Недоношенные дети — физиология, развитие по месяцам. Выхаживание недоношенных новорожденных в больнице: реанимация, сестринский уход за ребенком

Сегодня преждевременные роды встречаются нередко. В большинстве развитых стран этот показатель относительно стабилен и составляет 5-10 % от общего числа рожденных детей.

Прогноз для жизни у недоношенных детей зависит от многих факторов. В первую очередь от срока беременности и веса при рождении. В случае рождения ребенка в сроке 22-23 недели прогноз зависит от интенсивности и качества терапии.

Отдаленные последствия недоношенности (вероятность возникновения данных осложнений опять же зависит от многих факторов; при прочих благоприятных условиях данные осложнения довольно редки). Среди недоношенных детей риск формирования умственной и физической неполноценности выше, чем среди доношенных детей.

Понятие недоношенности.

Недоношенным является ребе-нок, родившийся до окончания нормального срока беремен-ности.

Обычно к недоношенным принято относить детей, масса тела которых при рождении меньше 2500 г. Однако определе-ние недоношенности только по массе при рождении не всегда соответствует действительности. У многих детей, родившихся преждевременно, масса тела бывает и больше 2500 г. Чаще это наблюдается у новорожденных, матери которых больны сахар-ным диабетом.

Вместе с тем среди доношенных, родившихся при сроке беременности 38-40 нед, встречаются дети, масса тела кото-рых при рождении меньше 2000 г и даже 1500 г. Это в первую очередь дети с врожденными пороками развития и внутри-утробными заболеваниями, а также от многоплодной бере-менности и больных матерей. Поэтому более правильно в ка-честве основного критерия для определения недоношенности считать продолжительность беременности. В среднем, как из-вестно, нормальная беременность длится 270-280 дней, или 38-40 нед. Длительность ее принято исчислять от первого дня после последней менструации до наступления родов.

Недоношенным считается ребенок, родившийся на сроке беременности до 38 нед. Детям с массой тела при рождении больше 2500 г диагноз недоношенности, согласно Междуна-родной номенклатуре (Женева, 1957), ставится, если они ро-дились раньше 37 нед.

Дети, родившиеся на сроке беременности 38 нед и больше, независимо от массы при рождении (больше или меньше 2500 г), являются доношенными. В спорных случаях вопрос о доношенности решается по совокупности признаков: срок беременности, масса тела и рост ребенка при рождении.

Роды ранее 28 нед беременности считаются выкидышем, а новорожденный с массой при рождении меньше 1000 г (от 500 до 999 г) - плодом. Понятие «плод» сохраняется до 7-го дня жизни.

Степень недоношенности детей (внутриутробная гипотрофия)

Степень внутриутробной гипотрофии определяем по дефи-циту массы тела. За нормальную массу тела условно принима-ем нижнюю границу предела, соответствующего данному гес-тационному возрасту, указанного выше. Отношение дефицита массы тела к минимальной для этого гестационного срока массе тела в процентах показывает степень внутри-утробной гипотрофии.

Выделяем 4 степени внутриутробной гипотрофии: при I де-фицит массы тела составляет 10 % и меньше; при II - от 10,1 до 20 %; при III - от 20,1 до 30 % и при IV - свыше 30 %. Приведем примеры:

  1. Ребенок с массой тела 1850 г родился на сроке 35 нед. Дефицит массы составляет (2000-1850) :2000 X 100=7,5 %. Диагноз: недоно-шенность I степени, внутриутробная гипотрофия I степени.
  2. Ребенок с массой 1200 г родился на сроке 31 нед. Дефицит массы составляет (1400-1200): 1400 X 100 = 14,3 %. Диагноз: недо-ношенность III степени, внутриутробная гипотрофия II степени.
  3. Ребенок с массой 1700 г родился на сроке 37 нед. Дефицит массы составляет (2300-1700):2300 Х 100= 26 %. Диагноз: недо-ношенность I степени, внутриутробная гипотрофия III степени.
  4. Ребенок с массой 1250 г родился на сроке 34 нед. Дефицит массы составляет (1800-1250): 1800 X 100 = 30,5 %. Диагноз: недо-ношенность II степени, внутриутробная гипотрофия IV степени.

Особенности недоношенных детей

Внешний вид недоношенных детей имеет отличительные признаки, которые находятся в прямой зависимости от срока беременности. Чем меньше гестационный возраст, тем больше таких признаков и в большей степени они выраже-ны. Некоторые из них могут быть использованы в качестве дополнительных тестов для примерного определения геста-ционного возраста.

  1. Малые размеры. Низкий рост и пониженное питание свойственны всем недоношенным, за исключением детей, родившихся с массой тела свыше 2500 г. Несмотря на по-ниженное питание, недоношенные, даже самые маловес-ные, не производят впечатления истощенных, дистрофич-ных детей, так как их масса соответствует длине тела, они просто выглядят миниатюрными. Наличие при рождении морщинистой, дряблой кожи характерно для детей с внут-риутробной гипотрофией, а в дальнейшем наблюдается у больных недоношенных, которые по разным причинам да-ли большую потерю массы или имеют плоскую весовую кривую.
  2. Непропорциональное телосложение. У недоношенного ребенка относительно большие голова и туловище, короткие шея и ноги, низкое расположение пупка. Эти особенности отчасти обусловлены тем, что темп роста нижних конечностей увеличивается во второй половине беременности.
  3. Выраженная гиперемия кожных покровов. В большей степени свойственна плодам.
  4. Выраженное лануго. У маловесных недоношенных мяг-кие пушковые волосы имеются не только на плечах и спине, но обильно покрывают лоб, щеки, бедра и ягодицы.
  5. Зияние половой щели. У девочек вследствие недоразви-тия больших половых губ зияет половая щель и хорошо виден клитор.
  6. Пустая мошонка. Процесс опускания яичек в мошонку происходит на 7-м месяце утробной жизни. Однако по разным причинам он может быть задержан. У глубоко недоношенных мальчиков яички часто не спущены в мошонку и находятся в паховых каналах или в брюшной полости. Присутствие их в мошонке свидетельствует, что гестационный возраст ребенка превышает 28 нед.
  7. Недоразвитие ногтей на руках. К моменту рождения ногти, даже у самых маловесных детей, достаточно хорошо сформированы и полностью покрывают ногтевое ложе, однако часто не доходят до кончиков пальцев. Последнее используют в качестве теста для оценки степени развития ногтей. По дан-ным зарубежных авторов, ногти достигают кончиков пальцев на сроке беременности 32-35 нед, а на сроке свыше 35 нед выступают за их края. По нашим наблюдениям, ногти могут достигать кончиков пальцев уже на 28-й неделе. Оценка прово-дится в первые 5 дней жизни.
  8. Мягкие ушные раковины. Вследствие недоразвития хрящевой ткани у маловесных детей ушные раковины нередко подворачиваются внутрь и слипаются.
  9. Преобладание мозгового черепа над лицевым.
  10. Малый родничок всегда открыт.
  11. Недоразвитие грудных желез. У недоношенных детей отсутствует физиологическое нагрубание грудных желез. Ис-ключение составляют дети, гестационный возраст которых превышает 35-36 нед. Нагрубание грудных желез у детей с массой тела ниже 1800 г свидетельствует о внутриутробной гипотрофии.

Характеристика недоношенных детей.

При оценке любого недоношенного ребенка необходимо отметить, в какой степени он соответствует своему гестационному возрасту, что можно отнести только за счет самой недоношенности, а что является проявлением различных патологических состояний.

Общее состояние оценивается по общепринятой шкале от удовлетворительного до крайне тяжелого. Крите-рием тяжести в первую очередь является выраженность патологических состояний (инфекционный токсикоз, пора-жение ЦНС, дыхательные расстройства). Сама недоношен-ность в «чистом» виде, даже у детей с массой тела 900- 1000 г, в первые дни жизни не является синонимом тяже-лого состояния.

Исключение составляют плоды с массой тела от 600 до 800 г, которые в 1-2-й день жизни могут производить вполне благоприятное впечатление: активные движения, неплохой тонус конечностей, довольно громкий крик, нормальная окрас-ка кожных покровов. Однако спустя некоторое время их состо-яние резко ухудшается за счет угнетения дыхания, и они до-вольно быстро погибают.

Сравнительная характеристика проводится только с недо-ношенными данной весовой категории и гестационного возра-ста. При отсутствии у недоношенных IV-III степени синдро-ма угнетения, выраженной неврологической симптоматики и значительных дыхательных расстройств их состояние можно расценивать как средней тяжести или употреблять более обте-каемую формулировку: «состояние соответствует степени не-доношенности», «состояние в основном соответствует степени недоношенности».

Последнее означает, что у ребенка, помимо недоно-шенности, имеются умеренные проявления ателектаза или легкая форма энцефалопатии.

Недоношенным детям свойственно по мере клинического проявления патологических синдромов спустя несколько часов или дней после рождения ухудшать свое состояние. Некоторые врачи, чтобы избежать упрека в недооценке ребенка, огульно почти всех недоношенных детей расценивают как тяжелых, что отражается трафаретной записью: «Состояние ребенка при рождении тяжелое. Тяжесть состояния обусловлена сте-пенью недоношенности и его незрелостью». Такая запись, с одной стороны, не способствует клиническому мышлению, а с другой - не дает достаточной информации для объектив-ной оценки ребенка на последующих этапах выхаживания.

Под зрелостью новорожденного подразумевают морфологическое и функциональное соответствие ЦНС геста-ционному возрасту ребенка. Эталоном зрелости является здо-ровый доношенный ребенок. По сравнению с ним все недоно-шенные считаются незрелыми. Однако каждому гестационно-му возрасту недоношенного соответствует своя степень зрелости (гестационная зрелость). При воздействии на разви-вающийся плод различных повреждающих факторов (инфек-ционные и соматические заболевания матери, токсикоз бере-менной, криминальное вмешательство и т. д.) зрелость ре-бенка при рождении и в последующие дни может не соответствовать его возрасту. В этих случаях следует говорить о гестационной незрелости.

Понятия «зрелый» и «здоровый» новорожденный нетождественны. Ребенок может быть болен, но его зре-лость - соответствовать истинному возрасту. Это относится к патологическим состояниям, не сопровождающимся угнете-нием ЦНС. При тяжелой патологии определять зрелость ре-бенка не имеет смысла.

Определение зрелости проводится не только при рождении ребенка, но и в последующие дни, на протяжении 1-3-й неде-ли жизни. Однако в этот период функциональное угнетение ЦНС часто обусловлено постнатальной патологией (инфекци-онный токсикоз), поэтому в нашем изложении понятие «геста-ционная незрелость» трактуется более широко. Оно отражает морфологическое недоразвитие головного мозга, а также функ-циональное поражение ЦНС внутриутробного и постнаталь-ного генеза. Точнее, мы определяем не столько гестационную зрелость, сколько соответствие данного ребенка недоношен-ным детям аналогичной массы тела и возраста.

Для сравнительной характеристики можно использовать двигательную активность, состояние мышечного тонуса и реф-лексов новорожденного, способность удерживать температуру тела, выраженность сосательного рефлекса. При равных условиях также могут начинать раньше и ак-тивнее сосать.

Помимо незрелости, угнетающее действие на сосательный рефлекс оказывают выраженная гипоксия, различные пораже-ния ЦНС, инфекционный токсикоз. Совокупность этих факто-ров приводит к тому, что многие недоношенные дети длитель-ное время не способны сосать из рожка. Длительность этого периода у детей с массой тела 1800 г и больше обычно не превышает 2,5-3 нед, у детей с массой 1250-1700 г - 1 мес и у детей с массой 800-1200 г- 1‘/ 2 мес.

Более продолжительное отсутствие сосания, которое нель-зя объяснить генерализованной или вяло текущей инфекцией, выходит за рамки просто гестационной незрелости и должна настораживать в отношении органического поражения цент-ральной нервной системы, даже если в этот момент нет невро-логической симптоматики.

Угнетение сосания у детей, которые до этого активно соса-ли, почти всегда связано с появлением очага инфекции.

По нашим данным, дети с массой до 1200 г в первые 2 мес жизни увеличивают свой рост за месяц на 1-2 см, дети с боль-шей массой - на 1-4 см.

Увеличение окружности головы у недоношенных детей всех весовых категорий в первом полугодии в среднем за месяц составляет 3,2-1 см, а во втором полугодии - 1-0,5 см. За первый год жизни окружность головы увеличивается на 15- 19 см и в возрасте 1 года в среднем равняется 44,5-46,5 см [Ладыгина В. Е., 1972].

Физическое развитие недоношенных детей

Представляет интерес физическое развитие наиболее ма-ловесных детей с массой при рождении от 800 до 1200 г. По нашим данным, средняя масса тела этих детей в возрасте года равна 8100 г при наиболее частых колебаниях от 7500 до 9500 г. Сопоставляя весовые показатели в годовалом возрасте в зависимости от полового признака, мы не наблюдали у детей с массой при рождении до 1200 г разницы между массой тела у мальчиков и девочек.

Средняя прибавка массы за 2-й год жизни у детей с массой тела при рождении от 800 до 1200 г, по нашим данным, состав-ляет 2700 г, и в 2 года их масса в среднем равняется 11000 г при наиболее частых колебаниях от 10 000 до 12 000 г.

Средняя масса тела у мальчиков в возрасте 2 лет состав-ляет 11 200, а у девочек- 10 850 г.

Темпы увеличения роста у детей с массой при рождении от 800 до 1200 г также достаточно высоки. По нашим данным, дети этой весовой категории к году увеличивают свой первона-чальный рост в 2-2,2 раза, достигая в среднем 71 см при колебаниях от 64 до 76 см. За первый год жизни они в среднем вырастают на 38 см при колебаниях от 29 до 44 см.

В отличие от весовых показателей средний рост мальчиков с массой тела при рождении до 1200 г в годовалом возрасте был выше, чем у девочек,- соответственно 73 и 69,5 см.

За 2-й год жизни дети с массой тела при рождении от 800 до 1200 г, по нашим данным, увеличивают свой рост в среднем на 11 см и в 2 года достигают 81 см при колебаниях от 77 до 87 см.

Интересные данные получены Р. А. Малышевой и К. И. Козьминой (1971) при изучении физического разви-тия недоношенных в более старшем возрасте. Исследуя детей в возрасте от 4 до 15 лет, они обнаружили, что после того как к 3-4 годам жизни недоношенные дети по массе тела и росту сравниваются с доношенными сверстниками, в 5-6 летнем возрасте, т. е. в период первого «вытягивания», они вновь по этим показателям, особенно по массе тела, начинают отста-вать от доношенных детей. К 8-10 годам показатели роста снова выравниваются, но разница в массе тела между доно-шенными и недоношенными мальчиками сохраняется.

С приближением пубертатного периода повторяется та же закономерность: второе «вытягивание» у недоношенных детей наступает на 1-2 года позднее. У доношенных мальчиков рост между 11 и 14 годами в среднем увеличивается на 20 см, у де-вочек- на 15 см, у недоношенных детей эти показатели со-ответственно меньше- 16 и 14,5 см. Доношенные мальчики увеличивают массу тела за этот период в среднем на 19 кг, девочки-15,4 кг, недоношенные соответственно-на 12,7 и 11,2 кг.

Прорезывание зубов у недоношенных детей начинается в более поздние сроки. Имеется зависимость между массой тела при рождении и временем появления первых зубов. По некоторым данным, у детей с массой при рождении от 2000 до 2500 г прорезывание первых зубов начинается в 6-7 мес, у детей с массой от 1501 до 2000 г - в 7-9 мес и у детей с массой от 1000 до 1500 г - в 10-11 мес. По нашим данным, у детей с массой тела при рождении от 800 до 1200 г первые зубы появляются в возрасте 8-12 мес, в среднем - в 10 мес.

В заключение коснемся вопроса, который часто возникает у врачей детских поликлиник: следует ли всех недоношенных рассматривать как детей с гипотрофией на первом году жизни.

Физическое развитие недоношенных детей имеет свои осо-бенности и зависит от массы тела при рождении, перенесенных заболеваний и конституциональных особенностей ребенка. Оценка показателей массы тела должна проводиться только в сравнении с таковыми у здоровых недоношенных детей дан-ной весовой категории. Поэтому совершенно неправильно ре-бенка, родившегося с массой 950 г, у которого в возрасте года она равняется восьми кг, расценивать как больного гипотро-фией. Диагноз: недоношенность у такого ребенка объясняет временное отставание в физическом и психомоторном раз-витии.

Психомоторное развитие недоношенных детей: последствия

Основные психомоторные навыки у большинства недоно-шенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доно-шенных. Отставание в психомоторном развитии зависит от степени недоношенности и больше выражено у детей с массой тела при рождении до 1500 г. У детей этой весовой категории появление психомоторных навыков на 1-2-м году обычно задерживается на 2-3 мес, а у детей с массой тела от 1501 до 2000 г - на 1 - 1 1 / 2 мес.

К концу первого года большинство детей с массой при рождении от 2001 до 2500 г по психомоторному развитию догоняют своих доношенных сверстников, а к 2 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные.

Данные о психомоторном развитии недоношенных детей по месяцам представлены в табл. 1.

Таблица 1 Некоторые показатели психомоторного развития у недоношенных детей на 1-м году жизни в зависимости от массы тела при рождении (данные Л. 3. Кунькиной)

Время появления в месяцах в зависимости от массы тела при рождении

Зрительно-слуховое сосредоточение

Удерживает голову в вертикальном положении

Поворот со спины на живот

Поворот с живота на спину

Самостоятельно:

Начинает произносить слова

Таким образом, по психомоторному развитию недоношен-ные дети сравниваются со своими доношенными сверстниками раньше, чем по показателям роста и массы тела.

Однако, чтобы ребенок хорошо развивался, с ним нужно много индивидуально заниматься (массаж, гимнастика, показ игрушек, разговорная речь).

У длительно болеющих недоношенных и у детей, которые были лишены нужного индивидуального ухода, отставание в психомоторном развитии выражено в большей степени.

Последствия недоношенности, прогноз (катамнез)

Перспектива выхаживания недоношенных детей во многом зависит от их дальнейшего психомоторного развития. В этом плане ранний и отдаленный прогноз приобретает большое значение.

Литература, посвященная данному вопросу, противоречи-ва. Это прежде всего объясняется неодинаковым континген-том обследуемых детей, различием тестов, используемых для определения полноценности ребенка, а также количеством специалистов (невропатолог, психиатр, окулист, логопед), участвующих в осмотре.

Некоторые авторы весьма пессимистично оценивают нерв-но-психическое развитие недоношенных детей. В качестве при-мера приведем высказывание видного финского ученого Ильппё: «Психическое развитие недоношенных детей в первые годы жизни заметно отстает от нормы. К сожалению, значительная часть этих дефектов интеллекта сохраняется на всю жизнь. Недоношенные дети гораздо чаще обнаруживают более или менее выраженную психическую неполноценность. Интеллек-туальные нарушения часто сочетаются с гемиплегией, пара-плегией, болезнью Литтля» (Фанкони Г, Вальгрен А, 1960). В исследованиях многих авторов отмечается большой процент тяжелых поражений ЦНС у не-доношенных.

Р. А. Малышева и соавт., обследуя 255 недоношенных детей в возрасте 3-4 лет, у 32 из них (12,6 %) наблюдали тяжелые органические поражения ЦНС и у 50 % отмечали небольшие отклонения в нервно-психическом развитии.

По данным С. Drillien, почти у 30 % недоношенных детей, родившихся с массой до 2 кг, обнаруживаются умеренные или серьезные нарушения в психомоторном и физическом развитии.

А. Янус-Кукульска и С. Лис при исследовании 67 детей с массой при рождении до 1250 г в возрасте от 3 до 12 лет у половины из них установили отставание в физическом и ум-ственном развитии, у 20,9 % обнаружили тяжелые поражения ЦНС.

Обращает на себя внимание частота различных пораже-ний органа зрения. В исследованиях А. Янус-Кукульской и С. Лис у 39 % детей с массой при рождении до 1250 г были выявлены различные дефекты зрения: близорукость, косогла-зие, астигматизм, атрофия зрительного нерва, отслоение сет-чатки. На высокий процент врожденной близорукости (30 %) у недоношенных детей указывают и другие исследователи [Григорьева В. И. и др., 1973].

К. Раре и соавт. (1978), изучая катамнез 43 детей, ро-дившихся с массой до 1000 г, у 12 из них обнаружили тяжелые поражения глаз, в том числе у 7 - ретролентальную фибро- плазию (РЛФ) и у 2 - полную потерю зрения.

S. Saigal и соавт. (1982) при исследовании 161 ребенка с массой при рождении до 1500 г у 42 детей обнаружили РЛФ, у 12 из них она протекала в тяжелой форме.

Вместе с тем другие авторы при катамнестическом обсле-довании недоношенных детей отмечают более благоприятный исход. В наблюдениях Н. Р. Ботерашвили частота поражений ЦНС колебалась в зависимости от степени недоношенности от 3,8 до 8,5 %. Л. 3. Кунькина, исследуя совместно с невропа-тологом 112 недоношенных детей в возрасте 3 лет, у 4 из них (3,6 %) обнаружила задержку нервно-психического развития, у 7 (6,2 %) -невротические реакции в виде беспокойства, нарушения сна, логоневроза и у 2 (1,7 %) - эпилептиформ-ные припадки [Кунькина Л. 3., 1970].

J. Hatt и соавт. (1972), наблюдая 26 детей с массой при рождении 1250 г и меньше в возрасте от 2 до 12 лет, у 77,8 % из них отмечали нормальное психическое развитие.

S. Saigal и соавт. (1982) исследовали в течение 3 лет катамнез у 184 детей, родившихся с массой до 1500 г. У 16,8 % были неврологические нарушения, в том числе у 13 % - детский церебральный паралич.

По данным A. Teberg и соавт. (1977) и К. Раре и соавт. (1978), среди детей с массой при рождении 1000 г и меньше у 67,5-70 % отсутствовали отклонения в неврологическом статусе.

Анализируя литературные данные и собственный матери-ал, можно отметить следующее:

  1. у недоношенных детей значительно чаще по сравнению с доношенными наблюдаются органические поражения ЦНС.

Они обусловлены патологией внутриутробного периода, ос-ложнениями в родах и повреждающими факторами в раннем постнатальном периоде (гипероксемия, гипербилирубинемия, гипогликемия);

  1. у недоношенных с гестационным возрастом меньше 29 нед и массой тела ниже 1200 г вследствие недоразвития сетчатки глаза имеется большая предрасположенность к раз-витию РЛФ. Именно у этого контингента детей в основном и наблюдается эта патология;
  2. за последние годы у недоношенных детей отмечается склонность к учащению заболеваний детским церебральным параличом. Кстати, это характерно и для доношенных детей. Такую тенденцию можно объяснить двумя причинами: во- первых, в настоящее время имеется больше возможностей для сохранения беременности, протекающей с угрозой прерыва-ния: во-вторых, прогресс в организации специализированной помощи новорожденным и создание реанимационной службы в родильных домах способствуют выживанию детей с асфик-сией и внутричерепными кровоизлияниями;
  3. перспективность психофизического развития недоно-шенных детей во многом зависит от того, насколько патогене-тически обоснованной и щадящей (ятрогенные факторы) была терапия на 1-2-й неделе жизни и как рано и последовательно на последующих этапах проводилась реабилитационная по-мощь.

В связи с тем, что легкие формы детского церебрального паралича выявляются не сразу, а нередко только во втором полугодии первого года жизни, а некоторая патология зрения педиатрами не диагностируется вообще, после выписки из отделения недоношенных дети с отягощенным анамнезом и массой тела до 1500 г должны наблюдаться невропатологом, а также пройти осмотр окулиста.

Исходя из вышеуказанного, недоношенные дети должны оставаться под систематическим наблюдением врачей-неонатологов с момента рождения и до периода, когда их здоровье будет вне угрозы, а организм станет готовым к самостоятельной жизни.

Доктор медицинских наук, Александр Ильич Хазанов (Санкт-Петербург)

Причины, признаки и последствия развития недоношенных детей. Особый уход и система питания.

Рождение малыша, пожалуй, самая важная и ответственная задача в жизни женщины. Вы готовитесь, планируете, мечтаете о комфортной беременности, родах без осложнений, грудном вскармливании крохи с первых минут после рождения.

Но, кроме ваших мечтаний, есть желания маленького человечка. Он тоже решает когда, как и почему появиться на свет.

На каком сроке рождения ребенок считается недоношенным?

Всемирная организация здравоохранения в середине 70-х гг прошлого столетия определила минимальные показатели срока, веса и роста ребенка после рождения — 22 недели, 500 г, 25 см соответственно.

На практике они колеблются в диапазонах:

  • 28-37 недель гестации
  • 1000-2500 кг
  • 35-45 см

Степени недоношенного ребенка

Ребенок, рожденный раньше положенного срока с показателями, утвержденными ВОЗ, в странах постсоветского пространства расценивается как поздний выкидыш.

По степени недоношенности малышей выделяют:

  • 4 степень — с экстремально низким весом — менее 1 кг, родоразрешение произошло ранее 28 недели, рост до 30 см
  • 3 степень — с низким весом — менее 1,5 кг, родился до 31 недели гестации с длиной тела менее 35 см
  • 2 степень — параметры веса, недели гестации и роста малыша — до 2 кг, 35 и 40 см соответственно
  • 1 степень — более 2 кг, 37 неделя, 45 см

Ребенок может родиться и в положенный срок, но с недостаточной массой. Он будет признан медиками тоже недоношенным. Поэтому отметим, что главным признаком «раннего» ребенка является его вес.

Признаки недоношенного ребенка

Недоношенный кроха сильно отличается от малыша, появившегося на свет в срок и с хорошей массой. Он является еще более хрупким и уязвимым для раздражителей внешней среды.

Признаками ребенка, родившегося раньше срока, в зависимости от его состояния здоровья и степени недоношенности называют:

  • непропорциональные размеры тела — большая голова составляет треть от его общей длины, конечности короткие
  • лицо, спина и грудь покрыты волосяным пушком
  • цвет кожи варьируется от насыщенного красного до розового в зависимости от недели рождения
  • плач тихий, голос тонкий
  • кожа морщинистая
  • подкожная жировая прослойка отсутствует или очень тонкая
  • слабая терморегуляция тела
  • кости черепа мягкие, роднички открытые
  • лицо маленькое по сравнению с размером мозговой части
  • глазки закрыты
  • ушные раковины мягкие или не полностью сформированы
  • ноготки на пальцах не доросли до кончиков
  • пупок расположен ближе к паховой области
  • живот округлый или запавший
  • ребра расположены перпендикулярно позвоночнику
  • слишком частое дыхание до 70 вдохов минуту с признаками длительного замирания (апноэ) до 10 секунд
  • пульс слабый, гипотония
  • половые органы недоразвиты — у мальчиков яички не опустились в мошонку или последняя в стадии формирования, у девочек большие половые губы не прикрывают малые, наблюдается зияющая щель
  • соски и околососковые области без пигмента
  • мышечная активность слабая, наблюдается или гипо- или гипертонус
  • замедленная реакция на внешние раздражители

Причины рождения недоношенных детей

Как сама мама, ее болезни, образ жизни, наследственность, так и факторы окружающей среды могут спровоцировать раннее рождение малыша.

Среди наиболее вероятных причин появления на свет недоношенных детей отмечают:

  • социально-бытовые условия жизни мамы — питание, эмоциональный фон дома, наличие вредных факторов на работе, возраст мамы, желательность будущего ребенка
  • акушерско-гинекологические — мамины женские болезни; аборты и выкидыши, предшествующие беременности; перерыв менее двух лет между беременностями; отсутствие медицинского сопровождения течения беременности, преждевременная отслойка плаценты, ЭКО
  • специфические заболевания у мамы, которые препятствуют нормальному вынашиванию ребенка — например, порок сердца, сахарный диабет, ревматизм

патологии развития самого плода, внутриутробные инфекционные болезни

Недоношенные дети: последствия в будущем

1 этап выхаживания недоношенных детей

  • Он начинается с момента перевода крохи из реанимации в палату или в специальную детскую больницу по выхаживанию недоношенных детей
  • Его размещают в кувезе, в специальном боксе или в обычной кроватке с грелками
  • Важно обеспечить крохе стабильную температуру воздуха 23-26℃, влажность 40-60% и приток кислорода
  • В клинике соблюдается строгий санитарно-пропускной режим. Персонал и мамочки обязательно носят марлевые повязки при контакте с малышами

2 этап выхаживания недоношенных детей

  • Это старт адаптации крохи к новым условиям окружающей среды
  • Водные процедуры, массаж, общение с мамой, практика метода кенгуру помогают ему учится управлять своим телом и общаться с миром
  • Поэтому наличие ванных комнат, помещений для сцеживания молока, проведения массажа обязательно для больниц по выхаживанию недоношенных малышей
  • Дополнительными плюсами являются возможность обучения там молодой мамы ухаживать за крохой, правильно выполнять ему гимнастику в воде, массаж

3 этап выхаживания недоношенных детей

  • С первых часов жизни новорожденного крохи медики и мама определяют и обеспечивают оптимальный способ питания. Идеально, если это будет материнское молоко из груди или свежесцеженное
  • Альтернативные варианты — размороженное и подогретое молоко доноров или специальные смеси. Для недоношенных крох со сниженным сосательным рефлексом его вводят парентерально или через трубку, которая заменяется через каждые 2 часа
  • Носожелудочная трубка используется до начала второго месяца жизни отдельных малышей. Режим питания до 10 раз в сутки методом вливания, либо до 6 раз методом длительного закапывания.
  • Последний вариант актуален для деток с частыми срыгиваниями
  • Поскольку размер желудка у таких крох очень маленький, то медицинский персонал строго контролирует порции. В первые сутки они составляют до 10 мл, во вторые — до 15 мл, а третьи — до 20 мл за раз
  • Важным является и калорийность пищи для недоношенного малыша. Например, в первый месяц разовое кормление должно быть 30-40 ккал/кг, а к концу первого года жизни — 140 ккал/кг
  • Пища малышей обогащается витаминами, микроэлементами и ферментами по назначению доктора
  • После рождения в роддоме или клинике детям дают дополнительно как питье раствор глюкозы
  • При искусственном вскармливании может рекомендоваться более ранний прокорм, начиная с 4 недели жизни

Грудное вскармливание недоношенных детей

Самым ценным и оптимальным питанием для новорожденного крохи является материнское молоко. Исследования его состава показали, что оно более калорийное и содержит большее количество белка.

  • К сожалению, у недоношенных детей иногда слабо развиты или вообще отсутствуют сосательный и/или глотательный рефлексы. Тогда применяют ввод пищи через носожелудочную трубочку, парентеральное питание, кормление из ложечки, бутылочки
  • Молодая мама для сохранения в будущем грудного вскармливания крохи сцеживается. При невозможности постоянного пребывания с ним, она создает молочный запас дома и приносит его в больницу
  • Часто в еду недоношенного ребенка медицинский персонал дополнительно добавляет необходимые витамины и минералы. Это зависит от состояния, наличия или отсутствия патологий и болезней у него
  • Если врачи разрешают хотя бы кратковременные встречи с малышом, когда его можно брать на руки, то практикуйте прикладывание к груди

Почему недоношенный ребенок срыгивает?

  • Желудочно-кишечный тракт недоношенного ребенка сформирован не полностью, все его отделы находятся в стадии развития. Они меньшего размера, чем у доношенных детей. Поэтому срыгивания — это норма
  • Желудок маленького объема и располагается вертикально. Он пока не заселен микрофлорой для нормального переваривания и усвоения пищи. Поджелудочная железа вырабатывает кислоту недостаточной концентрации. Двигательная активность мышц ЖКТ слабая, то есть пища плохо продвигается и выводится
  • Из-за низкой сопротивляемости болезнетворным бактериям желудок недоношенного малыша быстро заселяется ими. Дисбактериоз, дисбиоз, метеоризм, запор, срыгивания, нарушение внутренней флоры сопровождают кроху в первые месяцы его жизни

Что можно есть кормящей маме недоношенного ребенка?

  • Как и мама доношенного ребенка, мама родившегося раньше срока дитя должна хорошо питаться, отдыхать и сохранять позитивный настрой
  • В ее рационе должны преобладать свежие овощи, фрукты, зелень той местности, в которой она живет и где прошла беременность
  • Также ей показаны в небольших количествах сливочное и подсолнечное масла, цельнозерновой хлеб, каши, приготовленные на воде. Молочные продукты разрешены в ограниченном объеме — максимум 500 мл в сутки
  • По назначению врача кормящей маме недоношенного крохи могут быть показаны дополнительно фармацевтические витаминные комплексы

Специальные смеси для недоношенных детей

Дети, рожденные раньше срока, отличаются от своих сверстников, появившихся своевременно, и по потребностям полезных веществ в пище. Особенно это актуально для крох на искусственном вскармливании.

Известные производители детского питания имеют в своей линейке товаров специальные смеси для недоношенных, обогащенные белели и более калорийные. Хотя существуют и менее известные фирмы.

Например, Хумана, Нан, Малютка, Нутрилон, Препилти, Ненатал, Новолак, Ладушка, Алеся.

Прикорм недоношенных детей по месяцам

  • Кроме маленького объема, у недоношенного крохи в желудке недостаточно микрофлоры для полноценной работы. Потому строгое соблюдение порционных доз его питания обязательно
  • С 4-го дня дают до 40 мл за раз, наращивая в каждые последующие сутки по 10 мл до 140 мл, а с 21-го дня — 160 мл. К концу первого года жизни малыш легко усваивает до 180 мл
  • Малыш на искусственном вскармливании может получать прикорм со 2 месяца жизни по индивидуальному плану. Ему дают свежий яблочный, гранатовый соки, яйцо
  • Для ввода других продуктов молодые родители ориентируются на стандартный график прикорма для ребенка и отслеживают аллергические реакции. Чтобы это осуществить, рекомендуется выбирать интервал между новыми продуктами в 5-7 дней

Потребности недоношенного ребенка

Самые основные потребности малыша, появившегося на свет раньше, — тепло, влажность, достаточное питание, забота и любовь.

С первых дней ему обеспечиваются оптимальные условия внешней среды:

  • стабильная температура 24-26℃
  • влажность 40-50%
  • приток свежего воздуха
  • достаточное питание
  • отсутствие слишком громких звуков
  • забота и любовь

Кушает кроха от 6 до 10 раз за сутки в первые месяцы жизни, а после выписки домой мама налаживает оптимальный для него индивидуальный режим питания.

Малыши, окруженные заботой и любовью близких людей, быстрее развиваются, растут и справляются с недугами. Поэтому, по возможности, чаще берите их на ручки, общайтесь с ними, пойте песенки и разговаривайте.

Прикорм недоношенных детей по Комаровскому


Известный детский доктор Комаровский в своем подходе к вводу прикорма отличается от других схем. Он утверждает, что первый продукт должен максимально быть похожим на мамино молоко. По консистенции его напоминают кефир и творог.

  • Дальше добавляем творог в чистом виде или смешиваем с кефиром 1 ч л
  • В 7 месяцев крохе следует варить крупяные каши на молоке. Схема приема — несколько дней даем только жидкость с каши несколько ложек, потом добавляем саму кашу
  • В 8 месяцев верите овощные супы и вводите по схеме молочных каш. И продолжайте давать творог в объеме 50 мл
  • В 9 месяцев разнообразьте меню первыми блюдами с мясом на бульоне. Схема прикорма аналогична овощным супам
  • С 10 месяцев Комаровский рекомендует давать рыбу и желток

Итак, мы рассмотрели причины и последствия, внешние признаки, особенности вскармливания и ухода за недоношенными детьми. Познакомились с рекомендуемыми нормами питания и схемами ввода прикорма, в том числе доктора Комаровского.

И помните, что от вашей заботы, любви и спокойствия зависит здоровье и благополучное развитие вашего крохи.

Видео: особенности ухода за недоношенными детьми

Нередко в жизни бывают такие ситуации, когда ребенок появляется на свет раньше срока. Малышу в этом случае нужны особые условия.

Масса тела недоношенных детей
Какой вес обычно бывает у недоношенного новорожденного ребенка?
< 2500 г – низкая масса тела
< 1500 г – очень низкая масса тела
< 1000 г – экстремально низкая масса тела

Недоношенным считается ребенок, рожденный на сроке от 22 до 38 недель беременности. Конечно, чем больше срок беременности, после которого ребенок появляется на свет, тем больше вероятность, что у малыша не будет серьезных проблем со здоровьем и он быстрее догонит своих сверстников. Но даже если ребенок родился значительно раньше положенного срока и с экстремально низкой массой тела, врачи сделают все возможное, чтобы выходить его. Сейчас в нашей стране выхаживают даже малышей с массой тела от 500 г.

Новорожденный, появившийся на свет в срок, уже через несколько дней после рождения отправляется из родильного дома вместе с мамой домой. Но путь домой недоношенного малыша бывает длиннее.

Природой предусмотрено, что ребенок проводит в материнской утробе 40 недель (плюс-минус две недели). Если малыш появляется на свет раньше времени, то системы органов у него еще не созрели полностью; многие дети еще не готовы к жизни вне материнской утробы. Поэтому многие недоношенные сразу после своего появления на свет попадают в детскую реанимацию. Это первый этап выхаживания недоношенных новорожденных. Здесь малыш будет находиться под постоянным наблюдением врачей.

Сразу после реанимации ребенка не выписывают, а отправляют в перинатальный центр или детскую больницу на второй этап выхаживания недоношенных. Как правило, малыш проводит в стационаре столько времени, сколько ему не хватило для полного завершения внутриутробного периода. Так, если ребенок родился шестимесячным, то под наблюдением врачей в стационаре он может пробыть до трех месяцев. Малыша выписывают из больницы тогда, когда он полностью адаптировался к окружающему миру и показывает положительную динамику.

У многих возникает вопрос - а как же мама? Где находится она, пока малыш лежит в больнице? Во-первых, сейчас есть стационары, где мамы могут постоянно находиться вместе со своими недоношенными детьми. Во-вторых, даже если в стационаре не предусмотрено постоянное совместное пребывание мамы и малыша, она может приезжать в больницу утром и находиться с ребенком в течение дня, а на ночь уезжать домой. Ребенку общение с мамой просто необходимо, ведь он так привык к ней за те месяцы, пока находился у нее в животе.

Сколько времени после появления на свет малыш проведет в больнице или перинатальном центре - это зависит от степени недоношенности ребенка. Иногда кроху повторно кладут в стационар на некоторое время для обследования и лечения.

У детей, рожденных недоношенными, несовершенная система терморегуляции, у них незрелые дыхательная, сердечно-сосудистая, нервная и другие системы организма, поэтому им в первые дни, а иногда и недели требуются особые условия. При рождении у них наблюдается недостаток сурфактанта - вещества, помогающего легким усваивать кислород. Чтобы дети могли нормально дышать, при рождении врачи обязательно вводят им сурфактант. Некоторым детям в течение определенного времени требуется искусственная вентиляция легких (ИВЛ) - самостоятельно дышать они пока не могут.

Недоношенные малыши еще не в состоянии поддерживать нормальную температуру тела - они легко переохлаждаются и перегреваются, поэтому для них создают особые условия, похожие на те, которые окружали плод в животе у мамы: детей помещают в кувез, где поддерживается температура 31-37° и сохраняется высокая влажность.

Питание недоношенных деток

Определенные трудности наблюдаются и с питанием недоношенных. Конечно, самое оптимальное питание для недоношенного малыша - материнское грудное молоко. Оно наилучшим образом усваивается организмом крохи. Но непосредственное кормление такого ребенка грудью бывает проблематично, ведь малыш находится в кувезе. Поэтому мамам таких малышей рекомендуется регулярно сцеживаться. Нужно постараться сохранить грудное молоко, ведь оно чрезвычайно полезно для недоношенного.

Если у малыша есть сосательный рефлекс, то он может получать мамино молочко из бутылочки. При отсутствии сосательного рефлекса кормление недоношенных детей в первое время происходит через зонд.

Прибавка веса и роста у недоношенных
- Наименьшая прибавка веса в 1-й месяц, наибольшая - на 3-4-й месяцы.
- Дети, рожденные с массой тела 1500-2000 г, удваивают массу к трем месяцам, а к году увеличивают ее в 4-6 раз.
- Глубоко недоношенные дети удваивают массу к 2-3 месяцам, а к году она увеличивается в 6-8 раз.
- Длина тела на первом году жизни увеличивается на 27-38 см, а на втором - на 2-3 см ежемесячно.

Наконец домой!

Итак, сложный период завершился, и вашего малыша выписали домой. Теперь вам нужно будет самостоятельно заниматься ребенком, но и врачи будут время от времени контролировать состояние малыша. Уже на следующий день после выписки из больницы кроху навестит педиатр из районной детской поликлиники. В течение первого месяца врач будет посещать вас 1 раз в неделю, потом вы будете ходить с малышом в поликлинику сами.

В возрасте 1 месяца кроху нужно показать хирургу, ортопеду, офтальмологу, лору. Затем нужно будет в течение первого года посетить этих специалистов еще 2-3 раза. Сходить с малышом к неврологу нужно в возрасте 1, 3, 6 и 12 месяцев. Особенно важны визиты к офтальмологу, чтобы не пропустить такое заболевание как ретинопатия, которое встречается у недоношенных детей. Недоношенным детям требуется особое внимание врачей вплоть до 3 лет, а иногда и до 7. В некоторых случаях детям рекомендуются специальные занятия с психологами, логопедами.

Мамам недоношенных малышей рекомендуется купить электронные весы для новорожденных - с их помощью можно отслеживать изменения массы тела малыша, что очень важно для детей, родившихся с недостаточным весом.

Нужно приготовиться к тому, что ребенку в первые годы жизни придется уделять много внимания. Малышам, поторопившимся родиться, полезны массаж, лечебная гимнастика, плавание. В поликлинике или больнице медики обучают маму, как заниматься с ребенком гимнастикой, какие упражнения делать. Гимнастика и массаж стимулируют развитие крохи, помогают освоению новых двигательных навыков.

Возможные проблемы недоношенных детей

Недоношенность малыша и сложные первые месяцы адаптации - все это может отразиться на состоянии здоровья ребенка в более старшем возрасте.

  • Нервная система . Если ребенок родился недоношенным, то у него еще незрелая нервная система. Такие малыши легко возбудимы, много плачут, у них наблюдается задержка нервно-психического развития. У многих детей бывает пониженный или повышенный тонус мышц. Но если серьезных повреждений нервной системы нет, то обычно со временем все приходит в норму. Если же у ребенка были какие-либо осложнения, например, кровоизлияния в желудочки головного мозга, то ситуация не такая уж простая. К сожалению, у некоторых недоношенных детей развивается ДЦП, бывают судороги и др.
  • Зрение . Детям требуется особое внимание офтальмолога. У глубоко недоношенных детей есть риск развития ретинопатии - поражения сетчатки глаза, которое может привести к слепоте. Если врач вовремя заметит изменения, угрожающие зрению, то ребенку понадобится проведение коагуляции сетчатки глаз.
  • Частые ОРВИ . Если ребенок находился на аппарате искусственной вентиляции легких, у него может развиться бронхолегочная дисплазия, которая в дальнейшем может проявляться частыми ОРВИ, бронхитами, пневмонией.
  • Сбои в пищеварительной системе . У рожденных раньше срока в первые месяцы чаще наблюдаются колики, запоры, дисбактериоз, отмечается ферментная недостаточность - все это связано с незрелостью желудочно-кишечного тракта, а также с еще несовершенной нервной регуляцией органов пищеварения. Но со временем пищеварение, как правило, налаживается.
  • Иммунная система . Иммунитет у детей, появившихся на свет раньше срока, может быть понижен, поэтому они более подвержены инфекционным заболеваниям. Прививки недоношенным детям должны проводиться по особой схеме, которая составляется врачом-иммунологом.

Особенности развития недоношенного ребенка

Темпы нервно-психического развития детей, рожденных раньше срока, обычно замедлены - малыши позже сверстников начинают переворачиваться на живот, садиться, ползать, ходить. Степень задержки развития зависит от степени недоношенности ребенка - чем раньше он родился, тем дольше ему придется догонять ровесников. Замечено, что в 6 месяцев у таких детей обычно происходит скачок в психомоторном развитии.

При отсутствии поражений нервной системы даже глубоко недоношенные дети к 2-3 годам по уровню психомоторного развития не отличаются от своих сверстников, рожденных в срок. Сравнивание в моторном развитии происходит к 18-20 месяцам, в познавательном - к 20 месяцам, в речевом - к 24 месяцам. В то же время у многих детей сохраняется эмоциональная неустойчивость и быстрая утомляемость.

Когда рождается недоношенный ребёнок с глубокой степенью незрелости процесс его выхаживания занимает много недель, а порой и месяцев. К этому нужно быть морально готовой. Ведь это чудо: такой кроха родился живым и борется за своё право быть в этом мире. Остаётся только подождать, когда он окажется с вами рядом. Путь у каждого свой, однако в нём чётко прослеживаются три этапа.

Этап первый: выхаживание в роддоме (перинатальном центре)

Если риск преждевременных родов велик, то лучше всего «прикрепиться» к крупному перинатальному центру, где есть отделение реанимации новорождённых. Там у вашего малыша будет больше шансов выжить и впоследствии вырасти полноценным человеком.

  • Сразу после рождения с крохой взаимодействуют только тёплыми руками, на подогреваемом пеленальном столике и заворачивают в стерильные подогретые пелёнки. Очень важно на этом этапе исключить переохлаждение.
  • Купают только тех малюток, кто весит больше двух килограммов. Первородную смазку почти не снимают, чтобы не повредить кожу.
  • Всех крох, не достигших веса двух килограммов помещают в закрытые кювезы, где для них создаются оптимальные условия, напоминающие те, в которых они находились внутриутробно.
  • Тактика ведения зависит от степени зрелости и недоношенности крохи.

Куда и когда выпишут?

  1. Здоровых деток, набравших вес два килограмма выписывают домой.
  2. Не набравших заветной «двушки» на 7-8-е сутки отправляют в отделение патологии новорождённых, на второй этап выхаживания.
  3. Больных недоношенных детей переводят на второй этап выхаживания сразу, как только установлен диагноз и обеспечены условия для безопасной транспортировки.

Этап второй: выхаживание в детском отделении/отделении патологии новорождённых детской больницы

Современные отделения II этапа выхаживания недоношенных оборудованы для пребывания детей вместе с мамами. При этом в одной палате боксированного типа обычно размещаются от двух до четырёх детей. К каждой палате (реже - двум) прикреплена специальная медицинская сестра, контролирующая уход матерей за детьми и выполняющая медицинские процедуры и манипуляции.

В конце статьи вы можете скачать упражнения пестовальной гимнастики для малыша от 6 недель и старше.

Детки весом до 1700 г находятся в кювезах, откуда их достают (если есть разрешение неонатолога), чтобы покормить, взвесить и переодеть. На расстоянии 60-70 см от груди малышей вешают игрушку, даже если ребёночек ещё совсем слаб.

Купают детей:

  • в возрасте после двух недель, если их вес больше 1700 граммов;
  • в возрасте после двух месяцев, если их вес достиг одного килограмма.

Взвешивания проводят по мере необходимости, но не реже чем раз в сутки.

Еженедельно измеряют рост и окружность головы.

Как только станет возможным, недоношенных выкладывают почаще на животик. А при достижении массы тела в 1800 граммов начинают осуществлять массаж животика (по показаниям раньше, даже и до 1000 граммов).

Ещё в стационаре с недоношенными детьми весом в 1700 граммов в возрасте старше двух недель начинают гулять.

Здоровых недоношенных детей, набравших вес 1700 - 2000 г, выписывают домой. Если есть какие-либо отклонения, то оставляют в стационаре до полного выздоровления.

Этап третий: наблюдение на дому врачом детской поликлиники

В первые сутки после прибытия домой, ребёнка должны осмотреть медсестра и врач. Далее медсестра будет приходить дважды в неделю в течение месяца, а педиатр - ещё два раза. До полугода медсестра станет приходить еженедельно, а с полугода до года дважды в месяц.

Медики будут следить за здоровьем и развитием недоношенного малыша, а родители обязаны сделать всё возможное для того, чтобы организовать подходящие условия для проживания крохи, отрегулировать его режим, питание, закаливающие и развивающие действия.

Недоношенный малыш требует более мягких климатических условий. Рекомендуется:

  • температура в помещении 20-22 градуса по шкале Цельсия;
  • влажность 60-70%.

В комнате должен быть свежий воздух, проветривания - обязательны.

Купают кроху ежедневно, в комнате, температура воздуха в которой не ниже 22 градусов, оптимально - 26. Используют для купания подогретую до 38-39 градусов чистую воду. Купания проводят с гигиенической и общеукрепляющей целью. Вопросы закаливания в первые месяцы для недоношенных не актуальны.

Прогулки допускаются:

  • при весе 2500 граммов в любую погоду (одежда потеплее на один слой, чем у обычных новорожденных);
  • при весе до 2500 граммов - только в тёплую погоду.

Питание предпочтительно грудное, если оно невозможно - используют адаптированные смеси для недоношенных детей. Они более концентрированные и способствуют скорейшему набору веса и росту крохи.

Для детей недоношенных особое значение имеют развивающие игры и занятия. Важна и постоянная тактильная близость. Их нужно часто брать на руки, а лучше - всегда носить в слинге. Так они быстрее растут и лучше развиваются.

Закаливающие процедуры целесообразно начинать со второго полугодия жизни, если нет противопоказаний к этому.

Для мамочек малышей, родившихся недоношенными, особенно важно установить доверительные отношения с участковым педиатром и медсестрой. Вопросов появляется много и решать их нужно при помощи специалистов, аргументированно и в соответствии с современными позициями официальной медицины.

Если всё будет сделано правильно, спустя год-два уже никто и не вспомнит, что кроха несколько отличался от своих сверстников.

А когда ваш малыш догнал своих сверстников по росту, весу и развитию?

Скачайте упражнения пестовальной гимнастики для малыша от 6 недель и старше

Вы хотите, чтобы ваш малыш был здоровым, активным и бодрым? Вы планируете принимать самую непосредственную роль в обучении крохи гимнастике? ​Скачайте практические упражнения из пестовальной гимнастики для малышей от 6 недель до 3 месяцев и подарите малышу здоровье с рождения!

При появлении на свет такого маленького малыша, некоторые функции не успевают сформироваться. Такие малыши нуждаются в особом уходе. Свое начало первый этап выхаживания берет в родильном зале:

  • После рождения ребенка заворачивают в теплые стерильные пеленки, обсушивают.
  • После отсечения пуповины проводят манипуляции, а также оживление. Все это делают на столе с подогревом.

После родзала малыша переводят в реанимацию или палату интенсивной терапии.

Искусственная вентиляция легких

Врачи, учитывая степень недоношенности и самочувствие ребенка, могут следовать такой тактике:

  1. Умеренная степень недоношенности и самостоятельное дыхание (иногда с кислородной маской или носовыми канюлями) не требуют искусственной вентиляции легких.
  2. Глубокая степень практически всегда требует введение в трахею трубки для интубации. Через нее происходит подключение к аппарату.

Суть ИВЛ в том, что за ребенка осуществляется дыхание: устанавливается частота дыхательных движений за минуту, давление в путях дыхания, глубина вдоха.

У современных аппаратов ИВЛ есть триггерная вентиляция, которая учит дышать ребенка. При помощи специального встроенного датчика улавливается попытка сделать вдох, происходит синхронизация аппаратного дыхания со вдохом ребенка.

При ИВЛ без триггера вентиляция происходит согласно давлению: если легкие ребенка уплотняются, поставляется меньший объем. Возможна установка постоянного положительного давления.

Существует еще один вид ИВЛ – неинвазивный. Его применяют тогда, когда ребенок может дышать сам, но ему это сделать трудно. Кислородно-воздушная смесь подается через маску, а положительное давление не дает легким сжиматься.

Сколько малыш может находиться на ИВЛ?

После того, как ребенок в состоянии дышать самостоятельно, его отключают от аппарата. Что касается длительности пребывания на ИВЛ – все индивидуально. Некоторые малыши проводят на ИВЛ 2 недели, а кому-то достаточно и 3 дней. Все зависит от готовности легких, степени недоношенности и многих других факторов. Показаниями для ИВЛ являются:

  • судороги;
  • отек мозга;
  • остановка дыхания, шок после появления на свет;
  • дыхательная недостаточность (дистресс синдром).

Кроме того, такое мероприятие медицинского характера назначается при пониженном содержании кислорода в крови или его переизбытке.

Назначение данной процедуры может:

  • снизить нагрузку на дыхательную систему;
  • свести к минимуму травмы органов дыхания;
  • поддерживать наполнение легких на достаточном уровне.

Противопоказанием для проведения масочной ИВЛ является наличие диафрагмальной грыжи.

Другие реанимационные меры

На первом этапе реанимации новорожденного применяется принцип «шаг за шагом». В первую очередь врач восстанавливает свободную проходимость дыхательных путей и стимулирует дыхание. Продолжительность этих действий – 20-25 сек.

Тактика врача на втором этапе проведения реанимации зависит от состояния ребенка после первичных реанимационных мероприятий. Если у него нет дыхания, хорошей ЧСС, то далее следует ИВЛ, описанная выше.

На третьем этапе восстанавливают и поддерживают сердечную деятельность и гемодинамику. Продолжается ИВЛ и проводится наружный массаж сердца.

Мероприятия по реанимации прекращают, если все параметры восстановлены. Если после 20 минут от рождения на фоне описанной терапии у ребенка не наблюдается восстановление сердечной деятельности, далее реанимацию не проводят.

Оптимальная температура воздуха в палате

Температура воздуха в палате должна быть не ниже 25°, так как малыш еще не приспособился к обычным условиям. Оптимальная температура для ребенка поддерживается в кувезе – там она значительно выше.

Этапы нахождения в кувезе

Самая главная проблема недоношенных детей – терморегуляция. Ребенок может легко как перегреться, так и переохладиться. По этой причине его помещают в кувез, который поддерживает нужную температуру.

При глубокой степени недоношенности и низком весе малыша помещают в кувез закрытого типа, а после улучшения состояния – в открытый. В первые дни после рождения ребенка не достают из кувеза, уход проводится внутри. Для избежания застойных явлений, деформаций головы малыша следует переворачивать каждые два-три часа. Пульс, дыхание и температуру новорожденного фиксируют специальные датчики.

Некоторым детям подключают капельницу к голове, так как вены на руке не видны.

В кувезе температура сходна с той, которая была в животе – 31-37°. Особенно важна высокая влажность.

Выхаживание предполагает два этапа:

  1. в роддоме;
  2. в специализированном отделении недоношенных.

При низкой массе тела (до полутора килограмм) и осложнениями, ребенка переводят в детскую больницу через 10-11 дней. С более высоким весом – на 7-8 день.

При необходимости транспортировки, ребенка перевозят на скорой помощи с врачами , чтобы в случае чего оказать ребенку помощь.

На первом этапе будет проводиться интенсивная терапия, обследование. Если это требуется, реанимационные мероприятия. Далее ребенку пропишут соответствующее лечение и обеспечат условия для набора веса.

ВАЖНО! Чистота – важнейшее условие выхаживания, так как недоношенные дети очень восприимчивы к инфекции.

Мамы, которые получили разрешение навещать детей и кормить их, должны соблюдать следующие правила:

  • надевать шапочку для волос и маску;
  • находиться в палате в чистом халате;
  • перед кормлением и сцеживанием вымыть грудь с мылом;
  • следить за чистотой рук.

Недоношенный ребенок, у которого нет сосательного рефлекса, питается через зонд. Через рот в желудок вводят гибкую трубку, которая вводит маленькие порции молока, глюкозы, питательных растворов.

Если же нет никаких ограничений, малыш будет есть сцеженное мамино молоко, так как оно незаменимо ничем. После стабилизации состояния ребенка, врачи допускают применение метода «кенгуру», который основывается на контакте тела мамы и малыша.

Впервые этот метод применили в Колумбии, в 80-х годах. Инкубаторов было очень мало, и врачи приняли решение перевести малышей к маме.

Метод «кенгуру» заключается в следующем: ребенка кладут между грудями мамы и закрепляют таким образом одеждой или чем-то иным. Проведенные исследования показали, что недоношенные дети, реабилитируемые таким образом, развивались и набирали вес быстрее тех, кто был в кувезе.

Однако использование этого метода имеет и противопоказания. В любом случае такая практика возможна только с разрешения врачей.

На первом этапе проводится пристальное наблюдение, регистрация и контроль показателей ребенка:

  • артериальное давление;
  • сердечные сокращения;
  • насыщение крови кислородом.

Также при необходимости проводят лечение ребенка препаратами в зависимости от заболеваний:

  • улучшение мозговой деятельности;
  • желтуха;
  • судороги;
  • расширение сосудов и др.

Второй этап больше направлен на восстановление ребенка и применение различных методик.

Особенности сестринского ухода

Сестринский уход начинается с первых секунд жизни малыша. Начинается он с оборачивания в теплую пеленку. После помещения малыша в кувез медсестры пеленают, отслеживают общее состояние, кормят (если матери не разрешено). У мамы берут сцеженное молоко, насыщают его витаминами, минералами, белками.

Если молоко отсутствует, готовят детскую смесь для маловесных малышей. Для детей со слабо выраженным сосательным рефлексом кормление проводится при помощи шприца.

Если вышеупомянутый рефлекс присутствует, малыша кормят из бутылочки. Каждые 3-4 дня ребенку меняют кувез во избежание размножения бактерий.

Врачи всегда охотно идут на контакт с родителями недоношенных детей , так как поддержка матери и отца для крохи очень важна.

Если состояние ребенка стабильное, врачи разрешат принимать активное участие при кормлении, расскажет о видах вскармливания, о том, какой тип подойдет в зависимости от состояния малыша и возможностей матери. Все предметы, которые попадают в кувез (бутылочки, соски и т.д.) должны быть стерильными. Об этом еще раз напомнит врач.

У палаты с недоношенными детьми есть свое расписание, с которым ознакомит родителей доктор. Если посещение разрешено, постарайтесь находиться рядом с малышом как можно больше времени. Немаловажное значение имеет то, как мама проводит время около кувеза с ребенком. Исследования показывают, что если мама разговаривает с малышом, поет ему песни, читает книги, то общее состояние улучшается и чадо быстрее идет на поправку.

Вышеописанный метод «кенгуру» также входит в рекомендации врачей, так как физический контакт с матерью – естественная потребность. Если доктор разрешит гладить ребенка, непременно делайте это , прикасайтесь к нему – малыш все чувствует.

Все врачи понимают желание мамы поскорее выписаться, однако новорожденный должен быть к этому готов. Как только ребенок сможет поддерживать температуру тела, стабильно набирать вес – его выпишут. За то время, пока он находится в больнице на выхаживании, следует подготовить дом и семью к приезду малыша, ознакомить с информацией по уходу.

Заключение

Итак, мамам, у которых ребенок родился раньше времени, после выписки нужно обязательно установить тесный контакт с участковым врачом и медсестрой. Вопросов в первое время будет очень много, а квалифицированные ответы помогут маме полноценно ухаживать за малышом.