Как выглядит жизнь женщины в саудовской аравии. О жизни женщин в Саудовской Аравии

Однако многие ещё скептически смотрят на возможность в ближайшем будущем отменить запрет на вождение, так как большинство консерваторов, чьё влияние в стране велико, твёрдо убеждены, что разрешение на вождение машины может стать рычагом к переходу к западному образу жизни и уничтожению традиционных ценностей.

В начале 2012 года правительство начало рассматривать предложение о создании общенациональной автобусной системы только для женщин. Активисты разделились во мнениях, одни поддержали идею, утверждая, что это снизит частоту сексуальных домогательств таксистов и транспортные расходы. Другие критикуют, утверждая, что это бегство от реального вопроса, касающегося признания права женщин на вождение. В июле 2011 года женщина из Джидды была приговорена к десяти ударам плетью за вождение машины. Это вызвало общественный резонанс, так как до этого женщина была обязана подписать обязательство, что никогда не сядет за руль. Наказание поркой стали применять после проведения акций в поддержку женских прав в июне. Король Абдалла пообещал защитить права женщин и отменил приговор.

Женщины также не могут выехать за границу без разрешения мужчины-опекуна, этот запрет распространяется на жён, взрослых незамужних дочерей и сыновей саудовцев, не достигших 21 года, даже если они являются гражданами других стран.

В сентябре 2013 года группа из 16 женщин-активисток устроили автопробег, за что должны были заплатили штраф в размере 80$, а их опекунов обязали прятать ключи от женщин.

Правовые вопросы

Политическая жизнь

Нура аль Фаиз, заместитель министра по женскому образованию, первая саудитка, занимающая государственную должность такого уровня.

Принцесса Лолва аль-Фейсал описывает свои взгляды как умеренно-консервативные, выступая за реформы, которые однако будут соответствовать нормам ислама, утверждая следующее:

« Ислам видит мужчин и женщин равными, но разными. Ультра-консерваторы и ультра-либералы на деле добиваются разрушения истинного исламского образа, но мы сохраняем его. Хотя сейчас всё ещё имеется проблема интерпретации закона в судах, однако саудовские женщины в некоторых моментах имеют больше прав, чем на Западе: их собственность неприкосновенна, а мужчины обязаны заботится о них, а западная нескромность ведёт к дурному воспитанию детей »

Тем не менее Лолва поддерживает избирательное право женщин на муниципальных выборах. Во время интервью с принцессой Томас Фридман спросил её, чтобы она сделала, если бы стала королевой на день, она ответила: «Первым делом я бы позволила женщинам сесть за руль».

В 2013 году саудовское правительство впервые организовало для девочек спортивные занятия в частных школах. В конце 2015 года женщины впервые получили право голосовать и принимать участие в муниципальных выборах. Среди кандидатов были зарегистрированы 5938 мужчин и 978 женщин. Пост депутата в провинции Мекки получила Салма бинт Хизаб аль-Отейби. Несмотря на это во время баллотирования женщины-кандидаты обязаны были выступать за перегородкой или их представлял мужчина. Помимо этого более 130 тысяч женщин приняли участие в голосовании, что хотя и незначительно по сравнению с 1,35 миллионами голосующих мужчин мало, но уже считается внушительной цифрой для первого голосования женщин.

Новые формы общения

На фоне сильной гендерной сегрегации свою популярность стали набирать альтернативные виды общения, с помощью технологии и связи. Например огромной популярностью пользуется анонимная переписка женщин и мужчин через технологию bluetooth, и саудиты были первооткрывателями такого вида общения.

Саудовские женщины, зачастую не имея какой-либо возможности высказывать своё мнение, используют для этого социальные сети , одна из таких женщин утверждает следующее:

« В Саудовской Аравии мы живём больше в виртуальном мире, чем в настоящем. Я знаю многих людей, которые заводят романы по перепискам на Facebook, но в реальности никак не могут встретиться. Многие женщины также используют Facebook, чтобы выражать свои политические и человеческие права, так как в реальной жизни просто не могут или боятся »

Некоторые консервативные священнослужители призывают к блокировке Facebook, утверждая, что она способствует гендерному смешению и является «дверью в похоть». В 2010 году социальная сеть была временно заблокировала по причине того, что не «соответствовала моральным ценностям жителей этой страны».

Критика

Западные критики часто ставят параллель между положением саудовских женщин и апартеидом, который существовал в ЮАР и распространялся на чёрное население. В качестве доказательства они приводят ограничения женщинам на поездки, учёбу, выбор профессии, доступ к судам и политические высказывания.

Представители газеты The New York Times пишут, что саудовские женщины лишены сейчас тех же прав, что и когда-то чёрные/цветные во время апартеида в ЮАР . Некоторые критики напрямую заявляют, что гендерная политика Саудовской Аравии является преступлением против человечности и нуждается во вмешательстве со стороны международного сообщества. Они также критикуют правительство США, которое ведёт информационную войну против их врагов - талибов, а политического союзника - Саудовскую Аравию зачастую проходит стороной, хотя их гендерная политика во многом похожа на талибскую. Мария Калдор утверждает, что дискриминационная политика в Саудовской Аравии и талибов фактически одна и та же. Напротив, политический обозреватель Даниэль Пайпс, видит, что несмотря на гендерную сегрегацию, женщины имеют возможность посещать школу или работу.

Критике также подвергаются западные компании, которые сотрудничают с Саудовской Аравией и на территории их страны соблюдают гендерную сегрегацию. Так, например, компании Starbucks и Pizza Hut в своих ресторанах строили отдельные помещения для женщин, и в мужских зонах обслуживание гораздо лучше и быстрее.

В 2001 году редактор Washington Post Колберт Кинг отметил, что, как и в Саудовской Аравии, в ЮАР правительство в период апартеида рассматривало международную критику как вмешательство её суверенитета и во внутренние дела. И тогда американским корпорациям, работающим в ЮАР , приходилось подчиняться местным законам. А политику западных компаний в Саудовской Аравии Колберт сравнивает с «расистскими» Принципами Салливана, существовавшими среди западных компаний в ЮАР, но в данном случае объектом притеснения становятся женщины, а не чёрные. Журналист Энн Эпплбаум утверждает, что гендерный апартеид в Саудовской Аравии не интересует американских феминистов. Так как если при гражданском движении за права чёрных в ЮАР им оказывали крупную поддержку американские лидеры гражданского права, такие, как например Джесси Джексон, то американские феминисты мало заинтересованы в сотрудничестве с саудовскими активистами. Одна из причин заключается в том, что анти-апартеидные акции практически невозможно проводить в условиях жёсткой гендерной сегрегации, особенно иностранным женщинам.

Культурный релятивизм Саудовской Аравии является корнем фактического бездействия феминисток, таких, как например Азар Маджеди, Памелы Бом и Марьям Намази. Они утверждают, что политический ислам в стране плотно связан с женоненавистничеством, а желание западных либералов относиться терпимо к исламу зачастую их ослепляет, и они игнорируют проблему, связанную с дискриминацией и насилием против женщин. Маджеди и Намази сами родом из Ирана, где также в течение 40 лет проводится дискриминационная политика против женщин, одна из них говорит следующее:

« Грубо говоря, из-за места моего рождения я обладаю меньшими правами, чем та же женщина, которая родилась в Швеции, Англии или Франции »

Памела Бон говорит, феминистическая апатия поддерживается тоскливым культурным релятивизмом, который пронизывает многих женщин: «Мы ничем не лучше, чем они; Мы не должны навязывать свои мнения им; Мы должны смотреть только на собственные недостатки», а культурный релятивизм исходит из страха, так как критика ислама может зачастую приравниваться к расизму в западном понимании.

Энн Элизабет Майер, американский специалист в области исламского права, считает, что гендерный апартеид, закреплён в самой конституции Саудовской Аравии:

9) «Уважать ценности саудовского общества, его традиции и обряды», воспитание молодого поколения «на основе исламской веры, предписываемой ею преданности и повиновении Всевышнему Аллаху, Его Пророку и представителям власти».

10) «Укреплять арабскую семью, сохранять исламские семейные ценности, создавать необходимые условия для повышения благосостояния и развития способностей членов арабских семей».

Майер утверждает, что статьи 9 и 10 являются рычагом для лишения саудовских женщин любой возможности участвовать в публичном праве или правительстве, а именно при соблюдении ценностей до-современного исламского права в целях поддержания традиционной патриархальной семьи, и держать женщин подчинёнными, таким образом это и является главным корнем гендерного апартеида.

Теги: женщина, саудовские инвесторы, Саудовский принц, животные,

Говорят, что в Саудовской Аравии у женщин больше запретов, чем прав. При чем это касается полностью всех сфер жизни: от замужества до пользования общественным транспортом. Правила, которые накладываются на женщин в этой стране, основаны на патриархальных законах шариата. Но так ли плохо все на самом деле, и как живет прекрасная половина человечества с такими ограничениями? Расскажем о самых невероятных и шокирующих запретах, с которыми приходится сталкиваться женщинам в арабском государстве регулярно.

Женщины в Саудовской Аравии не могут выходить на улицу без мужа или мужчины-родственника - махрама. Только они могут подтвердить ее личность и дать разрешение на устройство на работу, медицинские процедуры, замужество и прочее.


С этого года женщинам Саудовской Аравии больше не запрещено водить автомобиль, однако разрешение на это опять же должен дать их махрам.


Женщинам запрещено пользоваться общественным транспортом. Единственным исключением является поезд, но здесь они могут ездить только в отдельных вагонах. Большинство же вынуждено передвигаться пешком или на такси.


Каждый регион страны диктует женщинам разные по строгости правила в одежде. Так, в особо консервативных до сих пор обязывают носить никаб, закрывающий все лицо, кроме глаз. Сама одежда должна быть из плотной, непрозрачной ткани, максимально скрывающей изгибы тела, и она должна закрывать все кроме кистей и стоп.


В Саудовской Аравии число женщин, имеющих высшее образование, превышает число мужчин, однако качество преподавания в женских вузах далеко не высокое. Кроме того, большинство женщин после обучения по-прежнему не работает.


Количество женщин на рынке труда составляет всего 17 процентов. Чтобы выйти на работу, местным жительницам потребуется разрешение мужчины, а число вакансий ограничено теми, где не нужно много общаться с незнакомыми лицами мужского пола. Да и сами работодатели не любят трудоустраивать женщин, ведь им придется обустраивать для них отдельные офисы и даже входы.


Девочек в Саудовской Аравии часто выдают замуж еще до наступления полового созревания, ведь минимальный брачный возраст законом не ограничен. Формально принудительные браки запрещены, но все права на ребенка старше 7 лет принадлежат отцу, а договор между ним и женихом обязателен.


Женщина может общаться с подругами только в женской половине дома, которая носит название «харим». Вход в мужскую половину ей строго запрещен, а связаться с мужем она может только по внутреннему телефону.


Впрочем, не только дом делится на женскую часть и мужскую, но и общественные места: транспорт, общепит, пляжи и прочее.


У женщины меньше прав во всем: при наследовании она получает вдвое меньше мужчины, а то и вовсе исключается из числа наследников, а чтобы подать иск, ей нужно привести сразу 6 свидетелей мужского пола.


Нарушительницам законов и традиций грозит суровое наказание. При этом наказать могут даже за обвинение со стороны религиозной полиции в общении с незнакомым мужчиной или недостаточной плотности одежды. В качестве расплаты могут применяться удары плетью, физическая расправа или тюремный срок. К слову, выйти из тюрьмы женщина может только после прошения опекуна.


Говорят, что в Саудовской Аравии у женщин больше запретов, чем прав. Им нельзя водить машину, выходить из дома

10 вещей, которые нельзя делать женщинам в Саудовской Аравии

 07:01 11 марта 2017

Говорят, что в Саудовской Аравии у женщин больше запретов, чем прав. Им нельзя водить машину, выходить из дома без сопровождения мужчины и посещать спортивные мероприятия. При этом большинство запретов официально не прописаны ни светских, ни в религиозных законах, они существуют просто на уровне традиций. Но в наказание за нарушение этих традиций часто даже убивают.

Делать что-либо без согласия мужчины-опекуна

Мужчина-опекун - чаще всего муж, отец или брат - тот человек, который всецело управляет жизнью любой женщины в Саудовской Аравии. Без его разрешения женщина не может заключать или разрывать брак, получить образование, работать, уезжать куда-либо за границу или в пределах страны и даже сделать плановую операцию. Каждый шаг, каждое действие требует согласие или непосредственного участия мужчины-опекуна. Даже просто общаться с мужчиной-неопукуном строго запрещено.

Совершать что-то, что могло бы отразиться на чести мужчины-опекуна

При этом мужчина-опекун, защищающий и опекающий женщину, вправе требовать от неё благоразумного поведения. Считается, что если опекун потеряет контроль над женщинами, то потеряет честь в глазах общества. А это очень серьёзно. Если женщина своим поведением портит честь мужчины-опекуна, тот вправе наказать её и в крайних случаях даже убить. Причём это не просто какой-то устаревший догмат. Практика убийств чести происходит в Саудовской Аравии каждый день. В 2007 году отец убил молодую девушку, когда узнал, что она общалась с молодым человеком по Facebook. Наиболее консервативные граждане тогда призывали правительство полностью запретить Facebook, потому что он, по их словам, подстрекает к похоти и вызывает социальную рознь, поощряя половое смешение. Для женщины в Саудовской Аравии является сильнейшим позором арест религиозной полиции. А арестовать они могут за что угодно. Так в 2009 году двух молодых девушек после ареста в результате общения с посторонними мужчинами, публично расстреляли братья, в присутствии отца.

Появляться на улице с открытыми частями тела

Согласно шариату, чтобы посторонний мужчина не соблазнился женщиной, она обязана в общественном месте покрывать все части тела, кроме овала лица, кистей и стоп. Но в некоторых провинциях страны женщин обязывают закрывать всё лицо, кроме глаз, и оставлять открытыми только руки. Однако, с 2011 года религиозная полиция стала требовать от женщин закрывать также и глаза, ссылаясь на то, что порой они могут быть слишком «сексуальными».

Покидать специальные «женские» зоны в общественных местах

В Саудовской Аравии присутствует ярко выраженная половая сегрегация. Она затрагивает всех женщин, которых мужчины-опекуны стараются максимально ограничить от окружающего общества и любых контактов с незнакомыми мужчинами. Любые торжественные мероприятия проходят с разделением мужчин и женщин. Большинство домов в стране имеют отдельные входы. Притом любому мужчине, кроме хозяина, запрещено входить в женскую часть дома. Разделены также и все общественные места: торговые центры, парки развлечений, пляжи, общественный транспорт, образовательные учреждения. Причём довольно часто школьники двух полов учатся не просто в разных зданиях, но и в разное время, чтобы они ни в коем случае не пересекались друг с другом. Нарушение принципов половой сегрегации, особенно со стороны женщин, приравнивается к преступлению.

Работать где ей нравится

Начнём с того, что для женщин в Саудовской Аравии вообще не поощряется любая наёмная работа. С раннего детства девочек учат, что их главная роль - рожать и воспитывать детей, поддерживать семейный очаг, заботиться о семье. Женщина, конечно, может работать, но только в специально отведённых для женщин местах и не во всех сферах деятельности. Можно работать врачом, медсестрой, учителем. Но это только если удалось прежде получить подходящее образование, что сделать тоже крайне трудно. К тому же, на любую работу женщина в Саудовской Аравии может устроиться только с разрешения мужчины-опекуна.

Посещать открытые спортивные мероприятия

Не смотря на то, что в стране существуют женские спортивные команды, ни в каких более-менее значимых спортивных соревнованиях им участвовать нельзя. До 2008 года Саудовская Аравия была единственной страной в мире, которая не представляла женщин на Олимпийских играх. В школах саудовские девушки не получают никакого спортивного образования, да и к остальным спортивным сооружениям имеют крайне ограниченный доступ. Но посещать открытые спортивные мероприятия женщинам строго запрещено.


Водить машину

Передвижение женщин по стране и так очень ограничено. Без сопровождения мужчины-опекуна им не разрешается даже выходить из дома, не говоря уже о каких-то поездках или путешествиях. Водить машину женщинам запрещено, им не выдают государственные лицензии на вождение даже в том случае, если у них есть иностранные права. Большинство саудовских учёных и религиозных деятелей причисляют вождение машины женщиной к греху. Так, например, профессор Камаль Субхи утверждает, чти если женщинам в стране позволить водить автомобили, через десять лет там не останется девственниц. А другой влиятельный шейх Салех Лохайдан как-то заявил, что если женщина будет водить машину, то она может родить ребёнка с врождёнными дефектами. Справедливости ради, стоит отметить, что запрет на вождение машин женщинами повсеместно нарушается в сельской местности страны.

Пользоваться общественным транспортом

Как правило, женщины Саудовской Аравии не могут пользоваться и общественным транспортом. Во-первых, потому что это не безопасно с точки зрения контактов с посторонними мужчинами. Во-вторых, многие транспортные компании в принципе не перевозят женщин. Хотя, в некоторых поездах есть специальные секции с отдельным входом, расположенные в конце составов, специально для женщин.

Выбирать себе супруга

Не смотря на то, что в 2005 году религиозный комитет официально запретил практику принудительных браков, договор между женихом и отцом невесты до сих пор считается обязательным. Ситуация осложняется ещё и тем, что в стране отсутствует минимальный брачный возраст. Большинство высших религиозных деятелей считают, что девочка пригодна для брака с 9 лет, а мальчик с 15. Они также полагают, что девушку нужно обязательно выдать замуж до наступления половой зрелости. Ни о каком сознательном выборе супруга тут не может быть и речи. Кроме того, такая практика крайне негативно сказывается на женском образовании. Девушки, заключившие ранний брак (до 16 лет) потом как правило уже не получают полноценное образование и, соответственно, не могут работать. Не стоит забывать, что в стране официально разрешено многожёнство. Мужчине позволено иметь до четырёх жён.

Выходить из тюрьмы досрочно

А вот тут начинается самое интересно. В Саудовской Аравии религиозная полиция может арестовать женщину буквально за что угодно. Например, за «неправильную одежду», за общение с посторонним мужчиной. И даже если женщина стала жертвой изнасилования, то она может понести наказание в виде тюремного срока за то, что недостаточно покрывала тело или была знакома с будущим насильником. При этом в стране существует традиция, что заключённый может быть досрочно освобождён, если выучит наизусть Коран, или получит помилование от короля по случаю праздника или коронации. Но женщины-заключённые таких привилегий лишены. Более того, даже по истечении полного срока заключения, женщина может быть освобождена из тюрьмы только по разрешению мужчины-опекуна. И нередко случается так, что опекуны настаивают на увеличении срока наказания, или даже вовсе отказываются от женщин. И тогда они вынуждены сидеть в тюрьме долгие годы.

Широкую огласку получил случай, произошедший в 2015 году, когда женщина уличила своего мужа в супружеской измене со служанкой и тайно сняла целующуюся пару на видео, после чего опубликовала в интернете. Самой этой женщине теперь грозит тюремное заключение и штраф в 87,6 тысячи евро за «оскорбление чести и достоинства мужа».

Наткнулся на шикарное описание того, как "хорошо и свободно" живётся и дышится женщинам в Саудовской Аравии - местным и иностранкам. Кое-что я знал и до этого, но большая часть фактов, мягко говоря, удивляет. Оно и для XIX века звучит диковато, а уж для XXI - ни в какие ворота.

(Перепощу полностью, а то ещё пропадёт с этого женского форума.)

Дата: 04.02.2008

Доброго времени суток,

Хотела написать комментарий к письмам про Саудовскую Аравию, но осознала, что уж слишком длинно получится и вынесла в отдельное письмо. Промолчать не смогла, т.к. вроде получается, что пока из всех обсуждавших тему Саудовскую Аравию своими глазами видела (вижу) я одна. Я ни в коем случае не хочу ни с кем вступать в спор или жаркую дискуссию, просто к прочитанному появились некоторые дополнения и уточнения. Ими и поделюсь. Саудовская Аравия своими правилами жизни очень отличается и от ближне-зарубежного востока и от дальне-зарубежного, поэтому, в рассуждениях “о востоке” подводить ее под общий знаменатель с другими мусульманскими странами не совсем корректно. Возможно, мой рассказ будет интересен не только Юлии из Омска, спрашивающей совета по поводу Саудовской Аравии.

1. В Саудовскую Аравию НЕВОЗМОЖНО въехать по приглашению мужчины, будучи гелфренд, невестой, подругой, другом и т.п. ТОЛЬКО официальной женой. Виз невесты и т.п. - не существует. Правило едино для всех: скажем американец, работающий в местном офисе американской фирмы не может пригласить сюда на проживание (и даже в гости на 2 недели) свою половинку-американку, если они официально не расписаны. Даже если в своей фирме он занимает очень высокую позицию и по выходным пьет коньяк в посольстве с кем-нибудь из саудовских принцев. Въезд для женщины в командировку тоже достаточно сложен. Чтобы послать женщину в командировку в Саудовскую Аравию она действительно должна быть незаменимым сотрудником (в смысле невозможно заменить сотрудником мужского пола). Узкий “ручеек” приезжающих сюда на работу (я имею ввиду страны “первого” мира) не в качестве “жен своих мужей” это - сотрудницы посольств, красный крест и организации типа него, медицинские работники, преподаватели для женских учебных заведений, учителя для работы в местных международных общеобразовательных школах: Британской, Американской и т.п.

2. Буквально пару-тройку лет назад саудовские женщины получили официальное право работать. Правда работать они имеют право во-первых, только получив официальное разрешение мужа или отца, во-вторых работать они могут только в ЧИСТО женских коллективах (как, кстати и женщины других национальностей). Таких мест мало даже в Риате (столица) - поэтому право достаточно умозрительное.

3. Получать образование (будь то средняя школа или университет) саудовская женщина имеет право тоже только получив разрешение мужа/отца (или другого ближайшего родственника, если мужа/отца нет). Учатся очень многие (и на врачей, и на юристов, и на экономистов). Тех, кто использует полученное образование, гораздо меньше. По описанным выше причинам. Вузы - чисто женские. За одной партой со студентами-мужчинами саудовки (и девушки других национальностей, решившие получить здесь образование) не сидят. И в одном здании не находятся. Преподаватели - только женщины.

4. Женщина на территории Саудовской Аравии не имеет право водить машину. Правило для всех - и для гражданок Саудовской Аравии, и для резиденток, и на туристок/командировочных. Женщина (или группа женщин) имеет право пользоваться услугами официального такси, но сидеть имеет право только на заднем сиденье. Т.е. если четыре подружки решили взять такси, то им придется потратиться на оплату двух машин. К слову, для неместных, особенно “европейской наружности”, пользоваться незнакомым такси (пусть и с “шашечками”) опасно. Рекомендовано пользоваться только рекомендованными (сорри, за тавтологию). Случаев пропажи женщин немало. Поэтому лишний раз испытывать судьбу и демонстрировать независимость не приходится. Сидеть в машине наедине (т.е. без мужа или ближнего родственника) с мужчиной, не являющимся родственником, запрещено законом. Если остановят и проверят документы, то платой за эту “вольность” будет, как минимум, несколько дней тюрьмы. И для вас и для вашего “водителя”. И пусть этот мужчина будет коллегой вашего мужа, самый лучший друг семьи или муж вашей подруги, согласившийся вас подвезти. Правило от этого не меняется и опять же действует для всех: как саудовцев/саудовок так и резидентов/резиденток. Общественные автобусы здесь отсутствуют вообще. Т.е. единственная возможность для женщины доехать до своего места работы, учебы, к врачу, за покупками и т.п. - это такси или ближайший родственник мужского пола (в компаундах есть свои автобусы для жительниц компаунда - они ходят по расписанию по разным направлениям, шопинг-центры, в основном). Этот момент тоже является препятствием для многих к получению высшего образования. Даже если муж/отец не являются оголтелыми сторонниками шариата они физически не могут тратить свой день на извоз женской половины семьи. Личный шофер (он разрешается, как ни странно, ведь чужой человек, не семья) и такси на ежедневной основе тоже не всем по карману. Саудовская Аравия страна богатая и местная черта бедности несколько отличается от черты бедности многих других стран. И все-таки “нефтяным фонтанчиком” владеет здесь не каждая семья. Большинство саудовцев (а может и все) одеты, накормлены и т.п., но представлять что ВСЕ они миллионеры или очень зажиточны так же наивно, как и думать что Америка - страна, где живут только Дональды Трампы. Наверняка многие саудовки с удовольствием входили бы в отдельную дверь автобуса (как в Иране), но для них и этой “роскоши” не предусмотрено. Зато увидеть ребенка, ведущего машину, здесь не редкость и закон на это смотрит сквозь пальцы. Десяти-двенадцати летний мальчуган за рулем и восседающая рядом мама с сестренками (пусть и восемнадцатилетними) - здесь это норма. И еще большая норма за пределами больших городов. А что делать? Передвигаться надо, а глава семьи на работе. Как они водят - это уже другая отдельная грустная история. Те, кто выживают, в восемнадцать лет сдают на права.

5. В общественных местах все женщины (и саудовки и иностранки) ОБЯЗАНЫ носить длинное черное платье-халат (по-арабски он называется “ибая” - извиняюсь заранее перед теми, кому слово показалось неблагозвучным). Цвет - только черный. Ни темно-фиолетовый, ни коричневый, никакой другой. Допускается вышивка, украшение стразами и даже брульянтами (если можете себе позволить). Форма рукава, пожалуй, единственная часть этого наряда, на которой дизайнеры имеют право потренировать свою фантазию. В любом случае рукав должен закрывать косточку. По прилету этот “маскировочный халат” следует надеть сразу после выхода из самолета, до прохождения таможенного контроля. Если “халата” у вас нет - могут быть проблемы уже в аэропорту, пусть вы и одеты исключительно в скромное-темное- закрытое. Примерно три года назад вышел официальный закон, согласно которому иностранки-немусульманки имеют право на улицах и в общественных местах не покрывать голову. Поэтому сейчас встретить здесь женщину с непокрытой головой можно довольно часто. Все они, еще раз повторю, иностранки-немусульманки. Мусульманка (пусть она иностранка и вообще гражданка Великобритании) ОБЯЗАНА на территории Саудовской Аравии покрывать голову. В резидентской идентификационной карточке (ее всегда нужно носить с собой) указано вероисповедание. Если мутафа (религиозная полиция) остановит и проверит документы (в первую очередь остановит, если у девушки/женщины внешность “восточная”) мужу мусульманки, не покрывшей голову, грозит в качестве официального наказания избиение плетками (100 ударов, если не ошибаюсь) и большой денежный штраф. И не важно, что муж этот - занимает руководящую должность в саудовском филиале британской фирмы. Ни должность, ни знакомства не спасут. В-общем, рассуждать о свободном выборе мусульманской женщины не особо приходится. Как пошутила “британская мусульманка”, рассказавшая мне об этом нюансе: “Когда я за что-нибудь рассержена на мужа, то обещаю ему прогуляться по улице с непокрытой головой”. В Англии и на территории компаунда она, к слову, одевается совершенно по-европейски. Несмотря на то, что Коран обязует закрывать только голову, саудовки полностью покрывают лицо. У некоторых непокрыты глаза (такая своеобразная “амбразура” в “шторке”- не буду утомлять читателя арабскими названиями). Зависит от того, что муж разрешит. Редкий саудовский муж разрешает ограничиться покрытой головой. По крайней мере я еще ни разу не видела своими глазами в общественном месте саудовку с открытым лицом. Плюс девочке с младенчества объясняется, что если она не будет покрывать лицо, то это очень плохо и в рай она не попадет. В общем, годам к восемнадцати желание попасть в рай у саудовок становится искренним и вполне осознанным. Начинать покрывать голову девочке надлежит с появлением первых месячных, “шторка” входит в ее жизнь немного позже. Маленькие девочки - т.е. от новорожденных до 9-11-и леток одеваются как и все другие дети на планете. Обычно ярко-красочно (немаркое они не жалуют, видимо знают, что еще успеется).

6. Женщина в Саудовской Аравии (как гражданка страны так и резидентка/туристка) НЕ ИМЕЕТ ПРАВО ходить по улице одна. Запрещено законом. Только в сопровождении мужа/ближнего родственника. В любое время суток. Максимально допустимое расстояние для “одиночной прогулки” - метров двести-триста, ну может пятьсот (переход из одного шоппинг-центра в другой) и только в оживленном месте. В неоживленном, к тому же, и опасно. Если просчитают, что, допустим, по понедельникам в три пятнадцать вы каждый раз одна проходите по этой улице - запросто могут украсть. Зачем? Чтобы изнасиловать. Потом тело закопают в пустыне и искать бесполезно. Вся страна - одна большая пустыня. Почему многие местные мужчины такие дикие (подчеркиваю, не все) я пожалуй, вынесу в отдельный пункт. Кстати, если вы думаете что это такая страшная история, которую одни экспаты рассказывают другим экспатам, то ошибаетесь. Про то, что могут “просчитать” и украсть мне рассказал как раз местный житель. Его жена тоже в одиночку по пустынным улицам и переулкам не ходит. И, насколько вы понимаете, не потому что он домашний тиран. Хотя то, что он не разрешает ей одной ходить - факт.

7. Ни в одной стране мира нет такой сегрегации мужчин и женщин как в Саудовской Аравии. Для саудовца любой контакт с женщиной (в смысле, разговор, прогулка, посидеть в кафе и т.п.) возможен только если она его жена. Женятся они очень рано. И, действительно, у некоторых есть несколько жен. Но позволить себе четыре жены могут далеко не все. Дорого. Многие и одну не могут позволить. Годами, десятилетиями. Проституции здесь нет - за этими утехами те, кто могут себе финансово позволить, едут в соседние Дубаи или Бахрейн. Но ведь есть и те, кто не могут себе финансово позволить ни жену, ни секс-туризм. От этого у некоторых “сносит крышу” и от этого - случаи зверств по отношению к женщинам (групповые изнасилования и т.п.). Женщина для таких мужчин - вожделенный объект. И они идут на все - они смотрят на женщину как наркоман на последней стадии на наркотики. Опять же, подчеркиваю, я не обобщаю и не пытаюсь вам объяснить, что ВСЕ саудовцы такие. Достать наркотики для саудовцев гораздо проще, чем алкоголь. Даже складывается впечатление что наркотики запрещены здесь меньше, чем алкоголь. Машина здесь стоит меньше чем жена (затраты на свадьбу). Поэтому единственная радость многих юнцов здесь - гонки по хайвею без правил в обкуренном/обколотом состоянии. Все по этим же причинам “дефицита женщин” процветает здесь и гомосексуализм. И он вовсе не такой “элегантный” как в голливудских фильмах и американских мыльных операх. Все эти правила относятся и к несаудовцам. Т.е. женщина может сидеть в ресторане в компании мужа и его коллег мужского пола, но без мужа с этими же коллегами - запрещено. Если проверят документы и обнаружат, то наказание - тюрьма (как минимум на несколько дней) и штраф.

8. В ресторанах (в большинстве, но не всех) есть отдельный вход для семейных пар и для женщин и отдельный - для только для мужчин. Мужской зал выглядит как обычный зал в любом ресторане мира, “семейный-женский” - это множество кабинок со шторками, перегородками или отдельные комнатки. Стекла на улицу в “семейной-женской” части непрозрачны или с эффектом затемнения (чтобы с улицы было не видно). В столице есть пара ресторанов (они самые дорогие-люксовые), где зал как бы общий, без перегородок. В некоторых кофейнях (в частности Старбакс) “семейные залы” тоже максимально похожи на те, что за пределами Саудовской Аравии. В банках тоже есть отдельный вход для женщин (и обслуживают их женщины). В зоопарке и некоторых музеях система “четных -нечетных” дней. По первым - пускают женщин с детьми (мальчики до 12 лет), по вторым - мужчин с сыновьями. Т.е. удовольствия сходить в зоопарк семейно саудовская семья лишена. Та же система и в “парках аттракционов” - их тут, к слову, множество.

9. Чтобы выехать из Саудовской Аравии требуется виза на выезд. Женщина получает визу ТОЛЬКО с разрешения своего мужчины (муж/отец). Правило для всех: и для саудовцев, и для экспатов, и для гастарбайтеров. Процедура получения визы занимает около недели. Можно иметь мульти-визу на выезд. Такая виза на полгода стоит около 100 евро. Мульти-виза выдается после того, как вы один раз выехали и снова въехали по простой визе. Если что, не дай бог, случилось с вашей семьей в другой стране (скажем, в России) и вам СРОЧНО нужно вылететь (не дай бог конечно, но, скажем, на похороны), а у вас нет мультивизы, то вылететь срочно шансов нет. Получение визы для экспатов - формальность, которой, к тому же занимается фирма, для “породистых саудовцев” тоже, в общем-то, формальность. Для прочих категорий эта процедура может занять время и силы. Как среднестатистическому россиянину получение шенгенской визы. И это если муж/работодатель не против выезда. Если против - то вы в заложниках у страны/системы.

10. На территории Саудовской Аравии запрещены ВСЕ религии, кроме ислама. Нет ни соборов, ни костелов, ни буддийских храмов. Ввоз крестов и прочей христианской религиозной символики запрещен. По мелочи все конечно ввозят (я тоже ввезла свой золотой нашейный крестик), но если бы увидели на таможне, то имели бы полное право конфисковать. Носить открыто крестик на шее (пусть и совершенно декоративный) ЗАПРЕЩЕНО. Законом. Последствия, если увидят, все те же - штраф, розги, тюрьма. Все вместе или по отдельности и в каком количестве, врать не буду, не знаю. За одним, официально запрещены все атрибуты Рождества и, соответственно, Нового Года. Ни елок в шоппинг-центрах, ни декорации на улицах (хотя в столице и так все в иллюминации по вечерам). Запрещены здесь не только Иисус, но и Санта Клаус, олени, рождественские гномы и вообще вся рождественская лабудень, включая елку, елочные игрушки, декорация дома рождественской иллюминацией. Все это есть на территориях компаундов. В тех же количествах, что и в Европе - и елки в ресторане, и рождественская музыка и т.д. и. т.п. Если же вы живете в вилле вне компаунда - рождественская декорация внешней стороны дома карается законом. В рождественский период в некоторых ресторанах пятизвездочных отелей было специальное рождественское меню, но слово “рождественское” опять же в меню не стояло, было написано “специальное меню на 24,25,26 декабря”.

11. С фото в Саудовской Аравии ситуация крайне забавная - фотографировать ЗАПРЕЩЕНО. Законом. Не только людей, но и здания, пейзажи, улицы и т.п. Нельзя снимать внутри любых общественных мест -почта, шоппинг-центр, ресторан и т.п. Здания - тайно, если никто не видит, можно теоретически снять и я сделала несколько снимков. Но если подойдет полиция и отберет фотокамеру то ругаться бесполезно, только говорить спасибо что в тюрьму на пару-тройку дней не отправили. Те редкие фото, что появляются в прессе - сделаны с разрешения министерства. Если нет от них справки - все на свой страх и риск. Объясняют это угрозой терроризма, но это глупо - у всех шпионов уже давно камеры размером с обручальное кольцо. Еще пару-тройку лет назад мобильные телефоны с фото/видео камерой были в Саудовской Аравии официально запрещены.

12. Также в Саудовской Аравии запрещены театры, кинотеатры, любые музыкальные концерты, любые публичные шоу (цирк, например). Слышала, что есть одна саудовская певица, которая живет и работает в Ливане. Ее семья заклеймила позором и если она въедет в Саудовскую Аравию, то семья обещает ее убить. Эту историю мне ливанцы рассказали. Певица - самая обычная и вполне скромного вида. Как, например, Шакира или Джей Ло она не одевается и не танцует. Всех ее грехов - поет песни и лицо не закрывает.

13. Сложно ли жить европейской женщине в Саудовской Аравии? После всех страстей, которые я рассказала, мой ответ вам покажется парадоксально-шокирующим. Жизнь европейской женщины здесь может быть вполне приятной и комфортной. В пределах компаундов жизнь течет в абсолютно европейском режиме. Среднестатистический компаунд (их в Риате много, я была в нескольких) выглядит как южно-европейский четырех-пятизвездочный отель с территорией, размером с маленький европейский город или большую европейскую деревню. Здесь, на территории компаунда, есть бассейны, спортивные клубы, бьюти-салоны, кафе, рестораны, магазинчики. Впрочем ресторанов, кафе и бьюти-салонов много и за пределами компаунда. А еще гольф-клубы (в них сегрегации нет), спорт-центры (отдельно женские, отдельно мужские), музеи (не много, но есть). Благодаря такси, шоферу или, в вечернее время, мужу, все эти блага находятся вполне в пределах досягаемости. К слову, рестораны здесь очень хорошие и дешевле, чем в Европе. Шопинг здесь тоже великолепен. Саудовская Аравия - страна с нулевым налогом на все. И распродажи здесь бывают. Наличие спутникового телевидения и интернета позволяет не испытывать информационный голод. В компаундах проводятся вечеринки с танцами и музыкой. Ввоз в страну алкоголя запрещен, но многие ввозят ингредиенты и делают в домашних условиях очень неплохое вино и пиво. Распитие алкоголя в пределах компаунда не запрещено и проблема как раз не ввезти алкоголь в компаунд, а если вдруг его у вас обнаружат за пределами компаунда. Вот тогда - ой, что будет (все по схеме - розги, шрафы, тюрьма). Также вечеринки проводятся и в посольствах. С настоящим хорошим алкоголем - посольствам его ввозить в страну не запрещено. Для тех, кто хочет не только думать о красе ногтей, но и быть дельным человеком - тоже возможностей много. Отполировать иностранный язык или выучить новый (языковые курсы при посольствах предоставляют массу возможностей), пойти на курсы рисования, керамики и других видов творчества-рукоделия, поучиться на кулинарных курсах, расширить профессиональные горизонты - например, получить дистанционное образование, пройти дистанционные курсы. Университеты многих стран предоставляют эту возможность (в т.ч. и получить МВА). Медицинское образование и повышение квалификации можно получить здесь, в Риате (диплом, международно котируемый). Обладательницы ряда профессий (учитель языка, медработник, парикмахер, фитнес-тренер и ряд других), желающие поддерживать себя в профессиональном тонусе, находят здесь работу. Или на территории компаундов или в “женских коллективах”. Работать среди мужчин (пусть и в том же офисе международной фирмы, где трудится муж) запрещено местным законом. Разумеется, кому-то со стороны все это может показаться золотой клеткой (столько ограничений). Но, согласитесь, если с милым рай и в шалаше, то уж в золотой клетке вместе с милым (любимым мужем) и подавно можно не только выжить но и жить. С удовольствием. Юридически женщина (и европейская тоже) ПОЛНОСТЬЮ зависит на территории Саудовской Аравии от своего мужа (местного ли или европейского). Но когда в семье лад и любовь то эта зависимость не ощущается (ни здесь, ни в той же Европе), не воспринимается как “окова”. К тому же если знаешь, что можешь в любой момент уехать. Кто-то из европейцев, американцев и прочих представителей стран “первого мира” приезжают сюда на несколько месяцев, кто-то на пару лет, кто-то живет здесь годами, а то и десятилетиями. Здесь очень хорошие международные школы для детей (к слову, некоторые из саудовских принцев учатся в Американской школе). Образование в них дорогое (как и вилла в компаунде), но большинству (в смысле из категории о которой я рассказываю) все это оплачивает фирма. Рыба ищет где глубже, человек - где лучше. И для кого-то это “лучше” оказывается в Саудовской Аравии. Находиться в Саудовской Аравии “за пределами золотой клетки” - это уже другая история. И начало и конец в этой истории для европейской женщины будут не такими радужными. Но зачем эту историю начинать? Я не берусь давать советы Юлии из Омска, слишком много в ее уравнении (рассказе) неизвестных. Могу сказать одно, в случае неблагоприятного развития событий, здесь, в отличии от Европы (Европа -не как географическое, а как “ментальное” понятие) комитет по защите прав человека находится в отпуске. Если европейке (или русской) в Европе есть куда бежать от мужа (полиция, кризис центры и т.п.), то здесь всего этого НЕТ. Саудовская Аравия - страна со многими возможностями. Но и здесь они (как и во всем мире) не для всех. Не для всех местных, не для всех приезжих. На заработки (в командировку) сюда едут не только высококвалифицированные белые воротнички из Европы, Америки и т.п. стран (за большую зарплату, соблазнительные соц. пакеты и нулевой подоходный налог), но и жители “непривелегированных” стран. Они часто работают здесь на тяжелейших физических работах на каторжных условиях за копейки, но держатся за место т.к. в своей стране (например, Бангладеш) им и этого не заработать. “Копейка” понятие относительное. Саудовские женщины? Их, наверное, тоже “всем скопом” жалеть не стоит. Тех, у кого и шоферы, и прислуга, и шопинг в Лондоне, и духовно богатая жизнь (будь она профессиональной или в режиме хобби), и дом полная чаша, и любящий, любимый, заботливый муж. За них действительно не стоит волноваться. Как и за жительниц Европы - обладательниц такого же “комплекта”. Если же судьба оказалась не столь благосклонна, то, цитируя Сузанну из “Самой обаятельной и привлекательной” (и заодно Мичурина), в Европе женщина имеет реальную возможность “не ждать милостей от природы, а взять их у нее”. У саудовской женщины этих возможностей на порядок меньше. У кого-то из них они сведены к нулю.

Буду рада, если кому-нибудь мое письмо показалось интересным или помогло в принятии решений.

Всего хорошего. Марина

Женщины Саудовской Аравии часто воспринимаются как восточные принцессы из роскошных дворцов, их жизнь закрыта и полна тайн.

И лишь немногие фотографии в глянцевых журналах могут продемонстрировать, насколько восхитительны красивые саудовские женщины. Их внешность, характерная для восточных женщин, вызывает восхищение и еще больше вопросов – как живут такие красавицы, как ухаживают за собой, следят ли за модой?

По неизменным традициям и правилам этой арабской страны, женщины Саудовской Аравии скрывают свою внешность от посторонних глаз, их красотой могут любоваться только родители (в детстве) или муж (после замужества). Как и другие жительницы страны, красивые саудовские женщины носят традиционное одеяние (абайя), полностью прикрывающее тело. Покрывается даже голова красавиц, девушки и женщины могут оставить открытыми только глаза. К таким правилам девочек приучают с самого детства и во взрослом возрасте они не испытывают особенных проблем с нарядом. А вот под абайей могут скрываться самые разные наряды – простые и недорогие, роскошные и эффектные. Интересно, что традиционную одежду, прикрывающую всю тело, носят не только жены шейхов и домохозяйки, которые проводят основное свое время дома. В таком наряде добираются на работу, на деловые встречи женщины Саудовской Аравии самых разных профессий и рода занятий. С каждым годом в стране растет количество деловых дам, которые также не изменяют традициям в одежде.

Экзотические красивые саудовские женщины имеют внешность, основные черты которой характерны и для других жительниц восточных стран. У них темные длинные волосы. Они отличаются красивым шелковистым блеском. Глаза также темные, карие или зеленые, имеют характерный восточный разрез, часто они очень большие и просто завораживают своим взглядом. У фигур саудовских женщин также есть свои особенности – они очень женственные, грациозные, имеют округлые формы. Многие женщины привлекают внимание мужчин красивой формой бюста и бедер, но, к сожалению, темные плотные ткани абайи чаще всего скрывают женские прелести. В юности женщины Саудовской Аравии стройны и грациозны, но редко кто из них сохраняет стройность и в зрелом возрасте – таковы особенности телосложения арабок.

Увидеть, насколько привлекательны красивые саудовские женщины, можно на фотографиях восточных актрис или самых известных красавиц страны. Таким случаем следует воспользоваться, ведь чаще всего восточные принцессы скрыты под темным и плотным покрывалом. Цвет абайи всегда только черный, никаких вариантов других не разрешается, иногда одеяние только украшается вышивкой или может иметь интересный дизайн рукавов. Но такой строгий наряд делает женщину настоящей загадкой для мужчин.

В Топ-12 самых красивых женщин Саудовской Аравии вошли известные саудовские и иностранные актрисы, певицы, телеведущие, модель, представительница королевской династии, имеющие саудовские корни по одному или двум родителям, а также проживающие в Саудовской Аравии или за её пределами.

12. Дина Шихаби / Dina Shihabi /دينا شهابي‎‎ (род. в Эр-Рияде, Саудовская Аравия) - саудовско-аравийская актриса, работающая в США.

11. Варда Кхан / Wardah Khan (род.1989 г) - британская модель, её отец - саудовский бизнесмен, а мать - кашмирка.

10. Ложан Омран / Lojain Omran (род. 1982 г, Кхобар, Саудовская Аравия) - саудовская телеведущая, посол доброй воли.

9. Асиль Омран / Aseel Omran / أسيل عمران‎‎ (род. 12 ноября 1989 г, Кхобар, Саудовская Аравия) - саудовская певица, которая известна не только в Саудовской Аравии, но и в других странах Ближнего Востока после участия в реалити-шоу "Gulf Stars and Heya wa Huwa". Она подписала крупнейшей в арабском мире рекорд-лейбл. Является сестрой телеведущей Ложан Омран. Детская внешность и молодой возраст Асиль сделало ее первой молодой звездой Саудовской Аравии.

8. Ваед / Waed / Hanan Baker Younis / حنان بكر يونس (род. 9 августа 1976 г. Саудовская Аравия) - саудовская певица и артистка на Ближнем Востоке. Широко известна под своим сценическим псевдонимом Ваед, что на арабском означает "обещание". Её отец саудовец, а мать иракского происхождения.

7. Рим Абдулла / Reem Abdullah / ريم عبد الله (род. 20 февраля, 1987 г, Эр-Рияд, Саудовская Аравия) - саудовская актриса. Снялась в сериале "Tash Ma Tash", в фильме "Wadjda". Работы получили очень яркие и положительные отзывы критиков.

6. Хеба Джамаль / Heba Jamal / هبة جمال (род. 1990 г) - саудовская журналистка и телеведущая. Была названа в качестве одной из самых влиятельных арабских женщин в 2012 году. В 2011 г Хеба также вошла в список "100 самых влиятельных арабских женщин". Она занимает 40-ое место среди женщин-предпринимателей, экономистов, журналистов, которые влияют на бизнес-арену в арабском мире и на Ближнем Востоке. Хеба - единственная самая молодая саудовская женщина, работающая в средствах массовой информации.

5. Надин Аль Будейр / Nadine Al-Budair / نادين آل بدير (род. 1989 г) - саудовская телеведущая, журналистка на канале новостей.

4. Суха Новайлати / Suha Nowailaty / سها نويلاتي (род. 1992 г) - саудовская телеведущая на канале MBC Group sussette.

3. Нермин Мохсен / Nermin Mohsen / نرمين محسن (род. 18 марта 1993, Джидда, Саудовская Аравия) - саудовская актриса. Её дебют состоялся в 2010 году. Имеет саудовско-иранские корни.

2. Муна Абу Сулейман / Muna AbuSulayman / منى أبو سليمان (род. 16 мая 1973 г Филадельфия, Пеннсильвания) - влиятельная арабо-мусульманская медиа-персона родом из Саудовской Аравии. Как общественный деятель очень часто выступала по правам женщин. В 2007 г стала первой женщиной из Саудовской Аравии, которая была назначена послом доброй воли от ООН. В 2009 г Муну назвали одной из самых влиятельных мусульманок в мире.

1. Принцесса Амира аль-Тавиль / Princess Ameera Al-Taweel/ الاميرة اميرة بنت عيدان بن نايف الطويل العصيمي العتيبي‎ (род. 6 ноября 1983, Эр-Рияд) - саудовская принцесса и филантроп. Является вице-председателем благотворительного фонда "Alwaleed Philanthropies". Амира публично выступала в ряде американских СМИ в поддержку предоставления права женщинам управлять автомобилем в Саудовской Аравии, а также более широкого расширения прав и возможностей в саудовском обществе. Из-за несовпадения взглядов и смелых высказываний, в 2013 году Амира развелась со своим мужем - принцем Аль-Валидом ибн Талалем, который был старше её на 28 лет.