Стандарт о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание учащихся в условиях реализации фгос

Глазкова Наталия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Староильдеряковский детский сад"
Населённый пункт: Д.Старое Ильдеряково, Аксубаевский район, Республика Татарстан
Наименование материала: статья (из опыта работы)
Тема: Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Дата публикации: 11.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Нравственно – патриотическое

воспитание детей дошкольного

возраста в соответствии с ФГОС

(из опыта работы)

Проблема нравственно-патриотического воспитания личности всегда была одной

из актуальных, а в условиях введения ФГОС ДО она приобретает особое

значение. Это связано с преобладанием материальных ценностей перед

нравственными ценностями в нашем обществе, у мальчиков искажено

представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве.

О необходимости нравственно-патриотического воспитания с яркой очевидностью

говорят наши дни.

Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе

накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к

близким, родному краю. Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно

начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке,

бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его

окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие

любви и привязанности к дому – первая ступень нравственно-патриотического

воспитания детей дошкольного возраста.

Цели и задачи

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к

отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям,

становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей

происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Поэтому для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и

взаимопонимания в семье;

Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский

Развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях

Пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству,

обычаям, традициям своего народа

Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине

Формировать чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их

культуре и традициям

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время

предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм

формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром

человека, его личными переживаниями. И задача педагогов сделать так, чтобы эти

переживания были яркими, незабываемыми.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с

дошкольниками:

Обустройство патриотических уголков в ДОУ;

Организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение

музеев, выставок;

Организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования,

конкурсы);

Проведение тематических занятий на тему любви к Родине, чтение

соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов,

В своей работе я использую разнообразные методы и формы работы с учётом

возрастного мировосприятия детей;

Экскурсии и целевые прогулки;

Рассказы и беседы о родном крае, стране, её истории;

Наблюдение за изменениями в облике родного села, за трудом взрослых;

Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);

Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры

русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

Ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством

(роспись, игрушки, вышивка);

Организация выставок и конкурсов;

Участие в общественных и народных календарных праздниках;

Участие детей в посильном общественно – полезном труде.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам

Мероприятия по патриотическому воспитанию приурочиваю обычно к

празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День

Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.

При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения

праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провела акцию

«Подарок ветерану», выучили с детьми песни, стихотворения соответствующей

тематики.

При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется

понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи,

Родины, ее защитники.

Международный женский день посвящен формированию у дошкольников

семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи.

Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек.

Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие

способности.

Народные праздники

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны

проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в группе

организовываю беседы по ознакомлению с народным бытом, праздниками,

рассматриваем иллюстрации. Отмечаем народные праздники песнями,

хороводами, играми, хорошим настроением.

Празднование Масленицы всегда организовываем во время прогулки, участвуют в

них все дети ДОУ одновременно. Дошкольники знакомятся с историей

возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы –

блины, к их изготовлению привлекаем родителей.

Светлый День Воскресения Христова за долгие годы не утратил своего

значения, и ежегодно отмечается с большим торжеством и радостью. Все

мы помним и ждем неповторимую атмосферу этого праздника, с его

непременными куличами и крашеными яйцами.

Свои символ есть и у

праздника Пасхи. Дети с интересом расписывают пасхальные яйца, с

удовольствием участвуют в играх с яйцами.

Одним из значимых и почитаемых праздников на Руси является Троица. В Троицу

земля, вода и лес – именинники. С давних пор люди прославляли и оберегали лес,

а больше всего народ любил березку – символ добра, любви и чистоты. Именно

русская красавица – березка является символом Троицы.

Через народные праздники мы знакомим детей с обычаями их празднования,

воспитывая

народной

культуре,

традициям,

уважение друг к другу, заботу о природе.

Спортивные игры

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание

физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является

неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не

только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов,

укрепляют семейные узы и традиции.

Занятия по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание

государственной символики страны. Для их изучения проводятся

соответствующие занятия-беседы.

Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и

расширить знания о государственной символике, познакомить со значением

цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем

крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить

познавательный интерес к истории своей Родины.

Раскрытие темы малой родины

Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно

приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту.

Одним из способов является посещение краеведческого мини-музея. Другим

методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение

достопримечательностей.

Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить

дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его

особенностей развития и становления.

Патриотическое воспитание стараюсь осуществлять в тесном взаимодействии с

родителями:

Анкетирование; консультации (информация) для родителей;

Родительские собрания;

Совместные мероприятия с родителями;

Наглядная информация в раздевалке;

Выставки совместного творчества;

Участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада.

Работа по приобщению малышей к русской народной культуре еще не закончена,

но уже сегодня, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты

проводимой работы положительные.

Баландина Светлана Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СШ №90 п.Кулой" СП "Детский сад № 148 "Подснежник"
Населённый пункт: п.Кулой, Вельский район, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка (сценарий педсовета)
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО"
Дата публикации: 02.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Русский музыкальный мир 2 0 4 0 6 0 8 0 путешествие в прошлое России 2 0 4 0 6 0 8 0 история русского народного костюма 2 0 4 0 6 0 8 0 старинные русские загадки 2 0 4 0 6 0 8 0 продолжи пословицу 2 0 4 0 6 0 8 0
2. Игру начинает команда первой поднявшая табличку со своим цветом. В случае правильного ответа команда получает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если же команда дает неправильный ответ, то та же сумма снимается со счета команды и право ответа на этот вопрос переходит к другим командам. 3. В игре встречаются следующие сектора:  «Кот в мешке»: вопрос должен быть передан любой другой команде;  «Вопрос-аукцион»: команды назначают цену вопроса, и отвечает та команда, которая назначит наибольшую цену на вопрос; 4. Игру заканчивает раунд «Своя игра». Команды делают ставки, исходя из имеющихся баллов на своем счету. Ведущий зачитывает задание. После минуты обсуждения команды дают ответы. При правильном ответе сумма ставки поступает на счет команды, при неправильном - списывается со счета. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Синий раунд.

Тема1 «Старинные монеты и меры длины».
10. Что такое алтын? (Старинная русская медная монета в 3 копейки) 20. Что такое вершок? (Старинная русская мера длины, равная 4,4 см) 30. Что такое аршин? (Русская мера длины, равная 71 см) 40. Как называлась старинная денежная единица равная 0,5 копейки? (грош)
Тема2 «Поэтические образы птиц».
10. Эта птица может прожить до трехсот лет и в сказках приносила живую и мертвую воду. (Ворон) 20. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов. (Петух) 30. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Сова) 40. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы. (Орел)
Тема 3 «Понятия, термины».
10. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны.
(Государство)

20
Официальная эмблема государства (
Герб
30.
Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство
(Семья)

40.
Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы
(Флаг)

Тема 4 «Старинные слова».
10. Что означает старинное слово «тризна»? (Пир в память умершего) 20. Что означает старинное слово «чело»? (Лоб) 30.
АУКЦИОН
. Что означает старинное слово «кудесник»? (Волшебник, колдун) 40. Что означает старинное слово «курган»? (Холм над могилой знатного воина)
Тема 5 «Славянский мир зверей».
10. По народным поверьям он - олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках. (Волк) 20. По преданиям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов - Белее. (Медведь) 30.
Кот в мешке.
Это животное считается спутником колдунов или колдуний, однако он
очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Кот, кошка) 40. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги света и тепла ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его «крыльями человека». (Конь)
Музыкальная пауза

Красный раунд.

Тема 1 «Русский музыкальный мир».
20. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка) 40. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли) 60. Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь)
80.
Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок)
Тема 2 «Путешествие в прошлое России».
20. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.) 40. Какой день Масленой недели назывался Широким? (Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.) 60.
АУКЦИОН
Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы? (Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а также защищает от молнии.) 80. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью? (Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)
Тема 3 «История русского народного костюма».
20. Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник) 40. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка) 60.
Кот в мешке
Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка) 80. Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен? (Зипун)
Тема 4 «Старинные русские загадки».
20. Где вода столбом стоит, А не проливается? (Ответ: В Колодце) 40. В небо дыра, В землю дыра, А посередине - огонь и вода. (Ответ: Самовар) 60. Каменное море кругом вертится, белый заяц подле ложится, всему миру годится (жернова и мука). 80. Синенька, маленька по городу скачет, всех людей красит (иголка).
Тема 5 «Продолжи пословицу».
20. Глупа та птица, которой … (свое гнездо не мило) 40. Где сосна взросла, там … (она и красна) 60. Своя земля и в … (горсти мила) 80. На чужой сторонушке … (рад своей воронушке)
Музыкальная пауза

Раунд «Своя игра».
Методом исключения команды выбирают темы «Своей игры».
Тема «История вещей».
Как называется этот старинный предмет, чем его заменили в современой жизни?
Тема «Религия».
Для приезда в Иерусалим на Пасху Иисус выбрал животное, которое издавна было символом мира. Что это за животное? (Осел)
Тема «Города».

О каком европейском городе французский классик Стендаль писал: «Красота ее дворцов превосходит все, что знает Париж?» (Москва)
Тема «Слова, слова…»
Словарь Владимира Ивановича Даля объясняет это слово так: «Обрубок дерева, чурбан, баклуша, картонная или иная форма, колодка для обделки, расправления чего-то». В современном языке это ругательное слово. (Болван)
Подведение итогов, награждение победителей.

Рефлексия

«Мишень»
(участникам предлагается выстрелить 2 раза в любой из секторов мишени)
Проект решение педсовета:
1. Принять к сведению результаты тематической проверки по теме:
«
Работа с родителями воспитанников по вопросам патриотического воспитания дошкольников»  Воспитателям, всех групп, пропагандировать положительный опыт семей по патриотическому воспитанию детей.  Воспитателям групп, запланировать и провести совместные досуги, занятия с родителями и детьми к Дню Победы.  Провести смотр-конкурс среди воспитателей на лучшее оформление приёмной к Дню Победы.Ответственные: педагоги. Срок: май 2016г. 2. Провести консультации для родителей: «Где побывать с ребёнком», «Как провести свой досуг» Ответственные: педагоги. Срок до конца марта 2016г. 3. Провести конкурс, в старших и подготовительных группах «Я и посёлок». Условия конкурса: небольшие рассказы и фотографии детей и их родителей на фоне их любимых мест в посёлке, а также на фоне достопримечательностей. Ответственные: педагоги. Срок конец апреля 2016г. 4. Разработать план мероприятий с детьми и родителями по празднованию 71- годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Ответственные: ст воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели подготовительной группы. Срок: до 01.04.2016г. Содержательный компонент польза организация интерес

Наталия Глазкова
в соответствии с ФГОС

Проблема нравственно-патриотического воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в условиях введения ФГОС ДО она приобретает особое значение. Это связано с преобладанием материальных ценностей перед нравственными ценностями в нашем обществе, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. О необходимости нравственно-патриотического воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, родному краю. Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие любви и привязанности к дому – первая ступень нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Цели и задачи

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Поэтому для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;

Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад);

Развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях

Пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям своего народа

Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине

Формировать чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их культуре и традициям

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками:

Обустройство патриотических уголков в ДОУ;

Организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;

Организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);

Проведение тематических занятий на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

В своей работе я использую разнообразные методы и формы работы с учётом возрастного мировосприятия детей;

Экскурсии и целевые прогулки;

Рассказы и беседы о родном крае, стране, её истории;

Наблюдение за изменениями в облике родного села, за трудом взрослых;

Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);

Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

Ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);

Организация выставок и конкурсов;

Участие в общественных и народных календарных праздниках;

Участие детей в посильном общественно – полезном труде.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам

Мероприятия по патриотическому воспитанию приурочиваю обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.

При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провела акцию «Подарок ветерану», выучили с детьми песни, стихотворения соответствующей тематики.

При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники.

Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.

Народные праздники

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в группе организовываю беседы по ознакомлению с народным бытом, праздниками, рассматриваем иллюстрации. Отмечаем народные праздники песнями, хороводами, играми, хорошим настроением.

Празднование Масленицы всегда организовываем во время прогулки, участвуют в них все дети ДОУ одновременно. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы – блины, к их изготовлению привлекаем родителей.

Светлый День Воскресения Христова за долгие годы не утратил своего значения, и ежегодно отмечается с большим торжеством и радостью. Все мы помним и ждем неповторимую атмосферу этого праздника, с его непременными куличами и крашеными яйцами. Свои символ есть и у праздника Пасхи. Дети с интересом расписывают пасхальные яйца, с удовольствием участвуют в играх с яйцами.

Одним из значимых и почитаемых праздников на Руси является Троица. В Троицу земля, вода и лес – именинники. С давних пор люди прославляли и оберегали лес, а больше всего народ любил березку – символ добра, любви и чистоты. Именно русская красавица – березка является символом Троицы.

Через народные праздники мы знакомим детей с обычаями их празднования, воспитывая тем самым любовь к русской народной культуре, ее традициям, уважение друг к другу, заботу о природе.

Спортивные игры

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции.

Занятия по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы.

Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.

Раскрытие темы малой родины

Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту.

Одним из способов является посещение краеведческого мини-музея. Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей.

Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.

Патриотическое воспитание стараюсь осуществлять в тесном взаимодействии с родителями:

Анкетирование; консультации (информация) для родителей;

Родительские собрания;

Совместные мероприятия с родителями;

Наглядная информация в раздевалке;

Выставки совместного творчества;

Участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада.

Работа по приобщению малышей к русской народной культуре еще не закончена, но уже сегодня, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты проводимой работы положительные.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений нашего детского сада. Музыкальный руководитель в своей работе неизбежно.

Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» В последние годы идет переосмысление сущности.

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Нравственно патриотическое воспитание.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Родина…Отчизна…Отечество… Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их.

Воспитание в детях патриотизма является одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день. Дошкольные образовательные учреждения - это самое первое звено системы образования. Они формируют у детей базовое представление об окружающем мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству, к становлению устойчивой связи поколений, что приводит к развитию нравственно здорового, жизнеспособного населения. Формирование этих ценностей происходит в результате повседневной целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Патриотизм - это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране, но и к стране, оказавшейся в сложном положении: непонимание, бедность, раздор, либо военные конфликты. Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач образования.

К.Д. Ушинский писал, что "Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства".

Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Понимая важность данного вопроса, одним из важнейших направлений в ДОУ становится работа по гражданско-патриотическому воспитанию.

Цель работы нашего ДОУ – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Задачи:

  • воспитывать маленьких патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов
  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
  • проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку
  • бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.
  • формирование элементарных знаний о правах человека
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Эта серьезная работа значима сегодня, потому что именно в последние несколько лет происходят существенные изменения в политической, экономической и культурной жизни страны. Толерантность воспитывается посредством развития хороших манер, привычек, культуры межличностного общения в мире непохожих людей.

Решение данных задач происходит во всех видах деятельности детей в ДОУ: в играх, в труде, в образовательной, в быту, в совместной деятельности детей и воспитателей.

Работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Сопровождение методическими вспомогательными ресурсами;
  2. Работа с детьми;
  3. Работа с родителями.

Все эти направления взаимосвязаны и включают:

  • Знакомство со своим городом, его историей;
  • Знакомство с Россией и родным краем;
  • Знакомство с историческими событиями своего народа и страны;
  • Знакомство с героями былин и их подвигами;
  • Знакомство с символикой государства, республики, города.

Методическое сопровождение

Формирование предметно-развивающей среды патриотической направленности:

  • В холле детского сада оборудованы стенды: "Моя страна", "Мой город";
  • В группах имеется набор дидактических игр: "Военная техника", "Найди флаг России", "Защитники России" и т.д.;
  • Сделана подборка художественной и методической литературы, через которую дети могут получать информацию о подвигах в годы ВОВ, о России и ее армии и т.д.;

Тематическое планирование способствует системному усвоению дошкольниками знаний о стране, крае, местности, где они живут. Темы повторяются в каждой группе. Меняется только объем познавательного материала, содержание и сложность, длительность изучения в зависимости от возраста детей в группе.

Работая над темой патриотического воспитания в ДОУ, мы должны помнить и о происходящих событиях. Например, Олимпиада Сочи-2014 вошла в историю - дети должны гордиться нашими спортсменами, своей страной.

Работа с кадрами.

Цель методической работы с кадрами - совершенствование работы ДОУ по проблеме патриотического воспитания. Личный пример, мировоззрение педагога, суждения, жизненная позиция - наиболее эффективные факторы воспитания. Знания воспитателя не будут эффективны, если он не будет сам любить свою страну, народ, город. В воспитании все сводится к личности воспитателя.

Работа с детьми.

Гражданско-патриотическое воспитание - это одна из основных и трудных задач дошкольного учреждения. Задача сложна в своем решении в силу возрастных особенностей детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не формируется окончательно, а только зарождается. Воспитание патриотического чувства у дошкольников - сложный и длительный процесс, который требует от педагогов значительной личной убежденности. Работу эту нужно проводить во всех возрастных группах, видах деятельности и по всем направлениям.

Задача педагога:

  • Привитие детям понятий "долг перед Родиной", "ненависть к врагу", "любовь к Отчизне", "фронтовой и трудовой подвиг";
  • Знакомство с другими городами, столицей, символикой государства;
  • Показ большого через малое, как связана деятельность одного человека с жизнью всех людей.

Связь воспитателя и других специалистов ДОУ:

  • Логопед - разучивает с воспитанниками приговорки, потешки, скороговорки, народные шуточные стишки, показывает красоту и богатство родного языка;
  • Инструктор по физкультуре организует и проводит подвижные игры разных народов страны.
  • Музыкальный руководитель разучивает с воспитанниками русские народные песни, знакомит с народной музыкой, проводит патриотические и фольклорные праздники;
  • Воспитатели в понедельник проводят обязательные беседы "Как прошли выходные?" - так воспитывается любовь и привязанность к семье. На неделе проводятся беседы "Кому требуется помощь и как ее осуществить?", "Какие новые стихи или рассказы русских писателей ты услышал?".

Цель этой работы - формирование условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в различных видах деятельности детей.

В нашем дошкольном учреждении каждый год проходят праздничные мероприятия:

  • Народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города.
  • Международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день.
  • Православные праздники - Пасха, Рождество Христово.
  • Бытовые и семейные праздники - выпуск в школу, дни рождения.

Праздники сопровождаются хорошей музыкой, красочным оформлением зала, прогулочных веранд, групп, сюжетными играми, разными сюрпризами.

Православные праздники и обряды - это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа.

В приобщении ребенка к народной культуре особую роль играют народные праздники в качестве выражения национального характера, яркая форма отдыха детей и взрослых, объединенных совместными действиями.

В нашем детском саду есть традиция: накануне праздник Победы с детьми старших и подготовительной групп ходим к вечному огню для поклона погибшим воинам и возложения цветов в знак благодарности. После подобных мероприятий дети вдохновляются на новые рисунки, игры, рассказы.

Гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между людьми. В учении и труде развиваются духовные и физические силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за свои успехи и успехи коллектива, складывается характер, крепнет воля.

В игре моделируются ситуации аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений от спортсменов.

Работа с родителями

Взаимосвязь с семьей дошкольника является важным условием внедрения патриотического воспитания в ДОУ. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение. Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах) . В нашем детском саду стало уже традиционным проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, когда родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, горки, помогают озеленять территории. Глядя на них, дети стараются стать активными участниками общего дела, брать на себя посильную часть, стремиться делать что-то для других.

Большую значимость имеют семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, организации фотовыставок и рисунков и другие проекты "Дети-родители". Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья - это ячейка общества.

Итак, патриотическое воспитание в дошкольном учреждении - это длительный процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.

Список литературы:

  1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий/ Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова. - Волгоград: «Учитель» . - 2007. – 203 с.
  2. Бондаренко Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: Практическое пособие/ Т.М. Бондаренко. - Воронеж: ИП Лакоценин. - 2010. - 176 с.
  3. Доронова Т.Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/ Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева Т.И. Гризик, В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.
  4. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ [Текст] : методические рекомендации / С.Д. Сажина. - М.: ТЦ. «Сфера» , 2010. - 112с.

Иванова Елена Юрьевна - воспитатель МБДОУ Детский сад No2 «Аленький цветочек» г.Макаров

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в нашей группе создан детско-родительский клуб «Растишка». Целью создания клуба «Растишка» послужило развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада по патриотическому воспитанию. А также воспитание личности ребенка, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, формирование нравственно- духовного начала.

Актуальность темы:

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Цель:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Задачи :

  1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
  2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  4. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Для создания условий по патриотическому воспитанию дошкольников МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г.Макарова» принял участие в конкурсе проектов (программ) агентства спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области по патриотическому направлению «Мой любимы край» с программой «Моя малая Родина». По результатам конкурса программ мы выиграли грант 95 000 рублей, который позволил приобрести необходимый материал для работы по программе «Моя малая Родина».

Нами разработана система и установлена последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. С целью углубленного изучения истории, природы и людей, живущих в родном городе, мы создали детское объединение «Родничок», которое работает по программе «Моя малая Родина».

Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В своей работе используем различные технологии :

  • игровые,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • проблемные,
  • развивающего обучения,
  • консультативные,
  • визуальные,
  • проектные,

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей

Тематические блоки:

Блок – «Семь Я» , «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые».

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т.д.

Блок- «Культура и традиции»

Знакомим детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия- развлечения «Выставка дымковских игрушек», «Масленица», «Осенины», «Русские матрешки».

Блок - «Я и Родина».

Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно. Следующим этапом в этом году было знакомство детей с достопримечательностями областного центра. Мы вместе с детьми и родителями посетили Сахалинский областной театр кукол (посмотрели сказку «Муравьишка» и сотрудники театра провели для нас экскурсию), а также Сахалинский краеведческий музей.

Блок - «Этих дней не смолкнет слава».

Мы приглашаем на занятия, утренники, праздничные концерты ветеранов Великой Отечественной войны и Боевой Славы, солдат Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

Блок – «Вижу чудное раздолье…», в котором расширяются представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Традицией клуба «Растишка» стало в зимнее время забота о птицах нашего города. Во время прогулки в зимний лес дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями и следами зверей в лесу. Во время походов мы собираем разнообразный природный материал.

Блок – «Педагогическое сопровождение семьи».

В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В работе с родителями используем разнообразные формы :

  • «Круглый стол»,
  • семинары – практикумы,
  • посиделки,
  • конкурсы,
  • выставки,
  • походы,
  • игровые программы.

Мы провели родительское собрание на тему «Приобщение к истокам народной культуры через устное народное творчество». На этом собрании прошла презентация самодельных книг. Активное участие в презентации приняли семьи Рашкевичус («Аленкины сказки»), Кузнецовых («Сашкины рассказы»), Шумилкиных («Никиткина книжка»), Хворовых («Читает вся моя семья мама, папа, кот и я»), Красильниковых («Иришкины рассказы»). А также был проведен конкурс «Самая читающая семья».

Библиотекарь Хворова Анна Александровна провела мастер-класс с родителями и детьми на тему «С чего начинается Родина?». Участники собрания приняли активное участие в беседе, показали свои знания о своем родном городе, о животном и растительном мире нашего края. Дети и родители узнали много интересного об истории нашего города.

На родительском собрании «Семья и родной дом», которое прошло в форме посиделок, решались задачи:

  1. Формировать представление о мире семьи;
  2. Актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях;
  3. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни

Наши родители принимают активное участие в жизни группы. В течение нескольких лет мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей. Прошел конкурс «Корона для наших милых девочек» среди родителей. Участие в этом конкурсе приняли мамы и бабушки наших девочек. Родители показали свою творческую индивидуальность.

Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста, свою работу начали с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовали следующую технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

На основании диагностических данных выявилось:

Начало учебного года - высокий уровень -40%, средний- 60 %

Конец учебного года – высокий уровень- 75%, средний- 25%

Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:

  • Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
  • У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
  • Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
  • Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

Показателем высокого уровня знаний детей по вопросам патриотического воспитания являются победы дошкольников во Всероссийских конкурсах рисунков «Моя Родина», «Недаром помнит вся Россия», в муниципальных конкурсах- «Люблю тебя мой край Родной», «Человек влюбленный в Сахалин», «Макаровские звездочки».

Приняли участие в акциях «Помогите синичке», «Не рубите елочку – зеленую иголочку».

У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду

(конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному краю), а также количественный состав их участников.

Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как

образовательному и воспитательному источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе. Педагогами приобретен новый опыт проведения занятий на основе краеведческого материала.

Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Заключение:

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.