Возрастные особенности 4 5 лет папка передвижка. Помните! Родитель – пример для подражания

В яичниках мужчин начиная с пубертатного периода непрерывно протекают процессы сперматогенеза. Образуется огромное , часть из которых даже в норме содержит определенные дефекты и нарушения строения. В бланке исследования они указаны как патологические формы сперматозоидов. Рассмотрим основные характеристики и что может влиять на зачатие.

Макроскопическое исследование спермы

Первичную оценку спермы проводят без использования микроскопа. Таким образом можно оценить:

  1. Разжижение эякулята.

Когда сперма выделяется из уретры, она жидкая. К ней присоединяется секрет семенных пузырьков, что придает ее консистенции определенную густоту. Секрет предстательной железы работает таким образом, что в норме через 10-30 минут эякулят практически полностью разжижается.

Если через час разжижения спермы не произошло, то это может свидетельствовать о патологии предстательной железы, которая не вырабатывает достаточное количество ферментов. Такая вязкая консистенция спермы снижает , они практически не двигаются и при половом акте будут погибать во влагалище, так и не добравшись до матки и маточных труб.

Важно! Если контейнер со спермой долго трясти может произойти самопроизвольное разжижение эякулята. Это нужно учитывать мужчинам, которые сдают анализ не в лаборатории. При транспортировке контейнер с эякулятом не следует трясти, иначе результаты могут быть неверными.

  1. Вязкость.

Как определяют вязкость: стеклянную палочку обмакивают в эякулят и замеряют длину образовавшейся нити. Кроме этого, вязкость можно определять пипеткой с широким основанием. Эякулят набирают в пипетку и замеряют длину нити при пассивном вытекании из отверстия пипетки. В норме вязкость не более 20 мм. Повышенная вязкость – это когда длина нити более указанного значения.

Повышенная вязкость спермы говорит о том, что мужские половые клетки не могут нормально двигаться в такой сперме. Они неподвижны или малоактивны и, следовательно, шансов на естественное зачатие практически нет.

Важно! Последние исследования указывают на то, что повышенная вязкость может быть связана с некоторыми инфекциями урогенитального тракта у мужчин.

  1. Объём.

Спермограмму сдают после 3-5 дневного полового воздержания. При таких условиях объём полученной спермы должен быть в пределах 3-6 мл.

Снижение количества спермы может говорить о:

  • закупорке или сужении семявыносящих протоков;
  • воспалении простаты;
  • болезни яичек;
  • дисбалансе гормонов и др.

Снижение объема спермы называется олигоспермией, а ее отсутствие – аспермией.

  1. Кровь в яэякуляте.

Кровь (эритроциты) или продукты ее распада придают сперме розовый, бурый или красный оттенок. При изменении оттенка спермы и подозрении на кровь, исследуют эякулят с помощью специальных тест-полосок.

Такие тест-плоски содержат специальный реагент. Эритроциты или гемоглобин вызывают окрашивание тестовой зоны в определенный оттенок, что позволяет выявить кровь в сперме.

Когда бывают эритроциты в эякуляте:

В норме кровь в сперме отсутствует. Наличие ее в эякуляте называется гемоспермией. Она бывает ложной (при микротравмах) и истинной (при воспалении и опухолях).

Важно! Кровь в сперме – тревожный симптом, который требует проведения дополнительных исследований для выяснения причины проблемы.

  1. Лейкоциты.

В норме в сперме могут содержаться единичные нейтрофилы. При любом воспалительном процессе количество их прогрессивно увеличивается.

Диагностировать это можно нанеся эякулят на тест-полоску с определенным реагентом. При контакте с нейтрофилами цвет этой полоски меняется.

  1. Кроме этого, в спермограмме проверяют уровень кислотности (pH), наличие билирубина, оценивают цвет и запах. Некоторые из этих параметров не обладают диагностической ценностью (запах, цвет) и выполняются как дань традиционному исследованию спермы.

Микроскопический анализ

Оценка параметров спермы под микроскопом проводится после ее разжижения. Она выполняется в несколько этапов. Для исследования необходим аппарат со специальным разрешением. Это исследование оценивает следующие параметры эякулята:

  1. Подвижность сперматозоидов.

Мужские половые клетки в зависимости от их подвижности делятся на 4 класса. По критериям ВОЗ нормой считают наличие более 50% сперматозоидов классов А и В или больше 25% класса А.

  1. Агглютинация.

Это процесс склеивания спермиев между собой разными участками (хвостами, головками и др.). В норме этого процесса быть не должно. Появление агглютинации связывают с иммунологическими причинами.

  1. Агрегация (псевдоагглютинация).

Это скопление неподвижных спермиев вместе со слизью и другими патологическими включениями. Этот и предыдущий показатель считают и записывают отдельно.

  1. Наличие слизи.

Слизь в отсутствует. Она появляется при воспалительных процессах в яичках, семенных железах и протоках. Слизь мешает сперматозоидам нормально двигаться, что приводит к снижению их подвижности и бесплодию.

  1. Амилоидные и липоидные тельца.

С секретом простаты в сперму попадают различные тельца (зерна): амилоидные, липоидные (лецитиновые) и кристаллы спермина.

(или лецитиновые зерна) — небольшие блестящие зерна, которые в норме содержаться в сперме в большом количестве. При воспалительных процессах в простате их количество уменьшается или они пропадают вовсе. Лецитиновые зерна (липоидные тельца) – показатель нормальной работы простаты.

Амилоидные тельца – круглые образования, появление которых может говорить о хроническом воспалении простаты.

Эти тельца можно рассмотреть, выполнив специальное окрашивание спермы, под микроскопом с высоким разрешением.

  1. Бактерии и простейшие.

Под микроскопом можно увидеть трихомонады – это круглые простейшие, которые вызывают трихомониаз у человека.

Единичные кокки могут в норме встречаться в спермограмме. Если их количество растет и в эякуляте обнаружена другая микрофлора (гноеродные кокки и анаэробы) – это признак воспалительного процесса.

  1. Макрофаги.

Макрофаги – это большие круглые клетки. В норме макрофаги отсутствуют в сперме. Единичные и множественные макрофаги могут быть обнаружены в эякуляте пациентов с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями репродуктивных органов. Когда у пациента появляются макрофаги в эякуляте, его в первую очередь обследуют на наличие скрытых инфекций мочеполового тракта.

Морфология сперматозоидов

Мужские половые клетки обладают определённым строением. Специалисту известно, как должен выглядеть и какие размеры иметь тот или иной участок . Любые отклонения от нормы принято считать патологической формой спермия. Различают следующие дефекты мужских половых гамет:

  1. Дефекты головки.

Патология головки бывает разной: нарушения формы головки (грушевидная, коническая и др.), проблемы с размером головки (большая или маленькая), двойные и множественные головки, головки с неправильным расположением ядра, головки с аномалией акросомы и др.

Мужские половые клетки с патологией головки по критериям ВОЗ и морфологии по Крюгеру относятся к патологическим формам, которые не могут оплодотворить яйцеклетку. Превышение их количества создает проблемы с зачатием и вызывает мужское бесплодие.

  1. Дефекты шейки и тела.

Неправильное прикрепление, размер или форма – все это является патологией.

  1. Патология хвоста.

Короткие, длинные, сдвоенные, расширенные и другие аномалии хвостовой части не дают сперматозоиду нормально двигаться и достичь яйцеклетки.

Вопросы к доктору

Вопрос: Что такое «круглые клетки» в эякуляте?

Ответ: Кровь, кокки, эпителий, макрофаги и другие. Все клетки, кроме спермиев, называют собирательным термином «круглые» клетки.

Вопрос: У мужа в спермограмме выявили кокки. После лечения воспаления простаты анализ показал единичные кокки. Это нормально?

Ответ: Единичные кокки могут быть в здоровой сперме. Если в эякуляте обнаружены множественные кокки, анаэробы и другая микрофлора – это признак воспаления.

Вопрос: Как правильно липоидные тельца или лецитиновые зерна

Ответ: Лецитиновые зерна – это синоним термина липоидные тельца. Эти образования содержатся в секрете простаты в большом количестве. Снижение их уровня говорит о воспалении предстательной железы.

Нормальная сперма содержит некоторое количество патологических , которые могут быть выявлены после проведения спермограммы. Важно, чтобы число этих форм, не превышало установленные параметры и в сперме отсутствовали «вредные» включения. При обнаружении проблемы проводят дополнительные тесты и лечат причину заболевания.

Принято выделять следующие категории двигательной активности сперматозоидов:

A – движения быстрые, поступательные – номрокинезис; B – слегка вялые, медленные, но удовлетворительные – гипокинезис; C – движения непоступательные, маятникообразные, сперматозоиды топчутся или танцуют на месте – дискинезис; D – движения отсутствуют или практически отсутствуют – акинезис.

Акинезис в спермограмме – это показатель, который определяет количество неподвижных сперматозоидов или таких, что только «машут» хвостиком, но не передвигаются. Верное направление и достаточная активность сперматозоида – залог того, что они достигнут цели, доберутся до яйцеклетки. Соответственно чем меньше количество спермиев с классом A и B, тем меньше шансов забеременеть естественным путем.

Идеальной спермы со 100% здоровыми, подвижными сперматозоидами и другими максимальными показателями нет, и не может быть. Но есть допустимые нормы, при которых беременность естественным путем возможна. Иногда для...

0 0

Макрофаги в спермограмме

Макрофаги – это клетки иммунитета, которые в норме находятся в тканях. Они образуются из моноцитов крови, потом мигрируют в толщу органов и там проводят всю свою жизнь, осуществляя процесс фагоцитоза – «пожирания» вредоносных объектов. Когда приходит их пора оканчивать свое существование, они либо утилизируются себе подобными, либо выходят в лимфу, фильтруются лимфоузлами и, опять же, уничтожаются расположенными в них клетками-фагоцитами.

Все это означает, что в секрете желез, полостях тела эти клетки находиться не должны, либо они обнаруживаются там в единичных количествах. Тем не менее, иногда это бывает. К примеру, при проведении спермограммы (изучение клеточного состава семенной жидкости) порой находят макрофаги в сперме. О чем это может говорить?

«Обычные» макрофаги:

Образец, полученный от пациента, изучают в лабораторных условиях: проводят химические реакции, исследуют под микроскопом его компоненты. Для последней цели...

0 0

Макрофаги в спермограмме представляют собой клетки иммунной системы.

При отсутствии патологии, они располагаются в тканях.

Стандартные клетки

Образуясь из кровяных моноцитов, они отправляются в толщу органов. Там они обитают на протяжении всей жизни и участвуют в процессе фагоцитоза. Ими пожираются опасные для организма объекты.

Когда срок действия клеток подходит к концу, они выходят в лимфу. Там происходит их фильтрация с участием лимфатичских узелков. После этого макрофаги уничтожаются.

Уничтожение опасных для организма объектов макрофагами

В полостях тела происходит обнаружение этих клеток в минимальном количестве. Многие гинекологи полагают, что они не должны там находиться.

Полученный образец спермы тщательно исследуется в лаборатории. С целью изучения его особенностей, специалисты осуществляют химические реакции, проводят обследование при помощи микроскопа.

Что представляют собой макрофаги

Размер макрофагов...

0 0

1033 Что означают показатели результата спермограммы?

Спермограмму сдают в случае, когда с организмом мужчины что-то не в порядке, а в частности с репродуктивной системой. С помощью анализа спермограммы можно установить причину бесплодия, детально изучить половые клетки, определить и диагностировать заболевание, если таковое имеется. Спрашивать на форумах о том, как расшифровать спермограмму бесполезно. В вопросах здоровья полагаться нужно только на специалиста. Направление на анализ дает врач-андролог.

Что представляют собой нормальные показатели спермограммы, что показывает спермограмма и как она помогает вылечить различного рода заболевания, расскажем далее.

Расшифровка анализа: что показывает спермограмма

Анализ спермы – это единственный достоверный способ, который помогает лечить мужские патологии, касающиеся репродуктивной системы.

Более того, с помощью этого исследования можно определить наличие или отсутствие патологий органов...

0 0

Анализ состава спермы: спермиофаги и другие показатели

В процессе оплодотворения и зарождения эмбриона, как известно, участвуют как женская половая клетка (ооцит или яйцеклетка), так и мужские половые клетки - сперматозоиды. Сперматозоиды входят в состав семенной жидкости. В состав спермы входят еще и такие клеточные включения, как спермиофаги.

Для анализа состава и качества семенной жидкости используется спермограмма. В результате проведения этого исследования определяется состав эякулята и качество спермы. Используя данные, полученные при исследовании семенной жидкости, можно определить способность конкретного мужчины к оплодотворению яйцеклетки (его фертильность), а также наличие венерических заболеваний и других воспалительных заболеваний половой системы мужчины.

Что такое сперма и какой нормальный состав спермы?

Сперма у мужчины детородного возраста состоит из следующих компонентов:

Сперматозоиды - половые...

0 0

Остаточные тельца и макрофаги в сперме. Эритроциты в мазках спермы

Остаточные тельца (фрагменты цитоплазмы сперматид) образуются в процессе формирования сперматозоида или разрушения сперматид (неэффективный спермиогенез). В норме процесс созревания сперматозоида и освобождения его от цитоплазматической капли происходит в семенном канальце, где клетки Сертоли или эпителиальные клетки эпидидимиса фагоцитируют эти остатки цитоплазмы. Остаточных телец в нормальном эякуляте практически нет. Появление остаточных телец в эякуляте обычно сочетается с появлением клеток сперматогенеза (сперматид без или в сочетании со сперматоцитами). Окраска остаточных телец в одном препарате может быть различных оттенков - от базофильной до серой.

Макрофаги - это большие клетки круглой формы, диаметром 20-36 мкм с эксцентрично или центрально расположенным ядром. В окрашенных азур-эозином препаратах цитоплазма широким ободком окружает ядро больше с одной стороны, вакуолизирована. В...

0 0

Патологические формы сперматозоида и другие аномалии спермы

В яичниках мужчин начиная с пубертатного периода непрерывно протекают процессы сперматогенеза. Образуется огромное количество сперматозоидов, часть из которых даже в норме содержит определенные дефекты и нарушения строения. В бланке исследования они указаны как патологические формы сперматозоидов. Рассмотрим основные характеристики спермограммы и что может влиять на зачатие.

Макроскопическое исследование спермы

Первичную оценку спермы проводят без использования микроскопа. Таким образом можно оценить:

Разжижение эякулята.

Когда сперма выделяется из уретры, она жидкая. К ней присоединяется секрет семенных пузырьков, что придает ее консистенции определенную густоту. Секрет предстательной железы работает таким образом, что в норме через 10-30 минут эякулят практически полностью разжижается.

Если через час разжижения спермы не произошло, то это может свидетельствовать о патологии...

0 0

Полученный эякулят без промедления помещают в термостат при температуре 37 °С, не подвергая охлаждению, так как при перепаде температуры изменяется подвижность сперматозоидов. Микроскопическое исследование спермы проводят после разжижения, но не позже чем через 1 ч после эякуляции. Разжиженную и тщательно перемешанную сперму наносят на чистое и сухое, подогретое до 20-25 °С предметное стекло и накрывают покровным. Не следует перемешивать сперму путем продувания через нее воздуха пипеткой, как иногда делают, так как соприкосновение сперматозоидов с воздухом снижает их подвижность.

Исследуют нативные препараты с помощью светового микроскопа с рабочим увеличением (объектив 40X, окуляр 10X) при полуопущенном конденсоре. При этом описывают клеточные и неклеточные элементы, определяют кинезисграмму (подвижность сперматозоидов).

Сперматозоиды

Сперматозоиды - преобладающие элементы спермы. Они представляют собой длинные клетки (58-67 мкм) со жгутиками.

0 0

Плохая спермограмма первый признак нарушений мочеполовой системы у мужчин. Особенно это важно для пар, которые длительное время не могут забеременеть. В последнее время бесплодие у мужчин встречается довольно часто.

Причин, приводящих к плохому анализу спермы много. Плохая спермограмма: что делать? Возможна ли беременность при плохой спермограмме – на эти, многие другие вопросы постараемся ответить

Что влияет на результат спермограммы

Для мужчин сдача семенной жидкости является индикатором, который дает возможность определить состояние здоровья всей половой системы. По спермограмме можно узнать не только фертильность сперматозоидов, но и различные заболевания, происходящие в мужском организме.

Всегда ли расшифровка первого анализа считается достоверной? На ее точность могут повлиять многие факторы. Состав спермы может меняться у одного мужчины самостоятельно, зависит это от внешних факторов.

Несбалансированное...

0 0

10

Если у мужчины и женщины появляются трудности с зачатием ребенка, то детальному обследованию подвергаются как будущая мать, так и потенциальный папа. Одним из пунктов обязательного анализа для мужчины является спермограмма – лабораторная расшифровка анализа спермы. Прочитать результаты этого обследования помогает андролог (или уролог, если андролога в клинике нет). Но не все люди слепо доверяют врачам и хотят сами знать, как расшифровать спермограмму. Специально для таких недоверчивых пациентов мы подготовили эту статью – из нее вы узнаете, какие секреты таит анализ спермограммы.

Что это вообще такое

Что такое спермограмма? Анализ спермы (спермограмма) – основной показатель мужской фертильности (способности зачать ребенка). Это главный клинический тест, на который смотрят андрологи для выявления патологий.

Показаниями для проведения анализа спермограммы являются:

Подозрение на мужское бесплодие – когда больше 7 месяцев все попытки зачать ребенка...

0 0

11

Микроскопическое исследование эякулята

Приготовление нативных препаратов эякулята

Не позднее чем через 1 ч после эякуляции разжиженный эякулят тщательно перемешивают, избегая пенообразования. Каплю эякулята наносят на чистое сухое предметное стекло, подогретое до 20-25°С, накрывают покровным, следя за тем, чтобы между стеклами не попадали пузырьки воздуха, и изучают нативный препарат под микроскопом при увеличении 200Х или 400 X.

Морфология элементов эякулята

Сперматозоиды в эякуляте

Сперматозоиды - преобладающие элементы эякулята. Они представляют собой длинные клетки (58-67 мкм) со жгутиками. В них различают три части: головку, шейку и хвост.

Головка сперматозоида овальной формы, сплюснутая в переднезаднем направлении, с заостренным передним концом. Большая часть головки занята ядром, хроматин которого состоит из 23 хромосом. Цитоплазма окружает ядро в виде тонкой оболочки.

Шейка - наиболее тонкая часть сперматозоида. Хвост...

0 0

12

Спермограмма - является методом анализа количественных и качественных показателей спермы. Производится методом исследования эякулянта под микроскопом. Данный метод является основным достоверным источником информации о способности мужчины к оплодотворению яйцеклетки. Однако не стоит переоценивать полученные данным методом сведения – отсутствие патологических признаков не гарантирует 100% уверенности в том, что мужское бесплодие отсутствует, равно, как и выявление патологии может сопровождаться естественным зачатием ребенка. Результаты данного исследования необходимо оценивать в комплексе с результатами остальных исследований.

Подготовка к анализу

Для того чтобы результаты обследования отражали объективную картину сперматогенеза, подготовка с данному исследованию требует соблюдения некоторых правил:

0 0

13

анонимно, Мужчина, 32 года

Уважаемый доктор! Подскажите пожалуйста, есть ли у меня вероятность естественного зачатия детей при следующих результатах спермограммы: объем - 5,1, цвет - серовато-желтый, вязкость - менее 2 см. Консистенция - вязкая рн - движность медленная прогрессивная 13%, подвижность прогрессивная (а+в) 25%, подвижность быстрая прогрессивная (а) 12%, агглютинация - присутствует, концентрация функциональных сперматозоидов 37, концентрация сперматозоидов с прогрессивной подвижностью 24. Концентрация неподвижных сперматозоидов 73. Общее количество сперматозоидов с прогрессивной подвижностью 125. Общее число функциональных сперматозоидов 188. Общее число неподвижных и непрогрессивных сперматозоидов 375, средняя скорость подвижных 42, индекс нормальных подвижных 467930, лейкоциты 73, макрофаги 2, спермофаги 1, клетуи спермотогенеза...

0 0

Макрофаги в спермограмме представляют собой клетки иммунной системы.

При отсутствии патологии, они располагаются в тканях.

Стандартные клетки

Образуясь из кровяных моноцитов, они отправляются в толщу органов. Там они обитают на протяжении всей жизни и участвуют в процессе фагоцитоза. Ими пожираются опасные для организма объекты.

Когда срок действия клеток подходит к концу, они выходят в лимфу. Там происходит их фильтрация с участием лимфатичских узелков. После этого макрофаги уничтожаются.

В полостях тела происходит обнаружение этих клеток в минимальном количестве. Многие гинекологи полагают, что они не должны там находиться.

Полученный образец спермы тщательно исследуется в лаборатории. С целью изучения его особенностей, специалисты осуществляют химические реакции, проводят обследование при помощи микроскопа.

Что представляют собой макрофаги

Размер макрофагов варьируется от 20 до 40 мкм. Внутри них, по центру, располагается ядро. Иногда наблюдается его эксцентричное расположение.

Во внутренней цитоплазменной части находятся вакуоли. Это небольшие пузырьки. Там содержится все то, что макрофаг успел схватить и переварить.

Обратите внимание!

Если этих клеток в сперме не обнаружено, это не считается отклонением от нормы.

Увеличенное количество макрофагов сигналит о развитии той или иной патологии.

Основные пути попадания

Обычно макрофаги попадают в семенную жидкость путем миграции в зоны:

  1. Простаты.
  2. Придатков яичек.
  3. Яичек.

Основные патологии

Наличие макрофагов в сперме обычно сигналит о развитии воспаления. Причиной этого является проникновение в организм инфекции.

После обнаружения увеличенного числа этих клеток, необходимо посмотреть на иные показатели спермограммы.

Диагноз ставится только на основе комплексной оценки всех изменений анализа. Это помогает избежать дополнительных методов обследования.

Затем пациенту назначается сдача уточняющих анализов. К ним относится тестирование на обнаружение инфекции, которая передается от одного полового партнера другому.

Особенности спермиофагов

Иногда в сперме обнаруживаются большие макрофаги. Их размер варьируется от 30 до 40 мкм. В их составе находятся сперматозоиды.

Обнаруживаются клетки, поглотившие сперматозоидные головки. Их хвосты остаются торчать снаружи.

Клетки, уничтожающие собственные структуры организма, называются спермиофагами.

Когда обнаруживаются макрофаги

Появление в сперме столь необычных клеток характерно для тех пациентов, которые длительное время отказываются от полового акта.

Их сперматозоиды стремительно стареют. С течением времени наблюдается их гибель. Это происходит до того, как они покидают половые пути.

Главной причиной считается медленное обновление сперматозоидов. Возникает необходимость очищения спермы. Это является обязанностью специальных макрофагов — спермиофагов.

Появление этих клеток в семенной жидкости иногда обуславливается протеканием патологических процессов.

Для них характерно нарушение оттока из половых путей спермы. Чаще у мужчины диагностируется поражение семявыносящих протоков.

Иногда спермиофаги обнаруживаются у здоровых клиентов. Но патологическое обоснование их присутствия встречается чаще.

Дальнейшее обследование

После обнаружения этих элементов, врач обязуется направить клиента на дальнейшее обследование.

После этого ставится точный диагноз, вырабатывается терапевтическая стратегия.

Данные одного анализа не являются основанием для постановки диагноза.

Если возникает необходимость, врач направляет пациента на повторную спермограмму.

Особенности терапии

Пациенту назначается применение медикамента Трансфер Фактор.

Средство назначается при:

  • туберкулезе половых органов;
  • простатите;
  • бесплодии.

В составе этого препарата содержится некоторое количество цитокиновых фракций.

Эти информационные молекулы имеют биологическую природу.

К их обязанностям относится обучение иммунной системы.

Она учится корректно функционировать и проводить фагоцитоз.

Воздействуя на иммунные процессы, препарат способствует нормализации работы органов половой системы.

Простатит — один из поводов назначения препарата Трансфер-Фактор

Это сопутствует нормализации показателей исследования.

Заключение

Мужчина может самостоятельно улучшить качество семенной жидкости.

Этому способствует устранение бытовых и производственных вредных факторов, налаживание ритма труда и отдыха.

Человек должен полноценно питаться. Из рациона исключаются жареные, копченые, соленые, острые, сладкие продукты. Они заменяются супами, свежими овощами, крупами. Разрешается есть нежирное мясо, рыбу, орехи.

Обязательны ежедневные физические нагрузки. Желательно регулярно выполнять упражнения на улучшение работы тазовых мышц.

Видео: Макрофаг

Дети среднего дошкольного возраста (5-6 лет) очень активны, у них отмечается постоянная потребность в движении. Это связано с некоторыми физиологическими особенностями их организма:

  • процесс окостенения позвоночника еще продолжается, позвоночник довольно гибкий и может деформироваться при длительных статических позах;
  • происходит развитие крупных мышечных групп, поэтому необходимы регулярные посильные нагрузки.

Также в данный период совершенствуются следующие физические возможности малышей:

  • повышается выносливость;
  • улучшается координация;
  • движения становятся более точными и уверенными;
  • улучшаются показатели скорости и ловкости.

Вместе с тем, нужно знать, что развитие мускулатуры происходит неравномерно. Ритм сердечных сокращений легко нарушается. Поэтому и периодически нуждаются в отдыхе.

Предоставляйте ребенку возможности для активной подвижной деятельности. Не допускайте его переутомления (бледный вид, отдышка, потеря координации). Своевременно изменяйте нагрузку и вид деятельности. Не разрешайте выполнять силовые упражнения.

Психологическое развитие

В возрасте 4-5 лет многие психические процессы у ребенка становятся более произвольными и осознанными.

Мышление среднего дошкольника переходит на новый уровень — появляется образное мышление. Познание происходит на основе практических действий. Дети могут сопоставлять предметы по форме, находить подобные, группировать по существенным признакам.

Предлагайте ребенку для игры геометрические фигурки, мозаику, конструкторы Лего и других производителей.

В 4-5 лет ребенок становится очень любознательным. У него появляется потребность в интеллектуальном общении. Он пытается осмыслить те явления, которые его окружают, задает много вопросов взрослым.

В среднем дошкольном возрасте увеличивается объем памяти. Дети могут запоминать около 7-8 названий предметов. Появляется произвольное запоминание, могут заучивать небольшие стишки наизусть. В процессе освоения речи и слушания художественных литературных произведений у детей развивается образная и словесная память.

У средних дошкольников улучшается внимание, оно становится более устойчивым. Дети способны сосредоточенно заниматься одним видом деятельности в течение 15-20 минут.

Активно развивается воображение. Ребенок много фантазирует, придумывает вымышленных друзей, создает вокруг себя сказочный мир. Он мечтает о собственных сверхвозможностях, большом признании его заслуг. Благодаря развитому воображению ребенок может понять то, что он сам не видел, но о чем ему подробно и понятно расскажут. Вследствие бурной фантазии у него могут появиться .

Не оставляйте детские страхи без внимания. Обсуждайте с ребенком то, что его пугает. Поищите информацию, как можно избавиться от страхов и в случае необходимости обращайтесь к специалистам.

Преобладающим видом деятельности остается игра. Изменяется ее содержание и усложняются формы проведения. Появляются . Содержание игры акцентируется на обыгрывании отношений между людьми. У детей могут возникать конфликты при распределении ролей.

С 4 лет нужно предлагать детям игры, соответствующие его полу.

В этом возрасте дети активно и с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Им очень нравится рисовать. У детей активно развивается мелкая моторика.

Рисуйте с детьми, занимайтесь художественной лепкой, учите их петь и танцевать. Пытайтесь их увлечь этими занятиями, а не заставлять. Предлагайте самые простые идеи для поделок. Хвалите за выполненную работу. Некоторые поделки можно дарить кому-то из близких людей, чтобы ребенок увидел значимость своего труда.

Активно развиваются речевые способности. Увеличивается словарный запас. Улучшается звукопроизношение. Дети способны четко выражать свои мысли. Они могут описать свои ощущения, рассказать, как выглядит предмет, пересказать небольшой рассказ.

У детей развивается связная речь, формируется грамматическое чутье. Они учатся согласовывать слова, употреблять предлоги.

Если у ребенка остаются проблемы со звукопроизношением, не оставляйте эту проблему без внимания — обратитесь к логопеду.

Социальное поведение

Средний дошкольник еще не осознает правила поведения и различные социальные нормы, он импульсивен. Вместе с тем, у него уже формируется общее представление о том, как нужно себя правильно вести в обществе. Он хорошо понимает, что значит плохой поступок. Причем, ребенок способен выявлять признаки нехорошего поведения не только у своих сверстников, но и у себя самого. Он сильно переживает, если нашкодит, поскольку понимает, что это плохо. Поэтому взрослые могут регулировать его поведение.

Основные этические понятия только начинают формироваться. В ходе этого процесса ребенок больше внимания обращает не на нравоучения взрослых, а копирует их поступки и модель поведения. Он готов прислушиваться к советам родителей.

Никогда при детях не делайте то, что запрещаете им. Ваши требования должны быть обоснованными, тактичными. Будьте последовательны и терпеливы.

Дети уже умеют контролировать большинство своих эмоций. У них развивается эмоциональная отзывчивость. Они способны понимать чувства других людей, сопереживать.

Ребенок становится более усидчивым, покладистым и спокойным. Он может выполнять простые бытовые обязанности, однако быстро отвлекается, теряет интерес к труду и не всегда доводит начатое дело до конца.

Совет №10

Если ребенок не закончил начатое дело, не ругайте его, а предложите доделать все вместе, заинтересуйте каким-то поощрением.

У детей в возрасте 4-5 лет возрастает потребность в общении, поиске друзей. К тому же от общения в деятельности (во время игры или прогулки), которое преобладает в младшем дошкольном возрасте, они переходят к личностному общению.

Повышается самостоятельность, ребенок способен проявлять инициативу. В этот период для него становится важным признание окружающих. Он старается добиться их уважения, услышать одобрение своих действий. В таком возрасте дети очень обидчивы и эмоционально реагируют на критику.

Совет №11

Обнимайте. Говорите, что гордитесь им, довольны его поведением или поступком.

Усиливается гендерное самосознание. Дети не только хорошо осознают свою половую принадлежность, но и учатся вести себя соответственно ей. Также расширяются их представления о половой принадлежности (мужской пол — мальчик, юноша, мужчина, сын, старик и т.д.). Они учатся различать мужские и женские профессии, понимать специфику поведения и общения с людьми разного пола.

Средний дошкольник может анализировать свое самочувствие, начинает обращать внимание на свое здоровье. В случае недомогания способен сообщить об этом взрослому и объяснить в чем проблема.

Информация по ФГОС о возрастных особенностях детей является одним из способов осуществления активного сотрудничества между семьей и дошкольным учреждением. Благодаря такой родители смогут правильно выстроить свои взаимоотношения с малышом, что поспособствует формированию у дошкольника высокой самооценки. Ребенок станет более уверенным, овладеет навыками и способностями, полезными для дальнейшей жизни.

Ольга Поварёнкина
Возрастные особенности детей 4–5 лет

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период, который является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности . Знание возрастных особенностей детей 4–5 лет необходимо родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным.

Физические особенности развития

В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают : улучшается координация, развиваются ловкость, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения, активно развивается крупная и мелкая моторика. Но необходимо дозировать физические нагрузки, так как мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 5 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Психическое развитие

В возрасте 4–5 лет быстро развиваются психические процессы : память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Важной особенностью является то , что они становятся более осознанными, произвольными, развиваются волевые качества.

Развивается наглядно-образное мышление. Это значит, что в основном действия детей носят практический , опытный характер, поэтому дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Значительно увеличивается объем памяти : дети способны запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого.

Повышаются произвольность и устойчивость внимания : дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности и удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности , как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму , на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Развитие речи

В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей . Значительно улучшается звукопроизношение и дикция, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Дети удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с окружающими. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка : понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения. Развивается связная речь.

Творческие способности

Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией, усложняется конструирование. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Дети могут вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Одной из основных видов деятельности становится изобразительная деятельность, в которой все больше уделяется внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей.

Эмоциональные особенности

В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему человека, учится сопереживать. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.

Развитая фантазия – одна из отличительных особенностей данного возраста , которая может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ, поэтому не надо акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.

Роль игры

Игровая деятельность по-прежнему остается основной для ребенка 4-5 лет, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом . Игра становится все более сложной : она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют их выполнение.

Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы , что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин) . Мальчики предпочитают играть в «полицейских» , супергероев. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными "ненужными" вещами : какие-то палки, бруски, коробочки. Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

Общение с родителями

Семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, как эталон взаимоотношений, который он считает единственно верным. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду, очень важно научить общаться со сверстниками : уступать, отстаивать свои интересы, делиться. Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.