Конспект НОД экспериментирование в подготовительной группе «Волшебница Вода. Нод по экспериментированию с водой в подготовительной группе

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе по теме "Волшебница вода"

Цель: развитие исследовательской деятельности.

Задачи: Закрепить знания об основных свойствах воды. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природным ресурсам. Развивать умение организовывать эксперимент и получать результат.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3. Чтение художественной литературы.

4. Наблюдение за водой во время прогулок.

Материалы для занятия:

- Прозрачные одноразовые стаканчики, одноразовые пластиковые ложки, молоко, вода питьевая, краски, кисти, соломинки для питья, сок, лимон, сахар, фартуки, карточки – схемы с алгоритмом выполнения опытов.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель:

Ребята, пока я проветривала группу, к нам в окно залетела снежинка... а на ней что-то написано. Кто сможет прочесть?

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан

И летаю, и бегу,

Неподвижной быть могу.

Я и льдинка голубая,

Я и капля дождевая,

И снежинка вырезная.

Вы узнали без труда,

Называюсь я … (вода)

Догадались, о чём пойдёт у нас сегодня разговор? (ответы детей) Мы с вами поговорим о воде.

Показать на столе глобус, спросить у детей:

Что это? (ответы детей)

А что такое глобус? (модель нашей Земли)

В какие цвета окрашен глобус? Какого цвета земля и горы? А голубым цветом что обозначено, как вы думаете? (вода)

А если я сильно раскручу глобус, какого цвета станет наша планета? (ответы детей) Правильно, весь глобус будто окрасился голубым цветом.

А теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса (слайд 1 с изображением Земли из Космоса) На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на Земле!

Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? (ответы детей) Правильно, это реки, озёра, моря, океаны (слайд 2 с изображением рек, озёр, морей, океанов)

Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (ответы детей) (нужна всем: и растениям, и животным, и птицам и человеку) (слайд 3 с изображением необходимости воды всему живому)

А для чего вода нужна человеку? (ответы детей)

Откуда берётся вода в кране? (слайд 4 откуда берется вода в кране)

Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается (из реки). Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране - по трубам, затем через фильтр, чтобы стать чистой. К воде нужно относиться бережно, не оставлять открытыми краны.

Чтобы направить силу воды на пользу человеку, в лабораториях работает много учёных.

А что такое лаборатория? (ответы детей)

А как нужно вести себя в лаборатории?

А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести свои опыты с водой? Отправляемся в Лабораторию Воды (музыка волшебства):

Вправо, влево повернись,

В Лаборатории Воды окажись!

Вот мы с вами и в Лаборатории! Для того чтобы начать работу, что нужно сделать? (надеть фартуки). Мы будем проводить 4 опыта, нам нужно разделиться на группы. Как вы думаете, на сколько групп нужно разделиться? (на 4)

Ребята, а как можно разделиться на 4 группы? (ответы детей) Предложить разделиться по счёту (1, 2, 3, 4-ый).

А для того, чтобы работа в группах была эффективной и организованной, нужно выбрать…кого? (руководителя)

А как вы думаете, какие обязанности у научного руководителя? (ответы детей) Посовещайтесь и выберете руководителя.

Давайте вспомним правила при проведении опытов (правила: Внимательно слушать руководителя. Точно выполнять указания руководителя. Аккуратно работать с оборудованием. В конце опытов делать выводы.)

(На столах у каждой группы лежат карточки с алгоритмом выполнения опыта, оборудование для проведения опытов)

Перед работой нам необходимо размять наши руки: (пальчиковая гимнастика)

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.

пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут –
Их обидел, кто-то значит.

трясем кистями

Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.

«моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем,

поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем.

гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.

скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.

каждый палец зажимаем в кулачке

Приступаем к работе, у вас на столах лежат карточки, на которых показана последовательность выполнения опыта.

1 опыт «Вода прозрачная?»

А как это проверить на опыте? (в оба стакана с жидкостями опустить ложечки, в стакане, где ложку видно – вода, где не видно – молоко)

2 опыт «Какого цвета вода?»

(нужно обмакнуть кисточку в краску и прополоскать кисточку в стакане с водой, вода окрасилась). Сделайте вывод: вода примет цвет того вещества, которое в ней растворили.

3 опыт: «Есть ли у воды вкус?»

Как вы думаете, есть ли у воды вкус? Возьмите соломинки и попробуйте сок в стакане. Какой он на вкус? (сладкий) А теперь попробуйте воду, какая она на вкус? (безвкусная) А чтобы вода стала кислой или сладкой, что нужно сделать? (добавить капельку лимона или кусочек сахара) Проведите опыт, сделайте вывод. (Если в воду добавить какое-нибудь вещество, то вода приобретет вкус того, что в ней растворили)

4 опыт «Есть ли у воды запах?»

Ребята, понюхайте чистую воду в стакане, чем пахнет? (ничем) А если в воду добавить какое-нибудь вещество с запахом, что будет? Проведите опыт, сделайте вывод. (Чистая вода не имеет запаха. Но если в воде растворить какое-нибудь вещество с запахом (лимон), то вода приобретёт запах того, что в нее добавили).

Мы закончили эксперименты. Давайте снимем фартуки. А для того, чтобы нам вернуться в группу, нужно снова произнести волшебные слова:

Вправо, влево повернись,

Снова в группе очутись . (музыка волшебства)

Музыкальная минутка (под песню из мультфильма «Барбарики» «О дружбе»).

Присесть на стулья. А теперь я предлагаю каждому из «научных руководителей» рассказать о проводимых опытах. «Руководитель» первой группы расскажет о первом опыте, второй о втором и так далее.

Расскажите, какой опыт мы проводили, какой вывод вы сделали?

Что вы сегодня вечером расскажите дома, где вы побывали? Что нового узнали?

Вы мне поверите, если я вам скажу: вода слышит? (ответы детей) Я тоже не верила, но, оказывается, учёные проводили опыты с замёрзшей водой и выяснили: вода слышит. Учёные говорили воде добрые, хорошие слова, включали красивую музыку, звуки леса, пение птиц, потом замораживали воду и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп (слайд 5 с изображением красивых кристаллов воды).

Затем воде дали послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на экран, кристаллики воды стали уродливыми (слайд 5 с изображением ломаного кристалла воды).

Вот и получается, что наша вода способна слышать, значит, она живая. А всё живое требует к себе бережного отношения. Как мы должны беречь воду? (ответы детей)

Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе стаканчики с питьевой водой. Давайте с вами скажем воде добрые слова. Пожелайте ей здоровья и добра. А теперь давайте её выпьем, а она с нами в ответ поделится здоровьем и добром. Никогда не ругайтесь!

А что же случилось с нашей гостьей-снежинкой? (ответы детей) Верно, она растаяла и превратилась в капельки воды, которые она оставила вам на память (вручить капельки-медальки)



Конспект НОД по экспериментированию в старше - подготовительной группе.

Цели и задачи:
Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование; Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов;
Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; Учить договариваться между собой; Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, мышление, познавательный интерес.
Оборудование и материалы:
столы, накрытые клеенкой, соль, сода, перманганат калия, одноразовые прозрачные стаканчики, 2 баночки с акварелью желтого и синего цветов, 2 сырых яйца, мерные ложечки, пипетки, колонка со спокойной музыкой.
Рекомендации к проведению : перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей, поэтому на каждый этап опыта вызывается помощник ранее не участвовавший из числа желающих; необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будим с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и послушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на доске появляется картинка). Правильно. Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
(Воспитатель надевает халат)
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю.
Опыт №1 «Вода - это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода - это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.

Опыт №2 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей : Вода имеет твёрдое свойство.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка: воспитатель задает вопросы, а дети отвечают- если «Да»-то хлопают в ладоши, если «НЕТ»- то качают головой.
Игра "Бывает - не бывает".
.Воздух бывает теплый? (Бывает).
. Воздух бывает чистый? (Бывает).
. Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
. Воздух бывает легкий? (Бывает).
. Воздух бывает грязный? (Бывает).
. Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
. Воздух бывает холодный? (Бывает).
. Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

Опыт №3 «Вода имеет плывучесть»
- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки) . Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду) . А где легче всего плавать? (Дети: в море ) . А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит) , абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.

В одной банке - простая вода, а в другую - добавляется соль. В пресной воде - яйцо тонет, а в соленой - плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине. Вывод: в соленой воде плывучесть легче.

Опыт №4 «Палитра красок»
- А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятия ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? ( Дети: акварель ) . У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети: синий) . Проверим! (Двое детей выходят на сцену и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый) .

Опыт №5 «Окрашивание воды»

Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
(растворяю в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим зрелищем) .
Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый) . А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. добавляю пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной) .

А теперь нам нужно снова отдохнуть.(встаем в круг)

Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны) .

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №6 «Парообразная вода - пар»
Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается вода, затем добавляется небольшое количество марганца и соды, и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей)
Вывод: вода может быть в парообразном состоянии.

Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать, одну очень интересную историю о «Круговороте воды в природе» . Берется кастрюля с горячей водой и накрывается крышкой. Когда открывается, то появляются капельки и детям объясняется круговорот воды в природе.

Итог НОД.
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода - одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях (каких): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Давайте расскажем об удивительных свойствах воды.

Воспитатель : Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода» .

Вы, слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду ее найдете, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране . Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить : Без нее нам не прожить!

Воспитатель : Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.

Воспитатель : Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.

Интеграция образовательных областей: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая"

Цели: научить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас и показать способ его обнаружения.

Задачи по образовательным областям:

Познание.

  • Учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас, выявить способность воздуха перемещаться, двигать предмет,
  • Устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  • Способствовать развитию органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.
  • Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
  • Активизировать речевую деятельность детей.
  • Социально-коммуникативная
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развивать навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Методы и приемы:

  1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
  2. Наглядные (Рассматривание результатов опытов)
  3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений» , «Как загрязняется окружающая среда» .

Формы и методы организации совместной деятельности:

Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка

Игровая: игровые упражнения

Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование

Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы

Материал: веер, пакеты на каждого ребенка, стаканы с водой по количеству детей с трубочкой, стеклянная банка, свеча, пластиковые стаканы, трубочки для коктейлей, маленькие бутылочки по количеству детей, весы, воздушный шары, записи на СD-диски, магнитофон.

Ход образовательной деятельности:

(сидят на стульчиках полукругом или за столами)

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем проводить с ним опыты. Что мы будем проводить…? (Индивидуальные ответы 2-3 детей) . Давайте хором ответим на вопрос. Что мы будем проводить? (Хоровой ответ)

  • Ребята, усаживайтесь удобно, сегодня у нас будет очень необычное занятие, которое, я надеюсь, вам понравится и запомнится; Но для этого нужно быть очень внимательными. Чтобы начать занятие, мне нужно выяснить, знаете ли вы, кто такие ученые и что они делают? (Ответы детей.)

Правильно, ученые - люди, которые изучают все на свете: животных, птиц, звездное небо, землю, воду - все, что окружает нас. Для этого у них есть помещения - лаборатории и много-много лабораторного оборудования, которое им помогает проводить эксперименты.

Показывается лабораторное оборудование.

Сейчас мы с вами побудем учеными.

Восп: Дети, я никогда не видала воздух, а вы видали воздух, когда-нибудь?

Дети: Нет.

Восп: Как вы думаете, почему? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель продолжает) Воздух прозрачный, он невидим. (Хоровые и индивидуальные ответы детей)

А как можно поймать воздух и увидеть, что он действительно есть?

Дети: Можно его поймать с помощью пакета.

1эксперимент: (с пакетом)

Восп: Раздает каждому по пакету. Что в пакете? (Он пустой) . А сейчас поймайте воздух (наполняют пакет воздухом, смотрят у кого, сколько в пакете воздуха, у кого больше всех)

Восп: Ребята, как вы думаете, воздух есть везде вокруг нас или нет?

Дети: Варианты ответов.

Восп: Да воздух есть везде. Наша группа сегодня не обычная. Она – лаборатория. Лаборатория – это место, где проводят (ставят, опыты (подходят к воспитателю и встают полукругом около стола)

Восп: (показывает детям стаканчик и спрашивает) Как вы думаете, стакан пустой или в нем что-нибудь есть?

Дети: Он пустой.

2 эксперимент: (опускание перевернутого стакана в воду)

Восп: Я уверена, что в этом стакане есть воздух. И сейчас вам это докажу. (Показывает опыт. Опуская перевернутый стакан в емкость с водой, держа его прямо. Стакан с силой можно опустить до дна, если его отпустить, то стакан быстро и самостоятельно поднимается вверх. Дает попробовать отпустить стаканчик в воду 1-2 детям)

Восп: Легко опускается стаканчик? (Нет) Вы чувствуете, что что-то не дает опустить стаканчик до дна? (Да) Как вы думаете, что не дает опуститься стакану на дно?

Дети: (если дети затрудняются ответить, то воспитатель говорит, что это воздух, который есть в стакане не пускает воду в стакан и стакан трудно опускается до дна. Предлагает снова доказать свои слова опытом. Опускает осторожно перевернутый стакан не прямо, а наклонно)

Восп: Что вы видите? (Пузырь) Откуда он взялся? (Из стакана) Что это? (Воздух) Вода вытесняет (выталкивает) из стакана воздух, занимая его место.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, он есть везде.

Восп: спрашивает вывод у детей (Индивидуальные ответы детей)

Дети: (встают и проходят за столы) Повторяют опыт сами и повторяют вывод.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что мы вдыхаем через нос?

Дети: Воздух.

Восп: Докажите это с помощью коктейльных палочек.

3 эксперимент: (подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой) .

Воспитатель: Сделайте вдох, наберите воздух. Выпустите воздух в трубочку, опущенную одним концом в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите!

Вывод: значит, человек дышит воздухом. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и снова получаются пузырьки.

Физкультминутка: Подвижная игра «Раздувайся пузырь»

Дети становятся в тесный круг, взявшись за руки. Произносят хором «Раздувайся пузырь, раздувайся, большой» , они отступают назад, образуя в центре большое пространство. При словах «Оставайся такой, и не лопайся» - останавливаются, поднимают соединенные вместе руки вверх. Затем, произносит воспитатель «Хлоп» , делают еще шаг назад, разнимая руки и изображая, как лопнул пузырь.

Восп: Дидактическая игра: «Где спрятался воздух» ? (встали полукругом у стола) На столе лежат предметы надо разложить их на 2 подноса; 1- предметы, внутри которых есть воздух; 2- предметы, внутри которых нет воздуха. Или можно называть эти предметы, а воспитатель выставляет картинки с изображением этих предметов. (В надувном мяче, в воздушном шаре, в надувном матраце, в камере колеса, деревянный кирпичик, металлический шпатель, глиняная игрушка и т. д.) Молодцы вы справились с этим заданием (проходят и садятся за столы)

Восп: Дети, а можно ли почувствовать воздух?

4 эксперимент: (с веером)

Восп: Если поработать веером, то, что вы чувствуете?

Дети: (ветерок) .

Восп: А ветер – это и есть перемещение воздуха.

Восп: Как вы думаете ветер – это хорошо или плохо? (ответы детей)

Восп: Ветер может быть другом и помощником, но бывает врагом и разрушителем.

Как вы думаете, в этом случае ветер – это хорошо или плохо?

Дети: В этом случае ветер – хорошо, так как он помогает плыть паруснику по воде.

«Сильный ветер» или «Ураган»

Восп: А в этом случае ветер – это хорошо или плохо?

Дети: В этом случае ветер – плохо, так как он разрушает: ломает гаражи, разносит по улице коробки.

5 эксперимент:

Если добавить в воздух немножечко другого вещества, его можно будет понюхать. (Брызгает дезодорантом.) Чем пахнет? (Ответы детей.)

Воздух есть везде и нужен всему. Воздухом дышат человек, животные, растения, насекомые, рыбы. Что произошло, если б вдруг исчез воздух?

6 эксперимент: «Без дыхания» : дети закрывают ладошкой нос и рот. Не более 30 секунд.

Нельзя жить без воздуха. Человеку и всему живому очень полезен чистый, хороший воздух, даже для огня он нужен, но только очень чистый.

7 эксперимент: свеча горит внутри закрытой колбы.

Огонь будет гореть до тех пор, пока будет воздух. Как только он исчезнет, свеча погаснет. Мы поставим колбу со свечой и будем смотреть, когда она погаснет. А пока она горит, я покажу вам еще один опыт.

8 эксперимент: взвешиваются воздушные шарики.

Сначала нужно взвесить два не надутых шара. Они уравновешивают друг друга. Затем взвесить один шар не надутый, а другой надутый. Надутый шар перетянет.

Почему одна чаша весов опустилась? Какой шарик тяжелее? Почему? Обратить внимание на колбу, в которой горела свеча. Она погасла, потому что воздух кончился.

– А теперь, ребята, вспомните, что вы сегодня узнали?

  • Воздух невидимый.
  • Он есть всюду.
  • Воздух нужен для дыхания людей, животных. Даже огню нужен чистый воздух.
  • Воздух движется и заставляет двигаться другие предметы. Его называют ветром.
  • Воздух можно взвесить.)

Вот какими интересные открытия делают ученые в лабораториях. Скоро вы пойдете в школу и узнаете много нового о воздухе и о многом другом. Возможно, кто-то из вас станет ученым.

Новикова Любовь Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДЕТСКИЙ САД №9"
Населённый пункт: г.Ухта
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебный камень- магнит"
Дата публикации: 24.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Открытое занятие по экспериментированию

в подготовительной группе

«Волшебный камень- магнит »

Воспитатель: Новикова Л.Г.

МДОУ «Д/с №9»

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста

через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его

свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон,

3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».

Развивающие

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному

поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и

проявление индивидуальности.

2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной

речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные

1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным

словом по теме «Магнит».

Формировать

безопасного

обращения

предметами

проведения опытов.

Развивать

работать

обсуждать,

договариваться.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: 2

магнит а,

м а л е н ь к и е,

«Автомобильная трасса», стаканчики со змейками, аквариум.

Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов

различных

материалов:

деревянный

карандаш,

пластмассовая

пуговица,

пластиковый

стаканчик,

металлические

заготовки для рыбок.

Логика образовательной деятельности

В группу входит воспитатель, одетый в белый халат, очки и с коробкой.

Воспитатель: - Здравствуйте, мальчики и девочки! Здравствуйте гости! Я

старший сотрудник научной лаборатории. Мне посоветовали вас, мальчики и

девочки взять к себе в научную лабораторию. Но я принимаю только тех, кто

хочет быть моими помощниками. Но в каждой работе есть правила. И в

моей научной лаборатории тоже есть свои правила. А теперь наденем халаты

и приступим.

Обращает

внимание

«Правила

безопасности

работы в лаборатории». Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной

лаборатории». Изучают правила.

Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он

уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно

заняться. Детям предлагаются роли маленьких ученых.

Воспитатель –Вот

исследования

(указывает

которую принес с собой).Наша задача, коллеги, изучить предмет, который

находится внутри.

Достает камень магнит.

Воспитатель- У кого есть предположение, что это?

Ответы детей…

Воспитатель- А

Показывает

потрогать

холодный), определяют вес (тяжелый - легкий?), цвет…

определение

- «Магнит

камень,

поверхность

холодная,

гладкая, имеет вес…..».

Воспитатель задает

свойство

отличающее его от обычных камней?»

Ответы детей…..

Воспитатель: Есть природные магниты, это природные камни магнетиты

(показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое

природные камни?

Дети: Эти камни создала природа.

Воспитатель:

магнетиты

магнетизм,

человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из

сохранять

магнетизма,

постоянными

повторить).

назвать камни, которые делает человек, а не природа?

Дети: Это искусственные камни.

Воспитатель: Да. Значит, постоянные магниты – это, какие камни?

Дети: Постоянные магниты – это искусственные камни.

Воспитатель: - Коллеги, как вы думаете, а как мы можем доказать еще,что

это магнит?А какие свойства у него есть? Уважаемые коллеги, какие опыты

мы можем провести?

Ответы детей….

Воспитатель: - Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти

всем младшим сотрудникам в лабораторию № 1…

Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?

Дети перечисляют…

1. мягкая игрушка

2. деревянный карандаш

3. пластмассовая пуговица

4. пластиковая баночка

5. металлические скрепка и шайба.

Опыт № 1.

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может

притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…

проверить

правильный

сделали?» Дети

предлагают

решение проблемы (с помощью магнита).

- «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).

притянул?»

деревянный

карандаш,

пластмассовую пуговицу).

« Какой можно сделать вывод?»

Вывод детей: Магнит притягивает только металлические предметы.

Изучение следующих свойств магнита можно продолжить в лаборатории

«Магнитные полюса».

Воспитатель:

У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся

своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим,

что будет.

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель: Верно.

происходит

магнитов.

стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут

быть «южный» и «северный» полюсы.

Дети: У нашей планеты Земля.

Воспитатель

показать

географические

полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный»

Воспитатель : Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

Дети: Круглой.

Воспитатель : А почему люди, предметы, дома не падают с неё?

Дети: Земля притягивает к себе всё.

Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она

обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов,

магнитные

Магнитные

совпадают

географическими

полюсами

(отмечает

магнитный

«северный»

полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).

У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Посоединяйте их

друг с другом.

Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?

Дети:

соединяем

«северным»

полюсами,

притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные

Воспитатель :

соединяем

полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем

одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят

дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью

магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте. А я определю полюса у

магнита нашего.

Дети определяют полюса.

Вывод детей: У магнитов есть полюса. Они либо притягиваются друг к

другу, либо отталкиваются.

Динамическая пауза

Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. - Посмотрите, я принесла

сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите

внимание - наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как

только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам

нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей

объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.

Коллеги, посмотрите, в лаборатории № 3 стоят какие -то сосуды,и в них

что-то находится. Как узнать, что находится в банке, не опуская туда руки?

Ваша гипотеза, коллеги?

Дети:- Попробуем магнитом достать обитателя банки?

Опыт № 3. Достать магнитом змейку из банки.

Воспитатель: - У вас у каждого стоят пластиковые стаканчики, в которых

лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом.

Воспитатель: - Коллега, какой можно сделать вывод?

Вывод детей: Магнит действует через пластик.

Воспитатель:-

думаете,

только

через

пластик

действует

магнит?

Ответы детей.

Опыт № 4.

маленькие

металлические машинки и магниты. Устанавливается магнит за машинкой,

который двигает ее по трассе.

Воспитатель:

попробуйте

Возьмите

попробуйте управлять ими с помощью магнита. Какой можно сделать вывод?

Вывод детей: Магнит действует через картон.

предлагается игра

«Рыболов». Магнитными

удочками

вылавливают рыбок из аквариумов.

В конце игры обсуждается следующее свойство.

Вывод детей: Магнит действует через воду.

Воспитатель: - Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но

интересный день. Мы изучали свойства магнита.

После этого воспитатель

проводит опрос детей по картинкам. На столе лежат с карточки.

Воспитатель: Я задаю вопросы, а вы находите ту карточку, на которой,по-

вашему, изображен правильный ответ.

Выберите из картинок ту, на которой изображён природный камень

Какой предмет притягивает магнит?

В каком случае магниты будут «дружить»?

Через что действует магнит?

Дети показывают карточки с картинками.

Воспитатель: Правильно, все справились.

1. Магнит притягивает только металлические предметы.

2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы - притягиваются, а одинаковые

Отталкиваются.

3. Магнит действует через стекло, картон, воду.

Воспитатель : -А теперь я предлагаю вам, мои маленькие ученые, пройти в

следующую

лабораторию.

помощники

приготовили

увлекательный фильм про применение магнитов в нашей жизни.

Воспитатель и дети уходят.










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Участники - дети подготовительной группы 6-7 лет. Количество детей: 10-12 человек.

Цель: Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире. продолжать знакомство детей с материалами, из которых делают различные предметы. Задачи:

Образовательная область:

Познание.

1.Познакомить детей со стеклом, его производством, свойствами, использованием, видами стекла. Закрепить знания детей о свойствах стекла, его использовании.

2.Закрепить понятие “вещество, выделять его среди различных предметов.

3.Формировать умения сравнивать два вещества (стекло и лед) между собой, выделяя общие и различные признаки.

4.Учить обследовать предметы, используя все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный.

5.Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

6.Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и назначение стекла через проведение опытов.

7.Формировать представление об истории возникновения стекла.

8.Продолжать учить детей использовать в своей работе алгоритмы, карты наблюдений.

9.Воспитывать бережное и осторожное отношение к стеклу.

10.Формировать умение работать в строго отведенном времени, используя песочные часы.

Социально-коммуникативное развитие:

1.Сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений.

2.Развивать интерес к экспериментированию, развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

3.Развивать навыки мыслительной деятельности, умение анализировать, выделять причинно-следственные связи.

4.Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.

Образовательная область:

Речевое развитие:

1.Развивать словарный запас детей за счет слов: вещество, словами, обозначающими свойства стекла.

2.Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, используя речь – доказательство.

3.Формировать умение выделять в словах твердый и мягкий слог в словах.

Оборудование: Стекло, лед, алгоритмы: правила поведения, свойства стекла, получения стекла, исследование вещества, карты успеха, карандаши, весы 2 шт., песочные часы 2, мяч, мыльные пузыри, карточки, с изображением различных предметов, передники, чудесный мешочек с предметами, в названии которых есть твердый и мягки слог.

Предварительная работа: Игры с мыльными пузырями. Знакомство с профессией стеклодува, рассматривание предметов из стекла, знакомство с лупой, песочными часами.

Ход совместной деятельности

Педагог: Есть у мыльного пузыря и брат. (Показ мыльных пузырей) Ничуть на него не похожий. Вы с ним знакомы давным-давно, привыкли к нему и даже не подозреваете, что рядом с нами - настоящее чудо.

Подойдите к окну. Видите? (Ответы детей) Что это? Нет, не сосна. И не береза. О них речь впереди. Поближе. Ничего не видите? Оконную раму? Опять не то. Протяните потихоньку руку. Чувствуете, уперлась. Вот-вот, это оно и есть. Стекло.

Почему чудо? Да хотя бы потому, что его не видно. И не только нам. И зоркая птица, и глазастая муха не замечают стекла и с лету, с маху бьются об него. Его как будто и во все нет, а оно не пропускает ни холода, ни ветра. Зато свет проходит почти без всякой задержки. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем сегодня пойдет речь.

Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь - разобьюсь. (Стекло)

Сегодня мы с вами поговорим о стекле.

Ребята, а что вам приходит на ум, когда вы слышите слово “стекло”? (Ответы детей)

Стекло - экологически чистый, натуральный материал, не затрудняющий доступ света в помещение.

Стекло – это переохлажденная (очень густая) жидкость. Впервые его получили очень давно, предположительно в Сирии. Стекло, как известно, делается из песка, извести и соды. Слайд № 2

Стекло это вещество. Вспомните, что такое вещество? (ответы детей)

Правильно, веществоэто, из чего сделаны предметы и вещи.

Давайте встанем в круг. Кому я кину мяч, тот назовет знакомое вещество. Правильно: соль, сахар, воздух, вода, песок, глина, лед, дерево, резина и т.д. Подойдите к столу и возьмите по одной карточке, где изображены предметы. Рома, почему ты взял эту карточку? (На этой карточке изображен стол, который сделан руками человека.- предмет). По аналогии педагог спрашивает остальных детей.

Ребята, когда мы с вами смотрим на предмет, материал или вещество, что мы можем определить? (По мере проговаривания правил, выставляются карточки со свойствами предметов или можно заранее выставить алгоритмы) Правильно:

1. Название материала или вещества

2. Состояние,

5. Прозрачность.

6. Затем можно его понюхать и определить запах. Не забудьте о мерах предосторожности.

7. Если вещество съедобное, то определить вкус.

8. Легкое или тяжелое (если есть сомнения, то педагог проводит опыт на демонстрационном столе).

9. Растворимость.

10. Что из этого материала или вещества можно сделать?

Слайд № 3

Педагог:Вот перед нами лежат два вещества. Как они называются? Правильно, стекло и лед. Сегодня мы с вами сравним между собой эти два вещества и поможем нашим ученым определить их свойства. Наши с вами наблюдения помогут ученым сделать новые открытия. В картах успеха отмечены те задания, которые мы должны выполнить. Чтобы не забыть результаты, мы будем отмечать наши наблюдения в картах успеха.

Физкультминутка.

Улыбнись.

Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки.
Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце - ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Ну вот, у нас снова хорошее настроение. И мы с вами разделимся на 2 группы. Одна группа будет проводить исследования со стеклом, а другая исследует лед. А потом мы сравним результаты.

Давайте с вами вспомним правила поведения, которые необходимо соблюдать при работе: Не кричать

  • Не трогать без разрешения
  • Работать только на своем месте
  • Не пробовать на вкус без разрешения
  • Соблюдать осторожность

Слайд № 4

А сейчас разделимся на группы. Вот у меня в руках чудесный мешочек, в котором лежат предметы, в названии в которых есть твердые и мягкие слоги. Те дети, которым попались слова с мягким слогом, подойдут к столу с зеленой карточкой. У кого предметы, в названии которых твердый слог – к столу с синей карточкой. Дети вытаскивают предметы и четко называют слово, выделяя нужны слог.

В каждой группе мы выберем научного руководителя. В конце вашей работы научный руководитель группы расскажет о том, что узнали, как делали.

Для того, чтобы исследования не затянулись я предлагаю использовать песочные часы. Вам всё понятно? Тогда приступайте к работе.

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога. А теперь наши научные руководители расскажут о работе своих товарищей.

1 группа

Мы провели опыты со стеклом и узнали, что стекло тоже твердое, но хрупкое. Мы рассматривали предметы, где есть небольшие трещинки. Стекло хорошо пропускает свет, оно прозрачное, т.к четко видны предметы, холодное, имеет вес, если по нему тихонечко ударить, то издает мелодичный звук и может иметь жидкое состояние, имеет форму, имеют применение. Слайд № 5

2 группа

Мы провели опыты со льдом. Мы взяли лед и решили проверить, твердый ли он. Узнали, что лед твердый, но он крошится, следовательно, он хрупкий, от тепла он тает, если потрогать, то лед холодный, прозрачный, но четко предметов мы не видим, пропускает свет, имеет вес, издает звук, если по нему тихонечко ударить. И самое главное лед получается из воды, имеет форму, имеют применение.

Слайд № 6

А теперь все вместе отметим, что у стекла и льда общее и чем они не похожи друг на друга. Слайд № 7

Общее: прозрачность, оба вещества холодные, имеют вес, пропускают свет, издают звук, могут иметь жидкое состояние, имеют форму.

Различие: лед непрактичен, т.к тает. А стекло нет. Прозрачность разная. Стекло более долговечно, чем лед. (Дети отмечают на доске маркером)

Где можно применить стекло? (Посуда, рама, экран телевизора, витрины т прилавки магазинов т.д.

Слайд № 8

А где можно применить лед? (При замораживании продуктов, в медицине, по льду зимой можно перейти реку, в спорте и т.д.)

Слайд № 9

Педагог: Ребята, какой можно сделать вывод?

Вывод: Применение этих веществ тоже различно, хотя у них есть общие свойства.

А теперь давайте поиграем. Что вы видите у меня на столе? Правильно, различные предметы. Из чего они сделаны. Правильно, из стекла. Игра заключается в том, что на слух вы должны определить, какой стеклянный предмет звучит. (Перед игрой педагог предлагает послушать, как звучит каждый предмет.)

Правила обращения со стеклянными предметами.

Как вы думаете, что надо сделать, если у нас что-то разбилось?

Ребенок:

Со стеклом будь осторожен
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда.
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачёк –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.

А теперь возьмем большой конверт, вложим в него наши исследования и отправим ученым.

В НОД использованы приемы и методы:

  • Работа детей малых в подгруппах, всей группой, индивидуально.
  • Прием совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Прием чтения алгоритмов.
  • Прием сравнения.
  • Прием исследовательских действий.
  • Словесный метод с использованием речи – доказательства.
  • Метод наблюдения
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Игровой метод.