"Милосердие: реалии и тенденции в воспитании". О воспитании милосердия

(2 голоса : 5 из 5 )

В современных пособиях для родителей масса информации: как воспитать лидера, как вырастить гения, сделать ребенка успешным и всесторонне развитым. А вот о воспитании любви и милосердия почему-то мало кто пишет.

Милосердию научить очень сложно. Поэтому говорить детям о милосердии и любви, прививать желание творить добро нужно с самого раннего возраста. И не стоит забывать о том, что дети – чисты и невинны. Часто чувство жалости, сочувствия и сострадания у них возникают естественно. Важно, чтобы родители это вовремя заметили и поддержали, отбросив свое с годами накопленное «окаменелое нечувствие».

Дивный гимн любви воспел ап. Павел:

1. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

2. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

6. не радуется неправде, а сорадуется истине;

7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

9. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;

10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

11. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» () .

Когда некий законник спросил: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ().

На Тайной вечери Христос говорил: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» () .

Апостол любви Иоанн Богослов писал: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ().

Любовь не раздражается, поэтому очень важно следить за тональностью разговоров в семье, и прежде всего - между супругами.

Грудной младенец много плакал. Однажды раздраженная мать воскликнула: «Как ты мне надоел, все орешь. Замолчи! Из окна тебя выброшу, негодника».

Когда она после этого пришла в комнату, младенца не было. «Где… ?» А его маленький брат (трех-четырех лет) сказал: «Мама, он все плакал, а ты сказала: если он будет плакать, его надо выбросить из окна. Я его выбросил». Вот результат сложения раздраженности матери и любви к ней трех-четырехлетнего младенца.

Только научившись любить ближних своих, можно исполнять и большую заповедь Христову: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» () . Не говорите, что это противоестественно, - христианство не естественно и не противоестественно; оно - сверхъестественно поднимает человека до Царствия Небесного.

Любовь, как и вера, «без дел мертва» () . Мы любим не столько тех, которые о нас заботятся, сколько тех, о ком заботимся сами. Детей надо приучать любить родителей и заботиться о них с самого раннего возраста. «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» ().

Когда родители все дают ребенку, своему кумиру, не научая его отдавать, и не заботятся хотя бы друг о друге (отец о матери, мать - об отце), они растят эгоиста с потребительской психологией. Сколько мы знаем родителей, все отдавших своим детям и брошенных на старости лет. С молодых лет следует воспитывать в человеке ответную любовь к людям, давшим ему жизнь. Чтобы дети любили родителей, необходимо, чтобы они от отца и матери получали не только игрушки, джинсы, деньги на кино и т.д., но входили бы в духовный мир отца и матери, в мир жертвенности, веры и действующей любви. Воспитание требует не открытого кошелька; главное - открытость сердца; тогда наступит время, когда дети из воспитуемых превратятся в друзей родителей, в семье произойдет взаимообогащение богатствами внутреннего мира.

Любовь, как и вера, достигает совершенства делами (см. ). Надо устанавливать для детей сначала крохотные, потом маленькие, а затем все возрастающие обязанности по отношению к родителям, друг ко другу и к семье в целом. И придет время, когда дети с любовью возьмут на себя значительный объем наиболее трудных домашних дел, когда на их окрепшие плечи смогут опираться слабеющие родители, и дети многое будут делать лучше и умнее своих постаревших отцов и матерей. За родителями останется общий совет, молитва и любовь. К этому естественному ходу развития семьи родителям надо готовиться, и исподволь готовить к этому детей, принимающих эстафету жизни и деятельности, но не вырывающих ее из отчих и материнских рук. К старости надо готовиться.

Любящий человек способен отдать свое другому, делиться со своими ближними и с встречающимися людьми. К этому нужен навык. Вкусное и хорошее должно предназначаться не только для младенцев и школьников, но и для родителей - во всяком случае, в сознании детей. При недостатке, допустим, фруктов и т.п. можно, оставив их открыто для родителей, потом незаметно отдать детям.

Одна семья жила в стесненных материальных обстоятельствах. После чая одну из конфет оставили на столе для отца, находящегося на работе. Ребенок, бегая по комнате, потянулся к конфете. «Надо оставить папе, - сказала мать, - с чем папа будет пить чай, когда придет с работы?»

Эта сцена в течение дня повторялась несколько раз, все чаще и чаще. Наконец мать сказала: «Ладно, бери папину конфету». Младенец зажал конфету в ручонке, а потом забросил ее в дальний угол стола, к стене, откуда сам он не мог ее достать. Остаток дня он не подходил к столу. Произошел маленький шаг в нравственном развитии человека.

Более взрослых детей следует посылать делать покупки в магазине. Это не только физическая нагрузка, но и приучение детей думать о нуждах семьи в целом. Конечно, здесь нужно родительское руководство, обеспечивающее «единство экономической политики» семьи.

В детях должна воспитываться братская любовь друг ко другу, между ними следует создавать душевно-духовную близость. Это нетрудно, ибо дети тянутся к себе подобным. Конечно, отношения между детьми, как и вообще между людьми, во многом определяются их психологическим складом. Но общность рождения, воспитания и воспоминаний отчего дома имеет огромное значение для дружбы и любви на всю жизнь. Детские ясли и сады нередко подрывают семейные устои и семейную близость между братьями и сестрами .

Детей с раннего младенчества надо приучать делиться друг с другом, помогать друг другу, старших - привлекать к воспитанию младших. С какой любовью и уважением вспоминает свт. Василий Великий о своей старшей сестре - Макрине! В узбекском языке есть уважительное слово апа - «старшая сестра», с которым иногда обращаются вообще к почтенной и старшей женщине. Нянями в русских диалектах иногда называются старшие сестры. В старших братьях должна быть какая-то доля отцовского чувства по отношению к младшим.

Для нравственного климата семьи полезны совместные бытовые и хозяйственные дела, в которых участвуют все или почти все ее члены, и семейные походы, поездки за город, посещение святынь, музеев, исторических мест и т.д., беседы на религиозные и другие темы. Некогда в русских интеллигентных семьях были в моде совместные чтения классиков по ролям, в которых принимали участие и друзья из «близких» домов, детские игры, спектакли, шарады и т.д. Все это не должно проводиться как некие семейные «мероприятия»: это - проявление любви (в ее христианском восприятии и понимании) в жизни семьи.

Любовь между детьми созидается любовью родителей между собой. Эту супружескую любовь необходимо и в деле, и в молитве беречь как драгоценный дар не только двоих, но и семьи в целом. Она воспитывается в супругах и их совместным трудом у детской кроватки, и всем стилем семейной жизни.

Конечно, основные ночные хлопоты с младенцем несет мать, а не работающий отец, но ведь она, замученная бессонными ночами, и физически, и морально нуждается в любовной помощи.

Можно привести и примеры того, как жена, целый день сидящая дома с одним ребенком, заставляет мужа стирать пеленки, а сама лишь играет с младенцем. Гораздо полезнее и для ребенка, и для отца было бы, чтобы тот, придя вечером домой, занялся бы малышом. В некоторых семейных и профессиональных ситуациях необходимо создать одному из супругов все условия для творческой работы.

Не будем приводить множества жизненных примеров; напомним лишь, что к супругам более, чем к кому-либо, относятся слова апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» () .

Семья - общий организм; для нее естественно иметь общую кассу, куда вкладывается все: и заработки родителей, и стипендии и зарплата подросших детей. В семьях со стесненными материальными обстоятельствами это неизбежно, в состоятельных же иногда стипендию и заработок оставляют детям на «карманные расходы», продолжая их полностью обеспечивать всем необходимым из родительских доходов. Это неизбежно выделяет из семьи то одного, то другого повзрослевшего ребенка, способствует развитию потребительской психологии: «все мое - мое, а родители все равно обязаны меня и моих братьев и сестер содержать».

На свои нужды дети могут получать даже больше денег, чем их стипендии или зарплата, но - из общей семейной кассы. Изложенные соображения не относятся, разумеется, к тем детям, у которых собственные семьи.

Любовь, взращиваемая в семье, должна распространяться и за ее пределы; «…будем делать добро всем, - пишет ап. Павел, - а наипаче своим по вере» (). «…Не унывайте, делая добро» (2 Феc 3:13).

Эта любовь ко всем людям начинается с малого: уступить место пожилому человеку, помочь сделать что-либо одинокой старушке, позаботиться о подарке для кого-нибудь и т.д.

Проблема одиноких старушек в настоящее время стоит очень остро: их много, они беспомощны, одни из них благодарны и светятся радостью и верой, другие капризны и раздражительны: люди в старости более многообразны, чем в молодости. По очень многим причинам у значительной их части не устроилась личная жизнь: одни - они обычно благодарны - избрали служение Богу и людям, другие не смогли выйти замуж или потеряли своих женихов в лиховороте тридцатых годов и Отечественной войны. Переехать в дома престарелых и инвалидов - еще недавно означало лишиться возможности посещения Церкви и чтения духовной литературы и т.д.

Добро, сочувствие и дружескую помощь надо оказывать близким семьям, и соответственно приучать детей разделять их радости и горе; необходимо воспитывать в детях навык делать добро всем нуждающимся в помощи и сочувствии, привычку «спешить делать добро» . Следует рассказывать о героях добра и любви, от святых подвижников благочестия до д-ра Гааза, людей в ближайших к нам ушедших поколениях и конкретных знакомых. Образы человеческие обладают удивительной учительной силою.

Воспитание любви и легко, - ибо душа человека, как отметил Тертуллиан, по природе своей христианка, - и трудно, ибо в мире «по причине умножения беззакония» во многих охладела любовь (см. ).

Церкви и монастыри всегда имели богадельни, странноприимные и сиротские дома.

Апостол Иаков в своем соборном послании пишет: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» () .

«Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ().

В 1917 г. в связи с гонениями на христианскую веру и в первую очередь на православие, всякая церковная благотворительность была запрещена, соответствующие учреждения и средства были национализированы. Да и любое сострадание, милосердие и благотворительность стали считаться оскорблением и унижением личности. Была отвергнута даже попытка свт. Тихона оказания церковной помощи голодающим; члены общественного независимого от церкви «Комитета помощи голодающим» были арестованы. Во время Ашхабадского землетрясения 1947 г. епископу Ташкентскому и Среднеазиатскому Гурию категорически запретили оказывать помощь пострадавшим в Туркмении, когда он проявил такую инициативу в своей епархии. Разрешались и делались обязательными сборы на строительство гигантских по тем временам самолетов типа «Максим Горький», в фонд МОПР; позже обязательным для церкви был сбор в «Фонд мира», но никаких сборов для конкретных организаций, больных и т.д. делать не дозволялось.

В двадцатые и тридцатые годы в некоторых приходах существовали системы прикрепления относительно состоятельных прихожан к семьям репрессированных, - ведь они были «лишенцами», не имеющими права даже на хлебные карточки. Конечно, такая помощь была не только материально обременительна, но даже и опасна: она могла быть истолкована как пособничество врагу. В некоторых приходах потаенно существовали (и существуют) группы девушек, ухаживающих за больными прихожанками. Теперь их стали с охотой приглашать и в больницы, где персонал всегда перегружен.

«…Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» ().

Некоторые крупные приходы пытаются сами организовывать богадельни, при больницах восстанавливаются и создаются храмы, где дети и подростки могут учиться милосердию. Малые приходы могли бы организовывать общие богадельни или вместе шефствовать над одной больницей или домом престарелых, а детям и подросткам поручать посещение этих мест хотя бы раз в неделю (только регулярно). К сожалению, приходится встречаться со случаями, когда юноша или девушка с радостью соглашаются посещать дом престарелых, а потом бросают. Дела милосердия должны быть постоянны.

Священникам надо не только поощрять молодежь в ухаживании за больными и престарелыми, но и ограждать молодежь от неразумных требований последних. Старики часто жалуются, что их никто не посещает, никто им не помогает и т.д., хотя к ним регулярно и ходят, и звонят. Они больны, - и они требуют большего. У молодежи есть и своя личная жизнь, и родители, и работа, а старики часто забывают свою молодость и не хотят представить себе нагрузки работающих и учащихся. Такими капризно-старческими требованиями часто отличаются старухи, которые во имя своей «свободы» и ложной заботы о здоровье не обременяли себя семейными заботами и трудами с молодежью. Церковные приходы должны разумно распределять силы своих молодых членов. На морально-нравственных чувствах пришедших к вере детей иногда пытаются играть бросившие семьи отцы-старики, требуя себе почета, уважения и послушания. Их не надо бросать, но и не надо баловать, как малых детей.

…Любовь должна быть горячей, деятельной и благоразумной.

Младший возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывать такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания - развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

В современном обществе наиболее значимыми качествами личности являются активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость и т.п. Родители желают видеть своих детей наделёнными деловыми, волевыми и интеллектуальными качествами. Это объясняется сложной социально-экономической обстановкой, трудностями материальных условий жизни и как следствие - необходимостью воспитывать в детях способность к выживанию. Но забывая о нравственных качествах, мы рискуем остаться каждый - сам за себя, каждый - сам по себе. Тогда открываются ворота для жестокости, садизма и т.д. Неспособность сопереживать влечет за собой извращение лучших чувств, создает условия жизни, бесчувственной к радостям и горестям других, тебя окружающих, без сопереживания животным и природе, без переживания радости собственного труда. Формируя ребенка, мы не только формируем его, - мы создаем будущее.

Нам нужна личность, способная сделать самостоятельный нравственный выбор, умеющая отстаивать свои убеждения и идеалы. Воспитание настоящего гражданина неразрывно связано с развитием сознательного стремления ребенка к добру, пробуждения в нем любви, жалости, сострадания. Не случайно В. Белинский подчеркивал, «кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин». Ребенок не может стать личностью, гражданином и профессионалом без усвоения современных цивилизованных форм социального взаимодействия, признания значимости умений сопереживать, проявлять действенное участие, милосердие и заботу об окружающих.

В своей работе я поведу речь о таком нравственном качестве как милосердие. Само понятие этого качества в наши дни плохо дифференцируется. Многие родители считают, что для воспитания милосердия достаточно, что бы их дети читали добрые книжки, помогали родителям по хозяйству, ухаживали за животными. Часть родителей считает, что дети еще не способны проявлять бескорыстие, искреннее сочувствие, действенную помощь в силу возрастной незрелости.

Итак, что же такое милосердие? В «Толковом словаре» В.И. Даля этому понятию даётся такое определение: «Сердоболие, сочувствие, готовность делать добро всякому, любовь на деле…». Милосердие - это, иными словами, способность откликаться на чужую боль. Людям, обладающим этим качеством, свойственны чувства взаимопомощи, взаимопонимания. Они готовы бескорыстно помогать другим, прощать их из сострадания, человеколюбия. Таким людям присуще чувство сострадания по отношению к сироте, инвалиду, тяжело больному, немощному старику, человеку, попавшему в беду.

Милосердие как интегративное нравственное качество представляет собой сострадательную и деятельную любовь, которая служит основой для развития способностей человека к сопереживанию, сочувствию, душевной щедрости, бескорыстному оказанию помощи окружающим. Понимание милосердия как общечеловеческой ценности ставит в центр воспитания внимание к чувствам, интересам и проблемам человека, способствует формированию у детей отношения к человеку как высшей ценности в мире. Любовь и сострадание к людям являются главными показателями проявления милосердия. При этом можно рассмотреть следующую совокупность признаков их проявления: сопереживание состоянию другого человека (отзывчивость), сочувствие, внутреннее стремление оказать поддержку другому, сердечность, встречный душевный отклик по отношению к окружающим, действенное участие в их судьбах.

Ей сопутствует возвышающая человека душевная работа, поднимающая на более высокий нравственный уровень его отношение к людям. В любви с особой силой развивается стремление к благополучию окружающих, к творению радости для них.

С точки зрения Б.Т. Лихачева любовь есть ощущение другого существа как самого себя. Нравственное ядро личности стимулирует саморазвитие в ней любви и сострадания всему живому. Именно сострадание, по мнению выдающегося ученого, заставляет ребенка глубоко почувствовать другого человека, его мучения. Определяя доброту и милосердие как ведущие нравственные качества личности, Б.Т. Лихачев подчеркивает, что от них зависит формирование духовного мира ребенка. Надо помнить, что ребенок добр не тогда, когда делится тем, чего у него самого много. В таких условиях может развиться показная щедрость, похвальба мнимой добротой. Настоящая доброта - в умении отказаться от собственного покоя и удовольствия ради того, чтобы доставить удовольствие другому.

Проблема воспитания милосердия имеет глубокие исторические корни. Мыслители прошлого, стремясь создать и отобразить идеал человека, в основе его личности видели любовь, сострадание, помощь и заботу о ближнем, и нуждающемся, способность к долготерпению. Вопросы воспитания людей на основе общечеловеческих ценностей и добродетелей рассматривались во многих этических концепциях.

Российская история имеет основательный теоретический и практический опыт воспитания у молодежи гуманного отношения, милосердия. В условиях современного российского общества в силу социально-политической, экономической, идеологической нестабильности как никогда значимой становится проблема воспитания человека милосердного, умеющего сострадать и сорадоваться, любить и заботиться о ближнем и нуждающемся, готового простить из человеколюбия, мягкосердечия.

Сегодня проблема формирования основ милосердия, приобретения ребенком эмоционально-нравственного опыта является особенно актуальной. Ведь формирование ценностных ориентации в обучении младших школьников подчиняется общим закономерностям функционирования эмоциональных процессов. Учитывая то, что эмоциональное восприятие действительности является у младших школьников опережающим, необходима работа по расширению круга нравственных знаний через измененное воздействие на чувства и разнообразие видов деятельности. Моральные ценности целесообразно представлять в конкретной форме, а их усвоение - в доступной для детей деятельности. Таким образом, данная проблема решается как комплексная: в единстве задач, содержания и методов организации.

В становлении современных взглядов на проблему воспитания и развития милосердия у детей ценную роль играют идеи педагогики и психологии ненасилия, которые решают задачи, связанные с формированием соответствующей позиции у подрастающего поколения, ненасильственного взаимодействия с окружающими в любом виде деятельности ребенка.

Педагогика ненасилия ориентирует на построение бесконфликтных взаимоотношений между людьми и дает образцы конструктивного разрешения конфликтов, возникающих в окружающем социуме. Значимыми и необходимыми в воспитании считаются такие личностные качества у детей, интеграция которых создает предпосылки для возникновения и развития ненасилия как особой жизненной позиции человека. Среди них выделяются миролюбие и терпимость.

Милосердие, выражающееся в действиях человека, его реакциях и переживаниях и формирующееся в деятельности и общении можно назвать субъективным отношением. Я считаю милосердие социально - значимым качеством личности, которое формируется в педагогическом процессе.

В младшем школьном возрасте произвольность поведения распространяется на область чувств. Важнейшей характеристикой эмоционального аспекта является способность человека к эмпатии. Эмпатию как способность человека эмоционально отзываться на переживание других людей, следует рассматривать в качестве механизма воспитания и развития качества милосердия.

Эмпатийные переживания являются тем фундаментом, на котором строятся положительные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, формируются социально ценные качества личности. Работы ученых убеждают в том, что нравственные чувства младшего школьника мотивируют его гуманное отношение к окружающим, стимулируют проявление сочувствия и сопереживания, способствуют формированию бескорыстных форм взаимодействия, оказанию помощи нуждающимся, т.е. являются источником и движущей силой воспитания и развития милосердия.

Выше сказанное позволяет говорить о том, что особенностью младшего школьного возраста является предрасположенность к гуманности, милосердию, преобладание позитивных эмоций, личной активности, проявление естественного живого интереса к окружающим. Следовательно, этот возраст является наиболее благоприятным для формирования нравственных качеств.

Уже к концу дошкольного периода ребёнок начинает ставить себя на место другого человека, смотреть на происходящее с позиции других людей, старается понять мотивы их действий. Изменения, происходящие в мотивационной, поведенческой, волевой сферах, делают возможным уже с ранних детских лет формировать милосердие у младших школьников.

В начале работы по формированию милосердия у младших школьников необходимо выяснить, как они понимают это качество. Можно предложить детям в устной или письменной форме (в зависимости от возраста) ответить на вопрос «Что такое милосердие?». По ответам можно сделать выводы и скоординировать дальнейший план работы, выбрать необходимые методы и приемы.

Работа над формированием милосердия не должна сводиться просто к беседе, она должна охватывать весь учебный процесс. Этот вопрос можно подымать на уроках русского языка, чтения, во внеклассной работе и т.д.

Многие педагоги современности в своих работах уделяют большое внимание формированию милосердия (Макаренко А.С., Амонашвили Ш.А., Лихачев Д.С.), в литературе рассматривается многообразие методов и средств, направленных на реализацию данной задачи. Выделим основные из них, наиболее приемлемые, на наш взгляд, в работе педагога.

Самыми простыми из словесных методов является разъяснение и рассказ.

Разъяснение - пояснение, анализ, истолкование, доказательство различных положений излагаемого материала.

Рассказ - метод повествовательного сообщения, изложение изученного материала учителем и активная деятельность учащихся.

Следующим методом по сложности является диспут.

Диспут - метод формирования суждений, оценок, убеждений, основанных на давно открытых закономерностях, суть метода состоит в анализе понятия, в защите своих взглядов, в обнаружение слабых и сильных сторон в суждении оппонента. Целью диспута является создать ориентировочную основу для формирования милосердия .

Самым сложным словесным методом является беседа.

Беседа - основанный на фактах обмен мнениями с приходом к решению определенной проблемы.

Цели беседы:

Оценка событий и поступков явлений;

Формирование у учащихся отношения к окружающей действительности.

Следующая группа методов относятся к методам формирования умений навыков привычек, воли характера.

Самым простым методом из этой группы является пример.

Пример - действие, служащее образцом для подражания. Цель подражания: формирование социально нравственного поведения.

Упражнение более сложный метод, поэтому он используется после

Упражнение - многократное выполнение определенных действий. Цель упражнений: выработка и совершенствование умений и навыков. Учителю для формирования милосердного отношения ко всему живому необходимо создавать условия для многократного повторения действий.

Поручение сочетает в себе волевую и эмоциональную сферу деятельности. Поручение - возложение на учащегося заботы о ком-либо.

Группа следующих методов относится к методам развития переживаний, отношений .

Поощрение используется учителем в качестве «подбадривания» ученика. Заключается в стимулировании развития ребенка в выбранном направлении (гуманистическом) при выявлении положительного поведения. Это вселяет в школьника уверенность в своих силах, способностях, стимулирует воспитание и самовоспитание, развивает чувство собственного достоинства. Поэтому в поощрении особенно нуждаются дети, которые не очень уверены в себе. Поощрять необходимо не только за результаты, но и за старание.

Противоположный поощрению метод, наказание должен применяться учителем очень редко только в крайнем случае, против грубого нарушения норм (равнодушие или издевательство над человеком, попавшим в беду).

Физически наказания должны быть полностью исключены из практики воспитателя, целью которого является воспитание гуманизма в личности. Наказаниями могут являться только порицание со стороны коллектива и учителя, и они должны относиться к конкретному поступку личности, а не к ней самой.

Помимо методов воспитания милосердия используются различные средства. Ими являются: художественная литература, народное творчество, фильмы, картины, средства массовой информации, природа и другие. Рассмотрим подробно некоторые из них.

1. Средства массовой информации (СМИ). На сегодняшний день нельзя отрицать влияние СМИ на воспитание детей, социологическими опросами доказано, что современные дети слишком много времени проводят у телевизора, получая массу информации, которая оказывает стихийное влияние на личность ребенка. На диспутах и беседах также необходимо использовать информацию, предоставленную СМИ, она является актуальной для общества в целом.

2. Природа. Как средство она употребляется в воспитании милосердия во время походов. Природа помогает учителю создавать психологически благоприятный климат в классном коллективе. Так же через бережное отношение к природе, которое воспитывается на уроках экологии, можно развивать чувство заботы обо все живом, и уважение ко всем живым существам. Эти чувства можно будет развивать воспитателю в дальнейшем процессе воспитания милосердия.

3. Общественная жизнь. Каждый день ребенок испытывает на себе множество влияний общества, его требования к личности, конечно, они могут быть не только положительными, но и отрицательными, о чем будет сказано позже. Поэтому необходимо воспитывать стойкость к отрицательным влияния и восприимчивость к положительным, что достигается путем реализации принципа активности личности.

4. Деятельность. Является основным средством приобретения умений и навыков милосердного поведения. Для педагога очень важно организовать умения школьников, направить ее в нужное русло, например, организовать трудовой десант, целью которого будет являться помощь пожилому человеку. Если деятельность будет мотивироваться учителем, то задачи перейдут во внутренние мотивации, это является целью воспитания милосердия.

По мнению педагогов и психологов современности, воспитание нравственных чувств происходит путем интериоризации моральных норм и превращения их в убеждения личности. Поэтому кроме методов и средств формирования воспитанности, существуют несколько методик помогающих воспитателю в решении данной задачи, одной из них является методика актуализации задач нравственного воспитания Зеньковой М.А.. Так как милосердие является нравственным качеством, следовательно, его так же можно воспитывать через данную методику. Суть методики состоит в предании задаче значимости ведущей, первоочередной, неотлагаемой в своем решении. Задача объективно актуальная должна стать субъективно актуальной для школьника. Схематически процессуальная структура представлена в приложении № 1.

Первый этап актуализации задачи идет на уровне сознания классного руководителя. Здесь требуется умение педагога соотнести общие цели воспитания (в данном случае воспитания милосердия) с уровнем воспитанности школьников выявленном на диагностическом этапе. Ведущим на данном этапе является то, что если воспитатель обнаруживает недостаточное развитие определенного качества (милосердия), его задачей становится воспитание этого качества, через последующие 4 этапа методики:

1. Подведение учащихся к осознанию недостаточности личностного нравственного развития в конкретном направлении и необходимости его формировании. Данный этап реализуется:

а) через организацию соответствующих видов практической деятельности, в которой бы учащиеся ощущали недостаток отсутствующего качества. Например, предложить или помочь однокласснику, если они откажутся, сравнить их с другим классом, в котором взаимопомощь хорошо развита;

б) путем формирования убеждений общественной и личностной значимости данного морального развития (беседы, диспуты, примеры). Например: беседа на тему: «Милосердие в обществе»;

в) путем использования естественных и создание искусственных ситуаций, их анализов в целях осознания недостаточности необходимого нравственного развития (анализ поступка одного из учеников на классном часе).

2. Выдвижение требования и цели по формированию милосердия.

Организационно - методическая сторона данного этапа может быть разнообразной: прямая постановка требования цели или опосредованная (через коллектив). Личность, выдвигающая цель должна быть авторитетной. Должна присутствовать атмосфера заботы. Цель должна иметь значимость для школьников (мотивация учеников). По воспитанию милосердия проводиться дискуссия, к которой ставятся цели и перспективные линии развития качества с соблюдением остальных требований.

3. Формирование личностного отношения к цели и ее практике. На данном этапе учитель организует критически-оценочную деятельность по оценке цели, а так же объективных условий ее достижения. На данном этапе формируется мотив принятия цели нравственного роста и совершенствования. Просмотр фильма о милосердии и обсуждение его содержания с переносом на личностный опыт учащихся.

4. Формирование плана реализации практической цели нравственного роста и совершенствования. Педагог совместно с учащимся на данном этапе обсуждает деятельность, предстоящую учащимся, ее виды. Опосредованное поведение учащихся в процессе деятельности и общения, согласно принятой цели, постепенно формирует нравственную саморегуляцию переходящую в устойчивые качества личности.

Однако, применяя данные средства и методы формирования милосердия необходимо помнить, что выбор каждого из них зависит от уровня сформированности этого свойства личности и от возрастных особенностей учащихся, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.

Возрастные особенности старшего подростка

Прежде всего, необходимо отметить, что подростковый возраст считается трудным для воспитания, но в тоже время в этот период школьник решает для себя очень важные задачи: каким быть и как быть.

Важную роль в становлении личности подростка играет нравственное воспитание и развитие. Формируются нравственные убеждения, принципы и идеалы. Воспитание милосердия необходимо особенно интенсивно проводить именно в подростковом возрасте. Для этого воспитателю необходимо знать особенности психического развития в старшем подростковом возрасте. Их исследованием занимался Крутецкий В.А. и Краковский А.П.. Они называют следующие особенности.

Идеалом для подростка является не конкретный человек, а обобщенный образ, как совокупность идеальных качеств. По этой причине учителю необходимо дать подростку как можно больше информации и примеров милосердных людей, чтобы он мог на этой основе составить подробное представление об идеале гуманного человека.

Четкость и сочувствие часто воспринимается подростками как качество слабых личностей, а они хотят быть мужественными и сильными. Для решения этой проблемы автор Марьенко И.С. предлагает проводить с воспитанниками этические беседы, на которых разъяснять то, что проявление милосердия и потребность в нем это не слабость, а сила.

Подростку необходима аргументация точек зрения, прямое, грубое воздействие оказывает отрицательное воздействие на их самооценку и вызывает еще более грубое противодействие. Вот почему так необходимо выполнять правила общения, иначе воспитатель не сможет общаться с коллективом, а, следовательно, и воспитывать его.

У подростка возникает чувство взрослости, которое выражает в отношении подростка к себе, как к взрослому. Педагогу необходимо строить общение и взаимоотношения с подростками на основе восприятия их как равных и в то же время соблюдать дистанцию, основываясь на наличии педагогического опыта.

Подросток стремится к самовыражению и самовоспитанию. Педагогу необходимо рекомендовать подросткам книги по самовоспитанию и направлять их на нужный путь развития.

У подростка имеется стремление к активному участию в жизни коллектива, стремление к лидерству. Воспитатель должен помнить об этих стремлениях и обеспечивать подросткам возможность самостоятельно готовить классные часы под его контролем.

Таким образом, осознавая особенности старшего подросткового возраста, его проблемы, воспитатель должен помочь ученику в их разрешении, учитывая особенности возраста, не нарушая внутреннего мира личности. Учителю необходимо уметь использовать данные особенности на благо воспитательного процесса и самого подростка.

1.2. Методы и средства формирования милосердия

Многие педагоги современности в своих работах уделяют большое внимание формированию милосердия (Макаренко А.С., Амонашвили Ш.А., Лихачев Д.С.), в литературе рассматривается многообразие методов и средств, направленных на реализацию данной задачи. Выделим основные из них, наиболее приемлемые, на наш взгляд, в работе педагога.

Самыми простыми из словесных методов является разъяснение и рассказ.

Разъяснение - пояснение, анализ, истолкование, доказательство различных положений излагаемого материала.

Рассказ - метод повествовательного сообщения, изложение изученного материала учителем и активная деятельность учащихся.

Следующим методом по сложности является диспут.

Диспут - метод формирования суждений, оценок, убеждений, основанных на давно открытых закономерностях, суть метода состоит в анализе понятия, в защите своих взглядов, в обнаружение слабых и сильных сторон в суждении оппонента. Целью диспута является создать ориентировочную основу для формирования милосердия .

Самым сложным словесным методом является беседа.

Беседа - основанный на фактах обмен мнениями с приходом к решению определенной проблемы.

Цели беседы:

Оценка событий и поступков явлений;

Формирование у учащихся отношения к окружающей действительности.

Следующая группа методов относятся к методам формирования умений навыков привычек, воли характера.

Самым простым методом из этой группы является пример.

Пример - действие, служащее образцом для подражания. Цель подражания: формирование социально нравственного поведения.

Упражнение более сложный метод, поэтому он используется после

Упражнение - многократное выполнение определенных действий. Цель упражнений: выработка и совершенствование умений и навыков. Учителю для формирования милосердного отношения ко всему живому необходимо создавать условия для многократного повторения действий.

Поручение сочетает в себе волевую и эмоциональную сферу деятельности. Поручение - возложение на учащегося заботы о ком-либо.

Группа следующих методов относится к методам развития переживаний, отношений .

Поощрение используется учителем в качестве «подбадривания» ученика. Заключается в стимулировании развития ребенка в выбранном направлении (гуманистическом) при выявлении положительного поведения. Это вселяет в школьника уверенность в своих силах, способностях, стимулирует воспитание и самовоспитание, развивает чувство собственного достоинства. Поэтому в поощрении особенно нуждаются дети, которые не очень уверены в себе. Поощрять необходимо не только за результаты, но и за старание.

Противоположный поощрению метод, наказание должен применяться учителем очень редко только в крайнем случае, против грубого нарушения норм (равнодушие или издевательство над человеком, попавшим в беду).

Физически наказания должны быть полностью исключены из практики воспитателя, целью которого является воспитание гуманизма в личности. Наказаниями могут являться только порицание со стороны коллектива и учителя, и они должны относиться к конкретному поступку личности, а не к ней самой.

Помимо методов воспитания милосердия используются различные средства. Ими являются: художественная литература, народное творчество, фильмы, картины, средства массовой информации, природа и другие. Рассмотрим подробно некоторые из них.

1. Средства массовой информации (СМИ). На сегодняшний день нельзя отрицать влияние СМИ на воспитание детей, социологическими опросами доказано, что современные дети слишком много времени проводят у телевизора, получая массу информации, которая оказывает стихийное влияние на личность ребенка. На диспутах и беседах также необходимо использовать информацию, предоставленную СМИ, она является актуальной для общества в целом.

2. Природа. Как средство она употребляется в воспитании милосердия во время походов. Природа помогает учителю создавать психологически благоприятный климат в классном коллективе. Так же через бережное отношение к природе, которое воспитывается на уроках экологии, можно развивать чувство заботы обо все живом, и уважение ко всем живым существам. Эти чувства можно будет развивать воспитателю в дальнейшем процессе воспитания милосердия.

3. Общественная жизнь. Каждый день ребенок испытывает на себе множество влияний общества, его требования к личности, конечно, они могут быть не только положительными, но и отрицательными, о чем будет сказано позже. Поэтому необходимо воспитывать стойкость к отрицательным влияния и восприимчивость к положительным, что достигается путем реализации принципа активности личности.

4. Деятельность. Является основным средством приобретения умений и навыков милосердного поведения. Для педагога очень важно организовать умения школьников, направить ее в нужное русло, например, организовать трудовой десант, целью которого будет являться помощь пожилому человеку. Если деятельность будет мотивироваться учителем, то задачи перейдут во внутренние мотивации, это является целью воспитания милосердия.

По мнению педагогов и психологов современности, воспитание нравственных чувств происходит путем интериоризации моральных норм и превращения их в убеждения личности. Поэтому кроме методов и средств формирования воспитанности, существуют несколько методик помогающих воспитателю в решении данной задачи, одной из них является методика актуализации задач нравственного воспитания Зеньковой М.А.. Так как милосердие является нравственным качеством, следовательно, его так же можно воспитывать через данную методику. Суть методики состоит в предании задаче значимости ведущей, первоочередной, неотлагаемой в своем решении. Задача объективно актуальная должна стать субъективно актуальной для школьника. Схематически процессуальная структура представлена в приложении № 1.

Первый этап актуализации задачи идет на уровне сознания классного руководителя. Здесь требуется умение педагога соотнести общие цели воспитания (в данном случае воспитания милосердия) с уровнем воспитанности школьников выявленном на диагностическом этапе. Ведущим на данном этапе является то, что если воспитатель обнаруживает недостаточное развитие определенного качества (милосердия), его задачей становится воспитание этого качества, через последующие 4 этапа методики:

1.Подведение учащихся к осознанию недостаточности личностного нравственного развития в конкретном направлении и необходимости его формировании. Данный этап реализуется:

а) через организацию соответствующих видов практической деятельности, в которой бы учащиеся ощущали недостаток отсутствующего качества. Например, предложить или помочь однокласснику, если они откажутся, сравнить их с другим классом, в котором взаимопомощь хорошо развита;

б) путем формирования убеждений общественной и личностной значимости данного морального развития (беседы, диспуты, примеры). Например: беседа на тему: «Милосердие в обществе»;

в) путем использования естественных и создание искусственных ситуаций, их анализов в целях осознания недостаточности необходимого нравственного развития (анализ поступка одного из учеников на классном часе).

2.Выдвижение требования и цели по формированию милосердия.

Организационно - методическая сторона данного этапа может быть разнообразной: прямая постановка требования цели или опосредованная (через коллектив). Личность, выдвигающая цель должна быть авторитетной. Должна присутствовать атмосфера заботы. Цель должна иметь значимость для школьников (мотивация учеников). По воспитанию милосердия проводиться дискуссия, к которой ставятся цели и перспективные линии развития качества с соблюдением остальных требований.

3.Формирование личностного отношения к цели и ее практике. На данном этапе учитель организует критически-оценочную деятельность по оценке цели, а так же объективных условий ее достижения. На данном этапе формируется мотив принятия цели нравственного роста и совершенствования. Просмотр фильма о милосердии и обсуждение его содержания с переносом на личностный опыт учащихся.

4.Формирование плана реализации практической цели нравственного роста и совершенствования. Педагог совместно с учащимся на данном этапе обсуждает деятельность, предстоящую учащимся, ее виды. Опосредованное поведение учащихся в процессе деятельности и общения, согласно принятой цели, постепенно формирует нравственную саморегуляцию переходящую в устойчивые качества личности.

Однако, применяя данные средства и методы формирования милосердия необходимо помнить, что выбор каждого из них зависит от уровня сформированности этого свойства личности и от возрастных особенностей учащихся, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.

Чуткость, милосердие, сострадание – это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств.

По толковому словарю русского языка С.И.Ожегова милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия, а быть чутким – это значит быть отзывчивым и сочувственным.

Всё начинается с воспитания в детстве, и важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребёнка появляется собственное мировоззрение. Как же он смотрит на этот мир? С улыбкой и любовью или же, как завоеватель и потребитель, которого ничто не интересует кроме собственного «я» и своей выгоды? Ребенок, будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним отнюдь не лёгкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, родным, друзьям? Отзовется ли по-доброму его душа на нужды и беды общества?

В Священных Писаниях мировых религий встречаются упоминания о том, что Божественная сила неустанно борется за человеческую душу с силами зла, которые олицетворяет Сатана. Этот древний символ можно рассматривать как отражение психологической основы человеческого бытия – борьбы за победу духовного начала над материальным. Каждый день в прессе встречаются сообщения, свидетельствующие о том, сколь часто в детях берёт верх низшая сторона их натуры – это проявляется, прежде всего, в актах насилия и жестокости.

Каким же способом помочь ребёнку видеть всё лучшее, как воспитать в нём такие качества, как чуткость, милосердие, сострадание?

Особо важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах её психологического созревания играют семья, школа и средства массовой информации.

Родители ребёнка – первые и главные его учителя. Но и роль школы так же велика. Воспитание чуткости, отзывчивости к горю и страданиям других людей – важная задача школы.

В настоящее время телевидение и школа выступают соперниками в борьбе за время и душу ребёнка. Очень часто то, что показывается по телевизору, не соответствует моральным устоям, которым учит школа, учитель.

Исходя из вышесказанного, на плечи учителя начальной школы ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребёнка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком.

Мне, как учителю, постоянно приходится думать: как добиться, чтобы дети глубоко знали родной язык, чтобы родное слово вошло в их духовную жизнь, стало и острым, метким резцом, и красочной палитрой, и тонким средством познания истины. Язык - это материальное выражение мысли, и ребенок лишь тогда будет знать его, когда вместе со смыслом воспринимает яркую эмоциональную окраску, живое трепетание музыки родного слова. Без переживания красоты слова уму ребенка непостижимы сокровенные грани его смысла. А переживание красоты немыслимо без фантазии, без личного участия детей в творчестве, имя которому - сказка.

Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства - это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть. Прежде, чем что-то полюбить, пожалеть, увидеть красоту, надо уметь почувствовать, посочувствовать. Сопереживанию, состраданию должна учить детская книга. «Сердечная литература» требует и сердечного читателя. Этот тип читателя хорошо обрисовал Лев Толстой в предисловии к своей повести «Детство». Первым качеством этого желанного типа он назвал чувствительность, то есть способность пожалеть от души и даже пролить несколько слёз о вымышленном лице, которого полюбил читатель, и от сердца порадоваться за него. Второе качество – способность понимать другого человека без слов, когда не нужно толковать свои чувства, Названные писателем качества – предпосылка полноценного восприятия любого художественного произведения и, следовательно, эмоционального влияния книги на читателя. Без сопереживания чтение художественной литературы утрачивает свой смысл. Сопереживание – единственный способ обогатить свой жизненный путь болью, радостью и страданиями других».

Чернявская И.С. приходит к выводу, что ребёнку, особенно маленькому, необходимо читать вслух, вследствие чего ребёнок будет эмоционально реагировать на прочитанное.

Советские и зарубежные психологи, проведя многолетние наблюдения, пришли к выводу, что чтение вслух – это основа эмоционально-эстетического восприятия ребёнком художественного произведения. Это явление объясняется тем, что у детей младшего школьного возраста чувство преобладает над разумом, что размышление, оценка наступает тогда, когда ребёнок эмоционально переживёт прочитанное.

На уроках чтения мы читаем и обсуждаем прочитанное.Дети отвечают на вопросы, определяют какой герой, хороши ли его поступки. И на этом нельзя останавливаться, здесь я обязательно переношу ситуацию на детей или детей переношу в сказку. Чтобы ребёнок сделал выбор, а как бы поступил он сам. Так мы читали рассказ В. Осеевой «Печенье», в итоге все ребята поняли, почему мама и бабушка грустно мешали свой чай. И тут я их возвращаю в семью. Вспомните, как недавно мама принесла вам что-то вкусненькое. Лес рук. А теперь подумайте, кто из вас угостил маму. Это вызывает уже напряжение. Рассказы В.Осеевой я читала и на родительском собрании. Вместе мы учились и обсуждали, как надо учить ребенка доброте, милосердию.

Создание сказок - один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство умственного развития. Сказка, игра, фантазия - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств - живой реальностью мышления.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит с помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.

Мы с ребятами в классе много сочиняем сказок сами. На тему «Добро и зло» мы напечатали даже наш маленький сборник. Конечно, в этом нам помогли родители.

В нашей школе каждую неделю проходит час общения. На них я провожу этические беседы и обсуждения жизненных ситуаций.

Быть чутким – значит уважать чувства других людей, всегда думать о том, как твои поступки скажутся на окружающих, это значит не быть равнодушным к тому, что люди испытывают. Чуткий человек думает о других, с вниманием относится к их желаниям и старается поступать так, чтобы доставить другим радость.

Быть чутким – значит не придавать собственным желаниям большего значения, чем желания других. Если у тебя с другом разные вкусы, не стоит убеждать его в том, что ты прав, а он заблуждается. Ведь следует уважать чужие устремления и мысли. Быть чутким – значит поступать так, чтобы хорошо было и тебе, и другим.

Эгоистичный, нечуткий человек способен причинить боль другому. Если кто-то равнодушен к людям, то и они станут отвечать тем же этому человеку.

В этом году у нас случилась такая ситуация, которую нельзя запланировать. У Ксении С. сгорел весь дом, все вещи. Это страшная беда. Девочка была у нас новенькая в классе, жила в общежитии, мама была со сломанной ногой и вот ещё такое горе. Я очень боялась, что дети могут где-то обсмеять Ксению за её одежду, ведь сейчас, в 4классе у них очень важно как ты выглядишь и что у тебя есть. Я всё объяснила детям, спросила, а что мы можем сделать. Ребята сказали,что принесут и поделятся учебными принадлежностями, вещами. А ещё самое главное –это поддержка в классе. Мы собрали вещи, родители, кто хотел, сдали деньги. Ксения почувствовала себя в классе совсем не чужой, чего не было раньше. Мама очень благодарила, говорила, что Ксюша в школу стала ходить с большим желанием, чем раньше. Я, как учитель, рада, что дети себя так проявили, что их сердца отзывчивы к чужой боли. Они проявили милосердие и чуткость.

Проявляя чуткость, мы даём человеку понять, что он нам небезразличен: прежде чем что-то предпринять, мы подумаем о том, как это на нём отразиться, а после не забудем поинтересоваться, всё ли у него в порядке. Наша чуткость рождает чуткость в других. Чуткость заразительна.

Можно развить в себе чуткость, если чаще думать о том, как доставить радость другим.

Я очень стараюсь научить детей получать удовольствие от того, что они делают подарки другим. На уроках труда мы делаем поделки и стараемся не для себя, а для кого-то другого. Ко Дню Победы, традиционно, мы делаем открытки-поздравления на подъезды домов нашего микроучастка.

«Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности чуткости, отзывчивости – это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека, тогда когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей». В.Сухомлинский

Чтобы доброе чувство утвердилось в сердце, необходимо, чтобы ребёнок что-то делал для облегчения горя товарища, больше отдавал душевной заботы. Поэтому очень важно, чтобы у ребёнка был друг, о котором можно было бы позаботиться. Я стараюсь, что бы ребята в классе чувствовали себя одной большой семьёй, помогали друг другу, общались открыто и просто. У нас в классе есть помощники по предметам, которые спрашивают правила, помогают другим.

Воспитывая хорошую привычку – мы создаем хороший характер. Привычку можно закрепить только тренировкой. Так, например, очень простая привычка здороваться. Я стала обращать внимание на это. Не все дети имеют эту привычку. Теперь добилась, что почти не забывают.

«Жизнь убеждает: если ребёнок только «потребляет» радости, не добывая их трудом, напряжением духовных сил, его сердце может стать холодным, чёрствым, равнодушным» В.Сухомлинский

Ребёнок должен творить добро, только тогда он сможет почувствовать, что рядом есть другие люди, которым нужна помощь, забота, ласка, сердечность. Ещё один важный момент необходимо отметить: ребёнок должен творить добро из бескорыстных побуждений, а не из желания отличиться перед другими.

«Сопереживанию надо учить так же вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые самостоятельные шаги. Сопереживание – это одна из самых тонких сфер познания, познания мыслями и сердцем»

Чтобы научить детей чувствовать, педагогу нужно передавать им свою эмоционально-нравственную культуру, которая невозможна без глубокого понимания душевного состояния человека. Ребёнок сможет понять, что на душе у человека в том случае, если поставит себя, на место переживающего печаль или тревогу.

Я провела опрос по методике «Оценка». Цель исследования – установить моральные представления о милосердии и чуткости.

Ученикам давалось задание привести примеры, назвать:

  1. Добро, сделанное тебе другими.
  2. Зло, сделанное тебе другими.
  1. Добро, сделанное тебе другими
  1. Доброе дело, свидетелем которого ты был.
  1. Доброе дело, которое ты сделал.
  1. Зло, сделанное тебе другими.
  1. Самое большое на свете зло и добро.

Зло:

  • Плохие дела
  • Преступление
  • Предать Родину
  • Убийство
  • Кощей Бессмертный
  • Подлость
  • Злость
  • Атомная бомба
  • Предательство
  • Потеря родственников
  • Наркотики, спиртное

Добро:

  • Любовь близких
  • Любовь, счастье
  • Хорошие дела
  • Забота о ребёнке
  • Дед Мороз
  • Помощь
  • Спасти человека
  • Учиться на 5
  • Хорошие чувства
  • Доброта
  • Настоящий друг

Итак, выводы исследования с помощью методики «Оценка» таковы:

Дети различают понятия добра и зла;

Ценят помощь других;

Добром для себя считают покупку или подарок;

Нужно продолжать работу по воспитанию чуткости и милосердия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гимназия №12»

Воспитание милосердия и чуткости

в начальных классах

Учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №12»

Мерзлякова Светлана Ивановна

Омск