«Тренируем пальчики– развиваем речь». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе

Проект «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе

Тип проекта: Практический, краткосрочный.

Участники проекта: дети первой младшей группы, родители, воспитатель 1 младшей группы, музыкальный руководитель.

Актуальность проблемы:

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные

органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Проблематика:

Не достаточно развита речь.

Цель проекта:

Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи проекта:

Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

Развивать коммуникативные навыки.

Предполагаемые итоги проекта:

Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

Пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность.

Развитие речи ребенка; употребление в речи наиболее сложных предложений; появление в речевом словаре новых слов.

Формы работы с детьми:

Пальчиковые игры, дидактические игры, пальчиковый театр, нетрадиционные формы рисования, лепка, массаж пальцев и кистей рук.

Формы работы с родителями:

Беседы, консультации, анкетирование.

Используемый материал:

дидактические игры, пальчиковые игры, нетрадиционные формы рисования, лепка, массаж пальцев и кистей рук, пальчиковый театр.

Форма реализации проекта: в виде презентации.

1 этап.

1неделя- организационно - подготовительный: изучение проблемы;

Разработка модели взаимодействия взрослых и детей;

Основные методы: беседы, наблюдение, опросы;

2 этап. Основной - практический- 3 недели.

Осуществление замыслов проекта:

Массаж рук с помощью подручных предметов;

Упражнения пальчиковой гимнастики;

Художественное творчество;

Проведение дидактических игр и пальчиковых игр;

Консультации для родителей;

Пальчиковый театр.

3 этап.

Оформление презентации, ее представление.

План мероприятий по реализации проекта:

ЭТАПЫ МЕРОПРИЯТИЯ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

1 этап Разработка модели взаимодействия взрослых и детей;

Анкетирование «Что такое мелкая моторика? ». Донести до участников проекта важность данной проблемы.

Выяснить у родителей знают ли они, что такое мелкая моторика; как можно ее развивать; развивают ли они с детьми мелкую моторику и др. Наблюдения за детьми в течение дня (Режимные моменты) .

Выявить уровень сформированности речевой активности.

1неделя

2 этап Консультация: «Что такое мелкая моторика» Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Беседа на тему: «Развитие мелкой моторики рук, как одно из эффективных средств формирования речи».

Донести до участников проекта важность данной проблемы.

Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками».

Пальчиковая игра «Колечко».

Лепка «Вот ежик, ни головы, ни ножек».

Рисование солнышка на манной крупе.

Упражнения пальчиковой гимнастики «Пчелка».

Игры с пшенной крупой «Найди шарик».

Д/и «Сортируем макароны».

Лепка «Вот какие ножки у сороконожки».

Пальчиковое рисование «Бабочка».

Пальчиковый театр «Репка».

Пальчиковое рисование «Корм для птичек».

Д/и «Волшебный мешочек».

Игры в водой «Достань, что скажу».

Пальчиковое рисование «Сказочное осеннее окошко».

Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с грецким орехом».2-4 неделя

3 этап:

Оформление презентации, ее представление.

Пальчиковые игры для дошкольников 2 лет

Игра «Комарики».

Цель

Описание : взрослый предлагает ребенку представить себя в образе «комарика». Акцентирует внимание на размер насекомого, особенность поведения (летает - жужжит; сядет - замолкает; когда укусит - характерный писк, становится больно, место укуса краснеет, зудит). Можно продемонстрировать предметную картинку с изображением комара.

Взрослый читает потешку, сопровождая ее действиями.

Дарики-дарики, Хлопать в ладоши.

Вот летят комарики: «З-з-з!» Складывать пальцы рук в щепоть.

Вились, вились, Вращать кистями рук.

Вились, вились,

Раз! И в ушко (носик, ручку) Пощипывать за ушко.

Нам вцепились!

Игра «Флажок».

Цель : развивать мелкую моторику.

Описание: взрослый делает «флажок»: прижимает друг к другу указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец. Большой палец опускает вниз.

Горит на солнышке флажок,

Как будто я огонь зажег.

А. Барто

Предложить сделать такой же «флажок». Показать, как колышется флажок, когда на него дует ветер.

Игра «Сапожник».

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

Описание: взрослый имитирует движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы одной руки держат «гвозди», другой - «молоток». Зачитать стихотворение:

Мастер, мастер, помоги —

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди.

Мы пойдем сегодня в гости!

Б. Заходер

Предложить детям повторить движения.

Игра «У дедушки Абрама...».

Цель : развивать мелкую моторику, координацию движения, навыки аудирования.

Описание: взрослый читает потешку, сопровождая ее движениями. Дети повторяют.

У дедушки Абрама десять сыновей, Сгибать поочередно пальцы обеих рук.

Десять сыновей, десять дочерей. Распрямлять пальцы веерообразно.

Все с огромными ушами Махать растопыренными ладонями около ушей .

И с огромными глазами. Хлопать пальцами возле глаз.

И не пили, и не ели, Имитировать кормление ложкой и отрицательно качать головой.

Все на дедушку смотрели. Хлопать пальцами возле глаз.

А дедушка делал так... Показать ребенку какой-нибудь жест и попросить повторить его.

Немецкая народная игра «Пять человечков».

Описание : пальцы левой руки - «человечки». Взрослый читает текст и выполняет движения. Указательным пальцем правой руки дотронуться до каждого пальца левой, начиная с большого.

Человечки в лес пошли,

Всего их было пять.

Серого зайца они

Хотели в лесу поймать.

Первый - толстяк, ворчливый был.

На бочку очень похож,

Он недовольно всем говорил:

«И где ж тут зайца найдешь?»

Второй: «Вот он, вот он», - кричал.

А третий - длинный и рыжий,

Трусливо плача, им отвечал:

«Нигде я его не вижу».

Четвертый сказал: «Дорогие друзья,

Мы не поймаем зайца!

Обратно домой возвращаюсь я,

Кто хочет, может остаться».

А самый маленький и чудной -

И кто это мог подумать! -

Зайца поймал и принес домой

На зависть братцам и людям.

Засмеялись все тогда:

«Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!»

Немецкая народная игра «Дружные пальчики».

Цель: развивать мелкую моторику.

Описание: сжать в кулак пальцы рук. Взрослый читает текст и выполняет движения: медленно, по одному, разгибает пальцы, начиная с мизинца. В конце игры снова поочередно сжимает пальцы в кулак, большой палец - сверху.

Этот мальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный - кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а этот — средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот - указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Предложить детям выполнить движения.

Игра «Поезд из катушек».

Цель: развивать мелкую моторику, цветовое восприятие. Игровой материал и наглядные пособия: катушки с цветными нитками, мягкая проволока.

Описание: взрослый показывает ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку, называя цвет каждой катушки. Завязать концы проволоки крупным узлом и предложить ребенку покатать поезд, напевая песенку.

Мы вагоны прицепили

И по рельсам покатили.

Красный, желтый, голубой -

Все цвета везем с собой.

Игра «Подарок для куклы».

Цели: развивать мелкую моторику; закреплять знание названий цветов.

: бусины с крупными отверстиями, леска.

Описание: взрослый рассказывает ребенку, что у куклы Маши - день рождения, ей надо подарить подарок. Маше очень нравятся красивые разноцветные бусы. Показать ребенку бусины, научить нанизывать их на леску, называя цвет каждой бусины. Следить за тем, чтобы ребенок не брал их в рот. После завершения работы похвалить ребенка и вместе с ним подарить кукле бусы.

Игра «Помоги ежику».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия : еж, грибы (вырезанные из картона).

Описание: взрослый демонстрирует ежа, вырезанного из картона. На спинке ежа сделать прорези для крепления грибов, вырезанных из цветной бумаги. Объяснить ребенку, что ёж, набирая грибы, так увлекся, что не заметил наступления вечера. А когда понял, что время уже позднее, заспешил домой. Он бежал очень быстро и растерял все грибы. Предложить: «Давай поможем ежу подобрать все грибы и как следует закрепить их у него на спинке». Собирая грибы, вставить их в прорези.

Игра «Кукла идет на прогулку».

Цель : развивать речь, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия : кукольная одежда с пуговицами.

Описание : взрослый предлагает ребенку вывести куклу «на прогулку». Но для этого надо одеть ее потеплее. Предложить ребенку надеть на куклу кофту и пальто, застегнуть все пуговицы на них. Придумать маршрут для прогулки: походить с куклой по групповой комнате, поиграть в «песочнице» (сделать песочницу можно из картонной коробки и крупы). По возвращении с «прогулки» предложить ребенку переодеть куклу.

Игра «Лабиринт для пальчика».

Цель : развивать мелкую моторику, координацию движений.

Игровой материал и наглядные пособия : лист бумаги.

Описание : нарисовать на листе бумаги дорожку-лабиринт. Предложить ребенку добраться пальчику до «домика», проведя им по дорожке. Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или обклеить ее бумагой различной фактуры.

Игра «Лабиринт для карандаша».

Цель : развивать мелкую моторику.

См. игру «Лабиринт для пальчика». (Вместо пальчика по лабиринту добирается до «домика» карандаш, оставляя за собой «след».)

Игра «Морской узел».

Цель : развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия : шнурки.

Описание: взрослый показывает ребенку, как на шнурках можно завязывать и развязывать узелки. Затем ребенок тренируется самостоятельно завязывать и развязывать узелки.

Игра «С кольцами».

Цели : формировать глазомер; развивать мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

Игровой материал и наглядные пособия : детские столики, цветные кольца (диаметром 5-8 см), палочки.

Описание : детей рассаживают по 6-8 человек за один общий стол, высыпают на середину стола цветные кольца диаметром 5-8 см. Взрослый берет палочку и со словами: «Рукой трудно достать колечко, будем доставать палочкой» - придвигает палочкой к каждому ребенку по кольцу. Предлагает детям выполнить движения.

Организация: МБДОУ Д/С №8 «Зоряночка»

Населенный пункт: Ставропольский край, г. Ессентуки

Актуальность.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.

М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка.

Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Продолжительность проекта: с 19.09.2016г. – по 31.05.2017г.

Тип проекта: познавательно – игровой, творческий.

  • по количеству создателей – парный.
  • по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой.
  • по продолжительности – долгосрочный.
  • по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.

Цель проекта:

  • Развитие координации движений мелкой моторики рук через традиционное и нетрадиционное использование различных предметов.

Задачи проекта:

  • Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
  • Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
  • Развитие зрительного и слухового восприятия.
  • Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
  • Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
  • Создание у детей эмоционально- приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
  • Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
  • Развитие чувства уверенности в себе.

Задачи для педагога:

  • подготовить методический материал по данной теме, картотеки игр для развития мелкой моторики рук, картотеки пальчиковых игр;
  • развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
  • для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики; показать игры для развития мелкой моторики рук;
  • развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

Задачи для родителей:

  • учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
  • создавать в семье благоприятные условия для проведения игр для развития мелкой моторики, пальчиковой гимнастики.

Участники проекта:

  • Воспитатели.
  • Дети первой младшей группы.
  • Родители и другие члены семьи.

Предполагаемый результат:

  • Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
  • Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
  • Интеллектуальное развитие детей;
  • Пополнение предметно-развивающей среды;
  • Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Мелкую моторику рук развивают:

  • Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
  • Массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук;
  • Народные игры с ладошками;
  • Игры с природным материалом;
  • Игры с предметами домашнего обихода;
  • Игры с песком и водой;
  • Пальчиковый театр;
  • Дидактические игры;
  • Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).

Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:

  • Продуктивная деятельность
  • Индивидуальная работа
  • Самостоятельная деятельность
  • Прогулка
  • Утренняя гимнастика
  • Самообслуживание
  • Логоритмика
  • Работа с родителями

Средства достижения поставленных задач:

  • применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
  • использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.;
  • информационные листы для родителей;
  • разучивание стихов, потешек;
  • использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.

Художественное слово.

Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются.

Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.

Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

Атрибуты, имеющиеся в группе:

  • прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
  • клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
  • игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
  • сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
  • грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;
  • крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;
  • сетки для раковины и разноцветные ленточки;
  • «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
  • макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.

Этапы проекта:

I. Подготовительный этап. 19.09.2016 – 28.10.2016

  1. Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
  2. Изучение методической литературы по данной теме.
  3. Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
  4. Составление перспективного плана проведения игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики с детьми.
  5. Разработка рекомендаций по проведению игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики.

II. Основной этап реализации проекта. 1.11.2016 – 19.05.2017

  1. Обучение родителей проведению игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики с ребенком;
  2. Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

3. Тематическое планирование работы с родителями по проекту

Консультация «Ум на кончиках пальцев»;

Приобретение материалов для развития мелкой моторики;

Изготовление «Умного куба» и пособий к нему;

Совместное изготовление с детьми «дорожек»;

Фотовыставка «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми);

Консультация «Развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности»;

Открытое мероприятие «Праздник веселого квадратика» с показом пальчиковой гимнастики;

Консультация «Пальчиковые игры»;

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики». Презентация;

«В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».

Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

Консультации «Речь и пальчики», «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;

Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).

Перспективный план по обучению играм для развития мелкой моторики рук.

Мероприятие

Участники

Включение пальчиковой гимнастики и речевой в утренние и вечерние отрезки времени, в прогулки.

Воспитатель

Ежедневно

Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий.

воспитатель

Ежедневно

Включение пальчиковой гимнастики в сценарии утренников

Воспитатель

Музыкальный руководитель

В течение года

Включение пальчиковой гимнастики в комплексы утренней гимнастики.

Воспитатель

Ежедневно

1.Знакомство с детьми, исследование моторной сферы.

2.Консультация для родителей: «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков».

3.Игра пальчиковая «Вышла осень погулять…»

4.Игра пальчиковая «Мячик я в руках катаю…» (массажный мячик).

5.Игра пальчиковая «Я надену сапоги…»

6.Знакомство и игры с блоками Дьенеша.

7. Индивидуальные устные консультации «Речь и пальчики».

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Родители

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Родители

Сентябрь

1.Оснащение группы нестандартным оборудованием по играм для развития мелкой моторики рук.

2.Привлечение родителей к изготовлению ковриков для развития у детей тактильной чувствительности.

3.Игра пальчиковая «Мой веселый круглый мяч…»

4.Игра пальчиковая «Семья».

5.Игра пальчиковая «Капуста…»

6.Игры с блоками Дьенеша: «Найди все фигуры, как эта» (по цвету, по размеру, по форме).

7.Игра с пластилином «Пластилиновый салат»

Воспитатель,

Родители

Воспитатель,

Родители

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

1.Игры для развития мелкой моторики с использованием массажного мячика: «Бежит ежик по дорожке…».

2.«Девочки и мальчики прыгают как мячики…».

3.Игры с платочками: «Пальчики играли в прятки…»,

«Постираю чисто, с толком рубашку, кофту и футболку…».

4.Игры с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения:

«Разноцветные дорожки» (цветные нити, разноцветная мозаика).

«Открути и закрути».

«Ловкие ручки» (катушки из-под ниток, веревочки).

5.Консультация для родителей «Волшебные палочки».

6.Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами домашнего обихода».

7.Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук».

8. Игра с мозайкой «Дождик, дождик, лей, лей».

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Родители

Воспитатель, Родители

Воспитатель, Родители

Воспитатель, Дети

1.Разучивание с детьми игр - заводилок.

2. « Снег ложится на дома…»

3.Игра пальчиковая « Здравствуй, Дедушка Мороз!».

4.Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

6. Игра с водой «Водичка».

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Родители

Воспитатель, Родители

Воспитатель, Дети

1 .Оформление стенда для родителей «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков».

2. Игра пальчиковая

« У меня есть голова…»

«1,2,3,4,5- тело будем изучать…»

«По шоссе идут машины…»

«На кроватке мы поспали…»

3.Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги».

4.Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).

5.Игра с бумагой «Как на горке - снег, снег…».

Воспитатель, Родители

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Родители

Воспитатель, Родители

Воспитатель, Дети

1.Игры пальчиковые «Илья Муромец-Добрый молодец…»,

«Дятел дерево долбит: тук- тук- тук…»,

«Вот убрав царапки, кошка моет лапки…»,

«Котик серенький сидит…»,

«Погода сегодня холодная, погода сегодня нелетная…».

2. Игра на выкладывание «Подарок маме».

3.Игровой массаж «Поиграем с ручками"

4.Игры с Квадратом Воскобовича: «Косыночка-дорожка». Обучение способам складывания.

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

1.Сбор материала, изготовление оборудования и игр

Тематическая

Картотека

Дидактических игр для

Развития мелкой моторики.

Составитель:

Воспитатель: Кишиева З.С.


Карточка №1

«Переложи игрушки» Цель : развитие мелкой моторики рук, кончиков пальцев рук, внимания, развитие и тренировка координации движений пальцев. Задача : заполнить мелкими предметами сосуд сначала правой, затем левой рукой Дидактический материал : прозрачный сосуд, мелкие предметы (пуговицы, фишки) Содержание : Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки) . Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол, и ребенок действует левой рукой. Методы, приемы : объяснение, показ Варианты использования : Может проводиться коллективно.


Карточка №2

«Выгладим платочки для мамы»

Цель

Задача : разгладить лист бумаги

Дидактический материал : листок бумаги

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Разглаживать лист бумаги, пользуясь одной рукой. Игра может проводиться индивидуально.


Карточка №3

«Пальчики»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : сгибать пальцы в кулак в соответствии с текстом

Дидактический материал :

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий в дом несёт,

Четвёртый высыпает,

Самый маленький- шалун

Все, все, все съедает. (Сгибать пальчики по очереди, начиная с большого пальца)

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Сгибать пальцы на двух руках одновременно. Так же можно начинать сгибать пальцы с мизинца.


Карточка №4

Пальчиковая игра «Дом и ворота»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : сгибать пальцы в фигуры в соответствии с текстом

Дидактический материал :

На поляне дом стоит. Фигура «Дом»

Ну, а к дому путь закрыт. Фигура «Ворота»

Мы ворота открываем, Фигура «Ворота» открываются

В этот домик приглашаем Фигура «Дом»

Методы, приемы : объяснение, показ


Карточка №5

Пальчиковая игра «Дождик»

Цель: развитие мелкой моторики руки

Задача: выполнять движение пальцами в соответствии с текстом

Дидактический материал:

Дождик, дождик, поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Указательным пальцем одной руки постукивать по другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочередно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

Методы, приемы: объяснение, показ


Карточка №6

«Погремушка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : заполнить пластмассовую бутылку фасолью, закрыть крышкой и погреметь.

Дидактический материал : пластиковая бутылка с узким горлышком, фасоль в тарелочке

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Держать бутылку можно правой рукой, а левой рукой брать фасоль. Так же можно опускать в бутылку другие мелкие предметы, горох, мелкие камушки.


Карточка №7

«Волшебная бумага»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : развитие силы рук

Дидактический материал : лист бумаги или салфетка

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Бумагу можно рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик» , высыпая наши полоски из коробки .


Карточка №8

Маты для выкладывания

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : выложить мелкие предметы на нарисованный узор

Дидактический материал : картинка - мат, мелкие предметы для выкладывания в тарелочке (камушки, помпоны, пластилин, тесто, ракушки и т. п.)

Методы, приемы : объяснение, показ


Карточка №9

«Дорожка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : посыпать «дорожку» манкой или пшеном

Дидактический материал : листы бумаги, крупа (манка или пшено)

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : В начале игры дорожка должна быть прямой, затем можно усложнять (зигзаги, волны)


Карточка №10

«Волшебная ложечка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : переложить всю крупу в пустую чашку

Дидактический материал : ложка, поднос, 2 чашки, крупа

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Ребенок может выполнять движения самостоятельно. В начале можно дать большую ложку, затем чайную.


Карточка №11

«Разноцветные прищепки»

Цель

Оборудование : 2 набора корзинок с деревянными разноцветными прищепками (12 шт.) . Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям.

Ход игры : У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Затем ведущий показывает как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины. Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, иди выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т. к. ребенок должен видеть правильные движения.


Карточка №12

«Найди сюрприз»

Цель игры : Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению.

Оборудование : Фантики (10-15 штук, мелкие предметы (значки, пуговицы и т. д., воздушная кукуруза, орехи.

Ход игры : Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить.


Карточка №13

«Собери все камешки»

Цель игры

развитие внимания.

Оборудование : Камешки,песок, таз.

Ход игры : Бросить камешки в песок. Сначала предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка) .


Карточка №14

« Путешествие пальцев»

Цель : Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению,

развитие внимания.

Оборудование : «сухой бассейн», игрушки.

Ход игры : ребенок опускает ручки в бассейн и ищет спрятанные в крышках игрушки.


Карточка №15

Дидактическая игра "Спаси мышку".

Цель : продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение, закреплять умение правильно называть красный, синий, жёлтый, зелёный цвета.

Оборудование : домики вырезанные из разных цветов бумаги, в дверях которых изображены мышки.

Ход игры : ребенок должен найти дверь нужного цвета (имеющий такой же цвет как дом) и закрыть ею вход в дом.


"Найди цветок для бабочки".

Цель

Оборудование : цветочки и бабочки вырезанные в паре из одной бумаги.

Ход игры : ребенок должен найти для бабочки цветок такого же цвета, что и она.


Карточка №17

Игра с цветными шариками.

Цель : учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении, обогащать речь словосочетаниями "одинакового цвета", "такого же цвета".

Оборудование :

1) тесто, скатанное в шарики, закрашенное медовыми красками и покрытое лаком;

2) емкость, вырезанная из 2-литровой бутылки и закрашенная в тот или иной цвет.

Ход игры : ребенок должен найти подходящий по цвету домик для шарика.


"Весёлые шарики".

Цель : научить малыша различать цвета. Развить мелкую моторику пальцев.

Оборудование : обычные шарики, наполненные крахмалом, мукой, солью "экстра", пшеном.

Ход игры : ребенок щупает шары, тем самым развивая тактильно- кинестетическое ощущение.


Карточка №19

«Сухой аквариум.»

Цель : сформировать сенсорные способности. Развить мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование : набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике, мелкие игрушки.

Ход игры : дети должны найти среди крышек сухого бассейна запрятанную воспитателем игрушку.


Карточка №20

«Фруктовые бусы»

Цель : развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.

Оборудование : фруктовые бусы разных цветов и разноцветные нити.

Ход игры : дети нанизывают бусы на нить, тем самым изучая цвет и классификацию фруктов.