Что делать, чтобы ребёнок заговорил. Как помочь ребенку заговорить

Памятка для родителей.

(Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение?)

1.Помните, что самый главный пример для сына или дочки – вы сами. Сложно убедить ребенка в том, что чтение лучше и полезнее, если он видит, что домашние предпочитают книге телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры.

2.Заведите дома ритуал совместного чтения. Читайте веселые, интересные книги сверх школьной программы. Обсуждайте прочитанное.

3.Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков ребенку станет книга, соответствующая его возрасту.

4.Не спешите отвечать на вопросы ребенка сразу. Посоветуйте ему искать ответы в книгах самостоятельно. Для этого собирайте дома различные словари: энциклопедические, толковые, орфографические, фразеологические и т.д.

5.Сделайте поход в книжный магазин с сыном или дочкой приятным событием. Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, что из книг вы могли бы подарить кому-то из семьи, его другу.

6.Когда ребенок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не стойте у него над душой (это создаст эффект принуждения).

7.Проявляйте интерес к тому, что читают сын или дочка.

8.Отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежный), тогда он будет стараться порадовать вас своими успехами.

9.Не сравнивайте достижения ребенка с успехами других детей (особенно его братьев и сестер); постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребенка, закрепляет у него неприязнь к более успешным ребятам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей"Что делать родителям, чтобы помочь ребёнку не попасть в беду"

памятка для родителей, что купить для 1 класса

ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ для 1 класса для всех УМКТетрадь в клетку 12 листов – 10 шт.Тетрадь в узкую линию – 10 шт.Обложки прозрачные, плотные, без рисунков (для всех тетрадей и учебников)Закладк...

Почему вы решили родить ребенка? Если одна из причин та, что мы привели ниже, то срочно отказывайтесь от этого планирования.

Причина 1. Родить, потому что у всех уже есть дети

Одна из самых распространённых причин любого человеческого поведения — потому что все так делают. Когда мы окружены мамами: подругами, коллегами, родственницами, а у нас ещё нет своих детей, мы начинаем чувствовать себя ущербными, не такими, как все.

На деле может оказаться, что сейчас далеко не лучшее время для рождения крохи. Психологическая , скромные условия жизни, оборвавшаяся карьера или оказавшийся «не тем» мужчина могут существенно омрачить материнство. Не стоит ориентироваться на окружающих: что бы ни говорили врачи советской закалки, современная медицина позволяет вынашивать и рожать здоровых детей и после 30, и даже после 40 лет.

Причина 2. Родить, чтобы не остаться одной

Ещё один плохой мотив для рождения крохи — страх одиночества. Чаще всего возникает он на фоне неустроенной личной жизни, разлада с родителями и другими родственниками. «Кто ж мне стакан воды в старости подаст?» — думаете вы и решаете завести ребёнка вне зависимости от своего семейного, экономического и психологического состояния.

На деле , даже если ситуация на первый взгляд идеальна (у вас есть жильё, высокооплачиваемая работа, с ребёнком готовы сидеть бабушки или няни), неполная семья всё равно наложит отпечаток на жизнь малыша, его характер и поведение. А решение родить «для себя» по сути эгоистично и связывает ребёнка обязательством заботиться о маме, существенно ограничивая его физическую и моральную свободу. Не говоря уж о том, что устроить личную жизнь маме с крохой на руках будет куда сложнее.

Причина 3. Родить, потому что муж/родственники настаивают

«Когда ты собираешься заводить детей? Когда тебе 45 стукнет? Я так и помру, не дождавшись внуков, а муж уйдёт к другой, которая ему родит — вот увидишь!» Такие слова нередко заставляют уступить и решиться на рождение ребёнка. А то вдруг и правда, уйдёт и помрёт?

На деле не слишком желанный малыш может стать не особо любимым. Вероятно, мама всю жизнь будет бессознательно или осознанно и в открытую осуждать ребёнка за то, что он поломал её жизнь. Лишил хорошей работы, забрал красоту и молодость, отнял лучшие годы. Согласитесь, такой багаж никого не сделает счастливым. Прислушивайтесь к себе и не бойтесь отстаивать свои права перед родственниками. Ведь это будет ваш ребёнок, которого вы будете и за которого будете нести ответственность, а значит, и решение должны принимать исключительно вы без всякого давления извне. Вы имеете полное право не хотеть детей сейчас или вообще никогда.

Причина 4. Родить, потому что малыши такие милые

Некоторые девушки, почувствовав прилив нежности при общении с чужими малышами, насмотревшись на фото новорожденных и наряды для младенцев, решают, что пришла пора пойти на поводу у материнского инстинкта и реализовать свои желания.

На деле в поговорке «первый ребёнок — последняя кукла» есть смысл. И если нянчить милого крошку — единственное желание молодой мамы, она будет очень разочарована, когда малыш начнёт проявлять характер и действовать так, как хочется ему. А произойдёт это скоро.

Причина 5. Родить, потому что вышла замуж

Так заведено: люди встречаются, люди влюбляются, женятся… Следующий логичный шаг — появление первенца. И зачем с этим тянуть?

На деле эта ситуация похожа на ту, когда дети есть у всех вокруг. Психологи подтвердят: основной мотив поведения в рамках уклада и традиций — страх столкнуться с чем-то новым, выйти из зоны комфорта, потерять опору под ногами. Выйти замуж, потому что так надо, потому, что так надо. В этом случае будущие родители не задумываются о своих желаниях, возможностях и целях. Может, вам хотелось бы достичь определённых карьерных высот? Или попутешествовать вдвоём с любимым мужем? Малыш, лишивший вас надежды на это, вряд ли будет в радость.

Причина 6. Родить, чтобы отдохнуть

Бывает, что хочется во что бы то ни стало круто изменить свою жизнь. Мы устаём от работы, от людей, от транспорта, хотим тишины, уединения, покоя. А как получить это, не потеряв материальную поддержку? Правильно — уйти в декрет.


На деле если последние два месяца беременности, когда становится неудобно спать, наклоняться и ходить, хоть как-то с натяжкой можно назвать отдыхом от работы, то жизнь с младенцем на руках — это большой физический и моральный труд. Вам не удастся выспаться, вы вряд ли найдёте время для любимых занятий и общения с приятными вам людьми. Многие мамы достаточно быстро устают от домашних дел и мечтают вернуться на работу, но всё равно ребёнок всю жизнь будет отнимать дополнительное время и силы. Если ваше единственное желание — отдохнуть или просто изменить что-то в жизни, лучше взять отпуск, сменить работу, пойти учиться чему-то новому, сделать хобби своим бизнесом.

Причина 7. Родить, чтобы поправить финансовое положение

Выплаты, положенные семье при рождении ребёнка, весьма ощутимые, особенно в столице. А — отличный способ улучшить жилищные условия. Чем не повод?

На деле никакие выплаты не покроют суммы, которые нужно будет тратить на ребёнка. Даже если друзья и родственники обещают отдать вам детскую одежду, игрушки и гаджеты, то подгузники, лекарства, посещение кружков, а в дальнейшем школьные принадлежности и прочее они вряд ли будут вам оплачивать. Поэтому рожать ради выплат как минимум неразумно, а в целом — совершенно неэтично по отношению к крохе.

Причина 8. Родить, чтобы воспитать нормального человека

Когда мы видим, как ужасно воспитаны окружающие нас дети (да и взрослые тоже), в нас просыпается Макаренко. Уж мы-то точно знаем, как воспитать хорошего человека! Нельзя дать пропасть этому потенциалу.

На деле здесь есть как минимум два варианта развития событий. Мамы, озабоченные воспитанием, либо с рождения мучают ребёнка правилами, ограничениями, графиками и нотациями, либо в первые же месяцы жизни младенца осознают, что реальность не соответствует их представлениям о детях, совершенно не могут справиться со своим чадом и решают предоставить его самому себе. И в том, и в другом случае есть опасность, что ребёнок, вырвавшись из-под контроля мамы, пустится во все тяжкие и вырастет тем самым плохо воспитанным взрослым, которых мы так не любим. При этом психика его будет испорчена либо гиперопекой, либо отчуждённостью со стороны мамы.

Принимая решение родить малыша, стоит помнить, что и вы, и ребёнок — в первую очередь личности. Со своими желаниями, правами и свободами. И гармоничная, счастливая семья — та, где никто не ущемлён и не страдает.

Хорошая школьная успеваемость считается залогом того, что в будущем ребенок сможет получить профессию и стать успешным. Отчасти это верно: школа прививает ребенку дисциплинированность, учит его ответственности и закладывает основы поведения в социуме. Но если ребенок не проявляет интереса к знаниям, учеба становятся для него скучным и бесполезным занятием. Поэтому чтобы ребенок хорошо учился, родителям нужно сформировать у него интерес к учебе, а также правильную систему мотивации.

Что могут делать родители, чтобы ребенок хорошо учился в школе?

Помощь родителей в учебе не должна сводиться к оплате репетиторов. На протяжении всего периода школьной жизни у ребенка могут возникать самые разные трудности, и родители обязаны помогать ему в их преодолении, проявляя личное участие. Что должны делать родители, чтобы ребенок хорошо учился и радовал их своими успехами?

Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к знаниям. Развивать познавательные способности нужно с первых лет жизни ребенка. Каждый день стремитесь учить его чему-нибудь новому и стимулируйте интерес к знаниям, а также учите его самостоятельно искать ответы на вопросы. Конечно, далеко не все предметы школьной программы могут вызвать живой интерес у ребенка. Часть дисциплин все дети осваивают несколько хуже, так как не имеют склонности к ним, а выручить в таких случаях может только «зубрежка». Не стоит акцентировать внимание на неудачах, лучше хвалите за достижения по тем предметам, которые даются ребенку легко. Пусть он чувствует уверенность в своих силах – это поможет ему справляться и с теми предметами, которые ему неинтересны.

Правильно мотивируйте ребенка. Чтобы ребенок лучше учился в школе, родители должны активно интересоваться тем, как продвигается его учеба. Но ни в коем случае не следует устанавливать тотальный контроль над ребенком. Теплые и доверительные отношения позволят решать школьные проблемы в виде плохих оценок гораздо эффективнее, чем ссоры и наказания. Если у ребенка начались сложности с учебой, не ругайте его, а постарайтесь помочь, чтобы он видел, что вы на его стороне, и чувствовал вашу поддержку. Помогайте ребенку с выполнением трудных задач и обязательно отмечайте все его успехи. Одобрение родителей – один из лучших мотивов для хорошей успеваемости. Но он не должен быть главной движущей силой: на первом месте у ребенка должен стоять настоящий интерес к познанию. Как помочь ребенку лучше учиться с помощью каких-то материальных стимулов и стоит ли вообще их использовать? Это решать только вам, но не следует обещать ребенку что-нибудь желанное и дорогое в обмен на хорошие отметки. Это может создать ненужное давление и страх потерпеть неудачу, кроме того, ребенок будет учиться только ради того, чтобы получить желаемое. Лучше делать такие подарки неожиданно, например, по окончании четверти, законченной без «троек», и только в тех случаях, когда ребенок старался и вкладывал силы в учебу.

Последовательно увеличивайте нагрузку. С каждым годом школьная программа становится все сложнее и объемнее. Поэтому важно с самых первых классов приучать ребенка к полному освоению материала и добросовестному выполнению домашних заданий. В противном случае всего несколько пропущенных уроков в старших классах могут привести к ухудшению успеваемости, а затем к нежеланию учиться вообще. Следите, чтобы каждое домашнее занятие ребенка имело результат не только в виде выполненных уроков, но и в виде понятого и хорошо усвоенного материала. Из года в год самостоятельные занятия ребенка должны становится длиннее и интенсивнее, ведь учебная нагрузка возрастает, соответственно, сил и времени на освоение школьного материала необходимо тратить больше.

Помощь родителей в учебе – это, прежде всего, приучение ребенка к самостоятельной работе. С какими-либо сложными и трудоемкими заданиями вроде рефератов помогать можно и нужно, но обычную домашнюю работу ребенок должен уметь делать сам. Для этого родителям необходимо выстроить правильную тактику помощи: не объяснять ребенку что-то непонятное по несколько раз и не подсказывать, как выполнить упражнение, а только советовать еще раз перечитать материал или условия задания. При этом обязательно проявляйте искренний интерес к учебе ребенка: для него это является одним из лучших стимулом к тому, чтобы поддерживать хороший уровень успеваемости.

Мы все очень хотим дождаться первых слов ребенка, и это понятно и правильно. Но бывает и так, что у ребенка уже есть слова, на занятиях он может бойко называть картинки, а в повседневной жизни не уметь высказать свое желание, приходить от этого в отчаяние, протестовать, кричать и топать ногами, чтобы добиться своего.

Что нужно для того, чтобы ребенок ЗАХОТЕЛ говорить:

  • У ребенка должна возникнуть потребность в общении . Малыш из своего собственного опыта общения со взрослыми должен вынести очень важную мысль: меня слушают, меня понимают, я своими взглядами, движениями, жестами, звуками могу объяснить чего я хочу и взрослый это будет учитывать.

Если такого понимания не возникает, ребенок останется на уровне плача, криков и других нежелаемых проявлений своих потребностей. Например, чтобы дали мяч он не будет тянуться к нему и показывать рукой, а будет кричать, топать ногами и т.д.

  • То, о чем идет речь, должно находиться в поле интересов ребенка. Когда взрослый предлагает малышу игру, забаву, игрушку или занятие он должен быть уверен, что это интересно ребенку. Нужно подумать о том, как заинтересовать ребенка или изменить вид деятельности так, чтобы цель была достигнута, но на другом материале. Например, если ребенок не хочет строить дом из кубиков, то может быть, он сделает это из рулонов туалетной бумаги. И тогда с ним можно будет поговорить о том, что ставить нужно "на рулон", что "сначала поставит Ваня, а потом мама", а теперь можно сломать и кричать"Бах!" и т.д.

Если взрослый предлагает что-то, что считает полезным, что вписано в программу "работы" с ребенком, заставляет малыша заниматься этим - его ждет неуспех. И сами занятия и общение в процессе совместной деятельности.

  • Оба собеседника должны быть настроены на одну волну . Убедитесь в том, что вы с ребенком в данный момент говорите и интересуетесь одним и тем же. Если на прогулке ваш малыш засмотрелся на кошку, то поговорите о ней: назовите, попросите его сказать, как киска кричит, обсудите, что она делает.

Даже если вы знаете, что малыша интересуют машины, не обсуждайте их, пока его внимание направлено на кошку или ворону.

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

  • Значимость неречевых средств общения. У маленького ребенка, еще не умеющего говорить, есть достаточно средств общения, просто нужно их увидеть, понять и ответить.

Неречевые средства общения - это контакт глаз, улыбка, интонация, выражение лица, движения ребенка (поворачивается и смотрит на объект, идет/ползет к объекту, тянется к нему, показывает, привлекает внимание голосом). Если взрослый заметит эти синалы, кротко прокомментирует их, используя жест "дай" и слова: " Дать? Ваня хочет мяч?" и выполнит просьбу ребенка "На, вот мяч, возьми мяч!" - это будет первым шагом на пути развития собственной речи ребенка. Постепенно у него появятся жесты и простые слова.

  • Взрослый собеседник должен ясно представлять речевые возможности ребенка. Когда вы задаете вопрос или предлагаете что-то малышу, вы должны предусмотреть то, как он ответит. Например, если вы хотите узнать, что он хочет есть: яблоко или грушу, и знаете, что этих слов у него нет, то у ребенка должна быть возможность ответить, указав на яблоко или грушу или их изображения.
  • Благожелательное внимание слушающего взрослого, правильная интерпретации любых сигналов ребенка. Будьте внимательны к любым инициативам ребенка. Нам очень важно, чтобы он не только понимал и выполнял просьбы собеседника, но и сам проявлял инициативу в общении. Если ребенок принес совок, важно понимать, что он этим хотел сказать и продолжить разговор. Возможно, вы не сразу поймете, чего хочет малыш и только ваше благожелательное терпение может вам помочь в этом случае.

Если вы будете ВСЕГДА придерживаться этих простых правил, ребенок будет постепенно переходить от неречевых средств общения к речевым. И только после этого мы сможем заняться качеством его речевых средств, то есть двигаться от лепетных слов, ко взрослым словам, фразе и связной речи.

Никакой массаж рук и рта, и другие второстепенные способы не вызовут у ребенка желания сказать что-то.

Наличие у ребенка ОТЗЫВЧИВОГО собеседника и адекватной СИТУАЦИИ – стимулирует речевую активность ребенка.

В младенческом возрасте ребенок понимает интонацию и ситуацию, а чуть позже и речь окружающих, у него возникает желание сообщить, попросить, предложить что-то своим близким. Но отсутствие речи, понятной даже его родителям, может сделать это сложным или невозможным, если не учитывать, что помимо речевых, есть и неречевые средства общения.

Как помочь ребенку общаться, используя доступные средства: жесты, движения, звуки

Мы уже говорили, как важно видеть инициативу ребенка, выраженную с помощью взглядов, звуков, движений. Теперь поговорим о том, как обучить ребенка жестам, которые будут доступны малышу и понятны окружающим.

Мы предлагаем использовать с этой целью систему простых жестов, входящих в культуру русской речи, а потому знакомым все без исключения.

Изучать жесты можно в специально отобранных песенках и потешках.

Аналогичные занятия вы с успехом можете проводить дома. Обратите внимание на медленный темп исполнения песен. Это дает возможность детям выпонить нужный жест, а в ряде случаев и сказать слово.

Каждая женщина мечтает родить и вырастить здорового ребенка. А также всем мамочкам без исключения хочется, чтобы их детки были самыми умными, развитыми и красивыми. Даже одежду для новорожденных малышей мы начинаем выбирать задолго до их рождения. Обычно, дети начинают четко и осмысленно разговаривать с 2-х - 2.5 лет, кто-то немножко раньше, кто-то немножко позже. А можно ли научить ребенка разговаривать в более раннем возрасте? Отталкиваясь от собственного опыта, могу смело сказать: «Да, можно!»

Я мама девочки, который на данный момент времени 2 года и 9 месяцев. В этом возрасте моя малышка знает множество детских стихов и песенок, весь алфавит, умеет четко говорить, строит предложения из нескольких слов. Не хочу хвастаться, но это целиком и полностью моя заслуга. Причем специально я не учила ребенка стихам и песням, не заставляла ее повторять за мной слова, не учила разговаривать. Первое слово (естественно, мама) малышка произнесла в полгода. К году ребенок знал уже более 50-ти слов. Она спокойно могла объяснить словами, что ей нужно. Повторяюсь, специально, я ее этому не учила.

Моя малышка родилась не самым спокойным ребенком. При родах у нее была асфиксия, поэтому с нервной системой было не все гладко. Вдобавок ко всему прочему в роддоме ей кололи антибиотики, поэтому пищеварительная система тоже была нарушена. У нас очень часто были проблемы с животиком, девочка постоянно плакала. Все свободное время я проводила с дочкой. Сейчас существует множество методик развития ребенка - Монтессори, система Глена Дамана и еще куча разных систем, направленных на обучение и развитие малышей. К сожалению, у меня не было свободного времени, чтобы читать книги или искать информацию в интернете, рассказывающую о том как эти методики применять к детям. Воспитывая ребенка, я в большей степени полагалась на свою интуицию и руководствовалась своими материнскими чувствами. Каждая мама на подсознательном уровне знает, что хорошо для ее ребенка. Сама того не представляя, я выработала свою методику развития ребенка, которая достаточно быстро принесла свои плоды.

И так, что же я делала, для того, чтобы моя дочь могла научиться рано разговаривать:

  1. Воспитания малыша начинает уже тогда, когда ребенок еще находится в животе у мамы. Возможно, не многие задумывались над этим, но это действительно так. Будучи беременной , я постоянно разговаривала со своим животиком. Рассказывала моему еще не родившемуся малышу обо всем, что меня окружает. Вечером читала детские книжки, пела песенки, слушала любимую музыку. Разговаривая с крохой, я мысленно представляла себе, какой она будет;
  2. Когда моя малышка появилась на свет, я стала разговаривать с ней еще больше. Многие молодые мамы крайне измотаны и утомлены домашними хлопотами и заботами о малыше. Ухаживая за ребенком - кормя его или купая, они проделывают все процедуры, молча. Я же постоянно комментировала крохе все свои действия: что я делаю сейчас, что сделаю позже. Одевая малышку на прогулку, я обязательно говорила с ней, рассказывала, как называется тот или иной предмет одежды, какого он цвета. На первый взгляд может показаться, что все это мелочи, и они никак не влияют на развитие малыша. А на самом деле, это совсем не так. Постоянно слыша мамин голос, ребенок лучше воспринимает человеческую речь, лучше запоминает слова, понимает их значение. Все время, пока малышка бодрствовала, я не переставала с ней разговаривать. Во время прогулки я постоянно рассказывала детские стишки, пела детские песенки. Доходило даже до того, что я с малышкой обсуждала, что приготовить на ужин и какие продукты мы будем покупать в супермаркете. Многим покажется странным такой подход к воспитанию еще совсем крошечного малыша, но мне он действительно помог;
  3. Для того чтобы ребенок хорошо разговаривал нужно разрабатывать мелкую моторику. Я покупала специальное тесто для лепки, и моя малышка с удовольствие лепила из него различные фигурки, или просто скатывала в руках шарики. Так же нам очень нравилось рисовать пальчиковыми красками. Когда я что-то готовила на кухне, моя дочь постоянно находилась со мной. Я поясняла ей все свои действия. Варя суп, я говорила, что мы кладем в кастрюльку, какие овощи, как они называются. А еще, я высыпала на противень различную крупу- манку, гречку, пшено, рис, и малышка пальчиками рисовала по крупе. Это очень полезно для детской моторики;
  4. Алфавит мы тоже специально не разучивали. Все происходило постепенно, в непринужденной форме. В течение дня я несколько раз показывала дочери одну и ту же букву, четко произнося ее название, и так в течение трех дней. Следующие три дня были посвящены другой букве. И так незаметно и ненавязчиво, к двум годам, мы выучили весь алфавит, причем ребенок совсем не почувствовал никакого принуждения с моей стороны. Опять же, отправляясь на кухню готовить обед, я брала малышку с собой, сажала ее перед холодильником и раскладывала перед ней магнитную азбуку. Дочери очень нравилось прикреплять буквы к холодильнику, а я попутно объясняла ей название каждой буквы;
  5. Укладывая дочь спать, я рассказывала ей сказки, стишки, пела песенки. Утром просыпались мы под «потягушки», умывались и чистили зубки под специальные стишки. Когда вечером я купала дочь, я так же рассказывала ей стихи на тему купания. Причем, когда мой запас песенок и стихов заканчивалась, я сочиняла ей сама;
  6. Моя девочка страдала отсутствием аппетита. Накормить ее было очень сложно, поэтому мне приходилось ее как-то завлекать, чтобы она съела хоть ложку. Здорово помогли книжки. Во время кормления, я раскладывала книги на столе и читала их ребенку. А если учесть то, что кушали мы 5 раз в день, то ребенок хорошо запоминал прочитанное, а это поспособствовало раннему развитию.

Резюме

В результате всех этих нехитрых действий моя дочь очень рано стала разговаривать. Каково было мое удивление, когда спустя немного времени она четко пересказывала мне все стихи, прочитанные или рассказанные ей ранее. На детской площадке все мамочки очень удивлялись, когда слышали, как разговаривает мой ребенок в этом возрасте, и это при всем при том, что мы еще не ходили в детский сад. А когда дочь пошла в детский садик, ей было очень легко найти язык со сверстниками, тем более разговаривала она лучше всех в группе.

Я рассказываю все это вовсе не для того, чтобы похвастаться и сказать: «Посмотрите, какой гениальный у меня ребенок»! Вовсе нет, и ребенок у меня самый обычный. А для того, чтобы молодые мамочки знали, что если у меня получилось научить ребенка рано разговаривать, то обязательно получится и у вас. Нужно только попробовать, и не переставать это делать. И тогда, вы совсем скоро услышите от своего крохи долгожданное «мама».