Ребенок 4 лет не хочет учить буквы. Ребенок не хочет учить буквы

Как заинтересовать ребенка учить буквы задумывается каждая мама. Ведь знание литер и умение их складывать в слога и слова напрямую зависят от дальнейшего развития малыша и его успеваемости в школе. Поэтому, например, учить буквы детям 5 лет не только можно, но и нужно. При этом процесс обучения затягивать не стоит, а, наоборот, постараться его ускорить.

Начиная свою работу с малышом многие мамы сталкиваются проблемой, заключающейся в том, что ребенок не хочет учить буквы. Дело в том, что дети в зависимости от возраста могут сохранять сосредоточенность в течение нескольких минут. В связи с чем Вам требуется ребенка так заинтересовать и заинтриговать, чтобы малыш с удовольствием выполнял все подготовленные для него задачи и с нетерпением ждал следующего задания.

Совет: так как заставить ребенка учить буквы практически невозможно, сделайте так, чтобы он этого сам захотел, для чего со своей стороны Вам потребуется подготовить познавательную игровую программу.

Иначе Вы с первых дней посеете в душе ребенка яркую нелюбовь к науке и обучению, что совсем не положительно повлияет на школьные годы в будущем.

Развитие ребенка: учим буквы

Существует множество интернет-ресурсов, книг, журналов, курсов, которые рассказывают как научить ребенка учить буквы. Стоит отметить, что рекомендуется использовать целый комплекс из существующих материалов, что позволит максимально разнообразить задания для малыша, с помощью которых будет происходить процесс обучения. Так малыш не заскучает, ведь одна активность будет заменять другую, а буквы будут малышом запоминаться без значительных усилий. Кроме этого стоит учесть, что занятие не должно длиться более 10-15 минут, но проводиться должны ежедневно без исключений и отмен.

Основные способы, применяемые для изучения алфавита следующие:

1. Музыкальная азбука для детей. Учим буквы, в соответствии с данной технологией, посредством грамматических песен о буквах. Таких материалов можно найти множество на интернет-ресурсах. Так малыш будет слышать букву, ее звук и вариант ее применения, что позволит сразу изучать букву в обиходе. Кроме того, песни обычно составляют в виде простейшей рифмы, что позволяет максимально легко запоминать ее текст.

2. Тактильная азбука. Она представляет собой азбуку из кубиков, карточек или магнитов – любой вариант, на котором расположена буква и сопровождающие ее изображения. С ее применением задавать вопрос: «Как учить ребенка буквам?» вообще не придется. Ведь это уже зависит от Вашего воображения.
Важно: учтите один совет: не учите с малышом отдельные несвязные буквы – они для крохи не несут никакой информации. Вместе с тем если, выучив 3-4 буквы, Вы сложете их в понятное для него слово, то восторгу малышу не будет границ.

Кроме этого время от времени можно доставать карточку или кубик посредине иной игры и спрашивать букву. Угадав, малыш получает поощрение.

3. Обилие материалов. Малыши невероятно любят все собирать. Они с предельной любовью относятся к кубикам, карточкам, книге и т.д., если она яркая и красочная. Поэтому приобретите в магазине яркую азбуку, которая будет соответствовать возрасту ребенка. Чтобы кроха не терял к ней интерес, давайте ее только в определенное время: например, во время поездки в транспорте. Распечатайте карточки с разнообразными изображениями. К тому же лучше всего, чтобы эти изображения были героями любимых мультфильмов, так он к карточкам будет относится как к настоящим друзьям.

4. Письмо. Как обучить ребенка буквам без их написания пока придумано не было. Буква только тогда считается выученной, когда кроха распознает ее в слове, называет ее звук и умеет ее писать. Конечно изначально письмо осуществляется в виде печатных букв. Не смотря на то, что мелкая моторика рук уже давно малышу поддалась, выполнять такие миниатюрные движения, как написание литер, ему пока неподвластны. Поэтому изначально предложите малышу писать пальцем на песке, на окне или с применением красок и бумаги. Когда малыш освоит эти движения можно понемногу вкладывать ему в ручку карандаш, мелок или ручку.

Чем старше становится малыш, тем больше мама задумывается о том, что пора приступить к изучению букв. Поскольку даже специалисты не могут дать точного ответа на вопрос о том, какой возраст является идеальным для обучения детей буквам, мамы ориентируются на способности своих детей. Психологи утверждают, что ребенка не заинтересованного в обучении заставлять знакомиться с буквами бесполезно. Что делать, если ребенок не желает изучать буквы?

Причины, по которым ребенок не хочет учить буквы и пути их устранения

  • У ребенка нет настроя к изучению букв.
  • Ребенку не интересно знакомиться с буквами и для решения этой проблемы родителям нужно будет учесть предпочтения своего ребенка. Игровая форма обучения способна помочь в обучении малыша буквам.
  • Неусидчивость. Для того чтобы научить ребенка-непоседу буквам нужно его заинтересовать, например, настольными играми с изображениями букв.
  • Для того чтобы ребенку хотелось изучать буквы, родители должны грамотно организовать этот процесс.

    • При обучении нужно произносить лишь звук, а не называть саму букву. Очень часто для обучения ребенка родители приобретают электронную азбуку, при этом очень важно, чтобы она произносила именно звуки. В противном случае, малыша не придется переучивать правильному произношению и он без проблем научиться читать.
    • Обучение стоит начинать со знакомства с гласными буквами. Слов с гласными, обозначающими два звука, стоит избегать, чтобы ребенок не начал путаться в момент определения звуков.
    • Изучать буквы рекомендуется не по порядку, а вразброс. В первую очередь нужно знакомить ребенка с теми согласными, которые без труда произносятся, а затем те, которые вызывают сложность в произношении.
    • Не следует торопить малыша при обучении. Сначала он должен познакомиться со всеми гласными, а согласные следует изучать по 2-3 буквы. Когда ребенок запомнит все буквы, то можно познакомить его с тем, как складывать слоги.
    • В процессе обучения не следует использовать азбуку, в которой под буквами изображен лишь один предмет. Дело в том, что в тот момент, когда ребенок будет видеть букву, у него сначала будет всплывать ассоциативная картинка и лишь потом буква.
    Как заинтересовать ребенка при изучении букв

    Сегодня в магазинах продается огромное количество дидактических игр с персонажами из мультфильмов. Можно купить ребенку такую игру с его любимым мультгероем . Если ребенок успешно освоил ту или иную букву, то обязательно стоит как-то его наградить. В следующий раз он будет уже с большим интересом изучать буквы.

    Вариантом такой игры может стать самодельная книжка-азбука, в которую мама вклеит изображения с любимыми персонажами из сказок и мультфильмов.

    Обучение можно и нужно организовывать в форме игры , так можно написать изучаемую букву на листе бумаги, а затем разрезать его на части. Получится самодельный пазл , который понадобится собрать ребенку. Стоит сказать о том, что сначала лист нужно разрезать на 2 части, затем на 3 и т.д. Чем старше ребенок, тем больше частей может содержать такой пазл.

    Даже при наличии таких игр ребенок может проявить упрямство и отказаться в них играть. В данном случае придется разнообразить любимые занятия ребенка теми приспособлениями, которые понадобятся для обучения буквам. Другими словами, родителям ребенка, который отказывается знакомиться с буквами, придется проявить фантазию при организации процесса обучения.

    Методы обучения буквам

    Иногда ребенок не хочет знакомиться с буквами по одной методике и с удовольствием изучает их по другой. В данном случае можно воспользоваться любой другой доступной методикой, которая заинтересует малыша. Рассмотрим имеющиеся методики и их особенности.

  • Кубики Зайцева : данная методика хороша тем, что помогает обучить даже самого маленького ребенка, начиная от 2 лет. Кубики окрашены в определенные цвета в зависимости от того, какую особенность имеют слоги и звуки. Комбинируя эти кубики, малыш не только запомнит буквы, но и научиться сочетать звуки. Данная методика подходит не каждому ребенку, поэтому не стоит отчаиваться, если малыша не заинтересовал данный метод.
  • Эстетический метод : каждая буква изображена на отдельной карточке. Родителям необходимо нарисовать букву карандашом, а ребенок должен ее раскрасить. Это будет первым этапом обучения, который завершится тогда, когда ребенок раскрасит все буквы. Второй этап будет заключаться в том, чтобы разрезать эти карточки на части, а затем перемешать. Ребенку нужно будет собрать пазлы и назвать ту букву, которая получилась. Стоит сказать о том, что смешивать нужно не более четырех разрезанных карточек. Данный метод позволяет запомнить буквы быстро и легко.
  • Ассоциативный метод : для каждой буквы следует создать свой образ, это позволит ребенку запомнить ее. Для того чтобы метод стал наиболее эффективным, следует создавать образы вместе с малышом.
  • Наглядный метод : у ребенка также как и у взрослого в большей степени может быть развито зрительное восприятие. Ребенку удастся запомнить все буквы в том случае, если они будут у него постоянно на виду. Пользуясь данным методом нужно помнить о том, что обучение должно проходить в игровой форме, иначе малыш снова заупрямится и откажется учить буквы.
  • Изучение букв с помощью компьютера : сегодня разработано немало компьютерных игр, которые помогают детям изучить буквы. Пользуясь данным методом, родители должны следить за тем, чтобы ребенок проводил за компьютером ограниченное время. В противном случае, результат выше не станет, а вред здоровью будет нанесен.
  • Закрепление знаний

    Если у ребенка не было особого желания изучать буквы, то он может их с легкостью забыть после того, как выучил . Для того чтобы избежать этого нужно закреплять знания. Регулярный повтор букв, организованный в форме игры, приведет к тому, что ребенок запомнит их надолго. При этом нужно чтобы упражнения на закрепление были интересны ребенку и не вызывали у него негативных эмоций.

    Понимаете, ведь надо что-то делать! - с тревогой говорила мне полная, хорошо одетая дама, едва умещающаяся на стуле. Ее ноги в аккуратных лодочках были плотно сжаты (юбка до середины колена казалась слегка коротковатой для такой монументальной фигуры), руки сложены на коленях. - Ей же на тот год в школу, все ее сверстники уже читают, а она даже буквы учить не хочет. Представляете? Сейчас же такое время, чтобы поступить в приличную школу, надо интегралы брать... Мы обследовались - все врачи сказали, что все нормально, развитие по возрасту. Вот и в карточке запись. Теперь вот к вам пришли, посмотрите, посоветуйте, что нам с ней делать...

    Крупная, слегка сонная на вид Зоя сидела в кресле и лениво расправляла оборки на очень красивом бархатном платье. На ее ногах были точно такие же лодочки, как и у мамы, только, естественно, меньше размером. Ноги совершенно неподвижно висели в воздухе, не доставая ковра. Взглянув исподлобья на меня и на маму, Зоя подавила зевок.

    Зоя, а что ты любишь делать? - спросила я у девочки.

    В куклы играть и мультфильмы смотреть, - басом откликнулась Зоя.

    Вот видите! - Мама трагически заломила бровь.

    А что в этом ответе кажется вам неестественным? - удивилась я. - Для девочки шести лет совершенно нормальные пристрастия...

    Но надо же и о будущем думать! - вскричала мама.

    "Вот вы и думайте! - захотелось огрызнуться мне. - И не морочьте ребенку голову!"

    Естественно, я этого не сделала. Люди обратились с проблемой. Проблему надо решить. По крайней мере попробовать.

    А чего именно Зоя не хочет делать? - уточнила я.

    Да ничего! - в сердцах воскликнула мама, и тут же оборвала себя, попробовала быть объективной. - То есть она все делает, что надо, по дому там, помогает мне, подмести может, пропылесосить, на стол накрыть. Подать, принести - это она никогда не отказывается, даже когда играет или телевизор смотрит. Но вот заниматься не хочет совсем! Мы уж и книжки покупали всякие, и соседку-учительницу репетитором брали. Так она отказалась. Я, говорит, у вас деньги беру, а никакого прогресса нет. Зоя просто спит на занятиях и меня не слышит. Мне так неудобно. Представляете, с трех лет буквы и цифры учим, а она их до сих пор путает. Рисует хорошо, раскрашивает и того лучше, а попросишь цвета назвать - такого наговорит! Задачки пробовали с ней решать на логическое мышление, внимание и всякое там другое - знаете, сейчас много пособий всяких, - так она иногда решает, а иногда как бы вообще не понимает, чего от нее хотят. Я книжки эти приятельнице отдала, так у нее сын на полгода младше, а уже все эти задачки перерешал. Мне так обидно!

    Обидно, - согласилась я. - У вас один ребенок?

    Нет, в том-то и дело! - Снова заколыхалась утихшая было и пригорюнившаяся дама. - У нас сестра старшая есть, Варюша. Ей уже шестнадцать в этом году будет. Так никаких проблем! Звезд с неба не хватает, до школы год и первые три класса я с ней как приклеенная сидела, но так ведь и результаты видны. Никогда ни одной тройки, в школу пошла - читать и писать печатными буквами умела, считала свободно в пределах десяти. Чтобы когда отказалась заниматься - не помню такого. Наоборот, просила: давай, мамочка, я еще раз перепишу, а то у меня вот тут грязно...

    Это надо же! - искренне поразилась я. - А Зоя, она совсем другая, да?

    Да, да, именно другая, - обрадовалась пониманию Зоина мама. - И я хочу, чтобы вы что-нибудь сделали, то есть помогли мне сделать, чтобы она... - Тут мама запуталась и замолчала, выжидательно глядя на меня.

    Вы сами не заметите, как ребенок постепенно усвоит буквы, если с ним по-немногу заниматься регулярно. Главное не делать из занятий серьезные такие академические уроки и не ждать ежедневно четких результатов. У меня, например, мальчик с дефицитом внимания и гиперактивный (интеллект высокий). Надо ли описывать, на что похожи наши "занятия". Ну несколько раз в день напишем то одну букву, то другую, то цифры разные, то знаки, то примеры порешаем, то в прописях пообводим картинки или буквы. Еще советую раскраски с азбукой и цифрами. Ну то есть не только в теории нужно буквы/цифры изучать, но и на практике, т.е. писать их, раскрашивать, выискивать в текстах и т.д. Сейчас же много развивающей интересной литературы с играми. Мы с 3,5х, наверное, начали все это изучать по разным направлениям. Тоже ему не особо нравилось раньше, но вот сейчас в 5л.3м. буквы уже знает на зубок, по слогам читает отдельные слова (без всякого энтузязизма, надо сказать), складывает\вычитает в пределах 10 в уме, а в пределах 20 с помощью счетных палочек. Примеры при этом записываю, чтобы понимал, что происходит. Ну в общем теперь норм нет никаких, я так понимаю, когда и что должен ребенок начать изучать и знать. Каждая школа/сад требуют, кто во что горазд. Мое мнение (после общения с психологами и нейропсихологами), что до 6 лет лучше вообще на этот счет не париться, если только ребенок не проявляет к чтению и счету явного интереса. Но поскольку требования в приличных школах сейчас высокие, приходится детей мучить, чтобы не отставали от общей массы. В частности меня мучит вечный страх, что мой не только вести себя будет плохо в школе, но и учиться тоже, потому и занимаюсь с ним всем этим. Вообще убеждения, что чем раньше начал читать, тем умнее будет, по-моему, полный бред. 01.08.2012 15:59:31, Donna Lovelace

    От кого:

    Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

    Ой, забыла еще сказать. По-моему, электронные и компьютерные всякие штуки не очень подходят для основного обучения (только как дополнительный метод самостоятельного повтора), т.к. они ни к чему не побуждают ребенка, т.е. ребенок пассивен при таких занятиях. Нажал на кнопку, плакат пропищал там что-то, а толку ноль, потому что это быстро наскучивает. Это в годик интересно 20 раз жать на одну и ту же кнопку с одним и тем же результатом. Так что лучше самим писать, обводить, раскрашивать, находить буквы/цифры в тексте, стишки заучивать про буквы и т.д., а потом, само собой пересматривать раскраски, прописи и проч. и хвалить ребенка, напоминать, какой он был молодец когда-то. 01.08.2012 16:10:38, Donna Lovelace

    Занимайтесь не более 15 минут в день

    Письмо - сложный навык, требующий согласованной работы мышц руки, развитой зрительной памяти, пространственного восприятия, внимательности и усидчивости. Освоить всё это сразу дошкольнику сложно. Поэтому возьмите за правило: немного пописали - отдохнули. Перегрузки плохо сказываются на развитии детского организма.

    Не торопите

    Исследования показываютYoung Children’s Knowledge of the Symbolic Nature of Writing , что дети начинают видеть разницу между словами и рисунками уже в три года вне зависимости от того, умеют они читать или нет. Однако в столь раннем возрасте малыши ещё не готовы к письму: их мозг сформирует необходимые навыки только к 5–7 годам.

    Проверить готовность к письму можно так:

    • Дайте ребёнку лист бумаги и предложите что-нибудь нарисовать.
    • Попросите закрасить часть рисунка.
    • Если малыш будет постоянно поворачивать лист бумаги и с трудом менять направление линии, значит, он ещё не готов к написанию букв.
    Не заставляйте

    Если ребёнок не хочет учить буквы, не насилуйте его. Займитесь лучше упражнениями , развивающими мелкую моторику, пространственное мышление и память.

    Формального требования «уметь писать» к будущему первокласснику нет. В возрасте 5–7 лет стоит отдать предпочтение подготовке руки к обучению письму в школе.

    Марина Суздалева, психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб увлечённых мам»

    Подавайте информацию в игровой форме

    Не превращайте занятия в обязаловку, а себя - в строгого учителя. Обучение дошкольника должно напоминать занимательную игру.

    По словам Марины Суздалевой, необходимо исключить любые отрицательные эмоции, оценки и критику.

    Не учите рукописным буквам

    Об этом просят родителей педагоги начальных классов. Дело в том, что способы написания букв в учебниках разнятся.


    Родители научат соединять и писать буквы одним способом, а требования по программе будут другие. И ребёнку придётся переучиваться.

    Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов, разработчик пособий для детей, родителей и педагогов

    Если у родителей и, главное, малыша всё же есть желание освоить каллиграфию, займитесь отработкой элементов букв. Такие упражнения можно найти в прописях для дошкольников.

    Подготовка - 3–5 лет Развивайте мелкую моторику

    Чтобы научиться писать, ребёнку нужно иметь развитую мелкую моторику . Это значит, что он должен без труда манипулировать небольшими предметами и выполнятьDo fine motor skills contribute to early reading development? действия, требующие координированной работы глаз и рук. Например, лепить из теста или рисовать.

    Чтобы подготовить руку дошкольника к письму, попробуйте следующие упражнения:

    • Вырезайте фигуры из бумаги по контуру.
    • и раскрашивайте цветными карандашами, фломастерами и красками.
    • Лепите из теста и пластилина.
    • Создавайте аппликации.
    • Собирайте модели из конструктора.
    • Работайте с мозаикой.
    • Вяжите и вышивайте крестиком.

    Упражнения нужно выполнять регулярно в удобном ребёнку темпе и совместно со взрослыми.

    Кстати, при движении пальцев рук усиливается деятельность лобных и височных отделов мозга, отвечающих за речь: дети с развитой моторикой лучше говорят.

    Научите сидеть за столом

    Причём до того, как малыш начнёт писать. Потом он будет слишком увлечён буквами и не сможет контролировать своё тело.

    Помните, что неправильное положение за столом приводит к нарушению кровообращения и заболеваниям позвоночника, задерживает развитие грудной клетки.

    Каждый раз, когда ребёнок сядет за стол, чтобы есть, рисовать, читать или делать что-то ещё, контролируйте его положение.

    Малыш должен сидеть прямо, не опираясь грудью на стол. Плечи на одном уровне. Голова немного наклонена вперёд. Расстояние от глаз до стола - не меньше 30–35 см. Руки лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола.

    Обе ноги стоят на полу и согнуты в коленях под углом 90 градусов. Левую ногу (если ребёнок правша) или правую (если левша) можно немного выдвинуть.


    Depositphotos.com/maia3000 Покажите, как держать карандаш

    Для начала возьмите толстые трёхгранные карандаши : на них проще объяснить, как поставить пальчики. Когда перейдёте на круглые, можете воспользоваться тренажёрами-насадками для правильного письма.

    Лучше всего показать ребёнку, как вы сами держите карандаш, и ручкой или фломастером отметить на детских пальчиках места, где должен располагаться инструмент.

    Некоторые педагоги для улучшения почерка требуют, чтобы кончик карандаша был направлен к правому плечу у правшей или левому у левшей.

    Вы также можете сделать простое упражнение. Возьмите карандаш указательным и большим пальцем правой руки в том месте, где заканчивается краска. Левой рукой ухватитесь за противоположный край и переверните инструмент.

    Если пальчики съезжают, поправьте их. Переучить ребёнка потом будет очень сложно. Следите, чтобы малыш не сжимал карандаш слишком сильно. В перерывах делайте пальчиковую гимнастику .

    Многие педагоги сходятся во мнении, что желательно прививать навык письма с помощью карандаша, а не авторучки. Ребёнок не будет бояться своих ошибок (можно ластиком стереть неудачный вариант), а также научиться контролировать степень нажима.

    Научите ориентироваться на листе бумаги

    Ребёнок должен овладеть пространственным мышлением и уметь ориентироваться на листе бумаги. Это поможет ему в дальнейшем считывать размер и расположение буквы на строке, понимать количество входящих в неё элементов, выбирать наклон и размах. Освоить этот навык помогут графические диктанты .


    babyblog.ru Освойте алфавит

    Прежде чем писать, ребёнку нужно выучить алфавит и . Для этого существует много техник: азбука и буквари, кубики Зайцева , «Складушки» и «Теремки» Воскобовича, динамические кубики Чаплыгина. Выберите способ, который подходит вашему ребёнку.

    Обучение элементам и печатным буквам - 5–7 лет Рисуйте пальчиками

    Разучивать буквы можно, рисуя их на бритвенной пене, крупе, рассыпанной на противне, запотевшем стекле, в воздухе, мелом на асфальте или пальчиковыми красками на бумаге. Буквы можно складывать из семян и лепить из пластилина. Проговаривая букву, нужно называть соответствующие ей звуки и вспоминать слова, на неё начинающиеся.

    Важно связывать букву с предметом, на которую он начинается. И правильно называть имя буквы и звук, который она обозначает. Например, букву зовут «эм», а звуки - «м» или «мь».

    Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов Пишите элементы букв и цифр в альбоме для рисования

    Начните с освоения элементов: вертикальных и горизонтальных палочек, кружочков, овалов и прочих. Задания можно найти в пособиях для дошкольников или придумать самостоятельно.

    Нарисуйте образец элемента и попросите ребёнка повторить. Если он ошибается, объясните, почему нужно делать именно так. Для первых опытов лучше завести отдельный альбом для рисования, чтобы ребёнка не отвлекала разлиновка.

    Тяжелее всего деткам даются верхний элемент малых букв «в», «б», нижний элемент букв «у», «з», «д», «ц», «щ». Научить писать малую букву «г» сверху вниз, а также крючочки букв «т» и «ш» тоже важно.

    Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов Выполняйте упражнения в прописях для дошкольников «Прописи для дошкольников 5-6 лет», Елена Колесникова, 80 рублей →
  • «Прописи для будущих первоклашек. Рисуем по клеточкам», Олеся Жукова, Елена Лазарева, 99 рублей →
  • Чек-лист для тех, кто хочет научить ребёнка писать

    Письмо - комплексный навык, успешное овладение которым основывается на развитой мелкой моторике, навыках зрительно-моторной координации и зрительной памяти, уверенной ориентации в пространстве. На практике это означает, что ребёнок:

    • Правильно держит ручку или карандаш.
    • Умеет копировать с доски и с листа простые узоры, геометрические фигуры, печатные буквы, написанные крупным шрифтом.
    • Быстро и безошибочно определяет , положение в пространстве (право-лево, верх-низ, ниже-выше, вперёд-назад).

    Эффективное освоение навыка письма также немыслимо без способности к концентрации и распределению внимания. Всё это касается только «технической стороны» письма.

    Параллельно идёт освоение орфографических и грамматических навыков, которые успешно ложатся на развитый фонематический слух, умение выполнять звуко-буквенный анализ слова, широкий словарный запас и грамотную устную речь ребёнка.