Конспект занятия по экспериментированию на тему "воздух" в старшей группе. По познавательному развитию

Светлана Чебышева

Опыт №1. «Где спрятался воздух?»

Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.

Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)

Значит, воздух, какой? (невидимый) .

Давайте поймаем воздух.

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты.

Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).

Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим) .

Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?

Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

Что вы чувствуете? (шипение) .

Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.

Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.

Опыт №2. «Как увидеть воздух?»

Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.

Подуйте через трубочку на свою ладошку.

Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок) .

Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.

Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?

Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.

На воде появились пузырьки.

Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали) .

Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?

(Воздушные пузырьки поднимаются вверх) .

Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

Вывод: Воздух легче воды.



Опыт №3. «Воздух - невидимка»

Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.

На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.

Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.

Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.

Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха) .

Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.



Опыт №4. «Движение воздуха»

Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.

Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) .

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор) .

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется) .

Вывод: Воздух движется.


Опыт №5. «Имеет ли воздух вес?»

Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары) .

Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом.

Проткните зубочисткой один из надутых шаров.

Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче) .

Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?

Проткните зубочисткой второй шарик.

У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Вывод: Воздух имеет вес.



Конспект занятия в старшей группе по теме: Воздух и его свойства

Золоторева Тамара Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада №17 "Ладушки" города Новоалтайска.
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование:
Использование ИКТ
Раздаточный материал : стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты,полиэтеленовые мешочки,бумага,таз с водой.
Ход наблюдения:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Тамара Александровна. Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки,так мы поздоровались и улыбнемся,что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Ребята,сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями.Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории.Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта,давайте вдохнем глубоко,а затем выдохнем.
Как вы думаете что вы вздохнули?
Дети: Воздух
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети :Нет не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимый.
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
Опыт №2 (Воздух занимает место)
Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
ОПЫТ № 4(воздух легче чем вода)
Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Воздух легче,чем вода.

ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята,а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты,которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат.Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента.Воздух дрожит,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху.Например,на Луне,где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них.Что мы услышали? (звук)Почему возник звук?(когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?(растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики.(обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить.Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте,чего в нем не хватает,что бы вы добавили? Перед вами различные картинки,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт)
Давайте пройдем на стульчика,не забываем о том,как правильно нужно сидеть.
ОПЫТ №7 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас.Что вы чувствуете?(ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них.Что почувствовали?(теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку: Если вы узнали о чем идем речь,выкрикивать не нужно,дослушайте до конца,а потом ответите.Хорошо?
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
Слайд с изображением урагана,смерчи
Сильный ветер- это ураган, смерч, бури, торнадо.
Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
Предложить детям посмотреть фильм влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)
Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель: И так,мы с вами выяснили,что ветер -это и есть воздух.Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Слайд с изображением природы
Вот наше занятие подошло к концу.Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.

Экспериментирование с воздухом

Трубчик Марина Станиславовна воспитатель разновозрастной группы МБДОУ "Детского сада №39 комбинированного вида"
Цель экспериментирования: познакомить детей со свойствами воздуха. Показать что воздух невидим, без запаха, но может впитывать чужой запах, может двигаться, необходим для жизни.

Оборудование : баночки одна-пустая прозрачная, одна- с чесноком, одна с капелькой духов, пакет, мешок, веер из бумаги, стакан с водой, трубочки для коктейля, султанчики.

Ход экспериментирования
Для сюрпризного момента я использовала загадку.
Ребята, а кто мне скажет для чего нам нужен воздух? (воспитатель слушает ответы детей). Нужен для того чтобы дышать. Воздухом мы дышим. Он поступает к нам через нос и через рот(проводим эксперимент).
А мы можем увидеть воздух (ответы детей)? Нет, не можем. Значит воздух какой? Невидимый. А давайте поиграем с воздухом, попробуем его поймать.(эксперименты с пакетом и мешком). Закручиваем пакет и видим что он не пустой, в нем воздух. А воздух какого цвета? Он без цвета, т.е. прозрачный.
А воздух имеет запах? Давайте с вами понюхаем воздух в баночках(дети нюхают баночки и выясняют что в каждой баночке пахнет по разному). Значит воздух имеет свойство впитывать в себя посторонние запахи.
Воздух находится не только вокруг нас, но и в нас есть воздух. Давайте проверим. Возьмите трубочки и подуем в стакан с водой. Что мы видим? Пузырики. Это пузырики воздуха. И в предметах есть воздух. Возьмем губку опустим в воду и тоже видим пузырики т.е. выходит воздух.
Воздух находится вокруг нас и мы можем его двигать. Возьмите веер и надо им помахать. Что вы чувствуете? Ветерок. Это мы воздух гоняем веером.
Ребята вам понравилось быть настоящими исследователями? Я предлагаю сходить на улицу подышать свежим воздухом. Возьмите с собой султанчики и мы проверим как ветер будет гонять воздух и шевелить наши султанчики.

Презентация на тему: Воздух. Свойства воздуха

Методика проведения совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования

Наталья Манякина
Конспект опытно-экспериментальной НОД в старшей группе «Воздух вокруг нас»

Образовательная область основная : Познание.

Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Тип : Интегрированное.

Возраст детей : 5-6 лет, старшая группа .

Формы непосредственной образовательной деятельности : решение проблемной ситуации, речевая ситуация, рассказ, беседа.

Формы организации : подгрупповая .

Программное содержание :

Образовательные задачи.

Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.

Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха .

Развивающие задачи.

Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.

Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Ввести в активный словарь детей слова : опыт , воздух перемещается

Воспитательные задачи.

Воспитывать умение договариваться между собой.

Предварительная работа.

Наблюдения за ветром, за качающимися деревьями.

Чтение «Цветик – семицветик» В. Катаев

Просмотр мультипликационных фильмов «Винни – Пух и пчелы» , «Смешарики. Воздух для вдохновения » .

Опыты . «Как увидеть невидимку – воздух » , «Мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха » , «Почему лопнул шарик» , «Почему всплывает подводная лодка»

Игры с вертушками, флюгером, с мячом, «Ветер дует – лодочка плывет»

Просмотр презентаций «Ветер» .

Оборудование и материалы :

Фартуки, шапочки, стаканы, колбы, лейка, воронка, шарик, пластиковая бутылка, два мандарина, емкости с водой, картинки на тему «Воздух » .

Методические приемы. Игровая мотивация, вопросы к детям, практические действия, контроль, указания, оценка.

Ход НОД

Дети приходят в лабораторию

Воспитатель. Ребята, а хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести интересные опыты .

Теперь давайте решим, кто будет лаборантами? (Проводят опыты и эксперименты , делают выводы) .

Дети. Лаборанты : Вова, Злата, Ваня, Катя.

Воспитатель. Кто будет руководить лабораторией, контролировать работу лаборантов?

Дети. Руководитель лаборатории.

Воспитатель. Можно я буду заместителем руководителя лаборатории. Я буду помогать проводить опыты .

Для проведения опытов мы с вами оденем спецодежду (фартуки, шапочки, бейджики) .

Воспитатель. Уважаемые ученные для чего мы с вами будем проводить опыты ?

Дети – лаборанты. Разгадать загадки природы.

Воспитатель. И для вас у меня загадка (представляю «волшебную коробочку» ). Здесь находится то, без чего нельзя прожить, его мы не видим, его можно только ощущать, что это?

Дети. Воздух .

Воспитатель. Что такое воздух ?

Дети. Это смесь разнообразных невидимых газов.

Воспитатель. Уважаемые лаборанты нам надо провести опыты и узнать все о воздухе , на бейджике указано, за каким столом вы работать. (опознавательные знаки квадраты на столе и бейджике : красный, синий, зеленый, желтый, голубой, оранжевый)

Чтобы провести опыты надо подготовить необходимый материал. Идите к своему рабочему месту и все необходимое приготовьте, что лишнее и не нужное уберите.

Руководитель лаборатории Асиль. О воздухе расскажет лаборант Злата и проведет опыт «Как обнаружить воздух , воздух невидим ».

Лаборант Злата. (рассказывает и проводит опыт ) Я закреплю салфетку ко дну стакана внутри. Переверну стакан отверстием вниз и опущу в воду. Вода полностью закрыла стакан. Аккуратно вынимаю его из воды. Потрогайте салфетку, какая она?

Дети лаборанты. Сухая.

Лаборант Злата. Почему? Потому что в стакане воздух , он не пускает воду. Это можно увидеть. Таким же образом опускаю стакан в воду и медленно наклоняю его. Воздух вылетает из стакана пузырьками.

Вывод : стакан только кажется пустой, на самом деле – в нем воздух . Воздух невидимый . Молодец ты справилась с заданием.

(Каждый опыт проводится за отдельным столом, дети переходят с одного места на другое)

Руководитель лаборатории Асиль. О своих исследования расскажет Вова и докажет, что невидимый воздух легче воды , мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух содержится в различных предметах.

Лаборант Вова. (рассказывает и проводит опыт ) Я выдохну в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это воздух . Воздух легче воды , поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах ? Проверим. Это ракушка. Я кладу ее в воду. В воде появляются пузырьки. Это – воздух . Есть ли воздух в сахаре ? Опускаем его в воду. В воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

Вывод : Нас окружает невидимый воздух , мы его вдыхаем и выдыхаем.

Мы не можем не дышать.

Воздух находится в различных предметах, не имеет вкуса.

Воспитатель. Молодец у тебя поучительный опыт .

Воспитатель. Лаборант Катя расскажет и покажет, о том может ли воздух перемещаться .

Лаборант Катя. Это воронка. Мы уже знаем, что в ней воздух . На воронке сдутый шарик. Я опускаю воронку в воду, вода заполняет воронку, шарик надулся. Воздух переместился из воронки в шарик. Я достаю воронку из воды шарик сдулся, воздух вернулся в воронку .

Воздух может перемещаться , он не имеет формы.

Воспитатель. Молодец ты смогла доказать, воздух перемещается .

Руководитель лаборатории Асиль. Лаборант Ваня покажет опыт «Плавающий мандарин» .

Лаборант Ваня У меня два мандарина один с кожурой, другой без кожуры. Я кладу в воду мандарин с кожурой, он не тонет, плавает. Кладу в воду мандарин без кожуры. Мандарин утонул! Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В кожуре мандарина есть много пузырьков воздуха . Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Мандарин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Ваня доказал, что мандарин с кожурой не тонет, потому что в кожуре есть воздух , а мы знаем, воздух легче воды .

Воспитатель. Молодец Ваня у тебя интересные исследования.

Воспитатель. Музыкальный опыт нам покажет руководитель нашей лаборатории.

«Почему поют колбы?»

Руководитель лаборатории Асиль. Я наполнила колбы разным количеством воды. Ударяю палочкой о колбу. Каждая колба издает свой звук. Почему так произошло? Когда палочка ударяет о колбу, то воздух в колбе начинает содрогаться, и слышен звук.

В колбах разное количество воздуха , поэтому меняется звук. Воздух не имеет цвета .

Воспитатель. Молодец, у тебя очень интересный и сложный опыт , но ты справилась с этими исследованиями.

Воспитатель. А ещё воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Я вам сейчас покажу. Воздушный шарик надеваю на горлышко пластиковой бутылки и опускаю бутылку в горячую воду. Что вы видите?

Дети. Шарик надулся.

Воспитатель. Почему?

Дети. В бутылке находится воздух .

Воспитатель. В бутылке находится воздух , он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставлю бутылку в холодную воду, что вы видите?

Дети. Шарик сдулся, почему?

Воспитатель. При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.

Ребята, мы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Уважаемые ученые, что мы знаем о воздухе ?

Дети. Воздух не имеет форы , цвета, вкуса, запаха, его не видно, он легче воды. Воздух находится в различных предметах, может перемещаться.

Воздух необходим для жизни человека.

Посмотрите на картинки и скажите, что их объединяет, что общего между ними. Дети. На всех картинках воздух , который выполняет какие то действия.

Наш руководитель лаборатории, Асиль, скажи, тебе понравились опыты лаборантов .

Руководитель лаборатории Асиль. Мне, ребята, очень понравилось работать с вами в лаборатории. Сегодня работали очень хорошие, умные сотрудники. Все умеют договариваться, доброжелательны, справедливо решали возникшие вопросы, очень хорошо планировали свою работу.

Воспитатель. Наблюдайте за миром вокруг , задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы. А сейчас нам пора в группу .

МК ДОУ детский сад «Теремок»

с. Частоозерье

Воспитатель – Плюснина В.Ю.

Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности

в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Задачи:

Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, формы имеет вес и способами его обнаружения.)

Проведение и объяснение простейших экспериментов с воздухом; подведение детей к пониманию того, что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды.

3. Совершенствование речи, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих

4. Формирование привычки сохранять правильную осанку в различных видах деятельности

5. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычки сообща играть, трудиться

6. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

7. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

8. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики,мыльные пузыри, видеоролики «Земля», «Космос», фартуки, белый халат воспитателю, рыбка в банке,карточки с рисунками, сундучок, листочки на поляну, символы, веера, 2 стакана: один с водой, баночки с запахом. 2 шарика надутых и палочка для весов.

Действующие лица: Карлсон.

(Дети выходят, поворачиваются к гостям)

Воспитатель. –Дети сегодня к нам пришли гости, давайте посмотрим на них, улыбнёмся и пошлёмим воздушные поцелуи.

(Звучит музыка «Звуки природы»)

А мы с вами сейчас пойдемпогуляем по полянке. (Дети рассматривают деревья, листочки, животных)

Ой, а какой воздух свежий, давайте подышим с вами.

(Дыхательная гимнастика)

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Поднимите глазки, на вас смотрят волшебные капельки дождя, давайте их оживим.

А как это сделать? (подуть)

А теперь возьмем по листочку на поляночке и тоже подуем на них

Что вы увидели? А почему он летают?

Дети- Мы дуем на него.

(ВбегаетКарлсон)

Карлсон: - Здравствуйте, ребята! Как я радвидеть вас! Давайте познакомимся, меня зовут Карлсон.А васкак зовут? Скажите мне хором все,ваше имя. Красивое имя. Очень приятно.

Карлсон.–А что вы здесь делаете?

Гуляем, отдыхаем, любуемся осенней природой.

А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принес: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).

Воспитатель.: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети: - Надо его посильнее надуть.

Карлсон: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Дети: - Воздух.

Карлсон: - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)

Воспитатель.: - А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

Карлсон: - Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый?

Воспитатель.-Такзачем нам нужен воздух? (ответы детей). Знайте, что человек не может жить без воздуха:

Воздух необходим всему живому. Человек без воздуха сможет прожить не более пяти минут. Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух не видимый, бесцветный, прозрачный,но знаю, воздух есть везде: и вокруг нас, и под землей, и на земле, и высоко в небе. Давайте с вами попробуем обнаружить воздух, узнать его свойства. Для этого проведем исследования. А наши результаты будем выставлять в виде символов на доске.

- Первыесимволымы можем уже выставить. (Глаз с крестом,не имеет цвета)

. Воспитатель: . А работать мы будем в лаборатории . Повторите это слово. В лаборатории можно заниматься только учёным

Воспитатель: Дети, вы хотите научиться проводить исследования, как это делают настоящие взрослые ученые? ? В лаборатории всегда должно быть чисто и стерильно. Чтобы все опыты получились правильно, и была чистота эксперимента, мы с вами наденемфартучки. Давайте пройдём в лабораторию и займем свои рабочие места.

Тему сегодняшнего исследования нам подскажет загадка:

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ,

Невесомою косынкой

Он окутывает нас…

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

В: Конечно, речь идет о воздухе. Юные исследователи, наша задача сегодня получить как можно больше сведении о воздухе. Нужно вспомнить, что мы ужезнаем о воздухе? (ответы детей) ..

1 опыт

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

Карлсон: - Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).

(Воспитатель с большим мешком)

К: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Из этого мешка можно сделать любую фигуру. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

К: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.А имеет ли форму воздух?

Да действительно формы он не имеет.(Ставим символ)

А мы ещё воздух можем почувствовать (веер)

2 опыт

А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

Карлсон: - А давайте проверим!

Карлсон : - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Карлсон: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Карлсон : - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

Карлсон : - Я понял, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Воспитатель:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем. .

Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети : Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)

Воспитатель : Карлсон, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

К: Конечно, же мыло!

Воспитатель : Ребята, прав ли Карлсон? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух.

К: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос

А растения как дышат? У них ведь нет носа?
Воспитатель : У растений на листочках есть маленькие отверстия: их трудно увидеть, вот через них и дышат все растения. Ребята, а что нужно делать, чтобы в комнате был чистый, свежий воздух (ответы детей), правильно проветривать помещения .

Воспитатель : Ну вот, А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям) А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей.

Давайте поиграем в игру»Кому воздух необходим, а кому нет (дети выполняют задание). Правильно, молодцы, вы все справились с заданием.(Показываю предметные картинки)

3 опыт

У меня есть маленький сюрприз (достает аквариум с рыбкой ) К нам из тропической страны приплыла рыбка. Она хочет услышать от вас, знаете ли вы ответ на вопрос,- чем дышат рыбы? (ответы детей - водой, воздухом). Рыбы дышат воздухом, хотя мы его не видим, он находится в воде.
Воспитатель: А как мы с вами докажем, что в воде есть воздух (ответы детей). Давайте проведем с вами такой эксперимент.
Воспитатель при детяхпереливает из стакана в другой стакан воду.
Воспитатель : Внимательно посмотрите на стенки банки, что это за пузырьки? (дети - воздух). Правильно. Воздух есть и в воде, только мы его не видим, он растворяется в воде. Точно так же, когда вы в чай добавляете сахар, он растворяется и чай становится сладким. И таким воздухом дышат рыбы.

4 опыт

Как вы думаете, что произойдет с салфеткой, если ее положить в стакан, а стакан опустить в воду? (Ответы детей.) Кто же прав? Давайте проверим. Потрогайте салфетку. Какая она: мокрая или сухая? (Салфетка сухая.)

(Пригласить детей к столу)

(Стакан с салфеткой помещаю в аквариум с водой кверху дном.)

В: Есть ли в стакане вода, как вы думаете?

В: Если так, то салфетка должна намокнуть? (Вынимает салфетку) Потрогайте салфетку. Намокла ли она?

Д: Салфетка сухая.

В: Если так, то значит, воды в стакане не было? Так что же помешало воде попасть в стакан?

Д: Воздух, который был в стакане.

В: Давайте проверим. (Опыт повторяется, только стакан наклоняется, чтобы вышел воздух). Так что же мешало воде попасть в стакан?

Д: Воздух, который был в стакане

5 опыт

В: Из опытов мы узнали, что воздух невидим, но его можно обнаружить и почувствовать. А хотите узнать, имеет ли воздух вес? Попробуем взвесить воздух? (Беру палку с шарами - имитация весов)

В: Представьте, что это весы. Что вы заметили? Почему палка весит ровно?

Д: Шары весят одинаково

В: А что произойдет, если один из шаров проткнуть? (Дети высказывают предположения)

(Пригласить ребенка для прокалывания)

В: Давайте проверим (протыкает) . Почему изменилось положение весов?

Д: Шарик без воздуха стал более лёгким.

В: Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик?

Д: Палка выровняется (проверяем на практике предположения детей)

В: Что же произошло?

Воздух имеет вес, поэтому надутый шарик весит больше, чем не надутый, когда из шарика выходит воздух, он становится легче. Понравился вам опыт?

6 опыт

К: - Ой, ребята совсем забыл. Когда я шёл в садик, по дороге нашёл сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).

Подожди Карлсон, мы с детьми наведём порядок на столах лаборатории, снимим наши фартуки и пойдем на поляночку.(Дети садятся на стульчики)

К: - Что это? Наверное, это волшебные баночки.

К: - Посмотрите, а в них что –нибудьесть? (ответы).

К: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?

К: - Действительно, пахнет апельсином.

К: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

К: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).

К: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).

К: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

К: - А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихал, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете? (ответы).

К: - Это получается, что я подышал грязным воздухом, и расчихался. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной? (ответы).

К: - Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.

Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (ответы).

Да, действительно, людивывозят мусор, летом поливают дороги, сажают деревья и цветы, вместо бензина машины заправляют газом.

Рефлексия :Давайте ребята посмотрим надоску на наши символы, что же мы узнали о воздухе? Онне видим, бесцветный, не имеет форму,имеет вес, без запаха

К: - Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? Я вам дарю волшебные шарики.Приглашаю вас к экрану телевизора посмотреть на волшебные шарики.