Урок посвященный пасхе украшение дома. Урок технологии "Обряды и праздники

Урок проводиться в рамках раздела “Культура дома”, тема “Обряды и праздники. Традиции и бытование”, 3-4 урок темы. Календарное планирование урока связывается с календарем церковных праздников, проводиться во время Страстной недели.

Цель урока:

  • Сформировать знания об истории возникновения, обрядах и бытованию праздника Пасхи.
  • Развивать творческое отношение к повседневному труду
  • Формировать толерантное отношение к религии, умение получать радость от совместного труда

Задачи:

  • Узнать историю праздника, его значение в Христианстве.
  • Научиться некоторым обрядам, связанным с праздником
  • Выполнить несколько традиционных украшений стола к празднику
  • Познакомиться с играми и занятиями, характерными для Страстной и Пасхальной недель
  • Развивать позитивное отношение к эстетике быта, мелкую моторику пальцев, устную связную речь

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор”, презентация “Пасха” (Презентацию можно взять у автора), вареные яйца или картонные муляжи яиц, кисти разной толщины, гуашь, лоскуты, тесьма, иглы, нитки, ножницы, веточки. На уроке используется презентация, созданная в MS Power Paint, на основе прилагающихся графических изображений (Рисунки 1 - 23).

Ход урока

  1. Организационная часть

Здравствуйте! Вы, наверное, уже слышали о том, как называется эта неделя. Нет? А называется она Страстная. После неё наступает большой праздник, который христианами празднуется целых 7 дней. Какой это праздник? (Пасха)

  1. Актуализация знаний

Звучит колокольный перезвон, на экране изображения церквей.

(Рисунки 1-4).

Повсюду благовест звенит,
Из всех церквей народ валит.
Заря гудит уже с небес…

С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!

Девочки, а что вы знаете об этом празднике? Попробуйте ответить на вопросы.

  1. Что означает праздник Пасхи?
  • наступление весны;
  • воскресение Иисуса Христа;
  • вход господень в Иерусалим.
  1. В какой день недели празднуется Пасха?
  • четверг;
  • суббота;
  • воскресенье.
  1. Что является основными блюдами праздничного стола?
  • яйца, куличи, рыба;
  • яйца, пасха, куличи;
  • пасха, курица, куличи
  1. Что закрывало вход в пещеру, где был похоронен Спаситель?
  • холст;
  • камень;
  • ветки.
  1. Каким было первое пасхальное яйцо?
  • красным;
  • желтым;
  • зеленым.

Учитель комментирует ответы, обращает внимание на их неоднозначность.

  1. Новые знания (беседа)

Молодцы, девочки, вы так много знаете об этом празднике. Откуда же пришел к нам этот праздник?

Исторический очерк (можно поручить рассказ ученику)

Христианский праздник Пасхи имеет длинную и сложную историю. Ранние христианские общины переняли пасху в том виде, как она праздновалась у древних евреев. Древнееврейский праздник зародился около 3500 лет тому назад. Это был весенний скотоводческий праздник. Скотоводы-евреи устраивали весной обрядовое пиршество, во время которого резали ягнят и их кровью мазали свои шатры и загоны для скота. В этот период твердой даты праздника не было.

Переселившись из Аравийской пустыни в Палестину, иудейские племена стали заниматься земледелием и вести оседлый образ жизни. Изменились и праздники. Праздник пасхи потерял свое былое значение и слился с весенним земледельческим праздником, в котором хлеб занял центральное место. Таким его и восприняли раннехристианские общины в 1-2 веках. Поскольку праздник связывался с искупительной смертью Христа, это был праздник скорби и страданий. Поэтому не случайно ему предшествовал длительный пост.

Языческие верования и праздники наложили большой отпечаток на христианский праздник пасхи. Культ растительных богов, садоводства и огородничества учили празднованию возрождения. У язычников крашеные в яркие цвета яйца служили символом цветения, а золотое яичко олицетворяло Солнце, неиссякаемый источник тепла, света, а значит и жизни.

Христиане вначале праздновали обе пасхи – пасху страданий и пасху воскресения. В дальнейшем эти праздники стали многодневным единым праздником.

Продолжение беседы

Как видите праздник Пасхи древнее христианства, но христиане выбрали его как главный праздник своего верования. Как же это случилось?

Иисус Христос родился в Израильском государстве более 2000 лет назад. До 33 лет он рос как обыкновенный еврейский мальчик, юноша, стал плотником, помогал отцу. Но в возрасте 33 лет ему встретился Иоанн Предтеча, которого иначе называют Креститель. Легенды о том, что Бог пошлет на землю миссию, люди передавали друг другу давно, но именно в Иисусе Иоанн Креститель узнал сына бога. Он крестил Иисуса водой реки Иордан. Но Иисус не поверил ему, и люди, наблюдавшие за ними тоже.

Однажды Иисус Христос гулял по окрестностям города, на него снизошло озарение.

(Звучит музыка)

Свет лился с неба, звучала божественная музыка, ангелы спустились перед Христом. Они рассказали ему, что он на самом деле родился не от земного человека, а сын бога, и именно ему придется взять на себя все грехи людей и своими страданиями искупить их.

(Рисунок 5)

С этого дня Иисус начал проповедовать. Он говорил людям, что надо любить всех людей, и друзей и врагов. Если в мире воцариться мир и любовь, верующие вознесутся на небо и вернуться в Рай, из которого были когда–то изгнаны. Многим людям хотелось жить в таком мире, они тоже стали проповедовать и называли себя учениками Христа. Учеников становилось все больше и это не понравилось властям. Среди учеников Христа они нашли завистника по имени Иуда, который предал его, выдав стражникам. Местные священники фарисеи предложили Христу выбор: жизнь в обмен на его убеждения. Но Христос не мог отказаться от правды, которой поверило так много людей. Он предпочел смерть. Страстная неделя дает возможность вспомнить те события, которые предшествовали смерти Христа. Во вторник Иисус был предан, до пятницы его били и мучили, и, наконец, в пятницу Иисус был предан смерти. Его распяли на кресте, который является основным символом Христианства. Смерть на кресте была долгой и мучительной.

(Рисунок 6)

После смерти Христа один из его последователей попросил его тело для достойного погребения. Власти разрешили снять Иисуса с креста и положить его в пещеру. Но чтобы его тело не выкрали, вход в пещеру завалили камнем. Они опасались: а вдруг его друзья украдут тело и объявят его воскресшим.

Уже два дня Христос лежал во гробе,
А мир, казалось, все чего–то ждал,
Таинственной казалось вся природа.
Весь воздух как-то трепетно дрожал.
И тишина, стоявшая повсюду,
Казалась неестественной такой.
Чего-то ждали и боялись люди,
Хотя везде и царствовал покой
Притихли люди, что–то не давало
Забыть в те дни случившееся зло.
Был страх пред Тем, Которого распяли,
Боялись даже мертвого Его.
Они видали чудеса, знаменья.
Которые творил Назарянин.
И это вызывало в них сомненье -
А вдруг Он был и вправду Божий Сын!
Стоит охрана у Его могилы,
Под пломбой кесарской печати вход.
Но только даже это все бессильно
Держать Того, Кто жизнь в Себе несет.
Ведь у Того, Чье имя - Безначальный,
Не может быть какого-то конца.
Поэтому бессильны гроб и стража,
Когда Господь свершает чудеса!
Гробницу осияло на рассвете,
И зазвучала музыка небес,
И затряслась земля, и в этом свете
Господь воскрес!
Ликует небо! Льются, льются звуки!
Сияет лик воскресшего Христа!
Он к миру простирает свои руки,
Благословляя ими друга и врага!
Тот чудный день Христова воскресенья
Минул давно. Но в череде веков
Несет он драгоценное спасенье
И вечное прощение грехов.
И каждому, в котором есть стремленье
К любви и миру, к правде и добру,
Дает Спаситель тоже воскресенье
Их к царству сопричислив Своему.
Идите же, воскресшие, сегодня
Идите, расскажите всей земле
О том, как Иисус воскрес из мертвых,
Как люди воскресают во Христе!
А. Вельк

(Рисунок 7)

Воскрешение Христа доказало людям то, что он говорил правду в своих проповедях. Все его ученики и все его друзья разнесли эту весть по всем землям. Многие из них пострадали так же как их учитель. С тех пор праздник Возрождения стал самым радостным праздником среди верующих людей.

А как же появилась традиция красить яйца на этот праздник?

Предание о первом красном яйце

В рассветной дымке таяла долина,
Над облаками золотился Крест.
Пришла к царю Мария Магдалина,
Весть принесла: “Иисус Христос воскрес!”
- Нет, женщина, тебе я не поверю!
Фантазии и вымыслу есть мера, -
Мысль оживила властное лицо.
- Как не поверю я, что белое яйцо,
Тобою принесенное мне в дар,
Вдруг станет красным,
Вспыхнет как пожар!
Царь замолчал, но с этими словами
Свеченье разлилось над головами,
Стеснилось и замедлилось дыханье,
Казалось, где-то музыка звучит.
Яйца коснулись теплые лучи,
Оно зажглось в лучах, затрепетало
И, словно Кровь Христова, алым стало!

  1. Практическая работа.

Сегодня мы с вами научимся делать некоторые украшения для праздничного стола. Раньше, на уроках кулинарии мы варили яйца вкрутую, пекли бисквит. Вы искали в книгах с рецептами постные блюда и блюда для пасхального стола.

На праздничном столе обязательно должны быть кулич, творожная пасха и крашеные яйца. Стол традиционно украшается, накрывается самой лучшей скатертью, нарядно сервируется.

Сегодня я попросила вам принести вареные яйца, лоскуты ткани, бусинки, веточку. Что же из всего этого можно сделать? Мы с вами сделаем несколько украшений для пасхального стола.

Празднику Пасхи предшествует Вербное Воскресенье. Кто-то из вас уже сходил за вербочками в тундру и поставил их в воду. К сожалению, мы живем на крайнем Севере, и дожидаться цветущих веточек приходиться очень долго. Поэтому украшение нашего стола мы начнем с изготовления цветущей веточки.

Для этого нам понадобиться тонкая белая или розовая ткань, лучше, если это будет шифон или капрон. Кроме того, нужны иголка, нитки, ножницы, бисер, бусинки или красивые пуговицы. Для основы возьмем сухую веточку. Рассмотрите инструкционную карту.

Приступайте к работе (10 мин)

(Рисунок 8)

Издревле яйца красили в красный цвет различными способами. На Руси это был отвар луковой шелухи, березовых почек, заворачивали в линялые лоскутки. Но самым интересным занятием было изготовление писанок.

(Рисунок 9-10)

Есть разные способы расписывать яйца, мы с вами сделаем это простой гуашью.

На Руси на писанки наносили определенные символы, с некоторыми вы уже знакомы с предыдущих уроков.

(Рисунок 11)

Вы можете использовать и ненецкие узоры, которые тоже несут в себе символику северных народов.

(Рисунок 12)

Посмотрите, как расписали яйца ваши ровесники

(Рисунок 13, 14)

Прежде чем расписывать яйца посмотрите, как правильно располагать цвета и символы на яйце. Это старинные правила. Вы можете ориентироваться на инструкционную карту, но можете нарисовать на яйце все, что хотите. Не забывайте, яйцо – символ жизни и весны, им можно пожелать близкому человеку все, что хотите.

(Рисунок 15)

Приступайте к работе (10 минут)

Пока наши яйца сохнут, мы с вами будем делать мешочек для яиц. В таких мешочках яйца можно дарить в праздник, а можно ими украсить веточку вербы, такой мешочек на праздничном столе тоже будет не лишним. Рассмотрите варианты таких мешочков.

(Рисунок 16, 17)

Как видите мешочки можно сделать разными способами: связать крючком (с этой технологией вы знакомы), сплести сетку из бисера (многие из вас владеют этим рукоделием), мы сегодня будем делать мешочек из трикотажной ткани и украшать её бисером и искусственными цветочками. Рассмотрите инструкционную карту.

(Рисунок 18)

Цветочки из ткани вы научились делать в первой практической работе. Можете использовать полученные умения в украшении мешочка. Все зависит от вашей фантазии. Приступайте к работе (15 минут).

Мы с вами научились делать украшения для домашнего стола. А вот в царской семье Романовых была такая традиция: на каждую Пасху ювелирный дом Карла Фаберже дарил царской семье драгоценное пасхальное яйцо.

  1. Сообщение детей, подготовленное во внеурочное время.

Рассказ о яйцах фирмы К. Фаберже

(Рисунок 19)

Яйца называются в зависимости от способа окраски: расписные - “писанками”, крашеные - “крашенками”. Отличие их в том, что для крашенок использовали вареные яйца, которые потом съедались, а для писанок – сырые.

Кроме писанок и крашенок существуют и другие - золотые, в прямом значении этого слова. Такие яйца изготовлялись к празднику Пасхи для императорской семьи.

В 1895 году по заказу императора Александра III мастера ювелирной фирмы Карла Фаберже изготовили золотое пасхальное яйцо “белой эмали в короне с рубинами, бриллиантами и розами”. С тех нор пасхальный императорский заказ стал традиционным, а владелец фирмы получил почетное наименование Поставщика Высочайшего Двора, а через пять лет - Оценщика Кабинета Его Императорского Величества. Каждый год на Страстной неделе коллекция царской семьи пополнялась новым яйцом, а после смерти императора Александра III мастера фирмы стали ежегодно изготовлять два пасхальных подарка - для вдовствующей императрицы Марии Федоровны и для жены Николая II Александры Федоровны.

Большинство пасхальных яиц Фаберже заключало в себе сюрприз. Например, в яйце, выполненном в 1891 году из темно-зеленого гелиотропа и украшенного золотыми завитками с бриллиантами, прячется модель крейсера “Память Азова” на зеленоватой пластине из аквамарина.

(Рисунок 20)

А в 1900 году было изготовлено яйцо, посвященное строительству Транссибирской железной дороги. Внутри его находятся складывающаяся модель сибирского императорского поезда из золота и платины и маленький ключик, приводящий в движение механизм. Поезд состоит из паровоза с бриллиантовыми фарами и пяти вагончиков с окнами из горного хрусталя. На вагонах - крошечные таблички с надписями “Для дам”, “Для курящих”, “Для некурящих”. Указаны, также класс вагона и количество мест.

Выполненное в 1902 году яйцо “Клевер” предназначалось для императрицы Александры Федоровны. Сюрприз его до наших дней не сохранился, но известно, что внутри находился золотой четырехлистник с бриллиантами. Поверье говорит о том, что нашедший такой четырехлистник клевера обретает счастье.

(Рисунок 21)

В апреле 1906 года Карл Фаберже представил для оплаты счет за яйцо “Московский Кремль”. В счете имеется описание этого пасхального подарка: “Московский Кремль из разноцветного золота и эмали с белым яйцом, изображающим Успенский собор, с музыкой, на постаменте из белого оникса”.

(Рисунок 22)

Считается, что всего фирмой Фаберже было создано 56 пасхальных яиц для императорской фамилии. К сожалению, большинство из них бесследно исчезло в бурные годы революции и Гражданской войны. Скорее всего, они нашли “приют” в зарубежных частных коллекциях. А те яйца, о которых был наш рассказ, можно увидеть в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля. Там их всего десять и каждое неповторимо.

Как видите главное в празднике Пасхи не количество денег, затраченных на него, а добро и радость, которую принес в этот мир Иисус Христос.

  1. Обряды и игры

Обряды на Руси (рассказ ученика)

Как и столетия назад, в наше время, христиане дарят друг другу крашеные яйца, говоря: "Христос воскрес! - Воистину воскрес!". Освященное яйцо за пасхальным столом едят первым, когда, придя от заутрени, садятся за трапезу. Но роль яйца этим не исчерпывается. Яйца дают родным, соседям, пришедшим поздравить, берут с собой, когда идут в гости, раздают нищим, оставляют в церкви.

Например, по европейским традициям – плодовитый заяц царит на пасхальной трапезе, олицетворяя собой вечно возрождающуюся жизнь. Любимой пасхальной забавой у русских является катание яиц. Оно начинается в первый день Пасхи, после обеда, и продолжается часто всю пасхальную неделю.

Освященному яйцу приписываются магические свойства. Считалось, что оно может потушить пожар, если его кинуть в огонь, потому-то такие яйца даже хранили за иконой на случай пожара (и прежде чем бросить его в огонь, трижды обегали с ним вокруг дома). На Ярославщине с пасхальным яйцом искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову или овец. Пасхальным священным яйцом гладили скотину по хребту, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкая; делали это перед первым выгоном скота на пастбище.

Чудодейственную силу приписывают и скорлупе освященного яйца. Их собирали, смешивали с "четверговой" солью и клали вместе с зерном для посева. Кстати, "четверговая" соль, которую готовили в тот же день, когда красили яйца, т. е. в "чистый" четверг, использовалась для посола кушаний, которые готовились к Пасхе.

Первый день Пасхи обычно проводили дома, в кругу семьи. Со второго дня (Пасху праздновали и течение недели) начинались народные гулянья. Проходили они, как правило, на открытом воздухе. Тут и хороводы водили, и пляски устраивали, и удаль свою показывали.

И, конечно, на Пасхальной неделе играла молодежь в игры. Игр знали русские люди великое множество. Сейчас с некоторыми играми Пасхальной недели мы познакомимся.

(Приводятся игры. Игры могут проводиться самими детьми или учителем)

Сбей приз

Ведущий: Приглашаю всех желающих. Сейчас вы по очереди будете катать яйца по катку. А у меня есть призы и маленькое условие: кто приз яйцом собьет, тот его и заберет.

Устанавливается деревянный или картонный каток, вокруг него на ровном месте (пол или стол) расставляются призы. Участвуют все желающие, по очереди они подходят к катку и катят яйца, забирая при этом сбитые яйцами призы.

Ведущий: Еще крашенки можно катать с горки. Чье яйцо дальше укатится, тот и победитель - забирает крашенки остальных.

Кто победит?

Ведущий: А теперь соревнующиеся пусть сядут напротив друг друга и катают крашенки.

Крашенки будут сталкиваться: чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.(Ребята соревнуются.)

Волчок

Ведущий: Я предлагаю сыграть в очень простую, но интересную игру под названием “Волчок”. Приглашаю двух желающих.

(На столе ребята крутят яйца. Игра проводится в парах, победители выходят в четвертьфинал. Затем проводятся полуфинал и финал.)

Найди яйцо

Традиционными были и подарки па Пасху. В некоторых местностях был обычай прятать подарки в саду, а дети сами находили эти подарки. Мы тоже приготовили вам пасхальные подарки в память о нашем празднике.

(Ребята ищут заранее спрятанные яйца с сюрпризами - склеенные конвертики в форме яиц, в которых находятся маленькие призы – рецепты пасхальных блюд.)

  1. Завершение урока

В воскресенье наступит этот радостный праздник. Желаю вам отметить его дома с вашей семьёй в добре и любви друг к другу.

Запишите домашнее задание

(Рисунок 23)

  • Выполните несколько эскизов росписи пасхальных яиц.
  • Оформите дома полочку или столик с традиционными пасхальными украшениями стола

Сегодня самый лучший в мире праздник
И самый светлый день, что есть в году.
На сердце каждого сегодня радость,
Всецело посвященная Христу.
Сегодня всюду песни и веселье,
Весь мир на разных языках поет
О торжестве Христова воскресенья
И Богу честь и славу воздаёт!
Христос воскрес! - несется над землею
Многоголосым эхом до небес.
И на приветствие звучит святое
Один ответ: (все вместе) воистину воскрес!
А.Вельк

Урок окончен. Спасибо вам за работу.

Фотографии с уроков. (Рисунок 24-27)

Литература:

  1. Евангелие для детей.- М., “Благовест”, 2003
  2. Журналы “Читаем, учимся, играем” - М., “Влада – пресс”
  3. Сайт www.kreml.ru

Урок, посвященный празднику Светлой Пасхи

Предлагаю вашему вниманию урок ручного труда, который я провожу с учениками в преддверии Пасхи.

Цели и Задачи:

    Познакомить детей со славянскими традициями пасхального праздника;

    Обучить практическому приему украшения пасхальных яиц в технике декупаж;

    Воспитывать уважение к народным традициям.

Наглядные и аудио-материалы:

    иллюстрации пасхальных яиц К.Фаберже

    изображения Богородичных икон

    репродукции картин русских худождников

    русские народные мелодии

    колокольный пасхальный звон Храма Христа Спасителя

Материалы и оборудование :

    яйцо вареное

    ножницы

    кисточка для клея, емкость с клейстером, или прозрачным клеем

    декоративные многослойные бумажные салфетки

Ход:

1. Рассказ педагога о празднике Пасхи и его традициях.

Пасха или Воскресение Христово древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.

Пасхальные традиции

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста - времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

Пасхальное богослужение

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.

В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром - с рассветом.

Пасхальное приветствие

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь.

Пасхальный огонь

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

Пасхальная трапеза

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца христиане дарят друг другу как символ чудесного появления на свет из гробницы - Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы. В иконописной традиции воскресший Христос окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означало чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.

В православной традиции на Пасху освящается артос квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху, могли ощутить единство через вкушение общего хлеба.

На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ». Символом Пасхи является ягнёнок, в форме которого в России обычно испекают пирог.

Пасхальный крестный ход

Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени

Пасхальный звон

В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.

Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.

Пасхальные открытки

С конца 19 века в России стало традиционным отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытки с красочными рисунками, основная тематика которых была следующая: пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские пейзажи, весеннее половодье, цветы

2. Практическая часть. Знакомство с техникой декупаж. Украшение пасхального яйца

Существует множество техник украшения пасхальный яиц. В наши дни красить пасхальные яйца очень просто: для этого продаются специальные яркие пищевые красители и даже различные наклейки

На нашем мастер - классе мы изготовим пасхальный сувенир в технике декупаж. Что же такое декупаж? От фр. dekouper – "вырезать" – это очень древняя декоративная техника.

Сегодня эта техника снова в моде. Для освоения техники декупаж необходимо три главные вещи: декоративные бумажные салфетки с радующим глаз изобразительным мотивом, специальный лак и предмет которому желаете придать необыкновенный вид. Как вы уже могли догадаться декупаж, в общем – то - это самая настоящая аппликация.

Можно использовать этот способ для украшения натуральных вареных яиц. Это достаточно просто и получается очень красиво! Вам понадобятся многослойные салфетки с рисунком, яйцо, а по причине того, что украшать мы с вами будем натуральное вареное яйцо, вместо лака лучше взять клейстер, приготовленный на картофельном крахмале. Можно использовать и прозрачный клей.

Технология работы следующая:

    вы вырезаете понравившийся элемент рисунка из многослойной салфетки;

    осторожно отделяете верхний красочный слой;

    теперь клейстером промазываете яйцо и располагаете на нем рисунок;

    когда клей высохнет можно украсить рисунок цветными блестками.

Православные образовательные курсы по предмету «Основы православной культуры».

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

Тема: Конспект урока на тему « Пасха Христова - торжество из торжеств» .

Выполнила:

Слушатель гр. Волкова Антонина Александровна

учитель технологии

МОУ ООШ с. Красная Зорька МО «Барышский район»

Ульяновской области

Работа допущена к защите

________________________

Конспект урока на тему «Пасха Христова - торжество из торжеств».

Выполнила: Волкова Антонина Александровна

учитель технологии

МОУ ООШ с. Красная Зорька МО «Барышский район» Ульяновской области

Тема урока: Пасха Христова - торжество из торжеств .

Цель : формировать устойчивый интерес к традициям празднования Светлого праздника Пасхи - приобщение детей к истокам русской культуры, воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.

Задачи урока :

Личностные:

Формировать собственный целостный взгляд на мир, чувство гордости за Родину и русский народ,

Развитие сопереживания к чувствам других людей

Учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей

Метапредметные:

Учить слушать собеседника и признавать иную точку зрения

Учить осуществлять поиск и обработку информации

Предметные:

Формировать представление детей об истории празднования Светлого Христова Воскресенья, о пасхальных традициях, обычаях, играх.

Умение осознавать ценность человеческой личности.

Предварительная подготовка к уроку : учат стихи, готовят сообщения о посте, с родителями готовят пасхальные яйца, работают в группах по подготовке пасхальных игр (узнают в Интернете, от бабушек и пробабушек), находят в Интернете и книгах пословицы и поговорки о Пасхе.

Оборудование урока : мультимедийный проектор, компьютер, презентация, фрагменты записи колокольного звона, запись Пасхального гимна, фонограмма «Пасха наша», заготовки отварных яиц, краски, карандаши, оборудование к пасхальным играм.

План урока :

    Организационный момент с постановкой цели урока.

    Основная часть.

История возникновения Великого праздника Пасхи. Обычаи и традиции связанные с этим праздником.

    Проверка домашнего задания.

    Практическая работа.

    Закрепление новых знаний и способов действий.

    Домашнее задание.

Ход урока :

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краёв.

Пасха наступила –

Радость охватила:

Иисус любимый,

Отстрадав, воскрес!

Поздравляю с праздником,

Чудом из чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж тёмный лес,

Христос воистину воскрес!

  1. Организационный момент с постановкой цели урока .

Учитель : Здравствуйте, ребята!

Совсем скоро христиане будут отмечать один из самых великих праздников. Послушайте церковное песнопение и подумайте, как называется праздник?

(Звучит церковное песнопение Тропарь Святой Пасхи )

(Ответы детей)

Учитель : Правильно, Пасху!

А кто знает, что такое Пасха?

(Ответы детей)

Учитель : Тема нашего урока Пасха Христова - торжество из торжеств .

    Основная часть .

История возникновения Великого праздника Пасхи . Обычаи и традиции связанные с этим праздником .

Великий праздник Пасхи отмечается каждый год миллионами людей по всему миру. Все ходят друг к другу в гости, и обмениваются яркими и красивыми яйцами, вкусными куличами, угощают всех традиционными пасхальными блюдами.
Ребята, скоро мы будем отмечать день Светлого Христова Воскресения. Пасха считается главным христианским праздником, поводом для которого стали спасительные страдания и воскресение Иисуса Христа.

Ребята, а знаете ли вы, что означает слово "Пасха"?

Слово «Пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который, в свою очередь, был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») – в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда Ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо.

В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу.

Праздник Пасхи установлен еще в Апостольской Церкви и торжественно праздновался уже в те времена.

Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы: предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования.

Первая неделя называлась - Пасха Крестная, или Пасха Страданий.

Вторая неделя - Пасха Воскресения.

После Никейского Собора (325 г.) эти наименования выходят из употребления и вводятся новые названия - Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В основе праздника лежит величайшее для всего человечество событие - чудесное воскресение Иисуса Христа, распятого на кресте. Крест - это знак любви бога к людям, поэтому христиане носят на своей груди нательный крестик.

На третий день после смерти Иисус Христос воскрес. «По прошествии субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем... Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его здесь нет; Он воскрес, как сказал. Пойдите, посмотрите место, где лежал Господь». Женщины, увидев пустые пелены, двинулись назад и повстречали Иисуса, но не узнали Его, ибо приняли за садовника. Утром в светлое Воскресение Христос в саду Иосифа явился Марии Магдалине и в течение сорока дней являлся своим ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием. История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь он сказал Понтию Пилату, что имеет власть принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Знакомое вам слово воскресенье связано именно с Иисусом Христом.

Воскресенье – не только день недели, но и день возобновления жизни. И это происходит весной.

Ангел Господень повелел рассказать об этом всем ученикам. Ученики Христа стали апостолами.

Следует за Пасхой - Фомина неделя, начинающаяся с воскресенья - Красной горки. Всю неделю церковью вспоминается Фома – апостол не поверивший в то, что Спаситель воскрес. Христос, согласно сюжету Евангелия появился перед ним, дабы доказать, что чудо и вправду свершилось. Именно отсюда и пошло всем известное выражение «не верующий Фома». Многие верующие считают, что нельзя упрекнуть Фому в неверии. Просто он хотел встречи с Иисусом.

На вторник этой недели приходится Радоница - поминовение усопших.

В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него: «Радуйтесь!»

На Пасху предполагается особенно обильная и разнообразная трапеза. В доме каждого верующего христианина на праздничном Пасхальном столе присутствуют традиционные блюда, которые несут в себе глубокое символическое содержание.

(слайды 14 и 15)

Традиционно, после окончания богослужения верующие разговляются (т.е. прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой (приготовляемой обычно из творога).

С началом первой седмицы поста заботливые хозяйки начинают копить луковичное перо, которое лучше всякого импортного порошка окрашивает яйцо в самый правильный густой красно-коричневый цвет. Раскрашивание пасхального яйца - это самое настоящее искусство. Художники-миниатюристы способны изобразить на выпуклой поверхности храмы и монастыри, фантастические букеты, небесные светила, моря, леса, степи и горы, святых и ангелов. Только вся эта живопись - влияние Запада, а настоящее пасхальное яйцо всегда красится луковичным пером!

Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт Церкви, а появился еще в I веке от Рождества Христова. Символическое значение яйца как начала новой жизни.

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос - хлеб, который освящается на пасхальном богослужении и раздается верующим в субботу Светлой седмицы.

Правильно приготовленный русский кулич не черствеет неделями; он ароматен, красив, тяжел и может простоять, не испортившись, все сорок дней Пасхи.

творожная пасха -это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности, которая не является бесконечным длящимся в ременем, бессмысленным повторением одного и того же, но, по пророчеству Апокалипсиса, "новым небом и новой землей". А "горка", форма, в которую укладывается пасха - это символ Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима - города, в котором нет храма, но "Сам Господь Бог Вседержитель - храм его и Агнец"

Народные обычаи и приметы на Пасху

В народной среде верили, что в пасхальную ночь можно увидеться со своими умершими родственниками. Для этого следует после крестного хода спрятаться в храме со страстною свечкою так, чтобы никто не заметил. Разговаривать с усопшими запрещалось, для этого есть кладбище.

В Пасху с утра хозяйки наблюдали за скотиной. Какая лежит смирно - та ко двору, а если животное ворочается - не место ей в хозяйстве. С утра крестьянки «шугали» кур с насеста для того, чтобы те не ленились, а вставали пораньше и побольше несли яиц.

Существует поверье об «играющем» солнце в день Светлого Христова Воскресения. С давних времен многие люди ходили "караулить солнышко". С разных возвышений (холмов, колоколен) желающие наблюдали восход. Через осколок закопченного стекла казалось, что солнце «пляшет».

Девушки в пасхальную неделю умывались водою с красного яйца, чтобы быть румяными, становились на топор, чтобы стать крепкими. Чтобы руки не потели, в дни святой Пасхи не брали в руки соль.

Существует еще ряд пасхальных примет:

Если на пасхальной неделе ушибешь локоть - милый вспомнил;

Если в щи упала муха - жди свидания;

Если губы чешутся - не миновать поцелуя;

Если брови станут чесаться - увидишься с любимым.

Существовало также поверье, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на том свете. Для этого надо только сходить на кладбище, трижды похристосоваться с покойником, затем разбить яйцо, покрошить его и скормить «вольной» птице, которая в благодарность за это помянет умерших и будет просить за них Бога.

Крестьяне верили также, что яйцо помогает и при тушении пожаров: если праведный человек возьмет такое яйцо и троекратно обежит горящее здание со словами «Христос Воскресе», то пожар сразу же утихнет, а затем и прекратится сам собой. Но если яйцо попало в руки человеку сомнительного образа жизни, то пожар не прекратится. Тогда остается только одно средство: бросить яйцо в сторону, противоположную направлению ветра и свободную от строений. Считалось, что тогда ветер утихнет, изменит направление, и сила огня ослабеет.

Но больше всего пасхальное яйцо помогает в земледельческих работах: стоит только во время пасхального молебна зарыть его в зерна, а затем выехать с этим же яйцом и зерном на посев, и прекрасный урожай обеспечен.

В народном календаре по Пасхе определяли предстоящую погоду: если на Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету; если дождь - добрая рожь...

Все лица радостью сияют,

Сердца свободны от страстей…

Так чудодейственно влияют

Слова святые на людей!..

Христос воскрес!..

О миг священный!..

О чудо, выше всех чудес,

Какие были во вселенной!..

Христос воскрес!

Христос воскрес!

    Проверка домашнего задания .

Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.

(слушаем выступления учеников) -Давайте поиграем в эти игры.

В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику. А как вы помогаете?

(слушаются рассказы учеников)

Народ слагал о Пасхе пословицы и поговорки. Вы должны были найти в Интернете. Объясните каждую пословицу.

Весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса Христа, отмечаемый весной.

День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году. Обычно празднование православной Пасхи выпадает на период с 4 апреля до 8 мая по новому стилю.

4. Практическая работа .

- Символом Пасхи является окрашенное яйцо. Вам было дано задание, принести отварное яйцо, карандаши, краски. Сейчас мы раскрасим пасхальные яйца, и каждый из вас сможет их подарить на Пасху самому близкому и любимому человеку.

(Звучит фонограмма «Наша Пасха», дети раскрашивают яйца).

Оформление Пасхальной корзины.

5. Закрепление новых знаний и способов действий

Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.

Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

В чем состоит христианский пост?

Как звучит главный «Пасхальный гимн»?

Хочется напомнить всем, что с окончанием пасхальной седмицы, упоминания о Пасхе появляются в течение всего года. Каждое воскресенье - это малая Пасха. Это значит, что мы должны помнить и постоянно проявлять любовь, милосердие и сострадание к людям. Живите честно, делайте всем добро. И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа, чтобы чувствовать живую и сердечную связь с ним.

6. Домашнее задание

Изготовить и оформить дома праздничную пасхальную открытку

Разработка внеклассного занятия по ОПК
в 4 классе
Тема «Светлый праздник Пасхи»
Учитель: Захарченко Наталья Васильевна
МОУ "СОШ № 11 г. Зеленокумска"

Тема: «Светлый праздник Пасхи».
Информационно ­ познавательный классный час, посвященный
пасхальным обычаям и традициям
Цели:
­ расширить знания учащихся о православных традициях русского народа;
­сформировать позитивное отношение к христианским нравственным
ценностям, уважение к духовным традициям народа;
побуждать детей к изучению духовного опыта народа,
­
воспитывать бережное отношение к его культурному наследию.
Задачи:

Приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным
ценностям;


Формирование понимания смыслового и символического содержания
православной атрибутики, исторических событий страны;
Формирование знаний о духовных истоках становления и развитии
культуры российского народа.
Оборудование:
рисунки детей, иллюстрации, куличи, крашеные яйца,

пасхальные сувениры, изделия художественно­прикладного творчества,
открытки, шары, ваза с веточками вербы, ваза с цветами.

План мероприятия.
1. Оргмомент. 2. Рассказ учителя о Пасхе.
3. Рассказ учителя о Пасхальном яичке.
4. Поздравления с Пасхой.
5. Игры.
6. Итог.
Ход мероприятия.
Учитель:
Добрый день, ребята! Вы любите праздники? ­
Ученики: (ответы детей.)
Учитель:
А сейчас вы должны будете отгадать зашифрованное слово, и узнаете какой
христианский праздник мы будем с вами очень скоро отмечать.

Ученики: Пасха!
Учитель: Правильно Пасха!

Учитель: Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский
праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса
Христа из мёртвых, который, Своею смертью искупил людские грехи и Своим
воскресением дал нам надежду на вечную жизнь после смерти.(5) Слово «пасха»
пришло к нам из греческого языка и означает «избавление». Этот праздник
надежды на будущее, радость жизни, начало весны и пробуждение природы,
победа Добра над Злом.
– Неделю перед Пасхой называют Страстной Седьмицей. Каждый день на
Страстной неделе предназначен для определённых дел. Сейчас ученики первой
группы расскажут нам, чем наши предки занимались на страстной неделе.
Ученики:
Страстная неделя
Последнюю неделю Великого поста называют Страстной. Объясняется это тем,
что на богослужении в каждый день этой недели читают отрывки из Святого
Евангелия, в которых повествуется я о страданиях (страстях) Иисуса Христа.
Каждый день Светлой седьмицы посвящается воспоминанию о каком­нибудь
евангельском событии.
Великий понедельник посвящается чуду иссохшей смоковницы.
Великий вторник – последним беседам Иисуса Христа со своими
учениками.
Великая среда – пребыванию в доме прокажённого Симона.

По народному обычаю, в Светлую среду, люди собирали снег. Затем талую воду
солили оставшейся прошлогодней четверговой солью и этим раствором
обливали скотину. Считалось, что это сбережёт её от напастей и болезней.
Великий четверг посвящён воспоминанию о Тайной вечере.
В этот день на Руси принято было
готовить соченное молоко. Делалось оно из конопляного и льняного семени. На
рассвете им поили домашних животных, чтобы сберечь их от разных болезней.
Допускались к этой процедуре исключительно женщины. Вообще Страстной
четверг связан с множеством поверий. По старинному обычаю в этот день
необходимо встать до зари и начинать чистку с себя, а потом уже приступать к
уборке дома. Отсюда и название – Чистый четверг. В этот день обязательно
ходили в баню, мылись и приговаривали: «Хрещеный на полок, нехрещеный с
полка». Также ходили в Чистый четверг и на реку. Причём окунались в воду в
любую погоду. По народному поверью, водица должна была принести здоровье и
силу. Ещё в Чистый четверг совершали обряд омовения «с серебра». Для этого
накануне в воду кидали серебряную монетку. Вернувшись домой после
церковной службы, освящённой свечкой на окнах и косяках выжигали
охранительный крест. Существуют поверья, связанные с четверговой солью. Эта
соль считалась очищенной от всякой скверны и наделялась невероятными
целебными свойствами. Хранилась она целый год.
Эту соль вы можете сделать в домашних условиях.
Для этого со Страстной среды на Чистый четверг), насыпьте на чугунную
сковороду соль, поставьте её в духовку и прокаливайте в течение 5 часов (с 23
часов до 4 утра). При этом пользуйтесь лишь чугунной посудой (сковородкой).
Потом вытащите соль из духовки и остудите. Затем отнесите эту соль в церковь
и освятите вместе с пасхальными яйцами.

Также в Великий четверг уже начинали украшать дом, печь куличи и красить
яйца.
Великая пятница посвящена страданиям Иисуса Христа.
Страстная пятница является самым скорбным днём ­ днём траура. В этот день в
церквях прекращался колокольный звон. В Страстную пятницу нельзя ничего
есть до второй половины дня, когда будет совершён вынос плащаницы,
символизирующий снятие Иисуса с креста. В этот скорбный день церковь
призывает подумать, а не походим ли мы на людей, придавших Иисуса, не ищем
ли еретиков и врагов в окружающих, не идём ли против своей совести для того,
чтобы добиться материальных благ.
Великая суббота посвящается погребению Иисуса Христа.
Это день ожидания и покоя. В Великую субботу на Руси заклинали морозы,
чтобы те не губили урожай. В этот день солнышко встречается с месяцем. По
сему дню определяли погоду на предстоящее лето. Если денёк выдастся ясный,
то будет хорошее лето, если же пасмурный, то – плохое. По народным поверьям,
если не спать всю ночь со Страстной субботы на Светлое воскресенье, то это
поможет уберечься от болезней, обеспечит богатый урожай, мужчинам ­
хорошую охоту, девушкам ­ удачное замужество. В Великую субботу красят
яйца, являющиеся символом новой жизни и воскресения. В церквях освящаются
куличи, яйца, пасхи. Есть такое поверье, если священное яйцо опустить в воду,
предназначенную для умывания, то это принесёт красоту и здоровье. В Великую
пятницу служба в церкви продолжается весь день, а в полночь наступает светлая
радость Пасхи. Люди празднуют избавление от рабства дьяволу, начало новой
жизни и дарование вечного.
Страстная неделя является неделей самого строгого поста. В течение этого
времени церковью не проводятся таинства венчания и крещения, не поминаются
умершие не и не празднуются дни святых. Все верующие собираются в храме и
уставляют для освящения припасенные куличи, паски и яйца. Служба идет всю
ночь и заканчивается рано утром радостными восклицаниями "Христос
Воскресе? – Воистину Воскресе!" Великий пост окончен, после утрени можно
разговляться освященной снедью, поздравлять друг друга и праздновать!
Ученик:

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
С полей уже снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес..
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля.
Весна идет полна чудес
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Учитель: Велик день – Пасха на матушке Руси. Обилен пасхальный стол –
целый пир. Куличи, сдобы, крашеные яйца, пасхи. И сейчас ученики второй
группы расскажут нам о главных блюдах пасхального стола.
Ученик.
Кулич – это традиционное блюдо пасхального стола, является одним из
древнейших символов Воскресения Христа. Делается из сдобного теста с
изюмом, сверху украшается сахарной пудрой или глазурью. Может пролежать
неделю и не зачерстветь.
Пасха – особое блюдо из творога. Оригинальная форма пасхи символизирует
Гроб Господний. Для приготовления используется специальная деревянная
форма – пасочница. Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как творог
нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера.

Учитель: Что принято дарить в этот день?
Ученики: Крашенные яйца.
Учитель:А кто из вас знает, почему мы красим яйца?
(ответы и предположения детей)
Существует несколько легенд, для чего мы красим яйца. Вот одна из них,
которую поведают нам учащиеся.
На Пасху принято красить яйца разными цветами, но среди разноцветных яиц
обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое
предание.
После воскресения Иисуса Христа ученики Его и последователи разошлись по
разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что смерть победил
Христос – Спаситель мира. Он воскрес сам и воскресит любого, кто поверит
Ему и будет любить людей так же, как любит Он.
Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому Римскому
императору Тиберию. Так как к императору не принято было приходить без
подарков, а Мария ничего не имела, она принесла простое куриное яйцо.
Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо – сотворение мира, начало мира.
Наши предки ­ славяне его так воспринимали. В некоторых местах, считалось,
что скорлупа – это небесный свод, белок – это воздух и вода, а желток – земля.
Вот тебе и вселенная. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе
находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из плена в виде
маленького желтого цыпленка.
Но когда Мария стала говорить о том, что Иисус Христос также вырвался из
смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: « Это также

невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное!» И не успел
Тиберий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно
красным.
С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в
Воскресшего Господа, мы и красим яйца.
Самой главной традицией христиан на Пасху ходить в Храм на службу и на
крестный ход. По возвращении со службы после окончания 49­дневного поста
принято съедать яйцо. Но не просто съедать целиком одному, а обязательно
поделить яйцо на части по количеству членов семьи и всем вместе его съесть.
Наши предки свято верили, что этот обычай укрепляет семью, сохраняет в ней
дружеские отношения и любовь друг к другу.
Главный подарок на Пасху, конечно же, яйцо. Не простое, а крашенное.
Крашеному пасхальному яйцу приписывались волшебные свойства. Существует
такое поверье: первое крашеное яйцо, полученное на Пасху в подарок, хранит
дом от пожара, помогает излечиться от различных болезней, добиться высокого
урожая. Традиция украшать пасхальные яйца стала настоящим искусством.
Люди обмениваются на пасху яичками, чтобы все худое, плохое, подстать
скорлупе, отставало от нас, а наружу проклюнулось и вышло самое красивое.
Учитель: Ребята, а вы знаете, как красили яйца на Пасху?
(ответы детей).
Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками;
если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого
цвета - это была крапанка.

Ещё были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или
орнаментальными узорами.
Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты
строго передавались из поколения в поколение. Писанки – это обереги. Что же
это за писанка такая? Как её делали? Интересно? Сейчас я вам расскажу…
Основные цвета орнамента писанок – белый, желтый, красный и черный. Все
прочие считались не символами, а простым украшением яйца. Линии развода
обычно белые, а в тех случаях, когда фон писанки белый, – развод желтый. Фон
писанки может быть также красный или черный.
Но писанки не просто раскрашивали…Узоры, выписанные на яйце, обязательно
несли в себе определённый смысл, т.е. были символами. Существует достаточно
много символов для росписи…
Например: Сосна - символ здоровья.
Черный цвет - цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий
рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.

Символ души.
Голубь

Сеточка - символ судьбы.
Белый цвет - начало всех начал: судьба, которая строится на небе.
Желтая сеточка - символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Дубок - символ силы.
Точечки

Сливы - символ любви.
Хмель - символ плодородия.
Любая ягодка - символ плодородия; матери.
Цветочки - символ девичества.
- символ плодородия.
Ученик. Помимо расписных натуральных яиц, к Пасхе ещё готовились и
специальные подарочные. Их делали из стекла, хрусталя, фарфора с росписью.
Ювелиры вытачивали миниатюрные яйца даже из драгоценных металлов – золота
и серебра. В изготовлении таких подарков особо преуспела российская
ювелирная фабрика знаменитого Карла Фаберже. Для российской
императорской семьи было создано 71 яйцо, до наших дней сохранилось 62.
Традиционно внутри каждого яйца должен был содержаться какой­либо сюрприз
– живописные миниатюры с портретами членов императорской семьи,
крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты
цветов. В настоящее время 10 пасхальных яиц хранятся в Оружейной палате
Московского Кремля.

Учитель: В старину вся детвора играла в игры с пасхальными яйцами. В
каждой игре победитель забирал яйцо. В конце игр подсчитывалось количество
у каждого игрока. И сейчас ученики 3 группы покажут нам старинные игры.
1. «Чоканье яиц»
Надо стукнуть тупым или острым концом крашеного яйца о яйцо соперника.
Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло.
2. «Раскручивание яиц»
По команде раскручиваются яйца. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и
победитель.
3. «Катание яиц».
Учебник кладётся на пенал, таким образом, получается «горка». По команде
участники должны прокатить яйцо по горке. Чьё яйцо укатится дальше, тот и
победитель.
4. «Сталкивание яиц»
По команде участники направляют крашеные яйца по дорожке навстречу друг
другу. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт его сопернику.
5. «Битва яиц»
Один игрок зажимает крашеное яйцо в руке. Другой бьёт по нему обоими
концами яйца. Яйцо считается проигранным, если будут разбиты оба конца.

Творческое задание
Учитель: А сейчас каждый из вас раскрасит яйцо.
«Украшение яйца в стиле декупаж».
Дети раскрашивают заготовки яиц из папье­маше, используя символы и цвет.
Выставка работ.
Учитель: Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают, как Спасителя?
Ученик: Потому что на крест он пошёл ради спасения людей.
Учитель: Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
Ученик: Они верят, что воскреснут так же как и Иисус.
Учитель: Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
Ученик: Христос воскрес. Воистину воскре).
Учитель: Какой главный подарок преподносят православные родным и близким
на Пасху?
Ученик: Крашенки, писанки, крапанки.
Учитель: В завершение нашего урока, я хочу напомнить вам ещё одну
традицию: в пасхальную неделю любой желающий может подняться на
колокольню и поупражняться в колокольном звоне.
Храм Господний озарён
Солнцем золотистым.
Льётся колокольный звон –
Звон пасхальный чистый.
Зажигает лица он
Радостью сердечной.
Ведь поёт пасхальный звон
Нам о жизни вечной.

Дорогие ребята, я вас еще раз поздравляю со Светлым Христовым
Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира.
Поздравьте с Пасхой своих близких. Чаще радуйте своих родителей
добрыми поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем:
«Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа!
Христос воскрес!

Класс :

Тема : Пасха и пасхальные традиции России

Тип учебного занятия : комплексное применение знаний и умений, полученных на уроке

Формирование

    чувства патриотизма и любви к своей Родине, любовь к традициям и обычаям православной культуры;

    уважения к культурным и религиозным традициям своего народа.

Метапредметные:

Умение

    принимать участие в обсуждении прослушанного материала;

    поставить новые цели и преобразовывать практические задачи в познавательные;

    прилагать усилия и преодолеть трудности и при достижении поставленных целей;

    производить взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

    организовать и спланировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, определять цели и функции участников и способы взаимодействия.

Предметные

Умение

    воспринимать информацию на слух, используя имеющиеся знания по православной культуре;

    выполнять предлагаемые задания;

    излагать результаты выполненной групповой работы

Межпредметные связи: МХК, культурология, основы православной культуры.

Цель урока:

    развитие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;

    привитие любви к своей стране, путем религиозного воспитания.

Задачи урока:

    образовательные:

    дать учащимся представления о христианской религии как одной из значимых религий мира;

    познакомить учеников с православной христианской культурой как важной частью исторических и культурных традиций нашей Родины;

    расширять и углублять знания учеников о христианских традициях и обычаях православных.

    практические:

    расширять кругозор учащихся по религиозной теме;

2) научить учащихся высказывать свое мнение по теме;

    развивающие:

    развить познавательный интерес учеников к православной христианской культуре;

    развить интерес учеников к изучению религиозных наук;

    развить умения получать необходимую информацию из разнообразных источников, а также систематизировать, обобщать, оценивать полученную информацию, комментировать, делать выводы;

    развить логическое мышление, внимание, воображение и память учеников.

    воспитательные:

    воспитывать нравственные качества учеников - доброта, милосердие, терпимость, толерантность к другим культурам;

    воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа, уважение к православным традициям своей страны;

Формы организации познавательной деятельности на уроке:

Фронтальная;

Индивидуальная;

Парная;

Групповая.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный;

Частично-поисковый;

Метод коллективного взаимодействия;

Метод контроля и оценки.

Оборудование : Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап учебного занятия, время

Создает эмоциональный настрой на урок, вводит учащихся в речевую ситуацию.

Посмотрите, ребята, пожалуйста, на экран, и скажите, о каком празднике мы с вами будем сегодня говорить? (слайд 1)

Учитель читает стихотворение:

Воскресение Христово

Княжна Е. Горчакова

В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел,

И в небе синем, исчезая,

Песнь воскресения запел.

И песнь ту громко повторяли

И степь, и холм, и темный лес.

"Проснись, земля, – они вещали, –

Проснись: Твой Царь, твой Бог воскрес!

Проснитесь, горы, долы, реки,

Хвалите Господа с Небес.

Побеждена им смерть вовеки –

Проснись и ты, зеленый лес.

Подснежник, ландыш серебристый,

Фиалка – зацветите вновь

И воссылайте гимн душистый

Тому, Чья заповедь – любовь".

Да, сегодня ребята мы с вами будем говорить о христианских традициях, об одном из самых великих и значимых праздников для всех христиан – о светлом воскресении Господнем – Пасхе.

Учитель выявляет уже имеющиеся знания учащихся по теме урока, используя межпредметные связи и прием brain - storming , учащиеся высказываются по теме, а учитель записывает варианты ответов учащихся на доске.

Ребята, а что вы уже знаете об этом празднике? Заполните диаграмму:

Пасха

Учитель выслушивает учащихся, и затем конкретизирует цели и задачи урока.

Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о Великом празднике, и узнаем, как православные люди празднуют этот день.

Учитель предлагает ученикам продолжить предложения:

1. Пасха – это праздник...(весны, радости и света)

2. Православные отмечают этот праздник под…(звон колоколов)

3. Во всех православных храмах проходят…(праздничные службы)

4. Перед праздником люди…(пекут куличи и красят яйца)

5. Люди покупают свечи и идут в церковь на …(Крестный ход)

6. Священники одеты в праздничную одежду и … (освещают яйца и куличи)

-Послушайте, ребята отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне» и будьте готовы ответить на вопросы:

«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..

Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».

Вопросы:

- Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?

Какими красками вы бы описали его настроение?

Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?

История Христа не закончилась Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – он воскрес.

А, какое слово, похожее по звучанию вы знаете?

Что значит слово « воскресение»?

Христа называют Спасителем человечества, потому что он пошел на крест ради спасения людей.

2) Православная Пасха.

Великому празднику предшествует 40 - дневный пост. В такие дни люди одевались очень скромно, старались избегать развлечений, ели только постную пищу, а дети старались не шуметь.

3) Традиции празднования.

Ребята, а что вам известно о традициях празднования Пасхи?

Рассказ учителя. (обобщение)

Пасхальными традициями - это покраска яиц и приготовление куличей, радостные песни и поздравления игры.

А, давайте послушаем и споем песню, которую традиционно принято петь в этот великий день.

Верующие целуют друг друга трижды. Дети, или младшие по возрасту говорят « Христос воскресе!», а старшие отвечают « Воистину воскресе!»

Традиционно пасхальный стол возглавляет пасхальный кулич. Хозяйки готовят творожную пасху и красят яйца.

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус приходил к своим последователям после своего Воскресения и ел с ними пищу. Если кулич приготовить правильно, то он не будет черстветь в течении 40 дней. Кулич – это символ присутствие Бога в мире и в жизни человека. Красота и аромат выражает заботу Господа о всех христианах.

Пасхальное яйцо – это крашеные яйца. Согласно легендам их появление связано с Марией Магдалиной, которая пришла во дворец, и рассказала императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена существовала традиция посещать императора, и приносить что-нибудь в дар. Она дала ему яйцо, так как была бедной. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу стало красным. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения. Яйцо – это символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

А, давайте, ребята мы с вами сделаем пасхальные яйца.

Ну, а сейчас, пора отдохнуть, и поиграть в пасхальные игры.

1. Игра « катание яиц».

Устанавить деревянный или картонный каток и вокруг него освободить ровное место, на котором разложить крашеные яйца, игрушки, сувениры с пасхальной тематикой. Учащиеся подходят по очереди к катку, и катают заранее подготовленные яйца. Как только яйцо касается какого-либо предмета, это и становится подарком-выигрышем.

2. Пасхальное гнездышко

Две команды, соревнуются, нося яички на деревянных ложках в «гнездышко». Побеждают те, кто быстрее выполнит задание.