Таблица прикорма по воз второй этап. Как правильно давать первый прикорм малышу

Примерно к шестимесячному возрасту у детей возрастает потребность в большей энергии и питательных веществах. Перед мамой встает вопрос о том, как правильно вводить прикорм. От него зависит развитие органов пищеварения в дальнейшем. Первая пища становится основой развития жевательной техники и правильной выработки ферментов.

Всемирная система здравоохранения (ВОЗ) разработала систему ввода прикорма и определила приблизительные рамки, когда его можно давать. Целью является не только обогащение организма детей питательными элементами, но и приобщение к твердой, взрослой пище.

Согласно общепринятым нормам ВОЗ, время введения прикорма зависит от типа вскармливания.

Прикорм при грудном вскармливании нужно начинать не раньше 6 месяцев. К полугодовалому возрасту в грудном молоке становится недостаточно витаминов и минералов для полноценного роста и развития ребенка.

Дети, вскармливаемые смесями, могут попробовать новые продукты чуть раньше, в 4-5 месяцев. Их потребность в микроэлементах намного больше, чем у детей на естественном вскармливании. К этому времени иммунная и пищеварительная система созревают достаточно, чтобы усвоить новую пищу.

Начало прикорма можно определить и по поведению и развитию самого ребенка. Признаки, определенные ВОЗ:

  • привычной порции грудного молока или смеси ребенку не хватает;
  • малыш может сидеть без поддержки;
  • появились первые зубки, малыш не выталкивает пищу изо рта, старается ее жевать;
  • интересуется тем, что находится в тарелке у взрослого.

Важно помнить, что на протяжении всего периода ввода новых продуктов кормящей маме не стоит отодвигать на второй план грудное кормление.

Таблица поможет разобраться, с чего начинать, когда и сколько давать пищи в прикорм при грудном вскармливании. Данные соответствуют принятым нормам ВОЗ.

Возраст, мес. 6 7 8 9 10 11
Продукты и блюда
Каша 40 70 90 150 170 190
Овощное пюре 130 160 170 190 200 200
Фруктовое пюре 50 70 80 90 100 100
Масло сливочное и подсолнечное 1 г 3 г 3-4 г 4 г 5 г 5-6 г
Желток куриного яйца ¼ шт. ½ шт. ½ шт. ½ шт. ½ шт.
Мясное пюре 30 50 60 70 80
Сухари, печенье 5 г 5 г. 8 г 10 г 15
Рыба 30 40 50 60
Творог 30 40 50 50 50
Кефир 100 150 170 200
Хлеб 5 г 10 г 10 г 10 г

Правила ввода продуктов и блюд

Чтобы новый продукт принес детям только пользу и не вызвал нежелательных реакций, нужно соблюдать несколько правил.

  • На момент ввода нового продукта малыш должен быть здоров. Нельзя этого делать в период плановых прививок , в момент разлуки с мамой или переезда на новое место.
  • Прикорм давать в первой половине дня, по несколько грамм, до основного кормления грудным молоком или смесью.

  • Посуда должны быть тщательно вымыта, продукты правильно приготовлены.
  • Нежелательно хранить приготовленное блюдо, даже в холодильнике.
  • Прикорм нужно давать с помощью ложки (только не металлической).
  • Переходить к очередному новому продукту стоит не раньше недели.

Если новый продукт вызвал рвоту, понос, сыпь и другие неприятные симптомы, то нужно исключить его из рациона на месяц. После этого снова повторить введение.

Схема наглядно поможет разобраться, как осуществляется последовательность введения новых продуктов ребенку, согласно рекомендациям ВОЗ.

Время ввода Вид подачи блюда Частота ввода в рацион Количество порции
6-8 месяцев Пища по консистенции должна напоминать грудное молоко или доводиться до пюреобразного состояния. До 3 раз в день, разрешено 2 перекуса. Постепенный переход от 5 мл до 120 мл.
9-11 месяцев Пища, размятая вилкой или мелконарезанная. Продукты, которые можно удержать в руках, предлагаются малышу. До 4 кормлений в день и 2 перекуса. Одно кормление равно 120 мл.
12 месяцев и старше Каши не перемалываются, твердая пища режется кусочками средней величины. Прикорм заменят 4 кормления грудью или смесью и 2 перекуса. Порция равна примерно 230 мл.
  1. Если ребенок только на грудном вскармливании, то с первым прикормом ему следует предлагать воду.
  2. При недостатке веса прикорм начинают с каш.
  3. Если есть проблемы со стулом, рекомендовано раньше ввести в рацион чернослив.
  4. Когда малыш не успевает усвоить продукт за неделю, сроки можно увеличить. Порции зависят от веса малыша.

Таблица введения новых продуктов для детей 6 месяцев на примере овощей поможет разобраться, сколько разрешено ввести прикорма в первые дни.

Новый продукт Неделя, № Рацион дня (прикорм во время обеда)
Кабачок 1 1-й день. Пюре,1 ч. л.

2-й день. Кабачковое пюре, 2 ч. л.

Каждый день прибавляется по 5 г. Увеличить до 60 г.

Цветная капуста 2 1-й день. Пюре из цветной капусты, 1 ч. л., и 60 г кабачкового пюре.

2-й день. Пюре из нового продукта, 2 ч. л., и 55 г пюре из кабачков (постепенное уменьшение уже усвоенного продукта на 5 грамм).

6-й день. Цветная капуста, 60 г, и 25 г кабачка.

7-й день. Только цветная капуста, 70 г.

Брокколи 3 1. Пюре из брокколи, 1 ч. л., и 70 г кабачка.

2. Брокколи, 2 ч. л., и 60 г цветной капусты.

6. Пюре из цветной капусты, 80 г, и кабачка, 20 г.

7. Пюре из цветной капусты, 100 г.

4 1. Брокколи и кабачки – по 50 г.

2. Цветная капуста и кабачки – по 50 г. и т. д.

7. Брокколи и цветная капуста – по 50 г.

Таблица поможет разобраться с тем, сколько грамм блюда и в какой день можно предложить грудничку в период, когда вводятся новые продукты.

Знакомство с новым

С чего же начинать кормление грудничка? Первый прикорм при грудном вскармливании зависит от состояния здоровья ребенка. Если он недобирает ценные килограммы, то лучше начинать с каш из злаков без глютена. В других случаях начинают введение с овощных блюд, но не с фруктовых.

Овощные блюда полезны при запорах. Фрукты сами по себе сладкие, и после них труднее приучить малыша к другим блюдам.

Первые каши нужно давать однокомпонентные, безглютеновые. К ним относят кукурузную, рисовую, гречневую и овсяную крупы. Если малыш склонен к запорам, то кашу из риса нельзя давать первой, и варить ее можно не больше одного раза в неделю. Самой полезной является гречка. Она препятствует развитию анемии, придает энергию, легко усваивается организмом. Ее, наоборот, следует включать в рацион не меньше двух раз в неделю.

Первые каши для детей должны быть безмолочными. В их составе не должно быть сахара и соли. Этого же правила нужно придерживаться при варке блюда в домашних условиях. Ближе к году кашу можно варить на пастеризованном молоке с добавлением воды. Когда исполнится год, разрешено давать полностью молочные каши.

Овощные блюда формируют правильную микрофлору кишечника, стимулируют работу перистальтики кишечника. Кормление лучше начинать с кабачка, брокколи, цветной капусты. Ближе к 8 месяцам можно вводить в рацион морковь и тыкву. Начинать нужно с одного компонента. Как только ребенок привыкнет к нескольким овощам, их можно будет смешивать в одном блюде.

Первое фруктовое пюре следует давать из зеленого яблока или груши. Только вводить их нужно с осторожностью. Они могут повысить образование газов и вызвать метеоризм.

Мясные блюда нужно вводить после 7 месяцев. Начинать нужно с нежирных сортов мяса: индейки, телятины, курицы. Если ребенок на грудном вскармливании и не хочет принимать в рационе мясные блюда, то можно и не настаивать. Если ребенок на искусственном вскармливании и имеет низкий гемоглобин, то ввести в его рацион мясо нужно обязательно.

В 9 месяцев можно начинать давать рыбу (хек, минтай) – до 2 раз в неделю. В этот же период вводят такие кисломолочные продукты, как кефир, творог.

Схема очередности введения прикорма детям на грудном вскармливании, согласно принятым нормам ВОЗ:

  • 6 месяцев – овощные блюда;
  • 6,5–7 месяцев – фрукты;
  • 7–9 месяцев – каши;
  • 8–9 – желток;
  • 9–11 – рыба, мясо;
  • 11–12 – кефир;
  • 12 – творог.

Нововведения

Относительно недавно появился термин «педагогический прикорм ». Он имеет небольшие отличия от принятого ВОЗ норматива, включает опыт и советы родителей и никакими другими научными данными не подкреплен.

Педагогический прикорм не преследует цели накормить ребенка. Кормящей маме необходимо просто научить малыша культуре поведения за столом и привить интерес к пище.

Педагогический прикорм включает следующие советы:

  1. Кормление не по определенным границам в календаре, принятым ВОЗ, а по желанию ребенка. При этом все-таки учитывается, что первый прикорм грудничка не должен быть введен раньше 6 месяцев.
  2. Несоблюдение норм консистенции блюд, предлагаемой ВОЗ для первого прикорма. Ребенок берет со стола все, что едят взрослые. Маме нужно следить, чтобы пища была правильно приготовлена (не должно быть копченостей, жареных, острых, консервированных блюд). Кусочки не измельчаются.
  3. Не готовятся отдельные детские блюда. Ребенок ест то, что и взрослые.
  4. До 9 месяцев ребенок может свободно есть из тарелки взрослых. И только после указанного периода ему выделяют отдельную ложку и тарелку.
  5. Педагогический прикорм не применяется при искусственном вскармливании. Сторонники данного направления за то, чтобы кормящей маме сохранять свое молоко как можно дольше.

Педагогический прикорм имеет много положительных сторон. Среди них главным является знакомство детей с самого первого дня прикорма с традициями приема пищи внутри своей семьи. Кормящей маме не нужно тратить время и силы, чтобы приготовить отдельное блюдо. Кроме того, педагогический прикорм способствует хорошей лактации, поэтому молоко долго сохраняется.

Руководство матерей по знакомству с новыми блюдами по данной методике:

  1. На завтрак маме стоит положить в тарелку только свежие и качественные продукты, например, творог, печенье, сыр.
  2. Ребенка усаживают на колени и дают ему в руки ложку. По мере того как мама начинает кушать, он тоже заинтересовывается процессом.
  3. Если малыш тянется к еде, стоит давать ему небольшой кусочек (равный спичечной головке).
  4. Малыш либо жует продукт, либо выплевывает его.
  5. Если малышу понравилось, и он просит еще, разрешено дать еще две такие порции. Постепенно, за 3-5 дней количество понравившегося продукта доводят до 5 г.
  6. Если ребенка прикармливать одним и тем же продуктом, то он быстро теряет к нему интерес. Поэтому стоит привлечь его внимание к другой пище.

Одновременно маме нужно прививать малышу правила поведения за столом. Не нужно позволять ребенку безобразничать, разрешать попробовать все, что лежит на тарелке.

Данные советы помогут быстрее адаптироваться к новой еде. Но следует учитывать, что большинство детей до года страдают пищевой аллергией. В данном случае труднее использовать эту методику.

Когда наступает период первых прикормов, нужно учитывать состояние здоровья и вкусовые предпочтения малыша. Советы других могут не подойти, так как каждый ребенок развивается по-своему. Лучшим вариантом является консультация специалиста.

К полугодовалому возрасту ребенка материнское грудное молоко уже не обеспечивает детский организм всеми нужными питательными веществами. В связи с этим возникает необходимость введения прикорма. ВОЗ разработала рекомендации по введению прикорма для детей - грудничков и искусственников. Цель введения прикорма не только дополнить рацион малыша и обеспечить его организм необходимыми элементами, но и постепенно приучать к твердой взрослой пище.

Готовность ребенка к прикорму

Согласно рекомендации ВОЗ, существующей на 2016 год, оптимально вводить прикорм грудному ребенку в 6-8 месяцев. До полугода у малыша еще недостаточно сформирован желудочно-кишечный тракт, не вырабатываются все необходимые ферменты для усваивания иной, кроме материнского молока или смеси, пищи. А к 9-10 месяцам у ребенка уже могут сформироваться устойчивые стереотипы питаться только жидкой пищей, и преодоление их будет болезненным и тяжелым для грудничка.

Таким образом, ВОЗ определяет следующие признаки готовности ребенка к введению прикорма:

  • зрелость пищеварительной системы;
  • угасание рефлекса выталкивания твердой пищи;
  • появление первых зубов, дающих возможность жевать;
  • готовность грудничка устойчиво находиться в вертикальном положении;
  • эмоциональная готовность к новым вкусам и ощущениям.


Система введения прикорма

Фруктовый прикорм не рекомендован до каш и овощей. Это объясняется тем, что до 8-9 месяцев желудочно-кишечный тракт грудничка не готов к усвоению сырых фруктов и фруктовых соков. Именно овощи и каши заселят кишечник нужными бактериями для усваивания фруктов.

Кефир, по мнению ВОЗ, не считается прикормом, поскольку не является твердой пищей. Схема прикорма по ВОЗ включает кефир только как дополнительное питание с 8 месяцев.

Любая схема ведения прикорма предполагает, что порции прикорма систематично будут увеличиваться от половины чайной ложечки до 100-200 г. Первые блюда для прикорма готовят исключительно однокомпонентными. Каждый следующий компонент вводится только после полного привыкания к предыдущему (6-7 дней).

Очередность продуктов

Таблица - схема ВОЗ очередности введения прикорма для младенцев, находящихся на грудном вскармливании, предлагает следующую последовательность введения прикорма.

  1. Овощи в 6 месяцев.
  2. Каши на воде (овсяная, гречневая, кукурузная) в 6,5 - 7 месяцев.
  3. Фруктовое пюре, желток в 8 месяцев.
  4. Молочные каши в 8 - 9 месяцев.
  5. Мясное пюре в 9 месяцев.
  6. Мясные субпродукты в 9 - 10 месяцев.
  7. Кефир, творог, йогурт в 9 - 10 месяцев.
  8. Детское печенье в 9-10 месяцев.
  9. Рыба в 10 месяцев.
  10. Сок в 10-12 месяцев.
  11. Ягодные пюре в 12 месяцев.
  12. Мясные бульоны в 12 месяцев.

Введение масла растительного происхождения (оливкового, подсолнечного) в пюре и каши позволяется с 6 месяцев: схема с 1 капли с поэтапным доведением до объема 1 чайной ложки. Введение сливочного масла начинается с 7 месяцев: схема от 1 г до 10 г в каши.

Для детей, которых вскармливают искусственными смесями, схема первого прикорма аналогична за исключением нескольких моментов. Для этих малышей прикорм лучше вводить с 5 месяцев, потому что молочная смесь не дает маленькому организму всего «строительного материала». Таблица ВОЗ ввода прикорма отличается лишь сроками: овощные пюре и каши вводятся на месяц раньше.


Первые каши

Если вес ребенка существенно меньше нормы, ВОЗ рекомендует начать прикорм с немолочных каш. Таблица указывает, что для грудничков каши готовят только немолочными, несолеными, полужидкими, абсолютно однородными по консистенции. Первые каши готовятся из крупяной муки (перебранную и промытую крупу тщательно перемалывают и измельчают).

Предлагается следующая последовательность введения круп: гречневая, рис, кукурузная, овсяная, манная. Манную кашу рекомендуется готовить только один раз в неделю, потому что в ней практически нет полезных веществ, зато богата клейковиной, способной стать причиной проблем в работе кишечника. Пропорция для приготовления первой каши: 5г крупяной муки на 100 мл воды. Слегка остудив готовую кашу, еще раз измельчите. В готовую кашу можно добавить 1-2 капли растительного масла или немного сцеженного грудного молока.

С 9 месяцев система питания грудничка предполагает многокомпонентные каши, из уже хорошо известных ребенку продуктов. В кашки уже можно добавлять знакомые малышу овощи и фрукты. В 9 месяцев разрешается готовить для грудничка перловую и пшенную каши.

А к 10-11 месяцам каши на воде будут прекрасным дополнением к мясным и рыбным тефтелькам и паровым котлеткам.


Овощной прикорм

Первые пюре готовятся из одного овоща. Лучше всего использовать овощ с личного огорода, выращенный без нитратов и химических добавок. Тщательно его мойте, затем очищайте. Картофель, порезав кубиками, замачивайте на 1,5 часа, чтобы вымылись нитраты. Из капусты удаляется кочерыжка, а из моркови - сердцевина. Если вы используете замороженные овощи, не допускайте их повторной заморозки.

Лучше всего для приготовления овощей пользоваться пароваркой, или запекать их в духовке. Варить нужно в эмалированной посуде, опуская овощ в кипяток. Воды должно быть немного. Варите под закрытой посуде.

Таблица очередности введения овощей в прикорм грудничка предлагает следующий порядок: кабачок, цветная капуста, тыква, картофель, морковь, зеленый горошек, свёкла. Эти овощи вводятся в течение 6-9 месяцев малыша. После 1 года можно давать ребенку огурцы, баклажаны, томаты, сладкий перец, белокочанную капусту.

Приготовив пюре, убедитесь, что масса совершенно однородная, нет волокон и мелких частиц, консистенция полужидкая. Не солите. Добавьте 1-2 капли растительного масла или сцеженного молока.

Если ребенок отказывается от овощного прикорма, отмените данный продукт на 1-2 недели. Попробуйте временно заменить его другим и вернитесь к нему через время.


Мясные блюда

  • кроличье;
  • перепелиное;
  • индюшиное;
  • куриное.

Процесс приготовления требует тщательной тепловой обработки мяса. Аккуратно удалив шкурку, жир, все косточки, опустите в холодную воду и варите 15 минут. Выньте, промойте, положите в свежую воду и варите 1,5 часа до полной готовности.

Отварное мясо тщательно измельчите. Фарш пропустите через мелкое сито. В готовую массу добавьте растительное масло или сцеженное грудное молоко.

Тефтельки и паровые котлетки можно готовить, когда у малыша уже есть зубки, чтобы пережевывать пищу. Комбинируйте мясные блюда с овощными и кашами. Добавляйте фрикадельки в овощные супчики. До 12 месяцев ребенку рекомендовано мясо 3-4 раза в неделю.

Прикорм для 6-месячного грудничка рекомендовано вводить в утренние часы. Это позволит отследить реакцию ребенка на незнакомый продукт до ночного сна: не появилось ли сыпи, расстройства в работе кишечника, беспокойства у малыша, обильного срыгивания. Лучше сначала дать овощи или кашу, а потом насытить грудным молоком или смесью. Постепенно каша и овощное блюдо заменят одно полноценное кормление. Блюдо обязательно должно быть теплым и только что приготовленным. Постепенно к 1году у вашего малыша появятся вкусовые предпочтения. Вы будете знать, какие блюда он ест с удовольствием. Пока же старайтесь полноценно расширять рацион ребенка необходимыми для роста и развития продуктами.

Определением прикорма в качестве кормления детей жидкостями, продуктами специальной консистенции в дополнение адаптированной смеси или грудному молоку занимается Всемирная Организация Здравоохранения.

На первых этапах прикорма дети получают пищу, относящуюся к переходному периоду, то есть это те продукты питания, которые направлены на удовлетворение специфических потребностей малыша, со временем ребенок начинает кушать уже с семейного стола. Дети к одному году физически могут потреблять пищу с семейного стола, поэтому они уже не нуждаются в модифицировании продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей ребеночка.

Всемирной Организации Здравоохранения утверждает, что малышу, пребывающему на грудном вскармливании вводить прикорм не желательно ранее шести месяцев. Однако отечественные ученые несколько не согласны с рекомендациями министерств здравоохранения многих стран мира, поскольку введение прикорма с шести месяцев относится к здоровым детям, которые родились без задержки внутриутробного развития или же гипотрофии, то есть с массой тела, находящаяся в пределах нормы. Также это относится к тем случаям, когда питание мамы полноценное.

Считается, что молоко мамы способно полностью удовлетворить все имеющиеся потребности ребеночка в первом полугодии его жизни. Ферментативные системы у малыша полностью созревают к шести месяцам, как раз к этому возрасту малыша подает сигнал о готовности принятия пищи.

Существующие признаки готовности ребеночка к введению «взрослой» пищи

Выделяют некоторые признаки того, что малыш готов к потреблению еды:

  1. Ребеночек достиг шестимесячного возраста.
  2. Проявление интереса к пище.
  3. Исчезновение выталкивающего рефлекса.
  4. Увеличение веса малыша, приблизительно в несколько раз.
  5. Малыш все чаще просит грудь.

Когда мама убедилась, что наступил момент введения прикорма, то следует определить со способом введения продуктов питания. Нынче существует несколько методов введения прикорма - педагогический и традиционный способ.

Педагогический метод прикорма

Введение прикорма малышу предельно маленькими дозами из тарелки взрослого называется педагогический прикорм. Такой способ подразумевает, что малышу предлагается та еда, которую кушают взрослые, таким образом, он постепенно привыкает к той пище, употребляемой в семье.

Основной задачей такого метода является вовсе не накормить карапуза, а познакомить его с новыми продуктами питания. Для малыша основным питанием остается молоко мамы или же смесь, оно помогает удовлетворить потребности ребеночка в пище, так он запивает не небольшие кусочки еды, которые были выпрошены у мамы.

В случае, когда какой-то продукт понравился малышу, то его количество следует довести до трех чайных ложечек. При такой схеме питания ребеночек кушать учится самостоятельно, тем самым со стороны мамы не испытывает никакого давления. Также ребеночку при таком подходе не нужно перетирать пищу, он поэтапно формирует свои вкусовые пристрастия, по достижению им годовалого возраста он кушает пищу с удовольствием.

Традиционный метод введения прикорма

Введение продуктов питания в рацион малыша в определенной последовательности называется традиционной схемой, к которой склоняется большинство мамочек. Этот метод подразумевает введение продуктов поочередно, которые соответствуют возрастной категории малыша. Тем самым к годовалому возрасту, ребеночек кушает «взрослую» пищу, получая необходимые витамины и минералы.

Продукты, с которых следует начинать прикорм

Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует начинать прикорм с различных овощей, каш, мяса, рыбы и только потом разрешается вводить в меню малыша соки. Современные специалисты в области питания рекомендуют с введением соков быть очень осторожными, поскольку этот продукт является стимулятором ферментативной деятельности ребеночка.

Минусы раннего введения сока:

  1. Этот продукт является достаточно сильным аллергеном.
  2. Поскольку он является тяжелым, то его усвояемость выполняется достаточно плохо.
  3. Вероятность появления определенных проблем с почками и поджелудочной железой.
  4. Сок оказывает определенное влияние на ЖКТ.
  5. В соке содержится высокий уровень сахара, который маленькому ребенку не нужен.

При введении сока его нужно разбавлять с водой и соблюдать пропорции 1:1. В случае, когда у малыша наблюдаются некие проблемы с пищеварительной системой, то сок и вовсе не следует вводить в рацион малыша.

Продукты питания, используемые в качестве прикорма

Всем известно, что основная цель прикорма - обеспечение ребеночка дополнительным объемом питательных веществ, а также энергии. Беря во внимание то, что современные адаптированные детские смеси в своем составе содержат особо большой набор минеральных веществ, витаминов, поэтому если нет особых показаний к более ранним срокам, поэтому схема введения прикорма как детей-искусственников, так и грудничков может быть единой.

Начинать прикорм лучше с овощей, однако если ребеночек в весе набирает плохо, тогда следует начинать с каш. Овощной пpикоpм должен иметь вид пюpе, приготовленный из таких продуктов, как кабачок, брокколи, . Из каш первыми вводятся те, которые не содержат глютен, поскольку это белок, как тот который содержится в коровьем молоке, представляет собой достаточно сильный аллерген.

Сегодня специалисты в области питания рекомендуют из детского рациона исключить манную кашу, поскольку в ней содержится высокое содержание глютена, а нутpитивная ценность в малом количестве. Затем вводят мясной пpикоpм, который готовят из мяса нежирных сортов. Нецелесообразным считается использовать в питании малыша .

Любой прикорм должен иметь консистенцию пюреобразную. После введения этих пpикоpмов в питание допустимо введение фруктов, соков. Их нужно давать малышу между основных кормлений и добавлять в пpикоpмы в качестве улучшения вкусовых качеств.

Не рекомендуется в питание вводить мясные бульоны. Некоторые специалисты считают, что прикорм нужно давать малышу после кормления грудью, объясняя это тем, что введение продуктов питания до кормления способно привести к уменьшению уровня выработки молока.

Однако не каждый малыш согласится кушать прикорм в виде овощного пюре, каши, после грудного молока. Поэтому в этом вопросе следует подходить индивидуально. В питании малыша допустимо использовать блюда и продукты, которые приготовлены в домашних условиях и промышленного производства, которые различаются составом.

Важно соблюдать последовательность, в частности и постепенность введения каждого пpикоpма. К тому же стоит помнить, что дети предпочитают употреблять продукты питания маленькими порциями, но часто. Тем самым малыш учится не переедать и контролировать чувство насыщения.

Если малыша выражает любознательность и пробует кушать ложкой самостоятельно, посодействуйте ему в этом. К тому же не стоит ругать его за то, что он руками трогает те продукты, находящиеся в тарелке. Таким образом, он посредством своих пальчиков определяет консистенцию пищи, это является важным этапом в его развитии. Учитывайте пристрастия ребеночка и проявляете смекалку!

Все без исключения родители желают видеть своих детей крепкими, здоровыми, физически и интеллектуально развитыми. Пища — это источник всех необходимых питательных веществ, микроэлементов, витаминов и иммуноглобулинов для нормального роста и развития малыша, поэтому правильное питание ребенка играет важнейшую роль в его жизни.

Основные правила введения прикорма

    Первый продукт должен быть однокомпонентным , то есть не следует смешивать в одной тарелке несколько новых видов продуктов, иначе будет невозможно отследить, какой именно продукт вызвал у ребенка сыпь или иные проявления пищевой аллергии.

    Продукт должен быть гомогенный - т.е. тщательно измельченный и протертый, без комочков. В противном случае, наличие неоднородностей может стать причиной того, что, неготовый еще к твердой пище ребенок, может надолго отказаться от какой-либо пищи кроме маминого молока или смеси. Это обусловлено наличием рвотного рефлекса. Он помогает ребенку автоматически выталкивать предмет из глотки, чтобы ребенок не подавился. Если что-то твердое попало ребенку в ротик, его язык опускается вперед и вниз, чтобы вытолкнуть предмет наружу. Рвотный рефлекс остается с человеком на всю жизнь, но выталкивающая его часть исчезает примерно к 6 месяцам. Именно из-за этого рефлекса ребенку так трудно проглотить слишком рано вводимую твердую пищу.

    Новый продукт всегда вводится в первой половине дня , чтобы исключить необходимость посреди ночи мучиться с внезапно вздувшимся животиком или поносом.

    Прикорм дают ребенку только с ложки , а не из бутылочки. Малыш подрастает, и ему необходимо осваивать навыки приема пищи не только посредством сосания.

    Новый продукт дают перед кормлением грудью или смесью .

    Нельзя вводить новые продукты за 7 дней до прививки и в течении 7 дней после прививки .

    Нельзя вводить новые продукты, если ребенок болен. Это будет дополнительная нагрузка на и без того ослабленный болезнью организм малыша.

    Каждый продукт вводится в течении 5-7 дней, начиная с 1 чайной ложки (для фруктов половина чайной ложки).

    Если один продукт полностью введен, то новый вводится так: 1 чайная ложка нового продукта, затем 3 ложки старого продукта, и последняя ложка опять новый продукт. Затем докармливаем грудью или смесью.

    Не стоит устраивать для ребенка перекусов между едой. Детский желудок весьма мал , поэтому сигнал насыщения в мозг ребенка приходит очень быстро и он просто откажется есть.

    Для того, чтобы малыш всегда кушал с аппетитом, не следует его заставлять есть если он не хочет и не нужно насыпать больших порций, лучше насыпать чуть меньше. Следует учитывать вкусовые пристрастия ребенка. Некоторые дети с удовольствием едят фрукты, овощи и мясо, а некоторые больше предпочитают молочные продукты и различные каши.

    Иногда ребенок начинает плохо кушать, если его что-либо беспокоит. Не следует ожидать от недавно переболевшего ребенка большого аппетита. У младших детей аппетит ухудшается в период, когда режутся зубки.

Покупать готовые пюре или готовить самостоятельно - это серьезный вопрос, который каждый решает сам. О важных аспектах этого выбора более подробно

C чего начать прикорм

Сегодня педиатры и детские диетологи рекомендуют до 6 месяцев ребенка кормить, без всяких прикормов, грудным молоком. Детям, которые находятся на искусственном или смешанном вскармливании прикорм можно начинать вводить в 4 месяца.

Вот приблизительная последовательность введения в рацион малыша новых продуктов:

с 4 месяцев — овощные и фруктовые пюре, каши

с 6 месяцев - творог, желток

с 7 - 8 месяцев — мясо

с 8 месяцев — птица, печенье

с 8-9 месяцев — кисломолочные продукты, фрукты

с 9-10 месяцев - рыба

Вот примерная схема кормления маленького ребенка в течении дня:
грудное молоко (смесь) → каша → овощи с мясом → творог+фрукты+печенье → кисломолочный продукт → грудное молоко (смесь) Далее остановимся более подробно на каждом из продуктов.

Первые продукты для введения прикорма

Первая каша для прикорма

При недоборе веса у ребенка каши вводятся первыми. Три первых злака, которые используются при введении прикорма - гречка, рис, кукуруза - не содержат глютена . Это белок, содержащийся в злаковых культурах (овсяная, пшеничная, и др.) имеет другое название - клейковина. Многие люди страдают непереносимостью глютена, которая выражается в острой аллергической реакции. У малышей обычно проявляется в виде появления поноса, истощения, вздутия живота. Именно поэтому, глютеносодержащие продукты (не только каши, но и печенье, сухарики из пшеничной или ржаной муки) вводятся в прикорм ребенка осторожно и не в первые месяцы.

Стоит отметить, если ребенок склонен к запорам, то рисовую кашу следует отложить.

В отношении приготовления каши есть 2 варианта: измельчать крупу в блендере и варить самостоятельно или покупать каши в пачках, которые не требуют варки, а разводятся. В отношении последних лучше отдать предпочтение витаминизированным и не содержащим сахар. Готовые каши бывают молочными и безмолочными. Стоит отметить, что безмолочные каши, как правило, содержат подсластитель. Молочные каши разводятся водой, безмолочные - можно развести водой, детской смесью, грудным молоком или специальным “детским молоком” (на пачке такого молока указывается “детское молоко с 8 месяцев”). Каши разводятся согласно инструкции на пачке подогретой жидкостью.

Каши вводятся постепенно, начиная с 1 чайной ложки в день. Затем, если ребенок хорошо переносит этот продукт, полностью заменяете одно молочное кормление кашей.

После того, как все злаки введены по отдельности, лучше предлагать ребенку многозлаковые кашки.

Овощной прикорм

Если у ребенка нет проблем с набором веса, то в качестве первого прикорма можно смело использовать овощи. Диетологи рекомендуют начинать с овощей, а не с фруктовых пюре, по причине того, что ребенок, попробовав сладкое фруктовое пюре, может отказаться в дальнейшем от полезных овощей. Так же, овощной прикорм будет очень полезен деткам, страдающим запорами.

В качестве первых овощей в рационе ребенка рекомендуют - брокколи, цветная капуста, кабачок, картофель - именно в такой последовательности. Перед приготовлением картофеля, его необходимо вымочить в холодной воде в течении 1,5-2 часов. Начинать овощной прикорм можно с 1-1 .5 чайных ложек.

Фруктовые пюре и соки для прикорма

В качестве первых фруктов для ребенка прекрасно подойдут - яблоко, груша, чернослив, банан. Лучшим вариантом будет - печеное яблочко. Начинать фруктовый прикорм рекомендуют с половины чайной ложки, постепенно увеличивая порцию до 30-40 г в день.

Из соков стоит отдать предпочтение яблочному, грушевому. Свежевыжатые соки давать меленьким деткам нельзя. Начинают вводить соки с 5мл в день, увеличивая постепенно порцию до 30-40 мл в день.

Творог для прикорма

Если у ребенка нет проблем с закрытием родничка, творог можно начинать вводить с 6 месяцев. Если родничок у ребенка закрывает очень быстро, введение творога откладывается.

Творог вводится осторожно, начиная с 5г в день, постепенно увеличивая порцию до 30-40 г в день. Примерно к 12 месяцам порция творога в день увеличивается до 100г. Для введения первого творога рекомендуется использовать “детский” творожок с 6 месяцев.

Желток для прикорма

Желток яйца, так же как и творог, вводится очень аккуратно. Остановите себя в порыве выбрать для ребенка деревенские куриные яйца по-крупнее . Для снижения риска возникновения аллергической реакции, диетологи рекомендуют начинать с перепелиных яиц. Обязательно тщательно мойте яйца перед варкой.

Начинать следует с 1/8 части желтка, постепенно увеличивая порцию до целого. Желток нужно размять и добавить в овощи или кашу.

Мясной прикорм

В качестве первого мясного продукта в рацион малыша вводятся индейка и кролик . Телятина по рекомендациям педиатров откладывается на более поздний срок (после года), в связи с риском возникновения аллергии, особенно, если у ребенка присутствует такая реакция на молоко, молочную смесь.

Если вы решили не использовать баночное мясное пюре, то отваривайте мясо на втором бульоне, т.е. после того как вода с мясом покипела в течении 5 минут, ее сливают, заливают мясо новой водой, и варят мясо уже на “второй” воде. Мясо необходимо отварить и превратить в пюре, соль в него добавлять не стоит, она малышу не нужна в дополнительных количествах. Можно смешать мясо с овощами, тем самым разнообразив рацион крохи.

Мясо вводят в овощное кормление начиная с 1 чайной ложки, увеличивая порцию до 50г в день.

Печенье

Для 8ми месячного малыша в отношении печенья лучше остановить свой выбор на “детском” печенье с 5 месяцев. Оно отличается от классического печенья тем, что при контакте со слюной практически сразу превращается в кашицу, что исключает риск того, что малыш, неготовый к твердой пище, может подавиться.

Не следует давать маленьким деткам печенье в качестве перекуса между приемами пищи, иначе он может быстро насытиться и отказаться от полноценного обеда. Печенье, как правило, предлагают ребенку на полдник вместе с творогом и фруктами.

Рыбный прикорм

Начинать вводить в рацион ребенка рыбу следует только после введения мяса. Начинать следует с белых видов - треска, хек, минтай. Красная рыба вводится значительно позже ввиду того, что очень часто вызывает у детей аллергию.

Рыба также вводится, начиная с 5г, увеличивая постепенно порцию до 50г. Следует отметить, что рыбу дают ребенку не чаще одного раза в неделю.

Кисломолочные продукты для прикорма

Предлагайте ребенку йогурт, кефир, на упаковке которых стоит маркировка “детский с 8 месяцев”. Кефир также вводятся постепенно. Если ребенок хорошо переносит этот продукт, полностью заменяете одно молочное кормление кисломолочным продуктом.

Составляем меню

Следует составить приблизительное меню ребенка и посчитать его калорийность. Количество калорий для детей от 6 месяцев до года должно составлять 800 ккал. Питание ребенка должно быть в первую очередь разнообразным. Это дает возможность обеспечить организм ребенка всеми необходимыми для его правильного развития компонентами и предупреждает расстройство аппетита ребенка. Вводя в рацион ребенка определенные продукты питания, можно улучшить состояние здоровья и исправить некоторые нарушения.

Готовить для малыша необходимо, используя для этого различные ингредиенты, и разбавляя полученное овощное или мясное пюре молочной смесью, грудным молоком или водой.

Постепенно дети переходят на 4-х разовое питание. Их можно кормить уже большей частью блюд, приготовленных для всей семьи. Следует только избегать добавления специй и давать блюда малышу сначала в протертом виде. Следует также помнить, что правильное питание это не только набор определенных продуктов, но также и наличие первых навыков культурного поведения. Перед кормлением обязательно вымойте ребенку руки, посуда для еды ребенка должна быть красивой, чистой и безопасной.

О том, как грамотно сформировать пищевые навыки у детей до года, читайте в статье детского психотерапевта

Еда для крохи должна быть сбалансированной, полезной, вкусной и обязательно свежей.

Многие мамочки (как, впрочем, и педиатры) находятся в плену старых рекомендаций — начинать прикорм с соков.
На сегодняшний день мнения ведущих специалистов по введению прикорма противоположно — с соками нужно быть очень аккуратными и стараться не вводить их в рацион ребенка, пока он не начал употреблять взрослую пищу в достаточных объемах, включая мясо, каши, рыбу и т.д. (в этом случае сок является стимулятором ферментативной деятельности малыша).

Каковы же минусы раннего введения сока:

1. Соки — продукт аллергенный. В свете участившихся аллергических реакций это нужно учитывать.
2. Соки — продукт тяжелый и плохо усваивается. Он раздражает незрелый ЖКТ ребенка. Даже взрослым сок рекомендуют разбавлять в пропорции 1:1, а если у человека наблюдаются проблемы с ЖКТ — вовсе исключить из рациона.
3. Вероятность возникновения проблем с поджелудочной железой, почками.
4. Содержание в соке сахара — уж он вообще не нужен такому маленькому ребенку
5. Сок дает сильную нагрузку на ЖКТ, в результате чего через определенный период у ребенка появляются последствия — гастрит, панкреатит и др. заболевания.

Грудное молоко содержит все необходимые витамины для ребенка. Если говорить о железодефицитной анемии (что чаще всего является основанием к введению соков) — биологическая доступность железа в молоке матери очень высока (50-75% в сравнении со смесью, где она достигает всего лишь 20%).

Начинать введение прикорма лучше всего с овощей.

Если ребенок плохо набирает в весе — можно сделать отступление и начать с каш. Что именно выбирать? Овощи.
Не советую начинать прикорм с фруктов.

Они сами по себе имеют сладковатый привкус и уже формируют у ребенка пристрастия к сладенькому.
Овощи намного больше подходят для введения нового продукта.

Первые овощи в рационе — кабачок, цветная капуста, морковь.

Позже вводится картошка (вначале старайтесь вымачивать около часа в воде).

Если у ребенка жидкий стул — кабачок лучше ввести позже.

Введение прикорма начинаем с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем (2,4 и так далее).

Не нужно доводить объем до определенного количества.
Это ошибка многих мам, которая ведет к перекорму ребенка и последующему отказу от еды. Как только ребенок отвернулся от ложки — убирайте еду и предложите грудь.

Прикорм лучше всего давать в первой половине дня и всегда предлагать запить молочком.

Вначале в рационе малыша будут монокомпонентные пюре.
1 раз в неделю Вы можете добавлять в пюре новый продукт. Не нужно солить приготовленное блюдо. Желательно вести пищевой дневник и записывать туда, что и когда Вы вводили, в каком количестве ребенку давали, какова была реакция. Если малыш отреагировал высыпанием, жидким стулом или запором — исключите продукт из рациона как минимум на месяц. Но помните, что стул может измениться, чаще всего появляются маленькие кусочки съеденной пищи, это нормально.

Я советую готовить пищу самостоятельно.
Перед тем, как купить баночку с детским питанием — посмотрите на срок годности.
Меня всегда смущало, что не содержащее консервантов и прочих добавок пюре может храниться 2 года.
В последнее время я наблюдаю, что баночное питание часто дает аллергическую реакцию.

Если Вы покупаете овощи сами — будьте осторожны в выборе. Овощи, получающие усиленную подкормку, чаще всего выглядят очень красивыми, глянцевыми. Отдайте предпочтение овощам «с огорода бабушки».
Также Вы можете сделать запасы на зиму.

Отлично сохраняются в морозильной камере — разновидности капусты, сладкий перец, из фруктов — малина, вишня, смородина. Картофель и морковь отлично сохраняются зимой на балконе. Экспериментируйте!

Лучше всего для приготовления овощей использовать пароварку.
Овощи готовятся быстро и витамины сохраняются в большем количестве. Давайте ребенку всегда свежеприготовленное блюдо.

Разминать удобнее всего ручным блендером. Ближе к году (10-11 месяцев) начинайте разминать пюре вилкой, чтобы ребенок учился самостоятельно жевать.

Через месяц после введения овощей Вы можете порадовать малыша кашкой.

Лучше всего для первого блюда подходит рисовая, кукурузная или гречневая каша. Для ребенка на грудном вскармливании больше подходит безмолочная каша. Если Вы покупаете каши, не требующие варки — убедитесь, что они не содержат глютен. Глютеносодержащие каши (пшеница, овсянка, многозерновые) не вводите в рацион малыша ранее 8-9 месяцев.
Принцип введения каши такой же — начинать с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

Каши можно также готовить самостоятельно. Для этого крупа моется, высушивается и перемалывается на кофемолке.

Соблюдайте интервал между введением последующих прикормов — минимум 1 месяц.

После каши Вы можете начинать вводить фрукты (в начале не яркоокрашенные), печенье (детское не сдобное), мясо (лучше начинать с индейки, затем вводить телятину, курицу, говядину, от свинины лучше воздержаться) рыбу (морскую) и т.д., соблюдая временной интервал.

Прикорм желательно сдобрить маслом (не с первых дней введения прикорма!) — предпочтительно сливочным (кашу) и оливковым (овощи). Оливковое масло лучше всего подходит для первого прикорма. Начинайте вводить его с 2 капель. Если у малыша запоры — можно добавлять оливковое масло и в овощи, и в кашу (соблюдая объем, чтобы не добиться обратного эффекта). В среднем, в блюдо добавляется 1 чайная ложка оливкового масла.

Правила введения прикорма

Такой прикорм называется педагогическим , потому что основная цель прикорма не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать, научить добывать еду не только из маминой груди.
Примерно в полугодовалом возрасте малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки, и пытаются его попробовать, именно такое поведение и называется активным пищевым интересом и свидетельствует о готовности малыша к знакомству с новой пищей.

Пищевой интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Он хочет делать тоже, что и она, брать с тарелки какие-то кусочки и класть себе в рот.

Каковы же принципы введения прикорма при естественном вскармливании, если мама хочет следовать биологической линии поведения ребенка?

Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией.
Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов — один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.

1. Ребенок может «за один присест» попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз.

2. В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)

3. Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.

4. Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.

5. Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.

6. Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.

7. Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.

8. Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.

9. Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.

Как же быть с кусочками пищи, если пища малыша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми.

Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?

Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически “давятся”, потом начинают выплевывать кусочки “через один”, половину – глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

Нужна ли ребенку дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?

Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем ребенок начинает обычно после года.
Обычно малыш интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему в чашечку немножко питья, на донышко.

Если малышу почти 5 месяцев, он очень интересуется любой едой, смотрит всем в рот и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм?

Малыш — развитой и любознательный ребенок. Ему очень хочется делать с едой то же, что и его мама.
Но надо помнить, что желудочно-кишечный тракт ребенка, в не полные 5 месяцев, еще не очень-то готов к знакомству с другой пищей.

Ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени довольно опасно.
Задача мамы — защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств.

Пищевой интерес у малыша такого возраста следует ограничивать, проще говоря, уносить его из кухни и не есть в его присутствии.
Если такой совет не очень нравиться, можно что-то делать, но только на свой страх и риск. Мы уже встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляет нетерпение и в результате которого ребенок получал срыв в пищеварительной системе, с которым приходилось долго потом бороться.
Вводить прикорм раньше, чем малышу исполнится полгода, не рекомендуется.

Почему малыши, питающиеся детским питанием, в 7-8 месяцев могут съедать по 100-200 г пюре или каш, а дети, начинавшие с педагогического прикорма, так не делают?

Ребенок второго полугодия жизни ест мало потому, что он пока не хочет наедаться.
Он только подражает маме в ее действиях. Наедается он молоком. Возможно, в человеческом детеныше есть генетически заложенный механизм, не позволяющий ему есть много в этом возрасте.

Еще пару тысяч лет назад ребенок, наверное, получил бы большие проблемы в пищеварительной системе, если бы ему скормили 100г мяса дичи, принесенной папой с охоты.
Другое дело, что тогда никому бы в голову не пришло так поступить с ребенком. Даже нашим прабабушкам, 100 лет назад, готовившим еду на семью из 5-10 человек на печке или дровяной плите не приходило в голову (и не было возможности), с одной стороны, кормить ребенка чем-то специально приготовленным отдельно от всех, а с другой стороны, и в мыслях не было дать малышу побольше общей каши или супа, что бы наелся…

Детское питание сделано так, что ребенок может съесть его много. И любого малыша можно им накормить, вот только нужно ли?
Есть дети, которые до поры до времени едят эту «детскую пищу» много и с удовольствием, правда, большинство из них приходится в процесс кормежки развлекать, чтобы рты открывали.

Многих развлекать в процессе еды приходится довольно долго, некоторых — до подросткового возраста. Часто встречается ситуация, когда ребенок, евший с удовольствием и много, до года — года с небольшим, став старше, начинает отказываться от еды и превращается в малоежку, кормить которого для родителей просто пытка. Еда таких детей совершенно не интересует. Есть, конечно, дети, которые относительно «благополучно» минуют этап детского питания.

«Благополучно» поставлено в кавычки, т.к. сейчас только начинают изучаться долговременные последствия введения ребенку больших количеств детского питания тогда, когда он биологически к такой нагрузке не совсем готов, результаты будут не скоро…

Консультант по грудному вскармливанию Екатерина Денисова