Лучшая развивающая среда в доу. Предметно-развивающая среда доу

Предметно - пространственная развивающая среда в ДОУ.

Младшая группа детского сада "Солнышко"
Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Веракса и Т.С. Комаровой и «Концепции построения развивающей среды» В.А. Петровского, соответствующей личностно – ориентированной модели взаимодействия с дошкольниками.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Создавая предметно - развивающую среду, необходимо помнить:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие.
В соответствии с рассмотренными принципами в младшей группе ДОУ «Солнышко» была создана следующая предметно-развивающая среда:
1. Центр театрализованной деятельности;
2. Центр «Ряжения» и ролевых игр;
3. Центр физического развития;
4. Центр книги;
5. Игровой центр
6. Центр развивающих игр;
7. Центр воды и песка;
8. Центр «Творческая мастерская» (для выставки детского рисунка, детского творчества,);
9. Подвесные модули
10. Информационные блоки.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Центр театрализованной деятельности.
Центр театрализованной деятельности - один из активных секторов в нашей группе.
Цель театрального уголка:
Развитие творческих способностей у детей;
Развитие воображения,умения импровизировать;
Развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций;
Прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке;
Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.
В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, маски для разыгрывания сценок.





Центр ряжения.
В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.




Центр физического развития.
Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте «физкультурном уголке». Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей. Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.
В нашей группе детского сада центр двигательной деятельности оформлен как часть большой игровой зоны. Для малышей есть игрушки-каталки; мячи разных размеров; мячики - ёжики; мешочки, наполненные горохом для рук; массажные коврики; массажные варежки; кегли; гантели; кольцебросс; обручи; скакалки; верёвки, шнуры;сухой бассейн; дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому в нашем центре есть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики; дыхательные тренажёры - домики. Обязательно есть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.






Центр книги.
Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Для многих родителей это также очень дешёвый способ заняться своим ребёнком. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение - всё это формируется благодаря общению с книгой. По этой причине мы и решили создать музей книги. В нашем музее представлены современные книги, книги из детства наших бабушек и дедушек, книги, созданные своими руками. Мамы, папы, бабушки и даже дедушки откликнулись на наше предложение о создании книги в кругу семьи. Темы были выбраны разнообразные: «Мои любимые домашние животные», «Вежливые слова», «Времена года», «Наш любимый детский сад», «Мои любимые бабушка и дедушка» и многие другие. Мы активно используем все представленные книги, т. к. художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического развития детей.









Игровой центр.
В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания.









Центр развивающих игр.
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.








Центр воды и песка.
«Центр воды и песка» в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка).




Подвесные модули.
Маленькие дети не умеют скучать, им требуется постоянно чем-то заниматься: что-то рассматривать, трогать, наблюдать - это для них такое же действие, как бегать, прыгать, играть. Поэтому, наличие в помещении подвесных фигурок, бабочек, птиц, звёздочек, создают атмосферу, в которой постоянно что-то меняется и движется. Очень полезным с точки зрения эстетики и психологии является цветовой каскад. В нашей групповой комнате множество таких каскадов.






Центр творчества.
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. В оформлении приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества. Очень красочно оформлена выставка, где мы размещаем рисунки и аппликации детей. В центре творчества постоянно что-то меняется в зависимости от лексических тем, осваиваемых техник.


" № 2/2016

Предметно-развивающая среда в детском саду имеет огромное значение для развития и формирования личности ребенка. Она должна отвечать определенным правилам и требованиям. Что входит в ее состав, каким требованиям она должна соответствовать, а также каков порядок учета различных ее элементов в образовательной организации, рассмотрим в данной статье.

Предметно-развивающая среда

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом недостатков их развития, охраны и укрепления здоровья.

Требования к предметно-развивающей среде дошкольных образовательных учреждений установлены в п. 3.3 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 (далее – Стандарт).

Она должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна способствовать реализации различных образовательных программ, в том числе инклюзивного образования, учитывать национально-культурные и климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также возрастные особенности детей.

Она должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Образовательное пространство необходимо оснастить средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (исходя из специфики образовательной программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Детям младенческого и раннего возраста надо предоставить возможность для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Предметно-пространственная среда должна иметь возможность изменяться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает разнообразие в использовании различных составляющих предметной среды, например: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.

Вариативность среды подразумевает:

  • наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Игровая среда должна быть доступна для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Необходимо предоставить свободный доступ детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Кроме этого, нужно следить за исправностью и сохранностью материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Образовательная организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации образовательной программы.

Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов РФ. Указанные нормативы разрабатываются в соответствии со Стандартом с учетом типа организации и должны быть достаточными для осуществления расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе на приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, включая материалы, оборудование, спецодежду, игры и игрушки, электронные образовательные ресурсы, необходимые для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, а также специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом данных нормативов должны приобретаться обновляемые образовательные ресурсы, в том числе расходные материалы, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, а также оплачиваться услуги связи, в том числе расходы, связанные с подключением к Интернету.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений, в том числе к устройству предметно-пространственной среды, установлены СанПиН 2.4.1.3049-13 .

Рассмотрим особенности учета некоторых элементов предметно-пространственной среды.

Мебель для детского сада

Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 мебель в группах должна соответствовать росту и возрасту детей.

Детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.

Шкафы для одежды и обуви оборудуются индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется.

Столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.

Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом их роста.

Мебель относится к объектам основных средств. В соответствии с ОК 013-94 «Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, мебели для детских садов и яслей присвоены коды с 16 3612230 по 16 3612266.

В связи с этим при поступлении мебели в образовательное учреждение действуют положения Инструкции № 157н по принятию к учету основных средств.

Согласно Указаниям № 65н мебель () приобретается по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Источники финансирования могут быть различны:

  • бюджетные средства (КВФО 1) – в казенных учреждениях;
  • собственные доходы учреждения (КВФО 2), субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (КВФО 4), субсидии на иные цели (КВФО 5) – в бюджетных и автономных учреждениях.

Выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно отражается на основании первичного учетного документа – ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) по дебету счетов 0 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 0 109 00 271 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» и кредиту счета 0 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь» с одновременным отражением на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно в эксплуатации».

Аналитический учет основных средств стоимостью более 3 000 руб. ведется в разрезе материально ответственных лиц в инвентарных карточках, открытых на соответствующие объекты (группу объектов). Напомним, какое имущество считается амортизируемым. Согласно п. 92 Инструкции № 157н на основные средства стоимостью от 3000 до 40 000 руб. при выдаче их в эксплуатацию начисляется 100%-я . На имущество дороже 40 000 руб. амортизация будет начисляться в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой нормы.

Рассмотрим пример.

Пример 1

В дошкольном бюджетном образовательном учреждении за счет средств целевой субсидии произведена замена столиков, стульев и блоков шкафчиков для одежды. Столы и стулья составляют комплекты мебели стоимостью 2 500 руб. за комплект. Всего куплено 100 комплектов (на 250 000 руб.). Шкафчиков приобретено 20 блоков стоимостью 12 500 руб. за блок (на 250 000 руб.). Общая стоимость всей приобретенной мебели составила 500 000 руб. Вся она принята к учету в составе иного движимого имущества и введена в эксплуатацию.

Основные средства, приобретенные за счет средств целевой субсидии, принимаются к учету по КВФО 4.

В соответствии с Инструкцией № 174н операции по поступлению и принятию к учету мебели в бюджетном учреждении отражены следующим образом:

Сумма, руб.

Поступила целевая субсидия на учреждения

Отражены вложения в основные средства в объеме стоимости мебели

Произведена оплата поставщику мебели с лицевого счета

Перенесены сформированные вложения с КВФО 5 на КВФО 4

Приняты к учету комплекты мебели из столиков и стульев

Приняты к учету блоки шкафчиков

Начислены доходы от полученной субсидии на основании утвержденного отчета о ее целевом использовании

Выданы в эксплуатацию комплекты столиков и стульев

Приняты комплекты мебели на забалансовый учет

Начислена амортизация на блоки шкафчиков

Учет игрового инвентаря

Организация игровой деятельности невозможна без достаточного количества различного игрового оборудования (игр, игрушек, спортивного инвентаря). Национальные нормы безопасности игрушек и методы их контроля, которые в полной мере соответствуют требованиям технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, установлены ГОСТ Р 53906-2010.

Как учитывать данные нефинансовые активы, учреждение должно решить самостоятельно и согласовать это решение с органом власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Принятое решение следует закрепить в учетной политике. Это связано с многообразием игрового инвентаря, который независимо от его стоимости может использоваться довольно долго (более 12 месяцев) и меняться довольно часто (чаще одного раза в год). Поэтому в соответствии с п. 38 и 99 Инструкции № 157н его принимают на учет в составе либо основных средств, либо материалов.

В составе основных средств игровой инвентарь нужно учитывать на счете 101 06 «Производственный и хозяйственный инвентарь» (п. 53 Инструкции № 157н).

В составе материалов игрушки отражаются на счете 105 06 «Прочие материальные запасы».

Принятие к учету игрушек в составе основных средств аналогично принятию к учету мебели, о чем мы рассказывали выше.

Пришедшие в негодность игрушки и инвентарь подлежат списанию с балансового и забалансового учета, если они там числились. Напомним, что при списании объектов основных средств должны соблюдаться положения Постановления Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 о порядке списания движимого и недвижимого имущества учреждения.

Выбытие основных средств и материалов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции № 157н). При этом составляется оправдательный документ (первичный (сводный) учетный документ) – акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Данный документ служит основанием для отражения в учете операций по выбытию основных средств. Основанием для отражения в учете выбытия игрушек и инвентаря стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. является акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).

При списании материальных запасов составляется акт (ф. 0504230), на основании которого в бухгалтерском учете производятся соответствующие бухгалтерские записи.

Типовые операции по учету игрушек в качестве материальных запасов в настоящее время отражаются следующим образом:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н**)

Приобретение игрушек за плату у поставщика

Безвозмездное поступление игрушек…

…по централизованному снабжению

…от головного учреждения обособленному подразделению

…от государственных и муниципальных организаций и физлиц

…на праве оперативного управления, от организаций и физических лиц

…от учреждений разных уровней бюджета

…от наднациональных организаций и правительств иностранных государств

…от международных финансовых организаций

Выдача игрушек в эксплуатацию (происходит смена М. О. Л.)

Списание игрушек

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Довольно часто возникает вопрос: как принять к учету игрушки, которые подарили детскому саду, и учитывать ли их вообще? Конечно, они должны быть приняты к учету, а в каком порядке – рассмотрим на примере.

Пример 2

Автономному дошкольному образовательному учреждению в качестве безвозмездной помощи передали игрушки на сумму 10 000 руб. Принято решение учесть их в составе материальных запасов. Полученные игрушки выданы в эксплуатацию.

Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ дарение вещи воспитательным учреждениям и образовательным организациям в общеполезных целях считается пожертвованием.

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).

Жертвователь может установить требование об использовании переданного им имущества по определенному назначению. Если такое требование установлено, то учреждение, принимающее пожертвование, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).

Имущество, полученное как пожертвование, принимается к учету по КВФО 2.

Данные операции в учете автономного учреждения отражены следующим образом:

Обратите внимание

В общем случае стоимость имущества, полученного безвозмездно, признается внереализационным доходом (п. 8 ст. 250 НК РФ). Однако если имущество получено учреждением по договору пожертвования и используется им в указанных жертвователем целях, то согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ стоимость этого имущества не учитывается при определении налоговой базы.

В дошкольных образовательных учреждениях должна быть создана необходимая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям безопасности, санитарным нормам, возрастным особенностям детей, иным требованиям. Мы рассмотрели ту часть образовательной среды, которую составляют отдельные основные средства и материальные запасы. Особенности учета зависят от вида финансового актива и способов его поступления.

Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Введение.

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив.

Развивающая предметно-пространственная среда - это естественная комфортная, уютная обстановка. Рационально – организационная и насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязь предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Ребенок - это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.

Предназначение педагога - дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас. Чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.

Предметно-развивающая среда в ДОУ.

Исследователи доказывают, что среда это окружающие социально - бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Л.С. Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования с материальной действительностью. В процессе развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа». Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. В настоящее время появилось понятие «образовательная среда».

Образовательная среда дошкольного учреждения - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также взаимодействие всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Из положений А.И.Леонтьева, А.В.Запоржца, вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно - пространственной среды детского сада при условии:

содержательности и эстетической значимости этой среды;

целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;

активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.

Особенности развития ребенка - дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир. Как компонент образовательной среды ДОУ предметная среда включает все, что доступно его непосредственному восприятию и использованию в практической деятельности.

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития Понятие предметно - развивающая среда рассматривается в педагогике как фактор стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность, любознательность и т.д.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей в организованном пространстве креативного поля. Предметно-развивающая среда должна быть наполнена достижениями в знаниях открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития , а так же тем, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению.

Требования к организации предметно - развивающей среды в ДОУ

При создании среды развития необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности детей, которые находятся в этой среде: антропометрических, физиологических и психологических особенностей.

Р.Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.). Личность развивается полноценно только тогда, когда есть весь спектр общения с людьми разного возраста, представителями разных профессий, семьи.

В игровую предметно - развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, атрибутика разного рода, материалы, необходимые для деятельности детей в течение дня. Все эти средства находятся не в каком-то абстрактном пространстве, а в групповой комнате. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности. Организация «Предметно-развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разно уровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В центре уединения – за ширмой, они могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства.

Организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Принципы построения окружающей среды в ДОУ:

Принцип открытости;

Гибкого зонирования;

Стабильности-динамичности развивающей среды;

Полифункциональности;

Принцип открытости.

Кроме уголков природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах оборудованы уголки экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Вместе с взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят рыб, черепах. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег), то в старшем, происходит его усложнение. Немаловажно чтобы в дизайн интерьера детского сада были включены элементы культуры – живописи, музыки, литературы, театра.

Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:

Необходимо создать принцип открытости обществу, для этого в группах оформлены выставки фотографий «Наша жизнь в саду». Немаловажна и гибкость зонирования, организация различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".

Развивающая среда всегда меняется постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, музыкального и физкультурного залов, и более динамичной – при оформлении зала, групповой, вестибюля на какой-то конкретный праздник, досуговое мероприятие, на время постановки сказки.

Еще более динамичной является развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному духовному общению. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников. Организуя предметно-пространственную среду в детском саду необходимо высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Развивающая среда, построенная на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых должна предоставлять каждому ребенку равные стартовые возможности, в рамках которых осуществляется систематическое развитие его личности. Однако, равные возможности не значит одинаковые. Развивающая среда с начала ее создания должна быть вариативной, многофункциональной, адаптационной и доступной для каждого ребенка. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. При этом педагог должен учитывать особенности группы, знать как группу в целом, так и индивидуальные особенности каждого ребенка, их интересы, способности, желания. Требования к предметно - развивающей среде. Среда должна быть: обеспечивающей полноценное и своевременное развитие ребенка; побуждающей детей к деятельности; способствующей развитию самостоятельности и творчества; обеспечивающей развитие субъектной позиции ребенка. Предметно-пространственная среда должна быть разнообразной и постоянно меняющейся. Нет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров, утвержденных перечней оборудования. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. И это здорово! Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

Окружающая предметная среда - это один из факторов, влияющих на развитие детей. Ребенок постоянно находится в мире предметов. Одни привлекают его, а другие остаются без внимания. Роль предметов особенно велика для еще не читающих детей, которым надо организовать свою деятельность. Если школьник может уже самостоятельно заниматься самообразованием, используя книги и учебники, то у дошкольника такой возможности нет. Его деятельность целиком зависит от обустройства предметного пространства вокруг него, окружающих его игрушек и предметов. Воспитатель должен знать, какие материалы нужны для того или иного вида деятельности, в том или ином возрасте. Тогда из множества окружающих детей материалов и игрового оборудования он сможет выбрать те, которые могут создать обстановку, имеющую свои специфические и отличительные для каждого возраста признаки. В связи с этим при определении содержания предметной среды и особенностей его размещения необходимо выделить приоритетные задачи для каждого возрастного этапа, решение которых должно привести к динамическому развитию психических и познавательных процессов у дошкольников.

Заключение

Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений. В детском саду обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.

Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Если в среде рядом оказались дети с достаточно высоким уровнем культурно-познавательного развития, то они смогут создать интересные модели, образы, развернув их в творческую импровизацию или, наоборот, если в ней оказались дети с низким уровнем развития сенсорного опыта, то заложенные в среде поэлементные образцы также позволяют им получить успешный результат.

Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса ДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Способность наших детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Список литературы.

1. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среде: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. /Н.Т. Гринявичене. - М., 2006.

2. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды. /Р. Кирьянова. - Спб.: КАРО, 2007.

3. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. /Н.В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

4. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. /В.А.Петровский. - М, Новая школа, 1993.

5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.

Предметно-развивающая среда - это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности.

Понятие предметно-развивающей среды

Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы.

Она состоит из:

  • крупной игровой площадки;
  • игрового оборудования;
  • игрушек;
  • разных видов игровой атрибутики;
  • игровых материалов.

Эти средства должны находиться в специальной комнате, зале или во дворе детского садика.

Как создается развивающая среда?

Во время этого этапа нужно помнить, что предметно-развивающая среда должна давать место развитию образовательной, воспитывающей, стимулирующей и коммуникативной функций. Самой главной задачей является стремление повысить самостоятельность и самодеятельность ребенка. Такая среда должна быть просторной и приятной для детей, удовлетворять их потребности и интересы. Важным также является дизайн предметов и их форма: они должны быть ориентированы на безопасность и соответствовать возрасту дошкольников.

Создание предметно развивающей среды включает важный аспект: смену элементов декора, а также выделение в каждой группе мест для экспериментальной деятельности детей. В основу цветовой палитры должны входить теплые пастельные тона, чтобы атмосфера была легкой и не «давила» на воспитанников.

Что касается предметно-развивающей среды группы, то в ней должны происходить изменения в зависимости от возраста детей, их особенностей, периода обучения и, естественно, образовательной программы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна иметь открытый характер, подлежать корректировке и развитию, не быть замкнутой системой. Хорошо, если она регулярно обновляется и удовлетворяет текущие потребности ребятишек. В любом случае и при разных обстоятельствах пространство вокруг малышей должно пополняться и обновляться в соответствии с требованиями к воспитанника.

Исходя из этого при создании данной среды для любых в ДОУ обязательно нужно учитывать психологические факторы взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса и общую атмосферу, включая дизайн

Принцип позиций при взаимодействии

Он основан на для общения родителей и педагогов с детьми. Достаточно известным является тот факт, что доверительные беседы и открытое общение взрослых с ребятами осуществляется на основе принципа пространственного общения «глаза в глаза». Соответствующая предметно-развивающая среда даст возможность сблизиться и уравнять позиции детей и взрослых. Будет уместно использовать разнообразную мебель, а именно уголки, подиумы и горки.

Принцип активности

Он дает возможность совместно участвовать взрослому и ребенку в делах по созданию окружающей среды, которая будет легко трансформироваться и меняться. Можно оборудовать групповые комнаты мастерскими, центрами песка и воды, используя ширмы.

Во время организации общей деятельности необходимо подобрать материалы, которые имеют способность активизировать Ими могут быть технические устройства, магниты, игрушки, увеличительные стекла, пружинки, мензурки, модели, весы, а также можно предоставить разные природные материалы для экспериментирования и изучения.

Принцип стабильности-динамичности

Данный принцип способствует созданию условий, которые позволено изменять в соответствии с настроением, предпочтениями и возможностями детей. Необходимы игровые комнаты для разных возрастных групп, а для малышей нужно создать зону стабильности.

Должна быть правильно оборудована развивающая предметно-пространственная среда. ДОУ необходимо позаботиться, чтобы в наличии были игрушки, мебель, емкости для хранения, подиумы для отдыха, а также сборно-разборные конструкции. Это помещение должно быть наполнено разнообразными предметами, а также иметь много свободного пространства. Можно создать тематические зоны, поставить мягкую мебель и сделать ее частью игровой.

Принцип гибкого зонирования и комплексирования

Нужно построить непересекающиеся сферы активности и дать детям возможность заниматься разными делами одновременно, и при этом не мешать друг другу. Они могут легко отвлекаться и не всегда в достаточной мере концентрируют внимание на своей деятельности.

Студенты факультетов не всегда четко понимают, что включает в себя предметно-развивающая среда. Презентация, которая нередко проводится В ДОУ, - лучший способ наглядно продемонстрировать будущим педагогам игровые центры и разные зоны (театральные, речи и грамотности, спортивные, экспериментирования и исследований, общения и строительно-конструктивных игр), которые дают возможность ребятам объединиться, если у них есть общие интересы. Также дошкольникам необходимы место отдыха и уединения.

Гендерный принцип

Предметно-развивающая среда в ДОУ дает малышам возможность проявить себя с учетом их способностей. Для этого уместно иметь материалы, которые будут учитывать интересы всех детей. Они должны быть познавательными и занимательными и для мальчиков, и для девочек. Это могут быть игры, какие-то инструменты для различных творческих работ. Девочкам необходимы предметы, которые будут развивать их женственность, а мальчикам - то, что вызовет в них «дух мужчины».

Принцип сочетания разнообразных элементов

В данном случае имеет значение эстетическая организация среды. Всем известно, что основная информация воспринимается человеком через зрение. Поэтому предметно-развивающая среда в ДОУ заслуживает серьезного отношения, и ей необходимо уделять достаточно внимания.

Речевая развивающая среда группы

Занятия такого характера должны проводиться в свободном месте, чтобы ребенок мог менять свое положение. В основном эта игровая комната должна иметь мягкое покрытие, на котором нужно поместить мягкую мебель. Можно расположить различные игры со своим сюжетом, в которые нужно будет играть при помощи взрослых.

Предметно-развивающая среда группы должна быть оборудована для таких игр: они могут храниться в специальных стеллажах или ящиках, которые будут доступны детям. Во время работы с ребятами младшего и среднего возраста, необходимо обращать достаточное внимание на пособия и материалы, которые имеют связь с развитием лексики.

Комплексные меры

Поскольку в современном обществе происходит много изменений, как экономических, так и социальных, развитие предметно-развивающей среды должно быть основано на образовании, в связи с чем должны возрасти и требования к его качеству. Для решения поставленной проблемы необходимо реализовать комплексные меры. Предметно-развивающая среда в ДОУ состоит из разных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

Для того чтобы достигнуть результата, в ДОУ необходимо создать определенные условия и усовершенствовать систему всего педагогического процесса. В том числе необходимо организовать хорошую среду для развития детской деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна отличаться одним из главных нюансов - педагогической поддержкой детской деятельности.

Как создать развивающую среду в домашних условиях?

В основе построений должны быть принципы дистанции, активности, стабильности, творчества, гибкого зонирования, индивидуальной комфортности, самостоятельности, открытости. Чтобы ребенок всесторонне мог развиваться в домашних условиях, необходимо организовать создание предметно-развивающей среды и обеспечить соответствующие места.

Это позволит развивать речь и физическое развитие, обучать математике. Необходимо уделить внимание местоположению объектов в комнате: дети должны свободно передвигаться, отдыхать, играть и контактировать со взрослыми на занятиях по всестороннему развитию.

Как организовать развивающую среду в ДОУ в связи с

В структуру программы дошкольного образования был введен новый ФГОС. В связи с этим, вопросы об организации предметной среды, которая дает развитие в ДОУ, стали довольно актуальны.

Предметно-развивающая среда по ФГОС включает работу с дошкольниками. Развитием их деятельности являются игры. Это способствует тому, что интерес педагогов-практиков к постоянному изменению предметно-развивающей среды ДОУ повышается.

Требования ФГОС к предметно-развивающей среде

Она обязана обеспечить максимальную реализацию образовательного развития. Организация предметно-развивающей среды должна подразумевать:

Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГТ

Предметно-развивающая среда детского сада должна улучшать в малыше его физические функции, формировать сенсорные навыки, помогать набираться жизненного опыта, учиться сопоставлять и упорядочивать явления и предметы, получать знания самостоятельно.

Ребенок развивается в процессе обучения, во время которого он активен и занимается каким-то видом деятельности. Она организовывается педагогом в различных формах общения с окружающими. Для этого должна создаваться специальная педагогическая обстановка, где ребенок будет жить и учиться самостоятельно.

Предметно-развивающая среда младшей группы должна предоставлять детям возможности выявить разные качества личности и возможности развития. Достаточно часто выходит совсем наоборот, и предоставленное детям пространство может стать преградой, которая мешает им проявлять свои уникальные способности.

В основе общеобразовательной программы данных учреждений заложен принцип интеграции, который осуществляется в соответствии с возрастом и индивидуальностью воспитанников. Очень важно своевременно и правильно воплощать в жизнь все основные правила - это даст возможность ребенку развиваться.

В каждом возрасте малыш имеет собственные особенности и предпочтения, поэтому постоянное их неудовлетворение может привести к плачевным последствиям. Если интерес и любознательность детей постоянно не будут удовлетворены, то это закончится пассивностью и апатией. Воспитание и развитие ребенка - процесс трудоемкий, кропотливый и непростой, поэтому халатное отношение в этом деле недопустимо.

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду

© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2015

© Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П., текст, 2015

Введение

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Созданная в детском саду предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.

В настоящее время ДОО необходимо решать многие проблемы: обеспечивать качество дошкольного образования, повышать ответственность педагогических коллективов за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Проектирование современной предметно-пространственной развивающей среды ДОО как многомерного пространства, адекватного актуальным потребностям дошкольников и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства, отвечает гуманистическим позициям образования. В связи с введением ФГОС дошкольного образования вопрос создания предметно-пространственной среды ДОО сегодня особенно актуален.

Предметно-пространственная среда (ППС) – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной образовательной программы дошкольного образования.

Цель методического пособия – оказание практической помощи педагогам в создании предметно-пространственной среды.

Новизна данного пособия состоит в том, что в нем представлены игровая модульная мебель, новое универсальное оборудование (модульный конструкт) и универсальные дидактические пособия для дошкольников. Модульный конструкт предназначен для совместной и самостоятельной деятельности детей, где они могут осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, организовывать игровую, двигательную, познавательную деятельность, а также легко периодически изменять игровой материал и моделировать пространство группы по своему желанию. Педагог моделирует пространство группы в соответствии с задачами, которые решает на данный момент.

Методическое пособие состоит из трех разделов: первый посвящен направлениям преобразования предметно-пространственной среды с учетом ФГОС; во втором представлена характеристика компонентов предметно-пространственной среды, в третьем – моделирование предметно-пространственной среды посредством модульных мебели и конструктов. В приложении даются чертежи модульной мебели, игровых модулей, тематического и универсального конструкта.

Представленная вашему вниманию книга является продолжением работы, начатой авторами в издании «Игры для дошкольников с использованием нетрадиционного оборудования» под ред. О.В. Дыбиной (М., 2011), в которой представлено нетрадиционное двигательное оборудование и игровые задания с ним.

В разработке и апробации данного материала принимали участие педагогический коллектив д/с № 140 АНО ДО «Планета детства “Лада”» под руководством заведующего Н.П. Рахмановой и заместителя заведующего Т.И. Бартошевич.

Направления преобразования развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО

Одно из условий выполнения ФГОС – организация развивающей предметно-пространственной среды. Анализ нормативно-правовых документов и нашего опыта позволил выделить следующие направления преобразования ППС с учетом ФГОС.

Первое направление – построение ППС с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

При создании ППС в каждой возрастной группе педагог реализует одну тему соответствующую календарно-тематическому плану. В различных центрах (и микроцентрах) группы представлены материалы, позволяющие детям в процессе соответствующей деятельности освоить содержание данной темы. Именно в ее рамках решаются в единстве воспитательные, развивающие и обучающие задачи.

Второе направление – создание ППС, обеспечивающей образовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности.

Согласно ФГОС, образовательная деятельность должна осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, самообслуживания и элементарного бытового труда, познавательно-исследовательской, конструирования, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы, двигательной). Поэтому в каждой группе созданы условия, позволяющие дошкольникам реализовать все виды детской деятельности (и их разновидности) в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными предпочтениями.

Реализация разновидностей познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается через экспериментирование, моделирование, исследование, проектирование (со старших групп); игровой деятельности – через творческие игры (режиссерские, сюжетно-ролевые, игры-драматизации; театрализованные, игры со строительным материалом, игры-фантазирования, импровизационные игры-этюды) и игры с правилам (дидактические, подвижные, развивающие, музыкальные); изобразительной деятельности – через лепку, рисование, аппликацию; преобразование предметов через изменение их форм, размера, функции, строения и т. д.

Третье направление – создание ППС , обеспечивающей решение программных образовательных задач как в совместной деятельности взрослого и детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности (возникающей по их инициативе и разворачивающейся по их замыслу).

Создавая ППС в группе, педагог должен четко понимать возможность представленных материалов в решении запланированных психолого-педагогических задач: какие материалы будут использоваться в совместной деятельности педагога с детьми, а с какими материалами дети сами смогут развернуть развивающую деятельность в рамках предлагаемого содержания. При этом важно, чтобы дети могли действовать самостоятельно, даже не обладая достаточным субъектным опытом по ее планированию и реализации замыслов, т. е. реализовать индивидуально-дифференцированный подход через различные виды дидактических материалов. Так ребенок может действовать по заданному педагогом наглядному алгоритму деятельности или сам составлять программу деятельности.

Четвертое направление – создание ППС интегрированных видов деятельности детей.

Одна из задач психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решается интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей, но необходимо психологическое сопровождение. В связи с этим одним из подходов к созданию ППС группы стала идея реализации интегрированных видов деятельности детей. При этом интегрированная деятельность детей определяется как деятельность, построенная на основе синтеза компонентов двух и более видов детской деятельности (или их разновидностей), объединенных одной темой и соответствующим содержанием.

Представляем примерные условия для следующих интегрированных видов детской деятельности: совместные игра-конструирование, игра-эксперимент, игра-моделирование, игра-концерт.

Инновационным является определение понятия «предметно-пространственная среда интегрированных видов деятельности» и подходов к ее организации.

При этом мы опирались на результаты исследования данной проблемы, полученные в рамках участия в творческой группе по созданию ППС и лаборатории «Творческий поиск» кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета.

Решая проблему создания среды интегрированных видов деятельности, мы задали себе следующие вопросы.

● Каковы структурные компоненты данной среды?

● Как организовать групповое пространство?

● Как наполнить содержанием созданную ППС и организовать деятельность детей, чтобы решить запланированные психолого-педагогические задачи?

Предметно-пространственная среда интегрированных видов деятельности детей – специальным образом организованное пространство, обеспечивающее стимулирование и реализацию интегрированных видов детской деятельности, в котором ребенок может проявить практическую и творческую активность в реализации содержания интегрированной деятельности с учетом сформированного опыта.

Специфика данной среды заключается в том, что она стимулирует проявление детьми интегративных качеств личности:

– в выборе ими способов решения предложенных задач (заданий);

– характере действий с представленными материалами и оборудованием;

– характере отношений к реализуемой деятельности, самому себе как ее субъекту, взаимоотношений с партнерами и др.

Предметно-пространственная среда интегрированных видов деятельности:

– способствует освоению детьми (формированию и актуализации) опыта реализации (организации и осуществления) интегрированных видов деятельности как субъективного и субъектного опыта; при этом субъективный опыт определяется как личный, принадлежащий ребенку, а субъектный – как опыт субъекта по планированию и реализации конкретной деятельности, в котором он может дать себе отчет о своих возможностях и предпочтениях;

– стимулирует стремление детей к проявлению инициативы и самостоятельности в проявлении опыта реализации интегрированных видов деятельности в созданных условиях;

– стимулирует проявление детьми интегративных качеств личности в различных формах их выражения, отражающих специфику детских видов деятельности, возможности и желания конкретного ребенка.

Чтобы ППС группы воспринималась ребенком как естественная, комфортная, уютная обстановка, которая может изменяться в соответствии с его желаниями и интересами, мы разработали модульный конструкт, позволяющий быстро «собрать» и разместить в группе разнообразное оборудование для проведения работы по плану или организации деятельности по запросу детей, а затем оперативно его убрать, не загромождая групповое помещение. Модульный конструкт обеспечивает создание среды, которая рационально организована и насыщена различными материалами, позволяющими ребенку проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного участника в различных видах детской деятельности. Кроме того, с использованием модульного конструкта можно оперативно изменять зонирование в группе, привлекать детей к созданию такой обстановки, которая позволит реализовать их потребности.

При построении ППС нужно руководствоваться следующими положениями (Л.С. Выготский, В.А. Петровский, С.Л. Новоселова, О.В. Дыбина и др.):

– о соответствии развивающей среды возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу развития, т. е. создание через предметно-развивающую среду зоны ближайшего развития;

– о соответствии развивающей среды особенностям данного вида интегрированной деятельности в совокупности ее компонентов и их содержания;

– о том, что развивающая среда должна отражать возможности целостного проявления всех сфер личности ребенка в реализуемой деятельности;

– о том, что среда должна быть представлена как среда обитания и среда развития в совокупности вещного и субъектного аспектов, удовлетворяющая не только потребность ребенка в практической активности, общении, но и другие его материальные и духовные потребности;

– о том, что среда должна обеспечивать оптимальное соотношение собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым.

Поскольку процесс создания среды выступает творческой задачей, важно выделить принципы создания ППС интегрированных видов деятельности, которыми будет руководствоваться педагог.

Принципы создания предметно-пространственной развивающей среды интегрированных видов деятельности
Содержательные принципы

1. Информированности, обогащенности и наукоемкости среды - проявляется в разнообразии тематики, удовлетворении интереса ребенка к новизне, научном характере предоставляемой информации, предоставлении объектов и средств различных видов детской деятельности, обеспечении возможности ребенка «вычерпывать» с их помощью информацию, необходимую для постановки и решения задач реализуемой ребенком деятельности.

2. Эмоциональной насыщенности среды – проявляется как способность ее воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, давать разнообразные и меняющиеся впечатления, вызывающие эмоциональный отклик, предоставлять возможность прожить, выразить свои эмоции и чувства в деятельности.

3. Системности, блочности и тематичности – проявляется в целостности и взаимосвязи содержания всех представленных в среде центров (микроблоков) и в его соответствии календарно-тематическому плану (на определенном временно́м промежутке), а также в направленности на решение соответствующих задач психолого-педагогической работы с детьми.

4. Оптимального соотношения процессов развития и саморазвития детей (H.H. Поддьяков) – проявляется как взаимосвязь между двумя типами детской активности: во-первых, собственной активности ребенка, которую он определяет сам; во-вторых, активности ребенка, которая стимулируется взрослым, организующим деятельность с целью получения определенного результата; предполагает наличие материала, обеспечивающего мотивацию детей (стимульный материал) и опосредованное руководство педагогом детьми (наглядные алгоритмы, программы деятельности и пр.).

5. Опережающего характера содержания образования (М.Н. Полякова) – выражается в наличии материалов (приблизительно 15 % от общего количества), ориентированных на развитие, что позволяет, во-первых, обеспечить продвижение более продвинутым детям, во-вторых, определить степень переноса детьми уже известной информации в новые, незнакомые условия деятельности (осуществить диагностику), в-третьих, открываются перспективы саморазвития, возможности накопления «неясных» знаний, воспитания стремления понять, узнать, разобраться в новом.

6. Открывающейся перспективы – проявляется в том, что содержание всех представленных в среде блоков (микроцентров) должно стимулировать поисковую активность детей как в связи с освоением новой информации, так и в связи с поиском способов решения стоящих перед ребенком задач (предлагаемых заданий), т. е. способствовать выдвижению гипотез, построению догадок, предположений.

7. Реализации субъектного опыта детей в различных видах детской деятельности – предполагает создание условий для проявления активности детей независимо от уровня их представлений в той или иной области знаний, умений в конкретном виде детской деятельности; выражается в наличии материалов, обеспечивающих успешность в выборе способов решения проблемы, планировании действий по их использованию и реализации намеченного плана.

8. Направленности на формирование интегративных качеств личности – проявляется в том, что совокупность всех компонентов предметно-развивающей среды, созданных с соблюдением представленных выше принципов, стимулирует проявление всех сфер личности ребенка в нераздельной совокупности, и в конечном счете предопределяет (обусловливает) успешность детей в осуществлении интегрированных видов деятельности.

Организационно-методические принципы

1. Свободного выбора – выражается в свободе выбора ребенком деятельности, которую он будет осуществлять (что он будет делать), и условий ее реализации: с кем, как, в какой зоне (центре, микроцентре) предметно-пространственной развивающей среды, что будет использовать и др.

2. Сотрудничества – проявляется в стимулировании выбора ребенком партнера своей деятельности и сотрудничества как способа взаимодействия с ним, т. е. обеспечение возможности сотрудничать в системе «ребенок – ребенок», «взрослый – ребенок».

3. Стабильности-динамичности – предусматривает при наличии стабильных элементов среды возможность ее изменения как взрослым, так и самими детьми (в соответствии с календарно-тематическим планом, образовательными задачами, временем года, возрастными особенностями, а также предпочтениями, настроением и изменяющимися возможностями детей и др.).

4. Максимальной активности детей – предусматривает возможность проявления максимальной активности детей как в осуществлении самой деятельности, так и создании условий для ее реализации (определять элементы среды, местоположение материалов, изменять внешний вид, оформление и пр.); отражает также положение взрослого «рядом», а не «над» ребенком как через предлагаемое содержание материалов и оборудование, так и через его размещение.

5. Статичности-подвижности – выражается в том, что с одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой – закладывается возможность изменять, вносить новое в соответствии со своими интересами, настроением.

6. Функциональности – означает, что в созданной среде находятся материалы, востребованные детьми с развивающей функцией.

7. Комплексирования и свободного (гибкого) зонирования – предполагает размещение материалов в определенных функциональных пространствах, позволяющих детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не препятствуя друг другу; предполагает возможность использования как стационарных мебельных модулей, представляющих зоны (центры), укомплектованные материалами, обеспечивающими реализацию детских видов деятельности (например, центр продуктивной деятельности), так и подвижных мебельных модулей, которые комплектуются ситуативно, под конкретный интегрированный вид деятельности (модуль интегрированной деятельности – МИД), тему (тематический модуль – ТМ).

8. Оптимального сочетания «свободного» и «регламентированного» пространства – предполагает наличие в группе «свободного» пространства, которое обусловливает возможность самоорганизации детей в пространстве группы для реализации самостоятельной деятельности в соответствии со своими замыслами и «регламентированного» пространства как специально созданного педагогом для решения психолого-педагогических задач.

Характеристика компонентов предметно-пространственной среды

Представляется значимым более детально охарактеризовать компоненты ППС интегрированных видов деятельности: содержательный, материальный, организационный и личностный. Данные компоненты представлены на рис 1. Остановимся подробнее на описании составляющих данной модели.

– единая тема для всех видов деятельности (согласно календарно-тематическому плану);

– конкретизация компонентов интегрированной деятельности как разновидностей детских видов деятельности и их содержания в рамках общей темы;

– конкретизация содержания и задач по каждому виду (разновидности) реализуемой детской деятельности в составе интегрированной деятельности.

Приведем примеры содержательного компонента среды по нескольким интегрированным видам деятельности детей:

1) совместная игра-конструирование (сюжетно-ролевая игра, конструирование из подсобных материалов, коммуникативная деятельность): тема «конвейер автозавода», содержание – дети исполняют роли сборщиков автомобиля на конвейере;

2) совместная игра-эксперимент (коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская деятельность): тема «Изобретатели», содержание – дети исполняют роль изобретателей механизмов для подъема подводных лодок или затонувших кораблей;

3) совместная игра-моделирование (игры с правилами, моделирование, коммуникативная деятельность): тема «Моя семья», содержание – дети раскладывают фотографии членов своей семьи на модели и рассказывают о них своему партнеру, обсуждают, чем их семьи похожи и чем отличаются;

4) игра-концерт (пение, сюжетно-ролевая игра, коммуникативная деятельность): тема «Я и моя семья», содержание – дети готовят концерт, исполняют песни о семье или любимые песни своей семьи.

2. Материальный компонент представляет собой вещный аспект среды как совокупность специально подобранных (изготовленных) материалов и оборудования, определенным образом предъявленных детям. Именно материальный компонент выступает носителем содержания детской деятельности (познавательно-исследовательской, игровой и т. д.) для реализации опыта ребенка. С позиции ребенка данный компонент может рассматривать как центральный.

Материальный компонент разрабатывается как характеристика следующих составляющих:

– материалы и оборудование по реализации всех компонентов интегрированной деятельности в границах заданного содержания и задач (дети, используя материалы и оборудование, реализуют различные образовательные области);

– стимульный материал – побуждает детей к реализации своего опыта деятельности с предложенными материалами и оборудованием в границах заданного содержания и задач;

– дидактический материал – обеспечивает решение совокупности задач в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы дошкольного образования в ДОО.

Материальный компонент среды может быть представлен в следующих интегрированных видах деятельности детей.

Совместная игра-конструирование:

– материалы и оборудование по реализации содержания деятельности (модель конвейера, детали для сборки автомобилей);

– стимульный материал (письмо-приглашение помочь рабочим в сборке автомобилей);

– дидактический материал (алгоритм сборки автомобиля).

Совместная игра-эксперимент:

– материалы и оборудование по реализации содержания деятельности (таз с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для сока);

– стимульный материал (объявление о конкурсе на лучшее изобретение механизма для подъема затонувшей подводной лодки);

– дидактический материал (пустые карты для зарисовывания алгоритма, алгоритм опыта «Подводная лодка»).

Совместная игра-моделирование:

– материалы и оборудование по реализации содержания деятельности (наборы фотографий нескольких семей, отражающие домашние обязанности и любимые занятия членов семьи);

– стимульный материал (приглашение в игру «Моя семья»);

– дидактический материал (модель «Солнышко»);

Игра-концерт:

– материалы и оборудование по реализации содержания деятельности: музыкальные инструменты, диски с записями инструментальной музыки детских песен;

– стимульный материал: объявление о дне рождения мамы и приглашение к участию в концерте для нее;

– дидактический материал: алгоритм подготовки концерта, его программа.

3. Организационный компонент представляет собой совокупность пространственных параметров среды, обеспечивающих организацию материального компонента в процессе реализации конкретной (запланированной) интегрированной деятельности.

Данный компонент разрабатывается как характеристика следующих составляющих:

– зоны, центры, микроцентры предметно-пространственной развивающей среды в пространстве группы, обеспечивающие реализацию интегрированных видов деятельности;

– способы пространственного размещения и предъявления детям предметно-развивающих материалов по организации запланированных интегрированных видов деятельности, характеристика их комплексирования и сочетания с другими материалами данного центра.

Как осуществляется организация группового пространства?

Нам представляется важным разделить пространство группового помещения на четыре части (зоны): зона выбора и самоопределения, рабочая, активная, спокойная. При этом все части пространства группы (зоны) в зависимости от конкретных задач могут изменяться по объему и местоположению, т. е. имеют подвижные, трансформируемые границы. Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

Охарактеризуем названные зоны, центры и микроцентры ППС группы.

Зона выбора и самоопределения. Предназначена для хранения материалов и оборудования, которые обеспечивают возможность организации всех видов детской деятельности (и их разновидностей) в соответствии с возрастом детей. Педагог или воспитанники в зависимости от своих замыслов могут в любой момент обратиться к данной зоне, взять все, что им нужно, перенести в рабочую или активную зону и «развернуть» соответствующую деятельность.

Зона выбора и самоопределения может быть представлена пристенными шкафами-накопителями, в которых каждая мебельная секция представляет тот или иной центр и соответствует видам детской деятельности. В ДОО могут быть следующие центры:

– интеллектуальный, центр экспериментирования, конструктивный, соответствующие поисково-исследовательской деятельности;

– социально-эмоциональный, речевой, соответствующие коммуникативной деятельности;

– художественно-продуктивный, соответствующий продуктивной деятельности;

– игровой, соответствующий игровой деятельности;

– двигательный, соответствующий двигательной деятельности;

– музыкально-театральный, соответствующий музыкально-художественной деятельности;

– речевой, библиотека, соответствующие восприятию художественной литературы;

– уголок дежурств, соответствующий трудовой деятельности.

В силу своей специфики в группах созданы экологические центры как уголки природы, в которых можно организовать различные виды детской деятельности на природоведческом материале (познавательно-исследовательская, трудовая, коммуникативная, игровая деятельность).

Рабочая зона. Ее устройству уделяется особое внимание, так как в ней осуществляются непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей (по интересам).

Пространство зоны может включать: легкие столы (на 2–3 чел.) или общий стол-трансформер, передвижную двустороннюю доску (складную или на колесиках), различные виды модулей, являющихся по своему содержанию микроцентрами (частью каких-либо центров, представленных в накопительной зоне).

Рабочая зона может содержать мебельные конструкции, отражающие конкретику какой-либо деятельности или содержания, и легкие мебельные конструкции (лучше, если это будут трансформеры). Это позволяет детям самостоятельно создавать пространство, «собирать» нужную конструкцию в соответствии со своим замыслом и использовать ее для организации деятельности.

Для решения текущих задач работы с детьми в соответствии с календарно-тематическим планом педагог создает микроцентры детской деятельности, используя динамичные модули.

Выделяют несколько видов динамичных модулей-микроцентров:

– по конструктивным особенностям (сборно-разборные, модули-трансформеры или стационарные; шкафы, столы, модули-накопители или ширмы);

Активная зона. Предназначена для реализации двигательной активности детей и деятельности, требующей перемещения в пространстве (например, сюжетно-ролевая игра). В пространстве зоны размещен ковер (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся – по ситуации). Желательно, чтобы хотя бы с одной стороны была стена, которую можно использовать для размещения материалов и оборудования (например, мишени для метания, для лазанья и др.).

Спокойная зона. Предназначена для отдыха детей или их уединения.

Пространство зоны: небольшой ковер, легкие банкетки или диван-трансформер, один-два легких столика.

Обратим внимание на следующую особенность зонирования: границы зон подвижные.

Зоны могут быть разграничены следующим образом:

– между спокойной и активной зонами размещаются крупные универсальные игровые маркеры пространства (легко перемещаемые), ширмы (до 50 см высотой), объемные напольные модули;

– между активной и рабочей зонами располагаются перемещаемые стеллажи (накопители) с легким оборудованием для двигательной деятельности, объемные напольные модули;

– между спокойной и рабочей зонами размещаются перемещаемые стеллажи с настольными играми, материалами для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

4. Личностный компонент среды представляет собой совокупность субъектов (участников) интегрированной деятельности и способов их со-активности в процессе реализации конкретной (запланированной) интегрированной деятельности. Данный компонент разрабатывается как характеристика следующих составляющих:

– субъекты деятельности (индивидуальная деятельность ребенка, взаимодействие двух и более детей, ребенка и взрослого), тип реализуемого взаимодействия (сотрудничество, деятельность рядом), характер взаимодействия (на протяжении всей деятельности, на этапе планирования, презентации результатов и пр.) и способы взаимодействия (обсуждение и заполнение графика тренировок, обсуждение и отметка победителей, взаимопомощь, рассказ о совместной работе и др.);

– способы участия детей в создании условий для интегрированной деятельности (изготовление объявления о концерте, оформление выставки работы, подготовка сцены и декораций и др.).

На рис. 1 представлена модель развивающей предметно-пространственной среды группы.


Рис. 1. Модель развивающей предметно-пространственной среды группы