История мужской одежды. Как менялся мужской костюм с течением веков

История мужского костюма стара как мир. Эта неотъемлемая часть мужского гардероба прошла долгий путь эволюции от шкур, которые носили первобытные люди, до элегантно-удобных Brioni или Kiton, которые носят знаменитости, бизнесмены и политики. Но, привычный для нас вид костюм приобрел лишь в XIX веке, а до этого шла его постоянная трансформация.

Сегодня сложно представить мужчину, у которого нет хотя бы одного костюма. Брюки, пиджак, жилет - это эталон современного делового человека, это привычный стиль одежды для деловых встреч и официальных мероприятий.

Бытует мнение, что хорошо подобранный костюм способен полностью изменить внешний вид мужчины - сделать его более стройным, импозантным, серьезным. И с этим сложно поспорить. Но так было не всегда. Первые костюмы были уж очень далеки от привычного нам образа. В разные эпохи мужчины носили пестрые камзолы, широкие либо узкие панталоны и другие детали гардероба.

Историки уверяют, что основные компоненты мужского костюма - пиджак, жилет, брюки - появились в эпоху Возрождения. Но их объединение в один ансамбль произошло в середине ХІХ века.

Век экспериментов и перемен

Нужно отметить, что вплоть до ХІХ века такой вид одежды, как мужской костюм, был доступен только аристократии и знати. Отсюда и пошла пышность первых нарядов. Мужской костюм ХVII века для современного человека, вполне оправданно, кажется слишком напыщенным.

В одеждах аристократов непременной частью гардероба были рубашки с широкими рукавами, украшенные гофрированными оборками, кружевом спереди и на манжетах. Роль пиджака выполняли колеты - приталенные куртки без рукавов. Образ мужчины дополняли панталоны - узкие ровные штаны до середины икр, украшенные вышивкой по бокам и кружевными оборками снизу.

Такой вид убранства в разных его вариациях можно было увидеть как на знати, так и на военных, например на мушкетерах. Во второй половине ХVII века в моду вошло более пестрое убранство, на что повлиял полудетский облик малолетнего короля Людовика XIV.

Костюм этого периода состоял из сорочки, богато отделанной кружевом и бантами, короткой куртки — весты с рукавами до локтя и штанов-ренгравов по колено.

В конце века появляется новый вид придворной одежды — жюстокор. Костюм короля и высшей знати. Это одежда прилегающего, расширенного книзу силуэта, с поясом-шарфом на линии талии, длиной до колена, с застежкой на ряд мелких пуговиц и петлиц. Воротника у жюстокора не было, его заменял галстук из белой ткани с кружевными концами. С жюстокором носят кюлоты - узкие до колен штаны, заканчивающиеся внизу боковым разрезом и застежкой на пуговицу или пряжку.

Это и были первые прообразы мужского костюма, к которому мы привыкли сегодня.

Век элегантности

В ХVIIІ веке законодательницей мужской моды по праву считалась Франция. Поэтому самым распространенным видом мужского костюма стало «платье по-французски». Такую одежду носили представители дворянства и зажиточный средний класс.

В эту эпоху мужской костюм состоял из многочисленных деталей. На тело надевалась длинная сорочка с жабо и подштанники длиной до колена на завязках. Мужчины из высшего и среднего класса носили кюлоты традиционно черного цвета.

В первой половине XVIII века на сорочку надевался длиннополый камзол, или весткоут, как правило, с длинными рукавами, в тон верхнему платью или контрастирующий с ним по цвету.

К середине XVIII века камзол утрачивает рукава, но сохраняет длину до середины бедра. Во второй половине XVIII века камзол превращается в жилет. В отличие от более поздних моделей, жилеты XVIII века имели стоячий воротничок. Из-под камзола или жилета выпускалось жабо либо отделка сорочки. На камзол надевалось верхнее платье — жюстокор - приталенный кафтан.

Постепенно жюстокор приобретает более простой вид. Однако в светском костюме его полностью заменяет аби — узкий однобортный кафтан, короткий спереди, с длинными полами сзади. Костюм второй половины XVIII века мог быть любой расцветки: однотонный или пестрый. В таком виде аби остается в моде вплоть до первых десятилетий XIX века.

Начало эпохи современного костюма

В начале XIX века главным представителем мужского костюма стал фрак. Его носили не только как придворный костюм и мундир, но и просто в обиходе. На фрак всегда нашивались пуговицы с обеих сторон, даже тогда, когда в 30-х годах он был узким и так плотно прилегал к талии, что вдавливал бока и заставлял выступать бедра.

В 40-х годах фрак окончательно исчез из ежедневного обихода, сохранив за собой до настоящего времени роль парадной одежды. На смену фраку пришел сюртук.

Мужчины также носили белые рубашки с высоким крахмальным воротничком, жилеты разных фасонов, широкие однотонные или пестрые галстуки, которые завязывались вокруг шеи бантом.


В начале и в конце XVIII столетия карманы брюк и панталон делались прямыми спереди. Эта мода возобновилась и в 70-х годах XIX столетия. В большинстве же случаев карманы прорезывались теперь сбоку по шву. Впоследствии форма брюк постоянно менялась, становясь то очень узкой, то слишком широкой.

Интересная особенность старого костюма заключается в том, что вплоть до конца XVIII века брюки приходилось надевать с подтяжками, поэтому они не подгонялись по фигуре и не имели никаких складок. Лишь в конце XVIII века, когда они составили пару с фраком, их стали кроить так, чтобы точно соответствовать особенностям фигуры. Тогда на брюках появились складки, благодаря которым они прилегали к талии.

Следующее усовершенствование — двусторонняя складка — была заложена на брюках лишь в 20-е годы XIX века. Существует легенда, что складки придумал один предприимчивый английский торговец. Он хотел, чтобы брюки не сминались при перевозке.

На самом деле стрелку на брюках придумал лондонский портной Ларсен. Один из заказчиков, не отличавшийся стройностью ног, попросил мастера замаскировать этот недостаток. Тот заложил складки, которые придали фигуре стройный силуэт. Однако новинка пришлась по вкусу не сразу. Лишь после того как брюки превратились в самостоятельный элемент одежды, ее необходимость была признана всеми.

Пиджак как элемент костюма появляется в мужском гардеробе к середине XIX века. Ношение застегнутых пиджаков обусловило изменение и других составляющих костюма. В частности, от рубашек с накрахмаленными жабо произошел постепенный переход к рубашкам с небольшими отложными воротничками и цветными галстуками. С пиджаком хорошо сочетался жилет. Уже к середине XIX века вместо белых пикейных или шелковых жилетов пришли более практичные модели, согласующиеся по цвету с пиджаком.

Английский портной Шанкс создал еще один вариант костюма — тройку. В нем все элементы — брюки, жилет и пиджак — были сшиты из одной материи. Как дань традиции, подобный ансамбль можно было носить и с расстегнутым пиджаком.

Пиджачная пара и тройка оказались настолько удобной и функциональной одеждой, что уже к началу 90-х годов XIX века они вытеснили большую часть предметов мужского гардероба предшествующих столетий. В частности, из обихода ушли сюртуки, камзолы, казакины и бекеши.

В 1901 году пиджак становится повседневной одеждой английского короля Эдуарда VII. Его Величество даже издал специальный указ, по которому придворные должны были присутствовать на официальных приемах в пиджачных парах или тройках.

После 1910 года в моду входят пиджаки с накладными плечами. Мужчина, одетый в такой пиджак, мгновенно приобретал атлетическую выправку.

В последующие десятилетия XX века покрой пиджака меняется незначительно. В конце столетия модельеры различают две разновидности пиджака: слегка приталенную, придающую фигуре стройность, и более строгую, прямого кроя.

Костюм - второе «я»

В наше время костюм приобрел такую популярность, что в мире появилось огромное количество различных брендов. И несомненное лидерство в изготовлении современного мужского костюма занимает Италия.


Костюмы этого бренда характеризуют как вторую кожу - они чрезвычайно комфортны, одев один раз Kiton, вы не захотите носить ничего другого. Отличительная их черта: после нескольких носок костюм сам ложится по фигуре владельца, подчеркивая ее достоинства и скрывая недостатки.

Популярность Kiton в мире очень большая, его носят мировые лидеры, звезды Голливуда, успешные бизнесмены. И не удивительно, ведь это одна из старейших и уважаемых торговых марок. Костюмы шьют вручную. При фабрике функционирует портновская школа. Здесь будущие мастера годами постигают азы. К примеру, чтобы научиться правильно пришивать пуговицы, уходит до 2 лет. А на изготовление одного костюма уходит 25 часов ручной работы и труд 45 работников.

Отсюда и качество. Те, кто хотя бы раз надел костюм Kiton, становится поклонником бренда на всю жизнь. И, к слову, достаточно высокую цену одежды этой марки с лихвой компенсируют ее качество и долговечность, это костюмы на всю жизнь. Даже через десять лет такой костюм остается модным и выглядит, будто только с витрины. Эксперты мира моды называют этот феномен своеобразной магией, которую еще никому не удалось повторить.

Некогда ношение делового костюма вызывало насмешки и возмущение в обществе. XXI век изменил отношение к костюму, и он стал неотъемлемой частью повседневной жизни женщины.

форма гимназии

В начале ХХ века деловой костюм стал знаком принадлежности женщины к мужскому миру. Смелые дамы вызывали насмешки и возмущение в обществе, но, несмотря на это, создавали новый образ. Образ деловой женщины.

История делового костюма могла бы начаться еще в те времена, когда не имело значения, кто его носит– мужчина или женщина. Но тогда не возникало необходимости в самом понятии "деловая одежда". Одежда должна была выполнять простейшие практические функции, защищать от холода и жары.

форма гимназии

Патриархальное общество, которое к началу нашей эры уже существовало почти во всех странах, сделало женский костюм таким, каким мы знаем его по гравюрам и свидетельствам историков: подчеркнуто женственным, неудобным для работы и пригодным в первую очередь для привлечения внимания. Позволить себе удобные широкие юбки и куртки могли только простолюдинки, в то время как женщины высших сословий были обречены на корсеты, узкую обувь и сложные прически.

В XIX веке единственной униформой, полагавшейся женщинам, оставалась гимназическая и студенческая. Еще в 1834 году императорским указом было введено правило, обязывающее школяров одеваться в специальные мундиры. В первую очередь это касалось юношей, но и воспитанницы институтов благородных девиц должны были облачаться в форменные платья. Правда, едва ли их можно назвать полностью деловыми: классический корсет, пышная юбка и пелеринка, прикрывающая руки и плечи.

Лишь в конце XIX века женщины стали допускаться к общественному производству, а следовательно, возникла и необходимость в удобной деловой одежде. Ее пришлось создавать, комбинируя те элементы, которые были в классическом платье. Поначалу деловой костюм воспринимался как вызов морали и традиционным устоям, хотя первые наряды бизнес-леди радикально не отличались от одежды их современниц: те же длинные юбки, жакеты, различные в основном только по цвету и фактуре ткани.

аля марлен дитрих

Революции, которая ввела бы женский костюм в повседневную жизнь, в XIX веке не случилось. Но крупные компании, возникавшие в начале ХХ века, постепенно вносили свои коррективы в облик работников. Одежде надлежало быть в первую очередь удобной; кроме того, служащие разных подразделений внешне не должны были отличаться друг от друга, а потому носили один и тот же вариант униформы.

Определенную роль в развитии стиля деловой женщины сыграла и Первая мировая война. Это время изменило жизнь женщины: совпали эмансипация, появление феминистских движений, революционные настроения и военная нехватка кадров. Девушка, выросшая в период войны, отличалась от своих бабушек и мам, начинавших работать в XIX веке. Тогда женский деловой костюм был предельно функционален и не становился частью имиджа.

Бизнес-леди нового поколения не только ходили на работу в пиджаках и юбках, но и в свет выходили в роли представителей определенных профессий. Настоящая революция свершалась в светском обществе, когда там появлялась барышня в короткой юбке с пером журналиста или счетами бухгалтера. (О, ужас! Видны щиколотки, а если она положит ногу на ногу – и коленки)! И беседы она вела уже не с дамами о новых страусиных перьях, а с мужчинами – о политике и автомобилях.

Иконой стиля 30-х годов считается Марлен Дитрих , которая стала первой женщиной, смело появившейся в обществе в мужском костюме. Скандальная биография не мешала, а скорее помогала ей стать идеалом для современниц и вдохновительницей для последующих поколений. Впрочем, вид женщины в мужском костюме все еще был поводом для легкого шока в обществе, не потерявшем традиционные представления о нравственности. Да и мужчины не хотели отдавать свою традиционную роль, на которую покушалась женщина в пиджаке и при галстуке.

деловой костюм 60-е

Мужской галстук так и не стал таким атрибутом бизнес-леди, как пиджак, рубашка и классическая юбка. Жорж Санд , которая впервые еще в позапрошлом веке примерила мужской бант своего любовника, все же оставалась исключением и была причислена современниками к творческим личностям, у которых, как известно, могут быть свои причуды. Позволять себе подобную вольность женщины стали лишь столетие спустя.Жаклин Кеннеди , спускающаяся с трапа самолета в светлом костюме, узаконила мини в качестве элемента деловой одежды. Все, что происходило с женским деловым костюмом в следующие десятилетия, только являлось продолжением тенденции. Сегодня классическая офисная барышня в строгой мужской рубашке и юбке-карандаше во время бизнес-ланча сидит за соседним столиком с девушкой-дизайнером в экстравагантных джинсах и потертом пиджаке. Деловой стиль нового века становится неотличим от casual, в него вплетаются романтические элементы и детали этно-стиля. Некогда ношение делового костюма было знаком отличия, теперь он стал для нас неотъемлемой частью повседневной жизни.

Следование дресс-коду является важным моментом в любой офисной жизни, особенно когда речь идет о работе в крупных компаниях, где каждый работник – это лицо фирмы. В таких ситуациях внешний вид топ-менеджера играет огромную роль. Очень важно выглядеть представительно, сдержанно и официально. Такую задачу прекрасно выполнит строгость и красота которого сделает его вашей любимой вещью в гардеробе.

Кто и когда ввел моду на деловой костюм

Классический костюм в современном виде появился в начале XIX века в Великобритании, хотя его корни уходят во времена короля Луи XIV, в XVII век.

Прошлое столетие принесло новые тенденции: костюм перестал быть повседневной одеждой, а, кроме того, попал не только в мужской, но и женский гардероб.

Мужской костюм

Изначальный вид мужского костюма: сюртук, парик, белая рубашка, жилет, жабо, бриджи, чулки и туфли. Именно так одевались Французские модники при дворе Луи XIV.

Несколько позже, в 1666 году, король Англии Чарльз II также решил внести коррективы во внешний вид своих придворных: мужчины при нём одевались в длинное пальто, шляпу, жилет и повязывали платок на шею. Никуда не делись парик, бриджи, чулки и туфли.

К XIX веку уже Англия выступала законодателем моды в мужской повседневной одежде. Обязательными атрибутами стали: цилиндр, сюртук, визитка и перчатки. Но данный образ прижился не на долго, и уже через пару десятилетий сформировался образ, максимально близкий к современному: брюки, пиджак, жилет, шляпа.

Начало XIX века. Великобритания. The Los Angeles County Museum of Art

Фото © ester-wandrag.livejournal.com

До 60-х годов вносились незначительные штрихи, в частности, произошло разделение на вечерний костюм и неформальный. Устанавливались правила о том, когда носить смокинг, фрак или пиджак. Были введены рекомендации о цветах галстуков.

Затем классические костюмы уступили место более удобным и универсальным вещам: футболкам, ботинкам, джинсам и т.д., а сами заняли нишу формальной одежды для особых случаев.

Женский костюм

Женский прогулочный костюм для верховой езды. Испания, 1893 год

Фото © ocostume.ru

Повседневные женские костюмы возникли ближе к концу XIX века. Эти наряды не рассматривались как соответствие мужским пиджакам и шляпам, а преподносились как вещи, предназначенные для ношения вместе. Что же касается именно женского костюма в сегодняшней форме, то появился он примерно в 20-е годы XX века.

Изначально эти модели были подчёркнуто женственными: использовались более мягкие ткани, одежда предназначалась для повседневного ношения, однако, со временем, женский деловой костюм занял ту же нишу, что и мужской, став к середине 70-х годов официальным нарядом.

  • Деловой дресс-код: формула стиля для руководителей
  • l&g t;

    Как подобрать костюм под деловой стиль

    Деловой костюм – это универсальная вещь в гардеробе Генерального Директора. Умелый крой делового костюма способен скрыть все недостатки фигуры, а строгие очертания силуэта придадут представительности. Как известно, клиенты уважают мнение опытных сотрудников, поэтому, если вы выглядите слишком юно и вас не воспринимают всерьез крупные клиенты, деловой костюм поможет вам решить эту проблему. При этом предпочтительнее иметь не один, а несколько деловых костюмов различных фасонов.

    Формальный деловой стиль

    Если вы привыкли видеть подчиненных в костюме, деловой стиль которого внушает серьезность и доверие, то значит, вы приверженец формально делового стиля. Формально деловой дресс-код имеет наибольший коэффициент консервативности. Во время серьезных переговоров, особенно с иностранными партнерами, в страховых компаниях, в банках и юридических организациях вам необходимо выглядеть максимально презентабельно и строго. Здесь нет места для выражения собственных предпочтений в одежде, выбирать которую необходимо строго в соответствии с правилами формально делового стиля.

    Мужчинам желательно ограничить выбор цветовой гаммы на классическом черном, сером или темно-синем оттенках. Обязательным дополнением будет белоснежная рубашка, запонки и двойной манжет Что касается обуви, то исключительным вариантом будут туфли-дерби или популярные сейчас оксфорды.

    • костюм светлой синей гаммы или же приятного оттенка серого или бежевого цветов;
    • белоснежная блуза;
    • колготки или чулки обязательно телесного цвета;
    • туфли на каблуке 3-5 см;
    • волосы, красиво собранные в пучок или хвост;
    • запрет короткого рукава даже в теплое время года;
    • разрешается дополнить образ нашейным платком или аксессуарами небольших размеров.

    Управленческий деловой стиль

    По градации консервативности управленческий деловой стиль предполагает меньший уровень строгости, а это значит, что костюм может быть выполнен в ткани другого цвета, даже с неброским принтом.

    Женщинам предпочтительнее выбирать платья фасона футляр с жакетом или строгий брючный костюм.

    Что касается короткого рукава, то здесь никаких ограничений нет. В отношении прически допустимы распущенные волосы, а ювелирные украшения могут быть более крупных размеров и ярких расцветок.

    Неформально деловой стиль

    Максимально комфортная одежда для офиса предполагает большую возможность выразить свою индивидуальность. Блестяще подходит для работы в офисах, не придерживающихся строго дресс-кода и, так называемых, Business Friday.

    Мужчины могут позволить себе надеть рубашки и брюки ярких расцветок, поло и жилеты.

    Женщине позволительно не ограничивать себя в выборе трикотажных кардиганов, водолазок, жакетов, юбок и платьев.

    • Правила делового этикета, которым надо следовать всем, кто дорожит репутацией

    Рассказывает практик

    Татьяна Николаева, Бизнес-консультант по этикету, Москва

    Мужчинам рекомендовано надевать на переговоры костюмы темного цвета и однотонные светлые рубашки. При этом прекрасным дополняющим элементом будут выдержанные в строгом стиле галстуки без пестрых принтов и кричащих расцветок. Допускается галстук в полоску или горох, но спокойных оттенков.

    Оксфорды – это классический вариант обуви для переговоров. Не стоит экспериментировать с декоративными элементами, максимум, что можно себе позволить – это декоративный шов по мыску туфли. Ни в коем случае нельзя выбирать лакированную обувь и обувь из кожи редких для нас животных – крокодилов и змей.

    Женщины должны придерживаться строгости в выборе одежды, отдавая предпочтение темным юбкам с жакетом и скромным платьям. Блузы кроя мужской рубашки станут прекрасным дополнением к женскому образу офисного работника. Колготки должны быть только телесного цвета, а туфли – черного на небольшом каблуке со скромными декоративными элементами. На переговорах женщинам запрещается надевать галстук, даже если это веяние современной моды. Строгие и демократичные украшения дополнят строгий образ, однако наличие крупных аксессуаров неприемлемо.

    Как правильно подобрать цвет делового костюма

    Цветовая гамма должна быть подобрана не только со вкусом, но и в соответствии с вашим цветотипом. Таким образом, цвета делового костюма стоит выбирать, руководствуясь цветом ваших волос, глаз и кожи. Не стоит забывать также, что, как правило, для классического делового костюма характерны пастельные или темные однотонные расцветки. Самыми востребованными являются: темно-синий, темный изумруд, серый, хаки, беж, цвет ржавчины, нефрит, оливка, насыщенный шоколад.

    Подбирайте однотонный костюм. Классический деловой костюм не терпит пестрого разноцветья и всегда выполняется в 2-3 цветах. Однако самым элегантным вариантом является однотонная модель, создающая эффектную вертикаль с эффектом стройности.

    Самый модный и широко востребованный материл для пошива мужского делового костюма – это темно-синяя шерсть в тонкую белую полоску или с принтом «полоска мела». Поклонники черных костюмов должны оставить эту вещь в гардеробе до удачного случая.

    Как вариант можете рассмотреть рисунок в полоску, клетку или же с принтом «куриные лапки», «елочки» или букле. Некоторые бизнесмены выбирают модели в широкую полоску, однако это не подходящий вариант для офиса. Это, скорее, фасон для игры в казино и других внерабочих времяпрепровождений.

    Каким должен быть женский деловой костюм

    Женские деловые костюмы – это изюминка офисного гардероба, поэтому к их выбору необходимо подходить ответственно и следовать определенным правилам:

    Правило 1. Субординация

    Работа в офисе предполагает ежедневное взаимодействие с коллективом. Зачастую приход на работу в новом платье сопровождается взглядом коллег и обсуждением вашего выбора. Выбирая деловой костюм для офиса, вы должны знать одно нехитрое правило: традиционно подчиненные должны быть одеты не дороже своих начальников, но и не дешевле своих же подчиненных. Иначе это плохой тон.

    Помимо этого, вы должны придерживаться одной латинской мудрости в выборе своего наряда: степень раскрепощения в одежде определяется той должностью, которую вы занимаете. Таким образом, ваш внешний вид должен соответствовать вашей позиции на служебной лестнице.

    Правило 2. Чувство корпоратива

    Чувство корпоратива, или иначе можно сказать чувство солидарности, – это ключевой момент, который вы должны принимать во внимание, покупая одежду для офиса.

    Фото © becauseiamfabulous.com

    Правило 3. Ткани

    Выбор ткани – вопрос чрезвычайно ответственный. Ткань может быть «говорящей»: например, юбка из плотного твида говорит о том, что Вы готовы к длительному и плодотворному сотрудничеству, а юбка того же фасона, но из атласа – признак вашей готовности отправиться в клуб.

    Натуральные ткани (шерсть, хлопок, лен) – признак хорошего вкуса в выборе делового костюма. Они максимально гигиеничны, подходят для долгой носки и прекрасно держат форму.

  1. Габардин - это воздушный, качественно обработанный материал с четким рубчиком по диагонали. Выглядит эта фактура абсолютно гладкой и прекрасно поддается драпировке. Самые элегантные костюмы создаются из этой ткани.
  2. Креп - это матовый материал с легкими «морщинками», не мнущийся и прекрасно драпирующийся.
  3. Вискоза - ткань искусственного происхождения, отлично драпируется и почти не мнется.

Табу в выборе делового костюма – это синтетические ткани, которые не дышат, обладают низкими показателями гигроскопичности, быстро деформируются и доставляют дискомфорт во время носки.

Правило 4. Покрой

В классическом деловом костюме приветствуются простые, скромные и лаконичные линии. Самое главное здесь выбрать фасон костюма, максимально выгодно подчеркивающий очертания фигуры и скрывающий все недостатки. Костюм должен быть прилегающего, полуприлегающего или прямого кроя.

Длина жакета зависит от особенностей фигуры:

  • дамы с идеальными пропорциями имеют возможность позволить себе выбрать абсолютно любую модель делового костюма;
  • дамам высокого роста позволительно носить длинные юбки и длинные жакеты, но при этом обязательно стоит следить за тем, чтобы одежда выгодным образом подчеркивала пропорциональность верха и низа;
  • невысоким девушкам стоит обратить внимание на короткие жакеты и длинные юбки, а также брюки легкого кроя;
  • длинный жакет – универсальная вещь для девушек любого роста и веса.

Длина жакета зависит также и от выбранных расцветок низа и верха. Чем четче контраст между верхом и низом, тем серьезнее стоит отнестись к выбору этой вещи.

При выборе юбки также имеются свои нюансы:

  • юбка должна быть строгой как по длине, так и по крою;
  • длина юбки определяется рядом факторов: вашим ростом, подобранным фасоном обуви;
  • узкие, по типу «карандаш», юбки прямого кроя выглядят наиболее эффектно, если их длина на 1-2 см выше колена, а если же прямая юбка ниже колена, тогда она утяжелит вашу фигуру;
  • удлиняющей и выигрышной для вас вертикалью в деловом костюме станет юбка, в которой соблюдены верные пропорции кроя: юбка должна бить длиннее, а не шире;
  • широкая юбка объемной формы придаст вашему образу непрофессиональность;
  • трапециевидные юбки визуально расширяют и укорачивают фигуру;
  • тугая линия талии придаст Вам лишних килограммов, поэтому выбирайте свободные модели в зоне талии, так чтобы у Вас легко проходили 3 пальца между поясом и телом;
  • не выбирайте слишком узкие модели, мешающие комфортному времяпрепровождению в офисе;
  • юбка не должна задираться, не должна слишком туго обтягивать бедра, тем более если это не идеальная часть вашего тела.

Принимайте во внимание следующие факторы при выборе брюк :

  • широкие модели брюк сделают ваш низ более объемным, а складки на брюках еще больше подчеркнут изъяны живота и бедер;
  • неправильно подобранный размер брюк приведет к появлению нежелательных складок спереди;
  • узко скроенные брюки обтягивающего типа без карманов лучше дополнить более объемным верхом;
  • мешковатые бесформенные брюки сделают ваши ноги визуально более короткими;
  • чтобы увеличить длину ног, выбирайте брюки с завышенной талией на 2-5 см и драпировками спереди;
  • если же вы все-таки желаете приобрести широкие брюки, тогда ткань выбирайте максимально мягкую и тонкую;
  • при выборе брюк не забудьте взять с собой туфли, которые дополнят ваш образ. Обувь позволит подобрать правильную длину брюк.

Абсолютные табу: майки, футболки, сарафаны, босоножки, мини, макси, гольфы, леггинсы, шлепанцы всех видов, шорты, длинные серьги, огромные фальшивые камни, шпильки, прозрачные ткани.

Выбирать одежду необходимо согласно вашему возрасту, времени года и личным предпочтениям. Не стоит экономить, ведь дорогой деловой костюм сразу выдает успешную бизнес-леди.

Мужской деловой костюм – изюминка корпоративного стиля

«Эффект сорочки» - это именно то, что вы должны чувствовать, надевая качественный деловой костюм. Данное понятие означает, что вещь, которую вы надеваете, дарит вам ощущение легкости, а не утяжеления под весом ткани.

Деловой костюм должен быть дорогим, ведь если вы работаете в компании, то взоры клиентов будут сотни и тысячи раз устремляться именно на ваш костюм. Как ни крути, все-таки встречают по одежке. Это же правило касается и офисных работников.

Если вы располагает средствами, то лучше всего приобрести деловой костюм ручной работы, и это вовсе не потому, что фабричное производство не является качественным, а потому, что вещь, выполненная в ручную, постепенно начинает повторять форму Вашего тела, что дарит невероятный комфорт и удобство. Помимо этого, деловой костюм, выполненный в ручную, это очень престижно, так как не каждый может позволить себе такую роскошь.

Фланелевый костюм-тройка от Gieves & Hawkes

Фото © bond-stinson.ru

Классика делового мира выполняется, в основном, из шерсти. Однако сегодня изготовители тканей предлагают различные ткани, которые никогда не мнутся, не выцветают и не растягиваются.

Несмотря на различные варианты тканей искусственного и естественного происхождения, шерсть продолжает оставаться фаворитом тканей для деловых костюмов. В таком костюме тепло зимой и не жарко летом. Ткань не деформируется и не подвергается заломам. Для повышения износоустойчивости к шерсти добавляют шелк, полиэстер, кашемир.

Уделяйте внимание следующим деталям:

  • рубашка должна выступать над уровнем воротника на 1-3 см, при этом ширина ворота рубашки и пиджака должны отличаться;
  • оба воротника (костюма и рубашки) должны плотно прилегать друг к другу;
  • спинка костюма должна идеально лежать на фигуре, без складок, морщинок и пузырей;
  • рукава вокруг проймы также должны лежать безукоризненно, без малейших дефектов формы;
  • рукав пиджака должен быть оптимальной длины: на 1,5 см короче рукава рубашки;
  • длина делового костюма зависит от Вашего роста, но она не должна быть ни короче, ни длиннее половины всего костюма;
  • низ пиджака должен лежать параллельно полу;
  • брюки в области промежности не должны напоминать мешок;
  • и во время сидения, и во время, когда Вы стоите, костюм должен лежать идеально, без складок и морщинок;
  • подкладка кармана должна быть спрятана от посторонних взглядов;
  • если брюки без манжета, они должны быть на 1,5-2 см ниже каблука и создавать легкий надлом в области складки;
  • следите за манжетой: она должна касаться ботинка параллельно земле.

Если вы часто носите костюмы, то нужно иметь не один, а несколько деловых костюмов. Но даже если у вас только один деловой костюм, тогда позаботьтесь о приобретении 4-5 галстуков и 2-3 рубашек, которые бы сочетались друг с другом по цветовой гамме.

Еще раз скажем, что встречают, к сожалению, не по уму, а по одежке, а значит правильно подобранный деловой костюм будет визитной карточкой.

Несколько важных моментов о мужских сорочках

Мужская сорочка – это обязательный атрибут делового гардероба. В классическом варианте рукав длинный, менее традиционные варианты предполагают наличие и короткого рукава. Для деловых переговоров сорочку необходимо выбирать исключительно нежных тонов пастельного типа и носить их стоит под пиджак для создания образа настоящего бизнесмена.

При выборе ткани отдавайте предпочтение натуральному хлопку, так как именно этот материал будет наилучшим образом подчеркивать Вашу интеллигентность и серьезность. Для того чтобы обеспечить максимальный комфорт от ношения сорочки, производители тканей добавляют к хлопку шелк и немного вискозы. В итоге получается тонкая, воздушная текстура, удобная для ежедневной носки. Выбирайте также фактурные ткани, с рисунком «рубчик» или же мелким геометрическим орнаментом в жаккардовом стиле – такое приобретение заявит о вас, как об уверенной в себе личности.

Покрой деловых сорочек:

  • носите приталенные модели, если у вас фигура типа треугольник (широкие плечи и узкие бедра);
  • носите полуприлегающие фасоны, если ваш низ и верх сбалансированы;
  • носите сорочки прямого, свободного кроя, если ваша фигура «расслабленная» и вам есть что скрыть.

Когда выбираете рубашку, следите за длиной рукава: она должна доходить до начала фаланги большого пальца. Деловые модели сорочки должны быть строгими, не допускающими декора, нашивок, вставок и других видов отделки.

Существует еще несколько важных моментов, которые стоит учитывать при выборе рубашки: не носите короткий рукав под пиджак. Если есть галстук, то обязательно застегивайте верхнюю пуговицу сорочки. Будьте опрятны на работе, всегда выглажены и выстираны.

Ваш идеальный костюм

Все то, о чем говорилось выше, является основой выбора мужских деловых костюмов. Но при помощи костюма можно сделать Джеймса Бонда из любого мужчины. Костюм, как трансформер, может изменить до неузнаваемости абсолютно любого, добавить ему интеллигентности и серьезности, статуса и престижа, авторитета и лидерства. Важно подобрать именно тот деловой костюм, который идеально подойдет именно вам.

Если вы мужчина большого размера

В данном случае однотонность костюма будет как нельзя кстати. Выбирайте строгую цветовую гамму, можно с узором «меловая полоска», которая выгодно удлинит вашу фигуру. Если вы поклонник клетки, то отложите такой костюм до более удобных встреч нежели формальных переговоров. Следите за тем, чтобы костюм идеально садился на вас, чтобы он не стеснял движения, не образовывал лишние складки. Мягкие ткани помогут вам в этом.

Пиджак должен быть более длинным, чем обычно, а рукава более узкими. Брюки должны быть строгими, классическими без новомодных складок на талии. Туго сидящие брюки в зоне талии и слегка расширенные в области бедер придадут Вам стройности. Если у Вас большой живот, тогда используйте подтяжки. Не бойтесь, что они станут объектом всеобщего обозрения! Пиджак скроет все. В случае с подтяжками носите брюки, свободные на талии.

Если вы ниже среднего роста

Темный цвет и однотонная дымка увеличивают рост. Помимо этого, отличным инструментом добавить несколько сантиметров к росту является вертикальная полоска. Узкий галстук также поможет вам решить проблему с ростом. Брюки должны быть узкими внизу, а пиджак идеально подобранной длины с квадратными подплечниками.

Покупая деловой костюм в бутике, обратите внимание на модели, созданные именно для невысоких мужчин. Не укорачивайте купленную вещь, иначе вы рискуете нарушить баланс пропорций. Если вариантов в обычном магазине для вас нет, обратитесь в ателье по пошиву.

Если вы нестандартно худой

Используйте «слои» из одежды, чтобы добавить недостающих килограммов. Что это значит? Например, носите жилет или же джемпер поверх рубашки. Пиджаки с двумя бортами не подходят для худых мужчин. Подбирайте одежду строго по размеру, иначе костюм большего размера будет смотреться на вас так, словно вы донашиваете чью-то вещь. Если у вас мелкие плечи, тогда жесткие подплечники и клетчатые пиджаки исправят эту проблему. Если вы не только худой, но еще и слишком высокий, тогда носите пиджак с двумя бортами и широкий низ.

Если у вас идеальная фигура

Костюм должен быть именно вашего размера. Брюки предпочтительнее выбирать с заниженной талией и свободного покроя. Сорочка с широким воротником и крупным галстуком добавит гармонии вашему образу. Даже при всех застегнутых пуговицах, пиджак должен сидеть свободно, раскрепощая ваши движения. Иначе, вся прелесть накаченного тела будет утеряна.

Не зря говорят, что классика бессмертна. Классика универсальна и вездесуща, чрезвычайно красноречиво указывающая на ваш статус.

Говорит Генеральный Директор

Галина Синцова, Президент ОАО «Мэлон Фэшн Груп», Генеральный Директор ЗАО «Первомайская заря», Санкт-Петербург

Руководитель – это лицо компании, и именно по его внешнему виду строят мнение о всех остальных работниках компании. Уже в течение 30 лет я возглавляю модный бизнес, и дресс-код, в моем мнении, это воплощение моих собственных идей. Я всегда следую современным канонам делового стиля и всегда дополняю свой образ мелкими, но важными аксессуарами. В тканях я не люблю экстравагантности, потому что еще несколько лет назад в цехах «Первомайской зари» работали люди в простых халатах, и это было бы верхом наглости – спуститься одетой по последнему писку моды.

Шоппинг у меня всегда происходит за границей, а в России у меня нет на это времени. В зарубежных торговых центрах я не только приобретаю новые вещи, но и анализирую ассортимент продукции, способы обслуживания и мнения покупателей.

Если говорить о моих бизнес-партнерах, то в их внешнем виде я всегда подчеркиваю чистоту и ухоженность одежды и обуви. Цена их делового костюма меня мало волнует. В перестроечные времена я по долгу службы часто встречалась с партнерами, одетыми в дорогие и качественные костюмы, но не обладающими интеллектом и умом. Кроме своего внешнего вида «с иголочки» они не могли предложить ничего большего.

Деловой костюм для самых ленивых предпринимателей

Данный вид делового костюма придуман для людей, которые не любят уделять чрезмерное внимание своему внешнему виду, либо просто не имеют для этого достаточно времени. Если необходимо экстренно надеть официальную одежду, но не хочется мучиться с подбором и глажкой рубашек, это - эффективное решение.

В сущности, данная одежда - это комбинезон, имеющий внешний вид делового костюма. Удобная молния избавляет от необходимости застёгивать пуговицы. Таким образом, надеть подобную вещь, не сложнее, чем простую пижаму.

Имея в своём гардеробе несколько комбинезонов, можно каждый раз выглядеть по-разному на всевозможных мероприятиях.

Как должны сочетаться обувь и деловой костюм

К классическому костюму, согласно этикету, требуется обувь без украшений, имеющая шнуровку, предпочтительно, закрытую.

Туфли необходимо начистить до блеска. Лакированная обувь подойдёт под фрак, но этот вид не для офиса или переговоров. Предпочтение лучше отдать оксфордам, либо, в качестве альтернативы, можно надеть дерби или блатчеры.

К костюмам свободного стиля, например, узким брюкам, подойдут чёрные лакированные туфли.

Не существует строгих правил о цвете обуви. Единственное требование - они должны сочетаться с одеждой, но не быть светлее, чем брюки.

Классические оксфорды цвета Бургундия

Фото © soletopia.com

Женщинам при выборе обуви к костюму стоит помнить о следующем.

Обувь может быть элегантной, но не экстравагантной, стильной, но не кричащей.

Обувь должна быть либо чёрной, либо одного цвета с одеждой. Кроме того, есть список гармонирующих цветов: светлые костюмы - голубая и серая обувь, тёмные - бежевая или коричневая.

Носок и пятка должны быть закрытыми.

Спортивный стиль недопустим.

Каблук - не выше пяти сантиметров.

Чулки и колготки - обязательно, причём либо кремового, либо телесного цвета. Под светлую обувь разрешаются прозрачные чёрные колготки.

В холодное время года деловую обувь следует держать в офисе.

  • Общение руководителя с подчиненными: этика деловых отношений

С чем носить деловой костюм

Элементы женского делового костюма

Украшения не должны быть чересчур крупными. Скромные украшения прекрасно дополнят ваш стильный офисный наряд, но не станут объектом всеобщего притяжения. Ваша речь, ваш голос и лицо – это самое главное, на чем должно быть сконцентрировано внимание клиента. Именно по этой причине вы должны отказаться от всех украшений, которые шумят, слишком блестят и вообще чересчур привлекают внимание. Золото, серебро и жемчуг – беспроигрышные варианты для деловой дамы.

Сумку надо подбирать так, чтобы она подходила под ваш общий образ. Универсальными вариантами являются гладкие модели темных расцветок, так как они безошибочно подходят к абсолютно любому фасону делового костюма. Стремитесь выбирать достаточно вместительные варианты, но так, чтобы модели не выглядели слишком объемными.

Деловой костюм предполагает обязательное наличие колготок телесного цвета чуть темнее Вашего естественного цвета кожи. Ни в коем случае не надевайте яркие колготки, чулочные изделия с рисунком или другим авангардным принтом. Спортивная обувь допускает ношение непрозрачных плотных колгот, а вот изящная обувь на каблуке будет красиво смотреться только с прозрачными чулочными изделиями.

Обильное пользование парфюмом запрещено в офисном обиходе, но и полный отказ от них – признак плохого вкуса. Самое главное здесь правильно подобрать свой истинный аромат. Свое предпочтение стоит отдать строгим ароматам «одеколонного» типа или же легким, воздушным запахам. Откажитесь от сладких, томных, тяжелых ароматов. Забудьте об эротических вариантах. Грамотно подобранные духи чувствуются окружающими на расстоянии полуметра, а вот шлейф из духов, томно наполняющий комнату в течение всего рабочего дня, не вариант для леди в деловом костюме.

Мужские аксессуары

Небольшие скромные запонки смотрятся очень элегантно. Несмотря на свой миниатюрный размер, запонки очень важны для создания образа. Правильно подобранные запонки добавят нужный акцент к вашему деловому стилю. Золотое правило запонок: они прекрасно подходят к сорочкам с двойной манжетой.

При помощи галстука вы можете добавить ярких и оригинальных акцентов к общему образу. Именно поэтому этот предмет гардероба так и популярен среди мужчин. Галстук может рассказать о многом: об образе жизни владельца, о его привычках и пристрастиях, а также о традициях, существующих в компании.

Существует распространенное мнение, что галстук – это способ выразить себя, проявить свой характер, продемонстрировать свой стержень.

Как уже отмечалось, дресс-код уже не тот, его требования очень смягчились. Однако, что касается галстука, здесь все же есть некоторые правила. Так как галстук свидетельствует о статусе и положении в обществе, к его выбору надо подходить очень ответственно. Так, например, в Америке существует понятие power tie или «галстук силы». Что же это такое? Яркой красный галстук выбирают многие политики во время проведения важных мероприятий. Так, Джордж Буш блистал перед публикой именно в таком галстуке силы.

Выбирая галстук для серьезных переговоров, надо обращать внимание на контраст. К белым рубашкам отлично подходят рубиновые, чернильно- и королевско-синие галстуки, демонстрирующие отличный вкус владельца и его превосходство над другими.

Можно говорить о четырех видах галстуков:

  • классика, шириной в 9,5 см;
  • модные галстуки;
  • галстуки-бабочки для публичных встреч;
  • галстуки-пластроны с характерными двумя концами, придающими образу торжественности.

Лучшие галстуки – это те, в изготовлении которых используется шерсть или шелк.

Настоящие эксперты мира моды заявляют, что самыми модными являются следующие типы галстучных узлов: традиционный «классический», массивный «виндзор», тонкий «нью-классик» и симметричный и не очень объемный «полувиндзор».

Универсальным вариантом является галстук одного цвета, который идеально смотрится с любой рубашкой и любым костюмом. Но даже в этом случае, необходимо учитывать фактурность этого изделия.

  1. Некрупный горох – это признак того, что вы в курсе, как стоит одеваться для консервативных серьезных встреч. Такой галстук идеально подойдет под строгий костюм классического типа, ведь он подчеркивает ваш статус и авторитет в компании. Основной цвет данного предмета гардероба должен соответствовать главной цветовой гамме костюма или, наоборот, играть на контрасте. А вот оттенок гороха и рубашки обязательно должны сочетаться.
  2. Диагональ в галстуке подходит для повседневного использования и является очень популярным фасоном.
  3. Галстуки с геометрическими фигурами подходят для смелых и авторитетных людей, желающих проявить свой характер посредством одежды.
  4. Пейсли, или принт в «жемчужину», это сама элегантность. А если остановить выбор на крупном рисунке в этом стиле, то первые полосы в модных журналах Вам будут обеспечены.
  5. Галстук в клетку не подходит для деловых переговоров, так как наиболее эффектно смотрится в тандеме с костюмами спортивного кроя, кардиганами, в которых можно работать только в свободной, ни к чему не обязывающей обстановке.
  6. Яркий рисунок с животными или любыми другими крупными принтами – это вариант для ночного отдыха в клубе.
  7. Абстракция придаст игривости Вашему образу, однако может отвлечь Вашего клиента на серьезных переговорах. Избегайте абстрактный рисунок во время деловых встреч, но освежайте свой образ при помощи такого галстука в любых других удобных ситуациях, например, во время путешествия.

Галстук – это некрупная, но чрезвычайно яркая и «говорящая» деталь делового костюма. Именно он выделяет вас и ваше лицо из массы других таких же работников.

Примите во внимание несколько простых правил в выборе комбинации «галстук-рубашка-костюм»:

  1. Сочетайте 3 цвета.
  2. Сочетайте 2 цвета с одним принтом.
  3. Сочетайте 1 цвет с 2 разными принтами.
  4. Избегайте большого количества рисунков.
  5. Не бойтесь контраста.
  6. Учитывайте текстуру.
  7. Придерживайтесь одного стиля.
  8. Не переборщите с рисунком. Предпочтительно использовать два принта.

Где купить деловой костюм: бренды

Мужской деловой костюм

Henry Poole & Co. Создан в 1806 г. Специализируется на «bespoke». Ателье шило костюмы для множества глав стран Европы.

Anderson & Sheppard. Основан в 1906 г. Специализируется на «bespoke». Среди клиентов - влиятельные персоны, главы государств.

Gieves & Hawkes. Создано в 1785 г. Специализируется на «bespoke» и «made-to-measure». Среди клиентов - известные актёры, влиятельные политики.

Kilgour French & Stanbury. Создано в 1886 г. . Специализируется на «bespoke» и «made-to-measure». Среди клиентов -президенты, крупные политики, знаменитости.

Dege & Skinner. Создано в 1865 г. Специализируется на «bespoke». Выполняет заказы в Великобритании для королевского двора.

H.Huntsman & Sons, Ltd. Создано в 1849 г. . Специализируется на «bespoke» и «made-to-measure». Среди клиентов - короли, принцы, герцоги.

Norton & Sons. Создано в 1821 г. Специализируется на «bespoke». Среди клиентов - крупные политики, аристократы, монархи, знаменитости.

Davies & Son. в 1804 г. Специализируется на «bespoke» и «made-to-measure». Среди клиентов - монархи, президенты, знаменитости.

Фото © michaelandrews.com

8 брендов женских деловых костюмов

Versace и Saint Laurent, ориентирующийся на мужской стиль и делающий костюмы преимущественно в чёрном цвете.

Roland Mouret и Marc Jacobs, которые делают деловые костюмы преимущественно в пастельных тонах.

Prada также придерживается пастельных тонов и отличается оригинальными узнаваемыми фасонами.

Chanel стараются разбавить деловой стиль неформальными вставками: вязанными кардиганами, медальонами и т.д.

Roberto Cavalli используют тёмную цветовую гамму.

Giorgio Armani создаёт лёгкую одежду с мягкими линиями, дополненную декоративными элементами.

Emilio Pucci любит экспериментировать и под час предлагает смелые варианты деловых костюмов.

Temperley London тоже имеет широкий список необычных моделей на любой вкус.

Не смотря на привычность и понятность современного мужского классического костюма - его история складывалась несколько столетий.

Кто был предком современного мужского костюма?

В 14 веке, в разгар крестовых походов, в Западную Европу начали проникать восточные кафтаны. Эта одежда была очень непривычной для знати, но сразу же пришлась ей по вкусу. Крестоносцы возвращались и привозили с собой интересную заморскую одежду из дорогих тканей, а представители высших слоёв общества с удовольствием её носили. Благодаря такой «экспансии» уже к концу 14 века в Европе имелся традиционный костюм, который выделял знать среди простолюдинов, а также среди равных, ведь восточные кафтаны шились из самых разнообразных тканей (как по цвету, так и по структуре). Постепенно они улучшались и дополнялись и стали представлять собой новый вид одежды - фрак.

В 17 веке, следуя моде и требованиям окружающей среды (ведь одежда тогда носила явно прикладной характер) в Англии и во Франции, в признанных сейчас городами моды, а на тот момент наиболее сильными государствами этой части материка - в обиход вошли сюртуки. Главным их плюсом была теплота и удобство при носке. Ближе к 18 веку они стали двубортными.

К этому времени мода на фраки стала уходить, после цветного бума, который охватил всех модников в начале века - теперь их выбор стал более спокойным и в моду вошли чёрные фраки.

Развитие костюма этого времени также примечательно тем, что начало появляться распределение по сфере применения. Если до этого новая и красивая одежда была праздничной, а вся остальная - повседневной, то теперь те же фраки различались на домашние, повседневные, для визитов и бальные. Начал появляться дресс-код, по которому было просто неприлично появляться в обществе в неподходящем для ситуации наряде.

Классические дома моды и революции

К началу 19 века за столицами Англии и Франции утвердилось негласное наименование центров моды: Лондон - мужской, а Париж - женской.

Костюмы, к тому времени уже начали приобретать единый крой, за счёт появления мануфактурного производства, также начали вырабатываться правила носки этого типа одежды. Большое влияние оказали и войны, которые тоже требовали единой формы и вида мундиров. Так что именно в 17 веке начало появляться унифицированное производство одежды с одинаковым кроем и фасоном.

Период конца 18 - начала 19 века очень интересен тем, что в это время по костюму, ткани, из которого он пошит и по манере одеваться можно было безошибочно определить профессию человека, его положение и социальный статус. Это особенно касалось центров тогдашнего общества - Парижа, Вены, Лондона, Берлина, Петербурга. Окружающие «читали» информацию о пришедшем на приём человеке, будто бы на костюме была нашивка с подробными данными.

В это время модный крой меняется в каждом сезоне, но общие тенденции остаются едиными. Также закрепляется понимание одежды для определённого случая, например, на бракосочетание, на похороны, на работу и на приём носятся различные костюмы, хотя до этого они и были одинаковыми.

Эпоха перемен

К средине 19 века, с унификацией одежды, стали важны детали гардероба, а точнее то, как носится костюм. Например, бытовала фраза, что истинного джентльмена отличают детали, пуговицы на его рукавах могут застёгиваться и расстегиваться, но вы никогда этого не заметите, ведь они всегда идеально застёгнуты.


К 20 веку фактически сложился тот образ джентльмена, который до сих пор является эталонным для нас. Его основные признаки - аристократизм, аккуратность и умение правильно подать себя. Такое понятие как дресс-код, которое возникло в связи с разделением одежды по сферам применения, значительно усилило отличие правильно одетого мужчины от иных представителей общества.

В это время складываются три основы правильного классического мужского костюма - покрой, цвет и ткань. Такой порядок установлен по важности. Наиболее значим покрой - он определяет костюм, в нём важна естественность, а также акцент на свойства фигуры. Цвет важен относительно событий и места использования одежды. А ткань - ситуативные свойства, плюс показатель статуса владельца.

В 1930 году появилось понятие хорошей формы, которая и до сих пор определяет тот самый правильный крой одежды.


Наше время

Бурное развитие костюмов во второй половине 20 века начало обуславливаться национальной спецификой, а также несовпадением заимствований и историческими особенностями развития государства. Так, например, в 70е годы появились фланелевые костюмы-тройки. А в 80е - верхом «шика» была одежда на показ, выпячивание её дороговизны. Это происходило в тогдашних социалистических странах, в то же время миновав спокойно развивающийся рынок капиталистических классических костюмов.

После всплесков моды на невнятный крой, большие подплечники, а также яркие цвета - начала возвращаться классическая мода, соответствующая дресс-коду, принятому ещё в первой половине 20 века.


Современный представляет собой разнообразие вариантов кроя и цвета. Оставаясь верным классическим канонам, он, за счёт цветовых решений или новых вариантов использования аксессуаров, всё больше приобретает черты индивидуальности в рамках строгого кроя.


В соответствии с требовании моды, сложившейся веками, джентльмен в своём гардеробе обязательно должен иметь следующий перечень элементов: сорочка; официальный и не официальный костюм; классическая спортивная одежда; пальто и плащ; трикотажная одежда; одежда для свободного времени; одежда для дома и белье; аксессуары.

Все основные компоненты, входящие в мужской костюм, — пиджак, жилет и брюки — появились в эпоху Возрождения, но их объединение в ансамбль состоялось лишь в середине XVII века.

Первые пиджаки с брюками начали носить немецкие бюргеры. Они хотели отличаться по одежде от представителей аристократических слоев, носивших камзолы и плюдерхозены (панталоны). Примечательно, что в то время брюки не имели гульфика и застегивались с двух сторон. Такая застежка и сегодня присутствует в матросской форме.

Вплоть до конца XVIII века брюки приходилось надевать с подтяжками, поэтому они не подгонялись по фигуре и не имели никаких складок. Лишь в конце XVIII века, когда они составили пару с фраком, их стали кроить так, чтобы они точно соответствовали особенностям фигуры. Тогда на брюках появились складки, благодаря которым они прилегали к талии. Следующее усовершенствование — двусторонняя складка — была заложена на брюках лишь в двадцатые годы XIX века. Существует легенда, что складки придумал один предприимчивый английский торговец. Он хотел, чтобы брюки не сминались при перевозке.

На самом деле, как указывает историк костюма Ф.Буше, стрелку на брюках придумал лондонский портной Ларсен. Один из заказчиков, не отличавшийся стройностью ног, попросил мастера замаскировать этот недостаток. Тот заложил складки, которые придали фигуре стройный силуэт. Но новинка пришлась по вкусу не сразу. Лишь после того, как брюки превратились в самостоятельный элемент одежды, ее необходимость была признана всеми.

В России брюки со складками появились гораздо позже. Дело в том, что вплоть до середины XIX века брюки заправляли в сапоги и складка была не нужна. Если же их надевали навыпуск, то и тогда под ними оказывались сапоги. В таком варианте брюки, не имеющие складок, смотрелись лучше. Появились даже специальные легкие сапоги, доходившие до середины голени. Чтобы не пачкать брюки изнутри, верхние части сапог не покрывали краской. С середины XIX века сапоги начинают уступать место ботинкам и штиблетам. Тогда в России распространилась мода на тщательно разглаженные стрелки. Но вплоть до самого конца века наглаженные стрелки воспринимались как вызов общественному мнению. Их не полагалось гладить на форменных брюках и тех, которые носили с вицмундиром.

Пиджак как элемент мужского костюма появляется в мужском гардеробе к середине XIX века. До этого основной мужской одеждой был фрак или сюртук. В николаевской России ношение пиджаков рассматривалось как признак свободомыслия.

Только в годы правления Александра II пиджак становится повседневной одеждой "чиновников и представителей интеллигенции. Правда, пиджачная пара предназначалась для частной жизни. В ней нельзя было делать визиты или являться на службу. Официальной одеждой считался мундир или заменявший его сюртук.

Ношение застегнутых пиджаков обусловило изменение и других составляющих костюма. В частности, от рубашек с накрахмаленным жабо произошел постепенный переход к рубашкам с небольшими отложными воротничками и цветными галстуками. С пиджаком хорошо сочетался жилет. Уже к середине XIX века на место белых пикейных или шелковых жилетов пришли более практичные модели, согласующиеся по цвету с пиджаком. Английский портной Шанкс создал еще один вариант костюма — тройку. В нем все элементы — брюки, лсилет и пиджак — были сшиты из одной материи. Как дань традиции подобный ансамбль можно было носить и с расстегнутым пиджаком.

В 1890 году английские портные предлагают еще одну новинку — манжеты на брюках. Рассказывают, что идею случайно подсказал принц Уэльский, который выходил из дома в сильный дождь и загнул брюки, чтобы не замочить их. Это произошло еще в середине 80-х годов, потребовалось почти пять лет, чтобы новинкой заинтерееовались и перестали воспринимать ее как проявление бестактности.

Как и все новое, брюки с отворотами прижились далеко не сразу. Особенно долго сопротивлялись манжетам французы. Тогда даже появилась поговорка: «Когда в Лондоне идет дождь, англичане подворачивают брюки». Но на самом деле манжета выполняла чисто практическую функцию — утяжеляла низы, отчего брюки лучше сидели.

Пиджачная пара и тройка оказались настолько удобной и функциональной одеждой, что уже к началу девяностых годов XIX века они вытеснили большую часть предметов мужской одежды предшествующих столетий. В частности, из обихода ушли сюртуки, камзолы, казакины и бекеши.

В 1901 году пиджак становится повседневной одеждой английского короля Эдуарда VII. Его величество даже издал специальный приказ, по которому придворные должны были присутствовать на официальных приемах в пиджачных парах или тройках.

Тогда же появляется мода на костюм, в котором пиджак и брюки были разного цвета. Их сочетание обеспечивали выработка и рисунок ткани, окраска.

После 1910 года в моду входят пиджаки с накладными плечами. Мужчина, одетый в такой пиджак, мгновенно приобретал атлетическую выправку. В России введение моды на ношение накладных плеч связывают с актером А.Сумбатовым-Южиным, который отличался чрезмерно покатыми плечами и таким образом придавал своей фигуре спортивную осанку. Примерно в то же время начинают вшивать под подкладку пластрон — нагрудник из жесткой материи, простеганной конским волосом. Пластрон не был новинкой, еще в XVIII веке его использовали при шитье военной формы. Под таким пиджаком можно было легко скрыть впалую грудь.

В последующие десятилетия XX века покрой пиджака меняется незначительно. Время от времени появляются узкие или широкие лацканы, прорезные карманы заменяются на накладные, однобортная застежка сменяется двубортной, появляется или исчезает хлястик.

В конце XX века модельеры различают две разновидности пиджака: слегка приталенную, придающую фигуре стройность, и более строгую, прямого кроя.