Национальная обувь узбеков. Традиционная узбекская одежда

Своеобразие одежды местных народов издавна определялось климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями. Еще в 19 в. одежда (халаты, платья, рубахи) продолжали сохранять черты архаичности: широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая формы человеческого тела. Одежда отличалась единообразием: зимняя и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме и крою. Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата - чапана , подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки , а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат - чапан обычно подвязывался платком или платками. Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок и т. д. Женский национальный костюм состоит из халата , функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар - широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д.
В последнее время одежда узбеков претерпела сильные изменения под влиянием европейской культуры, поэтому повсеместно можно встретить людей, одетых по последнему слову моды. Однако знаменитые узбекские вышивки и вышитая одежда, работы по металлу и драгоценным камням, традиционные головные уборы и ковры все еще пользуются заметно большей популярностью, чем европейские нововведения.

Головной убор (тюбетейка)
Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка - твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа. Тюбетейка (от тюркского "тюбе"-верх, вершина) является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков. Женщины пожилого возраста этот головной убор не носят. Детские тюбетейки (кулохча, калпакча, дуппи, кулупуш) отличаются разнообразием и красочностью тканей, пышностью кисточек и шариков, вышивок, блесток и обилием амулетов. Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек - четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основном женщины. К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим тюбетейки , относятся цветочный мотив, миндалевидный мотив "бодом" - символ жизни и плодородия. Распространенным в орнаменте тюбетеек является узор "илон изи" (след змеи), выполняющий роль оберега. Не менее популярными были геометрические узоры. Тюбетейки , созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением.

Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки . Дуппи - самый распространенный вид тюбетеек г. Чуста - характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырех стручков перца - "калампир"; околыш вышит расположенными в ряд арочками. Существует три вида дуппи - округлая, четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый узор) отличаются "крутостью" орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша. Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины - "Сандали", "Акка икки сум", "Чимбой", "Суркачекма" и др., отличаются простотой своих мотивов. Самаркандские тюбетейки выполнены в технике "пилтадузи". Существуют и другие разновидности тюбетеек - ургутская тюбетейка "калпок" , бухарская золотошвейная тюбетейка, шахрисабзская тюбетейка "гилам дуппи", китабская и шахрисабзская тюбетейки "санама" и "чизма", "тахъя", "тайха", "чумакли", "куш" - мужские и женские хорезмские тюбетейки. Самым распространенным орнаментом на тюбетейках были перцевидный узор (символ чистоты и отрешенности от всего земного), кресты, пучки перьев, мотив соловья, птицы (символ высшей мудрости), ветки розы (символ мира и красоты), надписи священным арабским шрифтом и др.

Во все времена и во всех странах люди издревле любили себя украшать, а чем можно лучше себя украсить, если не одеждой. Однако одежда кроме эстетических функций должна отвечать климатическим условиям и родоплеменным традициям. Основным фактором, повлиявшим на национальную одежду узбеков, конечно, был ислам. Поэтому предметы туалета были широкими, длинными, цельнокроенными, призванными свободно ниспадать и полностью прикрывать человеческое тело. Традиционная одежда узбеков продолжала сохранять черты архаичности вплоть до 20 века. Мужские, женские и даже детские вещи отличалась единообразием, и практически были одинаковыми по форме и крою.

Национальный мужской узбекский костюм состоял из верхнего и нижнего халата, подвязанного платком или платками, широкой рубахи - куйлак, штанов - иштон, сапог, выделанных из тонкой кожи и головного убора - тюбетейки.

Халаты - чапаны , шились из полосатой материи, имели вертикальные разрезы на боках, для удобства движения и сидения на полу. Пуговиц и карманов не предусматривалось, соединялись полы халата короткими завязочками в области груди или подвязывались платком в запах. Чапан ы были летними из тонкой ткани или зимними, теплыми, выстеганными ватой.

Повседневная мужская рубаха - куйлак (глухая) , распространенная по всей территории страны, или яхтак (распашная), имевшая место только в Ферганской долине и Ташкентской области. Обе эти рубахи шились из домотканых хлопчатобумажных тканей, единственным украшением на изделии была отстрочка ворота тесьмой - джияк.

Мужские штаны - иштон , тоже не грешили излишествами. Они были широкими, свободного кроя и только к низу штанины зауживались. Пуговиц, гульфика и карманов не предусматривалось, штаны удерживались на теле посредством подвязанного платка.

Бильбог - поясной платок , обычный атрибут мужской одежды и единственное яркое пятно в повседневном комплекте. Его складывали углом, заворачивали и повязывали вокруг талии. Платок выполнял функции пояса, карманов и даже пуговиц, соединяя полы халата.

Тюбетейка - дуппи - заключительный атрибут мужского ансамбля . Эта шапочка, скорее дань традициям ислама, чем защита от непогоды. Практически по всему Узбекистан у популярны чустские тюбетейки , пришедшие из Ферганской долины . Они очень просты и изысканны. На темном фоне четырехгранной шапочки вышит белый узор (бодом, калампир) напоминающий стручок перца или миндаль, а по нижней кромке пущен орнамент из 16-ти разновеликих арочек. Считалось, что ношение дуппи предохраняет от злых сил, сглаза и еще многих напастей. Кстати, в некоторых областях Узбекистан а (Х орезм) , в качестве головного убора вместо тюбетеек , предпочитают шапки-папахи , сделанные из овчины.

Национальная одежда представительниц прекрасной половины человечества состояла из платья - куйлак и шаровар - лозим . Платья шились прямыми, примерно по щиколотку длиной, иногда расширяющимися к низу. Рукава одежды по правилам тоже были длинными, скрывающими кисти рук. И только к концу XIX века фасон кроя был несколько модернизирован, появилась отрезная кокетка на груди, стоячий воротничек и манжеты. Было разрешено более смелое использование цвета в пошиве женской одежды, которая тут же засияла яркими шелками и знаменитыми хан-атласами.

Традиционным дополнением костюма были широкие легкие женские штаны - шаровары , которые одевались под платье, их низ, выглядывающий из-под подола, нередко оторачивался цветной тесьмой - джияком.

Верхней одеждой для женщин, так же как и для мужчин служил халат - мурсак . Халат делали длинным и свободным, как тунику. На лето он был легким, а для зимы стеганным на вате. К XIX веку в гардеробе у женщин наметилось пополнение - камзол , который называли камзур , в это же время входит в обиход и женская жилетка - нимча .

После «раскрепощения женщин Востока » в двадцатые годы прошлого века и отмены паранджи, узбечки в качестве головного убора стали использовать платок . Иногда их надевали по два на голову. Один сворачивался и завязывался как повязка на лоб, а второй накидывался сверху. К двадцатому веку в широкий обиход женщин также вошла тюбитейка-дуппи , правда для женского гардероба она делалась меньшего размера и цветной, да и орнаменты были более разнообразными.

Праздничные одежды женщин и мужчин также не отличались многообразием кроя. Но в отличие от повседневной, торжественная одежда шилась из дорогих материалов - бархата, парчи, делалась богатая вышивка.

По традиции женский наряд дополнялся украшениями , которые не возбранялись исламом и использовались в полной мере. Золотые и серебряные серьги, подвески, браслеты и кольца, выполненные а виде туморов - оберегов или несшие традиционный восточный узор , все было сделано для того, чтобы подчеркнуть семейное положение и статус женщины.

Исмат Юсупов, известный знаток узбекских национальных стилей одежды и увлеченный коллекционер. Много лет он собирает по Узбекистану, пылящиеся в старых сундуках с приданым старинные одежды, изучает и реставрирует их. Исмат Юсупов организовал местных ташкентских мастериц в общее дело по шитью и вышивке эксклюзивного национального костюма. И сегодня, благодаря им, каждая ташкентская красавица может позволить себе одеться в хорезмском, бухарском, ферганском, сурхандарьинском или любом другом региональном стиле.


В этом году, в ташкентском музее декоративно-прикладного искусства с успехом прошла персональная выставка предметов из коллекции Исмата. Одежда, сюзане, ковры, старинные образцы тканей - все это переливалось в выставочном зале музея, словно сокровища в древнем ларце.

Мужской бухарский халат из бекасаба

Женский халат. золотое шитье по бархату. Бухара

Паранджа бухарской женщины. бархат, шелковые нити.

Бухарский чапан из бекасаба

Женский халат. Бухара. Бекасаб

Женский хорезмский халат из адраса

Паранджа сурхандарьинской женщины. Бекасаб

Женский халат из бекасаба. Хорезм.

Детали одежды каракалпакской женщины

Верхняя часть женского костюма - кемишек. Шелк, вышивка. Каракалпакия.

Мужской шелковый халат. Нурата

Расшитый мужской халат "Гиссарский"

Непременно, рядом с работами старых мастеров, Исмат Юсупов демонстрирует модели одежды, выполненные руками современных мастериц

В каждой вещи использованы рисунки, ткани, детали и техники традиционного узбекского костюма

Работы изумительного качества и очень трудоемкие

Как и положено, к одежде прилагается стильная обувь: золотошвейные бархатные туфли, расшитые, словно сюзане стильные полусапожки.

Современных работ великое множество:

Деловой жакет с воротником-стойкой, расшитый шелковыми нитями по бархату и легкая летящая шелковая юбка с абровым рисунком.

Платье в форме традиционной длинной туники из стилизованного абра:

Классический узбекский женский приталенный халат актуален и сегодня. И 500 лет не прошло, а все смотрится современно.

Все современные модели можно рассмотреть, примерить и купить.
Исмат демонстрирует великолепный мужской двусторонний халат. Каждый элемент узора на нем имеет свое значение.


Часть коллекции Исмата Юсупова можно увидеть в ташкентском Музее декоративно-прикладного искусства, а выбрать и купить современные работы, там же, во дворике музея в специализированных магазинах. Цены очень лояльны и приемлимы. Так что будете в Ташкенте, непременно загляните в старую махаллю, недалеко от станции метро Космонавтов. Глядишь, выйдете оттуда краше бухарского хана.

Узбекская национальная одежда Самобытные и неповторимые черты имеет узбекская национальная одежда, свидетельствующая о богатых культурных традициях узбекского народа, его образе жизни, обрядах и традициях. Конечно, в городах уже большая часть населения, следуя тенденциям времени, носит европейскую одежду, но в селах еще сохранились основные тенденции традиционной узбекской одежды. Во все века люди любили одеваться красиво, ведь именно одежда, как нельзя лучше подчеркивает индивидуальность человека. Повседневной мужской одеждой в Узбекистане была традиционная рубаха - куйлак, а у жителей Ферганской и Ташкентской областей распространена была распашная рубаха - яхтак. Обе эти рубахи шили из хлопчатобумажной ткани. Иногда края ворота рубахи обшивали тесьмой - джияк. Другой принадлежностью мужского костюма были штаны - иштон. Они были самого простого незамысловатого покроя, широкие сверху и сужавшиеся книзу, без пуговиц, прорезей и даже без карманов. Дополнял мужской костюм халат - чапан. Халаты шили из полосатой материи с вертикальными разрезами на полах, их обшивали плетенной тесьмой. Пуговиц на халате не было, полы халата соединялись двумя завязками, прикрепленными в области груди. В зависимости от времени года халаты были легкие без подкладки, более утепленные с тонкой подкладкой и зимние, утепленные ватой. Одежду людей знатного рода украшало золотое шитье. Халаты, тюбетейки и даже обувь вышивали золотой нитью. В наши дни деталями мужского свадебного костюма также являются расшитый золотом халат - запарчон и чалма, изготовленная из серебряной или золотой парчи. Квадратный платок из хлопчатобумажной или шелковой ткани, сложенный углом, носивший название бельбог также являлся обычным атрибутом национальной мужской одежды. Бельбог повязывали вокруг талии, обычно он был яркого тона и выделялся на привычно темной мужской одежде. По законам ислама правоверным запрещалось выходить из дома с непокрытой головой. Так появился еще один элемент мужского костюма - головной убор кулох или тюбетейка - дуппи. Самой распространенной мужской тюбетейкой считается чустская тюбетейка Ферганской долины. Она имеет строгий, но в то же время очень интересный декоративный вид - на черном фоне белыми нитями вышит орнамент в виде стручков перца "калампир", а по кромке расположены в ряд шестнадцать узорных арочек. Популярными в Ташкенте были и остаются по сей день тюбетейки из бархатной или хлопчатобумажной ткани черного, синего или темно-зеленого цвета. А вот в Хорезме в качестве головного убора предпочитают сделанные из овчины шапки-папахи. Традиционная одежда представительниц прекрасного пола, живущих в Узбекистане - это платья куйлак и шаровары лозим. Платья были длинные, прямой, но иногда расширяющейся книзу формы. Рукава тоже длинные, закрывающие кисть. Уже позже, в конце девятнадцатого века, платья были несколько модернизированы - в их покрое появились отрезная кокетка, стоячий воротник и манжеты на рукавах. До наших дней дошли платья из яркого шелка и знаменитого хан-атласа. Неотъемлемой частью женской одежды были и дошли до современного сегодня шаровары. Это широкие сверху и зауженные книзу штаны, которые носят под платье. Иногда низ шаровар обшивается тесьмой - джияком. Верхней национальной одеждой, так же как и у мужчин был халат - мурсак. Халат этот делали длинным в форме туники, иногда стеганным на вате. Также в качестве верхней одежды у женщин употреблялся халат тун чапан, по своему покрою схожий с мужским. В девятнадцатом веке в женском гардеробе появился камзол или камзур. В это же время в моду вошли жилетки - нимча. После отмены в двадцатые годы прошлого столетия паранджи, узбекские женщины стали использовать в качестве головного убора платок. Иногда головной убор состоял не из одного, а из двух платков - один, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки, а второй набрасывали на голову. Платки иногда украшали вышивкой. Широкое распространение к началу двадцатого века получили тюбетейки-дуппи с вышивкой золотой нитью или шелком. Какая женщина не любит украшения? По традиции дополнением к национальному костюму узбекской женщины, независимо от возраста были золотые и серебряные украшения. Это и кольца с натуральными камнями, и браслеты, и серьги с подвесками в виде куполков. Украшениями для шеи служили ожерелья из монет или бусы из кораллов. Все украшения являли собой настоящие произведения искусства.