Почему грудничок отказывается есть. Почему новорожденный не плачет? Почему новорожденный ребенок не

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Здоровый новорожденный: общие сведения, вес при рождении, понятия недоношенный и переношенный новорожденный

Здоровым считается новорожденный , родившийся в срок 37 - 42 недель, с весом при рождении 2,5 - 4,0 кг, который не нуждается в реанимации и при первом осмотре врачом-неонатологом в родильном зале не обнаруживает никаких физических дефектов.

Если ребенок родился в срок 36 недель и 6 дней и ранее, он считается недоношенным, если более 42 полных недель - переношенным. Срок беременности рассчитывается с первого дня последней менструации, имевшей место у женщины, и измеряется в неделях. Состояния недоношенности и переношенности часто ассоциируются с множеством различных заболеваний, в том числе опасных для жизни, поэтому такие дети обязательно должны наблюдаться опытным врачом-неонатологом.

Дети с весом при рождении меньше 2,5 кг - маловесные, а более 4 кг - крупные. Даже если ребенок родился в срок, вес его может не соответствовать норме. Такие дети также требуют более пристального внимания и глубокого обследования.

Рост, длина окружности головки и груди новорожденного

Кроме массы тела в родильном зале новорожденному с помощью ростомера и сантиметровой ленты измеряют длину тела и окружности головы и грудной клетки. Эти показатели позволяют оценить гармоничность физического развития ребенка, выявить некоторые наследственные заболевания, эндокринную патологию и поражение центральной нервной системы.

В норме рост новорожденного при рождении 45-56 см. В среднем около 50 см. Логично, что недоношенные дети имеют более низкий рост - это не является признаком негармоничного развития.

Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой, которую накладывают сзади на углы лопаток (самая нижняя точка лопатки), а спереди над сосками. Нормальные значения длины окружности груди доношенного новорожденного - 33-35 см.

Для измерения длины окружности головки необходимо сантиметровую ленту наложить сзади на самую выступающую точку затылка, а спереди провести непосредственно над бровями. В норме этот показатель равен 33 - 37, 5 см, он не должен превышать более чем на 2-4 см длину окружности груди. Измерение головки - незаменимая процедура в диагностике заболеваний центральной нервной системы. В течение первой недели жизни головку необходимо измерять каждый день. В норме за первый месяц жизни головка вырастает не более чем на 3-4 см, если головка растет более интенсивно (более 0.3 - 0.5 см в день) - это говорит о развитии гидроцефалии , очень тяжелого заболевания. Это правило не работает для детей первых суток жизни. За первые 24 ч окружность головки может увеличиться на 1.0 - 1.5 см - это головка восстанавливает свою нормальную форму после прохождения через узкие родовые пути.

Первый крик новорожденного

Сразу после рождения ребенок на несколько секунд замирает, не реагирует ни на какие внешние раздражители. Это состояние называется «катарсис» новорожденного. Некоторые философы считают, что именно в этот момент в ребенка закладывается душа. После чего новорожденный делает первый вдох и издает первый крик. Первый крик новорожденного должен быть звучный и эмоциональный. И главное, ребенок должен закричать в течение первых 30 секунд после рождения. Если этого не произошло, он нуждается в реанимации.

Оценка по шкале Апгар

В конце первой и пятой минут жизни ребенка врач-неонатолог оценивает состояние ребенка по шкале Апгар по 5 признакам: цвет кожи, дыхание, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы. Максимальная возможная оценка - 10 баллов. Новорожденный, имеющий оценки по шкале Апгар выше или равные 7/7 баллов, считается здоровым. Если оценка ниже, ребенок нуждается в неотложных реанимационных мероприятиях. Этот значит, ему возможно понадобятся дополнительный кислород для дыхания, искусственная вентиляция лёгких и непрямой массаж сердца. В этих случае малыш отнимается от матери и весь комплекс реанимационных мероприятий продолжается до тех пор, пока состояние ребенка не стабилизируется.

Первое знакомство новорожденного с матерью: контакт «кожа к коже»

Здорового новорожденного сразу после рождения насухо вытирают пеленкой, одевают ему шапочку и носочки, для предотвращения потерь тепла и укладывают на живот матери. Мать и ребенка укрывают общим одеялом, так чтобы контакт между ними был «кожа к коже». Такой тесный контакт должен продолжаться не менее 1,5-2 часов. Все необходимые процедуры, связанные с первым туалетом новорожденного могут быть отложены, а первый осмотр врачом-неонатологом происходит прямо на груди у матери. Достоверно доказано, что эта простая процедура уменьшает заболеваемость в период новорожденности, способствует выработке молока у матери и становлению материнского инстинкта.

Первое кормление новорожденного

Находясь на животе у матери, новорожденный обычно в течение первого получаса самостоятельно или с помощью акушерки находит грудь и начинает сосать. Первое кормление не должно быть форсированным: грудь нужно предлагать настоятельно, но не агрессивно. Некоторые дети не готовы сразу приступать к еде, достаточно просто подержать их у груди.

Температура тела новорожденного

Температуру тела новорожденному обычно измеряют через 15 минут после рождения, а затем через 2 часа, когда мать и ребенок уже переведены в палату совместного пребывания. Нормальной считается температура тела 36.5-37 С. В первые часы после родов, ребенок склонен к переохлаждению . Чтобы этого избежать новорожденному всегда одевают шапочку и носочки. Свободная одежда и контакт «кожа к коже» также помогут сохранить тепло. А тугое пеленание и купание, наоборот, способствуют переохлаждению новорожденного, поэтому от этих практик во многих роддомах уже отказались.
В последующие сутки ребенок уже больше склонен к перегреванию. Если у новорожденного повышена температура, в первую очень нужно оценить: не слишком ли тепло он одет?

Цвет кожи новорожденного

Сразу после рождения кожа новорожденного имеет синюшный оттенок. Первый вдох насыщает кровь кислородом и кожа начинает розоветь. В первые часы жизни может сохраняться легкая синева кистей рук и стоп, которая постепенно исчезает. Через час полтора у многих новорожденных кожа становится ярко-красного цвета. Это не является патологией, а связано с особенностью развития капилляров. У доношенных новорожденных краснота проходит на вторые сутки, у недоношенных держится дольше. Самый пугающий признак - бледность кожных покровов. Белая кожа у новорожденных - это всегда тяжелая патология.

Форма головки и родничок

У новорожденного головка часто ассиметрична (идеально ровной головкой могут похвастаться только детки, рожденные путем кесарева сечения). Часто на ней заметна большая плотная шишка. Это так называемая «родовая опухоль». Она самостоятельно рассосется за несколько дней без всякого лечения. Единичные точки кровоизлияний на родовой опухоли не являются причиной для беспокойства. Такие же маленькие кровоизлияния могут быть и на глазах, особенно если роды были долгие и тяжелые. Они также проходят со временем сами по себе.

Чуть выше лба по средней линии головы у новорожденного имеется мягкий податливый участок – большой родничок. В этом месте свод черепа еще не до конца окостенел. Нормальные размеры большого родничка 1-3 см. Родничок большего размера может встречаться у недоношенных, незрелых детей, а также при повышении внутричерепного давления (в этом случае он еще и выбухает). Дети с маленьким родничком обычно развиваются нормально, лишь в некоторых случаях это приводит к развитию неврологической проблемы. Некоторые нейропедиатры назначают таким детям «плач по 5 мин – 3 раза в день». Во время плача повышается внутричерепное давление и кости черепа «расходятся», способствуя росту головки.

Дыхание новорожденного

Новорожденный дышит нерегулярно. Дыхание может отсутствовать несколько секунд, а затем сменяться серией очень частых дыхательных движений. Иногда ребенок делает судорожный вдох, за которым следует шумный длинный выдох. Со временем таких дыханий становится все меньше и меньше. Частота дыханий в норме 30-60 в минуту. Количество дыханий более 60 в минуту указывает на тяжелое поражение легких.

Понятие о тонусе новорожденного: «поза эмбриона» и гипотонус

В норме руки и ноги ребенка находятся в полусогнутом положении, симметричны, кисти сжаты в кулаки, голова несколько приведена к телу, это - «поза эмбриона», характерная для первых месяцев жизни.
Если ребенок вялый, «мягкий», руки и ноги свободно свисают – это неблагоприятный симптом, который называется «мышечная гипотония». Его можно встретить при заболеваниях нервной системы, инфекциях новорожденного и других тяжелых заболеваниях.

Сон и бодрствование

Новорожденный ребенок спит до 20 часов в сутки. Периоды бодрствования обычно ограничиваются кормлениями. Проснувшийся ребенок хаотично перебирает ручками и ножками. Глаза первые несколько дней могут быть закрыты. Если они открыты, глазные яблоки движутся так, как будто ребенок хочет фиксировать взгляд, но у него это не получается. Иногда можно заметить небольшое косоглазие , которое проходит самостоятельно к концу первой недели и не требует лечения.

Первый стул и мочеиспускание

Первый стул ребенка называется меконий. Он тягучий, черного цвета, напоминает деготь. В норме меконий должен отойти в первые сутки, если меконий не отошел, врачи на вторые сутки выбирают выжидательную тактику. Если кишечник не опорожняется и тогда, ребенок дополнительно обследуется для выявления причин этого патологического состояния и его коррекции. Очень редко у здоровых детей меконий отходит на третьи сутки.

Иногда меконий отходит преждевременно еще в утробе матери. В этом случае гинекологи говорят о «грязных околоплодных водах». Это часто имеет место при внутриутробном инфицировании плода и в случае, если мать во время родов получала наркотические обезболивающие средства или «медикаментозный сон».
Это довольно опасное состояние, так как меконий может попасть в дыхательные пути и нарушить дыхательную деятельность новорожденного.

В первые 3 дня новорожденный мочится редко, 2-4 раза в сутки. Первое мочеиспускание обычно имеет место между 12 и 24 часами жизни. Постепенно количество мочеиспусканий возрастает, достигая к 7-10 дню жизни 20 – 25 раз.

Если новорожденный болен?

Что делать, если новорожденный не соответствует критериям здоровья, приведенным выше? Не паниковать! Многие заболевания периода новорожденности, вовремя диагностированные и правильно леченные, проходят, не оставляя последствий для будущего ребенка. Доверяйте здоровье своих детей квалифицированным специалистам, но не забывайте и о своей роли. Любой неонатолог подтвердит, что 90% успеха в лечении новорожденного это правильный уход, забота и внимание со стороны матери и других близких, и только 10% ложится на плечи специалиста.

Здоровье – что это? Определение здоровья согласно ВОЗ.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) дает очень мудрое, философское определение понятию «здоровье». Согласно ВОЗ, здоровье – это не только отсутствие физических дефектов и заболеваний, а состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Эксперты ВОЗ делают акцент на второй части определения и подчеркивают, что любовь, забота и внимание близких незаменимы в поддержании здоровья детей. Даже больной ребенок, окруженный материнской лаской, имеет шанс чувствовать себя здоровым.

С момента рождения ребенка жизнь мамы кардинально меняется. Всё её время будет теперь занимать уход за малышом, его воспитание и развитие. Но новоиспеченная мама в то же время не перестает быть женой, хозяйкой, и женщиной в принципе — помимо забот о младенце у неё есть еще множество дел, от выполнения которых её никто не освобождал. Поэтому одними из самых частых вопросов, задаваемых педиатрам еще в роддоме: сколько часов спит (должен спать) новорожденный ребенок в течение суток, какова норма его сна, и что делать, если новорожденный ребенок, которому нет и месяца, не спит или очень мало спит днем?

Сон младенца — длительность дневного сна

Так как режима у грудного ребенка еще нет, то это количество часов равномерно распределяется на день и ночь. Тут многое зависит от самочувствия — это основной показатель нормы, или от темперамента малыша. Если ребенок чувствует себя хорошо, его не мучают неприятные симптомы, встречающиеся в первые месяцы жизни, такие как повышенное внутричерепное давление, колики в животе, то его сон может продолжаться непрерывно пару часов подряд. Затем следует период бодрствования, и снова сон.

Во время сна малыш может просыпаться на кормление, а может и пропустить очередной прием молока. Если ребенок не просыпается покушать в течение четырех часов — это тревожный симптом. Голод у грудничков первых месяцев жизни может компенсироваться сном. Поэтому спустя 3-4 часа сна, если малыш не попросил есть, разбудите и накормите его. Кормление предпочтительнее предлагать младенцу по требованию, а не по часам. Тогда длительность сна будет дольше, ребенок будет спать спокойнее.

Но мама может столкнуться с таким явлением, как нарушение сна у ребенка. Если вы заметили, что новорожденный ребенок не спит весь день, то стоит обратить на это особое внимание и постараться понять, действительно ли имеет место быть расстройство сна у младенца.

Причины нарушения сна у новорожденного ребенка

Скажем сразу — мнение о том, что новорожденный должен спать первые недели жизни постоянно, прерываясь лишь на кормление и купание, — неверно. С первых дней жизни малыш познает мир, и в периоды бодрствования он с любопытством , хотя различает еще не все цвета и восприятие предметов совсем еще не такое, как у взрослого. Но эти периоды есть, и они должны быть, поэтому не удивляйтесь, если каждые полчаса-час малыш просыпается и кряхтит, ворочается, открывает глазки. О проблемах со сном стоит говорить в тех случаях, когда:

  • Общее количество сна в сутки у новорожденного ребенка составляет менее 15 часов ;
  • Ребенок бодрствует 4-5 часов подряд без дремы и сна;
  • Малыш явно перевозбужден, беспокоен, засыпает с трудом и просыпается каждые 5-7 минут .

Почему новорожденный плохо спит:

Факторы, влияющие на отсутствие сна

  1. Ребенок чувствует дискомфорт . Проверьте, сыт ли малыш, чистый ли у него подгузник. Мокрые пеленки и голод — первая причина нарушения сна. Есть терпеливые детки, но большинство чувствует себя очень некомфортно и дают об этом знать.
  2. Температура помещения отклонена от нормы . 20-23 градуса по Цельсию — именно такая температура считается оптимальной в помещении для новорожденного ребенка (). Одевать малыша тоже следует соответственно — не перекутывать, но и не держать совсем голеньким. Активные движения малыша ножками и ручками, чихание скажут вам о том, что ребенок замерз. А повышение температуры тела, порозовевшие щечки — что в комнате слишком жарко.
  3. Звуковой фон . Вообще, малыш в первые недели жизни не слишком эмоционально реагирует на звуки (). Но при засыпании резкие стуки, шум, громкая музыка могут помешать засыпанию.
  4. Слишком светло в помещении . Яркий дневной свет раздражает малыша и мешает ему погрузиться в сон. Используйте жалюзи или ставни, чтобы затемнить комнату.
  5. Боли в животике (кишечнике) ребенка . Колики и большое скопление в животе у ребенка доставляют ему боль и неприятные ощущения. Чтобы малышу стало легче, положите ему на животик теплую проглаженную пеленку, детскую грелку, или сделайте легкий массаж ( ?).
  6. Одиночество . Малыш после рождения испытывает первое эмоциональное потрясение. Он больше не слышит мамин стук сердца, его не укачивают её шаги, движения. И конечно же он очень нуждается в ласке и любви. На руках младенцу будет спать комфортно и уютно, но есть также отличное приспособление — слинг. Оно позволяет малышу чувствовать себя спокойнее, а маме эта чудо-вещь освобождает руки и дает возможность заняться делами, в то время как любимый малыш остается под чутким присмотром.

Что делать, если младенец не спит днем

  • Если вы действительно чувствуете неладное, то обратитесь за советом к своему педиатру. Лучше лишний раз перестраховаться, потому что иногда расстройство сна является симптомом серьезных заболеваний. К таким относятся заболевания ЦНС (центральная нервная система), нарушения дыхания, повышенное ВДЧ и др;
  • Обеспечьте ребенку регулярные прогулки и сон на свежем воздухе. Легкие наполняются кислородом, младенец легко засыпает под шум листвы, качание коляски. Превратите в привычку постоянные прогулки дважды в день, избегая только холодные дни и непогоду;
  • Создайте дома все условия для комфортного сна. Никакой нервозности в семье, спокойная и располагающая к отдыху обстановка поможет уснуть малышу;
  • В воду для купания малыша можно добавить целебные отвары трав — . Они окажут расслабляющее действие, обеспечивая младенцу крепкий сон;
  • Сшейте сами небольшую подушечку-саше с наполнителем — травой валерианы. Положите саше в кроватку ребенка. Сон будет более спокойным и крепким;
  • После захода солнца исключите все активные игры, громкую музыку. Подготовка ко сну должна начинаться за несколько часов, чтобы ребенок был готов уснуть и не был эмоционально перегружен.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

На бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости - и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача - установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Грудное вскармливание ставит перед новоиспечёнными мамами серьёзные вопросы, один из которых – как определить, что ребенок не наедается грудным молоком.

Эта проблема особо беспокоит в первый месяц жизни грудничка и не теряет актуальности до окончания первого полугодия, когда жидкое и полезное питание остаётся зачастую единственным источником энергии для ребёнка.

От правильности действий матери зависит очень многое, ведь иногда женщина, неверно разглядев признаки недоедания, переводит младенца на искусственную смесь, отнимая у него идеальный продукт и необходимое тактильное общение.

По мнение некоторых мамочек, самые «говорящие» признаки недоедания грудничка выглядят следующим образом:

  • постоянный плач, который не связан с другими возможными причинами;
  • слабость ребёнка, невысокая активность;
  • беспокойное поведение, возникающее, как только малыш приближается к материнской груди.

Невзирая на общую известность этих фактов, кормящей матери не следует воспринимать их слишком серьёзно. Безусловно, они действительно говорят о детском неблагополучии, однако не о том, что малыш голоден, а о том, что у него имеются проблемы с кишечником.

Если наблюдаются все эти симптомы, то, вероятно, у ребёнка колики. В этом случае он дополнительно поджимает ножки к животу и плачет после прикладывания к груди.

Ещё одна распространённая родительская ошибка – чрезмерно частые взвешивания малыша, например, после каждого приёма пищи. Увидев, что прирост в весе небольшой, родители начинают нервничать и в итоге принимают решение о докармливании смесью.

К симптомам недоедания новорождённого часто относят и трудности с засыпанием и беспокойное поведение во время сна.

К примеру, малыш может ощущать материнскую нервозность, просто родился чрезмерно тревожным или немного приболел. Женщине важно узнать точную информацию о «сонных» нормативах, которые актуальны на каждый месяц жизни и стараться укладывать ребёнка через проведённые временные интервалы.

Проверка мокрых пелёнок

Эксперты по ГВ утверждают, что есть лишь два точных метода установить, что ребенок не наедается грудным молоком: проверка мокрых пелёнок и оценивание прибавки массы тела за месяц.

Ещё один признак голодного грудного ребёнка – причмокивание губками, язычком, сосанье пальчика, кулака или краешка пелёнки.

Кроме того, поскольку материнское молоко считается и питанием, и питьём для крохи, слишком сухая кожа также может стать свидетельством его недоедания.

Итак, вы определили, что малыш остаётся голодным в течение суток, теперь необходимо выявить причины, которые мешают оптимальной лактации и приводят к недоеданию. Поскольку во вскармливание вовлечены и мать, и грудничок, рассмотреть процесс питания нужно со всех сторон.

Причины недостатка молочка часто бывают обусловлены неверным поведением матери (либо её окружением) в лактационный период:

Ещё одна вероятная причина – слишком частое , приводящее к переизбытку этого продукта. Вообще молочный секрет бывает передним и задним. Переднее молочко более жидкое и содержит меньше жиров («пустое»), именно оно и вырабатывается при частом сцеживании.

Заднее молочко – жирное, а, значит, отличается большей питательностью и насыщаемостью. Малыш может наедаться только задним молоком, ведь жирное питание не так быстро переваривается и оставляет чувство насыщения на более длительный период.

Младенец может оставаться голодным, если процессу кормления создают помехи:

  • колики, которые усиливаются во время приёма пищи;
  • заложенность носа либо повреждение полости рта;
  • неверное захватывание груди.

Обнаружить недостатки кормления поможет следующий эксперимент: когда даёте ребёнку грудь, послушайте, как он глотает. Нормальное соотношение – два-три сосания перемежаются одним глотком (в первые минуты кормления малыш должен делать много сосаний, чтобы усилить отток молока из груди). Если глотательных движений мало, кроха останется голодным.

Если ребенок не наедается грудным молоком, то начинает капризничать, раздражаться, а также плохо растёт и отстаёт в развитии. Обнаружив, что младенцу в первый месяц не хватает пищи, не нервничайте, так как нервозность лишь усугубит ситуацию.

Прислушавшись к следующим советам экспертов по грудному вскармливанию, вы сможете улучшить лактацию и правильно организовать кормление ребёночка:

  1. Постарайтесь . При натуральном вскармливании грудные желёзы выделяют оптимальное количество молока в ответ на стимулирование ребёнком сосков. То есть ребёнок должен есть всякий раз, когда захочет.
  2. Как понять, что ребенок наелся? Сытый новорождённый отпускает сосок самостоятельно , вот почему не рекомендуется прерывать приём пищи по вашему желанию.
  3. Убедитесь, что прикладываете кроху верно. Правильная поза: ротик распахнутый, ребёнок должен захватывать как сосочек, так и ареолу, слышатся лишь глотания, другие звуки отсутствуют.
  4. Установите пару-тройку комфортных положения для вскармливания, чтобы можно было их чередовать. Верная позиция – детский затылочек, шейка и спина расположены на прямой черте. Чтобы ребёнок не поворачивал головку и не тянулся до груди, сосок должен находиться рядом с его ртом.
  5. Пробуйте кормить одной грудью за один приём пищи , чтобы младенец смог высосать и переднее молоко, и задний продукт.
  6. Не бойтесь будить ребёнка, чтобы покормить. Днём он не должен спать больше трёх часов подряд, в ночное время – более 5-6. Перед приёмом пищи кроху можно умыть прохладной водичкой или же раздеть, чтобы активизировать все процессы.
  7. Откажитесь хотя бы в первый месяц жизни ребёнка от бутылочек. Сцеженное молоко лучше давать с помощью ложечки или пипетки. Это необходимо, чтобы кроха не привык к пустышкам.
  8. Устраивайте себе отдых , пока есть такая возможность – ребёнок спит, или с ним нянчатся родственники.
  9. Пересмотрите свой рацион , включив в него больше углеводной и белковой пищи. Не употребляйте продукты, которые могут повлиять на привкус молока. Также необходимо пить нужный объём тёплой жидкости.
  10. Если отмечаются какие-либо признаки неблагополучия, обязательно показывайте малыша специалисту.

Чтобы облегчить процесс кормления, можно приобрести особую подушку. Такое приспособление помогает правильно прикладывать ребёнка к груди, уменьшать нагрузку с материнской спины.

Уютная процедура вскармливания, удобная подушка, приятная музыка позволит создать комфортную атмосферу для приёма пищи и получить удовольствие от самой процедуры.

Неопытные мамочки нередко прислушиваются к советам подружек или просто распространённым мифам, касающимся грудного вскармливания, и сами решают, что ребёнок не наедается. А это уже чревато неверным выбором, который может навредить младенцу.

Если вам кажется, что ребёнок плохо кушает и не наедается в течение суток, обязательно обратитесь к доктору. Он максимально точно установит вероятные факторы, провоцирующие недоедание, порекомендует способы улучшения грудного вскармливания или же предложит выбрать оптимальную молочную смесь для докармливания.

Самое же важное в такой ситуации – не волноваться понапрасну, а сохранять позитивный настрой, который обязательно передастся малышу!

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Проблемы с аппетитом могут возникнуть у малыша в любом возрасте. Однако грудной ребенок, как никто другой, нуждается в поступлении в организм всех необходимых для правильного роста и развития компонентов. Мамочки и опытные педиатры должны быстро установить, почему младенец не хочет кушать. Причин такой негативной ситуации множество. Чаще всего ситуация возникает на фоне изменения вкуса грудного молока или смеси. В старшем возрасте грудничок отказывается от еды при попытке ввести в его рацион прикорм.

Проблемы с основным питанием

У ребенка в возрасте от года формируются свои индивидуальные предпочтения в пище. Однако до этого отказ от груди или смеси может вызвать серьезные опасения за состояние здоровья малыша. Если ребенок не хочет есть, то в его организм перестают поступать все необходимые для правильного роста и развития компоненты. Новорожденный может отказаться от смеси. Такую ситуацию без внимания оставлять не следует. Она говорит о наличии серьезных проблем с пищеварением или в работе других внутренних органов.

Мамочка должна внимательно следить за ребенком в период кормления. Если он неправильно захватит грудь, то в его пищевод вместе с молоком начнет попадать воздух. Такая ситуация приведет к боли и спазмам. Кроха начинает крутиться и сильно раздражаться в период поглощения пищи. После кормления такие дети обильно срыгивают. Если у мамочки возникают сомнения относительно правильности захвата соска, то она должна попросить патронажную сестру понаблюдать за процессом. При обнаружении нарушений в положении она поможет быстро и эффективно их устранить.

Во время грудного вскармливания ребенку может доставлять дискомфорт сильная струя молока. Такая ситуация наблюдается в случае скопления большого количества жидкости. Кроха начинает захлебываться и может даже подавиться. Сильный поток гарантированно не понравится, поэтому он начнет отказываться от еды.

Устранить проявление можно путем сцеживания небольшого количества жидкости перед началом процедуры. На сегодняшний день большой популярностью также пользуются специальные соски, которые благодаря своей конструкции уменьшают давление.

Опытные родители знают, что вкус молока напрямую зависит от рациона матери. Ребенок не ест, если чувствует негативные изменения. Именно поэтому на определенный период из рациона рекомендуется исключить сладкие и соленые блюда. Они изменяют вкус напитка в негативную сторону.

Мама должна заинтересовать ребенка едой

Различные патологии

Грудничок отказывается есть, если у него есть врожденная патология, которая мешает данному процессу. Далеко не всегда ее удается рассмотреть на обычном осмотре в роддоме. Из-за короткой уздечки грудничок не может правильно захватить сосок. Такую ситуацию удается разрешить очень быстро путем обычного хирургического вмешательства.

Если грудничок плачет во время кормления , то у него подозревают наличие определенных проблем в работе кишечника. При этом он может отказываться как от бутылочки, так и от груди матери. В таком случае необходимо разобраться в причинах негативной клинической картины:

  • У новорожденных повышается риск колик, которые могут привести к отказу от питания. Такая клиническая картина наблюдается практически у всех детей до четырех месяцев. Избавиться от симптома помогают чаи. С их помощью удается свести к минимуму газообразование. Мамочке также рекомендуют выкладывать кроху на животик или регулярно выполнять специальные массажные упражнения.
  • У малышей возникают неприятные ощущения в области животика в том случае, если в кишечнике активно развивается дисбактериоз. Сразу после появления на свет микрофлоре кишечника еще потребуется определенный период для формирования. Нарушение можно диагностировать посредством проведения лабораторных анализов или визуальной оценки консистенции кала. Если в стуле есть явные примеси зеленого цвета, то необходимо немедленно обратиться за консультацией к педиатру. Быстро и эффективно устранить ситуацию позволяет прием пробиотиков. Правильно назначить их сможет только врач.

Отказаться от очередного приема пищи маленький человек может в случае мигрени. Негативную роль играют также громкие звуки и погодные условия. Устранить неприятное проявление может влажный платок или Нурофен. Таблетки следует давать только в случае крайней необходимости.

Достаточно часто дети при поглощении пищи начинают отвлекаться. Таким образом они пытаются изучить обстановку вокруг. Именно поэтому в период кормления в комнату не должны входить посторонние. Благодаря этому процессу удастся придать интимности. Ребенок сможет сосредоточиться и хорошо поесть.

Малыш часто спит и отказывается от груди в том случае, если у него плохое самочувствие.

На фоне болезненных ощущений различного характера ребенок может отказаться от еды:

  • Если во время сосания груди кроха захватывает большое количество воздуха, то возможно у него заложен нос. Его необходимо освободить посредством жгутиков или аспиратора. Благодаря этому кроха сможет снова дышать в полном объеме.
  • При различных болезнях ушей у ребенка усиливается дискомфорт во время сосания груди. Отказ от пищи происходит во время отита. Родители смогут провести диагностику самостоятельно. Для этого необходимо слегка надавить на козелок. При наличии воспаления внутри уха кроха начнет сильно плакать. Родителя в таком случае рекомендуется немедленно посетить кабинет лора. Малыша нельзя оставлять голодным. Лучше всего его кормить с помощью ложки.
  • Негативная клиническая картина наблюдается у ребенка при молочнице или стоматите. При этом у него появляются небольшие белые пятна по всей ротовой полости. Они могут окрашиваться также в красный. Лечение в домашних условиях не даст необходимый эффект. Его должен назначить врач. Для устранения болезненных ощущений рекомендуется протирать воспаление слабым раствором из пищевой соды. Для его приготовления одну чайную ложу порошка следует развести в 200 граммах кипяченой воды.

Период роста зубов

Отказаться от груди грудничок может по причине чрезмерной отечности десен. Ситуация считается характерной в период роста зубов. Малыш не только отказывается от пищи. Его общее самочувствие усугубляется за счет выделения большого количества зубов. Нормализовать ситуацию можно с помощью геля с обезболивающим эффектом.

Некоторые дети вполне могут насытиться небольшой порцией молока. Такие обстоятельства должна учитывать мамочка. Кроха при этом остается бодрым и веселым. Он продолжает радоваться жизни и нормально набирает вес. В таком случае не следует беспокоиться по поводу его недоедания.


Аппетит у грудничков ухудшается в период роста зубов

Проблемы при введении прикорма

Питание ребенка с каждым месяцем должно становиться более обширным. В противном случае он не сможет наесться молоком матери или смесью. Необычные вкусы и твердая консистенция достаточно часто провоцируют существенное снижение аппетита.

Для правильного роста и развития организм крохи должен получать достаточное количество витаминов и минералов. По мере взросления кишечник становится готовым к перевариванию новых сортов. Именно поэтому ребенок все чаще просит овощи или фрукты.

Если малыш начинает внезапно отказываться от пюре и каш, то необходимо срочно выяснить причины такого негативного проявления. Иногда крохи отказываются от прикорма в случае сильной психологической нагрузки. К примеру, они привыкли к молоку или смеси, поэтому не хотят есть ничего другого.

Педиатры советуют вводить любой новый продукт в рацион постепенно. Предварительно в него необходимо добавить небольшое количество молока или смеси. Благодаря этому кроха получит дополнительный период для привыкания к вкусу. Кишечник также не испытает сильный стресс и не пострадает от нагрузки. При наличии отказа от употребления пищи лучше всего на время убрать еду из рациона. Однако в таком случае объем основной пищи также увеличивается.

Ребенок может капризничать в том случае, если его не устраивает консистенция конкретного блюда. Еда должна быть достаточно жидкой, но не густой. В таком случае он гарантированно будет кушать ее с большим удовольствием.

Грудничок старается быть максимально похожим на своих родителей. Именно поэтому необходимо на собственном примере показывать ребенку, как необходимо правильно питаться. За завтраком не следует есть бутерброды, а наложить себе кашу, которая находится в тарелке ребенка. Если вся семья будет питаться правильно, то и он сможет получить максимальное удовольствие от данного процесса. Рекомендуется в обязательном порядке есть кашу по утрам.

Не следует заставлять кроху съедать все до последней ложки. Даже пюре достаточно тяжелая пища, поэтому может оказать негативное воздействие на молодой организм. Дополнительно следует отметить, что насыщение наступает даже в случае поглощения небольшой порции.

Меню грудничка должно быть составлено таким образом, чтобы в нем было максимальное разнообразие. К примеру, если малыш не пришел в восторг от пюре из тыквы, то его следует временно убрать из рациона. Обязательно следует давать ребенку каши. Если ему не понравился конкретный вид, то его вполне возможно заменить на другой. Некоторые крохи протестуют до последнего против ввода прикорма в рацион. В таком случае рекомендуется периодически возвращаться к молоку или смеси. Через определенный период грудничок привыкнет и станет сам просить любимые блюда.


Рекомендуется предложить ребенку самостоятельно выполнять все действия

Немаловажное значение имеет соблюдение режима питания. Малыша следует кормить в определенное время. Его меню также должно примерно повторяться изо дня в день. Лучше всего, если на завтрак каждый день будет каша, обед – суп, а после сна – творожок или пюре из фруктов. После установления конкретного графика у ребенка гарантированно выработается достаточный уровень консервативности.

Непосредственно сам по себе процесс приема пищи должен быть увлекательным и интересным. Психологи рекомендует привлечь ребенка к процессу выбора баночки или отдельного вида каши, которую маме необходимо приготовить. Благодаря этому ему будет позже намного интереснее кушать.

Приучить ребенка в новой пище помогают также ужины напоказ. При этом следует собрать всех членов семьи, которые будут с большим аппетитом поглощать блюда. Однако они должны быть в точности похожи на пюре или кашки. В противном случае должный эффект получен не будет. Чаще всего такие трапезы привлекают максимальное внимание.

У грудных детей отказ от приема пищи чаще всего носит временный характер. Причина кроется в росте зубов, плохом самочувствии после прививки. Аппетит ухудшается на фоне ослабленного организма из-за простудных или вирусных болезней. Негативную роль может также сыграть ухудшение погодных условий. Родители отмечают, что их дети часто плохо едят в случае невысокой активности в течение дня. Ведь тогда не возникает необходимости восполнять недостаток энергии.