Причины и профилактика детского алкоголизма. Что такое детский алкоголизм

Детский алкоголизм в нашей стране стал распространяться после распада СССР, и сегодня он является весьма существенной проблемой. Согласно статистике, раньше зависимость к алкоголю появлялась, начиная с 18 лет. Теперь это значение сократилось едва ли не вдвое – алкоголизмом все чаще страдают 10-12-летние дети, а иногда даже 3-ех летние малыши имеют это заболевание.

Причины детского алкоголизма

Среди множества факторов, на основе которых развивается детский и подростковый алкоголизм, есть ряд определяющих факторов, которые чаще других закладываются в основу формирования пагубной привычки. Это:

  • Желание ребенка приобрести некий статус в школе, ведь считается, что бутылка алкоголя в руках вызывает уважение в глазах сверстников;
  • Попытка убежать от проблем. Это могут быть проблемы в школе, непонимание родителей, первая любовь, конфликты со сверстниками, потеря кого-то (чего-то) важного для ребенка (допустим, смерть любимого кота);
  • Уличное воспитание, частое распитие алкоголя «за компанию», когда вроде и не охота, но и просто так общаться неинтересно;
  • Много денег, что нередко бывает в обеспеченных семьях.
  • Родители, страдающие алкоголизмом.

Зависимость от алкоголя появляется по разным причинам, но здесь важно другое: заболевание развивается в семьях, где ощущается недостаток родительского внимания, и не важно, какой достаток в семье, выпивают ли в ней. Это первопричина, ведь при должном внимании родителей, даже если у ребенка появляются первые признаки алкоголизма, от пристрастия к спиртному можно отучить. Данное правило не касается только ситуаций, когда алкоголизм является врожденным. Это заболевание проявляется у детей хронических алкоголиков, или у тех, чьи родители злоупотребляли спиртным во время зачатия. В период развития эмбриона зародыш регулярно получает алкоголь, в результате после рождения ребенок начинает кричать без видимых на то причин. Если такому малышу смазать губы водкой, он сразу успокоится. Для его организма алкоголь – такой же очевидный компонент, как и все остальные.

Эффект этилового спирта: как алкоголь воздействует на организм ребенка

Чем опасно воздействие алкоголя на детский организм?

  • Нарушается слаженное функционирование внутренних систем детского организма;
  • Возникает дисбаланс в работе нервной системы;
  • Нарушается пищеварение, весь пищеварительный тракт;
  • Алкоголь негативно влияет на печень ребенка;
  • Разрушаются клетки головного мозга.

Нервная система страдает в особенности:

  • Нарушаются интеллектуальные способности ребенка;
  • Ухудшается память;
  • Замедляется формирование и дальнейшее развитие логики;
  • Совсем не развивается абстрактное мышление;
  • Пропадают нормальные эмоциональные реакции и отклики.

У ребенка, который выпивает большое количество спиртного, происходят следующие процессы:

  • Снижается уровень глюкозы в крови;
  • Сокращается количества лейкоцитов;
  • Стремительно повышается артериальное давление;
  • Повышается температура тела.

В результате приема алкоголя могут возникнуть бред и судороги. Данные симптомы особенно распространены для детей. Проявляются они в момент сна, когда наступает так называемый интоксикационный сон. Этот период опасен еще и тем, что организм может впасть в кому. Психические расстройства, от которых страдают дети с алкогольной зависимостью:

  • Нервозность и гиперактивность;
  • Лень, вялость, отсутствие инициативности;
  • Периоды активности и бездействия.

Периоды детского алкоголизма

В медицине выделяется несколько возрастных периодов, критических фактора, заболевания:

    • Раннее детство

Заболевания носит неосознанный характер. Детский организм начинает привыкать к алкоголю еще в утробе матери, а развивается зависимость в период грудного вскармливания. При рождении возможны психические и физические аномалии, а развитие алкоголизма в более взрослом возрасте – практически неизбежно.

    • Дошкольный возраст

К алкоголизму приводит безответственное отношение родителей к своему ребенку, часто заболевание развивается в семье алкоголиков, где бутылка в руках малыша – привычное дело. Но даже в малопьющей семье может развиться детский алкоголизм. Например, некоторые считают, что алкоголь даже положительно влияет на организм ребенка, положительно влияя на сон и аппетит. В результате происходит отравление, которое может даже закончиться летальным исходом.

    • Подростковый возраст

Здесь в большей степени влияет окружение ребенка в школе и на улице. Желание быть таким, как все, стремление выделиться, а возможно, неудачная первая любовь. Данный возраст особенно опасен. В этот период даже дети, в семьях которых алкоголь не приветствуется, постепенно привыкают к спиртному. Дополнительный отрицательный фактор данного периода – переходный возраст. Именно в это время ребенок особенно остро воспринимает любую критику со стороны взрослых, негативно реагирует на их попытки принять активное участие в их жизни. Здесь важно не упустить тот момент, когда ребенок начнет увлекаться спиртным.

Детский алкоголизм: глобальные факторы

    • Доступность алкоголя для несовершеннолетних

Подростковый и детский алкоголизм активно развивается и по причине незаконной продажи алкогольных напитков лицам, не достигшим 18 лет. Несмотря на закон, запрещающий это делать, многие предприниматели продолжают распространение алкоголя. Причина одна – данная возрастная категория покупает едва ли не половину всех спиртных напитков. Многим известна картина: возле киоска стоят несколько школьников, они покупают чипсы, сухарики, а в дополнение ко всему этому напиток – пиво, шейк, энергетик типа Ягуар и т.д. покупая слабоалкогольные напитки, дети считают, что кажутся взрослее в глазах сверстников. Но подростковый алкоголизм страшен тем, что у детей нет чувства самоконтроля, поэтому нередко они напиваются до крайне тяжелой степени интоксикации этиловым спиртом.

    • Алкоголь – это модный бренд?

Другая причина детского алкоголизма – реклама. По ТВ показывают множество рекламных роликов, где пиво демонстрируется с лучших его сторон. Игристое, для дружной компании, вкусное, качественное. Яркая реклама привлекает детей. Ребенок воспринимает алкоголь, как что-то само собой разумеющееся. Подростковый алкоголизм часто начинается именно с пива. Почему-то многие вообще не воспринимают данный алкогольный напиток за спиртное, в понимании детей настоящий алкоголь – это водка. «Но водку-то я не пью», — думает подросток, не замечая, как все сильнее привыкает к пиву.

Особенности детского алкоголизма

    • Вреднее, чем для взрослого

Опасность данной разновидности алкоголизма в том, что даже нечастое, периодическое употребление спиртного наносит организму ребенка серьезный вред. У него возникают проблемы с психикой, меняется поведение, начинаются проблемы с успеваемостью в школе, появляются конфликты со сверстниками и родителями. Подростковый алкоголизм приводит к ухудшению здоровья, нарушению работы мозга. При регулярном употреблении спиртосодержащих напитков у ребенка быстро возникает непереносимость этилового спирта, возникает похмельный синдром. Начинает проявляться психопатия – усиливаются такие симптомы, как возбудимость, агрессивность, вспыльчивость. Возможна и другая реакция – ребенку начинает апатично ко всему относиться, он не проявляет инициативу, что приводит к снижению интеллектуальной деятельности и последующим проблемам с успеваемостью.

    • Моментальный эффект

Развивается подростковый алкоголизм намного быстрее, чем у взрослых, и влияние его намного более серьезное. У ребенка еще не сформированы нервная, эндокринная и сердечнососудистая системы, но при этом все системы организма слаженно работают на пути к завершению этого формирования. Употребление алкоголя нарушает этот процесс, вносит в него непоправимые изменения. Нарушается корректная работа пищеварительной и нервной систем, страдает печень. Всем известно об обеззараживающих свойствах этилового спирта, но недостатков у него гораздо больше. Организм алкоголика – яркое тому доказательство. Скорость влияния этилового спирта на ребенка связана с тем, что в его организме еще недостаточно активны алкогольдегидрогеназы. Это ферменты, которые разлагают спирт. Когда их оказывается недостаточно, возникает токсический эффект (то есть отравление). Организм не может бороться с алкоголем, что приводит головным болям, а опьянение не проходит более длительное время.

Лечение детского алкоголизма


Подросток никогда не обратится к наркологу, а сам с зависимостью бороться вряд ли начнет. Ребенок вообще редко понимает, что у него есть какие-то проблемы с алкоголем. Даже если он чувствует, что выпивает много и часто, то скорей всего воспринимает это очень просто, мол, я молодой, мне можно. Так что кроме родителей, помочь ему некому. Алкоголизм часто вызывает антисоциальное поведение. В результате ребенок оказывается в полиции, и только оттуда многие родители узнают, что у их чада уже вторая стадия алкоголизма. В специализированных клиниках лечится множество больных возраста 14-15 лет, у некоторых из них уже третья стадия алкоголизма. Такие дети уже никогда не станут полноценными членами общества, так как в результате постоянного употребления спиртных напитков у них произошли необратимые изменения в мозге, которые называются алкогольной энцефалопатией.

Родители, и еще раз родители

Ребенок может избавиться от зависимости только в том случае, если родители начнут принимать активное участие в его жизни. Он должен понять, что взрослые любят его и переживают за его здоровье. Тогда ребенок перестанет идти на улицу и пить алкоголь с целью преодолеть свои трудности.

Новые интересы взамен старым пристрастиям

Если у ребенка обнаружен подростковый алкоголизм, необходимо отвлечь его, найти ему занятие, которое будет увлекать его, даст возможность развиваться в положительном направлении. Очень хороший вариант – окружить ребенка новым обществом, новой компанией, в которой будут пропагандироваться несколько иные ценности, чем принято в привычном для него обществе.

Налаживание контакта с ребенком-алкоголиком

Специалисты в области психологии и наркологии утверждают, что для излечения ребенка от алкоголизма нужно убедить его: родители — это друзья. Для этого необходимо:

  • Вникнуть в его проблемы, показать ему, что вы понимаете его и готовы помочь;
  • Улучшить моральное состояние больного;
  • Оказать психологическую поддержку;
  • Участвовать в жизни ребенка;
  • Дать понять ему, что требуется помощь специалистов;
  • Провести наркологическое и психологическое лечение.

Одним из решающих факторов будет искренность взрослых. Ребенок сразу почувствует, если родители не слишком хотят вникать в его проблемы и делают это только потому, что надо. Нужно постараться стать для подростка другом, которому он сможет рассказать о своих переживаниях. В этих разговорах можно будет узнать об истинных причинах появления у ребенка алкогольной зависимости.

Диагностика алкоголизма

Одной из главных составляющих успешного лечения является ранняя диагностика заболевания. Вот почему так важно уделять ребенку достаточно внимания. Лечение обычно проводится в стационаре, так как дома использование различных препаратов часто оказывается малоэффективным. Препараты тоже имеют свою особенность: многие из них создавались для лечения взрослых, и совсем не предназначены для детей. Многие компоненты в их составе детям просто нельзя употреблять. Часто детский алкоголизм лечится с использованием трав и лекарственных сборов, которые обладают общеукрепляющим эффектом, восстанавливают иммунную систему. Помимо народных рецептов рекомендуется большое внимание уделять спорту и активному отдыху.

Сложности лечения детского алкоголизма

Лечение ребенка от алкогольной зависимости – процесс многоступенчатый и сложный. Отучить подростка от алкоголя в ряде случаев не легче, чем излечить от зависимости хронического больного. Если ребенок пьет из-за влияния дурной компании и в принципе у него наблюдается начальная стадия алкогольной зависимости, то вылечить его можно только путем психологической поддержки (чаще всего). Если ребенок пил с детства или алкоголизм у него врожденный, то уже к 10-12 годам у него может быть хроническая зависимость. И тут даже медикаментозное лечение в сочетании с психологической адаптацией может быть безрезультатным. Ребенок, который пил с детства – это не деградирующая личность. Он не деградирует, и он не личность. Это сущность, умственно недоразвитая, физически ограниченная, имеющая явные психические проблемы. Такого ребенка вылечить невозможно. Об этом стоит задуматься молодым родителям, которые любят выпить (даже если они сами не страдают алкоголизмом), и тем более будущим родителям, которые выпивают в период зачатия ребенка. Детский алкоголизм проще предупредить, чем лечить его. Родители должны быть внимательны к своему ребенку (это стоит повторять много раз). Тогда можно будет заметить возможность появления алкогольной зависимости и предупредить ее практически без последствий для организма ребенка. И конечно, сами родители не должны злоупотреблять спиртным.


Читайте еще:

Детский алкоголизм - одно из самых страшных проявлений нездоровья современного общества. Это понятие трактуется наркологами, как проявление наличия симптомов характерных для алкогольной зависимости до наступления 18 лет. Говорить об этом явлении начали в последние пару десятилетий. Определенные нормы запретов и профилактики алкоголизма, действовавшие в постсоветское время, сдерживали рост числа зависимых от алкоголизма. Падение «железного занавеса», появление более доступного алкоголя, увеличение видов спиртных напитков и пропаганда «свободной» жизни сказались на увеличении пьющего населения и, что самое страшное, стали толчком для развития этого явления в детской среде. Эта волна раскрепощения в настоящее время, буквально, накрывает российскую молодежь и подростков. Дети с еще несформированными моральными устоями не готовы противостоять этому злу, особенно когда рядом нет взрослых.

Отметим, что согласно имеющейся статистики медучреждений и правоохранительных органов, детский алкоголизм стремительно «молодеет». В настоящее время зафиксированы случаи сформированности устойчивого пристрастия к алкоголю у детей 10-14 лет. Известны даже случаи, когда признаки зависимости от алкоголя определяются у трех-четырех летних малышей.

В этой связи и госструктуры и общественные организации пытаются выявить истинные причины детского алкоголизма, среди них:

  • стремление самоутвердиться, показать свою взрослость в коллективе при помощи спиртного;
  • проблемы в семье, школе;
  • избавление от негативных эмоций, связанных с неудачами в учебе, непониманием в семье или от проблем в общении со сверстниками;
  • влияние сверстников;
  • слабохарактерность, которая не позволяет отказать предложение «поддержать компанию»;
  • распитие неизвестных спиртосодержащих напитков;
  • пример пьющих родителей;
  • наличие свободных карманных денег.

По мнению психологов, перечисленные причины детского алкоголизма, конечно, имеют место, однако они и раньше существовали, но такой озабоченности как в настоящее время они не вызывали. Именно поэтому специалисты считают, что детский алкоголизм развивается по причине падения контроля со стороны родителей, отсутствия заботы и понимания с их стороны. Не менее важной причиной, вызвавшей развитие этого явления, стало изменение государственной политики. Лозунги о том, что нужно быть лучше всех, успешнее и прочее вызывают не только стремление достигать высот, но и негативные, упаднические эмоции – ведь не все имеют возможность выдерживать условия жесточайшей конкуренции, с которыми дети и стараются справиться при помощи доступного для них средства – алкоголя.

Усугубляют ситуацию экономические отношения. Прилавки буквально изобилуют всевозможными слабоалкогольными коктейлями, мало отличающимися по вкусу от лимонада или какого другого сладкого газированного напитка. Сознательный ход производителей сделал их популярными не только среди взрослых, но и среди детей. Довольно часто коктейли воспринимаются, как обычная прохладительная вода. Именно поэтому у детей происходит формирование неправильного понятия об алкогольной продукции.


Влияние алкоголя на детский организм

То, что детский алкоголизм – это опаснейшее и практически неизлечимое заболевание, уже не является секретом. Его опасность заключается в необратимом разрушении психики ребенка и его организма. Специалисты утверждают, что особенности возрастного развития не позволяют детям сопротивляться даже эпизодическим употреблениям спиртного. Такие дети обычно не могут найти свое место в обществе, у них сложные отношения со сверстниками, родителями, учителями и другими людьми.

Употребление спиртосодержащих напитков негативным образом воздействует на формирование эндокринной и сердечно-сосудистой систем организма. Наибольший вред алкоголь наносит нервной системе ребенка.

Регулярное употребление подобных напитков вызывают нарушения нормального развития сердца и сосудов, работы выделительной системы, синтеза гормонов и психологического восприятия мира. Кроме того, употребление алкоголя детьми вызывает проблемы, связанные с нарушением:

  • обеспечения слаженной работы всего организма;
  • функционирования нервной системы;
  • работы ЖКТ и выделительной систем (отказ почек);
  • работы печени (развитие цирроза);
  • деятельности головного мозга.

В силу недостаточного развития растущего организма детский алкоголизм развивается значительно быстрее.

Пагубное влияние алкоголя на детский организм объясняется медиками еще и тем, что в организме ребенка содержится меньшее количество гормонов и ферментов, способных расщеплять спирт. Не позволяет противостоять и несформированность ЦНС. Любые спиртосодержащие напитки наносят непоправимый вред таким психическим процессам, как:

  • память;
  • интеллект;
  • мыслительная деятельность (аналитическое, абстрактное, логическое мышление);
  • развитию адекватных эмоциональных реакций.


Алкогольная интоксикация у детей

Согласно данным медстатистики данное явление характерно именно для детского возраста. Связано это с тем, что состояние опьянения у детей развивается более стремительно. Особенности детского организма могут спровоцировать такие процессы, как:

  • Резкое повышение артериального давления
  • Резкое снижение сахара в крови
  • Повышение температуры тела
  • Снижение числа лейкоцитов в крови.

Вследствие возникновения этих изменений наступает так называемое «оглушение», в некоторых случаях дети впадают в кому.

Нередкой реакцией детского организма на принятие алкоголя становится появление судорог. В особо сложных случаях отравления появляется бред. У детей, употребляющих спиртные напитки, может сформироваться абсистентный синдром.

Особенности детского организма провоцируют у детей, употребляющих алкогольные напитки на постоянной основе, развитие таких психических расстройств:

  • гиперактивность;
  • отсутствие инициативности;
  • нервозность;
  • вялость, лень;
  • перемежающие периоды излишней активности и полного бездействия.

Таким образом, ухудшение здоровья и нарушение психического состояния являются обычными последствиями употребления спиртного в детском возрасте.


Лечение и предупреждение детского алкоголизма

Детский алкоголизм – это социальная болезнь, лечением, которой следует заниматься в масштабах целого государства. Данные статистики говорят о том, что проблемы, связанные с ростом количества детей, принимающих алкоголь, не решаются, принятых мер в настоящее время недостаточно. Формальность деятельности государственных органов не позволяют взять ситуацию под контроль. Именно поэтому основная роль в борьбе с этим злом ложится на семьи детей. Только грамотный подход со стороны близких является залогом успеха в лечении ребенка от алкогольной зависимости.

По мнению психологов и наркологов, в тех случаях, когда родителям не удается наладить контакт со своим ребенком, излечить зависимость невозможно. Для родителей, стремящихся, во что бы то ни стало, спасти отпрыска, специалисты рекомендуют:

  • Принимать участие в жизни детей
  • Вникнуть в его проблемы
  • Оказывать поддержку
  • Постараться облегчить душевные страдания
  • Убедить в необходимости лечения
  • Обратиться за квалифицированной помощью.

Опыт профессионалов показывает, что на эффективность лечения в основном влияют особенности взаимоотношений в семье. Дети, как никто другой чувствуют неискренность отношений и понимают, действительно ли родителей интересует их жизнь. В тех случаях, когда ребенок не находит поддержку в семье, он стремится найти помощь в другом месте, в котором то ему и помогают найти средство от всех проблем.

Личный пример отказа от алкоголя и поддержка самых близких людей – это самый сильный стимул, который способен помочь ощутить почву под ногами, почувствовать свою значимость и изменить жизнь в лучшую сторону. Родители ни в коем случае не должны отмахиваться от ребенка, если его интересы не соответствуют их, или они излишне заняты какими-либо делами. Первое средство, способное удержать ребенка, — это неподдельная заинтересованность родителей его жизнью.

Не последнее значение в лечении детского алкоголизма имеют такие факторы, как:

  • ранняя диагностика алкогольной зависимости у детей;
  • при необходимости обращение в стационар;
  • участие родителей в лечении и оказании психологической поддержки;
  • спортивные занятия;
  • адекватный здоровый отдых;
  • доверительные беседы с родителями и специалистами;
  • применение растительных препаратов с учетом противопоказаний по возрасту;
  • контроль исполнения законодательства относительно запретов на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним и рекламных кампаний, несущих пропаганду употребления алкогольной продукции (трюки, используемые рекламодателями, направленные на привлечение внимание именно этой аудитории).

Совершенно иная ситуация в пьющих семьях. Для детей пьющих родителей характерно наличие врожденного алкоголизма и характерных психических отклонений. Организм такого ребенка с рождения требует алкогольной подпитки. Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок и его врожденная предрасположенность, не оставляют ребенку шансов.

По мере взросления у таких детей проявляется устойчивая тяга к спиртному, к легкому образу жизни. Дети из обычных семей стараются не общаться с детьми из пьющих семей, что еще больше усугубляет ситуацию. Согласно данным статистики у пьющих матерей в 90% случаев дочери повторяют образ жизни матери. Именно поэтому каждая женщина, сделавшая выбор в пользу алкоголя должна задуматься о том, каким образом это отразится на судьбе ее детей.

Вам также может быть интересно

План

1. Причины и последствия детского алкоголизма.

2.Особенности детского алкоголизма.

3.Уровни вовлечённости детей в употреблении спиртного.

4. Проблема алкоголизма.

Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической, экологической нестабильности общества и неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

На фоне быстрого распространения наркомании в России ослабло внимание к проблеме массовой алкоголизации населения. Между тем, практически по всем параметрам – уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности, преступности на почве алкогольного опьянения, степени подверженности алкоголизации подростковой и женской части населения, оно достигло уровня, серьёзно подрывающего духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества.

Исследования, проведённые среди подростков-школьников, выявили, что основную роль в приобщении к алкоголю сыграли существующие традиции и обычаи. 57,7 % мальчиков и 73,4 % девочек впервые познакомились со спиртными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. На развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста выявлено также влияние сверстников. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12–16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %. Причём, если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5–10 лет, то у ребёнка формирование хронического алкоголизма происходит в 3–4 раза быстрее.

1.Причины и последствия детского алкоголизма .

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, психологи которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия.

Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно

происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и

младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.

Первый период – раннее детство, в котором алкоголизация детей носит

неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих

предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов.

Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений – важнейшее условие нравственного развития ребенка.

Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок чаще начинает употреблять спиртные напитки, чем в других:

1)конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным.

2)десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. В таких семьях отсутствует контроль за ребёнком.

У ребёнка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными.

Ребёнок чувствует себя в опасности в своём доме, где должен был бы

чувствовать себя более защищенным.

Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков

– усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные

последствия.

Алкоголь как времяпрепровождение. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки.

Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом

времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства.

Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки.

В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее

предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию: 1) дети, с завышенной

самооценкой; 2) дети, с повышенным чувством жестокости и агрессивности; 3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны

родителей; 4) дети, подверженные депрессиям и паранойе.

2.Особенности детского алкоголизма.

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые

появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

Быстрое привыкание к спиртным напиткам. Это объясняется анатомо-

физиологическим строением детского организма;

Злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в

подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость

центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего

происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

Принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что

принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как

правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно;

Быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится

нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они

начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для

них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению –

только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная;

Низкая эффективность лечения.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением.

В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль.

Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления.

3.Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.

Опираясь на исследования ученных, выделили семь уровней вовлеченности

старшеклассников в процесс алкоголизации.

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не

употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость.

Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков.

Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь.

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов

выпивок, обычно более двух раз в месяц.

Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное

опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения.

Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная

переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется

количество приема алкоголя.

Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. В этом случае также необходимо срочное стационарное лечение.

Проблема алкоголизма

Ф. Углов пишет о работах известного учёного Б. И. Исакова, которые показывают, что повреждающее действие алкоголя на генетический аппарат женщин наиболее сильный. Отказ от спиртных напитков в течение 4 лет приводит к восстановлению репродуктивной функции мужчины, восстановления детородных органов женщины не происходит. Повреждение генетического кода (при алкоголизме в нескольких поколениях) приводит к рождению детей с нарушением сознания, которое проявляется в агрессивности, интеллектуальной ослабленности, физических нарушениях, нарушениях поведения. Причём семьи даже "умеренно употребляющие" алкоголь расплачиваются ограниченностью своих детей и внуков.

В проблеме семейного алкоголизма выделяют два направления: первое – более частая приверженность к алкоголю детей хронических алкоголиков; второе – появление детей с умственными и телесными дефектами вследствие алкоголизма родителей.

К основным проблемам, оказывающим негативное влияние на воспитании, относятся конфликты между супругами и ближайшими родственниками; противоречивость педагогических позиций; чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию, подавляющую личность и эксплуатирующую её как предмет реализации родительских амбиций; чрезмерная опека, тревожность, недоверие к возможностям и силам ребёнка, которые провоцируют формирование аналогичных параметров в его личности; феномен единственного ребёнка, лишённого возможности переживать свои детские эмоции среди детей; смена жизненных стереотипов, переезд, длительный отрыв от значимых взрослых, круглосуточное пребывание в детских учреждениях; заброшенность детей в силу асоциального образа жизни родителей, либо в силу предпочтения ими собственных проблем, связанных с карьерой, конфликтами, здоровьем, выживанием.

Выявлено влияние сверстников на развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12-16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %.

Существует проблема влияния типа акцентуации характера подростка на бытовое пьянство и алкоголизм. Об этой зависимости пишут В. Д. Завьялов, А. Е. Личко и др. В частности, А. Е. Личко отмечает, что злоупотребление спиртным имеет место у 45 % обследованных представителей неустойчивого типа, у 35 % - эпилептоидного, у 28 % - истероидных, у 25 % - гипертимного и гипертимно - неустойчивого типов. Лишь единицы шизоидов предпочитают лёгкое опьянение. А.Е. Личко даёт достаточно подробную характеристику своеобразия способов и форм вхождения подростков с конкретными акцентуациями характера в бытовое пьянство и алкоголизм. Из сказанного следует, что подростков с акцентуациями надо считать группой риска по отношению к пьянству и алкоголизму. За ними необходимо постоянно наблюдать, чтобы быстро выявить начало девиантного поведения.

Профилактическая работа должна содержать три направления:

1) санологическое (лечение, профилактика, коррекция хронических и острых заболеваний, поддержание здоровых условий жизнедеятельности;

2) психовалеологическое (формирование здорового образа жизни, активная мотивация на здоровье, диагностика показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение "факторов риска", сохранение и увеличение резервов здоровья в связи с различными режимами обучения);

3) психолого-педагогическое – решающее с использованием санологического и валеологического подходов проблему социальной адаптации подростков, включая показатели успешности обучения, профилактику и коррекцию девиантного.

К основным способам профилактики алкоголизма среди детей младшего подросткового возраста относятся:

· превентивное образование родителей в форме лекций, бесед;

· формирование нравственной личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;

· определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;

· издание специальной литературы для подростков о вреде алкоголя.

При организации профилактической работы необходимо учитывать:

o характерные особенности социализации детей и молодёжи в современных условиях;

o наличие и функциональную состоятельность институтов социализации, содержание их деятельности;

o специфику социума, в котором будет проводиться такая работа.

Социально - педагогическая профилактика в семье включает:

v создание благоприятных условий для развития ребёнка и, следовательно,- исключение неблагоприятных (попустительства, гиперопеки, подавления и дискриминации и т. д.);

v укрепление самооценки ребёнка и формирование у него осознанного отношения к здоровью;

v укрепление его личной способности к преодолению кризисных ситуаций, конфликтов, трудностей;

v помощь в организации деятельности и отдыха;

v укрепление функций поддержки ребёнка в семье, его защищённости.

Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма представляются следующие:

§ санитарное просвещение родителей (с приглашением врачей - наркологов или школьного врача);

§ пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни;

§ оценка социальной сущности и природы употребления алкоголя в общении с детьми на уроках и классных часах;

§ ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал;-

борьба с любым потреблением спиртного.

Дети младшего подросткового возраста испытывают затруднения в общении со сверстниками. Они отмечают, что друзья не понимают их внутреннего мира, у них нет общих интересов. Иногда дети ни к кому не могут обратиться за помощью в трудную минуту. Некоторые считают, что учителя несправедливо ставят им оценки, ругают за плохое поведение. Таким образом, дети нуждаются в доверительных беседах с родителями, товарищами, учителями.

Одним из ярко выраженных факторов риска в возникновении алкогольной зависимости является неадекватная самооценка детей младшего подросткового возраста, обычно она занижена: 29,63 % учащихся имеют заниженную самооценку, 55,56 % - адекватную, 14,81 % - завышенную.

1) родители недооценивают опасность развития алкоголизма, в качестве самой распространённой причины отмечают социально-бытовые условия и считают, что его можно эффективно профилактировать с помощью СМИ;

2) дети младшего школьного возраста нуждаются в формировании адекватной самооценки.

1. Необходимо проводить профилактическую работу среди детей младшего подросткового возраста в школе.

2. После выявления детей, относящихся к "группе риска" (развития алкоголизма), проводить индивидуальную профилактическую работу.

3. Необходимо разработать комплексную программу, целью которой будет оздоровление населения города, в рамках общероссийской программы "Здоровье города, здоровье сообщества".

4. При выборе конкретной антиалкогольной программы необходимо учитывать возраст, пол, культурное развитие и социально-экономический статус подростка.

5. Использовать технологии, обращённые к личности подростка, группам сверстников.

6. Социальным педагогам обучать учителей ведению профилактической работы.

7. Проводить воспитательную работу среди населения, направленную на повышение его культурного уровня, нравственного сознания и формирование антиалкогольного мнения.

8. Формировать установку на трезвость у подрастающего поколения.

9. Противоалкогольное обучение в школе необходимо начинать с первого класса, так как именно в этом возрасте целесообразно вырабатывать установки в отношении алкоголя.

Заключение

Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка, воспитать личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма. Библиотекам желательно целенаправленно проводить мероприятия, посвященные проблемам борьбы с пороками, распространёнными в молодёжной среде. Определяя практические задачи духовно-нравственного воспитания, следует ориентироваться на те аспекты этой сферы, которые выделяет обслуживаемое библиотекой образовательное учреждение. При планировании работы предпочтение стоит отдавать формам и методам, помогающим ученикам самим формировать духовно-нравственные установки, собственные оценки и убеждения.

В системе образования всё чаще начинают рассматривать как особый современный инструмент духовно-нравственного воспитания новые информационные технологии. Они позволяют не просто отыскать материалы по теме и изучить их, но на их базе создавать свои творческие продукты:

– текстовые (рефераты, обзоры, сочинения, доклады и сообщения, творческие работы), визуальные (таблицы, в т.ч. синхронные, рисунки-картины, коллажи с использованием фото и изоматериалов),

– аудитивные (записи своих выступлений, сообщений и докладов, декламации и пения, музыкально-поэтические композиции и др.),

– мультимедийные (видеофильмы, мультфильмы, игровые программы).

Вместе с тем, нам надо помнить, что сегодня посредством как традиционных, так и новых носителей информации, в том числе и попадающих и в фонды библиотек, ведётся сознательное распространение чуждой нам субкультуры (культуры наркозависимых, криминальной и гей-культуры и пр.). Так, например, через Интернет можно получить самую разную информацию, в том числе и угрожающую нравственному и физическому здоровью людей.

Список используемой литературы:

    Мудрик А.В., Введение в социальную педагогику. М., 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, Программа курса, М. – Воронеж, 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Социальная педагогика // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    История социальной педагогики // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    Василькова Ю.В., Василькова Т.А., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Шептенко П.А., Г.А. Воронина, Методика и технология работы социального педагога, М., Академия, 2001 г.

    Андреева И.Н., Антология по истории и теории социальной педагогики, М., Академия, 2000 г.

    Ю.Н. Галагузова и др., Социальная педагогика, (практика), М., Владос, 2001 г.

10.Енижеева Д.Д., Пограничные состояния у детей и подростков., М., Академия, 1998 г.

Алкогольная зависимость, возникающая в подростковом возрасте. Имеет определенные отличия от алкоголизма у взрослых. Наблюдается быстрое развитие компульсивного влечения и формирование физической зависимости. Из-за недостаточной психической и физической зрелости пациентов подростковый алкоголизм сопровождается быстрым возникновением и прогрессированием тяжелых соматических, психопатологических и интеллектуальных расстройств. Диагноз устанавливается на основании анамнеза, осмотра, беседы с подростком и его родителями. Тактика лечения определяется индивидуально, ведущая роль отводится психокоррекционным мероприятиям.

Общие сведения

Причины подросткового алкоголизма

Подростковый алкоголизм формируется под влиянием целого ряда биологических и психосоциальных факторов. Отмечается наследственная предрасположенность – у детей алкоголиков зависимости от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания , токсикомания) возникают в 3-4 раза чаще по сравнению со сверстниками - детьми непьющих родителей. При этом у сыновей алкоголиков подростковый алкоголизм диагностируется гораздо чаще, чем у дочерей. Исследователи предполагают, что эта особенность – результат наследственности, связанной с полом ребенка.

Повышенное влечение к алкоголю и другим психоактивным веществам у подростков нередко возникает после черепно-мозговых травм . Вероятность развития подросткового алкоголизма также повышается при наследуемых акцентуациях характера и психопатиях . При каждой акцентуации выявляются свои типичные причины употребления алкоголя. Подростки эпилептоидного типа принимают спиртное «чтобы отключиться», дети шизоидного типа – чтобы упростить общение со сверстниками и заглушить постоянные внутренние противоречия. Толчком для развития подросткового алкоголизма у истероидов и гипертимов становится желание привлечь внимание и повысить собственный статус в глазах группы. Астеники используют спиртное, как способ ухода от конфликтов, депрессивные подростки – как «лекарство» для нормализации настроения.

К числу психосоциальных факторов, увеличивающих вероятность развития подросткового алкоголизма, относят искажения системы воспитания в родительской семье, влияние ближайшего окружения, социальных установок и стереотипов. Искажения системы воспитания могут проявляться в виде гиперопеки , чрезмерного контроля, противоречивых или завышенных требований, двойных стандартов или недостаточного внимания к эмоциональным, интеллектуальным и физическим нуждам ребенка. У пациентов, страдающих подростковым алкоголизмом, в детстве нередко выявляются эпизоды физического насилия со стороны родителей.

Дефекты воспитания усугубляются влиянием сверстников. Подросток испытывает потребность «завоевать» место в группе, повысить свой социальный статус. При попадании в асоциальные компании это оборачивается выпивкой, приемом наркотиков, кражами и другими подобными действиями. Определенное влияние на развитие подросткового алкоголизма оказывают обусловленные переходным возрастом неустойчивость самооценки, повышенная чувствительность к стрессам, тревожность и импульсивность. Факторами, непосредственно влияющими на развитие подросткового алкоголизма, являются потребность детей получить удовольствие, уменьшить тревогу и страх, облегчить общение со сверстниками, испытать необычные ощущения и не быть «белой вороной».

Особенности подросткового алкоголизма

Впервые подростки обычно употребляют алкоголь в компании сверстников. В последующем прием спиртного становится своеобразной групповой потребностью. Пока подросток не в своей компании – желание выпить отсутствует. Как только он попадает в привычную среду – активируются соответствующие стереотипы поведения. Развитию подросткового алкоголизма способствует возникновение своеобразных представлений о «хорошем времяпрепровождении». Наряду с беседами, спорами, прогулками, прослушиванием музыки и посещением ночных клубов выпивка начинает восприниматься, как неотъемлемый элемент нормального общения. Многие специалисты рассматривают этот этап, как период формирования групповой психической зависимости, предваряющий развитие подросткового алкоголизма.

Этап формирования личной психической зависимости сглажен и практически не отслеживается из-за преобладания яркой эйфории, отсутствия внутренних противоречий и однозначной положительной мотивации к употреблению спиртного. Особенно быстро подростковый алкоголизм развивается у больных психопатией. Уже после нескольких приемов алкоголя возникает компульсивное влечение, однако, в отличие от компульсивного влечения у взрослых, оно также проявляется только при контакте с группой. Появление компульсивного влечения соответствует началу алкоголизации. Эпизодическое употребление алкоголя быстро сменяется регулярным, подростковый алкоголизм прогрессирует, развивается физическая зависимость.

У подростков быстрее, чем у взрослых, возникает анозогнозия (отрицание алкоголизма), исчезает способность контролировать количество выпитого. При подростковом алкоголизме в короткие сроки формируется алкогольное мировоззрение: «без спиртного – не жизнь», «возможность выпить – свидетельство благополучия» и т. д. Уже на этапе возникновения компульсивного влечения появляются психопатологические расстройства. Больной подростковым алкоголизмом становится злобным и агрессивным или безвольным, вялым, безынициативным.

При этом изначально существующие акцентуации и особенности личности «смешиваются» с проявлениями подросткового алкоголизма, образуя сложную специфичную картину, что иногда приводит к переоценке тяжести психической деградации. При изменении условий жизни (прекращении контакта с группой, смене обстановки и т. д.) и адекватной психологической коррекции на ранних стадиях подросткового алкоголизма большинство психических нарушений становятся менее выраженными или исчезают.

После формирования физической зависимости психопатологические проявления становятся более стойкими. При воздержании у больных подростковым алкоголизмом развивается абстинентный синдром , который также отличается от аналогичного состояния у взрослых алкоголиков. У взрослых первыми признаками абстиненции являются дисфория и расстройства психики, у подростков – вегетативные нарушения. Выявляется брадикардия , снижение АД, бледность кожи и слизистых, отсутствие потливости. При усугублении подросткового алкоголизма в период абстиненции на первый план выходят психические изменения – дисфория, истерические реакции или депрессивные расстройства. В отличие от взрослых, у подростков не бывает истинных запоев . Долго сохраняется тошнота и рвота при употреблении большой дозы алкоголя. Алкогольные психозы при подростковом алкоголизме развиваются крайне редко.

Последствия подросткового алкоголизма

Алкоголь крайне негативно влияет на интеллект, психику и тело подростка. Этанол нарушает образование новых нейронных связей, которые в норме должны активно формироваться в детстве и в юности. При подростковом алкоголизме снижается способность к обучению, ухудшаются процессы усвоения новой информации и переработки ранее полученных данных. У пациентов, страдающих подростковым алкоголизмом, возникает соответствующее представление о социальных нормах, формируется установка, допускающая неумеренное употребление спиртных напитков, асоциальное поведение и т. д.

Пациенты, страдающие подростковым алкоголизмом, попадают в неблагоприятную социальную среду. Одни подростки отказываются от дальнейшего обучения и выбирают низкооплачиваемый неквалифицированный труд, другие начинают воровать и попадают в колонии для несовершеннолетних. Даже при раннем лечении подросткового алкоголизма это обстоятельство нередко оказывает влияние на всю их дальнейшую жизнь. Пациенты, ставшие членами асоциальных компаний и преступных группировок, часто возобновляют употребление спиртного после лечения, снова вступая в контакт с привычным окружением.

При подростковом алкоголизме страдают все органы и системы. Нарушается деятельность внутренних органов; повышается вероятность развития заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, дыхательной и мочевыводящей систем. У зависимых подростков чаще повышается артериальное давление, развивается тахикардия и наркологи принимают характерные для подростков имитационные формы поведения (нарочито демонстративное пьянство, достижение глубокого опьянения «как у взрослых», опохмеление при отсутствии абстиненции) за симптомы подросткового алкоголизма.

Однако такую гипердиагностику нельзя считать необоснованной или вредной, поскольку алкоголизм у подростков развивается стремительно. Ранняя постановка диагноза предотвращает дальнейшую алкоголизацию и защищает пациентов, уже начавших регулярно употреблять алкоголь, от развития тяжелой зависимости. Больных изолируют от привычной компании собутыльников. Смена условий жизни и режима дня, а также изменение привычной активности способствуют разрушению характерных для подросткового алкоголизма патологических установок и паттернов поведения.

Лечение тяжелых стадий алкоголизма у подростков часто оказывается неэффективным из-за упорной анозогнозии, отсутствия критики к собственному поведению и интенсивной патологической тяги к спиртному. Использование имплантов , аверсивных препаратов и других подобных методик обычно не приносит желаемого результата. Наилучший эффект лечения подросткового алкоголизма наблюдается при проведении психологической коррекции в условиях специализированного реабилитационного центра и длительной изоляции от привычного круга общения. Психотерапию сочетают с учебой, трудотерапией и занятиями спортом.

В современном обществе приходится сталкиваться с такой проблемой, как детский алкоголизм. Практически каждый человек хотя бы раз в жизни пробовал спиртные напитки. Современные дети и подростки начинают употреблять алкоголь уже в начальной школе. Каждый год количество таких детей увеличивается. Это негативно отражается на организме в будущем. Каковы причины, последствия и лечение детского алкоголизма?

В чем опасность детского алкоголизма

Детский алкоголизм - это состояние, обусловленное повышенным влечением к спиртным напиткам. С каждым годом возраст детей, начинающих употреблять пиво или другие алкогольные напитки, уменьшается. Детский организм отличается от взрослого низкой устойчивостью к алкоголю. У подростков опьянение наблюдается уже после употребления 50-100 мл водки или 1 бутылки пива.

Наибольшую опасность представляет регулярное употребление алкоголя. У детей при этом быстро развивается зависимость (физическая и психическая). Среди восьмиклассников каждый второй ребенок употребляет алкоголь 1 раз в месяц. Около 6% принимает спиртное дважды в месяц. В группу риска входят те дети, которые пьют чаще 2 раз в месяц. В 11 классе эти показатели значительно выше. Среди пьющих немало девочек.

Детский алкоголизм - это не только медицинская, но и социальная проблема. В большинстве случаев употребление спиртных напитков происходит в коллективе. В России только 4% всех учеников ни разу не пробовали алкоголь. На сегодняшний день симптомы алкоголизма развиваются уже к 13-14 годам. Алкогольная зависимость негативно сказывается на здоровье, личной жизни и успеваемости в школе.

Основные причины алкоголизма

Детский алкоголизм - это социально-педагогическая проблема. В связи с этим главной причиной недуга является неправильное воспитание ребенка. Выделяют следующие причины детской алкогольной зависимости:

  • проживание в неблагополучной семье;
  • пребывание в плохой компании;
  • ведение уличного образа жизни;
  • нехватка внимания со стороны родителей;
  • отсутствие хобби;
  • проблемы во взаимоотношениях с другими детьми;
  • желание отстраниться от окружающих и избавиться от проблем;
  • повышенная опека родителей над ребенком.

Статистика гласит, что в семьях, в которых имеются зависимые от алкоголя лица, дети начинают пробовать спиртное раньше. Дети, глядя на пьющих мать или отца, подражают им и начинают увлекаться алкоголем. Причиной может стать и повышенная опека, когда родители ограничивают ребенка во всем. Пристрастие к алкоголю часто имеют дети, которые много времени проводят в большой компании.

Отчасти это вина родителей, так как они должны следить за тем, с кем и как проводят время их дети. Чаще всего алкоголизмом страдают ребята, у которых достаточно свободного времени. Отсутствие увлечений, неуверенность в себе, слабый характер - все это факторы риска алкогольной зависимости у подростков. Иногда встречается такое состояние, как врожденный алкогольный синдром. Он развивается у детей, рожденных от матерей-алкоголиков. В данной ситуации этиловый спирт негативно отражается на развитии плода.

Возможные симптомы и последствия

Большинство детей способны скрыть от своих родителей факт того, что они употребляют спиртную продукцию. Выделяют следующие признаки детского алкоголизма:

  • ухудшение памяти;
  • снижение мышления;
  • плохая успеваемость в школе;
  • лабильность артериального давления;
  • нервозность;
  • замкнутость ребенка;
  • безразличие.

Этиловый спирт нарушает работу сердечно-сосудистой, половой, эндокринной и других систем. Сильная интоксикация может стать причиной комы и летального исхода. Алкогольная зависимость в детском возрасте может привести к:

  • сахарному диабету;
  • гастриту;
  • язвенной болезни;
  • сердечно-сосудистой патологии;
  • нарушению зрения;
  • гепатиту;
  • циррозу;
  • панкреатиту;
  • хронической патологии легких;
  • снижению иммунитета;
  • анемии;
  • отставанию в росте и развитии;
  • нарушению половой функции.

Врожденный алкогольный синдром у новорожденного можно определить по внешнему виду малыша. У таких детей низкий лоб, овальная форма лица, недоразвиты кости подбородка, нижняя челюсть имеет неправильную форму. Нередко выявляется косоглазие, опущение век, небольшой нос. У некоторых детей и подростков алкоголь повышает сексуальное влечение, что может стать причиной случайных незащищенных половых связей. Это чревато развитием венерической болезни.

Видео о детском и подростковом алкоголизме:

Меры борьбы с алкоголизмом

Вылечить алкоголизм полностью практически невозможно. Некоторые лекарства, которые используются для взрослых, детям противопоказаны. Обязательна консультация психотерапевта. Психотерапия - главное направление в лечении детской алкогольной зависимости. Она эффективна тогда, когда ребенок осознает свое заболевание и желает все исправить.

Подобная помощь помогает предупредить рецидивы болезни. Немаловажное значение имеет социальная адаптация. При необходимости проводится медикаментозная терапия. Применяются препараты, снижающие тягу к спиртному («Лидевин», «Эспераль», «Колме»). Они блокируют фермент ацетальдегиддегидрогеназу. Важно выявить основные причины такого поведения детей и устранить их. Если причина кроется в плохой компании, следует оградить ребенка от пребывания в ней. Рекомендуется найти ребенку увлечение. Это может быть спорт (футбол, баскетбол, шахматы, теннис), боевые виды искусства, рисование, компьютерные игры.

Видео репортаж о детском алкоголизме:

Профилактические меры по борьбе с этой проблемой должны рассматриваться на уровне семьи, школы и государства. В последнем случае следует ограничить продажу алкогольной продукции. Уже введен запрет на продажу спиртного лицам до 18 лет. Таким образом, проблема алкоголизма среди детей является очень актуальной.

Оптимальный способ защитить себя и друзей - понять, что алкоголь вреден.

В случае зависимости нужно обращаться к специалисту.