Как слепить хлеб из пластилина. Технологическая карта по лепке на тему "хлеб"

Задачи:

Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.

Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.

Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.

Развивать мелкую моторику рук. Развивать воображение.

Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Материал: Картинки с изображением хлебобулочных изделий, мяч, слоёное тесто, дощечки для лепки, стеки, салфетки, противень.

Ход НОД

1. Организационный момент.

(Дети встают в круг)

Дидактическая игра « Что можно приготовить из муки?»

Воспитатель бросает мяч детям. Ребёнок ловит мяч и называет, что можно приготовить из муки. После игры воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе есть сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Воспитатель: - Сегодня мы пополним сюжетно - ролевую игру «Магазин» хлебобулочными изделиями.

2. Актуализация знаний.

(Воспитатель задаёт вопросы детям.)

Откуда берётся хлеб, который продают в магазине?

Какие вы знаете зерновые культуры? (Кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овёс)

Где растут зерновые культуры? (В поле)

Как называются люди, которые выращивают колосья? (Хлеборобы)

Куда везут зерно на машине с полей? (На элеватор)

Что такое элеватор? (Здание, где хранится зерно)

(С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зёрен получают муку, затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.)

Физкультурная минутка.

Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)
На кочку наехали (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)
В яму заехали
Горки объехали
И на хлебозавод приехали!

(Воспитатель предлагает детям пройти на свои места за столами)

Ребята, кто же печёт хлеб? (Пекари)

Вот сегодня мы будем пекарями, будем изготавливать хлебные изделия своими руками.

Гимнастика для глаз:

Быстро поморгать, закрыть глаза и поседеть спокойно, медленно считая до 5.

На счёт 5 открыть глаза.

(Воспитатель обращает внимание детей на коробку, которая появилась на столе. Предлагает отгадать загадки. При каждой отгадке воспитатель достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.)

Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)

Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
(Пирог)

Есть такие слова:

"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый…

(Хлеб)

Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)

Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)

Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»

(Дети стоят возле столов)

Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но, сколько ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём!

3. Практическая работа

(Дети садятся за столы)

Воспитатель предлагает детям подумать и выбрать, какие хлебобулочные изделия они будут лепить; напоминает различные приёмы лепки. Воспитатель обращает внимание на правильную осанку детей, напоминает, как нужно работать со стекой.

Выполнение работы детьми.

Итог занятия

(В конце занятия воспитатель и повар, вместе с детьми складывают хлебобулочные изделия на противень, рассматривают и выделяют лучшие изделия)

Ребенок читает стихотворение:

Вот он, хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой!

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

И в каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло!

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

Воспитатель:

Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?

Как нужно относиться к хлебу?

Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?

Ребята, что мы с вами сегодня лепили?

Из чего мы лепили булочки, хлеб?

Воспитатель: - А теперь ребята, хлебобулочные изделия наш повар отнесет в печь. После выпекания мы пополним сюжетно - ролевую игру «Магазин» хлебобулочными изделиями.

В конце занятия проводится русская народная игра «Испекли мы каравай ».








Известно, что свободного времени в тюрьме более, чем достаточно, и для того чтобы отвлечься от повседневных будней и не сойти с ума, люди придумывают различные способы времяпровождения - чтение, разговоры, различные игры. Также заключенные часто занимаются изготовлением различных поделок, для улучшения своего быта и психического состояния.
Здесь я попытаюсь рассказать вам о технологии изготовления поделок из хлеба.


Поделки можно изготовлять двумя способами:
1-й Способ:
Мякиш разминаем в руках и чтобы при высыхании поделка не потрескалась, в хлеб добавляем сахар. Чем качественнее хлеб - тем больше сахара. Разминать хлеб придется не меньше часа, пока сахар не раствориться, а хлеб не станет похож на пластилин. Если сахара нет, то разминать мякиш придется не менее 5ти часов, пока он достаточно не увлажниться потом рук. Можно добавлять немного слюны, однако воду добавлять не следует. Из полученного “пластилина” изготовляем любые фигурки типа шахмат или пепельниц и оставляем сохнуть. Фигурки должны высохнуть сами, если же поставить их на батарею или на солнце, то возможно появление трещин. Для получения цветных фигур в мякиш добавляются различные красители - например бумажный пепел для получения черного цвета, для других цветов можно использовать пасту из ручек.


2-й Способ:
Применяется для изготовления самых прочных изделий, например четок.
Мякиш вместе с сахаром заливаем небольшим количеством кипятка, и оставляем в теплом месте - пока хлеб не начнет киснуть. Далее все это перетираем через ткань. Полученную массу подсушиваем, периодически переминая до достижения консистенции пластилина, собираем и лепим все, что нужно. Полученные изделия будут твердые как камень, поэтому при изготовлении четок бусины прокалываются пока они еще достаточно мягкие. Длинна четок выбирается индивидуально, и должна примерно составлять длину ладони владельца.

«Работы из пластилина» - И в конце, хочется привести строчки из песни, которую написала Новелла Матвеева «Девочка и пластилин». И через некоторое время пластилин стали использоваться повсеместно, вытеснив глину, которой раньше отдавалось предпочтение ином. Для успеха в предстоящей работе нужно: Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев.

«Лепка в детском саду» - Лепка в детском саду. Соразмерное деление яйца. Классификация способов. Рельефная лепка. Лепка «с яйца». Конструктивный способ. Пластический способ. Глина. Комбинированный способ. Изображение основных форм. Пластилин. Формование. Перечень. Тематика лепки. Способы лепки из целого куска. Модульная лепка.

«Аппликация из пластилина» - Аппликация. Обратная аппликация из пластилина. Работы мозаичным способом. Пошаговая инструкция. Получение других цветов. Выставка работ учащихся. Приемы работы с пластилином. Мамин праздник. Профессии мам. Цветы для мамы. Пластилин. Техника работы с пластилином.

«Цветы из пластилина» - Подснежник. Скатайте три небольших шарика. Подснежники. Апрель. Колбаски. Первые весенние цветы. Цветочек подснежника. Снежные сугробы. Пластилин зеленого цвета. Легенды о подснежниках. Проволочки с цветами. Большой шарик.

«Поделки своими руками» - Поиск способов для лепки туловища (диск, полусфера, овоид) и ног. Создание композиции «Червячки и гусеницы на лужайке». Муравей и кузнечик. Обогащение представления о разнообразии жуков и пауков. Поиск вариантов оформления туловища и крыльев (из бумаги, ткани, кружева, фольги). Пчела и комар. Улитки.

«Лепка для детей» - 1.Комбинированный способ лепки. 1.Конструктивный способ лепки. Пробуем расплющить капельку. Жгуты и шарики. 2.Пластический способ лепки. Пробуем расплющивать шарик. Тонкий валик. Лепим вместе с детьми. Чтобы сделать конус, необходимо сначала скатать шар. Способы объемной лепки. Учимся делить на части. 1. Откручивание 2. Отщипывание 3. Разрезание и надрезание стекой.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 пгт. Черноморского муниципального образования Северский район

Воспитатель: Шудря Наталья Александровна

Конспект занятия по лепке на тему: «Хлеб – богатство России»
Программное содержание:

Закрепить знания дошкольников о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны, самый необходимый продукт питания.

Создать доброжелательную, эмоционально- насыщенную атмосферу для художественного творчества детей. Учить лепить разные хлебобулочные изделия, используя знакомые приёмы лепки.

Обогащать активный словарь детей.

Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма, память, внимание, речь.

Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

Материал: картины с изображением вспаханного поля, всходов зелёных росточков. Картина М.Шишкина «Рожь». Солёное тесто, стеки, влажные салфетки, посыпка для кондитерских изделий, мак, дощечки, фартуки, колпаки по количеству детей.

^ Предварительная работа: чтение стихотворения Я.Дяугите «Руки человека», рассказов М.Глинской «Прости меня, хлеб», «Хлеб», пословиц о хлебе. Рассматривание иллюстраций с изображением разных хлебобулочных изделий.

^ Ход занятия:

Педагог: Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия). Какие слова вы можете сказать о России? Какая она? Свой ответ каждый из вас будет начинать с предложения «Наша Россия…» (ответы детей).

Очень часто говорят, что Россия – страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит? (Предположения детей). Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых – угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб . Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток. Если не будет никаких продуктов, а только хлеб и вода, человек будет жить. У русского народа много пословиц про хлеб. Давайте вспомним их. (Дети называют пословицы, с которыми они знакомы).

^ Покуда есть хлеб и вода, всё не беда.

Без хлеба – нет обеда.

Баловством хлеба не добудешь.

Земля кормит людей, как мать детей.

Хлеб всему голова.

Не шуба греет, а хлеб.

Хлеб батюшка, вода матушка.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай.

Удивителен запах хлеба.

Этот запах нам с детства знаком.

Пахнет хлеб и степью, и небом,

И травой, и парным молоком. (В.Гришин).

Много сил приложили люди, чтобы на нашем столе был вкусный, душистый хлеб. Сегодня мы с вами расскажем, как хлеб пришёл к нам на стол.

Ребёнок: Мы на общем поле нашем

Вешним утром дружно пашем,

Сеем хлеб под птичий грай,

Чтобы вырос каравай.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Педагог: (обращает внимание на картину с изображением вспаханного поля) Прежде всего, нужно разрыхлить поле. Никто не справится с этой работой лучше, чем трактор с бороной. Поле вспахано, теперь можно сеять зерно.

Динамическая пауза «Посевная»

Мы посеем рожь, рожь

(дети показывают, как разбрасывают зёрна)

И горох взойдет хорош,

(поднимают постепенно руки)

Будет по ветру клониться

Белоярая пшеница.

(качают поднятыми руками из стороны в сторону)

И гречиха в цвет рядиться,

(вытягивают руки и вращают кистями)

И овёс заколосится

(трясут поднятыми вверх руками).

Педагог: Посадить зёрна нужно в определённый срок, а, если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут и не вырасти. Но вот взошли в начале лета зелёные росточки (показывает картину). Выбегают в поле дети:

Ребёнок: - Дождик, видишь всходы эти?

Ребёнок: Их почаще поливай,

Чтобы вышел каравай.

^ Вместе: Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

(включается фонограмма – шум дождя)

Педагог: Весело стучат капельки дождя, поливают посевы.

Ритмическая игра «Капли»

Капля раз, капля два,

(дети хлопают по коленям целыми длительностями)

Капли медленно сперва.

(хлопают в ладоши половинными)

Потом стали поспевать,

Капля каплю догонять.

(ударяют пальцами по ладони другой руки четвертными).

Педагог: Дождик щедро полил поле. Теперь нужно обратиться к солнышку, ведь каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна не только вода, но и солнечный свет.

Ребёнок: - Солнце, шли свой луч волшебный

На растущий стебель хлебный,

Наше поле согревай!

Нужен людям каравай

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Педагог: И потянулись колоски к солнцу.

Упражнение на развитие координации движений

Солнце припекает

(перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают вверх руки («солнце»)).

Землю согревает

(опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу)

Высоко поднялись колоски,

К солнышку тянутся они.

(сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки)

Ветер налетает,

Колоски качает.

(покачивают руками над головой)

Вправо пригнулись,

Влево качнулись.

(наклоняют корпус и руки вправо, влево)

Вот какая нива!

(поднимают руки, пальцы раздвинуты)

До чего ж красива!!!

(трясут кистями над головой).

Педагог: Всё лето созревают зёрна в колосках. Поле, которое называют ещё и нива , в это время очень красивое.

Обратить внимание на картину М.Шишкина «Рожь»

С чем можно сравнить хлебное поле? (предположения детей). Многие сравнивают поле с морем. Как вы думаете, почему? Как и у моря, у поля не видно другого края, а когда дует сильный ветер, по полю как бы проходят волны.

Нива моя, нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая.

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе!!!

Но вот зерна созрели, и пришло время убирать хлеб с поля. Везут зерно большие грузовики на зерноток (показ картины).

Ребёнок: Много дела с урожаем:

Жнём, молотим, провеваем,

И летит из края в край

Весть, что будет урожай

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Педагог: Не гром грохочет, не пальба,

Идет, грохочет молотьба.

Чу-чу-чу-чу – я зерно молочу

(дети стучат кулаками друг о друга).

Чу-чу-чу-чу – жернова кручу

(потирают ладони друг о друга вращательными движениями).

Чу-чу-чу-чу – муку получу

(щелкают пальчиками).

Куда потом везут муку? (на хлебозаводы). Из муки теперь можно печь калачи.

Ач-ач-ач-ач – испеку калач.

(«пекут» пирожки – то одна рука сверху, то другая)

Чо-чо-чо-чо – в печке очень горячо.

(то вытягивают руки вперед, развернув ладони от себя, то прижимают их к груди)

Ачики-ачики – вкусные калачики!!!

(хлопают в ладоши).

Педагог: Ребята, а что ещё можно испечь из муки, кроме калачей? Правильно, пироги, булки, каравай, хлеб, плюшки, бублики, круассан, крендель, плетёнку. Сегодня на занятии мы будем с вами печь разные хлебобулочные изделия. Я приглашаю вас пройти в нашу мини-пекарню. В любой пекарне должны соблюдаться санитарно-гигиенические условия: должно быть чисто и у каждого пекаря или кондитера есть своя специальная одежда.

Дети повязывают фартуки, надевают колпаки и садятся за столы.

Педагог: Сегодня я научу вас лепить аппетитные хлебобулочные изделия.

Круассан – раскатываем кусочек теста круговыми движениями рук, расплющиваем его, стекой вырезаем треугольник. Начиная с острого конца, закатываем его.

Плетёнка – раскатываем три колбаски одинаковой длины. Разложив их через равные промежутки, заплетаем косичку. И посыпаем маком.

Плюшка – скатываем тесто длинным жгутом. Начиная с одного конца, сворачиваем его плюшкой.

Крендель – скатываем тесто жгутом – толстым посередине и более узким к концам. По длине жгута стекой делаем 4-5 поперечных надрезов и сворачиваем жгут кренделем.

Завитушка – скатываем длинный жгут Сворачиваем его так, чтобы получилось что-то типа узла. И подворачиваем концы полученной завитушки вниз.

Булка – из небольшого куска теста лепим маленькую вытянутую булку. Стекой делаем три продольные ложбинки. Если ложбинки нанести наискось, то получится батон.

Дети приступают к выполнению задания. В процессе работы педагог оказывает помощь советом, напоминанием тем, кто испытывает затруднения. В конце занятия, вылепленные работы складываем на стол.

Из пекарни мчат машины.

Чьи сегодня именины?

Стол скорее накрывай

Испекли мы каравай.

Испекли мы булки, плюшки,

Круассаны и ватрушки.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Педагог: Мы вспомнили с вами ребята, откуда приходит хлеб на наш стол и к нему нужно относиться с уважением: его нужно обязательно доедать (старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье). Хлеб нельзя бросать на землю, на пол: раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили за это прощения.

И играя, и танцуя,

Помни истину такую,

Никогда не забывай:

Береги наш каравай,

Он трудом добыт,

Чтобы ты был сыт!!!

Вам понадобится

  • - хлеб;
  • - сахар;
  • - цементная пыль;
  • - вода;
  • - полиэтилен;
  • - мелкое сито;
  • - пищевые красители.

Инструкция

Для лепки используйте остатки низкокачественного хлеба . Можно взять и ржаной, но его придется дольше разминать. Совсем не подходят пышные белые булки и батоны. Их, конечно, тоже можно размять, но сахара понадобится едва ли не больше, чем мякиша. Технологию изготовления различных из низкокачественного хлеба давным-давно заключенные, и передавалась она из поколения в поколение.

Отделите хлебный мякиш от корок. Начните его разминать. Это делается примерно так же, как и при работе с пластилином. Мять придется долго. Фигурки можно сделать двумя способами. Для того, чтобы получить массу достаточно быстро и столь же быстро начать из нее лепить, разминайте хлеб в течение 2-3 часов. Постепенно добавляйте туда сахар. Точных весовых соотношений в природе не существует, количество определите опытным путем. У вас должна получиться липкая однородная масса. Сахар должен полностью раствориться. Пищевые красители можно добавить на последнем этапе, непосредственно перед лепкой. У авторов данной технологии никаких красителей под рукой, разумеется, не было. Для того, чтобы сделать черные и белые , они добавляли в массу пепел. В ход шли и чернила, и паста от шариковой ручки. Но ими лучше покрывать уже готовую фигурку.

Вылепите фигурку точно так же, как вы обычно делаете это из пластилина. Лепить можно все, что угодно. Те, этот метод, делают подобным способом и шашки, и шахматы, и даже очень сложные скульптуры. Сахар нужен для того, чтобы изделие не растрескалось во время сушки.

Поставьте скульптуру сушиться. Место должно быть достаточно теплым, но защищенным от прямых солнечных лучей. Не рекомендуется использовать духовку или батарею парового отопления. Изделие может потрескаться.

Можно сделать и более прочную скульптуру. Возьмите небольшое количество воды (примерно половина от массы хлебного мякиша) и сварите сахарный сироп. Залейте сиропом хлебный мякиш и поставьте в теплое)но не жаркое) место на 1-2 дня. Подождите, пока хлеб начнет закисать. Это вы легко узнаете по характерному запаху. Протрите получившуюся массу через мелкое сито. Можно взять и просто кусок ткани. На сите останется небольшой сухой остаток, который необходимо выбросить. Оставшуюся полужидкую массу выложите на полиэтилен и поместите в теплое место. Сушите ее до тех пор, пока она не станет похожа на пластилин. Вылепите и высушите фигурку. Если вам нужно, чтобы в ней были отверстия, проколоть их нужно до того, как скульптура высохнет.

Полезный совет

Чтобы масса была еще более твердой, можно добавить в нее цементную пыль.

Является одним из самых интересных и при этом полезных занятий. Даже годовалым карапузикам можно предложить лепить, но не из плотного пластилина, а из специальной массы для лепки . Особенность этого материала в том, что он не пачкает руки, очень эластичен, приятен на ощупь и не прилипает к одежде. Такая масса для лепки не токсична и не представляет опасности для маленьких детей, которые все тянут в рот. Однако при всех достоинствах этого материала нужно все-таки знать особенности работы с ним. Как лепить из массы для лепки ?

Вам понадобится

  • - масса для лепки разных цветов;
  • - стеки или формочки;
  • - пластиковые контейнеры или баночки.

Инструкция

Для того чтобы вам и было удобно заниматься, подготовьте рабочее место. Стол должен быть хорошо освещенным и сухим. Для лепки из такой массы можете не использовать специальные клеенки или пластиковые подставки, ведь этот материал совсем не липнет к рукам и не пачкает стол. Помните только, что руки при работе должны быть сухими.

Расставьте на столе баночки с массой. Не открывайте сразу все контейнеры, ведь полимер медленно застывает на воздухе. Берите только то количество массы , которое потребуется для работы. Учитывайте, чем дольше открыты баночки, тем менее эластичным будет становиться масса.

Научите ребенка смешивать цвета и создавать новые оттенки. Масса для лепки имеет уникальные свойства: при долгом перемешивании она становится однородного нового цвета, а при частичном - приобретает мраморные оттенки.