Как обуздать родительские опасения за ребенка. Какие страхи родителей могут навредить воспитанию маленьких детей

С появлением ребенка у родителей возникает огромное количество страхов, причем половина из них ни чем не обоснована. Одна мама больше волнуется за своего ребенка, другая меньше, но страх все равно присутствует. Причем во многих случаях эти страхи очень похожи. Конечно, больше всего на свете мамы боятся за ребенка, когда он маленький. Они боятся взять его на руки, купать, правильно пеленать и так далее. Со временем и приобретением опыта становится легче, но место бывших переживаний занимают новые. Вдруг ребенок упадет с кровати, выльет на себя кипяток, наестся стирального порошка – на каждом шагу его подстерегают разные опасные ситуации! Но результатом безмерных родительских страхов может оказаться воспитание болезненного ребенка, которому не разрешают бегать по лестницам, кататься на качелях, гладить соседского котенка, его через пять минут заставляют мыть руки. Маме повсюду мерещатся опасности.

Понятно, что многие страхи абсолютно естественны, так проявляется материнский инстинкт. Но если родительский страх приобретает патологический характер, это будет мешать как самим родителям, так и ребенку. У родителей, которые не боятся за своего, малыш всегда везде прыгает, бегает, катается на роликах, участвует вместе с другими в каких –нибудь исследовательских работах. Рассмотрим, казалось бы, такой безобидный страх мамы, как боязнь того, что их ребенок может простудиться на улице. Они постоянно надевают на ребенка теплые вещи, даже если на улице тепло и безветренно. Даже кутание ребенка в невероятное количество одежды может иметь серьезные последствия, и не только в физическом плане. Как оказалось, постоянное укутывание со временем приводит ребенка к неврозам. Когда человеку жарко он начинает потеть, и, не имея возможности раздеться, начинает раздражаться. То же самое происходит и с ребенком. Когда под огромным слоем одежды малыш обливается потом, он становится капризным, иногда даже агрессивным. А так как мама не позволит ему раздеться, изменить свое состояние он не сможет. Очень скоро раздражение превращается в привычную эмоцию ребенка. Во многом усталость, капризы, раздражительность и даже истерики спровоцированы жарой. Кроме того, тяжелая и объемная одежда стесняет движения, ребенок просто лишается возможности полноценного движения и развития. Самая большая опасность состоит в том, что слишком много слоев одежды символизирует несвободу, что в свою очередь формирует застенчивость, низкую самооценку, трудности в общении с другими детьми, плохую успеваемость и много других негативных последствий.

Постоянный страх за ребенка приводит к тому, что на прогулки малыш сидит рядом с мамой, а велосипеды, самокаты, коньки он видит только на картинках. Такой надуманный и ненормальный страх лишает маму возможности получать удовольствие от материнства, ведь ее жизнь – постоянная тревога за ребенка. А ведь в этой ситуации страдает и сам ребенок, он растет человеком, который так и не научится преодолевать трудности, что в свою очередь станет преградой на пути к успеху. Боязнь перед препятствиями закрепляет в сознании малыша страх неудач. Таким образом, родители становятся причиной ошибок, которые их ребенок совершают в жизни, на пути к достижению успеха. Ребенок, за которого мама постоянно боится, будет всегда сомневаться в своих действиях, остерегаясь того, что сделает что-то неправильно. Ужас ошибок и чрезмерная осторожность превратит его в человека, не уверенного в своих силах, который не сможет самостоятельно принимать решения. Не секрет, что в жизни, прежде чем добиться чего-то весомого, приходится совершать ошибки, и это нормально. Родители, которые внушают своему ребенку боязнь сделать ошибку, лишают его свободы мышления, отнимают у него возможность воспринимать сложившуюся ситуацию с другой стороны.

Как решить проблему страха за ребенка?

Многие проблемы имеют разные пути решения. Многие родителей чересчур нервно воспринимают оценки своего ребенка, как, будто это их самих недооценили, это проявление бессознательной оценки их родительской успешности. Задача родителей – воспитывать ребенка в атмосфере безопасного познания, на которую не будет влиять школьная успеваемость. И, естественно, формировать у него сознание того, что на родительские чувства не влияют оценки, принесенные из школы. Очень распространена позиция, когда родители испытывают страх «унижения» перед учителем, все это потом находит свой выход в беспощадном и агрессивном отношении к ребенку. Получается, что малыш ответственен за внутреннее состояние мамы и папы, ведь только от него зависит, придется родителям краснеть и испытывать стыд или нет. Ребенку приходится нести бремя двойной ответственности, не только за себя, но и за эмоциональное состояние родителей. Соответственно он начинает выстраивать систему психологической защиты и от учения, и от школы, и от родителей. К слову сказать, ни в коем случае нельзя воспитывать в ребенке стремление к поощрению каких-то заслуг (материальное вознаграждение за хорошие отметки, уборку комнаты, мытье посуды). Это приводит к тому, что для ребенка главное будет награда, а не результат, не стоит менять ценности достижения успеха.

Конечно, ребенок становится самым главным в жизни родителей, они стараются его оберегать. Остается только научиться «дозировать» свой страх. Навязчивый страх становится настоящим бедствием, он приносит душевные муки и терзания. Заметьте, что ребенок, за которым установлен постоянный контроль, чаще своих сверстников оказывается в неприятной ситуации. Вдобавок ко всему он быстро приобретает собственные страхи, становится замкнутым, боится перемен, неохотно идет на контакт. Вывод - необходимо бороться с патологическим страхом за ребенка. Научитесь доверять другим людям, отпускайте малыша к бабушке, дедушке, водите его в садик. Живите насыщенно и интересно, начните, прежде всего, с себя, избавьтесь от своих комплексов и недочетов, а уже потом воспитывайте из ребенка идеального человека.

Очень часто родители, обеспокоенные тем, что у их ребенка появились те или иные страхи, стараются «помочь» ему быстрее от них избавиться. Кого-то волнует, не вырастет ли их сын отъявленным трусом, а дочь истеричкой. Для кого-то непереносимо то, что ребенок ноет, плачет, чего-то требует. Некоторых тревожит вероятность столкнуться со своими скрытыми за ежедневной рутиной страхами, детскими тревогами, которые радостно активизируются, соприкоснувшись со страхами собственного ребенка. А иногда мы просто растеряны и не знаем, как правильно реагировать на ситуацию, когда ребенок проявляет страх, как дать ему в этот момент точку опоры и сделать этот опыт максимально легким.

Нельзя приуменьшать или обесценивать страх ребенка

«Да нечего тут бояться, подумаешь какой-то жук!» — такие «безобидные» фразы говорят большинство взрослых напуганному малышу, пытаясь его успокоить. Однако, послание, которое получает таким образом ребенок мало влияет на страх, который остается для него все той же объективной реальностью возбуждения его нервной системы со всеми регуляторными процессами, которые природным образом запускаются в его теле (как и в теле каждого из нас в моменты страха). Послание убеждает ребенка в том, что его чувства неправильные, неуместные, а значит и с ним что-то не так. Невозможность соотнести то, что я чувствую с тем, что я понимаю создает у ребенка еще большее напряжение и тревогу.

Лучше признать вместе с ребенком тот факт, что он испугался этого жука. Чем больше мы говорим о его чувствах и о самом пугающем объекте — тем быстрее незнакомое и пугающее становится понятным и обыденным, а страх постепенно уходит.

Нельзя переубеждать ребенка

«Мама, эта собака злая! Я ее боюсь!» Порой так хочется быстро переубедить ребенка — что ты! Собака добрая! А ты уже такой большой и смелый, ты же ее совсем и не боишься — правда?

Ребенок оказывается в серьезном замешательстве: с одной стороны он переживает сейчас страх перед этой собакой, с другой — уверенность в том, что мама — это человек, который знает как устроен мир, к словам которого он максимально открыт весь период детства. Мама — это пример на который он равняется для освоения этого мира. Получается, что внутренний конфликт от этой неразрешимой задачи накладывается на уже имеющееся нервное возбуждение ребенка. Он может начать отстаивать свою позицию или согласиться с маминой, но подавленный страх вернется с удвоенной силой, даже если прямо сейчас удалось его скрыть.

«Закалять» мужество — ошибка

«Ты же мужчина! Нечего нюни разводить! Воды он боится! Вот полезай и перестанешь бояться!» — приговаривает папа, затаскивая силой своего упирающегося и рыдающего сынишку. Иногда родители оставляют ребенка в темной комнате в целях профилактики или борьбы со страхом темноты. К чему приводят подобные «закалки» — к страху, переходящему в ужас от того, что самые близкие люди, к которым ребенок привязан, а следовательно, ориентирован природным инстинктом стремиться к ним за защитой в ситуациях опасности (о чем ребенку сигнализирует его страх), полностью игнорируют его и его переживание. Помощи ждать не придется, доверять — нельзя и более того, доверять — опасно!

Нельзя кричать и проявлять агрессию

Испуганный ребенок нуждается в поддержке, понимании, ориентировании и помощи в интеграции пугающего опыта. Если же родитель в такой момент сам ведет себя агрессивно — кричит, шлепает, дергает за руку — ребенок переживает двойной страх. Страх ситуации заставляет его тянуться к заботящемуся о нем взрослому, чтобы получить защиту и ориентирование в напряженной ситуации, исследовать ее под защитой того, кто лучше ориентируется в мире. Однако, агрессия взрослого также вызывает у ребенка страх, что подсказывает ему на уровне инстинкта стремиться прочь от пугающего, а значит, опасного объекта!

Страх ребенка — это не каприз

Ребенок не может регулировать свой страх волевым усилием, способность к которому у него, к тому же, только начинает развиваться. Поэтому никак нельзя рассматривать детский страх как форму каприза. Для ребенка его переживание — реальность. Страх требует исследования и разрядки, а не взывания к приличному поведению.

Нельзя наказывать за «трусость»

Наказание всегда вызывает страх. Страх умноженный на уже имеющийся страх вряд ли приведет ребенка к мужеству. Мужество рождается изнутри как способность признать, прожить свой страх и действовать в ситуации сознательно, а не под влиянием импульса или чужого волевого воздействия.

Нельзя полностью изолировать объект страха из жизни ребенка

Желание уберечь ребенка от страхов в попытках «защитить слабую нервную систему» малыша — еще одно частое заблуждение. Порой взрослые стараются избегать любых ситуаций, где ребенок может встретиться с пугающими его объектами. Хотя нервная система ребенка действительно нуждается в заботе и защите от перевозбуждения, стоит позволять ребенку сталкиваться с объектом страха при поддержке заботливого и спокойного взрослого, готового озвучивать все происходящее и на уровне чувств, и на уровне событий для малыша.

Каждый эпизод страха, с которым сталкивается твой ребенок, может помочь ему поверить в себя, стать смелее, научиться доверять тебе и окружающему миру, дать ему опыт действовать даже тогда, когда нет уверенности в себе. Каждый эпизод страха может дать тебе шанс научить ребенка доверять и находить в себе точку опоры.

После рождения малыша у новоиспеченных родителей появляется множество страхов. Они беспокоятся, что с ребенком что-то случится - он заболеет, поранится, свяжется с нехорошими людьми. Нередко на этой почве возникают настоящие фобии, которые провоцируют панические атаки. Справиться с такими состояниями вам помогут советы психолога Коваль Бориса.

Мы живем в мирное время, но, к сожалению, происходят теракты и несчастные случаи, о которых регулярно рассказывают в новостях. Когда происходит нечто подобное, родители начинают сильно переживать за своих детей, поэтому боятся оставлять их без присмотра. Иногда страх зашкаливает настолько, что взрослый человек хватается за сердце всякий раз, когда чадо пропадает из виду или не отвечает на телефон. Появляется боязнь, что случится непоправимое. И для ограничения свободы передвижения ребенка достаточно страхов: когда ребенок будет перебегать дорогу, что на него кто-то нападет, когда он останется один. Все это вынуждает родителей существенно ограничивать свободу передвижения детей.

Чего боятся родители?

Ответ на этот вопрос чрезвычайно прост, они боятся потерять контроль: с появлением малыша родители понимают, что не смогут оградить его от всех возможных бед, более того, дети часто сами становятся причиной своих бед и предупредить все возможные ситуации просто невозможно. Учитывая то, что дети часто не слушаются и нарушают запреты взрослых, родительское сознание начинает бунтовать. Ведь важнее ребенка ничего нет. Хочется сделать все возможное и невозможное, чтобы обеспечить его безопасность.

Родители вечно беспокоятся, что их ребенок упадет, попадет в дурную компанию, не вернется вовремя домой с прогулки. В попытке защитить свое чадо от опасностей они рискуют лишить его всех прелестей свободной жизни, возможностей совершать ошибки и терпеть неудачи, которые дают ценный новый опыт и закаляют характер. Ведь единственный способ предотвратить провалы - научить ребенка ничего не делать самому без одобрения родителей.

Такое воспитание неизбежно приведет к «инвалидизации» (в психологии есть такое определение) ситуации, когда взрослому и вполне здоровому человеку постоянно нужна помощь, словно он инвалид.

Если вы не хотите такого будущего для своего ребенка, придется принять собственную беспомощность перед природными катаклизмами, стихиями, разными ЧП, некоторыми заболеваниями. Речь, конечно, не о том, чтобы полностью отдаться на волю случая. Просто не стоит накручивать себя. Следует помнить о рациональной осторожности и предпринимать действия, которые минимизируют риски.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Как перестать беспокоиться за детей?


Психологи советуют родителям задумываться о природе своих страхов. Они делятся на 2 вида:

  1. Рациональные страхи - это те, которые появляются на почве объективных причин. К примеру, обоснованной является боязнь выпускать ребенка на улицу, если там в данный момент происходят беспорядки.
  2. Эмоциональные страхи - это уже не реальные, а придуманные опасности для ребенка, которые подкидывает родителям их воображение. Они начинают придумывать, почему, возможно, случится беда - упадет лифт, разобьется самолет, в котором летит ребенок. Теоретическая вероятность таких событий есть, но не факт, что все это произойдет в действительности.

Если страх рациональный, то есть обоснованный, он требует рациональных реакций. В таком случае нужно предпринять меры для усиления безопасности, чтобы предотвратить нежелательные события. Так, не отпустив ребенка гулять, если во дворе происходит драка, родители испытают облегчение. Если же страх основан не на реальных событиях, а на эмоциях, то никакие действия не снизят уровень тревожности.

Что же делать, если вы находитесь далеко от своего ребенка или от вас ничего не зависит? Как быть, если вы никак не можете повлиять на происходящие события, тем более при условии, что опасности рисует ваше воображение?

Необходимо понять, что нет смысла беспокоиться из-за того, что, возможно, не произошло, да и вообще никогда не произойдет. Выдумывая ужасающие картины, когда ребенок не отвечает на телефон, родители изматывают себя, а нужно смириться с фактом: вы не всесильны и не сможете защитить свое чадо от всех невзгод. Все равно будут возникать ситуации, на которые у вас не получится повлиять.

С другой стороны, сейчас у родителей есть множество возможностей для повышения безопасности их детей. Можно вшить в рюкзак GPS-маяк - это позволит отслеживать местоположение ребенка и быть уверенным, что он пришел в школу. Еще один вариант - дать своему чаду тревожную кнопку, при нажатии на которую родителям приходит сообщение с просьбой о помощи. Это рациональные действия, направленные на защиту ребенка от реальных угроз, а эмоциональные реакции никого ни от чего не защищают. Придуманные беды, в которые могут попасть дети, но, скорее всего, не попадут, провоцируют только проблемы с сердцем у родителей.

Невероятные факты

Фобии являются результатом как сочетания внешних событий, так и генетической предрасположенности.


Фобии человека

1. Аллиумфобия – боязнь чеснока

Аллиумфобия - это сильная боязнь чеснока, которая выражается в том, что человек избегает есть чеснок любой ценой и его бросает в дрожь при одном только виде или запахе чеснока.

Кроме людей, аллиумфобия вероятно свойственна вампирам и комарам. Так в фильме "Дракула" профессор Абрахам Ван Хельсинг использует чеснок, чтобы отогнать злых духов. А запах чеснока, выдыхаемый человеком, может отпугнуть комаров.

2. Дидаскалейнофобия – страх ходить в школу

Дидаскалейнофобия характеризуется нелюбовью к школе и свойственна примерно 5 процентам населения.

Корень страха кроется в трудностях обучения, неспособности справиться с напряжением учебного процесса или травмирующими событиями, например при травле одноклассников.

Дети и подростки, страдающие этой фобией, отказываются ходить в школу, жалуются на выдуманные болезни, избегают контактов с остальными.

3. Сокерафобия – боязнь родителей мужа или жены

Сокерофобия характеризуется постоянным опасением, тревогой и страхом при мысли о том, что вам придется общаться с кем-то из родителей мужа или жены .

Пентерафобия – это страх тещи или свекрови, и она, как правило, является результатом ложных ожиданий того, что теща или свекровь окажется такой же, как мать. От этой фобии страдает немало молодоженов.

4. Погонофобия – страх бороды

Погонофобия происходит от греческих слов " pogono", означающего "относящееся к бороде" и "phobia" – "страх".

Некоторые люди ассоциируют бороду с неухоженностью, негигиеничностью или неотесанностью у мужчин, и это отталкивает их.

Некоторые женщины также считают, что мужчина с растительностью на лице символизирует "подозрительную склонность к индивидуализму и пренебрежению".

Фобии и страхи

5. Эуфобия – страх услышать хорошие новости

Мы знаем, что все любят хорошие новости и не любят плохие, но есть люди с эуфобией, которые боятся любого рода хороших новостей .

Одной из возможных причин называют опасение, что за так называемыми хорошими новостями могут скрываться какие-то неприятные вести. Такой человек намеренно окружает себя негативными или пессимистическими представлениями. Поведенческая терапия может помочь таким людям обрести уверенность и оптимизм.

6. Гиппопотомонстросескиппедалофобия – боязнь длинных слов

Одно это слово состоит из 33 букв и произошло от корня "sesquipedalian", означающего "длинное слово". Слова "hippopotamus" и "monstrum" добавили, чтобы усилить страх.

Одними из причин этой фобии называют трудности с запоминанием или умственной обработкой многосложных слов и страх перед конкурсами на проверку словарного запаса или орфографию. В современном мире, когда многие люди перестали читать, эта фобия может частично развиться.

7. Калигинефобия или венустрапфобия – боязнь красивых женщин

Некоторые люди страдают от непрекращающегося страха, тревоги, смущения и даже депрессии в присутствии красивых женщин . Это может быть результатом травмирующего события в прошлом, связанного с красивой женщиной, низкая самооценка или комплекс неполноценности.

Фобию также связывают с телевидением и кино, где часто изображаются привлекательные женщины, что влияет на деятельность человек и отвлекает от работы.

Список фобий

8. Гексакосиойгексеконтагексафобия – боязнь числа 666

Число 666, которое считается "числом зверя ", ассоциируется с катастрофическими последствиями.

В литературе, и музыке дьявольское число 666 оставило неизгладимый след. В тяжелых случаях человек может намеренно избегать любых сочетаний чисел, напоминающих 666, например, свадьбы 6.06.2006.

Также человек может нервничать или неуютно себя чувствовать, связывая какие-то случайные события с этим числом.

9. Вестиофобия – страх ношения одежды

Вестиофобия – это неприязнь к ощущению одежды на своем теле .

Люди с этой фобией предпочитают одеваться в просторную одежду или вообще не одеваются. Некоторые связывают эту фобию со случаями укусов насекомых (пауков или ос), спрятавшихся в складках одежды.

Иногда спровоцировать вестиофобию может ношение тяжелой одежды длительное время. Могут возникать такие симптомы, как чувство сдавленности или удушения, тошнота, дрожь и паника.

10. Пнеуматифобия – страх духов

Эту фобию можно разделить на подкатегории: спектрофобия (боязнь предзнаменований), фазмофобия (страх привидений), демонофобия (боязнь демонов), богифобия (боязнь страшилищ), сатанофобия (боязнь Сатаны), стигиофобия или хадефобия (боязнь Ада), и виккафобия (боязнь ведьм).

Могут развиться такие симптомы как паранойя, панические атаки, тошнота, потоотделение, нервный срыв, чувство преследования духами. Истории о призраках, демонах, оборотнях, популяризированных в литературе и на телевидении, могут усугубить эту фобию.

: Время прочтения:

Как родители усиливают страхи ребенка (или даже создают новые) и как с этим справиться. Для родителей дошкольников, младших школьников и специалистов, которые занимаются с детьми.

Страх не только оберегает нашу жизнь от опасности, но и способствует развитию эмоциональной сферы, ума, воображения, мотивации. Без этой базовой эмоции ребенок не научится заботиться о себе и о близких, не сможет оценивать свои возможности и ограничения, развивать волевые качества и даже достигать цели.

Иногда ребенок сам выбирает, чего бояться, иногда страхи родителей передаются их детям.

Для начала разберем, какие страхи помогают ребенку развиваться и познавать мир, а какие являются болезненными, могут укорениться надолго и мешают ему и всей семье.

Страхи-помощники

Во взрослом возрасте мы все знаем, чего нужно бояться, а что не требует особого внимания. Этого не скажешь о детях: у них нет ни опыта, ни знаний об окружающем мире, да и справляться с эмоциями они пока не умеют. И в дополнение обладают таким необычным свойством, как магическое мышление. Это значит, что ребенок с высокой готовностью принимает необычные и чудесные явления, а также верит в свои способности влиять на окружающий мир мыслями, чувствами, желаниями.

Поэтому в норме страхи часто посещают детей, и проявляется это иногда интенсивно: в виде плача, упрямства, замирания. Но сегодня один страх, завтра другой. Обычно они длятся недолго (один-три месяца) и проходят сами собой. «Нормальные» страхи мало зависят от поведения родителей и отражают нормальное развитие психики. Сюда входят различные боязни, реальные и не очень:

  • укусит собака
  • мама навсегда оставит в садике
  • утащит чудовище
  • кто-то нападет из темноты
  • врач сделает больно
  • украдут грабители

Почему страхи укореняются в детях

Иногда страхи остаются с ребенком надолго, сопровождаются истериками, появлением навязчивостей, плавно разрастаются и переходят на другие сферы.

Например, сначала ребенок не хочет ходить в садик — боится одной конкретной воспитательницы. Потом начинает бояться оставаться без мамы или папы в любых других местах. И в конце концов не может находиться на улице, в публичных местах даже с родителями — и перестает вообще выходить из дома.

Что заставляет их укореняться так прочно и тормозить движение вперед? Можно выделить три основных причины:

  1. Травматическая ситуация или физическое насилие
  2. Особенности развития ребенка — расстройства шизоидного и аутистического спектра, ЭПИ-синдром, умственная отсталость; эти расстройства могут иметь необычную логику развития страха, страхи иногда сопровождаются повышенной устойчивостью и вязкостью (долго может говорить о пугающем объекте); малая мозговая дисфункция (ММД), в частности астенический синдром, проявляет себя в развитии неуверенности, тревожности, страха самовыражения, склонностью чрезмерно волноваться и избегать некоторых ситуаций
  3. Поведение родителей, которое усиливает страхи ребенка или создает новые

Ситуация с насилием и психическое нездоровье — это сложные темы, которые требуют обязательной помощи специалиста. Невозможно придумать универсальные рекомендации, которые будут уместны в каждом из этих случаев, опыт и знания психолога тут незаменимы. А вот с третьим пунктом можно начать работать самостоятельно.

Детско-родительские страхи

Родители часто удивляются, когда наблюдают у ребенка страх. У них самих таких страхов нет:

  • они не боятся людей и общительны
  • не боятся врачей и уколов
  • не боятся собак
  • отлично держатся на воде

Но проблемы ребенка тонко отражают те области, которые мы (педагоги, родители) можем в себе не замечать. Требуются дополнительные усилия, чтобы оценить свое поведение и изменить его ради спокойствия и адекватного развития ребенка. Такие ситуации я объединяю в четыре группы:

  1. Трансляция родительского переживания ребенку: «Смотри, как я волнуюсь!»

Слияние: «Твой страх — мой страх»

Ребенок заражает страхом родителя. В результате малыш наделен большей властью и большей ответственностью.

— Мой сын боится собак!

— А вы как к собакам относитесь?

— Я их не боюсь и никогда не боялась.

— Опишите, как это происходит.

— Когда ребенок видит собаку, начинает убегать, кричать, прятаться за меня. Я их сама начинаю бояться, когда с ребенком. Как видим собаку, стараемся перейти на другую сторону улицы.

Ребенок может пойти дальше и начать исследование границ взрослого: «А этого он тоже испугается? А вот этого?» Например, начнет бояться кошек или голубей (реальная ситуация). Здесь родитель вряд ли присоединится и не будет прятаться от кошек и голубей, страх ребенка постепенно угаснет. А если новый страх тоже будет правдоподобным — ребята со двора, воспитатель в саду? Поэтому важно не идти на поводу у ребенка и не уходить от пугающей ситуации.

Оставить ребенка наедине со страхом, предложить справиться самостоятельно — тоже не вариант, хотя нам часто кажется, что это поможет:

  • бросить в воду исподтишка, застать врасплох
  • заставить пройти мимо собаки, прикоснуться к пауку

Ребенку показывают, что родитель не дает разрешение на страх, а значит, страх — плохое чувство, его нужно прятать. Он остается наедине с переживаниями, но уже многократно усиленными, обильно приправленными обидой и напряжением.

В первом и втором случае взрослым руководит страх. Но это, конечно, не страх собаки (пауков, темноты), а тех эмоций, которые испытывает ребенок, бессилия, ощущения, что родитель не знает, как с ними справиться.

Суть этих эмоций такова, что с ними не нужно справляться. Нет такого способа, чтобы ребенок быстро перестал бояться пугающего объекта — можно только постепенно учить его преодолевать негативные переживания. Для этого достаточно выслушать, подтвердить, что такой страх имеет право на существование, что, может, вы и сами немножко пугаетесь, или, наоборот, не пугаетесь, но вы рядом, готовы защищать его. Победить страх нужно вместе: не обходить собаку закоулками, но пройти мимо крепко взявшись за руки, подбадривая ребенка.

Хороший посыл, который может дать взрослый:

  • «Собака страшная, но я ее не боюсь. Я рядом, я тебя защищаю»
  • «Одному (без мамы) в садике страшно. У тебя это в первый раз. Тут новые игрушки, смотри. Я обязательно вернусь вечером»

Трансляция переживания: «Смотри, как я волнуюсь!» (страх от родителей к детям)

А вот обратная ситуация. Не ребенок заражает родителя, а взрослый — ребенка.

Малыш потерялся в большом торговом центре. В течение получаса-часа он нашелся. Было дано объявление по громкоговорителю. Ребенок плакал, мама тоже вся в слезах. Женщина продолжала переживать и делиться тревогой с ребенком в течение дня. Позже часто вспоминала этот день, предостерегала мальчика и рассказывала, какие страшные вещи могут произойти, когда малыш расстается с родителями. К психологу обратились с тем, что ребенок боится оставаться без мамы в общественных местах, в садике, на подготовке.

Родители делятся переживаниями с ребенком, чтобы освободиться от напряжения и тревоги, но не всегда это осознают:

  • «Не лезь к тому мальчику — ударит»
  • «Куда ты пошел — упадешь»
  • «Ну вот ты опять упал. Я же говорила тебе быть аккуратнее, а ты меня не слушаешь. Я же переживаю»
  • «Дети бывают жестокие, никто тебе не поможет, будь осторожен. Держись от этой компании подальше»

Без этих фраз не обойтись. Это эффективный способ, чтобы ребенок учился оценивать, что опасно, а что нет. Но здесь нужна мера. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок знал, что потеряться может быть опасно и лучше не теряться. Но вряд ли мы желаем, чтобы ребенок впадал в панику каждый раз, когда остается один.

Чтобы так не происходило, следуйте нескольким правилам:

  • говорите о своих переживаниях от первого лица: «Я очень за тебя переживала»
  • говорите не более 15-30 секунд; в крайнем случае — 5-15 минут, если ситуация была в самом деле опасная и требует выхода эмоций, но больше со стороны ребенка
  • предлагайте позитивный выход из ситуации или давайте позитивный настрой: «Зато мы друг друга нашли», «Теперь ты знаешь как справляться с такой ситуацией», «Ты герой»

Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»

Ребенок страшно боится уколов. И вот пришло время очередной прививки.

Какой только подход к нему не применялся: уговоры и обещания сладостей, строгая интонация, обещания, что будет не больно, и правдивая информация, что будет больно, но совсем чуть-чуть, что мама будет рядом, угрозы, что потом будет хуже и уколов придется ставить гораздо больше...

Ничего не помогало, ребенок еще сильнее закатывался в истерике. Он не мог уйти, потому что в будущем уже маячили сорок уколов вместо одного, но и не мог решиться на такой шаг. Медсестра была в растерянности.

Тогда в дело вмешался доктор. Он резко подхватил мальчика, положил себе на колени и быстро сделал инъекцию. Все присутствующие замерли от неожиданности. Но надо было видеть, как на лице ребенка осталось только легкое удивление от того, как быстро и нестрашно всё произошло.

Взрослые пытаются повлиять на ребенка с помощью уговоров и убеждения, потому что боятся, что нанесут травму, испугают еще больше, если не заручатся его согласием. А согласия тем меньше, чем больше уговоров. Но ведь нормально, что ребенок избегает неприятных и страшных вещей. Жизнь в дальнейшем их будет предоставлять в большом количестве не спрашивая.

Оптимальный вариант — проиграть пугающую ситуацию дома, отрепетировать поход к врачу, репетитору или парикмахеру. Тогда ребенок сам с легкостью и удовольствием отправится на приключение. Репетиция сработает не всегда, поэтому важно говорить уверенным голосом, показать, что ребенок справится. В таких ситуациях допустимо директивно направлять ребенка несмотря на крики и начинающуюся истерику, но делать это нужно доброжелательно и с любовью, избегая насмешек, угроз и заигрывания.

Самые бесстрашные дети — это те, кого не спрашивают, но кого поддерживают.

Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль

На консультации мальчик 6 лет. Мама говорит, что он очень робкий, стеснительный, не любит знакомиться с детьми, боится оставаться с чужими людьми, боится оставаться в садике, не хочет ходить на занятия, потому что боится строгого воспитателя. Дома со своими ведет себя раскованно и даже балуется.

Мальчик мне и правда показался робким, но во время занятия стал более открытым и живым. После занятия выбежал в коридор, радостный, к маме. Наблюдаю, как мама его одевает: «Ты неправильно надел. Тише, люди смотрят. Прекрати баловаться — стой смирно, когда тебя одеваю! Повернись. Сколько можно говорить одно и то же... Будешь наказан за такое поведение. Не пойдем к бабушке в гости!» За пять минут было высказано около десяти замечаний, при том, что ребенка я практически не слышала, и мне казалось, что замечания мамы не совсем соответствовали реальным проступкам ребенка.

Страх от родителей к ребенку? Почему? Этот стиль воспитания называется доминирующая гиперпротекция. Родитель контролирует каждое движение ребенка, всегда или только в ситуациях, когда действительно нужно вести себя осторожно. Но когда ребенок оказывается в такой ситуации, вместо того, чтобы справиться с ней, он теряется и начинает испытывать сильную тревогу.

В ситуации «веди себя тише, люди смотрят» окружающие выступают как некоторая угроза. Они обязательно будут критиковать и осуждать ребенка, и непонятно, как себя вести, чтобы им понравиться. Поэтому лучше держаться от них подальше и вообще остаться дома.

  • «Что люди скажут?»
  • «Надо помочь ребенку адаптироваться»
  • «Нельзя, чтобы ребенок кому-то помешал»
  • «Ребенок сам не справится»
  • «Нужно, чтоб никто не заметил недостатков у ребенка»
  • «Нужно делать замечания, чтобы тебя считали хорошей матерью»
  • «Плохое поведение ребенка означает, что я плохая мать»

Родитель может бояться осуждения, страшится оказаться плохим родителем. Это приводит к тому, что повышается чувствительность к малейшему отклонению от нормы в поведении у своего ребенка.

Чтобы справляться с такими ситуациями, научитесь отслеживать эту тревогу и понимать, чем она вызвана. Хотя бы в некоторых ситуациях дайте себе разрешение понаблюдать за поведением ребенка, не подсказывайте и не бросайтесь помогать. Посмотрите, как он справляется самостоятельно, в чем его трудности и как реагируют окружающие (обязательно отрицательно?).

Спокойствие и наблюдательность родителя — залог того, что ребенок будет успешно справляться с трудностями.