Надо ли поститься беременным перед причастием. Мера поста: как поститься больным и беременным

Ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, духовный попечитель и основатель Преображенского братства.

1. Пост – это не столько про еду, а про умение сосредоточиться

Обычно поститься начинают с семи-девяти лет. С этого возраста начинают и исповедоваться перед причастием. Это возраст, когда дети могут взывать к своему сознанию, отвечать за свои дела. И самое главное в посте для детей – не пищевые ограничения. Они, безусловно, должны быть, но простые. Например, не есть только мясного, а для желающих, кто поревностнее, может быть, ещё и молочного – ничего другого не надо им предлагать. Но главный смысл поста для детей такой же, как и для взрослых: это, прежде всего, умение сосредоточиться. Важно умение собраться, подумать о том, что есть в твоей жизни суета, а что главное, каково твоё место пред Богом и каково место Бога в твоей жизни. Это самое главное. Умение увидеть свои недостатки, грехи, особенно против ближних, против старших, родителей, учителей, одноклассников; умение попросить прощения, исправиться. Потому что, когда люди этого не делают, это никому никогда на пользу не идёт.

2. Ребенок может и сам захотеть усилить пост, но нужна мера

Это тоже задача – не переходить в крайности любого рода, как в сторону устрожения поста, так и в сторону его смягчения. Я считаю, что для детей до 11-12 лет вполне достаточно ограничения в мясе. В отдельных случаях – и в молочном, если они сами того хотят. Важно с ними советоваться. Но всё равно инициатива должна принадлежать старшим. На детей здесь нельзя опираться как на взрослых – у них ещё нет опыта, они ещё не могут понять, зачем пост, почему именно так, а не иначе. Им можно это потихонечку объяснять, в зависимости от возраста. Дошкольникам разрешается причащаться без исповеди. Так же им надо спокойно разрешать не поститься, во всяком случае, физически. Духовно, может быть, поститься нужно и им, потому что в наше время есть в этом нужда. Это делается для того, чтобы дети не врали, не обижались, не обижали других, чтобы слушались старших, чтобы умели ограничивать себя, чтобы не крали конфеты – да что угодно. Вот такие вещи бывают нужны и маленьким детям. И более того, необходимо ограничивать время их пребывания в интернете, за просмотром мультиков и так далее. Всякого рода дурные привычки нужно обязательно или пресекать, или ограничивать.

3. Ограничения касаются и мультфильмов

Да, надо ограничивать и мультфильмы, и кино, и аттракционы. Человек должен понимать, что он живёт не для собственного удовольствия. Он должен постепенно ставить перед собой вопросы и стараться ответить себе: зачем ты живёшь, чем ты готов жертвовать в жизни, а чем – не готов? Это очень важно для верующего ребенка. Никто не говорит, что день рождения в пост надо отменить. Просто справлять нужно поскромнее. Можно пригласить друзей, но просто не надо проявлять своё веселье слишком шумно и безоглядно. Ограничение в пище может быть, а может и не быть. Это всё надо решать ситуационно. В одних случаях так, в других – по-другому. Разнообразие решений, мне кажется, тоже должно всегда быть возможным.

4. Пост не нужно афишировать, но и стесняться его не надо

Есть родители, которые говорят детям: «Пост – это современно и круто, так и скажи одноклассникам». Мне кажется, это не очень хорошо. Если уж тебя кто-то спросил искренне, то надо ответить по существу. Не нужно кричать о соблюдении поста повсюду. Можно спокойно сказать: да, я пощусь, мне очень это на пользу, мне очень нравится, я хочу, чтобы у меня в жизни было меньше плохого. И всё, этого будет достаточно. Держи себя скромно и покажи всем лучше пост из добрых дел твоих, и всё всеми будет хорошо понято. Можно ответить и более сложно, если ребёнок постарше и если он сам этого захочет. Особенно если спрашивают друзья, близкие.

5. Нужно брать детей на службы, но не злоупотреблять этим

Великопостные службы бывают, к сожалению, длинными. И они выпадают на будние дни. Но можно взять ребенка хотя бы частично на чтение Покаянного канона Андрея Критского или на какую-то другую службу, например, на литургию Преждеосвящённых даров. А что касается субботы и воскресенья, то в пост важно просто почаще молиться и уметь сдерживать свои излишне бурные проявления радости или печали и тем более остерегаться всяческой обиды. Храм – это для детей благодатное место. Они себя чувствуют в храме, как рыбки в воде. Но надо следить, чтобы соблюдался какой-то простейший порядок, конечно. Не надо терять чувство вкуса, меры и такта как взрослым, так и детям. Тогда всё будет хорошо по отношению к храму и богослужению.

6. Лучше молиться меньше, но искренне

И это актуально не только для детей, но и для взрослых. Пусть дети лучше думают над тем, о чём они молятся, как они молятся, обращаются ли они к Богу или просто исполняют номер. Если исполняют номер – то это вообще не молитва. А если им действительно важно пребывание перед лицом Божьим, пребывание в любви, в благодати, в радости, то значит, они действительно хотят молиться, и этому можно только радоваться и способствовать.

7. Не надо навязывать и брать «на слабо»

«Слабо» – это то же самое, что и «круто». Такое можно сказать разве что в шутку. Я против таких аргументов. Потому что это делает пост обычным, почти житейским делом. Но всё-таки пост – святое явление в жизни. Не так много у нас в жизни святости и святынь, и совсем пренебрегать такими возможностями было бы не очень хорошо. Столкнуться с протестом со стороны детей и, особенно, подростков – это нормально. Подросток всегда немножко самоутверждается, противопоставляет себя всем остальным, в том числе родителям и старшим. Только не нужно доводить этот протест до какой-то опасной черты. Через это надо пройти, что-то объяснить, заинтересовать. Надо, чтобы они сами поняли и приняли хорошее решение. Но если подросток категорически против поста сам, то не надо ему ничего навязывать.

8. Ребенок может захотеть оставить пост

Тут надо понять почему, обязательно поговорить с ним. Я бы в таких случаях автоматически решения не принимал, и ребёнку бы не советовал. Мало ли кому чего сегодня хочется, а завтра не хочется – надо быть верным своему слову. Желание поститься – это маленький обет, обещание Богу, и надо его сохранять. Если пообещал – исполни это. Сегодня хочу, завтра не хочу – это как-то некрасиво. Однако нужно пойти навстречу ребёнку, если видно, что у него нет сил, не хватает веры, любви, силы воли, ещё каких-то качеств. То есть если ребёнок внутренне очень слаб, то иногда приходится идти на компромисс, ничего страшного.

9. Некоторым полезнее отказаться от жвачки, нежели от молока

Если у ребёнка есть нездоровая привычка и интерес к газировке, жвачке, сладостям, то иногда действительно лучше ограничить употребление не молочного, а именно этих продуктов. Человек должен уметь себя контролировать и ограничивать. Но важно, чтобы он понимал, зачем ему это надо. Плохо, когда дети исполняют такие требования, но не понимают для чего. Я встречался с такими случаями, особенно из традиционно верующих семей, и это было печально.

10. Беременным важнее не раздражаться, чем отказываться от мяса

Беременные женщины, так же как дети, больные и путешествующие, традиционно входят в «льготную» категорию в отношении порядка проведения поста. Однако если силы и желание поститься есть – пусть постятся без мяса, ничего плохого для течения беременности не будет. Но куда важнее для беременных другое: для них пост скорее должен заключаться в том, чтобы не разражаться, не обижаться, что тебе уделяют мало внимания, не злиться. Если тяжело физически, не ходите на службы с начала до конца, а приходите только на центральную часть. А если в храме кому-то душно – возьмите с собой маленький стульчик и посидите, никто вас не тронет. Возможностей приспособиться много. Но молитва для беременной женщины – это огромное благо, потому что все обиды, раздражения, недоумения, тревоги, страхи – всё это начинает проходить, и это очень и очень ей полезно.

Я держу пост с первого дня Рамадана, но сегодня сделала тест на беременность, и он показал положительный результат. Беременность две недели. Очень переживаю, что мне делать, ведь ночью я вставала и вознамерилась держать пост. Это долгожданная, желанная беременность. Как отразится мое голодание на формировании ребенка? Венера.

Вам не стоит соблюдать пост. Текстом достоверного хадиса беременные освобождены от соблюдения поста.

Я беременна, то есть на данный момент мне нельзя держать пост, но я обязана возместить его после. Я слышала, что если пропускается пост по уважительной причие, его можно возмещать в виде фидьи, но не знаю, правда ли это.

Очень переживаю, что пропускаю. Я бы и возместила пост постом, но проблема еще в том, что меня мучают мигрени. Я и месяц держу с трудом, но соблюдать в следующем году два месяца… боюсь не справиться. Если с моей стороны будет достаточно денежной выплаты, то было бы очень хорошо. Х.

В этот Рамадан из-за беременности я не могу поститься. Можно ли возместить пост в денежном эквиваленте? Тарана.

Такое возможно, но лучше поститься, нежели возмещать в денежном эквиваленте (фидья). Поститься следует по завершении беременности и периода кормления ребенка грудью. Пропущенные дни поста восполняются один к одному. Восполняя, можно разбить месяц на 2-3 дня в неделю, на ваше усмотрение. Главное, чтобы в общей сложности получился месяц. Если неважное самочувствие, можно попробовать поститься в короткие зимние дни.

Скажите, правда ли, что в месяц Рамадан беременность для женщин нежелательна? Иса, 28 лет.

Неправда.

Можно ли поститься во время беременности, если срок 2-3 недели? Макка.

Я не советовал бы, особенно в длинные летние дни. Это может отрицательно отразиться на здоровье будущего человека, а может явиться и угрозой для его жизни. Религия — это легкость , а потому следует быть и оставаться последовательной и благоразумной.

Недавно узнала, что кислород ребенку в утробе матери попадает через пищу, которую потребляет мама. Как быть? Мой срок — 15 недель. Айгуль.

Прочитала ваш ответ беременной Айгуль: «Категорически не поститесь». Хотелось бы узнать, в связи с чем такой ответ? Я тоже беременна, срок — 32 недели, но я держу уразу. Правда, это мой первый Рамадан, и он совпал с беременностью. Я не знаю, может, это вредно? Проконсультироваться мне не с кем, так как нет знакомых знающих и соблюдающих мусульман, а тем более врачей-мусульман. Ирина.

Это не только вредно, но и может оказаться опасным для плода. Тягу к экстриму лучше применить в чем-то ином.

Двоюродная сестра моего мужа вышла замуж два года назад, в 29 лет, мужу на тот момент было 26, оба религиозные люди, соблюдающие. Сестра долго не могла забеременеть. После 1,5 лет замужества наконец-то свершилось чудо. Сейчас она держит пост, будучи на пятом месяце беременности. Живет в Дагестане, где сейчас сильная жара. Сама худенькая, слабенькая, низкий гемоглобин, после разговения ест мало. На все доводы родственников мужа (мамы и сестры) возражает отказом, ссылаясь на то, что в прошлом году ее знакомая держала пост, будучи беременной, и нормально родила девочку. У нее УЗИ показало, что будет мальчик.

Правильно ли она поступает с точки зрения религии, держа пост и подвергая малыша риску, так безответственно распоряжаясь чужой жизнью? Я понимаю, что на все воля Божья, но, как говорят, на Бога надейся, а сам не плошай. Милана.

При ее физическом состоянии ей категорически нельзя поститься. Об освобождении беременных от соблюдения поста сказано в достоверном хадисе . Ее каноническое и житейское невежество может привести к трагическим последствиям либо очень серьезно сказаться на здоровье будущего ребенка. Она просто не имеет права поститься, пусть проявляет набожность в каких-то других вопросах, а не в случае, когда тем самым ввергает в очевидную опасность будущего человека .

«Религия — это легкость. И кто бы ни препирался с нею [проявляя излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость, например желая превзойти других проявлением «особой» набожности], проиграет». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 261, хадис № 4301, аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 366, хадис № 1323.

Беременные женщины не отличаются особой верой в чудесные деяния и заговоры при вынашивании малыша, но становятся заложниками предрассудков. Поэтому их походы в церковь и причащения становятся частыми. Нужно ли беременным поститься перед причастием, стоит разобраться.

Причины частых причастий

Беременность – период стрессов, переживаний и длительного ожидания. Будущие мамы переносят ее по-разному – одни закрываются от мира, проводя беременность дома, другие – наоборот, постоянно на виду. Их объединяет забота о малыше, и кто как посчитает нужным оградить ребенка от опасностей.

Беременные становятся сентиментальны и суеверны, поэтому пытаются всеми возможными способами очиститься от плохих взглядов, слов, действий. Считается, что избавить ребенка от неприятных состояний, поможет церковь. Поэтому будущие мамы стараются ходить туда регулярно или хотя бы несколько раз за беременность.

Основной причиной походов в церковь, является желание искупить грехи, исповедаться перед родами. Это делается, чтобы роды прошли легко, и ребеночку стало комфортней появляться на свет.

Многие мамы желают заручиться поддержкой Батюшки и обрести его благословение на роды, особенно, при наличии неприятностей со здоровьем ребенка. Это замечательно, они становятся немножко ближе к Богу, защищая малышей от невзгод. Настоящее работает с теми, кто свято верит.

Подготовка

Известно, что желания причаститься не достаточно, ведь не все в состоянии пройти таинство, без подготовки. По правилам, человеку перед причастием требуется поститься и исповедаться. Но существуют исключения - болеющие, дети и беременные.

Можно ли беременным кушать перед причастием? Однозначного ответа нет, не существует определенных правил и законов, это выбор женщины. Гинекологи считают, что будущие мамы не должны соблюдать пост, ведь они отвечают и за малышей. В церкви обычно говорят, что беременным нужно поститься перед причастием, но не сурово. Вполне достаточно не употреблять в пищу мясо, сладости и колбасу.

Как готовиться к причастию беременной женщине:

  1. соблюдать пост минимум неделю;
  2. не есть мясо, сладости, колбасы;
  3. сходить на исповедь;
  4. при нормальном самочувствии, не кушать до причастия с 12 ночи.

В случае, если беременной сложно придерживаться рекомендаций, ей разрешено причащаться без поста. Не значит, что кушать необходимо все подряд, но легкий завтрак вполне уместен перед причастием, при надобности (если женщину преследуют приступы токсикоза на голодный желудок).

Готовиться к исповеди причастию и беременным дозволено по-особому. Следует спланировать собственный рацион так, чтобы он был сбалансированным, питательным, но легким. Желательно обратится к Батюшке и попросить благословения на употребление молочных продуктов и рыбы, чтобы суметь заменить разрешенными блюдами, мясные белки и полезные вещества.

Беременным перед причастием можно кушать, но, как правило, они постятся и не едят до конца службы. Они берут бутерброд или фрукт, чтобы поесть по завершению процесса. Если женщина решила поголодать определенное время, вреда это не принесет ни крохе, ни ей.

В идеале необходимо посещать церковь регулярно, а не по надобности, как обычно, происходит. Лучше исповедоваться в субботу, а на причастие приходить на воскресную службу. Тогда придется меньше времени проводить в церкви. Это особенно важно, если у мамы токсикоз, так как церковные эфирные масла и плавящийся воск имеют специфические ароматы не очень приятные для них.

Часто говорят, что пост матери может благотворно воздействовать на духовную жизнь ребенка. Разве же ребенок станет лучше от несъеденного куска мяса?

Но ведь речь идет о том, что пост – это жертва Богу. Если мамочка постится, желая свой посильный пост совершить как жертву Богу, то Ему это угодно и малыш ощутит благодать Божию, как и при посещении храма, как при молитве родителей.

«Мать дала обет Богу: если я останусь живым, то она со мною отправится на благодарственное богомолье к св. Митрофану Воронежскому. И, слава Богу, выздоровел… …Кстати, она «понедельничала» за детей (соблюдала пост в понедельник), но от нас всегда это скрывала. Собственно, она воспитала и обучила всех шестерых детей (троих в высших учебных заведениях, а троих - в средних). Митрополит Вениамин Федченков. Промысел Божий в моей жизни

Правило св. Тимофея Александрийского гласит: «жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконеного поста, но подкреплять себя насколько можно и употреблением вина, и умеренной пищей, ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу».

В этом правиле все сказано в соответствии с высокой греческой ученостью: подкреплять себя в пище, ограниченно . Если пищу надо вкушать как лекарство – вкушай, или может быть постом и лечиться не нужно? Более того, это правило не отменяет пост, здесь указана и причина по который мы постимся: мы постимся, чтобы уметь ограничивать свои желания. Но болезнь сама по себе – это ограничение.

Конечно, при токсикозе – болезненном состоянии, при плохом самочувствии нужно есть то, что требует организм. Но «плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Каждый солдат должен понимать свой маневр».

Для чего ты постишься? Если ты мамочка, твоя задача – родить здорового ребеночка: нужно и питаться правильно, и твое состояние должно быть умиротворенным радостным и оно должно передаваться твоему ребенку. Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. А мы начинаем мельчить - а то можно, а это? Так вот либо ты ставишь перед собой задачу родить ребеночка и не одного, или ты превращаешь пост в фарисейское буквоедство. Если твое сердце мирное, радостное, то подвиг правильный, а если же ты относишься к Богу, как к счетоводу, который считает за тобой, что ты съел, то ты ошибаешься. Но при этом человеку очень просто расслабиться и дать себе ненужные послабления. Для этого нужен и самоконтроль, и церковная жизнь, и опора на советы духовника и людей в этой сфере уже имеющих опыт.

И если ты болен, в больнице, после операции, или у тебя сахарный диабет или какое другое серъезное, нужно пройти между Сциллой и Харибдой того, чтобы и силы не растерять и жертву Богу принести! И п ост – это не направление в больницу! Надо поститься настолько строго, насколько это реально по силам.

Часто верующие начинают поститься чрезмерно: ревность не по разуму связана с утратой традиций. Ведь вопросы поста, на самом деле, должен решать не столько священник, сколько традиции семьи. В большой патриархальной семье, где постились бабушки, дедушки, дяди, тети, ребенок с детства видел перед собой все виды поста, как постились взрослые, как постились беременные жены старших братьев, постились ли больные.

Ограничить себя, особенно беременным женщинам, надо разумно. Например, ограничить от негативных внешних впечатлений, главным источником которых является телевизор, от привычки осуждать, перемывать друг другу косточки. Апостол Павел говорит « Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите » (1 Сол. 5, 16-18). Если твое состояние такое, твой пост Богу угоден. Если ты неспособен такую радость хранить, то главную задачу поста ты не выполняешь. Но даже если ты как-то себя ограничиваешь, то Господь это вознаградит, Он и намерение целует.

Пост зависит от духовных и физических сил постящегося и беременной женщины. Для женщины воцерковленной, вынашивающей, может, и не первого ребенка, живущей в православной семье при нормальном течении беременности, наверное, можно поститься по уставу (но с рассудительностью, которая предполагается у нормально воцерковленного человека).

У людей малоцерковных, не имеющих достаточного опыта христианской жизни, наверное, должна быть другая мера поста . Для начала надо бы подумать об основах – о вере во Христа и о знании Евангелия. А то многие хотят поститься (или не поститься) во славу свою, а не во славу Божию, как говорит Апостол Павел – «ем, во славу Божию ем, не ем – во славу Божию не ем». Не потакать своим желаниям в целом, но и не зашивать себе рот – чувствовать себя и ребеночка.

Поститься не во славу свою, а во славу Божию

Не нужно просить благословение как санкцию на пост или на его разрешение. Перед постом просто попросите благословения у духовника или приходского священника. Просто благословение. Не нужно у духовника утверждать список чего есть, а чего не есть (и в каком количестве) – это просто недостойно нашей церковной жизни.

Вопросы о питании во время болезни и беременности уместней задавать врачу, у которого наблюдаешься. К духовнику все же стоит ходить на исповедь не с вопросами о еде, а с духовными проблемами и переживаниями.

Из задаваемых вопросов мы видим, что часто проблема поста – это, прежде всего, проблема питания, но (как известно) пост это не только воздержание в еде. Постится ум, постится сердце человека, постится язык.

Святоотеческое учение призывает в пост совершать дела милосердия и добра, поучаться от Священного Писания, каяться в грехах, молиться усерднее, чем обычно, посещать богослужения (по возможности), причащаться Св. Таин . И наоборот – удаляться от лишних развлечений, суетности ума, праздных разговоров и прочего зла. Все это важнее гастрономии и гораздо важнее в целом.

Всегда радуйтесь!

Как говорил преп.Серафим Саровский, ешьте, что хотите, только друг друга не ешьте. Вот это и есть наша главная проблема. А беременным следует питаться по науке и нет ничего зазорного в том, если беременную женщину тянет на какой-то продукт и она его ест. Не нужно только забывать о словах святого апостола Павла: «Всегда радуйтесь, за все благодарите Бога», не нужно пытаться превратить христианство в нечто скорбное.

Мера поста - индивидуальна

Пост при беременности – несомненно, индивидуален: хочешь - ешь мясо, не хочешь – не ешь. Если ты не будешь есть мясо полтора месяца – ни с тобой, ни с ребенком ничего не случится. Ты же не весь год будешь поститься. Если не можешь без шашлыков – ну и ешь их. И молочное если нужно – ешь. Только объедаться не надо.

На самом деле, расход белка больше не во время беременности, а во время кормления - вот тогда без молочного туго. Попостишься недельку и молока становится ощутимо меньше.

Еще один известный факт: во время блокады Ленинграда у совершенно истощенных женщин рождались полновесные дети. Это значит, что все, что им нужно, они сами берут из организма матери. Это у матери могут потом зубы ломаться и волосы выпадать…

Воздерживаться от того, к чему имеешь пристрастие

Для женщины - беременность и есть ее подвиг, та малая жертва Богу, которую она может принести. Поститься нужно по своим силам , потому как, к сожалению, современные женщины не так крепки физически, да и духовно тоже. Если между беременностями был маленький перерыв, поститься очень тяжело.

Кушать нужно все, что хочется и ограничить себя лишь в том, в чем нет особой необходимости. Каждая женщина должна сама для себя определить свой рацион, найти «золотую середину». Для многих таким ограничением становится воздержание от сладкого. Есть и немало случаев, когда женщины постились на протяжении всей беременности, строго соблюдали пост и рожали при этом крепышей. То есть, если чувствуешь в себе силы и здоровье позволяет, то можно поститься.

Самое главное не обозлиться на окружающих. Воздерживаться во время беременности нужно не от мяса и йогурта, а от того, к чему имеешь пристрастия. Можно ограничить себя от просмотра телевизора, пустословия. В конце концов, постараться не осуждать, а ведь это гораздо труднее, чем не съесть кусок мяса.

Часто говорят, что пост матери может благотворно воздействовать на духовную жизнь ребенка. Разве же ребенок станет лучше от несъеденного куска мяса?

Но ведь речь идет о том, что пост – это жертва Богу. Если мамочка постится, желая свой посильный пост совершить как жертву Богу, то Ему это угодно и малыш ощутит благодать Божию, как и при посещении храма, как при молитве родителей.

«Мать дала обет Богу: если я останусь живым, то она со мною отправится на благодарственное богомолье к св. Митрофану Воронежскому. И, слава Богу, выздоровел… …Кстати, она «понедельничала» за детей (соблюдала пост в понедельник), но от нас всегда это скрывала. Собственно, она воспитала и обучила всех шестерых детей (троих в высших учебных заведениях, а троих - в средних) .» Митрополит Вениамин Федченков. Промысел Божий в моей жизни

Правило св. Тимофея Александрийского гласит: «жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконеного поста, но подкреплять себя насколько можно и употреблением вина, и умеренной пищей, ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу ».

В этом правиле все сказано в соответствии с высокой греческой ученостью: подкреплять себя в пище, ограниченно . Если пищу надо вкушать как лекарство – вкушай, или может быть постом и лечиться не нужно? Более того, это правило не отменяет пост, здесь указана и причина по который мы постимся: мы постимся, чтобы уметь ограничивать свои желания. Но болезнь сама по себе – это ограничение.

Конечно, при токсикозе – болезненном состоянии, при плохом самочувствии нужно есть то, что требует организм. Но «плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Каждый солдат должен понимать свой маневр».

Для чего ты постишься? Если ты мамочка, твоя задача – родить здорового ребеночка: нужно и питаться правильно, и твое состояние должно быть умиротворенным радостным и оно должно передаваться твоему ребенку. Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. А мы начинаем мельчить - а то можно, а это? Так вот либо ты ставишь перед собой задачу родить ребеночка и не одного, или ты превращаешь пост в фарисейское буквоедство. Если твое сердце мирное, радостное, то подвиг правильный, а если же ты относишься к Богу, как к счетоводу, который считает за тобой, что ты съел, то ты ошибаешься. Но при этом человеку очень просто расслабиться и дать себе ненужные послабления. Для этого нужен и самоконтроль, и церковная жизнь, и опора на советы духовника и людей в этой сфере уже имеющих опыт.

И если ты болен, в больнице, после операции, или у тебя сахарный диабет или какое другое серъезное, нужно пройти между Сциллой и Харибдой того, чтобы и силы не растерять и жертву Богу принести! И пост – это не направление в больницу! Надо поститься настолько строго, насколько это реально по силам.

Часто верующие начинают поститься чрезмерно: ревность не по разуму, на мой взгляд, связана с утратой традиций. Ведь вопросы поста, на самом деле, должен решать не столько священник, сколько традиции семьи. В большой патриархальной семье, где постились бабушки, дедушки, дяди, тети, ребенок с детства видел перед собой все виды поста, как постились взрослые, как постились беременные жены старших братьев, постились ли больные.

Ограничить себя, особенно беременным женщинам, надо разумно. Например, ограничить от негативных внешних впечатлений, главным источником которых является телевизор, от привычки осуждать, перемывать друг другу косточки . Апостол Павел говорит «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите » (1 Сол. 5, 16-18). Если твое состояние такое, твой пост Богу угоден. Если ты неспособен такую радость хранить, то главную задачу поста ты не выполняешь. Но даже если ты как-то себя ограничиваешь, то Господь это вознаградит, Он и намерение целует.

Пост зависит от духовных и физических сил постящегося и беременной женщины. Для женщины воцерковленной, вынашивающей, может, и не первого ребенка, живущей в православной семье при нормальном течении беременности, наверное, можно поститься по уставу (но с рассудительностью, которая предполагается у нормально воцерковленного человека).

У людей малоцерковных , не имеющих достаточного опыта христианской жизни, наверное, должна быть другая мера поста . Для начала надо бы подумать об основах – о вере во Христа и о знании Евангелия. А то многие хотят поститься (или не поститься) во славу свою, а не во славу Божию, как говорит Апостол Павел – «ем, во славу Божию ем, не ем – во славу Божию не ем». Не потакать своим желаниям в целом, но и не зашивать себе рот – чувствовать себя и ребеночка.

Поститься не во славу свою, а во славу Божию

Не нужно просить благословение как санкцию на пост или на его разрешение. Перед постом просто попросите благословения у духовника или приходского священника. Просто благословение. Не нужно у духовника утверждать список чего есть , а чего не есть (и в каком количестве) – это просто недостойно нашей церковной жизни.

Вопросы о питании во время болезни и беременности уместней задавать врачу, у которого наблюдаешься. К духовнику все же стоит ходить на исповедь не с вопросами о еде, а с духовными проблемами и переживаниями.

Из задаваемых вопросов мы видим, что часто проблема поста – это, прежде всего, проблема питания, но (как известно) пост это не только воздержание в еде. Постится ум, постится сердце человека, постится язык.

Святоотеческое учение призывает в пост совершать дела милосердия и добра, поучаться от Священного Писания, каяться в грехах, молиться усерднее, чем обычно, посещать богослужения (по возможности), причащаться Св. Таин . И наоборот – удаляться от лишних развлечений, суетности ума, праздных разговоров и прочего зла. Все это важнее гастрономии и гораздо важнее в целом.

Всегда радуйтесь!

Как говорил преп.Серафим Саровский, ешьте, что хотите, только друг друга не ешьте. Вот это и есть наша главная проблема. А беременным следует питаться по науке и нет ничего зазорного в том, если беременную женщину тянет на какой-то продукт и она его ест. Не нужно только забывать о словах святого апостола Павла: «Всегда радуйтесь, за все благодарите Бога», не нужно пытаться превратить христианство в нечто скорбное.

Мера поста - индивидуальна

Пост при беременности – несомненно, индивидуален: хочешь - ешь мясо, не хочешь – не ешь. Если ты не будешь есть мясо полтора месяца – ни с тобой, ни с ребенком ничего не случится. Ты же не весь год будешь поститься. Если не можешь без шашлыков – ну и ешь их. И молочное если нужно – ешь. Только объедаться не надо.

На самом деле, расход белка больше не во время беременности, а во время кормления - вот тогда без молочного туго. Попостишься недельку и молока становится ощутимо меньше.

Еще один известный факт: во время блокады Ленинграда у совершенно истощенных женщин рождались полновесные дети. Это значит, что все, что им нужно, они сами берут из организма матери. Это у матери могут потом зубы ломаться и волосы выпадать…

Воздерживаться от того, к чему имеешь пристрастие

Для женщины - беременность и есть ее подвиг, та малая жертва Богу, которую она может принести. Поститься нужно по своим силам , потому как, к сожалению, современные женщины не так крепки физически, да и духовно тоже. Если между беременностями был маленький перерыв, поститься очень тяжело.

Кушать нужно все, что хочется и ограничить себя лишь в том, в чем нет особой необходимости. Каждая женщина должна сама для себя определить свой рацион, найти «золотую середину». Для многих таким ограничением становится воздержание от сладкого. Есть и немало случаев, когда женщины постились на протяжении всей беременности, строго соблюдали пост и рожали при этом крепышей. То есть, если чувствуешь в себе силы и здоровье позволяет, то можно поститься.

Самое главное не обозлиться на окружающих . Воздерживаться во время беременности нужно не от мяса и йогурта, а от того, к чему имеешь пристрастия. Можно ограничить себя от просмотра телевизора, пустословия. В конце концов, постараться не осуждать, а ведь это гораздо труднее, чем не съесть кусок мяса.

Просмотрено (1493) раз