Месяц за месяцем от 0 до года. Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам

Внешний вид

В возрасте одной недели лицо вашего ребенка может выглядеть еще немного припухшим и несимметричным после родов. Не волнуйтесь, в ближайшее время очертания изменятся и «новорожденная» припухлость сойдет.

В первые дни после рождения может (не всегда) возникнуть физиологическая желтуха. Цвет кожи малыша слегка пожелтеет по причине повышения в крови уровня билирубина. Младенческая желтуха обычно проходит к концу первой недели без лечения.

Вес

В первую неделю после рождения вес малыша может незначительно уменьшиться. Это связано с новым для него способом питания. Независимо от типа вскармливания, кормите кроху по требованию. Вес восстановится и начнет расти со второй недели.

Режим дня

Кроха подолгу спит - от 16 до 18 часов в сутки. Чувство голода ощущает каждые 2-3 часа. Кстати, есть малыш может подолгу - от 40 минут и дольше. Это особенно характерно для младенцев, находящихся на грудном вскармливании - рядом с мамой им тепло, уютно и комфортно.

Эмоции

Если ребенок плачет - значит, его что-то беспокоит: проголодался, болит животик, некомфортно себя чувствует.
Ребенок в возрасте от 0 до 1 месяца еще не умеет осознанно улыбаться. Но способен это непроизвольно делать во сне.

Навыки

Уже в первые дни после рождения малыш от 0 до 1 месяца - умеет фокусировать свой взгляд - на расстоянии до 15 см. Развитие ребёнка от 0 до 1 месяца происходит постоянно.
Новорожденный чувствует запах. Если рядом положить платок, пропитанный грудным молоком - кроха к нему повернется.
В недельном возрасте малыш может реагировать на подошедшего к нему человека поворотом головы.
Во время купания кроха будет отталкиваться ножками от стенки ванночки. Водные процедуры приносят ему удовольствие. Главное, чтобы температура воды была комфортной - 36-37 градусов.

Основные рефлексы новорожденного в недельном возрасте:

  • сосательный рефлекс;
  • хватательный рефлекс;
  • защитный рефлекс;
  • стопный разгибательный рефлекс;
  • рефлекс испуга;
  • рефлекс опоры;
  • поисковый рефлекс;
  • хоботковый рефлекс;
  • ладонно-ротовой рефлекс.

Физиологические особенности

У новорожденных нет терморегуляции веса: кроха может быстро переохладиться или перегреться. Поэтому , во время прогулки одевайте ребенка так, чтобы он не замерзал и не потел.

Мама

Первая неделя после родов символизирует собой начало перестройки вашего организма. В этот период восстанавливаются прежние размеры матки. Поэтому, если обнаружите кровотечение или выделения, обратитесь к гинекологу.

Через 3-4 дня после рождения ребенка на смену молозиву должно «придти» грудное молоко. Иногда это сопровождается повышением температуры.

Если новорожденного от 0 до 1 месяца неумело прикладывать к груди, можно травмировать соски. Это грозит инфицированием. Поэтому воспользуйтесь лечебным кремом, который порекомендует лечащий врач.
Кормите ребенка по требованию. Это позволит наладить процесс грудного вскармливания. Не сцеживайтесь, ведь к следующему кормлению молока окажется больше. Малыш съест необходимое ему количество, а избыток грозит набуханием груди. Она может «пойти буграми» и спровоцировать мастит.

  • Больше отдыхайте.
  • Спите вместе с малышом. Недосып может спровоцировать стресс и уменьшение грудного молока.
  • Если вы кормите малыша грудью, измените свое питание. Исключите из него жареное, острое, приправленное специями, соленое и копченое. Таким образом вы избавите ребенка от аллергической реакции и газообразования.

Совместные будни

Первая неделя после родов - особенная для вашего малыша. Он попадает в новый мир. Поэтому помогите крохе почувствовать себя в нем комфортно.

Чаще с ним разговаривайте, называйте по имени. Пойте малышу песенки.

Во время приема воздушных ванн поглаживайте ребенка по спинке и животику, делайте с ним зарядку - поднимайте ножки, сгибайте их в коленках. Тренируйте и ручки - сгибайте в локтях.

Если кроху беспокоят колики - приложите к себе. Согрейте малыша своим теплом, поглаживая его животик по часовой стрелке.

Если не холодно, гуляйте с ребенком. И пусть малыш еще очень маленький, рассказывайте ему все, что происходит рядом. Делитесь с крохой своим хорошим настроением.

В вашей семье появился малыш. Перед тем, как новорожденный вернется из роддома, подготовьтесь к его приезду:

  • уберите из комнаты, где будет жить кроха, лишние предметы, которые являются «пылесборниками»: мягкие игрушки, ковры, книги (если они не защищены от попадания пыли);
  • приобретите современных помощников, которые помогут в создании полезного микроклимата в комнате: очиститель воздуха (устраняет пыль и вредные бактерии), увлажнитель воздуха (выбирайте лишь тот, воздействие которого не способствует образованию интенсивной струи водяной пыли);
  • купите ночник с приглушенным светом и возможностью его регулировать. Это позволит вам ухаживать за малышом, не тревожа его ярким светом.

Временно ограничьте посещение гостей. Ваши родные и друзья смогут увидеть ребенка попозже, когда он немного окрепнет.

Поддерживайте в комнате малыша комфортную температуру - 24-25 градусов.

Помогайте молодой маме в домашних делах. Члены семьи должны взять на себя часть домашних дел, позволив ей больше заниматься ребенком и отдыхать.

Список дел

В первую неделю после родов вам необходимо:

  • cообщить в регистратуру поликлиники о рождении ребенка. Пригласить участкового врача и патронажную сестру;
  • получить свидетельство о рождении ребенка. Это можно сделать как в ЗАГСе, так и в ближайшем МФЦ (многофункциональном центре). Если вы состоите в браке, папа ребенка может получить свидетельство о рождении крохи самостоятельно (при наличии доверенности от супруги в простой письменной форме). Если родители ребенка не состоят в браке, для получения первого документа ребенка им необходимо придти вдвоем;
  • оформить полис обязательного медицинского страхования (ОМС) ребенка;
  • зарегистрировать малыша по месту проживания. (Это необходимо сделать в течение месяца после рождения крохи. В случае просрочки грозит штраф: от 1500 до 2500 рублей).

Советуем начать вести дневник развития вашего крохи: записывайте свои ощущения от материнства, фотографируйте малыша, отмечайте изменения в его развитии. Вести дневник развития вы можете на нашем сайте. Для этого вам нужно будет

Развитие ребенка от 0 до 1 года

Анна Сокольчук

Особенности развития ребенка:


  • Ребенок развивается этапами;

  • Путь развития каждого ребенка очень индивидуален;

  • Развитие ребенка в определенный период может остановиться по ряду причин;

  • Развитие ребенка зависит как от наследственности, так и от окружающей среды.
Поистине удивительно то, как меняется ребенок в течение первого года своей жизни. Из младенца, не умеющего управлять своим телом и криком извещающего о своих желаниях, он становится маленьким пытливым человеком, который уже самостоятельно ходит и общается со взрослыми не только жестами и звуками, но и употребляет первые слова. За каждым этим достижением, много открытий, познаний законов окружающего мира, переживаний и ощущений.

ФИЗИОЛОГИЯ. МОТОРИКА.

Ребенок рождается беспомощнее, чем детеныши животных. Малыш рождается с набором безусловных рефлексов , помогающих приспособиться к внешней среде: регулирующие биологически необходимые функции (сосательный, оборонительный, ориентировочный); двигательные рефлексы (хватательный, опорный, рефлекс переступания). На большую же часть внешних воздействий ребенок реагирует движениями ручек и ножек.


  • 1-3 месяца – ребенок удерживает голову, лежа на животе.

  • На 2-4 мес. развиваются хватательные движения и манипуляции с предметами.

  • 2-4 мес. – рассматривает и захватывает предмет рукой.

  • 3-5 мес. – дотягивается до предмета рукой.

  • 4 мес. – самостоятельно переворачивается со спины на бок.

  • 5-5,5 мес. - самостоятельно переворачивается со спины на живот. Стоит при поддержке за обе руки. Пытается ползать. Четко берет предмет из руки взрослого.

  • В 5-7 мес. уже может перекладывать предмет из руки в руку.

  • В 5-8 мес. (чаще 6-6,5 мес.) ребенок может сидеть без поддержки более 30 секунд.

  • В 7-13 мес. начинает ходить с поддержкой.

  • 9-14 мес. – осваивает «пинцетный захват».

  • 10 мес. – Повторяет за взрослым «ладушки», «пока-пока». Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстие.

  • 9-17 мес. (чаще 12-13 мес.) – самостоятельно ходит, приседает, встает.
МОЗГ НОВОРОЖДЕННОГО

Врожденные рефлексы регулируются спинномозговыми и подкорковыми нервными центрами. Кора больших полушарий еще полностью не сформировалась, нервные клетки не имеют ответвлений, проводящие пути не покрыты защитными оболочками, как следствие усиленное возбуждение и затрудненное формирование условных рефлексов.

Сенсорный опыт и взаимодействие со взрослыми развивает познавательные способности:


  • Аккуратно подуйте на ладошки вашего ребенка;

  • Повторите "Этот ладошки“;

  • Подуйте на другие части тела (локти, пальцы, шею, щеки и т.д.).
Стремление за вещью помогает мозгу развить зрительно-моторную координацию:

  • Держите ребенка на коленях;

  • Вложите свой указательный палец в ладонь ребенка;

  • Вероятнее всего он схватит палец, это естественный рефлекс;

  • Каждый раз, когда он хватает ваш палец похвалите ("Какой ты сильный", "Удивительно").
Симуляция зрения обеспечивает хорошее его развитие:

  • Положите перед ребенком яркий цветной шарф, медленно его передвигайте и повторяйте, какой он яркий;

  • Убедившись, что ребенок смотрит на шарф, медленно переместите его в сторону;

  • Перемещая шарф поощряйте ребенка глазами следить за шарфом.
Чем больше ребенок видит, тем больше он хочет видеть. Посадив ребенка в перед зеркалом:

  • Улыбайтесь;

  • Шевелите разными частями тела;

  • Делайте разные гримасы;

  • Произносите разные звуки отчетливо шевеля губами;

  • Качайтесь вперед и назад.
Ощущение и запахи стимулируют образование новых соединений:

  • Прикоснитесь и протрите руки ребенка в различными тканями;

  • Создайте возможность понюхать различные ароматы (запах цветов, разрезанного апельсина).
Смена положения ребенка развивает чувство равновесия, пространственное понимание, стимулирует начало ползания:

  • Аккуратно поддерживайте ребенка прижав его спинку в своему телу;

  • Крутитесь с ребенком в разных направлениях.
Развитие мышц ребенка и способствует ходьбе и ползанию:

  • Положите ребенка на спину и двигайте его ноги, как-будто он едет велосипеде ("Туку туку / Мы едем по дорожке / туку туку");

  • Пока ребенок лежит на спине осторожно потяните его за ноги, пока они не выпрямятся ("Сгибаем, сгибаем маленькие коленки").
Использование мышц укрепляет их:

  • Положив ребенка на живот, держите перед ним плюшевого медведя и перемещайте его из стороны в сторону, чтобы ребенок, глазами и телом следил за ним;

  • Крепко поддерживая ребенка за подмышки "плюхнитесь" с ним на кровать;

  • Положив ребенка на живот положите перед ним игрушку и разрешите за ней тянуться.
Пеленальный стол – место для развития моторных навыков. Вы можете давать ребенку рассматривать разные интересные вещи. Двигайте перед ним яркий мячик. Поменяв подгузник, дайте ему потрогать этот мячик.

  • Имитация звуков, которые издает ребенок, стимулирует их повторение;

  • Если вы поощрите его после определенных звуков, он будет издавать эти звуки чаще;

  • Падражая различным звукам, дотрагивайтесь ладошкой ребенка к губам;

  • Количество слов, которые ребенок слышит ежедневно, влияет на его интеллект.
Игры с мячом развивают ловкость:

  • Когда ребенок научится сидеть, аккуратно катите ему мяч (лучше всего - мягкий);

  • Покажите, как его нужно ловить.
Игра "Куку". Способствует формированию связей головного мозга, развивает внимание, учит, что вещи исчезают и появляются, помогает научиться справляться с трудностями, учит последовательности:

  • Возьмите куклу и спрячьте ее и себя за спиной;

  • Покажите куклу, говоря: "Куку, имя ребенка";

  • Опять спрячьте куклу;

  • Повторяйте, пока вы видите, что ребенок с нетерпением ждет появления куклы;

  • Дайте ребенку куклу и следите, может быть, он будет подражать вам.
Игры в форме диалога готовят детей к сложным отношениям в жизни:

  • Спрячьтесь от ребенка за стул или дверь (чтобы он вас нашел);

  • В то время как вы прячетесь, повторяете: "Где я, найди меня, я здесь";

  • В конце, даже если вас не нашли, покажитесь ребенку.
Чем больше у ребенка слухового опыта, тем лучше у него будет развиваться речь:

  • Включите ребенка в повседневные разговоры – слушая он узнает больше слов;

  • Позвольте вашему ребенку слушать радиопередачи, записи сказок, чтобы он услышал разные голоса;

  • Поощряйте ребенка, отвечать на то, что он слышит, общайтесь с ним.
Чтение книг помогает узнавать

слова, развивает воображение:


  • Каждый день отведите определенное время для чтения (перед сном);

  • Разрешите подержать и полистать книжечки;

  • Достаточно кратко рассказать и показать, что изображено на картинках;

  • Поддерживайте разговор и интерес ребенка;

  • Самое главное: повторять и еще раз повторять.
Очень важен ранний опыт, разные ощущеня:

  • В погожий день разрешите ребенку поползать по траве, поваляться на ней;

  • Опишите каждый предмет, который заинтересует ребенка;

  • Нюхайте цветы, рассматривайте насекомых.
Когда вы касаетесь ребенка, лучше работает его пищеварительная система, он легче преодолевает стресс:

  • Покажите разные части вашего тела;

  • Возьмите ручку ребенка и покажите каждую часть его тела называя их.
Пойте и играйте купая ребенка:

  • Возьмите губку и мыло и проведите по ладони ребенка;

  • Говоря "плюх" опустите губку и воду создав брызги;

  • Вы можете двигать игрушки для купания;

  • Возьмите чашку воды и попробуйте перелить ее в пустую чашку, которую держит ребенок.
Подражание способствует развитию:

  • Скажите слово и поощряйте его повторить,

  • Выберите знакомые и короткие слова, звуки издаваемые животными;

  • Когда ребенок повторит, похвалите, обнимите его;

  • Совершите какой-либо жест и попросите его повторить.
Советы по позитивному воспитанию:

  • Говорите с ребенком. Ваш голос успокоит его.

  • Отвечайте, когда ребенок издает звуки. Повторяйте звуки добавляя слова.

  • Читайте ребенку, это поможет ему начать понимать речь и звуки.

  • Пойте малышу и вместе слушайте музыку.

  • Хвалите ребенка и уделяйте ему много внимание.
Развитие ребенка 1 месяц (новорожденный).

Когда малыш рождается у него еще отсутствуют хорошо выраженные слуховые и зрительные реакции, но тем не менее он нормально слышит и видит. Новорожденный кроха замирает если слышит дыхание и голос мамы. А примерно через месяц ребенок по разному глядит на маму и на незнакомого человека. Если новорожденный смотрит на мать, его взгляд ожидающий, смотрит он неподвижно. А если крошка глядит в лицо незнакомству, его глазки изучают человека, «гуляют» по лицу.

Что любит ребенок 1месяц (новорожденный).

Новорожденный кроха любит:

  • Нежное и плавное укачивание на руках у мамы. Когда мама укачивает малыша, он вспоминает о своей «прошлой жизни» у мамы в животике.
  • Любит всё предсказуемое, то есть он должен знать, что будет дальше. Например: своеобразный ритуал, когда мама наклонилась над ним, взяла к себе, открыла грудь – это знак – пора покушать!


Чего боится (не любит) ребенок 1 месяц (новорожденный).

Новорожденный кроха не любит:

  • Когда слишком часто меняются ухаживающие лица. Это случается тогда, когда родители работают. В таком случае будет лучше если за маленьким ребенком будет ухаживать одна бабушка или нянечка.
  • Ненадежных рук взрослого человека. Если человек держит кроху одной рукой или неполной ладонью, малыш при этом чувствует тревогу и беспокойство. Всегда держите ребеночка плотно, обвалакивающе, но не сдавливайте его, это придаст ему уверенности.


Умения ребенка 1 месяц (новорожденный).

К концу 1 месяца должен уметь:

  • Хорошо реагировать на свет – должен жмурится от яркого освещения.
  • От сильного резкого звука должен вздрагивать и моргать, поворачивать голову в сторону источника звука.
  • Улыбается в ответ на ласковые слова взрослых.
  • Начинает ненадолго поднимать голову лёжа на животе.


Родители и малыш 1месяц (новорожденный).

Что делать родителям с новорожденным ребенком:

  • Если новорожденный малыш плачет, не нужно нервничать, тогда он сможет быстрее успокоиться. Ласка, терпение и любовь родителей творят чудеса. Если вы будете сами нервничать, ребенок это почувствует и не сможет успокоиться.
  • Не нужно бояться избаловать новорожденного малыша. Ласкайте его, качайте, носите на руках!
  • Если вам нравится то, что сделал малыш, одарите его улыбкой, и он это еще раз повторит.
  • Если вы устали, отдохните, попросите помощи близких.

Родители и малыш в 6 месяцев.

  • Применимы все правила, что и раньше.
  • Не старайтесь сажать или тем более ставить на ножки ребенка раньше, чем малыш начнет делать это сам. Лучше развивайте то, что ребенок пробует сам.
  • Родителям нужно научиться говорить «Можно вот тут, с этим предметом, так…», вместо слова «Нельзя»
  • Ребенок уже понимает разговоры родителей, поэтому необходимо следить за тем, какие разговоры вы ведете при ребенке.
  • В этом возрасте малыш осознанно начинает руководить родителями. Он может жалобно плакать или морщить носик, если вы не хотите взять его на руки. Если у вас есть дела, объясните ребенку, что сейчас вы сделаете то-то или то-то и обязательно возьмете его. Разговаривайте с ребенком. Он все понимает.

Одни родители задают на консультации вопросы о норме развития детей. А другим родителям я задаю вопросы:

Как вы могли не видеть это нарушение?

Почему не обратились к специалистам ранее?

И поверьте мне, уж лучше перестраховаться, чем упустить...

Помните, что ребенок - это индивидуальность. Каждый малыш развивается по-своему: кто-то в чем-то быстрее, кто-то помедленнее. Итак, разберем по месяцам:

Новорожденный

Движения новорожденного ребенка некоординированные. Ручки, согнутые в локтевых суставах, пальчики в кулачках, ножки в коленках – мышцы пребывают в физиологическом гипертонусе.

Если вы научитесь «читать» язык движений вашего малыша, то сможете ему во многом помочь. При вздутии животика ребенок может активно стучать ножками, выгибаться, а при неприятных ощущениях в ушке, активно крутить головой.

Глаза полностью сформированы сразу после рождения. Но зрения у ребенка еще не достаточно, он не может сконцентрировать взгляд на предмете, потому что видит нечетко. Все объясняется незрелостью органов зрения.

Первые 3-4 недели жизни плачут дети без слез.

Новорожденные слышат и могут легко определить голос мамы. По запаху может узнать маму с рождения и, почувствовав запах грудного молока, активнее искать губами сосок. Мамам не рекомендуется пользоваться парфюмерией с острыми запахами, потому что ребенок может воспринять её как чужого человека и отказаться от кормления.

1 месяц

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. И во сне ребенок воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, содрагаясь всем телом, морщит лоб, закрывает глаза. На лице появляется выражение испуга, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где взрослые постоянно разговаривают на повышенных тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Ласковый доброжелательный тон в семье формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

В начале 1-го месяца дети начинают уже "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на предметах. Первые "объекты" повышенного внимания у малыша - это лица самых близких людей - тех, кто ухаживает за ним.

К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей и поворачивать голову к источнику звука. За движущимся предметом следят недолго.

Если разведёте пальчики ребенка и положете ему в ладошку погремушку, он ее быстро схватит, но тут же отпустит.

2 месяц

На 2-м месяце движения малыша становятся более разнообразными: он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, долго их рассматривает, задевает и толкает руками. Самостоятельно захватить ладонью игрушку еще не может. В вертикальном положении ребенок начинает держать голову, а лежа на животе ее поднимает. К концу 2 месяца, находясь на руках у мамы, малыш уже уверенно оглядывается по сторонам. Лежа на животике, ребенок должен сам удерживать головку до 15 секунд. И если вы, начиная с самого рождения, перед каждым кормлением, укладывали малыша на животик на несколько минут, то сейчас он может лежать до 15 минут. Тренируйте малыша!

У ребенка улучшается работа слухового и зрительного анализаторов. В связи с особенностями строения зрительного аппарата, первое время внимание малыша привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Затем он начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. Если взять погремушку и водить над кроваткой влево, вправо, по кругу, вы увидите, что малыш следит за ней глазами. Делайте это упражнение на расстоянии не ниже 52 см.

На втором месяце можно подвешивать игрушку над кроваткой ребенка на высоте 25-35 см. Разнообразие и количество таких игрушек вы выбираете сами. Лучше подвесить 1 или 2, потом чередовать игрушки, показывая их через некоторое время.

Раньше, когда ребенок слышал звуки, он содрогался всем тельцем. Теперь он не только умеет их различать, но и поворачивать головку в сторону звука, прислушиваться к вашему разговору, к приятной музыке, которая звучит в комнате.

Большинство детей в этом возрасте получают удовольствие от купания. Ребенок может радостно плескаться ручками, бултыхать ножками под водой.

В этот период у детей преобладают положительные эмоции: улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминой улыбки, в ответ на ласковое обращение. Даже, если мама с улыбкой, нежным голосом ругает ребенка.

Ребенок пробует выкрикивать отдельные звуки «у», «а», «э». В конце месяца он попробует объединить гласные с согласными («ха», «хе»).

3 месяц

На 3-м месяце ребенок становится еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот и уверенно держать голову. Малышу очень нравится лежать на животе, при этом он, опираясь руками, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянуться до них. Лежа на животе, может держать голову в течении 10-20 секунд. Если его потянуть за ручки, пробует сесть. Движения руками разнообразны.

Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. Будьте внимательны, ребенок все тянет в рот. У него уже появляются свои предпочтения. Чаще всего это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удерживать в руке.

Многим деткам нравится «слушать» танцевальную или спокойную, тихую музыку. В этом возрасте дети любят «разговаривать» сами с собой.

Играя своими ручками, дети «выдают» разные звуки.

4 месяц

Вашему малышу уже 4 месяца. И, возможно, у него изменился цвет глаз и цвет волос.

Малыш активнее поворачивается со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. На смену хватательного рефлекса приходит произвольное захватывание предметов. Он берет игрушку, держит ее крепко двумя или одной ручкой, водит игрушкой из стороны в сторону, при этом внимательно следит глазками за перемещением игрушки. Пальчики на ручках уже не сжаты.

Ребенок начинает познавать мир тактильных ощущений: ощупывает руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки. Внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения выбранный объект. Рассматривая руки, ребенок долго удерживает их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц, и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата.

Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

Во время купания кроха проявляет желание поплавать на животике. Он настойчиво делает движение ручками, стонет, сопит и даже кричит из-за того, что у него не получается это сделать.

В конце четвертого месяца ваш ребенок сможет уже наслаждаться цветным миром, а не черно-белым.

Детям очень нравится сидеть. Он может сам удерживать головку вертикально, но делать этого пока не стоит, так как мышцы малыша еще недостаточно окрепли, чтобы находиться в таком положении. Не торопите события.

В четырехмесячном возрасте ребенок стремится к общению с вами и уже умеет громко смеяться, если его пощекотать.

5 месяц

При общении со взрослыми у пятимесячного ребенка развивается комплекс оживления. Малыш эмоционален, двигает активно ручками и ножками и гулит со множеством гласных звуков. Выговаривает несколько согласных (б, д, м, к) и гласных (а, э, и, ы) звуков, пробует объединить их в слоги.

Кроха гулит и улыбается, чтобы привлечь к себе внимание и начать игру. Радость подтверждает эмоциями: визжит, смеется, гулит, пищит. Возмущенно кричит, если вы отбираете у него игрушку.

Ваш ребенок может уже сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых. Становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки. Ребенок уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания, оказывается во рту. Не стоит по этому поводу переживать, так как младенец, исследующий мир, помимо зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых очень важно для процесса познания в этом возрасте. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Следите только за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов - опасных для малыша.

Учитывая, что малыш умеет уже активно переворачиваться и осваивать пространство вокруг себя, ему необходимо больше места. И это место должно быть абсолютно безопасным. Будьте аккуратны - в этом возрасте дети часто совершают “полеты” с дивана и получают травмы от ударов во время падения. Постелите на пол теплое одеяльце, огородите его подушками и положите много разных игрушек - это станет лучшей игровой площадкой вашего малыша. Или воспользуйтесь переносным манежем. Ребенок будет находиться возле вас, и не придется бегать в другую комнату и смотреть, что он делает.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.......

Органы чувств малыша понемногу развиваются: кроха уже способен задерживать взгляд на лице мамы или подвесной игрушке. К концу 2-го месяца ребенок плавно следит взглядом за предметами, движущимися по горизонтали, чуть позже – по вертикали, а затем и по кругу. Ненадолго сосредоточиться младенец может и на звуковых картинах: он прислушивается к голосу мамы или музыкальной мелодии, но пока его внимания не хватит и на полминуты.

СОВЕТ . Одна из первых игрушек в жизни малыша – музыкальный мобиль. Повесьте его на уровне груди ребенка (а не прямо над головой) и включайте минут на 10, чтобы кроха не утомился.

Оказавшись на животе, младенец поднимает голову и старается удержать ее в этом положении. Такие тренировки стоит поощрять: любая двигательная активность способствует укреплению мышц. У всех детей развитие мышечной системы происходит сверху вниз: сначала крепнут мышцы шеи (это позволяет удерживать, а потом и поворачивать голову), затем – спины, рук и, наконец, ног.

Как развивать зрение малыша?

Малыши рождаются с небольшой степенью дальнозоркости (+3-4 диоптрии) и нечетко видят предметы, находящиеся ближе чем на расстоянии 20–30 см от глаз. Оптимальная дистанция, с которой стоит показывать ребенку игрушки, составляет от 30 до 70 см. Первый цвет, который воспринимает малыш, – красный, чуть позже – синий и зеленый, затем – желтый. Хорошо, если игрушки будут разноцветными, а не однотонными – зрение тренируют контрастные сочетания (например, красного и зеленого, желтого и синего – эти противопоставления дети различают первыми). Для правильного развития глаз кроха должен смотреть и на близкие, и на удаленные от себя предметы. Развесьте на стенах детской яркие картинки и показывайте их ребенку с разного расстояния; почаще подносите его к окну и рассматривайте предметы во дворе. Зрение развивается вместе с моторикой, а потому ребенку важно не только рассматривать предметы, но и трогать их, хватать, бросать, тянуть в рот. Со второго полугодия у малыша должны появиться кубики и пирамидки: с их помощью кроха научится соотносить внешний вид предмета с его размером и объемом, почувствует разницу между частью и целым.

Малыш следит взглядом за крупными движущимися объектами и с удовольствием рассматривает лицо мамы. Кроха узнает близких с расстояния 2–3 метров и радуется, завидев их, а при виде маминой груди или бутылочки с молоком может нетерпеливо чмокать и вытягивать губы. Такое поведение специалисты называют комплексом оживления: в ответ на ласковое обращение взрослого маленький начинает улыбаться, энергично двигать ручками и ножками, гулить, издавая звуки «а», «у», «ы» или слоги «га», «кха», «ма».

У двухмесячного ребенка уже неплохой слух: он способен расслышать даже негромкий звук примерно с 3-метрового расстояния и повернуть голову в ту сторону, откуда он доносится.

Лежа на животе, маленький хорошо держит голову: он может находиться в таком положении целую минуту и даже дольше. Ладошки малыша уже не так крепко сжаты в кулачки, как раньше. Теперь, если вы вложите ему в ручку игрушку, он подержит ее немного, прежде чем уронить.

СОВЕТ . Взрослым кажется, что, глядя по сторонам, младенец мало что понимает, - но воспринимает он многое, и этот опыт очень важен для его развития. Например, гуляя с малышом, вынимайте его из коляски, давайте осмотреться, прикоснуться к чему-нибудь, прислушаться к окружающим звукам – и обязательно комментируйте все, что происходит вокруг.

Кроха проявляет все больше интереса к окружающему миру: если положить его на животик, он попытается приподняться повыше, опираясь на предплечья. В этом положении малыш любит наблюдать за движениями мамы или мельканием картинок на экране телевизора.

СОВЕТ . Чтобы зрение и нервная система ребенка не получали лишней нагрузки, просмотр фильмов или баталии с героями компьютерных игр лучше устраивать в отсутствие малыша. Даже если он в это время спокойно спит, фоновый шум создает подспудное возбуждение нервной системы.

Кроха пробует хватать рукой игрушки – теперь ему придутся очень кстати игровые коврики и дуги. Но его любимой забавой становятся… собственные ручки: он с интересом изучает их, ощупывает, тянет в рот.

Если раньше, чтобы рассмотреть новую игрушку, кроха поворачивался к ней всем корпусом, то теперь ему достаточно просто перевести взгляд в ее сторону. Малыш учится оценивать расстояние на глаз и заранее определять, как далеко нужно протянуть руку.

Четырехмесячный ребенок понимает, что взрослые обращаются именно к нему, даже если их не видит. Секрет в том, что в этот момент тон вашего голоса становится выше, гласные растягиваются, а слова повторяются по несколько раз. Эта манера действительно ласкает слух ребенка – исследования показывают, что на такое обращение малыши реагируют охотнее.

Маленький гимнаст по-прежнему тренируется удерживать свое тело, опираясь на ручки и вытягивая вперед голову. Сейчас он выходит на новый уровень, выпрямляя руки и опираясь на кисти. Лежа на животе, кроха теперь может ловко перевернуться на спину.

СОВЕТ . Пришло время, когда малыша буквально ни на секунду нельзя оставлять без присмотра в опасных местах вроде пеленального столика. Даже если вам надо просто отвернуться, придерживайте ребенка рукой.

За развитием малышей до 1 года следят врачи самых разных специальностей. Работу нервной системы, контролирующей основные функции организма, оценивает невролог, созревание опорно-двигательного аппарата – ортопед. Хирург проверяет, нет ли у ребенка проблем, требующих оперативного вмешательства; офтальмолог и отоларинголог следят за зрением и слухом, а стоматолог – за появлением первых зубов. Но главное звено этой цепи – педиатр. Именно он оценивает рост и развитие малыша «в динамике» во время регулярных осмотров: до 6 месяцев они происходят ежемесячно, затем – 1 раз в 2 месяца вплоть до года. А как часто нужно показывать малыша другим специалистам?

  • 1 месяц – хирург, невролог, ортопед, окулист
  • 3 месяца – отоларинголог
  • 6 месяцев – хирург, невролог, ортопед, окулист
  • 12 месяцев - хирург, невролог, ортопед, окулист, стоматолог

5 месяцев

Кроха уже знает, кто свой, а кто чужой, и при виде незнакомого человека может расплакаться. Он различает не только голоса родных, но и их интонации: строгий тон заставляет его насторожиться, а ласковый – улыбнуться. В его личном вокальном репертуаре появляется новая партия – визг. И хотя он не слишком приятен для взрослого уха, это важный этап в развитии речи малыша, голосовые связки которого пока умеют производить только высокие звуки.

Малыш уверенно берет игрушки и правой, и левой рукой, захватывая предмет ладошкой, а большой палец оставляя вытянутым. Правда, все, что попадает к нему в ручки, немедленно оказывается на полу.

Карапуз научился переворачиваться со спины на живот и теперь вертится во все стороны. Он приближается к умению сидеть, но пока удержаться в этом положении может, только если его поддерживают под спинку. Горизонтальное положение его устраивает все меньше: например, полулежа у мамы на коленях, он изо всех сил тянется вверх.

СОВЕТ . К концу первого полугодия жизни многим родителям приходится менять коляску-люльку на прогулочную модель. Для развития зрения важно, чтобы кроха смотрел не только на близкие к нему предметы, но и вдаль (а это удается ему главным образом на прогулке), так что в коляске сажайте его спиной к себе или выбирайте модели с перекидной ручкой.

6 месяцев

Малыш уже знает, что звуки различаются, а значит, и реагировать на них нужно по-разному. А у родных к этому времени появляется твердое убеждение, что их чадо уже все понимает. Ребенок осваивает язык жестов, и разучивать его вам предстоит вместе: попробуйте подкреплять движениями простые обращения и просьбы («пока», «иди ко мне», «дай»).

Шестимесячный малыш пробует сидеть, опираясь на руки. Такое умение – второй после способности удерживать голову серьезный шаг маленького к тому, чтобы принять вертикальное положение. Важно, чтобы кроха сидел с ровной спиной: если малыш начинает сутулиться, значит, он устал и его положение надо изменить. Иначе кровоток в позвоночнике может нарушиться, и это замедлит дальнейшее развитие навыков движения.

Начинается эра больших путешествий – маленький пробует ползать по-пластунски. У каждого из его маршрутов есть конкретная цель: например, мама, бутылочка или любимая погремушка. Кстати, теперь проблема выбора – какой из игрушек заняться в первую очередь – уже не поставит малыша в тупик. Он возьмет по игрушке в каждую ручку и сможет перекладывать их из одной в другую, если захочет.

Пришло время учиться есть с ложки, и ребенок будет тренироваться снимать с нее пищу губами.

СОВЕТ . Для первых экспериментов лучше всего подойдет плоская ложка, а чтобы она не повредила чувствительные беззубые десны малыша, выбирайте специальные детские изделия из силикона или мягкого пластика.

В 6 месяцев многие малыши могут похвастаться первыми зубками. Правда, сроки их появления индивидуальны: у кого-то молочные «жемчужинки» появляются уже в 5 месяцев, а у кого-то – ближе к году. У большинства детей сначала прорезываются нижние, а потом верхние передние резцы. Чаще всего к году во рту ребенка набирается 8 зубов.

7 месяцев

Картина мира становится для ребенка объемной: кроха уже может оценить на глаз размер игрушки и понять, поместится ли она в одной руке или понадобятся обе. С этого времени можно учить малыша различать формы: вкладывайте в его ручку шарик, кубик, конус и показывайте, что первый может катиться, второй – стоять то на одной грани, то на другой, третий отличается гладким основанием и острой верхушкой.

Семимесячный малыш умеет сидеть самостоятельно или с опорой на одну руку, а ползание для него уже и вовсе занятие привычное.

СОВЕТ . Направить энергию ребенка «в мирное русло» и заодно развить его умение двигаться поможет простая игра: просите малыша находить предметы, которые лежат в стороне, и самостоятельно добираться до них. Для таких упражнений лучше всего подойдут яркие и простые игрушки: мячик, пирамидка и т. п.

8 месяцев

Взгляд малыша очень привлекают незнакомые предметы: при виде чего-то нового он оживляется или удивляется. А хорошо знакомые вещи он не только сумеет найти по вашей просьбе, но и покажет взглядом и сопроводит радостным «гыы».

Восьмимесячный кроха уверенно сидит без поддержки. Он встает на четвереньки и, оторвав руки, пробудет стоять на коленях. Если в этот момент рядом будет опора (например, бортик кроватки), он может попробовать подтянуться и встать на ноги.

Мелкая моторика ребенка (движения кистей и пальцев рук) развивается, и малыш уже может помахать вам «до свидания», похлопать в ладоши или стянуть с ноги носок. А еще он умеет крепко держать в кулачке и грызть сушку или печеньице, окунать пальцы в тарелку и с упоением их обсасывать или размазывать пюре по столу.

СОВЕТ . Как бы вас ни огорчала перспектива уборки, позволяйте малышу устраивать беспорядок, а еще лучше – предложите ему пальчиковые краски. С их помощью будет развиваться не только моторика, но и осязание, цветовое восприятие, творческое начало.

Маленький продолжает осваивать «взрослую» посуду: промежуточным этапом на пути к чашке может стать поильник с мягким резиновым носиком. Практичные многофункциональные модели-непроливайки со съемной крышкой и ручками будут удобны как для начинающих, так и для деток постарше.

9 месяцев

Любознательный малыш внимательно наблюдает за взрослыми: он сразу замечает, в каком настроении мама, с кем разговаривает бабушка и что несет папа.

Кроха по-прежнему много ползает, но если раньше он подтягивался на руках, волоча за собой ноги, то теперь он поочередно передвигает то правую пару конечностей, то левую.

Большое достижение этого периода: маленький наконец принял вертикальное положение и теперь уверенно стоит, опираясь на стену или мамину руку, и даже пробует двигаться вдоль опоры. В малыше просыпается стремление ввысь, и он начинает осваивать «верхние ярусы» квартиры. Любопытный кроха тянется к предметам, которые находятся выше его роста, пытается забраться на невысокие диваны или кресла.

Ребенок увлеченно возится с мелкими предметами и легко управляется с несколькими сразу. Он уже умеет собирать их с пола, причем хватает мелочовку не всей ладошкой, а двумя или тремя пальцами (так называемый пинцетный захват). Будущий помощник по-своему наводит в доме порядок: вынимает из коробок вещи, разбирает простые игрушки типа пирамидки и разбрасывает все по комнате.

СОВЕТ . Как только малыш начнет вставать, максимально опустите днище кроватки, чтобы он не мог перевалиться через край.

10 месяцев

Малыш уже может быстро переводить взгляд с птичек за окном на собственные пальчики – такая способность называется зрительной аккомодацией. Но зрение крохи по-прежнему несовершенно, и когда мама отходит хотя бы в дальний угол комнаты, она кажется ему очень далекой (кстати, это одна из причин, почему дети буквально ни на шаг не любят отпускать от себя взрослых).

Оттолкнувшись от маминых рук, малыш учится стоять сам, а иногда и усложняет себе задачу: стоит, потом приседает и неуклюже поднимается. Родителям теперь не удастся спокойно посидеть, ведь кроха уже с удовольствием ходит за ручки и тянет маму туда, куда хочет сам.

Теперь малыш понимает, для чего нужны разные игрушки, и использует их по назначению: машинку катает, мячик бросает, книжку листает. Ребенок наконец-то может занять себя сам и без труда находит себе развлечение минут на двадцать.

СОВЕТ . Десятимесячный кроха различает, как «поют» разные предметы: тикают часы, звонит телефон, капает вода из крана. Почаще устраивайте ему домашние «концерты»!

Развитие каждого ребенка, с одной стороны, происходит в своем собственном ритме, а с другой – подчинено единой для всех детей схеме. Зная, в какой последовательности и в какие сроки малыши обычно осваивают те или иные навыки, родители смогут лучше понять своего кроху и помочь ему, если возникают сложности. Сформулированные врачами нормативы развития – это ориентиры, которые помогают оценить физическое и умственное здоровье ребенка. Следование им особенно важно на этапе освоения самых простых умений (например, удерживать голову или переворачиваться): если отклонение составляет больше 2 месяцев, стоит проконсультироваться с врачом. А вот чем сложнее навык, тем больше времени требуется на то, чтобы им овладеть: например, первые шаги малыш может сделать и в 10, и в 15 месяцев. Но если заметны предпосылки для освоения новых умений, значит, настоящие успехи – всего лишь вопрос времени.

11 месяцев

Внимание и любознательность малыша растут день ото дня. Теперь в гостях он больше не пускается в плач от страха, а пристально рассматривает новую обстановку.

Чтобы твердо стоять на ногах, карапузу больше не нужна мамина поддержка – он гордо стоит сам. Кроха настойчиво учится наклоняться и поднимать с пола игрушки, но пока для этого ему приходится приседать или падать на четвереньки.

СОВЕТ . Путь к долгожданным первым шагам не бывает гладким: не нужно каждый раз кидаться к своему чаду, чтобы помочь ему сесть или встать. Ребенок должен совершать самостоятельные попытки – так он быстрее научится и стоять, и ходить.

У 11-месячного малыша много интересных занятий. Он находит спрятанные игрушки, катает мячик, уверенно разбирает пирамидку и пытается, хотя по большей части безуспешно, снова надеть кольца на стержень (сделать это легче, когда кольца одинакового размера). Он складывает предметы в емкость, с удовольствием и «на публику» показывает «пока-пока», «фонарики» и т. д.

12 месяцев

К году маленький акробат умеет очень многое: он сидит, стоит, ползает, лазает и наконец-то ходит сам – пока неустойчиво, но настойчиво. Непоседа ходит, широко и неуклюже расставив ноги, часто падает, но эти падения неопасны и даже необходимы, поскольку учат малыша группироваться и развивают чувство равновесия. Неугомонный малыш постоянно в движении, и теперь ему особенно нравятся игрушки, которые могут двигаться вместе с ним: игрушечные коляски, каталки, мячи, машинки.

Теперь крохе под силу выполнять два разных действия одновременно: например, он может идти и нести в руке игрушку. Он не только копирует поведение взрослых, но и сам изобретает новые способы использования предметов, многие из которых даже не пришли бы в голову старшим. Тем не менее на шалуна уже можно воздействовать словом: он послушается, если вы скажете «нельзя», «отдай», «положи».

Активное желание малыша подражать старшим сейчас можно использовать, чтобы учить кроху простейшим навыкам самообслуживания. Годовалому ребенку уже под силу самостоятельно съесть несколько ложек пюре, пить из поильника или чашки, умываться и причесываться (в меру сил), по вечерам убирать в коробку свои игрушки. Играя, маленький хочет походить на взрослых, поэтому с удовольствием включается в повседневные дела старших: елозит тряпкой по полу, полощет белье в тазике, трет щеткой обувь.

СОВЕТ . Поощряйте ребенка участвовать в «хозяйственной деятельности», а вместе с тем предлагайте подходящие по возрасту развивающие игры: плотные паззлы из двух частей, пирамидки с кольцами одинакового диаметра, рамки-вкладыши простой формы (например, с фигурками животных).

Ближе к году малыш начинает интересоваться своим телом и с удовольствием изучает анатомию. В этом возрасте ребенок уже способен запомнить, где у него носик, ротик, животик, и показать их по просьбе старших на себе или на кукле (такую игрушку стоит иметь малышам обоих полов). Замечено, что девочки ориентируются в своем теле лучше, чем мальчики.