Занятие по нравственному воспитанию школе. Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Наш красивый, добрый мир! Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Занятие по духовно-нравственному воспитанию: Путешествие в «Добросветию»

Цели: способствовать формированию понятия «доброта»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств

Способствовать формированию творческого воображения;
- вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим.

Задачи:

Учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках;
- познакомить с техникой рисования «монотипия»;
- формировать умение работать в коллективе, выражать свое мнение, рассуждать.

Ход НОД.

Дети заходят в группу и встают в круг.

Доброе утро, дорогие дети, я рада видеть вас.

Сегодня мы отправимся в страну Добросветию. Но сначала нам нужно поздороваться, поприветствовать друг друга, можно сказать (Продолжают дети: «Здравствуйте», «Привет», «Доброе утро» и т д.) Все верно, ребята. А можно поприветствовать друг друга без слов, давайте попробуем.
- Протянем и пожмем друг другу руку.
- Обнимем друг друга за талию
- Кивнем головой.
- Вам понравилось здороваться?
- А сейчас я приглашаю вас в путешествие. Там на опушке Радости, у Приветливой Речке, рядом с Улыбчивой поляной в Заботливой чаще есть страна Добросветию. А отправимся мы туда на облаках Добра.
(Звучит минусовка песни Шаинского «Облака»)

Дети садятся на облака (обруч и на нем голубое покрывало, расположенные на ковре.

Сядьте поудобнее, закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы сидите на пушистом облаке, похожем на мягкую гору пушистых подушек. Ваши облака медленно поднимаются в небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Вы проплываете мимо ласкового лучика солнышка, которое касается вас своими лучами. Оно решило поиграть с вами. Щекочет ваши носики и ушки, погрейтесь под его лучиками.
(открываем глазки)
Ну вот мы с вами и очутились в стране добра и дружбы

Воспитатель:

Ребята! Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?

Хотите узнать, от кого письмо? Попробуйте догадаться по этой песенке.
Звучит песня Шапокляк.

Дети: Письмо прислала Шапокляк.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. А вы помните, что случилось с Шапокляк?

Дети : Да, она улетела на воздушных шариках.

Воспитатель: Посмотрим, что же эта дама нам пишет.
Воспитатель зачитывает письмо:
Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в этот город. Но и тут мне встречаются злые жители. А дом добра, который построили Крокодил Гена и его друзья, остался далеко позади. Мне так трудно одной, помогите мне, пожалуйста. Я больше никогда не буду злой старухой, вредничать и хулиганить. До свидания, ваша Шапокляк.

Воспитатель: Как же мы можем помочь Шапокляк?

Дети: Пригласим к нам жить. Напишем объявление.
А давайте мы ей поможем построить дом Добра.

Воспитатель: Но кирпичи для дома будут особенные, их мы получим, если выполним правильно задания. Надеюсь, вы понимаете, что работа не такая простая, нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание. Каждое задание это один кирпич, а каждый кирпич - это часть дома, нашего дома Добра.

Ребята, посмотрите вокруг.

Ой, что это случилось с цветами, я знаю ребята, это злой ветер налетел на страну доброты, сорвал все лепестки и разбросал их повсюду, что же делать? Надо помочь собрать цветы. Хорошо каждый возьмёт сейчас 1 лепесток решит пример, который на нем написан, найдёт правильный ответ и встанет рядом со своим лепестком

Воспитатель: Молодцы! Мы прошли первый этап пути. И можем заложить первый кирпич дома Добра.
На полу выкладываем из коробок дом (1 коробка)
Пока вы собирали цветы я на полянке что - то интересное нашла, посмотрите, что это?

Дети: Очки.

Воспитатель: Да это очки, они не простые, а волшебные, все кто их надевает, становится добрым и начинает говорить всем комплименты. Давайте проверим.
Стоя в кругу, коммуникативная игра «Комплименты» (дети говорят друг другу комплименты и передают очки по кругу, одевая их на глаза)
Ну что, мы можем продолжить строительство дома. Закладываем следующий кирпич
- А сейчас немного отдохнем. У меня есть необычный мяч (полукругом, сидя на стульчиках) - это «Мячик добрых дел». Давайте поиграем. Я буду бросать мяч и называть недобрые дела. А вы, поймав его, должны сказать наоборот, т. е. антоним. Дети играют, подбирают антонимы.

Разорвать книгу - склеить
Толкнуть - обнять
Грустить - радоваться
Улыбаться - плакать
Нагрубить - извиниться
Ссориться - мириться
Отнять - отдать
Обидеть - пожалеть
Добрый - злой
Ну что, вы заработали ещё один кирпичик. Наш дом растёт.

4. Воспитатель: - Ребята посмотрите, что это? (солнышко без лучиков) .Нашему солнышку не хватает лучиков и чтобы они у него появились нам необходимо ему помочь, а как вы узнаете из следующего задания. Слушайте внимательно. - Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. С каждым добрым вашим делом у солнышка будут отрастать лучики.
Ответы детей.
- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили за последнее время
Я думаю, что мы заработали ещё один кирпич. Ребята, а дом наш снова подрос.

5. Воспитатель: А теперь друзья я хочу знать добрые ли?
Игра «Паутинки». Упражнение «Паутина добрых слов». У меня есть «клубочек добрых слов», который я передам Оле. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.

Воспитатель: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?

Дети: Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.

Воспитатель: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?

Дети: Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.

Воспитатель: Пятый кирпичик дома добра мы заложили.

Открывают лепесток с буквой Р.
- На наше волшебной поляне остался последний лепесток с цифрой 6 (Дети отвечают 6). На нем задание «Доскажи словечко». Я начну, а вы заканчивайте, подняв руку, отвечайте.

Растает ледяная глыба от слова теплого (Спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день)
Если ругают за шалости, надо сказать (Простите, пожалуйста)
Если друг попал в беду (Помоги ему)
Решай споры словами, а (не кулаками)
Ну, что достраиваем крышу нашего дома. Дом готов.

Игра «Добрый - недобрый»
Музыка включается.
Ну, что достраиваем крышу нашего дома. Дом готов. А нам пора возвращаться в детский сад. Я думаю, что мы не в последний раз посетили страну «Добросветию» и в следующий раз наш дом добра будет обязательно заселён добрыми персонажами из сказок.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

Давайте построим «Пирамиду дружбы и добра» (подаю детям свою ладонь, они кладут сверху свои ладошки).

Чувствуете, как тепло моих рук нежно переходит к вашим рукам? Скажите, чтобы вы хотели пожелать друг другу?
(Звучит песенка Кота Леопольда «Если добрый ты!»)

Спасибо за внимание!

Федорина Юлия Викторовна, МДОУ детский сад «Малыш», Ульяновская область, село Репьёвка, воспитатель

Чтобы скачать материал или !
  • формирование УУД:

Познавательных;

Регулятивных;

Коммуникативных;

Личностных.

Задачи:

  • предметные:
  • метапредметные:
  • личностные:

Формы деятельности:

Оборудование:

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  • Упражнение «Круг радости» слайд 1

Дети! Вы заметили, что в начале каждого занятия я всегда вас приглашаю в наш «круг радости». Это я делаю для того, чтобы у вас было хорошее настроение, чтобы вы улыбались, были радостными и задорными.

Сегодня я предлагаю «круг радости» начать такими словами:

Когда живется дружно,

Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

Ты в дальнюю дорогу

Возьми с собой друзей:

Они тебе помогут

И с ними веселей.

Актуализация. Цели:

Ребята, сегодня на занятии мы постараемся ответить на простые вопросы: умеем ли мы по-настоящему дружить, видеть свои недостатки, можем ли мы их признавать. Попытаемся выработать для себя нужные человеческие качества, чтобы стать настоящими людьми, гражданами своей страны.

2. Введение в тему. слайд 2

Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы.

Давайте подумаем, всегда ли люди могут жить в полной гармонии друг с другом? (Ответы детей)

Хорошо ли вы себя чувствуете в этом огромном мире? (Да.)

слайд 3

Ребята, это житель нашей планеты, то есть один из нас с вами. Посмотрите на него какой он грустный. Наверно ему чего-то не хватает. Давайте попытаемся сделать его счастливым, весёлым, радостным.

Скажите, что необходимо человеку, чтобы жить и быть счастливым?

(Ответы детей)

Посмотрите, у него есть всё, о чем можно мечтать, рядом есть окружающие его близкие люди, а он всё равно грустит. Подумайте и скажите, а когда человек бывает грустным, невесёлым, печальным и одиноким? (Когда обижают.)

К сожалению, окружающие нас люди не всегда делают нашу жизнь радостной и счастливой. Не всегда отношения между людьми бывают добрыми, нежными. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, поможем добрым словом и советом, поддержим человека. Зачастую мы своей грубостью, злостью, нетерпимостью делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.

3. Основная часть.

  • Игра «Паутинка».

Показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;

Дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Ход игры:

У меня в руках клубочек плохих поступков и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.

Обсуждение:

Ребята вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас.
- Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице, и поднялось настроение? (Сказать хорошее доброе слово - комплимент.)

  • Игра «Комплименты»

Создание доброжелательной атмосферы;

Повышение внутригруппового доверия.

Ход игры:

Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.

Обсуждение:

Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?

(Ответы детей)

Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать,
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…

Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды? Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться.

  • Работа в группах.

Внимательный

Отзывчивый

Насмешник

Справедливый

Терпеливый

Надежный

Решительный

4. Закрепление.

  • Игра-практикум «Коврик мира»

Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (Ответы детей)

С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? (Ответы детей)

Сегодня я принесла для нас вот такую вещь. Это наш с вами «коврик мира». Давайте договоримся, если возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится (в центре комнаты постелить ткань, а на нее - красивую игрушку). Представьте себе, что Маша и Лера хотят взять эту игрушку поиграть, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так (Дети занимают место на ковре). Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию? (Ответы детей)

  • Игра «Желания»
  • - На ваших партах лежат ладошки. Давайте постараемся этими ладонями развеселить нашего мальчика, написав ему пожелания. слайд 4

Ребята сегодня мы доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса.

4. Итог.

Какова была цель занятия?

  • Игра «Синквейн» слайд 5

Поиграем в игру. Педагог раздает карточки для игры. Она называется «Синквейн» от французского «Пятистрочие». Первая строчка - данное слово, вторая строчка - два прилагательных к этому слову, третья строчка - три глагола к данному слову, четвертая строчка - короткое предложение об этом слове, пятая - слово-ассоциация. (правила игры объясняются детям доступным языком. Например: ребенок; красивый, любимый; играет, радуется, поет; ребенок - это маленькое солнышко; радость).

  • - Предлагаю вам для игры словосочетание «нравственно-воспитанный человек». Опрос детей. слайд 6

Просмотр содержимого документа
«занятие по нравственности »

Занятие по духовно-нравственному воспитанию

с элементами игровых упражнений

Младший школьный возраст – важный период в психосоциальном развитии ребёнка. Ребёнок активно включается в разные виды деятельности, осваивает разные социальные роли. Его жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. В семилетнем возрасте можно заложить столько человечности и мудрости в сердце ребёнка, что их с лихвой хватит на всю жизнь. Именно в эти годы формируется нравственный стержень человека.

Приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. На своих занятиях я применяю игровые упражнения для активизации нравственного развития школьников. Считаю, что данная деятельность способствует тому, что каждый ребёнок попадает в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшает настроение.

Тема: « Занятие по духовно – нравственному воспитанию с элементами игровых упражнений»

Цели:

    воспитание нравственных качеств и этического сознания;

    обучение моделированию взаимоотношений с помощью игровых

форм деятельности;

    формирование УУД:

Познавательных;

Регулятивных;

Коммуникативных;

Личностных.

Задачи:

    предметные: показать значимость нравственности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми;

    метапредметные: учить ставить коллективную цель и согласование принятых решений друг с другом;

    личностные: ориентировать в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; развивать этические чувства как регуляторы поведения; учить основным моральным нормам; формировать моральную самооценку, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

Формы деятельности: беседа, игровые упражнения, работа в группах.

Оборудование: карточки, компьютер, проектор, презентация.

Ход занятия

    Организационный момент.

Мотивация. Цель: включение и мотивирование детей посредством игровой ситуации.

    Упражнение «Круг радости» слайд 1

– Дети! Вы заметили, что в начале каждого занятия я всегда вас приглашаю в наш «круг радости». Это я делаю для того, чтобы у вас было хорошее настроение, чтобы вы улыбались, были радостными и задорными.

– Сегодня я предлагаю «круг радости» начать такими словами:

Когда живется дружно,

Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

Ты в дальнюю дорогу

Возьми с собой друзей:

Они тебе помогут

И с ними веселей.

Актуализация. Цели:

Определение содержательных рамок занятия;

Формулирование основной цели занятия.

– Ребята, сегодня на занятии мы постараемся ответить на простые вопросы: умеем ли мы по-настоящему дружить, видеть свои недостатки, можем ли мы их признавать. Попытаемся выработать для себя нужные человеческие качества, чтобы стать настоящими людьми, гражданами своей страны.

2. Введение в тему. слайд 2

– Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы.

– Давайте подумаем, всегда ли люди могут жить в полной гармонии друг с другом? (Ответы детей)

– Хорошо ли вы себя чувствуете в этом огромном мире? (Да.)

слайд 3

– Ребята, это житель нашей планеты, то есть один из нас с вами. Посмотрите на него какой он грустный. Наверно ему чего-то не хватает. Давайте попытаемся сделать его счастливым, весёлым, радостным.

– Скажите, что необходимо человеку, чтобы жить и быть счастливым?

(Ответы детей)

(Появляется дом, солнце, игрушки)

– Посмотрите, у него есть всё, о чем можно мечтать, рядом есть окружающие его близкие люди, а он всё равно грустит. Подумайте и скажите, а когда человек бывает грустным, невесёлым, печальным и одиноким? (Когда обижают.)

– К сожалению, окружающие нас люди не всегда делают нашу жизнь радостной и счастливой. Не всегда отношения между людьми бывают добрыми, нежными. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, поможем добрым словом и советом, поддержим человека. Зачастую мы своей грубостью, злостью, нетерпимостью делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.

3. Основная часть.

    Игра «Паутинка».

– показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;

– дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Ход игры:

– У меня в руках клубочек плохих поступков и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.

(педагог опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует, и какие чувства при этом возникали у одноклассников.)

Обсуждение:

– Ребята вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас.
– Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице, и поднялось настроение? (Сказать хорошее доброе слово – комплимент.)

    Игра «Комплименты»

– создание доброжелательной атмосферы;

– повышение внутригруппового доверия.

Ход игры:

– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.

(Ребята делают друг другу комплименты, пожимая руку.)

Обсуждение:

– Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?

(Ответы детей)

Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать,
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…

– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды? Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться.

    Работа в группах.

С помощью таблицы ребята определяют качества, которыми должны обладать, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом зачеркивают.

В пустые клеточки вписывают положительные качества.

Внимательный

Отзывчивый

Насмешник

Справедливый

Терпеливый

Надежный

Решительный

Итог: Ребята запомните эти качества. Я уверена, что вы сможете и приложите все усилия, чтобы быть именно такими, ведь мы доказали, эти качества нужны человеку.

4. Закрепление.

    Игра-практикум «Коврик мира»

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. «Коврик мира» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы, друг с другом.

– Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (Ответы детей)

– С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? (Ответы детей)

– Сегодня я принесла для нас вот такую вещь. Это наш с вами «коврик мира». Давайте договоримся, если возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится (в центре комнаты постелить ткань, а на нее – красивую игрушку). Представьте себе, что Маша и Лера хотят взять эту игрушку поиграть, но она – одна, а их – двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так (Дети занимают место на ковре). Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию? (Ответы детей)

    Игра «Желания»

    – На ваших партах лежат ладошки. Давайте постараемся этими ладонями развеселить нашего мальчика, написав ему пожелания. слайд 4

– Ребята сегодня мы доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса.

4. Итог.

Вспомните тему нашего занятия.

Какова была цель занятия?

Сформулировать вывод урока предлагаю в форме синквейна.

    Игра «Синквейн» слайд 5

– Поиграем в игру. Педагог раздает карточки для игры. Она называется «Синквейн» от французского «Пятистрочие». Первая строчка – данное слово, вторая строчка – два прилагательных к этому слову, третья строчка – три глагола к данному слову, четвертая строчка – короткое предложение об этом слове, пятая – слово-ассоциация. (правила игры объясняются детям доступным языком. Например: ребенок; красивый, любимый; играет, радуется, поет; ребенок – это маленькое солнышко; радость).

    – Предлагаю вам для игры словосочетание «нравственно-воспитанный человек». Опрос детей. слайд 6

Конспект занятия по нравственному воспитанию для подростков на тему «Разговор о счастье»

«Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливым и других. Счастливый может видеть только счастливых вокруг себя».
Л. Фейербах

Цель : формирование нравственных качеств.
Задачи : обсудить значение понятия «счастье», установить, что связывают воспитанники с понятием «счастье», формировать мотивацию на оптимистическое восприятие жизни, содействовать сплочению группы.
Форма проведения занятия: комбинированная
Оборудование: листы бумаги, плакаты по тематике, ватман, информационные карты, воздушный шар, раздаточные материалы, теле-ауди – аппаратура.

Ход занятия

1. Вступительная часть
Воспитатель предлагает сесть в круг, взяться за руки и поздороваться .
- Тема нашего занятия – «Разговор о счастье». Сегодня мы вместе поразмышляем о счастье, попытаемся установить, что у каждого из вас связывается с понятием «счастье».
II. Основная часть

1. Беседа
- Поднимите руки те, кто хочет быть несчастливым.
-А теперь те, кто хочет быть счастливым.
- Из этого небольшого эксперимента ясно, что все из нас хотят быть счастливыми. А что такое счастье?
Высказывания детей. Обсуждение.
- Подведем итоги.
Счастье – это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
Счастье – это осуществленное разумное желание.

2. Дискуссия «Как стать счастливым»

- У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Подумайте и назовите только одну вещь, которая может сделать вас счастливыми.
Обсуждение.
- Что есть счастье?
Это результат поисков счастья или осуществление желаний? О смысле счастья рассуждали многие великие люди – поэты, писатели, философы. Вот высказывания, некоторых из них:
«Для счастья нужны… внешние блага, ибо невозможно или трудно совершить прекрасные поступки, не имея никаких средств». Аристотель
«Каждая семья счастлива по своему». Л.Н.Толстой

Давайте прочитаем их, и пусть каждый из вас определит, какое высказывание ближе всего и почему.

Фронтальное оценивание высказанных мнений.
- Психологи указывают на семь конкретных способов стать счастливыми:
Любите своих близких.
Постарайтесь сделать правильный выбор и обрести любимую профессию.
Помогайте другим людям.
Старайтесь развивать эмоции.
Будьте физически активными.
Вносите в свою жизнь элементы новизны.
Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастными.

Попробуйте сформировать свое согласие или несогласие с данными утверждениями.
Обсуждение.

3. Упражнение «Формула счастья».

- Счастье человек может испытывать по любому поводу. Перед вами карточки с «формулами счастья»:
Голод + еда = счастье
Жажда + вода = счастье
Тоска по кому-либо + встреча с ним = счастье
Любовь к Родине = счастье
Жизнь с любимым человеком = счастье

Давайте прочитаем, осуществление, каких желаний приносит счастье человеку? Посмотрите, счастье человек может испытывать по самым разным поводам. И это естественно. Но у меня такой вопрос: может ли человек испытывать счастье, если, например, еда отравлена? Вода заражена? Чтобы поскорее встретиться с другом, вы прыгаете с балкона и калечитесь?
Вывод : обретение счастья через осуществление желаний возможно только тогда, когда наши действия соответствуют определенным физическим и нравственным законам. Если этими законами пренебрегать, то нас ждут нежелательные последствия.
- А вы смогли бы составить свою формулу счастья? Попробуйте.
Обсуждение вариантов.

4. Решение ситуаций.

- Знакома ли вам пословица: «На чужом несчастье счастья не построишь»? нельзя быть счастливым, когда ты приносишь несчастья другим людям. Давайте обсудим следующие ситуации:
В семье старшая сестра издевается над младшим братом – подсмеивается, обзывается, распускает руки. Она от этого получает удовольствие. Имеет ли она право на такое «Счастье»? можем ли мы назвать ее счастливой?
Человек украл у кого-то большую сумму денег. Но от этого счастлив. А эти деньги были собраны для лечения малыша. Имеет ли он право на такое «счастье»? можем ли мы назвать его счастливым?

Испокон веков таких людей осуждают, потому что народная мудрость гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь».

5. Динамическая пауза «Передай воздушный шарик»

- А сейчас немного разомнемся. Давайте встанем и поиграем. Воздушный шарик нужно зажать между ног. Каждый проходит дистанцию и передает шарик следующему. У кого шарик падает, тот выбывает из игры.

6. Упражнение « Для счастья мне нужно..»
- Напишите, чтобы вам хотелось иметь для счастья. Мы вернемся к этим записям через некоторое время, и, наверное, вам будет, о чем подуматься
7. Упражнение «Ладошка»
- Каждый из вас может принести много или чуть-чуть счастья другим людям. Для этого нужно учиться порадоваться, сочувствовать, сопереживать другим. Когда вокруг тебя радостные и счастливые лица и самому на сердце становится тепло и радостно. Поэтому давайте дарить друг другу наше доброе отношение, внимание и тепло.
Положите на лист бумаги свою ладонь и обведите ее. Теперь напишите в центре ладошки свое имя. По моей команде, вы будете передавать листы по часовой стрелке по кругу. На ладошке нужно записать добрые слова, комплименты, которые могут порадовать ее хозяина. Итак, начали!
III. Заключение
- Подведем итоги. Вам понравилось занятие?
- Что вам запомнилось?
- Посмотрите на свои записи, хотели бы вы изменить то, что вам нужно для счастья?
- И в заключении давайте запомним волшебный настрой, который поможет вам испытать радостное и бодрое состояние, близкое к состоянию счастья.

Я настрой себе нашел, чтобы стать везучим:
У меня все хорошо, а будет еще лучше!
Спасибо!

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Впустите в сердце доброту»

Задачи приоритетной образовательной области:
«Социально-коммуникативное развитие»:
Усвоение норм и правил, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка (внимательность, доброжелательность, милосердие, желание помочь)
Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и не красоту злых, дать детям возможность глубже осознать, что каждому человеку дана свобода выбора: творить добро или зло
Задачи ОО в интеграции:
«Познавательное развитие»: ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа,
«Речевое развитие»: развитие свободного общения с взрослым и детьми; обогащение словаря детей.
«Художественно-эстетическое развитие»: развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения; развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения,
Планируемые результаты НОД
Целевые ориентиры: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Предпосылки учебной деятельности:
коммуникативные – умение слушать, договариваться, высказывать свое мнение
познавательные- умение размышлять;
регулятивные- умеет следовать определенным правилам,
личностные – умение видеть и слышать не только себя, но и окружающих.
Оборудование для педагога: Макеты: планета Добра, планета Зла, звездочки 6 шт., кукла – пресонаж Хорплоша,(кукла двухсторонняя-с одной стороны доброе приветливое лицо, с другой стороны злая гримасса) воздушные шары, наполненные гелем-15шт, мультимедийное оборудование
Оборудование для детей: фигурки Хорплошиков
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Ребята, Как вы думаете,что такое добро? (Ответы детей).
Добро бывает разным. Одно добро можно увидеть и даже потрогать руками: это картины, скульптуры, книги, сокровища. Всё это можно увидеть в музеях, на выставках, а что-то в детском саду или у себя дома. Игрушки, ваши поделки, созданные своими руками – это тоже добро.
Есть добро, которое мы можем услышать – это музыка, песни, звуки природы, задушевные стихи, добрые сказки, нежные слова.
Но есть такое добро, которое каждый из нас и взрослый и ребёнок должен носить в себе: это доброе сердце, добрая душа, добрые слова. Именно такой человек и совершает добрые поступки. Он помогает всем, кто попал в беду, будь то человек, или животное, и даже растение. О таких людях говорят: «Добрый человек».
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Чтение авторской сказки о путешествии маленькой Звёздочки.

В далёком-далёком космосе жили весёлые маленькие звёздочки. Вместе они играли, веселились, кружились в стройном хороводе и никогда не скучали. Ведь всю ночь им нужно было светить на небе, освещая космические пути. И вот, однажды, самая озорная звёздочка так раскачалась, что упала с неба и попала прямо на планету зла. Планета эта была холодная, колючая, каменистая, на ней никогда не росли цветы, не пели птицы, вся она была покрыта колючками, шипами и острыми камнями. Маленькая путешественница долго бродила среди колючек и камней, просила помочь ей вернуться на небо, но со всех сторон только и слышалось: «Отстань, мы не хотим помогать тебе, фу какая ты некрасивая – отойди от нас…» все прогоняли Звёздочку, кололи её острыми шипами и отталкивали… маленькая Звёздочка совсем опечалилась. Не просто на такой планете найти друзей, которые были бы рады тебе.
Но тут неожиданно поднялся ветер и, немного покружив, унёс нашу героиню на другую планету. Маленькая Звёздочка согрелась и решила осмотреться, куда она попала. Планета эта была совсем не похожа на планету зла. Вся она утопала в прекрасных цветах, слышалось пение птиц, летали бабочки. Это была планета Добра. Новую гостью сразу заметили обитатели доброй планеты. Они пригласили её остаться здесь навсегда. Ведь Звёздочка была очень добрая как все на планете Добра. Здесь только и было слышно: «Оставайся у нас, милая Звёздочка. Давай поиграем вместе. Побудь у нас ещё немного».
Так и осталась маленькая Звёздочка жить на планете Добра, все обитатели планеты очень полюбили её, играли и веселились вместе с ней. Но иногда ясными звёздными ночами маленькая звёздочка смотрела на небо, где в весёлом хороводе кружились её подружки-сестрички, такие же звёздочки как она сама, и ей очень хотелось вернуться на небо.
Вопросы:
1. Вам понравилась сказка? Кто главная героиня сказки? Какая она?
2. Куда сначала попала Звездочка? Как она себя чувствовала? Почему?
3. Что с ней случилось на планете Добра?
4. На какой планете вы хотели бы жить?
Ребята, вот так и наши с вами слова и поступки создают вокруг себя маленький мир добра или зла. Если мы приветливы, добры, отзывчивы друг к другу, то всё вокруг расцветает, а если грубы, то зарастает злыми холодными колючками.
Д/И « Оцени поступок»
А теперь посмотрите, кто пришел к нам в гости. Правильно Хорплоша. Он всегда помогает нам отличить хорошие поступки от плохих. Одевайте на руку маленьких Хорплошиков, садитесь поудобнее и давайте немного поиграем. Вы вместе с Хорплошами будете оценивать разные ситуации:
Ситуация 1: Дети вышли гулять и увидели старенькую бабушку, помогли донести её сумку до дома. (Хорплоша радуется);
Ситуация 2: мальчик поймал кота и тянет его за хвост (Хорплоша сердится);
Ситуация 3: Девочка идёт мимо магазина и причитает: мама, купи, ну купи мне хоть что-нибудь (Хорплоша сердится)
Ситуация 4: Дети вышли гулять, взяли с собой крошки хлеба и покормили птиц (Хорплоша радуется)
Ситуация 5-8 на экране.
Ситуация 9-10 – музыкальные.
(Убираем Хорплош).
Д/И « Закончи фразу добрым поступком»
Я буду начинать фразу, а вы попробуйте закончить:
- Мальчик нашёл потерянную игрушку и …
- дети слепили красивого снеговика, а Саша проходя мимо…
- мама заболела и прилегла, а дочка……
- бабушка уронила палочку и ………….
- все дети убирали игрушки, а Лиза…..
Создание проблемной ситуации
-Ребята, как же нам помочь звездочке вернуться на небо к своим сестричкам?
(Ответы детей)
Дети, если попробовать привязать звёздочку к шарам может быть она сможет улететь на них к своим сестричкам. Давайте попробуем. Вам не жалко отдать свои шары для доброго дела?
Давайте на прощание скажем звездочке ласковые слова! Д/И « Скажи ласковое слово»
(передаём звёздочку по кругу и придумываем ласковые слова и выражения)
Привязываем шары и звёздочка улетает.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
-Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым - значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно доброму трудней,
И все же посмотри,
Как много у него друзей
А злой всегда один.
Подведение итога: Дети, вам понравилось сегодня наше занятие? Что вам понравилось больше всего? Наше занятие называется
«Впустите в сердце доброту», как вы думаете мы впустили в наши сердца доброту? Что хорошее и доброе мы сделали?
Мы помогли сегодня маленькой сказочной звездочке, но ведь в нашей реальной не сказочной жизни каждый день бывают моменты, когда мы выбираем, как поступить: помочь или отказать, пожалеть или пройти мимо, отнять игрушку или уступить, сделать добро или зло? Какой ваш выбор?
Молодцы. Мы выбираем добро и будем всегда стараться идти дорогою добра.
Танец «Дорогою добра».

Задачи:
Образовательные :
закреплять знание детьми вежливых слов,
знание элементарных правил поведения.
уметь распознавать правильное и неправильное поведение и реагировать соответствующим образом.
учить оценивать поступки героев сказки в соответствии с правилами вежливого поведения.
учить детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие:
развивать речь детей,
продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости: здравствуйте, пожалуйста и др.
развивать зрительное и слуховое внимание, активную мыслительную деятельность.

Воспитательные:
воспитывать такие качества как отзывчивость, желание помочь другим; стремление радовать окружающих хорошими поступками

Материал к занятию: колокольчик, шкатулка с подарками, магнитная доска, аудиозапись сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать», музыкальные произведения, магнитофон, открытка для курочки, картинки по содержанию сказки, заготовки сердечек из цветной бумаги, «ордена» Доброты и Вежливости на каждого ребенка, телефон.

Предварительная работа : разучивание стихотворений о вежливости, беседы о вежливости, заготовка сердечек из бумаги, зарисовка картинок по содержанию сказки.

Методы и приемы: игра на слуховое внимание, поисковые вопросы, ТРИЗ — творческое рассказывание (изменение концовки сказки), физкультминутка, сюрпризный момент, игровые приемы, метод наглядности, музыкальное сопровождение, чтение стихотворений, ручной труд (изготовление открытки).

Ход занятия:
Дети входят в зал.
Воспитатель: -Здравствуйте, милые дети!
Вы прекрасней всех на свете. (Здравствуйте)
И гостям я тоже рада,
Поприветствовать их надо!
(Приветствие гостей детьми с поклоном головы)

Воспитатель: — Ребята, а вы знаете кто я?(ответы детей).
— Правильно, я фея вежливости. Но мне кажется, что вы тоже настоящие волшебники, ведь сейчас при встрече вы сказали волшебное слово «здравствуйте». И сегодня, если вы захотите, мы все вместе отправимся на полянку волшебных слов и вежливости; думаю, что там будет очень интересно. Я приготовила для вас много игр, загадок, секретов и необычных заданий.

И вот первое из них:
1.
На полянку попадет лишь только тот,
Кто слово вежливое назовет.
А звучать должно оно
Ласково, приветливо.
Будьте внимательны!
Слова не должны повторяться,

Итак, В колокольчик позвони,
Скорее слово назови
И на полянку проходи!
-Кто первый, пожалуйста
Дети звонят в колокольчик и называют вежливые слова, проходят и встают за спинку стула.

Воспитатель: — Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали.
Садитесь, пожалуйста! А вы знаете, существует много стихов о вежливости и вежливых словах. И вот вам следующее задание:

Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»-
Значит «будь здоров».

Добрый день!- тебе сказали.
— Добрый день!- ответил ты.
Вас две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!- солнцу и птицам.
-Доброе утро!- улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.

Отменить что ли слово «пожалуйста»,
-Доброе утро! Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

«Будьте добры» или «будьте любезны»
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома
Будет приятно их слышать любому.
Маша знала слов не мало,
Но одно из них пропало
И оно-то как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом,
За подарком, за обедом.
Это слово говорят, если вас
благодарят.

Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду.
И взрослых перебивать,
И что обещал, забывать.
Но если я все же забуду,
Простите, я больше не буду.

За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз!

Воспитатель: -Молодцы! Отличные прочитали стихотворения и много их знаете.

3.А сейчас немного отдохнем
И кто из вас внимательный поймем!
Вы будете выполнять названное действие в том лишь случае, когда услышите вежливое слово.

Проводится игра-физкультминутка «Пожалуйста».

Пожалуйста, встаньте.
-Пожалуйста, поприседайте.
-Похлопайте в ладоши.
-Будьте добры, поднимите руки вверх.
-Опустите.
-Опустите, пожалуйста!
-Пожалуйста,поморгайте
-Будьте любезны, попрыгайте на одной ножке
-Пожалуйста, наклонитесь вперед.
-Очень вас прошу, встаньте прямо.
-Пожалуйста, погладьте себя по голове.
-Садитесь.
-Садитесь, пожалуйста.

4. Звучит запись музыки.
Воспитатель: — Ах, какая волшебная музыка звучит,это сказка в гости к нам спешит. Слушайте внимательно!
Звучит аудиозапись сказки К.Д, Ушинского «Умей обождать».
«Жили-были себе брат и сестра, петушок, да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал, да клевал и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох, — кричит петушок, — беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник, и прошло.

Выздоровел петушок и пошел в поле; бегал, прыгал, разгорячился, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит: «Не пей, Петя, обожди, пока остынешь».

Не послушался петушок, напился холодной воды – и тут же стала бить его лихорадка; насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.

Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть, теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестры: покатился по льду, лед проломился, и петушок – бултых в воду! Только петушка и видели».

В процессе прослушивания сказки педагог выставляет картинки по содержанию.

Воспитатель:– Сейчас мы прослушали с вами сказку К.Д. Ушинского «Умей обождать».
1. -А как можно по другому назвать эту сказку? Давайте придумаем новое название. (Непослушный петушок. Торопливый петушок. Нетерпеливый петушок. Петушок и курочка. Глупый петушок.)
2.-А как курочка помогала петушку?
3. Ребята, скажите, пожалуйста, как заканчивается эта сказка? (эта сказка заканчивается печально, грустно, невесело). Давайте изменим с вами конец сказки.
Дети дают свои варианты концовок сказки. Для тех, кто затрудняется, можно предложить следующие варианты: петушок послушал сестрицу, подождал и потом стали кататься с горы на санках; занялись другой игрой;; стали смотреть телевизор и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Вы придумали новые интересные, и добрые окончания этой сказки. Наш петушок жив и здоров.Я вижу, что вы хорошие, послушные и сообразительные ребята и очень хочу, чтобы вы посоветовали, подсказали петушку как себя надо вести, чтобы не случилось страшной беды.

Ребята, как же нам можно связаться с петушком? (Варианты ответов, акцент на телефон)
У меня есть волшебный телефон,но забыла где же он.
Давайте встанем, отдохнем, может телефон найдем?

Воспитателем проводится физкультминутка.

Дин-дон, дин-дон — приседают
Где волшебный телефон – пожимают плечами
Может в беличьем дупле – потянулись вверх
Может в лисьей он норе-наклонились
Может в речке голубой – волна
Мы найдем его с тобой – волна
Вправо, влево посмотрите – повороты в стороны
Вот же телефон глядите!
Садитесь, пожалуйста! Дети садятся.

Воспитатель: Я бы очень хотела, чтоб вы позвонили петушку и что-нибудь ему пожелали или посоветовали. (Напомнить детям о правилах разговора по телефону: поздороваться, представиться, спокойный голос, вежливый тон).

Воспитатель набирает номер, 2-3 ребенка дают советы по телефону. Последним «разговаривает» с петушком воспитатель:
— Петушок, ты понял как надо себя вести. Молодец! А почему у тебя голос такой грустный? Да? Хорошо. Я сейчас посоветуюсь с ребятами.
— Ребята! Петушок все понял и ему очень стыдно, что он так плохо себя вели не слушался курочку. Он хочет извиниться перед курочкой и подарить ей красивую открытку за ее доброту, внимание и заботу. Он очень просил вас помочь ему и заранее вас благодарит.

— Ребята, а помните, на прошлой неделе мы говорили с вами о добрых делах и золотом сердце и сделали много красивых сердечек из бумаги. Давайте подарим эти сердечки доброй курочке, у которой, наверное, золотое сердце. Мы оформим этот подарок в виде открытки, на нее приклеим сердечки. Я, думаю, ей это очень понравится.

Дети наклеивают на открытку сердечки, произнося определения характера курочки.(добрая,умная,заботливая,любит братика)

Воспитатель:- Замечательный подарок получился!Дорогие мои, наша встреча подошла к концу. Сегодня вы порадовали меня знаниями о добрых словах и поступках, помогли петушку стать послушным, сделали прекрасную открытку для заботливой курочки, др. (Индивидуально обратить внимание как кто занимался.)

— Я знаю, что все вежливые люди не бывают злыми, это всегда умные и добрые люди и я уверена, что вы тоже такими же, и каждого из вас хочу наградить орденом Доброты и Вежливости. (Достает из шкатулки и вручает каждому ребенку).
— Колокольчик зазвенит в детский сад нас возвратит. До свидания, дети! До новых встреч!

Название: Конспект открытого занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, этикет


Должность: воспитатель
Место работы: ГКУЗ ЯО «Областной специализированный дом ребенка №1»
Месторасположение: Россия,г. Ярославль, Моховая,14