации малейших изменений химического состава воздуха, и относят его к "шестому чувству", позволяющему кошке предчувствовать такие природные катаклизмы, как землетрясение и извержение вулкана. Обоняние кошки хотя и значительно тоньше, чем наше, но собака в этом отношении больший специалист, она ведь охотится преимущественно с помощью носа.
Обоняние для кошки важно в другой области - контакт, обмен информацией с другими. То, что у людей происходит с помощью слов и жестов, кошки осуществляют посредством меток и контроля за их запахом. Коты практикуют этот специфический обмен любезностями очень характерным способом. Они оставляют пахучую струйку мочи и забрызгивают места с запахом своих соперников и котов, проживающих на той же территории, действуя при этом с завидной выдержкой и постоянством. Кошки оставляют значительно менее резкие запахи своими пахучими железами, расположенными на подушечках лап. Кот трется шеей и щеками с совершенно восторженным видом там, где прогуливалась его симпатия, выражая тем самым свое скрытое сексуальное или воинствующее настроение. Эти движения котов не идентичны тому, как они трутся щекой о человека. Когда же кот имеет дело с человеком, он, таким образом, демонстрирует свое расположение. На кошек очень сильное одурманивающее воздействие оказывает запах определенных растений, например, таких, как мята и тимьян. Одурманивает домашних животных и бузина.

Осязание

Даже в абсолютной темноте и тишине, когда кошка не может ориентироваться в пространстве с помощью глаз и ушей, она не беспомощна, у нее есть тактильные волоски вибриссы. Вибриссы выполняют роль высокочувствительных антенн и оказывают кошке неоценимую помощь при ближней ориентации. Расположены они над глазами, на верхней губе, щеках, подбородке, на нижней стороне передних ланок.
Волоски эти очень жесткие, толстые, их корни находятся в коже намного глубже остальных волос и богато иннервированы, то есть в корень волоса проникает огромное число нервных окончаний. Особенно развиты вибриссы на мордочке, их обычно называют усами. Усы располагаются над верхней губой четырьмя горизонтальными рядами. Самые мощные и длинные усы находятся во втором и третьем рядах. Усы у кошки не декоративный элемент - они выполняют жизненно необходимые функции.
Благодаря им животное получает самую разнообразную информацию. Усы невероятно чутко отзываются на малейшие раздражения, улавливают колебания воздуха, им даже не обязательно прикасаться к предметам, а достаточно уловить те воздушные потоки, которые возникают при приближении кошки к различным препятствиям.
Малейшее колебание кончика волоска передается на корень, где его воспринимают чувствительные нервные окончания, которые немедленно информируют об этом головной мозг. В лицевой мимике роскошные усы играют не последнюю роль. Кошка может выдвигать их вперед в приятном ожидании ласки или при сердитом оскале прижимать к морде. Осязательные волоски кошек - словно чувствительные антенны. С помощью шерстинок кошки регистрируют полученную информацию, которая направляется в ее мозг, то есть работает естественный кошачий осциллограф. Таким образом, кошка обследует свою охотничью территорию с непогрешимой надежностью. Вибриссы и осязательные волоски не выпадают вместе с шерстью во время гормонально обусловленных линек. Они теряются единично и непрерывно восстанавливаются. Ни при каких обстоятельствах вибриссы нельзя подрезать! Порой кошкам-мамам надоедают вибриссы их малышей и они отгрызают маленькие "усики" котят. Имеет ли это какой-либо другой смысл , достоверно еще неизвестно. Возможно, кошка, таким образом, хочет предотвратить то, чтобы какой-нибудь излишне любопытный котенок слишком рано не вылез из "гнезда". Проходит 5 - 6 месяцев, прежде чем малыш обретет нормальный "ус".

Слух

У кошек великолепный слух! Природа одарила их органы слуха удивительными способностями: они могут отфильтровывать из всех повседневных шумов те, которые сама кошка считает наиболее важными (например, звук шагов хозяина). И даже в глазах у них, как уже упоминалось, имеются нервные клетки, передающие неслышные для нас шумы в мозг. То, что для нас, людей, "тишина природы", для кошки - настоящий концерт из шелестов, шорохов, жужжаний и хрустов; 27 мускулов "настраивают" оба уха, независимо друг от друга, на любое направление. На краю уха есть небольшая складочка кожи, и существует предположение, что это не что иное, как резонатор. Кроме того, что слух у кошки гораздо тоньше, чем у человека, она еще прекрасно расшифровывает "язык мышей". Мыши общаются при помощи звуковых сигналов в области 40 кГц. Кошки без труда улавливают эти "мышиные переговоры" и всегда располагают точной информацией, когда мышка собирается покинуть свою норку.
Приводятся такие данные: нижний порог звукового диапазона равен 30 Гц, верхний - 60-65 кГц, причем у 10-дневных малышей верхняя граница еще выше - 100 Кгц. Для сравнения: собака реагирует на звук частотой около 40 кГц, человек способен улавливать звуки частотой 20 кГц. Слух у кошки хотя и очень тонкий, но избирательный: ее уши реагируют только на те звуки, которые представляют для нее какой-либо интерес. Если звук громкий, но знакомый, кошка даже не проснется, ну а если незнакомый, хотя и очень тихий, она сразу насторожиться, прислушается. Чувствительность кошки к громкости звука в 3 раза выше, чем у человека! (Если мы слушаем громкую музыку или в комнате гремит телевизор, то следует предоставить кошке возможность уйти в другое помещение).

Вкус

Органы вкуса различают кислые, соленые, сладкие и. горькие вещества. Кошки хорошо распознают горькие и соленые вещества и, хуже, сладкие. Это, но всей видимости, связано с тем, что живая добыча диких предков домашней кошки имела горьковатый и солоноватый вкус крови и мяса. Язык кошки, подобно нашему, покрыт вкусовыми сосочками. И кошка исключительно разборчива по отношению к тому, что касается вкуса и консистенции предлагаемых ей продуктов питания. Она является педантичнейшим клиентом индустрии по производству кормов для животных. Обычно кошке предлагается 10 вкусовых направлений, из которых она, попробовав, признает (если вообще признает) обычно две-три разновидности.
На верхней стороне языка расположены маленькие роговые крючочки, которые кожей человека воспринимаются как шершавая наждачная бумага. От лизания этим язычком-рашпилем наша кожа покраснеет уже после нескольких его прикосновений. Роговые крючочки очищают и прилизывают кошачью шерсть, помогают кошке справиться с большим куском мяса, соскабливая отдельные волокна. Кошка лакает воду не плоским языком, а придает ему форму маленькой канавки и быстрыми движениями захватывает жидкость и отправляет ее в рот.

Решение задач "Головы и ноги"

Для того, чтобы помочь учащимся научиться решать задачи, учителю необходимо предлагать для решения не только задачи из учебника, но и задачи повышенной сложности, которые не вошли в программу начальной школы. Предлагаю одну из групп нестандартных задач. Для младших школьников те задачи, алгоритмом решения которых они не владеют, и являются нестандартными.
Эта группа задач называется по сюжету одной старинной задачи.
У овец и кур вместе 36 голов и 100 ног. Сколько овец и сколько кур?
Это сложная задача и, прежде, чем предложить её детям, нужно рассмотреть более простую задачу, с меньшими числами. Например, такую:
У 10 велосипедов 27 колес. Сколько из этих велосипедов трехколесных и сколько двухколёсных?
Задача легко решается с помощью рисунка.
1. Учитель предлагает обозначить каждый велосипед чертой. Их 10 штук.
2. К каждому из них можно смело пририсовать по 2 колеса, т. к.2 колеса есть у любого велосипеда. Учитель спрашивает, сколько колёс нарисовано? (20 колес) Сколько осталось нарисовать? (7 колес).
3. По сколько колёс можно пририсовать к велосипедам? (По одному, так как среди велосипедов есть и трехколесные. Двухколесных велосипедов нет.).
На сколько велосипедов хватит оставшихся колёс? (На 7 велосипедов). Дорисуем оставшиеся 7 колес. Их хватит на 7 велосипедов. По рисунку видно, что было 7 трехколесных и 3 двухколёсных велосипедов.
Эти задачи по сложности относятся к олимпиадным. Но если учитель ставит цель – научить всех ребят решать эти задачи, то здесь можно приостановиться и предложить серию несложных задач, добиваясь, чтобы они были понятны детям.
1. Витя нарисовал 3 фигуры: треугольники и квадраты. Всего у фигур 11 вершин. Сколько треугольников и сколько квадратов нарисовал Витя?
2. Мама и 2 дочки катались на велосипедах. Всего было 7 колёс. Сколько было велосипедов двухколёсных и трёхколесных?
3. Во дворе гуляют цыплята и котята. Всего 5 голов и 16 ног. Сколько цыплят и сколько котят?
4. Во дворе щенята и утята. Всего 7 голов и 16 ног. Сколько утят и сколько щенят?
Эти задачи можно решать, опираясь на рисунок.
В качестве подготовительных упражнений можно использовать следующие задания:
1. Ответь на вопросы:
- Сколько лап у четырех собак?
- Сколько ножек у двух сороконожек?
- На сколько лап у пяти собак больше, чем ног у пяти кур?
- Где больше пассажиров и на сколько: в трех четырехместных лодках или в пяти двухместных?
2. Задачи на предположение, когда все данные заносятся в таблицу, рассматриваются все варианты.
- На лодочной станции 9 двухместных и трехместных лодок. Сколько могло быть лодок каждого вида? Сколько туристов можно разместить в этих лодках в каждом случае?»
- На лодочной станции есть только двухместные и трехместные лодки. Сколько потребуется тех и других лодок, чтобы рассадить 18 туристов?»
Но вернёмся к вышеизложенной старинной задаче . В ней не нарисуешь 36 голов, поэтому можно использовать схему, а решать по действиям.

1. Узнаем, сколько было бы ног, если все животные курицы:
2*36=72 (н)
2. Узнаем, сколько «лишних» ног, так как среди животных есть овцы:
100 – 72 = 28 (н)
3. На сколько ног у овцы больше, чем у курицы?
4- 2 = 2 (н)
4. Узнаем, сколько овец? Для этого разделим «лишние » ноги по 2 каждой овце.
28:2= 14 (ж)
5. Сколько кур?
36 – 14 = 22 (ж)
Ответ: 14 овец и 22 курицы.
Эти задачи необходимо проверять.
Проверка: 4 *14 + 2* 22 =100 (ног).
Задача решена верно.
Ниже привожу задачи этой группы. Они имеют разную сложность.

1. На детской площадке 8 двух- и трёх - колёсных велосипедов. Всего у них 21 колесо. Сколько было 2-х и 3-х колесных велосипедов на площадке?
2. В гараже 750 В клетке кролики и фазаны, всего 35 голов и 94 ноги. Сколько в клетке кроликов и сколько фазанов?автомобилей.
3.Мальчик собрал в коробку жуков и пауков – всего 8 штук и 54 ноги. Сколько жуков и сколько пауков?
4. Грузовые автомобили имеют по 6 колёс, а легковые по 4 колеса. Сколько, каких автомобилей в гараже, если колёс всего 3024?.
5. Через мост за день прошло 40 автомобилей и велосипедов. Всего проехало 100 колес. Просчитай, сколько проехало отдельно автомобилей и велосипедов, если у велосипеда 2 колеса, а у автомобиля 4 колеса?
6. Магазин получил со склада 1000 линеек по 20 см и 30 см. общая длина линеек 220 м. Сколько 20-сантиметровых линеек получил магазин?
7. В учреждении 14 столов с одним, двумя и тремя ящика. Всего 25 ящиков. Столов с одним ящиком столько, сколько с двумя и тремя вместе. Сколько столов с тремя ящиками?
8. По тропинке вдоль кустов
Шло 11 хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
«Сколько было петухов?»
И узнать я был бы рад,
Сколько было поросят?
9. На корабле «Пиратское счастье» несколько кошек, матросов, кок и одноногий капитан. У всех вместе взятых 15 голов и 41 нога. Сколько на корабле было кошек?
10. На поляне ребята пасут жеребят. Если пересчитать ноги ребят и жеребят, то их будет 74, а если считать головы, то – 22. сколько на лугу жеребят?
11. Десяти собакам и кошам дали 56 галет. Каждой собаке досталось 6 галет, каждой кошке 5. сколько было собак и кошек?
12. Для туристов купили 100 билетов на сумму 340 рублей. Билеты стали 3 руб. и 4 руб. сколько закуплено билетов по 3 руб. и сколько по 4 руб.?
13. В клетке находятся цыплята и кролики. У них 15 голов и 36 ног. Сколько в клетке цыплят и сколько кроликов?
14. На веточке сирени 35 цветков, у которых по 4 или 5 лепестков. Всего лепестков 153. Сколько цветков с 5 лепестками?
15. У котенка на лапе 5 когтей, у цыплёнка 4. во дворе находится 10 котят и цыплят, а когтей у всей у них 104. Сколько котят во дворе?
16. В театре билеты продаются по 30 руб. и 40 руб. всего в театре 12 рядов по 25 мест в каждом. Общая стоимость всех билетов 10000 руб. сколько билетов продаётся по 40 руб.?
17. На каждой из 10 карточек Коля нарисовал треугольник или квадрат. Всего он провел 36 отрезков. Сколько квадратов он начертил?
18. По пустыне идет караван верблюдов, всего 40. У них 57 горбов. Сколько в караване одно – и двугорбых верблюдов?
19. Один человек видит и считает ноги верблюдов, другой – горбы. Первый насчитал 440 ног, второй – 160 горбов. Сколько в караване двугорбых верблюдов?
20. В гараже стояли машины и мотоциклы с коляской, их вместе 18. У них 65 колес. Сколько мотоциклов с коляской стояло в гараже, если у мотоцикла 3 колеса, а у машины 4?
21. В поход пошли 20 человек: мужчины, женщины и дети. Каждый мужчина нес груз 20 кг, каждая женщина – 5 кг, а каждый из детей – 3 кг. Все вместе несли груз массой 137 кг. Сколько мужчин, сколько женщин и сколько детей пошли в поход?
23.У бабушки Лизы – внуки и поросята. Сколько ребят и сколько поросят, если на всех приходится 6 хвостов и 30 ног?

Животные гораздо умнее, чем мы думаем: они могут решать головоломки, учить слова и общаться друг с другом далеко не примитивными способами.


1. Вороны умеют решать головоломки на уровне пятилетних детей

Оказывается, вороны обладают способностью решать задачи. Птицам показали цилиндры, заполненные водой, в которой плавало какое-либо лакомство. Вороны быстро смекнули, что для того, чтобы получить вкусняшку, необходимо поднять уровень воды, потому они бросали в цилиндр посторонние предметы. Кроме того, птицы сообразили, что они быстрее заполучат лакомство из цилиндра, где уровень воды более высокий, а также если они будут кидать в цилиндр тяжелые предметы, которые опустятся на дно, а не будут плавать на поверхности. В более интересных случаях вороны даже ухитрялись согнуть кусок проволоки, чтобы выловить пищу из узкого цилиндра. В целом исследователи пришли к выводу, что по части решения задач вороны находятся на одном уровне с детьми 5-7 лет.

2. Дельфины называют друг друга по именам, каждое из которых является уникальным

Дельфины - это очень разумные существа. В неволе их легко научить выполнять разные задания в обмен за угощение, а еще они умеют шутки ради имитировать человеческое поведение. В дикой природе дельфины, например, защищают свои мордочки морскими губками во время охоты на колючих рыб, а затем используют их иглы для извлечения угрей из расщелин. У каждого дельфина есть свой личный характерный свист, который можно трактовать как его имя. Дельфин поплывет в сторону того собрата, чей свист звучит родственно, и, скорее всего, проигнорирует дельфина, которого он не знает. Когда самка теряет своего малыша, она будет издавать его свист, пока детеныш не найдется.

3. Слоны могут взаимодействовать друг с другом, а также проявлять сочувствие

В течение многих лет ученые наблюдали за слонами и обнаружили, что они умеют кооперироваться и эффективно взаимодействовать. Родственные слоновьи семьи объединяются и путешествуют целыми кланами, общаясь с помощью низкочастотных звуков. Время от времени они вытаптывают круги вокруг своих детенышей, чтобы защитить их от хищников, или же проводят хорошо скоординированные акции по похищению слонят у конкурирующих кланов для демонстрации своего превосходства.

Кроме того, слоны умеют проявлять сочувствие. В целом животные не показывают особого интереса к своим мертвым сородичам: они их могут обнюхать или же съесть. Слоны же, напротив, демонстрируют эмоции по отношению к слоновьим останкам, задерживаясь возле них и выражая признаки расстройства и взволнованности. В одном эксперименте африканским слонам показали череп слона, буйвола и носорога. Слоны задержали внимание именно на черепе своего сородича. Наконец, исследователи смогли пронаблюдать то, как слоны утешают друг друга. Как правило, когда слон обеспокоен, он издает звуки и поднимает уши. Другие слоны из его клана подходят к нему, гладят его голову хоботами или кладут свои хоботы ему в рот.

4. Собаки могут выучить не одну сотню слов

Существует немало доказательств собачьего интеллекта, но один из самых ярких примеров - это колли по кличке Чейзер. Психолог Джон Пилли обучил Чейзера узнавать названия 1022 различных игрушек. Когда Пилли называл конкретную игрушку, Чейзер в 95% случаев делал правильный выбор. Недавно Пилли обучил Чейзера глаголам в дополнение к уже известным ему существительным. Теперь собака может выполнять приказы типа выбрать игрушку, ткнуть ее носом или положить на нее лапу. Такой прогресс потребовал массу времени, но это все-таки удивительное достижение собачьего интеллекта.

5. Шимпанзе феноменально разгадывают головоломки, связанные с памятью

Учитывая, что шимпанзе - это наши ближайшие родственники, их интеллект вполне объясним. Однако уровень их интеллекта (в некоторых сферах) вполне может посоперничать с человеческим. Шимпанзе по кличке Аюму, живущий в исследовательском институте в Киото (Япония), стал всемирно известным благодаря своей выдающейся зрительной памяти. Ему показывают девять цифр на экране на доли секунды, а затем Аюму воспроизводит по памяти их местоположение. Причем шимпанзе способно обыграть в этой игре любого человека. Ученые до сих пор не полностью понимают, как Аюму это удается, но они предполагают, что шимпанзе мгновенно оценивает количество, то есть смотрит на ряд объектов и запоминает их, а не последовательно пересчитывает.

6. Какаду способны взламывать замки

Какаду, как и вороны, умеют решать сложные головоломки для того, чтобы добыть лакомство. Причем головоломки могут быть действительно очень сложными: например, открыть ящик (в котором лежит орех кешью), предварительно вынув штифт, раскрутив и вытащив болтик, провернув колесо и, наконец, откинув защелку. Это занимает немало времени, поскольку у какаду нет пальцев. Одна птица решала эту задачу почти два часа, но добилась своего, доказав, что пернатые способны ставить цели и достигать их. Другие птицы, участвующие в эксперименте, наблюдали за первым какаду и затем справлялись с задачей гораздо быстрее. Затем головоломка была изменена: пять шагов по открытию ящика были расположены в другом порядке. Но птицы справились и с этой задачей.

7. Осьминоги очень интеллектуальны, но ход их мыслей странен и непонятен для нас

Интеллект осьминога сложен для изучения по нескольким причинам: они существа водные, в неволе практически не выживают, большинство из них обитает глубоко в океане. Их среда проживания отличается от нашей, потому вполне понятно, что их интеллект направлен на решение и достижение совсем других целей. У осьминога самый крупный мозг среди беспозвоночных животных, в его мозге нейронов больше, чем в мозге человека. Однако 60% этих нейронов расположены в щупальцах, то есть, можно сказать, что у осьминогов очень умные щупальца. Если щупальце отрезать, то оно может отползти, хватать пищу и поднимать ее к тому месту, где должен был бы быть рот. Кроме того, осьминоги - большие эстеты и, возможно, дальтоники. Они собирают камни определенного цвета, чтобы замаскировать свое логово, а многие виды умеют менять цвет, чтобы слиться с окружающей их средой. Существуют предположения, что осьминоги чувствуют цвет своей кожей и реагируют на него соответствующим образом.